Теория каузальной атрибуции
29.05.2012Теория каузальной атрибуции (от лат. causa — причина, attribuo — придаю, наделяю) — это теория о том, как люди объясняют поведение других. Основы этого направления были заложены Фрицем Хайдером, продолжены Гарольдом Келли, Эдвардом Джонсоном, Даниел Джилберт, Ли Россом и др.
Теория каузальной атрибуции исходит из следующих положений:
- люди, наблюдая поведение другого человека, стремятся выяснить для себя причины этого поведения;
- ограниченность информации побуждает людей сформулировать вероятные причины поведения другого человека;
- причины поведения другого человека, которые для себя определяют люди, оказывают влияние на их отношение к этому человеку.
Хайдер считал, что необходимо изучать «наивную психологию» «человека с улицы», который руководствуется здравым смыслом при объяснении поведения других людей. Ученый пришел к выводу, что мнение о человеке (хороший человек — плохой человек) автоматически распространяется и на все его поведение (правильно поступает — плохо поступает).
В процессе атрибуции (термин предложен Ли Россом в 1977) у человека нередко возникает фундаментальная ошибка, т.е. тенденция к недооценке ситуационных причин и переоценке диспозиционных (внутриличностных) причин, влияющих на поведение человека. При этом свое собственное поведение человек объясняет преимущественно с точки зрения влияния ситуации.
По данным исследований Гарольда Келли человек, анализируя поведение другого человека, приписывает его поступкам внешние, ситуационные причины (внешняя атрибуция) или внутренние, диспозиционные причины (внутренняя атрибуция) в зависимости от ответов на вопросы.
Когнитивная психология нашла свое отражение и в теориях, близких бихевиоризму. Например, в социально-когнитивной теории Альберта Бандуры и в теории социального научения Джулиана Роттера.
Так, Бандура обращает внимание на то, что люди могут учиться и в отсутствии внешнего подкрепления в результате наблюдения, чтения или получая информацию о поведении других людей (когнитивный компонент). В свою очередь Дж. Роттер отмечает, что люди отличаются друг от друга тем, как они оценивают роль внешних и внутренних факторов в своем поведении (когнитивный компонент). Большее значение внутренним факторам придают интерналы, а внешним — экстерналы.
Таким образом, одним из наиболее влиятельных направлений современной психологии является когнитивная психология, что находит отражение в когнитивизации других направлений психологии — необихевиоризме, неопсихоанализе.
Ключевые слова: НаукаИсточник: Абдурахманов Р.А., История психологии
Материалы по теме |
---|
Возрастная психология как наука Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Предмет конфликтологии как науки, методы исследования и управления конфликтами Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008 |
О необходимости проведения научно-исследовательских работ . .. |
Виды и типовые задачи психологического исследования … |
Житейское и научное психологическое знание. Их соотношение и сравнительная характеристика. Общая психология: Учебное пособие для студентов заочного отделения /Е.И. Горбачева, Е.Ю…. |
Проблема предмета психологии Карпов А.В., Общая психология |
Методы научного познания Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с…. |
Социальная психология в системе наук Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии |
Психология общения — Теория каузальной атрибуции
« Предыдущий вопросТрансактный анализ Э.Берна.Трансактный анализ (ТА) — направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение
ЗагрузкаСкачатьПолучить на телефон например +79131234567txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что этоШпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по психологии общения. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.
Сообщество
Не нашли что искали?
Имплицитная теория личности — представления о структуре и механизмах функционирования личност
Для более глубокого понимания людей, их восприятия, имеет значение казуальная атрибуция – это объяснение субъектом межличностного восприятия причин поведения других людей.
Закономерности казуальной атрибуции (Келли):
Закономерность тех событий, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемые явления, рассматриваются как его возможные причины.
Если тот поступок, который мы ходим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нить уникальное событие, то мы склонны именно его считать причиной совершенного поступка.
Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных возможностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение волен выбирать устраивающий его вариант.
Поведение других людей мы склонны объяснять их индивидуальными особенностями личности и характера, а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации.
Влияние культуры – западная и восточная философия.
На восприятие людей важное значение оказывают:
Стереотипы
Предубеждения – это эмоциональная оценка каких-либо людей, как хороших, так и плохих, даже не знаю их самих и мотивов их поступков
Установки – неосознанная готовность человека определенным обычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа ситуации.
Структура установки:
Когнитивный компонент
Аффективный компонент – отношение к человеку
Поведенческий компонент – готовность к определенным реакциям , соответствующим к убеждениям и поведению человека.
Установки формируются к 25-30 годам под влиянием людей, окружающих нас (родители, друзья, коллеги) и на основе личного опыта многократно повторяющихся ситуаций.
Стойкость установки – это феномен, характеризующий ситуацию когда, трудно опровергнуть ложную ситуацию и если человек логически обосновал ее.
Причинная атрибуция – Превосходство в школьном консультировании
Нажмите на тему ниже, чтобы перейти непосредственно к этому разделу.Определение причинной атрибуции
Причинная атрибуция имеет основополагающее значение для CBA большое влияние на восприятие учащихся об их способности учиться, о том, как они подходят к учебным задачам и мотивированы ли они оставаться сосредоточенными на задачах до их завершения. Следующее определение причинной атрибуции было получено из «ERIC ED137266: последствия исследований причинных атрибуций для разработки учебных программ», https://archive.org/stream/ERIC_ED137266/ERIC_ED137266_djvu.txt.
Причинная атрибуция имеет основополагающее значение для CBA
Атрибуция должна рассматриваться с разных точек зрения. Например, критическая точка зрения связана с тем, насколько хорошо школьные консультанты, другие педагоги и родители/опекуны строят и сообщают о своих атрибуциях учащимся. Мы должны осознавать, а не принимать как должное, что наши атрибуции точны и что то, что мы сообщаем через наши атрибуционные утверждения, помогает, а не препятствует обучению и развитию учащихся. Частью этого процесса самоанализа наших стилей атрибуции и причин, которые мы приписываем поведению и событиям, является способность распознавать и исправлять наши атрибуционные предубеждения и ошибки. Это особенно верно с точки зрения того, как мы видим, как студенты интерпретируют свои успехи и неудачи или понимают мотивы, влияющие на их желание учиться.
Атрибуционные предубеждения, связанные с такими вопросами, как раса, пол, культура и национальность, являются еще одной областью, в которой школьные консультанты должны осознавать разрушительный характер предубеждений и предубеждений в отношении определенных групп. Это особенно важно в многокультурной и многоязычной среде, где внутригрупповые предубеждения по отношению к другим группам имеют глубокие исторические корни, которые постоянно подпитываются предполагаемыми опасностями для собственной идентичности, традиций и систем убеждений.
Современный мир полон примеров того, как предвзятые атрибуции способствуют разногласиям между расами, религиями и политическими идеологиями. Достаточно взглянуть на историю Соединенных Штатов, чтобы увидеть, как предвзятые атрибуции способствовали нарушениям прав коренных американцев, чернокожих, латиноамериканцев, женщин и нетерпимости к другим религиям, будь то иудеи, христиане или мусульмане. Следует задаться вопросом, имеют ли какое-либо обоснованное место в демократическом обществе приписывания, сделанные против целых национальностей, таких как приезд мексиканцев в Америку. Школьные консультанты несут ответственность за то, чтобы помочь учащимся понять влияние положительных и отрицательных атрибуций и понять, почему то, что мы принимаем в качестве причин, должно постоянно оцениваться и разъясняться.
Другой пример того, как негативные атрибуции оказывают глубокое влияние на образование, можно найти во мнении некоторых, что школьные консультанты ленивы и мало работают за деньги, которые им платят. Иногда кажется, что школьные консультанты весь день сидят в своих кабинетах, закинув ноги на парты, и пьют кофе. Если вы хотите найти подходящее место для изучения влияния негативных атрибуций, начните с собственного опыта того, как атрибуции других, будь то родители, администраторы или местные политики, исказили вас и то, чем вы занимаетесь.
Что вы чувствуете, когда видите статью в газете или отрывок из вечерних новостей по телевизору, или смотрите телепередачу или фильм с вожатым в роли главного злодея, и это предлагается в репортаже или сюжетной линии что все школьные вожатые какие-то плохие? Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, сколько людей смотрят на эти изображения и думают, что то, что они видят и слышат, верно в отношении всех консультантов или всех педагогов? Как эти типы атрибуций влияют на вашу мотивацию делать хорошую работу или прилагать дополнительные усилия, чтобы помочь своим ученикам? Заставляет ли это вас сдаться или не стараться больше, потому что это все равно ничего не изменит?
Или подумайте об оценке работы школьного консультанта и о баллах, которые вы получили. Как вы объяснили этот результат себе и другим? Указывал ли ваш ответ на то, насколько это было легко или сложно, насколько справедливым или несправедливым был оценщик, или о внешнем событии (например, о смерти в семье, недавнем сокращении персонала), которые были основными причинами, приписываемыми счет. Или как вы отреагировали на оценку вашей программы консультирования? С чем связаны результаты оценки? Была ли ваша работа или работа ваших коллег названа причиной успеха или недостатка программы? Считаете ли вы, что отчет был справедливым и беспристрастным? Это те же самые вопросы и проблемы, которые школьные консультанты должны помочь учащимся задавать и эффективно на них отвечать.
Учебная программа школьного консультирования может быть разработана таким образом, чтобы акцентировать внимание на концепциях, связанных со стилями атрибуции и причинно-следственными атрибуциями. Кроме того, учебные мероприятия могут быть разработаны таким образом, чтобы объяснить учащимся, что причины, которые они приписывают своим успехам и неудачам, очень важны, поскольку их объяснение причин сильно влияет на их уровень мотивации, желание учиться и способность успешно выполнять учебные задания.
Учащихся можно научить анализировать свои атрибуции как точные или неточные, а также понимать, как эти атрибуции повлияли на их успеваемость и результаты обучения. Например, учащийся может приписать неудачу на тесте или курсе как недостаток способностей, тогда как фактической причиной было отсутствие усилий. Помогая учащимся точно определить причины их низкой успеваемости или неудач, школьные консультанты могут помочь повысить мотивацию учащихся и их способность понимать и успешно выполнять учебные задания.
Способность размышлять об атрибуциях учащихся, связанных с результатами обучения, включает в себя метакогнитивное осознание, развитие навыков и улучшение их исполнительных функций. Консультации по учебным программам должны подчеркивать необходимость того, чтобы учащиеся критически мыслили и критически задавали вопросы о своих собственных моделях мышления и поведения, а не просто принимали то, что другие могут назвать причинами их результатов, или присваивали неточные атрибуции, не исследуя, что является реальной причиной. может быть.
Неточные причинно-следственные связи успехов и неудач в выполнении учебных задач влияют на мотивацию, самосознание, самоориентацию и самоэффективность учащихся. Улучшение этих качеств приводит к более вовлеченным учащимся, которые способны достигать более высоких уровней. Обучение учащихся причинно-следственной атрибуции является важным компонентом программ школьного консультирования и функцией практики школьного консультанта. Делая это, школьные консультанты помогают продвигать и поддерживать учебную среду, ориентированную на достижения, а не на страх неудачи.
Дополнительные ресурсы, связанные с причинно-следственной атрибуцией
Интернет — прекрасный инструмент для доступа к информации практически по любой теме. Это было неоценимо, поскольку помогло нам определить, какие исследования продемонстрировали тесную связь с академической успеваемостью и благополучием учащихся, а также практики, основанные на фактических данных, которые дают конкретные примеры того, как преобразовать результаты исследований в значимые возможности обучения, которые поддерживают учащихся. разработка.
Быть в курсе того, что работает и не работает, чтобы помочь учащимся добиться успеха, является одной из определяющих характеристик профессионального школьного консультанта. Поисковые системы в Интернете можно использовать для более глубокого понимания тем, обсуждаемых на веб-сайте CBA. Чтобы начать работу, вот несколько дополнительных ресурсов, которые могут оказаться полезными. Эти ресурсы, однако, лишь малая часть того, что доступно в Интернете или опубликованных книгах и статьях. Мы рекомендуем вам использовать поисковые системы, чтобы найти больше ресурсов, которые помогут вам лучше понять и укрепить вашу способность применять эти идеи в вашей работе в качестве школьных консультантов.
Видео
Видео М. Гарсии об ожиданиях и атрибуциях учителей, а также о том, как они влияют на обучение учащихся и их восприятие успехов и неудач/ 012 Полный текст публикации ERIC под названием «Последствия исследования причинно-следственных связей для разработки учебной программы». В этой статье «описываются исследования причинной атрибуции (способы, которыми люди истолковывают события своей жизни) и то, как знания об этом психологическом феномене могут быть использованы для помощи учащимся в развитии процессов атрибуции, которые усиливают мотивационные факторы и положительно влияют на академическую успеваемость».
https://archive.org/stream/ERIC_ED137266/ERIC_ED137266_djvu.txtТеория атрибуции (Б. Вайнер) — InstructionalDesign.org
Теория атрибуции изучает то, как люди интерпретируют события и как это связано с их мышлением и поведением . Хайдер (1958) был первым, кто предложил психологическую теорию атрибуции, но Вайнер и его коллеги (например, Джонс и др., 1972; Вайнер, 1974, 1986) разработали теоретическую основу, которая стала основной исследовательской парадигмой социальной психологии. Теория атрибуции предполагает, что люди пытаются определить, почему люди делают то, что они делают, т. е. приписывают причины поведению. Человек, стремящийся понять, почему другой человек что-то сделал, может приписать этому поведению одну или несколько причин. В основе атрибуции лежит трехэтапный процесс: (1) человек должен воспринимать или наблюдать за поведением, (2) затем человек должен верить, что поведение было совершено намеренно, и (3) затем человек должен определить, верят ли они другому. человек был вынужден выполнить поведение (в этом случае причина приписывается ситуации) или нет (в этом случае причина приписывается другому лицу).
Вайнер сосредоточил свою теорию атрибуции на достижениях (Weiner, 1974). Он определил способности, усилия, сложность задачи и удачу как наиболее важные факторы, влияющие на атрибуцию достижений. Атрибуции классифицируются по трем причинно-следственным измерениям: локус контроля, стабильность и управляемость. Локус контроля имеет два полюса: внутренний и внешний локус контроля. Измерение стабильности фиксирует, вызывают ли изменения с течением времени или нет. Например, способность может быть классифицирована как стабильная внутренняя причина, а усилие — как нестабильное и внутреннее. Управляемость противопоставляет причины, которыми можно управлять, такие как мастерство/эффективность, от причин, которые нельзя контролировать, таких как способности, настроение, действия других и удача.
Теория атрибуции тесно связана с концепцией мотивации. Это также касается работы, проделанной над теорией сценариев, и выводов, сделанных Шэнком.
ЗаявкаТеория Вайнера широко применяется в образовании, юриспруденции, клинической психологии и области психического здоровья. Существует тесная связь между самооценкой и достижениями. Вайнер (1980) утверждает: «Причинные атрибуции определяют аффективные реакции на успех и неудачу. Например, человек вряд ли будет испытывать гордость за успех или чувство компетентности, когда получает пятерку от учителя, который ставит только эту оценку, или когда побеждает теннисиста, который всегда проигрывает… С другой стороны, «Отличие» от учителя, который ставит мало высоких оценок, или победа над теннисистом с высоким рейтингом после долгой практики производят большое положительное впечатление». (стр. 362). Учащиеся с более высокими показателями самооценки и более высокими школьными достижениями, как правило, приписывают успех внутренним, стабильным, неконтролируемым факторам, таким как способности, в то время как они способствуют неудаче либо внутренним, нестабильным, контролируемым факторам, таким как усилие, либо внешним, неконтролируемым факторам, таким как как сложность задачи. Например, учащиеся, которые неоднократно терпят неудачи в чтении, скорее всего, будут считать себя менее компетентными в чтении. Это самовосприятие способностей к чтению отражается в детских ожиданиях успеха в чтении и рассуждениях об успехе или неудаче чтения. Точно так же учащиеся с трудностями в обучении менее склонны, чем сверстники без инвалидности, приписывать неудачу усилиям, нестабильному, контролируемому фактору, и чаще приписывают неудачу способностям, стабильному, неконтролируемому фактору.
Льюис и Далтрой (1990) обсуждают применение теории атрибуции в здравоохранении. Интересный пример применения теории атрибуции к развитию карьеры приводит Дейли (1996), который исследовал атрибуции сотрудников относительно того, почему они не получили продвижения по службе.
ПримерТеория атрибуции использовалась для объяснения разницы в мотивации между людьми с высокими и низкими достижениями. Согласно теории атрибуции, успешные люди будут приближаться, а не избегать задач, связанных с достижением успеха, потому что они считают, что успех обусловлен высокими способностями и усилиями, в которых они уверены. Считается, что неудача вызвана невезением или плохим экзаменом, то есть не по их вине. Таким образом, неудача не влияет на их самооценку, но успех укрепляет гордость и уверенность. С другой стороны, люди с низкой успеваемостью избегают работы по дому, связанной с успехом, потому что они склонны (а) сомневаться в своих способностях и/или (б) полагать, что успех связан с удачей, с тем, «кого вы знаете», или с другими факторами, не зависящими от них. Таким образом, даже в случае успеха это не так вознаграждает слабоуспевающих, потому что они не чувствуют себя ответственными, т. е. это не увеличивает их гордость и уверенность в себе.
Принципы- Атрибуция представляет собой трехэтапный процесс: (1) поведение наблюдается, (2) поведение определяется как преднамеренное и (3) поведение приписывается внутренним или внешним причинам.
- Достижение можно отнести к (1) усилиям, (2) способностям, (3) уровню сложности задачи или (4) удаче.
- Причинные параметры поведения: (1) локус контроля, (2) стабильность и (3) управляемость.
- Дейли, Деннис. (1996). Теория атрибуции и стеклянный потолок: развитие карьеры среди федеральных служащих. Государственное управление и управление: интерактивный журнал [http://www.hbg.psu.edu/faculty/jxr11/glass1sp.html]
- Хайдер, Ф. (1958). Психология межличностных отношений. Нью-Йорк: Уайли.
- Jones, E.E., D.E. Kannouse, H.H. Kelley, R.E. Nisbett, S. Valins, and B. Weiner, Eds. (1972). Атрибуция: восприятие причин поведения. Морристаун, Нью-Джерси: General Learning Press.
- Харви, Дж. Х. и Уири, Г. (1985). Attribution: Basic Issues and Applications, Academic Press, Сан-Диего.
- Льюис, Ф. М. и Далтрой, Л. Х. (1990). «Как причинно-следственные связи влияют на поведение в отношении здоровья: теория атрибуции». Ин Гланц, К., Льюис, Ф.М. и Ример, Б.К. (ред.) Санитарное просвещение и поведение в отношении здоровья: теория, исследования. и практика.