Психо-эмоциональные нарушения — причины, диагностика и лечение
Психоэмоциональные нарушения – группа психических расстройств и отдельных патопсихологических симптомов, которые проявляются усилением, неадекватностью, чрезмерной лабильностью или тугоподвижностью эмоций. К аффективным расстройствам, сопровождающимся такими нарушениями, относятся депрессия, мания, апатия, повышенная раздражительность и другие. Диагностика проводится клиническими методами, с помощью психодиагностических опросников, проективных тестов. Лечение предполагает прием медикаментозных средств (антидепрессантов, транквилизаторов), сеансы психотерапии.
Общая характеристика
Эмоции – психические состояния, отражающие отношение человека к происходящим событиям, к людям и самому себе. Эмоциональные реакции складываются из трех компонентов: ощущение переживания, изменение физиологических процессов и появление внешних выразительных комплексов. Другими словами, человек чувствует эмоцию (радость, злость, страх, печаль), испытывает изменения в работе организма (потоотделение, сердцебиение) и выражает свое состояние при помощи мимики, жестов.
Эмоциональные состояния приобретают патологический характер, когда их продолжительность, интенсивность и содержание не соответствуют ситуации, приносят физический и психологический дискомфорт. Психоэмоциональные нарушения характеризуются необоснованностью и неадекватностью аффекта, не вписываются в обычные временные рамки, мешают выполнению общественных функций, воспринимаются как болезненные или не осознаются самим человеком.
Механизм развития
В психологии выделяют две группы факторов, способствующих развитию психоэмоциональных нарушений: внутренние условия и внешние воздействия. К внутренним условиям относятся особенности когнитивной сферы: мысли, представления, фантазии. Негативная оценка событий провоцирует отрицательные эмоции. Другой группой внутренних факторов являются психофизиологические особенности организма. Биологическая основа эмоций – нейрогуморальные процессы лимбической и диэнцефалической систем мозга, обмен серотонина, адреналина, норадреналина, дофамина. Дисбаланс этих веществ приводит к развитию расстройств аффекта.
Реакции на внешние условия среды бывают врожденными и обусловленными. Генетически заложенные способы реагирования – страх, агрессия – являются базой для формирования более сложных эмоциональных и поведенческих паттернов. В процессе жизни развитию аффективных нарушений способствуют процессы переживания и закрепления травматического опыта. Повторение или частичная схожесть актуальных событий с прошлыми, вызвавшими негативные переживания, становится причиной психоэмоциональных нарушений.
Классификация
Нарушения эмоциональной сферы могут быть самостоятельными расстройствами или компонентами других психических заболеваний. Патологическое усиление эмоций проявляется увеличением их интенсивности при сохранении адекватного содержания. К этой группе расстройств относятся:
- Депрессия. В структуре депрессивных состояний доминирует пониженное настроение, подавленность. Больные ощущают тревогу, чувство неполноценности. Повседневные трудности воспринимаются ими как непреодолимые, провоцируют плач, уныние, нежелание что-либо делать.
- Мания. Маниакальные состояния проявляются повышенным настроением, ускоренным темпом психической деятельности, усилением физической активности. Человек становится гиперактивным, суетливым, стремится к достижениям, к познанию нового, но ему не хватает концентрации внимания и целенаправленности.
- Эйфория. В эйфории у людей преобладает беспечность, повышенное настроение, инфантильность. Снижаются критические способности и серьезное отношение к ситуациям. Пассивность и чрезмерное благодушие не позволяют выполнять ежедневные обязанности.
Другим вариантом психоэмоциональных нарушений является ослабление эмоций. Вне зависимости от происходящих событий – радостных, печальных, провоцирующих агрессию – люди остаются равнодушными или испытывают слабые переживания, не соответствующие значимости ситуации. Примеры таких расстройств:
- Эмоциональное уплощение. При некоторых психических заболеваниях, например, при шизофрении происходит обеднение эмоций – они становятся однообразными, примитивными, слабовыраженными. При тяжелых вариантах сохраняется лишь некоторое проявление недовольства в ситуациях дискомфорта. Остальные события – встречи с родственниками, утрата близкого человека – не вызывают никаких эмоций.
- Апатия. Состояние апатии характерно для больных депрессией. Отмечается общее снижение всех эмоциональных реакций. Пациент безразличен к происходящему, неспособен испытывать радость, грусть, страх, злость. Часто апатия сочетается со снижением двигательной активности и абулией – патологическим безволием, невозможностью начать какое-либо действие.
При нарушениях подвижности эмоций изменяется способность человека контролировать продолжительность переживания. Это проявляется застреванием, внезапностью или быстрой неконтролируемой сменой эмоциональных состояний. Различают несколько вариантов расстройства динамического аспекта:
- Эмоциональная лабильность. При аффективной лабильности эмоции легко возникают, быстро сменяют друг друга, зависят от мимолетных внешних событий или случайных воспоминаний. Такие состояния считаются нормой в раннем детстве, когда слезы ребенка внезапно сменяются смехом, но у взрослых являются признаком эмоционального нарушения.
- Эксплозивность. Данным термином обозначают эмоциональную взрывчатость. После периода спокойствия человек внезапно демонстрирует гнев, раздражение, злость, а затем так же быстро возвращается в состояние равновесия. Во время эксплозивных вспышек возможно проявление агрессии, провокация конфликтов.
Наиболее яркими психоэмоциональными расстройствами являются нарушения адекватности. Неадекватные эмоциональные проявления отнесены к патологическим по содержательному критерию: то, что чувствует человек, не имеет связи с его мыслями или внешними событиями. В данную группу входят:
- Неадекватность. При эмоциональной неадекватности человек переживает и демонстрирует эмоции, которые совершенно не подходят к ситуации. Например, возникает смех в ответ на известие о гибели людей, вспышки злости при встрече с близким человеком (матерью, другом).
- Амбивалентность. У лиц с шизофренией нередко наблюдается амбивалентность переживаний – одновременное существование противоположных эмоций. Такое состояние трудно понять здоровому человеку. Внешне оно проявляется как постоянная, ничем не обусловленная смена радости и тоски, нежности и злобы, гневливости и слезливого слабодушия.
- Эмоциональная напряженность. К неадекватным переживаниям может быть отнесен беспредметный страх, немотивированная тревога, необъяснимое чувство озлобленности или недовольства собой. При таких состояниях люди находятся в эмоциональном напряжении, но не могут определить, чем оно обусловлено. Обычно они говорят: «неспокойно на душе», «внезапно душа в пятки уходит».
www.krasotaimedicina.ru
Психолог Сергей Ключников — Контроль над эмоциями
Консультация психолога по эмоциональным нарушениям человека
Эмоциональные нарушения представляют собой определенные проблемы в работе эмоциональной системы человека. Эмоциональная система- это особый, выработанный в ходе эволюции механизм реакции на наше поведение и процесс достижения и , напротив, недостижения цели. В нем есть две главные составляющие- наши эмоции и наши желания.
Механизм работает следующим образом: если желания исполняются полностью и сразу человек испытывает положительные эмоции и радуется жизни.
Если желания не исполняются вовсе или на их осуществление человек затрачивает много времени и сил, его эмоции приобретают отрицательный знак.
Если желания удовлетворены, но далеко не полностью и не сразу, то эмоции, рождающиеся в душе человека противоречивы и двойственны.
Прежде чем рассказать, как я работаю с психоэмоциональными нарушениями, уточним, какими они бывают.
Эмоциональные нарушения или проблемы можно условно разделить на депрессивные, агрессивные и связанные со страхом.
Депрессия как эмоциональное нарушение и серьезная проблема начинается с легкой скуки, уныния и часто трансформируется в печаль, грусть и даже тоску.
Если она наслаивается на чувство обиды или вины, то может завершиться тяжелой депрессией, которая в свою очередь приводит к полной потери сил, интереса к жизни, глубинному недовольству всем и прежде всего самим собой.
Агрессивные эмоциональные нарушения выражаются в постоянном раздражении, которое часто перерастает в гнев.
Гнев может трансформироваться в ярость. И наконец ярость может привести к аффекту, во время которого человек способен к акту насилия или даже на преступление.
То есть каким-то образом аффект обязательно разрешается. Это психоэмоциональное нарушение всегда развивается по нарастающей, если вовремя не принять необходимых мер.
И наконец встречаются эмоциональные нарушения, связанные со страхом.
Сначала появляется легкое опасение, предположение, что может произойти что-то нехорошее, затем это состояние переходит в постоянную тревогу, в устойчивое состояние страха, а завершается паникой или ступором, когда человек уже не в состоянии двигаться, и в неподвижном состоянии переживает настоящий ужас.
Конечно, эмоциональные нарушения приводят людей на консультацию к психологу только в том случае, если эти переживания депрессии, агрессии, страха стали не просто временными иногда возникающими состояниями, а стойкими доминирующими негативными состояниями.
Только в этом случае человек начинает активно искать психолога.
Чаще всего клиенты обращаются ко мне с затяжной депрессией, иногда по поводу вспышек гнева, которые мешают им жить, истощают силы, и ведут к эмоциональному опустошении.
Нередко клиенты приходят ко мне для того, чтобы избавиться от чувства беспокойства, тревоги, волнения, страха и паники.
Психоэмоциональные нарушения всегда оказываются результатом неоправданных ожиданий. Поскольку оценка ситуации была неадекватной, а желание осталось неудовлетворенным, то в результате постепенно развилось то или иное негативное психоэмоциональное состояние.
Это касается и депрессии, когда было желание, что все решится и произойдет само собой, и агрессии, когда человек убежден, что другие люди ему должны и возникающее препятствие надо устранить любой ценой, а все что мешает, вызывает ярость.
Другие неконтролируемые эмоции возникают от опасений и страхов, эмоций, которые уходят сами, если сила их незначительна и над уходом которых нужно специально работать, если они сильны и укоренились внутри нас.
У каждой эмоции есть своя причина, вызвавшая ее на свет. Пока она действует внутри нас, эмоция не уходит из нашего сердца.
Поэтому когда мне приходиться консультировать клиента по поводу эмоциональных нарушений, я всегда выявляю не только саму мешающую эмоцию, но и причину ее возникновения.
Эмоциональные сбои всегда возникают от базовой неудовлетворенности. Важно, не допустить, чтобы это состояние, негативное переживание стало постоянным.
Психоэмоциональные нарушения очень сильно мешают человеку жить, свободно общаться с другими людьми, ставить цели и достигать их, браться за масштабные проекты, а подчас даже своевременно решать простые ежедневные задачи.
Чем опасны эти разрушительные эмоции, если ничего не предпринимать? Они развиваются, стремительно набирают обороты и редко проходят сами.
Если это состояние не исчезает через некоторое время, а усиливается, то со временем превращается в настоящую проблему.
Поэтому надо учиться психоэмоциональной саморегуляции, чтобы справляться с этими нарушениями. Если самостоятельно не получается, необходимо обратиться к специалисту за консультацией.
Как справиться с эмоциональным нарушением? Прежде всего нужно понять, что любая эмоция производная от комбинации некоторых факторов.
В первую очередь это результат неправильных желаний, то есть человек хочет чего-то запретного негативного, разрушительного, что может принести проблемы другим людям.
Кроме того в его желании нет духовного содержания, оно возникает из сильной эгоистической программы.
Таким образом, первая причина этих нарушений связана с тем, что сфера желаний не задействует ядро человека, его внутреннюю природу и глубинную сущность.
Иначе говоря в появившихся эмоциях отсутствует духовное начало, высокое цели и мотивы, выходящие за пределы эгоизма.
Вторая причина связана с неправильными, негативными и хаотическими мыслями.
Вслед за эмоциями немедленно появляются мысли, которые потом автоматически вызывают похожие эмоции. Человек оценивает ситуацию неадекватно, и считает, что за ней непременно последует что-то еще более негативное, худшее, угрожающее.
Это касается и депрессии, и агрессии, и страхов: которые тянут за собой целую вереницу депрессивных, агрессивных и основанных на страхе мыслей. Своими мыслями на эту тему и мыслеобразами человек убеждает себя, что все плохо и будет только хуже.
В результате чего он либо впадает в ступор, либо проявляет активность, направленную против другого человека, или убегает от ситуации. Все эти три реакции ошибочны.
Подчеркну, мысли играют очень важную роль. Искаженное мышление, негативные образы, пугающие предположения, что будет хуже, что нет выхода загоняют человека в тупик.
В этих эмоциональных нарушениях очень большую роль играет тело. Все негативные эмоции и неудовлетворенные желания каким-то образом отпечатываются на теле в виде зажимов. Причем, чем сильнее эмоции, тем сильнее зажимы.
Если они происходят регулярно, то определенная группа мышц стабильно напрягается, зажимается, и уже постоянно находится в полузажатом, излишне напряженном состоянии. В результате зажим закрепляется.
Таким образом на появление и удерживание многих эмоций с двух сторон одновременно влияют две силы – 1) тело с мышечными зажимами и 2) ум с мыслями, постоянно работающий и оценивающий нашу жизнь.
Если говорить образно, то можно сравнить тело и мысли с двумя полюсами, как плюс и минус, как катод и анод, через которые пробегает электромагнитный ток эмоций.
Когда эти разрушительные психоэмоциональные состояния начинают доминировать, внутри нас формируется соответствующее «я», которое подчиняет себе поведение и внутреннее состояние человека.
Если нет истинного хозяина, появляется это ложное депрессивное «я», которое охотно развивает негативные мысли, усиливает уверенность в том, что все будут плохо и еще хуже, постоянно гневно думает о других людях и вынашивает планы мести.
Либо рождается пугливое »я», которое стремиться убежать и устраниться от ситуации, как говорится, спрятать голову в песок. Это ложное «я» окрашивает эмоции и настроение человека в темные тона, формирует определенный тип реакции.
При склонности к депрессивному состоянию, поднимает голову безинициативное, вялое, пассивное «я», не реагирующее на события жизни или воспринимает их через призму уныния.
Агрессия провоцирует другой тип эмоциональных проблем— гневный тип реактивного поведения. Взрываясь по любому поводу, человек провоцирует аналогичную реакцию у окружающих. Его злобное «я» начинает притягивать неприятные обстоятельства и негативно настроенных людей.
Человек словно формирует вокруг себя раскаленное конфликтное поле. На консультациях мне часто приходится иметь дело с такими ситуациями.
И наконец часто человек настолько напичкан страхами от слабых до сильных, что формирует трусливое или боязливое «я», которое во внешнем мире выбирает стратегию избегающего поведения.
Он готов уступить заранее, ждет нападения, боится ментально, эмоционально и физически. Возникают соответствующие телесные зажимы, двигательные реакции, человек сжимается, сутулится.
Конечно, можно попытаться избавиться от этих эмоциональных проблем и нарушений и самостоятельно. Но если они глубокие или продолжаются в душе человека длительное время, то сделать это довольно сложно.
В любом случае придется затратить много сил и времени, чего, как правило, не хватает современному человеку. Поэтому гораздо эффективнее обратиться за помощью к квалифицированному психологу, который на консультации поможет откорректировать психоэмоциональные состояния.
С чего я начинаю консультацию? Прежде всего пытаюсь понять природу эмоциональных проблем и нарушений, определяю к какому типу они относится. Для этого в психологии разработаны многие методы и способы. Есть свои авторские наработки и у меня.
Затем выясняю, какое неудовлетворенное желание лежит в основе негативной эмоции. После этого пытаюсь понять, насколько человек оторвался от своего «я» на духовном уровне, значителен ли вектор отклонения?
На следующем этапе меня интересуют сознательные и подсознательные убеждения клиента, его философия жизни, отношение к миру и к окружающим.
Затем я изучаю структуру мышечных зажимов, какие группы мышц напряжены, насколько долго и сильно, и как они усиливают страхи.
Наконец я исследую саму эмоцию, какие волны она запускает, какие мысли ей предшествуют?
Обычно все клиенты с интересом относятся к такому экспресс-анализу, который помогает им приступить к работе над собой вместе с психологом.
После этого я с помощью специальных психологических методов помогаю сформировать во внутреннем мире клиента особое сознательное «я», внутреннего хозяина, который постепенно растворяет, выталкивает эту негативную эмоцию, обуздывает ее, изменяет настроение человека.
Таким образом, разобравшись в причинах эмоционального нарушения, мы вместе с клиентом в каждом конкретном случае вырабатываем стратегию его коррекции. А для того, чтобы не наступать на те же грабли, я обучаю искусству саморегуляции.
Мы работает с клиентом над изменением ментальных и подсознательных убеждений, над формированием привычки управлять своим телом, контролировать его в течение дня, в том числе на этапе приближения и запуска эмоционального состояния.
Высший самоконтроль заключается в том, чтобы всегда сохранять хладнокровие и присутствие духа и бодрствующего сознания во внутреннем мире человека.
Проблема эмоциональной саморегуляции человека интересовала меня давно.
Еще в самом начале своего профессионального пути я работал в вузе и занимался снятием предэкзаменационного стресса у студентов, где изучал особенности работы эмоциональной системы человека, находящегося в таких экстремальных ситуациях, как процесс сдачи экзаменов.
Затем эта тема была еще более подробно исследована во время моей многолетней работы как психолога-консультанта. Некоторые методы эмоциональной саморегуляции были апробированы на моих тренингах, где периодически приходилось возвращаться к теме управления эмоциями.
Тема работы с отрицательными эмоциями подробно раскрыта в моих книгах «Мастер саморегуляции: упражнения и психотехники», «Внутренняя сила», «Личная территория: психологическая защита от агрессии и манипулирования», а также в ряде моих работ, размещенных в разделе «Мои статьи» на данном сайте.
kluchnikov.ru
Что такое эмоциональные расстройства? :: Интересная психиатрия
Аффективные расстройства– это группа психических нарушений, которые проявляются чрезмерным выражением естественных эмоций человека или нарушением их динамики (неустойчивостью либо тугоподвижностью). Об аффективных расстройствах говорят в случаях, когда эмоциональные проявления в целом изменяют поведение пациента и приводят к его серьезной дезадаптации.
Почему развиваются нарушения эмоций
На сегодняшний день существует несколько теорий возникновения аффективных расстройств. Каждая из них имеет право на свое существование, однако единой достоверной теории нет.
Генетическими причинами эмоциональных нарушений может являться аномальный ген в 11 хромосоме. Ученые предполагают наличие рецессивной, доминантной, а также полигенной форм аффективных расстройств.
Нейроэндокринные причины заключаются в нарушениях работы гипоталамо-гипофизарной системы, лимбической системы и эпифиза. При этом происходят сбои ритма выброса либеринов, стимулирующих синтез и поступление в кровь гормонов гипофиза, и мелатонина, регулирующего суточные ритмы. В результате наблюдается изменение целостной ритмики организма, включая ритм сна/бодрствования, еды, сексуальной активности.
Стрессы (негативный или дистресс и позитивный или эустресс) также могут приводить к развитию аффективных расстройств. Стрессы отрицательно влияют на организм, вызывая его перенапряжение с последующим истощением, а также способствуют возникновению депрессии у конституционально предрасположенных личностей. Наиболее существенными стрессорами являются смерть ребенка, супруги/супруга, ссоры и утрата экономического статуса.
Классификация аффективных расстройств
1) Единичный депрессивный эпизод
2) Единичный маниакальный эпизод
3) Биполярное аффективное расстройство
4) Рекуррентное депрессивное расстройство
5) Хронические расстройства настроения
— Циклотимия
— Дистимия
6) Тревожные расстройства
— Паническое расстройство
— Генерализованное тревожное расстройство
— Агорафобия
— Социальные фобии
— Специфические (изолированные) фобии
7) Соматоформные расстройства
8) Стрессовые расстройства
9) Возрастные расстройства эмоционального спектра
Единичный депрессивный эпизод (F32)
Чаще всего депрессивный эпизод развивается в возрасте от 20 до 40 лет и длится не менее 2 недель. Этому способствуют такие факторы, как снижение социального уровня, развод у мужчин, послеродовый период у матерей-одиночек, смерть родственников, семейная история суицидов, личностные качества (совестливость, тревожность и усердие), гомосексуальность, проблемы сексуального удовлетворения, другие стрессорные события. Помимо генетической предрасположенности, в возникновении депрессии существенную роль играют утрата социальных контактов и культивирование в семье беспомощности в период стресса.
У пациентов снижается настроение, энергичность, замедляется мышление. Им трудно запоминать и сосредотачивать на чем-то свое внимание, что приводит к ухудшению успеваемости в учебе и работе. Особенно это заметно у школьников в пубертатном периоде и у людей среднего возраста, занимающихся интеллектуальным трудом. Физическая активность также изменяется в сторону заторможенности (вплоть до ступора). Иногда такое поведение воспринимается как леность. Дети и подростки в состоянии депрессии могут быть агрессивными и конфликтными.
Снижаются уверенность в собственных силах и самооценка. Эти ощущения заставляют пациента отдалиться от близких людей и усиливают чувство его неполноценности. Появляются идеи виновности и самоуничижения, окружающий мир воспринимается в холодных и мрачных тонах, время тянется чрезмерно долго и тягостно. Пациент прекращает обращать на себя внимание. Его беспокоят различные сенестопатические и ипохондрические переживания. В результате возникают идеи и действия, связанные с аутоагрессией: самоповреждением и суицидом.
Суицид – опасное последствие депрессии
Согласно данным психиатров около 80% пациентов, страдающих депрессией, задумывались о совершении самоубийства. Около четверти из них во время депрессивного эпизода совершают, как минимум, одну попытку суицида, а у 15% она заканчивается самоубийством. Попытка самоубийства в психиатрии приравнивается к инфаркту миокарда в кардиологии: больному обязательно необходима срочная госпитализация в специализированное учреждение. Если человеку, решившему покончить жизнь самоубийством, не удалось довести до конца задуманное, это не значит, что опасность для его жизни миновала.
На протяжении всего периода, когда пациент находится в депрессивном состоянии, риск возникновения попытки суицида слишком велик. Именно поэтому в течение всего времени лечения депрессии вплоть до полного исчезновения депрессивного эпизода больному следует находиться в таком месте, где возможности повторного совершения самоубийства сведены к минимуму. Это можно обеспечить исключительно в условиях стационара. Также необходим обязательный присмотр за пациентом сразу после его выписки из специализированного учреждения, особенно в случае, когда у больного остались мысли о суициде.
Единичный маниакальный эпизод (F30)
Единичный маниакальный эпизод обычно проявляется повышением настроения, ускорением мышления, а также психомоторным возбуждением. Пациенты улыбаются, ни на что не жалуются, считают себя абсолютно здоровыми. Они оптимистично настроены, с пренебрежением относятся к трудностям и отрицают все возможные проблемы. Их речь быстрая, скачущая, при выраженной мании напоминает «словесную окрошку». Пациенты переоценивают собственные способности, считают себя привлекательными, постоянно восхваляются якобы имеющимися у них талантами.
Много внимания они придают своему внешнему виду, очень часто украшают себя медалями и различными значками. Женщины пользуются чрезмерно яркой косметикой, с помощью одежды стараются подчеркнуть собственную сексуальность. Они растрачивают деньги, приобретая бесполезные товары. Такие пациенты активны, суетливы. Для восстановления сил им требуется крайне мало времени. Несмотря на то, что пациенты доставляют множество неудобств окружающим, для здоровья и жизни других людей они не представляют никакой угрозы.
Классификация маниакальных эпизодов
В зависимости от степени выраженности, маниакальный эпизод проявляется в форме гипомании, мании без психотических симптомов, а также мании с психотическими симптомами. Гипомания (F30.0) – это мания легкой степени, характеризующаяся продолжительными выраженными изменениями настроения и поведения. Она не сопровождается бредовыми идеями и галлюцинациями.
При мании без психотических симптомов (F30.1) изменяется социальное поведение пациента, которое проявляется в неадекватных поступках. Психотические симптомы отсутствуют. Мания с психотическими симптомами (F30.2) – это выраженная мания, характеризующаяся маниакальным возбуждением и яркой скачкой идей. В клинике появляются вторичные бредовые идеи величия, высокого происхождения, ценности, гиперэротичности, возможны галлюцинаторные оклики или «голоса».
Биполярное аффективное расстройство (F31)
Ранее биполярное аффективное расстройство квалифицировалось как маниакально-депрессивный психоз. Для данной патологии характерны повторные (более двух) эпизоды, во время которых существенно нарушаются настроение и моторная активность (от депрессивной заторможенности до маниакальной гиперактивности). Экзогенные факторы обычно не оказывают существенного влияния на ритмичность.
Приступы имеют некоторую сезонность, чаще всего обострения наблюдаются весной и осенью, хотя встречаются также и индивидуальные ритмы. Маниакальные состояния продолжаются от одного до четырех месяцев, продолжительность депрессий составляет от одного месяца до полугода. Продолжительность интермиссий составляет в большинстве случаев от полугода до 2-3 лет. По мере прогрессирования патологии возможно социальное снижение.
Рекуррентная депрессия (F33)
Рекуррентная депрессия характеризуется повторными депрессивными эпизодами различной степени тяжести (легкой, умеренной или тяжелой). Межприступный период продолжается более двух месяцев. В течение этого времени отсутствуют какие-либо значимые аффективные симптомы. Эпизод длится, как правило, от 3 месяцев до 1 года. Чаще наблюдается у женщин. Приступы депрессии обычно удлиняются к позднему возрасту. Достаточно отчетливо просматривается сезонный или индивидуальный ритм. Клинические проявления рекуррентной депрессиианалогичны эндогенным депрессиям. Существенное влияние на степень тяжести заболевания оказывают дополнительные стрессы.
Хронические расстройства настроения (F34)
Данные психические нарушения имеют, как правило, хронический и неустойчивый характер. Каждый из эпизодов недостаточно глубок для того, чтобы отнести его к гипомании или легкой депрессии. Хронические расстройства настроения наблюдаются годами. Иногда длятся в течение всей жизни пациента. Очень часто их могут усугублять различные жизненные события, а также стрессы. Различают циклотимию, дистимию и другие хронические аффективные расстройства.
Циклотимия (F34.0)
О циклотимии говорят в случае, когда имеет место сезонное колебание настроения в течение не менее двух лет. При этом наблюдается чередование периодов субдепрессии и гипомании, промежуточные периоды нормального настроения могут присутствовать или отсутствовать. Аффективные эпизоды при циклотимии протекают относительно легко. Умеренные и тяжелые формы аффективных эпизодов всегда отсутствуют. Возможны эпизоды «избыточного веселья», чаще всего они имеют место после злоупотребления алкогольными напитками.
Дистимия (F34.1)
Дистимия возникает у людей, относящихся к конституционально-депрессивному типу личности. Пациенты, страдающие данной патологией, пессимистичны, плаксивы, задумчивы, малообщительны. Депрессивное настроение сохраняется в течение не менее 2 лет. Оно может быть постоянным или периодическим. Длительность нормального настроения при этом редко превышает несколько недель. При дистимии уровень депрессии, как правило, ниже, чем при рекуррентном расстройстве легкой степени тяжести.
Другие хронические расстройства настроения (F34.8)
В эту категорию включены хронические аффективные расстройства, которые характеризуются недостаточной выраженностью или продолжительностью для соответствия критериям дистимии или циклотимии. Также их невозможно отнести к депрессивному эпизоду легкой или среднетяжелой степени тяжести. Кроме этого, сюда относятся некоторые разновидности депрессии, которые тесно связаны со стрессом.
Тревожные расстройства
В группу тревожных расстройств принято относить следующие патологии: паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, социальную фобию, агорафобию, изолированные фобии, а также расстройства, вызванные психическим стрессом.
Паническое расстройство (F41.0)
Паническое расстройство(панические атаки) возникает, как правило, в 20-25-летнем возрасте и характеризуется возникновением панических приступов ужаса, не связанных с какими-либо внешними раздражителями (их оценивают, “как гром среди ясного неба”). Длительность приступов составляет от 5 минут до получаса. Ужас во время панических приступов бывает настолько сильным, что больные не понимают где они и кто они. Пациенты боятся сойти с ума, боятся задохнуться и умереть, поэтому часто стараются спастись бегством.
Некоторые делают попытки предотвратить наступление приступов с помощью различных психотропных средств и алкогольных напитков. Обычно приступы паники возникают в ситуациях, когда у человека ограничена свобода передвижения или когда, по его мнению, неоткуда ждать помощи. При постоянном стрессе частота приступов увеличивается. Примерно у трети пациентов приступы возникают во время сна. Это связано с увеличением в крови уровня углекислого газа.
Генерализованное тревожное расстройство (F41.1)
Главная черта генерализованного тревожного расстройства – это чрезмерная длительно сохраняющаяся тревога, постоянно поддерживающаяся беспокойством и тревожными ожиданиями. Обеспокоенность появляется по различным поводам, которые не связаны друг с другом. Как правило, пациенты, страдающие данным расстройством, осознают чрезмерность своей обеспокоенности и невозможность самостоятельно справиться с данным расстройством. При этом считают, что именно так и должно быть.
Социальные фобии (F40.1)
Социальные фобии представляют собой немотивированный страх исполнения общественных действий (к примеру, выступлений на публике), действий, которые сопровождаются вниманием со стороны посторонних лиц или просто общения с незнакомыми лицами, а также лицами противоположного пола. Основным переживанием у пациентов, страдающих социофобией, является страх оказаться в центре внимания, в неловком или унизительном положении.
Агорафобия (F40.0)
Под термином «агорафобия» подразумевают не только страх открытых пространств, но и любых ситуаций, в которых больной ощущает себя одиноким, из которых нельзя быстро выбраться и вернуться в безопасное место. Обычно она развивается у пациентов, страдающих паническим расстройством или тех, у кого в прошлом имели место единичные панические приступы. Страдающие агорафобией стараются всегда оставаться дома, избегают толпы, любых поездок и не осмеливаются покидать дом без сопровождения кого-то из близких людей.
Специфические (изолированные) фобии (F40.2)
Приступы тревоги при специфической фобии развиваются вследствие контакта с некоторыми специфическими для каждого пациента ситуациями или объектами. Самыми частыми раздражителями выступают насекомые и животные (пауки, мыши и др.), такие явления природы, как ураган, гроза и т.п., вид крови, а также различные обстоятельства (поездка в лифте, полет в самолете и др.)
Соматоформные расстройства (F45)
Для данной группы расстройств характерно наличие повторно возникающих физических признаков различных заболеваний с постоянными требованиями проводить детальные медицинские обследования. При этом дополнительные исследования имеют отрицательные результаты, и врачи выдают заключение об отсутствии физической основы для возникновения имеющихся жалоб. Пациенты ведут себя истерически, стараются привлечь внимание, негодуют из-за невозможности убедить медицинских работников в физической природе своей болезни и в необходимости продолжать дальнейшие осмотры и обследования.
Стрессовые расстройства (F43)
В данную группу включены расстройства, которые возникли в результате очевидного влияния провоцирующих факторов. К таким факторам относится острый тяжелый стресс или продолжительное травмирование. Продолжительные неприятные обстоятельства или стрессовые события выступают первичной либо преобладающей причиной, без влияния которой расстройство не могло бы возникнуть.
Возрастные расстройства эмоционального спектра
Аффективные расстройства могут возникнуть на различных этапах жизненного пути человека. У женщин в этом отношении принято считать критическим возрастом период пубертата, послеродовый период, климактерический период. У мужчин риск развития эмоциональных расстройств повышается в юношеский период, в возрасте 20-30 лет и после 40-50 лет.
Лечение аффективных расстройств
Терапия всех расстройств эмоциональной сферы включает лечение собственно депрессий и маний, а также профилактические мероприятия. Лечение аффективных расстройств осуществляется в три относительно самостоятельных этапа. Этап первый – купирование острой аффективной симптоматики. Заключается в устранении острых признаков нарушения эмоциональной сферы, длится до установления клинической или терапевтической ремиссии. Второй этап – стабилизирующая терапия. Его цель – долечивание резидуальнойсимптоматики, борьба с эмоциональной неустойчивостью, ранними рецидивными и предрецидивными расстройствами. Третий этап – это профилактическая терапия. Задача данного этапа – предотвратить развитие рецидивов патологии. Осуществляется в амбулаторных условиях.
Терапия депрессий включает в себя применение широкого спектра препаратов в зависимости от глубины расстройств. С этой целью используются флуоксетин, миансерин, золофт, леривон, а также трициклические антидепрессанты и ЭСТ. Кроме этого, применяются фотонная терапия и лечение депривацией сна. Лечение маний осуществляется увеличивающимися дозами лития под строгим контролем уровня их содержания в крови, нейролептиками или карбамазепинами, иногда бета-блокаторами. В качестве поддерживающей терапии применяют карбонат лития, вальпроат натрия или карбамазепин.
Лечение тревожно-фобических расстройств
Терапия тревожно-фобических расстройств состоит из медикаментозного лечения и психотерапии. Медикаментозное лечение заключается в применении транквилизаторов (феназепама, мебикара), антидепрессантов (имипрамина), ноотропов, ингибиторов МАО. Психотерапия включает психоанализ, а также методы поведенческой терапии: десензитизацию, гипноз, аутотренинг, гештальт-терапию, нейролингвистическое программирование и др.
Советы родственникам человека, страдающего аффективными расстройствами
Аффективные расстройства – серьезные нарушения, требующие вмешательства специалистов. Особенно это касается депрессий, которые в большинстве случаев сопровождаются попытками суицида. Любому человеку, думающему или говорящему о самоубийстве, необходима незамедлительная психиатрическая помощь. Важно знать, что риск совершить суицид наивысший в начальной стадии болезни. Из этого следует, что чем раньше диагностировано аффективное расстройство и определены эффективные способы его терапии, тем меньше вероятность смерти родного человека в результате самоубийства. Если кто-то из Вашей семьи страдает депрессией или другим расстройством эмоциональной сферы, обратитесь к психиатру с просьбой помочь.Поддерживайте близкого человека как во время визита к врачу, так и на всех этапах лечения. Позаботьтесь о том, чтобы он вовремя принимал назначенные препараты и выполнял все рекомендации медиков.
Также рекомендуем прочитать статью о предродовой депрессии.
psihiatrov.net
причины, симптомы и лечение. Классификация и виды эмоций
Жизнь человека переполнена событиями, и каждое из них сопровождается определенными эмоциями. Каждый хотя бы раз ощущал невероятную эйфорию, непостижимую грусть, радость встречи или полную апатию. Это нормально. Каждая эмоция, которая вызвана воздействием окружающей среды, является нормой. Но нередко у индивида прослеживается нарушение эмоций, когда он неосознанно начинает впадать из крайности в крайность.
Эмоции нужно чувствовать
То, как и когда человек проявляет спектр своих эмоций, часто зависит от его окружения и поведенческих рамок, которые с этим окружением связаны. Не каждому под силу совершить нестандартный, иногда даже безумный поступок. Согласитесь, не так просто стать посреди улицы и прокричать что-то во весь голос, ведь в каждом человеке изначально заложены социальные модели поведения, которыми не предусмотрены эксцентричные, не вписывающиеся ни в какие рамки поступки.
Подобные стереотипы и ограничения приводят к тому, что внутри скапливается большое количество не выраженных эмоций. Естественно эмоциональное напряжение растет с каждым днем и человек становится подверженным психическим расстройствам. Но это еще не все. Если сдерживать эмоции слишком долго, то спустя какое-то время человек попросту разучится их выражать, и они не будут иметь свободного выхода. От неумения проявлять свои чувства образуется нарушение эмоций, которые влекут за собой разлад всей психофизической системы организма.
Эмоции и настроение
В психологии эмоции – это тонкое чувство, которое постоянно зависит от огромного количества имманентных и внешних факторов, и нуждается в осознании его индивидом и тщательной проработке. Если говорить научным языком, то это интегральное проявление измененного тонуса нервно-психической деятельности. В. Мясищев предполагал, что весь список эмоций можно условно разделить на три большие группы:
- Реакции, которые являются ответными переживаниями на стимулы, их спровоцировавшие.
- Состояния. Когда меняется и удерживается в измененном состоянии нервно-психологический тонус.
- Отношения. Прослеживается закономерная связь между эмоцией человека и определенным лицом, объектом или процессом.
В психологии эмоции – это основные регуляторы психической и телесной жизнедеятельности организма, которые могут задействовать способы психологической защиты и помогают адаптироваться.
В целом все эмоции направлены на то, чтобы четко отображать внутреннее, душевное состояние человека, ведь они зачастую показывают намного больше, чем слова. Если исключить весь список эмоций из повседневной жизни человека, то все, что его окружает, превратится в унылую действительность, которая просто есть. Разговоры станут монотонными, бессмысленными и неинтересными, а люди совсем перестанут понимать друг друга. Эмоциональная окраска диалогов дает возможность понять имманентное состояние человека и найти с ним общие точки соприкосновения. Плюс ко всему, без эмоционального выражения искусство стало бы бессмысленным.
Также эмоции оказывают влияние на настроение. И наоборот: если меняется настроение, меняются эмоции. Очень часто усиление эмоций может повлечь за собой конфликты с окружающими. Нарушение чувств характерно тем, что человек внезапно начинает бросаться из крайности в крайность. Он становится эмоциональным импотентом, приобретая разные психические расстройства.
Изучение эмоций
Во все времена, чтобы распознать эмоцию, люди смотрели на мимику и слушали эмоциональную окраску речи. Еще в СССР разработали методики, которые помогают распознавать стандартные эмоции. К ним относят гнев, радость, отвращение, удивление, печаль, страх. Сегодня существуют различные физические и психологические показатели проявления эмоций.
Физиологические показатели изменения эмоционального фона – это колебания давления, сердцебиения, кожная реакция, температура, психосоматические показатели. Если человек волнуется или ощущает страх, эти показатели могут понижаться или повышаться.
Что касается методики распознавания эмоций по мимике и жестам, то она была создана в середине ХХ века. До сих пор между психологами и физиологами идут споры о том насколько эта методика эффективна. Некоторые жесты мимики могут быть навязаны социумом, некоторые — человек может сознательно контролировать. Поэтому интерпретировать нарушение эмоций при помощи физиогномики не совсем корректно.
Психологические методы направлены на то, чтобы определить имманентное состояние человека. Для этого обычно используются различные тесты и опросники, которые выявляют эмоциональные особенности индивида. В зависимости от ответов, можно дать более определенную характеристику психологическому состоянию.
Также определить нарушение развития эмоций можно при помощи специального дневника. Человек должен записывать в него все эмоции, которые испытывает на протяжении дня для последующего анализа. Это помогает выявить состояние эмоциональной сферы человека. Если она нарушена, то все физиологические и психологические данные будут иметь неудовлетворительные показатели.
Когда человек находится в разладе с собой, ему крайне сложно давать объективную оценку ситуациям или людям. Он сконцентрирован на своих внутренних переживаниях и очень часто впадает в истеричное состояние. Как результат у него могут возникнуть такие психические состояния, как:
- Стресс.
- Фрустрация.
- Кризис.
Стресс
Стрессовые состояния могут стать источниками различных психических заболеваний. Под стрессом обычно понимают сильное эмоциональное напряжение и/или потрясение, которые возникают в результате неприятных переживаний. В 30-х годах прошлого века канадский патофизиолог Г. Селье изучал влияние стресса на деятельность организма. Им было сформировано учение об общем адаптационном синдроме (ОАС). В целом ученый выделял две реакции на влияние окружающей среды:
- Специфическая. У человека появляется конкретная болезнь со специфическими симптомами.
- Неспецифическая. В условиях общего адаптационного синдрома может прослеживаться любое заболевание. Эта реакция состоит из трех фаз:
- Первая фаза. Тревога. Под влиянием стресса организм меняет свои базовые характеристики.
- Вторая фаза. Сопротивление. Организм начинает сопротивляться действиям стрессора, снижается тревожность и организм всеми силами пытается адаптироваться к изменившимся условиям.
- Третья фаза. Истощение. Длительное воздействие стрессора истощает силы организма. У человека снова появляется тревожность, только в этом случае она уже необратимая, начинают развиваться заболевания эндогенного типа.
Человек не в состоянии безгранично адаптироваться к условиям окружающей среды, рано или поздно его организм «износится» и проявятся все возможные эмоциональные нарушения. Несмотря на все это, стресс не всегда вреден, ведь только благодаря ему происходит тренинг психики и организма.
Фрустрация
Это еще одно специфическое эмоциональное состояние, которое возникает, когда человек не может удовлетворить свои потребности. Для этого состояния характерно:
- Наличие плана, по которому человек должен был действовать изначально.
- Наличие непреодолимого препятствия, которое мешает достичь конечной цели.
В таких ситуациях человек может проявить себя либо как зрелая личность, либо как инфантильная. В первом случае индивид станет активнее достигать своей цели и у него значительно вырастет мотивация. Во втором индивид будет вести себя неконструктивно. Это может проявиться в агрессивном поведении или уходе от возникнувшей проблемы.
Кризис
Эта концепция зародилась и развивалась в Америке. В это время в стране начинают создаваться клиники и центры психического здоровья. Под кризисом обычно понимают состояние, возникающее когда человек сталкивается с препятствием на его пути к цели, и не может его преодолеть в течение длительного времени привычными методами.
Сначала у человека наступает период дезорганизации. В течение этого времени человек предпринимает много абортивных попыток решения проблемы. В конечном итоге он достигает форму адаптации, что лучшим образом отвечает его интересам.
Точно так же как и стресс, кризис несет в себе саногенный и патогенный компонент. Индивид, у которого получилось справиться с кризисом, приобретает новую форму адаптации в сложных ситуациях. Если этого не произошло, то начинают проявляться симптомы нарушения эмоций.
Кризисы бывают нескольких видов:
- Кризис развития. Обычно вызваны ситуациями такими, как поступление в новое учебное заведение, выход на пенсию, вступление в брак и т. д.
- Случайные кризисы. Они носят спонтанный, неожиданный характер. Это безработица, стихийное бедствие или определенное социальное положение.
- Типичные кризисы. События, которые рано или поздно происходят в любой семье: смерть, появление новорожденного и т. д.
Каждый из этих кризисов имеет свои характеристики, что присущи только им. Соответственно выбираются разные способы помощи и профилактические мероприятия.
Симптоматика
Симптомы нарушения эмоций достаточно обширны. Различные эмоциональные колебания способны привести к стрессовым ситуациям, соответствующим долгосрочным действиям и нанести непоправимый вред психике человека. Если вдруг поменялся общий эмоциональный фон, то это может быть первым сигналом развития душевной болезни.
Эмоции возникают и реализуются в результате функционирования коры головного мозга, вегетативной и двигательной системы. Поэтому можно наблюдать нарушение эмоций при локальных поражениях мозга и общим сбоем в функционировании организма, а влияние внешних факторов только усугубляет это состояние. Как результат появляются различные синдромы, что способствуют дальнейшему разладу эмоциональной сферы.
К подобным синдромам относят такие положительные и отрицательные эмоции, как:
- Депрессия – стойкое угнетенное состояние личности, что сопровождается негативными мыслями, тоской и грустью без причины. Все события, что происходят вокруг больного, он воспринимает с чувством безысходности, которая может привести к суициду. Обычно такое состояние возникает при гипертонии или гепатите.
- Мания. Этот синдром характеризуется общим приподнятым настроением, двигательном и психическом возбуждением, которое обычно выражается речью и жестами. Для человека характерно преобладание низших эмоций: он перестает чувствовать меру в еде и сексе. Самооценка повышается до настоящей мании величия.
- Дисфория. Человек ежедневно испытывает агрессию ко всему, что его окружает. Это может выражаться в угрюмом настроении, вспышках гнева, раздражительности, недовольстве или ярости. Такое состояние характерно для височной эпилепсии.
- Эйфория. Антипод дисфории. Человек безмятежен, чувствует себя полностью счастливым, на проблемы и заботы не обращает никакого внимания. Даже если у него есть видимые неприятности, человек искренне верит, что живет вполне благополучно. Он попросту смотрит на мир сквозь розовые очки, даже трагичные ситуации воспринимает с радостью и оптимизмом.
- Экстаз. Считается, что это высшая степень проявления восторга и восхищения. В состоянии возрастающего эмоционального напряжения чувство восторженности стирает границы между реальным и вымышленным миром. Человек входит в транс.
- Тревога. У человека возникает эмоциональное беспокойство. Подсознательно он начинает беспокоиться о трагедиях или катастрофах, которые могут произойти. Обычно эта тревога ничем не обусловлена и спровоцирована накрученной жизненной ситуацией. Чувство тревоги характерно при соматических и нервных нарушениях.
- Эмоциональная лабильность. У эмоционально лабильных личностей неустойчивое настроение. За пять минут человек может перейти от задорного смеха до всепоглощающей ярости. Такие люди сентиментальные и чувствительны к даже незначительным проявлениям эмоций со стороны окружения.
Классификация и виды эмоций при различных психических заболеваниях
Эмоциональные расстройства характерны для людей с психическими заболеваниями. Люди, страдающие от неврозов, отмечают болезненные эмоционально-аффективные реакции и эмоциональные состояния. У тех кто болеет неврозом навязчивых состояний, наблюдается повышенная сензитивность и тревожность. Для страдающих истерией характерна лабильность эмоций и импульсивность. Неврастеники страдают от раздражительности, усталости и слабости. Для всех видов неврозов характерна пониженная фрустрационная толерантность.
Больные психопатией склонны к патологическим эмоционально-аффективным реакциям, для эпилептоидной, истероидной и гипертимной психопатии характерны эмоционально-агрессивные вспышки. Для тех, кто страдает астенической, психастенической и сензитивной психопатией характерно пониженное настроение, отчаяние, вялость и тоска. Зато у шизоидных психопатов наблюдается диссоциация эмоциональных проявлений, которые можно описать одним простым выражением:
Хрупкие как стекло по отношению к себе и тупые как дерево по отношению к другим.
Для эпилепсии характерны дисфории. Больные височной эпилепсией часто страдают от страхов, тревоги, злости; гораздо реже у них можно наблюдать чувства «озарения» и приятные ощущения в разных органах. Страдающие органическими поражениями ЦНС отмечают у себя эмоционально-аффективные реакции, раздражительность, эйфория, тревожность, «недержание эмоций».
Если брать во внимание указанные выше разновидности эмоций, то больше всего от разлада эмоций страдает категория отношений. Они становятся патологически искаженными, человек может сам не понимать, что с ним происходит: в один момент он чувствует себя нормально (то есть испытывает нейтральные эмоции), а в другую секунду чувствует всепоглощающую ненависть или ревность.
В нормальном психическом состоянии человек чувствует потребность в деятельности и стремиться закончить начатые дела. Если возникают какие-то эмоциональные патологии, то человека могут преследовать аффективные вспышки, он откажется от работы, у него напрягутся мышцы и проявятся очевидные вегетососудистые реакции.
Дети
Эмоциональные проблемы преследуют не только взрослых, но и детей. Как известно, эмоциональная сфера развивается у человека с самого рождения и маленькие дети обладают намного большей восприимчивостью, чем взрослые. Как результат, нарушение эмоций у ребенка может проявиться более выражено. К сожалению, родители не придают значение общей подавленности ребенка и списывают неконтролируемое поведение или нежелание делать домашнее задание на особенности характера и обычную лень.
У взрослого человека эмоциональная нестабильность выражается стандартно: это грусть, тоска, напряжение, немотивированная радость и лабильность настроения. У детей такой диагноз носит скрытый характер, и чаще всего ребенок просто начинает страдать от болей в легких, сердце и других органах. Это проявляются психосоматические расстройства. Ребенок начинает терять аппетит, у него появляются проблемы с ЖКТ, затормаживается психическое развитие. Он плохо спит ночью, появляется потливость.
Нарушение эмоций у детей дошкольного возраста проявляется в гневе, немотивированной агрессии, вымышленных страхах. Если у ребенка во время родов или в результате какой-то другой травмы возникли органические поражения, то в первые несколько лет это создает необратимые изменения в эмоциональном фоне.
По генетике детям передаются такие характеристики, как темперамент, уравновешенность, адаптация и подвижность. Все остальные эмоции приобретаются в процессе социализации, так же, как и их нормальное функционирование.
На развитие ребенка в значительной мере влияет его окружение, в особенности сверстники. Обычно дети стремятся походить друг на друга, иметь одинаковые интересы и взгляды. Для растущих детей – это нормально, однако стоит следить за тем, не превращается ли ребенок в конформиста.
Нарушение эмоций у детей можно условно поделить на два типа реакций:
- Патологические. Психические реакции, которые выражаются в изменении поведения, что приводит к изменению социальной адаптации. Обычно проявляются как невротические расстройства. Значительную роль здесь играют поведенческие и психологические факторы такие, как семейные конфликты, неправильное воспитание и непедагогическое поведение учителей. Симптомы отображаются в непрерывном нарушении эмоциональной сферы.
- Характерологические. Эта реакция обусловлена воздействием определенной микросреды на поведение детей. Имеет точную направленность, не нарушает социальную адаптацию и не имеет сопутствующих физиологических расстройств. Нарушения проявляются в ментальных отклонениях, которые выражаются в низкой самооценке, эмоциональной незрелости, нарушениях речи и познавательной сфере. Прослеживается общая интеллектуальная недоразвитость.
Как управлять эмоциями?
Исследуя эмоциональную сферу человека психологами, физиологами и психотерапевтами было разработано несколько методик, чтобы корректировать изменения в эмоциональном фоне у детей и взрослых:
- Деятельностный подход. Здесь основной выступает игровая терапия для детей. Чаще всего дети с эмоциональными отклонениями имеют нехватку игрового процесса. Отсутствие активных игр отрицательно влияет на ментальное и психическое развитие. Если ребенок будет прорабатывать в игровом процессе различные ситуации из жизни, то он быстрее адаптируется к реальным жизненным условиям.
- Психодинамический подход. Ослабление эмоций происходит за счет разрешения внутреннего конфликта. Человек должен научиться понимать себя и свои потребности, осознавать полученный жизненный опыт.
- Этнофункциональная терапия. В лабораторных условиях искусственно создается раздвоенность субъекта, чтобы человек смог осознать свои проблемы, посмотрев на себя со стороны. Имея возможность переносить свои эмоции на этническую проекцию, человек их полностью осознает и пропускает через себя. Так как управлять эмоциями не всегда бывает просто, то этнофункциональная терапия — именно то что доктор прописал.
Сегодня проблемы в эмоциональной сфере распространены среди всех слоев населения, любых возрастов. Не существует человека, который в условиях современной жизни не испытывает стресса, усталости и раздражительности. Одни социальные условия говорят нам, что нужно скрывать свои чувства, другие апеллируют к чрезмерному проявлению всего списка эмоций. В условиях такого когнитивного диссонанса не удивительно, что общественность страдает от разлада эмоций.
fb.ru
Расстройство эмоций.
Эмоции — это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения.
Выделяют:
эпикритические, корковые, присущие только человеку, филогенетически более молодые (к ним относятся эстетические, этические, нравственные).
протопатические эмоции, подкорковые, таламические, филогенетически более древние, элементарные (удовлетворение чувства голода, жажды, полового чувства).
положительные эмоции, которые возникают при удовлетворении потребностей, — это переживание радости, воодушевления, удовлетворения.
отрицательные эмоции, при которых переживается затруднение в достижении цели, огорчение, тревога, раздражение, гнев.
стенические эмоции, направленные на активную деятельность, борьбу, способствующие мобилизации сил для достижения цели.
астенические, обусловливающие пониженную активность, неуверенность, сомнения, бездеятельность.
Аффект — кратковременное сильное душевное волнение, которое сопровождается не только эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности. В ряде случаев патологическому аффекту предшествует длительная психотравмирующая ситуация и сам патологический аффект возникает как реакция на какую-то «последнюю каплю».
Выделяют:
физиологический аффект – в ответ на адекватный раздражитель развивается бурная эмоционально – двигательная реакция, не сопровождающаяся нарушением сознания и последующей амнезией.
патологический аффект — в ответ на неадекватный, слабый раздражитель развивается бурная эмоционально – двигательная реакция, сопровождающая нарушением сознания с последующей амнезией. После аффекта может следовать общая расслабленность и часто глубокий сон, после пробуждения из которого содеянное воспринимается как чуждое.
Клинический пример:«Человек, перенесший в прошлом ушиб головы, в ответ на безобидную реплику своего начальника по поводу того, что он слишком много курит, внезапно вскочил, расшвырял стулья с такой силой, что один из них буквально развалился, а затем с перекошенным от злобы лицом кинулся на сделавшего замечание и начал душить. Подбежавшие сотрудники с большим трудом оттащили его от начальника. После того, как это патологическое состояние прошло, ничего из происшедшего с ним в этот период не помнил».
Настроение – более или менее продолжительное эмоциональное состояние.
Патология эмоций.
Мания — психическое расстройство, сопровождающееся чувством радости, легкости, повышенного настроения и аффектом гнева.
повышение настроения с чувством радости, которым больные заражают окружающих, и аффектом гневливости.
ускорение мышления (может доходить до«скачки идей»)
усиление речедвигательной активности
Может сопровождаться сверхценными идеями переоценки собственной личности или бредовыми идеями величия.
Состояние развернутой мании является непродуктивным. Полностью отсутствует критика к своему состоянию. Легкие случаи носят название гипомании, при этом можно говорить о довольно продуктивном состоянии.
Клинический пример:«Больной 20 лет, едва заметив группу студентов, устремляется к ним, моментально со всеми знакомится, шутит, смеется, предлагает спеть, обучить танцам, в шутливой форме представляет всех окружающих больных: «Это – гигант мысли, дважды два не знает сколько, а этот – барон Мюнхгаузен, враль необыкновенный» и т.д. Быстро отвлекается, чтобы дать руководящие указания нянькам, которые не так, по его мнению, делают уборку помещения. Затем, прыгая на одной ноге и, пританцовывая, возвращается к группе студентов, предлагая проверить их знания по всем наукам. Говорит очень быстро хриплым голосом, часто не договаривая мысль до конца, перескакивает на другой предмет, иногда рифмует слова».
Выделяют несколько вариантов маниакального синдрома.
Простые:
веселая мания — наиболее характерная для маниакально-депрессивного психоза (повышенно-оптимистическое настроение с умеренным речедвигательным возбуждением)
гневливая мания (повышенное настроение, придирчивость, недовольство, раздражение)
мания с дурашливостью, при которой повышенное настроение с двигательным и речевым возбуждением сопровождается манерностью, детскостью, склонностью к нелепым шуткам
спутанная мания (повышенное настроение, бессвязность речи и беспорядочное двигательное возбуждение).
Маниакальное буйство — возбуждение со злобой, яростью, разрушительными тенденциями, агрессией.
Сложные:
Бредовые маниакальные состояния — развитие на фоне маниакального состояния бреда, галлюцинаций, признаков психического автоматизма без помрачения сознания.
Маниакальные состояния с дурашливостью — повышенное настроение, склонность к нелепым и плоским шуткам, гримасничаньям, тенденции к совершению нелепых поступков. Возможны бредовые идеи, вербальные галлюцинации, психические автоматизмы.
Маниакальные состояния с развитием острого чувственного бреда — патетика, экзальтированность, многоречивость. При развитии острого чувственного бреда возникает инсценировка с изменением восприятия окружающего, с ощущением, что разыгрывается спектакль, главную роль в котором играет больной.
Мория– повышенное настроение с элементами паясничанья, дурашливостью, склонностью к плоским шуткам, т.е. двигательным возбуждением. Всегда с элементами снижения критики и интеллектуальной недостаточностью (при органическом поражении лобных долей).
Эйфория — благодушное, беспечное, беззаботное настроение, переживание полного удовлетворения своим состоянием, недостаточная оценка происходящих событий. В отличие от мании нет последних 2 составляющих из триады (состояния алкогольного, наркотического опьянения, органические заболевания ГМ, соматические заболевания – туберкулез).
Эксплозивность— повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к бурным проявлениям аффекта, неадекватная по силе реакция. Реакция гнева с агрессией может возникнуть по незначительному поводу.
Эмоциональное застревание— состояние, при котором возникшая аффективная реакция фиксируется на длительное время и оказывает влияние на мысли и поведение. Пережитая обида «застревает» надолго у злопамятного человека. Человек, усвоивший определенные догмы, эмоционально для него значимые, не может принять новые установки, несмотря на изменившуюся ситуацию (эпилепсия).
Амбивалентность (двойственность чувств) —одновременное сосуществование двух противоположных эмоций, сочетающееся с амбитендентностью (при шизофрении, истерических расстройствах: невроз, психопатии).
Слабодушие (недержание аффекта)– легкая умиляемость, сентиментальность, недержание эмоций, слезливость (сосудистые заболевания головного мозга).
Дисфория — злобно-тоскливое настроение с переживанием недовольства собой и окружающими, нередко агрессивными тенденциями. Часто сопровождается выраженными аффективными реакциями гневливости, ярости с агрессией, отчаяния с суицидальными тенденциями (эпилепсия, травматическая болезнь ГМ, абстиненция у алкоголиков, наркоманов).
Тревога— переживание внутреннего беспокойства, ожидание неприятности, беды, катастрофы. Чувство тревоги может сопровождаться двигательным беспокойством, вегетативными реакциями. Тревога может перерасти в панику, при которой больные мечутся, не находят себе места или застывают в ужасе, ожидая катастрофу.
Эмоциональная слабость— лабильность, неустойчивость настроения, изменение его под влиянием незначительных событий. У больных легко могут возникать состояния умиления, сентиментальности с появлением слезливости (слабодушие).
Болезненное психическое бесчувствие (anaesthesia psychica dolorosa) — больные мучительно переживают утрату всех человеческих чувств — любви к близким, сострадания, горя, тоски.
Апатия (от греч. apatia — бесчувственность; синонимы: анормия, антинормия, болезненное безразличие) — расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствием желаний, побуждений и полной бездеятельностью (шизофрения, органические поражения ГМ – травмы, атрофические процессы с явлениями аспонтанности).
Эмоциональная монотонность— больного наблюдается ровное, холодное отношение ко всем событиям независимо от их эмоциональной значимости. Нет адекватного эмоционального резонанса.
Эмоциональная холодность– события, значимые в обычном состоянии, воспринимаются как факт.
Эмоциональное огрубение— проявляется в утрате наиболее тонких дифференцированных эмоциональных реакций: исчезает деликатность, сопереживание, появляется расторможенность, назойливость, бесцеремонность (органические поражения ГМ, шизофрения).
Клинический пример:«Больная, страдающая много лет шизофренией, целыми днями лежит в постели, ни к чему не проявляя никакого интереса. Остается такой же безучастной и при посещении ее родителями, никак не прореагировала на сообщение о смерти старшей сестры. Оживляется только тогда, когда слышит из столовой звон расставляемой посуды или видит в руках посетителей сумку с продуктами, причем реагирует уже не на то, какую домашнюю еду ей принесли, а в каком количестве».
Депрессия— психическое расстройство, сопровождающееся пониженным настроением, чувством тоски, тревоги и выраженным аффектом страха.
понижение настроения с ощущением подавленности, угнетенности, тоски и аффектом страха
замедление мышления
замедление речедвигательной активности
В зависимости от выраженности компонентов триады на 1ом полюсе будет депрессивный ступорс наиболее выраженной моторной, идеаторной заторможенностью, а на 2ом –депрессивный/меланхолический раптусс тоской, тревогой, суицидальными попытками. Эти состояния могут легко переходить друг в друга.
Клинический пример:«Больная неподвижно сидит на постели, опустив голову, бессильно свесив руки. Выражение лица тоскливое, взгляд устремлен в одну точку. На вопросы отвечает односложно, после большой паузы, чуть слышным голосом. Жалуется, что у нее часами не бывает в голове никаких мыслей».
По глубине:
Психотического уровня – отсутствие критики, наличие бредовых идей самообвинения, самоуничижения.
Невротического уровня – сохраняется критика, отсутвуют бредовые идеи самообвинения, самоуничижения
По происхождению:
Эндогенная – возникает спонтанно (аутохтонно), характерна сезонность (весна-осень), суточные колебания настроения (акцент на 1ую половину дня). Одним из крайних проявления тяжести является психическая анестезия (болезненное психическое бесчувствие).
Реактивная – возникает в результате сверхсильного психотравмирующего фактора. Особенностью является то, что в структуре всегда звучит та ситуация, которая привела к данному расстройству.
Инволюционная – возникает в период возрастного обратного развития, чаще у женщин. По клинической картине это тревожная депрессия.
Соматогенная – возникает в результате соматического страдания.
Маскированная (соматизированная, ларвированная) – на 1-ый план выступают соматовегетативные маски депрессивных расстройств.
studfile.net
Нарушение эмоциональной сферы
Введение
Эмоции тесно связаны со всеми жизненными функциями организма. Анохин (1968) указывал, что жизненные потребности человека неотделимы от эмоционального тонуса. Эмоции придают определенное биологическое качество его поведению, являются источником деятельности, удовлетворения потребностей. Эмоции отражают субъективное отношение человека к окружающей среде и к своей личности. Эмоциональные переживания способствуют формированию личности, ее социально-психологической направленности.
Различают высшие (социальные) и низшие (простейшие) эмоции. Высшие эмоции проявляются в патриотизме, товариществе, дружбе, в трудовой доблести, в чувстве долга перед родиной, обществом. Низшие эмоции возникают в результате удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей человека (голод, жажда, половое влечение).
Эмоции могут быть положительными (приятными) и отрицательными (неприятными), сильными и слабыми. Относительно стабильное эмоциональное состояние называется настроением.
При различных психических заболеваниях часто наблюдается нарушение эмоционального состояния больного. Это проявляется в виде депрессии, эйфории, дисфории, слабодушия, эмоциональной тупости и др.
1. Эмоции
Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. В. А. Ганзен считает эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения.
Существует несколько классификаций эмоций. Классификация эмоциональных явлений (Грановская):
— Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.
— Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.
— Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру.
— Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
— Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. По мнению Г. Селье «стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности».
2. Нарушение эмоциональной сферы
Эмоции являются особым классом психических состояний, отражающих в форме непосредственного переживания общее позитивное или негативное отношение человека к окружающему миру, людям и самому себе. Это переживание определяется соответствием свойств и качеств, имеющихся у объектов и явлений реальности, специфическим потребностям и нуждам индивида. Сам термин «эмоции» происходит от латинского глагола emovere — двигать, возбуждать, подбадривать, волновать. Эмоции всегда выполняют функцию побуждения к активности, поэтому эмоциональную сферу личности иногда называют эмоционально-волевой. Наличие эмоций обеспечивает живые организмы, обладающие развитой нервной системой, более активным целенаправленным поведением по удовлетворению своих потребностей. В настоящее время признается тот факт, что эмоции играют существенную роль в обеспечении информационного взаимодействия организма и среды. Физиологическую основу эмоций составляет активность нервного аппарата, компенсирующая в процессе жизнедеятельности организма дефицит информации, необходимой для организации действий по удовлетворению потребностей. Таким образом, эмоция есть результат отражения какой-либо потребности человека и оценки вероятности ее удовлетворения в наличных условиях на основе индивидуального и генетического опыта. Выраженность эмоционального состояния зависит от значимости потребности и дефицита информации, необходимой для ее удовлетворения. Отрицательные эмоции возникают у человека при дефиците необходимой для удовлетворения потребности информации, тогда как положительные — при наличии всей необходимой информ
mirznanii.com
2.6. Нарушения эмоций
Существенные изменения эмоциональной жизни отмечаются при всех психических расстройствах. Расстройства эмоциональной сферы чрезвычайно разнообразны и с трудом поддаются классификации.
Нарушения эмоций могут проявляться в их:
1. Патологическом усилении:
Депрессия– состояние, в котором доминирует пониженное настроение. Часто сопровождается дополнительными симптомами: тревогой, ощущением собственной неполноценности, суицидальными мыслями. Наиболее часто встречающаяся форма эмоциональных расстройств. Степень выраженности депрессии может быть разной: от легкой (субдепрессии) до выраженной, сопровождающейся чувством тоски и душевной боли.
Классическая депрессия (эндогенный депрессивный синдром) определяется триадой признаков (по Э.Блейлеру): сочетание подавленного настроения, снижения психической и двигательной активности (замедленное мышление, двигательная заторможенность) с соматическими, в первую очередь, вегетативными расстройствами.
Помимо депрессий в структуре эндогенных заболеваний выделяют так называемые психогенные депрессии: невротические, реактивные и депрессии истощения.
Невротическиедепрессии – депрессии, протекающие на невротическом уровне. Их рассматривают как этап невротического развития, либо как неврастенические депрессии.
Депрессии истощенияразвиваются в связи с длительным эмоциональным перенапряжением или многократными психическими травмами (повторяющимися конфликтами в семье или на работе).
Реактивныедепрессии возникают чаще всего в ответ на острую психическую травму, но могут наблюдаться и при хронической психогенной травматизации. Больные представляют свое заболевание психологически понятным, исходящим из реальной ситуации. Обвиняют не себя, а окружающих, обстоятельства, ждут помощи.
Маскированная(соматизированная)депрессия: вегетативные и соматические компоненты депрессии выходят на первый план, скрывая пониженное настроение (субдепрессию). В таких случаях говорят оскрытыхдепрессиях. Частота таких скрытых депрессий встречающихся в амбулаторной практике, превышает число явных депрессий в 10-20 раз. Люди, страдающие ими, часто обращаются не к психиатрам, а к врачам других специальностей, предъявляя жалобы на соматическое неблагополучие, которое не укладывается в рамки типичных соматических болезней. Лечение, направленное на соматическую сферу, эффекта не дает.
Мания(маниакальные состояния) – сочетание повышенного настроения, ускоренного темпа психической деятельности и чрезмерной двигательной активности. Интенсивность проявления различна. Легкие случаи – гипомания. Характерны оптимизм, беззаботность, переоценка своих возможностей.
Эйфория– другая форма болезненно-повышенного настроения. иногда с оттенком инфантильности. Характерны благодушие, безмятежность, беспечность, пассивность. Критическое отношение к себе и окружающим снижены («тихая радость»). Чаще – при органических поражениях головного мозга на фоне более-менее выраженного слабоумия.
2. Патологическом ослаблении:
Эмоциональное уплощение– результат постепенного обеднения эмоциональных реакций, характерного для шизофренического процесса.
Апатия– общее эмоциональное снижение, безразличие, встречающееся при многих заболеваниях.
Эмоциональная тупость– эмоциональный дефект, характерный для больных шизофренией. Полное безразличие и безучастность ко всему. Собственное будущее, судьба близких, прямая опасность для жизни не вызывают никаких эмоций.
3. Нарушении подвижности:
Эмоциональное слабодушие – недержание эмоций.Характерна зависимость от текущих впечатлений, содержания разговора. Воспоминание вызывает слезы, поверхностные утешения успокаивают и веселят больного. Связано с пониженной работоспособностью клеток головного мозга (сосудистые поражения головного мозга).
Эмоциональная откликаемость: эмоциональные реакции возникают у больных отраженно, повторяя эмоции, переживаемые окружающими (слезы, смех и т.п.). Характерно для старческого слабоумия.
Повышенная раздражительность,эксплозивность(взрывчатость), склонность к реакциям гнева и досады характерны для больных с органическим поражением головного мозга, эпилепсией.
Эмоциональная лабильность– легкость возникновения тех или иных эмоций, преимущественно неприятных, быстрая смена их. Характерна для астенического, абстинентного синдромов, истерических проявлений.
Инертность (застреваемость, тугоподвижность) эмоциональных переживаний проявляется длительным застреванием на одной эмоции, повод для которой уже исчез. Входит в структуру эпилептических изменений личности, психоорганического синдрома. Чаще происходит застревание на отрицательных эмоциях (тоскливо-злобное чувство).
4. Нарушении адекватности:
Неадекватность эмоций– качественное несоответствие эмоциональной реакции вызвавшему ее поводу. Отсутствие эмоциональных реакций в жизненно важных ситуациях и проявление бурных эмоций по незначительному, ничтожному поводу. Характерна для больных шизофренией.
Амбивалентность эмоций– одновременное сосуществование у больного полярно противоположных эмоциональных переживаний, таких как нежность и злобность, радость и тоска. Характерна для больных шизофренией.
Дистимия — кратковременное расстройство настроения депрессивно-тревожного характера, сопровождающееся гневливостью, недовольством, раздражительностью. Наблюдается при неврозах, эпилепсии и органических заболеваниях мозга.
Дисфория– неприятное состояние, характеризующееся подавленным настроением, тоской, мрачностью, беспокойством, злобой и страхом. Характерно для больных эпилепсией.
Эмоциональная напряженность(при большинстве психозов): больные испытывают немотивированный, беспредметный страх, тревогу, не поддающиеся анализу чувства досады или недовольства собой.
Патологический аффект– состояние кратковременного психического расстройства, которое возникает в ответ на интенсивную внезапную психологическую травму (тяжелая обида, неожиданное оскорбление). Характерно быстрое и бурное развитие, сопровождающееся помрачением сознания, часто выливается в бессмысленные жестокие действия. Заключительная стадия патологического аффекта характеризуется глубоким сном, резкой астенией и полной или частичной амнезией.
Тревога– эмоциональное состояние или реакция, характеризующаяся внутренним волнением, беспокойством, стеснением и напряжением, локализованными в груди. Сопровождается предчувствием и боязливым ожиданием надвигающейся беды, пессимистическими опасениями, обращенными в будущее. Входит в структуру невротических, тревожно-депрессивных, острых бредовых, аффективно-бредовых синдромов и помрачений сознания.
Страх– эмоциональное состояние или реакция, содержанием которых являются опасения о своем благополучии или жизни. Частый симптом при психических заболеваниях. Входит в структуру фобического, острых бредовых синдромов, острого галлюциноза, помрачений сознания и др. Из всех аффектов сопровождается самыми выраженными соматическими признаками: охваченный страхом человек бледнеет, дрожит, прерывисто дышит, зубы стучат, лоб покрывается холодным потом, мочеиспускание учащается. Наряду с этим отмечаются двигательные нарушения: ступорозное состояние или, напротив, суетливо-двигательное беспокойство.
Приведенная выше классификация эмоциональных нарушений не полна и условна. Конкретное патологическое эмоциональное состояние часто является таковым не по одному, а по ряду признаков. Например, дисфория– это изменение эмоциональной реакции не только в плане ее адекватности, но и по параметру подвижности.
Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств (А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян)
Внушительная статистика роста депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств в современном мире не может быть объяснена чисто биологическими факторами и простым учащением количества стрессовых провокаций в результате общего увеличения уровня стрессогенности нашего существования.
По мнению авторов, в современной культуре существуют и достаточно специфические психологические факторы, способствующие росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии и одновременно затрудняющие их психологическую переработку. По гипотезе, выдвигаемой Холмогоровой и Гаранян, ими являются особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях, как отражение более широкого социума. Затем эти установки становятся достоянием индивидуального сознания, создавая психологическую предрасположенность или уязвимость к эмоциональным расстройствам. Эмоциональные нарушения тесно связаны с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности, характерными для нашей культуры.
В нижеследующей таблице показано, как эти ценности преломляются затем в семейных и интерперсональных отношениях, в индивидуальном сознании, определяя стиль мышления, и, наконец, в болезненных симптомах.
Вопросы и задания:
1. Какие эмоциональные нарушения наиболее характерны для больных: а) шизофренией; б) эпилепсией: в) маниакально-депрессивным психозом?
2. Какие социально-культурные установки способствуют развитию: а) депрессивных; б) тревожных расстройств?
3. Познакомьтесь с одним из подходов к психологическому анализу эмоциональных нарушений [1, 2, 3, 5, 7].
Литература
1. Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии. // Психология эмоций. Тексты. – М., 1984.
2. Изард К. Эмоции человека. – М., 2000. С. 196-238, 292-325.
3. Линдеманн Э. Клиника острого горя. // Психология эмоций. Тексты. – М., 1984.
4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М., 2000. – Т. 1. – С. 207-217.
5. Фрейд З. Печаль и меланхолия. //Психология эмоций. Тексты. – М., 1984.
6. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии // Социальная и клиническая психиатрия, – 1998, – Т. 8, – Вып.1, –C. 94-101.
7. Эллис А. Когнитивный элемент депрессии, которым несправедливо пренебрегают. Моск. психотерапевт. журнал, – № 1, – 1994. – С. 7 – 39.
studfile.net