4 признака эмоциональной нестабильности | PSYCHOLOGIES
Периоды психической нестабильности бывают у всех. Каждому доводилось переживать какие-либо сильные потрясения: преждевременную смерть друга, тяжелый разрыв, потерю работы. К счастью, большинству удается относительно легко вернуться к нормальной жизни.
Но травмы прошлого и психические расстройства нередко приводят к тому, что люди попросту не в состоянии справиться с серьезными трудностями.
Многие принимают эмоциональную нестабильность за несносный характер. Однако чаще всего она указывает на серьезные проблемы — такие, например, как пограничное расстройство личности, след детской травмы, депрессивное или тревожное расстройство. И все же у таких людей есть некие универсальные черты.
ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ1. Импульсивное поведение
Эмоционально нестабильные личности часто склонны к безрассудным поступкам. Они нисколько не задумываются, что могут навредить себе и остальным. К примеру, водят машину на бешеной скорости. Садятся за руль в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. То есть намеренно подвергают себя риску. Вдобавок им свойственны импульсивные траты и пристрастие к азартным играм. У них практически нет самоконтроля, они не очень понимают, как можно откладывать удовольствие. Все это доставляет кратковременное блаженство — иначе зачем жить?
2. Проблемы с гневом
Это один из основных признаков и большая беда. Среднего состояния не существует: или само очарование, или безудержная ярость. Они вообще не умеют управлять эмоциями. Хотя для них характерны всплески радости и печали, в гневе они страшны. Исступленно кричат, впадают в истерику, применяют физическую силу. Последнее не всегда означает накинуться с кулаками на того, кто их разозлил, но в их стиле хлопать дверями и швырять вещи.
Профессор психиатрии Кэрол У. Берман предупреждает: «Самое главное — не принимать такие выходки близко к сердцу. Помните: лично к вам это не относится. Люди с пограничным расстройством личности не вполне осознают свое поведение и то, как оно влияет на окружающих».
3. Отношения-качели
Им трудно поддерживать ровные отношения. Их бросает из крайности в крайность: сегодня вас обожают, завтра готовы стереть в порошок. Мало того, им необходимы встряски. Они затевают скандалы и заявляют: «Между нами все кончено» только для того, чтобы вернуться через несколько часов или дней.
«Несколько странно сравнивать отношения с яичной скорлупой, но лучше не скажешь. Приходится быть исключительно деликатным, образно говоря, с утра до вечера ступать по яичной скорлупе, поскольку у вашего партнера или как там его, тяжелый, а попросту — токсичный характер. Настолько токсичный, что вы вынуждены вести себя крайне осторожно, чтобы вам не попало. Все дело в эмоциональной нестабильности», — пишет бывший агент ФБР, эксперт в области невербальных коммуникаций Джо Наварро.
Впрочем, страдают не только романтические отношения. У эмоционально нестабильных людей трудности с любыми отношениями — дружескими, семейными и так далее. Они отстраняются от друзей и близких, потому что не знают, что значит настоящая привязанность.
4. Бурные реакции
Эти люди слишком остро реагируют на ситуации, которым другие вообще не придают значения — и неважно, реальные они или надуманные. Если они придумали себе, что с ними обошлись несправедливо, — последует кровная обида, без всяких попыток разобраться. Возможно, причина в искаженной картине мира: они видят события словно в кривом зеркале.
Одна из типичных иллюзий эмоционально нестабильных людей, которая может вызвать бурную реакцию, — воображаемая заброшенность. Если им кажется, будто их предали родные или друзья — и неважно, что это не так, — они могут удариться в истерику.
МОЖНО ЛИ КАК-ТО ПОМОЧЬ?Как правило, эмоциональной нестабильностью страдают те, кто пережил какую-то травму. У них не получилось развить качества, необходимые, чтобы держать эмоции в узде. На самом деле они не хотят вредить окружающим, но иногда это случается.
Для них есть группы поддержки, системная терапия и специальные препараты. Что происходит конкретно, способен определить только специалист. Тем не менее, если у ваших близких или знакомых схожие проблемы, вы сможете распознать признаки такого поведения и вовремя предложить помощь.
Радость неопределенности: как повысить уровень самоконтроля и эмоциональной устойчивости
В наше время различные психологические практики и инструменты самопомощи становятся все более доступны и востребованы обществом. Как на выбор таких технологий влияет проактивность и автономия личности, исследовали ученые НИУ ВШЭ.
В Вышке состоялся объединенный научный семинар стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», на котором руководитель департамента психологии факультета социальных наук Мария Чумакова представила результаты исследования «Возможности психологических технологий саморазвития для укрепления личностной автономии и проактивного поведения».
Она рассказала, что идея исследования возникла еще тогда, когда формулировались цели и задачи стратпроекта.
Мария Чумакова
«Нам было важно приблизиться к пониманию того, что вообще происходит в стране с нашей популяцией с точки зрения саморазвития и поддержки собственного психологического благополучия. Это всегда вопрос данных и их репрезентативности. По российским выборкам системных данных об этом недостаточно. В нашем исследовании мы попытались решить сразу две задачи: с одной стороны, ответить на вопрос про психологические компоненты проактивного поведения и автономии, а с другой — как они соотносятся с используемыми людьми психологическими технологиями саморазвития», — рассказала она.
Респондентами стали около 2 тысяч россиян — 1 тысяча мужчин и 1 тысяча женщин в возрасте от 18 до 60 лет из разных регионов. Анализировались их социодемографические характеристики и используемые психологические инструменты.
В центре исследования стоит такое понятие, как проактивное совладание, в которое входят предвосхищение стрессовой ситуации, автономная и самостоятельная постановка целей, саморегуляция процессов их достижения, а также вера в возможность достижения целей не благодаря удаче или другим неконтролируемым факторам, а за счет принятия на себя ответственности за результаты.
Под технологиями саморазвития понимается целая группа психотехнических практик, процесс и результат которых заключается в воздействии личности на качество собственной жизни. Это может быть как обращение к психологу или на горячую линию психологической поддержки, так и самостоятельные практики.
Как показало исследование, с возрастом эмоциональная неустойчивость, принятие поддержки и проактивность незначительно снижаются, а непринятие неопределенности увеличивается. В целом эмоциональная неустойчивость в большей степени выражена у женщин. При этом эффект возраста для эмоциональной неустойчивости и непринятия неопределенности сильнее выражен у женщин, а эффект для принятия поддержки — у мужчин.
Существенно более эмоционально устойчивы оказались респонденты со средним образованием или с ученой степенью, нежели средние между ними категории. Также выражено влияние доходов: чем они выше, тем более эмоционально устойчив человек и легче принимает поддержку и помощь.
Речь идет не столько о причинно-следственных связях, сколько о коррелятах, подчеркнула Мария Чумакова.
«Высокая эмоциональная неустойчивость подразумевает актуальное состояние тревоги и депрессии, неспособности к самоконтролю. Это не личностная черта, это именно актуальное текущее состояние в том моменте времени, в котором человек находился на момент опроса», — поясняет исследователь. То есть благополучие связано с доходом, и это точка социальной поддержки и помощи: если дать инструменты, технологии или что-то еще, что позволит людям изменить их состояние в моменте, то, возможно, вслед за этим будет меняться и уровень дохода.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЭТО МИШЕНЬ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ И ВООБЩЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ. ЕСЛИ МЫ ОЗАБОТИМСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ И ПОДДЕРЖКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ СЛОЕВ ОБЩЕСТВА, ТО ОНИ СМОГУТ ВЫЙТИ ИЗ ЭТОЙ ЗОНЫ УЯЗВИМОСТИ И ЛУЧШЕ ВСТРОИТЬСЯ В СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кроме того, принятие поддержки в большей степени свойственно респондентам, находящимся в постоянных отношениях: более высокий уровень принятия поддержки — у жителей столицы, имеющих постоянного партнера, и у жителей регионов, имеющих постоянного партнера и детей.
Уровень образования и доходов респондента (объективные показатели успешности и активности) коррелирует и с показателями осознанности. При этом жители столицы без детей менее проактивны, чем жители столицы с детьми и жители регионов.
Среди психологических инструментов наиболее популярно обращение за индивидуальной консультацией к профильному специалисту (психолог, психиатр, коуч, невролог). Для респондентов с более высокой личностной проактивностью и базовым уровнем достатка более характерны групповые формы взаимодействия, а также технологии, требующие максимальной самостоятельной активности: чтение литературы, потребление тематического аудио- и видеоконтента и использование онлайн-продуктов психологической помощи. Также респонденты с более высокой проактивностью предпочитают контент, связанный с развитием саморегуляции и самопознания.
Более открыты к использованию технологий поддержки и саморазвития молодые женщины. Это согласуется с международными данными и социокультурными нормативами отношения к собственному психологическому благополучию, характерными для нашей страны.
МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО КУЛЬТУРНЫЕ УСТАНОВКИ, СВЯЗАННЫЕ С ГЕНДЕРНЫМИ СТЕРЕОТИПАМИ ПОВЕДЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ СВОЕОБРАЗНЫМ ПРЕПЯТСТВИЕМ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ МУЖЧИН К ТЕХНОЛОГИЯМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И САМОРАЗВИТИЯМария Чумакова
«Открытость новому, характерная для молодых людей, способствует, наоборот, более открытой позиции по отношению к использованию подобных технологий», — поясняет она.
Место проживания и семейное положение не показали корреляции с частотой использования психологических инструментов. По мнению докладчицы, это указывает на то, что в городах Российской Федерации достаточно представлены возможности их использования.
«Анализ показал, что в целом для активного городского населения характерно использование подобных инструментов решения различных жизненных трудностей», — пояснила она.
В дальнейших исследованиях планируется детализировать психологические практики и механизмы помощи, рассказала докладчица. Между тем даже в обобщенном виде вырисовывается тренд на усиление использования цифровых инструментов. Так как личностная автономия и активность оказались важным компонентом выбора инструментов, это поможет более эффективно применять их для укрепления самостоятельности.
психология стратегические проекты
3 основных признака эмоциональной нестабильности
Будучи маленькими детьми, мы не можем контролировать, что с нами происходит, а что нет. Мы не имеем права голоса в том, как наши родители воспитали нас, и мы развиваем мыслительные и поведенческие модели, которые получают информацию от окружающих нас людей в нашем окружении. Иногда травматические события происходят, когда мы молоды, а иногда последствия нашего воспитания просачиваются медленно и в течение длительного периода времени.
Большинство из нас не осознают, как на нас повлияли наши опекуны, друзья, семья и опыт, пока мы не сталкиваемся с конфликтами в наших отношениях, когда становимся старше. Для некоторых наши проблемы связаны с тем, что нам трудно слишком сблизиться с другими — мы можем бояться, что они узнают «настоящих» нас, или, возможно, мы были воспитаны так, чтобы жаждать независимости.
Эмоциональная нестабильность обычно определяется как быстрые, преувеличенные изменения настроения, при которых часто возникают сильные эмоции или чувства (такие как сильный смех или неконтролируемый плач). Во многих случаях эмоциональную нестабильность испытывают люди с пограничным расстройством личности (ПРЛ), но люди с депрессией, тревогой, посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и другими сопутствующими психическими заболеваниями также могут бороться с эмоциональной нестабильностью. Если вас или вашего близкого беспокоит эмоциональная нестабильность, проверьте наличие следующих симптомов:
- Неожиданные реакции — если кто-то реагирует на событие совершенно иначе, чем ожидалось, он может испытывать эмоциональную нестабильность. Например, согласно исследованию 2014 года, опубликованному в журнале Motivation and Emotion , очень гневная реакция на негативную обратную связь вместо того, чтобы быть восприимчивой, может быть признаком эмоциональной нестабильности.
- Быстрая смена настроения – в одну минуту радостное, в следующую грустное; быстрые и непредсказуемые перепады настроения могут быть явным признаком эмоциональной нестабильности. Психолог Шерри Кормье рассказала Bustle Magazine в 2018 году, что если такие эмоции, как волнение или печаль, появляются без предупреждения, это может быть признаком того, что необходима терапия.
- Трудности с успокоением – тем, у кого эмоциональная нестабильность, часто не хватает навыков, необходимых для достижения эмоционального равновесия – это, однако, не означает, что для них не может произойти исцеление. При правильной терапии и поддержке человек может укрепить эти важные инструменты выздоровления.
Если вы или ваш близкий боретесь с эмоциональной нестабильностью, подумайте о том, чтобы восстановиться в авторитетном оздоровительном центре. Есть люди, которые могут помочь вам стать лучшей версией себя — все начинается с первого шага.
Травма чаще всего является основной причиной многих эмоциональных, поведенческих и аффективных расстройств. Пока вы не излечите свою травму, вам будет очень трудно найти исцеление, необходимое для жизни, полной выздоровления, здоровья и хорошего самочувствия. В Khiron House мы предлагаем эффективное лечение в стационаре и передовые методы лечения, направленные на преобразование разума, тела и духа от последствий травмы. Позвоните нам сегодня для получения информации. Великобритания: 020 3811 2575 (круглосуточно) США: (866) 801 6184 (круглосуточно).
Эмоциональная нестабильность, плохая эмоциональная осведомленность и развитие пограничной личности
. Осень 2009 г .; 21 (4): 1293–310. дои: 10.1017/S09545794099- .
- 1 Факультет психологии, Университет штата Пенсильвания, Юниверсити-Парк, Пенсильвания 16802-3106, США. [email protected]
- PMID: 19825269
- DOI:
10.1017/S09545794099
- 1 Факультет психологии Пенсильванского государственного университета, Юниверсити-Парк, Пенсильвания 16802-3106, США. [email protected]
- PMID: 19825269
- DOI:
10.1017/S09545794099
- Факторы, связанные с сопутствующим пограничным расстройством личности среди потребителей психоактивных веществ в городской черте: роль жестокого обращения в детстве, интенсивность негативного аффекта/реактивность и дисрегуляция эмоций.
Грац К.Л., Талл М.Т., Барух Д.Е., Борновалова М.А., Лехуез К.В. Грац К.Л. и соавт. Компр Психиатрия. 2008 г., ноябрь-декабрь; 49(6):603-15. doi: 10.1016/j.comppsych.2008.04.005. Epub 2008 13 июня. Компр Психиатрия. 2008. PMID: 18970909
- Признаки пограничного расстройства личности, воспринимаемой в детстве эмоциональной инвалидности и дисфункции в нынешних романтических отношениях.
Селби Э.А., Брейтуэйт С.Р., Джойнер Т.Э., Финчем Ф.Д. Селби Э.А. и др. Джей Фам Психол. 2008 дек; 22 (6): 885-93. doi: 10.1037/a0013673. Джей Фам Психол. 2008. PMID: 19102609
- Семейная педиатрия: отчет Целевой группы по семье.
Щор Э.Л.; Целевая группа Американской академии педиатрии по вопросам семьи. Шор Э. Л. и соавт. Педиатрия. 2003 г., июнь; 111 (6 ч. 2): 1541-71. Педиатрия. 2003. PMID: 12777595
- Эмоциональная боль и дистресс пограничного расстройства личности: обзор литературы.
Холм А.Л., Северинссон Э. Холм А.Л. и соавт. Int J Ment Health Nurs. 2008 фев; 17 (1): 27-35. doi: 10.1111/j.1447-0349.2007.00508.x. Int J Ment Health Nurs. 2008. PMID: 18211401 Обзор.
- Роль эмоций в развитии и организации личности.
Малатеста Чехия. Малатеста Чехия. Небр Симп Мотив. 1988;36:1-56. Небр Симп Мотив. 1988 год. PMID: 3078934 Обзор.
- Роль эмоциональной нестабильности в пограничном расстройстве личности: систематический обзор.
Д’Аурицио Г., Ди Стефано Р., Соччи В., Росси А., Барлаттани Т., Пачитти Ф., Росси Р. Д’Аурицио Г. и др. Энн Джен Психиатрия. 2023 14 марта; 22(1):9. doi: 10.1186/s12991-023-00439-0. Энн Джен Психиатрия. 2023. PMID: 36918920 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Расстройства личности в детстве: достоверность личностно-нейропсихологического опросника Кулиджа для детей (CPNI).
Фортунато А., Танзилли А., Линджарди В., Сперанца А.М. Фортунато А. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 мар 29;19(7):4050. дои: 10.3390/ijerph29074050. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 35409734 Бесплатная статья ЧВК.
- Q-Sort для оценки личности в детстве (CPAP-Q): клиническая и эмпирическая процедура для оценки черт и формирующихся моделей личности в детстве.
Фортунато А., Танзилли А., Линджарди В., Сперанца А.М. Фортунато А. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 10 июня; 18 (12): 6288. дои: 10.3390/Jerph28126288. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34200700 Бесплатная статья ЧВК.
- Вмешательство по регулированию эмоций и контролю импульсов (ERIC) для уязвимых молодых людей: многоотраслевое пилотное исследование.
Холл К., Юссеф Г., Симпсон А., Слоан Э., Грэм Л., Перри Н., Молдинг Р., Бейкер А.Л., Бек А.К., Стайгер П.К. Холл К. и др. Фронт Псих. 2021 1 апр; 12:554100. дои: 10.3389/fpsyg.2021.554100. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 33868064 Бесплатная статья ЧВК.
- Потенциальные биомаркеры нейродегенерации, вызванной эмоциональным стрессом.
Памела М Коул 1 , Сандра Дж. Ллера, Кэролайн К. Пембертон
принадлежность
Памела М. Коул и др. Дев психопат. 2009 г.Падать.
. Осень 2009 г .; 21 (4): 1293–310. дои: 10.1017/S09545794099- .
Авторы
Памела М Коул 1 , Сандра Дж. Ллера, Кэролайн К. Пембертон
принадлежность
Абстрактный
Эмоциональная нестабильность и плохая эмоциональная осведомленность являются основными чертами эмоциональной дисрегуляции, связанной с пограничным расстройством личности (ПРЛ). Большинство моделей развития ПРЛ включают негативную эмоциональную реактивность ребенка и крайне неадекватную заботу (например, жестокое обращение, эмоциональную инвалидность) в качестве основных способствующих факторов. Однако эмоциональная реактивность в раннем детстве и подверженность неблагоприятным семейным ситуациям связаны с разнообразными долгосрочными последствиями. Мы изучаем известные эффекты этих факторов риска на эмоциональное функционирование в раннем детстве и их потенциальные связи с возникновением хронической эмоциональной нестабильности и плохой эмоциональной осведомленности. Это исследование побуждает нас отстаивать новые направления исследований. Во-первых, мы выступаем за обогащение оценки развития эмоционального функционирования детей, чтобы более точно охватить клинически значимые аспекты. Во-вторых, мы выступаем за концептуализацию раннего семейного опыта детей с точки зрения ближайшей эмоциональной среды, к которой маленькие дети могут быть или стать чувствительными. Такие подходы должны способствовать нашей способности выявлять риск ПРЛ и направлять превентивные вмешательства.
Похожие статьи
Посмотреть все похожие статьи