Пройти тест на эмоциональное выгорание В.В.Бойко
Узнай, насколько сильно работа вляет и утомляет вас. Надо ли сделать перерыв, взять отпуск или сменить вид деятельности.
Что такое эмоциональное выгорание?
Это механизм психологической защиты личности, проявляющийся в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального поведения, чаще всего в профессиональной сфере. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
В то же время, оно может приводить к дисфункциям в работе и в отношениях с партнерами по профессиональной деятельности.
Стадии эмоционального выгорания
Всего в тесте 84 вопроса, позволяющих диагностировать 3 стадии «эмоционального выгорания»:
- Напряжение. Предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
- Резистенция. Сопротивление нарастающему стрессу.
- Истощение. Характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослабленностью нервной системы. Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности. Данная фаза также проявляется в ряде симптомов.
После прохождения теста вы узнаете, насколько сильно сформировалась та или иная стадия. Общий вывод, есть ли у вас эмоциональное выгорание, делается на основе суммы баллов по каждой стадии.
- 0-36 баллов — стадия не сформировалась;
- 37-60 баллов — стадия в стадии формирования;
- 61-120 баллов — стадия сформировалась.
Симптомы каждой стадии
Помимо трёх основных стадий, в тесте определяется 12 симптомов, по 4 симптома в каждой стадии. Пройдите тест и получите подробную диагностику вашего эмоционального состояния.
ИнструкцияВнимательно прочитайте каждое утверждение. Они касаются вашего отношения к работе и к партнерам по профессиональной деятельности: клиентам, коллегам и др.
Оцените, насколько каждое утверждение соответствует вашим мнениям и переживаниям. Отвечайте «да», если ваше мнение совпадает с утверждением, и «нет», если не совпадает.
Тестирование
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться
Да
Нет
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры
Да
Нет
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)
Да
Нет
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)
Да
Нет
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого
Да
Нет
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров
Да
Нет
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался
Да
Нет
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие)
Да
Нет
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг
Да
Нет
10. Моя работа притупляет эмоции
Да
Нет
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе
Да
Нет
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой
Да
Нет
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения
Да
Нет
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения
Да
Нет
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность
Да
Нет
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь
Да
Нет
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты
Да
Нет
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером
Да
Нет
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше
Да
Нет
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено
Да
Нет
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение
Да
Нет
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров
Да
Нет
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей
Да
Нет
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение
Да
Нет
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций
Да
Нет
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами
Да
Нет
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной
Да
Нет
28.У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
Да
Нет
29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания
Да
Нет
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра — не получишь зла»
Да
Нет
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе
Да
Нет
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)
Да
Нет
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу
Да
Нет
34. Я очень переживаю за свою работу
Да
Нет
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности
Да
Нет
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль
Да
Нет
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем
Да
Нет
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям
Да
Нет
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе
Да
Нет
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние
Да
Нет
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно
Да
Нет
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих»
Да
Нет
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми
Да
Нет
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела
Да
Нет
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении
Да
Нет
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души
Да
Нет
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого
Да
Нет
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия
Да
Нет
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки
Да
Нет
50. Успехи в работе вдохновляют меня
Да
Нет
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной)
Да
Нет
52. Я потерял покой из-за работы
Да
Нет
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов)
Да
Нет
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу
Да
Нет
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции
Да
Нет
56. Я часто работаю через силу
Да
Нет
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь
Да
Нет
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы — береги здоровье
Да
Нет
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством — как все надоело, никого бы не видеть и не слышать
Да
Нет
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание
Да
Нет
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный
Да
Нет
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю
Да
Нет
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив
Да
Нет
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы
Да
Нет
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной
Да
Нет
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание
Да
Нет
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами
Да
Нет
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился
Да
Нет
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют
Да
Нет
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций
Да
Нет
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня
Да
Нет
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства
Да
Нет
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко
Да
Нет
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств
Да
Нет
75. Моя карьера сложилась удачно
Да
Нет
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой
Да
Нет
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать
Да
Нет
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах
Да
Нет
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями
Да
Нет
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил
Да
Нет
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе
Да
Нет
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство
Да
Нет
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции
Да
Нет
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье
Да
Нет
ВАЖНО! Если кнопка «Узнать результат» не срабатывает, вы не ответили на один или несколько вопросов.
Тест Бойко онлайн — sortmozg
Симптомы
Выраженность симптомов эмоционального выгорания оценивается по количеству баллов – чем больше баллов, тем сильнее симптом. Минимальное количество баллов по симптому – 0, максимальное – 30:
- менее 9 баллов – симптома нет;
- 10–15 баллов – симптом развивается;
- 16–20 баллов – сформированный симптом;
- более 21 балла – доминирующий сформированный симптом в отдельной фазе или в синдроме эмоционального выгорания в целом.
Фазы
После подсчета баллов наступает следующий шаг диагностики – оценка показателей фазы как этапа стресса. Оцениваем три фазы от 0 до 120 баллов – «напряжение», «резистенция» и «истощение».
Каждая из этих фаз отражает эмоциональное и психофизиологическое состояние пациента. Поэтому баллы сопоставляются неравномерно. Например, если по фазе «резистенция» и «напряжение» набрано по 62 балла – это не значит, что они выражены одинаково. Такое количество баллов говорит о том, насколько фаза сформирована:
- менее 36 баллов – фаза не сформирована;
- 37–60 баллов – фаза формируется;
- более 61 балла – фаза сформировалась.
В психодиагностическом заключении перед медицинским психологом ставятся следующие задачи:
- показать, какие симптомы доминируют;
- показать, как именно эмоциональное выгорание проявляется у пациента;
- найти причину эмоционального выгорания: виновны профессиональные особенности или черты личности;
- показать, какой симптом доминирует в наибольшей степени;
- найти способы коррекции эмоционального выгорания, методы снижения нервного напряжения и восстановления адаптационных сил организма;
- показать, какие черты личности провоцируют эмоциональное выгорание, составить методы коррекции деструктивных черт.
1.Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
Нет
Да
2.Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
Нет
Да
3.Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
Нет
Да
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, менее качественно,медленно).
Нет
Да
5.Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
Нет
Да
6.От меня как от профессионала мало зависит благополучие партнеров.
Нет
Да
7.Когда я прихожу домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине с собой, ни с кем не общаясь.
Нет
Да
8.Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
Нет
Да
9.Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
Нет
Да
10.Моя работа притупляет эмоции.
Нет
Да
11.Я откровенно устал(-а) от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
Нет
Да
12.Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
Нет
Да
13.Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
Нет
Да
14.Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
Нет
Да
15.Я бы сменил(-а) место работы, если бы представилась возможность.
Нет
Да
16.Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
Нет
Да
17.Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
Нет
Да
18.Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
Нет
Да
19.Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
Нет
Да
20.Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимания партнеру меньше, чем положено.
Нет
Да
21.Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
Нет
Да
22.
Нет
Да
23.Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
Нет
Да
24.При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
Нет
Да
25.Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
Нет
Да
26.Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с деловыми партнерами.
Нет
Да
27.Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
Нет
Да
28.У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.
Нет
Да
29.Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
Нет
Да
30.В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делай людям добра, не получишь зла».
Нет
Да
31.Я охотно рассказываюдомашним о своей работе.
Нет
Да
32.Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
Нет
Да
Нет
Да
34.Я очень переживаю за свою работу.
Нет
Да
35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
Нет
Да
36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
Нет
Да
37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
Нет
Да
38.Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
Нет
Да
39.Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
Нет
Да
40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
Нет
Да
41.Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
Нет
Да
42.Я разделяю деловых партнеров на «хороших» и «плохих».
Нет
Да
43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
Нет
Да
44.Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
Нет
Да
45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
Нет
Да
46.Я иногда ловлю себя на том, что работаю без души, автоматически.
Нет
Да
47.По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
Нет
Да
48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического и психического самочувствия.
Нет
Да
49.На работе я испытываю постоянные физические и психологические перегрузки.
Нет
Да
50.Успехи в работе вдохновляют меня.
Нет
Да
51.Ситуация на работе, в которой я оказался (-ась), кажется безысходной (почти безысходной).
Нет
Да
52.Я потерял(-а) покой из-за р аботы.
Нет
Да
53.На протяжении последнего года были жалобы в мой адрес со стороны партнеров.
Нет
Да
54.Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
Нет
Да
55.Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
Нет
Да
56.Я часто работаю через силу.
Нет
Да
57.Прежде я был(-а) более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
Нет
Да
58.В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здо-ровье.
Нет
Да
59.Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: каквсе надоело, никого бы не видеть и не слышать.
Нет
Да
60.После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
Нет
Да
61.Контингент партнеров, с которыми я работаю, очень трудный.
Нет
Да
62.Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
Нет
Да
63.Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
Нет
Да
64.Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
Нет
Да
65.Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел(-а) бы, чтобы поступали со мной.
Нет
Да
66.Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
Нет
Да
67.Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заняться домашними делами.
Нет
Да
68.Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
Нет
Да
69.Состояние, потребности, просьбы партнеров обычноменя искренне волнуют.
Нет
Да
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
Нет
Да
71.Работа с людьми очень разочаровала меня.
Нет
Да
72.Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
Нет
Да
73.Как правило, мойрабочий день проходит спокойно и легко.
Нет
Да
74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
Нет
Да
75.Моя карьера сложилась удачно.
Нет
Да
76.Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой
Нет
Да
77.Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
Нет
Да
78.я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям, забывая о собственных интересах.
Нет
Да
79.Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
Нет
Да
80.Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
Нет
Да
81.Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
Нет
Да
82.Почти ко всему, что происходит на работе, я утратил(-а) интерес, живое чувство.
Нет
Да
83.Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
Нет
Да
84.Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Нет
Да
Как справиться со стрессом и выгоранием, связанными с телекоммуникациями и онлайн-обучением
1. Kumar A, Kumar P, Palvia SCJ, Verma S. Онлайн-образование в мире: текущее состояние и новые тенденции. J Inf Technol Case Appl Res. (2017) 19:3–9. 10.1080/15228053.2017.1294867 [CrossRef] [Google Scholar]
2. Уиттлси А.А. Коммуникация во время пандемии. Регуляторный фокус. (2020) Доступно в Интернете по адресу: https://www.raps.org/news-and-articles/news-articles/2020/4/communication-during-a-pandemic (по состоянию на 20 июня 2020 г.).
3. Мендоса Н.Ф. Лучшие бесплатные онлайн-курсы по техническим наукам для развития ваших навыков в области ИТ. (2020) ТехРеспублика; Доступно в Интернете по адресу: https://www.techrepublic.com/article/the-top-free-online-tech-classes-to-advance-your-it-skills/ (по состоянию на 19 июня 2020 г.). [Google Scholar]
4. Палвиа С., Аэрон П., Гупта П., Махапатра Д., Парида Р., Рознер Р. и др. Онлайн-образование: мировой статус, проблемы, тенденции и последствия. J Glob Inf Technol Manag. (2018) 21: 233–41. 10.1080/1097198X.2018.1542262 [CrossRef] [Google Scholar]
5. Шах Д. В течение ограниченного времени Coursera предлагает бесплатные сертификаты для 115 курсов. Вот полный список. Класс Центральный Moocreport. (2020) Доступно в Интернете по адресу: https://www.classcentral.com/report/coursera-free-certificate-covid-19/ (по состоянию на 19 июня 2020 г.).
6. ЭДС Курсы по коронавирусу. (2020). Доступно в Интернете по адресу: https://www.edx.org/learn/coronavirus (по состоянию на 19 июня 2020 г. ).
7. Новости Би-би-си. Кембриджский университет: все лекции будут доступны только онлайн до лета 2021 года BBC. (2020). Доступно на сайте: https://www.bbc.com/news/education-52732814 (по состоянию на 19 июня)., 2020).
8. Марсикано К., Фельтен К., Толедо Л., Буйтендорп М. Отслеживание реакции кампуса на пандемию COVID-19. Препринты АПСА. (2020). 10.33774/apsa-2020-3wvrl. [Epub перед печатью]. [CrossRef] [Google Scholar]
9. Эсаки-Смит А. Осенью Гарвардская юридическая школа будет работать только в онлайн-режиме, число поступающих в Гарвард на курсы MBA сократилось почти на 25%. Форбс. (2020) Доступно в Интернете по адресу: https://www.forbes.com/sites/annaesakismith/2020/06/04/harvard-law-school-will-be-online-only-in-the-fall-harvards-entering. -mba-class-is-down-nearly-25/#387d44da4dd5 (по состоянию на 19 июня, 2020).
10. Чжоу Л., Ву С., Чжоу М., Ли Ф. Крупнейшее сегодня онлайн-образование в мире «Учеба окончена, но занятия продолжаются»: в качестве примера можно привести практические исследования Китая во время профилактики и борьбы с эпидемией COVID-19. Лучший Evid Chin Educ. (2020) 4: 501–19. 10.15354/bece.20.ar023 [CrossRef] [Google Scholar]
11. Басилая Г., Квавадзе Д. Переход на онлайн-обучение в школах во время пандемии коронавируса SARS-CoV-2 (COVID-19) в Грузии. Педагог. рез. (2020) 5:7937 10.29333/pr/7937 [CrossRef] [Google Scholar]
12. Керрес М. Несмотря ни на что: образование в Германии справляется с Covid-19. Постцифровое научное образование. (2020). 10.1007/с42438-020-00130-7. [Epub перед печатью]. [CrossRef] [Google Scholar]
13. News4Teachers NRW stellt Schulcloud, Logineo vor – Lehrerverband rät von Nutzung ab. (2019). Доступно в Интернете по адресу: https://www.news4teachers.de/2019/11/nach-pleiten-und-pannen-nrw-stellt-endlich-seine-schulcloud-logineo-vor/ (по состоянию на 30 июля 2020 г.).
14. Туалет Шил. Медицинское определение стресса. МедицинаНет. (2018) Доступно в Интернете по адресу: https://www.medicinenet.com/script/main/art.asp?articlekey=20104 (по состоянию на 19 июня 2020 г. ).
15. Маслач С, Лейтер М.П. Новый взгляд на эмоциональное выгорание и заботу о здоровье: стратегии повышения вежливости и облегчения эмоционального выгорания. Мед Уч. (2017) 39:160–3. 10.1080/0142159X.2016.1248918 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. West CP, Dyrbye LN, Erwin PJ, Shanafelt TD. Вмешательства по предотвращению и снижению выгорания врачей: систематический обзор и метаанализ. Ланцет. (2016) 388:2272–81. 10.1016/S0140-6736(16)31279-X [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
17. Sansone RA, Sansone LA. Сотовые телефоны: психосоциальные риски. Innov Clin Neurosci. (2013) 10:33–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
18. Лемола С., Перкинсон-Глор Н., Бранд С., Девальд-Кауфманн Дж. Ф., Гроб А. Использование подростками электронных средств массовой информации в ночное время, нарушение сна и симптомы депрессии в век смартфонов. J Молодежь Подросток. (2015) 44:405–18. 10.1007/s10964-014-0176-x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Хоссманн К.А., Герман Д.М. Влияние электромагнитного излучения мобильных телефонов на центральную нервную систему. Биоэлектромагнетизм. (2003) 24:49–62. 10.1002/bem.10068 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. Meymandpour R, Bagheri Z. Изучение личностных черт, а именно экстраверсия и интроверсия при выгорании удаленных сотрудников. Telecom Business Rev. (2017) 10: 1–7. [Google Scholar]
21. Вишнич А., Величкович В., Соколович Д., Станкович М., Миятович К., Стоянович М. и др. Связь между манерой использования мобильного телефона и депрессией, тревогой и стрессом у студентов университетов. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. (2018) 15:697. 10.3390/ijerph25040697 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Связано ли время, проводимое перед экраном, с тревогой или депрессией у молодых людей? Результаты когорты рожденных в Великобритании. Общественное здравоохранение BMC. (2019) 19:82 10.1186/s12889-018-6321-9 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Мадхав К.С., Шерчанд С.П., Шерчан С. Связь между временем, проведенным перед экраном, и депрессией среди взрослых в США. Предыдущая медицинская отчетность (2017) 1: 67–71. 10.1016/j.pmedr.2017.08.005 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Ячмень С.Р., Мейерсон Д.Э., Гродал С. Электронная почта как источник и символ стресса. Органные науки. (2011) 22:887–906. 10.1287/orsc.1100.0573 [CrossRef] [Google Scholar]
25. Day A, Paquet S, Scott N, Hambley L. Воспринимаемые требования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) к результатам работы сотрудников: сдерживающий эффект организационной поддержки ИКТ. J Occup Health Psychol. (2012) 17:473. 10.1037/a0029837 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. Estévez-Mujica CP, Quintane E. Шаблоны общения по электронной почте и выгорание на работе. ПЛОС ОДИН. (2018) 13:e0193966. 10.1371/journal.pone.0193966 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Fares J, Fares MY, Fares Y. Скелетно-мышечная боль в шее у детей и подростков: факторы риска и осложнения. Сург Нейрол Инт. (2017) 8:72. 10.4103/sni.sni_445_16 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Гарвардская медицинская школа Растяните, чтобы облегчить боль в шее и плечах, связанную с экранным временем. (2020). Доступно в Интернете по адресу: https://www.health.harvard.edu/healthbeat/stretch-to-ease-screen-time-related-neck-and-shoulder-pain (по состоянию на 19 июня)., 2020).
29. Брукс С.К., Вебстер Р.К., Смит Л.Е., Вудленд Л., Вессели С., Гринберг Н. и др.. Психологическое воздействие карантина и способы его уменьшения: быстрый обзор доказательств. Ланцет. (2020) 395: 912–20. 10.1016/S0140-6736(20)30460-8 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Центры по контролю и профилактике заболеваний Коронавирусная болезнь 2019: преодоление стресса. (2020). Доступно в Интернете по адресу: https://www.cdc.gov/coronavirus/2019-ncov/daily-life-coping/managing-stress-anxiety. html (по состоянию на 19 июня)., 2020).
31. Винер Р.М., Рассел С.Дж., Крокер Х., Пакер Дж., Уорд Дж., Стэнсфилд С. и др. Закрытие школ и методы управления во время вспышек коронавируса, включая COVID-19: быстрый систематический обзор. Lancet Child Adolesc Health. (2020) 4: 397–404. 10.1016/S2352-4642(20)30095-X [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
32. Ахмед Х., Аллаф М., Эльгазали Х. COVID-19 и медицинское образование. Ланцет Infect Dis. (2020) 20:777–8. 10.1016/S1473-3099(20)30226-7 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Giallonardo V, Sampogna G, Del Vecchio V, Luciano M, Albert U, Carmassi C, et al. Влияние карантина и физического дистанцирования после COVID-19 на психическое здоровье: протокол исследования многоцентрового итальянского популяционного исследования . Фронтовой психиатр. (2020) 11:533. 10.3389/fpsyt.2020.00533 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
34. Nicola M, Alsafi Z, Sohrabi C, Kerwan A, Al-Jabir A, Iosifidis C, et al. Социально-экономические последствия коронавируса и COVID-19пандемия: обзор. Int J Surg. (2020) 79:13–4. 10.1016/j.ijsu.2020.04.018 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Mheidly N, Fares J. Использование средств массовой информации и стратегий информирования о здоровье для преодоления инфодемии COVID-19. J Политика общественного здравоохранения. (2020). 10.1057/s41271-020-00247-w. [Epub перед печатью]. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Коулз-Бреннан С., Салли А., Янг Г. Управление цифровым напряжением глаз. Clin Exp Optom. (2019) 102:18–29. 10.1111/cxo.12798 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Martin CA, Bush AJ. Влияют ли образцы для подражания на покупательские намерения и поведение подростков? J Консум Марк. (2000) 17:441–53. 10.1108/07363760010341081 [CrossRef] [Google Scholar]
38. Лихтенхельд А., Номура М., Чапин Н., Берджесс Т., Корнегай Дж. Разработка и внедрение подкаста по неотложной медицине для студентов-медиков: EMIGcast. West J Emerg Med. (2015) 16:877 10.5811/westjem.2015.9.27293 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Кадоган М., Тома Б., Чан Т.М., Лин М. Медицина в открытом доступе (FOAM): появление блогов и подкастов неотложной медицины и интенсивной терапии (2002–2013 гг.). Emerg Med J. (2014) 31: e76–7. 10.1136/emermed-2013-203502 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Berk J, Watto M, Williams P. Двенадцать советов по созданию подкаста о медицинском образовании. Мед Уч. (2020) 16:1–7. 10.1080/0142159X.2020.1779205 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Pascoe MC, Bauer IE. Систематический обзор рандомизированных контролируемых исследований влияния йоги на показатели стресса и настроение. J Psychiatr Res. (2015) 68: 270–82. 10.1016/j.jpsychires.2015.07.013 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
42. Бюссинг А., Михальсен А., Хальса СБС, Теллес С., Шерман К.Дж. Влияние йоги на психическое и физическое здоровье: краткое изложение отзывов. Комплемент на основе Evid Alternat Med. (2012) 2012:165410 10.1155/2012/165410 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
43. Fares J, Fares Y. Роль йоги в снятии тревоги и стресса у студентов-медиков. N Am J Med Sci. (2016) 8:202–4. 10.4103/1947-2714.179963 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
44. Фарес Дж., Аль Табош Х., Саадеддин З., Эль Мухайяр С., Ариди Х. Стресс, выгорание и стратегии выживания у студентов-медиков доклинического обучения. N Am J Med Sci. (2016) 8:75–81. 10.4103/1947-2714.177299 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
45. Fares J, Saadeddin Z, Al Tabosh H, Aridi H, El Mouhayyar C, Koleilat MK, et al.. Внеклассные мероприятия связаны со стрессом и выгоранием у доклинических студентов-медиков. J Эпидемиол Глоб Здоровье. (2016) 6: 177–85. 10.1016/j.jegh.2015.10.003 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
46. Cramer H, Lauche R, Langhorst J, Dobos G. Йога при депрессии: систематический обзор и метаанализ. Подавить тревогу. (2013) 30:1068–83. 10.1002/da.22166 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Pilkington K, Kirkwood G, Rampes H, Richardson J. Йога при депрессии: данные исследований. J Аффективное расстройство. (2005) 89:13–24. 10.1016/j.jad.2005.08.013 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
48. Cramer H, Lauche R, Anheyer D, Pilkington K, de Manincor M, Dobos G и др.. Йога при тревоге: систематический обзор и метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. Подавить тревогу. (2018) 35:830–43. 10.1002/da.22762 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
49. Райли К.Е., Парк CL. Как йога снижает стресс? Систематический обзор механизмов изменений и руководство для будущих исследований. Health Psychol Rev. (2015) 9: 379–96. 10.1080/17437199.2014.981778 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Чен Д., Чжан Р., Лю К., Хоу Л. Получение знаний из сообщений в медицинских онлайн-сообществах с использованием единой системы медицинского языка. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. (2018) 15:1291. 10.3390/ijerph25061291 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
51. Bommele J, Hopman P, Walters BH, Geboers C, Croes E, Fong Gt и др. Обоюдоострая связь между стрессом, вызванным COVID-19, и курением: последствия для отказа от курения. Тоб Индук Дис. (2020) 18:63. 10.18332/tid/125580 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
52. Slomp FM, Bara TS, Picharski GL, Cordeiro ML. Связь курения сигарет с тревогой, депрессией и суицидальными мыслями среди бразильских подростков. Нейропсихиатр Dis Treat. (2019) 15:2799. 10.2147/NDT.S217069 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
53. O’Neill CE, Newsom RJ, Stafford J, Scott T, Archuleta S, Levis SC, et al.. Потребление кофеина подростками увеличивает поведение, связанное с тревогой во взрослом возрасте, и изменяет нейроэндокринную сигнализацию. Психонейроэндокринология. (2016) 67:40–50. 10.1016/j. psyneuen.2016.01.030 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
54. Mheidly N, Fares J. Исследования коммуникации в области здравоохранения в арабском мире: библиометрический анализ. Интеграт Здравоохранение Дж. (2020) 2:e000011 10.1136/ihj-2019-000011 [CrossRef] [Google Scholar]
55. Mheidly N, Fares J. Коммуникации по вопросам здравоохранения в странах с низким уровнем дохода: 60-летний библиометрический и тематический анализ. J Educ Health Promot. (2020) 9:163 10.4103/jehp.jehp_384_20 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Fares J, Salhab HA, Fares MY, Khachfe HH, Fares Y. Академическая медицина и развитие будущих лидеров здравоохранения. В: Лахер I, редактор. Справочник по здравоохранению в арабском мире. Чам: Спрингер; (2020). 10.1007/978-3-319-74365-3_167-1 [CrossRef] [Google Scholar]
57. Рестаури Н., Шеридан А.Д. Выгорание и посттравматическое стрессовое расстройство в условиях пандемии COVID-19: пересечение, влияние и вмешательства. J Am Coll Radiol. (2020) 17:921–6. 10.1016/j.jacr.2020.05.021 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Dimitriu MC, Pantea-Stoian A, Smaranda AC, Nica AA, Carap AC, Constantin VD, et al .. Синдром выгорания у румынских ординаторов во время пандемии COVID-19. Мед Гипотезы. (2020) 7:109972. 10.1016/j.mehy.2020.109972 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. Abdessater M, Rouprêt M, Misrai V, Matillon X, Tellier BG, Freton L, et al.. Влияние пандемии COVID19 на тревогу обучающихся французских урологов: результаты национального опроса. Прог Урол. (2020) 30:448–55. 10.1016/j.purol.2020.04.015 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Итальянский COVID-19пандемия. Психиатрия рез. (2020) 27:113129. 10.1016/j.psychres.2020.113129 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
61. Morgantini LA, Naha U, Wang H, Francavilla S, Acar Ö, Flores JM и др. Факторы, способствующие к профессиональному выгоранию медицинских работников во время пандемии COVID-19: быстрое глобальное исследование. ПЛОС Один. (2020) 15:e0238217. 10.1371/journal.pone.0238217 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
62. Kline SL, Liu F. Влияние сравнительного использования средств массовой информации на аккультурацию, аккультурационный стресс и семейные отношения китайских иностранных студентов. Int J Intercult Relat. (2005) 29: 367–90. 10.1016/j.ijintrel.2005.07.001 [CrossRef] [Google Scholar]
63. Тода М., Эзоэ С., Такешита Т. Использование мобильных телефонов и стратегии преодоления стресса у студентов-медиков. Int J Cyber Behav Psychol Learn. (2014) 4:41–6. 10.4018/ijcbpl.2014100104 [CrossRef] [Google Scholar]
Как справиться со стрессом и выгоранием, связанными с телекоммуникациями и онлайн-обучением
Обзор
. 2020 11 нояб.; 8:574969. doi: 10.3389/fpubh.2020.574969. Электронная коллекция 2020.Нур Мхейдли 1 , Мохамад И Фарес 2 3 4 , Джавад Фарес 5
Принадлежности
- 1 Факультет информации, Ливанский университет, Бейрут, Ливан.
- 2 Исследовательский центр неврологии, факультет медицинских наук, Ливанский университет, Бейрут, Ливан.
- 3 Медицинский факультет Американского университета в Бейруте, Бейрут, Ливан.
- 4 Колледж медицинской ветеринарии и наук о жизни, Университет Глазго, Глазго, Соединенное Королевство.
- 5 Отделение неврологической хирургии, Медицинская школа Файнберга, Северо-Западный университет, Чикаго, Иллинойс, США.
- PMID: 33262967
- PMCID: PMC7686031
- DOI: 10. 3389/fpubh.2020.574969
Обзор
Nour Mheidly et al. Фронт общественного здравоохранения. .
Бесплатная статья ЧВК . 2020 11 нояб.; 8:574969. doi: 10.3389/fpubh.2020.574969. Электронная коллекция 2020.Авторы
Нур Мхейдли 1 , Мохамад И Фарес 2 3 4 , Джавад Фарес 5
Принадлежности
- 1 Факультет информации, Ливанский университет, Бейрут, Ливан.
- 2 Исследовательский центр неврологии, факультет медицинских наук, Ливанский университет, Бейрут, Ливан.
- 3 Медицинский факультет Американского университета в Бейруте, Бейрут, Ливан.
- 4 Колледж медицинской ветеринарии и наук о жизни Университета Глазго, Глазго, Соединенное Королевство.
- 5 Отделение неврологической хирургии, Медицинская школа Файнберга, Северо-Западный университет, Чикаго, Иллинойс, США.
- PMID: 33262967
- PMCID: PMC7686031
- DOI: 10. 3389/fpubh.2020.574969
Абстрактный
Пандемия COVID-19 существенно повлияла на сферу телекоммуникаций. Это увеличило использование мультимедийных приложений, которые позволяют проводить телеконференции, удаленную работу, онлайн-обучение и социальные отношения. Длительное время, проведенное перед экранами, планшетами и интеллектуальными устройствами, увеличивает стресс и беспокойство. Стрессовые факторы психического здоровья, связанные с телекоммуникациями, могут добавиться к другим стрессовым факторам, связанным с временем карантина и блокировкой, что в конечном итоге приведет к истощению и выгоранию. В этом обзоре последствия COVID-19пандемия на общение и образование исследуются. Кроме того, изучается взаимосвязь между длительным воздействием цифровых устройств и психическим здоровьем. Наконец, предлагаются стратегии выживания, которые помогут облегчить телебремя пандемий.
Ключевые слова: COVID-19; Реакция психического здоровья на COVID-19; SARS-CoV-2; электронное обучение; образование-активное обучение; психическое здоровье — состояние эмоционального и социального благополучия; психология; студенты.
Copyright © 2020 Mheidly, Фарес и Фарес.
Цифры
Рисунок 1
Инфографика, показывающая преодоление…
Рисунок 1
Инфографика, представляющая стратегии выживания, которые следует применять во время длительных онлайн-мероприятий…
Рисунок 1Инфографика, представляющая стратегии выживания, которые следует применять во время расширенных онлайн-мероприятий и учебных занятий.
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
- Оценка влияния пандемии COVID-19, перехода к онлайн-обучению и использования социальных сетей на психическое здоровье студентов колледжей на Филиппинах: протокол исследования смешанного метода.
Lim LTS, Regencia ZJG, Dela Cruz JRC, Ho FDV, Rodolfo MS, Ly-Uson J, Baja ES. Лим ЛТС и др. ПЛОС Один. 2022 3 мая; 17 (5): e0267555. doi: 10.1371/journal.pone.0267555. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 35503779 Бесплатная статья ЧВК.
- Бремя психического здоровья в различных профессиях на заключительном этапе блокировки COVID-19 в Китае: кросс-секционное исследование.
Du J, Mayer G, Hummel S, Oetjen N, Gronewold N, Zafar A, Schultz JH. Ду Дж. и др. J Med Internet Res. 2020 2 декабря; 22(12):e24240. дои: 10.2196/24240. J Med Internet Res. 2020. PMID: 33197231 Бесплатная статья ЧВК.
- Медицинские исследования во время пандемии COVID-19: влияние цифрового обучения на эмоциональное выгорание и психическое здоровье студентов-медиков.
Зис П., Артемиадис А., Баргиотас П., Нтеверос А., Хаджигеоргиу Г.М. Зис П. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 5 января; 18 (1): 349. doi: 10.3390/ijerph28010349. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 33466459 Бесплатная статья ЧВК.
- Подростковые психические расстройства во время пандемии COVID-19 и режима самоизоляции.
Гессум С.Б., Лачал Дж., Рэдджек Р., Карретье Э., Минасян С., Бенуа Л., Моро М.Р. Гессум С.Б. и др. Психиатрия рез. 2020 сен;291:113264. doi: 10.1016/j.psychres.2020.113264. Epub 2020 29 июня. Психиатрия рез. 2020. PMID: 32622172 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Факторы риска для психического здоровья и стратегии выживания среди студентов в Азиатско-Тихоокеанском регионе во время обзорного обзора пандемии COVID-19-A.
Каур В., Балакришнан В., Чен Ю.Ю., Периасами Дж. Каур В. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 22 июля 2022 г .; 19 (15): 8894. дои: 10.3390/ijerph29158894. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 35897264 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Оценка тревоги и депрессии среди студентов после COVID-19: изучение сопутствующих факторов.
Башети И.А., Ассарайра Т.Ю., Обейдат Н.М., Аль-Абед Аль-Хак Ф., Рефаи М. Башети И.А., и соавт. Psychol Res Behav Manag. 2023 12 мая; 16:1797-1810. doi: 10.2147/PRBM.S409632. Электронная коллекция 2023. Psychol Res Behav Manag. 2023. PMID: 37201174 Бесплатная статья ЧВК.
- Возникающие различия в состоянии здоровья во время пандемии COVID-19.
Mheidly N, Fares NY, Fares MY, Fares J. Мхейдли Н. и соавт. Авиценна J Med. 2022 23 декабря; 13 (1): 60-64. doi: 10.1055/s-0042-1759842. Электронная коллекция 2023 янв. Авиценна J Med. 2022. PMID: 36969348 Бесплатная статья ЧВК.
- Взаимосвязь между тревогой, депрессией и учебным выгоранием у студентов-медсестер после эпидемии COVID-19: посредническая роль академической самоэффективности.
Чжу П., Сюй Т., Сюй Х., Цзи К., Ван В., Цянь М., Ши Г. Чжу П. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023 26 февраля; 20 (5): 4194. дои: 10.3390/ijerph30054194. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023. PMID: 36
0 Бесплатная статья ЧВК.
- Психическое здоровье и COVID-19 у студентов университетов: результаты качественного сравнительного исследования в Италии и Великобритании.
Рибольди И., Капогроссо К.А., Пьяченти С., Калабрезе А., Лучини Паиони С., Бартоли Ф., Крокамо К., Карра Г., Армес Д., Тейлор К. Рибольди I и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023 24 февраля; 20 (5): 4071. дои: 10.3390/ijerph30054071. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023. PMID: 36
3 Бесплатная статья ЧВК.
- Распространенность и факторы, связанные с бессонницей среди студентов-медиков в Китае во время пандемии COVID-19: характеристика и связанные факторы.
Чжан М., Цинь Л., Чжан Д., Тао М., Хан К., Чи С., Чжан З., Тао Х., Лю Х. Чжан М. и др. БМС Психиатрия. 2023 7 марта; 23 (1): 140. doi: 10.1186/s12888-023-04556-8. БМС Психиатрия. 2023. PMID: 36882710 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Рекомендации
- Кумар А. , Кумар П., Палвия SCJ, Верма С. Онлайн-образование во всем мире: текущее состояние и новые тенденции. J Inf Technol Case Appl Res. (2017) 19:3–9. 10.1080/15228053.2017.1294867 — DOI
- Уиттлси АА. Коммуникация во время пандемии. Регуляторный фокус. (2020) Доступно в Интернете по адресу: https://www.raps.org/news-and-articles/news-articles/2020/4/communicatio… (по состоянию на 20 июня 2020 г.).
- Мендоса Н.Ф. Лучшие бесплатные онлайн-курсы по техническим наукам для развития ваших навыков в области ИТ. (2020) ТехРеспублика; Доступно в Интернете по адресу: https://www.techrepublic.com/article/the-top-free-online-tech-classes-to.