Лонгитюдное социологическое исследование это – Часто задаваемые вопросы о социологических лонгитюдных исследованиях / ФОМ

Содержание

Часто задаваемые вопросы о социологических лонгитюдных исследованиях / ФОМ

Большинство из нас знают, что такое социологические исследования. Возможно, многие принимали в них участие – будь то телефонные, поквартирные или онлайн опросы – и отвечали на вопросы о своих политических предпочтениях или об отношении к тому или иному товару. Но что такое лонгитюдные исследования? Чем они отличаются от других и почему важны для общества? Ниже представлены ответы на чаще всего задаваемые на эту тему вопросы.

Что такое лонгитюдное исследование?

Лонгитюдные исследования предоставляют возможность получить данные об одном и том же человеке на разных временных этапах и таким образом проследить за его жизненной траекторией. Представьте себе разницу между одной-единственной фотографией – и целым фотоальбомом, в котором отражена вся жизнь человека или какой-то продолжительный ее этап. Впрочем, в ходе лонгитюдных исследований могут изучаться не только отдельные люди, но и перемены, происходящие с организациями и целыми социальными институтами.

Лонгитюдные исследования часто называют панельными исследованиями (panel studies). Авторы социологического словаря – авторитетные британские социологи Аберкромби, Хилл и Тернер дают последним следующее определение: «Panel study – это исследовательская техника, известная также как лонгитюдное исследование, которая заключается в сборе данных с использованием одной и той же выборки через определенные интервалы времени. Использование панелей (одних и тех же групп респондентов) эффективно при исследовании тенденций и последствий каких-либо изменений».

В чем отличие лонгитюдных исследований от традиционных опросов общественного мнения?

Особенность традиционных опросов состоит в «изучении разнообразных популяций в одной временной отметке с целью сбора данных о людях на различных стадиях жизни или в различных обстоятельствах. Метод контрастирует с лонгитюдными исследованиями, направленными на изучение группы в течение какого-либо периода для наблюдения за процессом развития и влияния, изменяющихся ситуаций» (источник: Дэвид Д. Джери Дж. Большой толковый социологический словарь).

То есть те или иные изменения, скажем, в определенных социальных группах могут быть изучены посредством повторяющихся традиционных опросов, но они фиксируют суть этих изменений, не раскрывая их структуру на индивидуальном уровне.

Какие типы лонгитюдных исследований существуют?

Существуют разнообразные типы лонгитюдных исследований. Вот несколько примеров.

  • Индивидуальные панельные исследования: участники «отслеживаются» на протяжении определенного времени и с какой-то периодичностью дают интервью.
  • Панельные исследования домохозяйств: здесь каждый участник рассматривается в качестве члена семьи, в которой он живет, и данные каждой волны, как правило, собираются именно о семьях.
  • Когорные исследования: изучаются представители определенных когорт, скажем, людей одного возраста, с целью проследить траектории развития поколения.
  • Исследования по объединению данных (record linkage studies): к ним относятся перепись населения или получение данных административного характера, собираемых в течение определенного времени.

В чем польза лонгитюдных исследований?

Развитие лонгитюдных исследований на протяжении последних десятилетий способствовало прогрессу в методологии социальной науки. Эти исследования позволяют составить представление об основных социальных изменениях, разработать меры по решению социальных проблем и измерить их эффективность. Они дают представление о траекториях отдельных судеб и о динамических процессах, лежащих в основе социальной и экономической жизни.

О чём можно узнать посредством лонгитюдных исследований?

Лонгитюдные исследования позволяют получить данные о различных этапах жизни поколений и составить представление о самых разных процессах, происходящих как со старшими, так и с младшими поколениями. Ключевая роль лонгитюдных исследований для понимания социальных изменений заключается в том, что они позволяют следовать за индивидами на протяжении длительного времени и наблюдать, с одной стороны, за воздействием на них социального и экономического окружения, в котором они находятся в ходе формирования их персонального опыта и норм поведения, а с другой стороны, возможно, и на прояснение роли самих индивидов во влиянии на социальную среду.

Какие темы можно исследовать лишь с помощью лонгитюдных проектов?

Метод лонгитюдных исследований позволяет обращаться к таким темам, к которым невозможно подступиться в рамках традиционных методик. Вот некоторые из них.

  • Исследованию подлежат феномены, пребывающие в динамичном состоянии, а также явления, которые по своей сути являются продолжительными, – например уровень бедности, нестабильность рынка труда, социальная мобильность и изменения социальных настроений.
  • Стоит задача понять причинно-следственные связи, например, воздействие безработицы на психическое состояние, или бедности семьи на жизненные шансы ребенка в будущем.
  • Планируется изучать социальные изменения, и возникает необходимость вычленить их воздействие на людей определенной группы.
  • Необходимо сравнить реакцию на те или иные меры государственной политики до и после внедрения этих мер.

В чем преимущества лонгитюдных исследований?

Лонгитюдные исследования дают возможность получить ответы на широкий спектр важных исследовательских вопросов. Приведем лишь несколько примеров.

  • Продолжительные исследования позволяют определить, как влияет на детей семья и какова роль школы в воспитании ребенка. Это дает возможность оценить эффективность тех или иных образовательных мероприятий и разработать наиболее действенные.
  • С помощью лонгитюдных исследований изучаются последствия изменений структуры брака (например, когда речь идёт о неполных семьях) на будущую жизнь детей.
  • Исследования такого рода позволяют составить представление об определяющих характеристиках людей, которые время от времени оказываются без работы и без средств к существованию. Также можно выявить факторы, которые осложняют подобным людям поиск работы.

fom.ru

Исследование лонгитюдное – это научный метод, применяемый в социологии и психологии. История и особенности исследования :: SYL.ru

Многие когда-либо участвовали в социологических исследованиях, например таких, как опросы в интернете, по телефону, поквартирные. В данных интервью требуется ответить на вопросы той или иной темы или выразить свою собственную позицию по определенной проблеме. В этой статье будет идти речь об одной из разновидностей социологических исследований по классификации Бориса Герасимовича Ананьева – лонгитюдном методе.

Что собой представляет лонгитюдное исследование?

Ананьев Борис Герасимович в своих научных трудах в сфере психологии классифицирует социологические исследования по организационным методам, которые делятся на комплексные, сравнительные и лонгитюдные.

Лонгитюдное исследование – это такой метод в науке, который широко применяется в психологии и социологии. Он изучает одни и те же группы людей в продолжении заданного количества времени. За это время объекты исследования существенно меняют присущие им определенные признаки. Лонгитюдное исследование – это своего рода синоним панельного исследования в самом широком смысле. А оно, в свою очередь, изучает причинные связи событий. Если рассматривать более конкретно, то лонгитюдное исследование – это выборочный панельный метод исследования людей любого возраста с момента получения ими среднего образования и до исполнения 30 лет. Этот метод является очень важным, поскольку выявляет тенденции развития человека. Люнгитюдное исследование – это известная модель анализа в форме эксперимента. Оно предоставляет возможность получения информации об отдельном человеке в разные моменты времени и пронаблюдать за его жизненным движением. Лонгитюдное исследование – это не только изучение отдельных людей, но и также наблюдение за переменами, которые происходят в социальных организациях и институтах.

История лонгитюдного исследования

Уильям Штерн и Гвоздев А. Н. являются основоположниками лонгитюдного способа исследования. Они наблюдали за развитием детей в семье и фиксировали полученные данные в дневнике. Вначале лонгитюдный метод исследования был сформирован в возрастной и детской психологии. Там он использовался как определенная альтернатива приему «поперечных срезов». Данный метод в психологию впервые ввел Гезелл Арнольд Луций – психолог из Америки, который создал Йельскую клинику нормального детства. Он дал название способу — «исследование продольного наблюдения детей с рождения до юношества». Психолог Льюис Термен придумал и реализовал лонгитюдное изучение на примере множества умных и талантливых детей.

Появление такого рода исследований тесно связано с введением постоянных переписей канадского населения в XVII веке. Данный метод получил большой скачок развития после окончания Первой мировой войны в США, а после — в науках о поведении в конце ХХ века. Развитие лонгитюдного способа в настоящее время связано с развитыми способами анализа данных, которые определяются во время планирования исследования.

Виды лонгитюдных исследований

В настоящее время существует несколько видов лонгитюдных экспериментов:

1. Панельные исследования домохозяйства, при котором все участники рассматриваются как члены семьи. Информация каждой волны собирается о разных семьях.

2. Индивидуальное панельное исследование. При таком способе участники наблюдаются в течение заданного промежутка времени и с определенной периодичностью дают интервью. Целью данного метода является изучение динамики развития человека и событий.

Панельный метод исследования применяют для того, чтобы изучать причинные связи. В практике он считается опросом общественного мнения.

3. С помощью когорных исследований изучают людей, представляющих определенные группы, например, людей одного возраста. Целью лонгитюдного исследования такого рода является прослеживание траектории развития конкретного поколения.

4. К экспериментам по объединению данных относится получение информации административного вида и перепись населения. Эти данные собираются, как правило, в течение заданного периода времени.

Особенности исследования

Важной чертой лонгитюдного исследования является возможность предсказать психическое развитие человека в дальнейшем. Кроме того, отмечаются также родственные связи между этапами его становления. При использовании лонгитюдного метода исследования наряду с ним используются приемы наблюдения, психографии, тестирования и другие.

Кроме того, этот метод широко используется в отслеживании за изменениями поведения организаций в течение определённого промежутка времени.

Данного рода исследования помогают получить информацию о разнообразных жизненных этапах людей, а, кроме этого, составить представление о различных процессах, которые происходят с младшими и старшими поколениями. Лонгитюдные исследования позволяют следить за разными личностями в течение долгого времени и наблюдать за тем, как воздействует на них социальное окружение.

Темы исследований с помощью лонгитюдного метода

Чаще всего исследованиям с помощью лонгитюдного метода подвергаются те стороны жизни, которые находятся в динамичном состоянии, а также продолжительные явления. Это может быть непостоянство трудового рынка, уровень безработицы в стране, перемены в настроении людей и социальные передвижения.

Кроме того, лонгитюдный метод изучает такие причинно-следственные связи, как действие безработицы на психологическое состояние людей, влияние бедности в семье на дальнейшую жизнь ребенка.

В последующих планах — начать изучение изменений в социальной сфере, а также выявить их воздействие на людей, относящихся к разным группам.

Преимущества метода

Лонгитюдные эксперименты помогают получить ответы на большое количество важных вопросов. Исследования на протяжении достаточно большого промежутка времени способны установить влияние семьи на ребенка, а также выявить школьную роль в воспитании детей. С помощью этой информации можно оценить, насколько эффективны различные программы в образовании.

Кроме того, лонгитюдный метод наблюдает за тем, как могут повлиять на жизнь ребенка изменения в его семье, например развод родителей. Такие исследования показывают конкретные типы людей, которые оказываются в определенный момент без работы и средств на жизнь. С помощью лонгитюдного метода можно выяснить причины, которые влияют на сложности трудоустройства.

www.syl.ru

Лонгитюдное исследование — это… Что такое Лонгитюдное исследование?

Лонгитюдное исследование (англ. Longitudinal study от longitude — долговременный) — научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В самом широком смысле является синонимом панельного исследования, а в более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной когорты (когорта) в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет.[1][2][3][4][5]

История и особенности исследования

Основоположниками лонгитюдного метода исследования были Уильям Штерн и А. Н. Гвоздев ведшие различные дневники наблюдений за развитием ребёнка в семье[5]

Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития (в детской и возрастной психологии) в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Затем этим методом стали пользоваться в социологии, в инженерной психологии и психологии труда. Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказать дальнейший ход психического развития исследуемого и установить родственные связи между его этапами.[4][5][6]

Лонгитюдные исследования применяются, если требуется проследить историю развития некоторого рода объектов или людей, и влияние на них определенных событий, и представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. При этом известно, что за это время происходит некоторое событие (или несколько событий), и цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, как влияет наступление этого события (событий) на поведение экспериментальной группы. Для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после. При этом лонгитюдное исследование предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др.[1][6]

Лонгитюдные исследования также пригодны для наблюдения за изменениями внутри организаций в течение какого-то времени.[3]

В России

В России самым крупным лонгитюдным исследовательским проектом было всесоюзное, а позднее международное исследование «Пути поколения», которое было проведенно во временной промежуток 1983-1999 годы под руководством профессора М. Х. Титмы..[1]

В зарубежных странах

За рубежём лонгитюдные исследования применяются, например, Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных сторон развития детей.[3]

Преимущества исследования

Преимуществами лонгитюдного метода по сравнению с обычным мониторингом, где на каждом этапе применяется новая выборка, состоит в возможности наблюдать за развитием во времени одних и тех же объектов или людей, точно описывать происходящие в их жизни перемены, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т. п. Жизненные события могут, хотя и со значительно меньшей точностью, отмечаться и в ретроспективном (обычном) исследовании, однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной области, а также их влияние на жизненный путь отдельного человека или объекта.[1]

Их преимущество по сравнению с кроссекционными исследованиями состоит в том, что причинный фактор, содержащийся в последовательности изменений, изучается непосредственно на основе данных, собранных до и после изменений (например, анализ последствий изменений в школьном учебном плане).[3]

Недостатки метода

Главными недостатками лонгитюдных исследований является их внутренняя Валидность по следующим основным причинам[1][3] :

  1. Высокая затратность (особенно на повторное изучение).
  2. Техническая сложность осуществления мероприятия, вызванная постоянной необходимостью на каждой ступени исследования заниматься сбором данных — предисследовательских сведений о произошедших в жизни респондента событий в промежутке между двумя этапами, постоянный розыск и идентификация испытуемых в связи с переездами, обработка и оценка данных всех этапов исследования.
  3. «Смертность» испытуемых. «Смертность» испытуемых означает, что люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, недоступны к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т. д.). В этом случае сокращается или пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований.
  4. Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны, если вообще проявятся.
  5. Существует вероятность, что некоторое, оставшееся вне поля внимания, событие или влияние иных одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования) может погасить суть исследуемого.
  6. Возникновение эффекта Хоуторна

Литература

  • Belanger CF, Hennekens CH, Rosner B, Speizer FE (1978): The Nurses’ Health Study. Am J Nurs 1978;78:1039-40. (Die erste Publikation zur Studie. Das engl. Abstract dazu.
  • Diekmann, Andreas (2006): Empirische Sozialforschung — Grundlagen, Methoden, Anwendungen. Rowohlt, Hamburg
  • Schneider, W.: Entwicklung von der Kindheit bis zum Erwachsenenalter: Befunde der Münchner Längsschnittstudie LOGIK. Beltz Psychologie Verlags Union 2008. ISBN 3-621-27605-X
  • Schnell, R., Hill, P. B., Esser, E. (2005): Methoden der empirischen Sozialforschung. Oldenbourg, München
  • Schumann, Karl F. (2004): Diskussion — Sind Arbeitsbiographie und Straffälligkeit miteinander verknüpft? — Aufklärungen durch die Lebenslaufforschung in: MschrKrim 87. Jahrgang — Heft 3/4 — 2004, 222—243.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5
  2. 1 2 3 4 5 Лонгитюдное исследование//Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999.
  3. 1 2 В. И. Слободчиков Лонгитюдное исследование // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 176 с. копия
  4. 1 2 3 Лонгитюдное исследование // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин., Минск, Харвест, 1998, ISBN 985-433-167-9
  5. 1 2 Лонгитюдное исследование // Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 3-е изд. — М.:Академический проект, 2005. — 848 с. ISBN 5-8291-0297-8, ISBN 5-8291-0506-3, ISBN 5-902357-25-X.

dic.academic.ru

лонгитюдное исследование — это… Что такое лонгитюдное исследование?



лонгитюдное исследование
({{}}от англ. longitude — долгота) — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л. и. (как метод «продольных срезов») складывалось в детской и возрастной психологии в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»).

Самостоятельная ценность Л. и. связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития (см. развитие психики) и установления генетических связей между его фазами.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».
Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский.
1998.

лонгитюдное исследование

   ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (с. 379) (от англ. longitude — долгота, протяженность) — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Как метод «продольных срезов» сложилось в возрастной психологии в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития («поперечных срезов»). Предполагает одновременное использование наблюдения, тестирования и др.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо.
С.С. Степанов.
2005.

  • Ломов Борис Федорович
  • Лоренц Конрад

Смотреть что такое «лонгитюдное исследование» в других словарях:

  • Лонгитюдное исследование — (англ. Longitudinal study от longitude  долговременный)  научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии  людей) в течение времени, за которое эти объекты… …   Википедия

  • ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — см. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОНГИТЮДНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — исследование одного и того же объекта на протяжении длительного времени (см. исследование пролонгированное) …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — (от англ, longitudinal продольный) исследование одного и того же объекта на протяжении длительного времени, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека (русский перевод термина «метод… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Лонгитюдное исследование — [англ. longitude долгота] длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л. и. (как метод «продольных срезов») …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — (LONGITUDINAL STUDY) См.: Панельное исследование …   Социологический словарь

  • Лонгитюдное исследование — (longitudinal study) исследование, в котором одни и те же испытуемые наблюдаются в течение длительного периода времени …   Общая психология: глоссарий

  • Лонгитюдное исследование — (от англ. longitude долгота)     длительное и систематическое наблюдение в ходе учебно воспитательного процесса одних и тех же педагогических явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы …   Педагогический терминологический словарь

  • Лонгитюдное исследование — (отангл. longitude долгота) длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л. и. (как метод продольных срезов… …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Лонгитюдное исследование — (от англ. Longitudinal продольный) вид непрерывного научного исследования, рассчитанного на достаточно длительный срок, исчисляемый месяцами или годами. В лонгитюдном исследовании изменение одного и того же объекта рассматривается, прежде всего,… …   Исследовательская деятельность. Словарь

Книги

  • Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития, Н. Л. Белопольская, В книге одного из ведущих отечественных специалистов по психодиагностике детей с отклонениями в развитии изложен новый подход к интерпретации тестовых показателей интеллектуального развития.… Категория: Педагогика и образование Издатель: Когито-Центр, Производитель: Когито-Центр, Подробнее  Купить за 224 грн (только Украина)
  • Исследование структуры сознания подростков в среде дополнительного образования, Шамиль Хисамбеев, В монографии представлено обоснование экопсихологического подхода к проблеме исследования сознания подростков. Данный подход позволил автору выявить особенности структуры и динамики сознания… Категория: Прочая образовательная литература Издатель: Нестор-История, Подробнее  Купить за 150 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)

psychology.academic.ru

Лонгитюдное исследование

TR | UK | KK | BE | EN |
лонгитюдное исследование функции, лонгитюдное исследование операций
Лонгитюдное исследование (англ. Longitudinal study от longitude — долговременный) — научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В самом широком смысле является синонимом панельного исследования, а в более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной когорты (когорта) в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет.

Содержание

  • 1 История и особенности исследования
    • 1.1 В России
    • 1.2 В зарубежных странах
    • 1.3 Преимущества исследования
    • 1.4 Недостатки метода
  • 2 Литература
  • 3 Примечания

История и особенности исследования

Основоположниками лонгитюдного метода исследования были Уильям Штерн и А. Н. Гвоздев ведшие различные дневники наблюдений за развитием ребёнка в семье

Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития (в детской и возрастной психологии) в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Затем этим методом стали пользоваться в социологии, в инженерной психологии и психологии труда. Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказать дальнейший ход психического развития исследуемого и установить родственные связи между его этапами.

Лонгитюдные исследования применяются, если требуется проследить историю развития некоторого рода объектов или людей, и влияние на них определенных событий, и представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. При этом известно, что за это время происходит некоторое событие (или несколько событий), и цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, как влияет наступление этого события (событий) на поведение экспериментальной группы. Для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после. При этом лонгитюдное исследование предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др.

Лонгитюдные исследования также пригодны для наблюдения за изменениями внутри организаций в течение какого-то времени.

В России

В России самым крупным лонгитюдным исследовательским проектом было всесоюзное, а позднее международное исследование «Пути поколения», которое было проведенно во временной промежуток 1983-1999 годы под руководством профессора М. Х. Титмы..

В зарубежных странах

За рубежом лонгитюдные исследования применяются, например, Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных сторон развития детей.

Преимущества исследования

Преимуществами лонгитюдного метода по сравнению с обычным мониторингом, где на каждом этапе применяется новая выборка, состоит в возможности наблюдать за развитием во времени одних и тех же объектов или людей, точно описывать происходящие в их жизни перемены, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т. п. Жизненные события могут, хотя и со значительно меньшей точностью, отмечаться и в ретроспективном (обычном) исследовании, однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной области, а также их влияние на жизненный путь отдельного человека или объекта.

Их преимущество по сравнению с кроссекционными исследованиями состоит в том, что причинный фактор, содержащийся в последовательности изменений, изучается непосредственно на основе данных, собранных до и после изменений (например, анализ последствий изменений в школьном учебном плане).

Недостатки метода

Главными недостатками лонгитюдных исследований является их внутренняя Валидность по следующим основным причинам :

  1. Высокая затратность (особенно на повторное изучение).
  2. Техническая сложность осуществления мероприятия, вызванная постоянной необходимостью на каждой ступени исследования заниматься сбором данных — предисследовательских сведений о произошедших в жизни респондента событий в промежутке между двумя этапами, постоянный розыск и идентификация испытуемых в связи с переездами, обработка и оценка данных всех этапов исследования.
  3. «Смертность» испытуемых. «Смертность» испытуемых означает, что люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, недоступны к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т. д.). В этом случае сокращается или пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований.
  4. Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны, если вообще проявятся.
  5. Существует вероятность, что некоторое, оставшееся вне поля внимания, событие или влияние иных одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования) может погасить суть исследуемого.
  6. Возникновение эффекта Хоуторна

Литература

  • Belanger CF, Hennekens CH, Rosner B, Speizer FE (1978): The Nurses’ Health Study. Am J Nurs 1978;78:1039-40. (Die erste Publikation zur Studie. Das engl. Abstract dazu.
    • Liste der Einzel-Publikationen aus der Studie (1978—2005)
  • Diekmann, Andreas (2006): Empirische Sozialforschung — Grundlagen, Methoden, Anwendungen. Rowohlt, Hamburg
  • Schneider, W.: Entwicklung von der Kindheit bis zum Erwachsenenalter: Befunde der Münchner Längsschnittstudie LOGIK. Beltz Psychologie Verlags Union 2008. ISBN 3-621-27605-X
  • Schnell, R., Hill, P. B., Esser, E. (2005): Methoden der empirischen Sozialforschung. Oldenbourg, München
  • Schumann, Karl F. (2004): Diskussion — Sind Arbeitsbiographie und Straffälligkeit miteinander verknüpft? — Aufklärungen durch die Lebenslaufforschung in: MschrKrim 87. Jahrgang — Heft 3/4 — 2004, 222—243.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5
    • О. В. Терещенко Лонгитюдное исследование // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко., 2003 г.
    • Лонгитюдное исследование (глоссарий к книге) // Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. — М.: Гардарика, 1998. — 244 с.
    • Лонгитюдное исследование // О.Филатова. Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
    • Лонгитюдное исследование // Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
    • Лонгитюдное исследование (Краткий словарь психологических терминов) // Морозов А. В. Управленческая психология. — М.:Академический проект, 2006. — 288 с. ISBN 5-8291-0670-1
  2. 1 2 3 4 5 Лонгитюдное исследование//Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999.
    • Лонгитюдное исследование // Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. Реана А. А. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. ISBN 5-93878-029-2
  3. 1 2 В. И. Слободчиков Лонгитюдное исследование // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 176 с. копия
  4. 1 2 3 Лонгитюдное исследование // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин., Минск, Харвест, 1998, ISBN 985-433-167-9
  5. 1 2 Лонгитюдное исследование // Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 3-е изд. — М.:Академический проект, 2005. — 848 с. ISBN 5-8291-0297-8, ISBN 5-8291-0506-3, ISBN 5-902357-25-X.

лонгитюдное исследование космоса, лонгитюдное исследование операций, лонгитюдное исследование слуха, лонгитюдное исследование функции


Лонгитюдное исследование Информацию О



Лонгитюдное исследование Комментарии

Лонгитюдное исследование
Лонгитюдное исследование

Лонгитюдное исследование Вы просматриваете субъект

Лонгитюдное исследование что, Лонгитюдное исследование кто, Лонгитюдное исследование описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

70. Схема лонгитюдных исследований в 

Лонгитюдная
схема сбора эмпирических данных в 
исследованиях занимает особое место:

  1. из-за
    специфики проверяемых гипотез : это
    гипотезы, предполагающие выявление
    процессов развития

  2. она
    представляет пример наиболее устоявшихся
    квазиэкспериментальной схемы: аналог
    ЗП в ней – измеряемые различия между
    группами, а НП – такое различие как
    фактор времени. За фактор времени
    полагают изменения в базисных процессах,
    просматриваемых в виде «кривых развития»
    относящихся к одной и той же группе
    исптуемых.

Лонгитюдный
метод – это метод прямонаправленный
на установление изменений интраиндивидуальнго
типа, т.е ,
физиологических или иных изменений,
происходящих с течением времени у
отдельного конкретного субъекта.

Начало
таких исследований и появление термина
«лонг метод» относится к 20-30 годам 20
века.

Лонгитюдный
метод = метод продольных срезов,
противопоставляется классическому
методу поперечных срезов. Этот метод
предполагает, что сведения о типичных
возрастных особенностях получают путем сравнения показателей,
одновременно фиксируемых у разных
испытуемых, принадлежащих к изучаемым
возрастным категориям, что соотв
межгрупповой схеме получения данных.
В лонгитюдном методе устраняется фактор
межгрупповой вариативности. В 60-70 года
развитие методологии привело к тому,
что речь должна идти не о лонгитюдных
исследованиях, т.к в действительности
имеется в виду не какой-нить один
конкретный метод, а различные методы,
объединенные общим названием на основе
особой организации исследования.
Отличительным признаком такой организации
явл систематическое измерение изучаемойособенности, или
базисной переменной у одних и тех же
испытуемых на протяжении определенного
промежутка времени.

В
принципе период времени может быть
любым, хотя обычно имеется в виду
достаточно продолжительный интервал
времени, измеряемый годами.

Главная
цель применения лонгитюдного подхода
состоит в исследовании феноменов с
точки зрения изменения во времени, т.е
такое исследование направлено на :

  • установление
    интраиндивидуальных изменений

  • установление
    межиндивидуальных различий с точки
    зрения характера происходящих с
    течением времени интраиндивидуальных
    изменений

Для
объяснений процессов изменения как
проявлений развития требуются специальные
процедуры, направленные на каузальный
анализ:

  1. взаимосвязей
    в характеристиках установленных
    изменений

  2. факторов,
    обусл интраиндивидуальные изменения

  3. факторов,
    обусл межиндивидуальные различия в
    происходящих с течением времени
    интраиндивидуальных изменениях

С
содержательной точки зрения понятие
интраиндивидуальных изменений
распространяется на зменение 2х типов:

  • изменение
    (или константность) уровня или степени
    проявления исследуемой характеристики
    поведения

  • интраиндивидуальное
    изменение может относится к изменению
    самой формы поведения или базисного
    процесса

Лонгитюдный
метод предполагает сравнение характера
процессов изменений, происходящих у
разных индивидов, т.е исследуются
степени сходства интраиндивидуальных
изменений у индивидов из изучаемой
выборки.

Межиндивидуальные
различия анализируются после получения
данных об интраиндивидуальных изменениях
путем сравнений траекторий (индивид
кривых), отражающих динамику хода
изменений у разных индивидов (хар-ки
темпа, формы, временных сроков).

С
точки зрения планирования исследования
лонгитюдный подход первоначально
характеризовался как такое исследование,
в кот в качестве НП выступает
хронологический возраст испытуемых,
а изменения значения ЗП (напр. умственного
развития) фиксируется в ходе систематически
повторяющихся измерений выбранных
показателей.

Главная
трудность, на кот наталкивается
лонгитюдный метод связана с наличием
смешения (систематического и
сопутствующего) 3х переменных: возраста,
специф особенностей выборки и времени
измерения.

В
реальности 3 осн переменные лонгитюдного
исследования – возраст, время измерения
и специф особенности выборки + поколения
– переплетены и тесно взаимодействуют,
что и обуславливает основную сложность
задачи установления каждой из 3х
названных переменных в отдельности.

Современная
модель лонгитюда
:

Наибольшую
известность получила схема исследования,
предложенная Шайи. Суть этой схемы: в
сочетании лонгитюдной стратегии с др
методами получения и анализа данных –
традиционным сравнительно-возрастным
методом и методом временного запаздывания.

Диагональ
(объединенная) показывает схему
сравнительно-возрастного метода, когда
исследованию подвергаются испытуемые
разного возраста, принадлежащие разным
когортам, причем измерение изучаемого
параметра проводится
у всех возрастных групп одновременно.

Горизонтальная
строка – лонгитюд – одна когорта
испытуемых в течение некоторого времни
проходит тестирование в разные возраста.

Вертикальный
столбец – иллюстрирует план исследования
методом временного запаздывания, когда
по достижению опр возраста исследованию
подвергаются представители разных
кагорт населения.

Для
разделения источников вариативности
Шайи предложила попарное сочетание
вышеназванных методов для одновременного
анализа 2х или более поведенческих
последовательностей.

Это
основано на сравнении результатов
(ЗП), полученных при лонгитюде 2х или
более когорт. Это позволяет отделить
возрастные изменения от различий в
поколениях идет
сравнение 2х или более последовательностей
результатов, получ при измерении
испытуемых всех возрастных групп
изучаемого диапазона.

Так
можно разделить влияние переменных
возраста, когорты и времени измерения
и установить связи их с изуч характеристикой.

Практические
аспекты:

    1. проблемы
      формирования и сохранения выборки
      испытуемых (миграция)

    2. отсеивание
      части испыт есть всегда уменьшение выборкиугроза внещней валидности

    3. фактор
      повторного измерения ЗП

Бурменская.
Лонгитюдный метод.

Специфика
гипотез: направлены на выявление
процессов развития. Аналог ЗП
— измеряемые
различия между группами, ЦП
— фактор
времени (в данном случае времени
измерения НП). Фактор времени
— изменения
в базисных процессах, прослеживаемые
в виде кривых развития. Лонгитюд
— единственный
метод, прямо направленный на установление
изменении интраиндивидуального типа.
Лонгитюд (продолжительное и систематическое
изучение одного свойства у одних и тех
же испытуемых) противопоставляется
методу срезов (изучение разных испытуемых
— межгрупповая
схема получения данных). Лонгитюд
устраняет фактор межгрупповои
вариативности. Отличительный признак
лонгитюда

систематическое измерение изучаемои
психологической особенности, или
базисной переменной, у одних и тех же
испытуемых на прогяжении определенного
периода времени. Длительность и методы
получения эмпирических данных могут
сильно различаться в отдельных случаях.
Главная цель лонгитюда
— исследование
феноменов с точки зрения их изменения
во времени. Лонгитюд направлен на:

1.
установление интраиндивидуальных
изменении

2.
установление межиндивидуальных различий
с точки зрения интраиндивидуальных
изменении с течением времени.

Лонгитюд может
применяться для объяснения
причинно-следственных связей, но для
этого нужны специальные процедуры,
направленные на каузальный анализ:

1.
взаимосвязей в хар-ках установленных
изменении

2.
факторов интраинд изменений.

3.
Факторов межинд различии в происходящих
с течением времени интраиндивидуальных
изменений.

Интраинд изменения
бывают:

1.
изменение уровня или степени проявления
исследуемой хар-ки поведения.

2.
Изменение формы поведения или базисного
процесса (т. е. Психол. Хар-к)

Лонгитюд исследует
степень сходства интраиндивидуальных
изменении у индивидов из изучаемой
выборки.

Межннд
различия анализируют сравнением пнд
данных. Трудность лонгитюда
— систсматич
и сопутствующее смещение переменных:

1.
Возраста (связан с условием жизненного
опыта данной когорты (поколения))

2.
специфич особенностей выборки

3.
времени измерения

Когорта
— люди
определенною поколения, со сходных
жизненным путем. Когорта
— специфнч.
Популяция
— это

переменная, которую
надо контролировать, г. к. она может
вызывать вариативность результатов.
Результаты измерения изучаемой
характеристики (ЗП) тесно зависят от
особенностей ситуации измерения.

Время
измерения


совокупность переменных, которые
относятся к ситуации измерения. В
реальности

возраст,
время измерения, специфические
особенности поколения переплетены,
тесно связаны
— сложность

установления
влияния каждой переменной и отдельностн.

Современная
модель .юнги
I юдного
мпод;!:

Схема
К. Шайн:

сочетание лонгитюдной стратегии с
другими методами: сравнительно-возрастным
методом и методом временного запаздывания.

Традиционные
схемы получения данных
— см. рис.
1

Лонгитюд: тадиционная
схема получения данных

Диагональ
— схема
сравнительно-возрастного метола
(исследуют всех испытуемых разного
возраста разных когорт одновременно)
— смешение
переменных возраста и когорты Горизонталь
— схема
сбора эмпирических данных по классич
схеме лонгитюда
— одна
когорта изучается ряд лет.

Нейтрализуется
фактор когорты, но нельзя разделить
вчнянпе различий из-за меняющегося
возраста испытуемых и различий из-за
времени измерения. Верчикаль
— метод
временного запаздывания
— по
достижении опр возраста изучают
представителей всех когорт.

Получаются валидные
только для одного конкр возраста данные.
Проблема побочного влияния различий
из-за времени получения результатов
(фактор времени измерения).

Для
разделения источников вариативности
Шайи предложила попарное сочетание
вышеназванных методов для одновременного
анализа двух или более поведенческих
последовательностей. Рис
2:

Последовательные
стратегии анализа данных

Это основано па
сравнении результатов (ЗП). полученных
при лонппюде двух и более когорт. Это
позволяет отделить возрастные изменения
от различии в поколениях Т. о Идет
сравнение дв\х и более последовательностей
результатов, полученных при измерении
испытуемых всех возрастных групп и
;\’и;\и)| о диапазона.

Так можно разделить
влияние переменных возраста. когоргы
и времени измерения и остановись связи
их с

изучаемой
хар-кой. Главная цель лонгитюда
– опред
возрастных изменений.

Практические
аспекты организации лонппюдов:

1.
проблемы формирования и сохранения
выборки испытуемых.

2.
Отсеивание части испытуемых есть всегда
— уменьшение
выборки
— угроза
для внешней валидности.

3.
Фактор повторного измерения ЗП (эффект
тестирования)
— надо
организовать контроль влияния этою
фактора.

Общая
характеристика ККИ
– их
сравнительная природа.

Культура понимается
как «характерный образ жизни. разделяемый
группой людей».

Есть
6 культурных
зон: Африка, Азия. Австралия, Европа и
Средиземноморский басе. Сев Америка и
Южная

Америка.

Вопрос: выделение
параметров культуры в качестве
воздействующий фактор (НП), кот
предположительно оказывают влияние
на ЗП.

Цель
ККИ

— изучение
и объяснение кросскультурных сходен
и различи.

В
ККИ принципиальная трудность исследования
— исключение
всех возможных вариантов альтернативных
интерпретаций результатов. 2
проблемы:

1.
культура с содержательной точки зрения
сама по себе не есть осмысленная
переменная, а это иучок
переменных.

2.
различие в результатах по тесту,
измеряющему ЗП. может быть связано с
артефактами измерения. Этальный контроль
в ККИ осуществить нельзя, т. к. сравниваются
уже сложившиеся группы. Отличие обычного
Эта и ККИ
— контроль
за НП. Культура -переменная, которая не
контролируется. Культурные факторы,
отвечающие за различия
— это
составляющие культуры, которые наз.
«контекстными переменными», или
культурными измерениями.

Типы ККИ

Ф. Ван де ВиПвер.
К. Леунг: типология ККИ по критериям:

1.
Является ли исследование эксплораторным
(еще нет гипотезы) или направлено на
проверку положений, заранее сформулированных
в гипотезе.

2.
Включенность контекстных переменных
для объяснения наблюдаемых культурных
сходств и различии.

Есть
4
типа
ККИ:

Таблица:

Тип

ориентация

Рассмотр

Выбор культурных

Основные

Основные

исследован и

ение

групп

достоинства

недостатки

я

контекстн

ых

перемени

ых

1.

Проверка

Нет

Исходя из

Установление

Не включены

обобщающие

гипотез

соображении

сопоставимосги

контексгные

удобства

(эквивалетности)

переменные

данных

(проблемы

интерпретации
КК

различии)

2

Проверка

Обычно

Систематический

Печение

Недосгаток

базирующие

гипотез

да

(после, ю
вательныи.

вэапуюочношении

внимания к

ся на георпи

обоснованны!’!;.

между(

К1К10р.1М11

альтернагинным

направленный
па

КУЛЬТУ?!,! И

ингерирешццям

максимизацию

психологическим

кои
1 рас
1 а но Ш
1

и переменными

3

Поисковый

Нет

Сисгсматическип

Открытость.

Проблемы с

Психоло!нче

характер

11.111
ИСХОДЯ И;

непредубежденно

интерпретацией

скпх

соображения

С11>
1? 01
ношении

ио-1\ ченпых

различии

удобсгва

КК различии

рез\;1ыагов

4.
внешней

Поисковый

да

Систематический

Акцент на

Выбор КОИТСКС1НЫХ

валидности

характер

интерпроашш

переменных
может

КК различии

быть случайным.

неосмысленным

1.
Обобщающие иссл
— напр на
проверку возможности переноса или
обобщения результатов, подученных в
одной культурной группе, на другие
культурные группы. Не интересуют
особенности культур (контекстные
переменные), сравнение идет по основном)
параметру, входящему в интерпретационную
часть гипотезы и являющемуся предметом
Эта. Вопрос: работают ли закономерности,
установленные в одной культуре, в
другой.

2.
исследования, базирующиеся на
сформулированной теории. В содержание
теории входят специфические особенности
культуры. Проверяются заранее
сфорУ1улированные гипотезы. Проверки
должны вестись на выборке различных
культур, варьирующих по исследуемым
параметрам.

3. исследования
псих различий. Схема предполагает
изменение по крайней мере в 2 разных
культурах. Цель – находение кросс-культурных
различий, но нет теории, на основании
кот можно предсказать их природу.
Контекстные переменные обычно не вкл
в схему экспер объяснения обнаруженных
резличий выдвигается после экспер.
Плюсы: открытость, непредвзятость
экспер в отн обнаружения возможных
культурных различий. Минусы: нет контроля
погрешности, что может вести к ложному
отвержению Но. Нет контекстных переменных
– затрудняет интерпретацию результатов.
Толко констатируется наличие различий,
не указывая на их происхождение.

4.
исследование внешнен валидности.
Изучают содержание и причины
кросскультурных различии с использованием
контекстных переменных. Эксплоративный
характер исследования, не выдвигается
предвари гельных гипотез о природе
ожидаемых различии. Плюсы: ставится
задача интерпретации кросскультрных
различии. Минусы: выбор переменных и
уровень анализа данных может быть плохо
осмысленным с психологической точки
зрения.

Типы контроля
побочных переменных в ККЭ.

Прямой
контроль за воздействием (НП) в ККИ
недоступен. Наиболее важный способ
Этального контроля в КК11 —
предварительный и преднамеренный отбор
культурных популяции (выборок).

Выбор популяции
для ККИ

Основная
проблема контроля состава выборки

сопоставимость и доступносчь.
Сопоставимост. выборок
— они должны
быть одинаковы по многим факторам и
различны по какому-нибудь одному.
Доступность
— надо
найти и оговорить люден, что сложнее в
КК11, чем
в обычном Это.

studfiles.net

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — это… Что такое ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?



ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
— в широком смысле слова — любое И., в котором на протяжении относительно длительного периода времени изучается одна и та же группа объектов — людей, домохозяйств, предприятий и т.п. В таком расширительном толковании Л.И. является синонимом панельного И. В отечественной литературе Л.И. обычно трактуется в более узком смысле, как выборочное панельное И. возрастной или образовательной когорты ( Когорта) в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28-30 лет. Его целью является изучение жизненного пути когорты, процессов социализации, становления профессиональной карьеры, семейной жизни и т.п.

Наиболее крупным отечественным лонгитюдным проектом является всесоюзное, а позже международное И. «Пути поколения», проведенное в 1983-1999 под руководством профессора М.Х. Титмы. Преимущества Л.И. по сравнению с обычным мониторингом, на каждом этапе которого используется новая выборка, состоит в возможности прослеживать развитие во времени одних и тех же объектов, точно фиксировать происходящие в их жизни изменения, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т.п. События жизненного пути могут, хотя и с меньшей точностью, фиксироваться и в обычном ретроспективном И., однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной сфере и их влияние на жизненный путь. Главными недостатками Л.И. являются его высокая стоимость и техническая сложность, порождаемые необходимостью на каждом этапе разыскивать и идентифицировать респондентов, «состыковывать» данные разных этапов, собирать ретроспективную информацию о событиях, произошедших в жизни респондента в периоды времени между двумя этапами, контролировать неизбежное сокращение первоначальной выборки вследствие смерти, миграции, отказов от дальнейшего участия в И. и других причин, необходимость время от времени «ремонтировать» выборку и т.п.

О.В. Терещенко

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом.
А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.
2003.

  • ЛОКУС КОНТРОЛЯ
  • ЛОТМАН Юрий Михайлович

Смотреть что такое «ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» в других словарях:

  • Лонгитюдное исследование — (англ. Longitudinal study от longitude  долговременный)  научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии  людей) в течение времени, за которое эти объекты… …   Википедия

  • лонгитюдное исследование — ({{}}от англ. longitude долгота) длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л. и. (как метод «продольных… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — см. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОНГИТЮДНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — исследование одного и того же объекта на протяжении длительного времени (см. исследование пролонгированное) …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — (от англ, longitudinal продольный) исследование одного и того же объекта на протяжении длительного времени, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека (русский перевод термина «метод… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Лонгитюдное исследование — [англ. longitude долгота] длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л. и. (как метод «продольных срезов») …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — (LONGITUDINAL STUDY) См.: Панельное исследование …   Социологический словарь

  • Лонгитюдное исследование — (longitudinal study) исследование, в котором одни и те же испытуемые наблюдаются в течение длительного периода времени …   Общая психология: глоссарий

  • Лонгитюдное исследование — (от англ. longitude долгота)     длительное и систематическое наблюдение в ходе учебно воспитательного процесса одних и тех же педагогических явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы …   Педагогический терминологический словарь

  • Лонгитюдное исследование — (отангл. longitude долгота) длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л. и. (как метод продольных срезов… …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Лонгитюдное исследование — (от англ. Longitudinal продольный) вид непрерывного научного исследования, рассчитанного на достаточно длительный срок, исчисляемый месяцами или годами. В лонгитюдном исследовании изменение одного и того же объекта рассматривается, прежде всего,… …   Исследовательская деятельность. Словарь

Книги

  • Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития, Н. Л. Белопольская, В книге одного из ведущих отечественных специалистов по психодиагностике детей с отклонениями в развитии изложен новый подход к интерпретации тестовых показателей интеллектуального развития.… Категория: Педагогика и образование Издатель: Когито-Центр, Производитель: Когито-Центр, Подробнее  Купить за 224 грн (только Украина)
  • Исследование структуры сознания подростков в среде дополнительного образования, Шамиль Хисамбеев, В монографии представлено обоснование экопсихологического подхода к проблеме исследования сознания подростков. Данный подход позволил автору выявить особенности структуры и динамики сознания… Категория: Прочая образовательная литература Издатель: Нестор-История, Подробнее  Купить за 150 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)

sociology_encyclopedy.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о