Эмоциональные психические процессы: НОУ ИНТУИТ | Лекция | Эмоциональные и волевые психические процессы

Лекция 5 — Эмоциональные психические процессы

Лекция

Курс «Психология и Педагогика»

Тема 5. Эмоциональные психические процессы.

  1. Эмоциональные процессы и состояния.

  2. Эмоциональный тон ощущений и собственно эмоции.

  3. Чувства как высшие эмоциональные процессы. Классификация чувств.

Эмоциональные процессы – есть результат деятельности мозга.

Эмоциональные психические процессы – это специфические формы отношения (переживания), опосредованные ориентировочной деятельностью, в которых отношение личности к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности соотносятся с ее потребностями.

Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания.

Эмоциональные психические процессы, в отличие от познавательных процессов, определяют отношение к ним, основываясь на оценке их полезности или вредности для личности.

При положительной оценке возникают положительные эмоции, которые побуждают к сохранению полезных свойств и качеств.

При отрицательной оценке возникают отрицательные эмоции, сопровождаемые деятельностью, направленной на уменьшение вредных воздействий.

Эмоции имеют рефлекторную природу и возникают при воздействии каких-либо раздражителей. Отметим, что нервные процессы сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменением частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц.

Эмоциональные психические процессы делят на простые (элементарные) и сложные (высшие)

простые (элементарные):

сложные (высшие)

  • Чувства

Эмоциональный тон ощущений (от лат. emovere возбуждать, волновать) — переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе. Синоним прельщение. 

Функции:

  1. Ориентировочная. Сообщить организму о степени опасности и желательности того или иного воздействия.

  2. Обеспечение обратной связи, данная функция заключается в предоставлении человеку информации об удовлетворении или неудовлетворении.

  3. Тесно связана со второй функцией и представляет собой необходимость проявлять определенные виды поведения до тех пор пока не будет достигнут нужный организму результат.

Эмоциональный тон впечатлений – то же, что и эмоциональный тон ощущений, но: обусловлен социализацией, не требует непосредственного контакта с раздражителем

Пример: Катание на американских горках (переживание страха и сознание его безопасности)

Эмоциональные тоны обладают большой инертностью. При направлении внимания на впечатление оно усиливается. При отвлечении – уменьшается. Смакование удовольствия.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Являются одним из основных регуляторов деятельности.

Врожденные эмоции:

  • гнев – врожденная реакция на препятствия в движениях.

  • страх – врожденная реакция на угрозу жизни.

  • жалость – врожденная реакция на потерю кого-то или чего-то.

  • радость – врожденная реакция на приобретение чего-либо.

  • удивление

  • отвращение

Остальные эмоции в процессе социализации (например: культура)

Особенности:

  1. Реакция на ситуацию – ситуация в целом а не отдельный раздражитель

  2. Механизм предвидения – значимость для человека той или иной ситуации

  3. Дифференцированная оценка – оценка, подготовка и мобилизация энергии

  4. Внешние проявления эмоций – мимика, интонации

  5. Универсальность – независимость эмоций от вида потребностей и специфики деятельности, в которой они возникают

  6. Особенность заражения – передача настроения другим людям.

  7. Эмоциональная память – сохранение эмоции долгое время.

Аффе́кт (лат.  Affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.

Характеризуется изменением сознания, нарушением контроля, утратой самообладания. Затормаживание прочих психических процессов.

Кратковременен. Огромная затрата сил. Следы сохраняются длительное время в памяти человека. Могут сформироваться аффективные комплексы, которые запускаются при столкновении с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, выражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам.

Чувства связаны с культурно-эмоциональным развитием человека.

Чувства являются наиболее устойчивым и длительным состоянием психики, нежели эмоции.

Имеют предметный характер. Не могут быть безотносительны чего-либо. Одно явление – радует, другое – огорчает и т. д. Чувства могут проявляться в виде совокупности различных эмоций.

Чувства могут быть и как психическим процессом, так и эмоциональным состоянием.  

Классификация чувств по Б.И. Додонову:

  1. Альтруистические — потребность в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Желание приносить другим людям радость и счастье, в беспокойстве за судьбу кого-либо, в сопереживании удачи и радости другого.

  2. Коммуникативные – потребность в общении, желание делиться мыслями и переживаниями.

  3. Глористические – потребность в самоуважении, славе. Проявляются в стремлении завоевать признание, почет.

  4. Праксические – деятельность, изменение её в процессе работы. Оценка её успешности. Трудности её осуществления. Желание добиться успеха в работе, в увлеченности, захваченности работой.

  5. Пугнические – потребность в преодолении опасности. Интерес к борьбе.

    Жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, в чувстве спортивного азарта.

  6. Романтические – волнующие чувства ожидания, веры. Стремление к необычному, неизведанному, в ожидании чего-то необыкновенного и очень хорошего.

  7. Гностические – стремление понять, проникнуть в сущность явления, стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях.

  8. Эстетические – эмоциональное отношение человека к прекрасному и безобразному, трагическому и комическому, возвышенному и пошлому, изящному и грубому. Художественные вкусы, восприятие различных видов искусства.

  9. Гедонистические – телесный и душевный комфорт. Наслаждение приятными физическими ощущениями, от вкусной пищи, тепла, солнца. Чувство беззаботности и безмятежности.

  10. Акизитивные – интерес к накоплению, коллекционированию вещей. Чуство радости от увеличения накоплений.

Закономерности:

  1. Обобщенность – чувства, выработанные к одному объекту, переносятся, в определенной степени, на весь класс однородных объектов.

  2. Притупляемость – происходит под влиянием длительно действующих раздражителей.

  3. Контраст – переживание различных по направленности чувств или их сопоставление.

  4. Суммация – накапливающиеся чувства вызванные тем или иным объектом.

  5. Замещение – неудача в одной деятельности компенсируется успехом в другой.

Словарь терминов:

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.

Аффе́кт (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.

Эмоциональные психические процессы – это специфические формы отношения (переживания), опосредованные ориентировочной деятельностью, в которых отношение личности к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности соотносятся с ее потребностями.

Эмоциона́льный проце́ссЭмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. Аффе́кт — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность(поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

Эмоциональный тон ощущений (от лат. emovere возбуждать, волновать) — переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе. Синоним прельщение. 

Эмоциональный тон впечатлений – то же, что и эмоциональный тон ощущений, но: обусловлен социализацией, не требует непосредственного контакта с раздражителем

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, выражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам.  

Амбивале́нтность (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») — двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

Филогене́з (от греческого phylos — племя, раса и geneticos — имеющий отношение к рождению) — историческое развитиеорганизмов[1]

В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени.

Карта сайта

Карта сайта
  • О компании
    • Информация о компании
    • История
    • Миссия
    • Руководство
    • Правовая информация
    • Специалисты
    • Вакансии
  • Новости

    Новости Научного центра персонализированной психиатрии

    • Видеобеседы наших специалистов
    • Истории жизни с болезнью
    • Лекции по психиатрии
    • Советы психиатров
  • Услуги и цены
    • Психиатрия
    • Психотерапия
    • Психосоциальная реабилитация
    • Психообразование
  • Словарь понятий
    • Генетика
    • Личность и ее характеристики
    • Нейрофизиология
    • Психические процессы
    • Психические состояния
    • Психические и поведенческие расстройства
    • Психофармакотерапия
  • Публикации
    • Лекции по психиатрии
    • Научные публикации
    • Наши публикации на Фейсбуке
    • Популярные публикации
    • Тезисы конференции «Персонализированная психиатрия: современные возможности генетики в психиатрии»
  • Видео

    Видео PersonPsy

    • Видеобеседы
    • Видеовстречи
    • Конференция по персонализированной психиатрии

      Конференция по персонализированной психиатрии впервые была проведена 2-3 ноября 2015 года в Москве. Открыл конференцию известный врач Рошаль Леонид Михайлович. Конференция посвящена 80-летию Дроздова Эдуарда Семеновича

    • Наши специалисты на TV
    • Популярные лекции по психиатрии
    • Семинары по аутизму
    • Семинары по деменции
    • Семинары для людей с транссексуализмом
  • Контакты
    • Контактная информация
    • Реквизиты
    • Задать вопрос

8 Основные психологические процессы.

Изучение своего сознания

5 минут

Последнее обновление: 18 августа 2019 г.

Ресурс, которым мы располагаем, когда дело доходит до адаптации к окружающему миру, — это наше поведение. Это позволяет нам изменять нашу среду и нашу реальность, чтобы приспособиться к тому, что происходит в нашей жизни. Мы знаем, что наше поведение опосредуется внутренними психическими процессами. Но что это за психические процессы?

8 основных психологических процессов: (а) восприятие, (б) обучение, (в) язык, (г) мышление, (д) ​​внимание, (е) память, (ж) мотивация и (з) эмоции . Рассмотрим каждый процесс в отдельности.  Все тесно связаны друг с другом. Хотя они сохраняют свою терминологическую самостоятельность, многие из них не могли бы существовать без других. Лучше понимать это различие как искусственную классификацию, облегчающую научную работу.

Восприятие

Восприятие отвечает за то, что у нас есть «образ» окружающей нас действительности. Он обрабатывает информацию, которую мы получаем от внешних раздражителей наших органов чувств.

Восприятие отвечает за организацию и придание смысла всем сенсорным стимулам. Функция этого очевидна: знание окружающей нас среды позволяет нам двигаться и взаимодействовать с ней. Это основные и необходимые навыки для достижения эффективной адаптации.

Обучение

Так мы изменяем и приобретаем знания, способности, навыки, поведение и т. д. Это работает через то, что произошло в прошлом. Обучение также помогает нам связать наше поведение с его последствиями. Он тесно связан с памятью.

Изучение научения в основном отдано области бихевиоризма. Это дало нам теории классического и оперантного обусловливания, чтобы объяснить, как мы учимся.

Этот процесс полезен, потому что он позволяет нам варьировать наш репертуар поведения в зависимости от того, что произошло в прошлом. Это позволяет нам реагировать более адаптивно в настоящих и будущих ситуациях.

Язык

Человек — существо социальное. Вот почему язык — такой важный процесс. Это дает нам возможность общаться с другими. Это общение, в случае людей, осуществляется через сложный символический код или язык. Сложность нашего языка позволяет точно описать практически все, будь то прошлое, настоящее или будущее.

Полезность этого процесса проистекает из нашей потребности поддерживать сложные социальные отношения, которые позволяют нам выживать во враждебной среде. Язык предоставляет нам способ общения, достаточно широкий для поддержания человеческого общества.

Мысль

Это сложный процесс, который психология определяет как процесс, отвечающий за преобразование информации для ее организации и придания ей значения. Изучение мышления началось с аристотелевской логики. Однако это не была эффективная форма анализа, потому что человек не рассуждает логически.

Рассуждение — это быстрый, но несколько неточный процесс, который позволяет нам эффективно действовать в окружающей среде.

Функция мысли является спорным вопросом. Отчасти это связано с существующей терминологической путаницей вокруг него. Наиболее распространенная идея состоит в том, что его цель состоит в том, чтобы действовать как механизм контроля перед лицом представленных нам ситуаций.

Внимание

Внимание концентрирует наши ресурсы на ряде стимулов, игнорируя остальные. Мы получаем большое количество стимулов одновременно и не можем уделять внимание всем одновременно.

Процесс внимания является адаптивным, потому что, если бы его не было, мы бы оказались перегружены раздражителями. Мы бы не знали, на что реагировать. Парадоксально, что самоналожение когнитивного ограничения подразумевает эволюционную адаптацию, но это правда.

Память

Память позволяет нам кодировать информацию для будущего хранения и поиска. Это важный процесс, тесно связанный со всеми другими процессами.

Память позволяет нам запоминать явную информацию, такую ​​как столица Франции, или процедурную информацию, например, как ездить на велосипеде. Память существует, потому что очень полезно иметь в своем распоряжении информацию о нашем прошлом опыте. Это позволяет нам делать предположения о будущем и действовать в соответствии с ними. Без этого процесса не существовало бы других основных психологических процессов, поскольку все они сильно поддерживаются памятью.

Мотивация

Мотивация отвечает за обеспечение тела ресурсами для выполнения определенного поведения. Это процесс, отвечающий за активацию тела и приведение его в идеальное состояние. Еще одним важным аспектом мотивации является направление. Он не только подготавливает тело, но и отвечает за направление поведения среди возможных вариантов.

Функция мотивации состоит в том, чтобы заставить человека направлять свое поведение на достижение своих целей и задач. Это мешает им стоять на месте. Этот процесс тесно связан с эмоциями и обучением.

Эмоции

Эмоции — это реакции на внешние раздражители. Они позволяют нам направлять наше поведение и действовать быстро в ответ на требования окружающей среды. Эмоции состоят из трех компонентов:

  • Соматические: физиологические изменения, вызванные эмоциями
  • Поведенческие: спектр поведения, вызванный эмоцией
  • Чувство: субъективный опыт человека

Эмоции быстро и эффективно управляют нашим поведением. Большинству решений не хватает важности, чтобы тратить на них много времени. Вот тут-то и появляются эмоции. Важно понимать, что любое решение в какой-то степени опосредовано нашими эмоциями.

В этой статье мы очень поверхностно описали основные процессы. Все они являются предметом обширного изучения, включающего гораздо больше деталей, чем мы могли бы здесь включить. Интенсивное изучение каждого из них дает нам основную информацию для понимания поведения и психических процессов человека.

Это может вас заинтересовать…

Эмоциональная обработка, три режима сознания и предотвращение рецидива депрессии

Обзор

. 1999 г., июль; 37, Приложение 1: S53-77.

doi: 10.1016/s0005-7967(99)00050-9.

Дж. Д. Тисдейл 1

принадлежность

  • 1 Центр познания и изучения мозга MRC, Кембридж, Великобритания. [email protected]
  • PMID: 10402696
  • DOI: 10.1016/s0005-7967(99)00050-9

Обзор

Джей Ди Тисдейл. Behav Res Ther. 1999 июль

. 1999 г., июль; 37, Приложение 1: S53-77.

doi: 10. 1016/s0005-7967(99)00050-9.

Автор

Дж. Д. Тисдейл 1

принадлежность

  • 1 Центр познания и изучения мозга MRC, Кембридж, Великобритания. [email protected]
  • PMID: 10402696
  • DOI: 10.1016/s0005-7967(99)00050-9

Абстрактный

Анализ Рахмана (1980) [Rachman, S. (1980). Эмоциональная обработка. Behavior Research and Therapy, 18, 51-60] эмоциональной обработки расширяется и применяется для предотвращения рецидивов и рецидивов депрессии. Предполагается, что эффективная эмоциональная обработка приводит к изменениям в способности запускать сигналы для реактивации циклов депрессогенной обработки во время потенциального рецидива. Имеющиеся данные подтверждают полезность методологии зондирования структуры обработки эмоций как способа исследования процессов, опосредующих предотвращение рецидивов с помощью когнитивной терапии. Предполагается, что эффективная эмоциональная обработка включает в себя создание модифицированных схематических ментальных моделей, связанных с аффектом, и что это происходит наиболее эффективно только в рамках определенных конфигураций обработки или режимов ума. В рамках взаимодействующих когнитивных подсистем (ICS) можно выделить три режима обработки эмоционального материала: «бездумное переживание эмоций»; «осмысление/действие» и «осознанное переживание/бытие». Только последний из них облегчает эмоциональную обработку; второй может помешать эффективной эмоциональной обработке и увековечить депрессию за счет руминативной, концептуально доминирующей обработки. Этот анализ предлагает дополнительную стратегию предотвращения рецидива, в дополнение к модификации депрессогенных схематических моделей, путем обучения выздоровевших от депрессии пациентов навыкам переключения режимов обработки путем преднамеренного перераспределения внимания. Результаты недавнего испытания когнитивной терапии, основанной на осознанности, подтверждают эффективность этой новой альтернативной стратегии.

Похожие статьи

  • Как когнитивная терапия предотвращает рецидивы депрессии и почему обучение контролю внимания (осознанности) должно помочь?

    Тисдейл Д.Д., Сигал З., Уильямс Д.М. Тисдейл Дж. Д. и соавт. Behav Res Ther. 1995 янв; 33(1):25-39. doi: 10.1016/0005-7967(94)e0011-7. Behav Res Ther. 1995. PMID: 7872934 Обзор.

  • Профилактика рецидива/рецидива большой депрессии с помощью когнитивной терапии, основанной на осознанности.

    Тисдейл Д.Д., Сигал З.В., Уильямс Д.М., Риджуэй В.А., Соулсби Д.М., Лау М.А. Тисдейл Дж. Д. и соавт. J Consult Clin Psychol. 2000 г., август; 68(4):615-23. doi: 10.1037//0022-006x.68.4.615. J Consult Clin Psychol. 2000. PMID: 10965637 Клиническое испытание.

  • Предотвращает ли когнитивная терапия, основанная на осознанности, рецидив депрессии?

    Куйкен В., Крейн Р., Далглиш Т. Куйкен В. и соавт. БМЖ. 2012 9 ноября; 345:e7194. дои: 10.1136/bmj.e7194. БМЖ. 2012. PMID: 23144206 Аннотация недоступна.

  • Профилактика рецидива/рецидива большого депрессивного расстройства с помощью когнитивной терапии, основанной на осознанности, или когнитивной терапии.

    Фарб Н., Андерсон А., Равиндран А., Хоули Л., Ирвинг Дж., Манкузо Э., Гуламани Т., Уильямс Г., Фергюсон А. , Сигал З.В. Фарб Н. и др. J Consult Clin Psychol. 2018 Февраль;86(2):200-204. DOI: 10.1037/ccp0000266. Epub 2017 21 декабря. J Consult Clin Psychol. 2018. PMID: 29265831 Клиническое испытание.

  • Новые варианты когнитивно-поведенческой терапии: поведенческая активация и когнитивная терапия, основанная на осознанности.

    Димиджян С., Дэвис К.Дж. Димиджян С. и др. Curr Psychiatry Rep. 2009 Dec; 11(6):453-8. doi: 10.1007/s11920-009-0069-y. Curr Psychiatry Rep. 2009. PMID: 19909667 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Думать обо мне или думать о тебе? Поведенческие корреляты собственного и другого беспокойства и переоценки в позднем возрасте.

    Мизуно А., Карим Х.Т., Ньюмарк Дж., Хан Ф., Розенблатт М.Дж., Неппах А.М., Лоу М., Айзенштейн Х.Дж., Меннин Д.С., Андрееску С. Мизуно А. и др. Фронтовая психиатрия. 2022 22 июня; 13:780745. дои: 10.3389/fpsyt.2022.780745. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 35815034 Бесплатная статья ЧВК.

  • Центральность событий и симптомы посттравматического стресса у студентов колледжей во время пандемии COVID-19: роль внимания к негативной информации, катастрофизации и размышлений.

    Ян Х, Сюй Ю, Тан Р, Чжоу Х. Ян X и др. Eur J Психотравматол. 2022 1 июня; 13 (1): 2078563. дои: 10.1080/20008198.2022.2078563. Электронная коллекция 2022. Eur J Психотравматол. 2022. PMID: 35695844 Бесплатная статья ЧВК.

  • Как картирование знаний может преодолеть разрыв в общении между лицами, осуществляющими уход, и медицинскими работниками, поддерживающими людей со сложными медицинскими потребностями: исследование синдрома ломкой Х-хромосомы.

    Кельм К., Болдук Ф.В. Келм К. и др. Фронтовая психиатрия. 2021 24 ноя;12:731011. дои: 10.3389/fpsyt.2021.731011. Электронная коллекция 2021. Фронтовая психиатрия. 2021. PMID: 34899415 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Характеристика коморбидного посттравматического стрессового расстройства и большого депрессивного расстройства с использованием кетамина в качестве пробы экспериментальной медицины .

    Олботт К.С., Ли С., Каллен К.Р., Тарас П., Лиссек С., Уэлс Дж., Фридрих К.Дж., Крюгер А.М., Лим К.О. Олботт С.С. и соавт. J Psychiatr Brain Sci. 2021;6:e210012. дои: 10.20900/jpbs.20210012. Epub 2021 29 июня. J Psychiatr Brain Sci. 2021. PMID: 34632081 Бесплатная статья ЧВК.

  • Депрессия в зеркале: тяжесть депрессии и ее связь с негативными суждениями о симптомах.

Добавить комментарий