Этика решений спорных вопросов
Нужен весьма дифференцированный подход к вопросу о выборе личности оппонента в предстоящем споре. Мудрость всех народов предостерегает от споров с глупцами. Такой спор никогда не приносит успеха. Не следует также без нужды спорить с дерзким и грубым человеком. К числу нежелательных оппонентов относятся и явные софисты, с которыми спорить без нужды можно лишь тогда, когда мы знаем, что способны проучить их, задав им словесную трепку.
Есть люди, которые неспособны к правильному спору. Вот как о таком типе спорщиков пишет М.Ю. Лермонтов: «Спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только лишь вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому, имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая на самом деле есть только продолжение его собственной речи»3.
Еще ужаснее истеричный спорщик. Он постоянно забывает тему спора, хватается за отдельные слова, кидается от мысли к мысли, перебивает противника, буквально не дает сказать ни слова, а при попытках вставить слово кричит: «Вы не даете мне говорить».
Иногда спор навязывается, провоцируя ссору. Конечно, нередко честный человек должен мужественно идти на подобный спор, хотя его может ожидать «растерзание свиньями». Но никто не должен делать этого без необходимости.
Иногда и противник такой, что с ним можно спорить, но доказательство тезиса он не поймет. Чем невежественнее и глупее человек, тем он менее способен понять и принять какую-либо сложную мысль или сложное доказательство. Парадоксально, но такая неспособность обычно сопровождается глубоким самодовольством, уверенностью, что истина «у него в кармане», что все это очень просто и ему давно хорошо известно.
Выбор доводов при доказательстве
тезиса определяется задачами, которые
мы ставим в споре. Желая проверить
истинность какой-либо мысли, мы выбираем
в пользу нее самые сильные, с
нашей точки зрения, аргументы. Желая
убедить кого-нибудь, приводим доводы,
которые должны казаться наиболее убедительными
собеседнику. Желая победить противника,
ищем аргументы, которые более всего
способны поставить его в затруднение.
В споре, ведущемся для убеждения
слушателей, мы приспосабливаем выбор
доводов не столько к оппоненту,
сколько к слушателям. Неумение принимать
в расчет задачи спора при выборе
доводов часто ведет к
Быстрая смена мыслей, тем более сложных, при споре перед аудиторией среднего уровня совершенно недопустима. Люди, не привыкшие глубоко мыслить, способны проследить лишь постепенную смену аргументов. Каждое доказательство надо излагать в отдельности, отбрасывая по возможности все второстепенные подробности. Необходимы жизненные сравнения, пусть даже грубоватые для создания наглядного образа, доступного пониманию.
2. Сущность конфликтных ситуаций
Пока окружающие нас воздух
и вода экологически чистые, мы их не
замечаем. Когда же они становятся
загрязненными, люди начинают задумываться
о той огромной роли, которую природа
играет в их жизни. Нечто подобное
имеет место и при
Конфликт — наличие трудноразрешимых противоречий и конфликтной ситуации, включающей противоположные позиции сторон либо противоположные цели или средства для их достижения.
Конфликт возникает при появлении трудноразрешимых противоречий; столкновении интересов на почве соперничества, отсутствии взаимопонимания, часто сопровождаемых острыми эмоциональными переживаниями. Основу любого конфликта образует ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон, либо противоположные цели или средства их достижения.
Чтобы конфликт начал развиваться,
необходим инцидент, при котором
одна из сторон совершает действия,
ущемляющие интересы своих оппонентов
или партнеров. Если противоположная
сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального
перерастает в реальный. Инцидент способен
возникнуть как по инициативе одной из
сторон, так и независимо от воли и желания
обеих сторон, вследствие объективных
обстоятельств, либо случайно
Межличностный конфликт — это ситуация, в которой люди либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо в острой конкурентной борьбе одновременно стремятся к достижению одной и той же цели, которая может стать достоянием лишь одной из конфликтующих сторон. Среди иных причин межличностных конфликтов могут быть недостаток информации, неопределенность, малая коммуникабельность, скованность боязнью выбора и т.п.
Часто источником конфликта служат недоверие и раздражительность. Попытки открыто высказать свое раздражение нередко приводят к большим обидам, заканчивающимся скандалами или полным прекращением отношений.
Первым шагом выхода из
конфликтной ситуации является обнаружение
скрытых причин и источников конфликта,
следующим — коррекция проблемы путем
подходящей реакции на нее. Например,
если конфликт обусловлен недостаточным
общением, очевидная реакция должна
состоять в том, чтобы наладить общение.
Если конфликт связан с различием
в жизненных планах, реакция будет
заключаться в одном из компромиссов,
выработанных в результате переговоров
и поиска взаимовыигрышных решений.
Если в конфликте участвуют трудные
в общении люди — грубияны, жалобщики
или вовсе отрицательные
Метод разрешения межличностных конфликтных состояний содержит два ключевых соображения. Во-первых, раздражение должно только частично получать выход. Нельзя давать выход всему накопившемуся гневу, он способен затопить и разрушить все на своем пути. Если человек находится в ситуации, когда его некому остановить в нужный момент, то он обязан сделать это сам. Вы должны сказать себе: «Здесь следует остановиться. Мне необходимо подавить гнев. Сейчас нет времени вспоминать прошлое». Даже если обидные слова оппонента вас сильно раздражают, заставьте себя успокоиться, и пусть его эмоции частично найдут себе выход. Ключ к ситуации, когда уровень раздражения поднимается слишком высоко или когда эмоции бушуют слишком долго, состоит в том, чтобы дать понять оппоненту, что вы хотите остановить кипение страстей, иными словами, уладить дело. Объясните, что вы не хотите пренебрегать эмоциями оппонента или отрицать их обоснованность, а только собираетесь сдержать их.
Часто бывает очень трудно выслушивать кого-то в состоянии конфликта: хочется уйти, уклониться от продолжения разговора или сменить тему. Такой образ действий даже бывает конструктивным, если у вас не возникнет в будущем необходимость общаться с этим раздраженным человеком. Иногда так поступают ораторы в толпе: они обрывают речь, уходят и обращаются к другой аудитории. Но если вы хотите сохранить ваши взаимоотношения, нужно слушать, пока другой человек не выговорится и не избавится от своих страхов и сомнений, которые подпитывают конфликт. Когда человеку не дают возможности высказаться, с его стороны обычно возникают враждебность и подозрительность, а общение скатывается к хаосу и напряженности. После релаксации можно начинать обычную беседу.
Во многих случаях, когда
человек охвачен гневом или страхом,
даже если они неразумны, лучший подход
состоит в том, чтобы просто слушать.
Поддакивайте, чтобы показать, что
вы слушаете и что для волнений
нет оснований. Если вы хотите добиться
какого-то решения, нужно быть терпеливым
и вежливым, хотя вы рискуете услышать
одно и то же много раз и вам
мучительно хочется прекратить разговор.
Такое поведение требует
Если вы по складу своего характера не можете спокойно слушать раздраженного человека, то очень полезно еще на ранних этапах конфликтной ситуации убедить себя в необходимости контроля за собой. Скажите себе: «Я обязан быть спокойным. Я должен слушать этого человека».
Встречаются случаи, когда
раздражение и враждебность достигают
такого высокого уровня, что лучше
всего отказаться от продолжения
взаимоотношений и уйти. Сигналом
к тому, чтобы уходить, является ощущение
бессмысленности происходящего
и «пробуждение» старого гнева
даже тогда, когда вы просто думаете
о возникшей ситуации. Другим сигналом
служит самобичевание: вы снова и
снова мысленно проигрываете ситуацию,
думаете о том, что вами сделано
неправильно и не находите выхода.
В таких случаях, возможно, наилучший
вариант, махнуть на все рукой, поскольку
конфликтные взаимоотношения
Существует несколько
эффективных методов
В варианте избавления от гнева с помощью заземления вы сначала представляете гнев, который входит в вас от оппонента как пучок отрицательной энергии. Затем эта энергия опускается через ноги и свободно уходит в землю.
Вариант избавления от гнева с помощью проецирования состоит в том, чтобы полностью расслабиться, а затем «излучить» свой гнев на некий мысленный экран и «расстреливать» его из «лучевой пушки». С каждым «попаданием» ваше раздражение будет ослабевать все больше, пока целиком не исчезнет.
Еще один способ избавления от гнева или иных отрицательных эмоций состоит в очищении энергетического поля или ауры вокруг себя. Сядьте ровно и потрите руки над головой, представляя себе, что этими движениями вы очищаете энергетическую оболочку вокруг своего тела и извлекаете из себя раздражение и гнев, а затем стряхиваете их с себя.
Вы можете также избавиться от гнева, который вызывает в вас конкретный человек, представив его намного ниже вас ростом так, чтобы он стал малозначащим для вас. Этот прием особенно полезен, когда вы застопорили свое внимание на каком-то человеке и преувеличиваете его значение в вашей жизни.
Любой из этих методов, используемый многократно, приведет к тому, что гнев и горечь, которые вы чувствовали, оставят вас. Конфликтная ситуация и ваш оппонент нередко могут показаться вам даже смешными.
Еще один способ освобождения
от раздражения в конфликтной
ситуации состоит в том, чтобы
спросить себя: «Какой урок я могу извлечь
из этой ситуации, чтобы быть подготовленным
к аналогичным случаям в
Некоторые люди как будто
заряжены отрицательной энергией. Оказавшись
в окружении людей злых, враждебно
настроенных, которые причиняют
вам при общении массу
404 Cтраница не найдена
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта МГТУ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом ФГБОУ ВО «МГТУ» и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.
Размер:
AAA
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
К сожалению запрашиваемая страница не найдена.
Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже
|
|
Решение этических проблем и морального стресса
Этические конфликты широко распространены в современных медицинских учреждениях, где организации пытаются сделать больше с меньшими затратами, а медицинские достижения и продлевающие жизнь методы лечения часто причиняют страдания. Не имея возможности сделать то, что они считают правильным действием, клиницисты — медсестры и другие медицинские работники — могут испытывать моральный стресс.
Рамон Лавандеро, RN, MA, MSN, FAAN, сказал, что мы должны быть уверены, что конфликт или разногласие не будут ошибочно приняты за моральный стресс.
«Наша задача не в том, чтобы устранить моральные страдания; это становится частью нашей новой нормы и не исчезает, поэтому нашей новой целью стало научиться распознавать и эффективно справляться с этим», — сказал Рамон Лавандеро, RN, MA, MSN, FAAN, старший директор Американской ассоциации критических исследований. Care Nurses (AACN) и клинический доцент Школы медсестер Йельского университета. «Руководители здравоохранения могут начать с того, что помочь клиницистам научиться распознавать моральные страдания и указать им ресурсы, которые помогут справиться с ними».
Клиницисты часто думают, что моральный стресс ограничивается ситуациями, связанными с лечением и решениями об уходе из жизни, но это не так, добавил Лавандеро.
«Все меняется, — объяснил он. «Теперь они также испытывают это в ситуациях, связанных с обходными путями, издевательствами и бедствиями».
Американская ассоциация медсестер (ANA) также пришла к выводу, что рабочая среда и геномика являются областями этического беспокойства.
Поиск способов успешного разрешения этических конфликтов имеет решающее значение не только для врачей, испытывающих затруднения, но и для организаций, стремящихся улучшить результаты, поскольку моральный стресс может отрицательно сказаться на уходе за пациентами и связан с выгоранием сотрудников и текучестью кадров.
Кэрол Павлиш, RN, PhD, FAAN, сказала, что этические ситуации становятся важным опытом для медсестер.
Лидеры медсестер играют ключевую роль в разрешении этических конфликтов, сказала Кэрол Павлиш, RN, PhD, FAAN, доцент Школы медсестер Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
«Менеджер медсестры задает тон, следит за тем, чтобы медсестры знали ресурсы, и сама предоставляет ресурсы, если в учреждении их нет… и создает среду, позволяющую медсестрам вести этичную практику», — добавила Барбара Дж. Дейли, Доктор медицинских наук, RN, FAAN, профессор Школы медсестер Университета Кейс Вестерн Резерв и директор по клинической этике Медицинского центра Кейс при университетских больницах в Кливленде, штат Огайо.
Мэри К. Уолтон, MSN, MBE, RN, обсудила, как местный специалист по этике может встретиться с медсестрами и помочь им решить этические дилеммы.
Поддержка со стороны лидеров имеет важное значение, сказала Мэри К. Уолтон, MSN, MBE, RN, медсестра по этике в больнице Пенсильванского университета в Филадельфии.
Кэтрин Уоссон, доктор философии, магистр здравоохранения, доцент Института биоэтики Нейвангера Медицинской школы Стритча в Чикагском университете Лойолы в Мейвуде, штат Иллинойс, назвала моральный дистресс многофакторной проблемой.
«Метод преодоления у всех разный», — сказал Уоссон. «И есть ситуации, которые могут причинить моральный вред одному человеку, а другому нет».
Эксперты, с которыми связались для написания этой статьи, предложили несколько стратегий, которые организации могут реализовать для решения этических проблем и снижения морального стресса медсестер и других клиницистов:
1. Поддержка этического кодекса медсестер
Этический кодекс ANA представляет собой основу для практики. По словам Тернер, медсестры должны быть знакомы с кодексом и использовать его ежедневно. Больницы должны включить поведение, соответствующее кодексу этики, в должностные инструкции и учитывать это во время ежегодных обзоров эффективности.
Кроме того, некоторые специализированные сестринские организации имеют положения, касающиеся этических вопросов, которые медсестры могут использовать в качестве руководства. Компетенции в области генетики и геномики включают компонент этики.
2. Предлагайте непрерывное обучение
Марта Тернер, доктор философии, RN-BC, подчеркнула важность включения Кодекса этики в должностные инструкции и повседневную практику.
«Этике, как и большинству других дисциплин, нужно учиться», — сказала Марта Тернер, доктор философии, RN-BC, помощник директора Центра этики и прав человека ANA. «Этика не является интуитивной или просто «быть хорошим»» 9.0003
Новая ориентация сотрудников и все образовательные программы должны включать содержание этики с конкретными примерами того, как применять теоретические принципы к конкретным вопросам, сказал Дейли.
«Образование» дает медсестрам инструменты для принятия решений, — добавила Марша Д. Фаулер, доктор философии, доктор медицинских наук, магистр медицинских наук, RN, FAAN, которая работала в целевой группе ANA по Кодексу этики и преподает этику и духовность в Высшей школе богословия Хаггарда в Azusa Pacific. Университет в Азусе, Калифорния,
«Когда они сталкиваются с моральными дилеммами в клинической практике, им необходимо мыслить этическими категориями, и это не приходит само собой», — сказал Фаулер.
Обучение не всегда дает ожидаемые результаты. Исследователи из Лойолы обнаружили, что медсестры отделения интенсивной терапии после ожогов на самом деле сообщили о более высоких баллах морального стресса после участия в четырехнедельном вмешательстве по поводу морального стресса. Но через шесть недель показатели снова пошли вниз. Уоссон, со-исследователь, предположил, что программа могла повысить осведомленность или натолкнуть на мысли о прошлых случаях. Но позже медсестры смогли обработать информацию.
«Это того стоило», — сказала ведущий автор Джини М. Леггетт, RN, BSN, MA, менеджер Ожогового центра Лойолы. «Медсестры сказали нам, что им это понравилось. А младшие медсестры сказали, что иногда они задаются вопросом, чувствует ли кто-нибудь еще то же самое».
3. Создайте среду, в которой медсестры могут высказаться.
Наличие рабочей среды, которая помогает медсестрам поднимать этические вопросы и дает им возможность решать эти проблемы, также жизненно важно, сказал Дейли.
Этические вопросы сложны, и каждый привносит в ситуацию свой собственный опыт и ценности.
«Все хотят делать свою работу хорошо, и самое главное — это пациент», — сказал Дейли. «Но это сложные вопросы, и их трудно проработать в своей голове. Лучший этический анализ проводится открыто с другими людьми».
4. Объединить различные дисциплины
Врачи и медсестры испытывают общие страдания. Совместная работа может оказаться полезной в преодолении морального стресса.
— Медсестры и врачи не понимают, насколько они могут быть полезны друг другу, — сказал Павлиш.
В отделении интенсивной терапии ожогов Лойолы проводятся междисциплинарные конференции по подведению итогов, как в тот же день, так и запланированные, в зависимости от ситуации.
Раунды клинической этики часто помогают в решении проблем, добавил Тернер.
Медсестры также должны участвовать в обсуждении целей пациента.
«Это большая часть признания вклада медсестер в достижение целей ухода», — сказал Павлиш. «Даже если они не согласны: если они провели это обсуждение, включили свои мысли и их оценили, это помогает при моральных страданиях».
5. Предоставление экспертов по этике
Медсестры по этике на месте или другие специалисты по этике, с которыми врачи могут конфиденциально поговорить, помогают людям взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.
«Когда у нас разные представления о том, что нужно делать, становится тяжело», — сказал Уолтон, который помогает медсестрам размышлять и переориентироваться.
Watson часто начинает с вопросов, чтобы помочь медсестрам обдумать свои проблемы и связанные с ними ценности. Затем она может предложить им поговорить с пациентом или семьей, чтобы получить представление или понять их выбор. Затем она может помочь медсестрам сосредоточиться на том, что прошло хорошо, как они способствовали улучшению ситуации, как они относились к пациенту с уважением и достоинством и на других положительных моментах.
Все сотрудники должны чувствовать себя в безопасности, обращаясь к нам, например, за консультацией или просто для обсуждения, сказал Дейли.
«Они часто звонят в поисках подтверждения того, что думают правильно и не ошибаются», — сказал Дейли.
6. Добавить наставников по этике на базе подразделения
Конни М. Ульрих, доктор философии, RN, FAAN, назвала комплекс этических проблем.
Необходимо решать повседневные этические проблемы, считает Конни М. Ульрих, доктор медицинских наук, RN, FAAN, доцент биоэтики и сестринского дела в Школе сестринского дела и медицины Университета Пенсильвании в Филадельфии и автор Сестринская этика в повседневной практике . Она предложила больницам создать наставников по этике на базе подразделений, которые могли бы помогать своим коллегам с возникающими повседневными проблемами.
«Если у вас есть кто-то из подразделений, вы можете решать конфликты раньше и с точки зрения превентивной этики, и поэтому они могут быть легко разрешены и не приведут к дальнейшему конфликту», — сказал Ульрих.
7. Проведите семейную конференцию
Семейные конференции собирают всех вместе и должны быть запланированы так, чтобы клиницисты обдумывали неопределенности и давали рекомендации до встречи.
Cecile Yacat, RN, рекомендовала семейные конференции для обсуждения важных тем и этических вопросов.
Сесиль Якат, RN, директор по уходу в Workmen’s Circle, реабилитационном центре подострых заболеваний в Бронксе, штат Нью-Йорк, согласилась с важностью вовлечения семьи в разработку плана ухода. Workmen’s Circle проводит встречи по предварительному планированию ухода с семьями и междисциплинарной командой, чтобы обсудить варианты изменения целей ухода, такие как запись в хоспис или продолжение более агрессивного лечения.
«Возможно, семья нуждается в дополнительной информации о паллиативной помощи», — сказал Якат. «Семьи могут принимать трудные решения и не могут собраться вместе».
8. Спонсируйте журналы по этике или книжные клубы
Книжные клубы и клубы журналов дают возможность сосредоточиться на этике. Больницы часто могут организовать их, поэтому участники могут получить кредиты на непрерывное образование, сказал Тернер.
Чтение статей помогает медсестрам понять, что другие люди испытывали подобные чувства. По словам Уотсон, журнальный клуб может сделать обсуждение безопасным, потому что обсуждение начинается со статьи, хотя оно может перейти и к личным ценностям.
Многие медицинские журналы содержат колонку по этике. Журнал Сестринская этика посвящен этой теме. ANA публикует статьи об этических проблемах в Online Journal of Issues in Nursing , который находится в сети и доступен бесплатно. Национальные институты здравоохранения, Центр Гастингса, Институты медицины и Президентский совет по биоэтике предоставляют онлайн-информацию. Всемирная организация здравоохранения предлагает международную этическую перспективу.
9. Свяжитесь с профессиональными ассоциациями
Профессиональные ассоциации часто предоставляют ресурсы для обучения и решения этических вопросов.
ANA предлагает более дюжины онлайн-программ повышения квалификации по вопросам этики.
AACN разработала практические ресурсы по выявлению и преодолению морального стресса, в том числе «4 Как подняться над моральным стрессом», руководство, которое помогает клиницистам пройти четыре шага при преодолении морального стресса: спросить, подтвердить, оценить и действовать. Они доступны любому медицинскому работнику бесплатно на сайте www.aacn.org/moraldistress. А 21 мая AACN проведет саммит по моральным страданиям во время выставки AACN National Teaching Institute and Critical Care Exposition в Денвере. Участники саммита обсудят неизбежность морального неблагополучия в привычных ситуациях.
Такие организации, как Американское общество биоэтики и гуманитарных наук, имеющее группу по интересам медсестер, проводят ежегодные конференции. ANA является одним из спонсоров Национальной конференции по этике медсестер.
10. Предлагайте консультационные услуги для сотрудников
Медсестры, которых особенно беспокоит этический вопрос — возможно, связанный с чем-то, происходящим в их личной жизни, или с тем, как текущая ситуация возрождает прошлые события — могут получить пользу от индивидуальных занятий с консультантом из программа помощи сотрудникам (EAP).
© 2014. AMN Healthcare, Inc. Все права защищены.
Решение спорных вопросов — Демократические школы для всех
Преподавание спорных вопросов создает проблемы как для учителей, так и для директоров школ.
Однако умение уважительно обсуждать деликатные и спорные вопросы является жизненно важным навыком в демократической культуре .
Школы должны быть местом, где учащиеся чувствуют себя в безопасности, участвуя в дебатах с людьми, у которых другое мнение. Благодаря тщательному управлению дискуссиями по спорным вопросам школы могут продвигать свободу выражения мнений, а также инклюзивность, терпимость и права человека, а также предотвращать или противодействовать использованию учащимися языка ненависти.
Для этого в качестве приоритета следует принять школьный план действий по разрешению спорных вопросов, предусматривающий обучение персонала.
Факты и цифры
71% опрошенных учителей и руководителей школ согласились с тем, что очень важно, чтобы все учащиеся в их школе открыто выражали свои взгляды, даже если их взгляды могут быть спорными. [1]
В ответ на вопрос «Насколько ценно изучение Холокоста для детей младшего школьного возраста?» 88% учителей считают, что преподавание Холокоста «полезно» или «очень ценно» для учеников начальной школы, хотя только 48% действительно учили этому. [2]
Что такое спорные вопросы?
Спорные вопросы – это вопросы, вызывающие сильные чувства и разделяющие сообщества.
Подобные проблемы могут возникнуть где угодно и когда угодно. Они варьируются от локальных до глобальных – от минаретов до изменения климата. Они также различаются от места к месту, например, однополые браки относительно бесспорны в некоторых странах, но вызывают большие споры в других. Некоторые из них являются давними противоречиями, например, «беспорядки» в Северной Ирландии, израильско-палестинский конфликт и «курдский вопрос» в Турции; в то время как другие появились недавно, например, беженцы, насильственный экстремизм и проблемы трансгендеров.
Общим для всех этих вопросов является то, что они сложны, их нелегко решить, обращаясь только к доказательствам, и они настолько эмоциональны, что люди часто испытывают трудности с их рациональным обсуждением.
Почему важно решать спорные вопросы в школе?
Хотя у школ может возникнуть соблазн избегать подобных вопросов, это не выгодно и не практично.
Обсуждение спорных вопросов помогает учащимся с разным опытом и образом жизни научиться жить и работать вместе мирно и уважительно. Это побуждает их слушать друг друга и чутко обсуждать свои различия. Это также побуждает их критически относиться к своим собственным убеждениям и ценностям и дает им уверенность и навыки для их публичного выражения.
Совместное обсуждение сложных вопросов развивает ряд важных демократических компетенций, например, открытость к другим культурам и верованиям, навыки аналитического и критического мышления, гибкость и приспособляемость, а также терпимость к двусмысленности — все это лежит в основе Совета Европейские эталонные рамки компетенций для демократической культуры.
При правильном обращении он разрушает барьеры и помогает разрядить социальную напряженность между противоборствующими группами, как в школе, так и в обществе в целом.
Изучение спорных вопросов имеет не только образовательные, но и личные и социальные преимущества. Подобные проблемы помогают определить некоторые из основных социальных, политических, экономических и моральных недостатков современной жизни и лежат в основе академического обучения по многим школьным предметам.
Однако самым сильным аргументом в пользу явного решения спорных вопросов является то, что на практике их просто невозможно избежать. Если учителя не поднимут эти вопросы, их ученики поднимут.
Благодаря обучению преподаванию спорных вопросов я нашла в себе смелость открыто обсуждать со своими учениками вопросы, которые, как мне казалось, я никогда не смогу обсудить, например, о сексуальном насилии и порноиндустрии». Учитель, Исландия
Какие трудности?
Самой большой проблемой является создание школьного духа, в котором учащиеся искренне чувствуют, что могут открыто говорить о своих проблемах, не опасаясь поношения или насмешек.
Создание такого идеала требует общешкольного подхода. Он включает в себя, среди прочего:
- учителя, обладающие уверенностью и навыками для обсуждения сложных вопросов в классе, например, знающие, как справляться со своими предубеждениями и предубеждениями, защищать уязвимых лиц и маргинализированные группы, беспристрастно представлять проблемы, справляться с недостатком экспертных знаний и конструктивно реагировать на спонтанные или неожиданные вопросы и замечания;
- руководители школ поощряют своих сотрудников к решению спорных вопросов и поддерживают единообразный подход во всей школе, например, обеспечивая лидерство, профессиональное развитие, возможности для группового обучения, руководство и поддержку, а также управление рисками;
- родителей и местных сообществ, уверенных в том, что школа на их стороне, например, уверенных, что школа не будет искажать или пытаться подорвать их взгляды или культуру.
Как школы могут стать активными?
Для начала школам рекомендуется:
- определить, какие спорные вопросы уже фигурируют в школьной программе, и обсудить, как они решаются в настоящее время, например, эволюция, изменение климата или испытания на животных в науке;
- рассматривает новые возможности включения спорных вопросов в другие школьные предметы и способы их включения в преподавание, например, использование и злоупотребление социальной статистикой в математике;
- разработка основных правил для обсуждения в классе, которые гарантируют каждому право голоса для выражения своего мнения и поощряют уважение к тому, кто хочет высказаться;
- создание небольшой группы поддержки, чтобы помочь учителям разработать методы управления обсуждением сложных вопросов, например, как «обезличить» проблему, используя историю или историческую параллель, или помочь учащимся рассмотреть альтернативные точки зрения, поместив их в точки зрения других людей.