Манипуляции в медицинских коммуникациях — Молодые медики Дона
Манипуляции — один из часто встречаемых и наиболее «вредный» тип обещания в профессиональных коммуникациях медицинских специалистов. при чем он может проявляться как со стороны врача. так и со стороны пациента. В этой публикации мы разберемся в том, как устроен манипулятивный тип общения, чтобы лучше понять его возможные причины, уметь распознавать его и найти способы выходя из такого типа общения, а не стать его заложником.
Манипуляция – это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера по общению, которой используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
Автор книги «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» Евгений Доценко выделяет следующие основные приемы манипулирования:
- оперирование информацией
- сокрытие манипулятивного воздействия
- степень и средства принуждения, применения силы
- мишени воздействия
- тема роботообразности, машиноподобия адресата воздействия
Оперирование информацией. Все разнообразие производимых над информацией операций он группирует по нескольким параметрам:
- Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, например, борьба за права какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства.
- Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании – сокрытии определенных тем. Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала.
- Способ подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его отправителю образом. Например, предоставление большого объема информации, но в сыром и/или несистематизированном виде или, наоборот, подача информации мелкими порциями, не позволяющими ею эффективно воспользоваться. В обоих случаях, тем не менее, заранее снимается упрек в сокрытии тех или иных сведений.
- Прием особой компоновки тем, который как бы наводит получателя информации на вполне однозначные выводы.
- Немалую роль играет момент подачи информации. Самый известный прием – показ или информирование о чем-либо в наиболее (наименее) удобное для телезрителей время. Также экспериментально зафиксировано повышение уступчивости людей к просьбам после предварительного выполнения пустяковой просьбы экспериментатора.
- Еще один распространенный прием – подпороговая подача информации. Существует множество примеров использования техник подпороговых подрисовок в печатной рекламной продукции. Родственный прием в слуховой модальности – смена музыкальной темы в фонограмме в момент, когда в дикторском тексте подается материал, на который необходимо обратить внимание аудитории. Непроизвольная реакция зрителей на смену фона повышает пропускную способность также и смыслового канала.
Сокрытие манипулятивного воздействия. Манипуляцию можно констатировать двумя видами сокрытия: сокрытием факта манипулятивного воздействия и/или сокрытием намерений манипулятора. Стремление сохранить в секрете факт воздействия и вызвало к жизни технологии подпорогового воздействия, о которых речь велась выше, – как в зрительной, так и слуховой модальностях. В данном случае задача сокрытия решается столь кардинально, что наличие воздействия можно обнаружить лишь с помощью специальной аппаратуры.
Евгений Доценко отмечает, что далеко не всегда манипулятор намеренно скрывает свои цели и факт манипулятивного воздействия. Нередко это происходит неосознанно и для самого манипулятора, молчаливо, «наивным» де-факто. В таком случае факт, несомненно, приобретает некий извинительный с точки зрения морали оттенок. Однако технологически манипулятор из этого может извлекать – и снова-таки неумышленно! – дополнительный выигрыш – манипулятивные приемы в наивном варианте выглядят более естественно.
Средства принуждения. Для манипулятивного воздействия применяются различные средства, например, статусные преимущества, представительская поддержка (ссылка на какие-либо авторитеты), динамические силы общения (пауза на лекции, повышение/понижение голоса и т.д.) и многие другие.
Мишени воздействия. Под мишенями воздействия Евгений Доценко понимает те психические структуры, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия независимо от того, имел ли он такое намерение или нет.
Часто воздействие строится в расчете на низменные влечения человека или его агрессивные устремления. Такими могут быть, например, секс, чувство собственности, враждебное отношение к непохожим на нас (него), неустойчивость перед искушениями власти, денег, славы, роскоши и т.п. Как правило, манипуляторы эксплуатируют влечения, которые должны действовать безотказно: потребность в безопасности, в пище, в чувстве общности и т.п.
Роботизация. Особенность данного лейтмотива состоит том, что люди – объекты манипулятивной обработки – превращаются в марионеток, управляемых власть имущими с помощью «ниточек» – средств массовой информации. На межличностном уровне подразумевается существование запрограммированных действий в ответ на те или иные влияния со стороны партнеров по общению.
Оценивая манипуляцию как скорее негативный тип общения, в отношении ее следует отметить, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, и где она категорически недопустима.
Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще, политика, реклама, сфера идеологии. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.
Вместе с тем известно, что владение средствами манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека широким переносом таких навыков в остальные области своих взаимоотношений. Сильнее всего «страдают» от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны.
В манипулятивном процессе партнер по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее.
Однако, человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни.
При подготовки публикации использовались материалы из свободного доступа сети Интернет и книга «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» Евгения Доценко.
Манипулятивные игры
Манипулятивные игры — Игры психологического тренинга, в которых создаются искусственные ситуации, провоцирующие конфликты интересов игроков, их манипуляции друг другом.
- Как себя вести с манипулятором
- Несколько простых советов о том, как выявить манипуляторов в своем окружении и как с ними выстраивать отношения.
- Манипулятивная игра «Выборы»
- Процедура группового коммуникативного тренинга. Направлена на развитие коммуникативных способностей, овладение ассертивным поведением.
- Манипулятивная игра «Вызвать жалость»
- Процедура группового коммуникативного тренинга. Направлена на освоение навыков ассертивного поведения и умения оперировать мимикой.
- Манипулятивная игра «Марионетки»
- Игра основана на преднамеренных манипуляциях одними игроками других. Манипулируемый знает, что им манипулируют, и все присутствующие это тоже знают, у участника за счёт этого снимается неуверенность в своих поступках, чувство стеснительности. В раскрепощении он усваивает новые, незнакомые ему ещё формы общения.
- Манипулятивная игра «Невидимый поводок»
- Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие ассертивности: уверенности в поведении и умения противостоять манипуляции.
- Манипулятивная игра «Полная демократия»
- Процедура группового психологического тренинга. Участники «демократично» управляют поведением одного из своих сотоварищей.
- Манипулятивная игра «Сила жеста»
- Процедура группового психологического тренинга. Направлена на понимание природы манипуляции с помощью одних только жестов.
- Манипулятивная игра «Шахматы»
- Игра предназначена для овладения участниками профессионального психологического тренинга навыками ассертивного поведения, а также для того, чтобы участники могли себя почувствова в роли манипуляторов. Под ассертивностью здесь понимается способность уйти из-под давления со стороны окружающих, уверенное и спонтанное (рождающееся изнутри) поведение.
- Манипулятивное упражнение «Представь себе»
- Процедура группового психологического коммуникативного тренинга, направленная на понимание участниками одного из способов тонкого манипулятивного воздействия: апелляции к потребностям организма.
- Манипулятивное упражнение «Убалтывание»
- Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся «убалтывать».
Психологические тренинги
- Видеотренинг
- Группы тренинга умений
- Имидж-упражнения
- Коммуникативные техники
- Коммуникативные упражнения
- Отбор Minus
- Подготовка к школе
- Программы тренингов
- Профориентационные игры
- … и другое
Психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Как распознать манипулятора
Манипуляция — это попытка получить контроль над ситуацией. Манипулятор может прибегать к различным тактикам, чтобы получить желаемое. Изучение контрольных знаков может помочь вам защитить себя.
Услышать слово «нет» или ощутить потерю контроля может быть не очень весело. Некоторым людям это труднее пережить, чем другим. Таким образом, иногда человек может прибегать к скрытым или закулисным стратегиям для достижения желаемого результата — это известно как тактика манипуляции.
Манипуляции существуют в спектре, и иногда они могут быть незаметными и трудными для обнаружения, но все равно могут вызывать у вас чувство «отключения».
Манипуляция — это поведение, выходящее за границы, как средство попытки получить контроль или власть в межличностном взаимодействии, — говорит Лорен Масопуст, лицензированный брачный и семейный терапевт из Розвилля, Калифорния.
Манипуляции могут быть:
- просоциальными или полезными для отношений
- антиобщественными или вредными для отношений
Чтобы квалифицировать поведение как манипуляцию, важно знать уровень развития человека, объясняет Масопуст.
Например, у малышей еще нет слов, чтобы описать свои чувства, поэтому они могут устроить истерику, пытаясь удовлетворить свои потребности. «На самом деле это не является неподходящим для развития», — говорит Масопуст. «Однако со временем люди узнают, что это неэффективно, и разрабатывают более тонкие способы решения социальных проблем».
Для подростков она добавляет, что просоциальный пример манипуляции будет выглядеть как ложь во спасение, чтобы помочь своему другу сохранить лицо или сохранить свое положение в социальной группе.
Однако к зрелому возрасту многие взрослые избавляются от манипулятивных тенденций и вырабатывают более тонкие способы достижения своих целей, такие как напористость и установление здоровых границ, объясняет Масопуст.
Она добавляет, что некоторые люди, пережившие разрыв отношений или травматические инциденты, могут научиться прибегать к таким действиям, как манипуляция, агрессия или обман, чтобы удовлетворить свои потребности.
«Такое поведение обычно является попыткой человека сохранить власть или контроль в отношениях, хотя он может и не осознавать ущерб, который наносит другим», — говорит Масопуст.
Существует ли манипулятивный тип личности?
Нет. Нет такого типа личности, который можно было бы назвать «манипулятивным».
Манипулирование считается поведением, которое происходит в спектре, при этом некоторые стратегии являются более серьезными или вредными, чем другие.
В некоторых случаях тактика манипулирования может носить патологический характер, то есть повторяться неоднократно, в течение длительного времени и в разных обстоятельствах, таких как работа, учеба и личные отношения.
Эта модель поведения может быть симптомом лежащего в основе расстройства личности, такого как нарциссическое расстройство личности (НПЛ), или других психических заболеваний.
Манипуляции не всегда легко обнаружить. На самом деле, иногда это может быть незаметно, поскольку кто-то может показаться вам доброжелательным, говорит Филлипс.
«Например, люди с антисоциальным расстройством личности могут показаться очень обаятельными, но их цель может заключаться в том, чтобы контролировать вас или причинить вам вред», — говорит он.
Некоторые признаки манипулятивного человека могут включать:
- постоянное чрезмерное внимание, любовь и лесть
- настойчивость вопреки границам
- цейтнот (чтобы заставить вас действовать)
- несоответствие между словами и действиями
- вы чувствуете вину, стыд или вообще «не в себе» по отношению к этому человеку
Стратегия DARVO, используемая манипулятивными людьми
Возможно, вам будет полезно ознакомиться с «DARVO». Это один из способов, которым манипулятор может переложить вину, запутав детали случившегося и того, кто может быть виноват.
Это работает так:
- D: Отказ от поведения и
- A: Атакует вас на
- R: . roles
Например, чтобы остаться на работе, кто-то может сказать своему руководителю: «Я не сдал проект с опозданием. Я замечаю, что ты иногда забывчив; Бьюсь об заклад, вы забыли сказать мне дату родов на нашей встрече на прошлой неделе.
Манипуляции могут проявляться во многих формах, но главной целью всех видов, скорее всего, является ощущение силы, контроля или ресурсов.
Некоторые распространенные тактики манипулирования могут включать:
- принудительный контроль: взятие на себя ответственности за ваше расписание, деньги или связи шантаж: угроза разглашения информации или отказ от вас, если вы не подчинитесь
- газлайтинг: отрицание или преуменьшение того, что вы видите, слышите, чувствуете или знаете ограничить доступ к своему ближайшему окружению или сообществу
- ложь: опускание части правды или создание ложной информации
- бомбардировка любовью: захлестывание вас лестью и вниманием
- пассивная агрессия : косвенное выражение гнева, например двусмысленные комплименты
- проекция: обвинение вас в том, что они делают
- молчаливое обращение: игнорирование ваших попыток общения
- клеветническая кампания: вы за спиной у других
- триангуляция: привлечение третьей стороны, чтобы попытаться убедить вас что-то сделать
- запуск вашей неуверенности: оскорбления или оскорбления, замаскированные под шутки
Что касается причин постоянного манипулятивного поведения, история и мотивы у всех могут быть разными.
Постоянная модель манипуляций часто может формироваться в детстве, говорит доктор Ли Филпс, психотерапевт и сертифицированный сексолог и семейный терапевт из Вирджинии и Нью-Йорка.
Например, если кто-то рано узнает, что не может удовлетворить свои потребности напрямую, ему, возможно, придется найти другие способы чувствовать себя в безопасности эмоционально, физически и т. д.
«Если манипулятор вырос в семье, где царят конкуренция и конфликты, это может сохраниться и во взрослой жизни», — объясняет он. «Если их бросил родитель или опекун, они могут жаждать внимания во взрослом возрасте и могут манипулировать, чтобы добиться этого».
Некоторые психические расстройства и стили межличностного общения могут быть связаны с постоянным манипулятивным поведением (хотя манипулятивным поведением можно заниматься и без него).
Примеры могут включать:
- антисоциальное расстройство личности (АСРЛ): использование фальшивой личности, чтобы попасть в свой круг
- пограничное расстройство личности (ПРЛ): отчаянные усилия, чтобы избежать покинутости
- созависимость: использование стратегий для «управления» окружающими вас людьми расстройство личности (НРЛ): использование внешнего вида для получения признания
- стиль ненадежной привязанности: использование расставания как проверки чьей-либо лояльности
- нарциссическое расстройство личности (НРЛ): использование проекции для перекладывания вины на себя
- Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ (SUD): использование предлога для приобретения средств на покупку психоактивных веществ
Да, манипуляция может быть формой психологического и эмоционального насилия.
«Жертва манипулятора часто сомневается в собственном здравомыслии и считает себя проблемой. Из-за жестокого обращения человек часто живет в страхе и сообщает, что постоянно ходит по яичной скорлупе», — говорит Филлипс.
Исследования показывают, что эмоциональное манипулирование может привести к:
- тревога
- депрессия
- повышенный стресс
- снижение удовлетворенности жизнью
- низкая самооценка
- социальная изоляция
.
Если вы обнаружите, что прибегаете к манипуляциям в отношениях, вам может помочь когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), говорит Филлипс.
Если вы стали объектом манипуляций или подверглись нарциссическому насилию, настоятельно рекомендуется обратиться за профессиональной поддержкой.
15+ признаков манипулирования эмоциями
Эмоциональные манипуляторы часто используют игры разума, чтобы захватить власть в отношениях.
Конечная цель — использовать эту силу для управления другим человеком.
Здоровые отношения основаны на доверии, понимании и взаимном уважении. Это касается как личных отношений, так и профессиональных.
Иногда люди пытаются использовать эти элементы отношений, чтобы получить какую-то выгоду.
Признаки эмоциональной манипуляции могут быть незаметны. Их часто трудно идентифицировать, особенно когда они происходят с вами.
Это не значит, что это ваша вина — никто не заслуживает того, чтобы им манипулировали.
Вы можете научиться распознавать манипуляции и пресекать их. Вы также можете научиться защищать свою самооценку и здравомыслие.
Быть на своей территории, будь то ваш настоящий дом или просто любимая кофейня, может придавать сил.
Если другие люди всегда настаивают на встрече в своем царстве, возможно, они пытаются создать дисбаланс сил.
Они претендуют на право собственности на это пространство, что ставит вас в невыгодное положение.
Например:
- «Приходи в мой офис, когда сможешь. Я слишком занят, чтобы идти к вам.
- «Вы знаете, как далеко это для меня. Приходи сюда сегодня вечером».
Эмоциональные манипуляторы могут пропустить несколько шагов на традиционном этапе знакомства с вами. Они «делятся» своими самыми темными секретами и уязвимыми местами.
Однако на самом деле они пытаются заставить вас почувствовать себя особенными, чтобы вы раскрыли свои секреты. Позже они могут использовать эту чувствительность против вас.
Например:
- «Я чувствую, что мы просто соединяемся на очень глубоком уровне. У меня никогда раньше такого не было».
- «Я никогда не видел, чтобы кто-то делился со мной своим видением, как ты. Нам действительно суждено быть вместе».
Это популярная тактика в некоторых деловых отношениях, но она может применяться и в личных.
Когда один человек хочет установить контроль, он может задавать наводящие вопросы, чтобы вы как можно раньше поделились своими мыслями и опасениями.
Имея в виду свои скрытые планы, они могут использовать ваши ответы, чтобы манипулировать вашими решениями.
Например:
- «Боже, я никогда не слышал ничего хорошего об этой компании. Каков был ваш опыт?»
- «Ну, ты просто должен объяснить мне, почему ты снова злишься на меня».
Эмоциональные манипуляторы — мастера изменять реальность ложью, выдумками или искажениями, чтобы сбить вас с толку.
Они могут преувеличивать события, чтобы казаться более уязвимыми.
Они также могут преуменьшать свою роль в конфликте, чтобы завоевать ваше сочувствие.
Например:
- «Я задал вопрос о проекте, и она подошла ко мне, крича о том, что я никогда не делал ничего, чтобы помочь ей, но ты знаешь, что я делаю, верно?»
- «Я проплакала всю ночь и не сомкнула глаз».
Если кто-то перегружает вас статистикой, жаргоном или фактами, когда вы задаете вопрос, возможно, вы подвергаетесь своего рода эмоциональной манипуляции.
Некоторые манипуляторы претендуют на звание эксперта и навязывают вам свои «знания». Это особенно распространено в финансовых ситуациях или ситуациях продаж.
Например:
- «Вы новичок в этом, поэтому я не ожидаю, что вы поймете».
- «Я знаю, что для вас это слишком много цифр, поэтому я потихоньку повторю это еще раз».
Кроме того, в деловой обстановке эмоциональные манипуляторы могут попытаться отягощать вас бумажной работой, волокитой, процедурами и всем, что может вам помешать.
Это особенно возможно, если вы проявляете тщательность или задаете вопросы, которые ставят под сомнение их недостатки или слабости.
Например:
- «Это будет слишком сложно для вас. Я бы просто остановился сейчас и избавил себя от усилий».
- «Вы даже не представляете, какую головную боль вы себе создаете».
Если вы зададите вопрос или сделаете предложение, эмоциональный манипулятор, скорее всего, отреагирует агрессивно или попытается втянуть вас в спор.
Эта стратегия позволяет им контролировать ваш выбор и влиять на ваши решения.
Они также могут использовать ситуацию, чтобы вызвать у вас чувство вины за то, что вы вообще выразили свои опасения.
Например:
- «Я не понимаю, почему вы мне просто не доверяете».
- «Вы знаете, я просто беспокойный человек. Я ничего не могу поделать, я хочу всегда знать, где ты».
Если у вас выдался плохой день, эмоциональный манипулятор может воспользоваться возможностью, чтобы поднять свои проблемы.
Цель состоит в том, чтобы обесценить то, что вы испытываете, чтобы вы были вынуждены сосредоточиться на них и направить свою эмоциональную энергию на их проблемы.
Например:
- «Думаешь, это плохо? Вам не придется иметь дело с товарищем по кубу, который все время разговаривает по телефону».
- «Скажи спасибо, что у тебя есть брат. Я всю жизнь чувствовал себя одиноким».
Тот, кто манипулирует эмоциями людей, может охотно согласиться чем-то помочь, но затем отвернуться и волочить ноги или искать способы уклониться от их согласия.
Они могут вести себя так, как будто это оказалось огромным бременем, и они будут стремиться использовать ваши эмоции, чтобы избавиться от них.
Например:
- «Я знаю, что тебе нужно это от меня. Это просто много, и я уже ошеломлен».
- «Это сложнее, чем кажется. Я не думаю, что ты знал об этом, когда спрашивал меня.
Критические замечания могут быть замаскированы под юмор или сарказм. Они могут притворяться, что говорят что-то в шутку, когда на самом деле пытаются посеять зерно сомнения.
Например:
- «Боже, ты выглядишь измученным!»
- «Ну, если бы вы немного встали из-за стола и прошлись, вы бы так легко не запыхались».
Эмоциональные манипуляторы никогда не возьмут на себя ответственность за свои ошибки.
Однако они попытаются найти способ заставить вас чувствовать себя виноватым во всем. от борьбы до неудачного проекта.
Вы можете в конечном итоге извиниться, даже если они виноваты.
Например:
- «Я сделал это только потому, что очень тебя люблю».
- «Если бы вы не участвовали в программе награждения вашего ребенка, вы могли бы правильно завершить проект».
Когда вы в приподнятом настроении, они находят причину отвлечь от вас внимание. Это может произойти и в негативном смысле.
Когда у вас случилась трагедия или неудача, эмоциональный манипулятор может попытаться представить свои проблемы еще более серьезными или неотложными.
Например:
- «Ваша зарплата здорово повысилась, но вы видели, чтобы кто-то еще получил полное повышение?»
- «Мне жаль, что твой дедушка умер. Я потерял обоих бабушек и дедушек за две недели, так что, по крайней мере, это не так уж и плохо».
Эмоциональные манипуляторы могут уволить или унизить вас без намека на шутку или сарказм. Их комментарии предназначены для того, чтобы подорвать вашу самооценку.
Они созданы для того, чтобы высмеивать и маргинализировать вас. Часто манипулятор проецирует собственную неуверенность.
Например:
- «Не кажется ли вам, что это платье немного откровенно для встречи с клиентом? Думаю, это один из способов получить аккаунт».
- «Ты только и делаешь, что ешь».
Когда им известны ваши слабые места, они могут использовать их, чтобы ранить вас. Они могут комментировать и предпринимать действия, которые должны заставить вас чувствовать себя уязвимыми и расстроенными.
Например:
- «Вы сказали, что никогда не захотите, чтобы ваши дети росли в неполной семье. Посмотри, что ты с ними сейчас делаешь».
- «Это сложная аудитория. Я бы нервничал на твоем месте.
Если вы расстроены, кто-то, кто манипулирует вами, может попытаться вызвать у вас чувство вины за ваши чувства.
Вас могут обвинить в неблагоразумии или недостаточном вложении средств.
Например:
- «Если бы ты действительно любил меня, ты бы никогда не задавал мне вопросов».
- «Я не мог взяться за эту работу. Я бы не хотел так сильно разлучаться со своими детьми».
Во время ссоры или ссоры манипулятор будет делать драматические заявления, которые должны поставить вас в затруднительное положение.
Они нацелятся на эмоциональные слабости с помощью подстрекательских заявлений, чтобы получить извинения.
Например:
- «Если ты оставишь меня, я не заслуживаю жизни».
- «Если вы не можете быть здесь в эти выходные, я думаю, это показывает уровень вашей преданности этому офису».
Пассивно-агрессивный человек может уйти от конфронтации. Вместо этого они используют людей вокруг вас, например друзей, для общения с вами.
Они также могут разговаривать за вашей спиной с коллегами.
Например:
- «Я бы поговорил об этом, но я знаю, что ты очень занят».
- «Я подумал, что будет лучше, если ты услышишь это от кого-то другого, а не от меня, потому что мы так близки».
Они не отвечают на ваши звонки, электронные письма, прямые сообщения или любые другие формы общения.
Они используют молчание, чтобы получить контроль и заставить вас чувствовать ответственность за их поведение.
Эта техника предназначена для того, чтобы заставить вас усомниться в своих воспоминаниях о событиях.
Когда вы больше не будете уверены в том, что произошло, они могут точно определить проблему на вас, заставив вас чувствовать себя ответственным за недопонимание.
Например:
- «Я никогда этого не говорил. Ты снова все выдумываешь».
- «Я бы не стал этого делать. Ты же знаешь, я слишком занят».
Манипуляторы часто имеют реакцию, противоположную реакции человека, которым они манипулируют.
Это особенно верно в эмоционально заряженных ситуациях. Это делается для того, чтобы они могли использовать вашу реакцию, чтобы заставить вас чувствовать себя слишком чувствительным.
Затем вы оцениваете свою реакцию, основываясь на их реакции, и решаете, что вы не в порядке.
Например:
- «Вы видели, что все остальные были спокойны. Ты просто слишком расстроился.
- «Я ничего не хотел говорить, но ты казался немного не в себе».
Газлайтинг — это манипулятивный метод, с помощью которого люди пытаются заставить вас поверить, что вы больше не можете доверять своим инстинктам или опыту.
Они заставляют вас поверить в то, что все, что произошло, является плодом вашего воображения. Вы теряете чувство реальности.
Например:
- «Все знают, что это работает не так».
- «Я не опоздал. Ты просто забыл, во сколько я обещал быть там.
Может потребоваться время, чтобы понять, что кто-то эмоционально манипулирует вами. Признаки незаметны, и они часто развиваются с течением времени.
Но если вы думаете, что с вами так обращаются, доверьтесь своим инстинктам.
Извинитесь с вашей стороны, затем идите дальше. Извинений вы, скорее всего, не услышите, но и зацикливаться на этом не нужно. Признайтесь в том, что, как вы знаете, вы сделали на самом деле, и ничего не говорите о других обвинениях.
Не пытайтесь победить их. В эту игру нельзя играть вдвоем. Вместо этого научитесь распознавать стратегии, чтобы вы могли правильно подготовить свои ответы.
Установить границы. Когда манипулятор понимает, что теряет контроль, его тактика может стать еще более отчаянной. Это время для вас, чтобы принять некоторые трудные решения.
Если вам не нужно быть рядом с этим человеком, подумайте о том, чтобы полностью исключить его из своей жизни.
Если вы живете с ними или тесно сотрудничаете, вам необходимо изучить методы управления ими.
Возможно, вам будет полезно поговорить с терапевтом или консультантом о том, как справиться с ситуацией.
Вы также можете нанять надежного друга или члена семьи, чтобы помочь вам определить поведение и установить границы.
Никто не заслуживает, чтобы другой человек обращался с ним таким образом.