2.3. Факторы социализации
Социализация осуществляется в определенных условиях, наиболее значимые из которых могут быть названы “факторами”. Такими факторами социализации являются целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.
Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.
Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивида. Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.
Факторами социализации могут стать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дружеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. Однако уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временне рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности.
Относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский,1971).
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;
б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом; поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы “зрелого” возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.
Практическую же сторону обсуждаемого вопроса трудно переоценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания. В последние годы актуализуются исследования по акмеологии, науке о зрелом возрасте.
Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения), приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается количество людей пенсионного возраста. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.
В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации.
Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов – “зрелость” (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом “мудрость”, что соответствует окончательному становлению идентичности (Берне, 1976. С. 71-77). Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.
Хотя этот вопрос и не получил однозначного решения, тем не менее в практике отыскиваются различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема имеет, по крайней мере, право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом соприкасается с дискуссией о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.
Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития. При этом встает ряд вопросов. Имеет ли существенное значение для типа социализации, для ее результата тот факт, что личность преимущественно была включена в группы высокого уровня развития или нет? Имеет ли значение для личности тип конфликтов, с которыми она сталкивалась? Какое воздействие на личность может оказать ее функционирование в незрелых группах, с высоким уровнем сугубо межличностных конфликтов? Какие формы ее социальной активности стимулируются длительным пребыванием в группах с сильно выраженным деятельностным опосредованием межличностных отношений, с богатым опытом построения кооперативного типа взаимодействия в условиях совместной деятельности и, наоборот, с низкими показателями по этим параметрам? Пока этот комплекс проблем не имеет достаточного количества экспериментальных исследований, как, впрочем, и теоретической разработки, что не умаляет его значения.
Тест с ответами по теме социальная педагогика – пройти тест онлайн бесплатно
Авторам
8-800-333-85-44
Оформить заявку
Вход- Справочник
- Онлайн-калькуляторы
- Тесты с ответами
Выполним любые типы работ
- Дипломные работы
- Курсовые работы
- Рефераты
- Контрольные работы
- Отчет по практике
- Эссе
Контрольная работа
от 1 дня /
от 100 руб
Курсовая работа
от 5 дней /
от 1800 руб
Дипломная работа
от 7 дней /
от 7950 руб
Реферат
от 1 дня /
от 700 руб
Онлайн-помощь
от 1 дня /
от 300 руб
Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!
Социализация (личностные факторы, социальная самость)
Поиск среди миллионов викторинВИКТОРИНА
Социальные науки
71%точность
5играет
Итан Крисмер3 года
Обществознание
Итан Крисмер
5играет
10 вопросов
10 вопросы
Показать ответыСм. предварительный просмотр
1. Множественный выбор
20 секунд
1 балл
Процесс обучения 9 0064 нормы , значения и другие аспекты культуры для новых членов группы.
Интернализация
Социализация
Первичная социализация
Вторичная социализация
2. Множественный выбор
20 секунд 90 003
1 балл
Примером чего является наша биологическая структура, определяющая, кто мы есть?
Природа
Воспитание
3. Множественный выбор
20 секунд
1 балл
Не влияет на развитие личности
Наследственность
Порядок рождения характеристики
Культурная среда
4. Множественный выбор
20 секунд
1 балл
Дикий ребенок, которому помогла компания матери
Изабель
5. Множественный выбор
20 секунд
1 балл
Теория Я: Личность формируется социальным опытом и может формироваться король
6. Несколько- выбор
30 секунд
1 балл
Чарльз Х. Кули разработал Теорию Зазеркалья Я, в которой говорится ____________.
вы должны смотреть на других через их область видимости
«я» развивается на основе того, как мы представляем себя другим
Поставьте себя на место других людей, прежде чем осуждать их секунд
1 pt
«Я» Джорджа Герберта Мида относится к
несоциализированной, спонтанной части личности
индивидуальному культурному происхождению
Как другие интерпретируют наши действия
часть личности, осознающая ожидания общества
8. Множественный выбор
20 секунд
1 pt
Социологи относятся к родителям, братья и сестры, родственники и другие лица, которые непосредственно влияют на нашу социализацию как
Значительные другие
Великолепные другие
Общие Семейные
Общие другие
9. Множественный выбор
30 секунд
1 балл
Часть отыгрывания ролей: дети достигают школьного возраста, они могут брать на себя роли и предвосхищать действия других
10. Множественный выбор
20 секунд
1 балл
Представление версии себя, которая, по нашему мнению, будет благоприятной для других
Способности
Выступление на передовой
Ролевые игры
За кулисами
Рассказать обо всех вопросах с бесплатной учетной записью
У вас уже есть учетная запись?
Когда начинается процесс политической социализации — я ненавижу КПТ
Вопрос: политическая социализация
Ответ: политическая социализация — это процесс, посредством которого у человека формируются политические убеждения. политическая социализация начинается, как только вы достигаете достаточного возраста, чтобы начать формировать собственное мнение по общественным вопросам, и этот процесс обычно никогда не заканчивается.
Вопрос: как семья влияет на политические идеологии
Ответ: a. Семья считается одним из самых влиятельных факторов политической социализации. Поскольку дети могут обсуждать и понимать проблемы и события, родители делятся мнениями, которые, вероятно, повлияют на их детей. Исследования показали, что высокий процент детей поддерживает принадлежность своих родителей к политическим партиям. Политические дискуссии могут показать детям, как обсуждать политику во взрослой жизни.
Вопрос: как школа и колледж влияют на политическую идеологию
Ответ: И учителя, и сверстники могут оказывать большое влияние на политические взгляды учащихся. В классе могут возникать темы, которые могут повлиять на учащихся, намеренно или нет. Хотя нет убедительных доказательств того, что школьный опыт формирует политические убеждения. Кампусы колледжей также полны ученых и студентов, которые часто обсуждают новые идеи и революционные теории в отношении политических и идеологических убеждений.
Вопрос: как сверстники влияют на политическую идеологию
Ответ: Сверстники и социальная конформность имеют большое влияние на политические убеждения и голосование человека. Поскольку люди хотят признания в своих «группах», и что люди часто принимают нормы групп, с которыми они тесно отождествляют себя. Давление со стороны сверстников также помогает влиять на гражданские действия и участие.
Вопрос: как средства массовой информации влияют на политические идеологии
Ответ: Поскольку средства массовой информации распространяются на многие аспекты жизни, они оказывают значительное влияние на политическую социализацию. Поскольку молодые люди часто проводят больше времени у экрана, чем со своей семьей, влияние семьи на идеологию может ослабевать. Участие в контенте и в обсуждениях помогает молодым людям сформировать свою точку зрения. Изображения политики, а также вымышленные телешоу, имеющие политическое влияние.
Вопрос: как религия влияет на политические идеологии
Ответ: Церкви и другие места отправления культа влияют на политические мысли. Церкви, как правило, более идеологизированы и проповедуют более аргументированную философию, чем школы. Люди, посещающие церковь, с большей вероятностью будут голосовать, чем те, кто этого не делает, а конкретные религиозные принадлежности часто имеют прямую связь с общей политической позицией.
Вопрос: как гражданские институты влияют на политическую идеологию
Ответ: Девочки-скауты, бойскауты и другие неправительственные, некоммерческие и волонтерские организации, составляющие гражданское общество. Некоторые учреждения укрепляют взгляды на очень похожие группы людей, в то время как другие объединяют людей из разных слоев общества, чтобы социализировать людей и принять разнообразие.
Вопрос: как география влияет на политические идеологии
Ответ: Географическое положение играет важную роль в том, как люди думают об определенных вопросах. Результаты коллегии выборщиков могут показать, где партии сильнее или слабее. Например, на Северо-Востоке преобладают либеральные демократы, тогда как более консервативные христианские идеалы юга оказывают влияние на демократическое влияние.
Вопрос: глобализация
Ответ: процесс постоянно расширяющейся и все более интерактивной мировой экономики
Вопрос: Как политическая культура США влияет на другие страны?
Ответ: США — доминирующая экономическая держава, влияющая на глобализацию, с предприятиями, разбросанными по всему миру. В целом, американское влияние рассматривается как «демократизирующее», и на другие страны можно повлиять, если они сами желают иметь демократическое общество.
Вопрос: Как политическая культура других стран влияет на США?
Ответ: В то время как большая часть влияния исходит от США к остальному миру, глобализация и иммиграция открывают страну для других ценностей со всего мира. Когда люди взаимодействуют с американским обществом, они оказывают на него влияние.