Эмпирические методы в психологии это – Характеристика основных эмпирических методов психологии

Эмпирические методы психологического исследования

Наблюдение. Наблюдение — это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение широко применяли и в тех областях научного знания, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях. Также когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Наблюдение может осуществляться как непосредственно исследователем, так и посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, в том числе карты наблюдения.

Наблюдение имеет несколько вариантов.
Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и Введении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.

Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известен исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Наблюдение по систематичности делится на:
— Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщенную картину поведения индивида или группы индивидов в определенных условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

— (Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности появления и классифицирует условия внешней среды.

Систематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования. Результат: создание обобщенной картины поведения Индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

По фиксируемым объектам наблюдение бывает:
— Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
— Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определенные типы поведенческих актов или параметры поведения.

Наблюдение имеет ряд преимуществ:
— Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать, акты поведения.
— Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т.д.
— Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
— Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.
— Оперативность получения информации.
— Относительная дешевизна метода.

Однако вместе с тем выделяются и недостатки. К недостаткам наблюдения относят:
— Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов, результаты наблюдения могут повлиять:
— настроение наблюдателя;
— социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому;
— предубеждение наблюдателя;
— комплексность наблюдаемых ситуаций;

— эффект первого впечатления;
— усталость наблюдателя и наблюдаемого;
— ошибки в оценках («гало-эффект», «эффект снисходительности»» ошибка усреднения, ошибки моделирования, ошибка контрастности).
— Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
— Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
— Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
— Сложность соблюдения операциональной валидности.

Анкетирование. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

— анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.
— анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа.
— анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала.

Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым) не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетировании, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Беседа. Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.

Метод беседы — это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального Интервью.

Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы включает сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

Опрос. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Стандартизированный опрос — вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, что делает его более экономичным во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона.

Недостаток тестов состоит в том, что при их использовании и. ш.пуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства н характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть, полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет принимать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные.

Проективные тесты. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальном подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Эксперимент. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и его развитие.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный.

Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование. Моделирование как метод применяется в том когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера — Вебера, Вебера — Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычеслительной машиной.

Кроме вышеперечисленных методов, предназначенных для сборе первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

psyera.ru

Эмпирические методы психологии — Онлайн библиотека

По своей структуре каждый эмпирический метод психологической науки представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение реальных проявлений тех или иных психологических явлений. Отбор методов зависит от конкретных условий, целей и задач исследования. Существует большое количество средств изучения психологических явлений, однако все они в процессе практической реализации опираются на основные принципы построения психологических исследований: объективность изучения психических явлений; изучения психических явлений в их развитии; аналітико-синтетический подход к изучению психических явлений.

Самыми распространенными из эмпирических методов: наблюдение; эксперимент; опрос; тесты; анализ документов; изучение продуктов деятельности; экспертная оценка.

Метод наблюдения. Под наблюдением понимают целенаправленное изучение поведения и деятельности личности в естественных ситуациях, основанное на их непосредственном восприятии.

Древнейшим эмпирическим методом психологии справедливо считают самонаблюдениеили интроспекцию, что в переводе означает «смотреть внутрь». Для каждого человека самонаблюдения является необходимым элементом самопознания и самовоспитания. Нельзя совершенствовать себя, не изучая свой внутренний мир. Именно это заставляет человека меняться. Результаты самонаблюдения можно фиксировать в различных документах: письмах, автобиографиях, анкетам и т.п. Однако этому методу, наиболее доступном на первый взгляд, присущ целый ряд недостатков. Наблюдая за самим собой очень трудно быть объективным. Трудно переключать внимание с того, что мы делаем, на то, как это происходит. Кроме того, в психике человека существуют подсознательные и неосознанные переживания, о которых человек может вообще не догадываться.

Избавиться от указанных недостатков позволяет объективное наблюдение, которое осуществляется психологом-наблюдателем. План и программу такого наблюдения составляют исходя из целей и задач психологического исследования. Объективное наблюдение может быть реализовано в двух формах:

а) в форме простого наблюдения, за которого наблюдатель лично в ситуации не участвует, а люди, которых он наблюдает, об этом не знают;

б) в форме включенного наблюдения, когда исследователь адаптируется к определенного социального окружения и люди, которых наблюдают, имеют возможность с ним взаимодействовать.

Все полученные в процессе наблюдения факты, касающиеся объекта исследования, обязательно регистрируются. Качество регистрации зависит от опыта и квалификации наблюдателя. Чтобы уменьшить субъективное влияние наблюдателя, используют технические средства: магнитофоны, фотоаппараты, видеокамеры. Кроме того, объективность наблюдения возрастает при увеличении его продолжительности и параллельном использовании других методов исследования психических явлений.

Метод эксперимента. Одним из основных методов научного психологического исследования является эксперимент. В отличие от наблюдения, эксперимент предусматривает активное влияние исследователя на исследуемые психические явления через отдельные управляемые и контролируемые исследователем факторы.

Различают лабораторный и природный эксперименты. Первый проводят в специально созданных условиях, где аппаратура позволяет исследовать взаимодействие сенсорных, моторных, интеллектуальных, характерологических компонентов и таким образом изучать деятельность человека в целом.

В естественном эксперименте сочетаются активность метода эксперимента и естественность метода наблюдения: исследователь создает условия, вызывающие желаемое явление, а содержание привычных для человека условий остается без изменений.

Оба метода могут иметь констатирующий и формирующий характер. Эксперимент констатуючого характера изучает уровень развития отдельных качеств личности или готовности к профессиональной деятельности в целом. Формирующий эксперимент направлен на изучение и развитие профессиональных качеств в условиях целенаправленных воспитательных воздействий.

Важным преимуществом метода эксперимента является возможность повтора с целью накопления количественных данных о типичность исследуемого явления. В то же время условия эксперимента могут привести к нарушению естественного течения деятельности человека, в результате чего возможны ошибочные выводы.

Преимущества и недостатки метода следует учитывать при разработке программ исследования.

Метод опроса базируется на предложении участнику исследования серии вопросов, отвечая на которые он предоставляет исследователю некоторую информацию о себе. Опрос проводится как в устной (беседа), так и письменной форме (анкета). Различают два вида вопросов: закрытые и открытые. В первом случае опрашиваемый выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных, во втором он сам формулирует ответ в произвольной форме.

Метод беседы. Беседа — метод получения информации об индивидуально-психологические особенности в процессе непосредственной вербальной (устной) коммуникации по специальной программе. Возможность вести наблюдение за собеседником во время личного общения позволяет исследователю при необходимости изменять направление разговора на основании наблюдаемых жестов, мимики, интонации собеседника, делать выводы относительно его личного отношения к фактам, о которых он сообщает. Недопустимо, чтобы беседа превратилась в расспросы ли допрос.

Метод беседы играет вспомогательную роль, поскольку всю информацию дает сам опрашиваемый. Поэтому беседу как метод исследования надо использовать на начальном этапе для подготовки человека к участию в эксперименте.

Одним из разновидностей беседы является интервью — получение исходного материала для научного исследования путем непосредственного целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. В случае проведения интервью двусторонняя связь является ограниченным, поскольку исследователь лишь фиксирует соответствующие ответы испытуемого, сохраняя нейтральную позицию.

Метод анкеты. Анкета — методическое средство для получения социально-психологической информации на основе письменного самозвіту испытуемого. Анкета представляет собой набор вопросов, каждое из которых логически связано с центральным задачей исследования. Практическая реализация метода анкеты происходит, как правило, в два этапа. На первом этапе с помощью открытых анкет выполняют «пилотажное исследование. На втором — отбирают более типичные ответы и на их основе разрабатывают закрытые анкеты. Преимущество использования закрытых анкет заключается в возможности автоматизации процесса обработки полученных результатов, что очень важно при проведении массовых опросов.

Для изучения и оценки отдельных черт и проявлений личности разработано большое количество писем, которые включают вопросы относительно переживаний, состояния, реакций и т.п., с которыми испытуемый должен согласиться или нет. С помощью опросных листов можно получить от испытуемого разностороннюю информацию — от особенностей его психофизиологического состояния к убеждений и идеалов.

Метод тестов. Среди методов психологии особое место занимает метод тестов (тестирование). В отличие от других методов, тестирование направлено не на исследования психических явлений для получения тех или иных новых данных, а на измерение уже известных психологических особенностей испытуемых с помощью стандартизированных заданий (тестов). Наиболее известными в психологии есть три вида тестов: тесты достижений; тесты способностей; проективные тесты.

Тесты достижений представляют собой методики психологической диагностики, которые имеют целью выявление степени овладения определенными умениями, навыками и знаниями. Используют их в профессиональном отборе. Например, тесты «Проверьте, какой вы руководитель», «умеете Ли вы проводить деловое обсуждение?» и т.д.

Тесты способностей позволяют определить уровень умственного потенциала, творческих способностей, а также уровень готовности к решению определенных типов учебных и профессиональных задач.

Проективные тесты — это методики целостного изучения личности. Название их связана с использованием в них процесса проецирование, когда испытуемый сознательно или подсознательно переносит свои установки, эмоциональные состояния или личностные качества на предложенные к решению задачи или ситуации. К примеру, дописать предложение или рассказ, сделать рисунок на свободную тему, составить рассказ по рисунком и т.д. Выполняя такие задания, он помогает составить представление о свою индивидуальность. К наиболее применяемых проективных методов относятся тесты Рошарха и Люшера, тематический операционный тест и т.д.

Кроме названных существуют и так называемые групповые тесты для измерения групповых психических процессов — психологического климата группы, уровня ее сплоченности, взаимоотношений между членами группы и т.д. Самой распространенной среди групповых тестов является социометрическая процедура, предназначенная для определения структуры эмоциональных связей между членами группы, т.е. взаимных симпатий и антипатий.

Главными критериями качества теста надежность і валидность. Надежность теста рассматривают как стабильность его результатов при повторном тестировании. Кроме того, очень важно, чтобы тест позволял определять с высокой точностью именно то качество, которое интересует исследователя. Это условие валидности. Чем выше валидность теста, тем точнее он измеряет ту черту, для определения которой был разработан.

Процедура тестирования включает несколько этапов. На первом исследователь выбирает тесты. Второй этап — непосредственно тестирование одного или группы участников. Третий этап — интерпретация результатов, выводы. Эффективность тестирования в значительной степени зависит от опыта и квалификации исследователя.

Метод анализа документов. Под документом в психологии понимают любую информацию, зафиксированную в виде рукописного или печатного текста, фотографии, видео — или магнитных записей. Иначе говоря, анализ документов является методом сбора фактов о участника исследования, материализованные в той или иной форме.

Относительно конкретного человека различают документы личные и безличные. Личные документы — это карты индивидуального учета, заверенные подписью лица, дневники, письма, заявления и т.п. К безличным принадлежат статистические данные, протоколы собраний, сообщения в прессе. Метод анализа документов требует проверки их подлинности. Этот метод успешно применяют при формировании гипотезы исследования и определении общих направлений изучения личности. Он имеет вспомогательный характер, поскольку документы отражают только результаты деятельности человека, а не сам процесс.

Метод изучения продуктов деятельности. Под продуктом деятельности личности понимаются реально-практические и идеальные по форме проявления ее активности относительно явлений объективного и субъективного мира. Метод изучения продуктов деятельности представляет собой систему исследовательских процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование результатов предыдущей психической деятельности человека: трудовой, учебной, игровой.

В продуктах деятельности человека отражается ее отношение к самой деятельности, к окружающим, к окружающему миру, а также уровень развития ее умственных, сенсорных и моторных навыков. Следовательно, при анализе продуктов деятельности их характеристика является необходимым для воспроизведения процесса создания готового продукта.

Используя этот метод, исследователь должен выяснить:

а) является ли продукт, который анализируется, результатом типичной для данной деятельности человека, или созданный ею случайно;

б) в каких условиях осуществлялась деятельность человека;

в) можно ли исследовать аналогичные и другие разнообразные продукты деятельности этого человека.

Ценность этого метода является наличие у исследователя зафиксированных материально результатов психической деятельности человека. Однако, метод изучения продуктов деятельности чаще используют как вспомогательный, поскольку он не позволяет исследовать многогранность психической деятельности, что привело к созданию продукта.

Метод экспертной оценки. Сегодня психолог все чаще выступает как эксперт по вопросам управления, организационного развития, разрешения конфликтов и др. Управленцы, педагоги, юристы приглашают психолога, чтобы совместно с ними проанализировать любую ситуацию, дать оценку нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Продуктом деятельности психолога в данном случае является экспертное заключение.

banauka.ru

Введение . Эмпирические методы в системе методов психологического исследования

С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психо­логического иссле­до­вания являются системами операций с психологическими объ­ек­та­ми и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки [2].

Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии, мы (если следовать требованиям системного подхода) дол­жны начать с определения их места в системе психологических ме­тодов. Следовательно, нужно для начала принять классификаци­он­ную схему.

Сразу оговоримся, что за пределами нашего рассмотрения оста­ют­ся многие методы организации эмпирического исследования, а именно так называемые экспериментальные и квазиэкспери­мен­таль­ные планы [35], сравнительный и генетический методы (точнее — методологический подход). Хотя они и относятся к способам иссле­до­вательской деятельности, но представляют собой следующее звено в иерархии исследовательских приемов. В этой иерархии можно выделить, по крайней мере 5 уровней:

1) уровень методики,

2) методического приема,

3) уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.),

4) уровень организации исследования,

5) уровень методологического подхода.

Правда, термин «метод» может применяться по отношению к любому из уровней. Например, в психофизике есть метод средней ошибки, метод границ, в психодиагностике — проективный метод (уровень 2), в психосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1), в психологии развития обсуждают психогенетический метод и его разновидности — близнецовый метод (уровень 4).

В данной работе пойдет речь о методе как способе взаимо­дей­ствия исследователя с объектом в его традиционном понимании и отчасти о методических подходах (уровни 3 и 5).

На этих уровнях работает классическая таксономия эмпири­ческих методов: наблюдение, эксперимент, измерение и производные от них. Тем самым за пределами изложения остаются конкретные психологические экспериментальные методики, техники, методы планирования эксперимента и экспериментальных серий и многое другое. Приведенное уровневое деление способов, применяемых в психологическом исследовании, близко к тому, которое предложил Г.Пирьов [2, 50], разделив «методы» на 1) собственно методы (наблю­­дение, эксперимент, моделирование и пр.), 2) методические при­емы и 3) методические подходы (генетический, психофизиологи­ческий и пр.).

Мы не будем рассматривать также особенности методов, воз­ник­ших на стыке психологии с другими науки (социологией, физиологией, информатикой и пр.), а ограничимся собственно психологической спецификой.

Более того, общеметодологические проблемы в пределах этой книги будут рассматриваться лишь постольку, поскольку они касаются специфики применения того или иного общенаучного метода в психологии.

Вернемся к проблеме классификации психологических методов. С.Л.Рубинштейн вообще не выделял теоретические методы психологического исследования. В «Основах общей психологии» в качестве основных психологических методов были обозначены наблюдение и эксперимент. Первое подразделялось на «внешнее» и «внутреннее» (самонаблюдение), и эксперимент — на лабораторный, естественный и психолого-педагогический, плюс вспомогательный метод — физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, С.Л.Рубинштейн выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Ж.Пиаже) и анкету. Естественно, время обусловило особенности этой классификации. Так, «родственно-идеологические» связи психологии с философией лишили ее теоретических методов, аналогичная близость с педагогикой и физиологией вознаградились включением методов этих наук в психологический перечень. Идеологическими факторами объ­яс­няются и нападки С.Л.Рубинштейна на психологическое измерение, в частности, на метод тестов [64].

Вторая развернутая классификация методов психологического исследования, получившая распространение в отечественной психологии благодаря Б.Г. Ананьеву, — классификация болгарского психолога Г.Д.Пирьова [50]. Здесь неуместно останавливаться на ней подробно. Укажем лишь на то, что он выделил как самостоятельные: наблюдение (объективное — непосредственное и опосредованное, субъективное — непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моде­ли­рование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и пр.), специфические методические подходы (генетические, сравнительный и пр.). Каждый из этих методов подразделяется на ряд других. Так, например, наблюдение (опосредованное) делится на анкеты, вопросники, изу­че­ние продуктов деятельности и пр.

Критику классификации Г.Д.Пирьова дал Б.Г.Ананьев, предложив другую. Все методы он разделил на: 1) организационные (4 и 5 уровни, выделенные нами выше), 2) эмпирические, 3) методы обработки данных и 4) интерпретационные методы.

К числу организационных Б.Г.Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Во второй группе методов оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и пр.), психоди­аг­ностический, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод.

В третью группу вошли методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Наконец, в четвертой группе интерпретационных методов оказались генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и пр.). Б.Г.Ананьев дал подробные описания каждого из методов, но при всей тщательности его аргументации остается масса нерешенных проблем: почему моделирование оказалось эмпи­ри­чес­ким методом, чем практические методы отличаются от полевого экс­пе­римента или инструментального наблюдения? Другой вопрос: почему группа интерпретационных методов отделена от организационных? Разве генетическая интерпретация не предполагает особый способ организации исследования («близнецовый метод» и пр.)?

Важно отметить, что здесь нет выделения теоретических методов психологического исследования, но вместе с тем выделен класс методов «промежуточный» по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно, методы представления, обработки и (добавим) интерпретации данных эмпирического исследования.

В работах М.С.Роговина и Г.В.Залевского [60] рассматриваются вышеприведенные классификации и дается своя. Согласно точке зрения этих авторов: «Метод — это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания» [60, с.72]. Они сводят число основных психологических методов к шести: 1) герменевтический метод — соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны), 2) биографический метод — выделение целостного объекта познания в науке о психике, 3) наблюдение — дифференциация объекта и субъекта познания, 4) самонаблюдение — превращение субъекта в объект на основе предшествующей дефференциации, 5) клинический — на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам и 6) эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

Приведенная классификация имеет то преимущество, что она основана на ясном гносеологическом основании (субъект-объектное взаимодействие), хотя и спорна: неясно, чем вызвано выделение биографического метода (критерий — целостность, тогда можно выделить что-то и по критерию аналитичности?) и клинического метода (в том ли его специфика?).

Однако, авторы умыленно или неумышленно остановились лишь на классификации эмпирических психологических методов, для чего были вынуждены включить метод моделирования в число герменевти­ческих методов. Но разве при использовании этого метода «субъект и объект познания не противопоставлены»? Ведь модель — это ра­ци­о­наль­ное противопоставление субъектом одного объекта другому (образа и первообраза), что невозможно без рефлексивного отношения субъекта к объекту и к себе.

Существуют и другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования, но практически всегда ставится знак тождества между эмпирическими методами психологического исследования и психологическими методами вообще, что затрудняет определить специфику тех и других.

Итак, на наш взгляд, целесообразно по аналогии с другими нау­ками выделить в психологии 3 класса методов:

1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования,

2) теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования),

3) интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Результатом применения первой группы методов являются данные — фиксации состояний объекта в показаниях приборов, состояниях субъекта, в памяти компьютера, продуктах деятельности и пр.

Результатом применения теоретических методов является знание о предмете в естественно-языковой форме, в форме знаково-символической или пространственно-схематической.

Наконец, интерпретационно-описательные методы — это «мес­то встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующей исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.

С другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам. Продуктом интерпретации является факт, эмпирическая зависимость и, в конечном счете, оправдание или опровержение гипотезы.

Оговоримся, что в дальнейшем изложении (часть 3) термин «интерпретация» будет употребляться в другом значении, а именно: как синоним герменевтического метода (метода понимания), который является, с нашей точки зрения, методом эмпирическим, хотя по виду психических процессов, которые происходят у субъекта исследования, оба значения тождественны.

Однако понимание как психический процесс и интерпретация как операция применяются и при эмпирическом, и при теоретическом исследованиях.

Будем считать теоретическими методами психологического ис­сле­до­вания: 1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-де­дук­тив­ный), иначе — восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результатом его является теория, закон и пр.; 2) индуктивный — обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результатом его является индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; 3) моделирование — конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования, результатом его применения является модель объекта, процесса, состояния.

От теоретических методов психологии следует отличать методы умозрительной психологии, берущие начало в так называемой философской психологии [59]. Умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в личностном знании (субъективной реальности, интуиции) автора концепции [52].

Умозрительный психолог, как философ, порождает приемлимые с личной точки зрения модели психической реальности, либо модели ее отдельных составляющих (теории личности, общения, мышления, творчества, восприятия и т.д.). Продуктом умозрения является учение, то есть некоторый целостный мыслительный продукт, объединяющий в себе черты рационального и иррационального знания, претендующий на полноту и единственность объяснения некоторой реальности и не предусматривающий своей фальсификации (опровержения) при эмпирическом исследовании.

Центральную, на взгляд автора, роль в психологическом исследовании имеет метод моделирования. Его основные особенности в психологическом исследовании были изложены в предшествующих публикациях [25]. Отметим только то, что существуют два основных вида моделирования: структурно-функциональное и функционально-структурное.

В первом случае исследователь хочет выявить структуру от­дельной системы по ее внешнему поведению и для этого выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему, обладающую сходным поведением. Соответственно, сходство поведений позволяет сделать вывод (на основе правила логичного вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования является основным методом психологического исследования и единственным в естественнонаучном психоло­ги­чес­ком исследовании. В другом случае, по сходству структур модели и образа исследователь судит о сходстве функций, внешних проявлений и пр. Этот метод распространен во многих науках, в частности — в сравнительной анатомии, палеонтологии, культурологии и т.д.

Естественно, структура психической реальности другого человека нам не дана. Но субъекту дана собственная субъективная реальность и поэтому существует сходство функционально-структурного моделирования и герменевтического метода, которое и подвигло М.С.Роговина и Г.В.Залевского на включение метода моделирования в число герменевтических методов. Следует, наверное, разграничить теоретическую модель психической реальности как таковой (например: психика — «телефонная станция») от субъективной модели психической реальности конкретного другого человека, которая есть «чистое переживание». Сходство психических процессов — не сходство научных методов.

Остановимся на методах интерпретационно-описательных. Они играют важнейшую, хотя и не очевидную роль в целостном психологическом исследовании. Зачастую именно отрефлек­ти­ро­ван­ное исследователем владение этими методами предопределяет успех научной программы. Особенности описательных методов в психологии подробно изложены в монографии В.А.Ганзена [17], хотя в ней и не проводится различие между описанием как теорией и описанием эмпирических данных.

Эмпирические методы психологического исследования — предмет нашей работы. Обычно авторы, занимающиеся проблемой методов, фиксируют внимание на подробном описании особенностей тех или иных методов и методик, и такие работы, разумеется, имеют большое значение. Часто уделяется большое внимание общенаучной теоретической характеристике методов, без учета специфики их реализации в психологии.

На последней проблеме будет преимущетсвенно сосредоточено наше изложение, а именно на специфике психологических эмпирических методов, их основаниях, логике применения в отличие от их аналогов в других науках, прежде всего — естественных науках.

В качестве основной модели будет использована схема целостного психологического исследования:

В первой части рассматриваются особенности психологического исследования, являющиеся следствием специфики предмета психологии, проявляющейся при регуляции взаимодействия испытуемого с внешней средой (прибор, исследователь, условия).

Во второй части рассматриваются особенности психологического эмпирического исследования, вытекающие из специфики психологического объекта (субъект-объектная сущность) и из субъект-субъектного взаимодействия.

В третьей части анализируется отношение двух подходов к психологическому эмпирическому исследованию: «естественнонауч­ного» подхода и герменевтического, а также обсуждается предложенная автором классификация методов психологического эмпирического исследования.

При изложении (особенно в первой части) термины «измерение», «естественнонаучный психологический метод», «эксперимент» используется как имеющие одно и то же значение в тех отношениях, когда различия между ними не существенны, и все сказанное в отношении одного из них может быть перенесено на другие. Причина такой особенности изложения в том, что анализируемые исследования различных авторов касаются, как правило, одного из эмпирических методов, но выводы могут быть применены (и это подразумевалось авторами) по отношению ко всем другим методам.

studfile.net

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ — МегаЛекции

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Постановка проблемы — начало любого исследования. В неизменных условиях, к которым приспосабливается человек, мир для него беспроблемен. Проблемы порождаются изменчивостью мира и духовной активностью людей. В отличие от житейской, научная проблема формируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной. «Почему солнце светит?» — вопрос, но не проблема, поскольку здесь не указаны область средств и метод решения. «Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве людей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания? — это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Откуда берется проблема? В науке формулирование проблемы — обнаружение «дефицита», нехватки информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить «белое пятно» в знаниях о мире — одно из главных проявлений таланта исследователя. Можно выделить следующие этапы порождения проблемы:

· выявление нехватки в научном знании о реальности;

· описание проблемы на уровне обыденного языка;

· формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую. Например, причины агрессивности поведения людей можно искать не в психологических факторах, а в биогенетических, и решать проблему методами общей или молекулярной генетики. Можно окунуться в астрологическое знание и попытаться сформулировать проблему в иных терминах — в терминах влияния планет на характер и поведение человека. Таким образом, уже формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования.



Проблема — это риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем и философскую трактовку понятия «проблема». «Проблема» — объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес».

Проблемы подразделяются на реальные проблемы и «псевдопроблемы», которые кажутся значимыми. Кроме того, выделяется класс неразрешимых проблем, например превращение ртути в золото, создание «вечного двигателя» и пр. Доказательство неразрешимости проблемы само по себе является одним из вариантов ее решения.

ГИПОТЕЗА И ВИДЫ ГИПОТЕЗ

Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (если в ходе эксперимента она опровергается) и верифицируемости (если в ходе эксперимента она подтверждается). Принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно. Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.

Эмпирические предположения — предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории. Точнее, можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению:

·Теоретически обоснованные гипотезы основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей. Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели.

·Научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях, а сформулированные по принципу Фейерабенда: «все подходит». Их оправдание — в интуиции исследователя: «А почему бы не так?»

·Эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая. После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же — для данного случая. Вместе с тем основная особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы. Они сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке. По содержанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии: А) явления; Б) связи между явлениями; В) причинной связи между явлениями.

Проверка гипотез типа А — попытка установить истину: Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к риску» при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах. Гипотезы типа Б — о связях между явлениями. Например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой. Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В — о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных.

Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

·Контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

·Третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;

·Точная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте;

·Экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине — предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение.

·Экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях — точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой;

·Экспериментальная гипотеза с одним отношением — предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными.

·Комбинированная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух или нескольких независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной — с другой.

Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики.

Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая — для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследовании. Естественно, большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения основной — экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза — первична, статистическая — вторична.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

Теорию в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия, которые и называют гипотезами. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулироваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводимые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте. Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ

По своей структуре каждый эмпирический метод психологической науки представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение реальных проявлений тех или иных психологических явлений. Отбор методов зависит от конкретных условий, целей и задач исследования. Существует большое количество средств изучения психологических явлений, однако все они в процессе практической реализации опираются на основные принципы построения психологических исследований: объективность изучения психических явлений; изучения психических явлений в их развитии; аналитико-синтетический подход к изучению психических явлений. Самыми распространенные из эмпирических методов: наблюдение; эксперимент; опрос; тесты; анализ документов; изучение продуктов деятельности; экспертная оценка.

Классы методов в психологии:

·Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.

·Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования).

·Итерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

К числу неэкспериментальных эмпирических методов психологического исследования относятся наблюдение, беседа и «архивный метод» (он же — анализ поведения и продуктов деятельности).

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Применяется в психологии труда, т. е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение «внешней» валидности.

«Архивный метод» — исследования, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Его также обозначают как «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод.

Опросбазируется на предложении участнику исследования серии вопросов, отвечая на которые он предоставляет исследователю некоторую информацию о себе. Опрос проводится как в устной, так и письменной форме. Различают два вида вопросов: закрытые и открытые. В первом случае опрашиваемый выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных, во втором он сам формулирует ответ в произвольной форме.

Анкета — методическое средство для получения социально-психологической информации на основе письменного опроса испытуемого. Анкета представляет собой набор вопросов, каждое из которых логически связано с центральным задачей исследования.

Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

Тестирование в отличие от других методов, направлено не на исследования психических явлений для получения тех или иных новых данных, а на измерение уже известных психологических особенностей испытуемых с помощью стандартизированных заданий. Наиболее известными в психологии есть три вида тестов: тесты достижений; тесты способностей; проективные тесты.

Психологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Классификация и особенности эмпирических методов в психологии

д) формирующий или психолого-педагогический эксперимент.

2.3. Психодиагностические методы:

а) стандартизированные и проективные (формализованные личностные тесты) тестовые методики;

9

б) анкеты — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы;

в) вопросники;

г) социометрия — метод, использующийся для определения связей и отношений между людьми в группе или коллективе;

д) интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.;

е) беседа — широко распространенный в педагогической психологии и практике эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

2.4. Приемы анализа процессов и продуктов деятельности. Этот метод включает праксиометрические методы (циклография, профессиография, оценка изделий и выполненных работ).

2.5. Метод моделирования.

2.6. Биографический метод. Выбор конкретного эмпирического метода зависит от того, какой организационный метод выбран исследователем.

3. Методы и приемы обработки эмпирических данных:

а) методы математической статистики;

б) качественная характеристика количественного материала.

4. Интерпретационные методы, объясняющие результаты, полученные в данном случае с точки зрения исходных гипотез и посылок, которые служили основой для проведения исследования. Этот метод представляет различные варианты генетического и структурного методов.

а) генетический метод — интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты, процессы становления психических функций, образований или свойств личности;

10

б) структурный метод — интерпретирует материал в характеристиках типов связей и систем, образующих личность, социальную группу.

Классификации Б.Г. Ананьева, прежде всего, рассматривает весь процесс организации и проведения психологического исследования — от постановки проблемы до ее решения. На каждом этапе этого процесса производится классификация методов, соответствующих этому этапу. Классификация методов на каждом этапе отвечает традиционным критериям классификации, подобных критерию, выбранному Г.Д. Пирьовым.

11

1.3. Другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования.

В работах М.С. Роговина и Г.В. Залевского рассматриваются вышеприведенные классификации, и предлагается своя. Согласно точке зрения этих авторов, метод — это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. Они выделяют шесть основных методов исследования:

1. Герменевтический — нерасчлененное состояние науки, субъект и объект непротивопоставленны, мысленная операция и метод науки тождественны.

2. Биографический — выделение целостного объекта познания в науке о психике.

3. Наблюдение — дифференциация объекта и субъекта познания.

4. Самонаблюдение — превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации.

5. Клинический — задача переходит от внешне наблюдаемого к внутренним механизмам.

6. Эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекта, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

Основным критерием данной классификации является взаимоотношение субъекта и объекта исследования. Из этой закономерности выпадает клинический метод, который по взаимоотношению субъекта и объекта исследования (дифференциации субъекта и объекта) относится к наблюдению.

Кроме приведенных выше классификаций существуют так же и другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования. При этом чаще всего исследователи отождествляют между собой эмпирические методы психологического исследования и психологические методы в целом, а это в свою очередь затрудняет определение специфики тех и других.

12

Если опираться на другие науки в психологии, возможно, выделить три основные группы методов, которые предлагает В.Н. Дружинин.

1. Эмпирические методы, с помощью которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения представленной группы методов будут являться данные, которые фиксируют состояния объекта с помощью показаний приборов, состояний субъекта, памятью компьютеров и продуктами деятельности.

2. Теоретические методы — методы, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта исследования. Результатами применения этой группы методов представлены знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

3. Интерпретационные и описательные методы — субъект внешне взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта, а именно графиками, таблицами и схемами. Этот метод является результатом применения теоретических и экспериментальных методов и областью их взаимодействия. Данные эмпирические исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.

Критерием данной классификации является выбор объекта исследования — реальный объект исследования в первой группе методов; мысленная модель во второй, и знаково-символическая в третьей (промежуточное состояние объекта между реальным его существованием и его представлением в виде мысленной модели).

В.Н. Дружинин предлагает классификацию методов эмпирической группы. Критерием, которой является сочетание активности или пассивности воздействия на объект и непосредственности (опосредованности) этого воздействия. Любые воздействия на объект исследуются во взаимодействие субъекта и объекта исследования.

13

Глава 2. Основные эмпирические методы в психологии и их особенности.

В данной главе будут представлены и проанализированы основные методы психологического исследования. К их числу можно отнести вербально-коммуникативные методы, наблюдение, эксперимент, архивный метод, а так же в некоторых случаях и метод моделирования.

Вербально-коммуникативные методы.

К вербально-коммуникативным методам можно отнести беседу, интервью, анкетирование и другие. Существуют определенные требования к этим методам, которые должны использоваться в любом случае:

— в опросе должны быть вопросы, выделяющие некоторые стороны характера испытуемого;

— вопросы центрального характера должны выяснять факты о личности, социальном положении испытуемого;

— вопросы, выявляющие факты в поведении испытуемого в прошлом или настоящем;

— вопросы, выясняющие мнение человека в отношении определенных вещей.

Беседа — специфический для психологического исследования метод. Он позволяет изучить человеческое поведение, выявить его психологические особенности. Беседа может быть как самостоятельным методом исследования личности человека, так и вспомогательным, например предваряющий эксперимент, терапии.

Исследователи выделяют клиническую беседу, которая является составной частью клинического метода. С помощью такой беседы происходит исследования целостной личности, при которой в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуальных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания. Клиническая беседа чаще всего

14

проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в психологическую консультацию или психологический тренинг.

Интервью — это специфический метод беседы, целенаправленный опрос. Метод интервью получил широкое распространение в различных сферах психологии. Существенное значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым. При этом очень важно сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и не демонстрировать свое отношение к содержанию вопросов или к собеседнику.

Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на ос

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о