44. Речь. Свойства речи. Виды речи.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию. Каждая из них образует свою знаковую систему. Вербальная коммуникация осуществляется посредством слов, речи.
Речь– исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке.
Проблему речи в психологии обычно ставят в контексте – мышление и речь. Действительно, с мышлением речь связана особенно тесно. Генетически речь возникла вместе с мышлением в общественно-исторической практике и развивалась в единстве с ним в процессе общественно-исторического развития человека.
Важно отличать язык от речи. Язык – строго нормализованная система средств общения, система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл. В языке зафиксирована основная логика человеческой деятельности. В индивидуальном развитии язык служит средством общения, мышления и самоанализа.
В речевом общении участвуют две стороны – говорящий и слушающий. Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. Ясно, что у обоих должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли. Таким общим средством и системой правил является тот или иной национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения на протяжении многих поколений.
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Однако принято выделять две основные функций речи: семантическую и коммуникативную.
Семантическая функция речи (от греч. semanticos – «обозначающий» и лат. functio – «исполнение») – обозначающая функция. Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у человека образ того или иного предмета. Она позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Слово дает возможность анализировать предметы, выделять их существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Слово является средством абстракции и обобщения, отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира.
Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Речь – это применение языка в процессе общения для передачи мыслей и чувств. Речь – это язык в действии.
В психологии принято разделять речь на внутреннюю и внешнюю. Последняя, в свою очередь, подразделяется наустную и письменную
В контексте исследования развития мышления выделяют такие формы речи, как: 1) автономная; 2) эгоцентрическая; 3) внутренняя речь (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже).
Автономная речь(от греч. autonomos – «самоуправляющийся»), проанализированная в исследованиях Л. С. Выготского и А. Р. Лурия, представляет собой один из ранних этапов развития речи ребенка. Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, так как ребенок еще не владеет содержанием понятия. Обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет признаков синтаксических отношений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом для умственного развития.
Эгоцентрическая речь(от лат. ego – «я» и centrum – «центр») – форма детской речи, которая представляет собой говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. По мнению Ж. Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обыденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей – резко падает и практически исчезает после 7 лет.
Внутренняя речь– скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при мысленном решении различных задач и планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляются логическое упорядочение воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логико-грамматической структуре, существенно определяющейся содержанием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. При столкновении с затруднениями или противоречиями внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь, в отношении которых проще осуществлять логический и социальный контроль.
Психология речи, функции речи
Виды и функции речи
Речь выполняет определенные функции: Воздействия, общения, выражения, обозначения.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной.
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Внешней речи могут
быть присущи жаргон и интонация.
Внешняя речь включает следующие виды:
устную (диалогическую и монологическую) и
письменную.
Устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.
Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь — это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и
Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.
Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.
Диалог поддерживается
собеседниками с помощью
Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны:
— последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
— грамматически правильное оформление;
— выразительность голосовых средств.
Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.
Внутренняя речь (речь «про себя») — это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.
Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.
С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.
Внутренняя речь
может характеризоваться
Хотя все эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания и сохранения информации, устная речь как средство передачи информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог двустороннего обмена информацией.
Речь имеет свои свойства:
Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.
Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность речи — это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Свойства речи:
Выразительность, действенность, понятность, содержательность.
Речь человека может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.
Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания
среди хорошо знакомых людей и в знакомой
обстановке. Однако оно затрудняет выражение
и восприятие более сложных, абстрактных
мыслей, связанных с тонкими различениями
и дифференциальным анализом скрытых
взаимосвязей. В случае теоретического
мышления человек чаще пользуется развернутой
речью.
Основные психологические теории, рассматривающие процесс формирования речи
В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции не врожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности.
С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не слышавших человеческого голоса. Это также данные многочисленных неудачных опытов обучения высших животных языку человека, умению пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь.
С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека. Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные ее аспекты.
Имеются определенные экспериментальные доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества других звуков, избирательно на нее реагировать и очень быстро обучаться. Если иметь в виду то, что основное отличие врожденных и приобретенных форм поведения состоит в том, что наследственно обусловленные (имеющие соответствующие задатки) его виды при наличии соответствующих внешних условий развиваются быстрее, то вполне можно допустить, что какие-то генотипические факторы, способствующие быстрому усвоению ребёнком столь сложной формы поведения, какой является речь, все же существуют.
Полностью приобретенное поведение, не имеющее врожденных задатков для развития, формируется и прогрессирует медленно, совсем не так, как это имеет место в случае усвоения речи. Сначала при его развертке появляются простейшие элементы приобретенного поведения, которые становятся своеобразными задатками, и только затем на их основе конструируются более сложные формы поведения. Этот процесс, как правило, длителен и охватывает весьма значительный период времени в жизни индивида. Примером тому является процесс усвоения детьми понятий, который завершается лишь к подростковому возрасту, хотя речь оказывается сформированной уже в возрасте около трех лет.
Другим доказательством возможного существования врожденных предпосылок к усвоению речи у человека является типичная последовательность стадий ее развития. Эта последовательность одинакова у всех детей независимо от того, где, в какой стране и когда они родились, в условиях какой, культуры развивались и на каком языке говорят. Дополнительным, косвенным доказательством той же самой мысли является следующий факт: речь ребенком, как известно, не может быть усвоена раньше определенного периода времени, например до одного года жизни. Это становится возможным лишь тогда, когда в организме созревают соответствующие анатомо-физиологические структуры.
Основная трудность, которую необходимо разрешить, для того чтобы найти окончательный ответ на вопрос о наличии или отсутствии у человека прирожденных (генотипических) факторов, определяющих усвоение им языка, состоит в том, что факты, которые обычно используют для доказательства или опровержения положений, связанных с обсуждаемым вопросом, допускают различные толкования. Да и сами эти факты порой достаточно противоречивы.
Речевые акты и функции | История психолингвистики Дохомскианская эпоха
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicA History of Psycholinguistics: The Pre-Chomskyan EraCognitive PsychologyПсихология развитияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicA History of Psycholinguistics: The Pre-Chomskyan EraCognitive PsychologyПсихология развитияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Левлет, Виллем Дж. М., «Речевые акты и функции», A History of Psycholinguistics: The Pre-Chomskyan Era ( Oxford , 2012; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 января 2013 г.), https://doi.org /10.1093/acprof:oso/9780199653669.003.0009, по состоянию на 7 июля 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks).
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicA History of Psycholinguistics: The Pre-Chomskyan EraCognitive PsychologyПсихология развитияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicA History of Psycholinguistics: The Pre-Chomskyan EraCognitive PsychologyПсихология развитияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе рассматриваются параллельные европейские функционалистские подходы к психолингвистике. В нем рассматривается слегка фрагментированная история идей об используемом языке, разработанная Филипом Вегенером, Аланом Гардинером, Карлом Бюлером и Пражской школой. Подчеркивается, что эти идеи развивались в основном на периферии структурализма и сразу за пределами господствующей психологии. Также обсуждаются речевые акты и функции.
Ключевые слова: речевые акты, функции, функционалистские подходы, история идей, используемый язык
Предмет
Психология развитияКогнитивная психологияКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов учреждения
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеязыковых функций Якобсона | Блог Lucidchart
Каждое существо на Земле разработало способ передачи эмоций, мыслей и желаний. Например, владельцы домашних животных знают, когда их собаки или кошки хотят выйти на улицу или когда они голодны.
Но что отличает людей от остальных представителей животного мира, так это наша уникальная способность использовать формальный язык. Наши языки помогают нам критически мыслить, сотрудничать с другими, проводить мозговые штурмы и доносить конкретный смысл, когда мы планируем, организуем и выполняем важные проекты.
Возможно, вы удивитесь, узнав, что в мире говорят примерно на 7000 разных языков. Эти языки отличаются тем, как слова составлены вместе, произношением слов и структурой предложения. Но при всех своих различиях все эти языки имеют одну и ту же цель — ясно общаться с другими людьми.
В этой статье мы обсудим функции или факторы Романа Якобсона, которые необходимы всем языкам для эффективного общения.
Кто такой Роман Якобсон?
Роман Якобсон был лингвистом, который изучал структуру языка и особенно интересовался трудностями, возникающими во многих языках. Он был одним из пионеров структурной лингвистики, теории, согласно которой язык представляет собой структурированную систему взаимосвязанных формальных единиц. Структурная лингвистика анализирует, как такие единицы, как структура слова, синтаксис предложения и фонетика, связаны друг с другом.
Якобсон также интересовался филологией — изучением литературных текстов, устных и письменных записей, а также установлением их подлинности. Его работа в конечном итоге привела к созданию теории коммуникации, в которой он установил то, что он назвал шестью функциями языка.
Что такое теория коммуникации Якобсона?
Слово «коммуникация» происходит от латинского слова communicare , что означает «делиться» или «быть в отношениях с». Это имеет смысл, потому что обмен и отношения формируют основу общения. Вам нужен как минимум один человек для обмена информацией и как минимум один человек для получения этой информации, для участия в процессе коммуникации.
Теория Якобсона рассматривает то, что должно присутствовать в процессе языкового общения, помимо простых отношений отправки и получения информации. Джейкобсон устанавливает, что существует шесть функций языка, которые необходимы для осуществления коммуникации. Кроме того, в процессе коммуникации есть шесть элементов или факторов. Каждая функция фокусируется на факторе коммуникативного процесса и взаимодействует с ним.
Каковы шесть факторов общения?
Согласно теории Джейкобсона, для общения необходимы шесть факторов:
- Адресант : Это человек, который доставляет сообщение определенной аудитории.
- Адресат : Это аудитория, которая получает сообщение. Должен состоять как минимум из одного человека, но может включать и много людей.
- Контекст : Контекст формирует настройку или причину сообщения, которое будет передано.
- Контакт : Должен быть реляционный канал и связь между адресантом и адресатом. Это соединение сохраняет линии связи открытыми.
- Общий код : Код включает правила, которые объединяются для формирования сообщения и соответствуют типу используемого языка.
- Сообщение : Сообщение — это то, что отправляется адресантом и соответствует опыту, идее, объяснению и т. д.
По сути, эти факторы работают вместе, чтобы обеспечить процесс коммуникации. Это шаги к успешному общению, которое выглядит так:
- Каждое сообщение включает отправителя и получателя (адресанта и адресата).
- Отправитель устанавливает контекст сообщения, чтобы его можно было понять. Это включает в себя среду, в которой оно дается, условия, а также где и когда дается сообщение. Это также может включать потенциальные помехи во время связи.
- Адресат дает обратную связь адресанту во время и после доставки сообщения. Это устанавливает контакт, который поддерживает канал связи открытым. Обратная связь может быть вербальной или невербальной, например, кивком в знак согласия или заявлением о том, что сообщение понято.
- Чтобы общение было ясным и понятным, используется общий код. Например, разработчики, работающие в agile-среде, понимают Scrum, итерации и стендап-совещания.
Каковы шесть функций языка?
Язык — это больше, чем просто знание множества разных слов и их значения. Если мы не знаем, как сложить эти слова, они не будут иметь большого значения. Мы учимся составлять предложения и фразы, слушая других и изучая грамматику. Именно грамматика помогает нам понять систему, структуру и значение письменных или устных предложений.
Теория коммуникации Якобсона включает шесть функций языка. Если грамматика говорит нам, что означает сообщение, функции сообщают нам цель адресата, который использует язык.
Ниже приведены шесть функций языка, описанных Якобсоном:
- Референтная : Одна из основных функций языка — обмен информацией с аудиторией. Это язык, который вы используете для объективной передачи информации. Например: В этом квартале продажи выросли на 3% .
- Эмоциональный : Эта функция, также называемая экспрессивной, помогает нам интерпретировать эмоции, чувства, желания и настроения субъекта. Эмоциональная функция дает нам прямую информацию о тоне отправителя. Например: Я в восторге от новой машины, которую купил !
- Conative : Эта функция фокусируется на получателе сообщения. Язык, используемый с этой функцией, предназначен для привлечения внимания или реакции адресата. Например: Можете ли вы показать Джону, где найти скрепки?
- Фатический : Фатическая функция используется для установления социальной связи без передачи какой-либо значимой информации. Этот тип языка используется для начала или остановки разговора или для проверки связи между отправителем и получателем. Например: «Как дела?» «Я в порядке.» «Увидимся позже.»
- Поэтический : Это также известно как эстетическая функция языка. Эта функция фокусируется на сообщении, а также на способе передачи сообщения. Это означает, что сообщение может быть украшено риторическими фигурами речи или «цветистым» языком.