Физиологическая теория темперамента: Физиологическая теория темперамента и.П. Павлова.

Разработка презентации по психологии «Темперамент и характер»

Тема: Индивидуально-психологические особенности характера и темперамента

«Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики»

(Н.С. Лейтес)

«Это динамическая характеристика психической деятельности индивида»

(СЛ. Рубинштейн )

Темперамент

«Это «качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного типа его нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности»

(К.К. Платонов)

  • это психическое свойство личности, характеризующее динамические особенности психической деятельности, процессов человека, их силу возникновения и перестройки

(И.П. Павлов)

Теории темперамента

Физиологические

Гуморальные

Рассматривается зависимость темперамента от типа нервной системы (И.

П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др.)

Принадлежность человека определенному типу темперамента обусловлена относительным преобладанием в организме одной из четырех жидкостей: крови, слизи, желчи, черной желчи (Гиппократ и др. )

Гуморальная теория

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до п. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи.

1.сангвиник (от лат. sanguis — кровь),

2.флегматик (от герч. phlegma — слизь, мокрота),

3.холерик (от греч.

chole — желчь) ,

4.меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь).

Физиологическая теория

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

  • сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения

различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный неуравновешенный тип.

Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов — преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители

этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы .

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Сангвинический темперамент характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же

быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе.

Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в

контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь.

Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.

Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

Холерический темперамент характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Типы нервной системы

  • Сангвиническому темпераменту соответствует сильный уравновешенный быстрый тип нервной системы.
  • Флегматическому — сильный уравновешенный, медлительный тип.
  • Холерическому – сильный неуравновешенный тип.
  • Меланхолическому – слабый тип нервной системы.

Теппинг Тест

  • Характер – это система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, который определяет линию поведения свойственный человеку.

Эрнст Кречмер

Карл Густав Юнг

Тест на определение характера

  • Тест проективный обращен на наше подсознание с помощью символов, которые могут частично и примерно охарактеризовать некоторые черты вашего характера

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Проявление индивидуальных особенностей темперамента младших школьников в процессе обучения.

Хасапетян Маргарита Ивановна, учитель начальных классов мбоу «Ясногорская сош»


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Проявление индивидуальных особенностей темперамента младших школьников в процессе обучения.
Хасапетян Маргарита Ивановна, учитель начальных классов

МБОУ «Ясногорская СОШ» Забайкальского края

ВВЕДЕНИЕ
В последнее время часто говорят о личностно-ориентированном подходе к детям, который должен опираться на особенности нервной системы, темперамента каждого ребёнка. Именно они определяют степень активности ребёнка, возможности адаптации к новым условиям, влияют на развитие и проявление внимания и т. д. Это необходимо учитывать педагогам, если они хотят, чтобы воспитательно-образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью.

При этом важно помнить, “в чистом” виде темперамент, обнаруживается в ранние годы, а затем под влиянием различных факторов, в том числе воспитания, поведение детей изменяется.

Актуальность работы. Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в связи с указанными выше обстоятельствами.

Целью работы является выявление особенностей темперамента младших школьников для повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности в классе.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:


  1. Теоретическое изучение вопросов, в которых проявляются различные типы темперамента младших школьников.

  2. Изучение особенностей организации учебно-воспитательной деятельности с учетом темпераментных особенностей младших школьников.

  3. Разработка практических рекомендаций для педагогов, родителей с целью оптимизации учебной и воспитательной деятельности на основе психологического исследования особенностей темперамента школьников.


Гипотеза данного исследования – учет возрастных особенностей темперамента младших школьников, а также индивидуальных проявлений темперамента повышает эффективность учебно-воспитательной работы в школе.

Методы:


— изучение и обобщение отечественной и зарубежной литературы, правовых актов;

— наблюдение, диагностика, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование.

Методологические основы:

Впервые сведения о типах темперамента применил Гиппократ. Далее изучали Н.И. Красногорский, Я. Стреляу, Н.В. Симонов, П.М.Ершов.

Большинство ученых, таких как И.П.Павлов, В.Е.Голимбет, А. Ф. Лазурский едины во мнении, что темперамент – это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним. Также большой вклад внесли Юнг, Шелдон, Кречмер.

Практическая значимость заключается в том, что предложенные выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Каталог: attachments
attachments -> Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях
attachments -> Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов по профилактике дезадаптации детей и подростков
attachments -> Педагогическое мастерство и педагогический опыт: теория, практика, технология
attachments -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии
attachments -> Методические рекомендации по информированию родителей
attachments -> Адреса распространения


Скачать 174 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Теория темперамента

из книги «Понимание себя и других®: введение в тему темперамента»

Теория темперамента описывает четыре модели организации личности и основана на описаниях поведения, которые уходят корнями в прошлое на протяжении двадцати пяти веков. Он говорит нам «почему» поведения, наши мотиваторы и источники глубокого психологического стресса. Знание наших моделей темперамента говорит нам о наших основных потребностях и ценностях, а также о талантах, которые мы, скорее всего, будем развивать.

Основные разделы

  • История
  • 4 темперамента
  • Общие вещи

Информация на этой странице была адаптирована из книги Линды В. Беренс, Understanding Yourself and Others®: An Introduction to the 4 Temperaments—4.0 (Radiance House, 2010) Используется с разрешения.

Краткая история четырех темпераментов

Человеческое сообщество можно рассматривать как целостную по своей природе систему, стремящуюся к выживанию. На протяжении веков наблюдатели за человеческим поведением неоднократно выявляли четыре основные модели или конфигурации поведения. Такая целостная сортировка поведенческих паттернов фиксируется как минимум двадцать пять столетий.

В 450 г. до н. э. Гиппократ описал четыре таких склонности, которые он назвал темпераментами: холерический темперамент с легкостью эмоционального возбуждения и чувствительностью; флегматичный темперамент с холодной отстраненностью и бесстрастием; меланхоличный темперамент с очень серьезным, угрюмым и унылым характером; и сангвинический темперамент, полный импульсивности, возбудимости и быстрой реакции. В средние века Филипп Парацельс описал четыре природы, на поведение которых, как говорили, оказывали влияние четыре вида духов: нимфы, сильфиды, гномы и саламандры.
Большинство психологов двадцатого века отказались от целостного наблюдения за человеческим поведением ради микроскопического исследования частей, фрагментов, черт и т. д. Для них все люди были в основе одинаковыми, а индивидуальные различия были обусловлены случайностью или обусловленностью.

Два немецких психолога, Эрнст Кречмер и Эдуард Шпренгер, были одними из немногих, кто продолжал рассматривать людей целостно с точки зрения паттернов. Вдохновленный их работой, современный психолог Дэвид Кейрси отметил общие черты в различных наблюдениях и постоянную тенденцию человеческого поведения сортировать себя по четырем схожим паттернам. Линда Беренс продолжает расширять наше понимание четырех темпераментов благодаря своему уникальному вкладу; включая основные потребности, ценности, таланты и поведение четырех моделей темперамента, как показано на Temperament Targets™. Эти четыре основных паттерна называются темпераментами. Они описывают способы взаимодействия личности человека с окружающей средой для удовлетворения своих потребностей.

Четыре шаблона темперамента

Люди Катализатора™ Темперамент . . .

(Набор дипломатических навыков)

Хотите быть искренним, доброжелательным и чутким. Поиск идентичности, смысла и значимости. Ориентированы на отношения, особенно ценят значимые отношения. Склонны быть идеалистами и дальновидными, желая сделать мир лучше. Смотрите в будущее. Доверяйте их интуиции, воображению и впечатлениям. Сосредоточьтесь на развитии потенциала, поощрении и содействии росту посредством коучинга, обучения, консультирования и общения. Вообще полны энтузиазма. Думайте с точки зрения интеграции и сходства и ищите универсалии. Часто одарены в использовании метафор, чтобы соединить различные точки зрения. Обычно дипломатичны. Часто их привлекает работа, которая вдохновляет и развивает людей и отношения.

Люди Темперамента Стабилизатора™ . . .

(Набор логистических навыков)

Хотите соответствовать, иметь членство. Жажда ответственности, подотчетности и предсказуемости. Склонны быть щедрыми, служить и выполнять свой долг. Создание и поддержание институтов и стандартных операционных процедур. Стремиться защищать и оберегать, стоять на страже и предупреждать. Обратитесь к прошлому и традициям. Способствуйте приобщению к культуре с помощью церемоний и правил. Доверительные контракты и полномочия. Хочется безопасности и стабильности. Думайте с точки зрения условности, сравнений, ассоциаций и дискретных элементов. Обычно серьезны, обеспокоены и фаталистичны. Обычно обладают навыками обеспечения того, чтобы вещи, информация и люди находились в нужном месте, в нужном количестве, нужного качества и в нужное время. Часто тяготеют к бизнесу и коммерции.

Люди Теоретика™ Темперамент . . .

(Набор стратегических навыков)

Хотите знания и быть компетентным, чтобы достичь мастерства. Ищите опыт, чтобы понять, как устроен мир и вещи в нем. Ориентированы на теорию. Воспринимайте все как условное и относительное. Ориентированы на бесконечность. Доверяйте логике и разуму. Хочется во всем иметь обоснование. настроены скептически. Думайте с точки зрения различий, очерчивая категории, определения, структуры и функции. Жажда точности, особенно в мыслях и речи. Обычно обладают навыками долгосрочного планирования, изобретения, проектирования и определения. Вообще спокойны. Воспитывать индивидуализм. Часто тяготеют к технологиям и наукам. Как правило, хорошо подходят для разработки и разработки стратегии, будь то в области социальных или физических наук.

Люди Импровизатора™ Темперамент . . .

(Набор тактических навыков)

Хотите свободу выбора следующего акта. Стремитесь оказать влияние, чтобы получить результаты. Хотите быть грациозной, смелой и впечатляющей. В целом взволнованы и оптимистичны. Поглощены действием момента. Ориентированы на настоящее. Ищите приключений и стимулов. Жажда спонтанности. Доверяйте импульсам, удаче и их способности решить любую проблему, с которой они столкнутся. Думайте с точки зрения вариации. Иметь талант замечать и описывать богатые детали, постоянно искать нужную информацию. Нравится свобода передвижения, праздники и игры. Прирожденные переговорщики. Используйте возможности. Обычно это одаренные тактики, решающие, какой ход лучше всего сделать в данный момент, какое целесообразное действие предпринять. Часто тянутся ко всем видам работ, требующих вариаций на тему.

Общие вещи

Абстрактное против Конкретное Язык — то, как мы склонны думать о вещах и то, как мы используем слова
Аффилиативный против Прагматический способ взаимодействия с другими
Структура по сравнению с Мотив Фокус — На чем мы сосредотачиваем наше внимание при взаимодействии

Эта динамика всегда действует в ситуации, и если мы поляризуемся по этим измерениям во время взаимодействия с другими, общение может стать чрезвычайно трудным. Однако мы должны помнить, что у нас есть по крайней мере одна общая черта с каждым темпераментом.

Катализатор ™ и Теоретик ™ имеют общее то, что они предпочитают Абстрактный / Идеалистический язык и склонны к символическому, концептуальному осознанию.  

Стабилизатор ™ и Импровизатор ™ имеют общее то, что они предпочитают Бетон / Реалистичный язык и склонны к
эмпирическому осознанию.  

Катализатор ™ и Стабилизатор ™ объединяет то, что они предпочитают Принадлежность или Санкция и хотят, чтобы все работали в рамках норм или ценностей группы.  

Теоретик ™ и Импровизатор ™ объединяет то, что они предпочитают Автономию или Прагматизм и хотят контролировать свои действия для достижения целей.

Катализатор ™ и Импровизатор ™ имеют общее то, что они имеют тенденцию сосредотачиваться на Мотивах или на том, почему люди что-то делают.

Теоретик ™ и Стабилизатор ™ имеют общее то, что они, как правило, сосредоточены на Структуре  или порядке и организации.

Темперамент – культура и психология

В психологии темперамент в широком смысле относится к устойчивым индивидуальным различиям в поведении, которые имеют биологическую основу и относительно не зависят от обучения, системы ценностей и установок. Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн начали классическое Нью-Йоркское продольное исследование в начале XIX века.50-е годы в отношении детского темперамента (Thomas, Chess & Birch, 1968). Исследование было сосредоточено на том, как качества темперамента влияют на адаптацию на протяжении всей жизни. Поведение для каждой из этих черт находится в континууме. Если ребенок склоняется к верхнему или нижнему пределу шкалы, это может быть причиной для беспокойства. Конкретными видами поведения являются: уровень активности, регулярность режима сна и приема пищи, начальная реакция, приспособляемость, интенсивность эмоций, настроение, отвлекаемость, настойчивость и продолжительность концентрации внимания, а также сенсорная чувствительность.

Были обнаружены повторения между категориями, и сегодня психологи обычно используют сокращенный список. Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн (Thomas & Chess, 1977) обнаружили, что многих младенцев можно отнести к одной из трех групп:

  • Легкий
  • Трудно
  • Медленный прогрев

Их исследование показало, что легкие младенцы легко адаптируются к новому опыту, в целом проявляют позитивное настроение и эмоции, а также имеют нормальный режим питания и сна. Трудные дети, как правило, очень эмоциональны, раздражительны и суетливы, много плачут. Они также склонны к нерегулярному питанию и сну. Медленно согревающиеся Новорожденные имеют низкий уровень активности и склонны избегать новых ситуаций и людей. Они медленно адаптируются к новому опыту, но принимают его после многократного воздействия.

Не всех детей можно поместить в одну из этих групп. Примерно 65% детей соответствуют одному из шаблонов. Из 65% 40% соответствовали легкой схеме, 10% попали в сложную схему, а 15% медленно разогревались. Каждая категория имеет свои сильные и слабые стороны, и одна не превосходит другую. Важным аспектом исследования Thomas & Chess (1977) относится к взаимодействию детского темперамента с личностью опекуна и стилем воспитания. Они предположили, что «соответствие» между потребностями детского темперамента и родительской заботой будет способствовать здоровому развитию саморегуляции и самоощущения ребенка. Этот важный баланс известен как степень соответствия .

Темперамент и культура

Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн обнаружили, что эти широкие паттерны качеств темперамента удивительно стабильны в детстве. Эти черты также встречаются у детей во всех культурах. Томас и Чесс также изучали темперамент и окружающую среду. Одна выборка состояла из семей белого среднего класса с высоким уровнем образования, а другая — из семей рабочего класса Пуэрто-Рико. Они нашли несколько отличий. Родители детей из среднего класса чаще сообщали о проблемах с поведением в возрасте до девяти лет, а у детей были проблемы со сном. Это может быть связано с тем, что дети начинают дошкольное образование в возрасте от трех до четырех лет.

Де Врис (1974) наблюдал за младенцами и матерями масаи (племя в Восточной Африке) в течение нескольких лет во время периода голода. Исследователь обнаружил, что дети масаи, которые были более требовательны, с большей вероятностью выживали в периоды экологического стресса, чем младенцы, которые были более послушными. Исследователь предположил, что младенцы, которые были более агрессивными и требовательными — или, с точки зрения темперамента, более трудными — с большей вероятностью были накормлены и их потребности были удовлетворены, чем послушные младенцы, которых, возможно, было легче игнорировать. Результаты этих кросс-культурных исследований темперамента демонстрируют, что взаимодействие между экологией, темпераментом и культурой может влиять на человека.

Добавить комментарий