Разум и чувства: эмоциональная депривация
Депривация — это особое психическое состояние, когда человек не может удовлетворить свои самые необходимые жизненные потребности. Эмоциональная депривация — один из очень распространенных видов этого состояния. Она возникает, когда ребенку не демонстрируют свою любовь и понимание. В чем драматичность этого явления и какие условия нужны детям для здорового эмоционального развития, рассказывает доцент кафедры общей психологии ИОН РАНХиГС, кандидат психологических наук Татьяна Юдина.
В то время как когнитивному развитию ребенка уделяется повсеместное внимание, эмоциональная часть личности остается будто в тени и развивается автономно, без специального подхода и обучения, о ней даже принято немного умалчивать.
В итоге мы сталкиваемся с равнодушием, неустойчивостью, агрессией, инфантильностью, ранней депрессией и другими симптомами затянувшейся эмоциональной депривации.
Если эмоциональная часть личности хорошо развита, это отражает общее психологическое благополучие человека и значительно влияет на отношения, самоэффективность, принятие решений и самоопределение. Такой человек способен учитывать, понимать, регулировать и адекватно выражать свои эмоции и желания.
Когда человек прислушивается к своим собственным эмоциям, он с большей готовностью реагирует и на переживания другого, проявляет эмпатию и оказывает ему поддержку.
Принципиальное влияние на эмоциональное развитие ребенка и на процесс формирования у него сценариев поведения оказывает регулярное бытовое взаимодействие между родителем и ребенком. По большей части такое взаимодействие основано на обмене эмоциональными сигналами.
Эмоционально-поведенческие проявления родителей по отношению к ребенку — это фундамент для приспособления ребенка к окружающей среде, начиная с его рождения. Качество этого приспособления отразится на его эмоциональном развитии и отношениях ребенка со всем окружающим миром.
Конечно, нужно учесть, что ребенок рождается с индивидуальным набором свойств нервной системы, которые влияют на характер его эмоциональных реакций. Поэтому особенно важно создать такие условия в семье, в которых именно эти свойства могли бы учитываться и проявляться свободно на всех этапах взросления.
Таких условий всего два. Их вполне достаточно для развития эмоциональной свободы ребенка любого возраста.
Условие первое: чуткость и отзывчивость значимого взрослого
Как проявляются чуткость и отзывчивость по отношению к ребенку? Очевидно, что в разном возрасте ребенку требуются различные объем, качество и интенсивность обратной связи.
Для более глубокого погружения в каждый период развития необходима отдельная статья, но есть и общие моменты. Так, это всегда про внимательное отношение к актуальным потребностям ребенка и отклик именно на них, а не на собственные проекции и потребности, возникшие у родителя в данной ситуации.
Здесь уместно вспомнить известный анекдот про мальчика, который спрашивает у мамы: «Мама, я сейчас голоден или замерз?». Такое действительно может происходить: игнорирование родителем потребностей ребенка в итоге приводит к его неумению различать и выражать собственные чувства ни в детском, ни во взрослом возрасте.
Но не стоит впадать в крайности: отзывчивость — это не о том, что нужно во всем угождать ребенку. Например, если он просит сладкого, это не значит, что запрос нужно тут же удовлетворять. Попробуйте договориться, что сначала нужно пообедать, а потом можно взять конфету.
Под отзывчивостью и внимательным откликом имеется в виду умение дать понять ребенку, что вы услышали, увидели и поняли его сообщение, а также умение уточнить и прояснить в случае, если вы не уверены, что поняли его точно.
В ответ на сигнал ребенка отзывчивый родитель либо удовлетворяет его, либо нет — в зависимости от уместности и обстоятельств.
Самое важное, что благодаря обратной связи ребенок должен увидеть, услышать и понять, что его сообщение точно дошло до родителя.
В таких отношениях ребенку не нужно будет сдерживать эмоции или излишне их проявлять, чтобы добиться своего.
Дефицит чуткости и отзывчивости возникает, когда мама чрезмерно опекает и навязывается, или, напротив, ведет себя недоступно, отстраненно и холодно, или же она сосредоточена исключительно на физиологических нуждах ребенка.
В таких случаях баланс в двусторонних отношениях между родителем и сыном/дочерью нарушается. В результате ребенок будет напряжен, тревожен и недоверчив, у него не появится способность к выражению эмоций. Это и называется эмоциональной депривацией.
Как следствие, у такого ребенка будет возникать меньше интереса к миру, потому что его исследовательская (познавательная) деятельность может быть нарушена. В результате таких дисбалансированных отношений человек усвоит избегающую или созависимую модель отношений с миром.
Условие второе: свободный и открытый обмен эмоциями между родителем и ребенком
Это еще один очень важный фактор для благополучного эмоционального развития ребенка и его общего психологического здоровья.
Способность к открытому обмену эмоциями обеспечивается уровнем осознанности родителя, то есть умением взрослого наблюдать за своими эмоциями и мыслями, опознавать и называть их вслух, если того требует ситуация. Такой родитель свободно и уместно выражает при ребенке собственные эмоции и мысли и позволяет ему открыто выражать себя.
Свободный обмен эмоциями в семье обычно обеспечивает личности ребенка автономность суждений, способность к выражению индивидуальности, умение регулировать свое поведение в различных ситуациях.
Такой обмен возможен, когда родитель воспринимает ребенка как полноценную личность с автономными границами, то есть как отдельного человека.
Низкий уровень осознанности родителя сопровождается высокой импульсивностью, раздражительностью, неконтролируемым выплеском эмоций. Такому человеку свойственно шаблонное поведение, автоматическое следование социальным ритуалам и навязанным извне сценариям.
Неосознанный родитель часто запрещает ребенку выражать те или иные эмоции, навязывая рациональные объяснения, по сути, своим собственным негативным переживаниям: «Плачут только слабые, а если ты будешь слабым, тебя будут обижать другие… слабые добиваются малого… и пр.».
В семье, где родитель не осознает свои личные переживания и модели поведения, ребенка часто воспринимают как не обладающий своими границами объект воспитания, который требует корректировки, улучшения и приспособления под заданные рамки.
Что нужно делать? Короткие итоги
- Позвольте себе свободно выражать свои чувства и эмоции.
- Позвольте вашим детям свободно выражать свои чувства и эмоции, в том числе и по отношению к вам.
- Помните, что ребенок свободно проявляет только те чувства, которые встречают понимание у родителя.
- Позвольте ребенку не соответствовать неосознанно навязанным моделям поведения, которые гарантированно обеспечат вашу любовь.
- Пожелайте своим детям стать осознанными взрослыми, свободно выражающими мысли и чувства.
Фото: Коллекция/iStock
Депривация в психологии: что это простыми словами
Приветствую Вас, друзья!
С депривацией в своей жизни так или иначе сталкивался каждый из нас. Это слово часто используют психологи, да и в массовых статьях о самосовершенствовании оно встречается регулярно. При этом далеко не все правильно понимают, что такое депривация, часто путая её с фрустрацией и некоторыми другими явлениями. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой данное состояние, а также выясним, какие виды депривации существуют, как и почему она возникает и как от неё избавиться. Начнем.
Что такое депривация?
Депривация – это болезненно переживаемая потеря, которую человек воспринимает как серьезное лишение. Она вызывает чувство опустошения, связанное с пониманием, что определенные вещи потеряны навсегда. В английском языке глагол «to deprive» подразумевает, что человека насильно лишают чего-то важного или даже жизненно необходимого.
Первый опыт депривации мы обычно получаем в глубоком детстве, осознавая, что какие-то события никогда не повторятся. В какой-то момент ребенок понимает, что уже не вернётся в детский сад или в первый класс, не будет так увлеченно играть с любимыми игрушками и не сможет верить в Деда Мороза. Взрослому человеку это кажется несерьезным, но дети из-за подобных мелочей чувствуют себя по-настоящему опустошёнными.
В большинстве случаев встречается психологическая депривация, подразумевающая потерю любви, заботы, определенных переживаний. Существует также биологическая депривация, связанная с физическими увечьями. Независимо от природы, она угнетающе действует на психику.
Взрослые испытывают подобные чувства только при серьезной потере, а вот ребенок может испытать их даже из-за мелочи. К примеру, если родители отказались купить ему игрушку, он сразу думает, что его перестали любить. Если это единичный случай, он испытывает так называемую неугрожающую депривацию. Если же ему отказывают регулярно, это может достаточно серьезно повлиять на его психику.
Людям свойственно скрывать депривацию. Это хорошо иллюстрирует басня «Лисица и виноград». Увидев спелые гроздья винограда, она уже настроилась на лакомство (и неважно, что в природе лисы не едят виноград). Но не сумев до него дотянуться, Лиса испытала депривацию. Чтобы подавить это чувство, она постаралась обесценить цель, убеждая себя, что виноград зелёный и невкусный.
Как проявляется депривация?
Независимо от природы и формы, депривация сопровождается такими реакциями как:
- снижение жизненной активности, подавленность и апатия;
- повышение тревожности;
- резко меняющееся настроение;
- недовольство собой;
- вспышки агрессии и других эмоций.
При депривации у человека складывается впечатление, что он лишился чего-то необходимого. Он испытывает подавленность и угнетенность, а всё новое начинает его пугать, поскольку он боится потерять ещё что-нибудь. Постепенно он свыкается с депривацией, становясь заложником данного состояния. Иногда это приводит к затяжной депрессии, продолжающейся вплоть до нескольких лет. Подобные состояния нельзя пускать на самотёк, поэтому лучше сразу обращаться к психотерапевту, который поможет найти выход и справиться со стрессом. Близким по значению к депривации является понятие фрустрация (что это такое?).
Виды депривации
Наиболее распространенной является классификация по потребностям, которые были ограничены. Выделяют следующие виды депривации:
1. Сенсорная. Подразумевает полное отключение или существенное ослабление определенных внешних стимулов (цвета, запахи, звуки, тактильные ощущения). Может проявляться вследствие особенностей среды (этот вариант хорошо продемонстрирован в советском мультфильме «Ёжик в тумане») или из-за собственных физических ограничений человека. В определенных условиях люди нуждаются в сенсорной депривации и осуществляют её искусственно. Например, ночная повязка на глаза и беруши – это приспособления для сенсорной депривации.
2. Когнитивная. Данный вид депривации подразумевает резкий дефицит внешней информации, необходимой человеку для нормальной мыслительной деятельности. Возможен и противоположный вариант – информации слишком много, она резко меняется, поэтому человек не имеет возможности правильно её интерпретировать и воспринимает как бесполезный информационный шум. Особенно опасна когнитивная депривация для детей.
3. Эмоциональная. Объясняя, что такое депривация, довольно часто приводят в пример именно эту форму. Она подразумевает ограничение или потерю эмоциональных контактов. Это состояние может возникнуть у ребенка, которого жестоко наказывают, вследствие чего он перестаёт чувствовать эмоциональную близость с родителями.
4. Социальная. Подразумевает лишение идентичности, ощущения собственной значимости, возможности считать себя частью социума. Данное состояние наблюдается у пенсионеров, учеников закрытых школ, пациентов, долго находящихся на лечении, заключенных и других людей, не имеющих полноценной общественной жизни.
5. Двигательная. К этому виду относятся различные ограничения двигательной активности, например, прикованность к постели или инвалидному креслу.
Существуют и другие варианты депривации: образовательная, этическая, экономическая и прочие. Под депривацией обычно подразумевается сам факт ограничения определенных возможностей (в том числе по добровольному выбору человека). Также данное понятие расширяется на состояние опустошенности, связанное с ограничением (например, после получения увечья или потери близкого человека). То есть, депривация – это и само лишение, и осознание человеком данного лишения.
Как справиться с депривацией?
Существуют разные способы преодоления депривации, как конструктивные, так и деструктивные. К примеру, часто люди, ощущающие опустошенность из-за большой потери, становятся верующими. Кого-то привлекают традиционные религии, а кто-то становится доступной жертвой для тоталитарных сект. Часто спасением от депривации становятся увлечения вроде сериалов или онлайн-игр. Есть и более конструктивные подходы: иногда люди начинают активно работать над собой, изучают методики саморегуляции, занимаются спортом, стремятся к развитию.
Человек, столкнувшийся с депривацией, всегда ищет способ отвлечься от неё, заполнить свою действительность. Если пустить всё на самотёк, это может оказаться какая-то вредная привычка или бесполезное увлечение. Но приложив некоторые усилия, можно найти действительно осмысленное и полезное увлечение. Лучший и вполне достижимый вариант – начать работать над собой. В состоянии депривации человеку необходима какая-то увлекающая деятельность, и самосовершенствование – отличный выбор.
Важно учитывать вид и природу депривации, чтобы создать правильные условия для борьбы с ней. К примеру, при сенсорной депривации необходимо обеспечить себе больше ярких событий и впечатлений. При когнитивной депривации – найти способы получения, структурирования и сохранения ценной информации. При эмоциональной депривации желательно найти людей, с которыми возможны доверительные отношения.
Поскольку депривация может иметь разную природу и проявляться по-разному, для эффективной коррекции необходим индивидуальный терапевтический подход. Поэтому оптимальный способ, позволяющий справиться с данным состоянием – это обращение к психотерапевту. Важно своевременно избавиться от лишних неконструктивных переживаний, поскольку они могут привести к необратимым последствиям для психики.
Заключение
Депривация – это распространенное явление, с которым сталкивался каждый из нас. Этим словом можно охарактеризовать любое лишение или сознательный отказ от чего-то жизненно важного, чаще всего связанного с эмоциями, переживаниями или физическими ощущениями. Депривация может возникнуть как следствие непреодолимых внешних обстоятельств. Также она может быть принудительной (например, заключение и другие формы наказания). Лишение ребенка карманных денег – это тоже форма депривации, применяемой в воспитательных целях.
К сознательной сенсорной депривации прибегают, чтобы оградить себя от шума (беруши), хорошо спать в освещенной комнате (повязка на глаза) или не чувствовать боли (анестезия). Помещение человека на лечение в клинику также подразумевает депривацию. Её нельзя назвать ни добровольной, ни принудительной, поскольку это вынужденная мера, необходимая пациенту, но сильно ограничивающая его свободу.
Умело используя депривацию, можно извлечь из неё пользу. К примеру, медитация, прослушивание музыки или йога – это тоже формы депривации. Концентрируясь на одних чувствах, человек может полностью отключиться от других, забыть о головной боли или отдохнуть от болезненных переживаний, связанных с проблемами в делах. Таким образом, многие из нас используют депривацию себе во благо, даже не догадываясь об этом. В психотерапии применяются и более серьезные методы, позволяющие пациенту отключаться от определенных чувств, чтобы лучше управлять своим эмоциональным состоянием.
Схема эмоциональной депривации Признаки и причины
Эмоциональная депривация
Часто ли вам кажется, что вам не к кому обратиться за поддержкой или советом? Что вам не хватает эмоциональной связи с другими и вы чувствуете пустоту, но не знаете, как это объяснить? Если да, то у вас может быть схема эмоциональной депривации.
Чтобы ответить на любые вопросы, которые могут у вас возникнуть относительно этой схемы, в этой статье будут рассмотрены следующие темы:
- Что такое схема эмоциональной депривации
- Объяснение ранних неадаптивных схем (EMS)
- Причины схемы эмоциональной депривации
- Признаки схемы эмоциональной депривации в детском и взрослом возрасте
Как схема эмоциональной депривации влияет на жизнь человека- Методы лечения схемы эмоциональной депривации
Что такое схема эмоциональной депривации?
Эмоциональная депривация — ранняя дезадаптивная схема (EMS). Наличие схемы эмоциональной депривации обычно означает, что вы ожидаете, что ваши потребности в нежной заботе, сочувствии и/или защите никогда не будут полностью удовлетворены. Это ожидание может заставить вас чувствовать себя одиноким и без поддержки.
Знаете ли вы свой стиль привязанности?
Пройдите наш тест на подключение и узнайте прямо сейчас – быстро, легко, бесплатно.
Начать викторину
Что вызывает схему эмоциональной депривации?
Схема эмоциональной депривации развивается в детстве, когда основной опекун не настроен на потребности своего ребенка. Подобно тому, как развивается ненадежная привязанность, такие опекуны могут упускать сигналы своего ребенка о том, что им нужно: привязанность, сочувствие или защита, или они могут неверно истолковывать эти сигналы как потребность в чем-то другом.
В качестве альтернативы опекун может правильно определить потребность своего ребенка, но может не иметь внутренних ресурсов для ее удовлетворения — по таким причинам, как психическое заболевание или собственные неадекватные схемы.
Более того, не все лица, ухаживающие за кем-то со схемой эмоциональной депривации, пренебрежительны, но ребенок все же может упустить конкретную потребность, например, чувствовать себя выслушанным или защищенным.
Признаки схемы эмоциональной депривации
Последствия эмоциональной депривации могут быть далеко идущими, затрагивая людей как физически, так и психически. По этой причине крайние варианты схемы эмоциональной депривации могут стать расстройством. Есть три различных формы эмоциональной депривации, которые могут повлиять на то, как кто-то думает и чувствует о себе. Возможно, им не давали любви, привязанности и заботы/они могли быть лишены сочувствия/или у них не было никого, на кого можно было бы положиться в плане поддержки.
Признаки эмоциональной депривации в детском и взрослом возрасте следующие:
Эмоциональная депривация в детстве обычно проявляется чувством одиночества, депрессии и/или тревоги. В результате того, как опекуны удовлетворяли их потребности, эти дети считают свои желания неважными и перестают сообщать о них.
Следовательно, дети со схемой эмоциональной депривации чувствуют себя одинокими или опустошенными. Крайняя эмоциональная депривация в младенчестве может привести к задержке развития, проблемам роста и задержке развития.
Наряду с чувством одиночества, депрессии и беспокойства эмоциональная депривация у взрослых может проявляться в том, что врожденные потребности рассматриваются как неважные или второстепенные по отношению к другим людям. Люди со схемой эмоциональной депривации могут также иметь мнение, что у «сильных» людей нет эмоциональных потребностей. Поэтому они могут пытаться подавлять свои эмоции, избегать разговоров о своих чувствах и потребностях и вести себя жестче, чем они есть на самом деле. У таких людей также могут быть проблемы со здоровьем, такие как расстройства пищевого поведения или злоупотребление наркотиками.
Тест схемы эмоциональной депривации
Если вы хотите узнать, есть ли у вас схема эмоциональной депривации, пройдите бесплатный тест EMS на нашем веб-сайте. Он предоставит вам оценку того, насколько высоко вы оцениваете каждую из 18 неадаптивных схем, включая эмоциональную депривацию.
Пройти тест
Как люди справляются со схемой эмоциональной депривации
Схема эмоциональной депривации может привести к тому, что кто-то попытается справиться со своими сложными убеждениями одним из трех способов: избеганием, сверхкомпенсацией или капитуляцией.
Некоторые люди со схемой эмоциональной депривации могут пытаться избегать ситуаций, в которых срабатывает их схема. Например, они могут избегать отношений, потому что считают их неудовлетворительными, или они могут избегать разговоров о своих потребностях, чтобы избежать разочарования из-за того, что эти потребности снова остались неудовлетворенными.
С другой стороны, некоторые люди со схемой эмоциональной депривации могут чрезмерно компенсировать свои убеждения, действуя против них. Например, такие люди могут действовать навязчиво, выражать свои потребности более громко и настойчиво и, возможно, даже обвинять других в своих негативных чувствах.
Сверхкомпенсация может заставить человека чувствовать себя некомфортно и уязвимо, поскольку это противоречит убеждениям его схемы. Один только этот дискомфорт может усилить схему, заставив человека почувствовать, что он ведет себя неадекватно.
Более того, если сверхкомпенсация не работает в отношении удовлетворения потребностей человека в привязанности, сочувствии или защите, она может еще больше усилить схему. Это оставляет у них впечатление, что независимо от того, что они делают, их потребности останутся неудовлетворенными.
Другие со схемой эмоциональной депривации могут справиться с трудными убеждениями своей схемы, сдавшись им. Когда кто-то поддается этой схеме, он поддается убеждению, что его близкие не удовлетворят его потребность в любви, сочувствии или безопасности. Их могут даже привлекать люди, которые явно неспособны удовлетворить их эмоциональные потребности, поэтому они становятся самосбывающимся пророчеством, действуя таким образом, что укрепляет идею о том, что другие не будут заботиться о них.
Лечение/терапия эмоциональной депривации
Неадекватные стратегии трудно изменить, поскольку они больше основаны на эмоциях, чем на логике. Однако при самоотверженности, последовательности и соответствующем лечении расстройства эмоциональной депривации добиться положительных изменений вполне возможно. Схематерапия использует различные техники для работы с неадекватными схемами, фокусируясь на опыте раннего детства и самих терапевтических отношениях.
Узнать о схеме
Люди со схемой эмоциональной депривации привыкли не удовлетворять свои эмоциональные потребности. Более того, многие могут не понимать, почему они так себя чувствуют или даже что у них есть проблема. Первый шаг к преодолению схемы эмоциональной депривации — лучше понять, что это такое и как это влияет на вас. Посетите нашу страницу о неадаптивных схемах, если хотите узнать больше.
Помните о компании, с которой вы состоите
Спросите себя, укрепляют ли ваши отношения самые близкие люди, и при необходимости внесите изменения. Постарайтесь окружить себя людьми, которые помогают вам чувствовать себя любимыми, понятыми и в безопасности.
Оцените свои ожидания от людей.
Отсутствие удовлетворения ваших эмоциональных потребностей в течение такого длительного времени может означать, что ваши потребности перевешивают то, что другие люди могут реально удовлетворить. Постарайтесь осознать, что люди, скорее всего, не отказывают в любви, сочувствии или защите намеренно, а вместо этого обычно предлагают то, что могут, и когда чувствуют, что могут это сделать.
Практика уязвимости
Это может быть неудобно, но постарайтесь испытать свои эмоции так, как вы их чувствуете. Не отметайте их в сторону и не игнорируйте, как вас учили. Признайте, что переживание своих эмоций является признаком храбрости, а не слабости. Если у вас есть партнер или близкие друзья, постарайтесь рассказать о своих чувствах и о том, чего бы вам хотелось больше. Делайте это постепенно, начиная с чего-то небольшого. Например: «Когда я держу тебя за руку, когда мы идем, я чувствую себя любимой. Ты не против, если мы будем делать это чаще?»
Падески С.А. (1994) Процессы изменения схемы в когнитивной терапии. Клиническая психология и психотерапия, 1(5), 267–278.
Шмидт, Н. Б., Джойнер, младший, Т. Е., Янг, Дж. Э., и Телч, М. Дж. (1995). Анкета схемы: исследование психометрических свойств и иерархической структуры меры дезадаптивных схем. Когнитивная терапия и исследования, 19(3), 295-321.
Янг, Дж. Э., Клоско, Дж. С., и Вейшаар, М. Э. (2003). Схема терапии. Гилфорд Пресс.
Расстройство эмоциональной депривации — Институт Баарса
Расстройство эмоциональной депривации
Расстройство эмоциональной депривации было впервые обнаружено голландским психиатром доктором Анной А. Терруве в 1950-х годах. Она назвала это неврозом фрустрации (De frustratie neurose на голландском языке; невроз лишения в переводе на английский язык ее коллегой, доктором Конрадом В. Баарсом), поскольку это связано с фрустрацией естественной чувствительной потребности в безусловной любви.Доктор Терруве обнаружил, что у человека могут проявляться симптомы тревожного расстройства или репрессивного расстройства, когда эти симптомы на самом деле не являются результатом подавления, а скорее результатом отсутствия безусловной любви в раннем возрасте. Эмоциональное депривационное расстройство — это синдром (группа симптомов), возникающий в результате отсутствия подлинного подтверждения и эмоционального усиления со стороны другого человека. Человек мог быть подвергнут критике, игнорированию, брошению, пренебрежению, насилию или эмоциональному отторжению со стороны основных опекунов в раннем возрасте, что привело к задержке эмоционального развития человека. Как и дети, неаффирмированные люди не способны сами по себе стать эмоционально зрелыми взрослыми, пока не получат подлинное подтверждение от другого человека. Однако, хотя неаффирмированные люди не могут утвердить себя, они могут многое сделать, чтобы помочь себе. Зрелость достигается, когда происходит гармоничная интеграция интеллекта, воли и эмоций человека под руководством его разума и воли. 1
1. Баарс, Конрад В. и Анна А. Терруве. Исцеление неаффирмированного: распознавание расстройства эмоциональной депривации. Изд. ред. Сюзанна М. Баарс и Бонни Н. Шейн (редакторы) Статен-Айленд, Нью-Йорк: ST PAULS/Alba House, 2002.
Недостаточно развитая эмоциональная жизнь
Ненормальный раппорт
Неспособность к установлению нормального, зрелого взаимодействия с другими
Чувствует себя одиноким и некомфортным в социальной среде
Способен на волевой раппорт, но не на эмоциональную связь в отношениях
Эгоцентрик
Детский уровень эмоционального развития
Чувствует себя ребенком или младенцем и ожидает, что другие сосредоточат свое внимание на на них так же, как взрослый сосредоточился бы на маленьком ребенке
Неспособен эмоционально отдаться или дать супругу
Реакции вокруг других
Могут быть либо пугливыми по натуре, либо смелыми и энергичными
Более боязливые люди склонны к унынию или депрессии
Более смелые и энергичные люди могут стать более агрессивными или самоутверждающимися 9000 5
Неопределенность и незащищенность
Страх или тревога
Может принимать форму генерализованной тревоги
Страх обидеть других
Страх причинить боль другим или заразить их (например, микробами или простудой)
Потребность в частых заверениях
Чувство неспособности справляться с жизнью 9000 8
Боится, что посадят в ситуации, с которой они не могут справиться
Легко впадают в уныние или впадают в депрессию
Могут притворяться, что контролируют ситуацию, чтобы замаскировать внутренние переживания и страх
Колебания и нерешительность
Сверхчувствительность
Необходимость угождать другим
Радовать других, чтобы защитить себя от критики или отказ и получение одобрения других
Легко использовать или использовать
Страх просить об одолжении или необходимой услуге
Самосознание
Беспомощность
Неполноценность и неадекватность
Чувство нелюбви
Считает, что никто не может их любить
Чувствует себя лишенным всех чувств любви
Считает, что не способен любить других или Бога
Подозрителен в отношении любого знака привязанности – постоянно сомневается в искренности других0008
Демонстрирует признаки дезинтеграции в новых обстоятельствах
Страх перед новыми ситуациями и вызовами
Трудно совладать с новой работой, начальником, домовладельцем, переездом и т.
Нарушения органов чувств
Неразвитые или недоразвитые органы чувств (осязание, вкус, зрение, обоняние)
Отсутствие порядка, неорганизованность
Усталость
Другие симптомы, обнаруженные у некоторых людей с расстройством эмоциональной депривации:
Этот синдром и связанные с ним симптомы и терапия подробно обсуждаются в Исцеление неподтвержденного: распознавание расстройства эмоциональной депривации .
Открытие невроза депривации
(теперь называемого расстройством эмоциональной депривации)
Это важное открытие было сделано доктором Анной Терруве в результате сеанса терапии с 25-летней очень умной женщиной. Удивительно, но месяцы психотерапии прошли, а женщина не добилась никакого прогресса. Она пришла с чувством «сильной тревоги» и «обладала необычно детской эмоциональной жизнью» (Baars & Terruwe, 2002).
Однажды женщина сказала доктору Терруве: «Доктор, все, что вы говорите, на меня не действует. Шесть месяцев я сижу здесь, надеясь, что ты примешь меня к своему сердцу… ты был слеп к моим нуждам».Это откровение пациентки стало неожиданностью для доктора Терруве, который понял, что эта женщина «…чувствовала себя как ребенок. Ей нужно было только одно — чтобы к ней относились нежно, по-матерински». Доктор Терруве начал исследовать, будет ли недостаток любви и нежности со стороны матери «достаточным, чтобы вызвать невротическое заболевание без дальнейшего действия репрессивного процесса». Когда Терруве и ее американский коллега Баарс приступили к обоснованию этой новой концепции, они обнаружили много пациентов, которым не становилось лучше с помощью традиционной психоаналитической терапии, у которых, по-видимому, были невротические расстройства, не вызванные репрессивным процессом. При дальнейшем расследовании они обнаружили, что невротическое расстройство действительно может быть вызвано исключительно отсутствием любви матери или другого значимого человека в жизни ребенка.