Гуманистическая теория маслоу кратко: Гуманистическая психология и теория личности А. Маслоу

Содержание

Гуманистическая психология и теория личности А. Маслоу

Содержание:
  • Психология с точки зрения Маслоу
  • Практическое применение и выводы из теории Маслоу
  • Вызов, брошенный  традиционной науке
  • Теория Маслоу — кратко
  • Глоссарий. Основные понятия гуманистической психологии А. Маслоу
Читайте также:
  • Иерархия (пирамида) потребностей Маслоу
  • Самоактуализация

Основоположник гуманистической психологии Абрахам Маслоу считал, что люди проходят в своем развитии ряд уровней, стремясь к полной реализации своего потенциала. Высшего уровня развития достигают немногие; такие люди называются самоактуализирующимися. Большинство, однако, останавливается на более низком уровне. Маслоу проявлял огромный интерес не к большинству, а к тем немногим, кто достиг наивысшего развития. Он видел в них маяки, указывающие человечеству путь к полноценной реализации своего потенциала.

Предварительный обзор  теории личности А. Маслоу

Как показано в табл. 1, гуманистическая психология Маслоу затрагивает основные теоретические вопросы.

Таблица 1

Индивидуальные различия Об индивидах можно сказать, что они различаются по своему положению в иерархии потребностей, то есть уровнем развития в направлении самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди полностью реализуют свой уникальный потенциал
Адаптация и приспособляемость Лишь немногие достигают высшей стадии развития, самоактуализации. Маслоу детально описывает таких индивидов
Когнитивные процессы Самоактуализирующиеся люди с точностью воспринимаю мир и отличаются креативностью
Общество Можно представить себе более совершенное общество (Эупсихею). Необходимо вызвать изменения в учебных заведи пнях, на рабочих местах и в религиозных институтах. Для стимуляции развития можно организовать центры роста
Биологические влияния Биологические мотивации являются основой личности, но они теряют значение, как только удовлетворяются. Биология влияет на половые различия
Детское развитие Необходимо удовлетворять физиологическую потребность детей, а также потребности в любви, безопасности и само уважении. Изменения в школьной системе могли бы способствовать развитию
Взрослое развитие Лишь немногие взрослые достигают в своем развитии пол ной реализации потенциала. Такое положение можно было бы изменить путем производственных и других преобразований

Психология с точки зрения Маслоу

Абрахам Маслоу (Maslow, 1966) не доверял методам господствующей психологии. По его словам, традиционные научные методы не просвещают нас, а препятствуют полноценному познанию человеческой природы. Психологические теория и исследование не сосредоточиваются на важнейших аспектах человеческой природы — высших функциях, которые отличают нас от животных. Разумеется, мы, как и животные, питаемся, размножаемся и учимся. Однако развитие людей позволяет им выйти за рамки этих примитивных процессов. Теория, которая ограничивается этими уровнями, не может объяснить здоровую личность — не больше, чем теория цветового зрения способна объяснить то, что мы видим на картинах Пикассо. Вдобавок к этому, Маслоу критиковал теории, основанные на опыте клинической работы с невротичными индивидами, не реализовавшими полностью человеческий потенциал. Здоровье есть нечто большее, чем простое отсутствие болезни или расстройства.

Психология стремилась принять окостенелые научные формы, и Маслоу утверждал, что такие старания подорвали самую цель психологической науки. Строгая паука могла рассматривать только определенные феномены, оставляя за бортом много интересного. Традиционная научная методология является центрированной на методе. Те человеческие переживания, которые нельзя изучить традиционным образом, объявляются «ненаучными». Взамен этого Маслоу рекомендовал подход, центрированный на проблеме, при котором приоритет отдается не методам, а подлежащим изучению вопросам. Эту точку зрения разделяли и другие гуманисты — например, Карл Роджерс. Гордон Оллпорт, которого хотя и относили к теоретикам черт личности, тоже ратовал за акцент, центрированный на проблеме. Маслоу выражал свое неприятие центрированного на методе подхода в следующем положении: «Не надо хорошо делать то, что вообще не стоит делать» (Maslow, 1966).

Как и философии науки, ни научному детерминизму, ни логическому позитивизму не удалось развернуть психологию к уникальным человеческим переживаниям, с которыми сталкиваются теоретики личности и клиницисты. В качестве альтернативной философии Маслоу (Maslow, 1968b) предложил экзистенциализм из-за его акцента на опытном знании и поиске идентичности. Если психология стремится понять глубокую осмысленность жизни, «предельное одиночество индивида» и подлинную неопределенность будущего, то она должна выйти за рамки более ограниченных детерминистских теорий, существующих в бихевиоризме и психоанализе. Рождалась психология третьей силы, во многом находившаяся под влиянием экзистенциализма. Маслоу получил широкое признание как духовный отец этой новой третьей силы, американского гуманизма.

Маслоу не хотел полностью отбросить традиционные научные методы. Скорее он хотел дополнить их более честным признанием опытной основы исследуемых проблем. Вместо того чтобы фокусироваться на тех симптомах и поведении, которые наблюдаются извне, Маслоу интересовался субъективными переживаниями людей. Затем на основе этого опытного знания должны быть построены эмпирические методы проверки гипотез. Любой акцент, взятый отдельно, оказывается неадекватным: методологией без «души» или опытным знанием без перекрестной валидизации научного метода. По мнению Маслоу (Maslow, 1966), оба эти подхода менее антагонистичны, чем принято считать. Он замечал, что «эмоция не всегда выступает врагом истины и объективности».

Коль скоро традиционная методология оказывается неадекватной, для понимания нормальной личности необходимо разработать инновационные методы. Маслоу (Maslow, 1966) бился над определением такого нового подхода. Он описывал свои представления как Даосскую науку, которую противопоставлял «контролирующей науке». Даосская наука должна быть субъективной и базирующейся на жизненном опыте, а не объективной и абстрактной. Она должна почитать и даже любить объект изучения, вместо того чтобы относиться к нему с холодным безразличием. Она должна быть межличностной (в духе «я — ты» — подхода Мартина Бубера), подлинно участвующей в межличностном взаимодействии с объектом исследования. Она не должна настаивать на ложном разделении наблюдателя и субъекта. По-другому ее можно было бы назвать «сплавом знания». Более того — она должна открыто затрагивать ценности. Все эти соображения попирают традиционные взгляды на научные методы, которыми, по утверждению Маслоу, нельзя адекватно изучать здоровые личности.

Единственное препятствие к развитию такой науки — ограниченное развитие ученых как человеческих существ. Традиционная наука порой функционирует как механизм защиты, суля безопасность и предсказуемость. При изучении высших людских возможностей ученые склонны испытывать сопротивление истине, поскольку эта тема бросает вызов им лично, тогда как с внечеловеческими или клиническими темами этого не происходит (Maslow, 1966).

Практическое применение и выводы из теории личности Маслоу

Поскольку теоретические построения Маслоу имели целью улучшение условий человеческого существования, постольку справедливо, что его идеи нашли применение в различных областях. Взятые вместе, эти пути применения являются частью движения за человеческий потенциал, которое стремится улучшить жизнь людей, стимулируя развитие индивидов до полной реализации их потенциала при помощи специальных центров тренинга и трансформацию социальных институтов типа мест занятости и школ.

Терапия

В пределах психологии из теории Маслоу следуют выводы для психотерапии. Согласно Маслоу, многие люди обращаются за психотерапевтической помощью из- за неудовлетворенности их потребности в любви и принадлежности. Терапевтический прогресс требует удовлетворения этих потребностей. Маслоу считал, что терапевтический подход должен учитывать данного конкретного пациента. Тяжелым невротикам мог бы помочь традиционный фрейдистский подход. Более здоровым индивидам могли бы больше подойти групповая психотерапия и группы встреч.

Центры развития

Идеи Маслоу используются в центрах развития, занятых развитием человеческого потенциала. Самым известным является Институт Исален в Биг-Шур (штат Калифорния). В этих центрах человеческий потенциал повышаются благодаря групповым переживаниям наряду с изменением стиля жизни, часто предполагающим совместное проживание.

Рабочее место

Иерархия потребностей Маслоу стала главной концепцией для индустриально организационных психологов (Massarik, 1992). Те, кто помогает людям выбран, карьеру, могут консультировать эффективнее и даже их помощь людям становится в процессе этого более действенной, если они учтут уровень иерархии потребностей, на котором находятся клиенты (Sackett, 1998). Рабочее место — главная арена для развития самоактуализации, а работники оказываются более эффективными, когда функционируют на уровне высших потребностей.

В 1962 году Маслоу был внештатным сотрудником калифорнийской корпорации NonLinear Systems, занимавшейся высокими технологиями. Он обнаружил, что самоактуализирующиеся менеджеры установили с подчиненными позитивные, поддерживающие межличностные отношения, а их деятельность была более продуктивной и творческой. К сожалению, многие менеджеры не являются самоактуализирующимся, но мотивируются невротическими потребностями во власти. Задача бизнеса — укомплектовать административные должности наиболее высоко развитыми индивидами, несмотря на тот факт, что самоактуализирующиеся люди могут не слишком интересоваться этими постами (Schott, 1992).

Рекламное дело

Стремясь продать товары или услуги, рекламные деятели подают свои сообщения так, чтобы привлечь потенциальных заказчиков. Иерархия потребностей Маслоу обеспечивает структурную основу, позволяющую достучаться до возможных потребителей (Kahle & Chiagouris, 1997). Многие товары можно рассматривать с различных уровней потребностей. Продукты, например, удовлетворяют физиологические потребности, по также затрагивают потребности самоуважения, как признала моя приятельница, беря в магазине консервированные грибы более изысканной марки вместо ножек и шляпок, которые стоили дешевле, но были такими же питательными.

Религия

Маслоу обстоятельно размышлял над вопросами религии, сравнивая ценности, выведенные из его теории, с религиозными традициями. При схожести их заботы об исцелении и росте, самоактуализация и духовность понятия не взаимозаменяемые (Benjamin & Looby, 1998; DeHoff, 1998). Те клинические и консультирующие психологи, разделяющие христианские верования, обычно предпочитают в терапии другие (когнитивно-бихевиоральные) направления гуманистическим или экзистенциальным подходам, которым, в свою очередь, отдают предпочтение те, кто больше склонен к мистицизму и восточным религиям (Bilgrave & Deluty, 1998). Религиозные традиции, оказавшие наибольшее влияние на гуманизм и экзистенциализм, по сути мистические (Martinez, 1998). Как неоднократно показывала история, религия зачастую оказывалась инициатором преследований всех, кто находился вне их группы, хотя ей не следовало выступать в такой форме (Burris & Tarpley, 1998). В религии, как и в других сферах, Маслоу решительно выступал против догматических взглядов. Он интерпретировал переживания религиозных пророков как вершинные переживания. Такие мгновения порождают важные откровения, полезные не только для индивида, но и для человечества вообще. Задача религии — передавать эти откровения своим приверженцам. К сожалению, часто случается гак, что узаконенные религии привлекают лиц, неспособных подняться к вершинам, передать пророческие переживания и заменяющих прозрение догматической косностью (Maslow, 1970). Отчасти это неизбежно из-за трудности перевода правополушарного трансцендентального переживания на язык, который является функцией левого полушария (Frank, 1977).

Хотя Маслоу не поддерживал традиционную узаконенную религию, он сетовал на десакрализацию человеческого опыта как профессионалами (включая психологов и врачей), так и обществом. Устранение чувства святости — высочайших человеческих ценностей благоговения — и обращение с людьми как с животными или роботами явилось тяжелой потерей. Он надеялся, что психология будет способствовать «ресакрализации» человеческого опыта, даже если это будет означать экспериментирование с новыми формами — такими как публикация поэзии и личных характеристик в научных журналах.

Образование

Маслоу (Maslow, 1976) видел задачу образования в «самоактуализации человека, в становлении полноценной человечности, в достижении максимальной высоты, на которую может подняться человеческий род или отдельный индивид». Конечно, эта цель отличается от простого приобретения технических навыков. Маслоу сознавал, что его теория подразумевает коренные изменения в образовательной практике, аналогичные тем, что были выдвинуты Карлом Роджерсом. Гуманистическое образование должно стимулировать, а не притуплять естественное детское любопытство. В большинстве школ детей не побуждают к творческому мышлению, а приучают вести себя так, как нравится учителю.

В идеальном колледже обучение должно быть гораздо больше направлено на себя. Студенты должны следовать своими собственными путями, подсказанными изнутри, ведя осмысленный и честный диалог с преподавателями. «Там не будет ни регалий, ни степеней, ни обязательных курсов» (Maslow, 1976). Конечно, для успеха такой системы студентам и преподавателям придется быть самоактуализирующимися, чтобы их выборы были по-настоящему направлены к росту.

Гендер

Маслоу (Maslow, 1954/1987) побуждал и женщин и мужчин соответствовать их полноценному потенциалу. Самоактуализирующиеся люди не связаны жесткими половыми ролями. В любви и жизни и мужчины и женщины могут быть как пассивными, так и активными. Тем не менее Маслоу считал, что существуют врожденные половые различия биологического характера (было бы странно, если бы психолог, чья докторская диссертация была построена на наблюдении за сексуальным поведением обезьян, отказался от этой концепции). Есть данные, свидетельствующие о том, что Опросник личностной ориентации, мерило самоактуализации, может настраиваться в пользу мужской роли; в любом случае по Опроснику половых ролей Бема итоговые показатели позитивно коррелируют с мужественностью и негативно — с женственностью (Faulkender, 1991). Маслоу предполагал, что мужчины и женщины достигают самоактуализации различными путями или средствами — концепция, с которой соглашаются отдельные психологи феминистского толка (например, Gilligan, 1982), но не все. Если гендерно обусловленные пути к самоактуализации различны, то было бы полезно разработать лучшие показатели для их отражения.

Вызов, брошенный гуманистической психологией Маслоу традиционной науке

Применять традиционные научные методы и придерживаться объективности всегда труднее, когда объектами исследования оказываются люди. Из-за своего акцента на субъективном переживании и уважения к переживанию и развитию гуманистическая психология с особенным постоянством встает перед проблемой научного метода, который представляется неадекватным для изучения реально значимых феноменов.

Маслоу четко сформулировал эту проблему и пошел дальше многих гуманистических психологов — во всяком случае, дальше Карла Роджерса — в оспаривании пригодности традиционной науки для изучения человеческой психологии.

Маслоу обвиняли в подмене научных наблюдений личными ценностями, в навязывании своего описания концепции самоактуализации. Имеется в виду, что его перечень характеристик самоактуализирующихся людей может быть попросту списком качеств, которыми Маслоу восхищался (ср.: McClelland, 1955). Например, его акцент не на разуме, а на мистическом, иррациональном опыте может отражать личную склонность (Daniels, 1988; М. В. Smith, 1973). Высказывалось мнение, будто ценности, представленные в иерархии потребностей, присущи исключительно западной культуре. Была предложена альтернативная иерархия, отражающая китайские ценности, в которой высшим уровнем является не индивидуальная самоактуализация, а «самоактуализация в служении обществу» (Nevis, 1983).

Очевидно, что концепция самоактуализации Маслоу наполнена смыслом, выходящим за рамки научной теории личности.

Она была описана, как миф, для стимуляции индивидуального развития и социальных изменений (Daniels, 1988), хотя и ограниченный в способности поддерживать определенные политические программы (Prilleltensky, 1992; Sipe, 1987). Майкл Дэниелс описывает концепцию самоактуализации как «одну из самых оптимистичных и жизнеутверждающих [концепций], когда-либо высказывавшихся в психологии». Однако такая мифическая функция не укладывается в стандарты, которыми обычно оценивается научная теория личности.

Маслоу откликнулся на обвинения в отходе от традиционной методологии, в неподкреплении положений статистическими данными и в допущении столь вопиющего влияния ценностей на свою работу. Он заявил, что это его нисколько не смущает:

У меня есть секрет. Я говорю поверх голов стоящих передо мною людей, обращаясь к моей собственной, личной аудитории. Я обращаюсь к людям, которых я люблю и уважаю. К Сократу, Аристотелю, Спинозе, Томасу Джефферсону и Аврааму Линкольну. И когда я пишу, я пишу для них. Это ограждает меня от многого вздора (Maslow, 1968а).

В противоположность высказанной цели валидной научной теории, которая заключается в составлении прогнозов, Маслоу парадоксальным образом ожидал, что его подход сделает людей менее предсказуемыми. Гуманистическая наука повысит способность людей делать выбор и выражать свою спонтанность.

Конечно, Маслоу знал о силе научного убеждения. В своем предисловии к книге «К психологии бытия» (Toward a Psychology of Being} он отмечал: «Наука есть только один способ протолкнуть истину в узкое горло» (Maslow, 1968b). Он считал, что его убеждения насчет человеческой природы, если они истинны, «обещают научную этику, естественную систему ценностей, суд последней инстанции в определении хорошего и дурного, правильного и ложного». Новая этика родится из его взгляда на людскую природу (Maslow, 1955; McClelland, 1955).

Маслоу (Maslow, 1968b) прозрел дальше своей психологии третьей силы с ее акцентом на человеческих ценностях.

Я… рассматриваю гуманистическую психологию, психологию третьей силы как переходную, как подготовку к еще более «высокой» четвертой психологии — трансперсональной, трансчеловеческой, с центром, пребывающим в космосе, а не в людских интересах и потребностях.

Принятие подлинно космической точки зрения отводит простым человеческим заботам неопределенную роль; вероятно, что Маслоу просто хотел привлечь внимание к возможности для высокоразвитых людей выйти за рамки своих индивидуальных потребностей ради универсальных ценностей типа истины и справедливости (Koltko-Rivera, 1998). Сегодняшним днем, с его осознанием глобальных планетарных проблем и конфликта между людскими желаниями и ограниченными планетными возможностями самосохранения, видение Маслоу «четвертой психологии» кажется пророческим.

И все же он не убедил привычную психологию в необходимости отбросить традиционный научный метод ради его более даоски- рецептивной, интуитивной модели экспериенциального знания. Традиционный научный метод показал себя слишком ценным, чтобы даже многие преданные гуманисты отказались от него теперь во имя гуманизма ли, феминизма или постмодернистской мысли, или любого другого, популярного ныне нового образа мышления (Smith, 1994). В качестве эскиза направления, в котором должна двигаться психологическая наука, гуманистические изыскания в понимании Маслоу необходимо дополнить четкими операциональными определениями (McClelland, 1955; Rychlak, 1988), если они претендуют на преобразование психологии как науки. Многие гуманистические психологи активно разрабатывают методологию поиска — так чтобы исследование личности могло оставаться научным и не отбрасывать человека как целостное, здоровое, процветающее существо (Giorgi, 1992; Polkinghorne, 1992).

Теория личности Маслоу — кратко

Маслоу выдвинул гуманистическую психологию третьей силы, отличающуюся меньшим детерминизмом и большей сфокусированностью на ценностях, чем это свойственно психоанализу или бихевиоризму. Он предположил, что люди, развиваясь, проходят через пять уровней иерархии потребностей: физиологический, безопасности, любви и принадлежности, самоуважения и самоактуализации. На четырех низших стадиях человек мотивирован лишениями. На высшей стадии самоактуализации человек мотивируется бытийной мотивацией и обладает отчетливыми характеристиками, главная из которых — креативность. Вершинные переживания представляют собой мистические состояния сознания, которые особенно свойственны самоактуализирующимся людям.

Теория личности Маслоу затрагивает многие сферы и прочно связана с движением за человеческий потенциал. Он ратовал за меньшую догматичность религии и ее большую озабоченность ростом. Помимо психотерапии, его деятельность способствовала становлению таких центров развития, как Исален, где люди могли жить сообща, что продвигало самоактуализацию. Он призывал работодателей уделять больше внимания потребностям роста своих служащих, а педагогов — поощрять личностный рост и креативность среди учащихся.

Маслоу настойчиво выступал за большую озабоченность психологии человеческими ценностями. Он критиковал привычную психологию за центрированность не на проблемах, а на методе, и утверждал, что научное исследование высших возможностей человека требует развития новых моделей науки.

О ключевых понятиях гуманистической психологии читайте в специальных статьях:

Иерархия (пирамида) потребностей Маслоу

Самоактуализация по Маслоу

Глоссарий. Основные понятия гуманистической психологии

Бытийная мотивация — мотивация высшего уровня, в которой преобладает потребность в самоактуализации.

В-любовь — любовь без собственничества, характерная для самоактуализировавшегося человека.

Вершинные переживания — мистические состояния сознания, характерные для многих, но не для всех самоактуализирующихся людей.

Даоская наука — альтернатива, выдвинутая Маслоу традиционному научному методу, подчеркивающая ценности и субъективность (вместо объективности).

Движение за человеческий потенциал — социальное движение, направленное на стимуляцию полноценного развития индивидов, находящее отражение в центрах роста и трансформации общественных институтов.

Десакрализация — утрата чувства священного, или духовного.

Дефицитарная мотивация — мотивация на низших уровнях развития.

D-любовь — эгоистичная любовь, характерная для несамоактуализировавшегося человека.

Иерархия потребностей — упорядоченная последовательность мотивов, начиная с основных физических потребностей и вплоть до мотивов наиболее развитых че­ловеческих существ.

Инстинктоид — слабоинстинктивные мотивы, характерные для людей.

Компетентность во времени — шкала Опросника личностной ориентации для из­мерения озабоченности человека настоящим, а не прошлым или будущим.

Комплекс Ионы — отказ от полноценного развития своего потенциала в силу убеждения, что все равно не удастся совершить ничего важного.

Метамотивированный — мотивированный потребностями, находящимися на вер­шине иерархии.

Направленность на себя — шкала Опросника личностной ориентации для изме­рения тенденции человека к получению поддержки не от других людей, а от себя.

Опросник личностной ориентации — самый популярный инструмент для измере­ния самоактуализации.

Опытное знание — то, что мы знаем благодаря личному переживанию.

Основная потребность — фундаментальная дефицитарная потребность.

Преобладающий — самый могущественный в настоящее время; обозначает потреб­ность, которая, если не удовлетворяется, оказывается самой могущественной в данный конкретный момент.

Самоактуализация — полноценная реализация потенциала человека.

Третья сила — термин Маслоу для обозначения его теории, подчеркивающий ее противоположность психоанализу и бихевиоризму.

Центрированный на методе — научный подход, ставящий процедуру над содержанием.

Центрированный на проблеме — научный подход, ставящий предмет изучения над процедурой.

Центры развития — места, где люди собираются для полноценного развития свое­го потенциала (например, Исален).

Эупсихея — утопическое общество, в котором равно удовлетворяются индивиду­альные и социальные потребности и где общество поддерживает индивидуальное развитие.

12. Гуманистическая психология. ( а. Маслоу., к. Роджерс.)

Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию.

Гуманистическая психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами – К. Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт.

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом,

которая была создана философией и наукой нового времени. Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Г.Олпорт (1897-1967) Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа совместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).

Маслоу почти не проводил глобальных, крупно масштабных экспериментов, которые характерны для американской психологии, особенно для бихевиоризма. Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию «самоактуализации» – одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

Исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;

потребность в безопасности – стабильность, порядок;

потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

потребность в уважении – самоуважение, признание;

потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

В то же время большинство представителей гуманистической психологии приняло термин «самоактуализация», введенный Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности».

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Это не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца, это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгновенное переживание – «пик-переживание» или дли тельное – «плато-переживание».

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится сделать чело века своим шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы на взаимосвязь между личностью и обществом. Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека.

Карл Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от карьеры священника, к которой готовился с юности. Он увлекся психологией, и работа в качестве практикующего психолога в Центре помощи детям дала ему интересный материал, который он обобщил в своей первой книге «Клиническая работа с проблемными детьми» (1939). Книга имела успех, и Роджерса пригласили на должность профессора в университет Огайо. Так началась его академическая деятельность. В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность открыть консультационный центр, в котором Роджерс разрабатывал основы своей недирективной «терапии, центрированной на клиенте». В 1957 году он переходит в Висконсинский университет, где ведет курсы психиатрии и психологии. Он пишет книгу «Свобода учиться», в которой отстаивает право студентов на самостоятельность в их учебной деятельности. Однако конфликт с администрацией, считавшей, что профессор предоставляет слишком много свободы своим студентам, привел к тому, что Роджерс ушел из государственных университетов и организовал Центр для изучения личности – свободное объединение представителей терапевтических профессий, в котором и работал до конца жизни.

В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди мо гут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который он называл «феноменальным полем», индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля и реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией «творческого Я» Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности.

У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то «озарение«, которое помогает перестроить свою само оценку, «переструктурировать гештальт», как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или – в групповой терапии – как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом «инкаунтер-группы», или группы встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.

Единственная реальность, с точки зрения человека, – субъективная = личный мир переживаний человека. Центральное место здесь занимает Я-концепция, ее развитие (формируется в младенчестве и раннем детстве) определяют:

  • Потребность в позитивном внимании – ребенок хочет, чтобы его любили, понимали и одобряли

  • Условия ценности (обусловленное позитивное внимание) – уточняют обстоятельства, при которых ребенок будет переживать позитивное внимание: ребенок старается соответствовать стандартам = ущерб становлению Я-концепции

  • Безусловное позитивное внимание – не за что-то, а просто потому, что он есть

Человек ведет себя в соответствии со своей Я-концепцией, если возникает несоответствие между Я-концепцией и организмическим переживанием, целостность Я защищается с помощью:

Искажения восприятия – несоответствующее переживание допускается в сознание в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я («я способный, просто мне не повезло»)

Отрицания восприятия – уходит от осознания (завалил все экзамены, но приходит и просит зачислить на курс).

Основные положения гуманистической психологии: 1)человек должен изучаться в его целостности; 2)каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; 3)переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; 4)человеческая жизнь — единый процесс становления и бытия человека; 5)человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; 6)человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; 7)человек — это активное, творческое существо.

Гуманистическая теория мотивации (Иерархия потребностей Маслоу)

Перейти к основному содержанию

Д-р Анджела Д. Пирсон (ветеран ВМФ) LCP®, CDE®, ODCP, SSBB, MBA, MSOSH, MSIOP

Д-р Анджела Д. Пирсон (ветеран ВМФ) LCP®, CDE®, ODCP, SSBB, MBA, MSOSH, MSIOP

Председатель правления TFP| Стратег по вопросам разнообразия, справедливости и интеграции| I-O Психология| Идейное лидерство| Посол-ветеран| Автор

Опубликовано 1 ноября 2015 г.

+ Подписаться

Гуманистическая теория мотивации — это разновидность теории мотивации, которая рассматривает значение поведения и природу здорового человеческого развития. Авраам Маслоу, американский психолог, хотел узнать, что движет людьми. Он предположил, что люди были вынуждены удовлетворять определенные потребности. Когда одна потребность удовлетворена, люди стремятся удовлетворить следующую потребность и так далее (Маслоу, 19).43). Он разработал пятиэтапную модель, которая охватывала базовые, физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, уважении и самореализации. Эта теория интригует меня, поскольку человеческий элемент (в зависимости от индивидуума), кажется, никогда не удовлетворяет потребности всех уровней одновременно.

Это вращающаяся дверь через уровни, чувствуя себя полностью удовлетворенным как целостная личность. Мне нравится, как эта конкретная теория рассматривает мотивационные аспекты «человека в целом». На мой взгляд, этот элемент «всего человека» состоит из эмоционального, духовного, физического и психического благополучия человека с жизненным балансом. Я также считаю, что именно это имеют в виду, когда люди заявляют, что пытаются «найти себя». Близкие отношения между эго, суперэго и ИД (я, я и я). Мы ставим цели, достигаем их и ставим еще цели. Зачем мы это делаем?

Мотивация создается внутренней искрой. Дофамин — это химический нейротрансмиттер в мозге, который частично отвечает за возбуждение мотивации. Как только эта искра активирована, она может проходить через мозг многими путями. Повышенный уровень дофамина в прилежащем ядре сигнализирует о реакции для прогнозирования вознаграждения (Richard et al. , 2013). Наш мозг распознает, что вот-вот произойдет что-то важное (будь то положительное или отрицательное), тем самым активируя мотивацию к действию в форме поведения. Согласно Биндре (1985) время от времени действие наших целей меняется, и никакое конкретное событие не определяет это изменение.

Мы можем идентифицировать эти изменения как импульсы (краткосрочные изменения) или установки/убеждения (долгосрочные изменения). Когда мы анализируем слово «мотивация», мы обнаруживаем, что оно произошло в конце 19 века от мотива, который подкрепляется словом мотивировать. Применение этой теории в образовательной среде может быть достигнуто за счет построения доверительных отношений между учеником и учителем и создания конструктивной учебной среды, поддерживающей развитие мотивации учащихся. Эта стратегия также полезна в отношениях между лидером и последователем в любой организации.

  • Использование бережливого производства в повседневной жизни дома

    1 ноября 2019 г.

  • Мой путь к диссертации: бережливая трансформация

    28 сент. 2019 г.

  • Участие для лидеров

    31 мая 2019 г.

  • Этика и мотивация

    26 ноября 2015 г.

  • Связь между мотивацией и изменением

    26 ноября 2015 г.

  • Внутренняя и внешняя мотивация

    1 ноября 2015 г.

  • Членство в группе и мотивация

    1 ноября 2015 г.

  • Саморегуляция и мотивация

    1 ноября 2015 г.

  • Познание и мотивация

    1 ноября 2015 г.

  • Человеческие потребности (Моя личная история)

    1 ноября 2015 г.

Другие также смотрели

Исследуйте темы

Гуманистическая перспектива | Продолжительность жизни Развитие

Результаты обучения

  • Опишите основные концепции гуманистической теории (безоговорочное позитивное отношение, хорошая жизнь), разработанной Карлом Роджерсом
  • Объясните иерархию потребностей Маслоу

Гуманистическая перспектива: внимание к уникальным человеческим качествам

Гуманистическая перспектива приобрела известность в середине 20-го века в ответ на психоаналитическую теорию и бихевиоризм; эта точка зрения фокусируется на том, как развиваются здоровые люди, и подчеркивает присущее человеку стремление к самореализации и творчеству. Гуманизм подчеркивает человеческий потенциал и способность человека меняться и отвергает идею биологического детерминизма. Гуманистическую работу и исследования иногда критикуют за то, что они качественные (не основанные на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд направлений количественных исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Фридман, 2008).

Карл Роджерс и гуманизм

Одним из первых теоретиков-гуманистов был Карл Роджерс. Он был влиятельным психологом-гуманистом, разработавшим теорию личности, в которой подчеркивалась важность тенденции к самоактуализации в формировании человеческой личности. Он также считал, что люди постоянно реагируют на раздражители своей субъективной реальностью ( феноменальное поле ), которая постоянно меняется. Со временем человек развивает самооценку, основанную на обратной связи из этого поля реальности.

Рисунок 1. Феноменальное поле относится к субъективной реальности человека, которая включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции. Мотивации человека и окружающая среда воздействуют на его феноменальное поле.

Одна из основных идей Роджерса о личности касается я-концепции, наших мыслей и чувств о самих себе. Как бы вы ответили на вопрос «Кто я?» Ваш ответ может показать, как вы видите себя. Если ваша реакция преимущественно положительна, то вы, как правило, хорошо относитесь к тому, кто вы есть, и, вероятно, воспринимаете мир как безопасное и позитивное место. Если ваш ответ в основном отрицательный, то вы можете чувствовать себя недовольным тем, кто вы есть. Далее Роджерс разделил «я» на две категории: «идеальное я» и «реальное я». Идеальное я – это человек, которым вы хотели бы быть; настоящее я – это человек, которым вы являетесь на самом деле. Роджерс сосредоточился на идее о том, что нам необходимо достичь согласованности между этими двумя «я».

Безусловное положительное отношение

Человеческие существа развивают идеальное «я» и реальное «я» на основе условного статуса положительного отношения. То, насколько близко реальное «я» человека соответствует его идеальному «я», называется конгруэнтностью. Мы испытываем конгруэнтность, когда наши мысли о нашем реальном я и идеальном я очень похожи — другими словами, когда наша я-концепция точна . Высокая конгруэнтность ведет к большему чувству собственного достоинства и здоровой, продуктивной жизни. И наоборот, когда существует большое несоответствие между нашим идеальным и реальным «я», мы испытываем состояние, которое Роджерс назвал неконгруэнтностью, что может привести к дезадаптации.

По словам Роджерса, родители могут помочь своим детям достичь идеального «я», оказывая им безусловное положительное внимание или безусловную любовь. В развитии самооценки ключевое значение имеет позитивное отношение. Безусловное положительное отношение — это среда, свободная от предвзятых представлений о ценности. Условно-позитивное отношение полно условий ценности, которые должны быть достигнуты, чтобы считаться успешным. Роджерс (1980) объяснил это так: «Поскольку людей принимают и ценят, они склонны развивать более заботливое отношение к себе» (стр. 116).

Хорошая жизнь

Роджерс описал жизнь с точки зрения принципов, а не стадий развития. Эти принципы существуют в текучих процессах, а не в статических состояниях. Он утверждал, что полностью функционирующий человек будет постоянно стремиться реализовать свой потенциал в каждом из этих процессов, достигая того, что он называл «хорошей жизнью». »  Эти люди позволяют личности и самооценке исходить из опыта. Он обнаружил, что у полностью функционирующих людей есть несколько общих черт или тенденций:

  1. Растущая открытость опыту — они отходят от защиты.
  2. Все более экзистенциальный образ жизни — проживать каждый момент полностью, а не искажать момент, чтобы соответствовать личности или самооценке.
  3. Повышение доверия организма — они доверяют своему собственному суждению и своей способности выбирать поведение, подходящее для каждого момента.
  4. Свобода выбора — они не ограничены несоответствием и могут более свободно делать широкий выбор. Они считают, что играют определенную роль в определении собственного поведения, и поэтому чувствуют ответственность за свое поведение.
  5. Более высокий уровень креативности — они будут более креативны в том, как они приспосабливаются к своим обстоятельствам, не чувствуя необходимости приспосабливаться.
  6. Надежность и конструктивность — им можно доверять в конструктивных действиях. Даже агрессивные потребности будут согласованы и уравновешены внутренней добротой конгруэнтных людей.
  7. Богатая, наполненная жизнь – они будут более интенсивно испытывать радость и боль, любовь и горе, страх и мужество.

Попробуйте

Иерархия потребностей Абрахама Маслоу

Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Маслоу описал модель, по которой обычно движутся человеческие мотивации, а это означает, что для того, чтобы мотивация возникла на следующем уровне, каждый уровень должен быть удовлетворен внутри самого человека. Эти этапы включают:

  • физиологические потребности: основные физические потребности для выживания человека, включая гомеостаз, пищу, воду, сон, жилье и секс.
  • потребности в безопасности: потребность в личной, эмоциональной, финансовой и физической безопасности. Как только физиологические потребности человека относительно удовлетворены, его потребности в безопасности становятся приоритетными и доминируют над поведением. В отсутствие физической безопасности — из-за войны, стихийного бедствия, насилия в семье, жестокого обращения с детьми, институционального расизма и т. д. — люди могут (повторно) пережить посттравматическое стрессовое расстройство или трансгенерационную травму. В отсутствие экономической безопасности — из-за экономического кризиса и отсутствия возможностей для работы — эти потребности в безопасности проявляются в таких формах, как предпочтение гарантий занятости, процедуры рассмотрения жалоб для защиты человека от односторонней власти, сберегательные счета, страховые полисы, инвалидность. приспособления и т. д. Этот уровень чаще преобладает у детей, поскольку у них обычно выше потребность чувствовать себя в безопасности.
  • любовь и принадлежность: потребность в дружбе, близости и принадлежности. Эта потребность особенно сильна в детстве, и она может преобладать над потребностью в безопасности, как это наблюдается у детей, которые цепляются за жестоких родителей. Недостатки на этом уровне иерархии Маслоу — из-за гостеприимства, пренебрежения, избегания, остракизма и т. д. — могут неблагоприятно повлиять на способность человека формировать и поддерживать эмоционально значимые отношения в целом.
  • уважение: типичное человеческое желание быть принятым и оцененным другими. Люди часто занимаются профессией или хобби, чтобы добиться признания. Потребности в уважении — это потребности эго или потребности в статусе. У людей появляется забота о признании, статусе, важности и уважении со стороны других. Большинство людей нуждаются в том, чтобы их уважали; это включает в себя потребность иметь чувство собственного достоинства и самоуважение.
  • Самоактуализация
  • : Маслоу описывает этот уровень как желание сделать все, что можно, стать максимальным, кем можно быть. Люди могут воспринимать эту потребность или сосредотачиваться на ней очень конкретно. Например, у одного человека может быть сильное желание стать идеальным родителем. В другом случае желание может быть выражено атлетически. Для других это может быть выражено в картинах, картинах или изобретениях. Некоторые примеры этого включают использование способностей и талантов, достижение целей и поиск счастья.

Кроме того, эта теория является ключевой основой для понимания того, как коррелируют влечение и мотивация при обсуждении человеческого поведения. Каждый из этих индивидуальных уровней содержит определенное количество внутренних ощущений, которым необходимо соответствовать, чтобы человек завершил свою иерархию.  Цель теории Маслоу состоит в том, чтобы достичь пятого уровня или стадии самоактуализации.

Рисунок 2 . Схема иерархии потребностей Маслоу. Иерархия потребностей Маслоу часто изображается в форме пирамиды с самыми большими и фундаментальными потребностями внизу и потребностью в самореализации и трансцендентности наверху. Другими словами, суть теории заключается в том, что самые основные потребности людей должны быть удовлетворены, прежде чем у них появится мотивация для удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Смотреть

Посмотрите, как иерархия потребностей Маслоу оживает в этом коротком видео.

Вы можете просмотреть расшифровку «Иерархия потребностей Маслоу» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте #

Глоссарий

конгруэнтность:
пример или точка совпадения или соответствия между идеальным «я» и реальным «я» в гуманистической теории личности Роджерса
гуманизм:
психологическая теория, которая подчеркивает врожденное стремление человека к самореализации и утверждает, что люди обладают естественной способностью принимать решения о своей жизни и контролировать свое поведение
Иерархия потребностей Маслоу:
мотивационная теория в психологии, включающая пятиуровневую модель человеческих потребностей, часто изображаемую в виде иерархических уровней внутри пирамиды.

Добавить комментарий