37. Физиологические основы речи
Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферическиеицентральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим – голосовой аппарат и органы слуха.
Голосовой аппарат состоит из трех основных систем: органов дыхания, гортани, полости рта и носа. Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и приводящие их в движение мышцы, в том числе диафрагма, которая, выгибаясь куполообразно вверх, давит снизу на легкие и производит отдельные выдыхательные толчки разной силы, что обеспечивает произнесение слогов речи. К этой же системе относятся бронхи и дыхательное горло, по которым воздух подводится к гортани.
Гортань является продолжением дыхательного горла. Она образована четырьмя хрящами, в пространстве между которыми расположены в горизонтальной плоскости
Полость рта является главным резонатором звуковых волн, возникших в гортани. Путем изменения величины и формы полости рта образуются различные звучания гласных звуков. Полость рта является также и органом, создающим преграды току воздуха, который, преодолевая эти преграды, порождает звуки, называемые согласными.
Носовая полость выполняет функцию дополнительного резонатора, проход в который может быть открыт или закрыт небной занавеской (задней подвижной частью неба). В первом случае получаются так называемые носовые звуки –
Развитие способности произнесения членораздельных звуков связано с развитием способности их воспринимать. Вряд ли человек смог бы достичь такого уровня владения голосовым аппаратом, когда он может говорить членораздельно, если бы одновременно с этим не развивались органы слуха. Обучаясь говорить членораздельно, человек учился и понимать то, что он говорит. Если сравнить мозг обезьяны и мозг человека, то можно обнаружить, что слуховая зона коры у человека относительно больше аналогичной зоны коры головного мозга обезьяны. Эти различия выражаются не только в количественных показателях – увеличении площади слуховой зоны. У человека в этой зоне находятся специфические
Нервные пути, связывающие с мозгом находящийся на барабанной перепонке орган Корти, заканчиваются в извилинах Гешля. Если произойдет нарушение функций того или иного участка этих извилин, то у человека происходит выпадение соответствующего слухового ощущения. Например, поражение их внутренней части влечет за собой потерю слуха в отношении высоких звуков, а нарушение их наружных частей – потерю слуха в отношении низких звуков. Таким образом, эта область представляет собой проекцию органа Корти и является центром, с которым первично связаны слуховые ощущения. Интеграция этих ощущения происходит на смежных участках височной доли, расположенных в первой и частично во второй височных извилинах. Именно здесь в левом полушарии локализуется специфический слуховой центр речи – центр Вернике. При нарушении деятельности этого центра человек теряет способность различать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются не нарушенными. Такое явление получило название
Слуховой центр Вернике связан с другим специфическим речевым центром коры – центром Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи. Нарушения нормального функционирования данного центра выражается в том, что человек теряет способность произносить слова. Внешне у него остается способность произносить какие-либо звуки, сохраняется способность двигать языком, поскольку центр, отвечающий за движения голосового аппарата, находится в передней центральной извилине, но он как бы теряет «память приемов произнесения слов», т. е. нарушается интеграция отдельных звуков в слова. Следовательно, центр Брока является также продуктом исторического развития человека и тесно связан с процессом речи. Этот нервный центр также присутствует только у человека, а болезнь, связанная с нарушением его функций, называется
Со слуховыми центрами речи связана также и письменная речь. Обнаружено, что в ситуациях нарушения функций слуховой речи нарушается и письменная речь. Однако письменная речь зависит не только от центров слуховой речи, для процессов письма необходима также нормальная работа центров интеграции тонких движений руки, в том числе: находящихся в затылочных долях центров интеграции зрительных восприятий; отвечающих за соотнесение зрительного восприятия со звуковыми образами центров височных долей; регулирующих движения глаз центров лобных долей. Это говорит о том, что все формы речевой деятельности регулируются не отдельными мозговыми центрами, а их сложной системой, объединяющей многие участки коры головного мозга.
studfiles.net
Физиологические основы речи
Развитие органов звуковой речи человека на протяжении всей эволюции проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием. Биологической предпосылкой развития способности произнесения членораздельных звуков, было наличие большей подвижности губ и языка. Эта подвижность была обусловлена рядом анатомических изменений:
- Расширение и укорачивание нижней челюсти;
- Развитие подбородочного выступа;
- Уменьшение клыков;
- Увеличение свободной полости рта.
Свободная полость рта увеличила подвижность языка и в результате появилась возможность лучшего резонирования звука, который производится вибрацией голосовых связок гортани. Речевые системы современного человека разделены на две группы:
- Периферические. К ним относятся голосовой аппарат и органы слуха. Голосовой аппарат представлен органами дыхания, гортанью, полостью рта, полостью носа. Ток воздуха, который обеспечивается органами дыхания – легкими и мышцами, заставляет голосовые связки гортани вибрировать, а их колебание создает звуковую волну. Одновременно с развитием голосового аппарата развивались органы слуха. Происходило это за счет развития центрального аппарата и выражалось в усложнении коры головного мозга.
- Центральные. Это определенные структуры головного мозга, где находится центральный речевой аппарат. В свой состав он включает кору головного мозга, подкорковые узлы, проводящие пути, продолговатый мозг, нервы, идущие к дыхательным, голосовым, артикуляционным мышцам.
Функция центрального речевого аппарата
Речь человека, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов, которые связаны с деятельностью различных участков мозга. Но, в образовании речи, некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение и, прежде всего, это лобная, височная, теменная, затылочная доли, в основном, левого полушария.
В образовании собственной устной речи участвуют лобные извилины, являющиеся двигательной областью. Звуковые раздражения поступают в височные извилины, которые являются речеслуховой областью. Благодаря этому происходит процесс восприятия чужой речи. Теменная доля коры мозга необходима для понимания речи, а затылочная является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи.
За выразительность, ритм и темп речи отвечают подкорковые ядра. Органы речи и кора головного мозга связаны двумя видами нервных путей:
- Центробежный путь. Это двигательный нервный путь, соединяющий кору головного мозга с мышцами, которые регулируют деятельность периферического речевого аппарата. Он начинается в коре головного мозга – от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути;
- Центростремительный путь. Его начало находится в проприорецепторах и барорецепторах. Проприорецепторы расположены внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы расположены в глотке и при изменении давления на них – возбуждаются.
Черепно-мозговые нервы берут начало в ядрах ствола. К ним относятся: тройничный нерв, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный. Система черепно-мозговых нервов передает нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому аппарату.
Периферические системы речи
Периферическими органами речи являются:
- Энергетическая система дыхательных органов – легкие, диафрагма, участвующие в возникновении звука;
- Генераторная система – голосовые связки гортани, так называемый тоновый вибратор, щели и затворы, получающиеся при артикуляции – все вместе они образуют звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны;
- Резонаторная система, к которой относятся носоглотка, череп, гортань, грудная клетка.
При изменении формы и объема надставной трубки, образованной полостью рта, носа и глоткой, происходит образование речи. Определенные форманты, специфические для данного языка, образуются в резонаторной системе, которая отвечает за тембр голоса.
Совместной работой органов речи является артикуляция, которая регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. Чтобы артикуляция была правильной необходима определенная система движений органов речи. Эта система формируется под влиянием слухового анализатора и кинестизического.
Такие характеристики речи, как скорость, сила звука, тембр у мужчин окончательно начинают складываться после «ломки голоса» и по достижении старшего подросткового возраста у женщин. Представляют они собой устойчивую функциональную систему, неизменную до глубокой старости, поэтому легко узнать знакомого человека по его голосу.
Формы речевой деятельности
Речь, при словесных обозначениях объектов, проявляется в трех формах:
- Акустическая форма. Эта форма речи представлена в виде звуковых сигналов. Восприятие этих сигналов происходит в результате дробления речевого потока на участки. Также происходит интеграция отдельных элементов в речевой поток. Для осуществления коммуникативной функции речи основой как раз и является акустическая её форма;
- Оптическая форма речи. Она обеспечивает анализ и интеграцию речевых – буквенных раздражений, а также реализует символическую функцию речи. Если зрительные отделы коры головного мозга поражены, то нарушается не только возможность различения букв, но и символическая функция;
- Кинестезическая форма речи. Проявляется она в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, которые реализуют звуковое выражение речи. Мышечное напряжение органов артикуляции достаточно высокое и при отсутствии звукового речевого выражения. Проявляется это на физиологическом уровне в работе речевых органов в процессе мышления.
Языковой паспорт человека
Речевая деятельность человека несет не только информацию о внешнем мире и отношение к нему говорящего, она характеризует еще самого субъекта и передает личностную о нем информацию.
Речевая деятельность создает определенный образ человека, образ, по которому о нем судят – манера речи, интонация, словарный запас, риторические приемы, жесты и др. Такой образ получил название языковой паспорт человека или другими словами это та информация, которую человек во время разговора непроизвольно передает о себе.
Данный паспорт несет информацию о поле, возрасте, месте рождения. По специфическим особенностям речи, особенностям произношения, отдельным словам, хорошо определяется национальность человека.
Языковой паспорт дает возможность судить об уровне общей культуры человека, уровне воспитанности. Специалисты утверждают, что по речи можно определить возраст человека, с точностью 2-3 года, размеры его тела, рост, приблизительную профессию.
По голосу, как показывают современные исследования, можно реконструировать многие внешние признаки. Существуют специальные компьютерные устройства в специальных органах, которые позволяют по голосу определить «телефонного террориста», его черты и даже форму лица.
Почерк человека тоже дает информацию, которая относится к языковому паспорту. Специалисту-графологу почерк человека может рассказать много очень интересного, но интерпретация почерка требует специальных знаний.
spravochnick.ru
Речь, её функции и физиологические механизмы. Речевые нарушения при повреждении различных зон мозга
Восприятие (анализ и синтез) непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека. Вместе с тем, у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни развивается “чрезвычайная прибавка” так называемая вторая сигнальная система, связанная со словесными сигналами, речью. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов — слышимых, произносимых ‘(вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме).
Язык и речь представляют собой систему условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. |
В физиологии (НЕ в психологии!) принято считать, что способность понимать, а потом и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах.
Функции речи
Коммуникативная функция речи заключается в том, что речь рассматривается как средство общения. Понятийная функция речи заключается в том, что речь является орудием понятийного, абстрактного мышления. С помощью речи осуществляется не только анализ и обобщение поступающей информации, но и формулируются суждения и выводы.
Регуляторная функция речи выражается в осуществлении регуляции деятельности различных органов и систем организма с помощью слова. Словесные раздражители изменяют функцию внутренних органов, интенсивность обменных процессов, они также воздействуют на мышечную систему и на сенсорные системы. Слово, как физиологически активный фактор, оказывает влияние своим непосредственным содержанием. Действие слова определяется его смысловым значением.
Формы речевой деятельности.
Речь, связанная со словесным обозначением объектов, может проявляться в трех формах: акустической, оптической и кинестезической.
Акустическая форма речи представлена в виде звуковых сигналов, восприятие которых происходит в результате дробления речевого потока на участки. Такое дробление обеспечивает восприятие фонем. Вместе с тем происходит и интеграция отдельных элементов в речевой поток. Акустическая форма речи является основой для осуществления коммуникативной функции речи.
Оптическая форма речи обеспечивает анализ и интеграцию отдельных речевых (буквенных) раздражении и реализует символическую функцию речи. При поражении зрительных отделов коры головного мозга нарушается не только возможность различения букв, но и часто нарушается символическая функция.
Кинестезическая форма речи проявляется в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, с помощью которых происходит реализация звукового выражения речи. Мышечное напряжение органов артикуляции даже при отсутствии звукового речевого выражения достаточно высокое. Физиологически это проявляется в работе речевых органов в процессе мышления.
Физиологические основы речи
Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь). Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств.
В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.
Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха.
Поля мозга
Все речевые анализаторы закладываться в обоих полушариях, но развиваться только с одной стороны (у правшей – слева, у левшей – справа. Эта зона состоит из 3-х отделов.
Речедвигательный центр Брока – расположен в нижней части лобных извилин (поле 44) – это двигательный центр мышц языка. При поражении моторного центра речи развивается моторная афазия – в этом случае человек понимает речь, но сам, увы, говорить не может.
Сенсорный центр Вернике – расположен в височной зоне в задних отделах верхней височной извилины (поля 22, 37, 42 левого полушария) – связан с восприятием устной речи. Задача этого центра – распознавание и хранение устной речи, как собственной, так и чужой. При поражении возникает сенсорная афазия – человек не воспринимает устную речь, страдает произношение, так как нарушается восприятие собственной речи. Человек может говорить, излагать устно свои мысли, но не понимает чужой речи, и хотя слух и сохранен – человек не узнает слов. Такое вот состояние называется сенсорной слуховой афазией. Такой человек часто много говорит (логорея), но речь его неправильная (аграмматизм), при этом наблюдается замена слогов и слов (парафазии).
Поле 37, отвечает за запоминание слов. Люди с поражениями этого поля не помнят названия предметов. При этом они очень напоминают забывчивых людей, которым постоянно приходится подсказывать нужные слова. Такой человек, забыв название предмета, четко помнит его назначение и свойства, поэтому долго описывает его качества, объясняет, что делают с этим предметом, но назвать его, хоть убей, не может. Ну, например, вместо слова «галстук» человек, глядя на него, говорит примерно следующее: «это то, что надевают на шею и завязывают специальным узлом, чтобы было красиво, когда идут в гости».
Центр восприятия письменной речи – располагается в зрительной зоне коры головного мозга.
На границе височной, теменной и затылочной долей (поле 39) находится центр чтения письменной речи, обеспечивающий распознавание и хранение образов письменной речи. Понятно, что поражения этого центра приводят к невозможности чтения и письма.
При повреждении этого центра зрение сохранится, но тут же наступит расстройство узнавания – так называемая зрительная агнозия. Такой человек, будучи абсолютно грамотным, не сможет прочесть написанное, и будет в состоянии признать знакомого человека только после того, как тот заговорит.
Таким образом, речевой процесс есть круговой процесс.
Речевой круг образуют три мозговых речевых центра.
- центр Брока производит речь, управляя речевой мускулатурой,
- центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой центр речи),
- ассоциативный центр создает структуру фраз и предложений.
Речь
Разрыв речевого круга в любой точке разрушает речевой процесс. Примеры:
1. Глухота блокирует центр Вернике. Попытка восстановить речевой круг заставляет говорить громко. Абсолютная глухота делает человека немым (глухонемым) вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Вернике. В неврологии данное состояние определяется как сенсорная афазия.
2. Центр Брока поражается при детском церебральном параличе. Тяжелая форма этого заболевания также резко нарушает или делает невозможным речевой процесс вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Брока. В неврологии данное состояние определяется как моторная афазия.
3. Ассоциативный центр поражается при некоторых неврологических заболеваниях, травмах головного мозга. При этом нарушается способность составления фраз. Однако, данные нарушения наблюдаются не часто, т.к. ассоциативный центр менее жестко структурирован.
4. Заикание есть периодический разрыв речевого круга (не стабильная работа речевого круга).
Цитоархитектонические поля коры больший полушарий (по К. Бродману)
Цитоархитектонические поля коры больший полушарий (по К. Бродману). Описание полей 1
Цитоархитектонические поля коры больший полушарий (по К. Бродману). Описание полей 2
www.braintools.ru
Физиологические основы речи. Развитие речи у детей и подростков
Сельское хозяйство российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мичуринский государственный аграрный университет»
Реферат по дисциплине «Возрастная Анатомия, Физиология и Гигиена»
на тему : «Физиологические основы речи. Развитие речи у детей и подростков »
Выполнил: студент
1-го курса, СОБ12БЖ группы
Фолин П.Ю
Проверил: Преподаватель Романова С.В
Мичуринск, 2016
Содержание
Введение … 3
1. Физиологические основы речи: …5
2. Мозговые центры речи : …7
3. Развитие речи у ребенка на разных этапах развития :… 10
4. Заключение: … 17
5. Список используемой Литературы … 18
Введение
Речь является одной из сложнейших человеческих функций. Она связана с напряженной работой органов зрения, слуха и периферического речевого аппарата. Сложная координация деятельности этих органов осуществляется нервными клетками различных корковых зон. Среди корковых зон, ответственных за речь, особенно важное значение имеют центр Вернике, расположенный в левой височной доле мозга, и центр Брока, расположенный в нижней части левой лобной доли мозга. Последний представляет собой двигательный центр речи, при его разрушении нарушается речевая артикуляция. Человек понимает все услышанное, но сам не в состоянии произнести ни одного слова. Сохраняется лишь способность издавать отдельные звуки. Центр Вернике называют также слуховым, его повреждение приводит к нарушению восприятия слов — к словесной глухоте. Больной все слышит, но не понимает речи. Не понимает он и тех слов, которые произносит сам. В результате его собственная речь характеризуется отсутствием смысла. Часто такие больные не могут также читать про себя и вслух, плохо воспринимают музыку. Нарушается письменная речь. Следует отметить, что письменная речь связана со многими отделами коры: регулирующими движение рук, ответственными за зрение, с центрами Брока и Вернике и другими.
В состав речевого аппарата входят многие органы дыхания: нос, глотка, рот, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма. С их помощью осуществляется голосообразование — фонация — и образование звуков речи — артикуляция. Воздушная струя, необходимая для образования голоса, возникает в фазе выдоха. Выдыхаемый воздух, проходя через гортань, приводит в колебание находящиеся там специальные голосовые связки. В результате их колебания воздух, проходящий через гортань, также начинает колебаться. Именно эти колебания воздуха и воспринимаются затем слуховым аппаратом как звук голоса. Сила голоса будет зависеть от амплитуды Колебания голосовых связок, которая определяется силой выдоха. Важное значение как усилителя звука имеют также глотка, полость рта, носовая полость. Пространство или проход от голосовых связок до губ называют речевым трактом.
Высота голоса зависит от частоты колебания голосовых связок, которая определяется их структурой: длиной, толщиной и степенью натяжения. Изменение структуры голосовых связок осуществляется в процессе речи благодаря деятельности мышечного аппарата гортани. Существует также мнение, что важное значение для частоты колебания голосовых связок имеет частота нервных импульсов, поступающих в мышечный аппарат гортани из центральных нервных структур.
Образование элементов языка (звуковые фонемы) связано с деятельностью активных органов произношения: нижняя челюсть, губы, язык и мягкое нёбо. Благодаря их движеиию, которое и называется артикуляцией, осуществляется усиление голоса и образование звуков речи. Эти движения в основном связаны со сближением и разведением стенок речевого тракта. Например, при образовании (фонация) гласных звуков в речевом тракте для воздуха сохраняется свободный проход.
Каждому педагогу, особенно учителям русского языка и литературы, необходимо знать, что точность восприятия речи зависит также от фонетической, фонематической, слоговой, морфологической и смысловой (семантической) характеристики слов. Например, точность восприятия отдельных слогов и слов обусловлена их фонетическими особенностями, при восприятии предложений — синтаксическими особенностями. Важное значение имеет длина слов и предложений. Точность восприятия односложных слов на фоне шума составляет 12 %, а шестисложных слов при том же уровне шума — 40 %. Слова, начинающиеся с гласных звуков, воспринимаются на 10 % точнее, чем начинающиеся с согласных. Оказалось, что предложения длиной более 11 слов воспринимаются хуже. Чем длиннее фраза, тем меньше точность ее восприятия.
Органы речи у детей и подростков имеют свои морфофункциональные особенности. Гортань у детей значительно меньше, чем у взрослых. Наиболее высокие темпы ее роста наблюдаются в 5—7 лет и в период полового созревания (у девочек в 13—14 лет, у мальчиков в 14—16 лет). Приблизительно до 10 лет половых различий в строении гортани у девочек и мальчиков почти не существует. У мужчин гортань значительно больше, чем у женщин. Длина голосовых связок у мужчин и женщин также различна; у мужчин колеблется от 20 до 24 мм, у женщин — от 18 до 20 мм. Увеличение длины голосовых связок у мальчиков в сравнении с девочками начинается с 12 лет, поэтому до 12 лет голоса девочек и мальчиков довольно похожи.
В связи с морфофункциональным созреванием органов речи и прежде всего гортани с 11 —12 лет и до 17—18 лет идет перелом голоса — мутация. У девочек мутация наступает обычно на полгода или один год раньше. В среднем период мутации составляет 1,5—2 года. В северных странах мутация голоса наступает много позже — с 14—15 лет, а в южных раньше — с 10—12 лет. В период мутации следует оберегать голос подростков, не допускать громкого чтения, частых выступлений на концертах с пением или чтением стихов.
Физиологические основы речи
На протяжении тысячелетий эволюции развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида.
Одной из биологических предпосылок развития способности произнесения членораздельных звуков стало наличие у человекоподобных предков людей гораздо большей, чем у других животных, подвижности губ и языка, которая в дальнейшем все более увеличивалась. Увеличение подвижности губ и языка было обусловлено целым рядом анатомических изменений:
— укорачиванием и расширением нижней челюсти, так что форма ее постепенно превращалась из остроугольной в подковообразную,
— развитием подбородочного выступа (являющегося местом прикрепления некоторых
мышц, задействованных в речевых движениях),
— уменьшением клыков,
— увеличением свободной полости рта.
Последнее обеспечило увеличение подвижности языка и возможность более совершенного резонирования звука, производимого вибрацией голосовых связок гортани, от чего прежде всего зависят различные звуковые гласные.
Следует сказать, что системы, обеспечивающие речь у современного человека, могут быть разделены на две группы:
— периферические (голосовой аппарат и органы слуха),
— центральные (определенные структуры головного мозга).
К центральным относятся определенные структуры головного мозга, к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха.
Голосовой аппарат состоит из:
— органов дыхания,
— гортани,
— полости рта,
— полости носа.
Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и мышцы, приводящие их в движение.
Развитие способности произнесения членораздельных звуков связано с развитием способности их воспринимать. Человек попросту не смог бы достичь такого уровня владения голосовым аппаратом, когда он может говорить членораздельно, если бы одновременно с этим не развились органы слуха. Для того, чтобы говорить членораздельно, чтобы речь была похожа на речь других людей, необходимо слышать самого себя, то есть иметь обратную связь. Развитие слуха человека происходило за счет развития центрального аппарата, что выражается в усложнении коры головного мозга.
Слуховая зона коры у человека относительно больше аналогичной зоны коры головного мозга обезьяны. Однако эти различия выражаются не только в количественных показателях — увеличении площади слуховой зоны, но и качественно – у человека в этой зоне находятся специализированные речевые центры.
В левом полушарии локализуется специфический слуховой центр речи — центр Вернике. При нарушении деятельности этого центра человек теряет способность различать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются ненарушенными. Такое явление получило название сенсорной афазии. Центр Вернике обеспечивает различение звуков речи. Центр Вернике отсутствует у животных.
Слуховой центр Вернике связан с другим специфическим речевым центром коры — центром Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи. Нарушение нормального функционирования данного центра выражается потере способности произносить слова (то есть специальные последовательности звуков). Внешне у человека остается способность произносить какие-либо звуки, сохраняется способность двигать языком, поскольку центр, отвечающий за движения голосового аппарата, находится в передней центральной извилине, но он как бы теряет «память приемов произнесения слов», т. е. нарушается интеграция отдельных звуков в слова.
Центр Брока тоже является продуктом эволюционного развития человека (его нет у животных), теснейшим образом связан с процессом речи. Болезнь, связанная с нарушением функций центра Брока, называется моторной афазией. При ней у больного наблюдается прерывистость речи, ему сложно подобрать нужное слово, он старается говорить простыми фразами.
Со слуховыми центрами речи связана и письменная речь. Обнаружено, что в ситуациях нарушения функций слуховой речи нарушается и письменная речь. Это не значит, что письменная речь зависит только от центров слуховой речи, для письма необходима также нормальная работа центров интеграции тонких движений руки, в том числе находящихся в затылочных долях центров интеграции зрительных восприятий, отвечающих за соотнесение зрительного восприятия со звуковыми образами центров височных долей, регулирующих движения глаз центров лобных долей.
Таким образом, все формы речевой деятельности регулируются не отдельными мозговыми, но сложной системой, ансамблем, объединяющим разные участки коры головного мозга.
Мозговые центры речи
Мозговые центры речи
Речь образуется в результате изменения формы и объема надставной трубки, состоящей из полости рта, носа и глотки. В резонаторной системе, отвечающей за тембр голоса, образуются определенные форманты, специфические для данного языка. Резонанс возникает в результате изменения формы и объема надставной трубки.
Артикуляция это совместная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Артикуляция регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. Для правильной артикуляции необходима определенная система движений органов речи, формирующаяся под влиянием слухового и кинестизического анализаторов.
Процесс речи можно рассматривать как результат работы периферических органов, основанный на генерации дифференцированных акустических последовательностей (звуков) и являющийся высоко-координированной произвольной моторной активностью фонационного и артикуляционного аппаратов. Все характеристики речи, такие, как скорость, сила звука, тембр, окончательно складываются у мужчины после так называемой «ломки голоса», а у женщины по достижении старшего подросткового возраста и представляют собой устойчивую функциональную систему, которая остается практически неизменной вплоть до глубокой старости. Именно поэтому мы легко узнаем знакомого по голосу и по особенностям речи.
Клинические данные, полученные при изучении локальных поражений мозга, а также результаты электростимуляции структур мозга, позволили четко выделить те специализированные структуры коры и подкорковых образований, которые ответственны за способность произносить и понимать речь. Так установлено, что локальные поражения левого полушария различной природы у правшей приводят, как правило, к нарушению функции речи в целом, а не к выпадению какой-либо одной речевой функции.
Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, тесно связана с развитием фонематического слуха, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка. Главная роль в адекватном функционировании фонематического слуха принадлежит такому центральному органу речи как слухоречевая зона коры больших полушарий — задняя треть верхней височной извилины левого полушария, т.н. центр Вернике. К другому центральному органу речи принадлежит т.н. зона Брока, которая у лиц с доминированием речи по левому полушарию, находится в нижних отделах третьей лобной извилины левого полушария. Зона Брока обеспечивает моторную организацию речи.
В 60-е гг. широкую известность получили исследования В. Пенфилда, который во время операций на открытом мозге с помощью слабых токов раздражал речевые зоны коры (Брока и Вернике) и получал изменения речевой активности пациентов. (Операции такого рода иногда выполняют при местной анестезии, поэтому с пациентом можно поддерживать речевой контакт). Эти факты нашли свое подтверждение и в более поздних работах. Было установлено, что с помощью электростимуляции можно выделить все зоны и участки коры, включающиеся в выполнение той или иной речевой задачи, и эти участки весьма специализированы по отношению к особенностям речевой деятельности.
Синтагматические и парадигматические аспекты речи. В нейропсихологии при изучении локальных поражений мозга установлено существование нарушений речевых функций (афазий) двух категорий: синтагматические и парадигматические. Первые связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария. Вторые возникают при поражении задних отделов левого полушария и связаны с нарушением кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического и т.д.).
Синтагматические афазии возникают при нарушениях в работе передних отделов головного мозга, в частности центра Брока. Его поражение вызывает эфферентную моторную афазию, при которой собственная речь нарушается, а понимание чужой речи сохраняется почти полностью. При эфферентной моторной афазии нарушается кинетическая мелодия слов по причине невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой. Больные с афазией Брока осознают большую часть своих речевых ошибок, но могут общаться с большим трудом и лишь незначительное количество времени. Поражение другого отдела передних речевых зон (в нижних отделах премоторной зоны коры) сопровождается так называемой динамической афазией, когда больной теряет способность формулировать высказывание, переводить свои мысли в развернутую речь (нарушение программирующей функции речи).
При поражении центра Вернике возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). Речь такого больного достаточно беглая, но обычно бессмысленная, т.к. больной не замечает своих дефектов. С поражением задних отделов речевых зон коры связывают также акустическо-мнестическую, оптико-мнестическую афазии, в основе которых лежит нарушение памяти, и семантическую афазию — нарушение понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения предметов.
Механизмы восприятия речи. Одно из фундаментальных положений науки о речи состоит в том, что переход к осмыслению сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован в последовательность дискретных элементов. Далее предполагается, что эта последовательность может быть представлена цепочкой символов-фонем, причем число фонем в каждом языке очень мало (например, в русском языке их 39). Таким образом, механизм восприятия речи обязательно включает блок фонетической интерпретации, который обеспечивает переход от речевого сигнала к последовательности элементов. Конкретные психофизиологические механизмы, обеспечивающие этот процесс, еще далеко не ясны. Тем не менее, по-видимому, и здесь действует принцип детекторного кодирования (см. тему 5 п. 5.1). На всех уровнях слуховой системы обнаружена достаточно строгая тонотопическая организация, т.е. нейроны, чувствительные к разным звуковым частотам, расположены в определенном порядке и в подкорковых слуховых центрах, и первичной слуховой коре. Это означает, что нейроны обладают хорошо выраженной частотной избирательностью и реагируют на определенную полосу частот, которая существенно у’же полного слухового диапазона. Предполагается также, что в слуховой системе существуют и более сложные типы детекторов, в частности, например, избирательно реагирующих на признаки согласных. При этом остается неясным, за счет каких механизмов происходит формирование фонетического образа слова и его опознание.
В связи с этим особый интерес представляет собой модель опознания букв и слов при чтении, разработанная Д. Мейером и Р. Шваневельдтом. По их мнению, процесс опознания начинается в тот момент, когда ряд букв поступает на «анализатор деталей». Получающиеся при этом коды, содержащие информацию о форме букв (прямые линии, кривые, углы), передаются на детекторы слов. При обнаружении этими детекторами достаточных признаков генерируется сигнал, подтверждающий, что обнаружено некоторое слово. Обнаружение определенного слова также активизирует расположенные рядом слова. Например, при обнаружении слова «компьютер» активизируются также слова, расположенные в сети памяти человека близко от него, — такие как «программное обеспечение», «винчестер», «Интернет» и т.д. Возбуждение семантически связанных слов облегчает их последующее обнаружение. Эта модель подтверждается тем, что испытуемые опознают связанные слова быстрее, чем несвязанные. Эта модель привлекательна также и тем, что открывает путь к пониманию структуры семантической памяти.
Организация речевого ответа. Предполагается, что у взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение слов опосредуются внутренними кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слова. Причем все перечисленные коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.
Клинические данные позволяют выстроить следующую последовательность событий. Заключенная в слове акустическая информация обрабатывается в «классической» слуховой системе и в других «неслуховых» образованиях мозга (подкорковых областях). Поступая в первичную слуховую кору (зону Вернике), обеспечивающую понимание смысла слова, информация преобразовывается там для формирования программы речевого ответа. Для произношения слова необходимо, чтобы «образ», или семантический код, этого слова поступил в зону Брока. Обе зоны — Брока и Вернике связаны между собой дугообразным пучком нервных волокон. В зоне Брока возникает детальная программа артикуляции, которая реализуется благодаря активации лицевой зоны области моторной коры, управляющей лицевой мускулатурой.
Однако, если слово поступает через зрительную систему, то вначале включается первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слове направляется в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим сигналом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же, как и при чисто акустическом восприятии.
Данные, полученные с помощью позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ) показывают, что у праворуких здоровых грамотных взрослых отдельные операции при восприятии слов действительно обеспечиваются за счет включения разных зон, главным образом, левого полушария. При звуковом восприятии слов активируются две зоны: первичная слуховая зона и височно-теменная. По-видимому, левая височно-теменная зона непосредственно связана с операцией фонологического кодирования, т.е. воссоздания звукового образа слова. При чтении (восприятии письменных знаков) эта зона, как правило, не активируется. Однако усложнение словесных заданий, предъявляемых в письменном виде, может повлечь за собой и фонологические операции, которые связаны с возбуждением височно-теменной зоны.
Основные очаги возбуждения при восприятии написанных слов находятся в затылке: первичной проекционной и вторичных ассоциативных зонах, при этом охватывая как левое, так и правое полушарие. Судя по этим данным, зрительный «образ» слова формируется в затылочных областях. Семантический анализ слова и принятие решения в случае смысловой неоднозначности осуществляется главным образом при активном включении передних отделов левого полушария, в первую очередь, фронтальной зоны. Предполагается, что именно эта зона связана с нервными сетями, обеспечивающими словесные ассоциации, на основе которых программируется ответное поведение.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: даже относительно простая лексическая задача, связанная с восприятием и анализом слов, требует участия целого ряда зон левого и частично правого полушария
Развитие речи у ребенка на разных
этапах развития
Период младенчества и кризис 1 года
Вместе с развитием мышления, эмоциональным и физическим развитием начинается
развитие речи. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при
радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором
полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся
звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно
сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-
20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих
первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением
первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Период между младенчеством и ранним детством называют кризисом 1 года. Главное
приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л. С.
Выгодским автономной.
Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме
(фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова
по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них.
Встречаются слова, не похожие на соответствующие слова взрослых, слова –
обрывки слов, слова – искажения, сохраняющие, тем не менее, их фонетический и
ритмический рисунок и звукоподражательные слова (например: «му-му» – корова).
Интересны семантические различия. Маленький ребенок вкладывает в слово совсем
другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши
«взрослые» понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой
предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному
признаку. Ребенок не может обобщать предметы. У него своя логика, и его слова
становятся многозначными и ситуативными.
Только проследив всю цепочку объектов, объединенным одним детским словом,
можно судить о его значении. Первоначально это целостная ситуация, затем
появляется ряд других значений, как бы вытекающих из отдельных частей целой
картины; другая линия значений протягивается к предметам, имеющим ту же форму
и цвет. Такая отнесенность слова к разным, с нашей взрослой точки зрения,
объектам называется многозначностью. «Скольжение» значений многозначных слов
связано с условиями их возникновения – с их ситуативностью, вплетенностью в
эмоционально насыщенную ситуацию. Вообще автономная речь возникает только при
яркой аффективной окраске воспринимаемой ребенком ситуации и активности
самого ребенка, эту ситуацию переживающего или действующего в ней. Поэтому
образование многозначных слов имеет эмоционально-действенный характер.
Еще одна особенность автономной речи – своеобразие связей между словами. Язык
маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а
переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически отличается от
взрослой, она понятна только самым близким людям. Общение с другими взрослыми
с помощью такой речи почти не возможно, хотя здесь могут помочь не языковые
средства – жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающие непонятные
слова. Следовательно, автономная речь допускает общение, но в других формах и
другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка
позднее.
Ранний возраст от 1 года до 3 лет
Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода)
трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова
заменяются словами «взрослой» речи. Но разумеется, быстрый переход на новый
уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую
очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если этого общения не
достаточно, или наоборот близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь
на автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого
развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с
другом на общем детском языке.
Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической
ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок
постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками.
Этому способствует и то, что к трем годам усваиваются все основные звуки
языка. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово приобретает для
него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные
по своим внешним свойствам, сходные по какому-то существенному признаку или
способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны
поэтому первые обобщения.
В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых
слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит
взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает
понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных
действий. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с
предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые
действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивную
речь ребенок понимает достаточно рано. В 2 – 3 года возникает понимание и
речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей
и явлений. Чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за
пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная
работа – взрослые должны это специально научить.
Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, причем
количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество
понимаемых, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К
трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения
первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего
субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («хочу
конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам
усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические
конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи,
разные типы предложений.
Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами.
Расширяется круг его общения – он уже может общаться не только с близкими
людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Ребенок отвечает на вопросы
взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда он
вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик
другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг
другу.
Дошкольный возраст от 3 до 7
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс
овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления
ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к
школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для
ребенка становится действительно родным.
В произносимых для себя самого монологах ребенок констатирует затруднения,
с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о
способах выполнения задачи.
Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям
обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот
возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в
это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает
развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают
как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на
свете. Благодаря общению, названному М. И. Лисиной внеситуативно-
познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные
грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги;
ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать –думать вслух.
Заключение
Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально- логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания- теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.
Список используемой Литературы
- Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001 год
- http://works.tarefer.ru/ Раздел Анатомия человека 2014 год
- Куницина В.Н ,Казаринова Н.В. Межличностные отношения. Учебник для вузов, 2006 год
- Сапин М.Р. Атлас нормальной анатомии человека. М: Мед пресс информ, 2006-2007.
- Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие. – Минск: Новое издание, 2006
kursak.net
Физиологические основы речи
Физиологической основой речи является деятельность слухового и двигательного анализаторов. В коре мозга замыкаются временные связи между различными раздражениями со стороны внешнего мира и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов.
Речь функционирует на основе второй сигнальной системы. Сложный процесс вербального общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его механизмов. Первым этапом является программирование речи – построение костяка речевого высказывания. Для этого отбирается важная информация и отсеивается ненужная. Второй этап – построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих. Наконец, осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Таким образом, развертывается процесс «говорения», в ходе которого коммуникатор кодирует информацию, подлежащую передаче (рис. 38). В процессе слушания собеседник декодирует полученную информацию, что в свою очередь, представляет собой поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание того, что хотел сказать коммуникатор.
Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана с левым полушарием головного мозга. Выделяют четыре мозговых центра речи: центр Брокка (расположен в верхней лобной извилине), связанный с громкостью произношения речи; центр Вернике (расположен в височной извилине), связанный с пониманием смысла; зрительный центр (расположен в затылочной доле), связанный с процессом чтения; центр письма (расположен в средней лобной извилине), связанный с письменной речью.
Периферические системы обеспечения речи:
энергетическая, генераторная, резонаторная
Речь
Речевые функции левого полушария головного мозга
Синтагматические и парадигматические механизмы речи
Механизмы
восприятия речи
Механизмы
организации
речевого ответа
Рис. 38. Физиологические основы речи
Рекомендуемая литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
Бодалев А.А.Личность и общение. М., 1995.
Жинкин Н.И.Речь как проводник информации. М., 1982.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.Межличностное общение: Учеб. для вузов. СПб., 2001.
Леонтьев А.Н.Язык, речь, речевая деятельность. М., 1970.
Пиаже Ж.Речь и мышление ребенка. М., 1999.
Тема 6. Деятельность
План | Психологическая характеристика деятельности Структура деятельности Освоение деятельности. Навыки и умения Основные виды деятельности |
Психологическая характеристика деятельности
Деятельность– это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.
Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта (рис. 39).
Деятельность
1. Обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей
2. Становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей
3. Является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов
4. Создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов
5. Является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития
6. Обеспечивает познание и преобразование окружающего мира
Рис. 39. Основные черты деятельности
Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность (рис. 40).
Особенности деятельности
Все виды деятельности по своему содержанию и способам выполнения – продукт общественно-исторического развития человека
Общественный
характер
Человек в своей деятельности всегда руководствуется сознательно поставленными целями, которые достигаются им с помощью сознательно организуемых средств или способов действия
Целенаправленность
Плановость
Любые действия представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану
Деятельность человека носит длительный, повседневный, систематический характер
Систематичность
Рис. 40. Особенности деятельности
Основными характеристиками деятельности человека являются предметность и субъектность (рис. 41).
Характеристики деятельности
Проявляется в социальной обусловленности деятельности, в ее связи со знаниями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, ценностях, ролях и социальных связях
Предметность
Субъектность
Выражается в таких аспектах активности, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности
Рис. 41. Характеристики деятельности
При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический (рис. 42).
Основные аспекты анализа деятельности
Исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики выступает интериоризация, в ходе которой происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю
Генетический
В основе такого рассмотрения лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяется содержание психического отражения
Структурно-функциональный
При рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности
Динамический
Рис. 42. Аспекты анализа деятельности
studfiles.net
Физиологические основы речи
Физиологической основой речи является деятельность слухового и двигательного анализаторов. В коре мозга замыкаются временные связи между различными раздражениями со стороны внешнего мира и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов.
Речь функционирует на основе второй сигнальной системы. Сложный процесс вербального общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его механизмов. Первым этапом является программирование речи – построение костяка речевого высказывания. Для этого отбирается важная информация и отсеивается ненужная. Второй этап – построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих. Наконец, осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Таким образом, развертывается процесс «говорения», в ходе которого коммуникатор кодирует информацию, подлежащую передаче (рис. 38). В процессе слушания собеседник декодирует полученную информацию, что в свою очередь, представляет собой поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание того, что хотел сказать коммуникатор.
Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана с левым полушарием головного мозга. Выделяют четыре мозговых центра речи: центр Брокка (расположен в верхней лобной извилине), связанный с громкостью произношения речи; центр Вернике (расположен в височной извилине), связанный с пониманием смысла; зрительный центр (расположен в затылочной доле), связанный с процессом чтения; центр письма (расположен в средней лобной извилине), связанный с письменной речью.
Периферические системы обеспечения речи:
энергетическая, генераторная, резонаторная
Речь
Речевые функции левого полушария головного мозга
Синтагматические и парадигматические механизмы речи
Механизмы
восприятия речи
Механизмы
организации
речевого ответа
Рис. 38. Физиологические основы речи
Рекомендуемая литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
Бодалев А.А.Личность и общение. М., 1995.
Жинкин Н.И.Речь как проводник информации. М., 1982.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.Межличностное общение: Учеб. для вузов. СПб., 2001.
Леонтьев А.Н.Язык, речь, речевая деятельность. М., 1970.
Пиаже Ж.Речь и мышление ребенка. М., 1999.
Тема 6. Деятельность
План | Психологическая характеристика деятельности Структура деятельности Освоение деятельности. Навыки и умения Основные виды деятельности |
Психологическая характеристика деятельности
Деятельность– это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.
Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта (рис. 39).
Деятельность
1. Обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей
2. Становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей
3. Является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов
4. Создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов
5. Является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития
6. Обеспечивает познание и преобразование окружающего мира
Рис. 39. Основные черты деятельности
Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность (рис. 40).
Особенности деятельности
Все виды деятельности по своему содержанию и способам выполнения – продукт общественно-исторического развития человека
Общественный
характер
Человек в своей деятельности всегда руководствуется сознательно поставленными целями, которые достигаются им с помощью сознательно организуемых средств или способов действия
Целенаправленность
Плановость
Любые действия представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану
Деятельность человека носит длительный, повседневный, систематический характер
Систематичность
Рис. 40. Особенности деятельности
Основными характеристиками деятельности человека являются предметность и субъектность (рис. 41).
Характеристики деятельности
Проявляется в социальной обусловленности деятельности, в ее связи со знаниями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, ценностях, ролях и социальных связях
Предметность
Субъектность
Выражается в таких аспектах активности, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности
Рис. 41. Характеристики деятельности
При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический (рис. 42).
Основные аспекты анализа деятельности
Исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики выступает интериоризация, в ходе которой происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю
Генетический
В основе такого рассмотрения лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяется содержание психического отражения
Структурно-функциональный
При рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности
Динамический
Рис. 42. Аспекты анализа деятельности
studfiles.net
Физиологические механизмы речи
Речь имеет рефлекторную природу. Ее физической основой является образование абстрактно- логических связей разной степени сложности. Они находятся в тесной взаимосвязи с развитием I сигнальной системы и с напряженной работой зрительного, слухового, двигательного анализатора и периферического речевого анализатора. Координация деятельности этих органов осуществляется нейронами различных зон коры головного мозга. В речи участвуют разные зоны коры:
Слуховой центр речи – центр Вернике в височной области коры, задний отдел левой верхней височной извилины, поле 42. При разрушении – сенсорная афазия – речевая глухота. Больной слышит, но не понимает. В результате его речь теряет смысл. Поля 39, 40 расположены в теменной доле, рядом с полем 22, осуществляет понимание смысла сочетаний слов или фраз. Их поражение приводит к расстройству речи и называется семантической (смысловой) афазией. При разрушении поля 39 теряется способность узнавать буквы, цифры. При поражении поля 37 – потеря памяти на слова – амнестическая афазия.
2. Двигательный центр – центр Брокка расположен в лобной доле в нижней части передней центральной извилины. Поле 44 обеспечивает артикуляцию и фонецию, процесс произнесения слов (при поражении больной речь понимает, но теряет способность говорить). У правшей этот центр в левом полушарии больше, чем в правом. При разрушении – моторная двигательная афазия. Поле 45 регулирует построение грамматически правильных сочетаний слов и пение. Поле 46 — мимику и жестикуляцию, от него импульсы поступают в поля 44, 45.
3. Письменная речь связана с многими центрами коры: с центрами движениями пальцев рук, со зрительными центрами, с центрами Вернике и Брокка.
Речевой аппарат включает органы дыхания: нос, глотка, ротовая полость, гортань, трахеи, бронхи, легкие, диафрагма. С их помощью осуществляется голосообразование, фонеция, артикуляция. Воздушная струя возникает при выдохе, воздух, проходя через гортань, приводит в движение голосовые связки, их колебание воспринимается как звуки голоса.
Речевой аппарат сложнейшая многофункцинальная система. Тонкая настройка осуществляется корой.
Развитие речи у детей
Структурное созревание речевого центра происходит к двум годам. Но задолго до его формирования ребенок начинает реагировать на слова.
С двухмесячного возраста появляется гуление – это тренировка артикуляционного аппарата по образования звуков. Это сочетание гласных.
С 4-х месяцев появляется свирель – предречевые реакции. Ребенок с первых месяцев жизни должен слышать речь, направленную к нему. Иначе гуление будет монотонным, а свирели может и не быть.
С 2-х до 7-ми месяцев – звукоподражание взрослым.
В 7,5 – 8,5 месяцев появляется артикуляция слогов, повторение слогов.
В 8,5 – 9 месяцев появляется модулированный лепет, повторение слов с разной интонацией без смыслового значения.
К году ребенок начинает связывать слово с объектом
С 1 г. 4 мес. до 1 г. 10 мес. – предложения из 2-х слов.
С 1 года 6 мес. – 2 лет – предложения из 3-х слов.
В 1 – 3 года ребенок овладевает произношением слов. К двум годам словарный запас ребенка составляет 200 – 400 слов.
В 1-3 года ребенок овладевает речью, произносит слова, на словесный раздражитель – словесная реакция. В овладении речью важную роль играют кинестетические раздражения. С развитием речи ребенок овладевает грамматическим построением речи. Велика роль подражания, поэтому взрослые должны говорить правильно.
Эксперимент Кольцовой с детьми в доме ребенка.
Дети в манеже в течение 20 мин.
Движение по комнате в течение 20 мин.
Тренировка пальцев 20 мин.
В 3-ей группе со второго дня появляются голосовые реакции.
В 4 – 5 лет словарный запас 500 – 800 слов. С 7-11 до 15-17 идет колоссальное развитие второй сигнальной системы в связи с обучением. В период полового созревания развиваются железы внутренней секреции, меняется функциональное состояние нервной системы, повышается ее возбудимость, речь замедляется. Необходим правильный режим, трудовая деятельность, занятия физкультурой, т. е. условия для того, чтобы этот переходный возраст прошел без функциональных сдвигов.
studfiles.net