Эмпатическое слушание это в психологии: Эмпатическое слушание — Психологос

Содержание

Эмпатическое слушание — Психологос

Фильм «Шоколад»

Эмпатическое слушание — слушание от сердца к сердцу, активное слушание по женскому типу. Эмпатическое слушание ориентировано на чувства и отношения.

Что ты почувствовала? Ты расстроилась… Тебе было тяжело это слышать? Ты к нему привязалась… Как ты пережила то, что он тебе сделал? Я тебя так понимаю! — все эти реплики выражает мягкую поддержку, душевное понимание и сочувствие.

Эмпатическое общение очень помогает в общении с женщинами и любыми другими взрослыми, которые находятся во власти чувств. Например, этот способ слушания помогает разговорить молчаливую обиду.

Человек обиделся и молчит. Молчит, но вы видите, что он обиделся. Вы (мягко): «Ты обиделся на меня». Он: «Нет». (раздраженно). Что делать дальше? — Может быть, вы осторожно скажете: «Ты говоришь, что не обиделся, потому что не хочешь ссориться со мной» — или «У тебя сердитый голос. Похоже, я была в чем-то неправа». Иногда можно деликатно предположить: «Ты недоволен тем, что …», а когда-то можно просто вернуть инициативу собеседнику, повторить с паузой его слова: «Не обиделся…» Если с вашей стороны все это звучит мягко и собеседник все-таки хочет вам что-то сказать, общение начнется.

Курс Н.И. КОЗЛОВА «ИСКУССТВО УМНОГО ОБЩЕНИЯ»
В курсе 8 видеоуроков. Посмотреть >>

Эмпатическое слушание очень помогает и в общении с детьми. Оно помогает детям лучше понимать и выражать свои чувства, а взрослым — легче находить с ними контакт. Однако само эмпатическое слушание с детьми — не всегда простое дело. Слушая детей, производить активное слушание — очень творческая задача, поскольку постоянно приходится переводить «нечто нечленораздельное и негативное» во что-то осмысленное и как-то позитивное.

Иногда из «слушать» получается прямо таки «переводить». Представьте себе, вы забираете ребенка из детсада, а он вам хмурится и выдает: «Ты плохая мама. Не нужно меня забирать». Что с ним происходит? Вы действительно думаете, он считает вас плохой? А может быть, он расстроен, потому что вы прервали своим появлением интересную игру? Попробуйте именно так расшифровать его слова. Задумчиво проговорите: «Да, вот ведь! И именно теперь я пришла тебя забирать, когда ты так здорово разыгрался!» — возможно, ребенок переключится на разговор об игре, и дальше вы будете слушать своего ребенка с настоящим удовольствием.

Развитое вчувствование и грамотный парафраз, обращение к чувствам и отражение чувств — показатель способности к эмпатическому слушанию.

Неверно думать, что эмпатическое слушание не предполагает работу разума: напротив, хорошая голова, опыт и жизненная мудрость делают эмпатическое слушание более глубоким. Видимо, тут нужно учесть, что многое из того, что люди привыкли называть чувствами, при более глубоком рассмотрении являются достаточно интеллектуальными конструкциями↑.

Как развивать активное слушание? Внутреннюю активность следует развивать через вдумчивость и вчувствование, внешнюю — через освоение соответствующих знаков слушания.

Развивая эмпатическое слушание, нужно понимать его уместность и его ограничения. Учитывая, что преобладающий контингент психологов — женщины, психологи чаще осваивают и практикуют активное слушание по женскому типу, эмпатическое слушание. Аналогично, когда психологи обучают родителей, как устанавливать контакт с детьми и подростками, они также чаще передают не вообще активное слушание, а его женскую модель, эмпатическое слушание. Это разумно и оправдано, однако перенос этой модели в общение с мужчинами и в деловую сферу будет уже ошибочным, вызовет непонимание и протест. Мужчинам на работе нужно по делу, а не про чувства. Кроме того, нужно учитывать, что эмпатическое слушание выполняет роль положительного подкрепления текущего поведения, и если эмпатическое слушание происходит в отношении злости, обид, расстройств и других негативных переживаний, то снимая их оперативно, такое слушание подкрепляет их стратегически.

Если ребенок дуется и мы слушаем его эмпатически, его обида освобождается и уходит. С другой стороны, таким слушанием мы сообщаем ему, что дуться и обижаться — можно и нормально.

Как оперативное средство решения эмоциональных проблем — эмпатическое слушание уместно, но делать его преобладающей реакцией на проблемное поведение едва ли разумно. То, что уместно в психотерапии, не всегда уместно в общении здоровых людей.

В некотором отношении эмпатическое слушание напоминает 200 граммов водки для уставшего мужика: это снимает усталость, это помогает мужикам наладить контакт друг с другом, это бывает хорошо по праздникам, но делать это нормой жизни и превращаться в алкоголика не стоит.

Если человека уже не переучишь, как, например, пожилого человека — эмпатическое слушание вас выручит. Если ребенок еще маленький и всему сразу его не научишь — эмпатическое слушание вам и ребенку поможет. Человек в крайнем расстройстве, форс-мажор, нужна срочная помощь — эмпатическое слушание спасет. Кого-то нужно просто разговорить — эмпатическое слушание будет полезно. Но едва ли стоит приучать близких людей жаловаться, злиться, обижаться и сердиться: не следует это подкреплять ничем, в том числе не стоит это подкреплять внимательным эмпатическим слушанием.


Что такое эмпатическое слушание в психологии с примерами

Эмпатическое слушание – это метод в психологии, который предполагает активное, вовлеченное слушание собеседника, путем отражения его чувств и мыслей.

Фото автора George Milton: Pexels

Обычно этот метод используется в психотерапии, однако большую ценность он имеет и в межличностных отношениях со своими близкими, поэтому тебе не помешает узнать о нём немного больше.

Благодаря эмпатическому слушанию ты создаешь безопасную среду, в которой собеседник чувствует:

  • его слушают, а не говорят о себе;
  • понимают его мысли, а главное, чувства;
  • принимают его таким, какой он есть.

В этой статье:

Запрет на чувства и чем он опасенПравила эмпатического слушания3 главных задачи эмпатического слушанияПравила эмпатического слушания

Новости СМИ2

Запрет на чувства и чем он опасен

При эмпатическом слушании нельзя говорить: «да ты себя накручиваешь!», «разве это проблема?», «ты разозлился на пустом месте!», «нашел на что обижаться», «не бери в голову!», «представь, как живут голодающие в Африке…».

Мы часто говорим эти фразы, тем самым пытаясь помочь собеседнику, убедить его в том, что на самом деле все не так плохо. Мы хотим как лучше. Но на самом деле, подобными фразами мы обесцениваем чувства собеседника. Как он слышит такие фразы? «Ты не прав», «ты слишком ранимый», «слишком зациклен на себе», «ты слишком бурно реагируешь», «ты не умеешь держать себя в руках».

Как слушать человека так чтобы услышать? Эмпатическое слушание.

Фразами типа: «будь позитивнее!», «улыбнись!» «разве это повод для плохого настроения?», мы не только неосознанно обесцениваем переживания человека. Мы еще отрицаем его право чувствовать то, что он чувствует.  

Правила эмпатического слушания

  • Во-первых, это всегда время. Время, посвящённое своему собеседнику.

Если ты хочешь выстроить доверительный контакт, это невозможно сделать, попутно помешивая борщ или отвлекаясь на переписку в телефоне. Нужно отдать часть своего времени другому человеку. Быть с ним здесь и сейчас.

  • Во-вторых, говорить именно о чувствах. Что человек испытывает, что переживает.

Не надо пытаться решить в такой беседе конкретную проблему. Не надо давать человеку план как все исправить. Все это будет потом, сначала нужно разобраться с эмоциями.

  • В-третьих, это всегда поддержка и принятие. Ты киваешь, ты соглашаешься с ним.

Даже если он, по твоему мнению, не прав. Но это не значит, что ты ему врешь или притворяешься. Ты не говоришь: «ты все правильно сделал!», если действительно так не думаешь. Ты говоришь: «я понимаю, почему ты так поступил. Я понимаю, что тогда ты не видел другого решения».

Но он не прав!

Можно ли использовать эмпатическое слушание, если ты не согласна с собеседником? Да, ваши взгляды на определенную проблему могут различаться. Да, ты можешь иметь другое мнение на этот счет. И это мнение может быть гораздо объективнее, ведь ты смотришь на проблему со стороны, трезвым умом. А твой собеседник может находиться под властью эмоций.

Giphy

Важно расставить приоритеты.

Когда у человека есть проблема, когда его одолевают чувства обиды, гнева, грусти, раздражения, он не может справиться с проблемой. Ему нужно для начала справиться со своими чувствами, то есть пережить их. Самый легкий способ – выговориться. И быть услышанным. Лучшее, что может сделать близкий человек – это выслушать. Разделить тяжелые чувства, показать – я тебя понимаю.

Неважно прав человек или не прав. Важно, чтобы его понимали. «Да, я вижу, ты расстроен». «Да, я понимаю, какие чувства ты испытал в той ситуации». «Представляю, как тебе было тяжело».

Несколько советов:

  • начинай беседу с того, в чем ты согласна с собеседником;
  • твои ответы должны отражать мысли и чувства собеседника, а не оценивать их;
  • делай паузы – человеку нужно время, чтобы пережить и переосмыслить то, что сейчас с ним происходит;
  • это всегда диалог – стоит избегать длинных ответов, ведь главное, чтобы человек высказался сам;
  • кивки головой и односложные ответы хорошо применять, когда человек пребывает в сильных негативных эмоциях;
  • задавай вопросы – «ты злишься?», «ты обижен?»;
  • перефразируй негативное высказывание – его фразу «я тебя ненавижу!» замени на «ты злишься на меня потому, что…».

3 главных задачи эмпатического слушания

Эмпатическое слушание решает сразу несколько проблем, но в психологии выделяют четыре основные задачи, которые помогает решить этот метод.

Первая задача – это помочь человеку выговориться

Ты, наверняка, замечала, что иногда можешь долго крутить в голове проблему и не находить решения. Но стоит рассказать об этой проблеме другому, как решение само появляется, как инсайт или вдохновение.

Фото Mimi Thian on Unsplash

Все дело в том, что наше мышление – это слова. Наш мозг, решая какую-то задачу, «думает» словами. Внутри нас идет постоянный монолог. Когда ты пытаешься озвучить проблему, ты приводишь свой поток мыслей в порядок, чтобы преподнести собеседнику информацию доступно и понятно.

Тем самым ты объясняешь это самой себе. Хаос мыслей приводишь в логическую цепочку. И ответ становится очевидным. Так и для другого человека. Прежде чем начать давать ему советы, дай ему возможность выговориться. Тогда он и сам поймет суть проблемы.

Вторая задача – помочь человеку пережить чувства

То, что он сидит отвернувшись, и сложив руки на груди, еще не значит, что он ничего не чувствует. Наоборот, его переполняют и обида, и боль, и сожаление, и гнев, и раздражение… Но он переживает все внутри себя. И ничем хорошим это не заканчивается.

К подобным «молчаливым» переживаниям своих чувств очень склонны мужчины, потому что над ними довлеют социальные нормы, стереотипные взгляды и родительские установки. «Мальчики не плачут». «Не истери». «Не веди себя как маленький». «Мужчина должен быть сдержанным». И много других токсичных идей, которые в психологии выражаются просто – запрет на чувства. Мужчины мы или женщины – это не важно. Все мы люди. И все мы имеем право испытывать чувства.

Эмпатическое слушание – это когда ты «возвращаешь» ему право чувствовать то, что он чувствует. С помощью слов, интонации, мимики, ты доносишь простую мысль: чувствуй. Это нормально. Я принимаю тебя с твоими чувствами. Со мной это безопасно. Тебя никто не осудит. Тебя не высмеют. От тебя не отвернутся.

Фото автора cottonbro: Pexels

Подобные установки помогают собеседнику «выдохнуть» и выразить все, что в нем копилось. И после этого ему сразу станет легче. Теперь он «может дышать».

Третья задача – укрепить отношения

Эмпатическое слушание сближает людей. Вы не только лучше узнаете друг друга, вы начинаете друг другу доверять и рассказывать абсолютно все. Вы чувствуете, что вас понимают и принимают. В таких отношениях всегда больше искренности и меньше конфликтов. Ведь часто конфликт это не просто проблема.

Это долгое время нерешенная, замалчиваемая проблема. Или несколько проблем, которые нарастают как снежный ком, погребая под собой наши отношения. Но когда люди умеют друг друга слушать, принимают друг друга, они говорят о проблеме сразу, еще до того, как она переросла в конфликт.

Некоторые люди обладают врожденной эмпатией, поэтому большая часть их общения включает в себя эмпатическое слушание. Этому методу может научится каждый, главное больше практиковаться. Тем самым мы можем выстроить крепкие и доверительные отношения, избежать многих конфликтов и обрести гармонию с окружающими.

Правила эмпатического слушания

Каждый человек испытывает потребность кому-то выговориться. Порой высказаться по-настоящему близкому человеку, который поймет тебя полностью и не будет задавать лишних вопросов, является самым лучшим лекарством от всех жизненных невзгод.

Но найти такое собеседника – весьма трудная проблема. Большинство из нас слышат только себя, а другие, как правило, служат фоном для собственных переживаний.

В психологии практикуются разные типы слушания – активное, пассивное и эмпатическое. Считается, что последний тип имеет наиболее ярко выраженный терапевтический эффект.

Секрет успеха эмпатического слушания заключается в том, что собеседник, психолог или просто консультант обладает способностью войти в эмоциональное состояние говорящего, в котором можно с легкостью «прочесть» все его чувства и эмоции, понять мотивы поведения, увидеть скрытые проблемы и помочь найти пути выхода из сложной ситуации.

Эмпатическое слушание предполагает большую вовлеченность в разговор, где слушающий, однако, не лезет со своими советами и вопросами, не осуждает и не критикует говорящего.

Такое слушание желательно использовать в ситуациях, когда, например, человек хочет поделиться глубокими переживаниями, страхами, тревогами и всем тем, что уже давно накопилось у него на сердце.

Прием эмпатии помогает «клиенту» почувствовать себя не одиноким со своими проблемами. Сопереживание, которое человек ощущает во время разговора, имеет великую силу. Оно способно освободить от накопившегося негатива и пережитых эмоций и начать все с чистого листа.

Умение правильно слушать говорящего – важный навык, который может помочь окружающим избавиться от психологических комплексов. В психологии бывали случаи, когда хороший слушатель одним своим присутствием вытягивал человека из депрессивных состояний, заставлял на жизнь посмотреть совсем по-иному, отвлекал говорящего от суицидальных наклонностей.

Эмпирическое слушание – мощный эффективный инструмент, позволяющий найти ключики к сознанию и внутреннему миру любого человека, наладить контакт даже с самыми отстраненными и замкнутыми людьми.

Понимание важности развитого чувства эмпатии способно просто преобразить человека, сделать его терпимее и добрее к окружающим, друзьям, родственникам. Поэтому так важно стремиться овладеть основными правилами эмпатического слушания. Существует несколько наиболее важных принципов эмпатического слушания, которыми следует научиться каждому из нас:

  • Важно настроиться на слушание. Это означает, что необходимо избавиться от всех предрассудков, стереотипов и суждений относительно личности говорящего. Твое восприятие должно быть абсолютно чистым и непредвзятым.
  • На время беседы следует выкинуть из головы все мысли, собственные проблемы и заботы. Нужно суметь превратиться в пустой сосуд, который во время разговора постепенно будет наполняться чужими переживаниями.
  • Ты должна научиться чувствовать всю боль, обиды, страхи, эмоции партнера. На мгновение окунись во внутренний мир собеседника и перестань разделять, где находится твое я, а где чужая личность. Только так слова говорящего найдут в тебе свое отражение, и твоя реакция на его высказывания будет резонировать с истинным состоянием собеседника.
  • Важно показать свое участие, сочувствие и сопереживание, но ни в коем случае нельзя осуждать говорящего, делать ему замечания и задавать вопросы: «А почему ты так поступил» и пр.
  • Даже мысленно не стоит пытаться себе объяснить мотивы поведения человека. Твоя задача – поддержать, слушать и обращать внимание на состояние собеседника. В случае необходимости найти нужный ответ и слова поддержки.
  • Делать паузы в разговоре. Паузы обязательно нужны, особенно после собственных высказываний. Такой подход даст говорящему возможность оценивать свои слова, мысли, поступки и в некотором смысле выйти за пределы тревожной, пугающей ситуации. К тому же паузы позволяют расслабиться, на подсознательном уровне почувствовать облегчение.
  • Твоя реакция на слова собеседника должна выражать лишь понимание, сопереживание и сочувствие. Не стоит прямо сейчас разбираться в причинах его поведения, неудач или несчастных отношений.

Человека таким образом очень легко спугнуть и ранить, тогда он замкнется в себе еще больше, начнет отстраняться от собеседника, а ему, возможно, срочно нужна помощь. Депрессия и тревожность станет еще более глубокой, а это может привести к печальным последствиям.

  • Каждый человек, если чувствует искренность и доверие, испытывает потребность поделиться своими переживаниями. В таких случаях нужно оказать собеседнику свою поддержку и дать ему возможность высказаться до конца.

Эмпатическое слушание имеет огромное значение в психотерапии. При создании определенной атмосферы, выбора соответствующего места и наличии хорошего слушателя, человек сам открывает все свои тайны и проблемы.

В результате он избавляется от накопившегося психологического груза, негатива, ненужной, давно мертвой эмоциональной зависимости и болезненных воспоминаний. Душевный искренний разговор приносит истинное облегчение.

Однако не факт, что человек откроется сразу. Как показывает практика, процесс вскрытия наболевших проблем достаточно долгий. На это может уйти не одна неделя и даже месяц, пока человек наконец осознает, что рядом находится человек, готовый принять его таким, какой он есть. Наконец «клиент» осознает ценность такого слушателя и начинает говорить.

Развитие эмпатии в целом – важный момент, который, однако, часто нивелируется в человеческих взаимодействиях. Качество современной жизни во многом зависит от умения сочувствовать окружающим.

Однако все чаще в отношениях между людьми используется меркантильный подход, когда «другой» служит для удовлетворения своих потребностей. А у этого другого тоже есть и душа, и сердце, которое способно и страдать, и любить…

Культивирование в себе эмпатии – хороший способ взрастить в себе самые лучшие черты характеры, обрести позитивный взгляд на жизнь и увидеть вокруг, кроме собственного эго, прекрасных людей.

Как улучшить свои навыки эмпатического слушания: 7 техник

Люди страдают.

Социальные и личные сложности усиливают тревогу и депрессию, доводя людей до предела своих возможностей.

Как мы можем помочь человеку, которому больно? Помимо элементарного выживания, людям необходимо чувство принадлежности и ощущение безопасности, ценности и уважения.

Есть хорошие новости. Каждый из нас может облегчить больному человеку.

Автор Жозефина Биллингс заявила:

«Для мира ты можешь быть одним человеком, но для одного человека ты можешь быть миром».

Леал, 2017, с. 32

Эмпатическое слушание позволяет нам погрузиться в историю говорящего, чтобы почувствовать его эмоции. Это обеспечивает безопасное место для работы со сложными эмоциями.

Что эмпатический слушатель получает от своих усилий? Помимо помощи кому-то, вы можете создать наследие сострадания.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивному общению (PDF). Эти научно обоснованные инструменты помогут вам и тем, с кем вы работаете, улучшить социальные навыки и наладить контакт с другими людьми.

Эта статья содержит:

  • Что такое эмпатическое слушание? 2 примера
  • 4 стадии эмпатического слушания
  • Эмпатическое слушание против активного слушания
  • Взгляд Карла Роджерса на эмпатическое слушание
  • Как улучшить свои навыки эмпатического слушания
  • 7 техник и советов для консультантов
  • 19 примеров вопросов для ваших клиентов
  • Лучшие упражнения, занятия и игры
  • самых увлекательных книг по теме
  • Ресурсы с сайта PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое эмпатическое слушание? 2 Примеры

Стивен Р. Кови (2020, стр. 277), автор книги «7 навыков высокоэффективных людей» , резюмирует суть эмпатического слушания: «Сначала стремитесь понять». Кови называет это глубоким сдвигом парадигмы, поскольку большинство людей навязывают свою точку зрения, прежде чем пытаться слушать.

Кови считает, что эмпатическое слушание начинается с той черты характера, которая побуждает говорящего открываться слушателю и доверять ему. Например, смирение — это черта характера, которая внушает доверие. Кови рассказывает о создании эмоциональный банковский счет с человеком, прежде чем он захочет доверять. Та же концепция в восстановительном правосудии известна как социальный капитал .

Кови считает, что обычно мы слушаем на одном из четырех уровней:

  1. Игнорирование другого человека
  2. Делая вид, что слушаю
  3. Выборочное прослушивание
  4. Внимательное слушание

Кови утверждает, что существует пятый уровень слушания:

  1. Эмпатическое слушание

Эмпатическое слушание направлено на то, чтобы проникнуть в точку зрения другого человека и увидеть мир так, как он это делает. Этот навык требует, чтобы слушатель использовал свои глаза, уши и сердце, чтобы слушать.

Воспитание как пример

Быть родителем может быть оптимальной возможностью для эмпатического слушания.

Ребенок: «Мне больше не нравится футбол. Тренер сбивает меня с толку, а команда — отстой».

Обычно родитель может опровергнуть утверждение ребенка. Но может быть и другой ответ:

Родитель: «Похоже, вы недовольны своей футбольной командой».

Например, коллеги

На рабочем месте также полно возможностей для эмпатического слушания. Представьте, что ваш коллега приходит к вам в офис с жалобой.

Коллега: «Хэл (начальник) идиот. Он не знает, что делает, и дает мне ужасные задания».

Слушатель: «Похоже, ты раздражен Хэлом и работаешь прямо сейчас».

В обоих случаях слушатель не отрицает и не осуждает говорящего. Они дают говорящему понять, что услышали сказанное и уловили эмоции.

4 этапа эмпатического слушания

Чтобы подготовиться к эмпатическому слушанию, Леал (2017) предлагает такие идеи, как успокоение ума, чтобы полностью сосредоточиться на том, что говорит другой, слушать полностью и открыто и слушать сквозь слова.

Согласно Covey (2020), существует четыре стадии эмпатического слушания, описанные ниже:

Стадия 1: Имитация содержания

Это наименее эффективная стадия аудирования, преподаваемая на курсах активного или рефлексивного аудирования.

Этап 2: Перефразирование содержания

Это несколько более эффективно, но остается ограниченным вербальной частью общения.

Этап 3: Отражение чувств

Этот этап включает в себя не только то, что было сказано, но и то, что говорящий чувствует по этому поводу.

Этап 4: Перефразирование содержания и отражение чувств

Эта стадия включает в себя как вторую, так и третью стадии золотого самородка коммуникации. Кови описывает эту стадию как предоставление говорящему психологического воздуха .

Перефразирование содержания и отражение чувств приближает говорящего к слушателю, убеждая его, что он находится в безопасном месте. Барьер между сторонами устранен для того, что Кови описывает как поток души к душе , который включает в себя доверие и уязвимость.

Leal (2017) предлагает использовать эмпатическое слушание, когда тема является важной, значимой или существенной. Эмпатическое слушание также эффективно, когда эмоции зашкаливают, когда одна из сторон не чувствует себя понятой или когда в отношениях мало доверия.

Эмпатическое слушание и активное слушание

В области общения существуют различные типы слушания. Некоторые требуют больше навыков и терпения, чем другие.

Активное слушание

Активное слушание определяется как способ слушания, а не тип слушания. Этот метод слушания полностью фокусируется на том, что говорит другой человек. Затем слушатель подтверждает содержание услышанного и чувства, которые говорящий проецирует на сообщение (Hybels & Weaver, 2015).

Некоторые характеристики активных слушателей включают хороший зрительный контакт, безраздельное внимание и терпение. Поведение активного слушателя помогает говорящему чувствовать себя уважаемым (Hybels & Weaver, 2015).

Эмпатическое слушание

Этот тип слушания включает в себя механику активного слушания и продвигает слушателя на шаг вперед. Эмпатический слушатель начинает с намерения полностью погрузиться в другого человека и то, что он переживает.

Применение методов эмпатического слушания включает освобождение себя от необходимости быть правым и от своей личной автобиографии, поскольку наши личные нарративы могут мешать рассказу говорящего (Covey, 2020).

В этом видео Ромы Шармы представлены примеры автобиографического и эмпатического слушания, а также способы подготовки к тому, чтобы стать внимательным слушателем.

Еще один способ думать об эмпатическом слушании — спроецировать себя на жизнь другого человека, что включает в себя приостановку собственного эго и суждений (Hybels & Weaver, 2015). Я обнаружил, что это один из самых сложных аспектов работы посредника. Это требует сосредоточения на себе напоминаний о том, что моя работа — слушать и полностью присутствовать.

В дополнение к поддержке говорящего, эмпатический слушатель создает близость, слушая, определяя чувства и позволяя говорящему найти решения. Сочувствующие слушатели знают, как важно для выступающих владеть собственными проблемами и решать их (Hybels & Weaver, 2015).

Дело не в гвозде  комедийное видео о спикере, который не видит свою проблему. Хотя слушатель может ясно видеть проблему, он узнает, что речь идет о том, чтобы выслушать и подтвердить говорящего, а не решить проблему.

Взгляд Карла Роджерса на эмпатическое слушание

Карл Роджерс, психолог-гуманист, подробно описал эмпатию.

Он старается с самого начала дать понять, что чуткий человек — это «сложный, требовательный и сильный — но в то же время тонкий и мягкий — образ жизни» (Rogers, 1980, стр. 143).

Он описывает это как многогранный процесс, а не как состояние, когда слушатель «входит в личный перцептивный мир другого и чувствует себя в нем как дома» (Rogers, 19).80, с. 142). Это включает в себя ежеминутную чувствительность к чувствам говорящего и временное проживание в жизни другого без осуждения.

Другой аспект включает в себя осознание бессознательных чувств, которые может испытывать говорящий, но осторожность, чтобы не разглашать что-то, что может быть ниже сознательного уровня говорящего и представлять для него угрозу.

Кроме того, слушатель ощущает мир человека свежим взглядом, особенно угрожающие аспекты, и согласовывает с человеком то, что ощущается.

Эмпатический слушатель становится «уверенным компаньоном человека в его или ее внутреннем мире» (Rogers, 1980, стр. 142). Для этого слушатель отложил в сторону субъективные взгляды и ценности, чтобы войти в их мир без сопутствующих им предрассудков, по сути, на время отложив себя в сторону.

Роджерс считал, что такой образ жизни не для всех. Эмпатический человек должен хорошо знать себя и быть достаточно прочным, чтобы не потеряться в странном или причудливом мире другого человека.

Как улучшить свои навыки эмпатического слушания

Отказаться от встроенного поведения, такого как суждения и оценки, может быть сложно. Одна идея состоит в том, чтобы заменить суждение любопытством. Любопытство меняет перспективы, позволяя нам подойти к ситуации с другой точки зрения.

Бекки Харлинг (2017) делится своими рекомендациями по прослушиванию, включая запоминание истории, которую рассказал спикер, и демонстрацию того, что вы цените то, чем он поделился. Она отмечает, что люди борются с неуверенностью в себе, и советы, в отличие от эмпатического слушания, часто усугубляют их неуверенность. Далее она предлагает слушателю устно выразить свое мужество за то, что он поделился своим вызовом.

По словам Майкла Соренсена, автора книги «Я слышу тебя: удивительно простой навык, лежащий в основе экстраординарных отношений », «истинно хорошие слушатели в мире делают больше, чем просто слушают. Они слушают, стремятся понять, а затем подтверждают. Этот третий пункт — секретный соус — волшебный ингредиент» (Sorensen, 2017, стр. 18).

Проверка эмоций говорящего требует от слушателя полного внимания и наблюдения. Слушатель должен слушать слова и наблюдать за языком тела.

Соренсен также предлагает слушателю отражать волнение говорящего при ответе, предлагать микроподтверждения, такие как «действительно» и «это имеет смысл», чтобы показать, что он слушает, и перестать осуждать собственные эмоции.

7 техник и советов для консультантов

Эми Кадди (2015), автор книги «Присутствие », обсуждает контроль, который мы теряем, когда позволяем другим вести беседу.

Эта потеря контроля может быть пугающей и непредсказуемой. Возможно, именно поэтому так сложно подготовиться к эмпатическому слушанию.

Бенто Леал (2017), автор книги «4 основных ключа к эффективному общению в любви, жизни, работе — где угодно!» , обеспечивает основу и шаги для эмпатического слушания.

В его 12-дневный челлендж для улучшения общения включено несколько шагов, которые строятся друг на друге для достижения отличных навыков общения. Каждый день заканчивается размышлением.

Подход Леала к эмпатическому слушанию уникален тем, что он тщательно описывает внутреннюю перспективу, необходимую для подготовки к взаимодействию.

Навыки эмпатического осознания

  1. Распознавать врожденное достоинство и ценность как в себе, так и в говорящем.
  2. Привить личное желание слушать других.
  3. Подумайте о положительных качествах другого человека.

Навыки эмпатического слушания

  1. Преобразуйте мои навыки слушания и успокойте мой разум.
  2. Я буду слушать слова полностью и открыто.
  3. Я клянусь не перебивать людей.
  4. Повторите динамику то, что они сказали мне, зафиксировав эмоции.

Леаль также предлагает советы по эмпатической речи, включая организацию и прояснение мыслей перед тем, как говорить, разумный выбор слов и выражение слов с уважением. Наконец, он предлагает говорить осторожно и четко.

19 Примеры вопросов, которые можно задать своим клиентам

Прежде чем задавать вопросы вашему клиенту или говорящему, разумно внимательно отнестись к их настроению и хорошо понять контекст. Не все вопросы уместны в каждой ситуации.

Вопросы могут помочь слушателю сосредоточиться и передать свое повествование. Следующие примеры могут помочь слушателю раскрыться.

  1. «Кажется, ты расстроен. Вы хотите поговорить?»
  2. «Расскажи мне, что случилось».

Слушатель может пояснить, что он услышал. Идеи включают:

  1. «Вы выглядите расстроенным». («Разочарование» можно заменить любой эмоцией, например гневом, грустью или страхом.)
  2. «Как вы к этому относитесь?»
  3. «Как вы отреагировали?»
  4. «Когда это случилось?»
  5. – Что вы почувствовали, когда они это сказали?
  6. – Как вы думаете, что они имели в виду?
  7. «В чем это вас беспокоит больше всего?»
  8. «Что вы делаете, когда это происходит?»
  9. «Вы знаете, почему они это сделали?»
  10. «Сталкивались ли вы с подобной ситуацией в прошлом?»
  11. «Как вы с этим справились?»
  12. «Что заставило тебя так себя чувствовать?»
  13. «Знаешь, чего от тебя хотят?»

Некоторые идеи, чтобы дать понять слушателям, что вы здесь для них, включают:

  1. «Что я могу сделать для вас?»
  2. «Звучит очень сложно».
  3. «Как я могу лучше всего поддержать вас?»
  4. «Что тебе нужно прямо сейчас?»

Лучшие упражнения, занятия и игры

Рабочий лист «Аудирование точно» знакомит слушателя с основными этапами практики аудирования.

Шаги начинаются с того, что вы ставите себя на место другого человека и проверяете факты прошлых разговоров.

Третий шаг советует слушателю уделить все свое внимание и подумать, нужны ли разъяснения. Последние два шага включают уточнение того, что они сказали, и, возможно, попросить говорящего пояснить, что они услышали от вас.

Создание сочувствия Картинка может использоваться в качестве упражнения или игры и подходит для любой возрастной группы. Это упражнение требует воображения и творчества, когда участники вырезают картинки из журналов или других источников и наклеивают их на большой лист бумаги.

Когда плакаты готовы, участников группы просят представить, кто эти люди и что происходит в их жизни, используя такие подсказки, как:

  • Какое решение этот человек должен принять сегодня?
  • Что другие говорят им делать?

Рабочий лист «500 лет назад» — это ролевая игра, которая побуждает говорящего говорить на уровне слушателя. Роль слушателя состоит в том, чтобы представить себя кем-то из 500-летнего прошлого.

Затем говорящий описывает слушателю современный предмет, такой как ноутбук или сотовый телефон, на который у средневекового слушателя не было бы никакого ориентира. Эта ролевая игра использует воображение и сочувствие к слушателю.

Самые увлекательные книги по теме

Улучшение вашего общения с помощью навыков эмпатического слушания не происходит в одночасье. Эти книги помогут вам с практическими приложениями.

1.

Я слышу вас: удивительно простой навык, лежащий в основе необычных отношений – Майкл С. Соренсон

Эта книга Майкла Соренсена начинается с надежной основы для эмпатического слушания.

Его позиция в отношении успеха эмпатического слушания в значительной степени зависит от подтверждения эмоций. Он постулирует четырехэтапный процесс, который включает в себя проверку и повторную проверку эмоции.

Еще один компонент, предложенный Соренсеном в I Hear You , предназначен для того, чтобы слушатель отражал энергию говорящего при ответе. Сюда входят такие эмоции, как возбуждение и меланхолия.

Соренсен повторяет общеизвестную, но часто забываемую информацию об эмоциях: они не бывают ни хорошими, ни плохими; это информация о ситуации.

Соренсен предлагает читателю уникальные советы, как научиться сопереживать людям, например, представить их ребенком и перестать судить о собственных эмоциях.

Найдите книгу на Amazon.


2.

4 Необходимые навыки эффективного общения в любви, жизни, работе — где угодно! – Бенто С. Леал III

Эта книга читается как карманный справочник по обучению более эффективному общению.

Leal начинается с признания уникальности каждого человека и того, как мы должны в первую очередь подготовиться к эмпатическому слушанию, признавая собственную ценность и ценность других.

Особенно полезна его формула перестройки Пауза-Размышление-Настройка-Действие для различных ситуаций, таких как блуждающий разум. Еще одно важное напоминание состоит в том, что намерения предшествуют действиям; подготовка перед разговором закладывает основу для успеха.

В дополнение к советам по подготовке к слушанию, Leal также предлагает советы по эмпатическому высказыванию, выражению себя, когда вы расстроены, и поощрению других в вашей жизни с помощью Аплодируйте, восхищайтесь, цените .

Найдите книгу на Amazon.


Ресурсы с сайта PositivePsychology.com

Внимательное слушание — это упражнение на слушание, предназначенное для детей для достижения нескольких целей. Это помогает им замедлиться, сосредоточиться и стать более осознанными.

Рабочий лист «Создание комплекта ухода» дает экспериментальное представление о жизни людей, предлагая им подумать, какие предметы, имущество и люди являются неотъемлемой частью жизни других.

Партнеров просят представить, что вам нужно оставить все, кроме нескольких вещей из вашей текущей жизни. Затем партнеры по очереди определяют предметы, которые они возьмут с собой в новую жизнь, и почему.

Рабочий лист «Торговые места» предлагает клиентам взглянуть на вещи с разных точек зрения. Этот рабочий лист может быть особенно полезен для клиентов, которые изо всех сил пытаются найти общий язык с другим человеком, удерживая их в конфликте.

Он включает в себя десять шагов, которые помогут развить эмпатию, начиная с осознания себя в настоящем моменте. Затем клиентов просят пройти через чувства, связанные с трудными взаимодействиями, чередуя прошлое и настоящее.

Кроме того, рабочий лист побуждает клиента обдумывать и записывать чувства, которые другой человек может испытывать во время их взаимодействия.

Важная информация

Эмпатическое слушание — это воплощение связи и основа для исцеления страдающих людей.

По словам Элизабет Сигал, социальная эмпатия (понимание бедственного положения и реалий жизни других) ослабевает (Kilty, Hossfeld, Kelly, & Waity, 2018). Если оно продолжит уменьшаться, социальные связи ослабнут, что поставит под угрозу сострадание.

Эмпатия дает состраданию крылья.

После того, как мой папа скончался в 2020 году, люди говорили нам, каким он был прекрасным слушателем. Он не пытался контролировать разговор. Он не осуждал и не пытался решить проблемы. Он был сильным и постоянным присутствием для других.

Майя Энджелоу сказала:

«Люди забудут, что вы сказали, люди забудут, что вы сделали, но люди никогда не забудут, что вы заставили их чувствовать».

Gallo, 2014

Неизгладимое наследие.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для позитивного общения (PDF).

  • Кови, С. Р. (2020). 7 привычек высокоэффективных людей . Саймон и Шустер.
  • Кадди, А. (2015). Присутствие: приложите все усилия, чтобы решить самые сложные задачи . Литтл, Браун и компания.
  • Галло, К. (2014). Цитата Майи Энджелоу, которая радикально улучшит ваш бизнес . Forbes.com. Получено 21 сентября 2021 г. с https://www.forbes.com/sites/carminegallo/2014/05/31/the-maya-angelou-quote-that-will-radially-improve-your-business/?sh= 61еа5945118б
  • Харлинг, Б. (2017). Как слушать, чтобы люди говорили . Бетани Хаус.
  • Килти, К.М., Хоссфельд, Л., Келли, Э.Б., и Уэйти, Дж. (2018). Бедность и классовое неравенство. В AJ Trevino (Ed.), Исследование социальных проблем (2-е изд.). Мудрец.
  • Хайбелс, С., и Уивер, Р.Л. (2015). Эффективное общение (11-е изд.). Образование Макгроу-Хилл.
  • Леал, Британская Колумбия, III (2017). 4 основных ключа к эффективному общению в любви, жизни, работе — где угодно! Автор.
  • Роджерс, К. (1980). Способ существования . Компания Хоутон Миффлин.
  • Соренсен, М. С. (2017). Я слышу вас: удивительно простой навык, лежащий в основе экстраординарных отношений . Отэм Крик Пресс.

Искусство эмпатической беседы

Активное слушание лежит в основе консультирования, ориентированного на клиента, и, будучи освоенным, предлагает мощный инструмент, ценный в нашей профессиональной работе, отношениях и личной жизни (Miller & Rollnick, 2013).

При правильном выполнении активное слушание создает и поддерживает терапевтические союзы и связи, проявляя сочувствие и создавая возможности для исцеления и роста. Отражая эмоции, которые мы слышим, клиент получает сообщения поддержки и ободрения для продолжения своего терапевтического пути.

В консультировании, терапии и коучинге активное слушание является одним из наиболее эффективных инструментов улучшения динамики сеанса, преодоления бесполезных установок и поддержки трансформации.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивному общению (PDF). Эти научно обоснованные инструменты помогут вам и тем, с кем вы работаете, улучшить социальные навыки и наладить контакт с другими людьми.

Эта статья содержит:

  • Что такое активное слушание?
  • Что такое эмпатическое слушание?
  • Почему активное слушание важно как навык?
  • Как использовать активное слушание в общении
  • 4 навыка активного слушания
  • Упражнения и техники активного слушания
  • Коммуникационные ресурсы с сайта PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое активное слушание?

Ричард Нельсон-Джонс (2014) говорит, что мы должны понимать разницу между слухом и слушанием. В то время как слушание включает в себя получение звуков и интерпретацию их значения, слушание включает в себя точное понимание их значения.

Слушание выходит за рамки слушания и закрепления слов в памяти, поскольку становится осознанным и чувствительным к невербальной коммуникации, такой как тон голоса говорящего, время, скорость речи, язык тела и контекст.

Активное слушание можно резюмировать как влекущее за собой «не только точное понимание сообщения говорящего, но и демонстрацию этого понимания» и, следовательно, воплощающее в себе навыки как отправителя, так и получателя (Нельсон-Джонс, 2014, стр. 79).

Также может быть полезно рассмотреть, чем не является активное слушание (Miller & Rollnick, 2013):

  • Командование
  • Предупреждение
  • Лекция
  • Судейство
  • Обвинение
  • Позор
  • Анализ
  • Зондирование
  • Юмор
  • Отвлечение

Вместо того, чтобы слушать, каждый из них является препятствием , которое мешает клиенту самоисследования. Консультант, терапевт, коллега, друг и даже любимый человек говорит: «Подождите, послушайте меня. Я знаю лучше» (Miller & Rollnick, 2013).

Отношения с клиентом должны строиться в рамках эгалитарных, неиерархических отношений, «при этом ни одна из сторон не должна занимать лидирующую или низшую позицию с точки зрения статуса или полномочий» (Адамс, 2016, стр. 13). ).

В конечном счете, совместный альянс должен укрепляться и поддерживаться, чтобы цели, стремления, страхи и планы могли быть реализованы вместе.

Что такое эмпатическое слушание?

В то время как как активное, так и чуткое слушание требуют полной концентрации внимания, последнее уделяет особое внимание пониманию эмоциональных переживаний другого человека.

Точная эмпатия — полезный инструмент, облегчающий самоисследование, и при использовании для общения в рамках терапии или на рабочем месте может изменить правила игры (Miller & Rollnick, 2013; Engel, 2018).

Проще говоря, эмпатическое слушание включает отражение эмоций, которые мы слышим; например: «Ты говоришь сердитым и расстроенным». Это показывает понимание, побуждая говорящего делиться больше, подтверждая их без осуждения.

В конечном счете, это требует от нас приостановить наши предубеждения и эго, показывая, что мы слушаем, чтобы понять, а не ответить (Engel, 2018). Для того, кто говорит важную правду о своих чувствах или делится опытом, через который проходит, ничто не ранит больше, чем не быть услышанным.

Эмпатическое общение требует уязвимости как говорящего, так и слушающего. Честное и открытое общение означает, что говорящий оставляет себя открытым для возражений или насмешек. Это не все односторонне; слушатель может также почувствовать некоторую их обиду и боль.

Почему навык активного слушания важен?

«За дисциплиной хорошего слушания стоит вера в то, что клиентам полезно исследовать свой собственный опыт и восприятие» (Miller & Rollnick, 2013, стр. 49).). В конечном счете, это поддерживает людей, мотивируя их вступать в неудобные области разговора и работать над сложным материалом.

Слушание происходит в четырех различных контекстах во время сеансов консультирования (Nelson-Jones, 2014):

  • Консультант слушает терапевта.
  • Клиент слушает консультанта.
  • Вожатый прислушивается к себе.
  • Клиент слушает себя.

Если кто-то плохо слушает или слишком много внимания уделяет себе, он упустит большую часть того, что сообщается. С другой стороны, внимательное и активное слушание другого человека может в равной степени улучшить его внутреннее слушание (Нельсон-Джонс, 2014).

Возможно, неудивительно, что активное слушание признано центральным навыком в формировании и поддержании отношений в терапии и консультировании.

Как использовать активное слушание в общении

Хотя умение слушать имеет решающее значение в общении, затрагивая почти все сферы нашей жизни, этому редко учат.

Можно улучшить наше понимание того, что нужно, чтобы хорошо слушать, делиться и получать информацию, а также формировать более прочные эмоциональные связи (Abrahams & Groysberg, 2021; Westland, 2015).

Активное слушание в консультировании

Американская психологическая ассоциация (без даты) описывает активное слушание как «психотерапевтическую технику, при которой терапевт внимательно слушает клиента, при необходимости задавая вопросы, чтобы полностью понять содержание сообщения и глубина эмоций клиента».

Как правило, консультант учится практиковать следующее.

Примите позицию уважения и принятия

«Принимающая позиция включает в себя уважение к клиентам как к отдельным людям, имеющим право на собственные мысли и чувства» (Нельсон-Джонс, 2014, стр. 82). Как консультанты, мы должны воздерживаться от любого суждения о хороших или плохих клиентах и ​​признавать (как и наши собственные) их способность потерпеть неудачу из-за жизненных навыков, которыми они обладают или которых им не хватает.

Мы также должны позволять другим развиваться и расти в своем собственном темпе, не пытаясь их контролировать или осуждать. Мы должны оставаться присутствующими и доступными, желая позволить опыту и эмоциям клиентов влиять на нас.

Развивать понимание внутренней системы взглядов наших клиентов

Активное слушание требует, чтобы мы принимали точку зрения клиента, понимая его внутреннюю систему взглядов. Следовательно, мы должны осознать и понять раздельность «меня» и «тебя», вырвавшись из нашей внутренней системы отсчета и научившись ходить на их месте.

Предлагайте небольшие поощрения и используйте открытые вопросы

«Небольшие поощрения — это краткие вербальные и невербальные выражения интереса, призванные побудить клиентов продолжать говорить» (Нельсон-Джонс, 2014, стр. 96). При правильном использовании они могут мотивировать, поддерживать и ободрять клиента, говоря: «Я здесь, с вами. Пожалуйста, продолжайте.» Они говорят клиенту, что мы активно слушаем и хотели бы копнуть глубже.

Открытые вопросы — это мощный и ценный способ поощрения активного слушания. «Вы чувствуете, что ваши отношения терпят неудачу?» можно заменить на «Как вы относитесь к своим отношениям?»

Закрытые вопросы могут показаться негативными и потенциально контролирующими, блокируя доступ клиентов к их внутренней системе взглядов.

Отражение чувств

Отражение чувств показывает, что мы находимся в гармонии с другим человеком. Хотя это похоже на перефразирование, это не то же самое; мы «реагируем на музыку клиентов, а не только на их слова» (Нельсон-Джонс, 2014, стр. 102). Это сложно, так как от слушателя требуется подчеркнуть и прочувствовать эмоциональный поток клиента, а затем передать его обратно.

Один из важных навыков, которым могут овладеть консультанты-стажеры, включает умение выслушивать слова и фразы, в том числе (Nelson-Jones, 2014):

  • Злость
  • Тревожный
  • Скучно
  • Веселый
  • Дружелюбный
  • любимый
  • Напряженный
  • Доверяя
  • Беспокойный

Клиенты обычно используют различные слова для обозначения чувств, но они часто группируются вокруг центральных тем, таких как неуверенность в себе, трудности примирения с потерей или страх неудачи.

Когда консультант слышит и понимает эти чувства, он может отразить их в ответ, часто используя вариацию «Вы чувствуете X, потому что Y».

«Ты зол и обижен, потому что этот человек солгал тебе, и ты больше не можешь ему об этом говорить».

Управление первоначальным сопротивлением

Сопротивление может проявиться в любой момент во время консультирования. Возможно, клиент амбивалентен, сопротивляется или бросает вызов процессу, основываясь на том, что, по его мнению, ему нужно (Нельсон-Джонс, 2014).

Навыки активного слушания могут помочь при всех формах сопротивления. Например, консультант, столкнувшийся с агрессией, вместо того, чтобы противостоять ей или поддаться на провокацию, может отразить ее в ответ, громко и ясно показывая, что чувства клиента были услышаны и зарегистрированы.

Возьмем следующий пример:

Клиент: « Это пустая трата времени. Мои родители идиоты; они меня просто не понимают.
Советник: “ Вы злитесь, приходя сюда, потому что считаете, что проблемы у ваших родителей.

Обратная связь может открыть путь к дальнейшему обсуждению чувств клиента по отношению к своим родителям и способствовать более глубокому пониманию, которое может построить консультативные отношения.

Активное эмпатическое слушание

Активное эмпатическое слушание предполагает выход за пределы слов человека и полное понимание его эмоций. Хотя это ценно в любой ситуации, оно особенно полезно во время терапии и во время кризиса (Институт предотвращения кризисов, 2016; Westland, 2015).

Иногда бывает достаточно просто побыть рядом с человеком, находящимся в состоянии сильного эмоционального расстройства, особенно когда мы не знаем, что сказать или как лучше утешить. Проявление сострадания и готовность поделиться своим временем могут оказать большую поддержку, особенно когда мы делаем следующее (Институт предотвращения кризисов, 2016):

  • Не осуждаем
  • Уделить другому человеку все свое внимание
  • Внимательно слушать чувства и факты
  • Удобно сидеть в тишине
  • Использование невербальных сообщений, чтобы показать, что мы слушаем и понимаем

Когда клиенты либо переполнены своими эмоциями, либо не могут выразить свои чувства словами, присутствие, открытость и подлинность могут создать среду, в которой они могут найти безопасное место, чтобы успокоиться и поделиться своими чувствами (Westland, 2015).

4 Навыки активного слушания

Нельсон-Джонс (2014) предлагает следующие основные навыки для эффективного активного слушания в контексте терапевтических сеансов и за их пределами.

Точное получение голосовых сообщений

То, как мы формируем наш голос и наше тело, может существенно повлиять на то, что мы сообщаем, и жизненно важно, чтобы мы осознавали каждое из них, когда говорим и слушаем. VAPER — полезная аббревиатура для мониторинга и анализа того, как наши клиенты (или даже мы сами) усиливают или противоречат словам, которые мы используем (с изменениями из Nelson-Jones, 2014).

  • Громкость – Как громко или тихо мы говорим?
  • Артикуляция – Является ли наша речь отчетливой? Не хватает ясности?
  • Высота тона — Мы слишком высоко или слишком низко ставим наш голос?
  • Акцент – Способствует ли наш акцент чувствам, которыми мы делимся?
  • Оцените – Говорим ли мы слишком быстро, без адекватных пауз или настолько медленно, что кажемся слабыми или немотивированными?
Точное получение сообщений тела

Стажеры и опытные консультанты должны уделять особое внимание невербальным сообщениям, передаваемым телом клиента. Такое общение может указывать на то, что они умалчивают или скрывают что-то намеренно или нет.

Особое внимание следует уделить следующему (Nelson-Jones, 2014):

  • Выражение лица – Как выражение их лица отражает их чувства?
  • Взгляд – Сколько внимания направлено на нас? Где еще они ищут?
  • Зрительный контакт – Избегают ли они более глубокого общения или выдают слишком много, ограничивая зрительный контакт?
  • Жесты – Являются ли их жесты широкими и размашистыми или маленькими, контролируемыми и заторможенными?
  • Осанка – Дает ли то, как они сидят, информацию об их степени уверенности?
  • Физическая близость – Они ближе или дальше четырех футов (обычное приемлемое расстояние между консультантом и клиентом)? И бывают ли случаи, когда они (или мы) наклоняемся ближе, чтобы проявить интерес или сочувствие?
Использование перефразирования

Механическое повторение того, что говорит другой человек, раздражает и вредит терапевтическим отношениям.

Вместо этого хорошо развитые навыки перефразирования являются частью активного слушания и показывают, что слушатель вовлечен и понимает то, о чем говорится (Nelson-Jones, 2014).

Он настолько эффективен, что экономное использование слов клиента и приближение к его языковому стилю фактически вознаграждают высказывания говорящего.

Демонстрация осведомленности и понимания контекста и различий

Проблемы клиентов имеют контекст; они не существуют в вакууме. Для каждого человека контекстуальные переменные различаются, как и их релевантность. Мы должны учитывать, что следующие контекстуальные факторы означают для клиента (Nelson-Jones, 2014):

  • Культура
  • Гонка
  • Общество
  • Семья
  • Работа/учеба
  • Здравоохранение/медицина
  • Пол
  • Сексуальная ориентация
  • Возраст
  • Религия
  • Сеть поддержки

Для консультантов становится все более важным ознакомиться с ценностями, предположениями и общим опытом, относящимся к сообществам внутри каждой из этих групп.

Упражнения и техники активного слушания

Как и все другие навыки, активное слушание можно развить путем обучения и практики.

Для пар

Успешные отношения зависят от хорошего общения, а общение в отношениях можно улучшить с практикой (Greyger, 2015).

  • Подтверждение
    Пары должны научиться подтверждать друг друга. Вместо того, чтобы просто узнавать, что говорят их партнеры, они могут научиться подтверждать свои чувства.
  • Положительный язык
    Научившись использовать позитивный язык (а не негативный и критический язык), вы можете уберечь одного из партнеров от чувства засады или критики.
  • Повышенный зрительный контакт
    Спокойный и непринужденный взгляд прямо на наших партнеров может улучшить понимание и уменьшить недопонимание. Попросите пары потренироваться смотреть друг другу прямо в глаза в течение пяти минут.

Для детей

Дети также могут извлечь пользу из активного слушания, и это навык, который поможет им во многих сферах жизни (Listenwise, n. d.).

  • Истории и предсказания
    Обмен историями с детьми в группах, а затем задавание им вопросов для размышления побуждает их развивать навыки активного слушания.
  • Создание вопросов
    Дети могут практиковать свои навыки активного слушания, записывая вопросы, слушая, как говорит их учитель.
  • Саймон говорит
    Эта забавная игра — отличный способ убедиться, что дети умеют слушать, а также научиться концентрировать внимание и удерживать его.

Для родителей

Родители должны сосредоточиться на активном слушании при общении со своими детьми. Могут помочь следующие техники активного слушания (The Center for Parenting Education, nd).

  • Покажите, что вы слушаете своего ребенка; они должны понимать, что достойны вашего внимания.
  • Слушая их расстройства и страдания, вы можете продемонстрировать важность их мыслей и чувств.
  • Предоставление ребенку времени на выбор своего образа действий показывает, что вы доверяете его рассуждениям.
  • Старайтесь не осуждать своего ребенка и принимать (даже если не соглашаться) с тем, что он говорит.
  • Учитесь быть объективным и отделяйте свои личные чувства от ребенка.
  • Не вступайте в беседу с расчетом на конкретный результат.

Для менеджеров

Активное слушание может стать важной частью обучения персонала, но для этого требуется практика. Ролевая игра особенно полезна для развития необходимых навыков (Нельсон-Джонс, 2014).

Работа с сопротивлением

Поработайте со сверстником, чтобы попрактиковаться в преодолении сопротивления, используя навыки активного слушания. Практикуйте ситуации, когда сотрудник сопротивляется открытию о проблемах или трудностях на работе:

  • Демонстрируя повышенное эмоциональное понимание
  • Дать им разрешение сопротивляться
  • Взаимодействие с личными интересами и самозащитой
  • Вознаграждение их за то, что они говорят и делятся
Подготовка среды

Убедитесь, что среда безопасна и безопасна для открытого обсуждения. Может быть полезно установить границы, если есть несколько человек, чтобы гарантировать, что люди не обсуждают и имеют возможность задавать вопросы.

Как избежать ограничения языка

Использование неправильного языка может помешать людям активно общаться. Старайтесь избегать таких утверждений, как следующие (Horton, 2019):

  • Предоставление совета — «Почему бы вам не сделать это?» «Вы должны попытаться…»
  • Рассказывать истории – «Это напоминает мне о том, когда я…»
  • Преимущество – «Это ничего. Вы бы видели, что произошло, когда я…»

Слишком легко помешать людям открыто общаться, заявив, что их взгляды — то, что они думают и что они чувствуют — менее важны.

Попробуйте эти коммуникативные упражнения для работы , чтобы внедрить активное слушание на рабочем месте.

Коммуникационные ресурсы с сайта PositivePsychology.com

У нас есть много ресурсов для улучшения навыков общения терапевтов, консультантов и их клиентов.

Бесплатные ресурсы включают:

  • Выход из гнева и возвращение
    Поделитесь этим трехэтапным процессом с клиентами, чтобы перевести пару от конфликта к конструктивному общению.
  • Контрольный список для разрешения конфликтов
    Полезный контрольный список из 10 пунктов, помогающий разрешить конфликт
  • Использование утверждений «Я»
    Использование «я-утверждений» может быть простым способом сообщить о своих чувствах, одновременно признавая свои чувства и обрисовывая в общих чертах детали проблемы, как вы ее воспринимаете.
  • Напористое общение
    Поймите разницу между напористым, агрессивным и пассивным общением, размышляя о личных сценариях.

Более подробные версии следующих инструментов доступны при подписке на инструментарий Positive Psychology Toolkit©, но они кратко описаны ниже:

  • Активно-конструктивное реагирование
    Это упражнение знакомит участников с концепцией взаимодействий с заглавными буквами , в которых один человек говорит о чем-то хорошем, что с ним произошло, а другой человек отвечает на это раскрытие информации.
  • Слушать, не пытаясь решить
    Этот инструмент основан на концепции слушания без решения проблем. В групповом упражнении участникам предлагается объединиться в пары и испытать два сценария: (1) поделиться проблемой, пока их слушают, и (2) поделиться проблемой, получая советы и решения.

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим лучше общаться, ознакомьтесь с этой коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивного общения для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим улучшить свои навыки общения и сформировать более глубокие и позитивные отношения.

Важная информация

Активное слушание — это больше, чем просто сидеть в тишине; это включает в себя «то, что интервьюер говорит в ответ на то, что предлагает говорящий» (Miller & Rollnick, 2013, стр. 49).).

Вместо того, чтобы чинить препятствия открытому диалогу (обвиняя, пристыжая и чрезмерно анализируя), друг, коллега, член семьи и терапевт должны показать, что они слушают, понимают и сочувствуют.

Ни одна из сторон не должна стремиться к превосходству или власти, а скорее должна стремиться к формированию сотрудничества. Когда мы проявляем эмпатию как часть активного слушания, мы поощряем говорящего делиться больше, подтверждая без осуждения.

Активное и чуткое слушание является жизненно важным навыком в консультировании. Специалисты в области психического здоровья занимают позицию уважения и принятия, понимая внутреннюю систему взглядов своего клиента и отражая чувства, чтобы показать, что они настроены.

Чтобы обеспечить активное слушание клиентов, мы должны оставаться на месте и быть доступными. И, пожалуй, самое главное, мы должны учиться и иметь смелость ходить на их месте.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для позитивного общения (PDF).



  • Абрахамс Р. и Гройсберг Б. (2021, 21 декабря). Как научиться лучше слушать . Гарвардский бизнес-обзор. Проверено 19 июня. , 2022 г., с https://hbr.org/2021/12/how-to-become-a-better-listener
  • Адамс, М. (2016). Психология коучинга в школах: повышение успеваемости, развитие и благополучие . Рутледж.
  • Американская психологическая ассоциация. (nd) Активное слушание. В психологическом словаре АПА. Получено 19 июня 2022 г. с https://dictionary.apa.org/active-listening
  • .
  • Центр воспитания родителей. (н.д.). Навык слушания . Проверено 19 июня., 2022 г., с https://centerforparentingeducation.org/library-of-articles/healthy-communication/the-skill-of-listening/
  • .
  • Институт предотвращения кризисов. (2016, 12 октября). 7 советов по эмпатическому слушанию . Получено 19 июня 2022 г. с https://www.crisisprevention.com/Blog/7-Tips-for-Empathic-Listening
  • .
  • Прослушивание. (н.д.). Развитие навыков слушания у детей . Получено 19 июня 2022 г. с https://listenwise.com/active_listening_kids
  • .
  • Энгель, Дж. (2018, 19 декабря).

Добавить комментарий