Функции восприятия в психологии таблица: Срс №6. Составьте таблицу «Свойства восприятия»:

Содержание

Срс №6. Составьте таблицу «Свойства восприятия»:

Свойство восприятия

характеристика

пример

предметность

константность

целостность

структурность

осмысленность

избирательность

СРС №7. Сделать конспект работы Рубинштейна С.Л. «Восприятие и направленность личности»

(в книге «Основы общей психологии» Рубинштейна С.Л.)

Занятие 3. Ощущение и восприятие. Методы их исследования.

Задания для подготовки:

  1. Что такое ощущение? Раскрыть значение ощущений в жизни человека. Физиологическая основа ощущений.

2. Составить схему «Классификация ощущений» (1 — по контакту с раздражителем, 2 — по расположению рецептора). Охарактеризуйте каждый вид ощущений.

  1. Составить таблицу «Свойства ощущений» и раскрыть содержание каждого свойства:

Свойства

Содержание

1.

качество

2.

интенсивность

3.

длительность

4.

пространственная локализация раздражителей

  1. Понятие о восприятии. Физиологическая основа восприятия.

  1. Составьте схему «Виды восприятия». Раскройте более подробно восприятие движения, восприятие пространства и восприятие времени.

  1. Составьте таблицу «Особенности восприятия»:

Особенности

Содержание

1.

апперцепция

2.

активность

3.

Фигуро-фоновые отношения

4.

Роль движений

5.

иллюзии

Список литературы:

1. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: РПА, 2006. – 276с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в психологию. — М.: «Че-Ро», 2006.

3. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.

4. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 6-е изд., стереотип / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512с. – (Классическая учебная книга)

5. Психология [Текст]: учебник / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. 17-е изд. – Феникс, 2007. – 672с.

И др.

Д3. Свойства восприятия – Эффективная работа в MS Office

Информационный дизайн ‒ художественно-техническое оформление и представление информации. Информационный дизайн включает в себя:

  1. Функциональные возможности представления информации
  2. Психологические критерии восприятия информации человеком
  3. Эстетика визуальных форм представления информации.

90 % информации человек получает с помощью зрения

Это знают все

Не раз я становилась свидетелем спора: что и кто определяет качество обучения. Преподаватель, а точнее квалификация преподавателя, или наглядные материалы, в частности презентации? Для меня подобный спор беспредметен – в обучении нет мелочей.

Что касается наглядных материалов, то этот спор давно решён самой природой – 90 % информации мы получаем через глаза.

Рассказывать или показывать? Почти гамлетовский вопрос. Обратимся к официальным данным. Что остаётся в головах у обучаемых после занятия?

Вид занятияУсвоенная информация
После 3 часовПосле 3 дней
Только рассказ70 %10 %
Только показ72 %20 %
Рассказ и показ85 %65 %

По окончании урока вы сможете:

  1. Дать определение понятию «Восприятие»
  2. Перечислить свойства восприятия и дать им краткую характеристику
  3. Перечислить свойства хороших учебных материалов

1. Восприятие окружающего мира

Мы воспринимаем окружающий мир, благодаря пяти органам чувств:

  1. глаза (орган зрения),
  2. уши (орган слуха),
  3. нос (орган обоняния),
  4. кожа (орган осязания),
  5. язык (орган вкуса).

Восприятием называется процесс, в ходе которого происходит:

  • отражение человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств;
  • создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения.

Восприятие – процесс, имеющий две связанные между собой стороны:

  1. отражение в сознании внешних предметов и явлений,
  2. «встречную» деятельность сознания, в ходе которой создаётся некий образ.
    Последнее означает, что эффективное и полноценное восприятие всегда должно быть активным, и это необходимо учитывать при создании презентации и любого другого наглядного материала.

Восприятие является одним из этапов воздействия любой учебной информации на людей и занимает первое место в цепочке:

Следовательно, если эффективного восприятия объекта не произойдёт, то снизится или даже будет равна нулю эффективность процесса «Восприятие ⇒ Запоминание ⇒ Вовлечение».

Для нас важно понять особенности зрительного

восприятия потому, что оно обеспечивает человеку до 90 % всей получаемой информации.

Главные причины, по которым зрительная информация так важна:

  • зрительные образы по большей части (хотя далеко не все) «интернациональны», они позволяют преодолевать языковой барьер;
  • зрительная информация более выразительна, сильнее привлекает внимание, поэтому она легче и быстрее воспринимается;
  • зрительная информация лучше запоминается, чем любая другая – нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде визуальных образов (с помощью иллюстраций учат иностранные слова, а в начальной школе – и слова родного языка).

Более подробно об этом можно почитать в любой работе по психологии, посвящённой свойствам восприятия.

Существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Об этих закономерностях знают рекламщики и маркетологи. Воздействуя на наше восприятие, нас заставляют совершать зачастую не нужные нам покупки, запоминать не нужную нам информацию. Так почему мы не можем воспользоваться объективными закономерностями в благородных целях? А наша цель – создать красивые интересные запоминающиеся учебно-методические материалы и в конечном итоге поспособствовать успеху обучения.

Рассмотрим психологические критерии зрительного восприятия информации человеком или Свойства восприятия, так как нам важно понять, почему свойства зрительного восприятия следует учитывать при создании слайдов, да и вообще при любой визуализации информации.

Итак, перечислю по порядку свойства восприятия:

  1. Последовательность
  2. Избирательность
  3. Соотносительность
  4. Константность
  5. Целостность
  6. Иллюзорность
  7. Ассоциативность
  8. Запоминаемость
  9. Реакция на движение

2. Свойства восприятия

1.   Свойство восприятия «Последовательность»

Любое изображение или объект – в общем, то, что находится у нас перед глазами, – состоит из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время движется по сложным траекториям. Глаз устроен так, что за один раз позволяет распознать только один образ, затем переходит к следующему и т. д., то есть, человек смотрит последовательно. При знакомстве с объектом он как бы ощупывает его взглядом.

Посмотрите, как хаотично движется зрачок при рассматривании профиля Нефертити:В зрительной памяти «застревают» характерные признаки, движение глаз отражает работу мысли. Глаз не обводит контуры предметов, а перескакивает от одной части изображения к другой, иногда несколько раз повторяя один и тот же путь. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами.

Смысловыми центрами называются элементы изображения, на которых человек фиксирует взгляд чаще всего. Последовательность зрительного восприятия – это последовательность восприятия смысловых центров.

При визуализации учебной информации необходимо заботиться о том, чтобы смысловыми центрами были не второстепенные элементы, а элементы, несущие непосредственную учебную нагрузку.

Пример:

Выводы, которые я делаю при рассмотрении этой схемы

  • ЗГИ (1) имеет крайне отдалённое отношение к Начальнику управления по модернизации и ПСЭ (2).
  • Начальники отделов (3) имеют различный «вес» на производстве,
  • Группа контроллинга (4) стоит на ступеньку ниже Начальника управления по модернизации и ПСЭ (2), но выше других начальников.
  • Связь между группой контроллинга (4) и Контролем выполнения заданий, соблюдения норм и правил (5) более весома и направлена чётко от одного к другому, тогда как связь между остальными объектами выражена соединительными линиями. (Кстати, а почему группа контроллинга с маленькой буквы?)
  • Элемент Контроль выполнения заданий (5) обозначен международным символом «база данных». Это база данных документов по контролю?
  • Связи (6) между начальниками отделов (3) и группами (7) имеют различные «коленца»
  • Группы (7) различаются не понятно по какому признаку: то ли по количеству сотрудников, то ли по важности выполняемых задач.

А теперь окончательный вывод по этой схеме. Смысловые центры расположены по схеме хаотично, не определены вес и значимость каждого смыслового центра. Обилие ломанных линий даёт иллюзию обилия связей, в которых тяжело разобраться. Глаза обучаемых при рассмотрении этой схемы наверняка будут двигаться хаотично, чтобы собрать эту схему в единое целое. Понять такую схему тяжело, а запомнить практически невозможно.

При анализе этой структурной схемы следует:

  1. Выделить главные и второстепенные смысловые центры.
  2. Определить связи между центрами и расположением подчеркнуть уровень связей.

При оформлении структурный схемы следует:

  1. Делать скруглённые углы у фигур.
  2. Использовать серую обводку для «смягчения» и размытия фигуру (приём смягчения фигур позволяет тексту не потеряться, а остаться в зоне внимания).
  3. Использовать различные оттенки одного цвета для заливки фигур, чтобы подчеркнуть различные уровни.

Обратите внимание на элемент «Контроль выполнения заданий, соблюдения норм и правил». Этот элемент отличается от других по своему смыслу (он раскрывает функционал группы контроллинга), поэтому и оформление должно отличаться от остальных.

Элементы, обозначающие функционал групп, подчиняющихся начальникам отделов, оформлен в одном ключе с элементом «Контроль выполнения заданий, соблюдения норм и правил» – прямоугольная форма элемента, курсивное начертание текста. Но граница окрашена в тон элементу «Группа…»

Вывод: к свойству восприятия «Последовательность» мы обращаемся тогда, когда структурируем информацию.

2. Свойство восприятия «Избирательность»

Человек воспринимает зрительные объекты избирательно, и одним элементам уделяет больше внимания, а другим меньше, то есть для нас существуют более и менее значимые элементы изображения. Точки, в которых при рассматривании изображения зрачок останавливается и меняет направление, называются точками максимальной кривизны (или точками излома) данного участка контура (иногда они бывают точками максимального контраста, как, например, глаза). Эти точки наиболее важны для распознавания визуальной информации. Повышенное внимание к таким точкам выработано эволюцией. Эти точки, то есть характер излома линий, служит первостепенным признаком для быстрого определения объектов, которые могут нести опасность.

Резкие изломы линий часто используются художниками для достижения большей выразительности, для стилизации изображений. Перед вами стилизованное изображение бегущего человечка. На изображении кружками выделены точки излома:Когда нам полезно вспомнить об этом свойстве восприятия? Когда идёт сплошной текст (а это часто встречается в учебных презентациях), сдвиньте блоки текста относительно друг друга, добавьте картинку-перебивку, которая по смыслу подходит к тексту. А в таблице полезно сделать чередующие цветовые строки, разумеется, не злоупотребляя цветовым контрастом.

Пример. Сплошной текст:При анализе этого текстового блока можно выделить различные объекты (см статью Технология работы с текстом):

  • Заголовки
  • Подзаголовки
  • Поясняющий текст.

Заголовки и подзаголовки будут главными объектами, а поясняющий текст ‒ второстепенным объектом. При оформлении этого блока текста акцентируем цветом, размером и расположением различные уровни этих объектов (как это делалось в структурной схеме). В результате получаем точки излома в тексте:

3. Свойство восприятия «Соотносительность»

Соотносительность ‒ особенность восприятия, которая выражает следующее: свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов.

Если на картинке изображён только один объект, вы, скорее всего, не сможете сказать, большой он или маленький.

Следует поместить его в какую-то среду, сопоставить габариты с известными размерами других предметов.

Посмотрите, как меняется наше представление о размере автомобиля в зависимости от того, чьё изображение мы поместим рядом с автомобилем. В первом случае мы видим дорогой кабриолет, который собирается ремонтировать механик, а во втором случае мы видим большую красивую машинку, которую любящие родители слишком рано подарили своему малышу:

Глаз воспринимает линию как длинную, если для сравнения перед ним находится другая, более короткая. Но та же линия будет казаться короткой, если рядом расположена линия большей длины.

Эмоциональное восприятие одного и того же объекта зависит от его окружения:Принцип соотносительности восприятия справедлив не только для размера. Это свойство зрения позволяет усилить восприятие цветности изображения: тёмное на светлом фоне кажется более темным и наоборот; контраст цветов усиливает их «звучание». Посмотрите на картинку. Внутренние прямоугольники одинаковые, они залиты одной и той же градиентной заливкой. Первый внешний прямоугольник залит сплошным цветом, а второй – градиентом обратного направления. Во втором случае контраст цветов заметнее

Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к глазомерным ошибкам и иллюзиям. Поместите рядом с объектом предмет, размеры которого заведомо известны (спичечный коробок, мобильный телефон известной марки, взрослого человека), и размеры этого объекта станут узнаваемыми:

4. Свойство восприятия «Константность»

Константность (предметность), или постоянство восприятия величины и формы, — это относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

Увиденный предмет по ряду признаков мгновенно сопоставляется с имеющейся в памяти абстракцией и приобщается к нужному классу:

  • раскрытая ладонь и кулак объединяются понятием «рука»,
  • собака, рассматриваемая с разных точек зрения, в разных проекциях, выглядит по-разному, более того, собаки бывают разных пород – но увидев изображение любой собаки, человек непременно идентифицирует ее именно как таковую.
  • все мыслимые изображения деревьев — в понятие «дерево»:

Постоянство восприятия объектов, которые различаются между собой, но принадлежат к одному классу – свойство не врождённое, а приобретённое. Оно формируется у человека на основе накопленного опыта. В течение жизни в нашем сознании накапливается множество обобщённых образов, необходимых для опознания тех или иных предметов. И как только человек в очередной раз видит предмет этого класса, в его сознании всплывает обобщённый образ.

Для иллюстрации данного утверждения приведу старинную детскую загадку:

Ответ:

Вы никогда не видели человека в сомбреро на велосипеде сверху? Я – нет. У меня нет опыта в распознавании сомбреро вид сверху

С учётом свойства «Константность» мы можем добиться того, чтобы обучаемые смогли соотнести новый материал с накопленным ранее опытом. Содержательная и изобразительная составляющие наших учебных пособий и презентаций должны быть узнаваемы.

5. Свойство восприятия «Целостность»

Человек способен воспринимать как отдельные части, так и все изображение одновременно.

Информация о форме, цвете, яркости и других характеристиках объекта сливается воедино, формируя определённый образ:

Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемые как единое целое, могут неожиданно породить новое изображение, причём человек подсознательно пытается наделить такое изображение смыслом.

Пример:

На этой картинке заголовок настолько доминирует над всей остальной информацией, что взгляд постоянно будет обращаться к этому заголовку, а остальная информация будет ускользать от внимания. Когда вы сделаете усилие и начнёте изучать слайд, то пляшущие строчки не дадут вам целостной картины. Взгляд постоянно будет сбиваться. Хорошо, если в презентации один такой слайд, а если несколько? Ничего, кроме утомления, такой слайд не вызывает

А на этой картинке заголовок акцентирован размером шрифта и неяркой подложкой. Текст является естественным продолжением заголовка. Благодаря использованию табуляторов смысловые части создают иллюзию вертикальных линий. Текст легко читается и воспринимается:

6. Свойство восприятия «Запоминаемость»

Существенной характеристикой зрительного восприятия является запоминаемость. Из множества элементов рассматриваемого изображения или другого объекта человек может одновременно воспринять и запомнить лишь ограниченное их число, а именно 7 плюс-минус 2 (так называемое число Миллера). По отношению к учебным пособиям это означает, что их нельзя перегружать лишними деталями, в которых человек не сможет разобраться с первого взгляда.

Посмотрите в течение нескольких секунд на иллюстрацию, закройте глаза и попробуйте мысленно воспроизвести элементы сцены. Наверняка их будет не больше девяти:

При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций, не забывайте это свойство восприятия, не перегружайте свою работу избыточным количеством деталей.

Но в практике нам приходится в качестве иллюстрации давать сложную схему с большим количеством элементов. Попробуйте выделить в схеме функциональные блока, то есть группу элементов, отвечающих за один процесс. Разделите эти блоки интервалами (расстояниями). Для однотиповых элементов задайте определённый цвет:

На этой картинке выделены функциональные блоки, которые расстоянием отделены друг от друга и воспринимаются отдельными большими объектами. В результате мы имеем схему из четырёх объектов. Схема намного легче читается.

7. Свойство восприятия «Реакция на движение»

Зрительный аппарат устроен так, что когда в поле зрения появляется движущийся объект, взгляд почти мгновенно, через 150–170 миллисекунд, захватывает объект центральным зрением и отслеживает движение. Вот появилось пульсирующее сердечко – и ваш взгляд метнулся к нему и отвлёкся от текста.

Существует версия, что причина этого механизма кроется в истории эволюции человечества. Для первобытного человека движущийся объект часто представлял опасность. Это мог быть хищник, падающее дерево, летящий камень, лавина и т. д. Человек должен был быстро отреагировать на постороннее движение и принять меры предосторожности. Возможно, выжили те, чья реакция была лучше, и это свойство закрепилось на генетическом уровне.

Реакция на движение широко используется профессиональными дизайнерами: неизменно привлекают внимание анимационная презентация, рекламные ролики, бегущая текстовая строка, движущаяся инсталляция.

Очень осторожно применяйте анимацию в учебных презентациях. После анимации, особенно, экзотической, взгляду трудно перейти к статике, то есть к элементарному чтению текста, схемы, таблицы. Ничего, кроме раздражения, презентации, перегруженные анимацией, не вызывают.

Анимация должна быть только там, где это необходимо. Анимация, которая не утомляет глаза ‒ это должно стать всеобщим правилом

8. Свойство восприятия «Иллюзорность»

Иллюзорность – это обманчивость зрительного восприятия, когда наше сознание даёт нам неверную информацию о видимых объектах. Так происходит потому, что зрительное восприятие часто сопровождается глазомерной оценкой. В ходе этой оценки некоторые выводы человек делает подсознательно и при этом ошибается, когда определяет размеры отрезков, равенство или неравенство фигур. Глазомерные оценки порой бывают ошибочны, и эта ошибочность носит весьма устойчивый характер. Например, светлые предметы на темном фоне кажутся больше и значительнее, чем они есть на самом деле, этот эффект называется иррадиацией (от лат. «сиять», «сияние»):

9. Свойство восприятие «Ассоциативность»

Ассоциативность – свойство восприятия, в силу которого человек устанавливает связи между, изображениями и возникающими при их восприятии зрительными образами с одной стороны, и идеями, понятиями, представлениями – с другой стороны.

Разные ассоциации может вызывать и восприятие разных линий и фигур:

Ассоциативность и особенно образность восприятия в большой степени зависит от национально-культурной принадлежности человека, от его образованности и информированности. Поэтому, используя те или иные образы и рассчитывая на те или иные ассоциации, необходимо учитывать, на какую аудиторию нацелена реклама – для того, чтобы закодированная в ней информация была правильно интерпретирована.

Учет особенностей зрительного восприятия является значительным резервом повышения выразительности.

3.  Характеристика хороших учебных материалов

Квалифицированный преподаватель, показывающий хорошо сделанную презентацию, добьётся наибольших успехов:

Хорошо сделанные учебные материалы показывают уважение к аудитории, серьёзное отношение к информации и к мероприятию, работают на имидж компании и на личный имидж преподавателя.

Учебные материалы, в том числе и презентации, должны:

  • отвечать поставленным задачам занятия,
  • позволять организовывать учебный процесс (вопросы, задания, проверка гипотез),
  • отвечать выбранным педагогическим технологиям и формам работы во время занятия,
  • учитывать особенности восприятия информации,
  • быть вариативным по способам представления учебной информации (рисунки, таблицы, модели, анимации, видеофрагменты).

Теперь вы сможете:

  1. Дать определение понятию «Восприятие»
  2. Перечислить свойства восприятия и дать им краткую характеристику
  3. Перечислить свойства хороших учебных материалов

Роль восприятия в когнитивной психологии

  1. Введение
  2. Роль восприятия в когнитивной психологии
  3. Заключение
  4. Список литературы

Введение процесс исследования своей способности воспринимать, учиться, запоминать, думать, рассуждать и понимать (Lu & Dosher, 2007). По существу, познание изучает процесс приобретения и применения информации или знаний. Восприятие составляет неотъемлемую часть познания. Восприятие исследует процесс построения субъективного анализа ближайшей информации в окружающей среде. Он использует отдельные чувства для выполнения задачи интерпретации. К ним относятся слуховые, соматосенсорные и зрительные чувства. Он также использует модули обработки, такие как движение и форма, для построения и интерпретации информации.

Кроме того, восприятие требует использования подмодулей, которые представляют различные аспекты информации о стимулах. Необходимо отметить, что вышеперечисленные модули взаимодействуют для достижения роли восприятия в когнитивной психологии (Logan, 2004). Текущие исследования изучали взаимодействия между модулями и представлениями с целью установления того, как они интегрируются в связное восприятие. В этой статье исследуется роль восприятия в когнитивной психологии.

Cut 15% СКИДКА на первый заказ

Мы доставим индивидуальную бумагу Cognitive Psychology с учетом ваших требований с хорошей скидкой 2 Роль восприятия в когнитивной психологии

Восприятие, как подобласть когнитивной психологии, выполняет задачу предоставления людям возможности испытать свое окружение. Это включает в себя видение знакомых предметов, обоняние аромата еды, ощущение прикосновения к предметам и прослушивание музыки в окружающей среде. В связи с этим можно заметить, что восприятие позволяет человеку взаимодействовать с его / ее окружением посредством сознательного опыта с объектами и людьми в этом окружении. По сути, восприятие выполняет роль, позволяющую человеку сознательно взаимодействовать с окружающей его средой. Другая роль восприятия заключается в установлении того, как раздражители из мира взаимодействуют с органами чувств. При этом формируются обонятельные, слуховые, тактильные, вкусовые и зрительные представления об окружающей среде. Восприятие также пытается исследовать функцию органов чувств, чтобы установить, как они обрабатывают сенсорную информацию. Кроме того, в нем исследуются методы, с помощью которых можно получить точную интерпретацию субъективного (Lu & Dosher, 2007).

Текущие исследования восприятия делают акцент на комбинировании различных подходов. К ним относятся нейронаучные, развивающие, вычислительные, поведенческие и когнитивные подходы. Фактически можно заметить, что восприятие играет роль интегратора различных подходов психологии. Восприятие играет роль предоставления информации об элементах и ​​свойствах окружающей среды. Более того, у него есть роль, позволяющая действовать в этой среде. Можно заметить, что восприятие создает опыт взаимодействия с окружающей средой. Восприятие позволяет человеку осознавать раздражители в окружающей среде. В процессе это дает осмысленное представление стимулов в окружающей среде. В конце концов, он обеспечивает требуемую реакцию на раздражители в окружающей среде. Также необходимо отметить, что восприятие функционирует двумя основными способами. К ним относятся процессы «снизу вверх» и «сверху вниз». У последнего есть роль, позволяющая видеть каждый аспект объекта. Например, можно увидеть линии, соединяющие куб. Первый позволяет искать, а также извлекать сенсорную информацию на основе его / ее убеждений, целей, знаний и ожиданий. Следовательно, восприятие является центральной частью познания (Goldstein, 2008).

Заключение

Познание включает в себя несколько подобластей, а именно восприятие, обучение, запоминание, мышление, рассуждение и понимание. Он исследует способность приобретать и применять информацию и знания. Восприятие является очень важной подобластью познания. Это позволяет человеку активно взаимодействовать с окружающей его средой. Кроме того, он создает свою среду. Восприятие играет роль построения субъективного анализа своего окружения. Восприятие играет роль предоставления человеку возможности испытать свое окружение. Он позволяет видеть, осязать, слышать, ощущать вкус и обонять раздражители в окружающей среде. По сути, это дает человеку возможность осознанно взаимодействовать с окружающей его средой. Более того, он устанавливает взаимодействие между раздражителями и органами чувств. Эти роли разрешаются двумя основными методами, а именно восходящими и нисходящими процессами. В то время как первый играет роль соединения информации, последний играет роль поиска и извлечения сенсорной информации на основе целей, знаний, убеждений и ожиданий.

Ссылки

Гольдштейн, Б. (2008). Когнитивная психология: соединение разума, мозга и повседневного опыта (2 -е изд. ). Белмонт, Калифорния: Cengage.

Логан, Д. (2004). Кумулятивный прогресс в формальных теориях внимания. Ежегодный обзор психологии 55, 207-234.

Своевременная доставка!

Получите индивидуальную и 100 % свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа

Давайте начнем

322 специалисты онлайн

Лу, З. и Дошер, Б. (2007). Когнитивная психология. Scholarpedia , 2(8), 2769.

Обработка снизу вверх (определение + 7 примеров)

Как вы воспринимаете окружающий мир? Вы чувствуете, что происходит, или вы используете восприятие для организации и интерпретации информации?

Это большие вопросы. Ощущение и восприятие объясняют, как мы узнаем наших друзей, когда они приближаются к нам, как мы формируем воспоминания и как мы анализируем происходящее в любой момент времени.

Что такое обработка снизу вверх?

Примеры обработки снизу вверх

Использование восходящей обработки в повседневной жизни

Что такое обработка снизу вверх?

Процессинг «снизу вверх» — это идея о том, что мы начинаем воспринимать предметы с ощущения, в отличие от наших концептуальных идей. Этот процесс также известен как «обработка, управляемая данными», потому что он именно таков: управляется данными, которые мы собираем с помощью наших органов чувств.

Прямо сейчас вы видите экран компьютера и несколько анимаций. Но прежде чем вы смогли узнать компьютер, вы рассмотрели отдельные части компьютера: форму машины, свет, исходящий от экрана, каждую из клавиш на клавиатуре и т. д.​

Некоторые психологи утверждают, что ощущение и восприятие — это два разных процесса. Некоторые утверждают, что они абсолютно одинаковы.

Мы называем эти теории обработкой «снизу вверх» и «сверху вниз». Один утверждает, что сенсорное восприятие и восприятие — это одно и то же, и что мы сначала обрабатываем стимулы, а потом анализируем их. Другой — «процесс сверху вниз», который начинается с воспоминаний, ожиданий и мотиваций. Мы применяем наши знания и ожидания, чтобы создать фон для нашего мира, как мы его воспринимаем, а затем начинаем фокусироваться на более мелких деталях, используя ощущения.

Особое внимание я уделю восходящему подходу к обработке и тому, как мы обрабатываем окружающие нас стимулы. Джеймс Дж. Гибсон разработал теорию восходящей обработки, и его работа оказала значительное влияние на мир психологии, бихевиоризма и неврологии.

Теория Гибсона

Теория восходящей обработки звучит достаточно просто, но теория Гибсона об этом процессе до сих пор вызывает споры в мире психологии. Почему? Гибсон предположил, что для восприятия стимулов не требуется никакого обучения. Процесс от рассмотрения стимулов до их анализа представляет собой прямую линию. По мере того как зрительные стимулы перемещаются от сетчатки глаза к зрительной коре головного мозга, мы начинаем все глубже и глубже погружаться в анализ того, что видим.

Это редукционистская теория. Редукционизм — это идея о том, что мы разбиваем большие идеи на их самые основные части. Поддерживая дискуссию , становится ясно, что Гибсон принимает сторону природы. Он утверждает, что мы используем природу исключительно для восприятия мира и анализа того, что видим. Фактически, он является одним из основателей экологическая психология.

Возможности

Пока Гибсон разрабатывал теорию восходящей обработки данных, он ввел термин «возможности». Все, что мы видим, имеет ряд аффордансов или различных возможностей взаимодействия с предметом.

Аффорданс — это вещь, которая предлагает воспринимающему что-то большее, чем то, чем она конкретно является . Самый простой пример: стул представляет собой конструкцию из дерева, однако он «дает» нам возможность сидеть на нем.

К этим возможностям относятся:

  • Относительная яркость или размер
  • Градиент текстуры 
  • Высота
  • Подсвеченные объекты

Гибсон утверждал, что идея возможностей имеет решающее значение для этой идеи. восходящей обработки. Он предположил, что когда мы смотрели на предмет, мы наблюдали за его особыми аффордансами.

Примеры обработки снизу вверх

Одним из простых примеров обработки снизу вверх является ситуация, когда вы идете в ванную комнату друга посреди ночи. Вы должны включить свет, чтобы увидеть, куда вы идете, вместо того, чтобы использовать свою память о том, где находятся вещи в ванной.

Ниже приведены еще несколько примеров восходящей обработки информации в повседневной жизни: 

1) Интерпретация дорожных знаков 

Одним из способов, с помощью которых аффордансы поддерживают теорию восходящей обработки информации, является дорожная разметка. Дорожная разметка использует несколько различных возможностей, чтобы сообщать о требованиях к скорости и направлении света. Когда вы едете по проселочной дороге, вы не работаете сверху вниз — вы ощущаете знаки на обочине и на дороге, чтобы определить, куда вы едете и с какой скоростью вы едете.

2) В или 13?

Следующий пример состоит из двух частей и показывает разницу между восходящей и нисходящей обработкой.

Используя восходящую обработку, вы можете посмотреть на средний символ и сказать, что это «B». Конечно, вы узнали, что такое «Б» в прошлом. Но вам не нужен был какой-либо контекст, чтобы посмотреть на маркировку, отправить эти стимулы в ваш визуальный контекст и проанализировать стимулы, чтобы определить, что маркировка была буквой «В».

Обработка сверху вниз может дать другой результат. Допустим, эти две отметки были помещены между «14» и «12». Когда вы сталкиваетесь с двумя отметками, вы узнаете, что это «13». страница. Возможно, через какое-то время вы передумаете. Но ваше первоначальное восприятие маркировки отличалось от буквы «В» из-за обработки сверху вниз.

3) Прозопагнозия

Процессинг «снизу вверх» может показаться трудной для понимания концепцией, особенно если вы ловите себя на мысли, что ваш прошлый опыт и то, чему вы научились, имеют решающее значение для понимания мира вокруг вас. Вот почему так много психологов связывают свое мышление с идеей обработки информации сверху вниз. Но, рассмотрев состояние, в котором отсутствует возможность использования нисходящей обработки, вы сможете лучше понять восходящую обработку.

Итак, давайте посмотрим на Прозопагнозия .

Оливер Сакс — известный невролог. В его список книг входит «Человек, который принял жену за шляпу» . (Если вас интересуют аномалии в мире неврологии, я очень рекомендую эту книгу!) Сакс сам мог отличить свою жену от шляпы, но ему было трудно различать лица других людей, даже тех, кого он знал. У него была прозопагнозия, известная также как лицевая слепота.

Пациенты с прозопагнозией не используют нисходящую обработку для идентификации людей. Они способны воспринимать то, что видят, когда смотрят на лицо человека. Они могут определить, есть ли у человека веснушки, голубые глаза или кривой нос. Но они не могут определить, видели ли они это лицо раньше и кому оно принадлежит.

Процесс, в котором люди с лицевой слепотой видят лица других, является примером восходящей обработки.

4) Восходящие тесты и оценки

Как узнать, что чувствует человек? Они могли бы сказать вам. Или вы можете получить подсказки от того, как человек действует, и составить свое окончательное суждение. Многие профессиональные терапевты используют второй подход в тестах и ​​оценках. Они называются «восходящими оценками», потому что они напоминают восходящий процесс.

Тестирование «снизу вверх» и подходы различаются в зависимости от типа применяемой терапии. Например, когнитивно-поведенческий терапевт может задать своему пациенту ряд вопросов о воспоминании или предмете. Они слушают то, что должен сказать пациент, но также наблюдают за тем, что происходит с пациентом физически (потливость, ерзание и т. д.). Они используют эту информацию для оценки.

5) Слепой дегустационный тест

Вы когда-нибудь видели, как кто-то проводит слепой дегустационный тест? Может быть, они были судьями на кулинарном шоу или участвовали в игровом шоу и должны были угадать, что они ели. Они, вероятно, могут догадаться, что они едят пищу, или имеют другие подсказки о том, что они собираются положить в рот. Но они должны использовать восходящую обработку для оценки того, что они едят.

Вкусовые рецепторы помогают мозгу в этом – они посылают сенсорную информацию в мозг практически без контекста. Оттуда мозг должен выполнить работу, чтобы выяснить, что человек только что съел.

6) Ощущение огня вдалеке 

Но вам не нужно быть «слепым» или закрывать глаза, чтобы использовать восходящую обработку. Допустим, вы в лесу. Вы видите все деревья вокруг вас, но больше ничего не выглядит необычным. Внезапно вы слышите какие-то хлопки. Вы чувствуете слабый запах дыма. Через некоторое время вы начинаете чувствовать, что одна сторона вашего тела подвергается воздействию тепла.

Все это вместе говорит о том, что поблизости есть пожар и, возможно, пора бежать или посмотреть, все ли в порядке. Ваши глаза еще не видят огонь , , но восходящая обработка с помощью других органов чувств говорит вам, что происходит.

7) Странные боли в животе

Вы вдруг почувствовали странные боли в животе «из ниоткуда»? Вы должны использовать восходящую обработку, чтобы выяснить, что вызывает ваши симптомы. Первый признак того, что что-то не так, — это ваш сенсорный опыт. После этого вы должны подумать о том, как вы себя чувствуете, или о том, съели ли вы что-то, что могло вызвать боли в животе.

Вы должны опираться на прошлый опыт, когда вы могли испытывать подобные чувства. Если вы ожидаете боли в животе из-за аллергии или ситуации, которая может вызвать боль в животе, вы можете использовать обработку сверху вниз для оценки своих симптомов.

Чтобы обобщить идею восходящей обработки, Джеймс Гибсон предложил теорию, согласно которой процесс анализа стимулов представляет собой прямую линию между стимулами вокруг нас и частями мозга, которые их анализировали. Никакое дальнейшее обучение не повлияло на то, что мы воспринимаем.

Вот еще несколько примеров восходящей обработки:

  1. Слух : Идентификация слов в речи или понимание музыки путем распознавания отдельных нот.
  2. Зрение : Распознавание форм, цветов и объектов по визуальным признакам, таким как размер, форма и текстура.
  3. Запах и вкус : Различение различных вкусов пищи или ароматов вина на основе обонятельных и вкусовых рецепторов, посылающих сигналы в мозг.
  4. Осязание и движение : Ощущение текстур при физическом контакте, ощущение изменений температуры и различение твердых и мягких поверхностей при прикосновении к ним.

Автоматическая ли обработка снизу вверх?

Хотя может показаться, что мы интерпретируем дорожные знаки, делаем предположения или считываем изображения автоматически, есть некоторая работа, которая выполняется при восходящей обработке. Конечно, эти навыки приобретаются намного быстрее, когда мы взаимодействуем с окружающим миром!

Например, основные процессы восприятия, такие как цветовое зрение и обнаружение движения, происходят автоматически и без сознательных усилий. Эти процессы включают относительно простые нервные пути, которые могут быстро идентифицировать определенные входные сигналы восприятия и реагировать соответствующим образом.

С другой стороны, когнитивные процессы более высокого уровня, связанные с обучением, формированием памяти, решением проблем, пониманием языка, требуют сознательных усилий и не могут быть классифицированы как автоматические реакции.

Было также высказано предположение, что некоторые типы восходящей обработки могут быть автоматизированы с практикой; например, если человеку необходимо распознать определенный паттерн, чтобы выполнить задачу, у него может со временем выработаться бессознательная привычка распознавать этот паттерн с течением времени. Это говорит о том, что нисходящие ожидания играют важную роль в формировании нашей реакции на стимулы, даже если на первый взгляд мы полагаемся в основном на механизмы, управляемые данными более низкого уровня. Следовательно, хотя базовое восходящее восприятие можно считать автоматическим, представляется вероятным, что многие более сложные функции верхнего уровня останутся предметом произвольного контроля даже после продолжительной тренировки или опыта.

Является ли обработка снизу вверх такой же, как индуктивное рассуждение?

Многие студенты путают восходящую обработку с индуктивным рассуждением, но это не одно и то же! Индуктивное рассуждение и восходящая обработка часто связаны между собой, потому что они берут из прошлой информации и опыта, но важно знать, что они являются аналогичными средствами для другой цели.  

Посмотрите, что поделился Brainvoyager135, когда этот вопрос был задан на Reddit: 

«Это неплохой способ помочь вам запомнить концепцию, так как важна связь. Однако обработка и рассуждение не являются синонимами. Процессинг связан с ощущением и восприятием. Рассуждение основано на теориях и наблюдениях».

Использование восходящей обработки в повседневной жизни

Восходящая обработка — это метод понимания, который начинается с анализа отдельных компонентов и постепенно расширяется до более крупных понятий. Этот тип сбора информации часто используется в повседневной жизни, особенно при решении сложных задач, таких как решение проблем.

Например, учащийся, пытающийся решить математическое уравнение, может начать с разбиения задачи на более мелкие части и построения этих более мелких частей, пока не придет ответ.

Анализируя каждую часть по отдельности, учащийся может сосредоточиться на одном элементе, не перегружаясь всеми данными, представленными в вопросе.

Добавить комментарий