Познай самого себя значение: (nosce te ipsum) – Dslov.ru

Содержание

Познай самого себя (Gnothi seauton — Nosce te ipsu)

Далее лекция vyhod_riadom на тему

Итак, выражение γνῶθι σεαυτόν, перевод: «узнай себя самого» (без «сам»; глагол «знать» — самый что ни на есть нейтральный, с допустимым легким оттенком «сознавать», «осознавать»).

Помянутый выше Буркерт (Вальтер Буркерт, швейцарец, немецкоязычный, специалист по греческой мифологии и религии), на самом деле, вообще никак не поучаствовал в толковании этого выражения: у него есть подробная монография о греческой религии на 500 страниц, и в ней он посвящает γνῶθι σεαυτόν ровно один абзац, напоминая читателю, что смысл этого выражения, «как давно установлено», «Узнай, что ты не бог». Даже ссылок на литературу не дает. Так что я глянула две работы, полностью посвященные истории интерпретации этого выражения.

Надо сразу сказать, чтобы стало ясно, с какой традицией мы имеем дело, что в одной из этих работ не много не мало 3 тома, и охватывает она период аж до Бернарда Клервоского 🙂 В индексах приводятся ссылки на примерно две сотни прямых и косвенных упоминаний и обсуждений этого выражения в греческих и латинских текстах, и кроме того известно, что еще целый массив философских текстов, посвященных его толкованию, для нас утрачен. Мало какая философская школа — как языческая, так и христианская — обошлась без того, чтобы построить какую-нибудь теорию на его основе; помимо этого, γνῶθι σεαυτόν — выражение достаточно употребительное и в повседневной речи в качестве поговорки.


О том, кто и при каких обстоятельствах высек эту надпись на фронтоне храма Аполлона в Дельфах, традиция совершенно легендарна, но ясно одно — помимо γνῶθι σεαυτόν на нем было высечены что-то еще: не то список из трех (или более) афоризмов, не то стихотворные строчки, включающие в себя и это словосочетание.

Источники сходятся в одном: помимо γνῶθι σεαυτόν было высечен как минимум еще один известный афоризм μηδὲν ἄγαν, «ничего слишком» («ничего сверх меры»). Это соседство отчасти определяет принятую интерпретацию нашего выражения.

(Существует не лишенная остроумия, но крайне спорная версия, согласно которой фразы, высеченные на фронтоне храма, должны были обозначать конкретные указания для тех, кто обращался с вопросами к оракулу, γνῶθι σεαυτόν тогда должно значить нечто вроде «подумай о том, чего ты хочешь узнать от оракула», μηδὲν ἄγαν — «не задавай слишком много вопросов» и т. п.)

Ранних свидетельств о значении самого выражения у нас очень мало: самое раннее — фрагмент Гераклита, позже — пассаж из Эсхила («Прометей прикованный»), плюс с десяток упоминаний в платоновских диалогах. Интерпретации, данные Платоном, в свою очередь сильнейшим образом повлияют на последующую традицию.

Фрагмент Гераклита представляет собой одно предложение, в котором «знать самого себя» выступает как синоним глагола со значением «быть благоразумным, сдержанным, благочестивым» (дословно «целомудренным» — русское слово калькировано с этого греческого). Любопытно, что синонимом того же глагола наше выражение будет выступать и в одном из диалогов Платона.

У Эсхила это выражение встречается в словах Океана, обращенных к Прометею:

С собою справься (γίγνωσκε σαυτὸν) и повадку новую
Усвой. Ведь новый нынче над богами царь.
Не нужно больше злобные и резкие
Бросать слова: их Зевс, хоть высоко сидит,
Услышать может, и тогда покажется
Тебе забавой нынешняя боль твоя.
Так не упорствуй в гневе, бедный мученик,
А постарайся выход из беды найти.
Сочтешь, возможно, речь мою ты старческой,
Но сам ведь видишь, Прометей, как дорого
Приходится за дерзкий свой язык платить.
А ты все не смирился, все упорствуешь.
Зачем? Чтоб к прежней новую прибавить боль?

Таким образом, в обоих случаях смысл нашего выражения сводится к «проявлять благоразумие, смирение, знать меру» (мера — одно из ключевых понятий греческой этики, противоположность мере — сложно переводимое понятие ὕβρις, примерно то, что в христианстве назовут гордыней).

В платоновских диалогах γνῶθι σεαυτόν встречается в разных контекстах, получая, в частности, то значение, в котором его употребляют уже в наши дни

(«Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя. И по-моему, смешно, не зная пока этого, исследовать чужое. … я исследую самого себя», «Федр»).

Можно предположить, что и знаменитое сократовское «я знаю, что ничего не знаю» также является вариантом толкования γνῶθι σεαυτόν (к занятиям философией Сократа подтолкнул именно ответ дельфийского оракула), по крайней мере, в таком значении оно упоминается в комедиях, выводящих Сократа в качестве одного из персонажей.

Любопытно, что примерно в то же самое время автор других сократовских диалогов, Ксенофонт, вкладывает в уста Сократа словосочетание «знать себя самого» в значении «оценить свои способности» (для управления государством).

Таким образом, несмотря на некоторые нюансы значения словосочетания «узнать самого себя», в основе его находится идея трезвой оценки своих возможностей и способностей.

По Аристотелю, двумя противоположностями подобного знания о себе являются приниженность и спесивость (так в русском переводе звучит упомянутое уже выше ὕβρις): «Что до спесивых, то их глупость и незнание самих себя ясно видны. Не обладая достоинством, они берутся за почетные [дела], а потом обнаруживают свою несостоятельность; они и нарядами украшаются, и позы принимают, и все такое [делают], желая, чтобы их успех был заметен; и говорят о нем, думая, что за него их будут чтить. Однако приниженность резче противопоставлена величавости, нежели спесь, и встречается она чаще и хуже [спеси]» («Никомахова этика»).

Спасибо за внимание 🙂
Это в основном вольный пересказ
Eliza G. Wilkins «Know Thyself» in Greek and Latin Literature, Chicago, 1917
Pierre Courcelle, «Connais-toi toi- même», de Socrate à Saint Bernard, Paris, 1975

Из неподзамочных диалогов в ru_psiholog

Опубликовано в DW — https://alexjourba.dreamwidth.org/315155.html

Tags: психологическое

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ — это что такое ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ

Значение слова «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» найдено в 7 источниках

найдено в «Философской энциклопедии»

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ

(греч. Gnothi seauton, лат. Nosce te ipsum) — надпись на храме Аполлона в Дельфах как призыв бога Аполлона к каждому входящему. По преданию, эта идея была принесена в дар Аполлону «семью мудрецами». Автором ее в антич. источниках чаще называется мудрец Хилон, реже — Фалес или др. мудрецы. Иногда эта рекомендация представляется как ответ Аполлона, изреченный пифией, на вопрос Хилона: «Что самое лучшее для людей?»
Первоначально изречение «П.с.с.» означало, по-видимому, лишь призыв к самоконтролю и осознанию предела своих возможностей.Сократ переосмыслил дельфийский призыв в духе отказа от бесплодных спекуляций о мире в целом и положил его в основу своей интеллектуалистической этики («добродетель есть знание»), делающей самопознание и прежде всего познание своей нравственной сущности предварительным условием добродетельной и счастливой жизни.

Г.Э. Лессинг называл самопознание центром, а И. Кант — началом всей человеческой мудрости.
В дальнейшем отношение к призыву все глубже и глубже познавать себя существенно изменилось: бесконечное копание в себе, в своих мыслях, чувствах и поступках лишает человека активности и решительности; мораль и моральные добродетели основываются не на знании, а на чем-то ином; человек, если даже он делает основным объектом своих интересов самопознание, обычно составляет превратное представление о себе; знание Человеком самого себя с необходимостью должно включать хорошее знание им окружающего мира, в особенности своей социальной среды.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ

«ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» (греч. gnothi seauton, лат. nosce te ipsum) – надпись на храме Аполлона в Дельфах, изречение мудреца Хилона (см. САМОПОЗНАНИЕ).

Философский энциклопедический словарь.2010.

найдено в » Словаре крылатых слов и выражениях»

Познай самого себя

С латинского: Nosce te ipsum (носцэ тэ ипсум). Древнегреческий оригинал: Gnothi se auton (гноти сэ аутон).
Ошибочно приписывается древнегреческому философу Сократу.
Надпись на храме Аполлона в Дельфах. Как сообщает философ Платон в своем диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» Древней Греции. Он пишет, что однажды Фалес, Пит-так, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон (VI в. до н. э. ) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину — «познай самого себя» — они и написали на стене храма в Дельфах. Отсюда традиционное название этого тезиса — «заповедь Дельфийского оракула».
Что же касается Сократа, то он сделал это выражение весьма популярным, разъясняя его своим ученикам, широко используя в своих беседах и выступлениях. Вышеупомянутый древнегреческий философ Хилон эту же мысль развивал так: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».
Употребляется: в смысле: человеку необходимо понять, что он хочет (что сделает его истинно счастливым) и какими возможностями для достижения этой цели он располагает.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс».Вадим Серов.2003.

найдено в «Словаре античности»

        (греч. «Gnothi seauton»), надпись в храме Аполлона в Дельфах. Это изречение приписывается Хилону, одному из Семи мудрецов.

найдено в «Философском энциклопедическом словаре»

(греч. gnothi seauton, лат. nosce te ipsum) надпись на храме Аполлона в Дельфах, изречение мудреца Хилона (см. Самопознание).

АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПР

СТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ

Философия жизни: Личное развитие и лидерство Лекция 3: Познай себя!

Перейти к основному содержанию

Все наши решения, все наши пути определяют наши ценности и убеждения.

То, как мы проживаем свою жизнь, как мы ведем себя по отношению к другим, определяет, кто мы есть, и качество жизни. Но «кто мы есть» — это не конец пути. Это начало.

Но что такое «Знание о себе» и как мы можем его получить?

Древнегреческий афоризм « познай самого себя » ( греческий : γνῶθι σεαυτόν) является одним из дельфийских изречений и был вписан в пронаос (передний двор). храма Аполлона в Дельфах. Сократ излагал афоризм фразой: «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить». ты есть на самом деле», «Познай себя». Даже теория Эмоционального Интеллекта основана на этом афоризме. Понимание своих чувств, обнаружение своих сильных и слабых сторон есть действие Самопознания. Аристотель говорил, что «Познание себя есть начало всякой мудрости «Жизнь, достойная жизни»

Но «исследованная» жизнь — не совсем «легкая» жизнь. Это жизнь, полная вопросов. Неуверенная жизнь, жизнь, полная сомнений, жизнь, которая удивляется всему, жизнь, которая бросает вызов всему — даже себе!

«На правильном ли я пути, в правильных отношениях, на правильной работе?»

«Что-то не так с моими убеждениями?»

«Должен ли я изменить свое поведение?»

«Должен ли я изменить всю свою жизнь?»

Всегда вопрошаю! Обо всем! О себе и других! Ничего само собой разумеющегося! Имейте в виду, что «единственное, что я знаю, это то, что я ничего не знаю» (Сократ), и признайте тот факт, что вы не знаете и не будете знать всего! Поэтому не оставайтесь в бездействии! Учись и действуй! Суть в том, чтобы всегда оставаться жаждущим знаний и готовым к изменениям! Жить с творческими муками и сомнениями гораздо лучше, чем жить с глупостями уж точно!

Лидерство также основано на самопознании. Лидировать — значит знать все о себе и о других. Без самопознания нет великого лидера. Платон утверждал, что Самопознание будет иметь больший фактор понимания природы человека. Понимание себя позволит в результате понять других. Без самопознания вы не сможете эффективно руководить. «Познание других — это мудрость, познание себя — это просветление» (Лао-цзы).

Познай себя — это больше, чем афоризм. Самопознание – это основа нашего существования и предпосылка успешной жизни – личной и профессиональной. Познать себя — значит узнать, «как и почему» жить. Познание самих себя — самое ценное изучение, поскольку «надлежащее изучение человечества есть человек» (Александр Поуп, «Опыт о человеке», Послание II).

 

  • Τεχνητή Νοημοσύνη: η σύγχρονη Ύβρις του Τεχνομεσσιανισμού και ο αφανισμός της α νθρωπικής διάστασης του κόσμου

    19 апр.
    2023 г.

  • Η Καϊλή, ο Μωαμεθανός διαιτητής και το Πάσχα

    18 апр. 2023 г.

  • Επειδή Ελλάδα δεν είναι μόνο τα συντρίμμια ενός τραγικού δυστυχήματος…

    8 марта 2023 г.

  • Μπορούμε ένα «Νέο Γουδί»; Προτάσεις και διαπιστώσεις

    5 марта 2023 г.

  • Έγκλημα και Τιμωρία στο όνομα της Δημοκρατίας

    2 марта 2023 г.

  • Πόσο «επιδραστικός» μπορεί να γίνει ένας δάσκαλος;

    18 января 2023 г.

  • Τα έθιμά μας, η κουλτούρα μας, η αίσθηση της κοινότητας

    3 января 2023 г.

  • Αν εγώ μπορώ, τότε μπορείτε κι εσείς

    3 декабря 2022 г.

  • Το σχολείο μετά την πανδημία: Μια κριτική ματιά στις επιπτώσεις της «καραντίνας» στου ς μαθητές

    10 ноября 2022 г.

  • Η ΑΕΚ, το νέο γήπεδο και η πολιτική διάσταση του Δικέφαλου Αετού

    2 октября 2022 г.

Увидеть все

Другие также смотрели

Исследуйте темы

Древнегреческий афоризм «Познай себя» буквально является ключом к осмысленной жизни | Томас Оппонг | Личностный рост

Древнегреческий афоризм «Познай себя» буквально является ключом к осмысленной жизни | Томас Оппонг | Личностный рост | Средний

Как ясно видеть себя

Опубликовано в

·

Чтение: 4 мин.

·

24 августа 2021 г. плохие судьи о себе.

«Познай самого себя» — это сборник всех философских заповедей, заметил однажды Сократ.

Фразе « Познай себя » уже много веков, но она по-прежнему остается одной из важнейших…

Автор: Томас Оппонг

12,4 тыс. подписчиков

·Писатель для

Писатель | Куратор | Привычки | Философия | Психология. Как видно из Forbes, Inc. и Business Insider. Мои популярные эссе можно найти здесь: https://thomasoppong.com

Еще от Томаса Оппонга и Личного роста

Томаса Оппонга

в

Все, что вас раздражает в других, является секретом самосознания 90 121

Раздражение — ключ к овладению собой

·Чтение через 5 мин·14 марта

Джон П. Вайс

в

Я устал от жизни

Есть ли противоядие от усталости и повторяемости?

·7 мин чтения·9 апреля

John P. Weiss

в

И там я буду хранить тебя вечно

Размышления об ужасной красоте отцовства

·Чтение через 8 мин·16 апр.

Томас Оппонг

в

35 маленьких способов прожить хорошую жизнь

Прими краткость жизни

·Чтение за 6 минут·10 апреля

Просмотреть все от Томаса Оппонга

Рекомендовано на Medium

Скотт Х. Янг

9 0120 10 лучших способов использования ChatGPT (с примерами)

Советы о том, как повысить эффективность работы и учебы с помощью новейшего инструмента искусственного интеллекта.

·10 минут чтения·7 мая

Райан Холидей

Если вы хотите быть умным, вы должны сделать это

Умных людей много.

·6 мин чтения·7 декабря 2022 г.

Списки

Истории, которые помогут вам жить лучше

21 история·35 сохранений

Самосовершенствование 101

20 этажей·41 сохранение

Производительность 101

20 рассказы·40 сохранений

Как оставлять трудные отзывы

7 рассказов·21 сохранение

Сандра Павула

в

5 Цитаты дзен, чтобы вдохновить больше легкости

Драгоценные напоминания об отказе от стресса и выборе спокойствия

·5 минут чтения·5 дней назад

Ирфан Бханджи

в

Почему блокировка времени может не сработать и что делать вместо этого 9 0121

Откройте для себя идеальную структуру работы, выяснив свое мышление планирования.

Добавить комментарий