Формы воображения
25.05.2011
Формы воображения подразделяются на: мысленные эксперименты, фантазии, мечты, грезы, сновидения.
Мыслительный эксперимент — это познавательный процесс, с помощью которого в сознании пациента осуществляется опережающее отражение действительности. Мыслительный эксперимент использовался Карлом Марксом когда он пришел к выводу, что коммунизм сможет одержать победу лишь одновременно во всех странах мира.
Фантазии — это форма воображения, практически полностью оторванная от реальности, но в принципе не исключающая возможного перехода в реальность. Она изменяет картину действительности, отраженной в сознании человека, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное. В этом — инновационная мощь фантазии, ее прогрессивность. Она порождает творческую активность человека, приближает будущее. Яркий пример -научно-техническая фантастика Ж.
Одна из гипотез представляет фантазию как «зеркало» своего бессознательного, которое образуется там за счет вытесненных из сознания переживаний. В рамках этой гипотезы считается, что появление фантазии обязательно сопровождается снижением интенсивности сознательного. Это и приводит к тому, что фантазия преодолевает свои границы, установленные сферой бессознательного.
Однако, как говорят белорусы, «што занадта, то дрэнна». Это метко подметил Ф. Достоевский: «Фантазия есть природная сила в человеке… Не давая ей утоления, или умертвишь ее, или обратно, — дашь ей развиться, именно чрезмерно (что и вредно)». Фантазия не должна полностью отрываться от правды жизни, ибо порождена реальностью. Для этого у фантазии есть противовес, «смирительная рубашка» — логика, мышление.
Фантазия в психологии может исполнять и чисто прагматическую роль. Так, «продукты» фантазии используются в диагностике личности. Например, в тесте проективного типа «Несуществующее животное» от испытуемого требуется придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему оригинальное имя. Анализ результатов выполненного теста позволяет выдвигать гипотезы о психических особенностях личности, ее творческой потенции, возможных нарушениях психических процессов и др.
Фантазия иногда используется как средство стимуляции мышечной активности, средство повышения физической и умственной работоспособности. Неоднократный чемпион мира по плаванию С. Холанд (Австралия) признался, что в процессе заплыва он воображает, что спасается от акулы-людоеда, которая гонится за ним. Известный хоккеист СССР А. Якушев также говорил о том, как мир фантазии объединял его в единый организм вместе со своей клюшкой и воротами противника, и тогда он становился трудно досягаемым для игроков чужой команды.
Мечта — одна из форм воображения, имеющая под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время.
Мечта, как и фантазия, способна преобразить мир и самого человека. Без мечты человек не использует даже половины своей жизни. Он становится скучным придатком того, к чему его «приспособила» жизнь (к ремеслу, стереотипному образу жизни). Мечта дает возможность человеку жить настоящим и будущим, жить за себя и за других людей, т.е. одновременно жить несколькими жизнями. Мечта определяет судьбу человека, его характер, его личность. Мальчишка, мечтающий стать знаменитым артистом или ученым с мировым именем, не станет растрачивать свои силы на «эксперименты» с наркотиками, не будет вовлечен в сомнительные компании. Л. Толстой тонко подметил: «В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты.
Сновидения — это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому. Высказывается гипотеза, что сновидения осуществляют достройку образов воображения, начало формированию которых было положено еще в состоянии бодрствования. Физиологическая основа сновидения заключается в активном взаимодействии во время фазы быстрого сна лимбических, стволовых и неокортикальных образований.
Осознание и субъективное переживание сновидения происходит, как правило, сразу (или в течение нескольких минут) после- пробуждения человека из фазы быстрого сна. В образах сновидения в самом невероятном сюжете переплетаются объекты различной природы (события, процессы, предметы, люди, животные), относящиеся как к давно ушедшим годам, так и событиям пережитого дня. И все это сопровождается чувственными и эмоциональными переживаниями.
Установлено, что «тематика» сновидений обусловлена в значительной степени индивидуально-личностными особенностями человека, его стилем жизни, профессиональными занятиями и, что особенно важно, состоянием его психического и физического здоровья.
Последний фактор позволил 3игмундту Фрейду утверждать, что в бодрствующем состоянии человек не может осознать себя, так как этому мешает его внутренняя цензура. Во сне же эта цензура ослабляется, и в сознание человека в виде сновидений попадает то, что не пропускалось сознанием в период бодрствования. Образы сновидения уменьшают накопленную днем напряженность и представляют своеобразный механизм психологической защиты человека.
Ключевые слова: Воображение
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме |
---|
Воображение и личность Штейнмец А.Э., Общая психология |
Возрастные особенности воображения Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб. |
Свойства воображения … |
Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности Маклаков А. Г. — Общая психология |
Адаптивная активизация воображения и других познавательных процессов Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы… |
Воображение … |
Воображение и творчество Маклаков А. Г. — Общая психология |
Понятие и основные особенности воображения Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Виды и формы воображения
Активное воображение
Репродуктивное воображение (воссоздающее)
Пассивное воображение
Продуктивное воображение (творческое)
Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения.
В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания человека, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще называют пассивным воображением.
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной.
Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.
В репродуктивномвоображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.
Продуктивноевоображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, фантастика братьев Стругацких.
Воображение, как известно, тесно связано с творчеством (об этом подробнее речь пойдет ниже). И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.
Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся:
сновидения,
галлюцинации
грезы
мечты.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинацияминазывают фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы, в отличие от галлюцинаций,– это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.
Мечтойназывают форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.
Активное воображение– характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.Пассивное воображениезаключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.
Продуктивное воображение– отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатамитворческого воображениямогут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.
Репродуктивное воображение– при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.
Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.
Воображение и память
Память – это способность хранить события, вещи и детали, с которыми мы сталкивались в своей жизни. Память есть не только у людей, но и у животных. Мозг хранит всю необходимую информацию о каком-то событии или предмете, только если внимательно наблюдал, слышал или ощущал. Любая информация, полученная нашими органами чувств, систематически собирается и хранится в мозгу. Когда информация получена, сначала она кодируется. Таким образом, мозг регистрирует событие в той или иной форме. Следующим шагом является сохранение информации. И, наконец, происходит третий процесс припоминания события. Хранение события зависит от количества внимания, которое было уделено этому событию. В зависимости от сохранения памяти различают три типа памяти. Во-первых, это «сенсорная память». Запоминание после ощущения объекта в течение 2–5 секунд известно как сенсорное. Количество воспоминаемых предметов меньше, чем воспринятых в этом случае. Другой тип — «кратковременная память». Часть информации из сенсорной памяти переносится в раздел Short memory. При этом человек может помнить детали на более короткое время. Если он видит какой-либо другой элемент, новая информация накладывается на предыдущую. Поэтому он забывает предыдущий пункт. Третий тип – «долгосрочный». Информация, хранящаяся в этом разделе, запоминается и спустя долгое время. Например, некоторые счастливые моменты из детства можно еще вспомнить во взрослой жизни. Воображение Воспоминания сильно влияют на воображение. Это способность формировать в уме различные образы. Это способность, которая отличает людей от животных. Люди могут запоминать события, предметы или людей, а также могут воображать. Это в основном зависит от памяти и, в свою очередь, восприятия определенного человека. Воображение играет важную роль в человеческом прогрессе. Без него не было бы ни картин, ни больших зданий, ни мостов, ни новых сооружений. Почти вся цивилизация основана на продуктах воображения. Память и воображение взаимосвязаны. Объекты, хранящиеся в разделе памяти, можно использовать только как инструменты для развития воображения. Воображение представляет собой сочетание памяти, восприятия и их ассоциации. Например, если архитектор не знает, как выглядит здание, он не сможет создавать новые проекты домов. Воображение считается естественной способностью. Некоторые из очень изобретательных людей становятся писателями, художниками или кинорежиссёрами. Но нормальный человек тоже может развить способность воображать. На самом деле, читая фантастический рассказ, человек склонен представлять себе все события и персонажей, упомянутых в рассказе. Это предварительная стадия воображения. Можно представить и его собственную историю. Когда вспоминаются некоторые прошлые события, оказывающие большое влияние на ум, можно шаг за шагом воображать различные события. Лиц, причастных к этому событию, можно заставить вспомнить вместе с деталями, связанными с ним. При длительной практике можно развить способность воображения. Заключение Воображение и память идут рука об руку. Информация в нем может выйти в новой форме с помощью воображения. При изучении такого предмета, как электроника, теории, связанные с протеканием тока и напряжением, можно только представить. Таким образом, воображение помогает запоминать факты. |
Психология0001
Дорогой Wikiwand AI, давайте будем краткими, просто ответив на следующие ключевые вопросы:Можете ли вы перечислить основные факты и статистические данные о воображении? Кратко изложите эту статью для 10-летнего ребенка ПОКАЗАТЬ ВСЕ ВОПРОСЫ Воображение — это создание или моделирование новых объектов, ощущений и идей в уме без непосредственного участия органов чувств. Стефан Щелкун характеризует это как формирование в уме переживаний, которые могут быть воссозданием прошлого опыта, например, яркими воспоминаниями с воображаемыми изменениями или полностью выдуманными и, возможно, фантастическими сценами. Воображение помогает применить знания при решении проблем и имеет основополагающее значение для интеграции опыта и процесса обучения.[2][3][4][5] Как подход к построению теории, это называется «дисциплинированное воображение».[6] Базовая тренировка воображения — это прослушивание рассказов (повествований), [2] [7], в которых точность выбранных слов является фундаментальным фактором для «пробуждения миров». [8] Олин Леви Уорнер, Imagination (1896). Здание Библиотеки Конгресса Томаса Джефферсона, Вашингтон, округ Колумбия,. Один взгляд на воображение связывает его с познанием,[9][10][11] рассматривая воображение как познавательный процесс, используемый в психической деятельности. Он все чаще используется — в форме визуальных образов — клиницистами при психологическом лечении. [12] Образное мышление может — спекулятивно — ассоциироваться с рациональным мышлением, исходя из предположения, что оба вида деятельности могут включать когнитивные процессы, которые могут «лежать в основе размышлений о возможностях».[13] Родственный термин «мысленные образы» может использоваться в психологии для обозначения процесса возрождения в уме воспоминаний об объектах, ранее данных в чувственном восприятии. Поскольку такое использование термина противоречит обычному языку, некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «воображение» или «воображение» или говорить о нем как о «репродуктивном», а не о «продуктивном» или «конструктивном» воображении. Конструктивное воображение далее делится на произвольное воображение, управляемое латеральной префронтальной корой (LPFC), и непроизвольное воображение (LPFC-независимое), такое как сновидения в фазе быстрого сна, мечтания, галлюцинации и спонтанное озарение.[14] Произвольные типы воображения включают интеграцию модификаторов и мысленное вращение. |