Гуманистическое направление в психотерапии: Недопустимое название — Ярославский педагогический университет

28. Гуманистическое направление психотерапии.

Гуманистический подход А. Маслоу и К. Роджерса. Клиенто-центрированная психотерапия К. Роджерса.

Психотерапевтическая концепция личности К. Роджерса. Понятие Я-концепции в теории Роджерса; потребность в безусловном положительном отношении. Основные терапевтические принципы (конгруэнтность, безусловное принятие, эмпатическое понимание, вербальное и невербальное «зеркальное отражение» и др.).

Гештальт-терапия Ф. Перлза. Основные принципы и понятия гештальт-терапии: принцип целостности (фигура и фон), принцип «здесь и теперь», принцип расширения сознания, фрустрационный тупик, работа с противоположностями, амбивалентность чувств, зрелость и ответственность. Защитные функции личности. Техники и упражнения гештальт-терапии: горячий стул, воссоздание конфликтных ситуаций «здесь и теперь», два стула («две роли»), гештальтэксперимент, упражнение на осознание, работа со сновидениями и др.

Самоактуализирующая личность в гуманистической психологии В начале 60-х гг. XX столетия в США возникла гуманисти­ческая психологиякак совокупность теоретических воззрений на человека и как психотерапевтическая практика. С самого на­чала своего возникновения она противопоставила себя бихевио­ризму и психоанализу, которые оценивала как негуманные и редукционистские подходы к человеку. Гуманистическая психология представляет собой комплекс­ную междисциплинарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социологов, педагогов. Ведущими представителями направления выступают Г.Олпорт, Г.А.Мюррей, Г.Мерфи, К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мей. Гуманистическая психология уходит корнями как в гума­нитарные, так и естественные науки. Особое значение прида­ется философии и литературе. Одной из основ гуманистической психологии ста­ло философское течение

экзистенциа­лизма сего ориентированностью на про­блемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смыс­ла существования. Предметом исследования гуманистической психологии яв­ляется уникальная и неповторимая личность,постоянно сози­дающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирую­щая границы своей субъективной свободы. В качестве основ­ных проблем выделяются проблемы саморегуляции, самоосуще­ствления личности, поиска смысла бытия, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, творчества, свободы выбора, достоинства, ответственности, целостности, глобального мышления и новых подходов к науке о человеке. Гуманистиче­ская психология исходит из положения о том, что человек наде­лен потенциями к непрерывному развитию и реализации твор­ческих возможностей, и считает его способным управлять собст­венным развитием. Для гуманитарной психологии
изучение конкретного челове­ка, отдельных случаев не менее ценно, чем изучение типов людей ила обобщение многих случаев и ситуаций.Неоправданна также ориентация на изучение лишь сложившихся форм поведения че­ловека.
Человек по своей природе активное, творческое сущест­во, способное к саморазвитию: у него есть не только прошлое, но и будущее. Принципиальным для гуманистической психоло­гии является видение целостной природы психической жизни человека.Гуманистическая психология создала новый подход в практи­ке консультирования и психотерапии, оказала влияние на практику воспитания, психологию производственных отношений, на раз­решение межличностных политических конфликтов. Большой вклад в создание практики психологического консультирования и терапии внес К.Роджерс. Он разработал личностно-ориентированную психотерапию, получившую название “клиент-центрированной терапии”, где в качестве ключе­вого понятия в терапии используется понятие “встреча”. Концепция группо­вой терапии К.Роджерса содержит веру в рост личности, ориентирует членов группы на свободное выражение своих чувств, на принятие чувств других. Встреча в группе строится таким образом, что обратившийся за помощью подводится терапевтом к
принятию на себя ответ­ственности за решение своих жизненных проблем. Этому способ­ствует теплая эмоциональная атмосфера общения, заинтересо­ванное, эмпатическое слушание, уста­новление близких межличностных от­ношений. Представления об уникальности личности гуманистическая психология реализует в практике обучения и вос­питания. Критикуя существующую научно обоснованную педаго­гическую практику, А.Маслоу указывал, что “99% того, что на­писано по так называемой теории научения, просто непримени­мо к развивающемуся человеческому существу”. Негативную оценку современному образованию дает видный представитель современной гуманистической психологии Т.Грининг: “Традиционное образова­ние с его переполненными учебными классами, формализмом и обезличенностью учебного процесса ориентировано исключительно на подготовку произво­дителей материальных ценностей и формирует людей, которые должны запол­нить заранее предназначенные для них “ячейки” в обществе. Такое образование уже давно стало тормозом, мешающим эффективно развиваться новому типу обучения, и, следовательно, воспитывать человека во всей полноте его уникаль­ности и своеобразия, его возможностей активно и творчески учиться на всех возрастных этапах”.
Гуманистическая психология выступает в качестве мировоз­зренческой и практической основы педагогики, которая исходит из идеи самоактуализации личности, раскрытия творческих воз­можностей каждого человека, использования творческих форм групповой работы, апеллирует к духовным ценностям, поиску смысла бытия, настаивает на необходимости учета уникальности каждого учащегося в процессе обучения. Приоритет в таком обу­чении отдается собственному движению учащихся в знании, переживанию радости открытия нового знания, ценности межлич­ностных взаимоотношений в процессе обучения, а не техникам эффективного управления учебной работой. Гуманистическая психология представляет собой одно из наи­более перспективных направлений современной науки о человеке.

Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений  Критическое отношение к пониманию предмета, проблем, объяснительных принципов, сложившихся в психологии сознания, привело к возникновению в начале XX в. особого направле­ния —

гештальтпсихологии. Видными ее представителями явля­ются М.Вертгеймер, В.Келлер, К.Коффка, К.Левин. В гештальтпсихологии сомнению были подвергнуты и сами ос­нования, и метод психологии сознания — атомизм психического, интросекция, стремление свести сложные явления к простым и элементарным. Основным положением новой школы в психологии стало ут­верждение, что исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры, в принципе невыводимые из об­разующих гештальт компонентов и несводимые к ним. Гештальт представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения; свойства целого определяются самим целым, они вторичны. Гештальтпсихология выступила с
новым пониманием предме­та и метода психологии. Целостность психологических структур стало главной проблемой и объясни­тельным принципом в гештальтпсихоло­гии. Методом же стало феноменологи­ческое описание, направленное на непо­средственное и естественное наблюде­ние содержания своего восприятия, сво­его переживания, на выявление в созна­нии образных структур или целостностей.
При этом предлага­лось занять позицию “наивного, неподготовленного” наблюдате­ля, не имеющего заранее выработанного представления о строе­нии психических явлений. Многочисленные и тонкие экспериментальные исследова­ния, проведенные гештальтпсихологами преимущественно на про­цессах восприятия и мышления, доказали, что действительно пси­хические образования обладают первичной целостностью. В иссле­довании восприятия был выявлен ряд законов гештальта: “фигу­ры и фона”, “транспозиции” (реакция не на отдельные раздражите­ли, а на их соотношение), принцип “хорошей формы” и т.п. Ис­следования мышления выявили феномен инсайта как мгновен­ного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации. Эти данные выявили
активность субъекта, структури­рующего дискретные события и придающего им смысл. Вме­сте с тем явление целостности психических образований отно­сится не только к восприятию и мышлению. Гештальтпсихология утверждала, что сам человек есть часть целого, особого “пси­хологического” поля, но такая часть, которая сама характеризу­ется целостностью. Динамическая теория личности в гештальтпсихологии спе­циально разрабатывалась К.Левиным. Предметом его исследо­ваний стали потребности, аффекты (эмоции), воля. К.Левин полагал, что базовые потребности лежат в основе поведения человека. Образование и реализация потребности происходит в актуальной жизненной ситуации или в психологическом поле. Именно “по­ле” обусловливает мотивационную силу предмета потребности: он получает положительно или отрица­тельно заряженную валентность, побуждая и направляя пове­дение индивида, понять которое можно лишь анализируя пси­хологическое поле, в котором он находится в данный момент времени. К.Левин ввел в психологический оборот целый ряд широко используемых понятий, таких, как
“временная перспектива”, “ква­зипотребность”, “целевая структура”, “уровень притязаний”, “поиск успеха и стремление избежать неудачи” и др. Им была разработана особая геометрическая модель для описания векто­ров движения субъекта в психологическом поле, критически оцененная в психологии как формально-динамическая. Оценивая гештальтпсихологию как научную школу, необхо­димо отметить, что здесь был, по сути впервые, раскрыт прин­цип целостности при изучении психологии человека, свой взгляд на ее предмет, методы и объяснительные схемы. В рамках шко­лы были разработаны оригинальные исследовательские методи­ки, получены уникальные факты, которые легли в основу особо­го направления практической психологии — гештальттерапии.

Основные принципы и понятия гештальт-терапия. Принцип целостности (гештальта).(фигура и фон).Гештальт– представляет собой некую целостность несводимую к сумме своих элементов или фигуру существующую на определенном фоне или определенном контексте. Жизненная ситуация клиента представляет собойцелостный гештальт, поэтому бессмысленно работать с каким-то отдельным качеством, исключив все прочие, не учитывая все условия и обстановку жизни клиента. Если удовлетворить актуальную потребность не удается, то гештальт не завершится и возникает состояние общей неудовлетворенности. Неосознанные чувства, не разрешенные взаимоотношения становятся причиной внутренних проблем.

Принцип здесь и теперь.Когда человек слишком часто или долго находится в средней зоне, он не живет настоящим и не уделяет должного внимания тому, что происходит во внешних и внутренних зонах. Чрезмерная сосредоточенность человека на средней зоне может привести к невротизации личности. Чтобы преодолеть это, человек должен научиться осознавать и отдавать себе отчет в том, что происходит с ним во всех трёх зонах в данный момент, здесь и теперь. Т.е. гештальт-терапия используется принцип работы с настоящим, а не с прошлым.

Принцип расширения сознания.Как правило, человек воспринимает свою ситуацию лишь с одной точки зрения и не может увидеть проблему в ином свете, если ситуация кажется человеку неразрешенной, безвыходной, то человек оказывается вофрустрационном тупике.С принципом расширения сознания связано понятие зоны осознания. Расширение сознания может проходить в трёх зонах: внутренней (включает процессы, которые происходят в теле), внешней (включает события внешнего мира, которые доходят до нашего сознания в виде сенсорных стимулов), средней (зона мыслей, убеждений, фантазий, воспоминаний о прошлом и планов на будущее).

Работа с противоположностями.Окно Джогори. «Я знаю о себе»; «Я не знаю о себе, а другие знают это обо мне»; «Я знаю о себе и другие знают это обо мне»; «Я не знаю и другие не знают этого обо мне» — “слепое пятно”.

Амбивалентность чувств.В гештальт-терапии используют противоположности, чтобы показать относительность оценок и отношений и преодолеть двойственность. На самом деле эти противоположности не являются несовместимыми, они могут стать неразрывным единством и образовать новый гештальт. Для этого человек должен принять оба эти полюса, вместо того чтобы игнорировать их и найти нечто третье, лежащее по другую сторону противоположностей.

Зрелость и ответственность. Состояние оптимального психологического здоровья называетсязрелостью. Чтобы достичь зрелости человек должен преодолеть свою потребность в получении помощи и поддержки со стороны окружающих и найти источник силы в самом себе.

Личностный рост происходит тогда, когда человек становится самим собой, а не пытается быть тем, кем он не является.

Психологически зрелая личность берет на себя ответственность за свои проблемы и пытается решать их собственными силами.

Не зрелая личность решает проблемы за счет других, манипулируя ими.

Человек для достижения зрелости должен как бы снять с себя отжившую оболочку слой за слоем. 1 слой – клише — наше стереотипное поведение, привычные действия. 2 слой – искусственный слой – на уровне этого слоя межличностные отношения тоже поверхностны, а истинные чувства скрываются за притворством и исполнением ролей. 3 слой – тупиковый слой – когда первые два слоя в процессе психотерапии вскрываются, а своих сил у человека недостаточно он испытывает чувство растерянности, безысходности, бесполезности любых усилий. 4 слой – имплозивный слой (внутренний взрыв) – за этим слоем скрывается истинное (интимное) «Я» человека, которое обычно прячется за различными защитами.

Защитные функции личности.1. Проекция– человек искажает восприятие себя и мира, путем приписывания собственных качеств (отторгнутых частей «Я») другим людям. 2. Интроекция – человек приписывает себе, как бы включает в себя убеждения, мысли, поступки, мнения других людей без попытки собственного осмысления.3. Ретрофлексия (поворот на себя)– человек, встречая сопротивление со стороны других возвращает на себя то, что хотел бы, чтобы другие сделали с ним. Вместо того чтобы направить психическую энергию на изменение среды человек направляет её на себя. Ретрофлексия проявляется чаще всего в мышечных зажимах, самоосуждении, «я должен заставить себя сделать это». 4. Дефлексия – человек избегает прямого эмоционально-личностного контакта с людьми. Пример: говорит уклончиво об абстрактных, а не о конкретных вещах, вместо того чтобы эмоционально включиться в ситуацию общения. Он как бы «отсутствует» в реальном общении, «прячется» от него за шутками, болтливостью, салонными разговорами, за условностью поведения. 5. Конфлуенция – в этом случае человек не может дифференцировать себя от другого, ограничить свое «Я» от «Я» другого человека. При этом границы между «Я» и окружающими стираются, размываются (неуместное «мы»).

Техники и упражнения гештальт-терапии.Развитие осознания.Упражнение направлено на осознание процессов, происходящих во внутренней, внешней и средней зонах сознания. Это помогает отличить то, что происходит на самом деле от того, что человек представляет. «Сейчас я осознаю…».

Интеграция противоположностей (диалог с частями личности)– необходимо выделить обе стороны внутреннего конфликта и установить между ними диалог. Часто встречаются такие стороны, как пассивность-уступчивость, близость-отчуждение, рациональность-эмоциональность, защита-нападение, эгоизм-самотверженность. Пёрлз описал наиболее часто встречающийся внутренний конфликт между нападающей и защитной частью личности.Упражнение «Горячий стул»— желающий садится на стул в центре помещения, остальные участники располагаются вокруг него и задают ему любые вопросы по его проблеме, а он должен искренне отвечать на эти вопросы. На горячем стуле нельзя врать и выдумывать, но можно не отвечать, если трудно.Упражнение «Два стула»— участник сидит на стуле и говорит с этого стула от лица одной своей стороны личности, а когда приходится говорить за другую часть личности – он пересаживается на другой стул, стоящий напротив него.

Воссоздание конфликтных ситуаций «здесь и теперь».(концентрация внимания на чувствах) Ведя диалог с клиентом, или работая с группой, психолог постоянно возвращает клиента в ситуацию здесь и теперь и фиксирует его внимание на испытываемых им чувствах: «Что вы сейчас чувствуете?».

Гештальтэксперимент.Психотерапевт, действуя методом проб и ошибок предлагает клиенту различные модели поведения до тех пор, пока вместе с клиентом они не находят то, что помогает разрешению проблемы. Приём «Символическое разрешение проблемы».

Упражнение на осознание. Во время проведения гештальтгрупп широко используются упражнения, направленные на расширение осознания того, что» принадлежит внутренней и внешней зонам. Они ориентируют участников на настоящее и формируют у них поведение по принципу «здесь и теперь». Руководитель может дать задание членам групп закрыть глаза и сконцентрироваться на внутренней зоне. Свое осознание внутренней зоны члены группы начинают словами: «Сейчас я осознаю…» — и заканчивают сообщением об ощущениях, возникающих в коже, суставах, мышцах, желудке, гениталиях и т. д. Затем они получают задание открыть глаза и направить свое внимание на внешнюю зону. Осознание внешней зоны также начинается словами: «Сейчас я осознаю…» — и заканчивается сообщением об осознании ощущений, таких, как звуки, запахи и т. д., возникающих в результате воздействия внешнего мира. В гештальтгруппах от участника не требуется рассказывать все о самом себе. Вместо этого руководитель группы пытается научить каждого члена группы направлять внимание на свои организмические процессы.

Целью расширения осознания является, по Перлзу, возрастание степени понимания самого себя. Упражнение на осознание. Помните выражение «задним умом крепок»? С вами ведь не раз такое случалось? Например, вы, поговорив с кем-то, через час, а чаще на следующий день или через несколько дней начинаете понимать мотивы поведения и скрытый смысл сказанных слов и предложений. Вы начинаете понимать, что скрывалось за всем этим. Но момент уже ушел, а вы расхлебываете ту кашу, которую заварили, и все это только потому, что не смогли сразу понять, что происходит.

Ситуация с задним умом кажется безвыходной, потому что каждый раз вы, давая себе обещание впредь быть внимательным, все равно попадались, и это продолжается годы и десятилетия. Давайте попробуем использовать задний ум, чтобы разрешить эту проблему.

-Поймайте момент, когда вы, вспоминая прошлый разговор с кем-то, вдруг понимаете, начинаете видеть, что ваш собеседник говорил и подразумевал нечто другое, чем вы думали. Поймайте момент, когда вы вдруг увидели, что ваш собеседник еще кое-что имел на уме, хотя пытался скрыть это всеми силами. Если вам удалось это сделать, остановитесь, замрите, чем бы в этот момент ни занимались. Тогда мгновение тоже остановится.

-Смотрите на состояние, которое возникло у вас внутри. Чувствуйте, переживайте и запоминайте его. Это состояние открытости и единства с вашей темой, с тем человеком. Это вы, но вы открыты миру. Ваши стены, которые вы обычно ставите между собой и миром, между собой и людьми, куда-то подевались.

-Не упускайте это состояние открытости и ясного восприятия действительности, одновременно начиная вспоминать, воспринимать, ощущать и переживать ту стену, которая стояла между вами и вашим собеседником в тот момент. Это тоже вы, но вы отдалились, отгородились и в ваших действиях присутствует автоматизм и механистичность. Последнее очень важно увидеть и почувствовать. Например, когда вам улыбаются, вы автоматически улыбаетесь в ответ, когда вам говорят приятные для вас вещи, вы охотно склоняетесь к тому, что вам предлагают. Когда перед вами стоит человек, допустим, богатый или занимающий высокое положение, вы автоматически киваете в ответ и соглашаетесь с тем, что он говорит, или наоборот. Важно увидеть этот механизм автоматического и бессознательного реагирования на события.

-Сначала вы уловили состояние открытости, когда ваши чувства доставляют информацию о внешнем мире непосредственно, а потом увидели внутри себя бездушный автомат. Задайте себе вопрос: «Как мне выгоднее: воспринимать мир непосредственно или действовать как автомат?». Здесь очень важно сделать выбор.

-Если вы выбрали первое, тогда вы мысленно мягко отстраняете автомат в сторону, отпуская его, и позволяете состоянию осознания и непосредственного взаимодействия с миром выйти вперед.

-Проделайте это несколько раз, чтобы закрепить это состояние в себе, а время доделает все остальное.

Работа со сновидениями.Пёрлз считал, чтосон – это «послание» человека самому себе, сообщение о том, кто он такой и, какова его жизненная ситуация. Если буквальное значение сна обнаружить не удастся, нужно поискать его символическое, метафорическое значение. Каждая часть сна является представителем какой-то части личности человека, возможно, что именно эта часть человеком отвергается. Поэтому нужно примерить на себя роль каждого приснившегося человека, каждого предмета или элемента сна. 1. Превратитесь мысленно в персонаж сна, Пусть он расскажет о себе, Что он делает в этом сне, Что он чувствует, Что он хочет.2. Станьте пейзажем сна или всем, что вокруг: домом, горой, дожем. 3.Побудьте всеми людьми, которых увидели во сне, Подумайте, не напоминают ли они вам кого-то другого важного для вас человека. 4. Станьте любым предметом, который что-то соединяет: мостом, телефоном, дорогой, машиной, самолетом, лодкой. 5. Побудьте любым необычным и таинственным предметом появившимся в вашем сне: запакованный сверток, нераспечатанный конверт. 6. Побудьте двумя резкоотличающимися предметами: новым/старым ковром, молодой/старой женщиной. 7. Побудьте любым утраченным человеком или предметом – это может быть то, что вы потеряли во сне и, что упорно ищите. 8. Поищите ассоциации с тем, что вы видели во сне. 9. Замечайте любые цифры, появляющиеся во сне, проанализируйте их: № дома, ценник. 10. Отмечайте чувство, с которым вы просыпаетесь – это эмоциональное состояние может показаться подсказкой. 11. Обращайте внимание на цвет ваших снов. 12. Если смысл сна все еще не проясняется можно вступить с ним в прямой разговор, спросите у сна, в чем смысл заключенного в нем послания, Представьте себя сном и ответьте самому себе на вопрос. Если ответ оказался длинным и маловразумительным, попросите источник снов (себя) сократить до нескольких слов. 13. Повторяющиеся сны говорят о каком-то важном незаконченном деле или о неразрешенной проблеме. Если вы поняли смысл данного сна, а он появляется снова, значит, в вашей реальной жизни снова сложилась та же реальная ситуация.

Гуманистическая психотерапия

3.02.2012

Это направление весьма неоднородно, что находит отражение даже в разнообразии терминов, которые используются для его названия. Наряду с термином «гуманистическое направление» его также часто обозначают как «экзистенциально-гуманистическое», или «опытное», в связи, прежде всего, с тем, что в него традиционно включают самые разнообразные психотерапевтические школы и подходы, объединенные общим пониманием цели психотерапии и путей ее достижения. Во всех этих подходах личностная интеграция и восстановление целостности человеческой личности рассматриваются как основная цель психотерапии, которая может быть достигнута за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса. Однако далеко не всегда эти подходы имеют в своей основе собственно гуманистическую психологию. Посему термин «гуманистическое направление» не совсем точно отражает содержание всех конкретных школ в рамках данного направления. По сути своей только одна его ветвь может быть названа гуманистической психотерапией. По-видимому, наиболее адекватным является термин «опытное направление», однако мы все же используем термин «гуманистическое направление», учитывая сложившуюся у нас традицию и отчетливую связь каждого конкретного подхода в рамках этого направления с гуманистической психологией.

Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и бихевиоризма), сформировалась как самостоятельное направление в 50-х годах XX столетия. Гуманистическая психология основывается на философии европейского экзистенциализма и феноменологическом подходе. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология — описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и теперь») как основному феномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела в единое человеческое духовное начало.

Гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Один из виднейших представителей этого подхода Р. Мей (R. May) писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности». Низведение человеческой мотивации к уровню первичных и даже животных инстинктов, недостаточное внимание к сознательной сфере и преувеличение значимости бессознательных процессов, игнорирование особенностей функционирования здоровой личности, рассмотрение тревоги только как негативного феномена — именно эти психоаналитические воззрения вызывали критику представителей гуманистической психологии. Бихевиоризм, с их точки зрения, дегуманизировал человека, акцентируя внимание только на внешнем поведении и лишая его глубины и духовного, внутреннего смысла, превращая тем самым личность в машину, робот или лабораторную крысу. Гуманистическая психология провозгласила свой подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальную, целостную систему, понять которую посредством анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку стал одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства — стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования.

Гуманистическая психология не разделяет психоаналитических взглядов на тревогу как негативный фактор, на устранение которого направлено человеческое поведение. Тревога может существовать и как конструктивная форма, способствующая личностному изменению и развитию. Для здоровой личности движущей силой поведения и его целью является самоактуализация, считающаяся «гуманоидной потребностью», биологически присущей человеку как виду. Основные принципы гуманистической психологии формулируются следующим образом: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту.

Ключевые слова: Психотерапия

Источник: Соловьева С.Л., Психотерапия

Материалы по теме

Поддерживающая психотерапия

Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

Разговорная психотерапия

Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

Теория привязанности и ее значение для психотерапии

Базисное руководство по психотерапии

Эффективность групповой психотерапии

Федотов А. Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии

Психотерапевтическое вмешательство

Соловьева С.Л., Психотерапия

Позитивная семейная психотерапия

Ромек В.Г., Психологическая помощь в кризисных ситуациях

Групповая психотерапия подростков

Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

Психотерапия (психокоррекция): характеристика, основные методы

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Гуманистическая терапия | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Гуманистическая терапия, также известная как гуманизм, представляет собой форму разговорной терапии, которая фокусируется на индивидуальной природе человека, а не на предположении, что группы людей со схожими характеристиками имеют одинаковые проблемы. Гуманистические терапевты стремятся рассматривать человека в целом, особенно его положительные характеристики и потенциал для роста, не только со своей профессиональной точки зрения, но и с точки зрения собственного личного восприятия клиентом своего поведения. Акцент на сеансах делается на положительных чертах и ​​поведении человека, а также на развитии его способности использовать свои инстинкты для обретения мудрости, роста, исцеления и удовлетворения.

Содержимое
  • Когда это используется
  • Что ожидать
  • Как это работает
  • Что искать в гуманистическом терапевте

При использовании

Гуманистическая терапия может использоваться для лечения людей с депрессией, тревогой, паническими расстройствами, расстройствами личности, шизофренией, наркоманией и проблемами межличностных и семейных отношений. Этот подход также может принести пользу людям с низкой самооценкой, которые борются с поиском цели или раскрытием своего потенциала, которым не хватает чувства «целостности», которые ищут личный смысл или которые недовольны собой такими, какие они есть. .

Чего ожидать

Сеансы гуманистической терапии включают гештальт-подход — изучение того, что человек чувствует здесь и сейчас, — вместо того, чтобы пытаться определить прошлые события, которые привели к этим чувствам. Гуманистический терапевт стремится создать атмосферу поддержки, сочувствия и доверия, в которой человек может поделиться своими чувствами, не опасаясь осуждения. Терапевт не берет на себя роль авторитетной фигуры по отношению к клиентам; отношения — это отношения на равных, и, где это возможно, направление сеансов определяется клиентом и его заботами в данный момент как экспертом в своей жизни и проблемах.

Все ли терапевты-гуманисты придерживаются одного и того же подхода к сеансам?

Нет. Гуманистические ценности являются центральной частью многочисленных форм терапии. Некоторые гуманистические терапевты практикуют личностно-центрированную терапию, некоторые полагаются на практику гештальт-терапии, некоторые используют нарративную терапию, некоторые предлагают экзистенциальную терапию, а некоторые могут использовать элементы всех этих модальностей. Независимо от избранного профессионалом подхода, успешная гуманистическая терапия зависит от создания следующих условий:

1. Безусловное положительное отношение . Терапевт остается чутким и непредвзятым, когда он слышит и принимает утверждения клиента; они передают понимание, доверие и уверенность, чтобы они могли побудить клиентов чувствовать себя ценными в открытии и принятии более позитивного выбора.

2. Эмпатическое понимание. Терапевт полностью понимает и принимает мысли и чувства человека таким образом, что позволяет человеку изменить свое восприятие своего опыта.

3. Конгруэнтность, или подлинность. Терапевт не создает на сеансах атмосферы превосходства или авторитета, но представляет доступное лицо, честное и прозрачное, которое видят клиенты.

Когда гуманистическая терапия успешна, люди чувствуют, что терапевт их хорошо понимает, что должно помочь им почувствовать себя более сильными, лучше осознать свои сильные стороны и навыки и лучше подготовиться к изменениям в своей жизни, которые помогут им достичь своих целей и потребности.

Для получения дополнительной информации см. терапию с участием человека, гештальт-терапию, нарративную терапию и экзистенциальную терапию.

Как это работает

Гуманистическая терапия возникла в конце 1950-х из-за осознанной потребности обратиться к тому, что некоторые психологи считали ограничениями и негативными акцентами поведенческих и психоаналитических школ терапии. Они разработали гуманизм как новый, более целостный подход, в меньшей степени сосредоточенный на патологии, прошлом опыте и влиянии окружающей среды на поведение, а в большей степени на положительные стороны человеческой природы.

Примерно в это же время Абрахам Маслоу разработал свою иерархию человеческих потребностей и мотивов, а Карл Роджерс разработал свой личностно-центрированный подход к терапии. Оба этих мыслителя и их теории повлияли на развитие гуманистической терапии. Основной принцип гуманистической терапии заключается в том, что люди по своей природе мотивированы на удовлетворение своих внутренних потребностей, и что каждый из нас обладает способностью находить наилучшие решения для себя и вносить соответствующие изменения в свою жизнь. актуализация.

Каковы потенциальные ограничения гуманистической терапии?

Некоторым людям трудно приспособиться к отсутствию структуры, типичной для гуманистических терапевтических подходов; клиенты с более высоким уровнем стресса или беспокойства могут получить пользу от работы с терапевтами, которые предлагают больше направлений. Точно так же, поскольку гуманистические терапевты могут не сосредотачиваться на диагностике клиента, люди с симптомами определенных расстройств личности могут не добиться успеха при таком подходе.

Если профессионал убежден, что клиент не может добиться дальнейшего прогресса в гуманистической терапии, он может порекомендовать пациенту принять направление к терапевту с другим образованием или опытом.

На что обратить внимание терапевту-гуманисту

Для того, чтобы практиковать личностно-центрированную терапию, не требуется официальной сертификации, и гуманистический подход может быть включен в различные терапевтические практики. Гуманистический терапевт должен быть теплым, чутким, понимающим и непредвзятым. При поиске терапевта ищите лицензированного специалиста в области психического здоровья с гуманистическими ценностями и опытом гуманистического подхода, с которым вам было бы комфортно обсуждать личные проблемы.

Ссылки

Веб-сайт Ассоциации гуманистической психологии. Исторический обзор гуманистической психологии.

Веб-сайт Ассоциации гуманистической психологии Великобритании.

Кирк Дж., Шнайдер Дж., Пирсон Ф. изд. Справочник по гуманистической психологии: теория, исследования и практика. Второе изд. 2015, Sage Publications, Inc.

Последнее обновление: 04.08.2022

Что такое гуманистическая психология и гуманистическая терапия?

Написано редакторами WebMD

  • Гуманистическая психология в терапии
  • Гуманистическая терапия
  • Типы гуманистической терапии
  • Как можно использовать гуманистическую терапию
  • Ограничение гуманистической терапии

Человек истическая психология считает, что люди хорошие, и фокусируется на том, чтобы помочь людям раскрыть свой потенциал, исследуя их уникальность. Он основан на предположении, что люди обладают свободой воли и мотивированы на полное раскрытие своего потенциала посредством самореализации.

Гуманистическая психология и гуманистическая терапия идут рука об руку, поскольку последняя фокусируется на способности людей делать рациональный выбор и полностью раскрывать свой потенциал. Этот терапевтический подход фокусируется на клиенте и позволяет ему взять на себя инициативу в разговоре. Это также позволяет им открыть свое истинное подлинное «я» и найти решение своих проблем в процессе.

Терапевт действует как непредвзятый, уважительный слушатель, который направляет терапевтический процесс. Они признают ваш опыт, не пытаясь перевести разговор в другое русло.

Важные постулаты гуманистической психологии включают:

  • Чувства, мысли, восприятие и многое другое играют центральную роль в том, как вы относитесь к себе, что является основным индикатором вашего поведения.
  • Ваша потребность полностью раскрыть свой потенциал — естественный процесс.
  • Все люди обладают свободой воли, и вы должны взять на себя ответственность за свое поведение для личного роста и самореализации.
  • Люди могут быть хорошими при правильном наборе условий, особенно в детстве.
  • Психолог должен рассматривать каждый случай индивидуально, так как каждый человек отличается уникальным опытом.

Психологи-гуманисты используют такие методы, как неструктурированные интервью, наблюдение и открытые анкеты.

В неструктурированных беседах терапевт пытается понять, как вы думаете и чувствуете, не фокусируя сеанс на каких-либо конкретных темах или идеях. Они также наблюдают за вами во время сеансов, что позволяет вам быть открытым и давать прямую обратную связь.

Психологи, которые используют эту форму терапии, подбирают лечение индивидуально, поскольку они понимают, что каждый человек индивидуален с уникальными потребностями и мотивами.

Гуманистическая терапия использует целостный подход, который фокусируется на свободе воли, человеческом потенциале и самопознании. Он направлен на то, чтобы помочь вам развить сильное и здоровое чувство собственного достоинства, исследовать свои чувства, найти смысл и сосредоточиться на своих сильных сторонах.

Существует два подхода к гуманистической терапии:

Эмпатия. Терапевт хочет вас понять. Эмпатия позволяет терапевту относиться к вашему опыту со своей точки зрения.

Безусловное положительное отношение . Это означает, что терапевт проявляет теплоту, восприимчивость и не осуждает. Они избегают показаться авторитетной фигурой.

Клиент-центрированная терапия‌: Клиент-центрированная теория использует технику активного слушания. Терапевт слушает, признает и перефразирует ваши опасения. Этот терапевтический метод основан на идее создания благоприятной среды, в которой вы можете чувствовать себя свободно, не подвергая осуждению.

Способность войти в контакт со своим истинным Я помогает вам понять себя таким, какой вы есть на самом деле.

Добавить комментарий