Эмпирическое исследование в психологии это: ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ это

Содержание

Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

КУЙБЫШЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет психологии

Кафедра психологии

 

 

Социально-психологический профиль старшеклассника

с высокой академической успешностью

 

Дипломная работа по дисциплине:

Теория развития и психология личности

 

Выполнила студентка  400 группы

        

Култыгина Татьяна Владимировна   _________________

                                                          (подпись, дата)

 Направление  подготовки: 050400.62  Психолого-педагогическое  образование

                            

Профиль:  Психология образования

Форма обучения:  очная

 

Научный руководитель:

ст. преподаватель

каф. псих. М.Г.Сухорукова

  ______________

                                                                                      

         (подпись)

___________________

 

           (оценка)

«____» ______________ 20_____г.

Куйбышев 2015

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3                                                                                                                            

Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического профиля старшеклассника с высокой академической успешностью                   

                                                                                           ……………………………………………………………………………………………..7

1.1. Содержание понятия  «академическая успешность» ………………………. ………7

1.2. Детерминанты  «академической успешности»……………………………………15

1.3. Социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности ………………………………………..……………………27

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью………………………40

2.1.Общая характеристика  организации эмпирического этапа  исследования и психодиагностических  методик………………………………………………………...40

2.2.Интерпретация  и анализ  результатов эмпирического исследования……………50

Заключение…………………………………………………………………………………68

Список использованных источников……………………………………………………73

Приложение……………………………………………………………………………79

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Формирование конкурентно способной личности является одной из важнейших педагогических задач во всем мире; не составляет исключения в этом плане и современная Россия.

Личность, ориентированная на достижение и при этом способная нести ответственность за качество выполняемой деятельности, — это социально задаваемый образец адаптивной личности, на который ориентирована  российская педагогическая практика. Высокие учебные достижения, или «академическая успешность», ученика или студента могут быть интерпретированы как первый индикатор  адекватного формирования социально востребованного типа личности.

Различные исследования детерминации академической успешности школьника ориентированы в значительной степени на изучение педагогических факторов, а также индивидуальных детерминант зачастую когнитивного  и мотивационного плана.

Какие же социально-психологические особенности характеризуют успешного школьника? Данный вопрос, к сожалению, до сих пор остается вне исследовательского интереса современных психологов. А ведь сегодняшняя школа должна ориентироваться на формирование не только когнитивной, знаниевой стороны взрослеющего человека, но и активно способствовать развитию таковых его качеств и способностей, которые позволят стать полноценным членом современного общества, способным осуществлять эффективное социальное взаимодействие и занять достойное место в системе социальных отношений.

Обращение же нашего исследовательского интереса к личности учащегося именно старших классов обусловлено тем фактом, что данный возрастной период весьма важен в становлении социально-психологической культуры, а также выступает ответственным этапом подготовки к переходу на новую ступень – получение профессионального образования.

 

 

 

Объект нашей дипломной работы — «академическая успешность».

Предмет исследования – социально-психологические  особенности старшего школьника с высоким уровнем академической успешности.

Цель дипломного исследования – выявить социально-психологические особенности учащихся старших классов с высокими  академическими достижениями.

Задачи дипломного исследования:

1.Проанализировать содержание  понятия «академическая успешность».

2.Выявить детерминанты, влияющие  на академическую успешность  учащихся.

3.Описать социально-психологический профиль старшеклассника с высокой академической успешностью.

4.Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление социально-психологических характеристик  старшеклассника с высоким уровнем академической успешности.

5.Обобщить результаты  теоретического и эмпирического этапов исследования и сделать выводы.

Гипотеза исследования: в качестве рабочей гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности по сравнению с менее успешными в сфере учебы  сверстниками отличается более высоким уровнем развития социального интеллекта и коммуникативных способностей, большей уверенностью и независимостью в межличностных отношениях, преобладанием конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Теоретико-методологические основания дипломной работы:

В отечественной философии и психологии непосредственно вопросами успешности личности занимались В. Л. Бакштанский, О. И. Жданов, С. В. Ковалев, М. Е. Литвак, В. Н. Панкратов и др. Среди зарубежных учёных, исследующих успешность в «практическом плане», следует отметить Р. Ассаджиоли, М. Аткинсона, Р. Бэндлер,Дж. Грехем, У. Джемса, Д. Дьюи, Д. Карнеги, А. Маслоу, К. Роджерса и др.

Методы исследования: анализ теоретической литературы, констатирующий эксперимент, психодиагностические методы и методики, методы математической статистики.

Эмпирическая база. Дипломное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 9 и № 10 города Куйбышева.  В исследовании приняло участие 52 старшеклассника, обучающихся в 10-11 классах.

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в том, что нами самостоятельно уточнены критерии академической успешности, раскрыто содержание понятия «социально-психологический профиль», структурирован теоретический материал о социально-психологических особенностях личности.

Практическая значимость дипломной работы. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы для планирования и реализации развивающих психологических программ  со старшеклассниками в аспекте уровня их академической успешности.

Подобная психологическая помощь, ориентированная на развитие социально-психологических ресурсов старшеклассников, является актуальной, поскольку будет способствовать повышению не только уровня академической успеваемости, но и в целом – уровня жизненной успешности личности в рамках школьного пространства и в дальнейшем за его пределами.

Выводы, полученные нами в ходе эмпирического исследования, могут быть востребованы практическими психологами, классными руководителями, учителями-предметниками и другими специалистами в общеобразовательных типах учебных учреждений, в лицеях и гимназиях, а также в профильных школах.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обозначена актуальность темы, определены объект и предмет исследования, поставлена цель, сформулированы задачи, выдвинута гипотеза исследования, описаны теоретико-методологические основания  дипломной работы, определены методы исследования, теоретическая и практическая значимость, представлена структура работы.

В первой главе представлено теоретическое обоснование специфики социально-психологического профиля старшеклассника с высоким уровнем академической успешности: раскрыто содержание понятия «академическая успешность»; определены факторы, детерминирующие академическую успеваемость школьников; выявлены социально-психологические особенности старшеклассников в аспекте уровня их академической успешности.

Во второй главе представлен план эмпирического исследования, раскрыто содержание психодиагностических методик, проинтерпретированы диагностические результаты, сделаны выводы относительно специфики социально-психологического профиля старшеклассников с высоким уровнем академической успешности.

В заключении сделаны общие выводы по дипломной работе.

Список литературы содержит 70 источников.

В приложении представлены психодиагностические данные проведенного эмпирического исследования.

Апробация и внедрение. Результаты дипломного исследования представлены в форме доклада 16 апреля 2015 года на ХХ научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири». В сборнике материалов по итогам конференции нами опубликована статья по теме дипломной работы «Социально – психологический профиль старшеклассника с высокой академической успешностью».  Материалы для публикации по теме дипломной работы «Психологический профиль хорошо успевающего старшеклассника»  представлены нами на XVIII Региональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы развития человека в современном образовательном пространстве» (22-23 апреля 2015 года, г.Омск). Статья будет опубликована во втором сборнике по итогам конференции в октябре 2015 года.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКА С ВЫСОКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТЬЮ

 

1.1. Содержание понятия «академическая успешность»

 

Тема успешности, в той или иной степени, присутствует во многих исследованиях, касающихся проблемы личности. В отечественной философии и психологии непосредственно вопросами успешности личности занимались В. Л. Бакштанский, О. И. Жданов, С. В. Ковалев, М. Е. Литвак, В. Н. Панкратов и др. Среди зарубежных учёных, исследующих успешность в «практическом плане», следует отметить Р. Ассаджиоли, М. Аткинсона, Р. Бэндлер,Дж. Грехем, У. Джемса, Д. Дьюи, Д. Карнеги, А. Маслоу, К. Роджерса и др.

Философские и психологические исследования, прямо или косвенно затрагивающие тему успешности, пересекаются с такими категориями как активность, воля, деятельность личности. С точки зрения деятельностного подхода, успех — это максимальное совпадение цели и результата. Личностный поход в оценке успешности предполагает учитывать удовлетворённость личности процессом и результатами деятельности. Исследования показывают, что притязания, достижения и удовлетворенность человека достигнутыми результатами имеют четкое соотношение, зависящее от его индивидуальных особенностей. Таким образом, философское и психологическое обоснование феномена «успешность» имеет прямое отношение к проблеме самоидентификации личности, её самооценке.

Большинство педагогов-исследователей рассматривают успешность учебной деятельности обучающихся как характеристику темпов, напряжённости, индивидуального стиля работы, степени прилежания и усилий, прилагаемых ими для достижения учебных целей.

Несмотря на большое количество работ, посвященных проблемам успешности учебной деятельности школьников и студентов (Э.А.Голубева, В. А. Аверин, Н. И. Мешков, А. А. Реан,С. Д. Смирнов, В. А. Якунин и др.), наблюдается явный дефицит исследований, направленных на содержательный анализ самого понятия «академическая успешность».

М. Р. Шабалина полагает, что в педагогической литературе и практике, как правило, происходит  подмена понятия «успешность» понятием «успеваемость», что, по сути, стимулирует стремление обучающихся добиваться учебных целей любой ценой; поддерживает мотивы соревнования и конкуренции, не подкрепляя достигнутые результаты их значением для личностного развития. А это, в определенной степени, несет в себе опасность с точки зрения внутреннего переживания человеком удовлетворенности своей деятельностью, поскольку первые социально значимые успехи личность достигает и переживает именно в период обучения [67].

Проведенный М.Р.Шабалиной  анализ понятия «академическая успешность» в его связях с другими педагогическими категориями (эффективность и результативность учебного процесса, академическая успеваемость, реальные учебные возможности обучающихся и т.д.) позволил ей сделать вывод, что академическая успешность как педагогическая категория включает в себя: результативность учебной деятельности учащегося и эффективность используемых им способов достижения учебных целей; субъективную удовлетворенность обучающегося процессом и результатами учения, т.е. переживание своей успешности. Являясь интегральным образованием, академическая успешность, с  ее точки зрения,  проявляется на трёх уровнях: деятельностно-практическом, ориентированном на достижение значимых целей обучения; психологическом, учитывающем субъективную удовлетворённость личности обучающегося процессом и результатами учебной деятельности; ментально-аксеологическом, предполагающем соотнесение результатов учебной деятельности с нравственными путями достижения успеха.

3.1. Первые эмпирические исследования в общей психологии. Этнопсихология

3.1. Первые эмпирические исследования в общей психологии

Первые серьезные сравнительно-культурные исследования в психологии, точнее в общей психологии, которая к этому времени получила значительное развитие, датируются самым концом XIX века. Основателем сравнительно-культурной психологии считается английский исследователь У. Риверс (1864-1922), который работал в составе знаменитой культурантропо-логической экспедиции на островах пролива Торреса, а затем на Новой Гвинее и в Южной Индии.

На островах пролива Торреса Риверс проверял популярную в то время точку зрения о большем развитии некоторых чувств у «примитивных» народов, чем у людей из индустриальных обществ, в частности о необыкновенной остроте зрения неевропейцев. Он поддерживал так называемую компенсаторную гипотезу, согласно которой первобытные народы достигли высокого развития перцептивных процессов, но за счет меньшего развития умственных способностей. Иными словами, если слишком много сил затрачивается на ощущение и восприятие, то от этого страдает интеллект.

Для проверки этого предположения в полевых условиях использовались экспериментальные установки и методики, разработанные в психологических лабораториях Европы. Изучалось зрительное восприятие (острота зрения, восприятие цвета, восприятие пространства), а также слух, обоняние, вкус, опознание веса, время реакции на различные стимулы, память.

Риверсом были выявлены отдельные межкультурные различия в восприятии цвета. Изучая цветовое зрение, британский исследователь обнаружил, что туземцы часто смешивают синий и зеленый цвета. Он утверждал, что их зрение характеризуется меньшей чувствительностью в сине-зеленом участке спектра, чем зрение европейцев. Так, для них синий более темный цвет, чем для нас: они сравнивают яркий синий цвет с грязной водой или темнотой ночи[17].

Работы Риверса положили начало исследованию межкультурных различий в подверженности зрительным иллюзиям. Подобные иллюзии возникают, когда «выученные» интерпретации стимулов вводят в заблуждение из-за своих необычных характеристик. Психологами выявлено несколько типов иллюзий, возникающих у людей при восприятии специально подобранных геометрических фигур, углов и линий. В начале нашего века Ри-верс работал с двумя общеизвестными иллюзиями – Мюллера-Лайера и горизонтально-вертикальной (см. рис. 1 и 2), сравнивая восприимчивость к ним жителей Англии, Южной Индии и Новой Гвинеи.

Согласно результатам, полученным Риверсом, англичане чаще, чем представители двух других культур, воспринимают линии в иллюзии Мюллера-Лайера как различающиеся по длине. Он также обнаружил, что индийцы и новогвинейцы более подвержены горизонтально-вертикальной иллюзии, чем англичане. Эти результаты удивили исследователя, так как он предполагал, что народы Новой Гвинеи и Индии более «примитивны», и следовательно, должны быть в большей степени восприимчивы к любым зрительным иллюзиям, чем образованные и «цивилизованные» англичане. Полученные данные продемонстрировали, что культура, причем не только степень образованности ее членов, влияет на подверженность иллюзиям. Риверс и его последователи пришли к заключению, что культура воздействует на то, каким образом человек видит окружающий его мир.

Рис. 1. Иллюзия Мюллера-Лайера

Одинакова ли длина горизонтальных отрезков? Большинству людей нижняя линия кажется более длинной, чем верхняя. На самом деле их длина совершенно одинакова.

Рис. 2. Горизонтально-вертикальная иллюзия

Одинакова ли длина горизонтального и вертикального отрезка? Большинству людей вертикальная линия кажется длиннее, чем горизонтальная, хотя обе линии имеют одинаковую длину.

Хотя Риверсом и были выявлены отдельные межкультурные различия в зрительном восприятии, ничего экстраординарного обнаружено не было. На основе полученных данных британский исследователь пришел к заключению о необоснованности утверждений о более развитом восприятии «примитивных» народов.

Но ученый не был свободен от господствовавших в то время концепций и не смог полностью отказаться от идеи о дополнительности связи между восприятием и интеллектом. У бесписьменных народов, по его мнению, нет особого совершенства восприятия, но от европейцев их отличает пристальное внимание к малейшим деталям ландшафта, растений, животных, что мешает им развивать интеллект.

В дальнейшем психологическое сообщество отвергло многие интерпретации Риверса, особенно это относится к поддержке компенсаторной гипотезы. Но во многих отношениях исследования, проведенные в самом начале века, до сих пор считаются образцовыми. Отчеты Риверса представляют значительный интерес еще и потому, что количественные данные он стремился подтвердить другими методами. Так, изучая цветовое восприятие с помощью аппаратурных методов, он использовал также метод опроса, интересуясь у туземцев, какие цвета они предпочитают, и метод наблюдения, отмечая, в одежде какого цвета люди приходят на праздник.

Несомненные достоинства первых эмпирических сравнительно-культурных исследований привели к тому, что многие полученные результаты были приняты без возражений, и долгое время восприятие в этнопсихологии почти не изучалось. На многие годы в центре интереса ученых оказалось измерение высших психических функций с помощью тестов интеллекта.

10. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии

10. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге,

16. Интегративные подходы в трансперсональной психологии: поиск общей основы

16. Интегративные подходы в трансперсональной психологии: поиск общей основы Психологи-профессионалы, получившие академическое образование по психологии, достаточно хорошо представляют, что современная психология занимается более всего картами психического, т.е.

Лекции по общей психологии

Лекции по общей психологии Л.Б. ИТЕЛЬСОН ШЖИ Учебное пособиеМосква Минск ACT ХАРВЕСТ2002УДК 159.923 ББК 88.5 И 92Серия основана в 1998 годуИтельсон Л. Б.И 92 Лекции по общей психологии: Учебное пособие. — М.: ООО «Издательство АСТ», Мн.: Харвест, 2002. — 896 с. — (Библиотека практической

Глава 16. Психографический анализ психических процессов и личности: на пересечении общей и дифференциальной психологии

Глава 16. Психографический анализ психических процессов и личности: на пересечении общей и дифференциальной психологии Предлагаемый в тесте «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (ТиГр) психографический подход к исследованию личности также

Глава 3 Методы исследования в психологии

Глава 3 Методы исследования в психологии 3. 1. Методы научных исследований в психологииПсихология располагает целым рядом методов исследования человека и особенностей его психики.Методы научных исследований – приемы и средства, с помощью которых ученые получают

2. Предмет и объект исследования клинической психологии

2. Предмет и объект исследования клинической психологии По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно

Методы исследования трансперсональной психологии

Методы исследования трансперсональной психологии Трансперсональная психология обозначена как «ненаучная дисциплина», поскольку у нее нет объекта исследования или он недостаточно четко сформулирован. Однако свой неоднозначный статус данная дисциплина во многом

9.

 Эмпирические исследования в психотерапии

9. Эмпирические исследования в психотерапии Психоанализ уже давно утратил монополию на исцеление пациентов. В историческом плане психоанализ действительно был первой серьезной школой, обладающей не только убедительной теорией психических расстройств, но и пригодным

43. Понятие психологии потребителя. Методы исследования психологии потребителя. Характер и назначение рекламы

43. Понятие психологии потребителя. Методы исследования психологии потребителя. Характер и назначение рекламы Психология потребителя – отрасль психологии, изучающая особенности потребительского рынка, человека как потребителя, субъекта и объекта рекламы. Психология

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения

2. Методы исследования психологии потребителя

2. Методы исследования психологии потребителя Методы исследования психологии потребителя:1) наблюдение;2) опросы общественного мнения;3) фокус-группы.Проективные методики позволяют узнать реальное отношение клиента к товарам или услугам:1) ролевые игры – эта методика

С.

 Л. Рубинштейн. Фрагменты из книги «Основы общей психологии»[3]

С. Л. Рубинштейн. Фрагменты из книги «Основы общей психологии»[3] Глава XI. Речь…В своих опытах Келер, дав обезьянам ведра с красками и кисти, создал максимально благоприятные условия для выявления у животных способности создать изображение какого–то предмета. Обезьяны с

Некоторые эмпирические исследования практического интеллекта

Некоторые эмпирические исследования практического интеллекта Идея о том, что практические и академические (теоретические) способности взрослого человека следуют различными курсами, нашла свое подтверждение еще в ряде исследований. Например, в одном из экспериментов

Первые исследования

Первые исследования Самые первые опубликованные результаты исследований, проведенных нами (мною и моим мужем, у которого настоящий талант разрабатывать планы исследований), легли в основу теста для сверхчувствительных людей (здесь и далее – СЧЛ), приведенного далее.

Важность эмпирических исследований в психологии

Кэтрин А. Сандерсон, Амхерст Колледж

Психология — это наука, и исследования в области психологии проводятся с использованием строгих научных процедур. Они собирают и анализируют данные о том, почему люди думают, чувствуют и ведут себя определенным образом. Именно это отличает область психологии от так называемой «псевдопсихологии», такой как хиромантия и чтение гороскопов.

Псевдопсихология, как и хиромантия, не основана ни на каком научном процессе. (Изображение: Андрей Коржиц/Shutterstock)

Важность использования научных процессов

Нормальная человеческая склонность верить в вещи с небольшими или вообще без эмпирических доказательств может иметь серьезные последствия. В некоторых случаях наши убеждения могут привести к тому, что мы испытаем различные физические симптомы; стрессовые мысли могут буквально сделать нас больными. Более того, физические симптомы, вызванные убеждениями, могут даже распространяться на целые группы, что часто называют массовой истерией или массовым психогенным заболеванием.

Важность использования стандартных научных протоколов для проведения исследований стала очевидной после нескольких громких дел в 1990-е годы, когда люди были осуждены за сексуальное насилие или убийство на основании в значительной степени или даже полностью так называемых «восстановленных воспоминаний». В некоторых случаях позже было установлено, что обвиняемые на самом деле не совершали этих действий, даже когда их предполагаемые жертвы продолжали верить, что они это сделали. Итак, что случилось?

Эта статья взята из серии видео Введение в психологию . Смотрите прямо сейчас на Wondrium .

Подавленные воспоминания

В то время в сфере психического здоровья преобладало мнение, что люди могут подавлять воспоминания об очень тяжелых переживаниях и что эти воспоминания можно впоследствии восстановить в ходе терапии. Эта концепция возникла у австрийского психотерапевта Зигмунда Фрейда, чья работа изначально считалась новаторской в ​​плане ее вклада в психологию, но позже подверглась критике и широко отвергалась психологическим сообществом как научно несостоятельная.

Работа Зигмунда Фрейда, хотя и новаторская в то время, позже подверглась критике со стороны его современников в этой области. (Изображение: Макс Хальберштадт/общественное достояние)

Однако эта идея подавленных воспоминаний уже десятилетиями проникала в популярную культуру через книги, фильмы и телешоу. Клиницисты, которые, возможно, долгое время отвергали другие аспекты выводов Фрейда, продолжали исследовать клиентов на предмет «подавленных» воспоминаний, и клиенты продолжали твердо верить, что они помнят реальные события.

Итак, многие присяжные заседатели, судьи и сотрудники правоохранительных органов были готовы принять показания, основанные на идее, что подавленные воспоминания можно восстановить.

Тем не менее, эмпирические исследования в области психологии практически не дают доказательств наличия подавленных воспоминаний. Наоборот, люди, пережившие травму, часто не могут ее забыть. Они размышляют об этом опыте, прокручивая его снова и снова в своем уме.

Ложные воспоминания

Итак, как же люди верят, что помнят то, чего на самом деле не было? Начиная с начала 1990-х годов когнитивный психолог Элизабет Лофтус начала изучать возможность имплантации ложных воспоминаний с помощью методов, используемых в то время некоторыми терапевтами, и в некоторых книгах по самопомощи.

Ее работа предоставила четкое доказательство того, что непреднамеренно создать эти ложные воспоминания на удивление легко. Когда людей неоднократно спрашивают по определенной теме, эти вопросы могут на самом деле привести к тому, что у них возникнут воспоминания об опыте, которого у них не было.

Таким образом, если терапевты считают, что их клиенты могли быть жертвами жестокого обращения, их повторные расспросы о таком гипотетическом опыте могли бы со временем убедить клиентов в том, что они являются жертвами жестокого обращения, даже если такого насилия не было.

Ложное воспоминание о событиях

Некоторые терапевты также могут описывать чувства, связанные с жестоким обращением, очень общим и расплывчатым образом. Если их пациенты отождествляют себя с чувствами, они, в свою очередь, могут начать ложно вспоминать такие переживания. Вот пример типа характеристик, которые терапевт может предложить клиенту как черты, существующие в семьях, где имеет место жестокое обращение:

«Были вещи, о которых я не мог говорить. Мне стало стыдно за свою семью. Наряду с плохим в моей семье было много хорошего. В моем доме все было хаотично и непредсказуемо. Было много нарушенных обещаний. Я не уверен, подвергался ли я насилию, но когда я слышу о сексуальном насилии и его последствиях, все это звучит жутко и знакомо».

Однако практически все это характерно для большинства семей, а не только для семей с жестоким обращением. Таким образом, когда терапевт предполагает, что эти широко распространенные характеристики являются признаками жестокого обращения, люди могут со временем ошибочно прийти к выводу, что их широко распространенный опыт на самом деле мог быть признаком жестокого обращения в их собственном опыте. Таким образом, терапевты невольно создавали воспоминания о насилии.

Эти убеждения могут иметь существенные последствия не только в терапии, но и в других условиях. Полицейские детективы, например, могут заставить очевидцев или даже жертв преступления вспомнить что-то, чего не было, на основе повторного допроса.

Вот почему так важны эмпирические исследования в психологии; чтобы помочь определить, как люди с благими намерениями — терапевты и полицейские детективы — могут получить неточную информацию, а также разработать стандартные протоколы, чтобы убедиться, что свидетелей по ошибке не поощряют или не заставляют давать показания, которые оказываются ложными.

Общие вопросы о важности эмпирических исследований в психологии

В: Кто придумал, что у людей могут быть подавленные воспоминания?

Австрийский психотерапевт Зигмунд Фрейд считал, что люди могут подавлять воспоминания об очень тяжелых переживаниях и что эти воспоминания впоследствии могут быть восстановлены в ходе терапии. Хотя его работа изначально считалась новаторской с точки зрения ее вклада в психологию, позже она была подвергнута критике и широко отвергнута психологическим сообществом как научно несостоятельная.

В: Какие доказательства предоставила работа Элизабет Лофтус?

Работа Элизабет Лофтус наглядно показала, что непреднамеренно создать ложные воспоминания на удивление легко. Когда людей постоянно спрашивают по определенной теме, эти вопросы могут привести к тому, что у них возникнут воспоминания о том опыте, которого у них не было.

В: Почему эмпирические исследования в психологии так важны?

Эмпирические исследования в психологии очень важны. Во-первых, это помогает определить, как люди с благими намерениями, такие как терапевты и полицейские детективы, могут получить неверную информацию. Во-вторых, это помогает разработать стандартные протоколы, чтобы гарантировать, что свидетелей не поощряют по ошибке или не заставляют давать показания, которые оказываются ложными.

Продолжайте читать


Эволюционная психология и основные потребности человека
Как эволюционная психология влияет на поведение
Анализ гендерных различий в психологии

2.1 Модель научных исследований в психологии – Методы исследования в психологии

Цели обучения

  1. Обзор общей модели научных исследований в психологии.

На рис. 2.1 представлена ​​простая модель научных исследований в психологии. Исследователь (который чаще всего представляет собой небольшую группу исследователей) формулирует исследовательский вопрос, проводит исследование, предназначенное для ответа на вопрос, анализирует полученные данные, делает выводы об ответе на вопрос и публикует результаты, чтобы они становятся частью исследовательской литературы. Поскольку исследовательская литература является одним из основных источников новых исследовательских вопросов, этот процесс можно рассматривать как цикл. Новые исследования приводят к новым вопросам, которые ведут к новым исследованиям и так далее. На рис. 2.1 также показано, что исследовательские вопросы могут возникать вне этого цикла либо в результате неформальных наблюдений, либо в связи с практическими проблемами, которые необходимо решить. Но даже в этих случаях исследователь начинал с проверки исследовательской литературы, чтобы увидеть, был ли уже дан ответ на вопрос, и уточнить его на основе того, что уже было обнаружено предыдущим исследованием.

Рисунок 2.1 Простая модель научных исследований в психологии

Исследования Мела и его коллег прекрасно описываются этой моделью. Их вопрос — являются ли женщины более разговорчивыми, чем мужчины — был навеян им как стереотипами людей, так и опубликованными заявлениями об относительной разговорчивости женщин и мужчин. Однако, когда они проверили исследовательскую литературу, они обнаружили, что этот вопрос не рассматривался должным образом в научных исследованиях. Затем они провели тщательное эмпирическое исследование, проанализировали результаты (обнаружив очень небольшую разницу между женщинами и мужчинами) и опубликовали свою работу, чтобы она стала частью исследовательской литературы. Однако публикация их статьи — это не конец истории, потому что их работа ставит много новых вопросов (о достоверности результата, о потенциальных культурных различиях и т. д.), которые, вероятно, будут подняты ими и другими исследователями. вдохновленные их работой.

Читаете в печатном виде? Отсканируйте этот QR-код, чтобы просмотреть видео на мобильном устройстве. Или зайдите на youtu.be/XToWVxS_9lA

В качестве другого примера рассмотрим тот факт, что сотовые телефоны стали более распространенными в 1990-х годах, и люди начали задаваться вопросом, оказывает ли и в какой степени использование сотовых телефонов негативное влияние на вождение. Многие психологи решили подойти к этому вопросу с научной точки зрения (Collet, Guillot, & Petit, 2010) [1] . Из ранее опубликованных исследований стало ясно, что выполнение простой вербальной задачи ухудшает производительность перцептивной или двигательной задачи, выполняемой в то же время, но никто не изучал конкретно влияние использования мобильного телефона на вождение. В тщательно контролируемых условиях эти исследователи сравнивали эффективность вождения людей при использовании мобильного телефона с их эффективностью без использования мобильного телефона как в лаборатории, так и в дороге.

Добавить комментарий