Инстинкт в психологии это: Инстинкт — Психологос

Инстинкт — Психологос

Инстинкт — это форма врожденного поведения, набор определенных действий, которые возникают при совмещении внутреннего функционального состояния организма (определенный гормональный фон, определенная активность ЦНС и т.д.) с определенными факторами окружающей среды.

Считается, что поведение насекомых и животных определяется в первую очередь инстинктами. При этом, похоже, в поведении не только животных, но даже насекомых присутствует уже и разум, по крайней мере у некоторых и — когда-то.

Есть ли инстинкты у человека?

Строго говоря, — нет. В частности, всерьез нельзя говорить, что у женщин есть «материнский инстинкт». Это не так. Смотри ⇒

Не только у людей, но даже у низших обезьян, инстинкты в том плане, в каком их понимают этологи у низших позвоночных, у рыб, рептилий и птиц, целиком и полностью разрушены. Ведь «инстинктивность» адекватной реакции на нужный объект (корм, партнёра, хищника и пр.) видна в первую очередь в том, что соответствующее поведение в полной мере развивается в опытах с полной изоляцией животных от всех мыслимых социальных влияний (Каспар-Хаузер эксперимент). Выращенная так цихлида или оса-аммофила в полной мере демонстрирует поведенческие стереотипы, необходимые для ухаживания, угрозы, бегства от хищника, а вот обезьяны (вообще млекопитающие, большая часть птиц) — нет.

Да, их стереотипы, используемые в реакциях ухаживания, угрозы, умиротворения, предупреждения об опасности, социальной поддержки других особей в группе внешне выглядят не менее «стереотипными», «шаблонно исполняемые» и «видоспецифическими», а также «автоматичными» и «точными». Но все они вне специфической социальной среды и без соответствующих взаимодействий с другими особями в некий чувствительный период не развиваются вообще или развиваются крайне неестественно и дефектно.

То есть, хотя агрессивное отношение к «врагу» и сексуальное привлечение к «самке» у обезьян присутствует в полной мере (оно врождённое также, как у других животных), какой именно объект является самкой или врагом, когда надо чувствовать именно это, определяется социальной средой. Среда же детерминирует, какие именно стереотипные действия следует произвести, чтобы взаимодействие с объектом было действенным, социально одобряемым и адекватным. Так что соответствующие человечьи или обезьяньи качества – способность доминировать, подчиняться, способность быть матерью или супругом вырабатываются только в процессе развития индивидуальности в адекватной социальной среде, также как чувства, соответствующие всем этим качествам.

Начиная с известных опытов Харлоу с проволочной и меховой «матерью», анализ сообществ приматов показывает, что именно социальная среда «оттискивает» в поведении особей свои правила и стереотипные формы действия в типических ситуациях и тем самым не только структурирует поведение взрослеющей особи, придаёт ему форму и направление, но и во многом детерминирует черты его личности, определяет будущее и социальный ранг. Если всё вышесказанное про «распад инстинктов» и замену врождённых форм поведения, вырастающими в специфической социальной среде, как кристалл вырастает из пересыщенного раствора, верно для обезьян, то тем более оно верно для людей, у которых тенденция социальной обусловленности стереотипного поведения, замены социальной наследственностью генетической.

Собственно в филогенетическом ряду позвоночных мы видим постепенное ослабление роли генетической наследственности при неуклонном усилении роли наследственности сигнальной социальной детерминацией, в возникновении тех форм поведения, которые с точки зрения внешнего наблюдателя определяются как «инстинкты». Потому что видоспецифичны, шаблонны, сугубо стереотипны и в момент исполнения (но не в процессе созревания) не корректируются прошлым опытом и средой.

Отличия инстинкта и рефлекса

Инстинкт — это комплекс действий, а рефлекс — одиночное действие. Инстинкт — это врожденный набор действий, который запускается в определенных условиях и производится неосознанно.

Рефлекс, в отличие в инстинкта — это простое и одиночное действие.

Для животных защищать потомство — это инстинкт, а сесть по команде — рефлекс. В первом случае это целая цепочка действий: найти укромное логово, проложить к нему невидимые тропы, не охотиться возле логова и так далее. А во втором случае — действие одно: посадить попу на землю.

Теорий инстинктов много. Многие этологи долгое время не могли придумать определение инстинкту.

К.Лоренц предположил, что инстинкт — это комплекс врожденных действий, которые запускаются в определенных условиях и при наличии драйва.

Долгое время после этого формулировали — что же такое драйв. В итоге малопонятный «драйв» заменили понятием о «функциональном состоянии организма», то есть о таком особенном состоянии всех систем организма, при котором возможна реализация инстинктивного поведения.

Например, у маленького волчонка есть уже заложенное генетически половое поведение. Но волчицами он интересуется пока не очень — стимул есть, действия есть, ненужных гормонов, развитых центров головного мозга, развитых половых желез и др. — нет.

 

Фильм «Меч в камне»

 

Фильм «Думают ли животные»

Инстинкты. Основы общей психологии

Инстинкты

Все поведение животных является «инстинктивным» в том широком смысле, в котором иногда употребляют это слово, противопоставляя инстинктивное сознательному.

Сознательное поведение, которое выражается в измененииприроды и регулируется на основе осмысления, осознания существенных связей, познания закономерностей, предвидения, имеется только у человека; это продукт истории, формирующийся в ходе развития общественно-трудовой практики. Все формы психики и поведения животных строятся на основе биологических форм существования, вырабатываясь в процессе приспособления ксреде. По своей мотивации все они исходят из неосознанных, слепо действующих биологических потребностей. Но в «инстинктивном» в широком смысле поведении животных выделяются инстинктивные формы поведения
в более специфическом смысле слова.

В инстинктивных действиях преобладает фиксированность за счет лабильности: для них характерна относительная стереотипность; различные индивидуальные акты инстинктивного поведения у различных индивидов одного и того же вида остаются в основном как бы в рамках одной общей им структуры. Так, птенцы, вылупившиеся в инкубаторе и воспитанные в вольере, никогда не видавшие, как их родители или вообще птицы того же вида строят гнезда, всегда строят гнезда в основном того же типа, что и их предки.

Под инстинктами обычно разумеют далее действия или более или менее сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, независимо от выучки, от индивидуального опыта, будучи

наследственнозакрепленным продуктом филогенетического развития. Так, только что вылупившийся из яйца утенок, будучи брошен в воду, начинает плавать, цыпленок клюет зерна. Это умение не требует упражнения, выучки, личного опыта. 39

Говоря о наследственности, филогенетической закрепленности или врожденности инстинктивного действия, нужно учитывать, что каждый конкретный акт поведения включает в единстве и взаимопроникновении и наследственные, и приобретенные компоненты. Развитие форм поведения, являющихся продуктом филогенеза, у каждого индивида тоже должно быть опосредовано его онтогенезом. В некоторых случаях, как показывают новейшие, более детальные исследования об инстинкте, инстинктивные действия фиксируются лишь в процессе первых выполнении этих инстинктивных действий, затем уже сохраняя установившийся в них шаблон (опыты Л.

Верлена). Таким образом, не приходится внешне противопоставлять друг другу наследственное в инстинкте и приобретенное в других формах поведения (навык). Внутри самого инстинкта имеется некоторое единство этих противоположностей с господством — в инстинкте — наследственного.

Инстинктивные действия отличаются часто большой объективной целесообразностью, т. е. приспособленностью или адекватностью по отношению к определенным, жизненно важным для организма ситуациям, совершаясь, однако, без осознания цели, без предвидения результата, чисто автоматически.

Есть немало примеров высокой целесообразности инстинкта. <…> Самка листоверта, изготовляя из листа березы воронку, в которую она потом откладывает свои яйца, предварительно разрезает этот лист, как это требуется, чтобы можно было свернуть его, — в полном соответствии с тем решением этой задачи, которое дано было знаменитым математиком и физиком X.Гюйгенсом, определившим способ построения так называемой эволюты по данной эвольвенте.

Пчела строит свои соты так, как если бы она владела математическими методами для разрешения задач на максимум и минимум: на наименьшем пространстве с минимумом материала она строит соты, имеющие при данных условиях максимальную вместимость. <…> Все это «инстинкты» — действия совершаются без знания и учета их значения и последствий, — но их «целесообразность» для организма бесспорна.

Эта целесообразность инстинкта сделала его излюбленным детищем метафизической телеологии различных толков и видов, — начиная с наивных телеологических размышлений старых авторов о целесообразности инстинктивной деятельности организмов как доказательстве мудрости их творца и кончая утонченной виталистически-спиритуалистической концепцией А.Бергсона, который противопоставляет интеллекту, обращенному вовне, к материи, инстинкт как более глубокую силу, связанную с самыми истоками творческого жизненного порыва и потому превосходящую интеллект надежностью своих достижений: интеллект всегда ищет, исследует — и очень часто, если не большей частью, заблуждается; инстинкт никогда не ищет и всегда находит.

Эта же пресловутая целесообразность дала повод другим проводить в сравнительной психологии антропоморфические тенденции — приписывать животным на ранних ступенях развития человекоподобные интеллектуальные способности, объясняя инстинкт как первоначально разумные действия, наследственно закрепившиеся и автоматизировавшиеся (Д.Романес, В.Вундт).

Нетрудно, однако, убедиться в том, что эта пресловутая целесообразность инстинкта неразрывно связана и с крайней его нецелесообразностью.

Действительно, наряду с данными, говорящими о высокой целесообразности инстинкта, есть не меньше фактов, свидетельствующих о его исключительной слепоте. Так, пчела столь же старательно будет закупоривать ячейку соты, в которой проткнуто дно, как если бы все было в порядке, несмотря на полную бесцельность этой операции. Гагарка, яйцо которой во время полета за пищей было переложено на другое место, по возвращении садится с математической точностью на прежнее место, усердно греет грудью и «высиживает» площадку на скале, нимало не заботясь об яйце, находящемся в поле ее зрения (из наблюдений Г.

С.Рогинского). Подобных фактов множество. Таким образом, целесообразность инстинктивного поведения носит далеко не такой абсолютный характер, как это иногда представляется.

Совершенно очевидно, что эта целесообразность по существу не что иное, как приспособленность, адаптированность к определенным условиям, жизненно важным для существования организмов данного вида. Она должна быть предметом не метафизического размышления, а научного объяснения. Это научное объяснение включает и выяснение механизмов инстинктивного действия.

Основными механизмами, посредством которых осуществляются инстинктивные действия, являются рефлексы (безусловные).

На основании этого сделана была попытка свести инстинкт к рефлексу, определив инстинктивное действие как цепной рефлекс, т. е. как цепь прилаженных друг к другу рефлексов, так что ответная часть предшествующего служит раздражителем для следующего.

Эта попытка несостоятельна по ряду причин. Прежде всего эта концепция дискуссионна в генетическом аспекте.

Исследования Г.Э.Когхилла и Дж. Хэррика эмбриона одного вида саламандры дают экспериментальные основания предполагать, что рефлекс, т. е. выдифференцированная реакция отдельного нервного механизма, не является такой генетически первичной формой, из которой суммативным путем получаются сложные целостные реакции организма. Вначале имеются скорее малодифференцированные целостные реакции организма, из которых затем выделяются отдельные рефлекторные дуги; вместе с тем усложняется структура сначала более или менее аморфной целостной реакции. Генетически инстинкт, таким образом, скорее всего, не является просто суммой или цепью рефлексов.

Инстинкт не сводится к простой сумме или цепи рефлексов также и потому, что как форма поведения он не исчерпывается совокупностью механизмов, посредством которых осуществляется, а предполагает определенную «мотивацию», которой определяется или регулируется действие этих механизмов. Существенная особенность инстинктивного действия заключается в том, что источником мотивации его является определенное органическое состояние или изменение этого состояния, обусловленное физиологическими изменениями в организме (в частности, эндокринной системой, обусловливающей деятельность половых желез при половом созревании). Это органическое состояние делает особо значимыми для животного определенные раздражители и направляет его действия. С изменением этого состояния изменяется отношение животного к объектам окружения; одни раздражители утрачивают свою значимость, другие, прежде безразличные, ее приобретают (самка перестает привлекать и начинает привлекать пища и т. д.). Зависимость от органического состояния, той или иной значимости раздражителей, направленности деятельности и объединения различных реакций в целое отличает инстинктивное действие как форму поведения от простой суммы рефлексов. Ограниченность «мотивации» поведения органическими состояниями и изменениями отличает инстинктивное поведение от других, более высоких, форм поведения. <…>

Инстинктивное поведение характеризуется: 1) специфическим способом мотивации и 2) специфическими механизмами выполнения. Инстинктивное действие — это сложное действие, исходящее из органической мотивации — из биологических потребностей — и выполняемое посредством первично автоматических реакций.

Хотя инстинктивная деятельность осуществляется автоматически, посредством более или менее фиксированных механизмов, она, однако, коренным образом отличается от чисто рефлекторного действия, поскольку включает некоторую, большую или меньшую, долю лабильности.

В естественных условиях на животное действует не изолированный и искусственно выделенный внешний раздражитель, а совокупность их, составляющая единую ситуацию. Эта последняя находится во взаимосвязи с внутренним состоянием организма. Под регулирующим воздействием этого состояния, создающего известную готовность действовать в определенном направлении, и разворачивается деятельность. В процессе этой деятельности конкретная ситуация во взаимосвязи внешних и внутренних условий непрерывно меняется. Даже простое перемещение животного с одного места на другое уже изменяет для него ситуацию; вместе с тем в результате деятельности животного может измениться и его внутреннее состояние (насыщение после еды и т. п.). Таким образом, в результате действий животного изменяются условия, в которых они протекают, а изменение условий, в которых они протекают, не может не вызвать изменения и самих действий. Поведение животного не фиксировано от начала до конца. Вступление в действие тех или иных рефлексов, тех или иных сенсомоторных реакций обусловлено изменяющимися условиями, в которых протекает деятельность животного, и самой этой деятельностью. Как всякое действие живого организма, оно в процессе своего осуществления изменяет условия своего протекания и потому само изменяется. Осуществляясь посредством относительно фиксированных механизмов, инстинктивное поведение, однако, все же никак не является механическим актом. Именно в силу этого инстинктивные действия могут быть в известной мере приспособленными к ситуации и изменяться в соответствии с изменением ситуации, внешне этим сближаясь с разумными действиями.

Отличаясь от индивидуально-изменчивых форм поведения (от навыка и интеллекта), инстинкт, однако, теснейшим образом связан с ними. В поведении каждого животного, взятом в его конкретной реальности, обычно функционируют в единстве и взаимопроникновении разные формы поведения, а не один лишь изолированный инстинкт или же такой же изолированный навык и т.  д. Так, клевание у цыпленка — инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и маленькие камешки, бисер и т. п. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. Таким образом, биологически важный акт питания осуществляется посредством реакций, в которых инстинкт и навык сплетены. Здесь навык функционирует как бы внутри инстинкта. Точно так же внутри инстинкта могут функционировать элементы интеллекта.

Инстинкты имеются у живых существ на разных уровнях развития. Инстинктивные действия наблюдаются в весьма специфической форме у высших беспозвоночных, у членистоногих: в частности известно, какую большую роль инстинктивные формы поведения играют у пчел и муравьев. Яркие примеры инстинктивного поведения у позвоночных наблюдаются у птиц. Об инстинктах говорят и применительно к человеку. Инстинкты на столь различных ступенях или уровнях развития — это, очевидно, разные инстинкты. Различие в характере и уровне инстинктивного поведения связано: 1) с особенностями рецепции, с тем, как дифференцируются раздражители инстинктивных действий, — насколько дифференцированно и генерализованно воспринимаются объекты, на которые направлено инстинктивное действие, и 2) со степенью шаблонности и стереотипности инстинктивного действия. Характер рецепции и характер действия теснейшим образом взаимосвязаны.

Слепота и неразумность многих инстинктивных действий и их нецелесообразность при нестереотипных условиях объясняются прежде всего тем, что многие инстинктивные действия вызываются как бы условным раздражителем, который филогенетически закреплялся в качестве сигнала, вызывающего соответствующие действия без надлежащей дифференциации тех объектов, на которые по существу направляется инстинктивное действие.

Слепыми, «неразумными» являются инстинктивные действия, которые исходят из ощущенияотдельных чувственных свойств без восприятия того предмета, на который направляется действие, и совершаются в виде реакций на отдельный. сенсорный раздражитель.

Это имеет место, например, в тех случаях, когда бабочка делает попытку к совокуплению с любым предметом, от которого исходит запах самки. Совсем иное получается, когда инстинктивное действие детерминируется отчетливым, достаточно дифференцированным и генерализованным восприятиемпредметов и некоторых общих, в частности пространственных, свойств ситуации. В этих случаях инстинктивные действия поражают своей разумностью, т. е. адекватностью ситуации. Такие формы инстинкта встречаются у животного с развитыми внешними рецепторами, в частности у птиц, отличающихся хорошо развитым зрением. В качестве особенно яркого примера можно привести наблюдения над вороной (в опыте М.Герц). Орехи в этом опыте были покрыты на глазах у вороны небольшими горшочками. Ворона клювом сбила горшочек и достала орех, но, схватив орех, она сделала попытку захватить и горшочек, — в результате орех выпал из клюва. Тогда ворона взяла орех, засунула его в горшочек и, схватив клювом горшочек, унесла его вместе с орехом.

Как ни сложно и ни разумно в данном случае было поведение вороны, нет нужды предполагать, что здесь имело место решение задачи посредством интеллектуальной операции. Ворона принадлежит к числу животных, которые готовят себе пищу про запас, пряча ее в полые поверхности. В силу этих биологических условий у вороны должно быть хорошо развито восприятие полых поверхностей, так как с этим связан акт прятания пищи. Поэтому поведение вороны можно и в данном случае трактовать как инстинктивный акт. Однако это не исключает того, что этот акт оказывается как бы на грани действия разумного. В основе разумных инстинктивных действий, приспособленных к разным ситуациям, лежит в большинстве случаев более или менее генерализованное восприятиепространственных свойств, общих многим ситуациям. <…>

На разных ступенях развития изменяется и характер инстинкта, и его взаимоотношение с другими формами поведения. Если говорят об инстинктах у человека (пищевом, сексуальном), то это инстинкты, которые уже коренным образом отличаются от инстинктов животных. Недаром для их обозначения вводят часто и новый термин — влечение. Для перехода от инстинктов животных к влечениям потребовались коренные сдвиги в развитии — переход от биологического развития к историческому, и этим обусловлено развитие сознания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Эмоции и инстинкты

Эмоции и инстинкты  Наверное, нет ни одного человека, который не смог бы так или иначе сформулировать, что такое инстинкты. Большая часть формулировок будет гласить, что все мы обладаем некими природой в нас заложенными умениями, которые проявляются в различных ситуациях

Инстинкты и псевдоинстинкты

Инстинкты и псевдоинстинкты  Эмоции и ощущения, ведущие к формированию инстинктивного поведения, возникли у животных и у человека в результате естественного отбора. То есть «сохранились и передались» те эмоции и ощущения, которые вели к появлению максимального

Инстинкты

Инстинкты Инстинкт — врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчетному побуждению. Это подсознательное, безотчетное чувство, внутреннее чутье. Основным инстинктом считается инстинкт самосохранения. Инстинкт размножения

3. Инстинкты.

3. Инстинкты. Вопрос о том, является ли уничтожительное стремление первичным или же оно вторично по отношению к созидательному, занимает в психиатрической практике примерно такое же положение, как и родственная проблема «наследственность versus 78среда». Для проверки

8. Инстинкты

8. Инстинкты Теперь примем новый подход к изучению поведения собак. До сих пор мы говорили о нервной системе и о ее реакции на внешние воздействия и стимулы — поступающие к собаке извне. Работа Павлова с условными рефлексами была связана именно с таким влиянием стимулов

Врожденные инстинкты

Врожденные инстинкты Еще один источник появления идеализаций лежит в нашем первобытном прошлом. Невзирая на неимоверно сложное устройство объекта под названием «человек», нужно отметить что он произошел от каких-то животных. И это происхождение проявляется в его

Инстинктивная теория мотивации

Существуют различные теории мотивации, которые рассматриваются в различных подходах. Различия между этими теориями обычно заключаются в том, как они подчеркивают биологические силы и/или силы окружающей среды в своих попытках объяснить процесс мотивации. Хотя существуют теории, объединяющие несколько аспектов науки, инстинктивная теория мотивации является одной (и, возможно, единственной), которая делает полный акцент на биологическом подходе к мотивации.

Откройте для себя еще 22 статьи по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Мотивация и эмоции
  2. Теория эмоций Шахтера-Зингера
  3. Теория эмоций Кэннона-Барда
  4. 9000 9 Теория эмоций Джеймса-Ланге
  5. Когнитивные теории мотивации

Что такое инстинкт?

Термин «инстинкт», введенный Вильгельмом Вундтом в 1870-х годах, использовался для обозначения любого повторяющегося поведения. Это определение привело к тому, что в ходе исследования было перечислено около 4000 человеческих инстинктов. Шли годы, понятие инстинкта уточнялось. Психоаналитики-фрейдисты используют слово «инстинкт» как человеческую мотивационную силу или то, что мы сейчас называем человеческими «драйвами». Психоаналитики выделяют два основных вида инстинкта: «эрос», или инстинкт жизни, и «танатос», или инстинкт смерти.

В отличие от фрейдистской концепции инстинкта, известный бихевиорист Абрахам Маслоу утверждал, что инстинкт — это нечто, что человек не может преодолеть. Он утверждал, что инстинкта больше не существует, потому что мы уже взяли верх над своими инстинктами.

В книге «Инстинкт: непреходящая проблема психологии», опубликованной в 1961 году, изложен набор критериев, которые проводят черту между инстинктивным и неинстинктивным поведением. Авторы книги Роберт С. Бирни и Ричард С. Тиван утверждали, что поведение, мотивированное инстинктом, характеризуется следующими характеристиками:

  1. автоматический
  2. непреодолимый
  3. происходит в какой-то момент развития человека
  4. вызывается событием окружающей среды
  5. происходит у каждого представителя вида
  6. немодифицируемый
  7. не требует обучение

С другой стороны, Уильям Макдугал предложил свое понимание того, что такое инстинкт. Он заявил, что инстинкт должен быть:

  1. необученным
  2. однородным по выражению
  3. универсальный вид

Что такое теория инстинктов?

Инстинктивная теория мотивации рассматривает биологическое или генетическое программирование как причину мотивации. Это утверждение означает, что все люди имеют одинаковые мотивы из-за нашего сходного биологического программирования. Эта теория утверждает, что корень всех мотиваций — это мотивация к выживанию. Из нашей мотивации к выживанию возникают все другие мотивы. И поскольку мы действуем или ведем себя с такой мотивацией, все наши действия считаются инстинктами.

Типичным примером, используемым для объяснения теории инстинктов, является то, что человеческая мать попытается успокоить ребенка, который плачет всю ночь, и не заснет, пока не увидит, что ребенок спокоен и спит. Согласно теории инстинктов, человеческие матери ведут себя таким образом, потому что они биологически запрограммированы на это; это материнский инстинкт утешать своего ребенка. Сторонники этой теории утверждают, что это не из-за обусловливания или обучения, слабого или сильного женского образца для подражания у матери, воспитания в богатой или бедной семье — все из-за их инстинкта, то есть они не могут отвергнуть мотивация заботиться о своих детях.

Проблемы с теорией инстинктов

Одна из проблем этой теории мотивации заключается в том, что многие обнаруженные инстинкты не являются универсальными. Например, есть матери, которые не проявляют предполагаемого инстинктивного поведения, чтобы хорошо заботиться о своих детях. Другая проблема заключается в том, что люди могут проявлять разные уровни мотивации из-за инстинктов, таких как ревность и агрессия.

Полная ссылка: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующий кредит и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.

Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).

Статьи по теме

Страницы по теме: 

alleydog.com

Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!

Подписаться на @ExplorableMind

Инстинкты у детей: типы и характеристики

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим: 1. Определения инстинктов 2. Типы инстинктов 3. Характеристики 4. Методы 5. Инстинкты и рефлекторные действия 6. Инстинкты и Образование.

Содержимое:

  1. Определения инстинктов
  2. Типы инстинктов
  3. Характеристики инстинктов
  4. Методы тренировки инстинктов
  5. Инстинкты и рефлекторные действия
  6. Инстинкты и воспитание

1.
Определения инстинктов:

РЕКЛАМА:

s все те сложные действия, которые выполняются без какого-либо предварительного опыт, совершенно одинаковым образом всеми представителями одного пола и вида. Говоря об инстинктах животных, мы имеем в виду те особые качества, которыми наделил их их создатель. Эти инстинкты совершенно свободны от воспитания, наблюдения или опыта, и они точно так же побуждают индивидуума к выполнению определенных действий, направленных на повышение благосостояния индивидуума и сохранение его вида.

Согласно Гинзбергу, инстинктивное поведение является символом того более или менее сложного акта или цепи действий, которые адаптируют те полезные и определенные цели расы, которые определяются наследственностью и на которые не влияет предшествующий опыт отдельного существа.

Другой ученый решил говорить об инстинктах просто как о врожденных или врожденных психических впечатлениях живых существ.

Выясняя значение инстинктов, известный психолог Мак Дугалл сказал, что инстинкт есть внутренняя психофизическая природа, побуждающая его обладателя к чувственному переживанию и обращению внимания на определенный класс объектов, к переживанию определенного рода эмоциональных переживаний. возбуждение при восприятии этого класса объектов органами чувств.

Вудворт Р.С. – Инстинкт – это необученная деятельность.

Валлентайн – Инстинкт является врожденным, чтобы действовать в определенном выполнении некоторой биологической цели.

Джеймс Древер. Инстинкт в своем первоначальном смысле является животным импульсом, следовательно, это общий термин для естественного или врожденного импульса.

Кроме того, в отношениях он также определяет определенный тип поведения или, по крайней мере, внутреннюю мотивацию к этому конкретному способу поведения. Приведенное выше объяснение делает совершенно ясным, что каждое живое существо, будь то человек или животное, обладает некоторыми врожденными склонностями, влияющими на его поведение; эти склонности называются инстинктами. Именно эта точка зрения вдохновила некоторых ученых определить инстинкты как иррациональную мотивацию. Короче говоря, инстинкты можно назвать естественными действиями живых существ.


2. Типы инстинктов:

Инстинкты – это врожденные психические впечатления, которые спонтанно влияют на поведение человека. Чтобы полностью понять действие инстинктов, необходимо прийти к правильному пониманию типов инстинктов. Психологи время от времени изучали и анализировали их, и на основе этого наблюдения и анализа ученые классифицировали их и, таким образом, пролили свет на типы разума, встречающиеся у людей.

Ученые разъяснили свои представления об инстинктах, как показано ниже:

После долгих лет исследований известный психолог Джеймс разделил их на 32 вида, которые, по его мнению, оказывают глубокое влияние на поведение человека. Торндайк более просто классифицировал инстинкты на два класса — индивидуальные и социальные. В его теории индивидуальные инстинкты включают добывание пищи, самозащиту, поиск убежища и т. д., тогда как социальные инстинкты включают размножение, совместное проживание и т. д. На этих двух основаниях он далее классифицировал инстинкты на 100 типов, но затем он сократил количество категорий до 40. Бернар в своем «Исследовании социальной психологии» классифицировал инстинкты на 100 видов.

Джеймс Древер в своей работе «Инстинкт в человеке» классифицировал человеческие инстинкты на два класса или вида:

(а) Аппетитные.

(б) Реактивный.

Согласно Древеру, аппетитные влечения — это те, которые берут свое начало в приятных или болезненных переживаниях и в которых желаемая цель связана исключительно с этим удовольствием или страданием. Реактивные инстинкты (знакомые или известные ситуации) проявляются в реакции на определенные объекты, а заложенные в них цели связаны с ситуациями или объектами, на которые реагирует индивид.

Классификацию Древера можно проиллюстрировать следующим образом:

Килпатрик классифицировал инстинкты на пять классов следующим образом: .

2. Репродуктивный инстинкт.

3. Стадный инстинкт.

4. Приспособительный инстинкт.

5. Регуляторный инстинкт.

Определение инстинктов как невыученных мотивов Вудворт Р.С. предлагает следующую тройную классификацию:

1. Ответ на органические потребности:

Жажда, Голод, Сокращение от травм, Усталость, Бегство от сна.

2. Ответ другим лицам:

Стайность, спаривание, родительские инстинкты, агрессия.

3. Неспецифические или игровые инстинкты:

Передвижение, Профессия, Смех, Манипулирование, Самоутверждение, Подчинение, Социальный мотив и т. д.

Рефлекс – это реакция, в которой участвует минимум нейронов и мышц. Стимул специфический, реакция быстрая и определенная. Рефлекс нельзя легко модифицировать. Уоррен перечисляет около 70 рефлексов. Он группирует их в различные категории в соответствии с возможностью модификации. По крайней мере модифицируемые он перечисляет такие рефлексы, как зрачковый рефлекс, отдергивание руки от жара, дрожь и тому подобное. Несколько более подвержены торможению и подкреплению такие реакции, как подмигивание, чихание, спасение, покраснение и т. д. Еще более подвержены понятию управляющей нервной системы кашель, задыхание, плач, хмурый взгляд и морщась.

Эти простые рефлексы не имеют большого значения для правильного функционирования организма.

Наиболее убедительную научную классификацию инстинктов дал Мак Дугалл.

В своих известных работах «Социальная психология» и «Очерки психологии» он разделил инстинкты на две категории:

(i) инстинкты и

(ii) врожденные или общие склонности.

Он сделал это различие на том основании, что некоторые специфические эмоции связаны с врожденными или общими наклонностями.

В следующей таблице представлен взгляд Мак-Дугалла на инстинкты и эмоции, связанные с каждым из них:

Мак-Дугалл считает, что эти инстинкты подвержены влиянию интеллекта, что объясняет бесконечное разнообразие их проявлений в вдоль и поперек человеческого общества. Далее он объяснил, что, кроме смеха, все эти инстинкты обнаруживаются у людей так же, как и у животных.


3. Характеристики инстинктов:

Рудольф Пинтер пишет об инстинктах: инстинкты сложнее, чем рефлексы. Резкой границы между рефлексом и инстинктом нет. Инстинкт, по мнению некоторых психологов, включает в себя ряд рефлекторных действий. Один рефлекс дает стимул другому. Связь зависит от унаследованного строения организма, подлежит модификации только в известных пределах, инстинкты являются исходными тенденциями к действию, в зависимости от специфики среды, в зависимости от того, как будет осуществляться реакция. Нормальный здоровый младенец будет вокализировать, но то, какую форму примет его вокализация и в какой язык она разовьется, зависит от природы окружающей его среды.

Как только человек рождается, его ум устремляется в определенном направлении, и даже без получения и воспитания ребенок начинает выполнять определенные действия, например сосать молоко из груди матери. Точно так же некоторые другие действия, такие как поднятие руки, чтобы ударить кого-то в гневе, или бегство в страхе, широкое раскрытие глаз от удивления и т. д., кажутся совершенно спонтанными или естественными. Спонтанные действия такого рода, приводимые в действие врожденными или врожденными психическими впечатлениями, относят к инстинкту.

Они обладают следующими примечательными чертами:

1. Универсальность:

Первой важной характеристикой инстинктов является их универсальность, то есть они одинаково обнаруживаются у каждого существа, принадлежащего к определенному виду. Никогда не бывает так, чтобы один человек рождался с определенными инстинктами, а другой рождался без них. Количество или степень их роста и развития могут различаться от одного человека к другому, но они проявляются в каждом члене. Например, каждое живое существо испытывает голод и жажду, а также вынуждено бороться с силами природы в своем стремлении остаться в живых. Таким образом, инстинкты повсеместно проявляют естественную мотивацию.

2. Врожденные:

Инстинкты всегда врожденные, никогда не приобретаемые. Это означает, что человеку никогда не нужно учиться или приобретать инстинктивное поведение, это способ или образец поведения, который он осуществляет спонтанно. Однако они способны к ограниченным модификациям посредством образования и опыта. Например, птица начинает летать, как только оперяется, птенец утки начинает плавать, как только его запускают в воду, а человеческий ребенок начинает сосать молоко матери, как только рождается. Эти различные способы поведения являются результатом инстинктов, присущих видам, в которых они рождаются.

3. Приспособляемость:

Как правило, инстинктивное поведение обладает совершенством с момента рождения, но это не означает, что индивид не может модифицировать его в результате своего нового опыта. Традиционные психологи были убеждены, что инстинктивное поведение не поддается модификации, но современные психологи установили, что под влиянием среды, опыта и воспитания инстинктивное поведение в той или иной степени модифицируется, и именно на этой основе индивидуум растет и развивается. Например, домашнюю собаку можно научить вежливо выпрашивать еду, а не прыгать за ней, как дикое животное. На самом деле люди обладают замечательной изобретательской способностью изменять даже свое инстинктивное поведение в соответствии с обстоятельствами, и именно это привело к эволюции человеческой культуры.

4. Целеустремленный:

Традиционные психологи придерживались точки зрения, что существо не осознает цель того или иного инстинкта и что инстинкты действуют механически и бесцельно. Но эта точка зрения теперь отброшена, потому что каждая форма инстинктивного поведения имеет определенную цель, и именно эта цель заставляет существо предаваться определенным усилиям. Строя свое гнездо, птица имеет определенную цель защитить своих детенышей. Точно так же сходная цель побуждает пчелу строить свой сложный улей, паука — паутину, а человека — свой дом.

5. Совершенство при первом исполнении:

Отличительной чертой инстинктивного поведения является совершенство его исполнения. В самом деле, даже в самом первом исполнении сразу после рождения действие, связанное с тем или иным инстинктом, совершается безошибочно. Например, ребенок начинает сосать молоко из груди матери уже через несколько часов после рождения и без какой-либо подготовки. Однако, несмотря на это первоначальное совершенство, форма поведения постепенно видоизменяется.

6. Полное умственное действие:

Операция инстинктивного акта включает все три аспекта или аспекта умственной деятельности — когнитивный, эмоциональный и динамический. Например, когда ребенок бежит, увидев собаку, его побуждают все три вида деятельности, потому что он знает ситуацию, испытывает эмоцию страха, а затем совершает акт бегства от назревшей опасности.

7. Отсутствие множественных проявлений:

Другим заслуживающим внимания аспектом инстинктивного поведения является то, что не все инстинкты проявляются при рождении. Инстинкт сосания молока у ребенка проявляется уже при рождении, но другие формы инстинктивного поведения, такие как приобретение объекта, подражание, игра с другими детьми и т. д., проявляются позже, в определенных ситуациях и в определенных случаях.

8. Постепенное снижение интенсивности:

Определен жизненный цикл инстинктов. Если инстинкт не используется после того, как он возник, он атрофируется и исчезает. Например, если теленку не разрешают сосать молоко из коровьего вымени в течение нескольких дней, он забывает о сосании. Точно так же такие инстинкты, как любопытство и стяжательство, проявляют свою силу на короткое время, а затем постепенно исчезают.

Этим объясняется тот факт, что многие виды деятельности, такие как пение, верховая езда, езда на велосипеде и т. д., усваиваются ребенком с полной легкостью, но если им не научиться в детстве, их нельзя легко и удобно освоить на более позднем этапе в жизни. Причина этого в том, что инстинкт, на основе которого они должны были быть усвоены, уже потерял свою интенсивность. По мнению Торндайка, инстинкты никогда не умирают и не увядают, но становятся неэффективными из-за неиспользования.

9. Влияние опыта:

Фактическое выполнение инстинктивного действия естественным образом зависит от прошлого опыта. Индивидуальная манера действовать или позволять естественному инстинкту выражать себя меняется в результате опыта. Если мы инстинктивно чувствуем страх перед тем или иным деревом в темноте, мы и после этого приближаемся к нему с осторожностью. Точно так же, если ребенок обжигает руку в своем желании выпить молока, он будет склонен ждать, пока его молоко не станет достаточно прохладным, всякий раз, когда ему после этого предлагают молоко.

Эти важные особенности инстинктов совершенно ясно показывают, что инстинкты мотивируют человеческую природу и ее основные способы деятельности, а также удовлетворяют основные потребности и желания человека. Упомянутые выше характеристики обнаруживаются в инстинктах существ всех видов, с той лишь разницей, что в то время как человек обладает способностью видоизменять и контролировать свое инстинктивное поведение, животные этого не делают, а если и обладают, то относительно в гораздо меньшей степени.

Инстинкты человека так же врожденны, как и инстинкты животных, но они не могут быть полностью отделены от разума, опыта и образования. Инстинкты животных развиваются на основе зрелости, но на человеческие инстинкты влияет как нормальное взросление, так и обучение. Это единственное различие между животными и человеческими инстинктами, которое заслуживает внимания.


4. Методы тренировки инстинктов:

Инстинкты являются врожденными и поэтому их общительность в поведении обусловлена ​​ими. Постепенно и медленно может изменяться инстинктивное поведение. По словам Грейс, инстинкты служат материалом для формирования характера. Учитель должен обращать внимание на инстинкты.

Для модификации поведения можно использовать следующие методы:

1. Подавление:

Подавление внутреннего поведения называется вытеснением. Аномальное поведение инстинктов подавляется индивидуумом. Каждый человек вырабатывает свой стиль относительно того, когда смеяться, как есть и как вести себя с другими.

2. Торможение:

Торможение означает сдерживание или замедление действия инстинктов с тем, чтобы течение инстинктивного поведения могло быть обращено в другую сторону. Гнев, жажда, голод, секс и т. д. перенаправляются в другое поведение и в результате выражаются в форме нового поведения.

3. Перенаправление:

Через перенаправление путь инстинктов отклоняется в другом направлении. С помощью этого метода определяется цель или личность.

4. Сублимация:

Согласно Мак Дугаллу, сублимация — это процесс, посредством которого инстинктивная сила может использоваться в высококвалифицированной работе. Секс может быть сублимирован в искусство, музыку, сочинение стихов, рисование, скульптуру и т. д.


их становится трудно различить. На самом деле психологи-бихевиористы считают, что многие цепные или упорядоченные рефлекторные действия называются инстинктами. Путанице способствует еще и то, что, как и инстинкты, рефлекторные действия также даны природой, не говоря уже о том, что и инстинкты, и рефлекторные действия помогают обеспечить выживание существа.

Это сходство побудило Герберта Спенсера предположить, что инстинкты представляют собой сложные рефлекторные действия. Однако, несмотря на это кажущееся сходство между инстинктами и рефлекторными действиями, между ними существуют принципиальные различия, что подробно разъяснил Мак Дугалл в своей работе «Очерк психологии».

По его мнению, инстинкты и рефлекторные действия отличаются друг от друга в следующих отношениях:

1. Рефлекторное действие не является самоавтоматическим или активируемым, оно вступает в действие только тогда, когда какой-либо раздражитель возбуждает. Например, мы немедленно отдергиваем руку, если она касается чего-то невыносимо горячего или холодного. Напротив, инстинкт активизируется сам собой, хотя явная деятельность инстинкта также требует присутствия раздражителя. Тем не менее стимул, приводящий в действие инстинкт, имеет иной характер. Кроме того, функционирование инстинкта включает в себя элемент интеллекта.

2. Действия, вдохновленные инстинктом, направлены на достижение определенной цели, которую осознает само существо, и действия продолжаются до тех пор, пока цель не будет достигнута. С другой стороны, рефлекторное действие есть механическая деятельность, цель которой сознательно не известна существу.

3. Функционирование или действие инстинкта изменчиво, но действие рефлекторного действия неизменно, оно всегда ведет к одной и той же деятельности.

4. Действия, вдохновленные инстинктами, модифицируются и улучшаются практикой, и существует вероятность использования прошлого опыта. Деятельность, инспирированная рефлекторным действием, не улучшается, не модифицируется и не меняется.

5. При рефлекторном действии нет осознания его действия, потому что оно известно только после того, как оно произошло, тогда как в случае инстинктов ум всегда осознает его, потому что инстинкты контролируются тонкой частью сознания. разум.

6. Рефлекторное действие является чисто физической реакцией, в то время как инстинктивное поведение состоит из многих цепочек действий, точно так же, как множество мелких, постепенных действий приводит к формированию полного улья.

7. Поведение, мотивированное инстинктами, приводит как к приятным, так и к болезненным переживаниям, и в результате деятельность, доставляющая удовольствие, принимается, а болезненная отвергается. Этот принцип применим ко всему диапазону инстинктивного поведения как у людей, так и у животных. Рефлекторные действия не вызывают удовольствия и боли и происходят исключительно для удовлетворения физических потребностей и самозащиты.

8. По Мак Дугаллу, в деятельности инстинктов различают познавательную, двигательную и эмоциональную деятельность, т. е. все три вида психической деятельности, но этого не происходит в случае рефлекторных действий. Последние являются чисто физиологическими и локализованными действиями, потому что реакция остается ограниченной той частью тела, в которой получен раздражитель. Например, ощущение в носу заставляет нас чихать, но другие части тела остаются незатронутыми.

Хотя многие мыслители настаивают на отождествлении рефлекторных действий и инстинктов, приведенное выше объяснение ясно показывает, что они имеют некоторое сходство, но не тождественны. Профессор Стаут и Мак Дугалл убедительно повторили, что эти двое явно отличаются друг от друга.


6. Инстинкты и воспитание:

Учитель может сделать значительную работу в сфере образования, если он обладает достаточным знанием инстинктов и инстинктивного поведения, потому что он приходит к пониманию того, что инстинкты определяют поведение человека. Он также узнает, что культурное или социально приемлемое поведение может быть выработано у индивидуума посредством уточнения, преобразования и усиления инстинктивного поведения. Многие ненормальные модели поведения, проявляемые детьми, можно сделать нормальными с помощью этих знаний.

В своей воспитательной деятельности учитель может использовать знание инстинктов следующим образом:

1. Динамизм:

Использование инстинктов детей является очевидной обязанностью учителя. и таким образом выработать в них правильные модели поведения.

2. Неустойчивость:

Период развития различных инстинктов носит временный характер, и если воспитатель разовьет способность наблюдать за возникновением тех или иных инстинктов в определенные периоды у разных детей, он сможет уточнять и модифицировать их поведение и направлять в приемлемые каналы.

3. Резюме:

Ребенка следует воспитывать через резюмирование упорядоченного развития человечества на протяжении всей его истории, точку зрения, предложенную Гербертом Спенсером. По его мнению, порядок, в котором ребенку следует давать знания, такой же, как и тот, в котором он их получил.

4. Формирование характера:

Правильная тренировка инстинктов ведет к формированию характера. Следовательно, учитель должен направить свое внимание на обучение детей контролю и совершенствованию их инстинктивного поведения, чтобы сформировать их характер.

5. Развитие интереса:

Если инстинкты принять за основу воспитания и развития, появится возможность развивать интерес и управлять вниманием детей.

6. Установки:

Путем правильного развития инстинктивного поведения учитель может развить у детей многие желаемые и продуктивные установки. Кроме того, само развитие правильных установок ведет к утончению и сублимации инстинктов.

7. Учебная деятельность, основанная на инстинктах:

Психологи считают, что деятельность, предлагаемая в учебной программе, должна основываться на инстинктах, потому что это будет развивать интерес ребенка к этой деятельности.

8. Творчество:

Ребенок рождается с инстинктом творить или конструировать. Правильное развитие этого инстинкта может пробудить в ребенке стремление к величию.

Рудольф Пинтнер пишет: «Изначальные склонности человека определяют общий фон человеческой цивилизации. Человек общителен. Он испытывает удовлетворение от работы с другими. Он получает защиту, живя с другими, отсюда и его племена и кланы, его деревни и города, его армии и флоты. Его долгий период незрелости дает достаточно времени для многих занятий, отсюда и его сложная система школ. Если бы человек был одиноким животным с кратким детством в год или около того, несомненно, возникла бы цивилизация другого типа.

Инстинкты – это врожденные склонности индивидуума при общем его поведении.

Добавить комментарий