Эмпирические методы психологии — Онлайн библиотека
По своей структуре каждый эмпирический метод психологической науки представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение реальных проявлений тех или иных психологических явлений. Отбор методов зависит от конкретных условий, целей и задач исследования. Существует большое количество средств изучения психологических явлений, однако все они в процессе практической реализации опираются на основные принципы построения психологических исследований: объективность изучения психических явлений; изучения психических явлений в их развитии; аналітико-синтетический подход к изучению психических явлений.
Самыми распространенными из эмпирических методов: наблюдение; эксперимент; опрос; тесты; анализ документов; изучение продуктов деятельности; экспертная оценка.
Метод наблюдения. Под наблюдением понимают целенаправленное изучение поведения и деятельности личности в естественных ситуациях, основанное на их непосредственном восприятии.
Древнейшим эмпирическим методом психологии справедливо считают самонаблюдениеили интроспекцию, что в переводе означает «смотреть внутрь». Для каждого человека самонаблюдения является необходимым элементом самопознания и самовоспитания. Нельзя совершенствовать себя, не изучая свой внутренний мир. Именно это заставляет человека меняться. Результаты самонаблюдения можно фиксировать в различных документах: письмах, автобиографиях, анкетам и т.п. Однако этому методу, наиболее доступном на первый взгляд, присущ целый ряд недостатков. Наблюдая за самим собой очень трудно быть объективным. Трудно переключать внимание с того, что мы делаем, на то, как это происходит. Кроме того, в психике человека существуют подсознательные и неосознанные переживания, о которых человек может вообще не догадываться.
Избавиться от указанных недостатков позволяет объективное наблюдение, которое осуществляется психологом-наблюдателем. План и программу такого наблюдения составляют исходя из целей и задач психологического исследования. Объективное наблюдение может быть реализовано в двух формах:
а) в форме простого наблюдения, за которого наблюдатель лично в ситуации не участвует, а люди, которых он наблюдает, об этом не знают;
б) в форме включенного наблюдения, когда исследователь адаптируется к определенного социального окружения и люди, которых наблюдают, имеют возможность с ним взаимодействовать.
Все полученные в процессе наблюдения факты, касающиеся объекта исследования, обязательно регистрируются. Качество регистрации зависит от опыта и квалификации наблюдателя. Чтобы уменьшить субъективное влияние наблюдателя, используют технические средства: магнитофоны, фотоаппараты, видеокамеры. Кроме того, объективность наблюдения возрастает при увеличении его продолжительности и параллельном использовании других методов исследования психических явлений.
Метод эксперимента. Одним из основных методов научного психологического исследования является эксперимент. В отличие от наблюдения, эксперимент предусматривает активное влияние исследователя на исследуемые психические явления через отдельные управляемые и контролируемые исследователем факторы.
Различают лабораторный и природный эксперименты. Первый проводят в специально созданных условиях, где аппаратура позволяет исследовать взаимодействие сенсорных, моторных, интеллектуальных, характерологических компонентов и таким образом изучать деятельность человека в целом.
В естественном эксперименте сочетаются активность метода эксперимента и естественность метода наблюдения: исследователь создает условия, вызывающие желаемое явление, а содержание привычных для человека условий остается без изменений.
Оба метода могут иметь констатирующий и формирующий характер. Эксперимент констатуючого характера изучает уровень развития отдельных качеств личности или готовности к профессиональной деятельности в целом. Формирующий эксперимент направлен на изучение и развитие профессиональных качеств в условиях целенаправленных воспитательных воздействий.
Важным преимуществом метода эксперимента является возможность повтора с целью накопления количественных данных о типичность исследуемого явления. В то же время условия эксперимента могут привести к нарушению естественного течения деятельности человека, в результате чего возможны ошибочные выводы.
Преимущества и недостатки метода следует учитывать при разработке программ исследования.
Метод опроса базируется на предложении участнику исследования серии вопросов, отвечая на которые он предоставляет исследователю некоторую информацию о себе. Опрос проводится как в устной (беседа), так и письменной форме (анкета). Различают два вида вопросов: закрытые и открытые. В первом случае опрашиваемый выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных, во втором он сам формулирует ответ в произвольной форме.
Метод беседы. Беседа — метод получения информации об индивидуально-психологические особенности в процессе непосредственной вербальной (устной) коммуникации по специальной программе. Возможность вести наблюдение за собеседником во время личного общения позволяет исследователю при необходимости изменять направление разговора на основании наблюдаемых жестов, мимики, интонации собеседника, делать выводы относительно его личного отношения к фактам, о которых он сообщает. Недопустимо,
Метод беседы играет вспомогательную роль, поскольку всю информацию дает сам опрашиваемый. Поэтому беседу как метод исследования надо использовать на начальном этапе для подготовки человека к участию в эксперименте.
Одним из разновидностей беседы является интервью — получение исходного материала для научного исследования путем непосредственного целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. В случае проведения интервью двусторонняя связь является ограниченным, поскольку исследователь лишь фиксирует соответствующие ответы испытуемого, сохраняя нейтральную позицию.
Метод анкеты. Анкета — методическое средство для получения социально-психологической информации на основе письменного самозвіту испытуемого. Анкета представляет собой набор вопросов, каждое из которых логически связано с центральным задачей исследования. Практическая реализация метода анкеты происходит, как правило, в два этапа. На первом этапе с помощью открытых анкет выполняют «пилотажное исследование. На втором — отбирают более типичные ответы и на их основе разрабатывают закрытые анкеты. Преимущество использования закрытых анкет заключается в возможности автоматизации процесса обработки полученных результатов, что очень важно при проведении массовых опросов.
Для изучения и оценки отдельных черт и проявлений личности разработано большое количество писем, которые включают вопросы относительно переживаний, состояния, реакций и т.п., с которыми испытуемый должен согласиться или нет. С помощью опросных листов можно получить от испытуемого разностороннюю информацию — от особенностей его психофизиологического состояния к убеждений и идеалов.
Метод тестов. Среди методов психологии особое место занимает метод тестов (тестирование). В отличие от других методов, тестирование направлено не на исследования психических явлений для получения тех или иных новых данных, а на измерение уже известных психологических особенностей испытуемых с помощью стандартизированных заданий (тестов). Наиболее известными в психологии есть три вида тестов: тесты достижений; тесты способностей; проективные тесты.
Тесты достижений представляют собой методики психологической диагностики, которые имеют целью выявление степени овладения определенными умениями, навыками и знаниями. Используют их в профессиональном отборе. Например, тесты «Проверьте, какой вы руководитель», «умеете Ли вы проводить деловое обсуждение?» и т.д.
Тесты способностей позволяют определить уровень умственного потенциала, творческих способностей, а также уровень готовности к решению определенных типов учебных и профессиональных задач.
Проективные тесты — это методики целостного изучения личности. Название их связана с использованием в них процесса проецирование, когда испытуемый сознательно или подсознательно переносит свои установки, эмоциональные состояния или личностные качества на предложенные к решению задачи или ситуации. К примеру, дописать предложение или рассказ, сделать рисунок на свободную тему, составить рассказ по рисунком и т.д. Выполняя такие задания, он помогает составить представление о свою индивидуальность. К наиболее применяемых проективных методов относятся тесты Рошарха и Люшера, тематический операционный тест и т.д.
Кроме названных существуют и так называемые групповые тесты для измерения групповых психических процессов — психологического климата группы, уровня ее сплоченности, взаимоотношений между членами группы и т.д. Самой распространенной среди групповых тестов является социометрическая процедура, предназначенная для определения структуры эмоциональных связей между членами группы, т.е. взаимных симпатий и антипатий.
Главными критериями качества теста надежность і валидность. Надежность теста рассматривают как стабильность его результатов при повторном тестировании. Кроме того, очень важно, чтобы тест позволял определять с высокой точностью именно то качество, которое интересует исследователя. Это условие валидности. Чем выше валидность теста, тем точнее он измеряет ту черту, для определения которой был разработан.
Процедура тестирования включает несколько этапов. На первом исследователь выбирает тесты. Второй этап — непосредственно тестирование одного или группы участников. Третий этап — интерпретация результатов, выводы. Эффективность тестирования в значительной степени зависит от опыта и квалификации исследователя.
Метод анализа документов. Под документом в психологии понимают любую информацию, зафиксированную в виде рукописного или печатного текста, фотографии, видео — или магнитных записей. Иначе говоря, анализ документов является методом сбора фактов о участника исследования, материализованные в той или иной форме.
Относительно конкретного человека различают документы личные и безличные. Личные документы — это карты индивидуального учета, заверенные подписью лица, дневники, письма, заявления и т.п. К безличным принадлежат статистические данные, протоколы собраний, сообщения в прессе. Метод анализа документов требует проверки их подлинности. Этот метод успешно применяют при формировании гипотезы исследования и определении общих направлений изучения личности. Он имеет вспомогательный характер, поскольку документы отражают только результаты деятельности человека, а не сам процесс.
Метод изучения продуктов деятельности. Под продуктом деятельности личности понимаются реально-практические и идеальные по форме проявления ее активности относительно явлений объективного и субъективного мира. Метод изучения продуктов деятельности представляет собой систему исследовательских процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование результатов предыдущей психической деятельности человека: трудовой, учебной, игровой.
В продуктах деятельности человека отражается ее отношение к самой деятельности, к окружающим, к окружающему миру, а также уровень развития ее умственных, сенсорных и моторных навыков. Следовательно, при анализе продуктов деятельности их характеристика является необходимым для воспроизведения процесса создания готового продукта.
Используя этот метод, исследователь должен выяснить:
а) является ли продукт, который анализируется, результатом типичной для данной деятельности человека, или созданный ею случайно;
б) в каких условиях осуществлялась деятельность человека;
в) можно ли исследовать аналогичные и другие разнообразные продукты деятельности этого человека.
Ценность этого метода является наличие у исследователя зафиксированных материально результатов психической деятельности человека. Однако, метод изучения продуктов деятельности чаще используют как вспомогательный, поскольку он не позволяет исследовать многогранность психической деятельности, что привело к созданию продукта.
Метод экспертной оценки. Сегодня психолог все чаще выступает как эксперт по вопросам управления, организационного развития, разрешения конфликтов и др. Управленцы, педагоги, юристы приглашают психолога, чтобы совместно с ними проанализировать любую ситуацию, дать оценку нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Продуктом деятельности психолога в данном случае является экспертное заключение.
banauka.ru
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ — МегаЛекции
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
Постановка проблемы — начало любого исследования. В неизменных условиях, к которым приспосабливается человек, мир для него беспроблемен. Проблемы порождаются изменчивостью мира и духовной активностью людей. В отличие от житейской, научная проблема формируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной. «Почему солнце светит?» — вопрос, но не проблема, поскольку здесь не указаны область средств и метод решения. «Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве людей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания? — это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.
Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Откуда берется проблема? В науке формулирование проблемы — обнаружение «дефицита», нехватки информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить «белое пятно» в знаниях о мире — одно из главных проявлений таланта исследователя. Можно выделить следующие этапы порождения проблемы:
· выявление нехватки в научном знании о реальности;
· описание проблемы на уровне обыденного языка;
· формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.
Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую. Например, причины агрессивности поведения людей можно искать не в психологических факторах, а в биогенетических, и решать проблему методами общей или молекулярной генетики. Можно окунуться в астрологическое знание и попытаться сформулировать проблему в иных терминах — в терминах влияния планет на характер и поведение человека. Таким образом, уже формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования.
Проблема — это риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем и философскую трактовку понятия «проблема». «Проблема» — объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес».
Проблемы подразделяются на реальные проблемы и «псевдопроблемы», которые кажутся значимыми. Кроме того, выделяется класс неразрешимых проблем, например превращение ртути в золото, создание «вечного двигателя» и пр. Доказательство неразрешимости проблемы само по себе является одним из вариантов ее решения.
ГИПОТЕЗА И ВИДЫ ГИПОТЕЗ
Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (если в ходе эксперимента она опровергается) и верифицируемости (если в ходе эксперимента она подтверждается). Принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно. Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.
Эмпирические предположения — предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории. Точнее, можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению:
·Теоретически обоснованные гипотезы основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей. Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели.
·Научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях, а сформулированные по принципу Фейерабенда: «все подходит». Их оправдание — в интуиции исследователя: «А почему бы не так?»
·Эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая. После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же — для данного случая. Вместе с тем основная особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы. Они сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке. По содержанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии: А) явления; Б) связи между явлениями; В) причинной связи между явлениями.
Проверка гипотез типа А — попытка установить истину: Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к риску» при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах. Гипотезы типа Б — о связях между явлениями. Например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой. Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В — о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных.
Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:
·Контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;
·Третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;
·Точная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте;
·Экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине — предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение.
·Экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях — точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой;
·Экспериментальная гипотеза с одним отношением — предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными.
·Комбинированная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух или нескольких независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной — с другой.
Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики.
Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая — для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследовании. Естественно, большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения основной — экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза — первична, статистическая — вторична.
Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.
Теорию в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия, которые и называют гипотезами. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулироваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводимые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте. Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ
По своей структуре каждый эмпирический метод психологической науки представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение реальных проявлений тех или иных психологических явлений. Отбор методов зависит от конкретных условий, целей и задач исследования. Существует большое количество средств изучения психологических явлений, однако все они в процессе практической реализации опираются на основные принципы построения психологических исследований: объективность изучения психических явлений; изучения психических явлений в их развитии; аналитико-синтетический подход к изучению психических явлений. Самыми распространенные из эмпирических методов: наблюдение; эксперимент; опрос; тесты; анализ документов; изучение продуктов деятельности; экспертная оценка.
Классы методов в психологии:
·Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.
·Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования).
·Итерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
К числу неэкспериментальных эмпирических методов психологического исследования относятся наблюдение, беседа и «архивный метод» (он же — анализ поведения и продуктов деятельности).
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Применяется в психологии труда, т. е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение «внешней» валидности.
«Архивный метод» — исследования, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Его также обозначают как «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод.
Опросбазируется на предложении участнику исследования серии вопросов, отвечая на которые он предоставляет исследователю некоторую информацию о себе. Опрос проводится как в устной, так и письменной форме. Различают два вида вопросов: закрытые и открытые. В первом случае опрашиваемый выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных, во втором он сам формулирует ответ в произвольной форме.
Анкета — методическое средство для получения социально-психологической информации на основе письменного опроса испытуемого. Анкета представляет собой набор вопросов, каждое из которых логически связано с центральным задачей исследования.
Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.
Тестирование в отличие от других методов, направлено не на исследования психических явлений для получения тех или иных новых данных, а на измерение уже известных психологических особенностей испытуемых с помощью стандартизированных заданий. Наиболее известными в психологии есть три вида тестов: тесты достижений; тесты способностей; проективные тесты.
Психологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Вопрос 2. Эмпирические методы в психологии
Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.
Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение. Традиционная интроспективная психология считала самонаблюдение единственным или, во всяком случае, основным методом психологии. Это было реализацией в методах исследования той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир.
Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Таким образом, совершенно отпадает возможность превращать самонаблюдение – как того хочет радикальный идеализм – в единственный или основной метод психологического познания. Вместе с тем, так как реальный процесс самонаблюдения в действительности всегда является одной из сторон и присутствует в объективном наблюдении, экспериментатору в ходе психологического исследования надо направлять своими вопросами испытуемого не на то, чтобы он сообщал, каким ему представляется то, что он делает и переживает, а на то, чтобы он по заданию экспериментатора совершал соответствующее действие и таким образом обнаруживал сплошь и рядом им самим неосознанные закономерности, согласно которым в действительности объективно протекают соответствующие процессы. Наблюдение и в психологии должно вестись в основном объективными методами.
Объективное наблюдение. Применение метода наблюдения должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому, прежде всего, установить общие основные условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.
Первое основание требование – наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким образом, объективность наблюдения зависит, прежде всего, от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение, поэтому носит избирательный, или выборочный, частичный характер.
Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез. Психологическое истолкование внешних данных само непосредственно не дано, оно должно быть найдено на основе гипотез, которые должны быть в наблюдении проверены, т.е. описание должно переходить в объяснение — этого зависит судьба научного исследования.
Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования.
Теперь кратко перечислим основные недостатки метода наблюдения. Установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результаты наблюдения. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Определенную трудность представляет интерпретация данных. И, наконец, наблюдение требует значительных затрат времени.
Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.
Экспериментальный метод. История науки доказала ведущую роль экспериментального метода в развитии и дифференциации научных знаний. Достаточно вспомнить тот факт, что психология – одна из древнейших наук — отпочковалась от философии в самостоятельную отрасль знаний только в середине XIX столетия, когда началось систематическое экспериментирование, в психологии (В. Фехнер, Э.Вебер, В.Вундт и др.).
Что же такое эксперимент? Эксперимент – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее.
1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.
2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.
3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.
4. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.
Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.
Эксперимент как метод психологии возник в области психофизики и психофизиологии и получил широкое распространение в психологии. Расширение использования эксперимента продвигалось от элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам. Изменился и сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях. Против лабораторного эксперимента выдвигалось три соображения. Указывалось на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность эксперимента, на осложняющую роль воздействия экспериментатора.
Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента, предложенного русским ученым А.Ф.Лазурским (1910). Его основная тенденция – сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы переводить изучаемые явления в лабораторные условия, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности школьника.
И, наконец, экспериментальный метод включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая его разновидность называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы. Формирующий эксперимент предполагает проектирование и моделирование содержания формируемых психических новообразований, психолого-педагогических средств и путей их формирования. Процесс учебно-познавательной работы с детьми изучаются условия и закономерности происхождения соответствующего психического новообразования. Один из основателей формирующего эксперимента в нашей стране – В.В. Давыдов называет этот вид эксперимента генетико-моделирующим. Ибо он воплощает в себе единство исследования психического развития детей с их воспитанием и обучением. Этот метод опирается на конструирование и переконструирование новых программ воспитания и обучения и способов их реализации. Таким образом, формирующий эксперимент выступает как метод экспериментального развивающего воспитания и обучения детей.
studfiles.net
Эмпирические методы психологического исследования | PSYERA
Наблюдение. Наблюдение — это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение широко применяли и в тех областях научного знания, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях. Также когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Наблюдение может осуществляться как непосредственно исследователем, так и посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, в том числе карты наблюдения.
Наблюдение имеет несколько вариантов.
Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и Введении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.
Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.
Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известен исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.
Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.
Наблюдение по систематичности делится на:
— Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщенную картину поведения индивида или группы индивидов в определенных условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
— (Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности появления и классифицирует условия внешней среды.
Систематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования. Результат: создание обобщенной картины поведения Индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.
По фиксируемым объектам наблюдение бывает:
— Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
— Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определенные типы поведенческих актов или параметры поведения.
Наблюдение имеет ряд преимуществ:
— Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать, акты поведения.
— Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т.д.
— Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
— Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.
— Оперативность получения информации.
— Относительная дешевизна метода.
Однако вместе с тем выделяются и недостатки. К недостаткам наблюдения относят:
— Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов, результаты наблюдения могут повлиять:
— настроение наблюдателя;
— социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому;
— предубеждение наблюдателя;
— комплексность наблюдаемых ситуаций;
— эффект первого впечатления;
— усталость наблюдателя и наблюдаемого;
— ошибки в оценках («гало-эффект», «эффект снисходительности»» ошибка усреднения, ошибки моделирования, ошибка контрастности).
— Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
— Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
— Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
— Сложность соблюдения операциональной валидности.
Анкетирование. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:
— анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.
— анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа.
— анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.
Анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.
Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала.
Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым) не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетировании, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.
Беседа. Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.
Метод беседы — это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального Интервью.
Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.
Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы включает сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.
Опрос. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.
Стандартизированный опрос — вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, что делает его более экономичным во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Тесты. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона.
Недостаток тестов состоит в том, что при их использовании и. ш.пуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства н характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть, полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет принимать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные.
Проективные тесты. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации.
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальном подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.
Эксперимент. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и его развитие.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный.
Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.
Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.
Моделирование. Моделирование как метод применяется в том когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.
Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.
Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.
Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера — Вебера, Вебера — Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычеслительной машиной.
Кроме вышеперечисленных методов, предназначенных для сборе первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.
psyera.ru
Лекция 6. Эмпирические методы в психологии Методология и психологическое знание
Начнем мы эту тему не непосредственно с описания методов эмпирического психологического исследования, а обратимся к методологии с тем, чтобы проследить связь методологических представлений о знании вообще и психологическом знании.
В середине XIX в. Конт предложил выделять три формы знания:
Религиозное – основанное на традиции и индивидуальной вере;
Философское – основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;
Позитивное – научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента.
Конт полагал, что человечество последовательно меняет формы знания, приходя к высшей, позитивной, но XX в. не отверг ни философское, ни религиозное знание. Следовательно, речь может идти не о смене одного знания другим, а о доминировании той или иной формы знания в ходе развития цивилизации.
В психологии схема Конта (с поправками на 20 век) также работает. «Психология» – термин, который применяется к разным видам практики и знания:
Обыденная психология. Традиционное, обыденное знание зафиксировано в естественном языке. В концентрированном виде оно содержится в поговорках и пословицах. На основе осмысления традиционного, «обыденного» знания о душе возникают религиозные представления о ее природе.
«Философская» психология. Для нее ключевым является вопрос о природе психической реальности. Пресловутый «основной вопрос философии» о соотношении идеального и материального, «что первично, что вторично»», не может быть даже сформулирован без более или менее четкой мысли о том,чтоесть идеальное (субъективное, душевное, психическое и т.п.). Философы придумывали концепции и «модели» психики, личности, представления о соотношении объективной и субъективной реальности («теория отражения», в частности), о детерминантах поведения человека и групп людей. Эти построения служат научной психологии в качестве источника гипотез и, кроме того, позволяют интерпретировать различные элементы эмпирического и теоретического психологического знания.
Наконец, под термином «психология» понимают науку, возникшую в конце 19 в. и принявшую методологию естествознания.
Уже в 20 в. Дильтей предложил рассматривать отдельно науки о внешнем мире (позитивные науки) и «науки о духе». К первым он отнес физику, химию, геологию, биологию и другие естественные науки. Ко вторым – философию, этику, эстетику, лингвистику, право и ряд других. Психологию он определил как фундаментальную науку, из которой берут начало все науки о духе. Из этой науки вырастает основной метод «наук о духе» – метод понимания.
Психология по Дильтею является эмпирической наукой, но природа эмпирического знания в психологии иная, чем в естественных науках. Психологическое знание – гуманитарное, оно близко к обыденному опыту, его содержание известно и зафиксировано в культуре, поэтому не содержит новизны в естественно-научном смысле. Критерием понимания является не установление истинности – ложности, а степень аутентичности то есть соответствия подлинному.
Понимание как метод исследования присутствует в ходе любого психологического исследования. Но ряд исследователей выделяют понимающую, или гуманитарную, психологию в качестве особой сферы психологического познания, в которой главным методом является понимание.
Понимание – это непосредственное постижение целостного переживания, оно родственно интуиции. Антипод понимания – объяснение, которое связано с внешним опытом и рассудком. Понимание собственного внутреннего мира достигается интроспекцией, чужого – путем вживания, вчувствования, сопереживания, эмпатии.
По отношению к культуре прошлого понимание является методом интерпретации – «переводом» с добавлением дополнительных значений, которые, как предполагается, зафиксированы в тексте в виде «скрытого» смысла. То есть сам текст представляется как проблема, где есть нечто известное и нечто неизвестное, требующее своего истолкования. Такой метод исследования называется герменевтическим2.
Герменевтический (понимающий) метод с самого начала своего возникновения являлся собственно психологическим методом. Его основная особенность – непосредственное познание психики другого (моделирование в психике исследователя психической реальности испытуемого).
Область применения герменевтического метода – уникальные, целостные, обладающие «разумом» объекты. Модификациями психологического герменевтического метода являются: биографический метод, анализ продуктов деятельности, психоаналитический метод.
Естественно-научный подход «объяснительной» психологии изначально был ориентирован на исследование внешне наблюдаемой активности человека и животных – поведения, поэтому психологию традиционно – особенно в западной традиции – относят к поведенческим наукам, а наблюдение, измерение и эксперимент в психологии называют методами исследования поведения (methods of behavioral research). Поведение человека подразделяется на вербальное (речь) и невербальное (предметное действие, неречевая коммуникация), приемы для их исследования – это методики, регистрирующие вербальное и невербальное поведение.
Далее речь пойдет именно об «объяснительной» психологии, и в следующем параграфе мы рассмотрим классификацию методов, которыми пользуется эта психология.
studfiles.net
Вопрос 3. Характеристика эмпирических методов исследования в психологии.
Вербально-коммуникативные методы.
К вербально-коммуникативным методам можно отнести беседу, интервью, анкетирование и другие.
Существуют определенные требования к этим методам, которые должны использоваться в любом случае:
— в опросе должны быть вопросы, выделяющие некоторые стороны характера испытуемого;
— вопросы центрального характера должны выяснять факты о личности, социальном положении испытуемого;
— вопросы, выявляющие факты в поведении испытуемого в прошлом или настоящем;
— вопросы, выясняющие мнение человека в отношении определенных вещей.
Беседа — специфический для психологического исследования метод. Он позволяет изучить человеческое поведение, выявить его психологические особенности. Беседа может быть как самостоятельным методом исследования личности человека, так и вспомогательным, например предваряющий эксперимент, терапии.
Исследователи выделяют клиническую беседу, которая является составной частью клинического метода. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в психологическую консультацию или психологический тренинг.
Интервью — это специфический метод беседы, целенаправленный опрос. Метод интервью получил широкое распространение в различных сферах психологии. Существенное значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым. При этом очень важно сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и не демонстрировать свое отношение к содержанию вопросов или к собеседнику.
Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на подготовленные и соответствующие основной задаче вопросы.
Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым. При этом оно должно отвечать двум основным требованиям — репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке. Информация, получаемая с помощью анкеты, является декларативной и не может считаться надежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого. Поэтому можно сказать, что метод анкетирования лучше использовать в психологическом исследовании как дополнительный, в частности при проведении социально-психологических исследований.
Метод наблюдения.
Наблюдение является основным, наиболее распространенным эмпирическим методом целенаправленного систематического изучения человека в психологии. Некоторые исследователи не относят метод наблюдения к самостоятельному эмпирическому методу исследования. Например, такие исследователи как Поль Фресс и Клод Бернар, они не видели существенных различий между наблюдением и экспериментом. Однако Т.В. Корнилов убежден, что с точки зрения структуры или общих принципов организации исследования психологическое наблюдение как метод противопоставляется эксперименту.
Наблюдение охватывает видимые признаки событий и изменений в личностной или общественной жизни, поэтому наблюдатель анализирует практическое поведение отдельных групп и лиц, содержание разговора, характер речи, мимику, жесты, перемещение в процессе коммуникаций, поведение в критических ситуациях, конкретные обстоятельства жизни человека, небольших групп или коллективов.
Наблюдение используют чаще на подготовительных фазах большинства исследований или как дополнительный метод наряду с другими. Наблюдаемый должен рассматриваться в его конкретно исторической общесистемной обстановке.
Признаки наблюдения:
1. Наблюдение должно быть направлено на социально существенные области.
2. Наблюдение проводится организованно и систематизировано.
3. Максимально широкий сбор сведений.
4. Результаты наблюдения должны четко фиксироваться, и без особого труда поддаваться воспроизведению.
5. Наблюдение и обработка его результатов требует от наблюдателя объективности.
Положительные стороны наблюдения:
1. Непосредственность наблюдения — наблюдение может непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. Результаты наблюдения отображают конкретные события в конкретных ситуациях.
2. Возможность анализировать поведение группы. Наблюдение может одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определенным задачам.
3.Преимущества по сравнению с собственным описанием своего поведения.
4. Независимость от готовности наблюдаемых лиц.
5. Многомерность охвата.
6. Широта наблюдения.
Отрицательные стороны наблюдения:
1. Субъективное настроение наблюдателя во время опыта.
2. Социальное положение наблюдателя.
3. Тенденция ожидания у наблюдателя. Формирует определенную точку зрения со стороны наблюдателя.
4. Комплексность наблюдаемых ситуаций — охватываемое наблюдателем поле недостаточно ограничено или нормировано.
5. Однократность наблюдаемых обстоятельств.
6. Предшествующие личностные встречи.
7. Необходимость квалифицировать результаты наблюдения. Это приводит к неверности в передачи деталей результатов наблюдений.
8. Обнаружение последующих ошибок.
При наблюдении происходит искажение восприятия событий тем больше, чем сильней наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях. А.А. Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:
1. Гало-эффект. Обобщенные впечатления наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака.
5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять черты, противоположные собственным.
6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Архивный метод.
Архивный метод или метод анализа продуктов деятельности — метод опосредованного эмпирического изучения человека через анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности. В ходе научного исследования этот метод предполагает составление определенной цели, гипотезы и способы анализа каждого специфического продукта. По целям и конкретным приемам реализации можно выделить некоторые разновидности данного метода.
Биографический метод — метод, с помощью которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Он получил широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.
Контент-анализ наиболее разработанный строгий метод анализа документов, в котором исследователь выделяет единицы содержания. Типичными единицами при анализе текста в контект-анализе являются: слово; суждение или законченная мысль; тема; персонаж; автор и целостное сообщение. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.
Проективный метод является методом промежуточным по своему статусу между психологическим измерением (тестирование) и анализом продуктов деятельности. Процедура применения любой проективной методики такая же, как и любого другого психологического теста — Испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложение. Экспериментатор управляет его действиями, ведет беседу, предъявляет задания в определенной последовательности.
Метод анализа продуктов деятельности широко и часто используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, рисунков.
Метод моделирования.
В данном методе предоставляется модель исследования в упрощенном варианте, отражая только его существенные свойства.
Существуют два основных вида моделирования: структурно-функциональное и функционально-структурное.
При структурно-функциональном моделировании исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему проявлению, для этого он выбирает или конструирует аналог — другую систему, обладающую сходным поведением. Такой вид моделирования является основным методом психологического исследования.
В функционально-структурном моделировании исследователь по сходству структур модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях. Этот метод распространен во многих науках (сравнительная анатомия, палеонтология).
В повседневной жизни человек познает мир посредством непрерывного построения его моделей, находящихся в нем, субъектных моделей окружающей среды. Ю.М. Забродин отмечал, что в подавляющем большинстве случаев у людей нет точного знания реальной ситуации, а есть лишь иллюзия этого знания.
В научном исследовании любая экспериментальная ситуация представляет модель реальности, в которой проявляется жизненный психический феномен. Успех исследования зависит от того, насколько эта модель сохранила существенные свойства объекта и проигнорировала несущественные. Умение построить модель объекта, адекватную задаче психологического исследования — это главное требование к профессионализму исследования.
Метод эксперимента
В психологии до сих пор отстаивают общепринятый взгляд на эксперимент и его роль, и возможности в научном исследовании.
Создатель ленинградской школы Б.Г. Ананьев особо подчеркивал роль эксперимента в психологическом исследовании.
Под экспериментом понимается центральный эмпирический метод научного исследования, который получил широкое распространение в психологии.
Различают некоторые виды эксперимента:
лабораторный — при котором создаются особые ситуации, где изучаемое свойство можно лучше изучить. Он проводится в специальных условиях, с использованием различной необходимой аппаратуры;
естественный — организуется и проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается;
формирующий — самая и наиболее распространенная и эффективная форма эксперимента. В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием. Как подчеркивает А.В. Петровский, для педагогической психологии этот эксперимент является особым вариантом естественного эксперимента, который можно назвать еще и обучающим — и он является весьма важным.
констатирующий — эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества. Эта констатация определенных особенностей дает в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента.
Основным достоинством эксперимента является то, что с помощью него можно делать надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объясняя их происхождение.
Экспериментатор не только определяет цель исследования и выдвигает гипотезу, но и может менять условия и формы исследования. Результаты эксперимента строго и точно фиксируются в специальных протоколах, где отмечается фамилия испытуемого, необходимые сведения о нем, дата, время, цель.
Данные эксперимента обрабатываются количественно и подвергаются качественной интерпретации.
studfiles.net
Введение . Эмпирические методы в системе методов психологического исследования
С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки [2].
Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии, мы (если следовать требованиям системного подхода) должны начать с определения их места в системе психологических методов. Следовательно, нужно для начала принять классификационную схему.
Сразу оговоримся, что за пределами нашего рассмотрения остаются многие методы организации эмпирического исследования, а именно так называемые экспериментальные и квазиэкспериментальные планы [35], сравнительный и генетический методы (точнее — методологический подход). Хотя они и относятся к способам исследовательской деятельности, но представляют собой следующее звено в иерархии исследовательских приемов. В этой иерархии можно выделить, по крайней мере 5 уровней:
1) уровень методики,
2) методического приема,
3) уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.),
4) уровень организации исследования,
5) уровень методологического подхода.
Правда, термин «метод» может применяться по отношению к любому из уровней. Например, в психофизике есть метод средней ошибки, метод границ, в психодиагностике — проективный метод (уровень 2), в психосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1), в психологии развития обсуждают психогенетический метод и его разновидности — близнецовый метод (уровень 4).
В данной работе пойдет речь о методе как способе взаимодействия исследователя с объектом в его традиционном понимании и отчасти о методических подходах (уровни 3 и 5).
На этих уровнях работает классическая таксономия эмпирических методов: наблюдение, эксперимент, измерение и производные от них. Тем самым за пределами изложения остаются конкретные психологические экспериментальные методики, техники, методы планирования эксперимента и экспериментальных серий и многое другое. Приведенное уровневое деление способов, применяемых в психологическом исследовании, близко к тому, которое предложил Г.Пирьов [2, 50], разделив «методы» на 1) собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.), 2) методические приемы и 3) методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).
Мы не будем рассматривать также особенности методов, возникших на стыке психологии с другими науки (социологией, физиологией, информатикой и пр.), а ограничимся собственно психологической спецификой.
Более того, общеметодологические проблемы в пределах этой книги будут рассматриваться лишь постольку, поскольку они касаются специфики применения того или иного общенаучного метода в психологии.
Вернемся к проблеме классификации психологических методов. С.Л.Рубинштейн вообще не выделял теоретические методы психологического исследования. В «Основах общей психологии» в качестве основных психологических методов были обозначены наблюдение и эксперимент. Первое подразделялось на «внешнее» и «внутреннее» (самонаблюдение), и эксперимент — на лабораторный, естественный и психолого-педагогический, плюс вспомогательный метод — физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, С.Л.Рубинштейн выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Ж.Пиаже) и анкету. Естественно, время обусловило особенности этой классификации. Так, «родственно-идеологические» связи психологии с философией лишили ее теоретических методов, аналогичная близость с педагогикой и физиологией вознаградились включением методов этих наук в психологический перечень. Идеологическими факторами объясняются и нападки С.Л.Рубинштейна на психологическое измерение, в частности, на метод тестов [64].
Вторая развернутая классификация методов психологического исследования, получившая распространение в отечественной психологии благодаря Б.Г. Ананьеву, — классификация болгарского психолога Г.Д.Пирьова [50]. Здесь неуместно останавливаться на ней подробно. Укажем лишь на то, что он выделил как самостоятельные: наблюдение (объективное — непосредственное и опосредованное, субъективное — непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и пр.), специфические методические подходы (генетические, сравнительный и пр.). Каждый из этих методов подразделяется на ряд других. Так, например, наблюдение (опосредованное) делится на анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности и пр.
Критику классификации Г.Д.Пирьова дал Б.Г.Ананьев, предложив другую. Все методы он разделил на: 1) организационные (4 и 5 уровни, выделенные нами выше), 2) эмпирические, 3) методы обработки данных и 4) интерпретационные методы.
К числу организационных Б.Г.Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Во второй группе методов оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и пр.), психодиагностический, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод.
В третью группу вошли методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Наконец, в четвертой группе интерпретационных методов оказались генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и пр.). Б.Г.Ананьев дал подробные описания каждого из методов, но при всей тщательности его аргументации остается масса нерешенных проблем: почему моделирование оказалось эмпирическим методом, чем практические методы отличаются от полевого эксперимента или инструментального наблюдения? Другой вопрос: почему группа интерпретационных методов отделена от организационных? Разве генетическая интерпретация не предполагает особый способ организации исследования («близнецовый метод» и пр.)?
Важно отметить, что здесь нет выделения теоретических методов психологического исследования, но вместе с тем выделен класс методов «промежуточный» по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно, методы представления, обработки и (добавим) интерпретации данных эмпирического исследования.
В работах М.С.Роговина и Г.В.Залевского [60] рассматриваются вышеприведенные классификации и дается своя. Согласно точке зрения этих авторов: «Метод — это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания» [60, с.72]. Они сводят число основных психологических методов к шести: 1) герменевтический метод — соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны), 2) биографический метод — выделение целостного объекта познания в науке о психике, 3) наблюдение — дифференциация объекта и субъекта познания, 4) самонаблюдение — превращение субъекта в объект на основе предшествующей дефференциации, 5) клинический — на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам и 6) эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.
Приведенная классификация имеет то преимущество, что она основана на ясном гносеологическом основании (субъект-объектное взаимодействие), хотя и спорна: неясно, чем вызвано выделение биографического метода (критерий — целостность, тогда можно выделить что-то и по критерию аналитичности?) и клинического метода (в том ли его специфика?).
Однако, авторы умыленно или неумышленно остановились лишь на классификации эмпирических психологических методов, для чего были вынуждены включить метод моделирования в число герменевтических методов. Но разве при использовании этого метода «субъект и объект познания не противопоставлены»? Ведь модель — это рациональное противопоставление субъектом одного объекта другому (образа и первообраза), что невозможно без рефлексивного отношения субъекта к объекту и к себе.
Существуют и другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования, но практически всегда ставится знак тождества между эмпирическими методами психологического исследования и психологическими методами вообще, что затрудняет определить специфику тех и других.
Итак, на наш взгляд, целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии 3 класса методов:
1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования,
2) теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования),
3) интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
Результатом применения первой группы методов являются данные — фиксации состояний объекта в показаниях приборов, состояниях субъекта, в памяти компьютера, продуктах деятельности и пр.
Результатом применения теоретических методов является знание о предмете в естественно-языковой форме, в форме знаково-символической или пространственно-схематической.
Наконец, интерпретационно-описательные методы — это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующей исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.
С другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам. Продуктом интерпретации является факт, эмпирическая зависимость и, в конечном счете, оправдание или опровержение гипотезы.
Оговоримся, что в дальнейшем изложении (часть 3) термин «интерпретация» будет употребляться в другом значении, а именно: как синоним герменевтического метода (метода понимания), который является, с нашей точки зрения, методом эмпирическим, хотя по виду психических процессов, которые происходят у субъекта исследования, оба значения тождественны.
Однако понимание как психический процесс и интерпретация как операция применяются и при эмпирическом, и при теоретическом исследованиях.
Будем считать теоретическими методами психологического исследования: 1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе — восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результатом его является теория, закон и пр.; 2) индуктивный — обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результатом его является индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; 3) моделирование — конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования, результатом его применения является модель объекта, процесса, состояния.
От теоретических методов психологии следует отличать методы умозрительной психологии, берущие начало в так называемой философской психологии [59]. Умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в личностном знании (субъективной реальности, интуиции) автора концепции [52].
Умозрительный психолог, как философ, порождает приемлимые с личной точки зрения модели психической реальности, либо модели ее отдельных составляющих (теории личности, общения, мышления, творчества, восприятия и т.д.). Продуктом умозрения является учение, то есть некоторый целостный мыслительный продукт, объединяющий в себе черты рационального и иррационального знания, претендующий на полноту и единственность объяснения некоторой реальности и не предусматривающий своей фальсификации (опровержения) при эмпирическом исследовании.
Центральную, на взгляд автора, роль в психологическом исследовании имеет метод моделирования. Его основные особенности в психологическом исследовании были изложены в предшествующих публикациях [25]. Отметим только то, что существуют два основных вида моделирования: структурно-функциональное и функционально-структурное.
В первом случае исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению и для этого выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему, обладающую сходным поведением. Соответственно, сходство поведений позволяет сделать вывод (на основе правила логичного вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования является основным методом психологического исследования и единственным в естественнонаучном психологическом исследовании. В другом случае, по сходству структур модели и образа исследователь судит о сходстве функций, внешних проявлений и пр. Этот метод распространен во многих науках, в частности — в сравнительной анатомии, палеонтологии, культурологии и т.д.
Естественно, структура психической реальности другого человека нам не дана. Но субъекту дана собственная субъективная реальность и поэтому существует сходство функционально-структурного моделирования и герменевтического метода, которое и подвигло М.С.Роговина и Г.В.Залевского на включение метода моделирования в число герменевтических методов. Следует, наверное, разграничить теоретическую модель психической реальности как таковой (например: психика — «телефонная станция») от субъективной модели психической реальности конкретного другого человека, которая есть «чистое переживание». Сходство психических процессов — не сходство научных методов.
Остановимся на методах интерпретационно-описательных. Они играют важнейшую, хотя и не очевидную роль в целостном психологическом исследовании. Зачастую именно отрефлектированное исследователем владение этими методами предопределяет успех научной программы. Особенности описательных методов в психологии подробно изложены в монографии В.А.Ганзена [17], хотя в ней и не проводится различие между описанием как теорией и описанием эмпирических данных.
Эмпирические методы психологического исследования — предмет нашей работы. Обычно авторы, занимающиеся проблемой методов, фиксируют внимание на подробном описании особенностей тех или иных методов и методик, и такие работы, разумеется, имеют большое значение. Часто уделяется большое внимание общенаучной теоретической характеристике методов, без учета специфики их реализации в психологии.
На последней проблеме будет преимущетсвенно сосредоточено наше изложение, а именно на специфике психологических эмпирических методов, их основаниях, логике применения в отличие от их аналогов в других науках, прежде всего — естественных науках.
В качестве основной модели будет использована схема целостного психологического исследования:
В первой части рассматриваются особенности психологического исследования, являющиеся следствием специфики предмета психологии, проявляющейся при регуляции взаимодействия испытуемого с внешней средой (прибор, исследователь, условия).
Во второй части рассматриваются особенности психологического эмпирического исследования, вытекающие из специфики психологического объекта (субъект-объектная сущность) и из субъект-субъектного взаимодействия.
В третьей части анализируется отношение двух подходов к психологическому эмпирическому исследованию: «естественнонаучного» подхода и герменевтического, а также обсуждается предложенная автором классификация методов психологического эмпирического исследования.
При изложении (особенно в первой части) термины «измерение», «естественнонаучный психологический метод», «эксперимент» используется как имеющие одно и то же значение в тех отношениях, когда различия между ними не существенны, и все сказанное в отношении одного из них может быть перенесено на другие. Причина такой особенности изложения в том, что анализируемые исследования различных авторов касаются, как правило, одного из эмпирических методов, но выводы могут быть применены (и это подразумевалось авторами) по отношению ко всем другим методам.
studfiles.net