Что такое эмоции? — Психологос
Фильм «Статский советник»
Фильм «Ликвидация»
Если вам нужно определение, даем: «Эмоции — это выразительные движения лица и голоса в сопровождении душевных переживаний на фоне смены функционального состояния организма». На самом деле все сложнее, поскольку, на чем бы ни настаивала наука, люди пользуются словами не строго, не по науке, а по своему усмотрению, в связи с чем слово «эмоции» в жизни имеет несколько — и достаточно различающихся — основных значений.
В первом значении, эмоции — это быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление.
Злость, обвинения и страдания, как вспыхивающие эмоции при глубоком чувстве обиды.
Во втором значении, эмоции — это чувства, выражаемые для предъявления окружающим.
Переживания для себя — скорее чувства. Выплеск чувств на другого, демонстрация чувств, выразительные движения для… — это уже скорее эмоции.
В третьем значении, эмоции — это название всех проявлений аффективной сферы, в этом случае под эмоциями понимаются и чувства, и аффекты, и настроения, и даже желания.
По крайней мере эмоции и чувства легко употребляются в качестве синонимов..
Откуда пришло к нам слово эмоции? В латинском «emoveo» значит — потрясаю, волную, во французском «emotion» переводится как «волнение, возбуждение».
Когда в душе и теле покой, об эмоциях не говорят. Эмоция – это всегда движение: динамика, переход, клокотание. То или иное состояние, если оно не сопровождается выразительными движениями лица – еще не эмоция, но быстрый переход между состояниями, движение и переключения между состояниями – уже может быть эмоцией названо. Эмоции – это движения, но – не всякие, а обязательно выразительные, передающие то или иное отношение, несущие информацию о состоянии человека.
Американский психолог Кэррол Изард настаивает, что с одной эмоцией связано только одно мимическое выражение, которое невозможно спутать с другим. Это не совсем так, детская обиженность имеет десяток различных узнаваемых мимических формочек, но главное здесь в другом – в том, что движение лица в ту или иную мордочку – не случайное, а выражающее определенный смысл.
Эмоции можно наблюдать снаружи, эмоции можно переживать изнутри. Люди говорят об эмоциях человека, наблюдая одни только выразительные движения его лица – радость или сомнение, скуку или заинтересованность. Понятно, что на самом деле настоящей эмоции может в этом случае и не быть: эмоцию можно только показать. Внимательный исследователь знает, что настоящая живая эмоция дополняется состоянием тела, точнее – движениями, быстрым переключением между функциональными состояниями.
Напрягся, расслабился, собрался – снова расслабился и перешел в рассеянность. Вошел в злость, возник страх, расслабился в улыбку…
Изменения физиологических показателей: ЭЭГ, КГР – важный признак того, что эмоция действительно присутствует. Собственно, на этом построен детектор лжи.
Но для многих людей самый главный признак эмоций – это движения внутренние, движения переживаний. Переживания, как сердце эмоций, это внутренние движения тех или иных заряженных событий: трепет ожидания, вспышка радости, терзание сомнениями, импульс ярости, прокручивание потери.
Обратите внимание: внутренние события бывают не мертвыми, а живыми, заряженными взаимодействиями друг с другом и влияющими на другие внутренние процессы в человеке.
Итого
Эмоции — пакет из трех элементов: это выразительные движения лица и голоса, это быстрые сдвиги в теле от одного функционального состояния к другому, и это движения душевных переживаний. В полной, настоящей эмоции с лицом, телом и переживаниями эти три составляющие выражены все сразу и полноценно, но чаще – не все и частично. В любом случае, эмоции – это всегда движения, имеющие выразительный образ.
Отличие эмоций от чувств, настроений, выразительных движений и других близких понятий см.→
Как относиться к эмоциям? Если сильно упрощать, можно сказать, что у женщин эмоций слишком много, а у мужчин — слишком мало, они недоразвиты. Точнее — смотри, что такое левая и правая эмоциональность.
Классификация эмоций, виды эмоций и чувств
Эмоции различаются по своему источнику (кто запускает наши эмоции: мы сами либо те, с кем мы общаемся? или ситуация?), по своему знаку (положительные и отрицательные), по высоте эмоционального тона и по возможности эмоциями управлять. .. См.→
Эмоции в человеческой жизни
Эмоции для чего-то появились в эволюционном развитии человека. Для чего? Эмоции осваиваются, выучиваются каждым ребенком в процессе его развития. Для чего? Можно ли управлять своими эмоциями, как? Как развивать свою эмоциональную сферу? См.→
Развитие эмоциональной сферы
Подход к развитию эмоциональной сферы личности тот же, что и в развитии других личностных ресурсов. Зная, куда именно двигаться и в каком направлении эмоционально развиваться, человек может либо развивать эмоциональную сферу самостоятельно, либо обратиться к специалистам. В последнем случае важно, чтобы специалисты были высококвалифицированные, а центры — проверенные временем. Крупнейшим тренинговым центром в России является центр «Синтон». оянием.
что это такое и 6 основных теорий их формирования
Наше эмоциональное состояние представляет собой комбинацию физиологического возбуждения, психологической оценки, субъективных переживаний. Вместе они известны как компоненты эмоций, основанные на нашем опыте, воспитании, культуре. Поэтому у разных людей эмоциональные переживания могут отличаться в похожих обстоятельствах. По этому поводу существуют различные психологические теории, выдвинутые специалистами.
Что такое эмоции?
Эмоции — это субъективные реакции, возникающие в результате физиологических или психологических изменений, влияющих на мышление и поведение. Свойства эмоций проявляются в 3-х измерениях:
- Субъективные чувства.
- Совокупность физиологических реакций (учащенное сердцебиение, повышение температуры тела).
- Поведенческие реакции.
Все виды эмоций одинаково важны, не стоит разделять их на хорошие и плохие. Более целесообразно воспринимать их с точки зрения удовольствия или его отсутствия, ведь они информируют об удовлетворенных или неудовлетворенных потребностях.
Концепции происхождения эмоций человека можно разделить на три категории:
- Физиологические. Предполагают, что физиологические реакции организма ответственны за переживания.
- Неврологические. Основываются на том, что активность в мозге приводит к эмоциональным реакциям.
- Когнитивные. Доказывают, что мысли и другие умственные действия играют важную роль в формировании чувств.
Психологические теории эмоций.
Психологи выдвинули ряд теорий о происхождении и функции эмоций. Однако теоретики, стоящие за противоположными взглядами, сходятся в одном: эмоциональные ощущения имеют биологическую основу. Об этом свидетельствует тот факт, что миндалина (часть лимбической системы головного мозга), которая играет большую роль в эмоциональных реакциях, активируется раньше любого непосредственного вовлечения коры головного мозга, отвечающей за память, осознание и сознательное мышление.
Было выдвинуто четыре основных объяснения сложных психических и физических переживаний, которые мы называем «чувствами». Их авторами были:
- Джеймс-Ланге в 1920-х годах.
- Кэннон-Бард в 1930-х годах.
- Шехтер-Сингер в 1960-х годах.
- Лазар в 1980-х и 90-х годах.
1. Эволюционная теория Дарвина.
Основана на идее Чарльза Дарвина, который заявил, что рывок в эмоциональном развитии произошел, потому что они выполняли адаптивные функции − позволяли выживать и размножаться. Например, страх заставлял людей сражаться или избегать опасности («бей или беги»).
Эмоциональные переживания побуждают быстро реагировать на изменения окружающей среды, что увеличивает шансы на выживание. Определение эмоций других людей или животных также играет ключевую роль для безопасности.
2. Теория Джеймса-Ланге.
Теория Джеймса-Ланге утверждает, что эмоциональные ощущения возникают из физиологического возбуждения. Если бы вы столкнулись с некоторой угрозой, например, с ядовитой змеей на заднем дворе, ваша симпатическая нервная система инициировала бы значительное физиологическое возбуждение, которое заставило бы ваше сердце биться сильнее и увеличило частоту дыхания. Согласно данной концепции человек испытает чувство страха только после того, как произойдет это физиологическое возбуждение. Кроме того, разные модели возбуждения будут связаны с разными чувствами и также играет роль темперамент человека.
Пройти тест на темперамент
3. Работа Кэннона-Барда.
Другие теоретики сомневались, что физиологическое возбуждение достаточно различимо, чтобы привести к такому разнообразию эмоциональной палитры, которое мы испытываем. Согласно этой точке зрения, физиологическое возбуждение и эмоциональный опыт происходят одновременно, но независимо друг от друга. Итак, когда вы видите ядовитую змею, вы чувствуете страх в то же самое время, когда ваше тело реагирует по типу «бой или бегство». Эта эмоциональная реакция будет отдельной и независимой от физиологического возбуждения, даже если они происходят одновременно.
Теории Джеймса-Ланге и Кэннона-Барда получили эмпирическую поддержку в различных исследованиях. Например, в 1988 году ученые провели исследование эмоциональных переживаний людей с травмами спинного мозга. Они сообщили, что люди, которые были неспособны получить физиологическую обратную связь из-за травм, все еще испытывали эмоциональные ощущения; однако люди с меньшим осознанием вегетативного возбуждения имели тенденцию испытывать менее интенсивные переживания. Ни одна из теорий полностью не подтверждена, потому что физиологическое возбуждение, кажется, не является необходимым для эмоционального переживания, но это возбуждение, по-видимому, участвует в усилении его интенсивности.
4. Двухфакторная теория Шехтера-Сингера.
Учитывает, как физиологическое возбуждение, так и эмоциональное переживание. Согласно этой парадигме, химия эмоций состоит из двух факторов:
- физиологического;
- когнитивного.
Физиологическое возбуждение интерпретируется в контексте, чтобы произвести эмоциональный опыт. Возвращаясь к примеру с ядовитой змеей на заднем дворе, двухфакторная теория утверждает, что змея вызывает активацию симпатической нервной системы, которая помечена как страх с учетом контекста, а наш опыт − это опыт страха.
5. Теория Лазара.
Отношения между нашим эмоциями и их когнитивной обработкой, и порядок, в котором они происходят, остаются темой исследования и дебатов. Ричард Лазар (1991) разработал когнитивно-медиативную теорию, которая утверждает, что наши чувства определяются нашей оценкой стимула. Эта оценка является посредником между стимулом и эмоциональной реакцией, и она является немедленной и часто неосознанной. В отличие от модели Шехтера-Сингера, оценка предшествует когнитивной метке.
6. Психология эмоций Пола Экмана.
Если мы хотим знать, какие бывают эмоции, то обязаны познакомиться с работой Пола Экмана. Когда этот психолог из Университета Сан-Франциско начал изучать этот предмет, он считал, что эмоциональные ощущения имеют культурное происхождение. Это убеждение разделяла большая часть научного сообщества.
Однако после более чем 40 лет исследований и анализа, которые включали большую часть мировых культур, он пришел к тому же выводу, который ранее сделал Дарвин. Основные человеческие эмоции − врожденные и являются результатом эволюции. Экман определил базовый и универсальный список эмоций:
- радость;
- гнев;
- страх;
- отвращение/презрение;
- удивление;
- печаль.
Насколько хорошо мы можем определять чужие эмоции зависит также от нашего основного источника восприятия информации, конечно, визуалы лучше всего это делают.
Хотя каждая из этих теорий основана на исследованиях, пока нет абсолютных доказательств того, как эмоциональные реакции возникают в наших телах и умах или, что определяет наш индивидуальный опыт. Чувства являются мощной силой, с которой нужно считаться, и никогда не следует принижать значение эмоций в психологии.
Пройти тест на тип восприятия
Эмоции | Кафедра психологии
Дочерний факультет
фото Джона ФрименаОсновной факультет
Джон Фриман
Доцент кафедры психологии
Научные интересы
Социальное познание
Эмоции
Социальная психология
Когнитивная неврология
фото Меган МейерОсновной факультет
Меган Мейер
Доцент кафедры психологии
Научные интересы
Социальная когнитивная нейронаука
Социальное познание
Когнитивная нейронаука
Память
Социальные сети
Эмоции
Социальная психология
фото Кевина ОкснераОсновной факультет
Кевин Окснер
Профессор психологии, кафедра
Научные интересы
Социальная когнитивная нейронаука
Социальное познание
Эмоции
Саморегуляция
Когнитивная нейронаука
фото Лоис ПатнэмПочетный
Лоис Патнэм
Профессор психологии кафедры психологии
Научные интересы
Когнитивная психология
Внимание
Эмоции
фото Ним ТоттенхэмОсновной факультет
Ним Тоттенхэм
Профессор психологии, директор последипломного образования
Научные интересы
Эмоции
Развитие
Аффилированные аспиранты
Аспиранты
Научные интересы
Развитие
Развитие аффективной нейронауки
Эмоции
Аспирант
Научные интересы
Эмоциональная неврология развития
Эмоции
Аспирант
Научные интересы
Эмоции
Отношения
Социальная когнитивная неврология
Аспирант
Научные интересы
Когнитивная неврология
Эмоции
Аспирант
Научные интересы
Социальная когнитивная неврология
Эмоции
Аспирант
Научные интересы
Саморегуляция
Эмоции
Когнитивная неврология
Аспирант
Научные интересы
Когнитивная неврология
Мотивация
Эмоция
Аспирант
Научные интересы
Суждения и принятие решений
Мотивация
Эмоции
Социальное поведение
Аспирант
Научные интересы
Социальная когнитивная неврология
Эмоции
Аспирант
Научные интересы
Когнитивная неврология
Эмоции
Внимание
Обучение и память
Аспирант
Научные интересы
Эмоциональная неврология развития
Эмоции
Магистр психологии эмоций, 120 кредитов
Эмоции — важная область психологии, потому что эмоции постоянно влияют на нас в повседневной жизни, например, при взаимодействии с другими людьми или при принятии решений. Эмоции также влияют на ряд других психологических процессов (например, внимание, память, мотивацию). Прежде всего, эмоции являются важными факторами благополучия, как психологического, так и физического. Программа предоставит вам прочную теоретическую основу и научную подготовку, направленную на формирование аналитического и систематического мышления, а также возможность оценивать и вносить свой вклад в область исследований.
- Начало: весна 2024 г.
- Форма обучения: Дистанционное обучение
- Темп обучения: 100%
- Кампус: Эстерсунд
- Язык: английский
- Код: MIU-P4690
Крайний срок подачи заявок: 16 октября 2023
Посмотреть программуПосмотреть курсы программы
О программе
Магистерская программа даст вам всестороннее понимание психологии эмоций как дисциплины и области исследований. Курсы, включенные в магистерскую программу, широки и основаны на текущих исследованиях и клиническом опыте.
Программа состоит из трех частей: теоретические основы, приложения и самостоятельная научная работа (магистерская работа). Первый и второй семестр состоят из продвинутых курсов по психологии эмоций и методам исследования. Третий семестр состоит из трех прикладных курсов, выбранных студентами из списка факультативных курсов, и одного обязательного методического курса. Приемлемые прикладные курсы указаны в программе. Прикладные курсы предназначены для того, чтобы заложить основу для диссертации (30 кредитных баллов), которая будет завершена в течение четвертого семестра.
Для большей гибкости программа доступна в виде программы дистанционного обучения с одной (5-дневной) обязательной встречей в кампусе в Эстерсунде каждый семестр. Кроме того, студенты могут выбрать обучение как очное, так и заочное (при 50% загрузке). Первоначальная заявка на участие в программе предназначена для очного обучения, но после ее начала студенты могут уменьшить свою учебную нагрузку, пройдя только один из двух курсов по 7,5 кредитных баллов в каждый десятинедельный период.