Гуманистический подход в психологии это: Гуманистический подход — Психологос

Содержание

Гуманистический подход — Психологос

 

Фильм «Целитель Адамс»

Если вы когда-либо видели, как любящая мама относится к своему ребенку, вы знаете, что такое гуманистический подход. Для любящей мамы ребенок – это все, это самоценность, это божество, он собрание всего лучшего не потому что он такой объективно, а потому что он такой в глазах мамы, которая его любит. Материнская любовь безусловна, мама любит своего ребенка всегда и всякого, и мама знает, что все, что нужно ее ребенку – это ее любовь. Любящая мама всегда верит в лучшие намерения своего ребенка, и если он сделал что-то дурное, виновата в этом она сама или кто-то из окружающих, но никогда не сам ребенок. Ребенок – это святое, это нечто хрупкое, к нему нужно относиться только бережно и удовлетворять все его потребности. В ребенке заложено желание делать добрые дела и стремление к саморазвитию, и все, что нужно делать взрослым, это только создать условия для того, чтобы это раскрылось.

Если все вышенаписанное перенести на отношение психолога к своим клиентам, вы поймете, что такое гуманистический подход.

Гуманистический подход появился как ответ и противопостравление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века.

 

Фильм «Корчак»

В соответствии с гуманистическими взглядами, человеческая жизнь бесценна, и особенно нуждаются в защите слабые: дети, женщины и инвалиды. В педагогике это взгляды, согласно которым в каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться. Гуманистический подход – это вера в человека, в первую очередь в позитивность его намерений. Считается, что ребенок рождается изначально свободным, и эта изначальная свобода ребенка – абсолютная самоценность. Гуманизм возражает против навязывания детям того или иного мировоззрения, считая, что ребенок сам должен определять свой путь. В воспитании приветствуется недирективность, нельзя применять давление, принуждение и манипуляции. Гуманистический подход избегает учить, он склонен принимать человека, какой он есть, и помогать ему на пути его роста. Идеал развития – гармонически развитая личность, человек, живущий счастливо и свободно.

В практической психологии гуманистический подход более всего выражен в психотерапии, в оказании помощи людям, оказавшимся в трудной ситуации, в избавлении их от душевной боли и решении их проблем. Впрочем, и в психотерапии множество подходов, и гуманистических подход в психотерапии – это мягкая помощь, создание теплых и безопасных условий, подход «Принимайте человека таким, какой он есть. Помогайте ему на пути его роста» и принцип «Не навреди!». При гуманистическом подходе от психотерапевта требуется безусловное принятие клиента, выражающееся, в частности, в эмпатическом слушании и эмоциональной поддержке. Никакого давления, никаких предписаний — только тепло и понимание. Чтобы избавить клиентов от излишних нагрузок и душевных травм, им даются установки «Позаботься о себе и своих близких, не ставь слишком трудных задач. Ты – в центре мира, главная ценность».

Гуманистический подход вместе с подходом нравственного долга составляют «два крыла» этического подхода.

Гуманистический подход в психологической помощи

Принципы гуманистической психологии

Определение 1

Гуманистическая психология – это направление в западной психологии, главной ценностью которого является личность как уникальная целостная система, представляющая собой «открытую возможность» самоактуализации, характерной только для человека.

Ряд направлений гуманистической психологии ориентирован на изучение смысловых структур человека. Основными предметами анализа выступают высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, психическое здоровье, межличностное общение.

Как самостоятельное течение гуманистическая психология выделилась в 60-ые годы XX века. Это особое направление от других школ отличается основополагающими концепциями, к которым относятся теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория К. Роджерса, идеи Р. Мэйя.

Каждая теория имеет свой понятийный аппарат и создает оригинальные представления о внутреннем мире человека.

Ряд базовых принципов гуманистической психологии сформулировал А. Маслоу:

  • принцип становления, предполагающий неисчерпаемость потенциала человека в течение жизни, что делает его независимым от внешних условий;
  • принцип уникальности подчеркивает первостепенное значение изучения субъективного опыта личности;
  • принцип холизма предполагает подход к человеку как к единому целому;
  • принцип позитивного отношения к природе человека – человек предрасположен к добродетели и творческому началу, что является главной движущей силой личности;
  • принцип психологии психического здоровья говорит о необходимости концентрации внимания психологов на изучении здорового человека, потому что исследование психической патологии дает однобокую «увечную» психологию.

Эти принципы отвечают идеям гуманизма и позволяют преодолеть, присущую бихевиоризму механистичность и чрезмерную концентрацию на бессознательных процессах фрейдизма.

Замечание 1

В общем, принципы гуманистической психологии сводятся к тому, что человек должен изучаться в его целостности, он уникален и открыт миру.

Главной психологической реальностью является переживание человеком мира и себя в мире, а его жизнь необходимо рассматривать как единый процесс становления и бытия.

Частью природы человека являются его потенции к непрерывному развитию и самореализации, поскольку он есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее определенной степенью свободы от внешней детерминации.

Эти идеи имеют свои истоки, которые лежат в философских традициях гуманистов эпохи Возрождения, немецкого романтизма, французского просвещения, в трудах Ницше, Толстого, Достоевского.

Теоретические предпосылки создания гуманистического подхода

В психологии гуманистическое направление психологической помощи часто называют «третьей силой», для которой ключевым становится понимание уникальности человека. Метафорой гуманистического подхода является метафора зерна, которое при наличии необходимых условий будет прорастать.

Высшая ценность, считают гуманистические психологи – это жизнь конкретного человека, его способность максимально себя реализовать, поэтому для психолога значение имеют частные, а не только общие случаи.

Гуманистическая психология имеет свой подход к проблеме человека и рассматривает его как целостное образование, что является фундаментальным её положением.

Базовое убеждение психологов-гуманистов состоит в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления, который он может реализовать в полной мере, и работа гуманистического психолога направлена на создание благоприятных условий.

Известным подходом гуманистического направления психологической помощи стала клиент центрированная терапия К. Роджерса, ключевым понятием которой является тенденция к актуализации. Автор считает, что развить и сохранить себя, выявить свои лучшие, заложенные природой, качества – это есть важнейший мотив жизни человека.

Саморазвитие может сопровождаться срывами, падениями, страданиями, но, побудительный мотив непреодолим и человек продолжает свои попытки дальше.

Опыт жизни человека автоматически оценивается – способствовал он развитию личности или препятствовал этому. Происходящий на бессознательном уровне этот процесс, Роджерс назвал организмическим оценочным процессом.

Люди, доверяющие своим ощущениям, легче осознают правильность направления.

Второе основное понятие клиент-центрированного подхода – это «поле опыта» и «самость». Поле опыта является потенциальной доступностью сознанию, а самость – это центральное понятие концепции Роджерса. Оно включает в себя целостность, состоящую из телесного, символического, духовного опыта.

В подходе Роджерса к психологической помощи важным понятием является Я-концепция или, как он считает, это сознательное представление о самом себе. Разрыв между Я-реальным и Я-идеальным является симптомом внутреннего неблагополучия и страдания.

Клиент-центрированная терапия Роджерса предполагает, что человек всегда будет действовать в соответствии со своей Я-концепцией, которая является своеобразными очками, через которые человек видит мир и самого себя.

Замечание 2

Цель клиент-центрированной терапии состоит в том, чтобы оказать помощь в приведении Я-концепции человека в соответствие с опытом для реализации его природного потенциала.

Качество взаимоотношений психолога и клиента являются успехом психологической помощи. Эффективно работающий психолог по отношению к клиенту проявляет эмпатию и контактирует с ним искренне.

Концепция психологического консультирования на основе гуманистической психологии

Личность клиента стоит в центре методологии гуманистического направления, которое развивали К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл.

Методологическая позиция этих психологов заключается в том, что предназначение человека жить и действовать, определяя свою судьбу внутри самого себя сосредотачивать контроль и решения.

Задача психолога и клиента заключается в том, чтобы полнее понять мир клиента и оказать ему поддержку во время принятия важного для него решения.

Революция в практической психологии состоит в том, что Роджерс подчеркивал ответственность человека за свои действия и решения. Поддерживая состояние психического здоровья у клиента, психолог дает возможность клиенту соприкоснуться со своим внутренним миром.

Основным понятием в работе этого направления лежит мироощущение клиента.

Работа психолога требует навыков внимания, эмпатии, умения слушать, работать с противоречием реального и идеального «Я» клиента.

В интервью используются открытые и закрытые вопросы, приемы отражение чувств, пересказ, самораскрытие, направленные на проявление мироощущения клиента.

Методы взаимодействия дают возможность снять тревожность и напряжение клиента. Показывая клиенту как надо общаться с людьми, психолог может его изменить.

Особое место в гуманистическом направлении психологии занимает гештальт-терапия Ф. Перлза – она отличается разнообразием приемов и микротехник, среди которых восприятие «здесь и теперь», метод пустого кресла, беседа с частью своего «Я», диалог «верхней собаки», работа со снами и др.

Также в гуманистической психологии благодаря работам В. Франкла используются техники перемены отношения, парадоксальные намерения, переключение, метод убеждений. Работая с этими техниками психолог должен ориентироваться на мироощущение клиента.

Гуманистический подход — Мир психологов

Введение в гуманистический подход

Гуманистический подход в психологии развился в 1960-х и 70-х годах в Соединенных Штатах как ответ на непрекращающуюся борьбу между бихевиористскими теоретиками и когнитивными психологами. Гуманисты представили новую перспективу, полагая, что изучение психологии должно быть сосредоточено не только на чисто механистических аспектах познания или исключительно на влиянии окружающей среды на поведение, но, скорее, чувствовали, что акцент психологического исследования должен быть сделан на частностях. человеческого опыта.

Подходы к психологии
  • Когнитивный подход
  • Поведенческий подход
  • Биологический подход
  • Психодинамический подход
  • Социокультурный подход

Для психолога гуманистического , а скорее способность помочь людям более успешно справляться с жизнью. В этом смысле это в высшей степени терапевтический подход, а не чисто теоретический.

Гуманистический подход уходит своими корнями в экзистенциальную философию. На протяжении второй половины девятнадцатого века и первой половины двадцатого века такие философы, как Кьеркегор, Камю и Сартр, начали рассматривать условия существования человека на земле как несколько «абсурдные». Во все более постхристианском европейском обществе они чувствовали, что человек, наконец, достиг состояния, в котором честная оценка реальности создаст впечатление, что вселенная не доброжелательна и не злонамеренна, а скорее полностью безразлична к испытаниям и невзгодам человечества. . Однако вместо того, чтобы отреагировать на эту новость депрессивно, экзистенциалисты почувствовали себя наделенными чувством свободы и личной ответственности.

Гуманистическая психология исходит из этой философии, пытаясь помочь людям смириться с их часто болезненным существованием в мире, приняв на себя ответственность за свою экзистенциальную свободу.

Иерархия потребностей Маслоу

Одним из первых крупных сторонников гуманистической психологии был Абрахам Маслоу. Исходя из опыта психологии развития, Маслоу попытался разработать теорию, с помощью которой можно было бы объяснить разнообразие человеческих потребностей и мотиваций. В ходе своих исследований он смог разработать модель для выражения этих потребностей, которая с тех пор стала довольно популярной во всем мире, ее называют либо «иерархией потребностей», либо иногда «пирамидой Маслоу»19.0005

Для Маслоу целью любого человека является достижение состояния «самореализации», в котором удовлетворяются все его потребности и достигается состояние удовлетворенного счастья. Однако эти потребности должны удовлетворяться в определенном порядке. Основание пирамиды показывает физические потребности, общие для всех людей, такие как потребность в еде, питье, убежище от непогоды и так далее. Согласно Маслоу, высшие формы счастья недостижимы, пока эти потребности не удовлетворены.

Двигаясь вверх по пирамиде оттуда, человек должен удовлетворить потребности в безопасности, затем он должен чувствовать любовь к своим друзьям и семье и от них. После этого нужно получить самоутверждение и чувство собственного достоинства от самого себя. Наконец, возможно состояние самореализации и творческой работы. Однако, если какой-либо из уровней пирамиды в какой-то момент окажется невыполненным, субъект должен вернуться на этот уровень. Другими словами, самоактуализация — это не постоянное состояние, а непрерывная битва. Основная идея, которую следует сохранить из этой модели, заключается в том, что человеческая мотивация сложна, и при работе над основной целью самореализации их конкретные потребности и занятия могут резко измениться.

Экзистенциальная психология Ролло Мэя

Для других мыслителей, таких как Ролло Мэй, проблема заключалась не столько в расшифровке человеческого поведения и мотивации, сколько в том, чтобы просто помочь людям существовать в состоянии экзистенциального кризиса. Как и многие философы и психологи с экзистенциальным уклоном, Мэй считал, что отсутствие врожденной моральной структуры во вселенной обычно приводит к тому, что люди испытывают тревогу и страдания, потому что их ожидания от вселенной просто не оправдываются. Его школа экзистенциальной психологии предназначена именно для того, чтобы иметь дело с проблемами, которые возникают из-за того, что человеческое сознание работает против проблем, присущих существованию.

Вообще говоря, проблема Мэя в том, что большинство людей считают, что Вселенная либо против них, либо на их стороне, и соответственно подходят к жизни. Поскольку это не является реальностью, терапевтический подход Мэя заключался в том, чтобы помочь людям принять случайное и «бессмысленное» состояние их существования, продемонстрировав, что свобода была естественным следствием этого бессмысленного состояния, а отсутствие предписанной судьбы было причиной. праздновать, а не бояться.

Карл Роджерс и безусловное положительное отношение

Карл Роджерс был еще одной важной фигурой в ранней гуманистической психологии. Он был первым, кто отстаивал важность «безусловного положительного отношения», способа восприятия себя, при котором человек безоговорочно позитивен и принимает, сохраняя право на критику, не осуждая или чрезмерно резко. Для Роджерса это состояние положительного отношения к себе было необходимо для психологического развития и поддержания крепких личных отношений.

Терапевтически Роджерс верил в подход, ориентированный на клиента. На сеансе терапии он просто слушал без осуждения и позволял своим клиентам говорить обо всем, что они хотели, полагая, что с небольшим руководством люди обладали интеллектом и самосознанием, чтобы направлять свой собственный прогресс на пути к здоровью. Эта степень «контроля пациента» в клинической практике была революционной в области психологии и в области гуманистической мысли в целом.

Оценка гуманистического подхода
  • Гуманистическая психология – это психологический подход, утверждающий, что человек является самым важным, более важным, чем комплекс, расстройство, поведение или окружающая среда. Он стремится помочь людям жить лучше с помощью практических терапевтических мер.
  • Гуманистическая психология берет свое начало в экзистенциальной философии.
    Полагая, что вселенная по своей сути бессмысленна, экзистенциалисты видят себя в конечном счете свободными существами, способными определять свои собственные значимые судьбы.
  • Абрахам Маслоу попытался объяснить человеческую мотивацию с точки зрения того, что все люди стремятся достичь «самореализации». Однако существует целая иерархия потребностей, которые необходимо удовлетворить, чтобы достичь этой стадии.
  • Экзистенциальная психология Ролло Мэя пыталась помочь людям смириться с «бессмысленностью» жизни, переформулируя эту «проблему» как глубокое состояние индивидуальной свободы, свободное от ограничений судьбы.
  • Подход Карла Роджерса к терапии заключался в том, чтобы позволить клиентам управлять своим собственным выздоровлением с помощью принципа «безусловного положительного отношения».

Гуманистическая перспектива | Развитие продолжительности жизни

Результаты обучения

  • Опишите основные концепции гуманистической теории (безоговорочное позитивное отношение, хорошая жизнь), разработанной Карлом Роджерсом
  • Объясните иерархию потребностей Маслоу

Гуманистическая перспектива: фокус на уникальных человеческих качествах

Гуманистическая точка зрения приобрела известность в середине 20-го века в ответ на психоаналитическую теорию и бихевиоризм; эта точка зрения фокусируется на том, как развиваются здоровые люди, и подчеркивает присущее человеку стремление к самореализации и творчеству. Гуманизм подчеркивает человеческий потенциал и способность человека меняться и отвергает идею биологического детерминизма. Гуманистическую работу и исследования иногда критикуют за то, что они качественные (не основанные на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд направлений количественных исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Фридман, 2008).

Карл Роджерс и гуманизм

Одним из первых теоретиков-гуманистов был Карл Роджерс. Он был влиятельным психологом-гуманистом, разработавшим теорию личности, в которой подчеркивалась важность тенденции к самоактуализации в формировании человеческой личности. Он также считал, что люди постоянно реагируют на раздражители своей субъективной реальностью ( феноменальное поле ), которая постоянно меняется. Со временем человек развивает самооценку, основанную на обратной связи из этого поля реальности.

Рисунок 1. Феноменальное поле относится к субъективной реальности человека, которая включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции. Мотивации человека и окружающая среда воздействуют на его феноменальное поле.

Одна из основных идей Роджерса о личности касается я-концепции, наших мыслей и чувств о самих себе. Как бы вы ответили на вопрос «Кто я?» Ваш ответ может показать, как вы видите себя. Если ваша реакция преимущественно положительна, то вы, как правило, хорошо относитесь к тому, кто вы есть, и, вероятно, воспринимаете мир как безопасное и позитивное место. Если ваш ответ в основном отрицательный, то вы можете чувствовать себя недовольным тем, кто вы есть. Далее Роджерс разделил «я» на две категории: «идеальное я» и «реальное я». Идеальное я – это человек, которым вы хотели бы быть; настоящее я – это человек, которым вы являетесь на самом деле. Роджерс сосредоточился на идее о том, что нам необходимо достичь согласованности между этими двумя «я».

Безусловное положительное отношение

Человеческие существа развивают идеальное «я» и реальное «я» на основе условного статуса положительного отношения. То, насколько близко реальное «я» человека соответствует его идеальному «я», называется конгруэнтностью. Мы испытываем конгруэнтность, когда наши мысли о нашем истинном я и идеальном я очень похожи — другими словами, когда наша я-концепция точна 90 073 . Высокая конгруэнтность ведет к большему чувству собственного достоинства и здоровой, продуктивной жизни. И наоборот, когда существует большое несоответствие между нашим идеальным и реальным «я», мы испытываем состояние, которое Роджерс назвал неконгруэнтностью, что может привести к дезадаптации.

По словам Роджерса, родители могут помочь своим детям достичь идеального «я», оказывая им безусловное положительное внимание или безусловную любовь. В развитии самооценки ключевое значение имеет позитивное отношение. Безусловное положительное отношение — это среда, свободная от предвзятых представлений о ценности. Условно-позитивное отношение полно условий ценности, которые должны быть достигнуты, чтобы считаться успешным. Роджерс (1980) объяснил это так: «Поскольку людей принимают и ценят, они склонны развивать более заботливое отношение к себе» (стр. 116).

Хорошая жизнь

Роджерс описал жизнь с точки зрения принципов, а не этапов развития. Эти принципы существуют в текучих процессах, а не в статических состояниях. Он утверждал, что полностью функционирующий человек будет постоянно стремиться реализовать свой потенциал в каждом из этих процессов, достигая того, что он называл «хорошей жизнью».

»  Эти люди позволяют личности и самооценке исходить из опыта. Он обнаружил, что у полностью функционирующих людей есть несколько общих черт или тенденций:

  1. Растущая открытость опыту — они отходят от защиты.
  2. Все более экзистенциальный образ жизни — проживать каждый момент полностью, а не искажать момент, чтобы соответствовать личности или самооценке.
  3. Повышение доверия организма — они доверяют своим собственным суждениям и своей способности выбирать поведение, подходящее для каждого момента.
  4. Свобода выбора — они не ограничены несоответствием и могут более свободно делать широкий выбор.
    Они считают, что играют определенную роль в определении собственного поведения, и поэтому чувствуют ответственность за свое поведение.
  5. Более высокий уровень креативности — они будут более креативны в том, как они приспосабливаются к своим обстоятельствам, не чувствуя необходимости приспосабливаться.
  6. Надежность и конструктивность — им можно доверять, чтобы они действовали конструктивно. Даже агрессивные потребности будут согласованы и уравновешены внутренней добротой конгруэнтных людей.
  7. Богатая, наполненная жизнь – они будут сильнее переживать радость и боль, любовь и горе, страх и мужество.

Попробуйте

Иерархия потребностей Абрахама Маслоу

Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Маслоу описал модель, по которой обычно движутся человеческие мотивации, а это означает, что для того, чтобы мотивация возникла на следующем уровне, каждый уровень должен быть удовлетворен внутри самого человека. Эти этапы включают:

  • физиологические потребности: основные физические потребности для выживания человека, включая гомеостаз, пищу, воду, сон, жилье и секс.
  • потребностей в безопасности: потребность в личной, эмоциональной, финансовой и физической безопасности. Как только физиологические потребности человека относительно удовлетворены, его потребности в безопасности становятся приоритетными и доминируют над поведением. В отсутствие физической безопасности — из-за войны, стихийного бедствия, насилия в семье, жестокого обращения с детьми, институционального расизма и т. д. — люди могут (повторно) пережить посттравматическое стрессовое расстройство или трансгенерационную травму. В отсутствие экономической безопасности — из-за экономического кризиса и отсутствия возможностей для работы — эти потребности в безопасности проявляются в таких формах, как предпочтение гарантий занятости, процедуры рассмотрения жалоб для защиты человека от односторонней власти, сберегательные счета, страховые полисы, инвалидность.
    приспособления и т. д. Этот уровень чаще преобладает у детей, поскольку у них обычно выше потребность чувствовать себя в безопасности.
  • любовь и принадлежность: потребность в дружбе, близости и принадлежности. Эта потребность особенно сильна в детстве, и она может преобладать над потребностью в безопасности, как это наблюдается у детей, которые цепляются за жестоких родителей. Недостатки на этом уровне иерархии Маслоу — из-за гостеприимства, пренебрежения, избегания, остракизма и т. д. — могут неблагоприятно повлиять на способность человека формировать и поддерживать эмоционально значимые отношения в целом.
  • уважение: типичное человеческое желание быть принятым и оцененным другими. Люди часто занимаются профессией или хобби, чтобы добиться признания. Потребности в уважении — это потребности эго или потребности в статусе. У людей появляется забота о признании, статусе, важности и уважении со стороны других. Большинство людей нуждаются в том, чтобы их уважали; это включает в себя потребность иметь чувство собственного достоинства и самоуважение.
  • Самоактуализация
  • : Маслоу описывает этот уровень как желание сделать все, что можно, стать максимальным, кем можно быть. Люди могут воспринимать эту потребность или сосредотачиваться на ней очень конкретно. Например, у одного человека может быть сильное желание стать идеальным родителем. В другом случае желание может быть выражено атлетически. Для других это может быть выражено в картинах, картинах или изобретениях. Некоторые примеры этого включают использование способностей и талантов, достижение целей и поиск счастья.

Кроме того, эта теория является ключевой основой для понимания того, как коррелируют влечение и мотивация при обсуждении человеческого поведения. Каждый из этих индивидуальных уровней содержит определенное количество внутренних ощущений, которым необходимо соответствовать, чтобы человек завершил свою иерархию.  Цель теории Маслоу — достичь пятого уровня или стадии самоактуализации.

Рисунок 2 . Схема иерархии потребностей Маслоу. Иерархия потребностей Маслоу часто изображается в форме пирамиды с самыми большими и фундаментальными потребностями внизу и потребностью в самореализации и трансцендентности наверху. Другими словами, суть теории заключается в том, что самые основные потребности людей должны быть удовлетворены, прежде чем у них появится мотивация для удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Смотреть

Посмотрите, как иерархия потребностей Маслоу оживает в этом коротком видео.

Вы можете просмотреть расшифровку «Иерархия потребностей Маслоу» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте #

Глоссарий

конгруэнтность:
пример или точка совпадения или соответствия между идеальным «я» и реальным «я» в гуманистической теории личности Роджерса
гуманизм:
психологическая теория, которая подчеркивает врожденное стремление человека к самореализации и утверждает, что люди обладают естественной способностью принимать решения о своей жизни и контролировать свое поведение
Иерархия потребностей Маслоу:
мотивационная теория в психологии, включающая пятиуровневую модель человеческих потребностей, часто изображаемую в виде иерархических уровней внутри пирамиды.

Добавить комментарий