Гештальт теория памяти – Законы и теории памяти в психологии :: SYL.ru

Законы и теории памяти в психологии :: SYL.ru

Психический мир людей является многообразным и разносторонним. Высокий уровень развития психики обеспечивает человеку многочисленные возможности, однако психическое развитие не проходило бы без сохранения приобретенного опыта и знания, а это обеспечивается благодаря памяти. Уже на протяжении нескольких веков представители разных наук занимаются исследованиями памяти. Среди них психологи, биологи, медики, генетики, кибернетики и многие другие. Представитель каждой из этих наук имеет свою систему понятий и свои теории памяти, однако все они помогают расширить человеческие знания о ней.

теории памяти

Ассоциативная теория

Наиболее давними являются психологические учения, поскольку медицинские, генетические и биохимические теории и законы памяти появились значительно позже. Одно из первых, которое является актуальным и на сегодняшний день, — ассоциативная концепция. Периодом появления данной теории памяти является 17-й век, а наиболее активное ее развитие пришлось на 18-е и 19-е столетия.

Основывается ассоциативная теория памяти на понятии ассоциации, иными словами – связи между разными феноменами психики. Основоположниками этого учения являются Г. Эббингауз, А. Пильцекер и др. Они рассматривали память как сложную систему ассоциаций, независимо от того, кратковременные они или долговременные, более или менее устойчивые. Представители данной теории памяти подразделяли ассоциации по смежности, контрасту, подобию, пространственной и временной близости.

Ассоциативная теория памяти позволила познать некоторые из ее законов. Психологами, работающими в данном направлении, были установлены особенности изменения количества элементов, которые запоминаются при разном количестве повторений предъявляемого ряда, а также особенности сохранения в памяти элемен­тов запоминаемого ряда зависимо от промежутка времени, прошедшего между запоминанием и воспроизведением. Именно благодаря этому учению в дальнейшем были основаны многие другие основные теории памяти.

Гештальт-теория памяти

После того как ассоциативная теория столкнулась с проблемой, на которую не смогла дать ответ (речь идет об объяснение избирательности памяти), ей на смену пришла другая теория — гештальт. Исходным понятием в этом учении являлась изна­чальная, целостность первичных элементов – гештальт. Сторонники этой теории убеждены, что именно принципы формирования гештальта определяют человеческую память.

гештальт теория памяти

Эта концепция подчеркивала важность того, что материал, подлежащий запоминанию и воспроизведению человеком, обязательно должен быть структурирован, доведен до целостности и организован в систему. Особое внимание уделялось также роли намерений и потребностей человека, кстати, именно этим представители гештальт-теории объясняли избирательность мне­мических процессов. Главной мыслью приверженцев ее является то, что материал (как при запоминании, так и воспроизведении) представляет собой целостную структуру, а не случайный набор элементов, сложившийся на ассоциативной основе.

Динамику запоминания и воспроизведение гештальт-теоретики объясняют следующим образом: в каждый отдельный момент времени у человека есть определенная потребность, которая способствует созданию установки на запоминание или воспроизведение. Установка, в свою очередь, оживляет необходимые целостные структуры, которые являются основой для запоминания или воспроизведения материала.

Несмотря на то что представителями данной теории были найдены психологические объяснения многим фактам избира­тельности памяти, они не смогли решить проблему формирования и развития человеческой памяти в фило- и онтогенезе. Мотивационные состояния, детерминирующие мнемические процессы, у человека являются наперед заданными — именно так представляли себе запоминание представители гештальт-теории памяти. Кратко недостаток данной доктрины можно выразить так: она не ставила и не пыталась решить вопрос зависимости развития памяти человека от его практической деятельности.

Психоаналитическая теория

Представители психоаналитической теории памяти, основоположником которой является З. Фрейд, особое внимание в рассмотрении сохранения и запоминания информации уделяют бессознательному уровню психики. Психоаналитическая теория памяти показывает значительную роль, которую играют ранние эмоциональные переживания, способные оказывать влияние на всю последующую жизнь. Особое внимание представители данной теории уделяют вытеснению из сознания негативной информации и проявлению ее через юмор, сновидения, оговорки и прочие проявления бессознательного.

психоаналитическая теория памя

Благодаря психоанализу было обнаружено и описано много инте­ресных психологических механизмов подсознательного забывания, связанных с функционированием мотивации.

Смысло­вая теория

В первой половине XX века возникает смысловая теория памяти. Ее самые яркие представители, А. Бине и К. Бюлер, утверждают, что работа памяти непосредственно зависит от смысловых связей (их наличия или отсутствия), которые объединяют подлежащий запоминанию материал в смысловые структуры – более или менее обширные. Особое внимание представители данной теории памяти в психологии уделяют смысловому содержанию материала. По их мнению, смысловое запоминание происходит по иным, отличным от механического запоминания, законам. Они утверждают, что подлежащий заучиванию материал является частью контекста определенных смысловых связей.

Представители этой теории стремятся представить память в виде воспроизведения чистых мыслей, которые совершенно не зависят от речевой формы. Ведь они разрывают и противопоставляют запоминание слов и мыслей, приходя к выводам, которые смыкаются с антагонистической теорией.

смысловая теория памяти

Деятельностная теория

Французские ученые, включая П. Жане, основали новую теорию памяти, основанную на рассмотрении ее как вида деятельности. П. Жане принадлежит к числу ученых, который одним из первых трактовал память как систему действий, которые сориентированы на запоминание, систематизацию и хранение информации. Французская школа психологии доказала социальную обусловленность всех процессов памяти, ее прямую зависимость от человеческой деятельности.

Отечественными психологами, среди которых можно назвать П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и проч., была продолжена работа над теорией в изучении памяти, связанной с общепсихологической теорией деятельности. Они рассматривали память как особый вид деятельности, входящий в систему действий, которые подчинены решению мнемической задачи, а именно запоминанию, сохранению и воспроизведению определенной информации. Приверженцы деятельностной теории памяти в психологии уделяли особое внимание исследованию состава мнемических действий и операций, зависимости продуктивности работы памяти от места в структуре цели и средства запоминания, сравнительной продуктивности запоминания — произвольного и непроизвольного.

Физиологическая теория

Физиологические теории памяти своим появлением многим обязаны учениям И. П. Павлова, который вывел закономерности высшей нервной деятельности. Ученый утверждал, что материальная основа памяти зависит от пластичности коры больших полушарий головного мозга и ее способности образовывать условные рефлексы. Физиологические механизм памяти состоит именно из образования, укрепления и угасания временных и нервных связей. Связь между ранее закрепленной информацией и новой образуется благодаря условным рефлексам, на которых и основывается физиология запоминания.

теория памяти физическая

Чтобы понять причину обусловленности памяти, стоит обратиться к понятию подкрепления, введенному также Павловым. Надо отметить, что психологические теории памяти основываются совершенно на других принципах. Павлов же рассматривает это понятие как совпадение связи с достижением непосредственной цели действия человека или стимула, мотивирующего действие. Именно это совпадение приводит к сохранению и закреплению усвоенной индивидуумом информации. Соотношение физиологического понимания подкрепления с психологическим понятием цели действия является актом слияния психологического и физиологического анализа механизмов памяти. Основная функция данного процесса направлена на будущее, то есть запоминание имеет смысл только в том случае, если задаться вопросом «что будет». Если же жить вопросом «что было», данный процесс является совершенно бессмысленным.

Физическая теория

Учение И. П. Павлова оказало влияние и на возникновение физической теории памяти. Приверженцы данной концепции занимаются исследованием нейрофизиологического уровня механизмов памяти. Теория памяти физическая утверждает, что возбуждение оставляет физический отпечаток после его прохождения через группу нейронов. Данный физический след ведет к изменениям (механическим и электронным) в месте соединения клеток. Благодаря этим изменениям повторное прохождение импульса уже по ранее пройденному пути является более простым.

Так, когда человек видит предмет, глаза его обследуют контуры, в результате чего происходит движение импульса в определенной группе нервных клеток. Нервные клетки, в свою очередь, моделируют воспринятый объект как пространственно-временную структуру. Основу процесса запоминания (хранения или воспроизведения) составляет создание и активизация нейронных моделей — так утверждает нейронная теория памяти.

Биохимики о памяти

Биохимическая теория памяти утверждает, что при долговременном запоминании образуются новые белковые вещества – нейропептиды и другие. После того как раздражитель подействует на нервную клетку, происходит электрохимическая реакция, в результате которой возникают обратимые изменения в клетках, способствующие кратковременному запоминанию. На следующем этапе на основе предыдущих изменений возникает биохимическая реакция с изменениями в его структуре нейрона, результатом которой становится долговременное запоминание. В ходе многочисленных экспериментов было установлено, что огромную роль при запоминании играет рибонуклеиновая кислота (РНК) и олигопептиды.

Огромное количество экспериментов было проведено приверженцами биохимической теории. И законы памяти, которые им удалось установить в результате проведения работ, дали возможности лучше понять процесс запоминания и воспроизведения. Наибольшего внимания заслуживает эксперимент, в ходе которого ученые попытались перенести память от одного существа к другому. Конечно, эксперименту были подвергнуты самые простые организмы, однако это уже первый шаг.

Закономерности, выведенные Г. Эббингаузом

Г. Эббингауз в конце прошлого века вывел и систематизировал ряд закономерностей памяти. Сделать это ему удалось благодаря ассоциативной теории памяти в психологии. Кратко можно сказать, что он работал над установлением закономерностей запоминания, для исследования которого использовались бессмысленные слоги и прочая информация, слабо организованная в смысловом плане.

ассоциативная теория памяти

Он выяснил, что человек сразу и надолго запоминает даже простейшие события в жизни, если они произвели на него особенно сильное впечатление. Если же моменты эти человеку менее интересны, он может их не запомнить, даже если они произойдут несколько десятков раз. При достаточной концентрации внимания человек по памяти легко может воспроизвести все основные моменты однократно произошедшего в его жизни события.

Запоминая длинный ряд, необходимо помнить, что легче всего воспроизводятся его начало и конец. При запоминании слишком длинного ряда (когда число элементов в нем превышает объем кратковременной памяти), количество верно воспроизведенных элементов этого ряда сокращается, если сравнивать этот показатель с аналогичным показателем того случая, когда количество членов ряда равняется объему кратковременной памяти.

Законы памяти

Многочисленные психологические теории памяти позволили вывести ряд законов. Учеными установлено, что запоминание, сохранение и воспроизведение материала происходит благодаря различным операциям по переработке, перекодированию информации, включая анализ, систематизацию, обобщение, синтез и другие мыслительные операции.

Когда человек воспроизводит текст, желая его запомнить, в памяти запечатлеваются как слова и обороты, из которых он состоит, так и содержащиеся в нем мысли. Именно последние и вспоминаются в первую очередь, когда стоит задание воспроизвести изученный ранее текст.

теории и законы памяти

В большой мере запоминанию способствует установка на процесс. Иными словами, если человек, пытающийся запомнить текст или любую другую информацию, поставит перед собой определенную мнемическую задачу, процесс запоминания пройдет легче и быстрее, а информация будет храниться в памяти максимально долго.

Для того чтобы продуктивность запоминания информации стала выше, необходимо, чтобы человек каким-то образом связал ее с целью деятельности. Связано это с тем, что лучше помнится то, что в структуре деятельности занимают место ее цели, а не составляющие средства осуществления данной деятельности.

Хорошее заучивание материала не требует моментального его изучения наизусть. Более того, если материал учить в течение суток, на это уйдет в два раза меньше времени, чем если это делать сразу.

www.syl.ru

Гештальттеория.

Гештальттеория
пришла на смену ассоциативной теории.
Исследования памяти были проведены
К.Левином. По мнению ее создателей,
память определяется законами формирования
гештальта (целостной структуры). В этой
связи для эффективного функционирования
памяти чрезвычайно важным признается
структурирование материала, его
систематизация при запоминании и
воспроизведении. Она подчиняется
действующим независимо от запоминающего
субъекта законам: “близости”, сходства,
“замкнутости пространства”, “хорошего
продолжения”,”хорошей формы” и др.
Процессуально память представлялась
так: у человека имеется некоторая
необходимость (потребность), дающая
установку на запоминание или
воспроизведение. Данная установка
оживляет в сознании человека некие
целостные структуры, выступающие основой
для запоминания или воспроизведения.

Субъект в процессе
взаимодействия с окружающей средой
оказывается в целостном силовом поле,
которое включает субъект, реализующий
свои потребности и намерения, объекты,
на которые он действует и действие
которых он на себе испытывает, динамика
поля при этом обусловлена напряжением
потребностей и мотивов субъекта

Б.В.Зейгарник она
показала, что незавершенные действия
приводятся лучше, чем завершенные. Это
получше название «эффект зейгарник»,
или эффект незаконченного действия.
Они запоминаются лучше потому, что они
связаны с искусствено создаваемой
потребностью завершить действие, которое
не полунию разрядки, это наз.квазипотребность.

Теория бихевиоризма.

Уотсон: Память –
общий термин для выражения того факта,
что после некоторого периода неупражнения
навык не исчезает, а сохраняется как
часть организации индивида.Память –
это научение, единицей которого является
навык.

Есть вид
поведения, кот.формируется в процессе
многократного повторения связей между
стимулами и реакциями. Осн.Уотсон,
Э.Торондайк, Скиннер. Вместо слова память
часто испол.научение.Память рассматривалась
бихевиористами как процесс, обеспечивающий
научение. Результативность научения
зависела от качества памяти. Продуктивность
же последней определялась подкреплениями
— как положительными, так и отрицательными.
Таким образом, теория памяти в таком
представлении формировалась как теория
подкреплений. Фазы формирования навыков
(по Уотсону): заучивание навыка, период
без практики, период возобновления
навыка. В качестве основании формирования
навыков были использованы принципы
научения (Торондайк): 1.закон эффекта
(Торондайк при положительном подкреплении).
2. Закон готовности (получение возможно,
когда у чел.формирующего у себя навык
есть желание, стремление это делать).3.
закон упражнений (многократное повторение)
4. Закон смежности ( в пространстве и во
времени). ( стимул и реакция должны
одновременно сущест. И в одном пространстве)

Влияние мотивов на
эффективность памяти

Эта проблема
экспериментально исследовалась в
бихевиоризме.

1) похвала увеличивает
продуктивность памяти больше, чем
порицание.

2) физическое наказание
(удар электрическим током) ускоряет
научение.

3) личный соревновательный
мотив более действенен, чем мотив
группового успеха.

4) неудача при
заучивании приводит, в конечном итоге,
к более высоким результатам, чем удача.

studfile.net

13 Основные теории памяти.

Ассоциативная теория.

Ассоциация — это
связь между отдельными представлениями,
при которых одно из этих представлений
вызывает другое.

Ассоциации образуются
на случайной основе, поэтому ассоциативная
теория не объясняет избирательности
памяти. Тем не менее, ассоциативная
теория дала много полезного для понимания
законов памяти. В рамках этой теории
работал Г. Эббингауз («о памяти», 1885),
которому принадлежит открытие ряда
механизмов и закономерностей памяти.

Память – это
способность души образовывать, хранить
и воспроизводить ассоциации (Г. Эббингауз)

Процесс возрождения
некоторого психического содержания,
воспринятого ранее в виде представлений,
Эббингауз назвал воспроизведением.
Механизм воспроизведения он назвал
ассоциацией — мысленной связью, возникающей
между процессом, наблюдаемым в
действительности, и возможностью его
наступления в случае его отсутствия,
связи между психологическими явлениями,
когда актуализация одного из них влечёт
за собой появление другого. Таким
образом, ассоциация — это внутренняя
причина воспроизведения. При этом
Эббингауз подчеркивал, что воспроизводимые
ощущения и представления не тождественны
с существовавшими ранее, а только сходны
с ними, и, тем не менее, способны пробуждать
наблюдаемые ранее душевные образования.

Поток представлений
человека, по его мнению, регулируется
4-мя различными ассоциациями:

1. по сходству;

2. по контрасту;

3. по смежности во
времени и пространстве

4. по каузальности
(причинно-следственные отношения)

Особенности изучения
памяти в ассоциативной психологии:

  1. изучение “чистой”
    памяти, т.е. максимальное выключение
    сложной психической деятельности
    ( мыслительной, эмоциональной т.д.)
    при запоминании,

  2. строжайшая
    регламентация и стандартизация
    экспериментального исследования,

  3. исследование
    зависимости эффективности памяти от
    внешних условий, особенно от количества
    и организации повторений,

  4. почти исключительное
    внимание к результативной (количественной,
    а не качественной) стороне памяти.

Методы экспериментального
исследования памяти

Они были впервые
предложены в ассоциативной психологии
Г. Эббингаузом:

метод узнавания,

метод заучивания,

метод антиципации
(предвосхищения),

метод сбережения.

Экспериментальные
исследования памяти в ассоциативной
психологии

  1. исследование
    изменения памяти во времени – кривая
    забывания (Г. Эббингауз), Она была
    получена Г. Эббингаузом в экспериментальном
    исследовании методом сбережения.

  2. исследование
    положения элементов в ряду на запоминание
    – эффект края (Г. Эббингауз), При
    запоминании, сохранении и воспроизведении
    однородного и большого по объёму
    материала лучше запоминаются его
    элементы, расположенные в начале и в
    конце ряда.

  3. исследование влияния
    степени однородности материала на
    запоминание – эффект А. фон Ресторф,
    Разнородные элементы материала,
    включённые в ряд однородных элементов,
    сохраняются в памяти лучше, чем
    однородные, независимо от характера
    материала.

  4. исследование влияния
    осмысленности материала на запоминание
    (Мак-Теч),

  5. исследование влияния
    способа организации повторений на
    запоминание.

studfile.net

13 Основные теории памяти.

Ассоциативная
теория.

Ассоциация
— это связь между отдельными представлениями,
при которых одно из этих представлений
вызывает другое.

Ассоциации
образуются на случайной основе, поэтому
ассоциативная теория не объясняет
избирательности памяти. Тем не менее,
ассоциативная теория дала много полезного
для понимания законов памяти. В рамках
этой теории работал Г. Эббингауз («о
памяти», 1885), которому принадлежит
открытие ряда механизмов и закономерностей
памяти.

Память –
это способность души образовывать,
хранить и воспроизводить
ассоциации ( Г. Эббингауз)

Процесс
возрождения некоторого психического
содержания, воспринятого ранее в виде
представлений, Эббингауз назвал
воспроизведением. Механизм воспроизведения
он назвал ассоциацией — мысленной связью,
возникающей между процессом, наблюдаемым
в действительности, и возможностью его
наступления в случае его отсутствия,
связи между психологическими явлениями,
когда актуализация одного из них влечёт
за собой появление другого. Таким
образом, ассоциация — это внутренняя
причина воспроизведения. При этом
Эббингауз подчеркивал, что воспроизводимые
ощущения и представления не тождественны
с существовавшими ранее, а только сходны
с ними, и, тем не менее, способны пробуждать
наблюдаемые ранее душевные образования.

Поток
представлений человека, по его мнению,
регулируется 4-мя различными ассоциациями:

1. по
сходству;

2. по
контрасту;

3. по
смежности во времени и пространстве

4. по
каузальности (причинно-следственные
отношения)

Особенности
изучения памяти в ассоциативной
психологии:

  1. изучение
    “чистой” памяти, т.е. максимальное
    выключение сложной психической
    деятельности ( мыслительной,
    эмоциональной т.д.) при запоминании,

  2. строжайшая
    регламентация и стандартизация
    экспериментального исследования,

  3. исследование
    зависимости эффективности памяти от
    внешних условий, особенно от количества
    и организации повторений,

  4. почти
    исключительное внимание к результативной
    (количественной, а не качественной)
    стороне памяти.

Методы
экспериментального исследования памяти

Они были
впервые предложены в ассоциативной
психологии Г. Эббингаузом:

метод
узнавания,

метод
заучивания,

метод
антиципации (предвосхищения),

метод
сбережения.

Экспериментальные
исследования памяти в ассоциативной
психологии

  1. исследование
    изменения памяти во времени – кривая
    забывания (Г. Эббингауз), Она была
    получена Г. Эббингаузом в экспериментальном
    исследовании методом сбережения.

  2. исследование
    положения элементов в ряду на запоминание
    – эффект края (Г. Эббингауз), При
    запоминании, сохранении и воспроизведении
    однородного и большого по объёму
    материала лучше запоминаются его
    элементы, расположенные в начале и в
    конце ряда.

  3. исследование
    влияния степени однородности материала
    на запоминание – эффект А. фон Ресторф,
    Разнородные элементы материала,
    включённые в ряд однородных элементов,
    сохраняются в памяти лучше, чем
    однородные, независимо от характера
    материала.

  4. исследование
    влияния осмысленности материала на
    запоминание (Мак-Теч),

  5. исследование
    влияния способа организации повторений
    на запоминание.

Гештальттеория.

Гештальттеория
пришла на смену ассоциативной теории.
Исследования памяти были проведены
К.Левином. По мнению ее создателей,
память определяется законами формирования
гештальта (целостной структуры). В этой
связи для эффективного функционирования
памяти чрезвычайно важным признается
структурирование материала, его
систематизация при запоминании и
воспроизведении. Она подчиняется
действующим независимо от запоминающего
субъекта законам: “близости”, сходства,
“замкнутости пространства”, “хорошего
продолжения”,”хорошей формы” и др.
Процессуально память представлялась
так: у человека имеется некоторая
необходимость (потребность), дающая
установку на запоминание или
воспроизведение. Данная установка
оживляет в сознании человека некие
целостные структуры, выступающие основой
для запоминания или воспроизведения.

Субъект
в процессе взаимодействия с окружающей
средой оказывается в целостном силовом
поле, которое включает субъект, реализующий
свои потребности и намерения, объекты,
на которые он действует и действие
которых он на себе испытывает, динамика
поля при этом обусловлена напряжением
потребностей и мотивов субъекта

Б.В.Зейгарник
она показала, что незавершенные действия
приводятся лучше, чем завершенные. Это
получше название «эффект зейгарник»,
или эффект незаконченного действия.
Они запоминаются лучше потому, что они
связаны с искусствено создаваемой
потребностью завершить действие, которое
не полунию разрядки, это наз.квазипотребность.

Теория
бихевиоризма.

Уотсон:
Память – общий термин для выражения
того факта, что после некоторого периода
неупражнения навык не исчезает, а
сохраняется как часть организации
индивида.Память – это научение, единицей
которого является навык.

Есть вид
поведения, кот.формируется в процессе
многократного повторения связей между
стимулами и реакциями. Осн.Уотсон,
Э.Торондайк, Скиннер. Вместо слова память
часто испол.научение.Память рассматривалась
бихевиористами как процесс, обеспечивающий
научение. Результативность научения
зависела от качества памяти. Продуктивность
же последней определялась подкреплениями
— как положительными, так и отрицательными.
Таким образом, теория памяти в таком
представлении формировалась как теория
подкреплений. Фазы формирования навыков
(по Уотсону): заучивание навыка, период
без практики, период возобновления
навыка. В качестве основании формирования
навыков были использованы принципы
научения (Торондайк): 1.закон эффекта
(Торондайк при положительном подкреплении).
2. Закон готовности (получение возможно,
когда у чел.формирующего у себя навык
есть желание, стремление это делать).3.
закон упражнений (многократное повторение)
4. Закон смежности ( в пространстве и во
времени). ( стимул и реакция должны
одновременно сущест. И в одном пространстве)

Влияние
мотивов на эффективность памяти

Эта
проблема экспериментально исследовалась
в бихевиоризме.

1) похвала
увеличивает продуктивность памяти
больше, чем порицание.

2) физическое
наказание (удар электрическим током)
ускоряет научение.

3) личный
соревновательный мотив более действенен,
чем мотив группового успеха.

4) неудача
при заучивании приводит, в конечном
итоге, к более высоким результатам, чем
удача.

Когнитивная
теория памяти.

Память —
это совокупность процессов приёма,
трансформации и хранения информации

Когнитивная
психология строится на положении о
решающей роли знания, когнитивных
структур в протекании психических
процессов и поведении человека.
Исследуются вопросы организации знания
в памяти человека, соотношение вербальных
и образных компонентов в процессах
запоминания.

Структурные
теории: память делится на несколько
подструктур – блоков хранения информации,
которые отличаются по времени ее
хранения, способам ее кодирования и
объему хранящейся информации. Структурная
(трёхкомпонентная) модель памяти
(Дж.Сперлинг, Р.Клацки, Тульвинг и др.)
СХЕМА! УКП – внимание – КП – повторение
– ДП – петля повторения — КП

УКП –
ультракратковременная память или
сенсорный регистр – угасание, стирание;
КП – кратковременная память замещение;
ДП – долговременная память интерференция;
указан соответствующий механизм
забывания.

Теория
уровней переработки информации: память
подчиняется единым законам информации,
информация обрабатывается на разных
уровнях, уровень обработки определяется
типом задачи и внутренними ресурсами
субъекта.

Крейк,
Локхард: пример поуровневой переработки
информации. Структурный, фонематический,
семантический. Уровень выбирается в
зависимости от вопроса-решаемой задачи
переработки информации.

Основная
идея когнитивной психологии состоит в
неразрывном единстве всех познавательных
психических процессов, представляющих
единую когнитивную структуру. Память
в этой структуре занимает место
информационного хранилища. При этом
она рассматривается как набор когнитивных
единиц, ассоциативно связанных между
собой.

Модель
Во и Норманна: делит память на первичную
(систему кратковременного хранения) и
вторичную (систему более длительного
хранения). Эта модель спровоцировала
представление о памяти как некоем «ящике
в голове». Система кратковременного
хранения имеет очень ограниченный
объем, и информация в ней теряется путем
вытеснения новой.

Модель
Аткинсона и Шифрина: они ввели в
кратковременную и долговременную память
гораздо больше подсистем. Чем предыдущие
авторы. Их модель была дополнена сенсорным
регистром, кратковременным и долговременным
хранилищами. При этом дифференцировались
понятия «память» (как данные,
подлежащие сохранению) и «хранилище»
(как структурный элемент, для хранения
этих данных).

Культурно-историческая
теория памяти

Выготский Л.С. выделял формы памяти.
Главный критерий их различения –
использование культурных средств
(внешних и внутренних) для организации
памяти. Формы памяти: Натуральная
(биологическая) память – низшая
психическая функция, Память специфически
человеческая – высшая психическая
функция:

системная
по строению;

произвольно-регулируемая;

развивается
на основе натуральной памяти в процессе
овладения культурными средствами, т.е.
их интериоризации;

становится
опосредованной по структуре.

Деятельностная
теория памяти

(П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.). Память
неразрывно связана с жизнью людей;
основное содержание их жизни –
практическая деятельность.

Всегда
включённая в какую-либо деятельность,
память сама может выступать как особого
рода деятельность – мнемическая
деятельность (произвольная память),
направленная на достижение мнемической
цели.

Произвольное
запоминание направляется и регулируется:

Мнемическая
цель – как? – задача – мнемическая
направленность, которую обусловливают
факторы:

1) требования,
предъявляемые к запоминанию;

2) возрастные
особенности запоминающего;

3)
индивидуальные особенности запоминающего;

4) особенности
материала (характер, вид, объём, трудность).

Основные
итоги исследования непроизвольного
запоминания

на
эффективность непроизвольного запоминания
и его качественные особенности решающие
влияние оказывает место запоминания
материала в структуре немнемической
деятельности;

наиболее
эффективно непроизвольно (непреднамеренно)
запоминается материал, содержание
которого составляет цель немнемической
деятельности; менее эффективно – тот
материал, который входит в способы и
фон деятельности;

эффективность
непроизвольного запоминания целевого
материала определяется тем:

1)
насколько содержательными, сложными и
разнообразными были способы его
преобразования в процесс деятельности,

2)
насколько тесно связаны содержание
цели немнемической деятельности и
содержание мотивов человека.

В контексте
этой теории память выступает как особая
психическая деятельность, направленная
на решение определенной мнемической
задачи. Память как деятельность включает
действия запоминания, сохранения и
воспроизведения. Будучи деятельностью
память имеет все ее структурные элементы,
в частности — цель, средства, операции.
А результат мнемической деятельности
всегда зависит от ее организации
(П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Смирнов).
П.И.Зинченко показал, что слова, кодируемые
значащими средствами, будут сохраняться
лучше, чем слова, кодируемые более
поверхностными средствами. Запоминаемость
слов сильно зависит от цели, стоящей
при усвоении материала. Таким образом,
«уровень воспроизведения»
определяется целью действия. А.А.Смирнов
показал, что действия запоминаются
лучше, чем мысли, и особенно те действия,
которые тесно связаны с преодолением
трудностей. В части развития памяти в
онтогенезе в рамках данной теории
(А.Н.Леонтьев) была выявлена общая
закономерность: развитие высших
человеческих форм памяти идет через
развитие запоминания с помощью внешних
стимулов-знаков, путем своеобразного
превращения внешних знаков во внутренние.
Т.е. развитие высших сигнификативных
форм памяти идет по линии превращения
внешне опосредованного запоминания во
внутренне опосредованное. Кривая
подобного развития напоминает форму
параллелограмма, что явилось основанием
для введения так называемого «принципа
параллелограмма» в развитии высших
форм памяти.

Психоаналитическая
теория.

Важной
ее предпосылкой является зависимость
памяти от мотивации и эмоциональных
состояний человека. Согласно Фрейду,
из памяти вытесняется все, что не
соответствует подсознательным влечениям
человека, а все приятное сохраняется.
Но эта зависимость не получила
экспериментального подтверждения. Так,
в опытах П.П.Блонского, напротив, было
отмечено, что подавляющее большинство
испытуемых вспоминали события, имеющие
отрицательную эмоциональную окраску.

Биохимическая
(молекулярная) теория памяти.

Главный
вывод данной теории состоит в том, что
существует материальный носитель
памяти. Таковыми являются молекулы
нуклеиновых кислот РНК и ДНК. Причем
изменения в ДНК связывают с долговременной
памятью, а в РНК — с оперативной памятью.
Эти данные были получены опытным путем.
Содержание опытов заключалось в
следующем: у крыс вырабатывался
определенный условный рефлекс (-заданное
поведение в Т-образном лабиринте), после
чего из их мозга было выделено белковое
вещество и внедрено в мозг необученных
крыс, которые подверглись аналогичному
обучению. Выработка соответствующего
рефлекса у необученных крыс происходила
заметно быстрее, чем у предшествующей
группы. Это позволило предположить, что
закодированный на материальном носителе
опыт был благополучно усвоен и, таким
образом, ускорил обучение. Однако
надежность (повторяемость результатов)
опытов оказалась недостаточно высокой,
поэтому данная теория не может претендовать
на статус единственно достоверной. Тем
не менее, можно предположить, что
биохимические процессы лежат в основе
долговременной памяти.

Нейронная
теория памяти.

Нейронная
теория основывается на традициях школы
физиолога И.П.Павлова. Согласно ей, в
основе памяти лежит свойство нервной
ткани изменяться под влиянием действия
раздражителей и сохранять в себе следы
нервного возбуждения. Под следами в
данном случае понимают определенные
электрические и механические изменения
в синапсах. Эти следы могут при определенных
условиях актуализироваться (оживляться).
При отсутствии раздражителя, вызвавшего
указанные изменения, в них возникает
процесс возбуждения, который и
обусловливает возникновение представлений
(образов памяти). Движение нервных
процессов в коре оставляет след,
проторяются новые нервные пути, т.е.
изменения в нейронах приводят к тому,
что облегчается распространение нервных
процессов именно в этом направлении.
Нейронная теория обнаруживает чрезвычайные
возможности памяти.

studfile.net

Теории и законы памяти (Немов Р.С.)


по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Гештальттеория памяти. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Механизмы забывания по З. Фрейду. Деятельностная теория памяти: концеп­ция Выготского-Леонтьева. Информационно-кибернетическая теория памяти. Основные факты из области психологических исследований памяти человека. Законы памяти. Явление реминисценции.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты предста­вители разных наук: психологии, биологии, медицины, генети­ки, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к пробле­мам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои те­ории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют на­ши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

Собственно психологические учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернети­ческого исследования. Одной из первых психологических тео­рий памяти, не потерявшей своего научного значения до насто­ящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимуще­ственное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковре­менных и долговременных, более или менее устойчивых ассо­циаций по смежности, подобию, контрасту, временной и про­странственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например за­кон забывания Г. Эббингауза, представленный в виде кривой на рис. 43, В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии та­ких слогов вдет вначале довольно быстро. Уже в течение перво­го часа забывается до 60% всей полученной информации, а че­рез 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолиро­ванно, а в определенных логических, структурно-функциональ­ных и смысловых ассоциациях с другими.

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом труд­норазрешимых проблем, основной из которых явилось объяс­нение избирательности человеческой памяти. Ассоциации об­разуются на случайной основе, а память из всей поступающей и Хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию. Понадобилось ввести в теоретическое объясне­ние мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов.


Кривая забывания по Г. Эббингаузу

Рис. 43. Кривая забывания по Г. Эббингаузу

Тем не менее ассоциативная теория памяти дала много полез­ного для познания ее законов. В русле этой теории было установ­лено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторении предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в па­мяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти при­шла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновре­менно главным принципом, на базе которого необходимо объ­яснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация — гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, ор­ганизации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательность мнемических процессов). Главная мысль, про­ходившая красной нитью через исследования сторонников об­суждаемой концепции памяти, состояла в том, что и при запо­минании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.

Динамика запоминания и воспроизведения в гештальттеории виделась следующим образом. Некоторое, актуальное в дан­ный момент времени потребностное состояние создает у чело­века определенную установку на запоминание или воспроизве­дение. Соответствующая установка оживляет в сознании инди­вида некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал. Эта уста­новка контролирует ход запоминания и воспроизведения, оп­ределяет отбор нужных сведений.

Найдя психологическое объяснение некоторым фактам из­бирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с не менее сложной проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе. Дело в том, что и мотивационные состояния, которые детерминируют мнемические процес­сы у человека, и сами гештальты мыслились как наперед задан­ные, неразвивающиеся образования. Вопрос о зависимости раз­вития памяти от практической деятельности человека здесь не­посредственно не ставился и не решался.

Не было найдено удовлетворительного ответа на вопрос о генезисе памяти и у представителей двух других направлений психологических исследований мнемических процессов — би­хевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное раз­личие между ними заключалось в том, что бихевиористы под­черкивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в про­цессах научения.

Заслугой З. Фрейда и его последователей в исследовании па­мяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознатель­ного забывания, связанные с функционированием мотивации.

Примерно в это же время, т.е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответст­вующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысло­вые структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запо­минании и воспроизведении выдвигается смысловое содержа­ние материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий за­учиванию или воспроизведению материал в данном случае вклю­чается в контекст определенных смысловых связей.

С началом развития кибернетики, появлением вычислитель­ной техники и развитием программирования (языков и при­емов составления программ машинной обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За несколько последних десятилетий подобных иссле­дований был накоплен богатый материал, который оказался весь­ма полезным для понимания законов памяти.

Представители этих наук стали проявлять повышенный ин­терес к собственно психологическим исследованиям памяти, по­тому что это открывало возможности для совершенствования языков программирования, его технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес привел к тому, что в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использова­нием достижений кибернетики и информатики. Ведь человече­ский мозг — это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина.

В отечественной психологии преимущественное развитие по­лучило направление в изучении памяти, связанное с общепси­хологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельно­сти, включающей систему теоретических и практических дейст­вий, подчиненных решению мнемической задачи — запомина­ния, сохранения и воспроизведения разнообразной информа­ции. Здесь внимательно исследуется состав мнемических дей­ствий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произ­вольного и непроизвольного запоминания в зависимости от ор­ганизации мнемической деятельности (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А.Смирнов и др.).

Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П.Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориен­тированных на запоминание, переработку и хранение материа­ла. Французской школой в психологии была доказана социаль­ная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависи­мость от практической деятельности человека.

У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее раз­витие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Были выделены этапы фило- и онтогене­тического развития памяти, особенно произвольной и непроиз­вольной, непосредственной и опосредствованной. Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хра­нение и воспроизведение материала объясняются тем, что де­лает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки.

Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности меха­низмов запоминания, условия, при которых оно происходит луч­ше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А. Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, ко­торые связаны с преодолением препятствий, в том числе и са­ми эти препятствия.

Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следую­щие закономерности запоминания, установленные в исследова­ниях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.

1. Сравнительно простые события в жизни, которые произ­водят особенно сильное впечатление на человека, могут запо­минаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут высту­пать в сознании с отчетливостью и ясностью.

2. Более сложные и менее интересные события человек мо­жет переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запе­чатлеваются.

3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

4. Человек может объективно правильно воспроизводить со­бытия, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до ко­личества, превышающего максимальный объем кратковремен­ной памяти, то число правильно воспроизведенных членов это­го ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоми­наемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и коли­чество необходимых для его запоминания повторений. Напри­мер, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда ис­ходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то по­надобится примерно 30 повторений для получения того же са­мого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений.

6. Предварительное повторение материала, который подле­жит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).

8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

9. Повторение подряд заучиваемого материала менее про­дуктивно для его запоминания, чем распределение таких по­вторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

11. С усилением внимания к запоминаемому материалу чис­ло повторений, необходимых для его выучивания наизусть, мо­жет быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внима­ния не может быть возмещено увеличением числа повторений.

12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность прояв­ляется в зрелые годы.

13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминают­ся лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не оста­ется в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в од­ном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии па­мяти случаи амнезий — временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:

— память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всег­да сопровождаются нарушениями памяти;

— память у человека теряется и восстанавливается по одно­му и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатле­ния; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспо­минания, а затем наиболее сложные и недавние.

Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти. Обратимся к основным из них. Установле­но, что в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекоди­рованию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечи­вают смысловую организацию материала, определяющую его за­поминание и воспроизведение.

При воспроизведении какого-либо текста с целью его запо­минания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержа­щиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.

Установка на запоминание способствует ему, т.е. запомина­ние лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная ус­тановка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают ме­ханизмы памяти.

То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществле­ния данной деятельности. Следовательно, для того чтобы по­высить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.

Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторения. Их продуктивность в значительной степени зави­сит от того, в какой мере данный процесс интеллектуально на­сыщен, т.е. является не механическим повторением, а новым способом структурирования и логической обработки материа­ла. В этой связи особое внимание должно обращаться на пони­мание материала и осознание смысла того, что с ним в процес­се запоминания делается.

Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распре­делены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторе­ний, чем на середину. По данным, полученным А. Пьероном, распределение повторений в течение суток дает экономию вре­мени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.

Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организу­ется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.


Кривые, показывающие законы забывания

Рис. 44. Гипотетические кривые, показывающие законы забывания механиче­ски заученного и осмысленного материала (использованы данные, полученные Г. Эббингаузом (— — —), другими исследователями (___ . ___) и кривая, представляющая их сумму (___)

Один из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительного объяснения, называется реми­нисценцией. Это — улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений мате­риала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение не­редко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания. Реминисценция, вероятно, объяс­няется тем, что со временем логические, смысловые связи, об­разующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, ста­новятся более ясными, отчетливыми. Чаще всего реминисцен­ция происходит на 2—3-й день после выучивания материала. На рис. 44 с учетом явления реминисценции показана кривая забывания Г. Эббингауза. Отметим, что реминисценция как яв­ление возникает в результате наложения друг на друга по сути дела двух различных законов, один из которых характеризует забывание осмысленного, а другой — бессмысленного материала.

Некоторые иные законы памяти мы продемонстрируем на показательных опытах, обобщение результатов которых позво­ляет увидеть их в наиболее отчетливом виде.

Опыт 1. (Показывает, что при восприятии материала мы обыч­но видим намного больше, чем запоминаем и в состоянии вос­произвести. Этот опыт также доказывает, что в нашей памяти оседает гораздо больше того, что мы в состоянии осознать.)

Испытуемым примерно на 0,05 с предъявляется таблица, со­держащая 9 букв (рис. 45). После удаления таблицы из поля зре­ния испытуемых просят сообщить, сколько из представленных на ней букв они запомнили. В среднем называется обычно 4—5 букв. Затем этим же испытуемым последовательно предъявляется 9 карточек, где с помощью черных квадратиков отмечены места, на которых находились воспринимаемые буквы. Несколько таких карточек показано на рис. 46. Испытуемых при этом просят вспом­нить, какие буквы находились на тех местах, где сейчас распола­гается черный квадратик. Выясняется, что в этом случае припо­минается уже не 4—5, а намного больше букв, почти все 9.

Результат этого опыта объясняют следующим образом. К то­му времени, когда испытуемого просят вспомнить восприятие буквы, часть из них уже уходит из хранилища кратковременной памяти и находится на пути в долговременную память. Поэто­му для того чтобы вспомнить, испытуемому уже требуется не­который стимул-средство. Восстанавливаемое зрительное поле, по-видимому, и является одним из таких стимулов-средств.

Установлено, кроме того, что способность воспроизвести про­извольно указанную местоположением квадратика букву в этом опыте постепенно снижается по мере задержки появления мет­ки в зрительном поле. Если этот интервал времени превышает 0,5 с с момента предъявления карточки (сначала в опыте появ­лялась на экране карточка, а затем зажигалась соответствующая метка), то полностью восстановить в памяти остальные буквы испытуемому уже не удается.


Таблица с девятью буквами

Рис. 45. Таблица с девятью буквами, предъявленная испытуемым в опыте

Карточка с квадратиками


Рис. 46. Карточка с квадратиками, нарисованными на местах, где раньше находились буквы (выборочно представлены только три карточки из девяти)

–––

Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. С. 233-243.

psixologiya.org

Что такое память человека. Теории памяти, понятие памяти

Что такое память человека. Понятие памяти как психологического процесса. Мнемические процессы. Типы мнемических процессов. Узнавание, запоминание, воспроизведение. Теории памяти: ассоциативная, гештальт, бихевиоризм и смысловая теории памяти. Внутренний мир человека состоит из множества эмоциональных и психологических составляющих, за счет высокого уровня развития психики. Постоянное развитие психики и ее составляющих обеспечивается накопление в процессе жизнедеятельности опыта, знаний и умений, т.е. каждый миг, впечатление, эмоция, переживание или яркое впечатление накладывает свой отпечаток.

Все пережитые эмоции, как положительные, так и отрицательные хранятся памятью человека очень долгое время и определяют дальнейшие действия, проявляются в виде ориентиров поведения и далее становятся предметом сознания. Так что такое память, из чего состоит и как протекают ее основные механизмы?

Что такое память человека в психологии

Такое понятие, как память можно охарактеризовать, как запечатление или сохранение полученной информации, последующее распознавание увиденного (услышанного), и дальнейшее воспроизведение прошлого опыта.

Благодаря памяти человек имеет возможность скапливать опыт и умения, учиться и постоянно познавать новое, совершенствоваться.

Память состоит из постоянно протекающих мнемических процессов, которые заключаются в том, что мы видим и распознаем и вспоминаем предмет, который уже когда-либо видели и или трогали.

Типы мнемических процессов

Существую разные типы мнемических процессов. Например, увиденный предмет, объект или какое-либо явление кажется нам уже знакомым. Такие процессы называются узнаванием.

Также человеческая психика может воспроизводить в памяти образы предметов, которые мы видели когда-то, но при этом не наблюдают в данный момент. Этот мнемический процесс носит название – воссоздание образов или воспроизведение.

Необходимо понимать, что воспроизведению поддаются не только реальные предметы, но и чувства, эмоции, переживания, как отрицательные, так и положительные.

Для того чтобы был процесс воспроизведения, необходимо, чтобы ему предшествовало запечатление или запоминание, которое приведет к сохранению образа.

Таким образом, можно сделать вывод, что память состоит из сложных механизмов, связанных друг с другом и переходим из одного в другой.

Память необходимо человеку, именно она позволяет с течением времени развиваться и совершенствоваться.

На сегодняшний день, наука психология добивается ответов на вопросы связанные с изучением всех крохотных деталей процессов памяти, механизмов запечатления, сопутствующих физиологических реакций и самое главное, что пока неизвестно человечеству – это максимальные границы человеческой памяти и возможности из расширения. Все это сложные задачи, требующие ответа, для дальнейшего усовершенствования и развития, в будущем.

Помимо этого, психологи ежедневно стараются разгадать тайны и прийти «к одному знаменателю» в вопросах временных ограничений сохранения образов, и условий и предпосылок для этого, а также изменения памяти, которые происходят в скрытом или латентном состоянии памяти. Но самое главное – это как именно эти изменения отражаются на человеке, как влияют на познавания процессов окружающего мира.

Теория памяти

Еще с давних времен человечество задавалось вопросом, что такое память человека и непосредственно психологическими связями между запоминанием и воспроизведением информации. Объясняя эти механизмы, появилось множество теорий и объяснений, которые разнятся и характеризуются некоторыми принципами, к примеру:

  • Ассоциативная теория Аристотеля;
  • Гештальт-теория;
  • Теория бихевиоризма;
  • Смысловая теория памяти.

Только рассмотрев каждую теорию в отдельности, можно определить особенности.

Ассоциативная теория Аристотеля

Предполагает, что все запоминание состоит в создании связи – ассоциаций. При этом существуют некоторые виды ассоциаций:

  • Ассоциация по смежности, которая заключается в том, что воспроизводя образы, память человека воспроизводит и эмоции, которые были пережиты в те моменты, как отрицательные, так и положительные.
  • Ассоциация по сходству, которая обеспечивается воспроизведением образов и всех признаков, которые с ним схожи. К примеру, увидев фотографию человека, сразу возникают представления о нем самом (характере, тембре голоса и прочее).
  • Ассоциация по контрасту заключается в процессах представления, которые основаны на контрасте, на противоположных образу признаках.

Гештальт-теории

Спустя время, одна теория сменялась другой, и вот настало время гештальт-теории, суть которой была совершенно противоположной. Теория обуславливалась не частичными ассоциативными элементами, а полноценной целостной организацией процессов – гештальтом. Направление изучения подобной теории стало носить название гештальтология, основным постулатом которой являются наличие целого, совокупность всех механизмов, систем и функций памяти, которые образуют представление и восприятие.

Теория бихевиоризма

Теория бихевиоризма, которая пришла на смену «гештальтам», во многом была схожа с ранее представленной теорией ассоциаций, лишь с одним значительным отличием – по теории бихевиоризма процесс запоминания должен был постоянно подкрепляться каким-либо стимулом, для качественного дальнейшего воспроизведения.

Смысловая теория памяти

Начало ХХ века в психологии ознаменовалось появлением новой смысловой теории памяти, смысл которой заключался в том, что все процессы и сопутствующие реакции, протекают прямопропорционально наличию или отсутствию смысловой связи, которая их объединяет. Так, доказательству подлежала теория о том, что процессы памяти неразрывно зависят от процессов мышления. Таким образом,  память, как осмысленная деятельность человека, зависит от поставленной задачи. Также было доказано, что действия, в отличие от мыслей, намного лучше запоминаются.

Недавними исследования доказали, что все процессы памяти связаны с биохимическими реакциями и модификациями РНК.

Помимо этого, в последнее время ученые стараются доказать и изучить определенные области мозга, отвечающие за сохранение и воспроизведение информации, а также характеризующие процессы забывания. Но об этом в других статьях.

Скачать инфографику. Что такое память

Данная статья входит в цикл статей о памяти.

Часть первая [Вы только что прочитали её выше] Что такое память. Теории памяти

Часть вторая. Физиология памяти

Часть третья. Продукты полезные для работы мозга и памяти

Похожие записи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

razvitie-intellecta.ru

13 Основные теории памяти.

Ассоциативная
теория.

Ассоциация
— это связь между отдельными представлениями,
при которых одно из этих представлений
вызывает другое.

Ассоциации
образуются на случайной основе, поэтому
ассоциативная теория не объясняет
избирательности памяти. Тем не менее,
ассоциативная теория дала много
полезного для понимания законов памяти.
В рамках этой теории работал Г. Эббингауз
(«о памяти», 1885), которому принадлежит
открытие ряда механизмов и закономерностей
памяти.

Память
– это способность души образовывать,
хранить и воспроизводить ассоциации
(Г. Эббингауз)

Процесс
возрождения некоторого психического
содержания, воспринятого ранее в виде
представлений, Эббингауз назвал
воспроизведением. Механизм воспроизведения
он назвал ассоциацией — мысленной
связью, возникающей между процессом,
наблюдаемым в действительности, и
возможностью его наступления в случае
его отсутствия, связи между психологическими
явлениями, когда актуализация одного
из них влечёт за собой появление другого.
Таким образом, ассоциация — это внутренняя
причина воспроизведения. При этом
Эббингауз подчеркивал, что воспроизводимые
ощущения и представления не тождественны
с существовавшими ранее, а только сходны
с ними, и, тем не менее, способны пробуждать
наблюдаемые ранее душевные образования.

Поток
представлений человека, по его мнению,
регулируется 4-мя различными ассоциациями:

1.
по сходству;

2.
по контрасту;

3.
по смежности во времени и пространстве

4.
по каузальности (причинно-следственные
отношения)

Особенности
изучения памяти в ассоциативной
психологии:

  1. изучение
    “чистой” памяти, т.е. максимальное
    выключение сложной психической
    деятельности ( мыслительной,
    эмоциональной т.д.) при запоминании,

  2. строжайшая
    регламентация и стандартизация
    экспериментального исследования,

  3. исследование
    зависимости эффективности памяти от
    внешних условий, особенно от количества
    и организации повторений,

  4. почти
    исключительное внимание к результативной
    (количественной, а не качественной)
    стороне памяти.

Методы
экспериментального исследования памяти

Они
были впервые предложены в ассоциативной
психологии Г. Эббингаузом:

метод
узнавания,

метод
заучивания,

метод
антиципации (предвосхищения),

метод
сбережения.

Экспериментальные
исследования памяти в ассоциативной
психологии

  1. исследование
    изменения памяти во времени – кривая
    забывания (Г. Эббингауз), Она была
    получена Г. Эббингаузом в экспериментальном
    исследовании методом сбережения.

  2. исследование
    положения элементов в ряду на запоминание
    – эффект края (Г. Эббингауз), При
    запоминании, сохранении и воспроизведении
    однородного и большого по объёму
    материала лучше запоминаются его
    элементы, расположенные в начале и в
    конце ряда.

  3. исследование
    влияния степени однородности материала
    на запоминание – эффект А. фон Ресторф,
    Разнородные элементы материала,
    включённые в ряд однородных элементов,
    сохраняются в памяти лучше, чем
    однородные, независимо от характера
    материала.

  4. исследование
    влияния осмысленности материала на
    запоминание (Мак-Теч),

  5. исследование
    влияния способа организации повторений
    на запоминание.

Гештальттеория.

Гештальттеория
пришла на смену ассоциативной теории.
Исследования памяти были проведены
К.Левином. По мнению ее создателей,
память определяется законами формирования
гештальта (целостной структуры). В этой
связи для эффективного функционирования
памяти чрезвычайно важным признается
структурирование материала, его
систематизация при запоминании и
воспроизведении. Она подчиняется
действующим независимо от запоминающего
субъекта законам: “близости”, сходства,
“замкнутости пространства”, “хорошего
продолжения”,”хорошей формы” и др.
Процессуально память представлялась
так: у человека имеется некоторая
необходимость (потребность), дающая
установку на запоминание или
воспроизведение. Данная установка
оживляет в сознании человека некие
целостные структуры, выступающие
основой для запоминания или воспроизведения.

Субъект
в процессе взаимодействия с окружающей
средой оказывается в целостном силовом
поле, которое включает субъект,
реализующий свои потребности и намерения,
объекты, на которые он действует и
действие которых он на себе испытывает,
динамика поля при этом обусловлена
напряжением потребностей и мотивов
субъекта

Б.В.Зейгарник
она показала, что незавершенные действия
приводятся лучше, чем завершенные. Это
получше название «эффект зейгарник»,
или эффект незаконченного действия.
Они запоминаются лучше потому, что они
связаны с искусствено создаваемой
потребностью завершить действие,
которое не полунию разрядки, это
наз.квазипотребность.

Теория
бихевиоризма.

Уотсон:
Память – общий термин для выражения
того факта, что после некоторого периода
неупражнения навык не исчезает, а
сохраняется как часть организации
индивида.Память – это научение, единицей
которого является навык.

Есть
вид поведения, кот.формируется в процессе
многократного повторения связей между
стимулами и реакциями. Осн.Уотсон,
Э.Торондайк, Скиннер. Вместо слова
память часто испол.научение.Память
рассматривалась бихевиористами как
процесс, обеспечивающий научение.
Результативность научения зависела
от качества памяти. Продуктивность же
последней определялась подкреплениями
— как положительными, так и отрицательными.
Таким образом, теория памяти в таком
представлении формировалась как теория
подкреплений. Фазы формирования навыков
(по Уотсону): заучивание навыка, период
без практики, период возобновления
навыка. В качестве основании формирования
навыков были использованы принципы
научения (Торондайк): 1.закон эффекта
(Торондайк при положительном подкреплении).
2. Закон готовности (получение возможно,
когда у чел.формирующего у себя навык
есть желание, стремление это делать).3.
закон упражнений (многократное
повторение) 4. Закон смежности ( в
пространстве и во времени). ( стимул и
реакция должны одновременно сущест. И
в одном пространстве)

Влияние
мотивов на эффективность памяти

Эта
проблема экспериментально исследовалась
в бихевиоризме.

1)
похвала увеличивает продуктивность
памяти больше, чем порицание.

2)
физическое наказание (удар электрическим
током) ускоряет научение.

3)
личный соревновательный мотив более
действенен, чем мотив группового успеха.

4)
неудача при заучивании приводит, в
конечном итоге, к более высоким
результатам, чем удача.

Когнитивная
теория памяти.

Память
— это совокупность процессов приёма,
трансформации и хранения информации

Когнитивная
психология строится на положении о
решающей роли знания, когнитивных
структур в протекании психических
процессов и поведении человека.
Исследуются вопросы организации знания
в памяти человека, соотношение вербальных
и образных компонентов в процессах
запоминания.

Структурные
теории: память делится на несколько
подструктур – блоков хранения информации,
которые отличаются по времени ее
хранения, способам ее кодирования и
объему хранящейся информации. Структурная
(трёхкомпонентная) модель памяти
(Дж.Сперлинг, Р.Клацки, Тульвинг и др.)
СХЕМА! УКП – внимание – КП – повторение
– ДП – петля повторения — КП

УКП
– ультракратковременная память или
сенсорный регистр – угасание, стирание;
КП – кратковременная память замещение;
ДП – долговременная память интерференция;
указан соответствующий механизм
забывания.

Теория
уровней переработки информации: память
подчиняется единым законам информации,
информация обрабатывается на разных
уровнях, уровень обработки определяется
типом задачи и внутренними ресурсами
субъекта.

Крейк,
Локхард: пример поуровневой переработки
информации. Структурный, фонематический,
семантический. Уровень выбирается в
зависимости от вопроса-решаемой задачи
переработки информации.

Основная
идея когнитивной психологии состоит
в неразрывном единстве всех познавательных
психических процессов, представляющих
единую когнитивную структуру. Память
в этой структуре занимает место
информационного хранилища. При этом
она рассматривается как набор когнитивных
единиц, ассоциативно связанных между
собой.

Модель
Во и Норманна: делит память на первичную
(систему кратковременного хранения) и
вторичную (систему более длительного
хранения). Эта модель спровоцировала
представление о памяти как некоем
«ящике в голове». Система
кратковременного хранения имеет очень
ограниченный объем, и информация в ней
теряется путем вытеснения новой.

Модель
Аткинсона и Шифрина: они ввели в
кратковременную и долговременную
память гораздо больше подсистем. Чем
предыдущие авторы. Их модель была
дополнена сенсорным регистром,
кратковременным и долговременным
хранилищами. При этом дифференцировались
понятия «память» (как данные,
подлежащие сохранению) и «хранилище»
(как структурный элемент, для хранения
этих данных).

Культурно-историческая
теория памяти

Выготский Л.С. выделял формы памяти.
Главный критерий их различения –
использование культурных средств
(внешних и внутренних) для организации
памяти. Формы памяти: Натуральная
(биологическая) память – низшая
психическая функция, Память специфически
человеческая – высшая психическая
функция:

системная
по строению;

произвольно-регулируемая;

развивается
на основе натуральной памяти в процессе
овладения культурными средствами, т.е.
их интериоризации;

становится
опосредованной по структуре.

Деятельностная
теория памяти

(П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.).
Память неразрывно связана с жизнью
людей; основное содержание их жизни –
практическая деятельность.

Всегда
включённая в какую-либо деятельность,
память сама может выступать как особого
рода деятельность – мнемическая
деятельность (произвольная память),
направленная на достижение мнемической
цели.

Произвольное
запоминание направляется и регулируется:

Мнемическая
цель – как? – задача – мнемическая
направленность, которую обусловливают
факторы:

1)
требования, предъявляемые к запоминанию;

2)
возрастные особенности запоминающего;

3)
индивидуальные особенности запоминающего;

4)
особенности материала (характер, вид,
объём, трудность).

В
контексте этой теории память выступает
как особая психическая деятельность,
направленная на решение определенной
мнемической задачи. Память как
деятельность включает действия
запоминания, сохранения и воспроизведения.
Будучи деятельностью память имеет все
ее структурные элементы, в частности
— цель, средства, операции. А результат
мнемической деятельности всегда зависит
от ее организации (П.И.Зинченко,
А.Н.Леонтьев, А.А.Смирнов). П.И.Зинченко
показал, что слова, кодируемые значащими
средствами, будут сохраняться лучше,
чем слова, кодируемые более поверхностными
средствами. Запоминаемость слов сильно
зависит от цели, стоящей при усвоении
материала. Таким образом, «уровень
воспроизведения» определяется целью
действия. А.А.Смирнов показал, что
действия запоминаются лучше, чем мысли,
и особенно те действия, которые тесно
связаны с преодолением трудностей. В
части развития памяти в онтогенезе в
рамках данной теории (А.Н.Леонтьев) была
выявлена общая закономерность: развитие
высших человеческих форм памяти идет
через развитие запоминания с помощью
внешних стимулов-знаков, путем
своеобразного превращения внешних
знаков во внутренние. Т.е. развитие
высших сигнификативных форм памяти
идет по линии превращения внешне
опосредованного запоминания во внутренне
опосредованное. Кривая подобного
развития напоминает форму параллелограмма,
что явилось основанием для введения
так называемого «принципа
параллелограмма» в развитии высших
форм памяти.

studfile.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о