Общая характеристика эмоций, их виды и функции.
Эмоции(в переводе — волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.
Эмоции являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации.
Свойства эмоций
Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).
Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).
Классификация эмоций
В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.
Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).
Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.
Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.
Чувства (высшие эмоции) – особые психол. состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:
Моральные (нравственно-этические).
Интеллектуальные, практические.
Психологические теории эмоций
В XVIII – XIX вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)
«Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.
«Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.
Круг Папеса и теории активации. Эмоция – это не функции отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, называется «Кругом Папеса».
Когнитивные теории эмоций. Они открывают природу эмоций через механизмы мышления.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют ког-нитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.
Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций:
Эмоция = П х (Ин – Ис). П – актуальная потребность. (Ин – Ис) – оценка вероятности.
Существуют различные школы, что определяет разность определений и классификаций.
Джемс-Ланге. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций. В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния. Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма, возникают эмоции через систему обратных связей. «Мы огорчены от того, что плачем, а не плачем от того, что огорчены». Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.
Психоанализ. Реакции связаны с влечениями. Причина возникновения – рассогласованность желаемой ситуации с действительной.
Бихевиоризм. Сопутствующая реакция на определенный стимул. Представления об эмоциях обеднены тем, что не рассматривается центральное звено, а рассматриваются подкрепления. Они могут быть положительными и отрицательными, соответственно эмоции бывают тоже как положительные так и отрицательные. Не воспринимаются как внутренние переживания (горе от тоски ничем не отличается).
Когнитивная психология – есть нормальная экспериментальная база.
Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига. Оказывают влияние два фактора: когнитивный, психол.
Рубинштейн. Эмоция – это нечто связанное с определенным возбуждением опреде-ленных участков в подкорковых структурах – реакция на стимул, чувства – до стимула, то что может быть вербализовано, или уже вербализовано, раз вербализовано, значит осознано. Эмоции и потребности. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека. Эмоции – конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему.
Леонтьев. Теория эмоций строится на Деятельности. В ней утверждается, что поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.
Психофизиологические механизмы
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражатель-ной функции мозга – эмоции (от лат. возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражается в форме переживаний.
Житейское понимание слова «чувства» настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это обозначение ощущений (боль), возвращение сознания после обморока («прийти в чувство») и т.п. Нередко и эмоции называют чувствами. В действительности же строго научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам. При этом, в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь.
Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене – радость, а при провале – разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывают, что эмоции и чувства – это не одно и то же.
Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством их нетождественности является и более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.
И те и другие могут быть положительными и отрицательными.
Эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного периживания субъктом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. (словарь)
1. Ч.Дарвин (1872 Выражение эмоций у животных и человека). Доказал, что эволюционный подход применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека нет непроходимой пропасти. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспресивно-телесных движениях много общего у антропоидов и новорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, котоорая получила название эволюционной. Эмоции появились в процессе эволюции живых существ, как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, есть ничто иное, как рудименты приспособительных реакций организма.
2. У.Джемс К.Ламе. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для развитых эмоций – любопытство, восторг, страх, гнев и волнение. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса – Ламе являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратной связи, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала, под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения, возникает сама эмоция.
3. У.Кеннон. отметил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении различных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недоста…. для того, чтобы объяснить качество различия в высших эмоциональных переживаниях. Внутренние органы представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же возникают и развиваются достаточно быстро.
П.Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания – один хрен… связанные с ними возникают почти одновременно.
4. Активационная теория Линдсея – Хабба – Бабба. Эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Основные положения: ЭЭГ-кая картина коры головного мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с действием ретикулярной формации. Бессмысленно, но красиво… Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний – их силу, продолжительность, изменчивость.
5. Теория конитивного диссонанса Л.Фестингера. положительные эмоциональные переживания возникают у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, то есть когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемым и действительным есть значительная разница, несоответствие, диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса переживаются человеком как дискомфорт – он стремится от этого избавиться – двойной выход: изменить когнитивные ожидания так, чтобы они соответствовали результату. Или попытаться получить новый результат, который бы все-таки совпал с ожиданиями.
6. С.Шехтер – когнитивно-физиологическая теория. На возникновение эмоциональных состояний помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений влияет прошлый опыт человека и оценка ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и понятий.
Чувства – высшая форма эмоционального отношения чел. к предмету и явлениям действительности, отлич. относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в личностном развитии.
Чувства отличаются от эмоций глубиной, устойчивостью, постоянством. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание рефлексии. Чувства же носят предметный характер, связыватся с представлением или идее о некотором объекте. Другая особенность чувств – они совершенствуются, развиваются, образуют ряд уровней от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящихся к духовным ценностям и идеалам. Чувства – продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми. Чувства выполняют мотивирующую роль в жизи и деятельности человека, в индивидуальном развитии социализирующую роль. Общее между эмоциями и чувствами – регулятивная функция, ориентирую человека, поддерживают деятельность. Поддерживают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеоторный характер и находятся как бы вначале его. Они пвоспринимаются человеком в качестве своих внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции и чувства – личностные образования, они характеризуют человека социалльно-психологически.
Определение, классификации и функции эмоций
Эмоции – форма адаптации к реальности, чтобы в ней можно было действовать. Внутренняя регуляция деят-ти.
Связь эмоции с потребностями (Рубинштейн)
Эмоция – это психическая представленность, отражение актуального состояния потребности. Потребности организма прямо выражаются в эмоциях. Потребности личности – косвенно.
Глобальность эмоц отношения к миру, познание вторично. Единство аффективного и интеллектуального.
Свойства эмоций:
выражет состояние сб и его отношение к объекту
полярность (связано с древностью)
субъективность
участие в побуждении деятельности
Связь эмоции с деятельностью (Леонтьев)
Эмоция – это психическая представленность или отражение смыслов, образуемых мотивом. Эмоции – это путь к познанию мотивов:
природные смыслы (полезно/вредно)
социальный
личностный – образован ведущим мотивом (истинно/ложно для развития личности на данном этапе)
Чувства в психологии: виды, понятие и функции
Психология призвана найти ответы на самые сложные вопросы о психической деятельности. К таким вопросам относится понимание и разделение эмоций, чувств. В отличие от философов и литераторов, психологи рассматривают их комплексно. Чувства в психологии — совокупность психофизических реакций.
Понятие и этапы формирования
Чувство часто путают с эмоциями. Эти феномены человеческой психики взаимосвязаны, но не являются взаимозаменяемыми. Чувства — особая форма отношения личности к окружающему миру, которая возникает как ответная реакция на соответствие или несоответствие актуальным потребностям. Они отличаются устойчивостью, силой проявления. С их помощью индивид выражает отношение к людям, явлениям, предметам, обозначает убеждения, особенности характера.
Чувственная реакция возникает в ответ на событие, происходящее в жизни индивида. Правильное формирование реакций необходимо для развития гармоничной здоровой личности. Это индивидуальный процесс, который начинается в раннем детстве. На формирование влияет семейная обстановка, локальная культура. В Испании принято бурно выражать чувства, а в Японии это — признак плохого воспитания.
Чувства принято делить на низшие, высшие. К низшим относятся физиологические проявления: голод, усталость. К высшим относятся проявления, связанные с духовным миром: восхищение, сопереживание, эмоциональная привязанность. Наличие высших чувств отличает человека от животных.
У чувственных переживаний есть объектная привязка. Индивид не может испытывать их к ситуации или явлению, только к конкретному действующему лицу, предмету. У чувств может не быть внешних проявлений: проживая их внутри, внешне индивид остается спокойным. Часто они невербальные — невысказанные.
Мимолетные проявления возникают, когда взаимодействие с предметом было кратким. Чтобы сформировалась устойчивая связь, нужен продолжительный контакт. Именно так развиваются влюбленность: если человек лишен возможности видеть предмет обожания, влюбленность быстро проходит. Если он ежедневно может смотреть хотя бы на портрет, то влюбленность будет только подпитываться и укрепляться.
Возрастные этапы развития
Развитие чувств в раннем детстве — важный, сложный процесс. Он происходит поэтапно:
- Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность — физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его.
- От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте со взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, настороженность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт.
- 6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным.
- 1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое. В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет — у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем.
- 1,5–2 г. Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать.
- 2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понравится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь.
- 2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целостное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность и стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.
Развитие чувств продолжаться до окончания подросткового возраста. Первые годы жизни формируют основу, которая поможет ребенку отличать чувства от эмоций.
Адаптация ребенка в коллективе
Качественная характеристика
У чувств есть характеристики, которые отличают их от других эмоциональных проявлений:
- Валентность — разделение на положительные, отрицательные и амбивалентные (двойственные). Возникновение амбивалентных проявлений говорит о богатом жизненном опыте, отсутствии категоричности. Амбивалентность характерна для людей с высоким уровнем интеллекта.
- Интенсивность — сила проявления. По интенсивности можно определить главные и второстепенные чувства, оценить способность человека к самоконтролю, развитие силы воли.
- Содержание — значение для человека объекта, по отношению к которому он проявляет чувства.
- Стеничность — побуждение к действию, стремление выразить чувство. Если человек пытается сдерживать проявления, это называется астеничностью.
Интенсивность проявления чувств определяет поведение индивида, отношение к нему других людей. Эмоции всегда искренние, а демонстрация чувств может быть заранее спланированной.
Функции и значение
Задача чувств — получать, классифицировать информацию о предметах. Также у них есть отдельные функции:
- отражательная — помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
- стимулирующая — побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
- подкрепляющая — помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
- переключательная — подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
- приспособительная — формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
- коммуникативная — влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.
Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.
Крайняя степень проявления педагогической запущенности у детей-маугли, выросших вдали от людей. Они не различают проявления других людей, не умеют выражать чувства. Их психологическое развитие находится на уровне детеныша обезьяны.
Классификация по типам и сфере проявления
Чувства разнообразны и порой человек не может объяснить, что он испытывает. Чтобы упростить процесс оценки, следует использовать классификацию видов чувств в психологии:
- Предметные — относятся к базовым сферам человеческой действительности. Они показывают реакцию на различные действия окружающих: раздражение, восторг, удивление, злость.
- Интеллектуальные — стремление к новым впечатлениям: любопытство, предвкушение, сомнение.
- Эстетические — реакция на красивые, уродливые предметы: переживание восхищения, отвращения, наслаждения, неудовлетворения.
- Праксические — связаны с выбором деятельности. Определяют отношение к обязанностям: целеустремленность, жажда знаний, удовлетворенность.
- Моральные — отвечают за взаимодействие людей, личную оценку дозволенного, недопустимого: патриотизм, любовь, жестокость, эгоизм.
Сложные чувства нельзя отнести к одной категории, это всегда связка из 2–3 разных переживаний. Например, любовь может побуждать к получению знаний, смене деятельности, раскрытию потенциала. Обида может вызвать раздражение, отчаяние, апатию.
Влияние на настроение
В психологии настроение — эмоциональное состояние в конкретный момент времени. Настроение редко сопровождается сильной эмоциональной реакцией, но влияет на все виды деятельности. Оно создает фон, который определяет скорость, эффективность работы. В норме настроение устойчиво. У индивидов с сильной нервной системой оно сменяется реже, у чувствительных людей смена происходит часто.
У настроения беспредметный характер. Даже если человек понимает, что конкретно вызывало недовольство, плохое настроение распространяется на деятельность, отношения. Настроение влияет на чувства. В плохом настроении люди испытывают раздражение, несправедливость по отношению к себе. В хорошем готовы на бескорыстные поступки, благосклонное отношение к неприятному человеку.
Сходства и различия с эмоциями
У эмоций и чувств в психологии есть неразделимая связь: они формируют эмоциональный фон. Часто индивид не видит между ними разницы. Но они различаются продолжительностью, глубиной, степенью проявления.
Чувство — глубокое, устойчивое отношение человека к событию, явлению. Оно часто скрыто, его можно сознательно подавлять, маскировать. Сдержать эмоции сложнее. Они возникают как короткий всплеск, мимолетная реакция. Эмоции проявляются бессознательно. Чувства — осознанные проявления, направленные на конкретную цель. Эмоции можно испытывать без внешнего раздражителя. К примеру, индивид испытывает сильное эмоциональное волнение, когда слушает музыку, смотрит фильм. Он сопереживает выдуманным персонажам.
Испытывая эмоции, человек выдает субъективную оценку происходящему. Она зависит от особенностей его нервной системы: флегматики малоэмоциональны, а холерикам сложно себя сдерживать. Сангвиники легко переживают сильные эмоции, меланхолику они доставляют неудобства. Изменить особенности нервной системы нельзя, но научиться контролировать эмоции можно. Для этого индивид должен различать эмоции и чувства, не бояться негативного спектра эмоций.
Темы исследования эмоций — IResearchNet
Психология > Социальная психология > Темы исследования социальной психологии > Темы исследования эмоций
Эмоции Определение
Эмоции можно определить как психологические состояния, которые включают мысли и чувства, физиологические изменения, экспрессивное поведение и склонность к действию. Точная комбинация этих элементов варьируется от эмоции к эмоции, и эмоции могут сопровождаться или не сопровождаться явным поведением. Этот комплекс состояний и поведения запускается событием, которое либо переживается, либо вспоминается. Кто-то оскорбляет вас. В зависимости от характера оскорбления и вашего восприятия того, в какой степени оно предназначалось или не предназначалось для того, чтобы причинить вам боль, вы можете почувствовать злость или раздражение. Если вы злитесь, ваше лицо может покраснеть, ваше сердце может биться чаще, ваши кулаки сжимаются, и вам приходят мысли о возмездии. В некоторых случаях вы можете принять меры против оскорбляющего человека. Через несколько дней воспоминание об оскорблении может вновь вызвать, по крайней мере, некоторые черты первоначальной эмоциональной реакции. Точно так же можно привести четкие случаи эмоций для страха, радости, любви, отвращения и печали, среди многих других. Однако есть и менее четкие эмоции, поскольку они не всегда связаны с изменениями в физиологических или мотивационных состояниях и не всегда приводят к изменению поведения. Возьмем пример сожаления. Приняв решение или предприняв действия, которые обернулись неудачей, человек вполне может испытывать сильное сожаление, но это субъективное переживание обычно не сопровождается изменениями в физиологии или поведении. Подробнее об эмоциях.
Темы исследования эмоций:
Социальная жизнь эмоций
Хотя большая часть исследований эмоций имеет ярко выраженный социально-психологический оттенок, исследователи эмоций начали более явно обращаться к социально-психологическим проблемам, а социальные психологи начали включать эмоциональные концепции и измерения в свои исследования эмоций. Основные социально-психологические проблемы. Таким образом, с одной стороны, есть исследователи эмоций, которые изучают социальные или самосознательные эмоции, такие как стыд, вина, смущение, зависть и ревность — эмоции, которые зависят от реального или воображаемого социального контекста. Важность этой работы заключается в том, что она рассматривает эмоции как встроенные в социальный контекст и тем самым помогает уравновесить неявное предположение многих теоретиков о том, что эмоции — это, по сути, личный опыт, который возникает из оценок социально изолированными людьми последствий событий для их личного опыта. благополучие. Также следует отметить в этой связи исследователей эмоций, которые изучают влияние культуры на эмоциональный опыт и выражение. Этот тип исследования ясно показывает, что способы, которыми культуры продвигают определенные виды ценностей (например, честь) или самоинтерпретацию (например, самость как автономного агента), оказывают влияние на условия, в которых эмоции переживаются и общался.
Вернуться к списку тем социальной психологии.
← Темы исследований по принятию решений Темы исследования групп →
Первичные эмоции: определение, схема и пример
«У меня отвисла челюсть на пол!» Это распространенное выражение универсально предназначено для обозначения чувства удивления. Хотя мы все ощущаем этот мир совершенно по-разному, мы можем найти точки соприкосновения в том, как мы выражаем и воспринимаем наши основные эмоции.
- Определим первичные эмоции.
- Мы обсудим разницу между первичными и вторичными эмоциями.
- Мы рассмотрим примеры первичных эмоций, а затем диаграмму первичных эмоций.
- Мы рассмотрим различные теории и концепции первичных эмоций в психологии.
Первичные эмоции Определение
Эмоции — одна из важнейших черт человеческой природы. Наши эмоции помогают нам выживать, мотивируют наше поведение и предоставляют ценную информацию при взаимодействии с другими людьми. Книга Чарльза Дарвина Выражение эмоций у человека и животных заложила основу для широко распространенного мнения о том, что люди обладают универсальными эмоциями. В 1960 году, после серии экспериментов по изучению эмоций и выражений лица, Пол Экман определил шесть первичных или базовых эмоций.
Первичные эмоции (или базовые эмоции) — это основные эмоции, испытываемые людьми, включая гнев, страх, отвращение, печаль, счастье и удивление.
Первичные эмоции общепризнаны, а это означает, что все люди рождаются со способностью распознавать эти эмоции, за исключением тех, кто страдает нарушениями развития, такими как расстройство аутистического спектра. Даже младенцы будут плакать, если кто-то кричит и злится, или улыбаться, когда видят, что кто-то счастлив и улыбается.
Первичные эмоции — это наши автоматические реакции в ситуации, которые обычно связаны с выражениями лица и физиологическими реакциями , похожие у разных людей и культур. Мимика позволяет выражать наши основные эмоции без необходимости словесного общения. Хотя первичные эмоции принципиально универсальны, они могут различаться по интенсивности и не всегда возникают изолированно. Мы можем злиться и бояться, когда кто-то подрезает нас на дороге, или испытывать печаль и отвращение, когда видим в новостях расовую несправедливость.
Первичные и вторичные эмоции
Первичные эмоции, особенно в терминах Дарвина, вряд ли являются пределом эмоционального опыта человека. За многими первичными эмоциями следуют вторичные эмоции или сложные эмоции.
Вторичные (сложные) эмоции — это чувства, которые человек испытывает в ответной реакции на свои чувства.
Другими словами, вторичные эмоции — это наши чувства по поводу чувств. Вторичные эмоции, в отличие от первичных, не возникают естественным образом. Они усваиваются либо через семейные, либо социальные влияния. Например, если человека в детстве упрекали каждый раз, когда он грустил и плакал, позже в жизни он может испытывать стыд или страх за то, что ему грустно и хочется плакать.
Когнитивная обработка требуется для вторичных эмоций, тогда как первичные эмоции не требуют повторного мышления. Первичные эмоции проявляются сильно, но длятся недолго, в то время как вторичные эмоции могут быть длительными и даже усиливаться со временем. Они могут состоять из нескольких других эмоций в одну, что делает их менее узнаваемыми. Кроме того, вторичные эмоции, в отличие от первичных, не будут выглядеть одинаково у разных людей и культур. Примеры вторичных эмоций включают в себя вину, разочарование, раскаяние, негодование и замешательство.
Примеры основных эмоций
Психолог Роберт Плутичк предложил восемь основных эмоций: гнев, страх, печаль, удивление, отвращение, радость, ожидание и доверие.
Давайте рассмотрим несколько примеров этих шести основных эмоций.
Гнев
Гнев — это эмоциональное состояние, при котором человек чувствует, что с ним плохо обращаются или ему мешают в достижении цели. Гнев может быть одной из самых опасных эмоций в самом крайнем его проявлении и может спровоцировать агрессивное поведение. Несправедливость, предательство, неприятие, обида или вид, что кому-то больно, или даже гнев другого человека могут вызвать у нас гнев. Тот, кто злится, может кричать, потеть, сжимать челюсти или кулаки или выпячивать грудь, чтобы казаться больше.
Выражение лица гнева:
- Плотно сжатые губы
- Жесткий взгляд/широко раскрытые глаза
- Брови опущены и сведены вместе
Страх
Одна из наших самых основных эмоций – это страх. Хотя страх часто имеет негативные коннотации, он является ключом к нашему выживанию как вида; это то, что запускает нашу реакцию «бей или беги». Мы испытываем страх в ответ на эмоциональную, физическую или психологическую угрозу. Эти угрозы могут быть реальными или воображаемыми. Без страха мы можем не распознать, когда нам нужно справиться с потенциальными угрозами. Большая способность справляться снижает интенсивность страха. Постоянный страх может в конечном итоге стать хронической тревогой, что приведет к другим возможным расстройствам.
Испуганное выражение лица:
- Напряженные нижние веки
- Поднятые верхние веки
- Опущенная челюсть/губы вытянуты назад
- Брови приподняты
Fg. 1 Одной из наших самых основных эмоций является страх.
Отвращение
Отвращение часто возникает из чувства отвращения или отвращения к чему-либо. Интенсивность этого чувства может варьироваться от легкой неприязни до крайней реакции. Оскорбительные, ядовитые или загрязняющие вещества чаще всего вызывают чувство отвращения. С эволюционной точки зрения отвращение должно удерживать нас от вредных веществ или ситуаций. Некоторые триггеры отвращения, как правило, верны для большинства людей, например запах тела. Однако другие могут быть более индивидуально или культурно подвержены влиянию. Некоторые чувства отвращения не присутствуют сразу при рождении. В возрасте от четырех до восьми лет дети часто испытывают скорее отвращение , чем отвращение.
Отвратительное выражение лица:
- Слегка оттопыренная нижняя губа
- Верхняя губа в форме перевернутой буквы «U»
- Сморщенный нос
- Опущенные брови
Печаль
Печаль — это эмоция, характеризующаяся безнадежностью, разочарованием или горем, которая может быть вызвана потерей дорогого человека или объекта. Хотя грусть — это универсальная эмоция, которую испытывает каждый, ее причины часто носят личный и культурный характер. Другими словами, то, что делает одного человека грустным, может совершенно не повлиять на другого.
Печаль играет важную роль в освещении моментов, когда мы нуждаемся в утешении или поддержке. Печаль — более длительная эмоция. Однако, если она становится хронической и начинает мешать повседневной жизни, ее точнее охарактеризовать как депрессию.
Печальное выражение лица:
- Глаза смотрят вниз/опущенные веки
- Уголки губ опущены вниз
- Брови подняты и сведены вместе
Fg. 3 Печаль сигнализирует о потребности в утешении.
Счастье
Счастье, приятное эмоциональное состояние, характеризующееся чувством наслаждения, удовлетворения и удовлетворенности, является наиболее желанной из шести основных эмоций. Счастье может быть всеобщим или личным и переживается через наши чувства. Когда люди испытывают счастье, они часто описывают это чувство как легкое, энергичное или теплое. Это может сигнализировать о дружелюбии к другим, а также сообщать, что мы не являемся угрозой.
Счастье выражение лица:
- Сужение глаз/морщины вокруг глаз
- Приподнятые щеки
- Улыбка с отведенными назад губами и обнаженными зубами
Удивление
Удивление – это эмоциональное состояние, возникающее после встречи с внезапным или неожиданным раздражителем. Оно краткое, неожиданное и может быть как положительным, так и отрицательным. Эта эмоция предназначена для того, чтобы помочь нам определить, что происходит, и определить, находимся ли мы в опасности. В то время как другие эмоции также могут быть краткими, удивление всегда кратко. В течение нескольких секунд мы получаем представление о том, что происходит, и либо испытываем другую эмоцию, либо вообще не испытываем ее. Удивление не следует путать с испугом, который является скорее физическим рефлексом, чем эмоцией. Например, если мы напуганы, мы можем подпрыгнуть или задохнуться.
Удивленное выражение лица:
- Отвисшая челюсть
- Верхние веки подняты (нижнее нейтральное)
- Брови приподняты, но не сведены вместе
Первичные эмоции Таблица
Мы описываем свои эмоции, используя несколько разных слов или описаний. Однако обычно эти слова могут сводиться к одной или нескольким из шести основных эмоций. Ниже приведена таблица с некоторыми примерами.
Anger | Irritability |
Frustration | |
Bitterness | |
Humiliation | |
Resentment | |
Sadness | Grief |
Neglect | |
Guilt | |
Regret | |
Loneliness | |
Fear | Тревога |
Паника | |
Нервы | 9019Apprehensive |
Overwhelmed | |
Disgust | Disdain |
Distaste | |
Horrified | |
Revolted | |
Disappointment | |
Счастье | Радость |
Довольство | |
Hopeful | |
Playful | |
Powerful | |
Surprise | Perplexed |
Astonished | |
Shocked | |
Нетерпеливый | |
Изумленный |
Первичные эмоции в психологии
Горстка психологов подвергает сомнению само существование первичных эмоций. Они утверждают, что первичные эмоции — это не эмоции, а строительные блоки более сложных психологических черт. Кроме того, в то время как шесть выявленных основных эмоций принимаются многими психологами, другие определили дополнительные основные эмоции. Например, Кэрролл Изард (1977) определил десять основных эмоций, которые, по его мнению, наиболее часто проявляются в младенчестве. В первую очередь они основывались на выражении лица.
They include:
Anger
Fear
Joy
Disgust
Interest-Excitement
Content
Shame
Surprise
Вина
Радость
Наблюдение за выражением лица может помочь терапевту понять эмоциональные переживания своего клиента. Кроме того, как мы упоминали, первичные эмоции часто сопровождаются отчетливыми физиологическими реакциями. Терапевт может использовать эти знания, чтобы помочь клиентам с низким эмоциональным осознанием определить свои чувства. Напряженная грудь может означать страх или тревогу. Трепещущий живот может означать радость или волнение.
Обработка и определение первичных и вторичных эмоций может быть важным инструментом, помогающим справиться с эмоциями. Поняв наши первичные эмоции, мы можем получить представление о том, к чему нам следует двигаться, а от чего следует уходить. Первичные эмоции — это реакции либо на угрозу, либо на возможность. Чтобы обработать первичные эмоции, может быть полезно сначала определить, что вызвало эту эмоцию. Затем, присутствуя и памятуя о текущем моменте, мы можем обнаружить почему была вызвана эта первичная эмоция.
Чтобы справиться с вторичными эмоциями и обработать их, следует использовать другой подход. Во-первых, может быть полезно понять факты ситуации и настроить свои мысли так, чтобы они отражали правду. Часто наши вторичные эмоции укореняются в нас из-за прошлого опыта или даже травмы. Это может привести к неспособности видеть ситуацию объективно. Лучше притормозить и найти способ решить проблему. Определение того, какие первичные эмоции составляют наши вторичные эмоции, может улучшить наше самосознание.
Первичные эмоции — основные выводы
- В 1960 году, после серии экспериментов по изучению эмоций и выражений лица, Пол Экман определил шесть первичных или базовых эмоций: гнев, страх, отвращение, печаль, счастье и удивление.
- Гнев — это эмоциональное состояние, при котором человек чувствует, что с ним плохо обращаются или ему мешают в достижении цели.
- Одной из наших самых основных эмоций является страх . Хотя страх часто имеет негативные коннотации, он является ключом к нашему выживанию как вида и запускает нашу реакцию «бей или беги».
- Печаль — эмоция, характеризующаяся безнадежностью, разочарованием или горем, которая может быть вызвана потерей дорогого человека или объекта.