Гештальтпсихология это: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

Гештальтпсихология. Цвет и Контраст. Технология и творческий выбор

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология, которая сложилась как часть экспериментальной эстетики, занимается изучением процессов психологии восприятия. Свое название она получила от слова «Gestalt», которое в точности перевести нельзя, но которое в общем смысле означает «формальную особенность» или «узнаваемую сущность», имеющую собственное содержание и собственную структуру, ясно отличимую от окружения.

Гештальтпсихология считает, что художнику, автору изображения, гораздо важнее знать не физические, а перцептивные свойства объекта изображения, в которые входят элементы, корректирующие непосредственное восприятие. Это, к примеру, интеллектуальная и сенсорная память, т.е. прошлый опыт. Как сущность живого организма не может быть сведена к описанию его анатомического строения, так и сущность визуального опыта не может быть выражена в сантиметрах, величинах углов или в длинах световых волн. Эти статические измерения применимы только к отдельным стимулам восприятия, которые информируют организм об окружающем мире.

А вот камера (фото-, кино- или телевизионная) запечатлевает только сетчаточное, ретальное изображение, это следует хорошенько запомнить.

Чтобы читателю было ясно, что такое гештальт, приведу пример, иллюстрирующий особенность психологии зрительного восприятия. Современный человек не воспринимает шофера и автомобиль, в котором он находится, как единое целое, он различает две самостоятельные сущности, каждая из которых имеет свое содержание: это человек, а это автомобиль. Или, например, всадник на лошади. Но в эпоху, когда испанские конкистадоры начали завоевывать американских индейцев, те воспринимали всадника и лошадь как один гештальт, потому что до того никогда не видели людей в доспехах и лошадей. Ведь именно испанцы впервые завезли в Америку лошадей. Гештальтпсихология утверждает, что объект может быть воспринят в том случае, если он отделен от окружающего фона с достаточной степенью контрастности, при этом линия перепада контрастности создает представление об общей форме предмета.

Соотношение «фигура — фон» является одним из важных принципов гештальтпсихологии, но вначале остановимся на других, более общих моментах.

Илл.4 «Схватывание» изображения: наше сознание способно воссоздавать из отдельных элементов изображения известного нам объекта изображение всего объекта. В третьем рисунке уже есть достаточное количество деталей для узнавания объекта.

Структурный принцип, или принцип «схватывания», упрощенно изображен на илл.4. Схватывание выражает целостность восприятия, когда зритель воспринимает объект или изображение целиком, часто на ходу домысливая недостающие детали, поскольку общая структура уже ясна. Схватывание — это постижение структуры, мгновенное разделение на отдельные гештальты. Оно является суммой, состоящей из: установки на восприятие, сложения сенсорных ощущений, эмоций при восприятии, интеллекта, воспоминаний и ассоциаций. Эффективность схватывания пропорциональна легкости этого процесса, в художественной практике она имеет прямое отношение к читаемости композиции кадра и к его цветовому строю.

В гештальтпсихологии есть понятие структурированного изображения, которое означает, что изображение имеет такую форму, которая помогает легче схватывать содержание. Например, упорядочивание композиции кадра, гармонизация цветовых отношений — все это относится к процессу структурирования.

Попутно стоит отметить, что эстетическая привлекательность определяется в каком-то смысле величиной психологической дистанции, т.е. степенью вынесения из сферы практической потребности, величиной отчуждения изображаемого от повседневных потребностей зрителя, в этом проявляется внеличностный характер произведения изобразительного искусства, что также необходимо учитывать художнику.

Как уже упоминалось, структурирование объекта или изображения при восприятии идет путем упрощения, упорядочивания, домысливания. Арнхейм считает, что этот процесс, который можно назвать гармонизацией, протекает по закону, сходному со вторым законом термодинамики, или законом энтропии, т.е. законом рассеивания энергии при превращении ее в тепловую. В процессе восприятия, считает Арнхейм, тот нервный подъем, который всегда характеризует свежее визуальное восприятие, постепенно угасает, и по мере упорядочивания, по мере возникновения устойчивого перцептивного представления неуклонно теряется интерес, т.е. гармонизация одновременно означает и покой, утрату экспрессии. Стремление к гармонии, энтропийный характер этого процесса восприятия можно охарактеризовать как некий катарсис, успокоение в психике.

Заканчивая разговор о структурном принципе в произведениях искусства, приведем пример из живописи: у зрелого художника все предметы имеют какое-то сходство друг с другом. Небо, море, земля, деревья и даже человеческие фигуры выглядят так, как если бы они были сделаны из одной и той же субстанции, которая, однако, не искажает природу этих объектов, а, подчиняясь объединяющей силе художника, перевоссоздает их в новом виде. Иногда это называют стилем.

Делакруа считал, что художник прежде всего должен стремиться выделить контрасты «основных линий» объекта, причем в большинстве случаев эти основные линии не совпадают с реальными контурами предметов. Они образуют то, что называется структурной основой зрительно воспринимаемого объекта. Трудность состоит в том, что эти основные линии в объекте не видны так же отчетливо, как потом в изображении. И мастерство заключается в том, чтобы эти линии сначала увидеть в объекте (иногда придумать их), а потом перенести в изображение. То есть это относится уже к области творческих приемов или изобразительных средств, при помощи которых эти основные линии станут воспринимаемы зрителем.

Здесь мы подходим к понятию выразительности в искусстве. Выразительность передается не столько геометрическими свойствами объекта восприятия, сколько силами, которые, как можно предположить, возникают в нервной системе воспринимающего субъекта, т.е. зрителя. Можно считать, что выразительность, экспрессивность — это в какой-то степени внушение. Если выразительность составляет основное содержание восприятия в повседневной жизни, то еще в большей мере это характерно для видения мира художником. Для него экспрессивные свойства являются помимо всего прочего средствами коммуникации со зрителем.

Арнхейм пишет: «Если бы искусство означало лишь воспроизведение вещей в природе и ничего больше, то вряд ли можно было понять ту почтенную роль, которая ему отводится на любой стадии развития общества. Высокая оценка искусства определяется тем, что оно помогает человеку понять мир и самого себя…»[5]

Возможно, что эмоции, а не сюжет и прочее, являются содержанием искусства, но тогда мы должны признать, что содержание нематериально, а это как-то непривычно для нас, воспитанных на материалистической эстетике.

Нервный подъем, который сопутствует визуальному восприятию и который является главным стимулом для восприятия, возникает по трем направлениям, содержащим каждое по несколько групп переменных величин:

1) психофизиологические переменные — это ощущения времени, пространства, движения, шума, цвета, фактуры и т.д., всего того, что представляет внешнюю форму кинематографического зрелища. Эти переменные выражаются «простыми» формами гештальтпсихологии, и о них мы скажем позже;

2) экологические переменные — это любовь, голод, страх и т.

п., т.е. те, которые отвечают биологическим и социальным потребностям и выражаются сюжетом, фабулой, характерами и т.п.; они относятся к категории содержания;

3) коллативные, переменные или сопоставительные — это новизна, удивительность, сложность, двусмысленность, структурность и т.п. При этом интересно, что приятность и неприятность, например, всегда объединены непрерывными и постепенными переходами одного в другое. Это своеобразный маятник эмоций, изменяющихся по тем же законам, что и цвета в цветовом пространстве (цветовом теле), илл.13. Видимо, тут действует какой-то единый и универсальный закон восприятия в рамках времени.

Следующий основной принцип визуального восприятия — это принцип постоянства, или константности восприятия. Мы встречаемся с ним на каждом шагу, это важнейший механизм, усовершенствованный тысячелетиями эволюции, поскольку он осуществляет функции защиты нашего организма. Например, лист белой бумаги, освещенный пламенем свечи, с точки зрения колориметрии имеет точно такой же цвет, как апельсиновая корка, лежащая на солнце, но тем не менее мы воспринимаем лист бумаги как белый, а корку как оранжевую.

Если мы выходим из комнаты, освещенной полуваттным светом, на улицу в пасмурную погоду, то мы не замечаем, что цветовая температура освещения поменялась с 2900К на 6000К и что цвет нашего костюма изменился.

Механизм константности проявляется и в восприятии размера, расстояния и скорости. Эти три параметра сложным образом связаны друг с другом, так что ошибки в восприятии одного из них могут быть причиной неожиданных ошибок в восприятии других. Суть явления константности заключается в способности всей зрительной системы учитывать и компенсировать изменение сетчаточного, ретального изображения, происходящее вместе с изменением расстояния или цвета освещения.

Очень интересно, что в опытах по определению степени константности профессиональные художники и живописцы проявляли меньшую константность, чем обычные люди. Это очень важное обстоятельство, оно говорит о том, что художник умеет анализировать свое сетчаточное изображение как бы отдельно от перцептивного восприятия. Именно таким путем идет обучение живописи, другого пути пока никто не изобрел, хотя он достаточно трудоемкий и длительный.

Кто не научился анализировать свое сетчаточное изображение, тот никогда не поймет законов цветовой гармонии, для него пределом понимания останется убеждение, что цвет выражается лишь естественной окраской предметов, а задача гармонизации сводится лишь к удачному подбору цветных предметов в кадре. В действительности это только самый первый шаг, после которого и начинается настоящая работа с цветом.

Далее следует назвать еще одну особенность восприятия — баланс восприятия, или перцептивный градиент. Линейная перспектива характеризуется постепенным уменьшением видимых размеров предметов по мере их удаления, а воздушная перспектива — постепенным уменьшением контраста и сдвигом цвета в сторону холодных тонов. Перцептивный градиент — это постепенное увеличение или уменьшение некоторых перцептивных свойств во времени или в пространстве. Градиент изменения цвета и резкости по мере удаления предмета довольно распространенное изобразительное средство.

Широко используемый прием съемки портрета на размытом фоне — очень характерный пример того, как используется градиент изменения резкости для создания иллюзии глубины пространства на плоскости экрана. Эта иллюзия глубины подчеркивается и изменением контраста на фоне по сравнению с контрастом на объекте (так называемый пластический эффект). А также движением, т.е. изменением тональных и цветовых соотношений между фигурой и фоном.

Один из способов, с помощью которого в кадре создается иллюзия глубины пространства, — это градиент изменения яркости: от темного переднего плана к постепенному высветлению или, наоборот, от светлого лица к темному фону (как на картинах старых мастеров).

Величина перцептивного градиента восприятия обязательно учитывается в кинематографе и телевидении при определении монтажных стыков, при съемке монтажных кадров. Перцептивная связь между ними должна быть точно выверена, она зависит от смены направления съемки и смены крупностей планов. Эта смена не может быть незначительной, иначе у зрителя не возникнет ощущение новой точки зрения. Такое бывает, когда смена крупности, ракурса и направления съемки в соседних монтажных кадрах мало заметна. Но в то же время эта смена не должна быть и чересчур большой, иначе у зрителя пропадет ощущение единства места и времени действия. Такое бывает, когда возникают новые, неоправданные точки зрения камеры с измененной по отношению к предыдущим кадрам перспективой.

Особенно резко ощущается изменение в том случае, если меняется характер освещения, контраст и цвет. Поддержание перцептивного градиента на необходимом уровне (так называемое тональное, световое, цветовое и монтажное единство) входит в обязанности оператора. В съемочной группе иногда есть лишь один человек, который знает об этом и умеет это делать, — кинооператор, недаром в некоторых случаях привычное название этой профессии — director of photography заменяется на cinematographer, что означает просто кинематографист.

Конечно, один из самых сильных перцептивных факторов в кинематографе — движение, и не только движение внутри статичного кадра, но и движение самой камеры («тревелинг»). При этом изменяется не только крупность планов, ракурс и соотношение «фигура-фон», но и сила освещения, его контраст и цвет, а иногда даже и оптический рисунок изображения.

Так называемый прием non-finito в изобразительном искусстве заключается в том, что часть изображения (обычно не главная его часть) как бы смазана, при этом форма и фактура только чуть-чуть намечены, но не проработаны. Это концентрирует внимание зрителя на сюжетно важных деталях, выполненных с максимальной достоверностью, и является приемом, в котором применено сознательное нарушение перцептивного градиента, ожидаемого зрителем. На некоторых скульптурах Микеланджело — это смазанные, будто не оконченные скульптором лица, а в кино и фотографии — это черные провалы в тенях, или, наоборот, сияющие без проработки, яркие блики, или полностью размытые оптическими насадками части изображения, где практически отсутствует форма, объем и фактура. При этом используется стремление нашей зрительной системы достраивать, домысливать недостающие элементы. Давно известно, что экспрессивный рисунок, состоящий чаще всего из нескольких линий, если они удачно передают структуру объекта, бывает гораздо выразительнее подробного изображения.

Итак, мы вкратце разобрали основные принципы психологии визуального восприятия, теперь несколько подробнее остановимся на тех положениях гештальтпсихологии, которые описывают восприятие «простых форм», как, например, соотношение между фигурой и фоном.

Этот самый важный принцип теории формации (gestalt-teory) выражается в следующих критериях:

1) фигура должна четко отделяться от фона. Применительно к цвету это может, например, означать, что если фигура имеет активный цвет, то фон предпочтительнее иметь бесцветным, а бесцветная фигура (например, темный силуэт) хорошо будет смотреться на ярком цветном фоне (илл.5, цв.). Но это, конечно, не единственный вариант цветовых соотношений, фигура может иметь цвет дополнительный (комплементарный) к цвету фона, например красная фигура на фоне зелени, это тоже дает отчетливое разделение фигуры и фона. Каждый художник в рамках этого критерия ищет свои приемы;

2) меньшая формация тяготеет быть воспринятой как фигура, большая — как фон, особенно в том случае, если в кадре не совсем четкая композиция, а предметы незнакомые;

3) фигура и фон никогда не воспринимаются одновременно, особенно это относится к статичным кадрам;

4) как правило, похожие визуальные элементы, расположенные поблизости друг от друга, воспринимаются как фигуры, а не как фон;

5) симметричные и наполненные формации обыкновенно тяготеют к тому, чтобы тоже быть воспринятыми как фигура.

Напомним, что наша система восприятия постоянно стремится к поиску упрощения, повторяемости, чистоты, понятности и упорядоченности. Исходя из этого, гештальт-теория предлагает признать в качестве объекта наиболее простые из формаций, которые могут быть обнаружены в данных обстоятельствах. Соотношение «фигура-фон» формирует образ, как бы примеряемый к обозреваемому пространству с целью отличить значимое от малозначимого. В случайной ситуации различные наблюдатели одного и того же объекта могут выбрать различные элементы в качестве фигуры и фона, это так называемые «обманки».

Хорошая узнаваемость зависит не только от контраста, но и от размеров контрастных полей. Имеется в виду не только тональный, но и цветовой контраст.

Неопределенные соотношения «фигура-фон» возникают, если есть несколько равнозначных возможностей восприятия. Хотя такие формации имеют право на существование, но им не хватает выразительности. Согласно гештальт-теории наше визуальное восприятие постоянно стремится упростить опознание фигур путем классификации и группирования для облегчения ориентации в пространстве.

Наш визуальный опыт, естественно, влияет на формирование нашего восприятия, он учит нас угадывать три измерения в двухмерном изображении на экране, когда имеются хотя бы некоторые из перечисленных ниже факторов. Они не только помогают создавать иллюзию глубины в изображении, но одновременно служат для структурирования содержания.

Поэтому второй по значению «простой формой» (после «фигура-фон») будет задача передачи пространства. Обычно она выражается в изменении масштабов предметов по мере их удаления в глубину кадра, а также в увеличении скорости изменения этих масштабов. Этот градиент изменения масштабов в кинематографе называется кинетической перспективой. В сущности, это разновидность линейной перспективы, хотя во многих случаях совсем не обязательно, чтобы в кадре присутствовали сходящиеся линии (рельсы, дорога, забор и пр.). Гораздо важнее масштабное разделение на планы: ближний, средний и дальний.

Так называемые сильные линии имеют большое значение для лучшей читаемости всей композиции кадра, а также глубины пространства. Эти линии как бы ведут внимание зрителя от одного предмета к другому. Яркий пример этого — так называемая диагональная композиция. Иногда сильная линия выражается обратной диагональю, когда внимание зрителя перемещается тоже по диагонали кадра, но не от переднего плана в глубину, а наоборот, из глубины к переднему плану. К типу сильных линий относятся ярко выраженные композиции по вертикали и по горизонтали, а также использование в качестве композиционных элементов арок, проемов и других архитектурных форм. Сам формат кадра (1:1,37 или 1:1,85) также обусловливает появление определенных сильных линий, влияющих на композицию кадра.

Тональная перспектива — это передача глубины пространства за счет изменения (градиента) яркости и контраста по мере удаления от переднего плана. Воздушная перспектива — это изменение цвета предметов на более холодный и сближение цветов по мере удаления в глубину, а также потеря четкости контуров. Поэтому смягчение оптического рисунка в глубину за счет правильного использования глубины резко изображаемого пространства — это тоже распространенный прием, при помощи которого зритель лучше ощущает пространство. Нерезкий, размытый передний план, особенно если цвет его дополнительный к цвету дальнего плана, тоже хорошо помогает почувствовать глубину кадра, это сильное выразительное средство, которое действует подобно обратной перспективе. Перевод фокуса из глубины на передний план (или наоборот) тоже заставляет зрителя острее почувствовать, «пережить» пространство.

Общеизвестно значение ракурса как выразительного средства, потому что ракурс подчеркивает перспективу, глубину и сам как бы создает сильные линии. Ритм повторяемости одинаковых предметов (например, при съемке в лесу) тоже хорошо организует композицию.

И, наконец, частичное перекрытие дальних предметов другими, расположенными ближе к камере, так называемый оверлепинг, в большой степени (особенно при движении камеры) создает иллюзию стереоскопичности, т.е. опять-таки помогает ощутить глубину кадра.

Для передачи на плоскости экрана формы, фактуры и цвета используется воздействие контраста и характера освещения. Контраст, помимо того, что за счет изменения его величины можно получать полные силуэты, провалы в тенях, исчезновение цвета в ярких бликах от яркого света и так далее, влияет на передачу цвета самих предметов и их фактуры, т. е. материала, из которого они состоят.

Илл. 6 Запись движения глаза (сканирование при рассматривании объекта изображения — головы Нефертити)

На илл.6 изображена голова Нефертити, а рядом путь, по которому двигался взгляд рассматривающего этот рисунок зрителя. Оказывается, что взгляд движется в основном по контуру предмета, чтобы лучше ощутить его объемную форму и соотношение с фоном (пресловутое «фигура-фон»). Но, кроме этого, наибольшее количество остановок и повторных возвращений в тех местах рисунка, где больше всего тональных различий, градаций, так как эти градации (вернее, их контраст, расположение) несут основную информацию о форме и материале (фактуре) предмета.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что то изображение лучше, качественнее, которое имеет наибольшее количество тональных градаций, то, которое обладает наиболее полным контрастом. В других главах мы подробно будем говорить об этой особенности, но здесь хотелось бы отметить решающее значение освещения. Контраст освещения, его направление или, как принято говорить, «эффект освещения», переоценить как выразительное средство невозможно. В цвете значение освещения (не как технического средства, чтобы пленка «увидела» объект, а как субстанции творческой) возрастает во много раз. Разноцветность освещения присутствует в каждом объекте: тени, света, блики, рефлексы — все имеет разный цвет и это увеличивает во много раз информационность изображения.

Наконец, нельзя не упомянуть о таких формальных композиционных элементах, как «золотое сечение», симметрия, равновесие, напряженность и прочее, что было известно еще древним грекам и что сохраняет свое значение в изобразительном искусстве до сих пор.

В то время как гештальт-теория описывает эволюцию эстетических форм, информационная теория описывает эволюцию новизны содержания. Правда, такое описание не может быть достаточно строгим, так как то, что ново для одного человека, для другого может быть хорошо знакомо. Оригинальность изображения в очень большой степени зависит от опыта зрителя. И, тем не менее, информационная теория предлагает нам организовывать противоположные элементы, такие, как новое и знакомое, в таком сочетании, чтобы послание (или, как принято говорить, «мессидж») было одновременно интересным и понятным. Обычно это 50% на 50%. Содержание такого послания вытекает из взаимоотношений нового, непредвиденного и знакомого, очевидного или так называемого избыточного (илл.7).

Есть еще один определенный фактор, который сегодня еще не получил достойных обоснований ни в гештальт-теории, ни в теории информации. Это — эмоциональное содержание изображения, его интонация. Хотя в количественном отношении эта составляющая еще более трудноопределима, чем все остальные, она играет чрезвычайно важную роль. Эта категория распространяется на такое свойство изображения, которое производит впечатление на зрителя не благодаря своей выдающейся, выразительной композиции и не благодаря своему уникальному информационному содержанию, но лишь благодаря качествам, аппелирующим к эмоциям зрителя. Возможно, это самое главное свойство, потому что любое произведение искусства — это, в конечном счете, закодированная, записанная эмоция, которая раскрывается, расшифровывается лишь в момент восприятия зрителем произведения. Эмоция рождается только в момент восприятия. В произведении искусства ее невозможно заранее обнаружить никакими самыми точными инструментами. Ее как бы не существует до тех пор, пока не появится человек (зритель) и не начнется процесс восприятия.

Помимо формальных взаимоотношений, таких, как «фигура-фон» и других, важно учитывать психологический аспект, так как любой воспринимаемый объект автоматически расценивается как приятный или неприятный. Невозможность подобной оценки рискует вызвать вообще отсутствие реакции как таковой, что, конечно, плохо. Похожесть объекта на прежде знакомые помогает опознанию содержания кадра в целом и, таким образом, способствует пониманию и осмыслению, т.е. из этого следует, что необходим элемент избыточности. В то же время уровень сложности изображения должен быть не слишком низким (в этом случае будет недостимуляция), но и не слишком высоким (в этом случае возможна перестимуляция). Кроме того, эстетическая ценность любого изображения — понятие весьма относительное, она зависит от личности воспринимающего, от его сознания, степени опытности, готовности и способности чувствовать.

Илл. 7 Влияние новизны информации на интерес восприятия иллюстрирует схема соотношения новой, оригинальной и давно знакомой информации. Парабола выражает информационную ценность сообщения, она обратно пропорциональна степени повторяемости. Способность к восприятию стимулируется тем, в какой степени сообщение (т.е. изображение) содержит уже знакомые элементы. Стопроцентная новизна будет встречена с таким же безразличием, как и стопроцентная повторяемость, т.е. знакомость.

гештальтпсихология | это… Что такое гештальтпсихология?

   ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (с. 143)

   17 декабря 1924 г. один из основателей гештальтпсихологии, берлинский профессор Макс Вертгеймер, выступил на собрании Научного общества И. Канта с лекцией об основных положениях своей теории. В этой лекции им был предельно ясно и точно сформулирован тезис, являющийся краеугольным камнем в здании гештальтпсихологии. Вертгеймер заявил: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого». Эта идея, сама по себе не новая, даже древняя, легла в основу научного направления, весьма влиятельного в мировой, особенно европейской психологии первой трети нашего века. Впоследствии научная школа распалась, и интерес к гештальттеории угас. Однако по сей день идеи гештальтпсихологии продолжают оказывать косвенное влияние на многие научные школы и направления, и сам термин «гештальт» отнюдь не списан в архив и постоянно употребляется в разном контексте.

   Слово «гештальт» — немецкое, приблизительно переводится как «структура», однако точных эквивалентов ни в одном европейском языке не имеет, а потому прямо заимствуется из немецкого. Впервые его ввел в научный лексикон Х.Эренфельс в статье «О качестве формы» (1890), посвященной исследованию восприятия. Эренфельс выделил специфический признак гештальта — свойство транспозиции (переноса): в нашем восприятии мелодия остается той же самой при переводе ее в другую тональность; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т.п. Однако специальной теории гештальта Эренфельс не создал.

   История гештальтпсихологии ведет начало с выхода работы Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера сложилась Берлинская школа гештальт-психологии, костяк которой составили также Курт Коффка и Вольфганг Келер и к которой тесно примыкали доцент Берлинского университета Курт Левин, создавший собственную школу, и крупный невролог Курт Гольдштейн. Относительно независимая школа гештальтпсихологии сформировалась также в Граце (Австрия).

   20-е гг. ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальтпсихологии. Они касались главным образом процессов зрительного восприятия, хотя выводы делались гораздо более широкие. Разные формы гештальтов изучались на материале восприятия кажущегося движения, формы (в том числе отношений «фигуры — фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены так называемые факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют «напрашивающиеся», наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в один гештальт, например, трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля — закон прегнантности, т. е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации.

   Принципиальное значение имели эксперименты Келера на курах с целью проверить, что является первичным — восприятие целого или элементов. Птица дрессировалась на выбор более светлого из двух оттенков серого. Затем следовал критический опыт: в новой паре темная поверхность заменялась более светлой. Птица продолжала выбирать более светлую из этой комбинации, хотя ее не было во время дрессировки. Поскольку отношение между светлым и темным в критическом опыте сохранялось, значит, оно, а не абсолютное качество определяло выбор. Следовательно, элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Тот факт, что такие структуры свойственны курам, означал, что структуры являются первичными примитивными актами.

   В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление. По мнению Келера, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. С чисто описательной точки зрения, для этой формы поведения характерно использование предметов в соответствии с их отношением друг к другу и в реорганизации поля. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, если все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия. Относительно специфически человеческого мышления Вертгеймер указывает: условием переструктурирования ситуации является умение отказаться от привычных, сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения — инсайта.

   В 1921 г. Коффка сделал попытку приложить общий принцип структурности к фактам психического развития и построить на его основе теорию психического развития в онтогенезе и филогенезе. По его мнению, развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образовании все более и более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами. Уже мир младенца в какой-то мере гештальтирован. Но структуры младенца еще не связаны друг с другом. Они, как отдельные молекулы, существуют независимо друг от друга. По мере развития они вступают в соотношения друг с другом. На этой основе подвергалась критике теория трех ступеней развития в филогенезе Карла Бюлера за то, что она представляет психическое развитие как состоящее из различных не связанных друг с другом единым принципом ступеней.

   В том же, 1921 г. Вертгеймер, Келер и Коффка основывают журнал «Психологические исследования» (Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты экспериментальных исследований этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи Вертгеймера «К учению о гештальте» (1921), «О гештальттеории» (1925). В 1926 г. Левин пишет статью «Намерения, воля и потребности» — экспериментальное исследование побуждений и волевых актов. Эта работа имела принципиальное значение: гештальтпсихология приступила к изучению наиболее трудно поддающихся экспериментированию областей. Все это очень поднимало влияние гештальтпсихологии. В 1929 г. Келер прочел курс лекций в Америке, впоследствии изданный в виде книги «Гештальтпсихология». Эта книга представляет систематическое и, наверное, лучшее изложение данной теории.

   Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., когда в Германию пришел фашизм. Вертгеймер, Келер, Коффка, Левин эмигрировали в Америку, где господствовал бихевиоризм. Здесь теоретические исследования не получили значительного продвижения. Заметным исключением можно назвать лишь выход в 1945 г. (кстати, тоже в декабре — 19-го числа) незавершенной работы Вертгеймера (умершего в 1943 г.) «Продуктивное мышление» (в переводе на русский язык эта классическая работа увидела свет в 1987 г.). В ней автором описаны интересные эксперименты, проводившиеся над детьми.

   Для аргументации своих выводов Вертгеймер использовал также личные воспоминания о беседах с Эйнштейном (их лекции порой проходили в соседних аудиториях). Исходя из общего положения гештальтистов, что подлинное мышление является «инсайтным», а инсайт предполагает схватывание целого (например, принципа решения проблемы), Вертгеймер выступил против традиционной практики школьного обучения. В основе этой практики лежала одна из двух ложных концепций мышления — либо ассоцианистская (обучение строится на упрочении связей между элементами), либо формально-логическая. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. Вертгеймер, в частности, подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался. Он стремился выяснить психологическую сторону умственных операций (отличных от логических). Она описывалась в традиционных гештальтистских терминах: «реорганизация», «группировка», «центрирование» и т.п. Детерминанты этих преобразований оставались невыясненными.

   Книга Вертгеймера фактически была последним «громким залпом» гештальтпсихологии. Как самостоятельное научное направление гештальтпсихология перестала существовать. Однако ее идеи в той или иной степени были восприняты самыми разными течениями и школами. Они оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школа New Look), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальттерапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др.

   Понятие «гештальт» и поныне употребляется психологами в самых, казалось бы, неожиданных ситуациях. Например, заслуживает внимания рассмотрение здоровой, полноценной семьи как гештальта. Правда, такой подход сегодня не очень популярен. Многие «продвинутые» психологи и публицисты настаивают на введении вместо традиционного «Мы» прогрессивного «Я плюс Я». В такой модели семья предстает как даже не слияние, а сцепка двух Я, которые вполне автономны и самодостаточны (модное, хотя и чудовищное, если вдуматься, понятие!). Это тот самый партнерский брак, который с пеной у рта отстаивают многократно разведенные прогрессисты и который по сути дела представляет собой совместное предприятие по взаимопользованию. Когда один из партнеров хотя бы частично утрачивает «потребительские качества», он с необходимостью подлежит замене. Не в этой ли порочной идеологии лежат истоки реального кризиса современной семьи? Может быть, говоря о нормальной семье, следует вспомнить вышеупомянутый тезис, который Макс Вертгеймер провозгласил 75 лет назад. ..


Прикладная психология | Преимущества и применение в повседневной жизни

Ключевые люди:
Джеймс Маккин Кеттелл Хьюго Мюнстерберг Элтон Мэйо
Связанные темы:
психология школьная психология

Просмотреть весь связанный контент →

прикладная психология , использование методов и результатов научной психологии для решения практических проблем поведения и опыта человека и животных. Более точное определение невозможно, потому что деятельность прикладной психологии варьируется от лабораторных экспериментов через полевые исследования до непосредственного обслуживания проблемных людей.

Те же интеллектуальные потоки, слияние которых привело к возникновению психологии как самостоятельной дисциплины к концу XIX века, привели к дальнейшему развитию прикладной психологии. В 1883 году публикация Фрэнсиса Гальтона « Исследование человеческих способностей и их развития » предвещала измерение индивидуальных психологических различий. В 1896 году в Пенсильванском университете Лайтнер Уитмер основал первую в мире психологическую клинику, положив начало клинической психологии. Тестирование интеллекта началось с работы французских психологов Альфреда Бине и Теодора Симона в парижских школах в начале XIX века.00с. Групповое тестирование, юридические проблемы, промышленная эффективность, мотивация и правонарушения были среди других первых областей применения. В Технологическом институте Карнеги в 1915 году было создано отделение прикладной психологии в качестве учебно-исследовательского отдела. Журнал прикладной психологии появился в 1917 году вместе с Прикладная психология , первым учебником в этой области, в соавторстве с Гарри Л. Холлингворт и Альберт Т. Поффенбергер.

Ранние акценты в прикладной психологии включали профессиональное тестирование, методы обучения, оценку отношения и морального духа, работу в условиях стресса, пропаганду и психологическую войну, реабилитацию и консультирование. Педагогические психологи начали направлять свои усилия на раннее выявление и открытие талантливых людей. Их исследование дополняло работу психологов-консультантов, которые стремились помочь людям прояснить и достичь их образовательных, профессиональных и личных целей. Забота об оптимальном использовании человеческих ресурсов способствовала развитию производственно-организационной психологии. Развитие авиации и космонавтики способствовало бурному развитию инженерной психологии.

В ответ на озабоченность общества лечением психически больных и разработкой профилактических мер против психических заболеваний, клиническая психология продемонстрировала огромный рост в более широкой области психологии. Психологи изучили применение и последствия автоматизации, а в развивающихся странах они помогли решить проблемы быстрой индустриализации и планирования человеческих ресурсов.

Независимо от профессиональной направленности прикладных психологов, описание их работы, скорее всего, совпадает с описанием работы в других областях. Прикладной психолог может преподавать или не заниматься оригинальными исследованиями. Помимо использования экспериментальных данных, полученных в результате психологических исследований, прикладной психолог использует информацию из многих дисциплин. Область применения постоянно расширяется по мере возникновения новых типов проблем. Другие отрасли прикладной психологии включают потребительскую, школьную и общественную психологию. Профилактике и лечению эмоциональных проблем уделяется большое внимание, как и областям, связанным с медициной, таким как спортивная психология и психология хронических заболеваний.

Психометрия, или измерение и оценка психологических переменных, таких как личность, способности или производительность, является неотъемлемой частью областей прикладной психологии. Например, клинический психолог может быть заинтересован в измерении признаков агрессивности или навязчивости; производственный психолог, эффективность работы при определенных условиях освещения или оформления офиса; или общественный психолог, психологические последствия жизни в районе с высоким уровнем преступности. См. также клиническая психология; образовательная психология; индустриальная психология.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Что такое гештальт-психология? Обзор, примеры и часто задаваемые вопросы

Случалось ли вам когда-нибудь прочитать предложение и не заметить ошибку, а потом прочитать его и понять, что пропущено слово? Гештальтпсихология предлагает объяснение этому явлению, предполагая, что мы воспринимаем свойства целого не так, как его части.

Принципы гештальт-психологии применимы ко всем сферам нашей жизни, включая хобби, семью и работу. Исследователи, терапевты, владельцы бизнеса, менеджеры по продуктам, преподаватели и профессионалы могут интегрировать принципы гештальт-психологии в множество реальных событий.

Узнайте больше об основах человеческого восприятия из истории гештальт-школы, ее основных принципов, ключевых применений и практических примеров.

Что такое гештальт-психология?

Гештальт-психология — это школа мысли, которая стремится понять, как человеческий мозг воспринимает опыт. Более конкретно, он описывает, как люди воспринимают объекты и окружающую их среду в целом, а не отдельные части.

Естественно, сам того не осознавая, наш мозг выстраивает корреляции, позволяющие воспринимать весь опыт, а не просто сумму его компонентов. Эта концепция, основанная на десятилетиях исследований, до сих пор предлагает уникальные возможности применения.

История гештальт-психологии

Гештальт-психология не является новой областью. В 1920-х годах группа немецких и австрийских психологов — Курт Коффка (1886–1941), Макс Вертхаймер (1880–1943) и Вольфганг Келер (1887–1967) — определили этот набор убеждений в 1920-х годах.

Их исследования и интерпретации были направлены на то, чтобы разобраться в стимулах, воспринимаемых человеческими глазами, и в том, как эти элементы отличаются от того, что человек предполагает наблюдать. Их результирующая гипотеза изложила предсказуемый набор принципов.

Понимая, как работает человеческий мозг через призму этих принципов, мы можем сделать обучение проще, продукты более привлекательными, а дизайн более эстетичным.

Влиятельная гештальт-психология

В основе гештальт-психологии лежат принципы, основанные на том, как люди организуют сенсорную информацию. Вместо дерева, черепицы и дверей мы видим дом. Эта группировка и сопоставление вещей и окружения влияет на то, как люди интерпретируют социальный опыт.

С тех пор как эта теория была впервые опубликована в 1923 году, гештальт-психология заняла свое место в огромной библиотеке методов, используемых для изучения и влияния на мышление и поведение потребителей.

Принципы гештальт-психологии

Гештальт-психология стала известна также как законы восприятия. Это теория, которая объясняет, как люди ищут закономерности в окружающем их мире. Эту структуру лучше всего применять, когда она разделена на каждый из входящих в нее принципов.

Независимо от того, являетесь ли вы дизайнером, художником, маркетологом, специалистом по связям с общественностью, преподавателем или владельцем бизнеса, вы можете изучить эти принципы и непосредственно применить их в своей работе.

Шесть принципов гештальт-психологии:

Принципы гештальт-психологии с примерами

Давайте рассмотрим принципы гештальт-психологии и используем примеры, чтобы лучше понять их концепции.

Фигура-фон

Используя принцип фигуры-фона, вы можете понять, что люди склонны воспринимать объекты как находящиеся либо на заднем, либо на переднем плане. Это очень похоже на фотографию, на которой предметы крупным планом четкие, а фон остается слегка размытым.

Человеческий мозг работает примерно так же, стремясь расположить объекты близко и далеко.

Сходство

Гештальт-закон подобия касается нашего поведения при группировании сходных объектов, рисунков или форм. Мозг автоматически связывает объекты похожего цвета, формы, размера или текстуры с другими объектами, обладающими такими же характеристиками.

Например, вы начинаете покупать новый автомобиль и выбираете конкретную марку и модель. Словно кто-то щелкнул выключателем, вы начинаете замечать на дороге все другие машины, такие же, как ваша, или похожие на вашу по цвету и дизайну.

Близость

Закон близости касается того, насколько близко или как далеко объект находится от других вокруг него. Эти гештальт-приложения часто используются в эстетике дизайна, где определенные фигуры создаются в тандеме и в непосредственной близости от других фигур, чтобы помочь управлять восприятием людей.

Слишком большое расстояние между объектами может намеренно изолировать их от окружающей среды.

Непрерывность

Принцип непрерывности гештальтпсихологии относится к тому, как мозг ищет линии для создания непрерывного образа или опыта. Все, что воспринимается как расположенное таким образом, что предполагает последовательные группы или элементы, демонстрирует непрерывность. Человеческий мозг всегда будет искать гладкое, а не бессвязное.

Возьмем, к примеру, фильм. Вместо отдельных кадров или сцен мозг связывает все сцены в линейную сюжетную линию и опыт.

Закрытие

Принцип закрытия гештальт-психологии описывает, как человеческий мозг естественным образом закрывает пробелы и пропускает недостающие детали для создания целостной картины. Наш мозг автоматически заполняет недостающие фрагменты.

Например, когда вы читаете предложение, в котором отсутствует «the» или «a», вы можете пропустить грамматическую ошибку, потому что ваш мозг сначала распознает значение содержания, прежде чем определять слова и буквы, составляющие это содержание. .

Prägnanz

Prägnanz, также называемый гештальт-«законом простоты», предполагает, что, когда человеческий мозг сталкивается с неблагоприятной или сложной последовательностью стимулов, он автоматически ищет способы их упростить.

Prägnanz в переводе с немецкого означает «хорошая фигура». Это также считается законом симметрии и порядка, описывающим, как мозг может изолировать и распознавать простые формы в коллаже нелинейных конструкций.

Художники используют эту концепцию для создания иллюзий в своих иллюстрациях и привлечения внимания к простым концепциям, заключенным в море сложных функций.

Использование в гештальт-психологии

Гештальт-психология предназначена не только для психологов, стремящихся лучше понять человеческий мозг и восприятие. Существует множество соответствующих применений гештальт-методов в современных исследованиях, дизайне, маркетинге, терапии и разработке продуктов.

Гештальт-терапия

Гештальт-психология имеет место в терапии. Гештальт-терапия была основана в 1940-х годах Фредериком и Лорой Перлз. Они нашли полезное применение на сеансах терапии с пациентами, обсуждая различия в точках зрения, чтобы помочь достичь решения и понимания.

Терапевты также могут помочь пациентам собрать весь опыт и углубиться в понимание отдельных элементов, которые привели к определенному восприятию.

Дизайн

В области искусства и дизайна гештальт-психология является ключевым подходом. Факторы восприятия влияют на то, как кто-то реагирует или реагирует на определенный дизайн, будь то произведение искусства в галерее или веб-дизайн в Интернете. Используя поведение мозга, связанное с поиском шаблонов, художники и дизайнеры могут создавать более интуитивные и резонирующие впечатления.

Что бы вы ни создавали прямо сейчас, будь то цифровой опыт, маркетинговый контент, произведение искусства или другой творческий результат, гештальт-психология может предоставить дополнительные сведения, которые помогут вам сделать ваши дизайнерские усилия более эффективными для аудитории.

Разработка продукта

Команды разработчиков продукта могут использовать принципы гештальта при разработке новых предложений. Применяя эти методы, компании могут более точно выбирать цвета, текстуры и материалы, чтобы влиять на решения потребителей о покупке.

Принципы гештальта могут помочь вам оценить, как ваша целевая аудитория отреагирует на новый продукт или предложение. Запуск этих новых продуктов означает рекламу, на которую также можно повлиять при правильном понимании гештальт-психологии.

Обучение и образование

Другой важной средой для гештальт-психологии является классная комната. Преподаватели и администраторы могут использовать эту теорию человеческого мозга для создания уроков и планов обучения, которые «имеют смысл» для учащихся.

Чтобы улучшить усвоение материала и его запоминание, учителя могут представить концепции, которые учащиеся, естественно, захотят сгруппировать или связать с ними. Планирование уроков с целью обучения в целом, а не отдельными частями, расширяет возможности обучения.

Маркетинг

На современном цифровом рынке маркетинг, брендинг и онлайн-реклама являются основными методами привлечения аудитории. Гештальт-психология может помочь компаниям лучше понять, как их потребители взаимодействуют с элементами бренда, рекламой и продуктами.

От дизайна логотипов и рекламных кампаний до покупок в Интернете и архитектуры веб-сайтов методы гештальт-восприятия могут помочь брендам улучшить взаимодействие с потребителями и их восприятие. Понимание того, как мозг реагирует на определенные элементы, может помочь компаниям использовать некоторые из этих подсознательных реакций на определенные раздражители.

Вкратце

Подумайте, какой вклад в ваши усилия может внести гештальт-психология. От маркетинга продуктов и продажи услуг до улучшения понимания студентов или реакции аудитории, гештальт-психология по-прежнему предлагает идеи и приложения, имеющие отношение к нашему взаимодействию сегодня.

Известный гештальт-психолог Курт Коффка упростил структуру до одного основного понятия. Речь идет о целом, а не о сумме его частей. Человеческий мозг воспринимает отдельные части иначе, чем единое целое. А гештальт-психология — это изучение этого феномена или изучение организации человеческого восприятия.

Теория гештальта необходима во многих приложениях. Понимание того, как люди воспринимают мир, необходимо в любой индустрии дизайна. Это применимо в рабочих средах, таких как маркетинг и управление персоналом. Понимание сложностей того, как мозг воспринимает продукты и услуги, имеет решающее значение для компаний, стремящихся по-настоящему заинтересовать и вдохновить целевую аудиторию. Социальное поведение по-прежнему понимается на основе обработки информации об активности мозга, описанной гештальт-психологией.

Попробуйте собрать пазл. Вместо того, чтобы рассматривать каждую часть головоломки как отдельный объект, большинство людей пытаются связать, как каждая часть сочетается с другими, в отношениях между частями вокруг нее, чтобы довести общую картину и законченный продукт до конца.

Чтобы представить себе, как вы могли бы использовать гештальт-теорию в повседневной жизни, подумайте о понимании прочитанного. Когда вы читаете текст, вы не воспринимаете каждую букву как отдельный символ. Вместо этого ваш мозг применяет значение к тому, как каждая буква способствует формированию слова и даже значения предложения. Более широкий смысл текста выходит за рамки индивидуального расположения букв.

Когда психологи объясняют гештальт-психологию публике, они часто разбивают ее на фокус целого, а не на части. Восприятие — это связь между тем, что видят глаза, и тем, что затем интерпретирует мозг. Они говорят, что человеческий мозг автоматически рисует группы, ассоциации и более широкие значения для каждого опыта, помимо отдельных частей или единиц, составляющих эти группы.

Изучите приведенные выше определения и примеры этих пяти принципов гештальт-психологии.

Когда вы видите пять цветных пересекающихся кругов, вы, вероятно, видите логотип Олимпийских игр. Вы не просто распознаете случайный набор перекрывающихся кругов, изогнутых линий или отдельных цветов. Конечно, вы в конце концов узнаете формы и цвета, из которых состоит символ Олимпийских игр. Но концепция указывает на то, как человеческий мозг сначала распознает Олимпийские игры, прежде чем идентифицировать серию цветных кругов.

Принципы гештальт-психологии описывают, как люди подсознательно группируют сходные элементы, выявляют закономерности и формируют сложные выводы всякий раз, когда они воспринимают что-либо. От просмотра изображений в облаках или расстановки мебели в вашей гостиной восприятие управляется ассоциациями и группировкой отдельных элементов для создания понимания общей картины.

Гештальт-психология часто применяется в обучении как основа понимания поведения. Учителя и администраторы могут использовать гештальт-метод, чтобы помочь учащимся обнаружить связи между частями урока, чтобы лучше понять главную цель урока. Проблемное обучение также основано на принципах гештальта, что позволяет учащимся сначала понять всю проблему, а затем понять шаги, необходимые для ее решения.

Проще говоря, гештальт-психология — это изучение того, как человеческий мозг обрабатывает информацию. Принципы, изложенные в методологии, разбивают общие реакции на внешние раздражители. Понимание того, как большинство людей будет реагировать, связывать, решать, делать выводы и вести себя на основе этих принципов, может продолжать служить более важной цели в образовании, исследованиях и на рабочем месте.

Добавить комментарий