Основные функции культуры | Мудрый Философ
Все статьи сайта → Культурология → Теория культуры → Основные функции культуры
Рассматривая вопрос о содержании и сущности культуры, мы убедились в том, что культура представляет собой социальное явление и выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. А это значит, что культура может быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Функции в общественных науках обычно показывают предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции культуры» в культурологии подразумевается характер и направление воздействия культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах.
1. адаптивную функцию;
2. интегративную функцию;
3. коммуникативную функцию;
4. функцию социализации;
5. компенсаторную и игровую функции.
1. Адаптивная функция культуры
Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово «адаптация» (от лат. adaptatio) означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых существ адаптируется к среде своего обитания. У растений и животных это происходит в процессе биологической эволюции благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, посредством которых функционируют и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише).
Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закрепленной за ним экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную культурную среду.
Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определенной экологической нише обернулась способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусственных условий своего существования, культуры. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего обеспечения продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечения коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохранительная система) и т. д. В конечном счете, вся созданная человеком материальная культура, социальная организация, система экономических, социальных и политических отношений выполняют адаптивную роль.
С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция. Культура обеспечивает социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о различных уровнях социальной интеграции, которая осуществляется на основе культуры.
Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирования повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопления социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.
Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной культуры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежности к данной социальной общности — чувство «мы».
Однако солидарность между «нашими» может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Формирование групповой солидарности — «мы» — предполагает существование представителей иных культурных кругов — «они». Поэтому функция по интегрированию сообществ имеет своей обратной стороной — дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последствиям.
История свидетельствует, что культурные различия между сообществами нередко становились причиной их противостояния и вражды.
Интеграция людей осуществляется на основе коммуникации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, поскольку именно культура дает им средства общения — знаковые системы, оценки.
Развитие форм и способов коммуникации — важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуникации явилась членораздельная речь. С ее развитием люди получили необычайно широкие возможности передачи друг другу разнообразной информации. Позднее формируется письменная речь и множество специализированных языков, служебных и технических символов: математических, естественнонаучных, топографических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; складываются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражирования и трансляции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и распространением информации.
Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение сообщества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. В историческом процессе «персональный состав» общества и социальных групп постоянно обновляется, меняются исполнители, так как люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированными в этом опыте образцам поведения. Конечно, общественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определенные изменения. Но всякие новации в общественной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованными от предков формами жизни и идеалами и также транслируются из поколения в поколение благодаря социализации.
Ряд культурологов в качестве самостоятельной функции культуры называют компенсаторную и игровую функции. Формами компенсации являются досуговая деятельность, туризм, общение с природой и другие формы отвлечения человека от участия в тех или иных видах материальной или духовной деятельности для того, чтобы отдохнуть от жизненных проблем и получить эмоциональную разрядку. Формой компенсации являются праздники, во время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения.
Игровая функция культуры проявляется не только в разнообразных видах спорта или развлечениях. Элементы игры постоянно используются в таких сферах, как религия, политика, образование, воспитание, художественная культура. Шуты и скоморохи, клоуны и затейники пользовались спросом во всяком обществе, Развлекательные игры носят характер забавы, преследуя цель отвлечения участников и зрителей от насущных проблем и дать им компенсацию за нереализованные устремления в жизни.
Читать также:
1. Исходное значение термина «культура» и современное содержание этого понятия
2. Происхождение культуры
3. Предмет и объект культурологии
4. Структура культуры и ее основные элементы
5. Сущность культуры
3.2.3. Трудовая функция \ КонсультантПлюс
Документ утрачивает силу с 1 сентября 2023 года в связи с изданием Приказа Минтруда России от 30. 01.2023 N 53н, утвердившего новый профессиональный стандарт.
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов |
Код |
B/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Развитие форм и способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления в образовательной организации |
Развитие форм и способов взаимодействия детских объединений с другими институтами социализации |
|
Организация партнерства социальных институтов с целью поддержки детских социальных инициатив |
|
Привлечение к работе с детскими общественными объединениями родителей (законных представителей), специалистов разного профиля, волонтеров |
|
Педагогическая поддержка совместной деятельности детских общественных объединений с другими институтами социализации | |
Анализ результатов совместной деятельности институтов социализации по поддержке детских инициатив, общественных объединений |
|
Необходимые умения |
Организовывать сотрудничество детских общественных объединений с органами педагогического и родительского самоуправления |
Изучать воспитательный потенциал институтов социализации с целью выбора направлений и форм сотрудничества |
|
Устанавливать контакты с клубами по месту жительства, учреждениями культуры, спорта по вопросам воспитания обучающихся |
|
Организовывать взаимодействие детских общественных объединений с различными социальными институтами |
|
Осуществлять координацию совместных действий образовательной организации с институтами социализации по поддержке детских инициатив |
|
Организовывать поддержку детских социальных проектов на основе социального партнерства институтов социализации |
|
Организовывать участие семьи в проведении коллективных творческих, массовых мероприятий |
|
Пропагандировать поддержку деятельности детских объединений в социуме, мотивировать специалистов разного профиля к работе с детьми |
|
Осуществлять педагогическую поддержку участия волонтеров в развитии деятельности детских общественных объединений |
|
Оказывать методическую помощь институтам социализации по взаимодействию с детскими общественными объединениями |
|
Применять диагностические технологии для анализа эффективности совместных действий институтов социализации по поддержке детских общественных объединений |
|
Применять диагностические технологии для выявления динамики развития деятельности детских общественных объединений |
|
Необходимые знания |
Нормативные правовые основы организации социального партнерства институтов социализации |
Особенности социально-педагогической деятельности различных институтов социализации, их воспитательный потенциал |
|
Подходы к формированию детско-взрослой общности в образовательной организации |
|
Подходы к педагогическому сопровождению совместной деятельности субъектов воспитания в образовательной организации |
|
Подходы к разработке необходимых для деятельности детских общественных объединений локальных актов в образовательной организации |
|
Механизмы социального партнерства институтов социализации |
|
Способы организации взаимодействия институтов социализации с целью поддержки детских социальных инициатив |
|
Подходы к разработке и реализации программ совместной деятельности образовательного учреждения и других институтов социализации |
|
Способы привлечения к работе с детьми специалистов разного профиля, волонтеров |
|
Механизмы взаимодействия образовательной организации с семьей |
|
Педагогические технологии мотивации родителей (законных представителей) к участию в совместной деятельности с детьми в образовательной организации |
|
Способы организации совместных семейных проектов детей и взрослых |
|
Методы и формы работы по формированию у обучающихся готовности к самореализации и самоопределению |
|
Способы педагогической поддержки участия волонтеров в развитии деятельности детских общественных организаций |
|
Способы организации участия различных институтов социализации в проведении массовых мероприятий для обучающихся разного возраста |
|
Методы, способы педагогической диагностики для выявления динамики развития деятельности детских общественных объединений |
|
Методы анализа результатов совместной деятельности институтов социализации по поддержке детских инициатив, общественных объединений |
|
Другие характеристики |
— |
10 ролей семьи в процессе социализации: посмотрим! – Whiz
Роль семьи в социализации – Роль семьи в процессе социализации очень важна для формирования личности, привычек и способов общения детей с другими людьми. Семья даже считается важнейшим агентом социализации, поскольку она является центром мира детей.
Семья первой прививает детям систему ценностей, норм, социального положения и убеждений. Поэтому, как дети, которые еще очень зависимы от семьи, роль этой семьи очень важна в процессе социализации детей.
Очень важно, чтобы семья всегда играла активную и мудрую роль, чтобы обеспечить правильный процесс социализации ребенка. Итак, на этот раз Уизмин обобщил 10 семейных ролей в процессе социализации, которые вам необходимо знать. Давайте посмотрим вместе!
Читайте также: Рекомендации по досрочному выходу на пенсию: никаких колебаний!
10 ролей семьи в процессе социализации
Вот 10 ролей семьи в процессе социализации, которые вам важно знать.
1. Обучение социальным нормам и этике
В каждом регионе действуют свои социальные нормы и этика. Детям важно знать социальные нормы и этические нормы, действующие там, где они живут. Затем обязанность родителей — обучать этим социальным нормам и этике своих детей.
2. Знакомство с различными социальными пространствами
Существуют различные социальные пространства, с которыми можно знакомить детей. Начиная от семейных комнат, школ, детских площадок, репетиторских мест и др. В каждом из этих мест способ общения, конечно, разный.
Поэтому родителям важно как можно раньше приобщать своих детей к различным социальным пространствам. Они изучат различные способы общения и попрактикуются в том, как правильно практиковать его в соответствии с социальными ситуациями в то время.
3. Обучение вежливости
Подобно социальным нормам и этике, манеры поведения в каждой общественной группе также различаются. Дети должны иметь возможность корректировать свои манеры в соответствии с общественной группой, в которой они находятся.
Здесь становится важной роль родителей в обучении детей манерам. Убедитесь, что в обучении нет ошибок, потому что ошибки в манерах могут иметь негативное влияние на многие вещи.
4. Внедрение норм и обязанностей в обществе
После обучения нормам, социальной этике и обязательствам в обществе родителям и детям пора их применять. Покончив с семьей, дети не будут чувствовать себя обремененными и смогут учиться быстрее.
5. Мониторинг общения детей
Дети начнут общаться со своим окружением. Родители должны следить за тем, как дети общаются. Это чтобы увидеть, есть ли ошибка в их отношении и поведении или все в соответствии с социальными нормами и этическими нормами.
Также убедитесь, что дети могут без особых проблем общаться со всеми, особенно со своими друзьями.
6. Предупреждения, если ребенок делает ошибки
Дети часто делают ошибки в процессе общения. Ошибка может быть преднамеренной или непреднамеренной. Родители должны иметь возможность контролировать и предупреждать своих детей, если они совершают ошибки.
Не позволяйте детям не понимать последствия своего поведения. Родители должны предупреждать детей и учить, какое отношение следует вместо этого иметь. Этот метод эффективен для обучения детей правильному общению.
7. Быть защитником детей
Процесс социализации детей не всегда проходит гладко. Иногда дети также могут испытывать нежелательные негативные явления. Например, плохое поведение в окружении, ссоры с другими людьми и многое другое.
Здесь очень важна роль родителей как защитников детей. Детям необходимо знать, что их родители готовы защитить их от нежелательных событий. Так дети будут более открытыми и доверять своим родителям.
8. Быть хорошим примером
Самый эффективный способ чему-то научить детей — это подать хороший пример. Будьте человеком, который общается вежливо и в соответствии с нормами общества. Дети обязательно воспримут такое поведение как стандарт и привычку, поэтому будут подражать ему.
9. Стать мотиватором
У каждого ребенка должны быть разные интересы. Теперь, когда ребенок преследует свои интересы, но переживает фазу трудностей, неудач и разочарований, вы, как родитель, должны быть на переднем крае, обеспечивая ему поддержку и мотивацию.
Мотивация — важная вещь, которая может помочь детям встать и снова воодушевиться для достижения своей мечты или цели.
Будучи мотиватором не только, когда ребенок расстроен, родители могут быть мотиватором в любое время. Например, вы можете мотивировать своего ребенка часто откладывать свои карманные деньги (сбережения), чтобы получить желаемый предмет.
Вы также можете мотивировать детей всегда вести себя хорошо, чтобы люди подружились с ними. В любом случае, у вас есть много способов мотивировать своих детей, чтобы они выросли достойными людьми.
10. Стать фондом религиозного образования
Очень важно обеспечить прочную основу в отношении религии, чтобы дети могли избежать негативного поведения. Семья – это место номер один, которое может дать детям знания о религии.
Религиозные знания, которые родители могут передать детям, включают, например, применение морали и терпимости, привитие религиозных ценностей, образцовое отношение и образцовое соблюдение религиозных предписаний и отказ от всех запретов.
Читайте также: 5 вещей, которых следует избегать при обучении финансовой грамотности!
Это 10 ролей семьи в процессе социализации, которые необходимо тщательно учитывать. Если роль семьи выполнена правильно, ребенку не составит труда социализироваться в различных социальных средах.
Ну, кроме этого, вы также можете научить детей финансовой грамотности, чтобы они могли лучше социализироваться в обществе. Вы можете использовать финансовое приложение Whiz. чтобы с раннего возраста дети уже понимали и знали вещи, связанные с правильной финансовой грамотностью.
СКАЧАТЬ WHIZ И ЛЕГКО УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ФИНАНСАМИ!
Общение может улучшить когнитивные функции пожилых людей в повседневной жизни
Пожилые люди, которые чаще общались с близкими людьми, лучше справлялись с когнитивными тестами, чем те, кто реже общался с близкими партнерами.
UNIVERSITY PARK, Pa. — Общение с другими важно для психического здоровья и благополучия, а также может помочь улучшить познавательные способности, особенно у пожилых людей, согласно новому исследованию.
В исследовании под руководством Жуйсюэ Чжаояна, доцента-исследователя Центра здорового старения в Пенсильвании, исследователи обнаружили, что, когда взрослые в возрасте от 70 до 90 лет сообщали о более частых приятных социальных взаимодействиях, у них также улучшались когнитивные способности. в этот день и в следующие два.
Чжаоян сказал, что результаты, недавно опубликованные в журнале PLOS ONE, могут иметь особое значение сейчас из-за мер по смягчению последствий социального дистанцирования во время пандемии COVID-19.пандемия.
«Наше исследование является одним из первых, показавших, что если вы общаетесь в один день, это может немедленно повлиять на ваши когнитивные способности в тот же день, а также в последующие дни», — сказал Чжаоян. «Тот факт, что мы обнаружили, что когнитивные преимущества приятных социальных взаимодействий могут проявляться в течение такого короткого периода времени, стал приятным сюрпризом и может стать многообещающей областью для будущих интервенционных исследований».
По данным Ассоциации Альцгеймера, более шести миллионов американцев в настоящее время живут с болезнью Альцгеймера, и ожидается, что к 2050 году это число вырастет почти до 13 миллионов. COVID-19пандемия.
Чжаоян сказал, что без надежной лекарственной терапии очень важно найти способы помочь предотвратить эти состояния до того, как они достигнут клинической стадии.
«Болезнь Альцгеймера и другие деменции ложатся тяжелым бременем на пациентов, а также на их семьи и лиц, осуществляющих уход», — сказал Чжаоян. «Важно найти поддающиеся изменению факторы риска снижения когнитивных функций до того, как они перейдут в клинические стадии болезни Альцгеймера. Социальная изоляция в более позднем возрасте — это один из факторов риска развития деменции, который мы в некоторой степени можем контролировать».
Исследователи использовали для исследования данные, собранные смартфонами в течение 16 дней у 312 пожилых людей. Участников пять раз в течение дня просили сообщить, сколько социальных взаимодействий у них было, с кем они общались и был ли это положительный или отрицательный опыт. Цифровые взаимодействия, такие как разговоры по телефону или текстовые сообщения, учитывались так же, как и личные.
Кроме того, после каждой регистрации участники проходили три мобильных когнитивных теста. Один был разработан для измерения скорости обработки и внимания, один измерял пространственную рабочую память и последний измерял привязку памяти к функциям внутри элемента.
Исследователи обнаружили, что когда пожилые люди чаще общались с близкими людьми, особенно с друзьями, они лучше справлялись с этими когнитивными тестами, чем те, кто реже общался с близкими партнерами.
Они также обнаружили, что когда пожилые люди, как правило, не вступали в определенные социальные контакты, их когнитивные способности улучшались в те дни, когда у них был тот тип контактов, которого им не хватало.