Понятие и функции педагогического общения
1.04.2015Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с учениками, общаться с ними и руководить их деятельностью.
Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникативная функция), восприятие и понимание другого человека (перцептивная функция), взаимодействие (интерактивная функция).
Педагогическое общение — это разновидность общения, которое возникает в профессиональном взаимодействии педагога с учениками. По определению А.А. Леонтьева, «педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива».
Специфика педагогического общения в том, что оно представляет собой сложный и противоречивый диалог, поскольку в нем одновременно участвует много субъектов, происходит своеобразное взаимодействие интеллектов, эмоциональных сфер, воли, характеров различных по возрасту, статусу, уровню развития участников. Поэтому педагогическое общение по своему характеру может быть различным: оно может происходить в форме сотрудничества, соперничества, конфликта и даже конфронтации. Выбор педагогом той или иной формы общения определяется профессиональной мотивацией, особенностями личности учителя, состоянием его эмоциональной сферы, коммуникативными способностями и творческой индивидуальностью педагога, а также прошлым опытом общения, сложившимся характером взаимоотношений педагога и воспитанников, спецификой ситуации взаимодействия, особенностями ученической группы и воздействиями со стороны учеников.
Еще одна особенность педагогического общения в том, что оно одновременно выполняет обучающую и воспитывающую функции. Обучающая функция является ведущей и состоит в трансляции учителем общественного знания и координации совместных с учениками действий в учебном процессе и формировании личности. Как отмечает А.Б. Добрович,
«какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждение в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд… Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в сочетании с благородной скромностью — тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человеческому разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов…».
По мнению американского психолога Роджерса, эффективное педагогическое общение выполняет ещё и психотерапевтическую функцию — облегчения, фасилитации общения. Эта функция столь важна, что К. Роджерс называет учителя прежде всего фасилитатором обучения и общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, проявить то, что в нём есть позитивного. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная атмосфера помогает, облегчает обучение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.
Эффективное педагогическое общение осуществляется на основе учебного сотрудничества и предполагает следующие способности педагога:
- пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников), малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена;
- эмпатия — умение поставить себя на место ученика, понять цель и мотивы его поведения, а значит, и его самого, что позволяет прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее;
- доброжелательность, заинтересованность в успехе ученика;
- рефлексия — непрерывный анализ своего поведения и деятельности, управляющих деятельностью учеников и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс (Зимняя, 1997).
Источник: Фоминова А.Н., Педагогическая психология
Материалы по теме |
---|
Выбор партнера по общению: причины и факторы, обусловливающие его Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Механизмы взаимопонимания в процессе общения Руденский Е.В., Социальная психология |
Сознание, общение, речь … |
Смущение в общении, его сущность Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Потребность в общении Мотивация и мотивы, Ильин Е.П |
Стратегии взаимодействия в общении Панфилова А. П., Теория и практика общения |
Характеристики педагогического общения Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Критерии удовлетворенности общением Слотина Т.В., Психология общения |
Педагогическое общение и его функции
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции.
Первая функция — «открытие» ребенка на общение — призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия. В состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, смелее проявляют себя, не боятся показаться смешными или попасть в немилость к учителю. С другой стороны, без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка, и педагог вынужден довольствоваться лишь его поведенческими реакциями, которые, как известно, могут определяться и диктоваться скрытыми мотивами. Например, внешне благополучные взаимоотношения учителя и ученика могут иметь в своей основе заискивание и желание понравиться со стороны последнего, но могут определяться действительным уважением личности и авторитетом педагога. Знание истинного отношения ребенка помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную работу с ним по освоению социально-культурных ценностей.
Вторая функция — «соучастие» ребенку в педагогическом общении — обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия учителя с детьми. В зависимости от возраста ребенок посещает первый, второй, третий… одиннадцатый классы. В соответствии со школьным расписанием он приходит на урок один, два, три раза в неделю. На уроке ученик осваивает тот учебный материал и включается в те формы работы, которые ему предлагает преподаватель. Он как бы «навязывает» ребенку общение, которое время от времени ставит его в затруднительное положение потому, что оно оказывается нехарактерным, несвойственным ему. Реализуя соучастие в адрес ребенка, педагог помогает ему справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути восхождения к культуре человечества.
Третья функция — «возвышение» ребенка в педагогическом общении— понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований. Даже среди необразованных в педагогическом смысле родителей не найти таких, которые бы не пользовались возвышением в общении со своими детьми: вот малыш сделал первый робкий даже не шаг, а шажок в своей жизни, а ему говорят: «Молодец! Ты уже научился ходить!..» Ребенок написал первое слово, им восхищаются: «Как здорово у тебя получилось!..» Девочка в первый раз испекла блины — вся семья в восторге, ей говорят: «Таких вкусных блинов мы в жизни не ели».
Разве можно представить себе педагога, который бы не возвышал на своих уроках детей, и особенно тех, которым этот предмет дается труднее, чем остальным? Теоретически — нет! Практически — да!!! В одиннадцатом классе идет урок по философии жизни. Преподавателю класс незнаком, поэтому он использует визитки, чтобы называть всех по именам. Ученица с болью говорит: «А знаете, меня первый раз на уроке назвали по имени, а не по фамилии!» Спросим себя: как же жилось ей в школе? Что пережила и простила педагогам эта хрупкая девочка?
А задумываемся ли мы, почему первоклассники, такие нарядные, жизнерадостные и веселые первого сентября, уже через месяц не хотят идти в школу? Не потому ли, что не реализуются эти три функции в педагогическом общении с детьми?
Функция открытия ребенка на общение практически воплощается с помощью разнообразных операций, многие из которых сугубо индивидуальны, и их простое перечисление оказалось бы задачей, пожалуй, непосильной, поэтому назовем лишь некоторые.
1. Выбор пластической позы. Пластический язык человека сравнительно недавно стал изучаться педагогами, но, как показывает практика, именно этот вопрос вызывает наиболее оживленный интерес. Внедрение пластического языка в вузовское обучение учителя началось с экспериментальных курсов по педагогической технике, актерскому и педагогическому мастерству, а также с введения интенсивных курсов обучения иностранному языку.
Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от 55 до 80% информации, в то время как вербальными средствами — от 20 до 40%, причем большая часть здесь принадлежит тону, интонации, экспрессии.
Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение и самочувствие, поэтому поза учителя на уроке создает для учеников либо комфорт, либо дискомфорт и тем самым способствует или препятствует их «открытию» на общение. Допустим, преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, боясь взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет. Более того, характер и стиль общения, избираемый человеком, во многом обусловлен позой, которую он принимает в этот момент: если в качестве эксперимента предложить учителю, находящемуся в «позе льва», сказать несколько комплиментов учащимся, то это задание вызовет у него определенное затруднение, но если ему все же удастся произнести их, в его голосе обязательно проявятся неискренность, сарказм или какие-то другие интонации, снижающие доверие слушателей.
Оптимальный пластический образ учителя на уроке выглядит примерно так:
— открытая поза;
— руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях;
— ладони время от времени разворачиваются к аудитории;
— пластика плавная, мелодичная;
—преобладание психологических жестов над описательными;
—для привлечения внимания слушателей производится несколько шагов от стола к аудитории, и наоборот, для ослабления внимания — несколько шагов назад.
2. Подача информации с позиции «Мы». Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.
Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей (за исключением тех случаев, когда у него нет выбора или когда этот вопрос заранее решен и закреплен как норма, например, расположение учеников за одной партой, «притертость» пассажиров в транспорте в часы «пик» и т. п.). В противном же случае чрезмерная физическая близость воспринимается как вызов, как посягательство на личные интересы и действует либо раздражающе, либо подавляюще. Барьер физического порядка возникает и тогда, когда над сидящим человеком нависает фигура другого, занимающего более выгодную в физическом плане позицию, или когда один из них самовольно прибегает к тактильному контакту.
Социальный барьер общения лучше всего удается проиллюстрировать известным во всем мире «тюремным экспериментом». Группа студентов по желанию была разделена на «тюремщиков» и «заключенных». «Тюремщики» приходили на дежурство и поочередно сменяли друг друга, «заключенные» же постоянно находились в камере. Через несколько дней после начала эксперимента «заключенные» предприняли попытку бунта, «тюремщики» его подавили, а зачинщиков развели по отдельным камерам. Затем события стали развиваться следующим образом: «тюремщики», осознав свою силу, власть и ролевые возможности, стали смелее и активнее использовать их при выполнении профессиональных обязанностей, что не замедлило сказаться на психическом состоянии и физическом самочувствии «заключенных». Эксперимент был прекращен, так как его продолжение грозило серьезными последствиями и для тех, и для других. В итоге было выявлено, что социальная роль, которую человек принимает на себя самостоятельно или под воздействием окружающих людей, определяет стиль и характер его взаимодействия с другими субъектами.
Те же закономерности действуют и в школе. Если учитель занимает позицию, выражаемую словами: «Не мешайте мне работать…», — то его социальная роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.
Третий барьер — терминологический. Причина его кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения, значения которых подчас непонятны ему самому. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно, сравнивая свою лексику с лексикой учителя, делают выводы о скудости и неразвитости своей речи. В результате этого дети зажимаются, не желая выставлять себя в неприглядном виде.
Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «Мы»: «Мы приступаем к изучению новой темы…», «Нам необходимо еще раз вернуться к вопросу…», «Настало время проверить наши силы…» и т.д. Использование этой операции способствует «открытию» детей на общение.
3. Установление личного контакта. Личный контакт может устанавливаться разными способами:
—вербально,
—визуально,
—тактильно.
Вербальный контакт осуществляется посредством слов. Это может быть обращение к человеку по имени, безличное обращение («Пожалуйста…», «Будь любезен…»), просьба и т.п. К этому виду контакта тяготеют так называемые аудиалы, люди с доминирующим развитием слухового восприятия.
Визуальный контакт — это контакт глаз: человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Не случайно в начале урока преподаватель просит детей подняться для приветствия. В этот момент их глаза находятся примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.
Тактильный контакт производится через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации. К этому виду связи в большей степени тяготеют дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также взрослые люди, называемые кинестетиками. В школе кинестетики выявляются очень рано: со звонком на перемену они стремятся как можно ближе подойти к любимой учительнице, чтобы физически ощутить близость в результате непосредственного прикосновения к ней, дотронуться до ее стола или вещей (опосредованный тактильный контакт).
С профессиональной точки зрения, педагогу необходимо владеть всеми видами установления личного контакта, так как среди детей одного класса обязательно будут и визуалы, и аудиалы, и кинестетики, и с каждым из них он должен суметь выйти на личное общение, чтобы ребенок смог «открыться».
Функция «соучастие» ребенку в процессе общения с ним имеет свои частные технологические операции.
1. Демонстрация расположенности. Это пластико-мимическое выражение симпатии собеседнику с целью создания для него благоприятной атмосферы и комфортного психологического климата. Только в таких условиях психологической, социальной и этической защищенности люди, и дети в том числе, способны раскрыть свои возможности, проявить творчество и находчивость в новом, нехарактерном для них виде деятельности и добиться достаточно высокого результата.
По собственным эмоциональным затратам человека эта операция необычайно экономична, и даже более того: ее реализация улучшает самочувствие того, кто ее производит. Этот парадоксальный результат обусловлен психологическим эффектом «отзеркаливания»: демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, влияя на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая силивает его положительные эмоциональные переживания. В итоге от реализации этой операции выигрывают все. И напротив, когда облик выражает скорбь, угрюмость, окружающим становится не до веселья, их лица приобретают унылые выражения, речь изменяется интонационно.
Представим себе на секунду состояние школьников, взирающих на разъяренного, кричащего учителя. А ведь им находиться в классе под его гнетом сорок пять минут, в течение которых у них не будет возможности «разрядиться», «снять» свое психическое напряжение. Такую возможность они получат лишь на перемене, и то если за ними не будет в это время наблюдать зоркое око дежурного учителя. Шум школьной перемены, так изумляющий родителей, попавших в это время в школу, и такой привычный для педагогов, мог бы стать своеобразным диагностирующим средством качества уроков. Но вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если опять все повторится?.. Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним нужно будет работать не педагогу, а психотерапевту.
Демонстрация расположенности исключает такое положение, способствуя творческой активности и детей, и учителя, укрепляя их психическое здоровье.
2. Проявление интереса. В непосредственном общении эта операция проявляется в двух умениях — умении слышать и умении задавать вопросы. Как это ни странно, но именно эти два профессионально значимые умения слабо развиты у педагога.
Задавать вопросы — не означает спрашивать материал параграфа или домашнее задание, так как это будут вопросы репродуктивного характера, предполагающие в качестве ответа достаточно конкретное и определенное содержание. Умение задавать вопросы выявляется в процессе свободного, ненормированного, импровизированного общения, когда собеседники, обмениваясь информацией по избранной теме разговора и демонстрируя свой интерес, обращаются друг к другу, надеясь услышать что-то новое по обсуждаемой проблеме. Бывает, что эти вопросы не учитывают ранее высказанных суждений, дублируют их, потому что субъекты общения стремятся только к одному — подчеркнуть свою значимость и компетентность в этом разговоре. Как правило, отношения между ними обостряются, и время от времени звучат реплики типа: «Я же об этом и говорю,..», «А что я тебе сказал только что?..»
Умение задавать вопросы основывается на умении слышать — не слушать или делать вид, что слушаешь, а именно слышать информацию, обнаруживать и осознавать смысл, отношение, подтекст, юмор и т. д. В ходе занятий по педагогической технологии можно даже провести специальное упражнение несколько юмористического характера, направленное на выявление умения слышать: преподаватель рассказывает небольшую историю, которую затем три статиста пересказывают поочередно друг другу. Несмотря на то, что перед началом эксперимента их предупреждают о необходимости быть очень внимательными и не искажать смысл, именно идентичность и точность пересказа вызывает наибольшее практическое затруднение.
Для педагога услышать ребенка — это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения. Задать вопрос — это еще раз уточнить: «Правильно ли я тебя понял?» От этих двух умений зависит своевременность педагогической помощи ребенку как частного проявления соучастия к нему.
3. Оказание помощи. Данная операция напрямую реализует функцию, к которой относится. Действительно, принимая участие в судьбе человека, мы помогаем ему, оказывая разнообразные услуги. Мера нашего участия определяется различными факторами, такими, как степень родства, формальность или душевность отношений, продолжительность знакомства, самочувствие и т.д. Окончательно решить, принять или отвергнуть помощь, должен всегда тот человек, которому она предлагается. Исходя из этого, момент обращения и фраза в ее лексическом, содержательном и интонационном аспектах должны быть тщательно продуманы.
Парадигмы, которые можно использовать, чтобы предложить человеку помощь, разнообразны по форме и степени психологического восприятия. Назовем их:
—»Давай помогу…»;
—»Позволь мне тебе помочь…»;
—»Мне бы так хотелось тебе помочь…»;
—»Я был бы счастлив тебе помочь…»
Знание разнообразных парадигм облегчает педагогу выбор конкретного варианта прикосновения к ребенку в соответствии с особенностями ситуации и психическим состоянием детей. Этим же формам обращения следует научить и детей, чтобы их взаимодействие друг с другом осуществлялось на высоком уровне культуры.
Заметим, что владение парадигмами не исчерпывает содержания и смысла самой операции, а лишь облегчает ее реализацию, выстраивая путь и направление воздействия. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые тоже должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи у школьников будет формироваться демагогическое отношение к людям.
Функция «возвышения» ребенка в педагогическом общении так же, как и первые две, раскрывается через последовательное воплощение операций, из которых здесь будут представлены три, имеющие наиболее общий характер.
1. Принятие ребенка как данности. Безусловно, большую помощь в реализации этой операции могут оказать разнообразные психологические методики исследования личности, хотя, вероятно, школьному учителю для получения информации об ученике достаточно будет педагогических методик.
Создав в своем воображении реальную «картинку» школьника, педагог, как и врач, устанавливает диагноз, но только не болезни, а уровня развития и воспитанности. «Диагноз» имеет колоссальное значение, так как характеризует данность, с которой педагог вступает в общение. Он же определяет характер и ход взаимодействия с ребенком, как диагноз врача — процесс лечения.
Назначая больному лекарства, медики ориентируются на работу здоровых органов, которые компенсируют функционирование ослабленных, и прилагают все усилия к тому, чтобы не навредить организму. Педагог, реализующий операцию «принятие ребенка как данности», опирается на положительные тенденции в развитии личности и имеющиеся позитивные качества. Стимулирование учителем этих позитивных образований осуществляется через оглашение достоинств ребенка, его успехов на пути продвижения к перспективной цели. Оглашение же негативных качеств ребенка и постоянное напоминание ему о его неудачах равносильно тому, что врач делает ставку в своем лечении только на работу больного органа, забывая обо всем остальном организме.
2. Просьба о помощи. В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, чтобы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться; в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной. Для этого могут быть использованы следующие фразы: «Помоги…»; «Помоги, пожалуйста…»; «Не мог бы ты мне помочь…»; «Я был бы счастлив, если бы у меня тоже было…»
После того, как помощь оказана, следует выразить благодарность школьнику за участие, которое он принял в судьбе другого человека, за то облегчение, которое он доставил своими усилиями.
3. Поддержание оптимистического рубежа. Французы шутят, что оптимизм — это отсутствие информации. Возможно, какая-то доля истины в этом присутствует, но для сторонника осознанного продвижения человека вперед по жизни данный афоризм воспринимается только как шутка.
Оптимизм — это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера не бездоказательная, а основанная на логике, факте, осознании закономерностей развития.
Без такого оптимизма человек обрекает себя на постоянные мучительные скитания от одной случайности к другой, от одного происшествия к другому. Отсутствие оптимизма — это не только унылое существование. Это положение, при котором человек не имеет, не видит, не осознает цели и перспектив своей жизни, своего развития. Понимание противоречия между тем, что он представляет собой в данный момент, и перспективным достижением исключает из его жизни пессимизм, заставляет действовать в соответствии с намеченными устремлениями, а значит, и развивает.
То же относится к школе, к взаимодействию учителя с ребенком. Школа, лишенная оптимизма, деградирует и умирает. Преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности («Зачем, вообще говоря, что-то делать, если мы еще такие маленькие?») и развития.
Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция «возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.
Список литературы:
1. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., – 1991г.
2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., – 2001г.
3. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: Педагогические методики. М., – 1992г.
Цели и логопедические идеи
Перейти к содержимому Функциональная коммуникация: цели и логопедические идеиSLPCarrie2023-03-15T14:56:54-05:00Что такое функциональная коммуникация?
Функциональная коммуникация относится к самым основным коммуникативным навыкам. Этот тип общения позволяет узнать о своих основных желаниях и потребностях, таких как «Я хочу это», «Мне больно» или «Мне нужно в туалет». Это не сложные мысли, и они часто являются первыми типами сообщений, которые дети начинают передавать.
У большинства детей функциональная коммуникация начинается в первый год жизни с помощью жестов и расширяется в последующие годы словами, а затем и простыми предложениями. Однако у детей с задержкой речи и языка, в том числе с аутизмом, это может произойти гораздо позже. Дети со значительными языковыми нарушениями могут все еще работать над получением функционального общения, когда они намного старше.
Кому нужно работать над функциональной коммуникацией?
Любой ребенок, который изо всех сил пытается удовлетворить свои основные желания и потребности, сообщая об этих потребностях другим, получит пользу от работы над функциональной коммуникацией. Это может быть ребенок, который не говорит (или еще не говорит) или которому просто не хватает слов, чтобы донести свое сообщение. Это могут быть дети с аутизмом или с подозрением на речевую апраксию в детстве. Иногда у ребенка может быть такое плохое произношение речи, что он пытается говорить, но не может быть понят. Этих детей также необходимо научить использовать какую-либо функциональную систему общения, чтобы уменьшить фрустрацию и предоставить им альтернативные средства общения.
Комплект курсов функциональной коммуникации
Узнайте, как оценивать и лечить не говорящего клиента + материалы и терапевтические мероприятия для улучшения коммуникации
Узнайте больше!
Цели функционального общения для детей с аутизмом и другими не говорящими детьми:
При формулировании целей функционального общения мы хотим учитывать функциональные языковые навыки, которые либо отсутствуют у ребенка, либо которые расширили бы его способность эффективно общаться с окружающими. Потребности в общении у каждого ребенка будут разными, поэтому нет правильного или неправильного порядка использования этих навыков. Тем не менее, вот список потенциальных функциональных коммуникативных навыков, которые могут быть использованы в качестве целей для ребенка с аутизмом или другим заболеванием, вызывающим задержку общения:
Функциональные цели рецептивного языка:
- Совместное внимание: К концу цикла IEP клиент продемонстрирует совместное внимание (например, смотрит, ищет ответ, занимает очередь и т. д.) в течение 2 минут с использованием не более 3 сигналов.
- Выбор: Клиент будет использовать язык любого типа (разговорную речь, язык жестов или дополнительную/альтернативную коммуникацию, такую как доска с картинками или говорящий), чтобы сделать выбор между двумя вариантами с устными подсказками по мере необходимости в 80% наблюдаемых возможностей.
- Следование указаниям: К концу цикла IEP клиент увеличит участие в классе, следуя в классе 80% наблюдаемых возможностей с визуальными и устными подсказками по мере необходимости.
Функциональные цели экспрессивной речи:
- Начало взаимодействия: К концу цикла IEP клиент будет инициировать взаимодействие с другим человеком не менее 3 раз за 30-минутный сеанс терапии.
- Повышение коммуникативных функций: К концу цикла IEP клиент улучшит функциональную коммуникацию, используя любую форму языка (разговорный язык, язык жестов или коммуникативное устройство/систему) для сообщения не менее трех различных коммуникативных намерений (см.
, отказ, комментирование, навешивание ярлыков, ответ, описание, вопрос, привлечение внимания («посмотрите») или использование социальных форм (таких как приветствие и «спасибо»)
- Имитация: К концу цикла IEP клиент улучшит речевые навыки, имитируя не менее 80% наблюдаемых возможностей с одним повторением каждый раз по мере необходимости.
-
- Замена проблемного поведения: К концу цикла IEP клиент будет использовать язык для протеста (используя язык жестов, разговорный язык или устройство AAC), когда он не хочет что-то делать, воздерживаясь от крика и/или бросая вещи в 4 из 5 наблюдаемых возможностей с визуальными и словесными напоминаниями по мере необходимости.
Логопедия для не говорящих детей
Функциональной коммуникацией лучше всего занимается логопед. Если ваш ребенок изо всех сил пытается сообщить о своих основных желаниях и потребностях, вам следует обратиться за помощью к сертифицированному логопеду. Вот шаги, которым может следовать логопед или специалист, чтобы помочь ребенку улучшить функциональные коммуникативные навыки.
Шаг 1: Решите, как ребенок будет общаться
Первым шагом к улучшению функционального общения является определение того, как ребенок будет общаться с окружающими. Большинство взрослых в мире используют комбинацию устной речи, жестов и языка тела для общения друг с другом. Это наше средство связи. У ребенка со значительной задержкой речи или языка могут возникнуть проблемы с разговорной частью речи. В этом случае другие средства связи должны рассматриваться как соответствующие альтернативы.
На данном этапе основное внимание уделяется предоставлению им НЕКОТОРЫХ средств связи, какими бы они ни были. Это должно быть легко для ребенка, чтобы учиться и использовать, и легко для взрослых, окружающих ребенка. Ключ в том, чтобы с чего-то начать, а затем мы сможем работать над улучшением общения ребенка с более сложными системами позже.
Вот список различных средств общения, которые могут подойти ребенку, работающему над функциональным общением. Они расположены в несколько иерархическом порядке, что означает, что самые простые методы находятся вверху, а более сложные — внизу. Логопед сможет определить, какой метод является наиболее подходящим для каждого ребенка:
Жесты и язык тела:Ребенок может использовать жесты и язык тела, чтобы сообщить, что он хочет и что он чувствует. Ребенок может указывать или тянуться к желаемым объектам или вести взрослого к тому, чего он хочет. Он может выражать свое недовольство чем-либо, хмурясь или сутулясь, и может выражать радость с помощью улыбок и смеха. Это самая основная форма общения, и ее определенно следует признать для этих детей, чтобы они не чувствовали, что оказались в ловушке без средств общения. Вы можете сказать что-то вроде: «Твое тело говорит мне, что ты сумасшедший. Мне очень жаль, что ты не можешь…».
Язык жестов:Дети, которые не могут говорить, часто могут использовать простые жесты, чтобы сообщить о своих основных желаниях и потребностях. Этому нужно будет научить ребенка и взрослых, которые будут общаться с этим ребенком. Вот некоторые ресурсы для использования языка жестов с детьми:
Как использовать язык жестов для детей с задержкой речи
Флэш-карты языка жестов
Это еще одно альтернативное средство общения, которое позволяет ребенку общаться с помощью изображений того, что он хочет. Вы можете узнать больше о PECS ниже:
Как использовать PECS, чтобы помочь невербальному ребенку общаться
Коммуникационная доска:Коммуникационная доска — это простое устройство альтернативной/дополнительной коммуникации (AAC), где изображения вещей, которые ребенок может захотеть сообщить, размещаются на доске, и ребенка просят указать на картинку. того, что он хочет. Вот пример простой доски для общения, которую вы можете сделать дома:
Как сделать коммуникационную доску из листа печенья
Существует множество устройств (а теперь и приложений), которые помогут ребенку общаться, произнося сообщение при нажатии кнопки. Эти типы устройств могут хранить много разных слов и сообщений, поэтому они предлагают ребенку больше возможностей. Ребенку может потребоваться больше времени для изучения этих устройств, но они могут расти, чтобы соответствовать языковым потребностям ребенка по мере его взросления. Вот некоторые ресурсы по использованию устройств или приложений голосового вывода:
Как научить детей пользоваться устройствами AAC
Обзор приложений AAC
Очевидно, это то, чего мы надеемся достичь с каждым ребенком, но, как мы уже упоминали ранее, иногда детям требуется несколько промежуточных шагов, чтобы помочь им перейти к разговорной речи. Эти альтернативные методы связи обеспечат этот мост.
Шаг 2: Выберите новые слова для функционального общения
После того, как вы выбрали подходящее средство общения для ребенка, вы захотите научить его или ее использовать это средство общения.
Если ребенок еще мало общается, вам следует начать с обучения одному или двум понятиям. Выбирайте вещи, которые сильно мотивируют ребенка, например любимую еду или игрушку, или социальное взаимодействие, которое действительно нравится ребенку, например щекотка, подпрыгивание или качание.
Вы можете использовать приведенные выше идеи целей (в розовой рамке), чтобы решить, на какие функциональные коммуникативные навыки лучше всего ориентироваться. Это поможет вам решить, какие слова выбрать.
Шаг 3: Смоделируйте новые слова для функционального общения
Теперь, когда вы выбрали слово, вы захотите максимально точно смоделировать его для него или нее. Повторяйте слово за ребенка снова и снова. Используйте это слово в различных контекстах, например, во время различных занятий или в разное время дня. Произнесите слово само по себе много раз раз, а затем также в сочетаниях из двух слов, чтобы показать, как его можно использовать.
Пока вы произносите слово, вы также должны демонстрировать, как вы ожидаете, что ребенок будет использовать это слово. Например, если вы хотите, чтобы ребенок подписал слово, то вы должны подписать и произнести это слово одновременно. Или, если у вас есть устройство голосового вывода для использования ребенком, вы должны произнести слово, нажимая кнопку на говорящем устройстве.
Вы должны произнести и смоделировать слово МНОГО, МНОГО раз для ребенка, прежде чем ожидать, что он скажет/подпишет/нажмет на него. Детям нужно много раз слышать вещи, чтобы выучить их, а детям с задержкой речи требуется еще больше времени. Потерпи!
Шаг 4. Предложите ребенку искушение произнести слово
Теперь, когда ребенок снова и снова знакомится со словом, вы должны приступить к созданию искушений, которые побудят ребенка использовать это слово. Например, положите этот предмет высоко на полку, чтобы ребенок мог его видеть, но не дотягивался до него.
Когда ребенок дотянется до предмета или укажет на него, растерянно скажите: «Что? Что ты хочешь?». Дайте ребенку время подождать, чтобы увидеть, скажет ли он/подпишет/нажмет ли он сам. Попробуйте сосчитать в уме до 10, чтобы понять, что вы ждали достаточно долго.
После некоторого времени ожидания смоделируйте слово для ребенка как вопрос. Спросите: «Хочешь мяч? Мяч?». Убедитесь, что вы используете средства общения, которые вы хотите, чтобы ребенок использовал, когда вы говорите это, например, подписываете или показываете на картинку. Затем снова сосчитайте в уме до 10. Время ожидания является ключевым.
Если ребенок по-прежнему не говорит/жестикулирует/нажимает/указывает на слово, смоделируйте слово для ребенка еще раз, а затем дайте его ему. Вы не хотите слишком расстраивать его, и вы хотите признать, что ребенок общался, указывая или жестикулируя, чего он хотел.
Шаг 5: Будьте терпеливы
Это основные шаги обучения функциональному общению. Вам просто нужно продолжать делать это до тех пор, пока ребенок не сможет использовать этот метод общения. Если вы какое-то время безуспешно проделывали это с определенным словом, попробуйте другое слово и вернитесь к этому. Просто продолжайте пытаться, в конце концов он может быть готов общаться с вами. По мере того, как ребенок добивается все больших и больших успехов, вы можете расширять типы коммуникативных навыков, которые он использует для общения с окружающими.
Комплект курсов функциональной коммуникации
Узнайте, как оценивать и лечить не говорящего клиента + материалы и терапевтические мероприятия для улучшения коммуникации
Узнайте больше!
CV, VC, CVC Words for Functional Communication
Набор для терапии без предварительной подготовки | 4 доллара на TPT
Купить сейчас
6px»> Как насчет звуков речи? Когда вы работаете над ними?Если вы работаете с ребенком, который пытается говорить, но не может быть понят из-за значительных речевых ошибок, вам определенно следует работать над этими звуками речи, пока вы работаете над достижением функционального общения. Однако иногда нам нужно поработать над другими навыками, такими как имитация действий, прежде чем ребенок будет готов работать над звуками речи. Вот некоторая информация по обучению звукам речи:
Speech Sound Resource Page
Помешает ли использование альтернативных средств общения ребенку говорить?
После обзора всех текущих исследований в области дополнительной и альтернативной коммуникации (AAC) в 2006 году Миллар, Д. К., Лайт, Дж. К., и соавт. сделал следующее заявление об использовании AAC:
«Настоящий обзор исследований предоставляет важные предварительные доказательства того, что усиливающие и альтернативные коммуникативные вмешательства не подавляют производство речи; вместо этого AAC может также поддерживать воспроизведение речи»
6px»> Сложное поведение и неразговорчивые детиМногие неговорящие дети имеют сложное поведение. Это происходит потому, что они знают, что хотят общаться с окружающими, но не могут делать это так эффективно, как им хотелось бы. Это приводит к разочарованию, когда они пытаются общаться, но их не понимают. Это разочарование может привести к истерикам и нервным срывам, особенно у детей младшего возраста, у которых еще нет хороших стратегий выживания. Вот несколько ссылок, которые помогут вам справиться с нежелательным поведением вашего ребенка с CAS:
Как справляться с вызывающим поведением: Практическое руководство о том, как избавиться от проблемного поведения школе и/или в общественных местах). Лечение селективного мутизма сильно отличается от лечения других задержек речи и языка. Чтобы узнать больше об селективном мутизме, нажмите на ссылку ниже:
Селективный мутизм Статья
Бесплатные терапевтические материалы для функционального общения:
Ознакомьтесь с бесплатными материалами, которые есть в нашей Библиотеке бесплатных терапевтических материалов!
Карточки жестового языка
Шпаргалка по AAC
6 советов по поощрению использования ребенком устройства AAC
Функциональная коммуникация Связанные темы: 900 14
Просмотреть все ресурсы для функциональной коммуникации
By SLPCarrie|2023-03-08T13:11:15-06:007 марта, 2022|Категории: Язык, Грамотность|Теги: Можно делать дома, Есть видео, Идеи терапии|
By SLPCarrie|2023-03-17T12:59:58-05:001 сентября 2021 г. |Категории: Сбор данных, оформление документов и администрирование|
By SLPCarrie|2023-03-08T13:29:04-06:0016-е июля, 2019|Категории: Следование указаниям, Функциональная коммуникация и не говорящие дети, Язык, Социальная коммуникация, Звуки речи|Теги: Можно делать дома, Есть ресурсы для печати|
Автор SLPCarrie|2023-03-08T13:29:37-06:009 июляth, 2019|Категории: Функциональная коммуникация и не говорящие дети, Язык, Социальная коммуникация, Звуки речи|Теги: Можно сделать дома, Есть ресурсы для печати|
By SLPCarrie|2023-03-08T13:29:51-06:002 июля, 2019|Категории: Функциональная коммуникация и не говорящие дети, Язык, Социальная коммуникация, Звуки речи|Теги: Можно делать дома, Есть ресурсы для печати|
By SLPCarrie|2023-03-08T13:30:02-06:0025 июня, 2019|Категории: Функциональная коммуникация и не говорящие дети, Язык, Социальная коммуникация, Звуки речи|Теги: Можно делать дома, Есть ресурсы для печати|
By SLPCarrie|2023-03-08T13:30:12-06:0018 июня 2019 г. |Категории: Функциональная коммуникация и не говорящие дети, Язык, Социальная коммуникация, Звуки речи|Теги: Можно делать дома, Есть ресурсы для печати|
By SLPCarrie|2023-03-08T13:30:27-06:0010 июня, 2019|Категории: Функциональная коммуникация и не говорящие дети, Язык, Социальная коммуникация, Звуки речи|Теги: Можно делать дома, Есть ресурсы для печати|
By SLPCarrie|2023-03-08T13:30:39-06:004 июня, 2019|Категории: Функциональная коммуникация и не говорящие дети, Язык, Социальная коммуникация, Звуки речи|Теги: Можно делать дома, Есть ресурсы для печати|
By Кена Рот|2023-03-17T13:00:10-05:005 февраля, 2018|Категории: Организация, Оформление документов и администрирование|Теги: Есть видео|
By Кена Рот|2023-03-08T13:33:45-06:0029 января, 2018|Категории: Аутизм, Функциональная коммуникация и неговорящие дети, Язык, Сенсорное/поведенческое, Социальная коммуникация, Терапия поведенческих проблем|Теги: Есть видео|
Автор Кена Рот|2023-03-08T13:35:30-06:0022 января, 2018|Категории: Артикуляция, Звуки речи|Теги: Есть видео, Идеи терапии|
By Кена Рот|2023-03-17T13:00:17-05:0018 декабря 2017 г. |Категории: Оформление документов и администрирование, Рабочая настройка/роль|
Об авторе: Кэрри Кларк, MA CCC-SLP
Привет, я Кэрри! Я логопед из Колумбии, штат Миссури, США. Я работал с детьми и подростками всех возрастов в школах, дошкольных учреждениях и даже в своей частной практике. Мне нравится копаться в исследованиях по речевым и языковым темам и разбивать их на пошаговые планы для моих подписчиков.
Забавный факт: У меня есть небольшая команда людей, которые работают на меня неполный рабочий день с Speech and Language Kids. У каждого из них есть определенная роль, такая как графический дизайн, техническая поддержка и административная поддержка. Я бы не смог этого сделать без моей команды администраторов, потому что я ОТЛИЧНО строю планы, выдвигаю идеи и даже прописываю процедуры реализации этих идей. И тогда я УЖАСЕН в переносе. Моя команда берет мои идеи и работает с ними, что позволяет мне заниматься тем, что я люблю больше всего, а именно создавать и думать о новых способах помочь всем вам!
Свяжитесь со мной:
Область скользящей панели переключения
Ссылка для загрузки страницы Перейти к началуААС | Мэри Вашингтон Здравоохранение
AAC расшифровывается как усиливающая и альтернативная коммуникация. ААС может включать все формы общения, кроме вербальной речи, включая жесты, мимика, знаки, картинки и символы. ААС состоит из различных систем, включая нетехнологичные/низкотехнологичные (т. е. подписи, простые коммуникационные доски), средние технологии (например, коммутаторы с одним сообщением) или высокотехнологичные системы (например, речевые генерирующие устройства с динамическими дисплеями). Использование AAC может значительно повысить способность человека сообщать о своих желаниях и потребности, улучшить социальное взаимодействие и повысить чувство собственного достоинства.
Кому выгоден AAC?
Любой человек с тяжелым коммуникативным расстройством, который не может общаться желания и потребности, скорее всего, выиграют от использования системы AAC. Физические лица у которых нет согласованных средств связи в разных условиях, коммуникациях партнеров или коммуникативные функции (т. е. запрос, комментирование, указание деятельности) могут извлечь выгоду из AAC. AAC поддерживает людей, которые демонстрируют сложное поведение, так как это может помочь снизить частоту и серьезность вызывающего поведения.
Будет ли мой ребенок полагаться на AAC вместо устной речи?
Использование системы AAC не означает, что устная речь не поощряется. Устройство генерации речи может обеспечить дополнительную сенсорную обратную связь, которая повышает способность ребенка к изучению языка. AAC коррелирует с улучшением естественной речи, так как многие дети развили свои вербальные навыки повторяя то, что сказано на их устройстве AAC. AAC может даже помочь поддержать говорить с людьми, когда они больны, устали или находятся в состоянии стресса.
Будет ли AAC изолировать моего ребенка от сверстников?
Использование AAC может улучшить социальное взаимодействие вашего ребенка с другими людьми. Человек может использовать AAC для участия в социальной коммуникации, включая приветствовать, комментировать, задавать вопросы или шутить. Без их системы AAC, они могут не иметь доступа к этим функциям связи, что может еще больше изолировать их от сверстников. У маленьких детей, было показано, что принятие, по-видимому, не связано с тип используемого AAC (например, устройство для генерации речи, язык жестов, коммуникационная доска).
Какие навыки должен иметь мой ребенок перед использованием системы AAC?
Нет предварительных условий для использования системы AAC. Это не требуется чтобы ваш ребенок использовал систему на основе изображений или знаков перед использованием среднего технологического или высокотехнологичная система (например, устройство генерации речи). AAC может принести пользу множество людей с широким спектром навыков. Даже дети с тяжелые когнитивные нарушения способны успешно использовать систему AAC. AAC может поддерживать потребности человека в общении на короткое или короткое время. длительные периоды времени и могут быть адаптированы как навыки вашего ребенка или нуждается в изменении.
Как мой ребенок может пройти оценку AAC?
Мы можем провести оценку AAC на нашем предприятии. Так как у нас есть доступ к различным системам AAC, мы можем рассмотреть и / или испытать системы которые наилучшим образом отвечают потребностям вашего ребенка. Разговаривайте с речью вашего ребенка Языковой патолог (SLP), если вы заинтересованы в оценке AAC.