Факторами социализации являются ответ: 2.3. Факторы социализации

2.3. Факторы социализации

Социализация осуществляется в определенных условиях, наиболее значимые из которых могут быть названы “факторами”. Такими факторами социали­зации являются целенаправленное воспитание, обу­чение и слу­чайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определен­ных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивида. Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социаль­ной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

Факторами социализации могут стать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дру­жеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдиз­ма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. Однако уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временне рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе эксперименталь­ные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности.

Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, “распространение” социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельнос­ти. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский,1971).

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных пе­риода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятель­ности, то вуз, техникум и прочие формы образо­вания не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последо­ва­тельного проведения прин­ципа соединения обучения с трудом; поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе.

Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама про­блема является весьма важной как в теоретическом, так и в прак­тическом плане; студенчество – одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне акту­альны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы “зрелого” возраста ус­ловны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализа­ция заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею про­должения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизвод­ство социального опыта. Конечно, юность – важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Практическую же сторону обсуждаемого вопроса трудно переоце­нить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возмож­ности для построения междисциплинарных исследований, например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания. В последние годы актуализуются исследования по акмеологии, науке о зрелом возрасте.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, мо­жет служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжи­тельности жизни, с одной стороны, определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсион­ного обеспечения), приводят к тому, что в структу­ре народонаселе­ния пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается количество людей пенсионного возраста. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые состав­ляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

В социальной психологии эта проблема присутствует как про­блема послетрудовой стадии социализации.

Основные позиции в дискуссии полярно противоположны. Одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функ­ции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах “усвоения социального опыта” или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея “десоциализации”, наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напро­тив, активно настаивает на совершенно новом подходе к понима­нию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные эксперименталь­ные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа ак­тивности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игро­вой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из воз­растов – “зрелость” (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом “мудрость”, что соответствует окон­чательному становлению идентичнос­ти (Берне, 1976. С. 71-77). Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Хотя этот вопрос и не получил однозначного решения, тем не менее в практике отыскиваются различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема имеет, по крайней мере, право на обсуждение. Выдвинутая в пос­ледние годы в педагогике идея непрерывного образования, вклю­чающая в себя образование взрослых, косвенным образом соприкасается с дискуссией о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она вхо­дит в социальную среду как с точки зрения содержания их дея­тельности, так и с точки зрения уровня их развития. При этом встает ряд вопросов. Имеет ли существенное значение для типа социализации, для ее результата тот факт, что личность преиму­щественно была включена в группы высокого уровня развития или нет? Имеет ли значение для личности тип конфликтов, с которы­ми она сталкивалась? Какое воздействие на личность может ока­зать ее функционирование в незрелых группах, с высоким уров­нем сугубо межличностных конфликтов? Какие формы ее соци­альной активности стимулируются длительным пребыванием в группах с сильно выраженным деятельност­ным опосредованием межличностных отношений, с богатым опытом построения кооперативного типа взаимодействия в условиях совместной деятель­ности и, наоборот, с низкими показателями по этим параметрам? Пока этот комплекс проблем не имеет достаточного количества экспериментальных исследований, как, впрочем, и теоретической разработки, что не умаляет его значения.

Тест с ответами по теме социальная педагогика – пройти тест онлайн бесплатно

    Авторам

    8-800-333-85-44

    Оформить заявку

    Вход

    • Справочник
    • Онлайн-калькуляторы
    • Тесты с ответами

    Выполним любые типы работ

    • Дипломные работы
    • Курсовые работы
    • Рефераты
    • Контрольные работы
    • Отчет по практике
    • Эссе
    Узнай бесплатно стоимость работы Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    Педагогика

    • Контрольная работа

      от 1 дня /

      от 100 руб

    • Курсовая работа

      от 5 дней /

      от 1800 руб

    • Дипломная работа

      от 7 дней /

      от 7950 руб

    • Реферат

      от 1 дня /

      от 700 руб

    • Онлайн-помощь

      от 1 дня /

      от 300 руб

    Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!

    Социализация (личностные факторы, социальная самость)

    Поиск среди миллионов викторин

    ВИКТОРИНА

    Социальные науки

    71%

    точность

    5

    играет

    Итан Крисмер

    3 года

    Обществознание

    Итан Крисмер

    5

    играет

    10 вопросов

    10 вопросы

    Показать ответы

    См. предварительный просмотр

    • 1. Множественный выбор

      20 секунд

      1 балл

      Процесс обучения 9 0064 нормы , значения и другие аспекты культуры для новых членов группы.

      Интернализация

      Социализация

      Первичная социализация

      Вторичная социализация

    • 2. Множественный выбор

      20 секунд 90 003

      1 балл

      Примером чего является наша биологическая структура, определяющая, кто мы есть?

      Природа

      Воспитание

    • 3. Множественный выбор

      20 секунд

      1 балл

      Не влияет на развитие личности

      Наследственность

      Порядок рождения характеристики

      Культурная среда

    • 4. Множественный выбор

      20 секунд

      1 балл

      Дикий ребенок, которому помогла компания матери

      Изабель

    • 5. Множественный выбор

      20 секунд

      1 балл

      Теория Я: Личность формируется социальным опытом и может формироваться король

    • 6. Несколько- выбор

      30 секунд

      1 балл

      Чарльз Х. Кули разработал Теорию Зазеркалья Я, в которой говорится ____________.

      вы должны смотреть на других через их область видимости

      «я» развивается на основе того, как мы представляем себя другим

      Поставьте себя на место других людей, прежде чем осуждать их секунд

      1 pt

      «Я» Джорджа Герберта Мида относится к

      несоциализированной, спонтанной части личности

      индивидуальному культурному происхождению

      Как другие интерпретируют наши действия

      часть личности, осознающая ожидания общества

    • 8. Множественный выбор

      20 секунд

      1 pt

      Социологи относятся к родителям, братья и сестры, родственники и другие лица, которые непосредственно влияют на нашу социализацию как

      Значительные другие

      Великолепные другие

      Общие Семейные

      Общие другие

    • 9. Множественный выбор

      30 секунд

      1 балл

      Часть отыгрывания ролей: дети достигают школьного возраста, они могут брать на себя роли и предвосхищать действия других

    • 10. Множественный выбор

      20 секунд

      1 балл

      Представление версии себя, которая, по нашему мнению, будет благоприятной для других

      Способности

      Выступление на передовой

      Ролевые игры

      За кулисами

    • Рассказать обо всех вопросах с бесплатной учетной записью

      У вас уже есть учетная запись?

    Когда начинается процесс политической социализации — я ненавижу КПТ

    Вопрос: политическая социализация

    Ответ: политическая социализация — это процесс, посредством которого у человека формируются политические убеждения. политическая социализация начинается, как только вы достигаете достаточного возраста, чтобы начать формировать собственное мнение по общественным вопросам, и этот процесс обычно никогда не заканчивается.

    Вопрос: как семья влияет на политические идеологии

    Ответ: a. Семья считается одним из самых влиятельных факторов политической социализации. Поскольку дети могут обсуждать и понимать проблемы и события, родители делятся мнениями, которые, вероятно, повлияют на их детей. Исследования показали, что высокий процент детей поддерживает принадлежность своих родителей к политическим партиям. Политические дискуссии могут показать детям, как обсуждать политику во взрослой жизни.

    Вопрос: как школа и колледж влияют на политическую идеологию

    Ответ: И учителя, и сверстники могут оказывать большое влияние на политические взгляды учащихся. В классе могут возникать темы, которые могут повлиять на учащихся, намеренно или нет. Хотя нет убедительных доказательств того, что школьный опыт формирует политические убеждения. Кампусы колледжей также полны ученых и студентов, которые часто обсуждают новые идеи и революционные теории в отношении политических и идеологических убеждений.

    Вопрос: как сверстники влияют на политическую идеологию

    Ответ: Сверстники и социальная конформность имеют большое влияние на политические убеждения и голосование человека. Поскольку люди хотят признания в своих «группах», и что люди часто принимают нормы групп, с которыми они тесно отождествляют себя. Давление со стороны сверстников также помогает влиять на гражданские действия и участие.

    Вопрос: как средства массовой информации влияют на политические идеологии

    Ответ: Поскольку средства массовой информации распространяются на многие аспекты жизни, они оказывают значительное влияние на политическую социализацию. Поскольку молодые люди часто проводят больше времени у экрана, чем со своей семьей, влияние семьи на идеологию может ослабевать. Участие в контенте и в обсуждениях помогает молодым людям сформировать свою точку зрения. Изображения политики, а также вымышленные телешоу, имеющие политическое влияние.

    Вопрос: как религия влияет на политические идеологии

    Ответ: Церкви и другие места отправления культа влияют на политические мысли. Церкви, как правило, более идеологизированы и проповедуют более аргументированную философию, чем школы. Люди, посещающие церковь, с большей вероятностью будут голосовать, чем те, кто этого не делает, а конкретные религиозные принадлежности часто имеют прямую связь с общей политической позицией.

    Вопрос: как гражданские институты влияют на политическую идеологию

    Ответ: Девочки-скауты, бойскауты и другие неправительственные, некоммерческие и волонтерские организации, составляющие гражданское общество. Некоторые учреждения укрепляют взгляды на очень похожие группы людей, в то время как другие объединяют людей из разных слоев общества, чтобы социализировать людей и принять разнообразие.

    Вопрос: как география влияет на политические идеологии

    Ответ: Географическое положение играет важную роль в том, как люди думают об определенных вопросах. Результаты коллегии выборщиков могут показать, где партии сильнее или слабее. Например, на Северо-Востоке преобладают либеральные демократы, тогда как более консервативные христианские идеалы юга оказывают влияние на демократическое влияние.

    Вопрос: глобализация

    Ответ: процесс постоянно расширяющейся и все более интерактивной мировой экономики

    Вопрос: Как политическая культура США влияет на другие страны?

    Ответ: США — доминирующая экономическая держава, влияющая на глобализацию, с предприятиями, разбросанными по всему миру. В целом, американское влияние рассматривается как «демократизирующее», и на другие страны можно повлиять, если они сами желают иметь демократическое общество.

    Вопрос: Как политическая культура других стран влияет на США?

    Ответ: В то время как большая часть влияния исходит от США к остальному миру, глобализация и иммиграция открывают страну для других ценностей со всего мира. Когда люди взаимодействуют с американским обществом, они оказывают на него влияние.

Добавить комментарий