Эмоциональное выгорание бойко онлайн: Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко — Пройти онлайн тест

Пройти тест на эмоциональное выгорание В.В.Бойко

Узнай, насколько сильно работа вляет и утомляет вас. Надо ли сделать перерыв, взять отпуск или сменить вид деятельности.

Что такое эмоциональное выгорание?

Это механизм психологической защиты личности, проявляющийся в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального поведения, чаще всего в профессиональной сфере. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

В то же время, оно может приводить к дисфункциям в работе и в отношениях с партнерами по профессиональной деятельности.

Стадии эмоционального выгорания

Всего в тесте 84 вопроса, позволяющих диагностировать 3 стадии «эмоционального выгорания»:

  1. Напряжение. Предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
  2. Резистенция. Сопротивление нарастающему стрессу.
  3. Истощение. Характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослабленностью нервной системы. Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности. Данная фаза также проявляется в ряде симптомов.

После прохождения теста вы узнаете, насколько сильно сформировалась та или иная стадия. Общий вывод, есть ли у вас эмоциональное выгорание, делается на основе суммы баллов по каждой стадии.

  • 0-36 баллов — стадия не сформировалась;
  • 37-60 баллов — стадия в стадии формирования;
  • 61-120 баллов — стадия сформировалась.

Симптомы каждой стадии

Помимо трёх основных стадий, в тесте определяется 12 симптомов, по 4 симптома в каждой стадии. Пройдите тест и получите подробную диагностику вашего эмоционального состояния.

Инструкция

Внимательно прочитайте каждое утверждение. Они касаются вашего отношения к работе и к партнерам по профессиональной деятельности: клиентам, коллегам и др.

Оцените, насколько каждое утверждение соответствует вашим мнениям и переживаниям. Отвечайте «да», если ваше мнение совпадает с утверждением, и «нет», если не совпадает.

Тестирование

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться

Да

Нет

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры

Да

Нет

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)

Да

Нет

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)

Да

Нет

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого

Да

Нет

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров

Да

Нет

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался

Да

Нет

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие)

Да

Нет

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг

Да

Нет

10. Моя работа притупляет эмоции

Да

Нет

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе

Да

Нет

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой

Да

Нет

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения

Да

Нет

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения

Да

Нет

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность

Да

Нет

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь

Да

Нет

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты

Да

Нет

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером

Да

Нет

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше

Да

Нет

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено

Да

Нет

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение

Да

Нет

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров

Да

Нет

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей

Да

Нет

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение

Да

Нет

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций

Да

Нет

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами

Да

Нет

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной

Да

Нет

28.У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

Да

Нет

29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания

Да

Нет

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра — не получишь зла»

Да

Нет

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе

Да

Нет

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)

Да

Нет

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу

Да

Нет

34. Я очень переживаю за свою работу

Да

Нет

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности

Да

Нет

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль

Да

Нет

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем

Да

Нет

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям

Да

Нет

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе

Да

Нет

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние

Да

Нет

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно

Да

Нет

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих»

Да

Нет

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми

Да

Нет

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела

Да

Нет

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении

Да

Нет

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души

Да

Нет

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого

Да

Нет

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия

Да

Нет

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки

Да

Нет

50. Успехи в работе вдохновляют меня

Да

Нет

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной)

Да

Нет

52. Я потерял покой из-за работы

Да

Нет

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов)

Да

Нет

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу

Да

Нет

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции

Да

Нет

56. Я часто работаю через силу

Да

Нет

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь

Да

Нет

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы — береги здоровье

Да

Нет

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством — как все надоело, никого бы не видеть и не слышать

Да

Нет

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание

Да

Нет

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный

Да

Нет

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

Да

Нет

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

Да

Нет

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы

Да

Нет

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной

Да

Нет

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание

Да

Нет

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами

Да

Нет

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился

Да

Нет

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют

Да

Нет

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций

Да

Нет

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня

Да

Нет

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства

Да

Нет

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко

Да

Нет

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств

Да

Нет

75. Моя карьера сложилась удачно

Да

Нет

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой

Да

Нет

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать

Да

Нет

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах

Да

Нет

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями

Да

Нет

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил

Да

Нет

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе

Да

Нет

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство

Да

Нет

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции

Да

Нет

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье

Да

Нет

ВАЖНО! Если кнопка «Узнать результат» не срабатывает, вы не ответили на один или несколько вопросов.

Тест Бойко онлайн — sortmozg

Симптомы

Выраженность симптомов эмоционального выгорания оценивается по количеству баллов – чем больше баллов, тем сильнее симптом. Минимальное количество баллов по симптому – 0, максимальное – 30:

  • менее 9 баллов – симптома нет;
  • 10–15 баллов – симптом развивается;
  • 16–20 баллов – сформированный симптом;
  • более 21 балла – доминирующий сформированный симптом в отдельной фазе или в синдроме эмоционального выгорания в целом.

Фазы

После подсчета баллов наступает следующий шаг диагностики – оценка показателей фазы как этапа стресса. Оцениваем три фазы от 0 до 120 баллов – «напряжение», «резистенция» и «истощение».

Каждая из этих фаз отражает эмоциональное и психофизиологическое состояние пациента. Поэтому баллы сопоставляются неравномерно. Например, если по фазе «резистенция» и «напряжение» набрано по 62 балла – это не значит, что они выражены одинаково. Такое количество баллов говорит о том, насколько фаза сформирована:

  • менее 36 баллов – фаза не сформирована;
  • 37–60 баллов – фаза формируется;
  • более 61 балла – фаза сформировалась.

В психодиагностическом заключении перед медицинским психологом ставятся следующие задачи:

  1. показать, какие симптомы доминируют;
  2. показать, как именно эмоциональное выгорание проявляется у пациента;
  3. найти причину эмоционального выгорания: виновны профессиональные особенности или черты личности;
  4. показать, какой симптом доминирует в наибольшей степени;
  5. найти способы коррекции эмоционального выгорания, методы снижения нервного напряжения и восстановления адаптационных сил организма;
  6. показать, какие черты личности провоцируют эмоциональное выгорание, составить методы коррекции деструктивных черт.

 

1.Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

Нет

Да

2.Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

Нет

Да

3.Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

Нет

Да

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, менее качественно,медленно).

Нет

Да

5.Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.

Нет

Да

6.От меня как от профессионала мало зависит благополучие партнеров.

Нет

Да

7.Когда я прихожу домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине с собой, ни с кем не общаясь.

Нет

Да

8.Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

Нет

Да

9.Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

Нет

Да

10.Моя работа притупляет эмоции.

Нет

Да

11.Я откровенно устал(-а) от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

Нет

Да

12.Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

Нет

Да

13.Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

Нет

Да

14.Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

Нет

Да

15.Я бы сменил(-а) место работы, если бы представилась возможность.

Нет

Да

16.Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

Нет

Да

17.Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

Нет

Да

18.Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

Нет

Да

19.Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

Нет

Да

20.Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимания партнеру меньше, чем положено.

Нет

Да

21.Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

Нет

Да

22.

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

Нет

Да

23.Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

Нет

Да

24.При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

Нет

Да

25.Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

Нет

Да

26.Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с деловыми партнерами.

Нет

Да

27.Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

Нет

Да

28.У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.

Нет

Да

29.Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

Нет

Да

30.В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делай людям добра, не получишь зла».

Нет

Да

31.Я охотно рассказываюдомашним о своей работе.

Нет

Да

32.Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

Нет

Да

33.Порой я чувствую, что надо проявит к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

Нет

Да

34.Я очень переживаю за свою работу.

Нет

Да

35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

Нет

Да

36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

Нет

Да

37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

Нет

Да

38.Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

Нет

Да

39.Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

Нет

Да

40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

Нет

Да

41.Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

Нет

Да

42.Я разделяю деловых партнеров на «хороших» и «плохих».

Нет

Да

43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

Нет

Да

44.Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

Нет

Да

45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

Нет

Да

46.Я иногда ловлю себя на том, что работаю без души, автоматически.

Нет

Да

47.По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

Нет

Да

48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического и психического самочувствия.

Нет

Да

49.На работе я испытываю постоянные физические и психологические перегрузки.

Нет

Да

50.Успехи в работе вдохновляют меня.

Нет

Да

51.Ситуация на работе, в которой я оказался (-ась), кажется безысходной (почти безысходной).

Нет

Да

52.Я потерял(-а) покой из-за р аботы.

Нет

Да

53.На протяжении последнего года были жалобы в мой адрес со стороны партнеров.

Нет

Да

54.Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

Нет

Да

55.Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

Нет

Да

56.Я часто работаю через силу.

Нет

Да

57.Прежде я был(-а) более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

Нет

Да

58.В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здо-ровье.

Нет

Да

59.Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: каквсе надоело, никого бы не видеть и не слышать.

Нет

Да

60.После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

Нет

Да

61.Контингент партнеров, с которыми я работаю, очень трудный.

Нет

Да

62.Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

Нет

Да

63.Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

Нет

Да

64.Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

Нет

Да

65.Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел(-а) бы, чтобы поступали со мной.

Нет

Да

66.Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

Нет

Да

67.Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заняться домашними делами.

Нет

Да

68.Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

Нет

Да

69.Состояние, потребности, просьбы партнеров обычноменя искренне волнуют.

Нет

Да

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

Нет

Да

71.Работа с людьми очень разочаровала меня.

Нет

Да

72.Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

Нет

Да

73.Как правило, мойрабочий день проходит спокойно и легко.

Нет

Да

74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

Нет

Да

75.Моя карьера сложилась удачно.

Нет

Да

76.Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой

Нет

Да

77.Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

Нет

Да

78.я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям, забывая о собственных интересах.

Нет

Да

79.Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

Нет

Да

80.Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

Нет

Да

81.Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

Нет

Да

82.Почти ко всему, что происходит на работе, я утратил(-а) интерес, живое чувство.

Нет

Да

83.Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

Нет

Да

84.Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Нет

Да

Как справиться со стрессом и выгоранием, связанными с телекоммуникациями и онлайн-обучением

1. Kumar A, Kumar P, Palvia SCJ, Verma S. Онлайн-образование в мире: текущее состояние и новые тенденции. J Inf Technol Case Appl Res. (2017) 19:3–9. 10.1080/15228053.2017.1294867 [CrossRef] [Google Scholar]

2. Уиттлси А.А. Коммуникация во время пандемии. Регуляторный фокус. (2020) Доступно в Интернете по адресу: https://www.raps.org/news-and-articles/news-articles/2020/4/communication-during-a-pandemic (по состоянию на 20 июня 2020 г.).

3. Мендоса Н.Ф. Лучшие бесплатные онлайн-курсы по техническим наукам для развития ваших навыков в области ИТ. (2020) ТехРеспублика; Доступно в Интернете по адресу: https://www.techrepublic.com/article/the-top-free-online-tech-classes-to-advance-your-it-skills/ (по состоянию на 19 июня 2020 г.). [Google Scholar]

4. Палвиа С., Аэрон П., Гупта П., Махапатра Д., Парида Р., Рознер Р. и др. Онлайн-образование: мировой статус, проблемы, тенденции и последствия. J Glob Inf Technol Manag. (2018) 21: 233–41. 10.1080/1097198X.2018.1542262 [CrossRef] [Google Scholar]

5. Шах Д. В течение ограниченного времени Coursera предлагает бесплатные сертификаты для 115 курсов. Вот полный список. Класс Центральный Moocreport. (2020) Доступно в Интернете по адресу: https://www.classcentral.com/report/coursera-free-certificate-covid-19/ (по состоянию на 19 июня 2020 г.).

6. ЭДС Курсы по коронавирусу. (2020). Доступно в Интернете по адресу: https://www.edx.org/learn/coronavirus (по состоянию на 19 июня 2020 г. ).

7. Новости Би-би-си. Кембриджский университет: все лекции будут доступны только онлайн до лета 2021 года BBC. (2020). Доступно на сайте: https://www.bbc.com/news/education-52732814 (по состоянию на 19 июня)., 2020).

8. Марсикано К., Фельтен К., Толедо Л., Буйтендорп М. Отслеживание реакции кампуса на пандемию COVID-19. Препринты АПСА. (2020). 10.33774/apsa-2020-3wvrl. [Epub перед печатью]. [CrossRef] [Google Scholar]

9. Эсаки-Смит А. Осенью Гарвардская юридическая школа будет работать только в онлайн-режиме, число поступающих в Гарвард на курсы MBA сократилось почти на 25%. Форбс. (2020) Доступно в Интернете по адресу: https://www.forbes.com/sites/annaesakismith/2020/06/04/harvard-law-school-will-be-online-only-in-the-fall-harvards-entering. -mba-class-is-down-nearly-25/#387d44da4dd5 (по состоянию на 19 июня, 2020).

10. Чжоу Л., Ву С., Чжоу М., Ли Ф. Крупнейшее сегодня онлайн-образование в мире «Учеба окончена, но занятия продолжаются»: в качестве примера можно привести практические исследования Китая во время профилактики и борьбы с эпидемией COVID-19. Лучший Evid Chin Educ. (2020) 4: 501–19. 10.15354/bece.20.ar023 [CrossRef] [Google Scholar]

11. Басилая Г., Квавадзе Д. Переход на онлайн-обучение в школах во время пандемии коронавируса SARS-CoV-2 (COVID-19) в Грузии. Педагог. рез. (2020) 5:7937 10.29333/pr/7937 [CrossRef] [Google Scholar]

12. Керрес М. Несмотря ни на что: образование в Германии справляется с Covid-19. Постцифровое научное образование. (2020). 10.1007/с42438-020-00130-7. [Epub перед печатью]. [CrossRef] [Google Scholar]

13. News4Teachers NRW stellt Schulcloud, Logineo vor – Lehrerverband rät von Nutzung ab. (2019). Доступно в Интернете по адресу: https://www.news4teachers.de/2019/11/nach-pleiten-und-pannen-nrw-stellt-endlich-seine-schulcloud-logineo-vor/ (по состоянию на 30 июля 2020 г.).

14. Туалет Шил. Медицинское определение стресса. МедицинаНет. (2018) Доступно в Интернете по адресу: https://www.medicinenet.com/script/main/art.asp?articlekey=20104 (по состоянию на 19 июня 2020 г. ).

15. Маслач С, Лейтер М.П. Новый взгляд на эмоциональное выгорание и заботу о здоровье: стратегии повышения вежливости и облегчения эмоционального выгорания. Мед Уч. (2017) 39:160–3. 10.1080/0142159X.2016.1248918 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

16. West CP, Dyrbye LN, Erwin PJ, Shanafelt TD. Вмешательства по предотвращению и снижению выгорания врачей: систематический обзор и метаанализ. Ланцет. (2016) 388:2272–81. 10.1016/S0140-6736(16)31279-X [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

17. Sansone RA, Sansone LA. Сотовые телефоны: психосоциальные риски. Innov Clin Neurosci. (2013) 10:33–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

18. Лемола С., Перкинсон-Глор Н., Бранд С., Девальд-Кауфманн Дж. Ф., Гроб А. Использование подростками электронных средств массовой информации в ночное время, нарушение сна и симптомы депрессии в век смартфонов. J Молодежь Подросток. (2015) 44:405–18. 10.1007/s10964-014-0176-x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

19. Хоссманн К.А., Герман Д.М. Влияние электромагнитного излучения мобильных телефонов на центральную нервную систему. Биоэлектромагнетизм. (2003) 24:49–62. 10.1002/bem.10068 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

20. Meymandpour R, Bagheri Z. Изучение личностных черт, а именно экстраверсия и интроверсия при выгорании удаленных сотрудников. Telecom Business Rev. (2017) 10: 1–7. [Google Scholar]

21. Вишнич А., Величкович В., Соколович Д., Станкович М., Миятович К., Стоянович М. и др. Связь между манерой использования мобильного телефона и депрессией, тревогой и стрессом у студентов университетов. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. (2018) 15:697. 10.3390/ijerph25040697 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Связано ли время, проводимое перед экраном, с тревогой или депрессией у молодых людей? Результаты когорты рожденных в Великобритании. Общественное здравоохранение BMC. (2019) 19:82 10.1186/s12889-018-6321-9 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23. Мадхав К.С., Шерчанд С.П., Шерчан С. Связь между временем, проведенным перед экраном, и депрессией среди взрослых в США. Предыдущая медицинская отчетность (2017) 1: 67–71. 10.1016/j.pmedr.2017.08.005 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

24. Ячмень С.Р., Мейерсон Д.Э., Гродал С. Электронная почта как источник и символ стресса. Органные науки. (2011) 22:887–906. 10.1287/orsc.1100.0573 [CrossRef] [Google Scholar]

25. Day A, Paquet S, Scott N, Hambley L. Воспринимаемые требования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) к результатам работы сотрудников: сдерживающий эффект организационной поддержки ИКТ. J Occup Health Psychol. (2012) 17:473. 10.1037/a0029837 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

26. Estévez-Mujica CP, Quintane E. Шаблоны общения по электронной почте и выгорание на работе. ПЛОС ОДИН. (2018) 13:e0193966. 10.1371/journal.pone.0193966 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

27. Fares J, Fares MY, Fares Y. Скелетно-мышечная боль в шее у детей и подростков: факторы риска и осложнения. Сург Нейрол Инт. (2017) 8:72. 10.4103/sni.sni_445_16 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

28. Гарвардская медицинская школа Растяните, чтобы облегчить боль в шее и плечах, связанную с экранным временем. (2020). Доступно в Интернете по адресу: https://www.health.harvard.edu/healthbeat/stretch-to-ease-screen-time-related-neck-and-shoulder-pain (по состоянию на 19 июня)., 2020).

29. Брукс С.К., Вебстер Р.К., Смит Л.Е., Вудленд Л., Вессели С., Гринберг Н. и др.. Психологическое воздействие карантина и способы его уменьшения: быстрый обзор доказательств. Ланцет. (2020) 395: 912–20. 10.1016/S0140-6736(20)30460-8 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

30. Центры по контролю и профилактике заболеваний Коронавирусная болезнь 2019: преодоление стресса. (2020). Доступно в Интернете по адресу: https://www.cdc.gov/coronavirus/2019-ncov/daily-life-coping/managing-stress-anxiety. html (по состоянию на 19 июня)., 2020).

31. Винер Р.М., Рассел С.Дж., Крокер Х., Пакер Дж., Уорд Дж., Стэнсфилд С. и др. Закрытие школ и методы управления во время вспышек коронавируса, включая COVID-19: быстрый систематический обзор. Lancet Child Adolesc Health. (2020) 4: 397–404. 10.1016/S2352-4642(20)30095-X [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

32. Ахмед Х., Аллаф М., Эльгазали Х. COVID-19 и медицинское образование. Ланцет Infect Dis. (2020) 20:777–8. 10.1016/S1473-3099(20)30226-7 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

33. Giallonardo V, Sampogna G, Del Vecchio V, Luciano M, Albert U, Carmassi C, et al. Влияние карантина и физического дистанцирования после COVID-19 на психическое здоровье: протокол исследования многоцентрового итальянского популяционного исследования . Фронтовой психиатр. (2020) 11:533. 10.3389/fpsyt.2020.00533 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

34. Nicola M, Alsafi Z, Sohrabi C, Kerwan A, Al-Jabir A, Iosifidis C, et al. Социально-экономические последствия коронавируса и COVID-19пандемия: обзор. Int J Surg. (2020) 79:13–4. 10.1016/j.ijsu.2020.04.018 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

35. Mheidly N, Fares J. Использование средств массовой информации и стратегий информирования о здоровье для преодоления инфодемии COVID-19. J Политика общественного здравоохранения. (2020). 10.1057/s41271-020-00247-w. [Epub перед печатью]. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

36. Коулз-Бреннан С., Салли А., Янг Г. Управление цифровым напряжением глаз. Clin Exp Optom. (2019) 102:18–29. 10.1111/cxo.12798 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Martin CA, Bush AJ. Влияют ли образцы для подражания на покупательские намерения и поведение подростков? J Консум Марк. (2000) 17:441–53. 10.1108/07363760010341081 [CrossRef] [Google Scholar]

38. Лихтенхельд А., Номура М., Чапин Н., Берджесс Т., Корнегай Дж. Разработка и внедрение подкаста по неотложной медицине для студентов-медиков: EMIGcast. West J Emerg Med. (2015) 16:877 10.5811/westjem.2015.9.27293 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

39. Кадоган М., Тома Б., Чан Т.М., Лин М. Медицина в открытом доступе (FOAM): появление блогов и подкастов неотложной медицины и интенсивной терапии (2002–2013 гг.). Emerg Med J. (2014) 31: e76–7. 10.1136/emermed-2013-203502 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

40. Berk J, Watto M, Williams P. Двенадцать советов по созданию подкаста о медицинском образовании. Мед Уч. (2020) 16:1–7. 10.1080/0142159X.2020.1779205 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

41. Pascoe MC, Bauer IE. Систематический обзор рандомизированных контролируемых исследований влияния йоги на показатели стресса и настроение. J Psychiatr Res. (2015) 68: 270–82. 10.1016/j.jpsychires.2015.07.013 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

42. Бюссинг А., Михальсен А., Хальса СБС, Теллес С., Шерман К.Дж. Влияние йоги на психическое и физическое здоровье: краткое изложение отзывов. Комплемент на основе Evid Alternat Med. (2012) 2012:165410 10.1155/2012/165410 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

43. Fares J, Fares Y. Роль йоги в снятии тревоги и стресса у студентов-медиков. N Am J Med Sci. (2016) 8:202–4. 10.4103/1947-2714.179963 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

44. Фарес Дж., Аль Табош Х., Саадеддин З., Эль Мухайяр С., Ариди Х. Стресс, выгорание и стратегии выживания у студентов-медиков доклинического обучения. N Am J Med Sci. (2016) 8:75–81. 10.4103/1947-2714.177299 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

45. Fares J, Saadeddin Z, Al Tabosh H, Aridi H, El Mouhayyar C, Koleilat MK, et al.. Внеклассные мероприятия связаны со стрессом и выгоранием у доклинических студентов-медиков. J Эпидемиол Глоб Здоровье. (2016) 6: 177–85. 10.1016/j.jegh.2015.10.003 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

46. Cramer H, Lauche R, Langhorst J, Dobos G. Йога при депрессии: систематический обзор и метаанализ. Подавить тревогу. (2013) 30:1068–83. 10.1002/da.22166 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

47. Pilkington K, Kirkwood G, Rampes H, Richardson J. Йога при депрессии: данные исследований. J Аффективное расстройство. (2005) 89:13–24. 10.1016/j.jad.2005.08.013 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

48. Cramer H, Lauche R, Anheyer D, Pilkington K, de Manincor M, Dobos G и др.. Йога при тревоге: систематический обзор и метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. Подавить тревогу. (2018) 35:830–43. 10.1002/da.22762 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

49. Райли К.Е., Парк CL. Как йога снижает стресс? Систематический обзор механизмов изменений и руководство для будущих исследований. Health Psychol Rev. (2015) 9: 379–96. 10.1080/17437199.2014.981778 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

50. Чен Д., Чжан Р., Лю К., Хоу Л. Получение знаний из сообщений в медицинских онлайн-сообществах с использованием единой системы медицинского языка. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. (2018) 15:1291. 10.3390/ijerph25061291 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

51. Bommele J, Hopman P, Walters BH, Geboers C, Croes E, Fong Gt и др. Обоюдоострая связь между стрессом, вызванным COVID-19, и курением: последствия для отказа от курения. Тоб Индук Дис. (2020) 18:63. 10.18332/tid/125580 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

52. Slomp FM, Bara TS, Picharski GL, Cordeiro ML. Связь курения сигарет с тревогой, депрессией и суицидальными мыслями среди бразильских подростков. Нейропсихиатр Dis Treat. (2019) 15:2799. 10.2147/NDT.S217069 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

53. O’Neill CE, Newsom RJ, Stafford J, Scott T, Archuleta S, Levis SC, et al.. Потребление кофеина подростками увеличивает поведение, связанное с тревогой во взрослом возрасте, и изменяет нейроэндокринную сигнализацию. Психонейроэндокринология. (2016) 67:40–50. 10.1016/j. psyneuen.2016.01.030 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

54. Mheidly N, Fares J. Исследования коммуникации в области здравоохранения в арабском мире: библиометрический анализ. Интеграт Здравоохранение Дж. (2020) 2:e000011 10.1136/ihj-2019-000011 [CrossRef] [Google Scholar]

55. Mheidly N, Fares J. Коммуникации по вопросам здравоохранения в странах с низким уровнем дохода: 60-летний библиометрический и тематический анализ. J Educ Health Promot. (2020) 9:163 10.4103/jehp.jehp_384_20 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

56. Fares J, Salhab HA, Fares MY, Khachfe HH, Fares Y. Академическая медицина и развитие будущих лидеров здравоохранения. В: Лахер I, редактор. Справочник по здравоохранению в арабском мире. Чам: Спрингер; (2020). 10.1007/978-3-319-74365-3_167-1 [CrossRef] [Google Scholar]

57. Рестаури Н., Шеридан А.Д. Выгорание и посттравматическое стрессовое расстройство в условиях пандемии COVID-19: пересечение, влияние и вмешательства. J Am Coll Radiol. (2020) 17:921–6. 10.1016/j.jacr.2020.05.021 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

58. Dimitriu MC, Pantea-Stoian A, Smaranda AC, Nica AA, Carap AC, Constantin VD, et al .. Синдром выгорания у румынских ординаторов во время пандемии COVID-19. Мед Гипотезы. (2020) 7:109972. 10.1016/j.mehy.2020.109972 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

59. Abdessater M, Rouprêt M, Misrai V, Matillon X, Tellier BG, Freton L, et al.. Влияние пандемии COVID19 на тревогу обучающихся французских урологов: результаты национального опроса. Прог Урол. (2020) 30:448–55. 10.1016/j.purol.2020.04.015 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Итальянский COVID-19пандемия. Психиатрия рез. (2020) 27:113129. 10.1016/j.psychres.2020.113129 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

61. Morgantini LA, Naha U, Wang H, Francavilla S, Acar Ö, Flores JM и др. Факторы, способствующие к профессиональному выгоранию медицинских работников во время пандемии COVID-19: быстрое глобальное исследование. ПЛОС Один. (2020) 15:e0238217. 10.1371/journal.pone.0238217 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

62. Kline SL, Liu F. Влияние сравнительного использования средств массовой информации на аккультурацию, аккультурационный стресс и семейные отношения китайских иностранных студентов. Int J Intercult Relat. (2005) 29: 367–90. 10.1016/j.ijintrel.2005.07.001 [CrossRef] [Google Scholar]

63. Тода М., Эзоэ С., Такешита Т. Использование мобильных телефонов и стратегии преодоления стресса у студентов-медиков. Int J Cyber ​​​​Behav Psychol Learn. (2014) 4:41–6. 10.4018/ijcbpl.2014100104 [CrossRef] [Google Scholar]

Как справиться со стрессом и выгоранием, связанными с телекоммуникациями и онлайн-обучением

Обзор

. 2020 11 нояб.; 8:574969.

doi: 10.3389/fpubh.2020.574969. Электронная коллекция 2020.

Нур Мхейдли 1 , Мохамад И Фарес 2 3 4 , Джавад Фарес 5

Принадлежности

  • 1 Факультет информации, Ливанский университет, Бейрут, Ливан.
  • 2 Исследовательский центр неврологии, факультет медицинских наук, Ливанский университет, Бейрут, Ливан.
  • 3 Медицинский факультет Американского университета в Бейруте, Бейрут, Ливан.
  • 4 Колледж медицинской ветеринарии и наук о жизни, Университет Глазго, Глазго, Соединенное Королевство.
  • 5 Отделение неврологической хирургии, Медицинская школа Файнберга, Северо-Западный университет, Чикаго, Иллинойс, США.
  • PMID: 33262967
  • PMCID: PMC7686031
  • DOI: 10. 3389/fpubh.2020.574969
Бесплатная статья ЧВК

Обзор

Nour Mheidly et al. Фронт общественного здравоохранения. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2020 11 нояб.; 8:574969.

doi: 10.3389/fpubh.2020.574969. Электронная коллекция 2020.

Авторы

Нур Мхейдли 1 , Мохамад И Фарес 2 3 4 , Джавад Фарес 5

Принадлежности

  • 1 Факультет информации, Ливанский университет, Бейрут, Ливан.
  • 2 Исследовательский центр неврологии, факультет медицинских наук, Ливанский университет, Бейрут, Ливан.
  • 3 Медицинский факультет Американского университета в Бейруте, Бейрут, Ливан.
  • 4 Колледж медицинской ветеринарии и наук о жизни Университета Глазго, Глазго, Соединенное Королевство.
  • 5 Отделение неврологической хирургии, Медицинская школа Файнберга, Северо-Западный университет, Чикаго, Иллинойс, США.
  • PMID: 33262967
  • PMCID: PMC7686031
  • DOI: 10. 3389/fpubh.2020.574969

Абстрактный

Пандемия COVID-19 существенно повлияла на сферу телекоммуникаций. Это увеличило использование мультимедийных приложений, которые позволяют проводить телеконференции, удаленную работу, онлайн-обучение и социальные отношения. Длительное время, проведенное перед экранами, планшетами и интеллектуальными устройствами, увеличивает стресс и беспокойство. Стрессовые факторы психического здоровья, связанные с телекоммуникациями, могут добавиться к другим стрессовым факторам, связанным с временем карантина и блокировкой, что в конечном итоге приведет к истощению и выгоранию. В этом обзоре последствия COVID-19пандемия на общение и образование исследуются. Кроме того, изучается взаимосвязь между длительным воздействием цифровых устройств и психическим здоровьем. Наконец, предлагаются стратегии выживания, которые помогут облегчить телебремя пандемий.

Ключевые слова: COVID-19; Реакция психического здоровья на COVID-19; SARS-CoV-2; электронное обучение; образование-активное обучение; психическое здоровье — состояние эмоционального и социального благополучия; психология; студенты.

Copyright © 2020 Mheidly, Фарес и Фарес.

Цифры

Рисунок 1

Инфографика, показывающая преодоление…

Рисунок 1

Инфографика, представляющая стратегии выживания, которые следует применять во время длительных онлайн-мероприятий…

Рисунок 1

Инфографика, представляющая стратегии выживания, которые следует применять во время расширенных онлайн-мероприятий и учебных занятий.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Оценка влияния пандемии COVID-19, перехода к онлайн-обучению и использования социальных сетей на психическое здоровье студентов колледжей на Филиппинах: протокол исследования смешанного метода.

    Lim LTS, Regencia ZJG, Dela Cruz JRC, Ho FDV, Rodolfo MS, Ly-Uson J, Baja ES. Лим ЛТС и др. ПЛОС Один. 2022 3 мая; 17 (5): e0267555. doi: 10.1371/journal.pone.0267555. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 35503779 Бесплатная статья ЧВК.

  • Бремя психического здоровья в различных профессиях на заключительном этапе блокировки COVID-19 в Китае: кросс-секционное исследование.

    Du J, Mayer G, Hummel S, Oetjen N, Gronewold N, Zafar A, Schultz JH. Ду Дж. и др. J Med Internet Res. 2020 2 декабря; 22(12):e24240. дои: 10.2196/24240. J Med Internet Res. 2020. PMID: 33197231 Бесплатная статья ЧВК.

  • Медицинские исследования во время пандемии COVID-19: влияние цифрового обучения на эмоциональное выгорание и психическое здоровье студентов-медиков.

    Зис П., Артемиадис А., Баргиотас П., Нтеверос А., Хаджигеоргиу Г.М. Зис П. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 5 января; 18 (1): 349. doi: 10.3390/ijerph28010349. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 33466459 Бесплатная статья ЧВК.

  • Подростковые психические расстройства во время пандемии COVID-19 и режима самоизоляции.

    Гессум С.Б., Лачал Дж., Рэдджек Р., Карретье Э., Минасян С., Бенуа Л., Моро М.Р. Гессум С.Б. и др. Психиатрия рез. 2020 сен;291:113264. doi: 10.1016/j.psychres.2020.113264. Epub 2020 29 июня. Психиатрия рез. 2020. PMID: 32622172 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Факторы риска для психического здоровья и стратегии выживания среди студентов в Азиатско-Тихоокеанском регионе во время обзорного обзора пандемии COVID-19-A.

    Каур В., Балакришнан В., Чен Ю.Ю., Периасами Дж. Каур В. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 22 июля 2022 г .; 19 (15): 8894. дои: 10.3390/ijerph29158894. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 35897264 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Оценка тревоги и депрессии среди студентов после COVID-19: изучение сопутствующих факторов.

    Башети И.А., Ассарайра Т.Ю., Обейдат Н.М., Аль-Абед Аль-Хак Ф., Рефаи М. Башети И.А., и соавт. Psychol Res Behav Manag. 2023 12 мая; 16:1797-1810. doi: 10.2147/PRBM.S409632. Электронная коллекция 2023. Psychol Res Behav Manag. 2023. PMID: 37201174 Бесплатная статья ЧВК.

  • Возникающие различия в состоянии здоровья во время пандемии COVID-19.

    Mheidly N, Fares NY, Fares MY, Fares J. Мхейдли Н. и соавт. Авиценна J Med. 2022 23 декабря; 13 (1): 60-64. doi: 10.1055/s-0042-1759842. Электронная коллекция 2023 янв. Авиценна J Med. 2022. PMID: 36969348 Бесплатная статья ЧВК.

  • Взаимосвязь между тревогой, депрессией и учебным выгоранием у студентов-медсестер после эпидемии COVID-19: посредническая роль академической самоэффективности.

    Чжу П., Сюй Т., Сюй Х., Цзи К., Ван В., Цянь М., Ши Г. Чжу П. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023 26 февраля; 20 (5): 4194. дои: 10.3390/ijerph30054194. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023. PMID: 36

    0 Бесплатная статья ЧВК.

  • Психическое здоровье и COVID-19 у студентов университетов: результаты качественного сравнительного исследования в Италии и Великобритании.

    Рибольди И., Капогроссо К.А., Пьяченти С., Калабрезе А., Лучини Паиони С., Бартоли Ф., Крокамо К., Карра Г., Армес Д., Тейлор К. Рибольди I и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023 24 февраля; 20 (5): 4071. дои: 10.3390/ijerph30054071. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023. PMID: 36

    3 Бесплатная статья ЧВК.

  • Распространенность и факторы, связанные с бессонницей среди студентов-медиков в Китае во время пандемии COVID-19: характеристика и связанные факторы.

    Чжан М., Цинь Л., Чжан Д., Тао М., Хан К., Чи С., Чжан З., Тао Х., Лю Х. Чжан М. и др. БМС Психиатрия. 2023 7 марта; 23 (1): 140. doi: 10.1186/s12888-023-04556-8. БМС Психиатрия. 2023. PMID: 36882710 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Рекомендации

    1. Кумар А. , Кумар П., Палвия SCJ, Верма С. Онлайн-образование во всем мире: текущее состояние и новые тенденции. J Inf Technol Case Appl Res. (2017) 19:3–9. 10.1080/15228053.2017.1294867 — DOI
    1. Уиттлси АА. Коммуникация во время пандемии. Регуляторный фокус. (2020) Доступно в Интернете по адресу: https://www.raps.org/news-and-articles/news-articles/2020/4/communicatio… (по состоянию на 20 июня 2020 г.).
    1. Мендоса Н.Ф. Лучшие бесплатные онлайн-курсы по техническим наукам для развития ваших навыков в области ИТ. (2020) ТехРеспублика; Доступно в Интернете по адресу: https://www.techrepublic.com/article/the-top-free-online-tech-classes-to.

Добавить комментарий