📖 Сублимация, Глава 3. Основные понятия психоанализа, Часть 1. Введение в психоанализ. Психоанализ: учебное пособие. Лейбин В. М. Страница 19. Читать онлайн
…
Сублимация
Сублимация (от лат. sublimo– «возвышаю») – переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные).
Идея сублимации находила отражение в произведениях писателей XVIII века Штиллинга и Новалиса, в работах философов XIX века Шопенгауэра и Ницше. В начале XX века понятие «сублимация» стало использоваться в психоаналитической литературе.
Проблема сублимации обсуждалась в работах Фрейда. Он исходил из того, что в процессе своей деятельности человек руководствуется принципом удовольствия. В основе человеческой деятельности лежат сексуальные влечения, требующие своего удовлетворения. Отказ от удовлетворения сексуальных влечений чреват такими негативными последствиями, которые могут обернуться психическими расстройствами.
Однако вынужденный отказ не обязательно ведет к неврозу. Существуют иные пути, не ведущие к заболеванию. Так, среди процессов, защищающих человека от заболевания, имеется такой, который приобрел особое культурное значение. Этот процесс заключается в том, что сексуальное стремление отказывается от своего частичного удовлетворения и направляется на социальную цель. Фрейд назвал данный процесс сублимацией.
В процессе сублимации социальные цели ставятся выше сексуальных, эгоистических. Впрочем, как замечал Фрейд, сублимация является лишь специальным случаем присоединения сексуального стремления к другим, несексуальным. Это означает, что в процессе сублимации может освободиться только часть сексуальной энергии. Кроме того, не все люди в равной степени обладают способностью к сублимации.
Таким образом, под сублимацией Фрейд понимал способность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексуальную, но психологически ей близкую. Суть сублимации в отвлечении от сексуального. Это своего рода десексуализация. В процессе сублимации сексуальная энергия находит выход за пределы телесного удовлетворения. Переключение этой энергии на другие области деятельности способствует повышению психической работоспособности человека. По этому поводу в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) основатель психоанализа заметил, что благодаря такому отклонению сексуальных влечений от сексуальных целей и направлению их на новые цели освобождаются могучие компоненты для всех видов культурной деятельности.
Фрейд исходил из того, что процесс сублимации начинается в сексуальный латентный период детства. Этот процесс может быть связан с реактивными движениями, создающими психические плотины для подавления неприятных чувств, например отвращения, стыда. В этом случае сублимирование сексуальных влечений идет по пути реактивных образований. Однако сублимация и реактивные образования это два различных процесса. Сублимация возможна также посредством других, более простых механизмов.
В понимании Фрейда, сублимация оказывается источником научного познания, исследовательского интереса, художественного творчества. По его собственному выражению, вместо того, чтобы любить, люди исследуют и творят. Типичным примером в этом отношении был, по мнению Фрейда, итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи. Посвятив рассмотрению жизни и деятельности этого великого человека специальную работу (1910), основатель психоанализа попытался показать, как благодаря процессу сублимации Леонардо да Винчи превращал страсть в жажду знания и художественного творения.
Фрейд считал, что художественное дарование и продуктивность тесно связаны с сублимацией. Вместе с тем процессы сублимации характерны не только для творческих и одаренных людей. Наблюдения за повседневной жизнью людей показывают, что большинству из них удается направить значительную часть свой сексуальной энергии на профессиональную деятельность. Само сексуальное влечение оказывает содействие этому процессу. Оно наделено, по мнению Фрейда, способностью к сублимации. Сексуальное влечение способно менять свою ближайшую цель на более высоко оцениваемую в обществе.
В конечном счете, с точки зрения Фрейда, многие достижения культуры результат сублимации сексуальных влечений человека. Сквозь призму сублимации он рассматривал формирование религиозных культов и обрядов, развитие искусства и появление общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. По словам Фрейда, сублимация влечений представляет собой выдающуюся черту культурного развития. Она делает возможными высшие формы человеческой деятельности и тем самым играет важную роль в культурной жизни.
Представления Фрейда о сублимации получили как свое дальнейшее развитие, так и критическое переосмысление в работах ряда психоаналитиков. В частности, X. Гартман считал, что нет никакой необходимости прибегать к понятию сублимации в том случае, когда речь идет о проявлении несексуальных и неагрессивных форм поведения человека. По мнению К. Хорни, в классическом психоанализе нет четкого различия между сублимацией и сдерживанием влечения в направлении цели. В результате чего трудно сказать, является ли такая трансформация использования нарциссической любви для формирования Я-идеалов сублимацией или сдержанной в отношении цели формой любви к себе. С точки зрения Г. С. Салливана, сублимация более специфический процесс, чем тот, который предполагался в классическом психоанализе. То есть сублимация это неосознаваемое замещение поведенческих проявлений, вызывающих переживание тревоги или вступающих в противоречие с социально более приемлемой активностью, занимающей место первоначального поведения, из-за которого возникли проблемы. Согласно его представлениям, проявления сублимации начинают возникать в период позднего младенчества, становятся заметными в детстве и приобретают все более яркий характер в последующие периоды развития человека.
Отталкиваясь от идей Фрейда, Г. Маркузе пересмотрел представления о связи между сублимацией и подлинно художественной деятельностью. Он выявил различия между сублимацией, вводящей репрессивные элементы в социально полезные виды деятельности, и иными способами сублимации, признав возможность нерепрессивной сублимации. Он также выдвинул тезис о самосублимации сексуальности. Под самосублимацией им понималась способность сексуальности создавать высоко цивилизованные человеческие отношения, свободные от репрессии, то есть подавления со стороны общества. По мнению Маркузе, благодаря самосублимации может быть создана новая рациональность удовлетворения желаний человека. Разумным станет то, что будет поддерживать порядок удовлетворения. Словом, Эрос создаст новую форму разума. Самосублимация откроет новые горизонты нерепрессивной цивилизации. Тем самым будет устранен непримиримый конфликт между сексуальностью и культурой. Тот конфликт, который представлялся Фрейду извечным, роковым для человечества.
Понятие «сублимация» широко используется в современной психоаналитической литературе.
Изречения
З. Фрейд: «Наблюдение за повседневной жизнью людей показывает нам, что большинству удается направить очень значительную часть своей сексуальной движущей энергии на профессиональную деятельность. Сексуальное влечение в особенно высокой степени пригодно для оказания такого содействия, потому что наделено способностью к сублимации, то есть способностью менять свою ближайшую цель на другие, при определенных обстоятельствах более высоко оцениваемые и несексуальные цели».
З. Фрейд: «Художественное дарование и продуктивность тесно связаны с сублимацией».
3. Фрейд: «Похоже, что сутью и тайной натуры Леонардо было то, что ему удалось, после того как в детстве его любознательность обслуживала сексуальные интересы, сублимировать большую часть своего либидо в жажду исследования».
Г. С. Салливан: «Если мы видим, что маленький ребенок, обнаружив испачканный (испражнениями. – В. Л.) палец, во всех или во многих случаях выбирает какую-нибудь игрушку и принимается ее сосать, то можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что имела место «сублимация» посредством сосания игрушки, вместо того чтобы засунуть столь специфично испачканный палец в рот. Когда нечто подобное происходит в период позднего младенчества, едва ли можно предполагать, что мы имеем дело с результатом мыслительных усилий, затраченных младенцем, и именно по этой причине данный пример кажется мне очень подходящим для иллюстрации той роли, которую играет в нашей жизни сублимация».
Г. Маркузе: «Подлинно художественная деятельность, по-видимому, вырастает из нерепрессивной констелляции влечений и направлена на нерепрессивные цели так, что термин сублимация, кажется, нуждается в значительной модификации для того, чтобы применить его к этому виду труда».
Г. Маркузе: «Сексуальность сама стремится к собственной сублимации: либидо должно не просто вернуться к доцивилизованной и детской ступеням, но также преобразовать их искаженное содержание… Такая самосублимация предполагает исторический прогресс, который бы преодолел институциональные пределы принципа производительности, благодаря чему станет возможным регресс инстинктов».
18. Сублимация- Фрейд
Фрейд описывал сублимацию как отклонение энергии биологических, в первую очередь сексуальных влечений от их прямой цели и перенаправление ее к социально приемлемым целям. Рассматривалась им как исключительно «хорошая» защита, способствующая конструктивной деятельности и снятию внутреннего напряжения индивида. Подобная оценка сублимации сохраняется в любой терапии, направленной не на «зачистку» личности от её внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного их разрешения (в частности в психоанализе).
На данный момент сублимация обычно понимается шире — как перенаправление неприемлемых импульсов вообще, независимо от их природы. Сублимация принимает самые различные формы. Например: садистические желания можно сублимировать, занимаясь хирургией. Механизм сублимации трансформирует нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности.
Зигмунд Фрейд, в соответствии с концепциями своей теории, описывал сублимацию как отклонение энергии биологических, в первую очередь сексуальных влечений от их прямой цели и перенаправление ее к социально приемлемым целям. Рассматривалась им как исключительно «хорошая» защита, способствующая конструктивной деятельности и снятию внутреннего напряжения индивида
Сознательное —
является лишь небольшой частью психической организации; оно включает в себя только то, что мы осознаем в данный момент времени.
Бессознательное —
Во внутренних пределах бессознательного находятся инстинктивные элементы, которые никогда не сознаваемы и никогда не доступны сознанию. Кроме того, существует материал, который отделен — подвергнут цензуре и вытеснен — из области сознания. Этот материал не забыт и не потерян, но он никогда не вспоминается. Мысль или воспоминание тем не менее воздействуют на сознание, но косвенным образом.
Для бессознательного материала характерны живость и непосредственность восприятия. «Мы установили опытным путем, что бессознательные психические процессы сами по себе не относятся к определенному моменту времени. Прежде всего, можно сказать следующее: они не располагаются хронологически, время не вносит в них никаких изменений, и к ним не может быть применено понятие времени» Воспоминания, которым десятки лет, когда они впускаются в область сознания, нисколько не теряют своей эмоциональной силы.
Предсознательное —
часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. К этой области можно отнести, например, вспоминание всего, что человек делал вчера, имен, уличных адресов, даты завоевания Англии норманнами, любимой еды, запаха костра из опавших листьев и необычной формы пирога, съеденного на праздновании десятого дня рождения. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания.
Мысли и чувства, которые индивидуум сознает в любой данный момент.
Те мысли и чувства, которых индивидуум не сознает в любой данный момент, но которые могут быть осознаны с небольшими затруднениями или совсем без труда (например, дата вашего рождения).
Аспект психики, содержащий социально неприемлемые конфликты и желания. Последние могут быть переведены на уровень сознания благодаря использованию таких методов как свободная ассоциация и интерпретация снов.
20. Психосексуальное развитие — Фрейд
теория, сформулированная Зигмундом Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидума.
Стадии:
1. Оральная фаза
2. Анальная фаза
3. Фаллическая фаза
4. Латентная
5. Генитальная фаза
теория, сформулированная Фрейдом, объясняющая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.
21. Id / Ego/ SuperЕgo — Фрейд
Оно, иногда Ид (лат. id, нем. das Es — оно́) в психоанализе является одной из структур, описанной Фрейдом. Являет собой бессознательную часть психики, совокупность инстинктивных влечений.
По мнению Фрейда, человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека постоянно. Будучи бессознательным и иррациональным, Ид подчиняется принципу удовольствия, то есть удовольствие и счастье — есть главные цели в жизни человека.
Я (Эго) —та часть личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения.[1]
Эго в психоанализе Фрейда
осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, обеспечивает непрерывность но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Я не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида. Я, достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования.
По мере развития индивида происходит дифференциация Я и развитие сверх-Я. Сверх-Я включает запреты и контроль инстинктивных импульсов через принятие родительских и социальных стандартов. И, таким образом, возникает нравственный конфликт, необходимый для роста и взросления личности. Я играет роль посредника между сверх-Я и Оно путем создания защитных механизмов.
Под сверх-Я понимают, согласно Фрейду, социальную совесть, принуждающую нас отказываться от удовлетворения наших побуждений и от какой-то доли возможного счастья; см. также Оно (Ид). Согласно экзистенциализму, сверх-Я тождественно с «Man».
Сверх-Я (Супер-Эго) — в психоанализе так обычно называют моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет. Совесть, стыд — всё это проявления Сверх-Я.
Суперэго — лат. «Сверх-Я». Состоит из двух подсистем: совесть и эго-идеал. «Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют «непослушным поведением» и за которые ребёнок получает выговор. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины…Поощрительный элемент суперэго — это эго-идеал.
Фрейд о сублимации — Школа Жизни
Просмотры страниц 27418
Досуг • Самопознание • Психотерапия
Кое-что из того, чего мы хотим глубоко внутри, в нашем примитивном бессознательном, угрожает быть довольно темным. Мы можем хотеть не делать никакой работы, красть, причинять вред другим, впадать в отчаяние или заниматься сексом очень табуированными и разрушительными способами. Тем не менее, большинство из нас делает очень мало из этого. На самом деле, мы часто вкладываем свою энергию в стоящие проекты и изо всех сил стараемся быть хорошими и полезными для окружающих.
То, что мы можем это делать, очаровало основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, который дал особое слово этой способности находить хорошее применение нашей примитивной, эгоистической, разрушительной энергии. Он назвал процесс сублимацией (по-немецки Sublimierung ). Эта идея пришла Фрейду в голову, когда он читал известную и очаровательную книгу о путешествиях «
Фрейд чувствовал, что эта эволюция — от человека, который садистски использовал нож, чтобы ранить, к человеку, который благородно использовал его, чтобы залечить раны — не могла быть простым совпадением; и предположил, что то, что имело место, принадлежало к широко распространенному паттерну поведения, согласно которому раннее вредоносное или шокирующее влечение порождает в точности свою противоположность, причем сила отрицательного определяет силу положительного.
В эссе о Леонардо да Винчи ( Eine Kindheitserinnerung des Leonardo da Vinci, 1910) Фрейд представил утверждение, что да Винчи был чрезвычайно сексуально активным ребенком, который затем сублимировал свою сексуальность в научные исследования и искусство. Как выразился Фрейд, запретное желание сексуального удовольствия (в данном случае для его матери, а затем и других мальчиков) превратилось у да Винчи в чрезвычайно благородное и мощное «общее стремление к знанию».
Теория сублимации так обнадеживает, потому что в ней так много всего, чего мы все хотим, но это оказывается невозможным. Хотя причин для гнева и бесплодного нигилизма было бы бесконечное множество, Фрейд отмечает нашу способность искать компенсацию и альтернативные способы удовлетворения. Неоднократно в своей работе он подчеркивал факт, которому (хотя это звучит до абсурда очевидно) мы, тем не менее, обычно не придаем достаточного значения: все мы начинали как младенцы. В этом состоянии мы хотели только немедленного удовольствия и удовлетворения. Наши «влечения» в их первоначальных формах были к вещам, которые не могли сработать для нас и от которых приходилось мучительно отказываться. Мы считали, что если мы не получим сразу все, что хотим, произойдет катастрофа, и мы умрем (такое мышление объясняет визг и причитания младенцев в истерике). Мы думали, что мир вращается только вокруг нас и не может быть щедрым к другим. И все же мы превратились в здоровых взрослых, сумев заменить наши первоначальные нарциссические цели более этичными и плодотворными альтернативами.
Фрейд трезво добавил, что мы никогда не покончим с сублимацией. Мы продолжаем разочаровываться в том, чего действительно хотим, чаще всего в сексе. Мы постоянно сталкиваемся с людьми, с которыми хотели бы переспать, но не должны, и, тем не менее, вместо того, чтобы эта энергия уходила в никуда, у нас есть способность использовать нашу глубокую неудовлетворенность, чтобы привести в действие другие вещи: творческие усилия, научные открытия, заботу об уязвимых.
В глазах Фрейда всепроникающее разочарование неизбежно; наши стремления систематически опережают реальность. Но сублимация остается для нас чрезвычайно полезным вариантом. Под его руководством зависть может превратиться в усилие, уязвленный эгоизм — в способность к благодарности и признательности, сексуальное неприятие — в фильм или роман. По мнению Фрейда, психоанализ — это область, созданная для того, чтобы помочь нам понять, как мы можем использовать наши разочарования более продуктивно, как мы можем вырасти, чтобы не быть озлобленными или закрытыми, а — как это ни парадоксально — получать энергию от некоторых из наших величайших скрытых печалей.
Хорошая жизнь не та, где мы получаем именно то, что хотим. Это тот, где мы находим второе лучшее и где у нас есть внутренняя свобода, чтобы перенаправить наши разочарования с максимальным воображением; жизнь, в которой мы научились — как пытался показать нам Фрейд — хорошо сублимировать .
Сублимация — Без предмета — Энциклопедия психоанализа
Французский: сублимация |
Зигмунд Фрейд
В работах Фрейда сублимация — это процесс, при котором либидо направляется на явно несексуальную деятельность, такую как художественное творчество и интеллектуальная работа. Таким образом, сублимация действует как социально приемлемый выпускной клапан для избыточной сексуальной энергии, которая в противном случае должна была бы быть высвобождена в социально неприемлемых формах (извращенное поведение) или в виде невротических симптомов. Логическим выводом из такого взгляда является то, что полная сублимация означала бы конец всех извращений и всех неврозов. Однако в трактовке сублимации Фрейдом многие моменты остаются неясными.
Жак Лакан
Лакан рассматривает концепцию сублимации на своем семинаре 1959-60 гг. Он следует за Фрейдом, подчеркивая тот факт, что элемент социального признания является центральным в концепции, поскольку можно сказать, что только в той мере, в какой влечения отклоняются к этому измерению общих социальных ценностей, о них можно сказать, что они сублимированы. [1] Именно это измерение общих социальных ценностей позволяет Лакану связать концепцию сублимации с его обсуждением этики. [2]
Различия — Фрейд и Лакан
Однако трактовка сублимации Лаканом также отличается от фрейдовской по ряду пунктов.
Извращение
Изложение Фрейда предполагает, что извращенная сексуальность как форма прямого удовлетворения влечения возможна, и что сублимация необходима только потому, что эта прямая форма запрещена обществом.
Лакан, однако, отвергает концепцию нулевой степени удовлетворения, утверждая, что перверсия — это не просто грубое естественное средство разрядки либидо, но высоко структурированное отношение к влечениям, которые сами по себе уже являются лингвистическими, а не биологическими силами.
В то время как Фрейд считал, что полная сублимация возможна для некоторых особо утонченных или культурных людей, Лакан утверждает, что «полная сублимация невозможна для отдельного человека». [3]
Объект
Согласно Фрейду, сублимация включает перенаправление влечения на другой (несексуальный) объект. Однако в понимании Лакана меняется не объект, а его положение в структуре фантазии.
Другими словами, сублимация заключается не в направлении влечения к другому объекту, а скорее в изменении природы объекта, на который уже было направлено влечение, в «изменении объекта в себе», что стало возможным благодаря тому, что влечение «уже глубоко отмечено артикуляцией означающего». [4]
Таким образом, возвышенное качество объекта обусловлено не каким-либо внутренним свойством самого объекта, а просто следствием положения объекта в символической структуре фантазии.
Стремление к смерти
В то время как Лакан следует Фрейду, связывая сублимацию с творчеством и искусством, он усложняет это, также связывая ее с влечением к смерти. [5]
Это можно объяснить несколькими причинами.
- Во-первых, сама концепция влечения к смерти рассматривается как продукт собственной [[сублимации] Фрейда».0063 [6]
- Во-вторых, влечение к смерти — это не только «влечение к разрушению», но и «желание создать ящик с нуля». [7]
- В-третьих, возвышенный объект, возвышаясь до достоинства Вещи, проявляет силу очарования, которая в конечном счете ведет к смерти и разрушению.
См. также
|
|
|
|
Ссылки
- ↑ Лакан, Жак.