Функция воли: 9.4. Понятие и функции воли.

Воля

Воля — это одно из наиболее сложных понятий в психологии. Оно рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Впервые среди греческих мыслителей к проблеме воли обращается Аристотель, который считал волю основой нравственности человека. Он рассмотрел связь этики и человеческой воли, сделав человека ответственным за свою судьбу и благополучие. «Человек — сила действующая. Первоначально действия, как хорошего, так и плохого, — это намерение, воля. Мы свои действия изменяем добровольно, так что и первоначало, т.е. намерения и воля, меняются добровольно. Отсюда ясно, что от нас зависит быть хорошими или дурными» («Большая этика»). Добровольность для Аристотеля — это, во-первых, свобода выбора, а во-вторых, ориентация на разумные цели.

C развитием психологии как самостоятельной науки широкое распространение получил

волюнтаризм — признание воли особой автономной силой, которая лежит в основе функционирования психики в целом. Согласно данной позиции, волевые акты не могут быть сведены ни к каким психическим процессам, но сами определяют их ход.
Итак, воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. Во-первых, она задает упорядоченность, целенаправленность и сознательность человеческой жизни и деятельности. «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом»
, — пишет С.Л. Рубинштейн. Во-вторых, воля как способность человека к самодетерминации и саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств. Воля вводит в жизнь человека по-настоящему субъективное измерение. В-третьих, воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо «наращивает» усилия, чтобы преодолеть барьер, т. е. осуществляет особое действие, выходя за границы его изначальных побуждений и целей; это особой действие заключается в изменении самого побуждения к действию. Человек намеренно привлекает дополнительные мотивы действования, иначе говоря, строит новый мотив. Важную роль в построении новых мотивов играет воображение человека, предвидение и идеальное «проигрывание» тех или иных возможных последствий активности.

Поскольку воля, как уже было сказано, представляет собой особую непроизвольную форму активности человека, она предполагает инициацию, стабилизацию и ингибацию (торможение) ряда стремлений, побуждений, желаний, мотивов; организует системы действий в направлении достижения осознаваемых целей. Вышесказанное можно подтвердить на примере. Рассмотрим ситуацию, когда вам нужно отправиться на утреннюю пробежку, в то время как вам хочется спать. Во-первых, вам придется выбрать один мотив из нескольких конкурирующих («спать», «встать», «остаться дома и сделать зарядку», «поваляться и посмотреть телевизор» и др.

). Тем самым обнаруживается селективная функция воли — выбор мотивов при их конфликте. Затем, если вам удастся усилием воли заставить себя одеться и выйти на улицу — вы тем самым реализуете инициирующую функцию воли. Вам при этом придется ослабить действие актуального еще мотива «спать», задействовав ингибирующую (тормозящую) функцию воли. Далее, во время пробежки могут актуализироваться другие мотивы — пищевой (можно зайти в магазин), потребность в общении (можно постоять и поговорить с соседом). Однако, если вы упрямо продолжаете придерживаться назначенного действия и маршрута, актуализируется
стабилизирующая
функция воли, которая заключается в поддержании выбранного уровня выполнения действия при наличии помех. Вы также можете во время бега в воображении «проигрывать» те или иные ситуации, которые могут произойти в этот день, строя в своем воображении сланы, которые вам предстоит осуществить. Так реализуется произвольная регуляция внешних и внутренних действий и психических процессов, что, безусловно, тоже управляется волей.
И наконец, вы можете сказать себе, что бег вам необходим для того, чтобы похудеть или поддерживать себя в спортивной форме. А это уже будет новый, построенный в вашем воображении мотив и собственно, бег начинает играть для вас совсем другую роль.

Итак, воля представляет собой высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания. Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

  1. инициирующая, или побудительная, функция (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.
  2. стабилизирующая функция связана с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.
  3. ингибирующая, или тормозная, функция состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, несогласующихся с главными целями деятельности (и поведения) в тот или иной момент времени. Человек способен тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать «нет!» побуждениям, осуществление которых могло бы поставить под удар ценности более высокого порядка. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Наряду с этим у волевых действий также существуют три основных признака:

  • осознание свободы осуществления действий, чувство принципиальной «непредопределенности» собственного поведения;
  • обязательная объективная детерминированность любого, даже кажущегося предельно «свободным» действия;
  • в волевом действии (поведении) личность проявляется в целом — максимально полно и явно, поскольку волевая регуляция выступает как высший уровень психической регуляции как таковой.

Другие заметки по психологии

ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ

К явлениям движения деятельности относится феномен воли — сознательного преодоления человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо «наращивает» усилия, чтобы преодолеть барьер, т.е. осуществляет особое действие, выходящее за границы его изначальных побуждений и целей; это особое действие заключается в изменении самого побуждения к действию. Человек намеренно привлекает дополнительные мотивы действования, иначе говоря, строит новый мотив. Важную роль в построении новых мотивов играет воображение человека, предвидение и идеальное «проигрывание» тех или иных возможных последствий активности.

Воля обеспечивает выполнение двух .взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной, и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т.д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д.).

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

Человек способен тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать «нет!» побуждениям, осуществление которых могло бы поставить под удар ценности более высокого порядка. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения. Примеры тормозной функции воли могли бы быть взяты как из области высочайших проявлений человеческого духа (способность выдержать жесточайшие пытки в плену, чтобы не выдать своих), так и из сферы повседневной жизни (способность сдерживать свои чувства, не давая выход агрессии во взаимоотношениях с коллегами, способность довести до конца начатое дело, устояв перед соблазном все бросить и заняться чем-либо более привлекательным и т.д.).

Волевые проявления человека в значительной мере определяются тем, кому человек склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Одна из уже отмеченных особенностей проявления активности человека характеризуется несовпадением результата активности с ее целями, что и обусловливает необходимость в ряде случаев ставить перед собой и решать особую задачу — интерпретировать причины ближайших и отдаленных последствий своих действий. Само рождение этой задачи, несомненно, относится к эффектам движения деятельности — ибо выходит за границы действия исходных побуждений субъекта. Однако в ходе ее решения рождаются импульсы, значимые для осуществления исходной деятельности человека, вызывая в одних случаях волевые проявления активности, а в других — безволие.

Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и способностям, называется локализацией контроля (в психологической литературе используется термин «локус контроля», от лат. locus — местоположение и фр. controle — проверка). Есть люди, которые склонны объяснять причины своего поведения и свои деяния внешними факторами (судьбой, обстоятельствами, случаем и т.д.). Тогда говорят о внешней (экстернальной) локализации контроля. Относящиеся к этой категории школьники найдут любые объяснения полученной неудовлетворительной оценке («Задание было неправильно написано на доске», «Мне неверно подсказали и сбили меня с толку», «К родителям пришли гости и помешали мне делать уроки», «Этого правила мы не проходили» и т.д.). Исследования показали, что склонность к экстернальной локализации контроля связана с такими личностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление вновь и вновь откладывать осуществление своих намерений и т.д.

Если индивид, как правило, принимает на себя ответственность за свои деяния, объясняя их, исходя из своих способностей, характера и т.д., то есть основания полагать, что у него преобладает внутренняя (интернальная) локализация контроля.

Получивший «двойку» учащийся, для которого характерна внутренняя локализация контроля, объяснит это либо тем, что задание ему не интересно, либо забывчивостью, либо отвлечением внимания и т. д. Выявлено, что люди, которым присуща внутренняя локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы. Интернальная или экстернальная локализация контроля волевого действия, имеющего как положительные, так и отрицательные социальные последствия, являются устойчивыми качествами человека, формирующимися в процессе воспитания и самовоспитания.

Важнейшие звенья волевого акта — принятие решения и исполнение — нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие. Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения.

В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Волевое усилие, вызванное чувством долга, мобилизует человека на преодоление внешних и внутренних трудностей (нежелание отвлекаться от интересной книги, заботиться о соблюдении режима и т. д.). Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой.

Внешнее препятствие требует волевого усилия в том случае, когда оно переживается как внутренняя трудность, внутренний барьер, который необходимо преодолеть.

Приведем простой пример. Если отмерить на полу один метр и попробовать перешагнуть через это препятствие, то никаких трудностей это задание не составит, никаких волевых усилий не потребуется. Но в условиях альпинистского восхождения ледниковая трещина такой же ширины выступает уже как серьезнейшее препятствие и преодолевается не без усилий. В обоих случаях движение, казалось бы, сходное — надо лишь широко шагнуть. Трудность в том, что в горах этому шагу предшествует борьба мотивов — чувство самосохранения борется со стремлением оказать помощь товарищу, желанием выполнить взятое на себя обязательство. Победит первое — и человек трусливо попятится от трещины, одержит верх второе — и препятствие будет преодолено, хотя, быть может, для этого понадобится значительное волевое усилие.

Воля как сознательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т.д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.

Абулияэто возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его. Отчетливо понимая необходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него полевое поведение, т.е. управляемое случайными стимулами, появившимися в «поле». (Человек, перемещающийся по комнате без видимой цели, входит в дверь только потому, что она оказалась открытой, хотя никаких намерений входить в дверь у него не было и делать ему в другом помещении нечего.)

Апраксиясложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.

Абулия и апраксиясравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, не мозговой патологией, а определенными условиями воспитания; коррекция безволия возможна, как правило, лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.



Модальные вспомогательные глаголы — Will

Грамматика Farlex > Грамматика английского языка > Части речи > Глаголы > Вспомогательные глаголы > Модальные вспомогательные глаголы > Модальные вспомогательные глаголы — Will

Определение

Как модальный вспомогательный глагол, will 9000 8 особенно универсален, имеет несколько различных функций и значений. Он используется для образования будущих времен, для выражения готовности или способности, для просьб или предложений, для завершения условных предложений, для выражения вероятности в непосредственном настоящем или для отдачи команд.

Создание будущего времени

Одно из наиболее распространенных употреблений will в качестве модального глагола — говорить о вещах, которые наверняка, очень вероятны или запланированы в будущем. Таким образом, он используется для создания аппроксимации будущего простого времени и будущего продолженного времени. Например:

  • «Я , завтра станет 40». (будущее простое время)
  • «Она будет петь на концерте». (будущее продолженное время)

Will также может использоваться для образования времени Future Perfect и Future Perfect Continuous. Оба этих времени описывают сценарий, который начался в прошлом и либо закончится, либо продолжится в будущем. Например:

  • «Трудно поверить, что к следующему месяцу мы будем женаты уже 10 лет». (будущее совершенное время)
  • «К тому времени, когда я доберусь туда, она будет ждать уже больше часа». (будущее совершенное продолженное время)

Если мы хотим сделать любое из будущих времен отрицательным, мы используем вместо между will и основным глаголом или следующим вспомогательным глаголом. Мы часто заключаем в , а вместо в вместо . Например:

  • «Я не буду смотреть фильм с тобой сегодня вечером».
  • «В таком темпе она не финиширует на первом месте».

Если мы хотим сделать вопрос (вопросительное предложение), мы инвертируем будет с субъектом, например:

  • «Что будет они сделают с деньгами?»
  • » Разве ты не пойдешь с нами?»

Способность и готовность

Мы также иногда используем will , чтобы выразить или узнать о способности или желании человека или предмета что-то сделать. Оно очень похоже на будущее время, но используется для более немедленных действий. Например:

  • «Вы моете посуду; Я вынесу из мусора».
  • «Эта чертова стиральная машина не включит ».
  • » Не выйдет ли Мэри из своей комнаты?»

Просьбы и предложения

Мы часто создаем вопросительные предложения, используя will , чтобы сделать просьбы или вежливые предложения. Обычно они адресованы кому-то во втором лице, например:

  • » ты выгуливаешь собаку, Джим?»
  • » выпьешь чашку чая, Сэм?»

Однако мы можем использовать предметы и в первом, и в третьем лице. Например:

  • » Джонатан пригонит сюда завтра свой грузовик?»
  • » твой друг присоединится к нам на обед?»

В условных предложениях настоящего времени, образованных с помощью если , мы часто используем будет для выражения ожидаемого гипотетического результата. Это известно как первое условное . Например:

  • « Если я увижу его, я расскажу ему новости».
  • «Я не буду говорить до свидания если я не поеду в аэропорт.»

Вероятность и определенность

Помимо выражения действий или намерений в будущем, мы также можем использовать будет , чтобы выразить вероятность или уверенность в том, что что-то имеет место в непосредственном настоящем. Например:

  • (в ответ на телефонный звонок) «Этот будет Джейн — я жду ее звонка».
  • Спикер A: «Кто это с Джеффом?»
  • Говорящий Б: «Этот будет его новым мужем. Они поженились только в мае».

Команды

Наконец, мы можем использовать будет для отдачи команд, приказов или максим. Они имеют дополнительную силу по сравнению с повелительными предложениями, поскольку выражают уверенность в том, что команда будет выполнена. Например:

  • «Вы закончите свою домашнюю работу сейчас же!»
  • «Этот дом не будет использоваться как гостиница для ваших друзей, вы меня понимаете?»

Во многих случаях модальные вспомогательные глаголы могут использоваться вместо других для придания несколько иного значения. Например, мы можем использовать слово должен вместо

будет , чтобы выразить вежливые приглашения. Точно так же будет также может быть заменено на будет в запросах, чтобы сделать их более вежливыми.

Изучите раздел «Замена модальных глаголов», чтобы узнать, как и когда другие модальные вспомогательные глаголы перекрываются.

Викторина

1. Что из следующего является не функция будет как модальный глагол?

а) Образовать будущее время
б) Дать команду или максиму
c) Чтобы выразить то, что кому-то разрешено делать
d) Сделать просьбу или предложение

2. Какое из следующих предложений является условным предложением

?

а) «В августе я поеду в Европу».
b) «Она переедет на Аляску, если сможет накопить достаточно денег».
в) «Это будет твой отец у дверей».
г) «Ты больше не будешь откладывать дела по дому!»

3. Где модальный глагол will появляется в вопросительном предложении ?

а) Перед подлежащим предложения
б) После подлежащего предложения
в) Перед главным глаголом предложения
г) После основного глагола предложения

Как использовать «will» — english-at-home.

com

Мы можем использовать «will», чтобы говорить о будущем. Мы также используем волю, чтобы делать прогнозы, говорить о решениях и давать обещания, предложения, просьбы и угрозы.

Грамматические правила

«Будет» и отрицательная форма «не будет» или «не будет» является модальным вспомогательным глаголом.

Это означает, что нет s в третьем лице единственного числа, и что за ним следует инфинитив:

I оставит позже.
Вы покинете позже.
Он/она покинет позже.
Мы покинем позже.
Они уйдут из позже.

Примечание: слово «will» часто сокращается до ‘ll в разговорном английском:

« я покину позже».
» Он оставит позже».

Чтобы сделать форму вопроса, измените порядок слов:

« Вы покинете позже» = « Вы покинете позже?»

(Для получения дополнительной информации о грамматике модальных вспомогательных глаголов см. нашу страницу о том, как использовать «can».)

Использование will

Вот некоторые из способов, которыми мы используем will: будущее

Мы часто можем использовать «will» + инфинитив без «to» для обозначения будущих событий. Это часто называют «чистым» будущим:

»

Я вернусь позже сегодня вечером — не трудитесь готовить мне ужин.»
«Я сейчас занят — я позвоню тебе завтра по номеру ».

2. Делать прогнозы

Мы также используем слово will, чтобы говорить о том, что, по нашему мнению, произойдет в будущем.

«Я думаю, сегодня вечером будет дождь ».
«Я уверен, что однажды он станет успешным юристом».

Примечание: для «негативных» предсказаний сделайте отрицательным «думать», а не «будет»:

«Я не думаю, что сегодня будет дождь » (не «Я думаю, что сегодня не будет дождя»).

3. Принимать решения

мы говорим, мы используем «воля».

Добавить комментарий