2.1. Группы потребностей: saavas — LiveJournal
Любое производство, любое предприятие или компания существуют лишь постольку, поскольку на производимую ими продукцию есть спрос. В учебниках по экономике обычно приводят пирамиду потребностей Маслоу – достаточно очевидное наблюдение, что потребности делятся на базовые (физиологические) и высшие – познавательные, эстетические и пр. В том виде, как ее описывал Маслоу, пирамида потребностей не нашла достаточных экспериментальных подтверждений, однако рациональное звено в ней очевидно присутствует. С учетом накопленной со времени Маслоу фактической информации мы модифицируем и упростим его пирамиду, отказавшись в первую очередь именно от формы – потребности не имеют явно выраженной приоритетности, поэтому классифицируем их как группы.2.1.1 Базовые потребности
К первой группе мы отнесём физиологические потребности человека как любого другого живого организма: безопасность, достаточное количество воды и еды, независимость от неблагоприятных внешних условий, потребность в отдыхе для восстановления сил. История показала, что каждая из этих потребностей оказалась не статичной «да/нет», а развивающейся. Поясню на примере. Физическая безопасность как стремление избежать преждевременной смерти развивается в потребность жить дольше и не страдать от болезней. Что, в свою очередь, влечет необходимость гигиены, сбалансированного питания, развития медицины и фармацевтики, регулярных физических нагрузок и полноценного отдыха. Независимость от внешних условий и стремление минимизировать усталость от работы с развитием цивилизации трансформируется в потребность комфорта: в жилье появились коммунальные удобства – искусственное освещение, водоснабжение, канализация и отопление. Появились лифты и кондиционеры, холодильники и стиральные машины. Развился транспорт – перемещение людей и грузов на расстояние облегчили как транспортные средства, так и сети дорог. Появились очки, ортопедические матрасы, удобная обувь и т.д.
Потребность физического комфорта является потребностью организма и так же свойственна животным, как и человеку – не случайно в холодных краях раньше крестьяне держали зимой домашний скот в своем доме, а сейчас строят утепленные коровники и свинарники, фермеры стараются сбалансировать рацион домашних животных, обеспечить им достаточную физическую активность и т. д. Поэтому все потребности «облегчения жизни» можно смело отнести также к первой группе.
Нужно отметить, что потребность «облегчить жизнь» во многом схожа со стремлением к экономии времени и сил, особенно на выполнении рутинных обязанностей, таких, например, как большинство бытовых домашних работ.
У всех потребностей первой группы есть общие свойства.
А) Они объективны и измеряемы. Бытовая техника действительно экономит силы и время, кондиционеры – поддерживают комфортную температуру и т.д. Если вы выбираете между двумя кондиционерами, вы оперируете вполне объективными количественными характеристиками: мощность (объем охлаждаемого пространства), шумность (в какую сумму вам обойдется снижение шума на 1 Дб и готовы ли вы за это доплачивать), надежность (гарантия производителя).
Б) Они ограничены. Если в доме уже есть стиральная машина, мало кто купит вторую (только на замену первой, и только после поломки/износа или морального устаревания). Иными словами, эти потребности удовлетворяются покупкой соответствующего предмета, и возникают вновь только по истечении времени жизни предмета (которое может достигать десятилетий). Точно также в еде – медицински обоснованные диеты определяют суточный рацион питания, достаточный для полноценной жизнедеятельности человека.
Как следствие, основной критерий потребительского выбора в этой категории – соотношение цена-качество, т.е. выбор носит характер рационального. К потребностям первой группы можно отнести спрос не только на товары, но и на некоторые услуги, в частности уже упоминавшиеся медицинские услуги, услуги охраны (армия и полиция). Далее, общепит уровня столовых или сетей быстрого питания позволяет существенно экономить время на закупке продуктов и приготовлении пищи, т.е. по сути тоже относится к данному классу.
2.1.2 Социальные потребности
Если в первую группу мы объединили индивидуальные физиологические потребности, во вторую разумно отнести потребности другой неотъемлемой части жизни любого человека – социальные потребности. Перечислим основные: а) потребность занять определённое положение в общественной иерархии, б) стремление выбрать для продолжения рода наиболее биологически «продвинутого» партнера, в) потребность в признании и одобрении. Всё перечисленное – лишь разные проявления одной и той же потребности – быть первым. Например, потребность (б) — попытка заполучить лучшего партнёра связана с необходимостью конкурировать с другими представителями своего пола. Значит, нужно выделиться из «конкурентной среды» и представить себя в наилучшем свете. Демонстрация этого реального или мнимого превосходства, когда она происходит в материальной форме, и создаёт тот спрос, который мы отнесём к потребностям второй группы. Брендовая одежда, дорогие автомобили, ювелирные украшения, яхты и прочие атрибуты «успешности», равно как и фамилия в рейтинге Forbes – всё это имеет ценность только умозрительную, никакой физиологической потребности в них нет. Тем не менее то, что какая-то потребность относится ко второй группе, вовсе не означает ее возникновение только после насыщения потребностей из первой группы – люди часто стремятся выглядеть «круче» и экономят на необходимом в угоду своему имиджу.
Что можно сказать об отличительных чертах спроса, генерируемого данной группой потребностей?
А) Первой особенностью спроса будет его символичность — каждый из этих предметов (услуг) несет в себе определенный символ. Символ может иметь культурно-исторические корни. Например, золотые изделия у определенных народностей ассоциируются с богатством верховного правителя, и обладание такими предметами несет на себе печать принадлежности к элите. Другие символы появляются и укрепляются благодаря рекламе и воздействию через средства массовой информации. Так, в себестоимости дорогих духов основную долю занимают расходы на рекламу (Chanel № 5 продается в европейских парфюмерных бутиках за 90 евро. Себестоимость собственно содержимого флакона составляет чуть более 2 евро). Без рекламной поддержки спрос на товары этого сегмента будет постепенно угасать, т.е. этот спрос является по сути инициированным.
Б) Вторая особенность спроса на этом уровне – его «ненасыщаемость». Поясню на примере: если некто считает айфон важным атрибутом своего статуса, то с выходом новой модели наверняка ее купит. То же самое мы видит и в отношении автомобилей, коллекций одежды и т.д. Важно только, чтобы новая версия имела заметные отличия от старой – прежде всего в дизайне, но и в технических характеристиках тоже. При этом ни имеет никакого значения физическое состояние «прошлого поколения» — может оказаться, что вещи из прошлой коллекции ни разу не надевались, но с выходом новой они неизбежно переходят в разряд «устаревших» и подлежащих замене.
Общество (возможно стараниями производителей продуктов и услуг) старательно подогревает состязательность и стремление «быть первым», в том числе на групповом уровне. Так, люди болеют за «свою» футбольную команду (хотя по нынешним временам играть в ней будут скорее легионеры). Весь спорт по сути питается одной идеей – «наши круче всех», и победители щедро вознаграждаются как правительствами, так и владельцами клубов. В отношении клубов, правда, тезис может звучать несколько иначе: «мои круче всех», что говорит в первую очередь о тщеславии владельцев. Пресса (особенно желтая) просто живет культами «успешности» – любое лицо, попавшее «в обойму», становится героем многочисленных новостей и репортажей независимо от своей объективной значимости для общества и реальных заслуг. Жизнь многих олигархов постоянно и подробно описывается, смакуются приобретения и семейные подробности – в подсознание читателей внушается мысль, что главное для счастья – много потреблять. То же самое относится к спортсменам, актерам, певцам и части политиков – все они ассоциируются с успехом в той или иной области, а значит их жизнь должна быть предметом подражания и обожания со стороны «серой массы». Мечта любого производителя – войти в обойму «символов успеха», тех избранных брендов, за продукцию которых потребитель готов переплачивать. Нужно признать, что у российских компаний реальных шансов на этом рынке практически нет: слишком много условий нужно выполнить, слишком важна здесь психологическая составляющая.
2.1.3 Удовольствия
Удовольствия заложены природой в физиологию человека, назначение некоторых из них вполне объяснимо – так, чувства, возникающие к представителям противоположного пола, призваны увеличить вероятность деторождения. Приятный вкус еды должен нести информацию о её полезности для организма — к примеру, сладкие продукты высококалорийны и легко утоляют голод. Люди часто стремятся к получению удовольствий, не осознавая, что наш организм — всего лишь набор химических реакций. Постоянное получение удовольствия означает смещение равновесия биохимических процессов, адаптацию организма к изменившимся концентрациям активных веществ, фактически изменение его физиологии. Отсюда возникают разного рода зависимости – алкогольная, наркотическая, сексуальная, игровая. На этих зависимостях возникли и прекрасно себя чувствуют целые отрасли. Если говорить о вероятности насыщения спроса в этой группе потребностей, то вероятно, всё-таки он ограничен – наступит либо пресыщение, либо смерть от передозировки.
Исторические примеры показывают нам, что во времена, когда производство было слабо развито и демонстрационное потребление (вторая группа) отсутствовало по причине того, что просто нечего было демонстрировать, сразу после насыщения потребностей первой группы человек переключался на удовольствия: вспомним библейские Содом и Гоморру, или Римские «хлеба и зрелищ». Та же история говорит нам, что заканчивались такие периоды быстро и не очень хорошо для участников. Впрочем, люди редко учатся на чужих ошибках. По крайней мере, современный расцвет индустрии развлечений доказывает нашу готовность потреблять такие продукты без каких-либо опасений.
2.1.4 Потребности развития
Если сопоставить классификацию потребностей с механизмами эволюции, то первая группа потребностей соответствует процессам воспроизводства живых организмов, вторая – конкуренции (в естественных условиях ведущей к росту приспособленности), третья, скорее всего, объединяет корректирующие воздействия (расставляет приоритеты между желаниями — так, половое влечение «перебивает» голод). Чего не хватает? Потребностей, выражающих направление эволюции: усложнение и экспансию. И они действительно есть.
Начиная с тяги к путешествиям в экзотические страны или стремления попробовать незнакомые блюда до поиска красивых доказательств математических теорий или конкурса добровольцев на полёт к Марсу – все эти потребности можно смело отнести к четвертой группе. Скорее всего, способности к науке не относятся к врожденным инстинктам, и вряд ли мы и наши знакомые испытываем такую уж непреодолимую тягу к знаниям. Но даже если сейчас потребности четвертой группы выглядят незначительными, их можно развивать, так что в целом их смело можно относить к неограниченным.
2.1.5 Итоговый список потребностей
в разрезе возможностей экономического роста выглядит так:
Первая группа – насыщение и слабый рост, вызванный эволюцией потребностей
Вторая группа – насыщения нет, бесконечный рост
Третья группа – насыщение и слабый рост – эволюция старых зависимостей и появление новых
Четвёртая группа – бесконечный рост.
Таким образом, если говорить о постоянном экономическом росте, его в состоянии обеспечить только потребности второй и четвертой групп. Если говорить о целесообразности и управлении потребностями, то спрос второй и третьей группы лучше ограничивать. Тогда идеальная траектория экономического роста выглядит так: рост экономики до достижения максимального удовлетворения потребностей первой группы, потом переход сразу к четвертой группе (минуя или ограничивая вторую и третью группы).
Классификация потребностей, изложенная выше, относилась в основном к частным потребителям (домохозяйствам, или customers в англоязычных источниках, отсюда терминология «рынок business to customers, B2C»). Спрос на продукцию и услуги со стороны бизнеса (рынок B2B, business to business) в конечном итоге определяется спросом на рынке B2C, так же как спрос на полезные ископаемые в итоге определяется спросом на изделия, из них производимые. В целом же рынок B2B похож на потребительский спрос первой группы – так же рационален (работает критерий цена/качество) и ограничен.
Стоит также отметить, что обычно продукт/услуга второй группы удовлетворяют «базовую» потребность первой группы – на Ferrari можно съездить в булочную, а в дорогом ресторане утолить голод. Другое дело, что в цене такой продукции доля стоимости компонентов, отвечающих за базовую потребность, минимальна.
2.2. Структура занятости
Динамика структуры потребностей у студентов и служащих
Изменения в экономической, политической и нравственной сферах жизни общества оказывают существенное влияние на структуру экономического сознания и, в том числе, на структуру мотивов и потребностей человека. Невозможность удовлетворения важных потребностей снижает активность человека, либо меняет направление этой активности, длительное неудовлетворение потребностей человека приводит к возникновению состояния фрустрации. В связи с этим, изучение структуры потребностей человека является актуальной проблемой современной психологической науки.
В нашем исследовании мы исходили из положения, что потребность –
это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно существование организма, его жизнедеятельность. Как внутренние сущностные силы организма, потребности, побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, деятельности. Таким образом, потребности проявляются в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. Являясь составной частью модели мотивации (Р.Л.Дафт), потребности занимают определенное место в структуре экономического сознания (А.
Главным основанием для выделения видов потребностей является характер деятельности, к осуществлению которой потребность побуждает
субъекта. В нашем исследовании мы руководствовались классификацией потребностей А. Маслоу (Мотивация и личность, 1954 г.). Принимая
за основу выделенные Маслоу группы потребностей, мы не разделяли его мнения о врожденной природе потребностей и идеи о невозможности возврата к уже удовлетворенной потребности более низкого уровня.
В экспериментальном исследовании участвовали студенты первого
курса Ангарской государственной технической академии и служащие негосударственных учреждений г. Ангарска Иркутской области. Для изучения структуры потребностей мы воспользовались тестом
«Парные сравнения» (Сост. Н.А. Литвинцева), который оценивает степень неудовлетворенности основных потребностей человека. В результате выявляются основные потребности-мотиваторы, т.
входящие в модель мотивации деятельности, и ведущие группы потребностей в соответствии с классификацией А.Маслоу. В группу материальных потребностей вошли потребности зарабатывать на жизнь,
обеспечить себе материальный комфорт и покупать хорошие вещи. В группу потребностей в безопасности – обеспечить себе будущее, упрочить свое положение, избегать неприятностей. В группу социальных, или межличностных потребностей – иметь теплые отношения с людьми, иметь хороших собеседников, быть понятым другими. В группу потребностей в признании – добиться признания и уважения, повышать уровень мастерства и компетентности, обеспечить себе положение влияния среди окружающих. В группу потребностей в самовыражении – развивать свои силы и способности, стремиться к новому и неизведанному, заниматься делом, требующим полной отдачи. При обработке данных подсчитывалось количество выборов (баллов), приходящихся на каждый вид потребностей и на каждую группу потребностей.
30
25
20
15
10
5
0
1 2 3 4 5
С т у д е н т ы
С л у ж а щ и е
Рисунок 1
Структура потребностей студентов и служащих.
Примечание. По оси абсцисс обозначены группы потребностей:
1 материальные, 2 в безопасности, 3 – социальные, 4 – в признании, 5 –
в самовыражении. По оси ординат – средние значения в баллах.
Как видно на рисунке, различие в степени выраженности социальных потребностей у студентов и у служащих не значительно. Достоверность различий по остальным группам потребностей мы оценили при помощи Uкритерия Манна-Уитни, используемого для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака. Значения U-критерия МаннаУитни приводятся в таблице. Как видно из таблицы, достоверными можно считать различия в группах потребностей в безопасности и материальных потребностей.
Значения U-критерия Манна-Уитни
Таблица 1
Группы потребностей | Значение U-критерия |
Материальные потребности | 46,5 |
Потребности в безопасности | 111,5 |
Социальные потребности | 209 |
Потребности в признании | 290,5 |
Потребности в самовыражении | 230,5 |
Примечание. Критические значения U-критерия: 121 для уровня достоверности 0,01 и 147 для уровня достоверности 0,05. Чем меньше значения критерия, тем выше достоверность выявленных различий.
В ходе исследования отмечено, что если удовлетворить потребность более высокого уровня не удается, у индивида может произойти возврат к уже удовлетворенной потребности более низкого уровня. Так, работник,
которому не удается добиться повышения квалификационного уровня, получения новых знаний, личностного роста, может вернуться к более низким по уровню потребностям и направить все свои усилия на достижение признания обществом его заслуг, вклада в работу или
на увеличение доходов.
У испытуемых, находящихся на пятой ступени иерархии потребностей, отмечается низкий уровень тревожности, агрессивности,
фрустрации. Это связано с тем, что удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом не только осуществление
желаний, но и развитие личности, личностный рост. Напротив, у испытуемых с доминированием материальных потребностей, потребностей в безопасности или в признании в отдельных случаях
наблюдается средний и высокий уровень тревожности, агрессивности, фрустрации. Причины фрустрации студентами оцениваются чаще как внешние: невыгодные условия, высокие требования, плохое окружение и т.п. Служащие чаще, чем студенты, выделяют внутренние причины
фрустрации: плохо подготовлен к выполнению, работы, задания, безволен, неорганизован и т.п. В данном случае, когда причины неуспеха оцениваются как устранимые, фрустрация может выступать фактором,
усиливающим мотивацию. Появляется повышенное эмоциональное возбуждение и острое желание уничтожить преграды. Психологический механизм запуска энергетических резервов психики заключается
в наличии помех в достижении цели, и в оценке данных помех как
устранимых.
Люди, достигшие уровня самоактуализации, отличаются следующими чертами: ориентация на объективную реальность и свобода от иллюзий, юмор, терпимость, независимость в мнениях и поступках, творческие
способности.
Полученные данные позволяют сформулировать следующие выводы.
Социальное положение испытуемых влияет на структуру их потребностей.
В группе студентов на первом месте находятся потребности в безопасности и материальные потребности, в группе служащих – потребности самовыражении и потребности в признании. Качественные различия в структуре потребностей обусловлены также возрастом. У служащих в возрасте до двадцати трех лет, как и в группе студентов, наблюдается преобладание материальных потребностей и потребностей в безопасности. Данные факты подтверждают тезис о социальной природе человеческих потребностей, которая проявляется в их содержании, происхождении и способах реализации. Потребности человека формируются в процессе освоения им социальной действительности, становления его личности, в процессе общественного производства материальных благ и духовных ценностей.
Геранюшкина Г.П. (Иркутск, БГУ ЭП)
Материал взят из книги Экономическая психология (Карнышева А.Д.)
ОПЕК сохраняет стабильный прогноз спроса на нефть, несмотря на предупреждение об экономическом росте
- Резюме
- Рост спроса на нефть в Китае увеличился до 840 000 баррелей в сутки
- Добыча ОПЕК упала на 464 000 баррелей в сутки в мае
- ОПЕК+ объявил о новых сокращениях добычи нефти 4 июня
Мировой спрос на нефть в этом году вырастет на 2,35 млн баррелей в сутки, или на 2,4%, говорится в ежемесячном отчете Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Это практически не изменилось по сравнению с прогнозом в 2,33 млн баррелей в сутки в прошлом месяце.
«Растет неопределенность в отношении экономического роста во второй половине 2023 года на фоне продолжающейся высокой инфляции, уже повышенных ключевых процентных ставок и напряженности на рынках труда», — говорится в отчете ОПЕК.
«Кроме того, до сих пор неясно, как и когда может разрешиться геополитический конфликт в Восточной Европе», — добавили в нем, имея в виду Украину.
ОПЕК+, в которую входят ОПЕК, Россия и другие союзники, предпринимает дополнительные шаги для поддержки рынка нефти в 2023 году. 4 июня группа объявила о своем втором пакете сокращений добычи с апреля, а Саудовская Аравия пообещала добровольное сокращение на июль.
Цены на сырую нефть, однако, по-прежнему находятся под давлением опасений по поводу замедления экономического роста и спроса.
Эталонная нефть марки Brent прибавила к предыдущему росту после публикации отчета, поднявшись на 2,5% и торгуясь выше 73 долларов за баррель.
Ожидается, что спрос на нефть в Китае в настоящее время вырастет на 840 000 баррелей в сутки, заявила ОПЕК, по сравнению с прогнозом в 800 000 баррелей в сутки в прошлом месяце, что усилит восстановление после отмены строгих мер по сдерживанию распространения COVID-19.
ОПЕК оставила свой прогноз роста мировой экономики на 2023 год на уровне 2,6% и заявила, что динамика замедляется. График в отчете показал, что рост может замедлиться до 0,1% в квартальном исчислении в последние три месяца года.
Потенциальные факторы роста, помимо снижения инфляции, включают даже более сильный, чем ожидалось ранее, экономический подъем в Китае и способность США сохранить свой импульс в первом полугодии, заявила ОПЕК.
Отчет также показал, что добыча нефти ОПЕК в мае снизилась, что отражает влияние более ранних сокращений добычи, обещанных ОПЕК+, а также некоторых незапланированных отключений.
В отчете ОПЕК говорится, что ее добыча в мае упала на 464 000 баррелей в сутки до 28,06 млн баррелей в сутки, поскольку добровольные сокращения, обещанные Саудовской Аравией и другими членами, вступили в силу.
В прошлом году, когда цены падают, ОПЕК+ согласилась сократить свою добычу на 2 млн баррелей в сутки с ноября, что стало самым большим сокращением после пандемии COVID-19 в 2020 году9.0015
2 апреля несколько членов ОПЕК+ пообещали добровольно сократить добычу в дополнение к соглашению, согласованному в прошлом году.
ОПЕК сохранила свою оценку спроса на нефть, необходимого для баланса рынка, на уровне 29,3 млн баррелей в сутки, указав на дефицит предложения, если ОПЕК продолжит добычу с майской скоростью и продолжит обещанные ограничения.
Репортаж Алекса Лоулера Под редакцией Джейсона Нили и Дэвида Гудмана
Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.
Мировой спрос на нефть поднялся до рекордно высокого уровня в декабре – данные СИОД
ЭР-РИЯД, Саудовская Аравия – Мировой спрос на нефть вырос в декабре на 1,3 млн баррелей в сутки до нового рекордного уровня, согласно новым данным Объединенной инициативы организаций по данным (JODI). Рост спроса был обусловлен главным образом ростом продаж в Японии, Индонезии и Корее.
Между тем, мировая добыча нефти снизилась на 274 тыс. баррелей в сутки в декабре до 5-месячного минимума, что обусловлено потерями в США и Великобритании.
Мировой спрос в декабре составил 102 процента от уровня до пандемии, а добыча сырой нефти — 96 процентов от уровня до пандемии.
В то время как рынки сжались по сравнению с ноябрем, глобальные запасы сырой нефти и нефтепродуктов выросли против сезонных колебаний на 5,46 млн баррелей. Запасы остаются на 354 млн баррелей ниже среднего показателя за пять лет.
Отчет за этот месяц не включал данные за декабрь по Китаю и России. Однако ноябрьские данные по России были включены впервые. Добыча нефти в России увеличилась на 143 тыс. баррелей в сутки в ноябре до 10,02 млн баррелей в сутки, что всего на 235 тыс. баррелей в сутки ниже уровня до вторжения. Между тем добыча природного газа в России увеличилась на 2,6 млрд кубометров до шестимесячного максимума.
Запасы природного газа в ЕС и Великобритании сократились на 9,5 млрд кубометров в декабре, что ниже среднего сезонного потребления в 11,5 млрд кубометров. На конец месяца запасы были заполнены на 85 процентов.
Базы данных JODI по нефти и газу были обновлены в понедельник, и 53 страны представили данные за последний месяц декабря 2022 года. Представленные в декабре данные составляют более 57 процентов мирового спроса на нефть и мировой добычи сырой нефти.
Основные данные по нефти за декабрь:
- Саудовская Аравия
- Добыча сырой нефти снизилась на 33 тыс. баррелей в сутки до 10,44 млн баррелей в сутки.
- Экспорт сырой нефти вырос на 157 тыс. баррелей в сутки до 7,44 млн баррелей в сутки.
- Запасы сырой нефти сократились на 3,05 млн баррелей, а запасы нефтепродуктов увеличились на 2,66 млн баррелей.
- Прямое сжигание сырой нефти увеличилось по сравнению с сезоном на 48 тыс. баррелей в сутки до 477 тыс. баррелей в сутки, что является пятилетним сезонным максимумом.
- США
- Производство сырой нефти упало на 288 тыс. баррелей в сутки до 12,09 млн баррелей в сутки.
- Общий спрос на продукцию вырос на 169 тыс. баррелей в сутки до 20,76 млн баррелей в сутки.
- Запасы сырой нефти на конец периода снизились на 6,55 млн баррелей до самого низкого уровня, зафиксированного в JODI.
- Запасы продукции увеличились на 6,41 мб.
- Япония
- Общий спрос на продукцию вырос на 512 тыс. баррелей в сутки до 12-месячного максимума.
- Россия (данные за ноябрь)
- Добыча сырой нефти выросла на 143 тыс. баррелей в сутки до 10,02 млн баррелей в сутки.
- Потребление сырой нефти на НПЗ выросло на 68 тыс. баррелей в сутки до 5,71 млн баррелей в сутки.
Природный газ Основные данные за декабрь:
- Спрос на природный газ увеличился на 30,96 млрд м3 в декабре. При этом добыча газа снизилась на 0,18 млрд куб. м по сравнению с предыдущим месяцем.
- Потребление газа в ЕС+Великобритании в декабре достигло пятилетнего сезонного минимума. Запасы сократились на 9,5 млрд кубометров и на конец месяца были заполнены на 85 процентов. Импорт СПГ группой вырос на 66 процентов по сравнению с прошлым годом.
- Общие запасы газа уменьшились на 27,6 млрд м3 по сравнению с предыдущим месяцем в соответствии со средним сезонным потреблением.
Полная база данных JODI по нефти и газу будет доступна сегодня в полдень по тихоокеанскому стандартному времени, и ее можно будет просмотреть на сайтах jodidb.