Функции социальной перцепции в психологии: 38.Понятие социальной перцепции. Функции и источники социальной перцепции.

38.Понятие социальной перцепции. Функции и источники социальной перцепции.

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают).

В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать

:1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;3) свою группу;4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:1) восприятие группой своего собственного члена;2) восприятия группой представителя другой группы;3) восприятие группой самой себя;4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

Основные функции психологии социальной перцепции1) Социальная перцепция является механизмом, запускающим общение. Инициация общения, любой акт общения начинается с восприятия людей друг другом.2) Восприятие выступает одним из познавательных (негативных) процессов. Социальная перцепция выступает как познание одного человека другим.

Механизмы социальной перцепции

1) Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место другого человека.

2) Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основывается на умении правильно представить себе что переживает и как оценивает другой человек.

3) Рефлексия – самопознание, в основе которого лежит способность человека представлять как он воспринимается партнером оп общению.

4) Каузальная атрибуция – максимум интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведения.

5) Стереотизация – восприятие партнера по общению на основе стереотипа, т.е. как представителя определенной социальной группы.

6) Эффект ”ориола” – информация о человеке на тот образ, который был создан заранее (это мешает объективно оценить).

Социальная перцепция: понятие, функции, механизмы, примеры

Хотя присутствие роботов в обществе становится все более заметным, мы не возлагаем на роботов тех же ожиданий, что и на людей, и не относимся к ним одинаково. Именно поэтому способность распознавать сигналы человеческой одушевленности имеет основополагающее значение для управления социальными взаимодействиями. А все благодаря кортикальным нейронным связям в человеческом мозгу, которые оказывают самое непосредственное влияние на восприятие, наблюдение за действиями и ментализацию. Роботы же не обладают чувствительностью к информации о человеческой одушевленности, поэтому им никогда не стать полноценными людьми.

Рассматривая основы теории коммуникации, мы приходим к выводу, что люди живут в мире «стимула-мысли-реакции». Мы не воспринимаем мир непосредственно. Мы ощущаем, а затем думаем о внешнем опыте. Наши чувства стимулируются вещами, которые мы видим, слышим, осязаем, пробуем на вкус или обоняем, а затем наш мозг сортирует накопленный запас знаний, чтобы определить, что это такое. В результате наше восприятие того, что мы видели/слышали/ трогали/пробовали на вкус/обоняли, – это наша интерпретация событий. Мы реагируем на интерпретацию событий, а не непосредственно на стимулы. Понимание этого процесса абстрагирования, преобразования реальности в мысль, помогает нам более эффективно управлять коммуникацией.

Перцепция (восприятие) – это процесс, посредством которого мы создаем мысленные образы окружающего нас мира, мира «снаружи». Перцепция определяет коммуникативный выбор, поэтому понимание этого процесса помогает нам избежать распространенных проблем с восприятием. Мы получаем более глубокое представление о том, как могут существовать множественные, одинаково обоснованные восприятия одних и тех же стимулов, повышая нашу способность уважать разные точки зрения. Важным следствием этого понимания является то, что оно показывает, насколько мы, коммуникаторы, работающие на основе приемника, несем ответственность за успех или неудачу того или иного мероприятия.

Социальная перцепция в психологии: что это такое?

Социальная перцепция (социальное восприятие) в психологии – это способность делать точные интерпретации и выводы о других людях на основе их общего физического облика, вербальных и невербальных моделей общения. Такие вещи, как выражение лица, тон голоса, жесты рук, положение тела или движения, люди с высоким уровнем социальной перцепции практически всегда улавливают, чтобы понять, что другие думают, чувствуют, или с большой долей вероятности будут делать в будущем.

Человеческие существа – прирожденные искатели шаблонов. В своей книге «Верующий мозг: от призраков и богов к политике и заговорам» Майкл Шермер описывает это стремление как шаблонность. Он утверждает: «Наш мозг – это механизм убеждения, эволюционировавшая машина распознавания образов. Человеческий мозг соединяет точки и создает смысл из шаблонов, которые, как мы думаем, мы видим в природе».

Стремление находить закономерности – это гораздо больше, чем просто понимание мира; для первобытных народов это был ключевой навык выживания. Шермер объясняет, что благодаря такой проницательности мы узнали кое-что ценное об окружающей среде, исходя из чего мы можем делать прогнозы, способствующие выживанию и размножению. Мы – потомки тех, кто был наиболее успешен в поиске закономерностей. Выяснение того, что что-то представляет собой, и придание этому смысла для нас уменьшает неопределенность. Мы стремимся узнавать все больше и больше об окружающем нас мире, инстинктивно ища причинно-следственные связи. Чем больше этих причинно-следственных связей мы изучаем, тем больше мы можем манипулировать причинами и контролировать их, чтобы влиять на следствия.

Например, чем больше мы узнаем о том, как функционирует человеческое тело, тем лучше мы делаем выбор, влияющий на наше здоровье. Мы можем предпочесть одну пищу другой, заниматься спортом или не заниматься, выбирать, какие лекарства или пищевые добавки принимать; все это основано на понимании причинно-следственных связей хорошего здоровья. В области же изучения коммуникации: чем больше мы понимаем коммуникацию и динамику отношений, тем лучше мы становимся в управлении этими отношениями. Мы знаем, что активное и искреннее слушание других укрепляет отношения, поэтому мы можем учиться и применять навыки слушания, чтобы положительно влиять на эти отношения. Это желание знать движет наукой и исследованиями; оно побуждает нас задавать вопросы о себе и нашем мире, чтобы повысить наше чувство уверенности в том, что мы способны различать «как обстоят дела» во внешнем мире.

Функции социальной перцепции

Понимание социальной перцепции имеет решающее значение для эффективного общения, потому что нам нужно признать, что мы не можем по-настоящему «прочувствовать» другого человека. Мы не можем чувствовать то, что чувствуют окружающие люди, думать то, что думают они, или знать то, что знают они. Все, что мы можем сделать, это принять наши сенсорные наблюдения и сделать выводы о том, на что, по нашему мнению, они похожи. Помните, что все люди чувствуют-думают-реагируют по-своему, поэтому, когда мы взаимодействуем, мы делаем коммуникационный выбор, основываясь на том, что у нас в голове, а не на том, что в голове у другого человека.

Выделяют четыре основных функции социальной перцепции: самооценка, концепция «другого», способ общения и мета-концепция.

1. Самооценка

Наша самооценка или то, как мы воспринимаем самих себя, влияет на то, как мы общаемся. Если Иван считает себя интересным и общительным, то у него гораздо больше шансов начать разговор, поделиться личной информацией, легче и комфортнее привлекать других людей.

Реклама

Если же Иван считает, что он не очень интересен, то у него гораздо меньше шансов участвовать в таких разговорах. Люди, которые более оптимистичны и ищут положительные стороны в ситуациях, будут общаться иначе, чем те, кто более пессимистичен и ищет отрицательные стороны ситуаций. Наш выбор в общении отчасти определяется тем, как мы воспринимаем самих себя.

2. Концепция «другого»

Когда мы думаем, что сказать или как это сказать, мы принимаем решения, основанные на нашем восприятии того, кем мы считаем людей, а не на том, кто они есть в реальности. При первой встрече у Анжелы очень мало информации о Денисе, она еще не знает его. В результате концепция «другого» по отношению к Денису у Анжелы в значительной степени основана на её предположениях о молодом человеке. Но по мере того, как они узнают друг друга, и Анжела замечает черты Дениса, её концепция «другого» приближается к реальной личности парня. Поскольку теперь концепция основана на непосредственном опыте, то придуманный первоначально образ Дениса становится более точным восприятием его личности.

По мере того, как мы узнаем других, наша концепция «другого» становится более точной и проверенной на собственном опыте. Но, независимо от того, насколько хорошо мы знаем кого-то, мы не можем воспринимать мир непосредственно с его точки зрения; мы можем оперировать только нашим собственным восприятием.

3. Способ общения

Мы выбираем способ общения, основываясь на нашей концепции «другого», которая представляет собой наше восприятие другого человека. Если Алина считает, что Александра вряд ли поймет жаргон, который она склонна использовать, она выберет другой, менее технический язык, чтобы донести свою точку зрения.

Общение с детьми – отличный пример того, как другие концепции руководят нами: мы знаем, что должны говорить с детьми иначе, чем с взрослыми, поэтому мы адаптируем наш язык, стиль общения, выбор темы и другие переменные, чтобы соответствовать ребенку, с которым мы беседуем.

4. Мета-концепция

Все мы в той или иной степени занимаемся управлением впечатлениями; это попытка повлиять на то, как другие воспринимают нас. Поскольку мы не можем читать мысли друг друга и реально знать, что мы думаем друг о друге, то самое большее, что мы можем сделать, это использовать наши навыки восприятия, чтобы создать образ того, как, по-видимому, мы воспринимаем друг друга. Это наша мета-концепция.

У всех нас есть значимые люди и группы. И для нас очень важно их принятие, поэтому мы отслеживаем, как эти люди реагируют на нас, и используем эти подсказки, чтобы создать образ того, как, по нашему мнению, они думают о нас. Если Максим общается с референтной группой друзей-мужчин, и они смеются над его шутками и отвечают на его комментарии, то он хорошо относится к своей мета-концепции и будет продолжать использовать те же модели поведения. Но если Максим чувствует, что его игнорируют, что он не вовлечен и не ценится, то он изменит то, что он делает, чтобы получить более благоприятный отклик.

Представьте пару, идущую на свидание. Каждый из них может тщательно продумать каждое слово и действие и спланировать, что он собирается носить, делать и говорить. В поисках обратной связи от другого о том, что свидание проходит хорошо, Мария может сделать или сказать что-то, чтобы вызвать благоприятный отклик, и её партнер, Валерий, сделает то же самое. Они делают коммуникативный выбор, основанный на том, как, по их мнению, их воспринимает другой человек. Мария и Валерий делают выбор, основываясь на своих мета-концепциях.

Примеры социальной перцепции
  1. Гендерный стереотип, который наблюдается во всех культурах, заключается в том, что женщины более терпеливы, чувствительны, нежны, сострадательны или услужливы.
  2. Ассоциирование определенной расы с определенными чертами поведения или категоризация людей на основе их национальности: американцы такие умные, итальянцы такие творческие, немцы такие пунктуальные или японцы такие образованные и т. д.
  3. Религиозное разнообразие в мире является прочной основой для формирования устойчивых социальных представлений. Это не обязательно предрассудок, но и такие явления, как концепция групп или преимущественного отношения к людям определенного религиозного происхождения, – еще один хороший пример социальной перцепции.
  4. Тревожные или застенчивые люди часто думают, что другие обсуждают или критикуют их, хотя данное предположение не соответствует реальности.
  5. Многие считают, что красивые люди обязательно хорошие, добрые и дружелюбные. Данное явление получило название «эффект ореола».
  6. У нас есть много личных воспоминаний, которые могут хорошо подойти в качестве примеров социальной перцепции. Мы могли изначально недооценивать нашу любимую школьную учительницу и считать, что она была «плохим человеком», только потому, что она настаивала на дисциплине и когда-то поставила двойку за невыученный урок.
  7. Улыбка во многих случаях служит важным фактором, определяющим социальное восприятие. На любом общественном собрании люди склонны подходить к тем, кто улыбается. Улыбающиеся лица кажутся более открытыми и дружелюбными новичку, пытающемуся влиться в группу.

Механизмы социальной перцепции

Процесс социальной перцепции состоит из трех этапов: сенсорная стимуляция и отбор, организация и интерпретация. Хотя мы редко осознаем, что проходим эти стадии, именно они определяют то, как мы формируем образы окружающего нас мира.

Первый этап: сенсорная стимуляция и отбор

Сенсорная стимуляция определяет сама себя: наши чувства подвергаются бомбардировке стимулами. Мы слышим, осязаем, пробуем на вкус, видим или обоняем что-то. Неврологические рецепторы, связанные с этими органами чувств, стимулируются, и эти стимулы поступают в мозг для обработки. Но есть одна проблема. Мы не можем обращать внимание на все раздражители, которые испытываем. Учитывая огромное количество сенсорной стимуляции, мы не можем уделять ей все внимание. Мы должны участвовать в сенсорном отборе.

Реклама

Сенсорный отбор – это процесс определения того, какие стимулы привлекают наше внимание, а какие мы игнорируем. Как и в случае с остальным процессом восприятия, мы редко осознаем, что происходит этот процесс «прополки», и все же мы должны управлять сенсорной нагрузкой. Примером сенсорного отбора является «эффект коктейльной вечеринки». Когда мы посещаем многолюдную вечеринку, где одновременно происходит множество разговоров, то не можем должным образом присутствовать на нескольких разговорах одновременно. Вместо этого мы отключаемся от посторонних звуков в пользу человека, которому хотим уделить внимание. Мы выбираем наиболее важные стимулы, на которых хотим сконцентрироваться, и устраняем остальные.

Другой, несколько необычный пример, – это одежда. Мы редко отдаем себе отчет в том, как наша одежда соприкасается с нашим телом, а ведь при прикосновении одежды к телу стимулируется бесчисленное множество сенсорных рецепторов. Поскольку ощущение нашей одежды обычно не очень важно, мы просто игнорируем его. Но если мы изменим ситуацию, например, примерим новую пару джинсов, чтобы посмотреть, подходят ли они нам, то станем гораздо лучше понимать, как эта одежда ощущается. Примеряя одежду перед её покупкой, мы пытаемся определить, достаточно ли она удобна, чтобы мы могли избавиться от раздражителей, связанных с её ношением. Надевая официальный наряд на свадьбу, мы можем заметить, насколько странно и необычно ощущается и выглядит костюм или платье по сравнению с нашей обычной повседневной одеждой.

Второй этап: организация

Как только наши чувства были стимулированы, мы переходим ко второй стадии восприятия – организации. Организация – это процесс принятия стимулов и приведения их в некий паттерн, который мы можем распознать. В качестве аналогии, когда мы возвращаемся домой из продуктового магазина с несколькими пакетами, мы сортируем эти пакеты по соответствующим шкафам, организуя товары так, чтобы их размещение имело смысл для последующего использования.

То, как мы понимаем этот процесс организации, исходит из теории гештальта. Гештальт по-немецки означает «образец» или «форма». Данная теория объясняет то, как мы преобразуем внешние стимулы в ментальные образы. Разработанная в начале XX века теория гештальта утверждает, что то, как мы обрабатываем стимулы, представляет собой сложный процесс, сочетающий внешние стимулы с внутренними процессами. То, как мы воспринимаем внешний мир, в значительной степени определяется внутренними влияниями.

Есть четыре переменные, влияющие на то, как мы организуем стимулы, с которыми сталкиваемся. Первая переменная – это паттерны. Паттерны – это уже существующие «шаблоны», которые мы используем для упорядочивания стимулов. Это способы организации стимулов, которым мы научились и которые носим с собой. В детстве нас учат основным формам, таким как «квадрат», «треугольник» и «круг», поэтому, когда мы испытываем стимул, соответствующий этим шаблонам, то можем понять, что именно видим перед собой. Родители учат детей, что такое быть «грубым» или «милым», поэтому мы учимся осмысливать поведение, используя эти заученные шаблоны.

Вторая переменная – близость. Близость относится к тому, как мы видим один объект по отношению к тому, что находится вокруг него. Мы не просто видим человека, мы видим человека в его окружении, которое влияет на нашу интерпретацию этого человека. Специфической динамикой близости являются отношения «фигура-основа». Взаимосвязь «фигура-основа» предполагает, что по мере того, как меняется наше внимание к объекту (фигуре) и фону (основе), меняется и наша интерпретация.

Третья переменная – простота. Мы стремимся снизить неопределенность и осмыслить окружающий нас мир. Снижая неопределенность, мы склонны отдавать предпочтение самому легкому, наименее запутанному восприятию человека или события. Нам нравятся простые восприятия. Первые впечатления настолько сильны, потому что, как только мы создали первоначальное восприятие, гораздо проще сохранить его, чем изменить. Нам трудно изменить наше восприятие, потому что изменение нашего мышления приводит к усложнению, а стремление к простоте – мощная противодействующая сила.

Четвертая переменная – завершенность. Завершенность – это психологическое стремление к закрытию всех открытых вопросов. Опять же, с нашей сильной потребностью снизить неопределенность гораздо удобнее воспринимать целостную картину, чем частичные образы, которые, как мы думаем, не имеют смысла. В результате мы восполняем недостающие стимулы, чтобы неполное выглядело цельным и завершенным.

Третий этап: интерпретация

После восприятия стимулов и организации их во что-то узнаваемое, мы прикрепляем ярлык и интерпретируем его. Стадия интерпретации – это когда мы придаем смысл тому, что мы пережили; мы определяем, что это значит для нас. Из модели коммуникации мы знаем, что то, как мы интерпретируем входные данные, определяется нашей областью опыта, мы учимся видеть мир. Существует целый ряд процессов, влияющих на то, как мы интерпретируем стимулы: имплицитные теории личности, предполагаемое сходство/предполагаемое несходство, самоисполняющиеся пророчества и т. д.

  1. Имплицитные теории личности. В 1954 году психологи ввели концепцию имплицитных теорий личности, предполагая, что мы не изучаем черты человека по отдельности, а видим их в «группах». Социальный психолог Соломон Аш обнаружил, что наличие одной черты заставляет людей предполагать наличие других черт. Когда мы видим одну черту, такую как пол, мы делаем всевозможные предположения о том, на что похож человек. Мы предполагаем, что наличие черты A подразумевает наличие черт B, C, D и т.д. Два типа имплицитных теорий личности – это эффект ореола и стереотипирование.
  2. Предполагаемое сходство/предполагаемое несходство. При первой встрече с людьми мы очень быстро оцениваем, насколько мы похожи или отличаемся друг от друга. Мы видим сходство или различия в поле, возрасте, размере тела, поведении, одежде и других подобных поверхностных чертах. Если первоначальная оценка Лизы заключается в том, что она похожа на Катю, она предположит, что у них много общих черт, помимо уже выявленных. Если же её первоначальная оценка заключается в том, что они разные, то Лиза предположит, что то, что подходит для нее, не подходит для Кати. Важно подчеркнуть, что это все еще наши внутренние предположения, основанные на очень ограниченной информации, и что мы вполне можем ошибаться в наших представлениях.
  3. Самоисполняющиеся пророчества. Самоисполняющееся пророчество состоит из трех этапов: предсказание, действие и проверка. Мы что-то предсказываем. Затем мы действуем, часто неосознанно, так, чтобы это стало реальностью. Как только это сбудется, мы подтвердим наше предсказание. Если Станислав говорит себе: «Я не могу пройти тест», у него меньше шансов получить нужный результат. Эта установка приводит Станислава к неудаче, тем самым подтверждая первоначальный прогноз. Если Леонид решит пойти со своей девушкой посмотреть, по его мнению, «девчачий фильм», он вполне может пойти в кинотеатр с предположением: «Этот фильм будет глупым, и мне он не понравится». Затем Леонид будет склонен сосредотачиваться на том, что он считает «глупым», подкрепляя свое первоначальное предположение. Поскольку он сосредоточился на тех частях фильма, которые оправдали его предсказание, Леонид в конечном итоге посмотрит «глупый» фильм в своем воображении.

Учебник: Социальное восприятие

Учебник: Социальное восприятие
(см. также Учебники по социальной компетентности; Дружба и признание сверстников)

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Быть компетентным в социальном восприятии включает в себя три области компетентности: (1) знание того, что у других людей есть мысли, убеждения, эмоции, намерения, желания и т. п., (2) способность «читать» внутренние состояния других людей на основе их слова, поведение, выражение лица и тому подобное, и (3) корректировка своих действий на основе этих «показаний». То есть социально компетентный человек может замечать мимику, тон голоса, позу, жесты, слова и т.

п. других людей и на основе этих подсказок делать достаточно точные суждения о душевном состоянии, эмоциях этого человека. , и намерения. Социально компетентные люди затем используют эти выводы о внутреннем состоянии других людей, чтобы принимать правильные решения о том, как вести себя в обществе.

Социальное восприятие является одним из важных компонентов социальной компетентности и социального успеха (включая признание сверстников и дружбу). В дополнение к социальному восприятию социально компетентные люди должны знать социальные правила, роли, распорядок и сценарии своей социальной жизни. Кроме того, они должны использовать это знание и эти сценарии в принятии решений и действиях. У них также есть забота о других людях, и у них есть привычка корректировать свое поведение в зависимости от потребностей других. Наконец, у них есть уверенность, необходимая для социального взаимодействия и принятия уязвимости, связанной с потенциальным отказом.


ПОЧЕМУ СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВАЖНО ДЛЯ МНОГИХ СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ЧМТ?

Способность точно «считывать» внутренние состояния других людей зависит от определенных неврологических цепей в лобных долях и лимбической системе мозга. Исследования показывают, что лобная доля правого полушария задействована больше, чем левая. Таким образом, когда в неврологических или нейропсихологических отчетах можно увидеть, что лобные доли — особенно правая лобная доля — были повреждены, следует заподозрить некоторые трудности с социальным восприятием.

Кроме того, социальное восприятие не может быть конкретно нарушено, но, тем не менее, слабо из-за множества сигналов, которые необходимо обработать, чтобы точно «прочитать» социальные ситуации. Многие люди с черепно-мозговой травмой имеют ограничения на количество информации, которую они могут обрабатывать в любой момент времени. Таким образом, если они сосредотачиваются на содержании сообщения другого человека, они могут быть не в состоянии обращать внимание на невербальные сигналы, такие как выражение лица или тон голоса. Они могут быть не в состоянии интегрировать другую контекстную информацию. Следствием могут быть неверные толкования и «неверные прочтения».

Еще одним источником «ошибок» является импульсивность. Ученик, который обычно импульсивен, может делать поспешные выводы о намерениях, эмоциях, убеждениях и т. п. других людей и, следовательно, не принимать во внимание все относящиеся к делу свидетельства. Импульсивные суждения о других, скорее всего, будут ошибочными.

Кроме того, если учащиеся с черепно-мозговой травмой находятся в депрессии или тревоге, они могут постоянно «неверно интерпретировать» намерения других определенным образом. Например, депрессивные учащиеся могут постоянно полагать, что другие учащиеся критикуют или высмеивают их, хотя на самом деле это не так. Тревожные ученики могут постоянно полагать, что другие критикуют их, хотя на самом деле это не так. Большинство людей склонны объяснять поведение других своими внутренними намерениями, например: «Он сказал это, потому что хотел задеть мои чувства». Когда учащийся с черепно-мозговой травмой находится в состоянии депрессии или беспокойства, эта тенденция усугубляется и может привести к серьезному ошибочному восприятию внутреннего состояния других людей.

Ошибочные социальные представления могут быть подтверждены, потому что они становятся самоисполняющимися пророчествами. То есть человек в депрессии может ошибочно идентифицировать поведение других как негативное и критическое, а затем вести себя негативно в ответ. Это негативное поведение может затем привести к тому, что другие станут критически настроенными, что, по-видимому, подтвердит первоначальное неправильное прочтение и приведет к нисходящей спирали.

Нарушение социального восприятия может иметь серьезные социальные последствия. Например, мальчик-подросток может неправильно истолковать сочувственную улыбку девушки как романтическое приглашение и начать реагировать в сексуально оскорбительной манере. Или ребенок может принять дразнящий жест сверстника за угрозу и отреагировать агрессивно. В этих случаях социально неудачные ответы не были результатом неадекватных социальных навыков. Скорее, они возникли в результате социальных «неправильных прочтений», то есть нарушенного социального восприятия.

Как показывают эти примеры, эффективное социальное восприятие вносит важный вклад в социальный успех, признание сверстников и дружбу.


КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ТРУДНОСТИ С СОЦИАЛЬНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ? (см. также учебники «Социальная компетентность»; «Дружба и признание сверстников»)

1. Понимание проблемы: Как и при всех неврологических проблемах, первым шагом в оказании помощи является понимание проблемы. Сочетание наблюдаемых поведенческих данных в сочетании с неврологическими и нейропсихологическими отчетами может подтвердить, что у учащегося есть неврологические проблемы с социальным восприятием. Если да, то уместной будет некоторая комбинация следующих мер поддержки и вмешательств.

2. Поддержка окружающей среды: Для успеха в социальном взаимодействии учащихся с трудностями социального восприятия может потребоваться поддержка окружающей среды.

Компетентные и чувствительные социальные партнеры: Для учащихся со слабым социальным восприятием очень важно иметь знающих, понимающих и компетентных партнеров по общению, которые поэтому не интерпретируют неправильно и не реагируют карательно на неврологически обусловленное неловкое поведение, возникающее в результате неправильного понимания социальных сигналов. Поэтому образование и обучение партнеров по повседневному общению, включая сверстников, членов семьи и сотрудников школы, может иметь решающее значение для социального успеха.

Явные подсказки о психическом состоянии партнеров: Взаимодействие с учащимися с нарушениями социального восприятия может потребовать включения явных заявлений о психическом состоянии партнеров по общению. Например, партнеру по общению может потребоваться сказать: «Позвольте мне рассказать вам анекдот…», а не просто рассказать анекдот; или партнер по общению может регулярно добавлять «Шучу» после поддразнивания вместо того, чтобы предоставить учащемуся с нарушением социального восприятия понять, что это поддразнивание. Такими и другими способами партнеры по общению сообщают о своем психическом состоянии учащемуся с дефицитом социального восприятия.

3. Учебные стратегии помощи учащимся с проблемами социального восприятия

Контекстно-зависимое обучение социальному восприятию Обучение и коучинг по социальному восприятию могут проводиться, когда взрослый обсуждает внутреннюю жизнь ребенка, собственную внутреннюю жизнь взрослого и внутреннюю жизнь других людей. Например, маленькие дети должны уметь различать, счастливы ли другие, грустны, злы или напуганы (четыре выявленных эмоциональных состояния). Взрослые могут определить состояние, в котором находится ребенок, и сказать, почему он так думает (например, «Ты улыбаешься и прыгаешь; я думаю, ты, должно быть, счастлив», «Ты плачешь, ты, должно быть, чем-то очень опечален; позвольте крепко обнять вас»). Те же самые суждения вместе с доказательствами могут быть вынесены взрослым о психическом состоянии взрослого или о психических состояниях других людей. Суть в том, чтобы связать слова с ментальными состояниями и связать слова ментальных состояний со свидетельством того, что человек находится в таком состоянии и что с этим делать. Для детей старшего возраста и подростков слова внутреннего состояния могут быть все более утонченными и абстрактными (например, ревнивый, обиженный, взволнованный, амбициозный и т. д.).

Иногда это обучение проводится на терапевтических сеансах с использованием фотографий людей для иллюстрации эмоций словами. Как и во всех деконтекстуализированных тренировках, это второй лучший вариант после ситуационного коучинга. Тем не менее, деконтекстуализированное представление такого рода может быть полезным в начале вмешательства для объяснения языка ментальных состояний.

Практика во время чтения книг и разговоров за ужином: С маленькими детьми такая практика может быть идеально реализована во время вечернего чтения книг. Для детей старшего возраста беседы во время обеда — идеальное время, чтобы поговорить о повседневных событиях и исследовать душевную жизнь людей, их убеждения, эмоции, желания, мотивы и тому подобное.

Объективные чтения других: Важно, чтобы эти разговоры о внутренних состояниях (например, эмоциях, чувствах, мыслях, убеждениях, желаниях и т. д.) подчеркивали легкость, с которой человек может неверно воспринимать истинные чувства, намерения, мотивы и как.

Запрос подтверждения: «Прав ли я?»: Когда учащиеся знают, что они регулярно ошибаются в своих показаниях психических состояний других, для них может быть важно выработать привычку запрашивать подтверждение. Например, ученика можно научить говорить: «Кажется, ты чем-то рассержен; прав ли я в этом?



Автор: Марк Илвисакер, доктор философии. при содействии Мэри Хиббард, доктора философии. и Тимоти Фини, доктор философии.

ЛИР Сеть
Программа Ассоциации травм головного мозга штата Нью-Йорк, финансируемая Советом по планированию нарушений развития.

Copyright 2006, by
The Brain Injury Association of New York State
10 Колвин Авеню, Олбани, Нью-Йорк 12206 – Телефон: (518) 459-7911 — Факс: (518) 482-5285

. Разработано и создано Camelot Media Group.

Социальное восприятие – Концепция и поведение – Карьера

Введение

Социальная психология – это научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей. Фактически. в рамках него изучаются различные аспекты и переменные процессов индивидуального уровня. Он включает в себя социальное познание, социальное восприятие, самость, отношение и т. д.

Давайте познакомимся с термином Социальное Восприятие.

Щелкните здесь для практического теста MCQ

Социальное восприятие

Прежде всего, что такое восприятие?

Ответ согласно APA – процесс или результат осознания объектов, отношений и событий посредством органов чувств, который включает в себя такие действия, как распознавание, наблюдение и различение.

Социальное восприятие — процесс, посредством которого мы стремимся узнать и понять других людей.

Социальное восприятие позволяет людям узнавать и понимать других людей в их социальном мире.

Это важнейший процесс, который мы должны выполнять каждый день, потому что точное восприятие и понимание других обеспечивает основу всей социальной жизни.

Например, часто важно знать, когда другие говорят правду, а когда пытаются нас обмануть, знать, почему они говорят или делают определенные вещи (например, сделали ли они замечание, которое задело наши чувства, намеренно или несчастный случай), и действительно ли внешнее лицо, которое они показывают, отражает их истинную внутреннюю сущность.

Переменные, изучаемые в рамках социального восприятия, в основном –

  • Невербальное общение
  • Атрибуция
  • Формирование впечатления и управление им

Невербальная коммуникация

Задумайтесь на мгновение: вы ведете себя иначе, когда чувствуете себя очень счастливым, чем когда вам очень грустно? Скорее всего, да.

Люди склонны вести себя по-разному, переживая разные эмоциональные состояния. Но как именно различия в ваших внутренних состояниях — ваших эмоциях, чувствах и настроениях — проявляются в вашем поведении?

Этот вопрос относится к основным каналам, по которым осуществляется такое общение. Результаты исследований показывают, что существует пяти из этих каналов: выражений лица, зрительного контакта, движений тела, позы, и прикосновений.

Это не что иное, как формы невербального общения .

Выражение лица

Более 2000 лет назад римский оратор Цицерон сказал: «Лицо есть отражение души».

Под этим он подразумевал, что человеческие чувства и эмоции часто отражаются на лице и могут быть прочитаны там в определенных выражениях. Современные исследования показывают, что Цицерон был прав: Можно многое узнать о текущем настроении и чувствах других людей по выражению их лиц.

На самом деле кажется, что пять различных основных эмоций четко представлены с самого раннего возраста на человеческом лице: гнев, страх, счастье, печаль, и отвращение (Изард, 1991; Розин, Лоури и Эберт, 1994). Удивление также было предложено как основная эмоция, четко отражаемая в выражениях лица.

Зрительный контакт

Мы часто многое узнаем о чувствах других людей из их глаз.

Например, мы интерпретируем высокий уровень пристального взгляда от другого как признак симпатии или дружелюбия (Kleinke, 1986). Напротив, если другие избегают зрительного контакта с нами, мы можем заключить, что они 0114 недружелюбны, не любят нас или просто стесняются .

Если другой человек постоянно смотрит на нас и поддерживает такой контакт, независимо от того, что мы делаем, можно сказать, что он или она смотрят . Взгляд часто интерпретируется как признак гнева или враждебности — как холодный взгляд — и большинство людей находят этот конкретный невербальный сигнал тревожным (Ellsworth & Carlsmith, 1973).

На самом деле, мы можем быстро прекратить социальное взаимодействие с кем-то, кто смотрит на нас, и даже можем покинуть сцену.

Движения тела и поза

Наше текущее настроение или эмоции часто отражаются в положении, позе и движении нашего тела. Вместе такое невербальное поведение называется языком тела . Они тоже могут предоставить полезную информацию о других.

Во-первых, язык тела часто раскрывает эмоциональное состояние других людей. Большое количество движений, особенно тех, при которых одна часть тела что-то делает с другой частью (касание, растирание, царапание), свидетельствует об эмоциональном возбуждении. Чем больше частота такого поведения, тем выше уровень возбуждения или нервозности.

Прикосновение

Предположим, что во время короткого разговора с другим человеком он или она ненадолго коснулись вас. Как бы вы отреагировали? Какую информацию будет передавать такое поведение? Ответ на оба вопроса: это зависит.

И это зависит от нескольких факторов, касающихся того, кто прикасается (друг, незнакомец, член вашего собственного или другого пола). Далее характер этого физического контакта (краткий или продолжительный, нежный или грубый, к какой части тела прикасаются). И контекст, в котором происходит прикосновение (деловая или общественная обстановка, кабинет врача).

В зависимости от таких факторов прикосновение может указывать на привязанность, сексуальный интерес, доминирование, заботу или даже агрессию. 90–115 Несмотря на такие сложности, существующие данные указывают на то, что когда прикосновение считается уместным, оно часто вызывает положительные реакции у человека, к которому прикасаются (например, Alagna, Whitcher, & Fisher, 1979; Levav & Argo, 2010). Но помните, такие реакции должны рассматриваться как соответствующие!

Связанный :  Лицевая обратная связь Гипотеза

Атрибуция

Значение

Процесс, посредством которого мы ищем такую ​​информацию и делаем выводы, известен как атрибуция. Более формально, атрибуция относится к нашим усилиям понять причины, лежащие в основе поведения других, а в некоторых случаях и причины, лежащие в основе нашего поведения.

APA определяет это как – вывод относительно причины поведения человека или межличностного события .

Как это влияет?

Вы встречаете симпатичную девушку из своего класса. Вы просите их встретиться с вами на следующей неделе.

Человек отвечает: «Нет, извините. . . Я не могу сделать это на следующей неделе». Теперь вам остается только гадать, почему они отказались от вашего приглашения. Потому что вы им нравитесь не так сильно, как они вам, или они в настоящее время находятся в серьезных отношениях? Потому что они так заняты другими делами?

Вывод, к которому вы придете, будет важен для вашей самооценки. И это также сильно повлияет на то, что вы будете делать дальше.

Этот простой пример иллюстрирует важный факт о социальном восприятии: часто мы хотим знать больше, чем просто то, что они чувствуют прямо сейчас. Кроме того, мы хотим знать, почему они говорили или делали те или иные вещи, и, кроме того, что они за люди на самом деле. Какие прочные черты, интересы, мотивы и цели у них есть.

Например, если упомянуть лишь одну из бесчисленных возможностей, мы хотим знать, обладают ли другие люди высоким или низким уровнем самоконтроля.

Если они хорошо владеют собой, мы склонны считать их заслуживающими доверия. Хотя, если у них низкий уровень этого аспекта саморегуляции, мы можем сделать вывод, что они непредсказуемы и не являются теми, на кого мы можем положиться (Righetti & Finkenauer, 2011).

Социальные психологи считают, что наш интерес к таким вопросам проистекает в значительной степени из нашего основного желания понять причинно-следственные связи в социальном мире (Pittman, 1993; Van Overwalle, 1998). Мы не просто хотим знать, как действовали другие — это то, что мы можем легко наблюдать. Мы также хотим понять, почему они так поступили.

Потому что это знание может помочь нам лучше понять их, а также лучше предсказать их будущие действия.

Формирование впечатления и управление им

Формирование впечатления

Когда мы впервые встречаемся с другим человеком, нас буквально захлестывает информация. Мы можем с первого взгляда увидеть, как они выглядят и одеваются, как говорят и как ведут себя.

Хотя объем поступающей к нам информации велик, нам каким-то образом удается объединить ее в первоначальное первое впечатление об этом человеке — ментальное представление, которое является основой для наших реакций на него или ее . Ясно, что формирование впечатления является важным аспектом социального восприятия.

Во многих случаях, чтобы составить представление о личности других, мы комбинируем информацию с точки зрения личностных качеств. Более того, мы делаем это, возможно, математическим путем. Мы приписываем некоторое положительное или отрицательное значение всем чертам, предполагаемым в человеке. Затем мы получаем аддитивное или среднее значение этих признаков.

Управление впечатлением

Желание произвести благоприятное впечатление на других очень сильно, поэтому большинство из нас делает все возможное, чтобы «хорошо выглядеть» для других, когда мы встречаемся с ними в первый раз.

Социальные психологи используют термин «управление впечатлением» (или самопрезентация) для описания этих усилий, направленных на то, чтобы произвести хорошее впечатление на других, и результаты их исследований этого процесса показывают, что усилия того стоят: Люди, которые занимаются управлением впечатлением успешно часто получают важные преимущества во многих ситуациях.

Различные методы улучшения имиджа делятся на две категории:

  • Самосовершенствование – Попытки повысить свою привлекательность для других
  • Другое улучшение –  Попытка заставить целевое лицо чувствовать себя хорошо различными способами
Самосовершенствование

Что касается самосовершенствования, стратегии включают в себя усилия по улучшению внешнего вида с помощью стиля одежды, ухода за собой и использования различных реквизитов. (пример: очки).

Дополнительная тактика самосовершенствования включает в себя попытки описать себя в положительном ключе.

Другое улучшение

Люди используют множество различных тактик, чтобы вызвать у других позитивное настроение и реакцию Пример: лесть.

Кроме того, существуют такие действия, как успокаивание других, проявление интереса к их работе, помощь им и т. д.

Щелкните здесь для практического теста MCQ

Ссылки
  • Барон, Р.

Добавить комментарий