Этапы наблюдения в психологии: Этапы научного наблюде­ния

Содержание

Наблюдение (психология) | это… Что такое Наблюдение (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение.

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.


Содержание

  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Предмет наблюдения
    • 1.2 Средства наблюдения
  • 2 Классификация наблюдений
    • 2.1 По систематичности различают
    • 2.2 По фиксируемым объектам
    • 2.3 По форме наблюдения
      • 2.3.1 Осознанное наблюдение
      • 2.3.2 Неосознанное внутреннее наблюдение
      • 2.3.3 Неосознанное внешнее наблюдение
      • 2.3.4 Наблюдение окружающей среды
  • 3 Этический кодекс APA и наблюдения
  • 4 Этапы исследования методом наблюдения
  • 5 Плюсы и минусы
    • 5. 1 Преимущества метода наблюдения
    • 5.2 Недостатки метода наблюдения
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Общие сведения

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение[1].

Предмет наблюдения

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • И др.

И т. д.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать.

Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

  • Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
  • Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  • Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  • Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

  • Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
  • Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения[2].

По форме наблюдения

  • Осознанное наблюдение
  • Неосознанное внутреннее наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды
Осознанное наблюдение

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Особенности

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., 1956), разработавшего теорию когнитивного диссонанса.

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, 2004)[3][4].

Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Неосознанное внешнее наблюдение

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов[5].

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  • Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  • Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  • Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  • Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Плюсы и минусы

Преимущества метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т.
    д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
  • Оперативность получения информации
  • Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения

  • Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
  • Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения[6]

См. также

  • Наблюдение
  • Экспериментальная психология

Примечания

  1. См.: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — Спб.: Питер, 2002.
  2. Там же. С. 40—43.
  3. Festinger, L., Riecken, H. W., & Schachter, S. (1956). When prophecy fails. Minneapolis: University of Minnesota Press
  4. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 422—423.
  5. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 45—48.
  6. Там же. С. 40—41.

Ссылки

  • А.Я. Психология: Психологический словарь
  • А.Я. Психология: Наблюдение как метод получения психологической информации
  • Психологический словарь: Наблюдение

это что такое, виды и методы исследования

Самым старым методом получения информации является наблюдение. Исследователь изучает внешнее поведение других людей, чтобы получить интересующую информацию, провести анализ полученных данных, сделать заключение. При этом не происходит преднамеренного вмешательства в жизнь выбранного субъекта. Наблюдение в психологии применяется и по сей день, считаясь эффективной техникой.

Суть и задачи метода

Наблюдение — метод проведения исследований, используемый для получения информации. На практике применяется два типа слежки:

  • ведущее — основной метод исследования;
  • подкрепляющее — проводится в комплексе с опросом.

Задачи метода:

  • получение предварительных данных для планирования действий;
  • создание иллюстрированных материалов;
  • обработка первичной информации.

Предмет исследования

Предметом исследования:

  • вербальные — продолжительность, содержательность, интенсивность речи;
  • невербальные — движения, мимика;
  • перемещения субъекта;
  • дистанция между людьми;
  • физические проявления — побои, толчки, удары, касания.

Целью исследования выступают только те проявления, которые можно объективно зафиксировать в документах, на фото или видео.

Сферы применения

Наблюдение применяются в различных сферах:

  • медицине;
  • психологии;
  • педагогике;
  • криминалистике.

Полученная информация помогает раскрывать преступления, помогать людям в сложных ситуациях, преподавать новые знания.

Классификация

Методы наблюдения в психологии классифицируются зависимо от разных факторов. Разделение по систематичности:

  1. Систематическое — исследование проводится согласно четкому плану, разработанному заранее. При этом учитываются условия окружающей среды.
  2. Несистематическое — ученые создают общую картину о поведении одного человека или группы. При этом не фиксируют отдельные проявления поведения.

В психологии также выделяют такие виды наблюдения:

  1. Выборочное — наблюдатель записывает, фотографирует или снимает на камеру только определенные параметры поведения, проявления активности со стороны субъекта.
  2. Сплошное — исследователь фиксируют любые изменения поведения, действий человека.

Формы наблюдения:

  • осознанное;
  • неосознанное внешнее;
  • неосознанное внутреннее;
  • неосознанное окружающее.

Во время осознанного наблюдения индивида заранее предупреждают об исследовании. Иногда ученые рассказывают испытуемому о главных задачах, целях проведения слежки, но чаще эти данные скрываются, называются совершенно другие мотивы, чтобы человек вел себя естественно.

Особенности осознанной формы наблюдения:

  • ученые влияют на поведение испытуемого, что может негативно сказаться на результате;
  • объект наблюдения может нарочно изменять свое поведение.

Во время неосознанного внутреннего наблюдения, ученый не вмешивается в жизнь испытуемого, становится частью его окружающего мира. При этом он может завести разговор с объектом слежки.

Особенности:

  1. Наблюдатель может пользоваться различными способами получения информации.
  2. Возникает множество сложностей с фиксированием информации, так как наблюдаемый субъект может выезжать из страны, длительное время пребывать дома, на работе. Невозможно построить четкий график для наблюдения, из-за чего слежка затягивается на неопределенный промежуток времени.

В редких случаях наблюдатель может утерять свою скрытность при личном общении с субъектом.

При неосознанном внешнем наблюдении человек не знает, что за ним ведется слежка, а исследователь отказывается от любых контактов с субъектом. Управлять процессом наблюдения невозможно. Часто наблюдатели меняются, чтобы человек не смог заподозрить их в слежке.

Преимущества и недостатки метода

В психологии у метода наблюдение выделяют определенные достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при применении техники. Преимущества:

  1. Возможность фиксировать изменения поведения в естественных условиях.
  2. Достижение многомерности охвата. Благодаря этому можно фиксировать несколько параметров, к которым относятся вербальные и невербальные.
  3. Возможность проводить исследования, задействую группу лиц, записывая особенности отношений между отдельными людьми и оценивая их поведение в одинаковых ситуациях.
  4. Не нужно создавать определенные условия для проведения наблюдения, использовать лабораторное оборудование, подготавливать человека.

Недостатки:

  • некоторые факторы могут помешать проведению исследования;
  • наблюдение требует больших затрат —денег, людей, времени;
  • нужно уметь правильно отмечать важные моменты, сопоставлять полученные данные между собой, делать выводы.

На результат проведения слежки процесс может повлиять:

  • неправильно составленный план действий;
  • усталость человека, который проводит слежку;
  • гало-эффект;
  • ошибки в моделировании разных ситуаций;
  • неверное первое впечатление;
  • наличие собственных предубеждений;
  • социальный статус испытуемого, экспериментатора;
  • настроение, в котором находится наблюдатель при выполнении порученной работы.

Некоторые исследователи не учитывают жизненных ситуаций наблюдаемого субъекта, из-за чего результаты получаются неправильными.

Инструменты

Для проведения наблюдения понадобится несколько инструментов:

  • записная книжка;
  • видеокамера;
  • диктофон;
  • фотокамера.

Выбор инструментов зависит от вида наблюдения.

Принципы проведения и этапы исследования

Последовательность проведения исследования:

  1. Определяется объект проведения слежки.
  2. Проводится оценка окружающей ситуации, выявляются обстоятельства, при которых проживает наблюдаемый.
  3. Создается план проведения слежки. Необходимо выделить основные моменты, чтобы не растеряться при слежке.
  4. Выбирается метод обработки полученных данных.
  5. Подготавливаются инструменты для слежки.

После выполнения всех действий, сбора информации, необходимо сопоставить полученные данные, провести анализ, сделать выводы.

В Америке существует этический кодекс, согласно которому слежку можно проводить только при соблюдении ряда правил:

  1. Согласие на проведение слежки можно не спрашивать, если она будет проводиться в общественном месте. В остальных случаях потребуется разрешение.
  2. Психолог должен минимально вмешиваться в жизнь наблюдаемого.
  3. Категорически запрещено раскрывать информацию о наблюдаемых людях, указывать в общедоступных документах точные данные.
  4. Если объекту слежки что-то угрожает, исследователь должен минимизировать риск причинения травм человеку.

Ошибки, из-за которых получаются неправильные результаты:

  1. Неправильная корреляция. Ученый объясняет проявление одних признаком, на основании других.
  2. Неправильное первое впечатление. Исследователь фиксирует данные, опираясь на свои первые впечатления.
  3. Эффект снисхождения. Психолог по своей натуре дает преимущественно положительные оценки.
  4. Ошибки контраста. Наблюдатель привык характеризовать других людей по чертам, которых нет у него.
  5. Ошибки центральной тенденции. Ученый старается дать нейтральную оценку проявлениям активности.
  6. Гало-эффект. Исследователь зацикливается на действиях субъекта и не замечает мелочей.

Наблюдение применяется в различных сферах человеческой жизни. С помощью этого метода можно получить общую информацию о привычках, поведении, нахождении человека в обществе. Для его выполнения достаточно держать цель в поле зрения, отмечать важные моменты в записной книжке, делать фотографии, записывать видео.

15 лучших книг по психологии и психотерапии

На видео представлена подборка книг по психологии, которые помогут Вам погрузиться глубже в мир психологии и получить ответы на многие, интересующие Вас вопросы.

типов и стадий наблюдательного обучения и памяти

Тип бумаги: Бесплатное эссе Предмет: Физиология
Количество слов: 959 слов Опубликовано: 3 сентября 2021 г.

Ссылка на это

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp

В этом эссе будут рассмотрены аспекты психологии путем изучения различных типов и стадий наблюдательного обучения и памяти.

Обучение через наблюдение

Обучение определяется как «процесс приобретения знаний посредством опыта, который приводит к устойчивым изменениям в поведении» (Huczynski & Buchanan (2013), стр. 154).

Существует два разных типа обучения – наблюдательное и ассоциативное обучение.

Концепция обучения через наблюдение была разработана Альбертом Бандурой (1977, 1986 и 2000) для исключения метода проб и ошибок в обучении. Чтобы объединить оба обучения, ассоциативное обучение более утомительно и более опасно, чем наблюдательное обучение. Наблюдение путем наблюдения может развить новое поведение и может повлиять на ранее изученное поведение.

Обучение через наблюдение состоит из четырех этапов и процессов:

  1. Внимание . Наблюдатели могут учиться, только если они обращают внимание на наставника или учителя. Например, уроки танцев. Обслуживающий персонал должен наблюдать и обращать внимание на учителя, чтобы научиться танцевать.
  2. Удержание. Наблюдатели должны запоминать информацию и сохранять ее в памяти. Для того, чтобы сделать следующий шаг, необходимо вспомнить то, что было запомнено ранее. Например, научиться пользоваться компьютерными программами.
  3. Репродукция . Наблюдатели должны воспроизводить другое поведение. Но есть фактор ограничения физических возможностей. Примером может быть то, что люди не могут летать.
  4. Подкрепление т. Наблюдатели пройдут через разные этапы и будут мотивированы учиться. Согласно теории социального обучения Бандуры (например, 1977 г.), экспериментируйте с детьми, позволяя им смотреть телевизор, а затем мотивируйте агрессивное поведение.

Это исследование имеет важные последствия для воздействия насилия в СМИ на детей. (http://www.simplypsychology.org/bobo-doll.html 24.02.2017, 15:31)

Память — это способность мозга, с помощью которой информация кодируется, сохраняется и извлекается (Atkinson & Shiffrin, 1968).

Память — это процесс сохранения информации во времени . (Матлин, 2005 г.)

Существует три этапа памяти:

Кодирование : визуальный (изображение), акустический (звук), семантический (значение)

Магазин : Кратковременная память или Долговременная память

Получить : зависит от контекста (похожая ситуация) или от состояния (похожее эмоциональное состояние)

(источник схемы 1: https://www.psychesstudy.com/cognitive/memory/stages 24.02.2017 22:44)

Различные типы памяти:

(источник схемы 2: http://www.human-memory.net/types.html 24.02.2017, 17:30)

Сенсорная память . Очень короткий, если он не передан в кратковременную память, он потерян. Например, память звука/изображения/слова сохраняется только на секунду. Помехи могут помешать воспоминанию. Сенсорная память может быть иконической или эхогенной.

Кратковременная/рабочая память — шаг к долговременной памяти. Удерживает небольшое количество информации до семи (+-2) единиц одновременно за ограниченное время, кодирует информацию. Повторяя информацию, мы можем удерживать ее в рабочей памяти. Например, чтобы запомнить номер телефона, мы повторяем его несколько раз. Но и его можно легко забыть. Окружение людей и окружающая среда влияют на рабочую память.

Долговременная память сложнее. Он хранит информацию в течение длительного времени или на всю жизнь и имеет неограниченную емкость. Существует три системы долговременной памяти:

Эпизодический (например, опыт, особые события, такие как день рождения 5 th ),

Семантический (факты, концепции, например, знание того, что птицы могут летать)

Процедурный (например, навыки ходьбы).

Процедурная — это подкатегория Имплицитной памяти (бессознательной), и она использует прошлый опыт (например, музыкантов, в языковом развитии).

Эпизодическая и семантическая память являются подмножеством декларативной памяти, которая является подмножеством эксплицитной памяти (сознательной) и содержит факты и события, которые можно сохранять и сознательно вспоминать (например, обучение плаванию)

В заключение, обучения без памяти не существует.

Ссылки

Аткинсон, Р. К., и Шиффрин, Р. М. (1968). Человеческая память: предлагаемая система и процессы управления ею. В психологии обучения и мотивации: II Оксфорд, Англия: Academic Press. дои: 10.1016/S0079-7421(08)60422-3

Дэвид А. Бьюкенен, Анджей А. Хучински. Организационное поведение. 8-е издание. Харлоу, Англия Пирсон (2013), стр. 154.

Мэтлин, М. В. (2005). Познание. Кроуфордсвилл: John Wiley & Sons, Inc.

http://www.simplypsychology.org/bobo-doll.html 24.02.2017, 15:31

Диаграмма 1 источник: https://www.psychesstudy.com/cognitive/memory/stages 24.02.2017 22:44

Диаграмма 2 источник: http://www.human-memory. net/types.html 24.02.2017 17:30

 

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp

Процитировать эту работу

Чтобы экспортировать ссылку на эту статью, выберите стиль ссылки ниже:

  • АПА
  • ГНД
  • МЛА-7
  • Гарвард
  • Ванкувер
  • Википедия
  • ОСКОЛА

UKEssays. (ноябрь 2018 г.). Типы и этапы наблюдательного обучения и памяти. Получено с https://us.ukessays.com/essays/physiology/types-stages-observational-learning-9366.php?vref=1 Ссылка скопирована в буфер обмена.

«Типы и этапы наблюдательного обучения и памяти». ukessays.com. 11 2018. UKEssays. 03 2023 . Ссылка скопирована в буфер обмена.

«Типы и этапы наблюдательного обучения и памяти». UKEssays. ukessays.com, ноябрь 2018 г. Интернет. 14 марта 2023 г. . Ссылка скопирована в буфер обмена.

UKEssays. Ноябрь 2018 г. Типы и этапы наблюдательного обучения и памяти. [В сети]. Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/physiology/types-stages-observational-learning-9.366.php?vref=1 [По состоянию на 14 марта 2023 г.]. Ссылка скопирована в буфер обмена.

UKEssays. Типы и этапы наблюдательного обучения и памяти [Интернет]. ноябрь 2018 г. [По состоянию на 14 марта 2023 г.]; Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/physiology/types-stages-observational-learning-9366.php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.

{{цитировать веб-сайт|последний=ответы |первый=все |url=https://us.ukessays.com/essays/physiology/types-stages-observational-learning-9366.php?vref=1 |title=Типы и этапы наблюдательного обучения и памяти |publisher=UKEssays.com |date=ноябрь 2018 г. |accessdate=14 марта 2023 г. |location=Ноттингем, Великобритания}} Ссылка скопирована в буфер обмена.

All Answers ltd, «Типы и этапы наблюдательного обучения и памяти» (UKEssays.com, март 2023 г.) по состоянию на 14 марта 2023 г. Ссылка скопирована в буфер обмена.

Сопутствующие услуги

Посмотреть все

Служба написания эссе

От 124 фунтов стерлингов

Служба написания диссертаций

От 124 фунтов стерлингов

Служба написания заданий

От 124 фунтов стерлингов

Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху / Запрос на удаление

Если вы являетесь автором этого эссе и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на UKEssays.com, пожалуйста:

Сопутствующие услуги

Наши услуги по академическому письму и выставлению оценок могут вам помочь!

  • Узнайте больше о нашей службе написания эссе

Цены от

152 долл. США

Ориентировочные затраты на:

  • Бакалавриат 2:2
  • 1000 слов
  • Доставка за 7 дней

Заказ Эссе

  • Служба написания диссертации
  • Служба написания заданий
  • Служба маркировки
  • Образцы наших услуг
  • Полный портфель услуг

Связанные лекции

Учитесь бесплатно с нашим набором университетских лекций!

  • Все доступные лекции

Внештатные писательские работы

Ищете гибкую должность?
У вас степень 2:1 или выше?

Подайте заявку сегодня!

Учебные ресурсы

Бесплатные ресурсы , которые помогут вам в учебе в университете!

  • Ресурсы для диссертаций по адресу UKDiss.com
  • Как написать эссе
  • Руководство для покупателей эссе
  • Справочные инструменты
  • Руководство по написанию эссе
  • Руководства по написанию для магистров

Обучение через наблюдение | психология | Британника

Похожие темы:
обучение имитация социальное обучение

См. весь соответствующий контент →

обучение с наблюдением , метод обучения, который состоит в наблюдении и моделировании поведения, отношения или эмоционального выражения другого человека. Хотя обычно считается, что наблюдатель будет копировать модель, американский психолог Альберт Бандура подчеркнул, что люди могут просто учиться на своем поведении, а не имитировать его. Обучение через наблюдение является основным компонентом теории социального обучения Бандуры. Он также подчеркивал, что при любой форме наблюдения и моделирования поведения необходимы четыре условия: внимание, удержание, воспроизведение и мотивация.

Условия обучения через наблюдение

Внимание

Если организм собирается чему-то научиться у модели, он или она должны обращать внимание на нее и на поведение, которое она демонстрирует. Многие условия могут повлиять на внимание наблюдателя. Например, если наблюдатель сонный, болен или рассеян, он с меньшей вероятностью усвоит смоделированное поведение и воспроизведет его позже. Кроме того, на внимание наблюдателя влияют характеристики модели. Бандура и другие показали, что люди обращают больше внимания на привлекательных, похожих на них или престижных моделей и получают вознаграждение за свое поведение. Это объясняет привлекательность поведения спортсменов для маленьких детей и привлекательность поведения успешных взрослых для студентов колледжей. К сожалению, этот аспект моделирования также может быть использован во вред. Например, если маленькие дети становятся свидетелями того, как члены банды получают статус или деньги, они могут подражать такому поведению, пытаясь получить аналогичные награды.

Еще из Britannica

мотивация: обучение через наблюдение

Удержание

Вторым требованием к обучению через наблюдение является способность помнить поведение, которое было свидетелем. Если человек или животное не помнят своего поведения, маловероятно, что они будут его подражать.

Репродукция

Этот обязательный атрибут поведения касается физической и умственной способности человека копировать поведение, которое он или она наблюдали. Например, маленький ребенок может наблюдать, как баскетболист из колледжа забивает мяч. Позже, когда у ребенка будет баскетбольный мяч, он или она может попытаться замочить мяч, как школьник. Однако маленький ребенок далеко не так физически развит, как старший игрок колледжа, и, сколько бы раз он ни пытался, не сможет дотянуться до корзины, чтобы забить мяч. Ребенок постарше или взрослый может замочить мяч, но, скорее всего, только после небольшой практики. Точно так же молодой жеребенок наблюдает, как другая лошадь в табуне перепрыгивает через ручей, бегая по пастбищу. Наблюдая за прыжками модели, жеребенок пытается сделать то же самое, но приземляется посреди ручья. Он просто был недостаточно большим или не имел достаточно длинных ног, чтобы очищать воду. Однако после физического роста и некоторой практики он мог в конечном итоге повторить прыжок другой лошади.

Мотивация

Возможно, наиболее важным аспектом обучения через наблюдение является мотивация. Если у человека или животного нет причин для имитации поведения, то никакое внимание, удержание или воспроизводство не преодолеют отсутствие мотивации. Бандура выделил несколько мотивирующих факторов для подражания. К ним относятся знание того, что модель ранее поощрялась за поведение, предложение стимула для выполнения или наблюдение за моделью, получающей подкрепление за поведение. Эти факторы также могут быть негативными мотивами. Например, если наблюдатель знал, что модель была наказана за такое поведение, ей угрожали за демонстрацию такого поведения или он наблюдал, как модель была наказана за такое поведение, то вероятность того, что модель имитирует такое поведение, меньше.

Применение обучения с наблюдением

Моделирование успешно используется при многих терапевтических состояниях. Многие терапевты использовали формы моделирования, чтобы помочь своим пациентам преодолеть фобии. Например, взрослые, страдающие клаустрофобией, могут наблюдать за моделью на видео, когда они подходят все ближе и ближе к закрытому пространству, прежде чем войти в него. Как только модель достигает закрытого помещения, например, шкафа, она открывает дверь, входит в нее, а затем закрывает дверь. Наблюдателя научат методам релаксации и попросят практиковать их каждый раз, когда он или она начнет беспокоиться во время просмотра фильма. Конечным результатом является продолжение наблюдения за моделью до тех пор, пока человек не сможет сам войти в шкаф.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Результаты экспериментов Бандуры с куклой Бобо сильно повлияли на детские телевизионные программы. Бандура заснял, как его ученики физически нападают на куклу Бобо, надувную куклу с закругленным дном, которая снова всплывает, когда ее сбивают с ног. Студента поместили в комнату с куклой Бобо. Ученик бил куклу кулаком, кричал на нее «чувак», пинал ее, бил молотком и сел на нее. Затем Бандура показал этот фильм маленьким детям. Их поведение было записано, когда они находились в комнате с куклой. Дети подражали поведению ученика и временами даже становились более агрессивными по отношению к кукле, чем они наблюдали. Другая группа маленьких детей наблюдала, как ученик хорошо относился к кукле. Как ни странно, эта группа детей не подражала позитивному взаимодействию модели. Бандура провел большое количество разнообразных сценариев этого исследования и нашел похожие события даже тогда, когда кукла была живым клоуном. Эти результаты побудили многих родителей следить за телевизионными шоу, которые смотрят их дети, и за друзьями или сверстниками, с которыми они общаются. К сожалению, родительская поговорка «Делай, как я говорю, а не так, как я делаю» не верна для детей. Дети с большей вероятностью будут подражать поведению, а не инструкциям своих родителей.

Один из самых известных примеров обучения через наблюдение у животных связан с лазоревкой, маленькой европейской птицей. В течение 1920-х и 1940-х годов многие люди сообщали, что сливки с верхней части молока, доставляемого в их дома, крадут. Случаи кражи сливок распространились по всей Великобритании. После долгих спекуляций по поводу пропажи крема выяснилось, что виновата лазоревка. В частности, одна птица научилась проклевывать верхнюю часть фольги контейнера для молока и высасывать сливки из бутылки.

Добавить комментарий