Познание. Познание мира. Формы познания.
Познание – процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку
Познание – такое взаимодействие объекта и субъекта, результат которого – новое знание. Эти знания используются человеком в практической деятельности с целью преобразования окружающего мира.
Связь познания и деятельности:
Само познание – необходимый момент практической деятельности общества, т.к. эта деятельность осуществляется людьми на основе познания свойств и функций вещей и предметов.
С другой стороны, практика (деятельность) выступает в качестве необходимого момента самого познания
Познание – базовая потребность человека. Природу познания, отношения знания и реальности изучает специальный раздел философии – гносеология.
Представители различных философских направлений по-разному отвечают на вопрос о возможности познания мира:
Гносеологический пессимизм:
Представители гностицизма отрицают возможность полного или частичного познания мира, утверждая, что познание не дает достоверного знания о мире (Юм, Беркли, Кант)
Представители скептицизма не отрицают возможность познания мира, но выражают сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер
Гносеологический оптимизм (его представители утверждают познаваемость мира, возможность получения достоверного знания о предмете в целом, а результат этого – знание)
Познание – сложный процесс, осуществляющийся в различных формах, имеющих свои стадии и ступени.
В.И. Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» описал 2 ступени, 2 уровня познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике, — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»
Практика
(рациональное познание)
3. Умозаключение
(«Живое созерцание») 2. Суждение
Чувственное познание 1. Понятие
3. Представление
2. Восприятие
1. Ощущение
Для чувственного познания в целом характерно:
Отражение в наглядной форме
Наличие непосредственной (без промежуточных звеньев) связи человека с действительностью
Отражением преимущественно внешних сторон и связей
Начало постижения внутренних зависимостей на основе первичного обобщения чувственных данных
Чувственное познание мира человеком осуществляется в 3-х взаимосвязанных формах: ощущение, восприятие и представление. Каждая из этих форм является субъективным образом объективного мира.
Ощущение (самая простая форма). Ощущения возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Какой бы предмет человек не наблюдал, он воспринимает его внешние, доступные органам чувств признаки: запах, форму, цвет, твердость, вкус…
Ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон свойств предметов, явлений, процессов, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Ощущение – чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира
Ощущения делятся на: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные…
Именно через ощущения человек получает всю первичную информацию об объективном мире. Ощущения выступают в качестве компонента восприятия.
Восприятие. Любой предмет обладает множеством различных свойств. Человек воспринимает их не разрозненно, а единым целым. Это возможно благодаря одновременной, взаимосогласованной работе различных органов чувств. Таким образом, восприятие позволяет выделять предмет из окружающего фона, отражая его форму, величину, положение в пространстве и т.д.
Восприятие – целостный образ предмета, непосредственно данного в «живом созерцании», в совокупности всех своих сторон и связей, синтез отдельных ощущений.
Восприятие – чувственный образ целостного предмета процесса, явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.
Наиболее важные особенности восприятия:
Предметность
Целостность
Структурность
Постоянство
Осмысленность
Активность
Восприятие служит основой формирования представления.
Представление. Целостные чувственные образы восприятия в результате взаимодействия человека с окружающей средой накапливаются в его сознании. Накопление и сохранение этих образов в сознании человека осуществляется через память. Человек может представлять когда-то виденное и слышанное, описать то, что он воспринимал раньше. При этом какие-то детали, отдельные черты предмета могут быть утрачены при сохранении существенных свойств. Этот образ мы называем обобщенным.
Представление – обобщенный чувственный образ предмета, процесса, явления, который воздействовал на органы чувств в прошлом, но не воспринимается в данный момент, при этом сохраняется и воспроизводится в сознании посредством памяти или воображения.
Образы памяти – Московский Кремль, Колизей, Эйфелева башня…Образы воображения – русалка, кентавр…
По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасывание несущественных или единичных.
Рациональное познание (логическое мышление) (присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления)
Наиболее полно рациональное познание отражено в мышлении. Мышление – осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и ее выражение в системе абстракции. Мышление человека – не чисто природное свойство, а выработанное в ходе истории функциональное содержание субъекта в процессе предметной деятельности и общения.
Формы мышления – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходные – понятие, суждение, умозаключение.
Мышление осуществляется в 3-х основных формах – понятие, суждение умозаключение, а также в процессе мыслительных операций – сравнения, упорядочивания, обобщения, отвлечения.
Понятие. В повседневной жизни человек соотносит конкретные предметы по определенным признакам, сравнивает их между собой, при этом выделяя их общие существенные черты и отбрасывая второстепенные. Результат этого процесса – формирование понятий о данном предмете.
Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих существенных признаках.
Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки, которые закреплены в их определениях (дефинициях).
Наиболее общие понятия – философские категории (качество, количество, форма, содержание…). Понятия выражены в языковой форме, в виде отдельных слов или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов. Понятия должны быть гибкие и подвижные, взаимосвязанные, единые, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира.
Понятия и преставления сближает то, что их содержание носит обобщенный и опосредованный характер, но между ними есть различия. Представление дает наглядный образ действительности, а понятие лишено наглядности. В представлении отражены общие признаки объектов, а в понятии уровень обобщения доведен до выделения существенного.
Суждение. Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи, в виде суждений.
Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.
Это мысленное отражение обычно выражено повествовательным предложением (положительным или отрицательным), которое может быть либо истинным, либо ложным. В форме суждения отражены любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие как в понятии. Например, в суждении «золото имеет желтый цвет» отражен не существенный, а второстепенный признак золота.
Умозаключение. Понятия и суждения выступают «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий, выражающие процесс получения новых результатов познания.
Умозаключение – форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, которое называется следствием.
Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание.
Все люди смертны (посылка)
Сократ – человек (обосновывающее знание)
Следовательно, Сократ смертен (вывод, заключение, следствие)
Пункты a, b и c в сумме и есть умозаключение.
Важным условием достижения истинного выводного знания является не только истинность посылок, но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушений законов и принципов логики (не только формальной, но и диалектики как логики)
Наиболее общим делением умозаключений является их деление на 2 взаимосвязанных вида: индуктивный и дедуктивный.
Выводы:
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, т.к. 2 ступени познания являются единым процессом. Различия между ними не во времени, а в качестве: чувственное познание это низшая ступень, а абстрактное – высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет реального знания. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существует 2 точки зрения:
Эмпиризм. Эмпирики признают единственным источником знания опыт (Бэкон, Локк)
Рационализм. Рационалисты признают единственным источником знания разум (Декарт, Спиноза)
Чувственное познание | Рациональное познание |
Непосредственность | Опора на результат чувственного познания |
Наглядность и предметность | Абстрактность и обобщенность |
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов | Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений |
Следует иметь в виду, что рациональное познание взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими, внерациональными формами познания. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение).
Интуиция – вид познания, в котором проявляется непосредственное постижение истины в результате «озарения», «прозрения» без опоры на логическое обоснование и доказательство.
Интуиция – способность прямого, непосредственного постижения истины без развитого логического обоснования как единства чувственного и рационального.
Интуиция – своеобразный тип мышления, особый вид связи между функциональными структурами мозга, когда отдельные этапы развития мысли отчетливо не осознаются, но предельно ясно усматривается истина (в интуиции четко и ясно осознается лишь результат, а процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, в области бессознательного). Знание, полученное при помощи интуиции, должно пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной.
Признаки интуиции:
Различают 2 вида интуиции:
Большое значение в процессе познания имеют такие внерациональные формы, как фантазия, воображение, эмоции…
Под воздействием эмоций и чувств человека формируется мотивационная сторона познания, которая выражается в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания. В настоящее время усиливается интерес к проблеме иррационального, т.е. того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных средств. В современной философии и науке все больше укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются новые идеи и творения.
Обществознание 1.1
1. Процесс познания.
2. Формы познания (чувственное, рациональное)
3. Истина и её критерии
4. Научное познание
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Рис. 1. Виды познания
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: тот, кто познаёт (субъект познания) и то, что познаётся (объект познания).
Виды познания:
— обыденное,
— научное,
— религиозное,
— мифологическое,
— художественное
а также могут рассмартиваться и другие виды познания (см. рис. 1)
.Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
Различают следующие формы познания:
— чувственное и рациональное
— истинное и ложное
Рис. 2. Чувственное и рациональное познание
Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отраже-ния действительности, который осуществляется посредством мышления (см. рис. 2)
Формы чувственного познания.
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возни-кающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания.
Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
— Индуктивное — умозаключение от частного к общему.
— Дедуктивное — умозаключение от общего к частному.
Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки интуиции:
внезапность;
неполная осознанность;
непосредственный характер возникновения знаний.
Различают следующие виды интуиции:
— интеллектуальная — связана с умственной деятельностью;
— мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.
Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.
Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Источники заблуждения:
— погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному;
— некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации
Ложь — это сознательное искажение образа объекта.
Истина может иметь множество определений, в зависимости от контекста, где употребляется этот термин:— соответствие знаний действительности;
— то, что подтверждено опытом;
— свойство самосогласованности знаний;
— полезность полученного знания для практики.
Классическая концепция истины связана с первым определением:
истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Критерием истинности знаний служит практика жизни.
Практика (от гр. praktikos — активный, деятельный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
— объективность добываемого знания;
— непротиворечивость, доказательность и системность;
— проверяемость;
— универсальность;
— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Уровни научного познания:
Эмпирический — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей
Теоретический — выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений Формы научного познания.
Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.
Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Методы научного познания:
— наблюдение,
— эксперимент,
— измерение,
— классификация,
— систематизация,
— сравнение.
Учебник:
Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 3
§ 1 стр. 8-15
Составление конспекта по плану:
1. Чувственное и рациональное познание.
2. Проблема познаваемости мира.
3. Понятие истины, её критерии.
4. Самопознание, его формы.
Вопросы для закрепления и повторения:
1. Постарайтесь самостоятельно описать, в чем заключается тот или иной вид познания и в чем их различия.
2. Какие формы познания вы знаете? Объясните их содержание?
3. Что такое истина, как она проверяется?
4. Что такое научное познание, чем оно отличается от обыденного?
5. Перечислите основные методы научного познания.
quest2a
Ответы в конце.
Верно/Ложно (Верно=A; Ложно=B)
1. Эпистемология – это изучение происхождения, структуры и масштабов реальность.
2. Когда я говорю, что знаю что-то, я не всегда должен этому верить. Я утверждаю, что знаю.
3. Хотя только истинных пропозиций могут быть известными , это можно поверить ложному утверждению.
4. Поскольку рационализм не полагается на чувственный опыт для получения знания, неуместно говорить о «рационалистической эпистемологии».
5. Поскольку рационализм не опирается на чувственный опыт, он не может объяснить, откуда мы что-либо знаем.
6. Поскольку рационализм не опирается на чувственный опыт, он не может предоставить обоснованные истинные убеждения (т. е. знания) о априорных пропозиций.
7. Согласно Платону, вечные Формы или Идеи — это универсальные характеристики, по которым вещи являются тем, что они есть, и известны как то, что они есть.
8. Согласно Платону, парадокс Менона относится к проблеме объяснения как кто-то может помнить что-либо о царстве Форм после шок от рождения в этом мире.
9. Формы Платона — это копии того, что мы переживаем в этом мире.
10. Согласно Платону, наше знание о вещах в чувственном мир основан не на чувственном опыте, а на нашем априорном понимании форм.
11. Теория памяти Платона — это его способ объяснить, как мы познаем совершенные или идеальные экземпляры вещей (например, что такое идеальный треугольник) даже несмотря на то, что мы никогда не испытывали такие вещи нашими чувствами.
12. В своем описании Разделительной Линии Платон говорит, что объекты разума и понимание (например, математические объекты и формы) зависят от объектов веры и воображения (например, чувственные объекты) должны быть известны.
13. В «Аллегории пещеры» Платона фигуры, отбрасывающие тени на заднюю стенку пещеры следует понимать как Формы в термины, в соответствии с которыми вещи за пределами Пещеры понятны.
14. По Платону, понять вещь означает быть способным постичь вещь с точки зрения концепции или logos , по которым это понятно.
15. Согласно Платону, Форма Добра есть конечная причина или обоснование каждой осмысленной или умопостигаемой вещи.
16. Для Платона всякое знание (в отличие от мнения) является врожденным постольку, поскольку поскольку он основан на рассуждениях, которые не могут быть получены с помощью чувств опыт.
17. Рационализм Платона является фундаменталистской эпистемологией, потому что предполагается, что реальное знание возможно лишь в том случае, если оно основано на каком-либо определенные, неизменные принципы (которые в случае Платона являются формами).
18. Согласно Декарту, мы не можем сказать, что знаем вещей. о мире на основе чувственного опыта, потому что мы можем быть обмануты наши чувства или может просто мечтать.
19. По Декарту, знание оправдано только тогда, когда оно основано на несомненный принцип или убеждение.
20. Чтобы узнать, что он существует, Декарт должен сначала доказать, что его телесным ощущениям можно доверять, когда они показывают ему, что он ведет себя в мысленном виде.
21. методическое сомнение , с помощью которого Декарт надеется достичь достоверности и основание для притязаний на знание является для него одновременно реальным и разумным сомнение в существовании вещей.
22. «Методическое сомнение» Декарта призвано вызвать сомнения относительно иллюзий, сновидения, а иногда и чувственные переживания, но не убеждения, касающиеся Я, Бог или собственное тело.
23. Согласно Декарту, поскольку чувственный опыт иногда обманывая, она не может быть конечной и несомненной (несомненной) основой для знаний.
24. априорное утверждение — это утверждение, истинность/ложность которого известно без обращения к опыту.
25. апостериорное утверждение — это утверждение, истинность/ложность которого известна. без обращения к опыту.
26. Несмотря на то, что апостериори пропозиций иногда могут быть универсальными, они никогда не бывают необходимыми (т. е. всегда случайны).
27. Смысл обращения Декарта к злому гению (в отличие от его рассуждений об иллюзиях и мечтах) состоит в том, чтобы вызвать сомнения о его знании апостериорных пропозиций.
28. Смысл обсуждения Декартом злого гения (в отличие от к его рассуждениям об иллюзиях и снах) состоит в том, чтобы показать, что наша вера в чувственный опыт неоправдан.
29. Смысл обращения Декарта к злому гению (как в отличие от его рассуждений об иллюзиях и мечтах) состоит в том, чтобы вызвать сомнения в его знание априорных предложений.
30. Декарт использует методическое сомнение, чтобы показать, что есть по крайней мере одна вещь, которую можно знать с абсолютной уверенностью, а именно: что он существует.
31. С помощью своего «методического сомнения» Декарт может показать что есть одна вещь, которую мы можем знать с абсолютной уверенностью, а именно, что мы ничего не можем знать с уверенностью.
32. Дуалисты (например, Декарт) утверждают, что люди состоит из нематериальных тел и материальных душ или умов.
33. Чтобы самость существовала, утверждает Декарт, быть бесконечным существом (Богом), в терминах которого самопознание самого себя поскольку конечное существование умопостигаемо.
34. Потому что Декарт знает о Боге только через свой чувственный опыт. мира, его аргумент, что если он существует, то должен существовать и Бог, основан на апостериорных пропозиций.
35. Своим восковым примером Декарт хочет показать, как наши идеи субстанции и тождества не основаны на чувственном опыте.
36. Декарт утверждает, что когда мы знаем физический объект (например, воск) ясно и отчетливо, мы не полагаемся на свой интеллект или рассуждать, а скорее думать об объекте исключительно посредством наших чувств.
37. Философский скептицизм утверждает, что ничего не существует.
38. Эпистемология не считает скептицизм законным теории, потому что скептицизм утверждает, что мы никогда не можем быть полностью оправданы в наших убеждениях.
39. солипсист — это тот, кто сомневается в том, что-то еще существует помимо его или ее собственного ума.
40. Согласно Декарту, ни один всеблагий Бог не позволил бы нам никогда ошибаться в том, что, как мы утверждаем, знаем о мире, используя наши чувства.
41. Согласно Декарту, критериев или принципов для определения того, является ли утверждение истинным, являются ясность и отчетливость.
42. Предполагая, что знание возможно только посредством рассуждений,
рационалисты вроде Платона и Декарта приходят к выводу, что единственное, что мы
когда-либо знали, что существуют наши умы и их идеи.
Множественный выбор
43. Что из следующего НЕ ЯВЛЯЕТСЯ необходимой характеристикой
за то, что Мэри знает , что сегодня понедельник?
(а) На самом деле должно быть верно, что сегодня понедельник.
(b) Мэри должна быть в состоянии указать причину или обоснование
думая, что сегодня понедельник.
(c) Мэри не могла обмануть мысль, что сегодня
любой день, кроме понедельника.
(d) Мария должна считают , что сегодня понедельник.
44. Сказать, что вы знаете что есть жизнь на других планетах
обязательно подразумевает, что вы верите в существование жизни на других планетах, что
у вас есть причины, подтверждающие ваше убеждение, и что:
(а) жизнь на других планетах, возможно, сильно отличается от того, что
Мы привыкли к.
(б) вы можете доверять своим чувствам, когда видите внеземное
формы жизни.
(c) вы лично испытали жизнь на других планетах.
(d) на других планетах действительно есть жизнь.
45. Чтобы я знал , что птицы летают, должно быть верно, что
птицы летают, потому что:
(а) если бы птицы не летали, то я бы знал
то, что не соответствует действительности; короче говоря, я бы ничего не знал: я бы не знал.
(б) всякий раз, когда я утверждаю, что знаю что-то, я должен полагаться на то, что
Меня учили.
(в) если правда, что птицы летают (а это, собственно, и есть), то
Меня нельзя ввести в заблуждение, заставив думать иначе.
(d) если я не видел летающих птиц, я не поверю другим, когда
мне говорят, что птицы действительно летают.
46. Для Платона обычные чувственные объекты существуют и познаваемы как примеры
или экземпляры идей или «форм», которые не существуют в нашем обычном чувственном восприятии.
мир. Формы не существуют в чувственном мире, потому что Формы:
(а) являются обобщениями нашего чувственного опыта, которые зависят
на наше воображение, когда нам задают правильные вопросы.
(b) не существовало бы, если бы в
чувственный, переживаемый мир, посредством которого Формы могли быть познаны.
(c) не являются индивидуальными вещами, а являются всеобщими сущностями
или природы, благодаря которым отдельные вещи являются тем, чем они являются, и познаются.
(d) постоянно меняются и поэтому бесполезны для обеспечения
любое знание о вещах в нашем обычном чувственном опыте.
47. Согласно Платону Формы, в терминах которых все чувственные объекты
существуют и известны должны существовать помимо из чувственного мира
потому что:
(а) единственные Формы, существующие в чувственно воспринимаемом мире, это абстракции
(например, треугольность, справедливость), но не реальные вещи (например, грязь, волосы).
(b) чувственные объекты (например, треугольники, нарисованные на доске)
существуют и познаются только в терминах Форм, существующих в сверхчувственном
область.
(c) чувственный мир есть мир, который «придаёт смысл» явлениям,
мир, в терминах которого Формы получают свое значение.
(г) мы по-настоящему знаем что-то только с точки зрения его неизменности,
совершенная сущность, и все, что представляется нам в чувственно воспринимаемом мире
изменяется или является несовершенным.
48. В идеализме Платона неизменные Идеи или «Формы» с точки зрения
то, что чувственные объекты существуют и известны, должно выйти за пределы (т. существовать вне) изменяющегося царства видимостей; потому что, если Формы изменились,
затем:
(а) единственные вещи в чувственном мире, которые мы когда-либо могли
опыт был бы понятиями.
(б) чувственное царство (в отличие от умопостигаемого царства)
будет состоять только из копий реальных вещей.
(c) ничто в переживаемом мире не может быть идентифицировано или может быть идентифицировано
как та или иная определенная вещь.
(г) чувственный мир состоял бы из неизменных Форм.
49. В своем обсуждении Разделительной линии Платон говорит, что в
в отличие от простой веры или мнения, знание есть убеждение, для которого
мы приводим причины или обоснования, обращаясь:
(a) к тому, что наши чувства сообщают нам о том, как вещи выглядят нам, не то, что они на самом деле .
(б) за пределы Форм к образам добра, красоты и истины
полученные от конкретных объектов.
(c) к тому, что мы искренне считаем верным в отношении Форм, основанных на
на нашем опыте в мире.
(d) за пределы чувственного опыта к неизменным идеям (Формам), которые
воспринимаются как рационально упорядоченные.
50. В «Раздельной линии» Платона обычная чувственная вещь (например,
стол) является объектом веры, но не является объектом понимания или разума.
Чтобы думать о нем как об объекте понимания или разума, нам пришлось бы
представить себе это:
(а) на основе того, что мы можем представить, используя наши чувства, или на основе
что мы знаем из ощущения.
(б) как вещь, существующая только в нашем сознании или существующая
в физическом, чувственном мире отдельно от разума.
(c) в чисто математических терминах или в терминах Формы, которая
идентифицирует его как объект в первую очередь.
(d) как более реальное понятие, чем Форма, определяющая
это в первую очередь как объект.
51. В аллегории Платона о пещере Формы и математические объекты
(например, треугольники) представлены вещами вне пещеры и тенями
или отражения вещей за пределами пещеры. Внутри пещеры предметы
несут фигуры перед огнем и тенями, отбрасываемыми на
стены этими объектами представляют:
(а) то, что мы обычно воспринимаем с помощью наших органов чувств,
царство явлений.
(b) такие вещи, как грязь и волосы, которые, по-видимому, не имеют формы
которым они понятны.
(c) Формы, которые мы запоминаем после получения чувственного опыта
и оправиться от шока рождения.
(d) вещи, которые становятся понятными, когда мы пытаемся использовать только разум
не полагаясь также и на наши чувства.
52. Платон указывает, что знание чистого разума предпочтительнее
к концептуальному пониманию, потому что знание , что что-то есть
определенные вещи не так хороши, как знание:
(а) как мы приходим к тому, чтобы научиться называть вещь в силу нашего
собственный опыт.
(b) логос или смысл вещи, то есть почему она
Как оно есть.
(c) почему мы расходимся между собой в том, что, как мы утверждаем, знаем.
(d) разница между знанием и мнением, как указано
в платоновском изображении разделенной линии.
53. Как и большинство рационалистов, Платон определяет знание как оправданную истину.
вера. С точки зрения этого определения, мы могли бы утверждать, что
9с 0014 по
знать как истинное то, что на самом деле может быть ложным, но невозможно
для нас действительно знать что-то ложное. Почему?
(а) Потому что знать что-то ложное значит не знать настоящего
вещь, ничего (т. е. вообще не знать).
(b) Потому что то, что мы знаем как истинное, в конечном счете основано на том, что
мы утверждаем, что знаем как истину.
(c) Поскольку мы не можем дать обоснование или причину верить
в чем-то ложном.
(d) Потому что, в отличие от нашего знания неизменных Форм,
представления о конкретных объектах могут измениться.
54. Согласно Платону, мы можем достичь знания, только видя за пределами
этот мир частных, меняющих объекты на истинные сущности или Формы
в терминах чего вещи в этом мире понятны. Например,
мы знаем, что такое треугольность, не из сравнения разумных треугольников, а
думая об идеале треугольности, в терминах которого эти чувственные
фигуры распознаются как треугольники. Отсюда Платон заключает, что
все знания (в отличие от мнений) являются врожденными, потому что:
(а) с момента нашего рождения мы знаем, что находится в
мира с точки зрения идей, которые мы получаем через наши чувства.
(б) так как мы рождаемся с чувствами (то есть наши чувства врожденные),
мы можем знать вещи о чувственном мире с уверенностью, пока мы
полагаться только на чувства.
(c) наше знание мира на самом деле не является чувственным
самого мира, но мира, схваченного математически и идеально.
(d) поскольку наше абсолютно достоверное знание вещей не может
быть основано на изменяющихся вещах в чувственном опыте, оно должно просто
быть вызвано чувственным опытом.
55. «Когда человек начинает с открытия абсолюта светом
только разумом и без всякой помощи чувства, и упорствует до тех пор, пока
благодаря чистому разуму он приходит к восприятию абсолютного добра,
он, наконец, оказывается на краю интеллектуального мира. . . . диалектика,
только диалектика, идет прямо к первому принципу и является единственным
наука, которая избавляется от гипотез, чтобы обезопасить свою почву». Здесь Платон указывает, что гипотетическое знание не может служить основанием для
диалектического знания, потому что гипотезы просто:
(а) объяснять чувственный опыт с помощью общих понятий, которые
сами не объясняются.
(b) показать, как определенные объекты опыта вызывают у нас воспоминания
врожденные идеи.
(c) описать чувственный опыт без объяснения причин
к диалектическим методам.
(d) отказаться от использования разума, предпочитая вместо него диалектику
достичь знаний.
56. Предположение Платона о том, что знание является врожденным или запоминается в результате
быть вызванным опытом является ответом на парадокс, который он устанавливает
для него самого. Этот парадокс, получивший название парадокса Менона,
сделать с вопросом о:
(а) как знание Форм может когда-либо быть чем-то иным, чем
обобщение опыта.
(б) как человек может вспомнить что-либо о царстве
Образуется после шока от рождения в этом мире.
(c) как любой может распознать правильный ответ на вопрос
еще не зная ответа.
(d) как понятия, связанные с царством становления, имеют смысл
только когда он связан с царством Бытия.
57. Согласно Декарту, иллюзии и сны часто кажутся реальными.
как обыденный чувственный опыт, но они, очевидно, не могут дать нам
никакой уверенности в мире. Поскольку чувственный опыт также часто
ошибочно, оно также не может дать надежного основания для познания.
В такой ситуации, заключает он, самое ответственное, что
что может сделать истинный искатель истины, так это методично сомневаться, т.
сомнение по поводу:
(а) те вещи, в отношении которых у нас есть веские основания сомневаться.
(b) только то, в чем у нас нет веских оснований сомневаться.
(c) случайные, но не необходимые истины.
(d) все, даже если такое сомнение кажется необоснованным.
58. Заметив, что мы иногда были обмануты нашими
чувств, Декарт утверждает, что мы не можем полагаться на любой чувственный опыт.
как основу знаний, потому что:
(а) даже во сне мы переживаем одно и то же виды из
объекты, которые мы воспринимаем во время бодрствования.
(б) без нашего чувственного опыта мы не знали бы, какие слова
как «сомнение» означает.
(c) апостериори предложения всегда зависят от их
правдивость на чувственном опыте.
(d) мы никогда не знаем, какие чувственные переживания являются точными, поэтому мы
следует перестраховаться и усомниться во всех них.
59. Что из следующего является априорным предложением?
(а) Все материальные объекты вытянуты (то есть занимают
космос).
(b) Некоторые материальные объекты тяжелее других.
(c) Все физические объекты когда-либо видны некоторым
человек.
(d) Некоторые материальные объекты являются живыми существами.
60. Как продукт его методических сомнений, предложение «Я думаю,
следовательно, я существую» дает Декарту именно то, что он как рационалист
необходимо разработать эпистемологию, а именно:
(a) критерий или правило, по которому можно априорно различать из апостериорных пропозиций.
(b) несомненный, определенный принцип, на котором основываются все
другие претензии на знание.
(c) способ отличить эмпирические принципы от рационалистических
принципы познания.
(d) основание для апостериорного доказательства существования
Бога.
61. Декарт утверждает, что cogito (мыслю, существую)
является основой для всех последующих знаний, потому что она:
(a) обеспечивает несомненный принцип, на котором основываются все остальные утверждения.
знания могут быть основаны.
(b) является первым шагом в декартовском методе сомнения.
(c) на самом деле не , известное как , а скорее что-то
что все верят .
(d) можно подвергнуть сомнению так же, как и все остальное, что мы могли бы утверждать
знать.
62. Декарт взывает к устройству злого гения, чтобы убедиться
что мы не принимаем некритически априорных положений без
во-первых, допуская возможность того, что мы можем ошибаться в них. Почему?
(a) В отличие от апостериорных пропозиций, которые зависят от
их истинности или ложности на опыте, априорных пропозиций
известны как истинные или ложные до опыта.
(b) Априорные пропозиций одновременно необходимы и универсальны,
тогда как апостериорных пропозиций таковыми не являются.
(c) Если есть малейшая вероятность того, что мы можем ошибаться
о фундаменте наших знаний, то все, что основано на этом фундаменте
вызывает сомнения.
(d) Злой гений — это способ Декарта убедиться, что он
не забывайте, что весь его проект методического сомнения сам по себе предшествует любому
опыта (и, таким образом, априори ).
63. Гипотеза Декарта о злом джинне не ставит своей целью поставить под сомнение
о том, можно ли доверять нашим чувствам или нашим телам и физическим
мир существует: возможность обмана чувств и мечтаний уже
сделал это. Суть гипотезы злого джинна состоит в том, чтобы:
(а) убедитесь, что мы не забываем, насколько обманутыми мы можем
быть о наших чувствах, нашем теле и мире.
(b) показать, что сновидению не хватает последовательности бодрствования и
поэтому его нельзя спутать.
(c) обеспечить средства, с помощью которых мы можем избежать скептицизма
созданный всеобщим сомнением.
(d) вызывать сомнения в априорных убеждениях и способностях к рассуждениям
которые не зависят от чувства или бодрствования.
64. Достоверно знать что-либо о мире , Декарт
сначала нужно доказать, что Бог существует, потому что:
(а) без Бога нет разумной надежды на загробную жизнь
и, таким образом, нет причин поступать нравственно.
(б) совершенный (всеблагий) Бог не допустит, чтобы мы ошибались
когда мы знаем вещи ясно и отчетливо.
(в) если существование Бога сомнительно, то и существование Декарта сомнительно;
поэтому он должен доказать, что Бог существует.
(г) как самое важное в мире, Бог есть первое
то, что должно быть показано, существует.
65. Какой из следующих НЕ ЯВЛЯЕТСЯ типичным возражением
против рационалистического взгляда, такого как взгляд Декарта?
(a) Априорные пропозиций могут быть истинными, но они сообщают
нам ничего о том, как устроен мир.
(b) Чувственный опыт может быть неточным, но мы часто оправдываемся
в утверждении, что знает вещи, основанные на нем.
(c) Мы никогда по-настоящему не познаем физические объекты, кроме как умопостигаемыми.
(математические, количественные) объекты.
(d) Нет согласия относительно того, какие идеи или убеждения являются самоочевидными
или врожденное.
66. Согласно «эпистемологическому повороту», описанному Декартом
философии эпистемология берет верх над метафизикой. В других
слова в философии Декарта:
(а) реальное важнее воображаемого.
(b) прежде чем мы сможем узнать, что существует, мы должны узнать, что мы можем
знать и что значит знать.
(c) знание того, что что-то является правдой, приходит после того, как вы верите во что-то
быть правдой.
(d) ничто не существует без предварительного знания людьми
существовать.
67. Пример Декарта с воском показывает, как мы можем узнать, что такое вещь (например,
воск) это:
(a) в чисто математических терминах, без необходимости полагаться на то, что
наши чувства говорят нам об этом.
(b) только после того, как оно превратилось во что-то, что изначально
не является.
(c) в терминах, о которых даже злой гений не мог бы
обманул нас.
(d) без необходимости связывать научную истину с религиозными убеждениями.
68. Пример с воском Декарта призван показать, что воск — это то же самое вещество до и после его расплавления, и это наблюдение указывает
как:
(а) наши чувства отображают физические характеристики воска в
чисто неразумными способами.
(b) наше знание чувственных объектов (например, воска) основано на
какая причина, а не смысл, идентифицирует.
(c) без чувственного опыта мы не знали бы,
воск до и после плавления одинаков.
(d) знать, что что-то восковое, это то же самое, что разумно
переживание чего-то как воска.
69. И Платона, и Декарта часто называют рационалистами.
потому что они в целом согласны с рядом убеждений, которые отличают их
от эмпириков. Что из перечисленного НЕ типичный
рационалистическое утверждение?
(а) Хотя чувственный опыт иногда обманчив, необходимо
для истинного знания.
(b) Нельзя доверять чувственному опыту, чтобы получить знания.
(c) Только разум должен быть средством получения знания.
(d) Знание в конечном счете основано на врожденных идеях и априорно принципы.
Ответы:
1. Б 2. Б 3. А 4. Б 5. Б 6. Б 7. А 8. Б 9. Б 10. А | 11. А 12. Б 13. Б 14. А 15. А 16. А 17. А 18. А 19. А 20. В | 21. Б 22. Б 23. А 24. А 25. Б 26. А 27. Б 28. Б 29. А 30. А | 31. Б 32. Б 33. А 34. Б 35. А 36. Б 37. Б 38. Б 39. А 40. Б | 41. А 42. Б 43. С 44. Д 45. А 46. С 47. Д 48. С 49. Д 50. С | 51. А 52. Б 53. А 54. С 55. А 56. С 57. Д 58. Д 59. А 60. Б | 61. А 62. С 63. Д 64. Б 65. С 66. Б 67. А 68. Б 69. А |
У нас более пяти чувств; Большинство людей воспринимают способности зрения, осязания, обоняния, вкуса и слуха как нечто само собой разумеющееся, но только не ученые. Недавние открытия предполагают, что у нас могут быть способности, о которых мы даже не подозревали.
Реклама
Продолжить чтение основной историиКредит… Архив New York Times
См. статью в ее первоначальном контексте от
15 марта 1964 г., раздел SM, стр. 30Купить перепечатку с
Посмотреть на Timesmachine
TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых абонентов.
Об архиве
Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала онлайн-публикации в 1996. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.
Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ существа склонны считать свои пять основных чувств само собой разумеющимися. Если с одним из этих органов чувств что-то не в порядке, обычный человек продолжает видеть и осязать, обонять запахи, ощущать вкус и слышать звуки, не задумываясь о прилежных, серьезных способностях, которые держат его так хорошо информированным о сложном мире. вокруг него.
К счастью, ученые не разделяют этого всеобщего равнодушия. В самом деле, информация об ощущениях представляла интерес в первую очередь для ученых, начиная с Аристотеля, поскольку касалась, как и такая информация, основных философских проблем, касающихся природы реальности, и извечного вопроса о том, как мы знаем то, что знаем, и знаем ли мы это на самом деле. . За последние 100 лет или около того исследования органов чувств людей и животных привели к получению массы информации, необычайной по количеству и характеру.
Одним из самых поразительных наблюдений было одно из последних — очень большая вероятность того, что некоторые люди могут видеть кончиками пальцев. Первое слово об этом странном явлении пришло от российского ученого в начале прошлого года. Он сообщил о случае с 22-летней девушкой, которая могла определять цвет с помощью осязания и читать газетный текст, проводя пальцами по отпечатку.
Наши ученые восприняли эту новость скептически. Но такое первое впечатление вскоре превратилось в удивление, когда стало известно, что американский психолог, доктор Ричард П. Юц из Барнард-колледжа, проверил американскую женщину, которая может определять цвета только на ощупь. Тем временем русские утверждают, что обнаружили еще два случая зрения кончиками пальцев и попросили своих ведущих ученых перепроверить более ранние результаты. Кажется, есть убедительные признаки того, что некоторые люди действительно могут обладать этим «шестым» чувством.
ТАКОЕ открытие обращает новое внимание на то, что наука знает о чувствах. Насколько они сильны? Каковы их пределы? Можно ли натренировать чувство за его «естественные» пределы? Есть ли у нас другие скрытые чувства? Действительно, начинать сначала, какой смысл?
Чувство можно определить как механизм в организме, который позволяет человеку или животному получать особую информацию о мире и передавать ее по нервным путям в мозг. Каждое чувство имеет свои собственные специализированные клетки для восприятия определенного типа информации — звуков, вкусов, образов и так далее. И у каждого чувства есть своя область в мозгу, где отслеживается информация, которую оно собирает.
Данные, получаемые и обрабатываемые органами чувств, имеют физическую или химическую природу. Например, уши и глаза стимулируются физически звуковыми или световыми волнами. Вкус и запах возникают в результате химического контакта со вкусовыми рецепторами или центрами обоняния.
Каждое чувство имеет то, что наука называет своим «специфическим расположением». Это означает, например, что наше зрительное чувство, как правило, не возбуждается громким шумом, а слуховое — прикосновением. Наши глаза могут только видеть, но не слышать. Вот почему при попадании в глаз он «видит звезды». Зрительное чувство реагирует на раздражитель единственным возможным для него способом — зрением.
Если человек может «видеть» кончиками пальцев, это может означать, что было найдено ценное исключение из принципа «конкретного расположения». Один должен иметь возможность воспринимать только такие раздражители, как тепло, холод, прикосновение и т.п. через кончики пальцев. Выводы Барнарда-Русского вызвали у ученых множество предположений о том, является ли новый смысл смыслом в истинном значении слова, если отчеты верны. Уже были выдвинуты различные теории, пытающиеся разрешить дилемму «конкретной диспозиции»; они варьируются от предположений, что у «видящих» кончиков пальцев есть что-то вроде сетчатки, до убеждения, что субъекты каким-то образом должны быть телепатами. (Последняя возможность была объявлена русским; очень немногие, если таковые вообще имеются, ведущие американские ученые в области исследования органов чувств в настоящее время серьезно относятся к экстрасенсорному восприятию.)
ДРУГОЙ характеристикой органов чувств является склонность целых видов, от насекомых до человека, оперировать разными «спектрами» или «каналами» для каждого чувства. Слух дает простейший пример этого. Человек не может услышать контрольный крик одной мыши на другую, когда приближается кошка; уши человека не находятся на том же уровне звуковой частоты, что и у мыши. Море полно звуков криков рыб, брачных криков и предостерегающих криков, но мы можем услышать очень мало из них. Аналогичные «спектры» существуют и для других органов чувств. на вкус, запах. взгляд и даже прикосновение. Конечно, существует большое перекрытие чувственных «спектров». Кошка может слышать голос своей хозяйки так же, как и крик мыши.
В целом, тот факт, что человеческий слух не улавливает более высокие частоты, является благом. Если бы это было так, человечество постоянно слушало бы какофонию фоновых шумов, сводившую с ума. Это также благословение, что наши другие спектры чувств имеют ограничения, иначе мы улавливали бы запахи, оставленные ищейке или мусорщику, или видели бы после наступления темноты зрелища, подходящие не для человека, а для зверя.
ОДИН четкий факт, установленный учеными, заключается в том, что человеческие чувства, если судить по нашим собственным чувствам, являются «спектрами». высоко ценятся по сравнению с чувствами животных — факт, который может удивить тех, кто думает о человечестве как о второсортном виде в физических достижениях.
Человеческое зрение, например, может быть самым универсальным в природе. Люди с нормальным зрением могут увидеть грейпфрут на расстоянии 1250 футов, мелкий шрифт в нескольких дюймах от их носа. Видение вдаль у ястреба лучше, чем у нас при дневном свете, но его глаза не имеют такой дальности, как наши после захода солнца. Медоносная пчела может видеть больше, чем мы, вблизи, но ее зрение вдаль ужасно по сравнению с человеческим. Мы можем воспринимать удаленные объекты в 100 раз меньше, чем пчелы.
Наша способность воспринимать цвета, безусловно, одна из лучших в животном мире. Страусы различают цвета, и даже рыбы различают все цвета радуги. Но . человеческий глаз теоретически может различить сотни тысяч вариаций оттенков цвета, слишком много вариаций, чтобы иметь отдельные названия, и ни одно другое животное не может сравниться с спектроскопом.
НЕКОТОРЫЕ живые существа охотятся днем, но совершенно слепы ночью и поэтому прячутся в сумерках. Другая группа плохо видит днем. а эти охотятся ночью. Хорошо приспосабливаемый человеческий глаз может прекрасно работать днем и сравнительно хорошо ночью. Наши глаза имеют диапазон визуальной интенсивности от одного миллиарда до одного; то есть мы способны видеть при ослепительном свете тропического солнца или при самом тусклом свете звезды, по крайней мере, до некоторой степени.
Слух у человека также является сильным чувством; в звуковом «диапазоне», для которого было создано человеческое ухо (примерно от 20 до 20 000 колебаний в секунду), оно столь же чувствительно, как и любое другое в животном мире. Уши собак высоко ценятся среди позвоночных, но в нашем собственном «спектре» наши не хуже. Наш слух также содержит чувство направления и способность определять, откуда исходит звук. Эта способность чрезвычайно велика, и тесты показали, что мы можем научиться, например, определять точное местоположение 18 различных инструментов в оркестре на расстоянии 50 футов, повернувшись спиной к оркестру.
Взятый сам по себе вкус, пожалуй, самое ограниченное из всех наших чувств; у нас около 10 000 вкусовых рецепторов. или специализированные вкусовые клетки на нашем языке, и они могут различать только четыре вкуса — сладкий, кислый, соленый и горький. Но, к счастью, это тупое чувство не должно функционировать в одиночку. Ему помогает наше обоняние, которому требуется лишь 1/25 000 молекул, чтобы предупредить его, как и нашему чувству вкуса, и оно также бесконечно более разнообразно по своему охвату.
Шерлок Холмс считал, что хороший сыщик должен уметь распознавать 75 различных запахов. Но он недооценивал человечество. Дело в том, что 600 000 клеток, связанных с обонятельным центром в носу, могут улавливать, казалось бы, безграничные запахи. Человеческий нос имеет свой собственный спектр запахов, в пределах которого он работает, так же как ухо и глаз имеют свои звуковые и световые спектры. Мы не могли учуять путь к цветку, как медоносная пчела, но в нашем районе у нас все в порядке. Недавний опрос, например, насчитал 17 000 запахов, среди которых человеческий нос может различать.
Что касается расстояния, то мы и близко не подошли к мировому рекорду по обонянию. Его держит самец тутового шелкопряда, который может заметить свою половинку за семь миль с подветренной стороны. Но та же мотылька не различает запахи по сравнению с нами, когда дело доходит до шипящего стейка или тушеной баранины.
Человеческому осязанию требуется в 10 миллиардов раз больше энергии, прежде чем мы сможем почувствовать объект, чем зрению, прежде чем мы сможем его увидеть. И все же осязание вряд ли можно было назвать слабым чувством. Если к волоску на руке или ноге приложить давление всего в 1/1000 унции, этого достаточно, чтобы нас насторожить. И без какой-либо подготовки кончики пальцев могут отличить гладкое стекло от стекла с вытравленным рисунком не глубже 1/2500 дюйма. Наше осязание также позволяет нам за доли секунды распознавать разницу между твердым и мягким, влажным и сухим. скользкой и липкой, а также различать различные текстуры и другие качества множества поверхностей.
Аристотель первым среди органов чувств отметил «большую пятерку» — осязание, слух. вид, обоняние и вкус. В последние годы было обнаружено еще несколько, в том числе особое чувство направления и равновесия, орган чувств в самом мозгу, который регулирует температуру тела, и еще один, который регулирует содержание углекислого газа в крови. У нас также есть чувство, которое позволяет нам очень точно различать веса. В последнее время ученые также обнаружили «рудиментарные» чувства или скрытые сенсорные способности, которые некоторые люди способны развивать.
Открытия Барнарда-Русского в области зрения кончиками пальцев относятся к этой категории. Есть признаки того, что испытуемые могли улучшить свои странные способности с практикой. Если это так, значит ли это, что человек может расширять внешние пределы своих органов чувств? Ответ — нет. Человек со зрением, скажем, 20-20, не может расширить диапазон своего зрения; встроенное ограничение является абсолютным. У нас есть такие ограничения для слуха, обоняния, осязания и вкуса.
Однако некоторые органы чувств можно тренировать, чтобы выявить скрытые качества или достичь их «истинных» пределов. Слепые, например, часто могут научиться «слышать» свое местоположение. Для этого они используют чувство, которым в той или иной степени обладает большинство людей, но редко приходится им пользоваться; это врожденная способность улавливать небольшие эхо, отражающиеся от близких объектов. Слепой, постукивая тростью, посылает своего рода сигнал и улавливает его эхо от мебели и стен. Слепые люди часто издают щелкающие звуки во время движения, бессознательно посылая звуковые сигналы, чтобы управлять собой, как это делают летучие мыши.
ЭТО скрытое человеческое чувство, конечно, слабое, но при терпеливой тренировке можно достичь его пределов. К настоящему времени было обнаружено, что человек может научиться определять местонахождение по эху столба диаметром шесть дюймов на расстоянии не менее трех футов.
Способность слепых определять свое направление и положение заставила ученых в какой-то момент поверить в то, что у некоторых людей может быть своего рода «лицевое зрение». Открытие существования подсознательного «чувства эха», казалось, положило конец этим предположениям. Однако теперь предполагается, что слепые могут использовать как это «чувство эха», так и небольшую чувствительность к свету, которой может обладать наша кожа.
Точно установлено, что кончики пальцев некоторых людей можно научить «слышать». Доктор Р. Х. Голт из Северо-Западного университета доказал это 35 лет назад. Он сконструировал устройство, которое позволяло сильно усиленному человеческому голосу соприкасаться с пальцами субъекта. Тренировочный период позволял испытуемому распознавать короткие фразы, звучащие на его пальцах, три из четырех раз.
Тот факт, что наши чувства вкуса и обоняния можно натренировать до максимального уровня, подтверждается тем фактом, что крупнейшие производители продуктов питания и напитков тратят миллионы долларов на найм и обучение специальных дегустаторов для своих товаров. Вкусовое чувство такого специалиста становится чрезмерно чувствительным. Вскоре он учится определять химический состав практически всего, что кладет себе в рот. Стоя с завязанными глазами в комнате, полной людей, натренированный нюх может сказать, кто использует какую пудру или тоник для волос, или даже принимал ли какой-либо человек таблетку витамина за последние 24 часа.
Говорят, что Хелен Келлер могла узнать своих друзей по их запахам. Это было не потому, что у нее развилось обоняние, которое было в основном сверхчеловеческим, или тщеславие ищейки. Она просто приучила себя замечать духи, масла для волос и другие запахи своих друзей.
Нас тоже можно натренировать до пределов нашего осязания. В крупных текстильных домах есть профессиональные «чувствители текстуры», которые могут определить бесчисленное количество тканей, просто прикоснувшись к ним. Эти «щупальцы» становятся настолько фантастически искусными, что даже если им на кончики пальцев нанести коллодий, некоторые из них все равно могут различать десятки тканей на ощупь. А некоторые могут просто один раз постучать палкой по куску ткани и рассказать о нем все, что им нужно знать.
Хотя чувства можно натренировать, чтобы достичь их внешних пределов остроты, эти пределы не могут быть расширены такими наркотиками, как мескалин, Л.С.Д. или пейот, несмотря на распространенное мнение об обратном. Наркотики такого рода вызывают у принимающего странные и часто увлекательные переживания; и есть много сообщений о людях, которые получили глубокое понимание себя и мира под влиянием таких наркотиков.
Однако основное действие этих препаратов, вероятно, не на органы чувств как таковые, а на мозг. Можно испытывать чувство повышенной остроты чувств, но оно субъективно. Наркотики глубоко воздействуют на то, что делает сам разум с воспринимаемыми образами и звуками, но на самом деле они не позволяют человеку видеть или слышать на большем расстоянии или увеличивать врожденные сенсорные пределы другими способами.
ЕСЛИ эксперименты Барнарда-Русского докажут, что у человечества есть хоть какое-то зрение кончиками пальцев, это может иметь очень практическое применение. Если бы можно было придумать средства для усиления этой слабой способности, слепые могли бы использовать ее для чтения обычной печатной страницы, и в целях зрения и осязания мог бы иметь место совершенно новый эстетический синтез.
Такое утилитарное использование наших возрастающих знаний об чувствах было бы в уже широко распространенной традиции. Когда обнаруживается новый факт, за ним обычно следуют практические предложения о том, как его можно использовать, или изобретения, основанные на нем.
Например:
Люди не обладают особым чутьем для обнаружения магнитных явлений, но, как было установлено, ‐ некоторые другие формы жизни обладают им. Лосось и форель реагируют отвращением к пульсирующим электромагнитным полям в воде. Открытие этого особого чувства теперь позволяет инспекторам рыб и дичи загонять лосося и форель в специальные загоны, пока рыба мигрирует вверх по течению, просто превращая участок реки в электромагнитное поле.
ДАЖЕ одноклеточный парамеций обладает на первый взгляд бесполезным магнитным чутьем — он всегда плывет к отрицательному проводу, если положительный и отрицательный провода погружены в воду. Расширение этой чувствительности наблюдается у мужских и женских сперматозоидов; мужские сперматозоиды будут двигаться к одному электрическому полюсу, а женские сперматозоиды — к другому. Эта возможность используется в устройстве для контроля пола стад и отар при искусственном осеменении.
Многие другие возможности связаны с новой информацией о чувствах. Был предложен новый многоканальный радиопередатчик, основанный на способности человечества отфильтровывать голос, который мы «хотим услышать, из какофонии других». Репеллент от комаров, основанный на снижении температуры кожи, был предложен на основе новых данных, которые показывают, что комаров привлекают те люди, поверхность кожи которых немного горячее. Репеллент от акул был предложен в результате исследования гольянов, которое показало, что, когда гольян ранен, его кожа выделяет секрет, который отпугивает его собратьев-рыб; если акулы обладают такой же способностью обоняния, то можно найти действительно эффективное средство от акул:0003
НЕКОТОРЫЕ изобретения сделаны путем изучения особых свойств животных и насекомых. Одним из них является индикатор путевой скорости для самолетов, основанный на странном сложном глазу пчелы, который позволяет ей рассчитывать свое движение по земле. Пока не было изобретено это устройство, пилоты могли определять свою скорость только по отношению к скорости ветра. Таким образом, если самолет летел со скоростью 100 миль в час при встречном ветре со скоростью 100 миль в час, у пилота не было приборов, которые могли бы сказать ему, что он никуда не едет. С его индикатором наземной скорости он теперь так же уверен в себе, как пчела, или почти.
Это лишь некоторые из фактов об органах чувств, обнаруженных в прошлом столетии. Распространение этого знания и его практическое применение кажутся сегодня почти безграничными.
Ясно одно. Мы не должны воспринимать наши чувства как должное. Недавние эксперименты показали, что чувства не только важны, но и необходимы для выживания человеческого разума. В этих экспериментах испытуемые были отрезаны от всех возможных сенсорных стимуляций; их глаза были закрыты очками, которые блокировали обзор, их руки были закрыты, чтобы они ничего не чувствовали; они были изолированы от контакта и могли слышать только ровный фоновый гул.
В окружающей среде субъекты вскоре перестали мыслить согласованно. У некоторых были галлюцинации, у некоторых вспыхивала иррациональная ярость, у некоторых были иллюзии, что у них есть два тела или что их разум отделился от них и блуждает в пространстве. Никто не остался незатронутым.