Гуманистическое: Гуманистический | это… Что такое Гуманистический?

Содержание

Российское гуманистическое общество

Обсуждение концепции гуманизма в книге Стивена Пинкера «Просвещение продолжается». Насколько актуальны в современной России религиозные, романтические, героические, трайбалистские и авторитарные доводы против гуманизма, о которых пишет Стивен Пинкер?

В обсуждениии участвуют: Ярослав Головин, Владимир Кржевов, Дмитрий Бродский, Николай Розов.

Так же можно ознакомиться с другими видео, записанными 30 декабря 2021 года.

6 января 2022 года
Заявление Российского гуманистического общества о событиях в Казахстане.

Протесты, вспыхнувшие в Казахстане в начале января 2022 года, независимо от их исхода, показывают — развитие современного цивилизованного государства невозможно без опоры на сильное гражданское общество, свободу слова, конкурентную политику и сменяемость власти.

Попытка построить авторитаризм, пусть даже и с «человеческим лицом», рано или поздно приводит к массовым протестам, социально-политическим кризисам с рисками эскалации насилия, гражданской войны, внешней агрессии.

Мы желаем казахскому народу избавления от коррумпированного авторитарного режима и успеха в строительстве свободного демократического Казахстана.

Мы решительно против участия силовых структур России и других стран ОДКБ в подавлении протестов в Казахстане.

22 ноября 2021 года
Заявления Российского гуманистического общества о кризисе на польско-белорусской границе.

 

В течение нескольких недель до середины ноября мы наблюдали кризис на польско-белорусской границе. Тысячи людей, желающих попасть из разрушенного войной Ирака в благополучную Германию, скопились у польских пограничных заграждений, надеясь на предоставление им коридора. Они были вынуждены многие дни и даже недели жить в палатках и шалашах, в условиях непривычных для них осенних заморозков и дождей, без нормального питания и медицинской помощи. На этом фоне российские пропагандисты, белорусские чиновники и некоторые российские либералы обвиняли правительства западных стран в отсутствии гуманизма. Имея в виду, что польские власти должны открыть границу, а германские власти предоставить этим людям убежище.

 

Российское гуманистическое общество несогласно с таким манипулятивным употреблением термина «гуманизм». Гуманность требует накормить голодного и помочь попавшему в беду, и западные страны были готовы предоставить мигрантам гуманитарную помощь. Но гуманизм в политике означает заботу не только о сиюминутной помощи страдающим людям, но и о благополучии всего общества в более широкой перспективе. Поэтому ответственное правительство не обязано подчиняться требованиям террористов, взявших заложников. Переговоры вести может, но именно как с террористами. А в данном случае мы имели подобную ситуацию: диктаторский режим Лукашенко заманил, захватил и удерживал заложников, подстрекая их штурмовать границу соседнего государства.

Цели Лукашенко не имеют ничего общего ни с благом мигрантов, ни с благом белорусского народа. Зло в данной ситуации исходит не от европейцев, думающих о последствиях, и не от обманутых мигрантов, желающих лучшей жизни, а от диктатуры Лукашенко. Нет ничего негуманного в охране государством своих границ. Негуманно и преступно обманывать людей, провоцировать людей агрессивные действия, нарушающие законы цивилизованных государств, пользуясь их тотальной дезориентированностью, использовать беды отчаявшихся людей для политического шантажа.

21 июня 2020 года
Мы, участники Конференции Российского гуманистического общества, посвященной Международному дню гуманизма, от имени этого Общества:

1. Осуждаем посягательства на конституционные основы Российской Федерации (далее – РФ). Отвергаем как сами предлагаемые поправки к Конституции, так и совершенно неконституционную процедуру их принятия. По нашему мнению, главная цель предлагаемых изменений Конституции РФ – это создание возможности для действующего президента В.

В. Путина «обнулить» его президентские сроки и продлить его нахождение на посту президента РФ. Мы убеждены, что установленная законодательством РФ регулярная смена власти путем всеобщих выборов – это важнейший институт демократического государства, обеспечивающий учет интересов и предпочтений граждан, позволяющий входить во власть новым силам, гибко менять политические стратегии, препятствовать застою и стагнации. Мы поддерживаем обращение в Венецианскую комиссию Совета Европы более чем 120 российских правозащитников и ведущих юристов с призывом о срочном проведении правовой экспертизы предлагаемых поправок к Конституции РФ и процедуры их принятия.

Подробнее: Заявление Российского гуманистического общества, июнь 2020.

РЕЙКЬЯВИКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О правах семьи и человека. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В июне 2019 г. Генеральная ассамблея Европейской гуманистической федерации выступила с заявлением, осуждающим растущую оппозицию со стороны крайне правых популистов, консервативных христианских и других религиозных активистов по отношению к ключевым правам, связанных с семьей и семейными отношениями.

РГО публикует русский перевод этого заявления

***

Как гуманисты, мы обеспокоены ростом оппозиции основным фундаментальным правам, особенно в сфере семейного права и семейной политики, и растущими попытками навязать реакционный проект общества в различных европейских странах. Мы видим всплеск ненависти, ксенофобии, гомофобии и женоненавистничества. В противоположность этому мы выступаем за построение общества равных возможностей и призываем всех гуманистов противостоять попранию фундаментальных прав.

Подробнее: Рейкьявикская декларация

Мы, собравшиеся 21 июня 2019 года на празднование Международного дня гуманизма,

отмечаем нарастающие тенденции авторитаризма, а именно преследование лидеров оппозиции, давление на независимых журналистов, верных своему профессиональному и гражданскому долгу, непрекращающийся поток антиукраинской и антизападной истерии российских государственных и подконтрольных государству СМИ.

За прошедший год в России появилось много новых политзаключенных, которым мы выражаем поддержку и надеемся на их скорое освобождение. Это участники «Нового величия», «Артподготовки», украинские военные моряки, участники исламских религиозных групп в Крыму и Башкортостане. Особо отмечаем массовое преследование «Свидетелей Иеговы». В списках преследуемых «Свидетелей Иеговы» на данный момент уже 154 человека, причем многие получили реальные тюремные сроки. Каждую неделю мы слышим о новых помещаемых в СИЗО «Свидетелях Иеговы», арест которых нередко производится ОМОНом или центром «Э» с применением насилия и унижением человеческого достоинства. Преследование «Свидетелей Иеговы» должно быть немедленно прекращено, запрещение деятельности их организации отменено, лишенные свободы должны быть немедленно освобождены и реабилитированы.

Подробнее: Заявление Российского гуманистического общества

Кувакин В.А. Гуманизм как мировоззрение и как культурно-историческая традиция.

Подробнее: Новые видео от Российского гуманистического общества:

 

Приглашаем вас на канал Российского гуманистического общества на Youtube.

Обращение Почетного президента РГО Валерия Александровича Кувакина

 

 

Приложение к книге «Тотальная защита»

ВАЛЕРИЙ КУВАКИН

Все, что обсуждалось в этой работе: сознание и самосознание, структура и содержание внутреннего мира, его динамика, экзистенциальная безопасность человека, его внутренняя свобода и др., – относится к вопросам философской антропологии и психологии личности и кажется далеким от повседневности, от практических вопросов жизни. Я и сам так думал долгое время, пока чувство досады, что все это остается в эмпиреях чисто интеллектуальных упражнений разума и что кроме любителей пофилософствовать никому не нужно и не интересно, не переросло в потребность посмотреть на эти вопросы с прагматической точки зрения. В самом деле, так ли уж далека философия от повседневной жизни человека? Есть ли в философии что-то, что пригодится любому и каждому в его жизни? Я думаю, что ответы могут быть утвердительными. Во-первых, среди людей, развивавших философию как область знания, было немало по-настоящему мудрых и заботливых людей. Многие их высказывания, даже вырванные из контекста, вполне способны помочь человеку в его житейских трудностях, помочь ему улучшить условия его существования, открыть пути решения важных для него задач и укрепить его.

Подробнее: Как создается служба собственной личной безопасности

Валерий Кувакин

Методология противодействия лженауке и паранормальным верованиям заключает в себе общие положения, которые легко приложимы к более глубоким областям человеческих поисков истины и подлинности. Одной из таких экстраполяций является распространение методов распознавания ошибок, заблуждений и мошенничества на отношения между человеком и тем, что составляет содержание его убеждений и знаний. Когда мы имеем дело с тем или иным мошенничеством, то целью является не просто распознавание утверждений, претендующих на истинность, как ложных и вводящих в заблуждение, но и установление «дистанции безопасности» между мошеннической, ложной идеей или ее воплощением в форме прибора или технологии и между нами, людьми. Противодействие лженауке и другим формам воплощения ложных идей имеет конечной целью предупреждение людей об опасности финансового, морального, психологического или экзистенциального (вопрос жизни или смерти) ущерба, т.е. о сохранении их материального и жизненного благополучия.

Подробнее: Проблемы психологии безопасности: лженаука как внутренний враг

Ярослав Головин

В этом году традиционная ежегодная встреча представителей организаций, входящих в МГЭС, прошла в Новой Зеландии. Я принимал участие во всех мероприятиях. Более того, в отличие от всех предыдущих посещений международных встреч, я проживал не в отеле, а в семьях новозеландских гуманистов. От этой поездки я получил больше впечатлений, чем от всех предыдущих.

Новая Зеландия редко попадает в заголовки новостей. Эта четырёхмиллионная процветающая страна известна тем, что первой в мире, ещё в 1893 году, ввела избирательное право для женщин и с тех пор поддерживает высокие демократические стандарты. Новая Зеландия – одна из немногих стран, созданных в колониальные период, где коренное население, маори, никогда не подвергалось планомерному истреблению, никогда не попадало в рабскую зависимость от колонизаторов и поэтому, сегодня, развитие страны не омрачается историческими обидами.

Подробнее: Встреча гуманистов в Новой Зеландии

Почему гуманизм, высоко ценящий людей, пока не победил христианство с его проповедью смирения? Об этом в программе «С христианской точки зрения» говорят Геннадий Бурбулис, создатель школы политософии «Достоинство», и христианский философ Олег Чуб.

Я.Б. Головин. Какие этические проблемы стоят перед светскими гуманистами?

 

Подробнее: Этические проблемы

Андрей Кисельников

21 июня каждого года во всем мире отмечается Международный день гуманизма, призванный привлечь внимание людей к проблемам развития глобальной общечеловеческой идеологии гуманизма. Интересно рассмотреть этот вопрос в контексте научного подхода, и, в том числе, в контексте психологии и психофизиологии, особенно в перспективно-футурологическом ракурсе.

Общепринято, что гуманистическая идеология является духовно-мотивационным ядром современной науки, задающим высшие, предельные, смыслы научно-технического прогресса, тем фоном, который в большей или меньшей степени, более или менее эксплицитно «подсвечивает» характерным светом все конкретные познавательные действия субъектов научного сообщества (в авторефератах диссертаций это сухо обозначается как «практическая значимость»). Конечно, наука сама по себе является крайне полимотивированной формой человеческой деятельности (см., например, Юревич, 2012), тем не менее, вся история науки однозначно указывает на неуклонное развертывание именно этого магистрально-гуманистического ядра, фактически приведшего к невероятному уменьшению страданий людей и фантастическому раскрытию творческо-созидающего потенциала нашей человеческой природы (несмотря на все издержки типа войн с помощью нового оружия и т.п., которые, однако, ничуть не изменили стратегической линии неуклонной гуманизации жизни людей – см. исследование Стивена Пинкера «The surprising decline in violence», https://www.ted.com/talks/steven_pinker_on_the_myth_o..).

Подробнее: Гуманистическая идеология и эволюционная нейроэтика

Николай Розов

Дорогие коллеги-гуманисты, отчитываюсь о поездке в Нюрнберг (Германия), где 22 – 24 июня 2018 г. состоялась Генеральная Ассамблея Европейской Гуманистической Федерации. Собрание было весьма представительным: присутствовали делегаты из Баварии и других германских гуманистических организаций (самая сильная среди них в Баварии), из Италии, Испании, Великобритании, Бельгии, Голландии, Швеции, Норвегии, Исландии, Румынии, Польши. Вообще гуманистические организации есть более, чем в 20 странах Европы. В Нюрнберг приехал важный чиновник от Евросоюза. Мы с ним пообщались вечером относительно проекта студенческих стажировок.

В первый день заседания проходили в местном доме профсоюзов (солидный зал на 7 м этаже с прозрачными стенами и видом на весь Нюрнберг). Все заседание – на английском. С кратким докладом выступил глава Европейской гуманистической федерации Джулио Эрколесси (Италия). Сказал, что гуманизм переживает тяжелые времена. К власти пришли правые в Италии и Австрии. В Венгрии, Польше, Румынии, Болгарии, даже в Бельгии идут открытые правительственные кампании против приема эмигрантов. «Но время не остановить», — докладчик сослался на успех голосования в Ирландии в референдуме о праве женщин на аборт, на то, что Европейский суд утвердил право движения пропагандировать однополые браки во всем Европейском Союзе.

Подробнее: Встреча европейских гуманистов в Германии

«Я» — одно из самых употребляемых слов языка, но что же все-таки произносится с его помощью?

Существует ли «я» у животных и растений, придумали ли его люди? Как будет выглядеть понятие о «я» в далеком будущем? Что такое «не-я»? Как определить границу между «я» и «не-я» и что она означает?

Дискуссия, организованная РГО, прошла 14 апреля 2018 года в Малом Зале Сахаровского Центра.

  1. О ноосфере и ноосферном гуманизме
  2. Заявление 5 мая 2018 г.
  3. Диалектика Николая Бердяева
  4. «Кощеево яйцо» российских политиков и российской политики

1.1.3. Гуманистическое направление

Наряду с термином «гуманистическое направление» его также часто обозначают как «экзистенциально-гуманистическое», или «опытное» направление. Такое название связано, прежде всего, с тем, что в это направление включают самые разнообразные психологические школы и подходы, объединенные общим пониманием целей психологического воздействия. Во всех этих подходах личностная интеграция, восстановление целостности, «самости» и единства человеческой личности рассматривается как основная цель психологического воздействия, которая может быть достигнута за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового жизненного опыта.

Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой» в психологии (после психоанализа и бихевиоризма), основана на философии европейского экзистенциализма и на феноменологическом подходе. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология определила описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построений, логических конструкций, интерес к субъективной реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания. Предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, представляющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.

Гуманистическая психология провозгласила свой собственный подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальное, целостное образование, понять которое за счет анализа отдельных его проявлений и составляющих элементов невозможно. Целостный подход к человеку как уникальной личности является фундаментальным положением гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства – стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самоактуализации, самовыражению, раскрытию смысла собственного существования. Личность рассматривается как постоянно развивающаяся, стремящаяся к своему «полному функционированию». Для здоровой личности движущей силой поведения и его целью является самоактуализация, которая рассматривается как «гуманоидная потребность, биологически присущая человеку как виду».

Основными принципами гуманистической психологии являются признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту. В рамках гуманистического подхода в качестве основной человеческой потребности, в качестве детерминанты поведения и развития человеческой личности рассматривается потребность в самоактуализации, стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, к осуществлению определенных жизненных целей. Важным условием для успешной реализации этой потребности выступает наличие адекватного и целостного образа Я, отражающего истинные переживания и потребности, свойства и стремления человека. Такая Я-концепция формируется в процессе принятия и осознания всего многообразия своего собственного опыта, чему способствуют определенные условия воспитания и социализации индивида.

К ключевым понятиям гуманистического направления относятся такие теоретические конструкции, как самоактуализация, опыт, конгруэнтность, аутентичность. Одним из важнейших понятий в гуманистической психологии является самоактуализация. Самоактуализация понимается как процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенциала. Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. «Самоактуализация – это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма» (Rogers, 1961). Самоактуализация способствует тому, чтобы человек мог стать тем, кем он может стать и, следовательно, жить осмысленной, полной и совершенной жизнью. К. Роджерс понимал самоактуализацию как процесс реализации человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Автор считал, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого человека. «Полное функционирование» при этом заключается в следующих основных чертах: открытостью по отношению к опыту, стремлением в каждый отдельный момент жить полной жизнью, способностью прислушиваться к собственной интуиции и к собственным потребностям, чувством свободы, высоким уровнем творчества, чувством юмора.

В концепции К. Роджерса важное место занимает понятие опыта. Опыт – способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. Опыт понимается К. Роджерсом как личный мир переживаний человека, как совокупность внешнего и внутреннего опыта, как то, что человек переживает, проживает, принимает и интегрирует в собственную психическую структуру. Опыт включает все, что потенциально доступно сознанию и происходит в организме и с организмом в любой данный момент. Основополагающим во всех трудах К. Роджерса является утверждение, что человек, наблюдая и оценивая свой собственный опыт, познает самого себя.

Еще одно важное понятие гуманистической психологии – понятие конгруэнтности, или соответствия. Конгруэнтность означает точное соответствие между опытом, коммуникацией и осознанием. Высокая степень конгруэнтности подразумевает, что коммуникация, опыт и осознание этого опыта более или менее адекватны друг другу. Наблюдения самого человека и любого стороннего наблюдателя будут совпадать, когда человек обладает высокой степенью соответствия. Например, маленькие дети проявляют высокую степень соответствия. Они выражают свои чувства с такой готовностью и так полно, что опыт, коммуникация и осознание для них почти одно и то же. Соответствие хорошо иллюстрируется положением дзен-буддистов: «Когда я голоден, я ем; когда я устаю, я сажусь отдыхать; когда я хочу спать, я ложусь и засыпаю».

Неконгруэнтность проявляется в несовпадениях между осознанием, опытом и коммуникацией. Например, люди проявляют несоответствие, когда они выглядят сердитыми (сжимают кулаки, повышают голос, начинают ругаться), однако даже под давлением продолжают настаивать на том, что они совершенно спокойны. Неконгруэнтность также проявляется у людей, которые говорят, что они чудесно проводят время, а на самом деле скучают. Неконгруэнтность – это неспособность точно воспринимать реальность, неспособность или нежелание точно сообщать свои чувства другому. Когда несоответствие проявляется в виде несовпадения между осознанием и коммуникацией, то человек не выражает своих подлинных чувств или переживаний. Человек, который проявляет этот вид несоответствия, может казаться окружающим лживым, неаутентичным и бесчестным. Подобное поведение часто обсуждается на сеансах групповой терапии или групповых сессиях. Тренеры и терапевты при этом говорят о том, что недостаток социального соответствия и видимое нежелание общаться, в действительности, свидетельствуют не о злом характере, а о пониженном самоконтроле и восприятии человеком самого себя. Из-за страха или с трудом преодолеваемой застарелой привычки к скрытности, люди теряют способность выражать свои настоящие эмоции. Субъективно неконгруэнтность проявляется в ощущении напряжения и тревоги. Таковы основные понятия в концепции К. Роджерса.

Психическое заболевание – невроз – в рамках гуманистического направления рассматривается как результат невозможности самоактуализации, как результат отчуждения человека от самого себя и от мира. Как пишет по этому поводу один из крупнейших представителей гуманистического направления А. Маслоу, «патология есть человеческое уничижение, потеря или недостижение актуализации человеческих способностей и возможностей. Идеал полного здоровья – это человек сознательный, осознающий реальность в каждый момент, человек живой, немедленный и спонтанный». Другой представитель гуманистического направления К. Роджерс также рассматривает невозможность самоактуализации, блокирование этой потребности как источник возможных психических нарушений. В. Франкл считает, что современный невротический пациент страдает не от подавления сексуального влечения и не от чувства собственной неполноценности, а от экзистенциальной фрустрации, которая возникает в результате переживания человеком чувства бессмысленности собственного существования. Согласно В. Франклу, воля к смыслу является основной человеческой потребностью, а невозможность удовлетворения этой потребности ведет к духовному неврозу.

Таким образом, в рамках гуманистического (экзистенциально-гуманистического), «опытного» подхода психические нарушения, в частности невротические расстройства, являются результатом невозможности самоактуализации, отчуждения человека от самого себя и от мира, невозможности раскрыть смысл собственного существования. Опытный подход объединяют представления о целях психотерапии как личностной интеграции, восстановления целостности и единства человеческой личности, что может быть достигнуто за счет переживания и осознания, принятия и интеграции в собственную психическую структуру нового опыта, полученного в ходе психологического вмешательства. Пациент может получить новый уникальный опыт, способствующий личностной интеграции, различными путями: этому опыту могут способствовать другие люди, непосредственное обращение к различным аспектам собственного Я и соединение с высшим духовным началом.

Гуманистический подход в психологии (гуманизм): определение и примеры

Гуманистический, гуманизм и гуманист — термины в психологии, относящиеся к подходу, изучающему человека в целом и уникальность каждого человека. По сути, эти термины относятся к одному и тому же подходу в психологии.

Гуманистическая психология — это точка зрения, которая делает упор на взгляд на человека в целом и на уникальность каждого человека. Гуманистическая психология начинается с экзистенциальных предположений о том, что люди обладают свободой воли и мотивированы на реализацию своего потенциала и самореализацию.

Гуманистический подход в психологии развился как бунт против того, что некоторые психологи считали ограничениями бихевиористской и психодинамической психологии.

Поэтому гуманистический подход часто называют «третьей силой» в психологии после психоанализа и бихевиоризма (Маслоу, 1968).

Гуманизм отверг допущения бихевиористской точки зрения, которая характеризуется как детерминистская, сосредоточенная на подкреплении поведения «стимул-реакция» и сильно зависящая от исследований на животных.

Гуманистическая психология отвергла психодинамический подход, потому что он также является детерминистским, с бессознательными иррациональными и инстинктивными силами, определяющими человеческое мышление и поведение.

И бихевиоризм, и психоанализ расцениваются психологами-гуманистами как бесчеловечные.

Гуманистическая психология расширила свое влияние на протяжении 1970-х и 1980-х годов. Его влияние можно понять по трем основным направлениям :

1) Он предложил новый набор ценностей для приближения к пониманию человеческой природы и человеческого состояния.

2) Он предложил расширенный горизонт методов исследования в изучении человеческого поведения.

3) Он предложил более широкий спектр более эффективных методов в профессиональной практике психотерапии.

In This Article

Summary Table

Key Features
• Qualitative research
• Ideographic Approach
• Personal Agency
• Self-Actualisation
• Subjective Experience
• Холизм
Предположения
• Люди обладают свободой воли; это называется личным агентством.
• Все люди уникальны и обладают врожденным (врожденным) стремлением максимально реализовать свой потенциал.
• Правильное понимание человеческого поведения может быть достигнуто только путем изучения людей, а не животных.
• Субъективная реальность является основным ориентиром человеческого поведения
• Психология должна изучать индивидуальный случай (идиографический), а не средний результат группы (номотетический).
• Следует изучать человека в целом в контексте его окружения.
• цель психологии состоит в том, чтобы сформулировать полное описание того, что значит быть человеком (например, важность языка, эмоций и того, как люди стремятся найти смысл в своей жизни).

Методология
• Качественный исследование
• Тематические исследования
• Информационные интервью0047 • Контент-анализ
• Феноменологические рамки
Сильные стороны
-долгое обучение, самостоятельное обучение и обучение, ориентированное на студента)
• Иерархия потребностей Маслоу широко используется в здравоохранении и социальной работе в качестве основы для оценки потребностей клиентов.
Ограничения
• Неумеренные — субъективные концепции
• Этноцентрические (смещенные в направлении западной культуры)
• Белис. искажены защитными механизмами Фрейда

 

Основные предположения

Гуманистическая психология начинается с экзистенциального предположения, что люди обладают свободой воли:

Личная свобода действий — это гуманистический термин, обозначающий осуществление свободы воли. Свобода воли — это идея о том, что люди могут выбирать, как им действовать, и что они самоопределены.

Поведение не ограничено ни прошлым опытом индивидуума, ни текущими обстоятельствами (детерминизм).

Личная свобода воли относится к выбору, который мы делаем в жизни, путям, по которым мы идем, и их последствиям. Люди свободны выбирать, когда они конгруэнтны (Роджерс) или самоактуализируются (Маслоу).

Хотя Роджерс гораздо больше верит в свободу воли, он признает, что детерминизм присутствует в случае обусловленной любви, потому что это может повлиять на самооценку человека. Таким образом, свобода воли и детерминизм до некоторой степени являются неотъемлемой частью гуманистической точки зрения.

Люди в своей основе хорошие, и у них есть врожденная потребность сделать себя и мир лучше:

Гуманистическая психология: более поздняя разработка в истории психологии, гуманистическая психология выросла из потребности в более позитивном взгляде на людей, чем это предлагалось психоанализом или бихевиоризмом.

Люди от природы добрые, а это значит, что в них (людях) нет ничего изначально негативного или злого.

Таким образом, гуманистическая точка зрения принимает оптимистический взгляд на человеческую природу, согласно которой люди рождаются хорошими, но в процессе своего роста они могут стать злыми.

Гуманистический подход подчеркивает личную ценность человека, центральное место человеческих ценностей и творческую, активную природу человека.

Подход оптимистичен и фокусируется на благородной способности человека преодолевать трудности, боль и отчаяние.

Люди мотивированы на самореализацию:

Крупнейшие психологи-гуманисты, такие как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, считали, что люди рождаются с желанием расти, творить и любить и обладают способностью управлять своей собственной жизнью.

Самореализация касается психологического роста, самореализации и удовлетворения жизнью.

И Роджерс, и Маслоу считали личностный рост и удовлетворение в жизни основными человеческими мотивами. Это означает, что каждый человек по-разному стремится к психологическому росту и постоянному самосовершенствованию.

Однако и Роджерс, и Маслоу описывают разные способы достижения самоактуализации.

Согласно Маслоу, у людей также есть потребности, которые должны быть удовлетворены для того, чтобы самоактуализация стала возможной. Основные потребности, например. пища и вода должны быть удовлетворены прежде, чем высшие психологические и эмоциональные потребности. Это показано в иерархии потребностей Маслоу.

Согласно Роджерсу, люди могли самореализоваться только в том случае, если у них было положительное представление о себе (позитивное самоуважение). Это может произойти только в том случае, если они имеют безоговорочное положительное отношение со стороны других — если они чувствуют, что их безоговорочно ценят и уважают окружающие (особенно их родители, когда они были детьми).

Самоактуализация возможна только в том случае, если существует соответствие между тем, как человек видит себя, и своим идеальным «я» (каким он хочет быть или думает, что должен быть). Если между этими двумя понятиями существует большой разрыв, возникнет негативное чувство собственного достоинства, которое сделает невозможным самоактуализацию.

Окружающая среда, с которой человек сталкивается и с которой взаимодействует, может либо мешать, либо способствовать этому естественному предназначению. Если оно угнетает, оно расстраивает; если это благоприятно, это поможет.

Поведение следует понимать с точки зрения субъективного сознательного опыта индивидуума (феноменология):

Психологи-гуманисты также считают, что наиболее фундаментальным аспектом человеческого бытия является субъективный опыт. Это не может быть точным отражением реального мира, но человек может действовать только с точки зрения собственного частного опыта субъективного восприятия действительности.

Психологи-гуманисты утверждают, что физическая объективная реальность менее важна, чем субъективное (феноменологическое) восприятие и понимание человеком мира. Таким образом, то, как люди интерпретируют вещи внутренне, является (для них) единственной реальностью.

Иногда гуманистический подход называют феноменологическим. Это означает, что личность изучается с точки зрения субъективного опыта индивида. Смысл – это цель или ценность, которую человек придает своим действиям или опыту

По словам Роджерса, каждый из нас живет в мире, созданном нами самими и сформированном нашими процессами восприятия. Он называл уникальное восприятие реальности человеком его или ее феноменальным полем.

Как однажды сказал Роджерс: «Единственная реальность, которую я могу познать, — это мир, который я воспринимаю и ощущаю в данный конкретный момент. Единственная реальность, которую вы можете познать, — это мир, который вы воспринимаете и переживаете в данный момент. И единственная уверенность в том, что эти воспринимаемые реальности различны. «Настоящих миров» столько же, сколько людей! (Роджерс, 1980, с. 102).

Для Роджерса в центре внимания психологии находится не поведение (Скиннер), бессознательное (Фрейд), мышление (Пиаже) или человеческий мозг, а то, как люди воспринимают и интерпретируют события. Поэтому Роджерс важен, потому что он перенаправил психологию на изучение себя.

Гуманистические теоретики говорят, что эти индивидуальные субъективные реальности следует рассматривать в трех одновременных условиях.

Во-первых, их нужно рассматривать как единое целое и осмысленно, а не разбивать на мелкие компоненты информации, разрозненные или фрагментарные, как у теоретиков психодинамики. Роджерс сказал, что если эти индивидуальные восприятия реальности не сохранить в целости и разделить на элементы мысли, то они потеряют свой смысл.

Во-вторых, это должны быть сознательные переживания здесь и сейчас. Не следует предпринимать никаких усилий для извлечения бессознательных переживаний из прошлого.

Феноменологический означает «то, что проявляется», и в данном случае это означает то, что естественным образом появляется в сознании. Не пытаясь свести его к составным частям – без дальнейшего анализа.

Наконец, весь этот опыт следует рассматривать через самоанализ. Интроспекция — это тщательный поиск своих внутренних субъективных переживаний.

Гуманизм отвергает научную методологию:

Роджерс и Маслоу придавали мало значения научной психологии, особенно использованию лаборатории психологии для исследования поведения людей и животных.

Роджерс сказал, что объективное научное исследование, основанное на детерминистских предположениях о людях, имеет место в изучении людей (наука), но ограничено в том смысле, что не учитывает внутренние человеческие переживания (феноменология).

Изучение субъективного опыта человека является самой большой проблемой для научной психологии, которая подчеркивает необходимость того, чтобы ее предмет был публично наблюдаемым и поддающимся проверке. Субъективный опыт по определению сопротивляется таким процессам.

Гуманизм отвергает научную методологию, такую ​​как эксперименты, и обычно использует качественные методы исследования. Например, дневниковые записи, открытые анкеты, неструктурированные интервью и наблюдения.

Качественные исследования полезны для исследований на индивидуальном уровне и для более глубокого изучения способов мышления или чувств людей (например, тематические исследования).

Чтобы по-настоящему понять других людей, нужно сесть и поговорить с ними, поделиться своим опытом и быть открытым к их чувствам.

Гуманизм отверг сравнительную психологию (учение о животных), потому что она ничего не говорит нам об уникальных свойствах человека:

Гуманизм рассматривает людей как принципиально отличных от других животных, главным образом потому, что люди являются сознательными существами, способными мыслить, рассуждать и говорить.

Для психологов-гуманистов исследования животных, таких как крысы, голуби или обезьяны, не имели большого значения.

Исследования таких животных могут рассказать нам очень мало о человеческом мышлении, поведении и опыте.

Историческая хронология

  • Маслоу (1943) разработал иерархическую теорию мотивации человека.
  • Карл Роджерс (1946) публикует Значимые аспекты клиент-центрированной терапии (также называемой личностно-центрированной терапией).
  • В 1957 и 1958 годах по приглашению Абрахама Маслоу и Кларка Мустакаса в Детройте были проведены две встречи психологов, заинтересованных в создании профессиональной ассоциации, посвященной более осмысленному и более гуманистическому видению.
  • В 1962 году при спонсорской поддержке Университета Брандейса это движение было официально основано как Ассоциация гуманистической психологии.
  • Весной 1961 года вышел первый номер Журнала гуманистической психологии.
  • Кларк Халл (1943) Принципы поведения был опубликован.
  • Б. Ф. Скиннер (1948) опубликовал Walden Two , в котором описал утопическое общество, основанное на бихевиористских принципах.

Проблемы и дебаты

Свобода воли против детерминизма

Это единственный подход, который прямо утверждает, что у людей есть свобода воли, но его позиция по этой теме несколько непоследовательна, поскольку, с одной стороны, утверждается, что у людей есть свобода воли.

Однако, с другой стороны, он утверждает, что наше поведение определяется тем, как к нам относятся другие люди (чувствуем ли мы, что нас безоговорочно ценят и уважают окружающие).

Природа против воспитания

Подход признает как влияние природы, так и воспитание, воспитание – влияние переживаний на способы восприятия и понимания мира человеком, природа – влияние биологических влечений и потребностей (иерархия потребностей Маслоу).

Холизм против редукционизма

Подход целостный, поскольку он не пытается разбить поведение на более простые компоненты.

Идиографический против номотетического

Поскольку этот подход рассматривает человека как уникального, он не пытается установить универсальные законы о причинах поведения; это идиографический подход.

Используемые методы исследования являются научными?

Поскольку подход рассматривает человека как уникального, он не считает целесообразным научное измерение его поведения.

Критическая оценка

Сильные стороны

Гуманистический подход применялся к относительно небольшому количеству областей психологии по сравнению с другими подходами. Поэтому его вклад ограничен такими областями, как терапия, аномалии, мотивация, образование и личность.

Клиент-центрированная терапия широко используется в здравоохранении, социальной работе и промышленности. Эта терапия помогла многим людям преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются в жизни, что является значительным вкладом в улучшение качества жизни людей.

Гуманистическая терапия основана на идее о том, что психологические расстройства являются продуктом самообмана. Гуманистические терапевты помогают клиентам рассматривать себя и свои ситуации с большей проницательностью, точностью и принятием.

Основное убеждение в этом типе терапии состоит в том, что клиенты могут полностью реализовать свой человеческий потенциал, если они смогут достичь этих целей. Примеры гуманистической терапии включают клиентоцентрированную терапию и гештальт-терапию.

Терапия, ориентированная на клиента, направлена ​​на повышение самооценки клиентов и уменьшение несоответствия между Я-концепцией и идеальным Я.

Это недирективная терапия, в ходе которой клиенту предлагается найти собственные решения своих проблем в атмосфере поддержки, непредвзятости и безоговорочного положительного отношения.

Он фокусируется на настоящем, а не на прошлом, в отличие от психоанализа. Эта терапия широко используется, например. здравоохранение, образование и промышленность.

Взгляд Роджерса на образование рассматривал школы как в целом жесткие бюрократические институты, сопротивляющиеся изменениям. Применительно к образованию его подход становится «ориентированным на ученика обучением», в котором детям доверяют участвовать в развитии и брать на себя ответственность за свои собственные программы обучения. Его отношение к экзаменам, в частности, несомненно, найдет самую восприимчивую аудиторию среди многих студентов:

«Я полагаю, что проверка достижений студента, чтобы увидеть, соответствует ли он какому-либо критерию, установленному учителем, прямо противоположна к последствиям терапии для значимого обучения».

Гуманистические идеи были применены в образовании с открытыми классами. В открытых классах ученики сами решают, как должно проходить обучение (ориентация на ученика), они должны быть самостоятельными, они свободны выбирать, что изучать, а учитель просто выступает в качестве фасилитатора, который создает атмосферу. свободы и поддержки индивидуальных занятий.

Школа Саммерхилл в Великобритании, основанная А.С. Нил — одна из школ, которые с некоторым успехом полностью применили гуманистические идеи для повышения мотивации учащихся.

Школа имеет четкую структуру и правила, а учащиеся из Саммерхилла очень креативны, самостоятельны (свободны в выборе предметов, учебных материалов и т. д.), ответственны и толерантны.

Психологи-гуманисты отвергли строгий научный подход к психологии, потому что считали его бесчеловечным и неспособным уловить богатство сознательного опыта.

Как и следовало ожидать от «антинаучного» подхода, гуманистической психологии не хватает эмпирических данных. Подход включает в себя непроверяемые концепции, такие как «самоактуализация» и «конгруэнтность».

Тем не менее, Роджерс попытался внести больше строгости в свою работу, разработав Q-сортировку — объективную меру прогресса в терапии. Q-сортировка — это метод, используемый для сбора данных о результатах терапии на основе изменений в представлениях клиентов о себе до, во время и после терапии, поскольку он используется для измерения фактических изменений на основе различий между собой и идеальным я.

Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах был реакцией на доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии. Например, их вера в свободную волю прямо противоречит детерминистским законам науки.

Однако обратной стороной этого является то, что гуманизм может лучше понять поведение человека с помощью качественных методов, таких как неструктурированные интервью.

Этот подход также помог обеспечить более целостное представление о человеческом поведении, в отличие от редукционистской позиции науки.

Ограничения

Психоаналитическая критика утверждает, что люди не могут объяснить свое собственное поведение, потому что причины в значительной степени бессознательны. Следовательно, сознательные объяснения будут искажены рационализацией или другими средствами защиты.

Бихевиористы были самыми строгими критиками гуманистической психологии из-за феноменологического подхода, который они считают чисто субъективным и дуалистическим.

Таким образом, по мнению бихевиористов, теории лишены какой-либо эмпирической обоснованности, а научный метод отказывается в пользу самоанализа.

Возможная причина ограниченного влияния на академическую психологию, возможно, кроется в том факте, что гуманизм преднамеренно использует ненаучный подход к изучению человека.

Области, изучаемые гуманизмом, такие как сознание и эмоции, очень трудно поддаются научному изучению. Результат таких научных ограничений означает отсутствие эмпирических данных в поддержку ключевых теорий подхода.

Еще одним ограничением гуманистического подхода является то, что он этноцентричен. Многие идеи, занимающие центральное место в гуманистической психологии, такие как индивидуальная свобода, автономия и личностный рост, с большей готовностью ассоциировались бы с индивидуалистическими культурами западного мира, например, Соединенных Штатов.

Коллективистские культуры, такие как Индия, которые подчеркивают потребности группы и взаимозависимость, могут не так легко отождествляться с идеалами и ценностями гуманистической психологии.

Таким образом, возможно, что этот подход не будет хорошо распространяться и является продуктом культурного контекста, в котором он был разработан, и эмический подход является более подходящим.

Гуманизм предлагает позитивный взгляд на человеческую природу, однако можно возразить, что это может быть не очень реалистично при рассмотрении повседневной реальности, такой как насилие в семье и геноцид.

Кроме того, подход, направленный на удовлетворение наших потребностей и реализацию нашего потенциала роста, отражает индивидуалистический, эгоцентричный взгляд, который является частью проблемы, с которой сталкивается наше общество, а не решением.

Ссылки

Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор , 50, 370-96.

Роджерс, Ч. Р. (1946). Важные аспекты клиент-центрированной терапии. Американский психолог , 1, 415-422.

Маслоу, А. Х. (1968). К психологии бытия (2-е изд.) . Нью-Йорк: Д. Ван Ностранд.

Роджерс, Ч. Р. (1946). Важные аспекты клиент-центрированной терапии. Американский психолог 1, 415-422.

Роджерс, Ч. Р. (1959). Теория терапии, личности и межличностных отношений, разработанная в рамках клиентоцентрированной концепции. В (ред.) С. Кох, Психология: исследование науки. Том. 3: Формулировки человека и социальный контекст . Нью-Йорк: Макгроу Хилл.

  • ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
  • ПЕЧАТЬ

Гуманистическая психология | Определение, характеристики, примеры и факты

Carl Rogers

Все СМИ

Связанные темы:
психология

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

гуманистическая психология , движение в психологии, поддерживающее веру в то, что люди как личности являются уникальными существами, и психологи и психиатры должны их признавать и относиться к ним как к таковым. Движение выросло в противовес двум основным тенденциям 20-го века в психологии, бихевиоризму и психоанализу. Гуманистические принципы получили применение во время движения за «человеческий потенциал», которое стало популярным в США в 1960-е гг.

Психологи-гуманисты считают, что бихевиористы чрезмерно озабочены научным изучением и анализом действий людей как организмов (пренебрегая основными аспектами людей как чувствующих, мыслящих личностей) и что слишком много усилий тратится на лабораторные исследования — практика который количественно определяет и сводит человеческое поведение к его элементам. Гуманисты также не согласны с детерминистской ориентацией психоанализа, который постулирует, что ранний опыт и побуждения человека определяют его поведение. Гуманист озабочен наиболее полным ростом личности в сферах любви, самореализации, самоуважения и автономии.

Американский психолог Абрахам Маслоу, считающийся одним из ведущих архитекторов гуманистической психологии, предложил иерархию потребностей или влечений в порядке убывания приоритета или силы, но возрастающей сложности: физиологические потребности, безопасность, принадлежность и любовь, уважение и самоуважение. актуализация. Только когда более примитивные потребности удовлетворены, человек может перейти на более высокие уровни в иерархии. Люди, достигшие самореализации, полностью реализуют свой потенциал.

Концепция личности является центральным фокусом для большинства психологов-гуманистов. В теории «личностного конструкта» американского психолога Джорджа Келли и теории «эгоцентризма» американского психотерапевта Карла Роджерса говорится, что люди воспринимают мир в соответствии со своим собственным опытом. Это восприятие влияет на их личность и заставляет их направлять свое поведение на удовлетворение потребностей всего «я». Роджерс подчеркивал, что в развитии личности человека человек стремится к «самоактуализации (стать собой), самоподдержанию (продолжать быть собой) и самоутверждению (превзойти статус-кво)».

Следуя трудам Жана-Поля Сартра и других экзистенциальных философов, многие психологи-гуманисты приняли экзистенциальный взгляд на важность бытия и смысл жизни. Различные «способы» бытия-в-мире были описаны швейцарским психиатром и одним из первых лидеров экзистенциальной психологии Людвигом Бинсвангером. Согласно Бинсвангеру, одиночный модус — это индивидуум, который предпочитает жить внутри себя, одиночка. Двойной режим возникает, когда два человека объединяются в чувствах друг к другу. Таким образом, «Ты» и «Я» становятся «Мы». Режим множественного числа возникает, когда человек взаимодействует с другими. Наконец, модус анонимности возникает, когда человек теряется в толпе или отделяет свои чувства от других.

Добавить комментарий