Воображение
С окружающей средой человек находится в постоянном контакте и на его органы чувств каждую секунду воздействуют сотни самых разных стимулов. Впечатления, полученные от предметов реального мира, сохраняются в памяти длительное время и подвергаются определенной обработке, таким образом, человек может воздействовать на окружающую среду и целенаправленно её изменять.
Человек в своих целях действует по заранее намеченному плану и потом воплощает его на практике. В создании чего-либо нового проявляется еще один феномен психики человека. Суть этого феномена заключается в том, что сначала в сознании создается образ, не существующий в реальности. Основой создания этого образа служит прошлый опыт человека, а сам процесс создания новых психических образов получил название воображения.
Специалисты считают, что воображение формировалось в процессе трудовой деятельности, потому что существовала потребность в преобразовании предметов реального мира. В ходе исторического развития человека деятельность воображения стала проявляться в фантазиях, мечтах, т.е. тех образах, которые не могли быть созданы на практике в данный момент.
Даже такие сложные формы воображения, которые необходимы в научном, техническом и художественном творчестве, выступают как результат преобразования представлений из реальной действительности.
Память и мышление неразрывно связаны с процессом воображения. Если человек воспроизводит представления вещей или событий из своего опыта, то речь идет о процессах памяти. Если эти же представления воспроизводятся для создания новых представлений, то речь идет о деятельности воображения. Деятельность воображения обязательно присутствует в формировании образов каких-либо объектов или явлений, никогда не воспринимаемых человеком. Например, представления о природных зонах или образе литературного героя.
Очень тесно деятельность воображения связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого вызывает позитивные чувства и может вывести из негативных состояний, а это значит, что воображение играет значительную роль в регуляции поведения.
Налицо связь воображения и волевых действий. В любом виде трудовой деятельности присутствует воображение, но, прежде чем что-то создать, необходимо об этом иметь представление. Значение воображения возрастает с приближением к творческой деятельности.
Актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы составляют физиологическую основу воображения. Возникающие новые образы не совпадают с прежним опытом, но и не отрываются от него. Непредсказуемость воображения, его сложность, дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны с глубоко залегающими структурами мозга. Значительную роль играет здесь гипоталамо-лимбическая система.
Воображение оказывает влияние на функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и на многие другие органические процессы. Например, представление о вкусной еде вызывает сильное слюноотделение, а внушение об ожоге может вызвать его реальные признаки. Таким образом, роль воображения в регуляции процессов организма человека и в регуляции его мотивированного поведения, значительна.
Основные функции воображения
Из всех живых существ только человек обладает активным и продуктивным воображением. Кроме продуктивного воображения есть еще пассивное и репродуктивное. Вся деятельность человека в той или иной степени пронизана воображением, которое сопровождает его во время чтения книги, прослушивания музыки, беседы с коллегой. Воображению человечество обязано всем, считают ученые, что составляет научно-технический прогресс, поэтому функции воображения многочисленны:
- Познавательная функция. Она состоит в том, что воображение способствует расширению и углублению знания. Данная функция имеет две разновидности – генерализационную, которая проявляется в генерации ситуаций, возможностей, элементов и синтетическую функцию – создание целостного новообразования. Новые созданные образы приводят к открытиям и изобретениям, поэтому воображение является психологическим фактором поисковой творческой деятельности;
- Функция предвосхищения. В основе психического состояния лежат образы воображения, оно направлено на то, что может или должно произойти. Образы воображения облегчают процесс предвосхищения результата какого-либо положения, последующего образа действия. В речевом плане облегчается мысленное построение фразы;
- Регулирующая функция. Она предполагает, что образы воображения имеют побудительное значение и в определенном направлении способствуют активности человека. Связанные с потребностями, интересами и другими компонентами личности, они становятся психологическим фактором творческого вдохновения;
- Контрольно-корректирующая функция. Суть её состоит в том, что дает возможность исправлять ошибки и недочеты, совершенствовать методы и приемы выполняемой работы;
- Функция эмоционального воздействия. Яркие и чувственные образы воображения оказывают большое влияние на эмоциональный фон деятельности. Они оказывают стимулирующее действие на настроение человека в процессе деятельности, могут повышать или понижать его, способствовать увлеченности работой или сдерживать её.
Воображение имеет еще две специальные, психологические функции – психодиагностическую и психотерапевтическую:
- Психодиагностическая функция воображения. Суть этой функции в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно говорить о его психологии. Данная функция используется в психологических тестах – придумать, сочинить, нарисовать что-то фантастическое, а после специального анализа сделать определенные выводы;
- Психотерапевтическая функция воображения. С помощью этой функции можно оказывать положительное влияние на психологическое состояние и поведение человека. При произвольном вызове определенных образов, можно изменить собственное психическое и физическое состояние. Эта функция воображения активно используется во многих методах практической психологии, например, в аутогенной тренировке, в гештальттерапии, в нейролингвистическом программировании.
В жизни каждого человека бывают случаи, когда необходимо обратиться к использованию воображения. Это может быть планирование и управление деятельностью, регулирование процесса удовлетворения потребностей, виды творческой деятельности.
Однозначного соответствия между образами воображения и явлениями действительности, которые в них отражаются, нет, потому что воображение не есть копия настоящего. Воображение – это модель предполагаемого образа, основанная на опыте субъекта. Любые образы фантазии детерминированы. Бессодержательной фантазии, в которой не отразился бы природный или социальный объективный мир, нет, и не может быть. Степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной.
Исходя из этого, была предпринята попытка классифицировать фантазию, т.е. воображение на виды:
- Рациональная фантазия. Она отражает существенные стороны объекта;
- Иллюзия. Видимость принимается за сущность;
- Мистификация. Объективная реальность сознательно искажается.
Функции воображения показаны на схеме ниже.
Функции воображения
Основное понятие о процессе воображения
В психологии под воображением понимают процесс формирования образов, предметов и явлений с помощью изменения уже имеющихся у человека представлений.
Образы, возникающие в процессе воображения, могут не всегда соответствовать окружающей человека действительности, в них могут присутствовать элементы фантазии и вымысла.
Под фантазией понимается созданная воображением человека картина, в которой ничего или лишь малая часть соответствует окружающей его реальной действительности.
В случае, когда воображение рисует сознанию картины будущего это называется мечтой.
Постоянными спутниками процесса воображения являются психические процессы памяти и мышления, которые обеспечивают его возникновение и сохранение созданных новых образов.
Основные виды воображения
В современной психологии выделяют несколько видов воображения. Рассмотрим некоторые из них:
- Активное воображение, в процессе которого, человек с помощью усилий воли и по собственному желанию создает в своем сознании соответствующие образы.
- Пассивное воображение характеризуется спонтанным возникновением образов, не зависимо от воли и желания человека.
- Продуктивное воображение в процессе, осуществления которого человек сознательно конструирует действительность. Данный процесс не является механическим или воссоздающим.
- Репродуктивное воображение, в процессе осуществления которого человек ставит перед собой задачу воспроизвести окружающую реальность в том виде, в котором она существует в реальности. В работе данного вида воображения также присутствует фантазия, но в большей части подобный вид воображения напоминает восприятие или память, чем творчество.
Готовые работы на аналогичную тему
Основные функции воображения
Как уже упоминалось ранее человеку свойственны несколько видов проявления воображения. Из всех живых существ на нашей планете только для человека свойственны активное и продуктивное воображение. Данные виды воображения являются прямыми продуктами высшей деятельности нервной системы человека и его сознания.
Практически вся жизнедеятельность человека так или иначе связана с процессом воображения. Оно сопровождает человека во время чтения, прослушивания музыкальных произведений, разговоров с другими людьми. Именно воображение по мнению психологов и ученых из других областей научного знания, является источником прогресса в различных сферах жизни человека и общества. Происходит это благодаря многочисленным функциям, которые выполняет воображение в жизни человека. Рассмотрим их более подробно.
Одной из основных функций воображения человека является познавательная функция, основное содержание которой заключается в расширении и углублении знаний человека. Выделяют две разновидности данной функции воображения:
- генерализационная, проявляющаяся в генерации ситуаций и возможностей;
- синтетическая, которая способствует созданию целостного новообразования.
Замечание 1
В результате появившиеся новые образы приводят к уникальным открытиям и изобретениям человечества. Именно поэтому воображение является психическим процессом, который обеспечивает поиск творческих действий.
Следующая функция, на которую необходимо обратить внимание – это функция предвосхищения, которая обеспечивает нормальное протекание процессов прогнозирования результатов какой – либо деятельности человека в вязи с возникновениями новых образов, идей и явлений.
Регулирующая функция, предполагающая, что роль образов воображения, заключается в их побудительном значении и влиянии на процесс организации деятельности человека. Связанные с потребностями, интересами и другими компонентами личности, они становятся психологическим фактором творческого вдохновения;
Контрольно-корректирующая функция, сущность которой заключается в том, что благодаря ее осуществлению человек имеет возможность исправить возникающие ошибки и недочеты и корректировать используемые методы и приемы деятельности в процессе достижения определенной цели;
Функции эмоционального воздействия, обеспечивающие стимулирующее действие на эмоциональный фон и настроение человека в процессе осуществления деятельности. Благодаря действию данной функции воображения настроение человека способно изменяться в соответствии с условиями и способствовать увлеченности работой либо наоборот сдерживать её.
Психологические функции воображения
Помимо вышеперечисленных функций у воображения есть две специфические психологические функции:
- психодиагностическая;
- психотерапевтическая.
Сущность психодиагностической функции заключается анализе продуктов воображения человека и в соответствии с результатами исследования диагностике его психического состояния и особенностей личности.
Благодаря осуществлению психотерапевтической функции возможно оказание положительного влияния на человека и его психику путем произвольного воспроизведения определенных образов. Данная функция очень широко используется во многих методах практической психологии, таких как аутогенная тренировка, гештальт терапия, нейролингвистическое программирование. например, в аутогенной тренировке, в гештальт терапии, в нейролингвистическом программировании.
Каждый человек в своей жизни чувствует необходимость в обращении к своему воображению. Ситуации, в которых этот процесс просто не заменим случаются с каждым:
- необходимость планирования и управления собственной деятельностью;
- регулирование процессов удовлетворения потребностей;
- осуществление различных видов творческой деятельности.
Замечание 2
Несмотря на то, что однозначного совпадения между возникающими у человека в результате работы воображения образами и реальными явлениями действительности практически не бывает, воображение является одним из самых важных познавательны процессов психики человека.
Получая и обрабатывая данные наших органов чувств, мы не просто познаем мир, но в меру своих способностей преобразуем его, причем не только в реальности, но и на уровне сознания. Изменение образной информации играет ключевую роль в творчестве, а еще без него невозможна никакая продуктивная деятельность. Это мысленное преобразование действительности и есть воображение – один из высших познавательных процессов, присущих только человеку.
Особенности воображения как психического процесса
Творения великих художников и кулинарные рецепты, яркие фантастические образы, созданные творчеством писателей, и народные сказки, гениальные изобретения и новые коллекции известных модельеров – все это создано благодаря воображению. А еще с воображением связаны наши страхи, тревоги, надежды, мечты – все, что рождает наше сознание и подсознание. Трудно найти хоть один психический процесс, который бы не зависел от этого необычного явления.
Воображение не зря называют самым удивительным и таинственным явлением психики, и, несмотря на давнюю историю изучения, еще много связанных с ним тайн не разгадано. О том, как развить воображение, читайте здесь.
В широком смысле под воображением понимают воспроизведение и преобразование хранящихся в памяти образов. Вторая сигнальная система, то есть слова-понятия играют в воображение второстепенную роль, и чаще выступают как катализаторы, стимулирующие процесс создания новых образов. Например, мы можем представить никогда не виденное животное или место, в котором ни разу не были, по его словесному описанию.
Воображение и образное мышление
Воображение оперирует образами, поэтому плохо дружит с логикой, а часто вообще не управляется логическим мышлением. Это позволяет сделать вывод о древности воображения как формы психической деятельности человека, а возможно, оно и является тем самым первым отвлеченным мыслительным процессом, который стал доступен нашим далеким предкам.
В отличие от образов памяти, продукты воображения – не просто воспроизведение прошлого опыта, а его видоизменение, преобразование. Все происходящие с образами изменения основаны на способности человека:
- к анализу информации;
- выделению отдельных ее составляющих;
- преобразованию их;
- последующему синтезу этих элементов в иных сочетаниях.
Эти преобразования могут быть различной степени: одни образы лишь незначительно отличаются от хранящихся в памяти, другие совсем на них не похожи. Человек может вообразить и то, что он никогда не видел (по описанию), и то, чего вообще даже быть не может. Причем продукты воображения тоже сохраняются в памяти, чтобы потом участвовать в последующей мыслительной деятельности. Поэтому наше сознание в союзе с подсознанием способны породить такой потрясающий «коктейль» из образов, который удивит даже нас самих.
Несмотря на удивительные, невероятные образы, создаваемые нашим воображением, ничего абсолютно нового представить нельзя. Как бы это ни странно звучало, но вообразить человек может только то, что видел, слышал, чувствовал. Однако наш мозг способен видоизменить элементы прежнего опыта буквально до неузнаваемости и создать из них, как из кусочков мозаики, новые образы.
Простейшими примерами такой комбинаторной деятельности являются всем известные мифологические и сказочные персонажи:
- Кентавр – соединение человеческого торса и тела и ног коня.
- Грифон – наполовину орел, наполовину лев.
- А Змей-Горыныч – это просто огромная ящерица с тремя головами и крыльями летучей мыши.
Более сложная и многоступенчатая комбинаторная деятельность позволяет создавать и более сложные образы. По сути дела, все изобретения человечества возникли этим же путем.
Физиологическая основа воображения
Как и все психические процессы, воображение – это результат обмена электрохимическими импульсами между нейронами головного мозга. Во время прохождения импульса между волокнами нервных клеток возникает белковая молекула – нейротрансмиттер:
- Она, во-первых, обеспечивает связь между нейронами.
- Во-вторых, сохраняет информацию о прохождении сигнала, то есть является основой нашей памяти.
В результате прохождения новых импульсов образуются новые связи и целые нейронные сети. Комбинации этих связей и являются физиологической основой воображения.
Несмотря на столь незамысловатое объяснение, сущность воображение им не исчерпывается, и многое в нем остается непонятным. Например, тот факт, что связь физиологических процессов и образов воображения двусторонняя. То есть не только реальные объекты и ситуации, но и рождаемые сознанием образы могут приводить к изменению деятельности нашего организма. По сути, человек может сам «включить» любой рефлекторный процесс, опираясь только на воображение.
В качестве примера проведем небольшой эксперимент. Представьте, пожалуйста, что у вас в руках лимон. Желтый, ароматный и, конечно, кислый. Представили? А теперь вообразите, как вы режете ножом этот желтый сочный лимон и вгрызаетесь в одну из половинок, так что сок начинает стекать по подбородку… Что вы почувствовали? Правильно – рефлекторную реакцию слюноотделения, да еще такую, что от ощущения кислоты аж скулы свело. А ведь лимон-то воображаемый, его образ только в вашем сознании.
- От воображаемой опасности мы дрожим и холодеем от страха.
- От представления о воображаемом горе слезы наворачиваются на глаза.
- От мысли о совершенно гипотетической радости на губах непроизвольно появляется улыбка.
Представляемые нами образы порождают абсолютно настоящие эмоции, которые вызывают тоже вполне реальные физиологические изменения в организме.
Описано немало случаев, когда человек «надумывал» себе болезнь и действительно начинал испытывать недомогание вполне реальное, а не воображаемое. Например, случаи так называемого стигматизма. Стигмы – это кровоточащие раны на запястьях некоторых экзальтированных верующих, которые возникают, когда они представляют муки Христа на кресте. Эти раны – результат высокой эмоциональности и сильного, яркого воображения.
Однако и излечить человек себя тоже может, но для этого нужно иметь не только сильное воображение, но и уверенность в своей победе над болезнью.
Функции воображения
Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.
Прогностическая функция
Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще. Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных. Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.
Познавательная функция
Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании. Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ. Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.
Функция преобразования
Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов. Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.
Функция планирования
Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.
Психотерапевтическая или компенсаторная функция
На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности. Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву. Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.
Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:
- Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
- Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
- Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.
Функции воображения
Окружающая действительность, к сожалению, не всегда дружелюбна, поэтому человеку свойственно мечтать, ограждая себя от чрезмерных переживаний. Но это только частный случай, на самом деле видов воображения и его функций намного больше. Поэтому и явление это более распространено, чем может показаться вначале.
Виды воображенияИнтересно, что воображение, являясь особой формой психики, располагается между мышлением и восприятием, оставаясь при этом совершенно отдельной от остальных процессов. Надо заметить, что воображение абсолютно необходимое явление, мало того, что все культурные достижения являются результатом именно этого процесса, так он ещё и очень тесно взаимосвязан с мышлением и познанием. Последнего без воображения вообще бы быть не могло (без создания мысленных образов ничего изучить не выйдет), а особенно интересно выглядит связь с логическим мышлением. В то время, когда логика бессильна, у человека включается воображение, которое помогает достраивать недостающие детали. Существуют эти вымышленные элементы до обнаружения истинных связей, таким образом, воображение является стимулом логического мышления. Но, прежде чем продолжить разговор о роли этого процесса, необходимо разобраться с видами воображения, а потом можно и к объяснению его основных функций приступать.
Принято выделять 6 основных видов этого явления.
- Активное воображение характеризуется сознательным формированием мысленных образов.
- Пассивное воображение – здесь воля человека не играет решающей роли в создании образов, они появляются спонтанно, что называется без предупреждения.
- Репродуктивное воображение. По названию понятно, что этот процесс является воссоздающим, а если точнее, создающим образ по какому-либо описанию. К примеру, так мы создаём в уме портреты литературных героев. Такое воображение очень тесно связано с памятью и восприятием, но мало напоминает творчество.
- Продуктивное воображение, напротив, исключительно творческое. Здесь человек совершенно осмысленно конструирует оригинальные образы, причём новизна может быть личной (только для себя) или абсолютной (для всех).
- Конкретное – образы предельно конкретные со множеством деталей, но массовыми такие идеи быть не могут. Различают вкусовые, зрительные, обонятельные, осязательные, двигательные и слуховые.
- Абстрактное воображение – создаются крупные схемы, масштабные идеи, но детали здесь не прорисовываются.
Основные функции воображения в психологии
Как уже говорилось выше, процесс создания мысленных образов является чрезвычайно важным в жизни человека, а более подробно это могут объяснить функции воображения, которых насчитывается 5.
- Способность мысленно представлять реальность для решения вполне конкретных задач.
- Регулирование эмоциональных состояний. Мы все пользуемся этой функцией, когда надо успокоиться (или прийти к возбуждённому состоянию), представляя соответствующие картинки.
- Произвольная регуляция процессов познания. Каждый способен управлять воспоминаниями, при должной тренировке и физиологическими состояниями.
- Способность мысленной манипуляции созданными образами, производя краткосрочный план действий.
- Долгосрочное планирование своей жизни, с подробным программированием деятельности, а также последующая оценка правильности своих действий.
Познакомившись с функциями и видами воображения, становится ясно, что его развитие требуется не только людям творческих профессий, следователям и учёным без этого качества пришлось бы очень непросто.
Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье Вы узнаете, что такое воображение в психологии. Рассмотрим его виды, выясним, какова роль и функции, как нужно его развивать. Поговорим о способах создания образов.
Определение и виды
Воображение — процесс, во время которого создаются образы, которые являются новыми, но основаны на былом опыте. Данное определение имеет связь с фантазией и мышлением. При помощи воображения индивид можно представлять результаты поступков, правильно себя вести в непонятной ситуации.
По мнению физиологии воображение представляет собой процесс, при котором образовываются временные нейронные связи, является результатом деятельности головного мозга.
Воображение — это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.
Виды воображения в психологии представлены следующими формами:
- активное — человек прикладывает силу для вызова определенных образов в своем подсознании;
- пассивное — образы формируются без непосредственного участия человеческого мышления, не зависят от его желаний, в жизни не воплощаются.
Пассивный вид в свою очередь делится на:
- преднамеренный — образы, создаваемые воображением, не имеют общей связи с волей, которая была бы способна их осуществить;
- непреднамеренный — образы появляются, когда имеет место расстройство сознания, в момент дремоты, во сне.
Кроме того, различают типы воображения в зависимости от категорий, которые их объединяют.
- По предмету: образный; эмоциональный вид; словесно-логический.
- По типу труда: технический вид; художественный.
- В зависимости от образов: конкретный вид; абстрактный.
- По результатам: творческий вид — формирование образов, которые в настоящее время не существуют; воссоздающее воображение — когда мысленно воспроизводятся существующие образы.
Воображение необходимо людям для трудовой деятельности. Оно всегда имеет направленность на труд, практическую деятельность. Перед тем, как человек совершает поступок, он мысленно представляет свои действия и возможные результаты.
Предназначение и функции
Роль воображения представлена следующими моментами:
- возможность представлять реальность при помощи образов, умение их использовать;
- индивид в непредвиденном случае может формировать план действий;
- возможность регулировать эмоциональность отношений;
- регулировка процессов познания индивида.
Воображение позволяет выйти за пределы понимания человека, способствует предвидению будущего, оживляет прошлое.
Предлагаю Вашему вниманию функции воображения.
- Побуждение к активной деятельности при помощи привлекательного, яркого образа результата.
- Наличие определенных планов и способов осуществления задуманного.
- Психотерапия, эмоциональная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение своих потребностей. На основе этой функции существует риск потери реальности. Частный пример замещения действительности образами из игр, последствие игромании.
- Умение регулировать свое поведение в нестандартных ситуациях, порой проблемных при помощи альтернативных поступков, новых образов, учитывая возможные последствия.
- Организация познания, моделирование, воссоздание объектов по детальному описанию, достройка не хватающих элементов.
Создание образов
Стоит рассматривать и способы формирования образов воображением.
- Агглютинация — образы создаются при соединении определенных качеств, частей отдельных объектов в одно целое. Примерами являются образы кентавра, русалки, избушки, которая стоит на куриных ножках. Данный способ применим и в техническом творчестве. Так создавались аэросани, гидросамолет, троллейбус и даже аккордеон.
- Акцентирование. Происходит деление отдельно взятых деталей какой-то части целого объекта. Данным приемом не редко пользуются карикатуристы, когда хотят подчеркнуть определенные черты.
- Гиперболизация. Происходит преуменьшение или преувеличение объекта, а также возможно смещение или изменение его отдельных частей. Данный способ широко применим в сказках, а также в былинах. Примеры: лилипуты и великаны, многоголовые драконы.
- Типизация — самый сложный способ. Пример, когда человек наблюдает картину, рисует в подсознании образ, который передан автором. При чтении книги, благодаря описанным чертам персонажа, человек представляет его внешность, характер, имеет возможность окунуться в его мир, время и окружение.
Развитие
Творчество лучше всего способствует развитию воображения
Если Вы намереваетесь развивать свое воображение, то можно прибегнуть к следующим советам.
- Занимайтесь интеллектуальной деятельностью. Человек должен развиваться творчески и заниматься научной деятельностью.
- Учитесь мыслить креативно.
- Станьте более эмоциональным, развивайте в себе эмпатию.
- Обогащайте свой опыт восприятия.
- Продумывайте свои действия, рассматривайте возможные результаты.
- Старайтесь почаще фантазировать, представляйте какой бы была Ваша жизнь, если б в ее определенный момент произошли весомые изменения.
- Если у Вас есть детки, сочиняйте им сказки.
- Занимайтесь спонтанным творчеством, учитесь творить, используя различные материалы.
Теперь Вы знаете, что собой представляет развитие воображения. Человек должен понимать, что данная способность помогает лучше ориентироваться в мире, быть креативным, иметь нестандартный взгляд на привычные вещи. Нужно развивать воображение у детей и у себя, научиться планировать свои шаги, представляя возможные результаты.
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения с мышлением и памятью. Подобно мышлению, воображение возникает из проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления, памяти. Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.
Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. В отличие от мышления, которое осуществляется посредством оперирования понятиями и суждениями, воображение осуществляется посредством оперирования образами.
Другой отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.
Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К. Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.
Итак, воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Вот еще одно определение – воображение (или фантазия) представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. (Е. И. Рогов)
Сущность воображения состоит в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразуются им и на их основе создаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека.
Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом.
Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем:
1. Воображение представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком.
2. Воображение способствует предвосхищению будущего.
3. Воображение «оживляет» то, что было ранее.
Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов.
Таким образом, процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.
Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипотоламо-лимбическая система. В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование.
В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них (учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков, проявления различных болезней и т.д.). В то же время сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития (самовнушение на основе создания образов в т.ч. работы внутренних органов, частей собственного тела и т.д.).
Функции воображения.
1. Представление в психике действительности в образах – во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, употребляют понятие «воображение»;
2. Регуляция деятельности и поведения – благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу е разрешения, образ желаемого результата на основе этого и затем осуществляет практические действия;
3. Управление эмоциональным состоянием, эмоциями и физиологическими процессами в психологических технологиях различного типа. В частности в: психоанализе – для формирования «оздоровительных легенд» в интересах клиентов на основе воображаемых образов; психокоррекции ошибочных действий во время профессиональной деятельности; аутотренинге – для снятия психической напряженности, болевых ощущений, для снятия сердечного ритма и т. д.; психотерапии – для излечения психических расстройств через образы, формируемые у клиента под руководством педагога; видеомоторике – для возбуждения физиологической реакции на психологическое состояние, вызванное воображением.
Основные способы возникновения воображения. Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей отдельных предметов в один образ. Например: образ русалки, кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-анфибия, гидросамолет, аккордеон и пр.
Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы.
Приемом создания образов воображения является гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета по сравнению с действительностью, изменение отдельных частей предмета, их смещение. Этот прием используется в народных сказках, былинах (великаны, лилипуты, многорукий Будда в индийской религии, многоголовые драконы).
Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира). Каждый человек может без труда представить себе китайца, англичанина и т.д. Эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.
Более сложным приемом является типизация – процесс разложения и соединения, в результате чего появляется определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование определенных черт.
Современная психология выделяет следующие виды воображения.
В зависимости от степени выраженности активности различают 2 вида воображения: пассивное и активное.
В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным.
Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы, которые заменяют реальную жизнедеятельность, называются фантазиями, грезами. Ониявляются примерами преднамеренного (произвольного) пассивного воображения, осознанно вызванного, но не связанного с волей человека. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитее этого человека.
Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.
Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата, методов деятельности и т.д. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше – внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и др. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, вместе с ним радоваться, сопереживать.
Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
Среди различных видов и форм произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.). Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Видом творческого воображения является мечта – создание образов желаемого будущего. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. В отличие от грез (преднамеренное пассивное воображение не связанное с волей), мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным.
виды, функции, что оно дает человеку
Воображение — это способность создавать образы. А у вас есть воображение? Наверняка, да. Вы легко воссоздаете в мыслях картины из прошлого или прогнозировать будущее. У вас получается мечтать или даже грезить. Вы легко представите того или иного человека, будь то друг или знакомый. И это не все полезные функции воображения. Оно пригодится во многих сферах жизни.
Что такое воображение
По определению воображение в психологии — это процесс, при котором в подсознании появляются образы, тесно связанные с жизненным опытом, фантазией и образом мышления. Оно помогает представить последствия тех или иных поступков, а также обрисовать план действий в непонятной ситуации.
По мнение ученых, воображение — это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи. Также можно сказать, что это процесс преобразования реальности, создание связанных с ней образов, переработка получаемого практического, интеллектуального и чувственного опыта. Эти образы яркие, оригинальные и при этом правдивые.
Воображение можно назвать способом познания окружающего мира. Оно оставляет в нашем сознании отпечаток. Благодаря этому вы можете не только воспроизводить то, что произошло недавно, но и представлять то, что произойдет в будущем. У вас есть возможность представить несуществующие или отсутствующие предметы, мысленно воспользоваться ими в сознании.
Интересно, что воображение есть даже уже самых прагматичных, скептически настроенных людей. Они могут жить, руководствуясь логикой, железными принципами и правилами, но все равно будут мечтать или думать творчески.
Функции воображения
Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:
- Познавательная. Это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
- Функция прогнозирования. Человек может представить, что последует за его действиями. Этот вид воображения участвует в формировании мечтаний и грез.
- Понимание. Проявляется в возможности предположить, что чувствует и переживает другой человек в той или иной ситуации, какие у него сейчас эмоции и ощущения. Этот тип воображения чем-то похож на эмпатию. Он позволяет заглянуть во внутренний мир собеседника и понять, что его волнует в данный момент.
- Защита. Когда человек проигрывает в уме какую-то ситуацию, возможный исход событий или последствия своих действий, он может предупредить неприятности, защитить себя от проблем.
- Саморазвитие. Эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
- Воспоминания. В подсознании всплывают образы из прошлого.
Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.
Виды воображения
Самые основные типы воображения человека — пассивное и активное. Каждое из них делится на подгруппы. Среди них произвольное, непроизвольное, творческое, репродуктивное воображение и т.д. Рассмотрим подробнее.
Пассивное
Такое воображение может иметь цель. Его можно регулировать и направлять, используя сознание и силу воли. Также оно бывает непроизвольным, то есть работающим на уровне подсознания.
Операции воображения имеют разную степень осознанности и неосознанности. Вы, наверное, тоже сталкивались с состоянием, когда мысли пролетают в голове одна за другой. Вместе с ними появляются какие-то образы и картинки. Они сменяют друг друга до тех пор, пока вас что-нибудь не заинтересует. В этот момент и включается осознанность. Вы начинаете контролировать процесс. Кроме того, вы осознаете грань между реальностью и вымышленным миром.
В случае с непроизвольной разновидностью воображения все происходит спонтанно, бесконтрольно. У вас не появляются образы и ассоциации.
К пассивному непроизвольному виду воображения в психологии относят сны и галлюцинации:
- Сны — результат работы здоровой психики. Это сочетание процессов торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга. Во время торможения в игру вступает подсознание, в котором хранится огромное количество самой разной информации. Для примера вспомните детскую игрушку калейдоскоп. Так вот, образы и ассоциации из подсознания смешиваются, переплетаются между собой, вследствие чего и появляются красочные и порой необычные сны.
- Галлюцинации возникают в случае нарушения работы коры головного мозга. Часто они возникают при тяжелых заболеваниях, чрезмерном употреблении алкогольных напитков или наркотических веществ, при расстройствах психики. Бывает и так, что они являются следствием эмоционального перевозбуждения, состояния, когда человек не в силах себя контролировать.
Основное свойство обоих видов — невозможность их контролировать.
Пассивные произвольные виды воображения поддаются контролю. В большинстве своем они связаны с прогнозами на будущее. Человек прогнозирует вероятный, маловероятный и совсем невероятный исход событий. В этом случае фантазию можно не ограничивать.
Пассивное произвольное воображение имеет 2 формы:
- Мечтания — это не просто способ пофантазировать. Это возможность воссоздать образы будущего. И, что самое интересное, они вполне осуществимы. Главное свойство такого воображения в психологии — побуждение человека к активным действиям, к координации своих действий в направлении мечты.
- Грезы ничего общего с реальностью не имеют. Это иллюзия, плод воображения, то, что осуществить не получится.
Иногда сложно увидеть границу между мечтами и грезами. Для наглядности приведем пример. Представьте девушку, которая читает увлекательный роман. По сюжету в главную героиню влюбляется сразу три молодых человека. Если девушка хочет тоже оказаться в такой ситуации – это грезы. А если она хочет написать и издать такую же захватывающую историю – это осуществимая мечта.
Активное
Активное произвольное воображение является самым значимым в жизни человека. Оно применяется практически во всех сферах жизни. Помогает воссоздавать в реальности образы из подсознания.
Согласно классификации видов воображения, активное делится на 2 подвида: репродуктивное и творческое.
Воображение и творчество тесно связаны между собой. Творческое воображение считается высшей формой всех познавательных процессов. Оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов. Взять хотя бы написание реалистичных пейзажей или литературных произведений. Такой тип воображения играет особую роль в науке, работе конструкторов и т. д. Можно даже сказать, что оно задействовано практически во всех сферах жизни.
Есть у творческого воображения и другая интересная особенность. Оно помогает вам видеть ситуацию с разных сторон, генерировать необычные идеи и принимать нестандартные решения.
В психологии воображение такого типа связывают с вдохновением, подсознанием, интуицией. Также разработана масса приемов творческого воображения, использование которых помогает повысить продуктивность, сделать свою деятельность более интересной, увлекательной.
Репродуктивное воображение по-другому называется воссоздающим. Оно используется, когда нужно воссоздать образы по уже готовому описанию, схеме или чертежу. Что же можно представить? Есть ряд примеров:
- дом по составленному проекту;
- рисунок, связанный по схеме;
- героя, описание которого дано в книге;
- торт или другое блюдо, которое будет приготовлено по рецепту.
Воссоздающее воображение имеет интересную характеристику. Все образы основаны на том, что человек уже знает. Взять, к примеру, вышеописанный проект дома. Понять его может только тот человек, который имеет специальные знания и умения.
Создание образов
Человек создает образы в воображении несколькими способами:
- Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
- Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
- Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.
Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.
Что дает воображение человеку
Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:
- помогает в общении с другими людьми;
- дает возможность визуализировать цель;
- способствует развитию творческих талантов;
- участвует в принятии решений и создании новых идей;
- помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.
Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.
А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.
Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.
Как развить воображение
Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.
У взрослых
Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:
- Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях.
- Чтение. Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
- Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
- Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
- Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
- «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.
Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.
У детей
С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.
Как же развить детское воображение?
- Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
- Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
- Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
- Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.
Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.
Пример из жизни
Я люблю читать. Воображение помогает с головой погрузиться в сюжет. Даже, казалось бы, нудные описания местности становятся на порядок интереснее. Я стараюсь увидеть пейзаж глазами автора, услышать звуки, почувствовать ветер или аромат цветов.
То же самое касается и героев. Стараюсь представлять не только их внешность, а следить за тем, как меняется их поведение и мышление в разных ситуациях. Благодаря этому после прочтения книги создается впечатление, что я побывала в этом книжном мире.
Заключение
Итак, что такое воображение простыми словами? Это полезный навык. Это не только мечты и фантазии. Наравне с памятью и мышлением воображение помогает нестандартно мыслить, находить выход из самых сложных жизненных ситуаций. А еще понимать другого человека, чувствовать его переживания и боль. Именно поэтому этот навык важно развивать и взрослым, и детям. Для этого не обязательно проходить курсы или изучать сложные книги. Можно просто играть.
Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.
Сама фраза «творческое мышление» порождает ассоциации, связанные с чем-то загадочным и новым. Как мы можем определить креативное мышление? Как улучшить и развить навыки творческого мышления? Этот вид умственной деятельности связан с особой функцией мозга — воображением.
Воображение не является частью каких-либо психических функций (память, восприятие, внимание).Он объединяет их и становится переходной формой между всеми структурами целостного интеллекта. Каково на самом деле определение воображения? Какие приемы и упражнения мы можем использовать для его развития? И какие преимущества мы можем получить?
Генерирование реальности в изображениях — это физические способности только человеческого мозга. Его особенности в том, что он связан с органическим, семантическим и ментальным компонентами мышления и объединяет их. До сих пор неизвестно, где находятся нервные структуры мозга, ответственные за его появление.Поэтому, в общем, слово «воображение» оправдывает его загадочность и феноменальность, это суть творческого принципа. С его помощью создаются художественные и культурные шедевры: литература, живопись, скульптура. Все эти достижения реализуются человечеством благодаря этому явлению.
В воображении есть скрытые возможности, которые создают неограниченные процессы познания в нашем мире. Отражение реальности в уме с помощью воображения необходимо как для интеллекта, так и для психики:
- человек с помощью воображения планирует свои дальнейшие действия и может мысленно представить свое поведение, продумать предварительный результат своих действий; Благодаря воображению человек может переноситься во времени — в прошлое или будущее, случайным образом вызывать из памяти давно ушедшие события, переживать эти чувства, извлекая из них материал для творчества.
- в воображении задачи решаются, когда непосредственное реальное действие на практике недоступно или не совсем ясно; с его помощью недостающие детали информации могут быть уточнены.
Виды воображения и их описание
Изображения приходят из разных слоев населения. В отличие от восприятия, он может содержать элементы, которые не имеют реальности. Вымышленные объекты и события называются фантастическими. А желания — мечта.
Воображение может быть:
1.Активен и вызывает определенные образы в уме с помощью воли. В этом случае изображение не всегда соответствует точному описанию объекта, это может быть индивидуальное представление о чем-либо.
2. Образы в пассивном воображении возникают независимо от силы воли человека, они появляются спонтанно в вашем уме.
3. С помощью продуктивного воображения человек стремится создать новый объект реальности, используя этот объект.
4. Репродуктивное мышление — это процесс восстановления реальности по частям.В этот процесс практически не вносятся изменения, поэтому такое воображение напоминает восприятие или извлечение воспоминаний из памяти.
Активное воображение
Основным материалом для фантазии является окружающая реальность. Без его элементов, которые фиксируются зрительной памятью и восприятием, невозможно создать что-то новое.
Поэтому в любой фэнтезийной истории всегда есть фрагменты реального мира (уже виденные человеком ранее).Но творческий человек просто передает реальность через себя и воссоздает ее снова
Созданная фантазия или идея также отражает часть собственной личности автора. Реальность превращается в причудливые и сверхъестественные формы, где раскрывается эмоциональный мир. Прежде чем создавать свои работы, автор-создатель пытается закрепить свою идею на бумаге. Он входит в игру воображения, и творческий процесс захватывает его полностью. Часть ума отделена от своего собственного «я», время перестает существовать или течь, как обычно.Активное воображение таково.
Пассивное воображение
Пассивное воображение редко участвует в творческом процессе. Он лишен волевых усилий. Его образы на уме рациональны. Примером пассивного воображения могут служить произведения Кафки. Писатель часто использовал свои темные сны для создания своих произведений. Но даже пассивное воображение в начале творческого процесса требует волевых усилий, а затем, когда, например, разворачивается структура образов, писатель настолько погружается в них, что они приходят в голову спонтанно.
Не путайте это воображение с галлюцинациями. Чаще всего галлюцинации являются симптомом психического заболевания, связанного с нарушением химического состава мозга. В отличие от образов, галлюцинации не относятся к субъективному мышлению и не связаны с их «я». Они бредовые и неуправляемые, проецируются внешне и визуально воспринимаемы, как и другие реальные объекты.
Функции воображения
Воображение играет важную роль в регуляции психики:
1.Проблемы эмоционального стресса, связанные с ожиданием ситуации, частично устраняются представлениями об этой ситуации. Долгосрочные пожелания удовлетворены.
2. Другая его функция связана с регуляцией других когнитивных способностей — восприятия, памяти, внимания, речи. Сформированные ассоциативные образы, связанные с поиском нужного объекта в среде, направляют внимание человека на объекты, которые им соответствуют.
3. Воспроизведение на изображениях прошлой ситуации делает поиск речевых средств в разговоре более быстрым и спонтанным.
4. Следующая функция воображения позволяет человеку планировать свои действия на будущее, представлять свою цель и план ее выполнения, понимание намерений и средств в целом.
5. Образное представление о будущей пугающей ситуации, частично готовит человека к ней психологически.
6. Положительные изображения могут использоваться в психотерапевтической практике для снятия стресса или в качестве самогипноза (аутотренинг).
Психологическая характеристика креативного мышления и психологические типы
Творческие способности во многом зависят от индивидуальных особенностей памяти, внимания, восприятия.Все эти функции интеллекта зависят от типа организации самой психики.
Некоторые психологи выделяют два типа мышления — конкретно-образное и вербально-логическое.
Первый характеризуется восприятием мира в конкретных образах. Такие люди больше всего склонны к творчеству. Чаще всего это художники, поэты, писатели. Это связано с доминированием правого полушария мозга, которое также называют «эмоциональным мозгом».
Люди со вторым типом мышления более успешно работают с абстрактными понятиями, символами (математическими, словесными).Итак, этот тип относится к левому полушарию — логический.
Естественно, что личность автора также участвует в творческом процессе. Исходя из этого, психологи разработали множество психологических тестов, которые определяют личность, желания и эмоции. Тест Роршаха, цветной текст Люшера довольно популярен.
Отдельный пункт, который выделяют психологи — это аутистическое мышление. В первую очередь это связано с таким заболеванием, как аутизм. Однако элементы аутизма, вытесненные социальными нормами, можно найти в психике любого человека.Аутичные элементы напрямую связаны с фантазиями, похожими на те, которые мы видим во сне. Например, во сне может случиться так, что поезд идет не по рельсам, а по траве через лес. Для людей с таким типом мышления любая фантазия имеет мечтательный характер желания, отражающий намерение автора и его желаемую цель.
Известный психолог С. Юнг однажды давным-давно предложил еще одно разделение типов личности:
1. Интуитивный тип, обладающий иррациональным компонентом (эмоциями) и доминированием правого полушария мозга.Интуитивный тип личности характеризуется спонтанностью поведения мыслей, идеологической приверженностью. Он наслаждается ожиданием ответа как мотивирующего состояния.
2. психический тип личности, в котором человек руководствуется устойчивыми логическими связями. В некоторых случаях — конкретно материальные. Решение проблемы достигается с помощью их последовательного моделирования. Этот тип мышления сопровождается экспериментальной проверкой теории, доказательством на практике.
Особенности творческого мышления и его процесс
Следует отметить, что особенности творческого мышления можно обнаружить в любом из перечисленных типов. Способность создавать абстракции, собирать все изображения в одно считается наиболее распространенной для их разработки. В абстракциях субъект отражает все многовариантные использования. Реальность в них раскрывается всеми возможными способами.
Психологи задают себе вопрос: «Каковы особенности творческого мышления?» И выделяются следующие особенности:
1.Оригинальность, желание создать что-то новое, чего раньше не было. Созданный предмет или идея должны быть уникальными. Как правило, творческий ум не принимает «чужих» решений, он всегда ищет что-то свое, отличное от остальных.
2. Семантическая гибкость. Попытка применить другую точку зрения к объекту. Осмотрите объект со всех сторон, учитывая все его ценности и принципы. Определите его потенциал, который до сих пор был скрыт.
3.Форменная гибкость. Адаптивность восприятия. Возможность изменить видение объекта. Посмотрите его стороны, которые могут сделать его применение уникальным.
4. Спонтанная гибкость. Возможность переключаться с одной мысли на другую. Генерируйте разнообразную информацию. Спонтанно возникают идеи в разных ситуациях, не связанных с ними.
Эвристика
Кроме того, эвристика становится характеристикой творческого мышления. Эвристический метод решения проблем не предполагает использования какого-либо общепринятого метода.Это разрыв шаблона или его преобразование. Необходимо выйти за общепринятые рамки, чтобы создать новую ситуацию, которая решает проблему. Поиск решения осуществляется, как правило, без полной информации о его решении и не имеет четкого алгоритма действий. Такие задачи решаются с использованием интуиции, предвосхищения результата, с ощущением внутреннего освещения (озарений).
Как происходит решение такого рода задач, требующих творческого подхода? Сначала собрана вся доступная информация по проблеме.Затем идет исследование с последующим расширением теорий, рефлексия. Чаще всего первые попытки решить проблему основаны на линейной логике и рациональных объяснениях. Но они не дают желаемого ответа. Затем следует инкубационный период, когда информация попадает в подсознание. Требуется время, чтобы после некоторого перерыва в интенсивной работе мозга на ум приходит желаемый ответ. Иногда вам нужно переключить мысли на другое занятие.
В Викиуме вы можете найти множество заданий для любого возраста (дети, студенты, взрослые), так что приезжайте и развивайте свое творческое мышление!
,Автор: Николь Бизли
Обновлено 12 февраля 2020 г.
с медицинской точки зрения: Одри Келли, LMFT
Источник: rawpixel.com
когда мы дети, наш воображение знает нет границы. Один во-вторых, мы являются пираты парусный спорт через рискованный моря из наш ванна. следующий, мы являются прячется в наш нерушимый замки построен из одеяла и листы. Так как мы получить старшая, тем не мение, наш творческий подход уровни истощаться значительно. наш мечтания являются ограниченный в пределы из реальность, и мы сказал который Это является не Ладно в быть творческие, особенно в игривый манера.
Пока мы безусловно жестяная банка получить по без наш воображению, имеющий активный воображение держит специальный место в психология, в наш умственный здоровье, и в наш умственный развитие. это статья воля устанавливать вне в оценивать и подчеркнуть важность из воображение обе так как ребенок и в наш совершеннолетие.
Воображение И ребенок Девелопмент
Вы необходимость в смотрю нет дальше чем животное царство в видеть важность из играть в развитие из любой существо. Играть поведения являются проводное в разные вид в удовлетворять их потребности для весело и в Помогите их развивать разнообразие из способности который воля улучшать их шансы из выживание. Так же, воображение и образный виды деятельности который человек дети заниматься в играть ключевой роль в их развитие.
- Воображение Помогает Дети Сложение ценный Социальное Навыки
Если ты знать вещь или два около играть терапия, ты знать выгодный последствия который приходить с участием позволяющий ребенок в экспресс самих себя через притворяться ситуации. Дети ВОЗ играть притворяться жестяная банка приходить вверх с участием их миры и персонажи, через который Oни эмулировать некоторые из Социальное навыки и умения они имеют наблюдаемый в реальный Мир и фигура вне как Oни подать заявление в любой дано ситуация.
Эти преимущества становиться четный большая когда дети играть притворяться с участием Другой дети.это дает их возможность в учиться около сотрудничество и компромисс с участием другие.
Источник: pexels.com
- образный Играть опоры познавательный Девелопмент
Через вообразил ситуации, дети учиться как в проблема решить, как в использование язык, и как Мир вокруг их работает. Давайте сказать, для пример, который ты иметь ребенок ВОЗ является претендующий который Oни являются работает в ресторан в внешний пространство.Их опыт воля учат их как Oни необходимость в разговаривать в люди вокруг их в держать вещи перемещение плавно. Это воля учат их как реальная жизнь ресторан работает когда Oни Начало ИССЛЕДОВАНИЕ Больше около механика из реальный обеденный опыт, и Это воля учат их как в приходить вверх с участием их решения если что-то должен идти неправильно в ресторан.
Все эти навыки и умения являются навыки и умения который дети воля быть применение в реальный жизнь так как Oни расти вверх.
- Притворяться Играть Часто Включает физический Деятельность
Дети являются чудесно в существо активный, и Это не стоп когда Oни являются игры притворяться.Кроме познавательный преимущества который приходить из воображение, притворяться играть также дает дети возможность в становиться Больше удобный с участием их тело и помогает их улучшать нужно функции такие так как двигатель навыки и умения и глаз и рук координация.
Воображение в Взрослая жизнь
проблема в этот день и возраст является который мы приравнивать воображение с участием ребячество. Хотя его логический в считать который необходимость для воображение упоры один раз мы в научился навыки и умения который воображение имеет в предложение нас, воображение является просто так как важный в совершеннолетие так как Это является в детство, особенно когда Это выходит в ваш умственный здоровье.Вот почему:
Источник: rawpixel.com
- Мы По-прежнему Необходимость Эти Навыки
Навыки и умения который мы в научился воля не просто равны нулю один раз мы стоп работает на их Меньше часто. Тем не мение, навыки и умения который мы учиться жестяная банка становиться Меньше доступной если мы не использование их постоянно. С помощью ваш воображение и существо творческий воля держать навыки и умения упомянутый выше заточены для непрерывный использование на протяжении ваш для взрослых года.
- образный Играть Снимает стресс и Улучшается Отношения
Считать назад в время когда ты играл игра или занято в творческий деятельность.Как сделал Это Чувствовать? Сделал Это делать ты Чувствовать умнее, Больше связано, и удален из стресс из каждый день жизнь? творческий виды деятельности и образный игры с участием другие дайте нас возможность в перезарядка наш мозги, принимать столь необходимый перерыв из наш ежедневно стрессовые факторы, и Помогите нас подключения с участием те вокруг нас. это является особенно правда когда мы делать эти виды деятельности в работай Окружающая среда.
- Воображение Держит Ваш Разум и тело Возбужденный и Sharp
Там в что-то освежающий и электризующий около дела что-то творческий.Это позволяет нас в побег, если только для краткое момент, из жизнь так как мы знать Это. Это дает нас возможность в проводить исследования новый миры, учиться новый вещи около наш Мир так как хорошо так как мы сами, и путы нас в сенсорный с участием который детский часть из сами. образный играть держит нас на наш пальцы на ногах, умственно и физически.
- Срок «Активный Воображение» Является Просто Другой Путь в Сказать «Визуализация»
я считать там является стигма приложенный в слово «воображение.» когда мы считать из слово воображение, мы не заклинаю вверх видения из успех и изобилие в наш жизни. Вместо, мы большинство скорее всего считать около люди ВОЗ являются очень творческий но чья жизни не идти согласно в играть.
Источник: pixabay.com
Один путь который общество имеет удалось в работай вокруг этот является по превращение слово «воображение» в «визуализация.» когда мы заслушивать слово визуализация, мы считать около самопомощь промышленность и мощность из привлечение какие мы хотеть просто по воображающий который мы уже иметь Это.
когда мы Визуализируйте какие мы хотеть, и мы знать который мы хотеть какие мы визуализировать, Это говорит наш подсознательный разум который мы являются способный из принятие какие мы хотеть вне из жизнь. Это является по существу тем же принцип который ты видеть в Другой аспекты из психология такие так как «позитивный мышление» или «позитивный аффирмации. Визуализация или воображение помогает нас в перепрограммировать наш путь из мышление и следовательно, наш путь из делает.
использование из Воображение в Психология
Так как я упомянутый в начало из статья, некоторые терапевты использование «играть терапия» когда попытки в оценивать и помощь дети ВОЗ иметь поведенческий или умственный здоровье вопросы.это тип из терапия является обычно прикладная в дети только и является не очень довольно часто используемый в для взрослых случаев. Для взрослые люди, психологи подать заявление воображение в психотерапия в достигать тем же последствия.
Источник: rawpixel.com
Psycho-Воображение терапия является тип из терапия который, так как статья на Welldoing состояния, обеспечивает «а символический мост между наш сознательный и без сознания мысли, так как контейнер или проводник из психологический энергии, чувства, и ощущения.В конечном счете, Это дает нас Платформа для выражение, предложения широкий массив из инструменты в понять сами в большая глубина, и когда используемый в пределах терапия, обеспечивает нас с участием шанс в рассматривать и отражать на какие мог быть, какие мощь иметь было, какие был, и какие есть. «
В резюме, Psycho-Воображение терапия помогает нас в досягаемость в пределах сами и адрес наш вопросы с помощью воображение скорее чем опираясь на реальность в одиночестве.
это тип из терапия может быть идеальный для те ВОЗ являются очень творческий и ВОЗ необходимость Помогите с участием умственный здоровье вопросы.Если ты жестяная банка относятся в выше, здорово место для ты в Начало принимающий Помогите является Betterhelp. BetterHelp является в мире крупнейший е-консультирование Платформа который обеспечивает удобный, доступный, и доступной онлайн консультирование. к получить началось с участием онлайн консультирование, щелчок на ссылка на сайт ниже. Это воля принимать ты в короткая анкета который воля Помогите ты подключения с участием право онлайн консультант для ты!
https://www.betterhelp.com/start/
,Детали: Введение Несмотря на то, что воображение является привычным словом повседневного языка, оно представляет собой очень сложную, спорную и оценочно загруженную концепцию. Он, как и многие родственные термины, часто имеет радикально разные значения и коннотации при использовании в разных контекстах. Кроме того, хотя он играет лишь небольшую явную роль в большинстве современных теорий ума, в прошлом он играл гораздо более заметную роль.Таким образом, концепция будет лучше всего понята через ее историю. Древняя и средневековая концепция Кажется, что концепция воображения была впервые введена в философию Аристотелем, который говорит нам, что «воображение [ phantasia ] есть (без какого-либо метафорического смысла слова) Процесс, с помощью которого мы говорим, что изображение [ Phantasma ] представляется нам «( De Anima , 428a 1-4).В последнее время был задан вопрос о том, действительно ли греческие слова phantasia и phantasma действительно эквивалентны «воображению» и «(ментальному) образу», как это звучит в современном использовании. Тем не менее, не может быть никаких сомнений в том, что, по крайней мере, до недавнего времени теоретические дискуссии о phantasia , ее латинском переводе imaginatio и их этимологических потомках продолжали основываться на концепциях, предложенных Аристотелем, и проблемах, возникающих из его довольно эллиптическое объяснение их.Весьма вероятно, что это верно в отношении всех западных философских школ: стоиков, эпикурейцев и неоплатоников — столько же, сколько общепризнанных аристотелевцев; Мусульмане так же, как христиане; и, подойдя к этому, эмпиристы так же, как и рационалисты. Согласно Аристотелю «Душа никогда не мыслит без ментального образа [ phantasma ]» ( De Anima , 431a 15-20). Казалось бы, для него (и, опять-таки, для большинства преемников, до самого недавнего времени) такие образы играли нечто вроде той роли, которую играют в современной когнитивной теории «ментальные репрезентации».В этой традиции образность и, следовательно, воображение играют важную роль в году во всех формах мышления (за исключением, возможно, прямых интуиций платоновских форм или божественного). Он не имеет особой связи с изобретательностью или творчеством.Это, однако, имеет особую связь с желанием. Аристотель утверждает, что наше желание (и, следовательно, стремление) к чему-либо, фактически не представляемому чувствам, должно быть опосредовано изображением желаемого объекта.Обращение Аристотеля является морально нейтральным, но его представление о желательном воображении, возможно, позже стало смешиваться с древнееврейской концепцией и еще , умышленной (но также и полубожественной) способностью в человечестве, которая привела к Адаму (и, действительно, ко всем последующим) грех. Во всяком случае, в иудейско-христианской интеллектуальной традиции (с древнейших времен до сравнительно недавних времен) воображение, хотя и признавалось незаменимым для познания, обычно глубоко не доверялось. Если строго не дисциплинировано разумом, это скоро привело бы нас к сочувствию и греху. Но, конечно, связь между воображением и восприятием является более фундаментальной. Концепция Аристотеля Фантазия / воображение SE |
Статья о воображении от «Свободного словаря»
(фэнтези), умственная деятельность, состоящая из создания идей и психических ситуаций, которые никогда полностью не переживались человеком в реальности. Воображение оперирует конкретными чувственными образами или визуальными моделями реальности, но в то же время обладает чертами опосредованного, обобщенного знания, связывающего его с процессом мышления. Отход от реальности, характерный для воображения, позволяет нам определить его как процесс преобразующего отражения реальности.
Воображение — это специфически человеческая форма умственной деятельности, возникающая в результате практического преобразования реальности. Развиваясь по мере усложнения процесса труда и социальных отношений, воображение становится одним из основных элементов человеческого сознания и деятельности. Главная функция воображения в человеческом сознании состоит в том, чтобы в идеальных условиях представить цель деятельности до того, как она будет достигнута в реальности. Еще одна функция воображения связана с планированием действий, что необходимо для процесса труда.«Паук проводит операции, похожие на операции ткача, и пчела опозорила многих архитекторов в строительстве ее клеток. Но что отличает худшего архитектора от лучших пчел, так это то, что архитектор поднимает свою конструкцию в воображении, прежде чем возводит ее в реальность »(К. Маркс, К. Маркс и Ф. Энгельс, , Соч . 2-е изд. , том 23, стр. 189). В этом случае особенно трудно отделить деятельность воображения от мысли. Но в действительном единстве всех психических функций субъектное воображение сохраняет свой специфический характер: предвосхищение того, чего еще не существует, ни в личном опыте данного индивида, ни в реальности вообще.С этим связана способность делать открытия, находить новые пути и средства решения проблем, стоящих перед человечеством. Гипотеза и интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения. Таким образом, воображение является компонентом в создании не только тех продуктов деятельности, которые насыщены образами, но также и тех, которые включают абстрактные понятия. В. И. Ленин писал о фантазии: «Неправильно думать, что воображение нужно только поэту. Это глупое предубеждение! Это нужно даже в математике; и даже было бы невозможно открыть дифференциальное и интегральное исчисление без воображения » (Poln.соч. соч ., 5-е изд., вып. 45, стр. 125). Логика и воображение могут «работать вместе», потому что их оппозиция не абсолютна. Мысленно происходит постоянное перекодирование словесных и концептуальных логических структур в визуальные, использующие образы и наоборот, причем последние часто несут основную эвристическую нагрузку при решении интеллектуальных проблем. Именно это обстоятельство является одним из препятствий, которые еще предстоит преодолеть при формализации эвристических процессов и передаче их машинам.
Можно провести различие между воображением, которое воссоздает, и воображением, которое создает. Рекреативное воображение состоит из создания изображений ранее непознанных объектов в соответствии с описаниями или традиционными представлениями о них такими средствами, как рисунки, топографические карты или литературные тексты. Творческое воображение состоит из самостоятельного создания новых образов, которые затем воплощаются в оригинальные продукты деятельности. Это один из психологических факторов, стоящих за научно-техническим прогрессом, и он наиболее ярко проявляется в художественном творчестве.Там оно становится особой формой познания и, в то же время, изображением и «объективацией» сущности живой реальности. Мечта — это особый вид творческого воображения, создание образов желаемого будущего, которые не воплощаются сразу в продуктах деятельности. Мечты могут играть активную роль в жизни человека и общества, если содержащиеся в них идеи ведут к дальнейшим практическим преобразованиям.
Чрезвычайно широкий спектр проявлений воображения — всегда кажущийся объединенным с другими аспектами умственной деятельности — также обусловливает умственные возможности (разнообразные по своей природе и сложности) для трансформации идей и восприятий индивида.Механизм этих преобразований обычно сводится к анализу и синтезу исходного «материала» с помощью воображения. В простых случаях есть комбинация разнородных элементов («агглютинация»), преувеличение или минимизация различных аспектов реальности, обнаружение сходства различий или разрушение того, что является единством. В сложных случаях творческое воображение требует широких концептуальных обобщений и сравнений, развиваемых посредством поиска конкретных фактов, характеристик, ситуаций, визуальных моделей и художественных конструкций, которые отражают общие идеи и законоподобные закономерности, которые должны быть выявлены или обнаружены.Таким образом, в художественном творчестве типичное изображается через индивида, а законы естествознания открываются через наблюдения конкретных явлений или посредством создания экспериментальной модели.
Активность воображения может быть более или менее произвольной, начиная от спонтанных фантазий детей и заканчивая целенаправленными усилиями изобретателя. Сны являются примером непроизвольной деятельности воображения; однако, они могут быть определены целью, установленной в часы бодрствования, как в известных случаях научных проблем, решаемых во сне.
Воображение развивается в процессе творческой деятельности под влиянием социальных требований. Необходимым условием для высокоразвитого воображения является его взращивание с детства посредством игр, школьных занятий и доступа к произведениям искусства. Накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений являются важным источником воображения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев Б. Г. «Проблема представления в советской психологической науке. Философские записки , 1950, вып. 5, с. 58-98.М. Беркинблит и А. Петровский. Fantaziia i real’nost ‘. М., 1968.
Вундт, В. Фантазия как основа искусства . Санкт-Петербург-Москва, 1914. (пер. С нем.)
Выготский Л.С. Психология искусства . М., 1968.
Рибо, т. Опыт исследования творческого воображения . СПб, 1901. (пер. С франц.)
Розов А. И. «Фантазия и творчество. Вопросы философии , 1966, №. 9.
Якобсон, П. М. Процесс творческой работы Изобретения . Москва-Ленинград, 1934.
Boirel, R. L’invention . Париж, 1955.
Чоудхури К. и П. Вернон. «Экспериментальное исследование образов и их связи со способностями и интересами». Британский журнал психологии , 1964, том. 55, нет. 3.
McKellar, P. Воображение и мышление: психологический анализ . Лондон [1957].
Осборн, А.F. Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого мышления . Нью-Йорк [1957].
Райл, Г. «Воображение». В Очерки философской психологии . Под редакцией Д. Ф. Густафсона. London-Melbourne, 1967.
Sartre, J. P. L’imaginaire . Париж, 1960..