Форма чувственного познания является: «Что является формой чувственного познания ?» — Яндекс Кью

«Специфика и формы чувственного познания»


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Эссе на тему: «Специфика и формы чувственного познания»

Данная тема является актуальной, на мой взгляд, так как познание представляет собой систему методов достижения знаний об объективном мире. Знание – единство чувственного и рационального познаний, поэтому они тесно взаимосвязаны между собой.

Познание объективного мира через чувственное познание (или его еще называют сенситивным познанием) происходит с помощью органов чувств и дает конкретное знание о предмете и его свойствах. Чувственное познание состоит из следующих форм: ощущение, восприятие и представление.

В настоящее время изучение специалистами чувственного познания является важной проблемой, поскольку чувственное познание представляет знание о конкретных свойствах и предметах действительности. И ученые рассматривают данный феномен с точки зрения достоверности информации, обманчивости чувств и применение таких знаний на практике.

Для того чтобы разобраться во всех нюансах чувственного познания, необходимо рассмотреть подробно данное понятие, выявить специфику и рассмотреть формы чувственного познания.

Чувственное познание – одна из самых фундаментальных и простых форм познания. Оно начинается с ощущений, которые возникают при помощи определенных воздействий объективного мира на органы чувств человека. Различают пять главных видов ощущений воздействия на органы чувств: слух, зрение, вкус, обоняние и осязание. Главным среди данных видов – это зрение, так как оно представляет наибольшую часть чувственной информации. Человек может не осознавать конкретных ощущений, поскольку они являются примером мельчайших атомов чувственного опыта человека. В сознании людей проявляется синтез ощущений в восприятии.

Восприятие характеризуется не отдельными ощущениями, а устойчивыми свойствами, которые сохраняют предметы. Главное свойство восприятия – его предметный характер, который показывает, что человек воспринимает не конкретное ощущение, а предмет как единое целое. Тем самым, можно увидеть работу сознания на уровне восприятия не только органами чувств, но и разумом.

В философии выделяют два вида познания – чувственное и рациональное. Чувственное познание, как было сказано выше, связано с работоспособностью человеческих органов чувств. а рациональное познание – это деятельность разума человека, т.е. его абстрактное и понятийное мышление.

Рассмотрим формы чувственного познания:

1. Ощущение – процесс в психике, который состоит в запоминании каких-либо свойств предмета или явления объективного мира во время его прямого воздействия на органы чувств человека.

Ощущение рассматривается как начальный элемент чувственного познания. С позиции информационной способности выделяют на первое место зрение и осязание, далее слух, обоняние и вкус. Ощущение – это субъективное отражение предмета, поскольку оно преломляет действие предмета с помощью человеческое сознание. К примеру, боль от ожога (огонь не имеет боли).

Ощущение отражает связь субъекта с объективным миром, и оно зависит от организма человека и его органов чувств. Однако, несмотря на двойственность зависимости от объекта и субъекта, на практике у человека выработалось действие оценивать и ежедневно использовать объективную информацию о предмете, которые приходят из ощущений.

Хотя человек с помощью органов чувств ощущает пространственный цвет, запах, форму, вкус, и в то же время органы чувств способны синтезировать ощущения, превращая их в восприятие, которое обладает неким свойством: через восприятие предмет в сознании человека предстает в целостной форме, то есть в виде независимой, объективной от сознания целостности. Именно восприятие в ощущении приобретает качество субъективного изображения объективного мира.

2. Восприятие – общее отражение предметов и явлений при прямом воздействии на органы чувств человека через сознание. Наиболее главные факторы восприятия: предметность, целостность и структурность.

Восприятие существует как вид синтеза разнообразия проявлений предмета, неразрывно связанных с другими факторами практической и познавательной деятельности. К примеру, человек не может напрямую ощутить некоторую часть дома, но его восприятие синтезирует образ дома в целом и те части, которые он не ощущает. Благодаря огромной работе механизмов восприятия в сознании человека (в его памяти) удерживается целый образ предмета, даже тогда, когда предмета нет рядом с человеком. В данном случае начинает функционировать сложная форма чувственного познания – представление.

3. Представление – образы предметов воздействующих на органы чувств человека и сохранившиеся в его памяти. Отличительной особенностью представления от ощущения и восприятия – это то, что органы чувств человека могут быть не задействованы напрямую с предметом.

Различают представление воображения и памяти, также известны визуальные и осязательные (важную роль представляют у слепых людей) представления, обонятельные, слуховые и другие виды представлений. Представление относится к конкретному предмету, но может представлять и общую картину, при этом их общее далеко не одинаково, а наоборот различно.

В философии представление характеризуется двумя отношениями. Первое – это яркая характеристика специфического сознания человека, так как считалось, что представление в отличие от ощущения и восприятия, которые относятся субъектом к внешнему миру, представление же – это особое образование, которое обладает собственным содержанием, где предмет соответствует, или не соответствует действительности. В данном понимании представление – это некое подобие картин, которые размещены в человеческом сознании. Человек имеет прямой доступ к этим картинам, и может их смотреть через «внутренний взор» – это и есть интроспекция.

Второе, представление в философии рассматривалось как получение знаний о субъективном мире. Д. Беркли, Д. Локк, Э. Мах, Д. Юм и другие философы считали, что благодаря представлению обеспечивается возможность мышления.

По их мнению, все знания и их содержание представлено в ощущении и восприятии.

Какова структура чувственного познания? Все чувственное познание является непосредственным характером. Чувственные образы возникают ввиду того, что предмет и его свойства воздействуют напрямую на нервную систему и органы чувств человека. Чувственное познание – это проход, через который человек контактирует с объективным миром. С точки зрения, диалектического материализма формы чувственного познания – это субъективные изображения объективного мира, то есть их смысл объективен, так как устанавливается внешним воздействием, а не сознанием субъекта.

Раскроем понятие «субъективного изображения», которое означает, что способы восприятия ощущений зависят от того, как устроена нервная система человека. К примеру, человек не может воспринять магнитные волны и радио, в отличие от животных. Орел прозорливее человека, дальнозоркий, но человек замечает предметы и видит больше, чем орел. У собаки тонкое обоняние, но она не может различить и один запах и тысячи тех запахов, которые различны человеку. Субъективность изображения основывается на взаимодействии двух форм материи ощущения, которые отражаются в нервной системе человека. Например, вкус сладкого или соленого по отношению к языку, а не к воде, запах цветов по отношению к обонянию.

Но, существует теория в истории философии, согласно которой человеческие восприятия, ощущения – это не изображения, не копии, а всего лишь условные символы, знаки, иероглифы, которые не имеют общего фактора с предметами и их свойствами. Эту концепцию сформировал немецкий физиолог Г. Гельмгольц, опирающийся на концепцию немецкого естествоиспытателя (физиолога) И. Мюллера. Исходя, из теории Мюллера особенность ощущений складывается не природой вещей и предметов, а своеобразной структурой органов чувств человека, представляющую каждым индивидом замкнутую систему (закон о специфической энергии органов чувств). К примеру, ощущение яркой вспышки возникает как от воздействия яркого света, так и от сильного удара в глаз, то есть человеческие органы чувств по теории Мюллера не дают никакого абсолютно представления о качестве явления или предмета.

С точки зрения, диалектического материализма данная теория является подобием агностицизма, так как знаки, символы допустимы (возможны) в отношении несуществующих вещей, то есть к домовым, лешим и т.д.

Но, все, же представляют ли человеку его органы чувств адекватную картину действительности? Еще Л. Фейербах отметил, что человеку дано столько органов чувств, сколько необходимо для правильного познания объективного мира. Если бы чувства человека не имели отражение объективного мира таким, каким он им предстает, то человек, как и любое животное не смогли бы приспособиться к окружающему миру, то есть выжить. К тому же, данное возникновение с точки зрения сомнения представляет правильность отражения действительности, иначе человечество не усомнилось в данном факторе.

Рассмотрим, что дает человеку чувственное познание: знание конкретных свойств, признаком предметов, внешних связей между человеком и предметом, то есть чувственное познание дает человеку знание конкретного, единичного и видимого. Знание существенного, общего, абстрактного и закономерного передается через рациональное познание (разум). Естественно, при изучении конкретного предмета человек получает представление о совокупности единичных предметов тоже. Следовательно, факт общих связей и общего представляется и чувственным познанием. Но, выделение этого общего и отделение его от конкретного, частного и единичного может только разум.

Значение и роль чувственного познания определили такие школы, как рационалистическая школа (Кант, Декарт, Гегель, Лейбниц и Спиноза) – они основывались на рациональном познании, при этом, не отрицая значение чувственного познания в качестве связующего фактора разума с объективным миром. Другая школа – эмпирическая (Локк, Гоббс) считали, что чувственное познание – это и есть главный и возможно единственный источник знаний.

Таким образом, можно подвести итог, что чувственное познание – это специфически человеческий характер, то есть исторически-социальный. Безусловно, что человек в чувственном познании занимает важное место во взаимодействии с предметом и органами чувств. Но, человек не может обнаружить в реальной познавательной деятельности чувство познания в обособленном (чистом) виде, – вне окружающего мира, вне общения с людьми, с которыми он связан.

Функционирование органов чувств является необходимым элементом познания, без которого сложно любое восприятие. Пока все органы чувств человека функционируют в нормальном ритме, человек может замечать их роль, но эта роль заметна лишь при повреждении. Например, глухонемые люди могут быть полноценными людьми, развив способности познания и рационального мышления внутри своего организма, разума. А дети-маугли, наоборот, теряют способность к познанию. Это значит, что человек и его чувственно-практическая деятельность соединена с чувственным познанием, что является исторически-социальным явлением.

В человеческом восприятии существует еще один важный элемент, который присущ только ему. Человек способен представить наглядно не только увиденное глазами, но и большая его часть включает картины из описаний его жизни. То есть индивидуальный опыт человека может быть до конкретной степени заменен итогами опытов его предшественников. На сегодняшний день с развитием технологий данная способность стала неограниченной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 289 с.

  2. Алексеев П.В.Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991. – 370 с.

  3. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994. – 385 с.

  4. Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии, 2008. №8. – С. 72 – 80.

  5. Рассел Б. История западной философии. – М., 1959. – 234 с.

  6. Рушквич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. – М.,1994. – 428 с.

  7. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – M.: Юристъ. 2004. – 421 с.

  8. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат,1987. – С. 291.

  9. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 294 с.

Каталог: uploads -> doc
doc -> Конспект урока по русскому языку, 5 ( коррекционный класс) «Синонимы и антонимы»
doc -> Принятие ребенка на воспитание в семью – великое, доброе дело. Приемные родители дают ребенку возможность жить и воспитываться в семье, узнать, что такое родительская любовь и забота, возможность самому научиться любить других
doc -> Наука об отрезвлении общества
doc -> 1 канал 00 Новости 05
doc -> 1 канал 00 Новости 05
doc -> 1 канал 00 Новости 05
doc -> Мой крестный отец Александр Предисловие
doc -> Как помочь ребёнку полюбить чтение Цель
doc -> Программа составлена на основании фгос впо направления 44. 03. 01. Педагогическое образование. Рабочая программа одобрена на Ученом совете мисао


Скачать 50 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Подготовка к ЕГЭ. 7. «Чувственное и рациональное познание. Мышление»

п/п

Проблема

1

Чувственное, рациональное, иррациональное познание

Вопросы

для сравнения

Чувственное познание

Рациональное познание

Уровень познания

низшая ступень познания

свойственно и человеку и животному

высшая ступень познания

свойственно только человеку

Путь познания

При помощи органов чувств — органы чувств помогают человеку познавать окружающий мир с помощью ощущений, восприятий, представлений. При этом задействованы 5 органов чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

При помощи языка и речи — позволяют человеку называть окружающие предметы, описывать их свойства и признаки, что даёт возможность определить общее у этих предметов и составить: понятия, суждения, умозаключения

Смысл форм познания

Ощущение

отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (зрительные, слуховые, осязательные)

Восприятие

воздействие на органы чувств целостного образа предмета, который непосредственно воздействует на органы чувств

Представление

чувственный обобщенный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании человека без их непосредственного воздействия

Понятие

мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов и процессов действительности

Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении

Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения, при этом  формируются вопросы, выводы, теории.

Виды умозаключений:

  • индуктивное (мысль движется от единичного факта к общему утверждению/выводу

  • дедуктивное (мысль движется от общего к частному, данным методом пользуются детективы)

  • получаемое по аналогии (умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении; решение задач по физике и математике, характеристика исторических явлений)

Вывод:

Формами познания являются

ощущение

восприятие

представление

понятие

суждение

умозаключение

Особенности

  1. Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта.

  2. Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

  3. Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

  1. Опора на результаты чувственного познания.

  2. Абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов.

  3. Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Сторонники познания

сенсуалисты

рационалисты

Иррациональное познание (интуиция)

Своеобразной формой сопряжения (сочетания) чувственного и рационального в познании выступает интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Различают следующие виды интуиции:

– интеллектуальная – связана с умственной деятельностью;

– мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.

Признаки интуиции

  • интуиция – это вспышка проницательности (истинной или ложной), источник появления которой невозможно точно идентифицировать или объяснить.

  • интуиция может служить основой для многих важных гипотез, поэтому является компонентом научных знаний

  • интуиция в сою очередь не может считаться убедительным источником истинных знаний об окружающей нас действительности, т.к. часто основывается на недостоверной информации, служит предварительной ступенькой к научному знанию

2

Мышление: понятие, стадии развития, мыслительные операции. Роль мышления

А)

Мышление

вид ум­ствен­ной де­я­тель­но­сти, за­клю­ча­ю­щий­ся в по­знании сущ­но­сти вещей и яв­ле­ний, за­ко­но­мер­ных свя­зей между ними.!!!!! Мышление выступает связующим звеном между чувственным и рациональным познанием

Мышление имеет опосредованный характер

Опосредованность мышления — это свойство мысли, сущность которого заключается в возможности выхода за пределы непосредственного опыта. Каждый из нас имеет жизненный опыт, на основе которого мы можем выстраивать причинно-следственные связи (например, терраса мокрая, потому что ночью был дождь).

Б)

Стадии развития:

По мере развития психики человека в процессе его социализации, мышление последовательно проходит три стадии.

Первая стадия — мышление ребенка – предметно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3-х лет), то есть, мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.

Вторая стадия – наглядно-образное – мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).

В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов,  материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличие от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.

Третья стадия — абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль», являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься человеком непосредственно его органами чувств.

 В)

Мыслительные операции (приемы)

Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.

Анализ – мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

Синтез – объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека.

Абстрагирование – выделение одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежность», как низкую вероятность поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.

Обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.

Конкретизация – операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.

Г)

Роль мышления

  • поз­во­ля­ет по­знать окру­жа­ю­щий мир

  • раз­ви­ва­ет спо­соб­ность к твор­че­ству

  • формирует це­ле­по­ла­га­ние

  • на­коп­ле­ние опыта

  • раз­ви­тие спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка

  • пре­об­ра­зо­ва­ние окру­жа­ю­ще­го мира (изоб­ре­те­ния)

3

п/п

Задания

1

Запишите слово, пропущенное в таблице

Виды познания

Формы познания

Чувственное

Ощущение,…………………. , представление

Рациональное

Понятие, суждение, умозаключение

Ответ: восприятие

2

Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к чувственному познанию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. ощущение цвета, вкуса, запаха 2) абстрактность 3) наглядность

  1. обобщенность 5) предметность 6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

3

Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, представляют мыслительные операции (приемы) мышления. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. описание 2) синтез 3) наблюдение 4) абстрагирование 5) анализ 6) обобщение

4

Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, представляют операции (приемы) мышления. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. анализ 2) синтез 3) наблюдение 4) абстрагирование 5) эксперимент 6) обобщение

5

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано

  1. ощущение 2) чувственное познание 3) представление 4) восприятие

  1. образ объекта

6

Ниже при­ведён пе­ре­чень ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к фор­мам по­зна­ния. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) умо­за­клю­че­ние 2) ощу­ще­ние 3) пред­став­ле­ние

4) суж­де­ние 5) пла­ни­ро­ва­ние 6) опи­са­ние

7

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры под которыми они указаны.

1) целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира называется наблюдением
2) благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете
3) чувственное познание и рациональное познание тесно взаимосвязаны
4) чувственное познание фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов
5) формулирование предположений для объяснения имеющихся фактов характеризует метод выдвижения гипотез

8

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

  2. рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения

  3. чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым объектом

  4. к формам чувственного познания относят понятия и суждения

  5. формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления

9

Найдите в приведенном списке характеристики чувственного познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа,

2) формирование понятий и суждений о предметах и их свойствах,

3) сохранение в памяти обобщенного образа предмета,

4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете,

5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета.

10

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о чув­ствен­ном по­знании и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) чув­ствен­ное по­зна­ние при­су­ще всем живым су­ще­ствам.

2) одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся вос­при­я­тие.

3) чув­ствен­ное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о пред­ме­те.

4) чув­ствен­ное по­зна­ние в срав­нении с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изу­че­ния.

5) ис­ход­ным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощу­ще­ние.

11

Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) с помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений.

2) ощущение — одна из форм чувственного познания.

3) одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

4) на этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации.

5) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного познания.

12

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ра­ци­о­наль­ном познании и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние при­су­ще толь­ко че­ло­ве­ку.

2) одной из форм ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние.

3) ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о пред­ме­те.

4) ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние в от­ли­чие от чув­ствен­но­го спо­соб­но при­ве­сти к от­но­си­тель­ной ис­ти­не.

5) ис­ход­ным эле­мен­том ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся по­ня­тие.

13

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.

2) к формам чувственного познания относят понятия и суждения.

3) рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

4) для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.

5) чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.

14

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

  2. благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете.

  3. чувственное познание и рациональное познание взаимосвязаны.

  4. рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

  5. формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

15

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира называется наблюдением.

2) благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете.

3) чувственное познание и рациональное познание тесно взаимосвязаны.

4) чувственное познание фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов.

5) формулирование предположений для объяснения имеющихся фактов характеризует метод выдвижения гипотез.

16

Выберите верные суждения о познании и его формах. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) с помощью чувственного познания мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов.

2) к формам чувственного познания относят ощущение, наблюдение, описание.

3) на этапе рационального познания субъект отвлекается от частных, несущественных свойств отдельных предметов, соотносит их существенные свойства и далее оперирует общими признаками групп однотипных объектов.

4) формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение.

5) познавательная деятельность всегда направлена на получение практически полезного результата.  

17

Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. истинное знание, в отличие от ложного, соответствует предмету познания

  2. единственным критерием истинного знания является принятие его сообществом ученых

  3. относительная истина – это ограниченно верное знание

  4. только абсолютной истине свойственна объективность

  5. истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания

18

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о мышлении за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) осо­бен­но­стью мыш­ле­ния яв­ля­ет­ся его опо­сре­до­ван­ный ха­рак­тер.

2) объ­ек­тив­ной ма­те­ри­аль­ной фор­мой мыш­ле­ния яв­ля­ет­ся язык.

3) де­дук­ция – это ло­ги­че­ское умо­за­клю­че­ние от част­но­го к об­ще­му.

4) син­тез как приём мыш­ле­ния есть раз­ло­же­ние пред­ме­та на со­став­ля­ю­щие его части и сто­ро­ны.

5) мыш­ле­ние не­воз­мож­но без ана­ли­за, син­те­за и срав­не­ния.

19

Установите соответствие между формами и этапами познания

Формы познания

Этапы познания

А) ощущение

Б) понятие

В) восприятие

Г) представление

Д) суждение

1) чувственное познание

2) рациональное познание

А

Б

В

Г

Д

1

2

1

1

2


20

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эта­па­ми по­зна­ния и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми опе­ра­ци­я­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ОПЕ­РА­ЦИИ

ЭТАПЫ ПО­ЗНА­НИЯ

A) от­ра­же­ние в со­знании че­ло­ве­ка внеш­них свойств пред­ме­та

Б) от­ра­же­ние пред­ме­тов и их свойств в виде це­лост­но­го об­ра­за

B) фик­са­ция су­ще­ствен­ных свойств пред­ме­та

Г) со­хра­не­ние в па­мя­ти обоб­щен­но­го об­ра­за пред­ме­та

Д) утвер­жде­ние или от­ри­ца­ние на­ли­чия у пред­ме­та каких-либо свойств

Е) ло­ги­че­ский вывод новых суж­де­ний о пред­ме­те на ос­но­ве име­ю­щих­ся данных

  1. чувственное

  2. логическое

А

Б

В

Г

Д

Е

1

1

2

1

2

2

21

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

  «В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс _________(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней – _________(Б) – характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и _________(В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся _________(Г). Другая ступень познавательного процесса – _________(Д) – обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия, _________(Е), умозаключения».

Список терминов:

1) образ 2) рациональное познание 3) эмоциональное 4) представление

5) познание 6) суждение 7) теоретическое 8) чувственное познание

9) смысл

А

Б

В

Г

Д

Е

5

8

4

1

2

6

22

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

  «Ис­ход­ным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ________(А), воз­ни­ка­ю­щее в ре­зуль­та­те не­по­сред­ствен­но­го ________(Б) ре­аль­но­сти на ор­га­ны чувств. Но оно по­ка­зы­ва­ет нам лишь одну сто­ро­ну пред­ме­та (его цвет, вкус, запах и т.д.).

Це­лост­ный образ пред­ме­та, воз­ни­ка­ю­щий бла­го­да­ря со­еди­не­нию ин­фор­ма­ции, по­лу­чен­ной от раз­лич­ных ор­га­нов чувств, со­от­вет­ству­ет ста­дии ________(В). По­доб­ный це­лост­ный образ не может воз­ник­нуть в ходе пас­сив­но­го от­ра­же­ния пред­ме­та, и его фор­ми­ро­ва­ние яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том ак­тив­ной, опо­сре­до­ван­ной ________(Г).

После пре­кра­ще­ния воз­дей­ствия пред­ме­та на ор­га­ны чувств его образ со­хра­ня­ет­ся в ________(Д), что со­от­вет­ству­ет выс­шей форме чув­ствен­но­го по­зна­ния, на­зы­ва­е­мой ________(Е)».

А

Б

В

Г

Д

Е

6

5

9

2

4

7

1) мотив 2) де­я­тель­ность 3) по­ня­тие

4) па­мять 5) воз­дей­ствие 6) ощу­ще­ние

7) пред­став­ле­ние 8) суж­де­ние 9) вос­при­я­тие

23

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Если представление – это______________(А) предмета, то понятие – это_______________(Б) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно______________(В), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолировано, а в связи друг с другом, т.е. в виде ______________(Г), которые можно вывести на основе________________(Д) – метода, доставляющего первичный материал для научного исследования, так и опосредованным путем – с помощью________________(Е)»

А

Б

В

Г

Д

Е

8

2

3

4

6

9

1) концепция 4) умозаключение 7) проблема

2) мысль 5) сравнение 8) образ

3) ощущение 6) наблюдение 9) суждение

лучше, чем просто знание? Функция сенсорного восприятия | Перцептивный опыт

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPerceptual ExperienceЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаФилософия восприятияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPerceptual ExperienceЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаФилософия восприятияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Джонстон, Марк, «Лучше, чем просто знание?» Функция сенсорного осознания», Тамар Сабо Гендлер и Джон Хоторн (редакторы), Perceptual Experience (

Oxford , 2006; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 мая 2010 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199289769.003.0008, по состоянию на 11 июня 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPerceptual ExperienceЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаФилософия восприятияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPerceptual ExperienceЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаФилософия восприятияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе обсуждается функция сенсорного осознания для восприятия двумя способами. Во-первых, он обращается к тому, как функционирует сенсорное осознание, чтобы сделать доступными внешние предметы в качестве объектов непосредственной демонстрации. Во-вторых, он обращается к тому, как сенсорное осознание служит основанием для того, что оценивается и приписывается внешним объектам. Эти вопросы рассматриваются с помощью аналогии между восприятием и пищеварением. В частности, утверждается, что функция сенсорного опыта состоит в том, чтобы непосредственно представить создателей истины, которые гарантируют истинность непосредственных суждений, сделанных в отношении воспринятых сценариев. Сенсорный опыт дает нам прямое осознание деталей окружающей среды, и непосредственные перцептивные суждения о некоторых особенностях конкретной среды затем основываются на этом непосредственном сенсорном осознании. Таким образом, то, что ощущается, может сделать истинным то, о чем непосредственно судят на основе ощущений.

Ключевые слова: сенсорное осознание, представление обоев, квалиа, теория чувственных данных, контрфактуальность, Сирл, создатели истины, галлюцинации, непосредственное перцептивное суждение, пищеварительный реализм

Субъект

Философия восприятия Эпистемология Метафизика Философия разума

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Эпистемология | Определение, история, типы, примеры, философы и факты

оптическая иллюзия: преломление света

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Аристотель Платон Джон Локк Святой Августин Иммануил Кант
Похожие темы:
врожденная идея чистая доска сенсационность когерентизм фундаментализм

См. весь соответствующий контент →

эпистемология , философское исследование природы, происхождения и пределов человеческого знания. Термин происходит от греческого epistēmē («знание») и logos («причина»), и соответственно эту область иногда называют теорией познания. Эпистемология имеет долгую историю в западной философии, начиная с древних греков и продолжаясь до наших дней. Наряду с метафизикой, логикой и этикой это одна из четырех основных ветвей философии, и почти каждый великий философ внес свой вклад в нее.

Природа эпистемологии

Эпистемология как дисциплина

Почему должна существовать такая дисциплина, как эпистемология? Аристотель (384–322 гг. до н. э.) дал ответ, сказав, что философия начинается с удивления или замешательства. Почти все люди хотят понять мир, в котором они живут, и многие из них строят различные теории, чтобы помочь себе понять его. Однако, поскольку многие аспекты мира не поддаются простому объяснению, большинство людей, вероятно, в какой-то момент прекратят свои усилия и удовольствуются той степенью понимания, которой им удалось достичь.

В отличие от большинства людей, философы увлечены — некоторые сказали бы одержимы — идеей понимания мира в самых общих чертах. Соответственно, они пытаются построить теории, которые были бы синоптическими, дескриптивно точными, объяснительно сильными и во всех других отношениях рационально обоснованными. Поступая таким образом, они продвигают процесс исследования дальше, чем обычно делают другие люди, и именно это подразумевается, когда они говорят, что развивают философию по таким вопросам.

Как и большинство людей, эпистемологи часто начинают свои рассуждения с предположения, что они обладают большим объемом знаний. Однако, размышляя над тем, что они предположительно знают, они обнаруживают, что это гораздо менее надежно, чем они думали, и действительно приходят к выводу, что многие из их самых твердых убеждений сомнительны или даже ложны. Такие сомнения возникают из-за определенных аномалий в восприятии мира людьми. Две из этих аномалий будут подробно описаны здесь, чтобы проиллюстрировать, как они ставят под сомнение общепринятые притязания на знания о мире.

Две эпистемологические проблемы

Большинство людей заметили, что зрение может обманывать. Прямая палка, погруженная в воду, выглядит согнутой, хотя это не так; железнодорожные пути как бы сходятся вдали, но это не так; и страницу англоязычной печати, отраженную в зеркале, нельзя читать слева направо, хотя во всех других обстоятельствах это возможно. Каждое из этих явлений каким-то образом вводит в заблуждение. Тот, кто думает, что палка согнута, что железнодорожные пути сходятся и т. д., ошибается относительно того, каков мир на самом деле.

Хотя на первый взгляд такие аномалии могут показаться простыми и не вызывающими проблем, более глубокое их рассмотрение показывает, что верно как раз обратное. Как узнать, что палка на самом деле не согнута и что дорожки на самом деле не сходятся? Предположим, кто-то говорит, что знает, что палка на самом деле не согнута, потому что, когда ее вынимают из воды, можно увидеть, что она прямая. Но дает ли вид прямой палки, вытащенной из воды, серьезное основание думать, что, когда она находится в воде, она не согнута? Предположим, кто-то говорит, что пути на самом деле не сходятся, потому что поезд проезжает по ним в точке, где они, кажется, сходятся. Но откуда знать, что колеса поезда не сходятся и в этой точке? Что оправдывает предпочтение одних из этих верований другим, особенно когда все они основаны на том, что видно? Видишь, что палка в воде согнута, а палка вне воды прямая. Почему же тогда палка объявлена ​​действительно прямой? Почему, в сущности, предпочтение отдается одному восприятию над другим?

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Один из возможных ответов — сказать, что видения недостаточно, чтобы дать знание того, как обстоят дела. Зрение необходимо «исправлять» с помощью информации, полученной от других органов чувств. Итак, предположим, что человек утверждает, что веская причина полагать, что палка в воде прямая, состоит в том, что, когда палка находится в воде, можно почувствовать руками, что она прямая. Но что оправдывает веру в то, что осязание более надежно, чем зрение? В конце концов, осязание порождает неправильные восприятия так же, как и зрение. Например, если человек охлаждает одну руку и согревает другую, а затем опускает обе в ванну с чуть теплой водой, вода будет казаться теплой для холодной руки и холодной для теплой. Таким образом, трудность не может быть решена путем обращения к другим органам чувств.

Другой возможный ответ может начаться с утверждения, что ни одно из чувств не может гарантировать представление вещей такими, какие они есть на самом деле. Вера в то, что палка действительно прямая, поэтому должна быть оправдана какой-либо другой формой осознания, возможно, разумом. Но почему разум должен считаться непогрешимым? Он часто используется несовершенно, например, когда кто-то забывает, просчитывает или делает поспешные выводы. Более того, зачем доверять разуму, если его выводы противоречат выводам, полученным из ощущений, если, конечно, чувственный опыт лежит в основе большей части того, что известно о мире?

Ясно, что здесь есть целый ряд трудностей, и придется хорошенько подумать, чтобы прийти к убедительной защите кажущегося простым утверждения, что палка действительно прямая. Человек, принявший этот вызов, по сути, будет решать более крупную философскую проблему познания внешнего мира. Эта проблема состоит из двух вопросов: как можно узнать, существует ли реальность, которая существует независимо от чувственного опыта, учитывая, что чувственный опыт, в конечном счете, является единственным имеющимся свидетельством существования чего-либо; и как можно узнать, каково что-либо на самом деле, учитывая, что различные виды сенсорных свидетельств часто противоречат друг другу.

Добавить комментарий