Институты и агенты социализации личности: 3. Агенты и институты социализации

Содержание

Социализация личности. Механизмы и агенты социализации

Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации.
Социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.
Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

  • первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;
  • вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

  1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
  2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.
  3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
  4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
  5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

  • биологическая наследственность;
  • физическое окружение;
  • культура;
  • групповой опыт;
  • индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.
Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.

Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации.
Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.
Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.
Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации.
Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «я» на основе воспринятых им реакций других людей, с которыми он вступает в контакт.
Кули определяет три стадии формирования зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения; наши чувства по поводу этого мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить в точности.
Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.
Таким образом, можно сказать, что на процесс социализации оказывают влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.
В силу того, что социальная среда является объективным условием социализации, составляющие ее элементы также оказывают определенное влияние на этот процесс. Такие элементы общества называются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.
Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека.
Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания.
Итак, наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.
К моменту достижения личностью своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как правило, достигает определенной завершенности.
Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса.
Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления, что существует только белое и черное.
Важным процессом социализации является процесс идентификации.
Идентификация – это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.

Уровни и основные агенты социализации личности

Социализация – процесс длиною в жизнь, в ходе которого индивид становится человеком, личностью. Социализация начинается с момента рождения и продолжается до смерти человека. Этот процесс связан с освоением человеком культурных норм и социальных ролей. Но этот процесс не идет сам по себе. В том, как человек осваивает общепринятые нормы, первоочередную роль играет общество. Именно социум через агентов и институты социализации способствует формированию личности.

Младенец рождается абсолютно беспомощным. Период младенчества и раннего детства – это период жизни, который требует присутствия людей, заботящихся о ребенке. В отличие от животных, период беспомощности у людей очень растянут по времени. К примеру, котёнок на третьей неделе жизни уже способен самостоятельно передвигаться. Ребенку на то, чтобы научиться ползать, требуется несколько месяцев, а, чтобы самостоятельно себя обеспечивать – несколько лет. Но кроме умения удовлетворить биологические потребности, ребенку необходимо научиться жить в обществе. А без помощи общества это не осуществимо.

Помощниками в этом процессе выступают конкретные люди либо учреждения, которые называются, соответственно, агентами и институтами социализации.

Агенты социализации – это индивиды, которые несут ответственность за усвоение человеком социальных норм, действующих в обществе и принятие определенных моделей поведения.

Институты социализации – это сеть учреждений, которые направляют процесс в нужную обществу сторону.

В процессе приобретения социально значимых качеств человек осваивает сначала простейшие, базовые роли, формирует представление о собственном «я». На вопрос «кто я» следуют ответы: «я – ребенок», «я – сын», «я – внук». Это первая стадия социализации. По мере взросления появляются другие роли, более сложные в социальном плане. И на вопрос «кто я?» ответов становится больше: муж, отец, работник, начальник, гражданин и т.п. Эти роли формируются на второй стадии социализации, во взрослой жизни.

Можно сказать, что весь процесс социализации подразделяется на 2 уровня:

  • первичная;
  • вторичная.

Также на двух уровнях действуют конкретные агенты и институты.

Агенты первичной социализации – это самое близкое окружение ребенка, те люди, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование его как личности.

К ним относятся:

  • родители;
  • другие ближайшие родственники;
  • учителя;
  • тренеры;
  • друзья.

Агенты вторичной социализации также воздействуют на личность, но опосредованное. Например, школьный учитель, которые непосредственно занимается с ребенком, – это агент первичного этапа развития личности. А директор школы, к которому ученика вызвали для беседы, – агент вторичной социализации.

К ним также относятся:

  • сотрудники телевидения и радио;
  • полицейские;
  • административный корпус образовательного учреждения;
  • священники и т.п.

На первой, ранней стадии социализации основное воздействие на человека оказывают агенты первичной социализации. Именно через них ребенок знакомится с правилами жизни в обществе и определяет свою позицию в нем. Взрослый человек уже в меньшей степени ориентируется на близких, а вот агенты вторичной социализации, напротив, начинают играть важную роль.

Среди институтов социализации можно обозначить:

  • семью;
  • школу и другие учреждения образования;
  • армию;
  • полицию;
  • церковь;
  • иные.

Если первичная социализация охватывает прежде всего межличностные отношения, то вторичная – социальные.

Функции, которые реализуют агенты первичной социализации обычно множественны. Отец для ребенка может быть и учителем, и другом, и опекуном, и воспитателем. Агенты вторичной социализации выполняют обычно одну функцию, ту, которая связана непосредственно с их профессиональной деятельностью.

Взаимодействуя с разными людьми, ребенок осваивает основные социальные роли, сначала просто копируя их. Процесс копирования, подражания, чрезвычайно важен в начале жизни. Маленький ребенок воспринимает мир через тех, кто о нем заботится. Если это вдруг оказываются не люди, то процесс социализации не запускается.

Есть специальный термин – «феральные люди». Его применяют к детям, которые в силу ряда причин оказались в раннем детстве лишены человеческого общества и воспитывались животными. Маугли – феральный ребенок из произведения Киплинга. Но в сказке он возвращается к людям, осознав себя человеком. В реальной жизни такого не происходит. Фералы не вписываются в человеческое общество. Они не умеют улыбаться, взаимодействовать с другими людьми, строить сложные предложения. И это не поправимо.

Улыбка матери, руки отца, строгость учителя, полученный от сверстника синяк, отданная малышу конфета – все это выступает важным этапом социализации. Это птенца не надо учить быть птицей. Человек с момента рождения именно учится быть человеком, и если момент упустить, это произойдет только в биологическом плане, но не в социальном.

Первичные агенты социализации, находясь в тесном контакте с ребенком, дают ему пример для подражания, причем не тогда, когда сами этого хотят, а всегда. Именно на уровне подражания происходит принятие норм и ценностей общества, усвоение культуры как таковой. Следует заметить, что ребенок таким образом учится не быть кем-то, для этого есть специальные формы обучения, а копировать стандартное поведение тех, кто находится рядом с ним. Каждый тип агентов учит ребенка только тому, кем он на данный момент является сам. То есть мать учит дочку быть взрослой женщиной, подруга – быть девочкой, девушкой. Таким образом в сознании закладываются образы приписываемых статусов, которые потом проявляются через социальные роли.

Разные агенты в конкретные периоды взросления имеют более высокие или низкие приоритеты. В первые годы жизни высший приоритет – у родителей. Именно они являются основным источником подражания. Позже таковыми становятся учителя, друзья. На этапе первичной социализации ребенок собирает коллекцию статусов и ролей, примеряя их на себя. Позже через них формируются ценности и мировоззрение.

Момент взросления – это этап глобальной перезагрузки. Многие сформированные ценности обнуляются, происходит так называемая ресоциализация, или вторичная социализация. Предписываемые статусы начинают заменяться достигаемыми. Человек пробует себя в новых ролях. То, что было позволительно ребенку и терпимо у подростков, во взрослой жизни становится недопустимым, и наоборот. Взрослый, сосущий сосульку, вызывает такое же недоумение и осуждение, как ребенок с бокалом пива в руках.

К этим новым условиям приходится приспосабливаться, и этот процесс как раз и называют вторичной социализацией. Вторичная социализация продолжается до конца жизни. Человек поступил в ВУЗ, и ему приходится осваивать новый для себя статус студента. Только освоился, уже учеба закончилась, и надо искать работу. Статус работника, мужа, отца, деда, пенсионера – все это требует переосмыслений и выстраиваний новых отношений с миром.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. Процесс социализации условно можно разделить на 2 уровня: первичная и вторичная социализация.
  2. Первичная социализация – важнейший этап в жизни человека, который позволяет ему встроиться в общество, стать социальным существом.
  3. На разных этапах жизни наиболее близкие человеку люди, исполняя функции социализации, формируют у него те или иные качества, ценности, установки.
  4. Если эти функции выполняет учреждение, оно называется институтом социализации.

3. Социализация личности, агенты социализации

Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в куда более сложном мире – в социальной реальности. Поэтому совершенно объяснимо, что период подготовки к взрослой жизни у человека наиболее затянут. В последнее время ученые пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь, таковы требования современного общества. Этот процесс в социологии получил название социализации.

Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

Социализация представляет собой процесс обучения своему социальному месту (статусу). Именно в ходе социализации человек обретает вначале политическую (получение паспорта и права голосовать и быть избранным), затем экономическую (устройство на работу, которая способна его прокормить) и социальную (создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельность.

Однако социализация это не только обретение самостоятельности, но и процесс формирования личности, осознания и осмысления своего «Я».

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, каким образом происходит превращение человека в индивида и в личность. Процесс социализации проходит не сам по себе, а посредством чьей-то помощи и эти помощники называются агентами социализации.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации, направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на агентов первичной и вторичной социализации.

К агентам первичной социализации можно отнести родителей, дедушек, бабушек, братьев, сестер, других близких и дальних родственников, друзей, учителей, тренеров, сотрудников и т.д.

Агенты вторичной социализации – это представители администрации школы, университета, предприятия, армии, политической партии, средств массовой информации и т. д.

Вторичная социализация относится к опосредованному, формальному окружению человека и состоит из воздействий учреждений и институтов. Контакты с агентами вторичной социализации происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем воздействие первичных агентов.

Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, хотя по убывающей она сохраняется и на более поздних стадиях. Вторичная социализация более интенсивно проявляется во второй половине жизни человека, когда повзрослевший, он сталкивается с формальными институтами и организациями.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная – сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Так, например, преподаватель, если между ним и студентом сложились близкие, неформальные доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации, но если он лишь выполняет свою формальную роль, будет являться агентом вторичной социализации.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, выполняют 1-2 функции: школа дает знания, церковь – духовное воспитание, предприятие – экономические навыки и т. п.

Напротив, агенты вторичной социализации универсальны, они выполняют множество функций. Родители, например, зачастую выполняют все вышеназванные функции и даже более.

От социализации необходимо отличать:

Адаптацию – ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям,

Обучение – приобретение новых знаний,

Воспитание целенаправленное воздействие агентов социализации на поведение индивида,

Взросление социопсихическое становление человека, обычно относится к возрасту от 10до 20 лет.

Процесс социализации проходит стадии, которые принято называть жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. На каждой стадии те или иные агенты социализации выполняют ключевую роль и являются ответственными за выполнение основных задач социализации на данном этапе.

этапы, виды. Агенты и институты социализации личности. — Студопедия

Социализация личности — это процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит. Социализация подразумевает передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирует ценности, идеалы, нормы и правила социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;

2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям:

· Агенты первичной социализации- родители, братья, сестры, близкие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

· Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.


Институты социализацииучреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

· Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д.

· Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

1. Стадия адаптации (от рождения до подросткового периода). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.

3. Интеграция — внедрение в жизнь общества.

4. Трудовая — происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст) — передача социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией.

Десоциализация может быть добровольной и вынужденной. Примером добровольной десоциализации могут выступать: уход в монастырь, революционная деятельность. Этот процесс не ведёт к нравственной деградации личности, а, напротив, может даже духовно обогатить ее.


В случае вынужденной десоциализации её причиной яв­ляется резкое и неблагоприятное изменение социальных условий — потеря работы, личные проблемы. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности — алкоголизму, наркомании, бродяжничеству.

Социология семьи. Понятие и виды семей в социологии.

Семья — основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Типология семей

По количеству проживающих поколений

a) Нуклеарная (двухпоколенная): её образует только семейное ядро (жена, муж, дети)

b) Расширенная (многопоколенная): семья, состоящая из родителей, их детей и совместно проживающих с ними других родственников

 По числу детей в семье

a) Бездетные

b) Малодетная (1-2 ребёнка)

c) Среднедетная (3-4 ребёнка)

d) Многодетная (5≤ детей)

По полноте состава членов семьи

a) Полные

b) Неполные

По типу власти в семье

a) Патриархальная (глава — мужчина)

b) Матриархальная (глава — женщина)


c) Эколитарная (присутствуют элементы патриархата и матриархата. В такой семье не ущемляются права ни мужчины, ни женщины)

По выбору места жительства

a) Патриархальная (супруги проживают в доме мужа)

b) Матриархальная (супруги проживают в доме жены)

c) Неолокольная (супруги живут самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников)

d) Унилокальная (супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе, снимая жильё)

По родословной и наследованию имущества

a) Патрилинейная (наследование фамилии, имущества и социального положения ведётся по отцу)

b) Матрилинейная (наследование фамилии, имущества и социального положения ведётся по матери)

c) Билинейная (человек может считать и определять своими родственниками родных или по женской, или по мужской линии, в зависимости от ситуации)

По социальному составу семьи

a) Гомогенная (супруги — выходцы из одной социальной страты)

b) Гетерогенная (супруги — выходцы из разных социальных страт)

10.

 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ. Основы социологии и политологии: Шпаргалка

Читайте также

9. ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ личности ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

9. ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ личности ЗИГМУНДА ФРЕЙДА Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания. Если говорить о движущих силах развития личности, то следует выделить

7. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

7. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания. Если говорить о движущих силах развития личности, то следует выделить

Социализация

Социализация процесс и результат вхождения и становления индивида в социальной среде как члена общества под влиянием всего спектра факторов: биологических предпосылок, социального познания и общения (мира вещей, социальных ролей и функций, норм, прав и обязанностей и

Страховые агенты

Страховые агенты СТРАХОВЫЕ АГЕНТЫ — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными

30. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

30. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Существует два основных научных подхода к формированию личности:1) личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, которые играют доминирующую роль;2) личность – это продукт в первую

31. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

31. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ Социализация – процесс усвоения и воспроизводства социальных ролей и культурных норм. Процесс социализации продолжается всю жизнь – с детства и до глубокой старости. При этом социальное развитие человека нельзя изучать в

9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА Социальная роль – способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам и правилам и зависит от социального статуса человека. Впервые определение социальной роли

41. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

41. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ Сегодня в России существуют несколько основных типов социальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:1. Дом ребенка (дом малютки) – учреждение принимающее на воспитание и

Агенты влияния

Агенты влияния Из материалов закрытого заседания Верховного Совета СССР (17 июня 1991 г.). На нем председатель КГБ В. А. Крючков заявил, что в 1977 г. в ЦК КПСС была передана записка за подписью Ю. В. Андропова (руководитель КГБ того времени), подготовленная Отделом внешней

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. socialis — общественный) — процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм. Феномен С.

Торговые агенты

Торговые агенты Хороший торговый агент тот, кто способен заговорить клиента до разорения. NN Хороший торговый агент способен продать три пары перчаток Венере Милосской. Роберт Орбен в редакции Дм. Пашкова Предложенный товар уже наполовину продан. Ноэль Дю Файль Если у

Торговые агенты

Торговые агенты Хороший торговый агент тот, кто способен заговорить клиента до разорения. NN* Хороший торговый агент способен продать три пары перчаток Венере Милосской. Роберт Орбен в редакции Дм. Пашкова Предложенный товар уже наполовину продан. Ноэль Дю Файль* Если

Торговые агенты

Торговые агенты См. также «Покупатель и продавец» (с.199)Хороший торговый агент, как хороший повар, умеет возбудить аппетит, даже когда покупатель, казалось бы, вовсе не голоден.Из книги Э. Маккензи «14 000 фраз…»Продажа начинается тогда, когда клиент сказал

Социализация личности в педагогическом процессе

Определение 1

Социализация в педагогике – это процесс вхождения человека в социум на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста и воспитания, окружения, среды функционирования.

Определение социализации в педагогике разных авторов:

  • И.С.Кон: социализация — «усвоение социального опыта, создающего конкретную личность»;
  • Н.Смезлер: социализация — «процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям»;
  • Э.Гидденс: социализация – «процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился» и т.д.

Социализация в рамках педагогической теории включает в себя такие элементы:

  • формирование сознания и мировоззрения при помощи овладения языком, привития социальных ценностей и идеалов;
  • передача культуры и культурного наследия, присущих группе социума, к которой относит себя человек;
  • присвоение социальной роли, приобретение навыка коммуникаций, самореализации;
  • аккумулирование социального опыта.

Социализация как процесс, явление и результат

Педагогическая теория рассматривает социализацию в трех аспектах: как процесс, как явление и как итог формирования личности.

Социализация как процесс ставит целью формирование и развитие личности, определяемые взаимодействием человека и социокультурной среды, способами приспособления к условиям этой среды, а также самореализацией, которая имеет зависимость от особенностей индивидуума. Таким образом, социализация как процесс обусловливает формирование личности как элемента общества, в котором она существует.

Определение 2

Социализация как явление служит обозначением факта наличия общества, представляющего из себя среду развития социальной сущности человека.

Социализация как результат есть общая социально-педагогическая характеристика человека в разные возрастные периоды как члена общества.

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Процесс формирование личности заключен в возрастании и углублении социальных интересов, побуждающих к деятельности; в приобретении идеалов и ценностей, служащих основой функционирования; в осознании стремлений, которые являются отражением потребностей индивидуума; в появлении ценностных ориентиров, в том числе, выражающих значимые социальные явления; в выполнении человеком социальных ролей, возникающих при реализации той или иной социальной функции; наконец, в приобретении опыта социального поведения – накопления умений и навыков, их воспроизводство и дальнейшая передача.

Социальный опыт призван помочь человеку в его социальном изменении, становлении его как личности, получении знаний социальных норм и передаче имеющегося опыта следующему поколению.

Ранее мы уже говорили о том, что социализация есть процесс взаимодействия индивидуума и социума.

Определение 3

Люди, социальные группы, социальные институты, взаимодействующие с человеком в ходе социализации, называются агентами социализации.

Агенты социализации

Педагогическая теория подразделяет агентов социализации на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.

Агенты первичной социализации: это все социальные структуры, которые непосредственно взаимодействуют с личностью, оказывая на него прямое влияние – родители, родственники, друзья, детский сад, школа и пр. Здесь в основном речь идет о ранних этапах жизни человека.

Агенты вторичной социализации: социальные структуры, оказывающие влияние на человека опосредованно – армия, религиозные общины, СМИ, государство. Агенты вторичной социализации воздействуют на личность в более поздние этапы развития: зрелость и старость.

Виды социализации в педагогике

Педагогическая теория выделяет следующие виды социализации;

  1. полоролевая социализация подразумевает освоение человеком социальных ролей, исходя из его половой принадлежности. Проявление этого вида, конечно, различны в разные возрастные периоды: в детстве человек самоидентифицирует себя как мальчика или девочку; в юности – как жениха или невесту; в зрелом – муж или жена, мать или отец и т.д.
  2. семейно-бытовая социализация предполагает овладение социальными ролями в рамках семьи согласно существующему социальному положению;
  3. профессионально-трудовая социализация заключается в освоении социальных ролей в рамках профессиональной деятельности;
  4. субкультурно-групповая социализация включает в себя выполнение социальных ролей согласно культуре окружения человека, пространства, в котором он живет, обучается, развивается и трудится.

Предрасположенности в процессе социализации

Педагогика также рассматривает индивидуальные предрасположенности личности к социальному развитию, которые могут быть врожденными или приобретенными.

Социализация позволяет реализовать и усилить или, напротив, ослабить эти предрасположенности. Согласно социальной важности, индивидуальные предрасположенности подразделяют на:

  • позитивные – способствуют целенаправленному и осознанному развитию человека в самые благоприятные моменты. Особенно важно учитывать позитивные предрасположенности в работе с детьми с особенными потребностями;
  • негативные – отличительные черты личности человека, которые ограничивают возможности его развития, негативно влияют на возможность реализации.

Педагогическая теория выделяет два направления, определяющих особенности социального развития человека:

  1. биогенетическое направление: гласит о том, что развитие обусловлено наследственностью. Однако, существенных оснований это направление не имеет: было бы правильнее сказать, что наследственность задает возможный путь развития человека, недостаточный и необязательный для выполнения;
  2. социогенетическое: предполагает, что человек – пластичный материал, способный под влиянием воспитания принять нужную форму. Данное направление также не отличается совершенством: влияние воспитателя ограничено способностями и возможностями ребенка к изменениям.
Замечание 1

Резюмируя, скажем о том, что социализация – многогранный процесс, который должен учитывать разнообразные факторы: особенности и возможности человека, его предрасположенности. Биогенетическое и социогенетическое направления должны дополнять друг друга, и в этом единстве кроется понимание социализации в педагогике.

Социализация личности 8 (стр. 2 из 4)

Первичная социализация

В социализации как в процессе выделяют этапы. Прежде всего, процесс делят на две большие группы: первичная, охватывающая период детства, и вторичная, занимающая более длительный временной промежуток времени и включающая также в себя зрелый и преклонный возраст, социализации, с которыми также связаны агенты и институты социализации.

Термин «первичная» в социологии относится ко всему, что составляет непосредственное ближайшее окружение человека. Это его родители, браться, сестры, братья, близкие и дальние родственники – все это агенты первичной социализации. Собственно, это не только ближайшая к человеку среда, но и важнейшая сфера для его формирования, особенно на ранних стадиях развития. Первичная социализация – сфера межличностных отношений. Вот почему для первых этапов социализации важно присутствие семьи близко от ребенка и контроль над его развитием. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, к которой он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которой лежат связи между индивидами и освоение социальных навыков.

В общем процесс социализации личности можно разделить на 4 этапа: первое детство, детство и отрочество, зрелость и старость. К первичной социализации относится детство и отрочество.

Первое детство очень важно. Первые мгновенья жизни малыша имеют наибольшее значение для образования связи между ребенком и каждым из родителей. В основе формирования этой связи лежат взгляды и, в особенности, улыбки. Известно, что, начиная со второй недели, малыш начинает обнаруживать большой интерес к человеческому лицу и даже способен отличить лицо своей матери от лица чужого, незнакомого человека.

Между 8-м и 12-м месяцами у ребенка начинают четко проявляться привязанности. Ребенок четко может определить, что у него пропал из виду знакомый предмет. Яркий пример: если ребенка отнять от матери и передать в руки незнакомому человеку, малыш разразится плачем, но не только потому, что ему страшно перед незнакомым человеком, то есть в незнакомой обстановке, а больше влияет на его реакцию неузнавание в новом лице материнских черт. Именно этот этап связан с развитием представлений о постоянстве. Кроме того, постоянное присутствие рядом социального партнера приводит на 8-м или 9-м месяце жизни представления у ребенка о собственной перманентности.

В отрочестве группы сверстников играют важную роль, ведь ребенок в таком возрасте гораздо легче и охотнее идентифицирует себя с другими подростками, нежели со старшими. Этот период связан с формированием установок и развитием идентификаций.

Первичная социализация завершается, когда в сознании индивида укоренено понятие «обобщенного другого» и все, что его сопровождает. С этого момента он становится действительным членом общества и субъективно обладает своим Я и миром.

Агенты первичной социализации

Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире – в социально сконструированной реальности. Природа в этом случае не позаботилась о подходящем «жилище» для человека, поэтому на протяжении всей своей жизни человек будет искать себе пристанище в виде профессии, статуса, должности, либо как-то еще. Важно, что это «место» кормит, поит, одевает человека и дает ему уверенность в завтрашнем дне. У ребенка до 15 лет нет такой «крыши», поэтому он существует в полной зависимости от родителей и от своих родных.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, так что агенты социализации здесь играют главнейшую роль. Плюс они выполняют гораздо больше ролей и функций, нежели агенты вторичной социализации. Отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг и т.д. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Сверстники же равны ему. При этом разные социальные агенты как бы конкурируют друг с другом за право обладания преимущественного влияния на ребенка. Предположим, родители ребенка и его друзья, оказывают противоположное влияние на объект, при этом каждый дает ему неоценимые знания о том, как быть взрослым, или, наоборот, ребенком. То есть таким образом они облегчают ему переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.

Подразумевая конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты». В первичной социализации агенты социализации могут называться также институтом социализации, если говорить о них в общем виде. Например, институт семьи.

Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Первичным институтом социализации можно также называть не только семью, но и школу, которая в которой ребенок испытывает большое влияние агентов.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. И напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослев, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, СМИ, армией, церковью и т.д.

Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация – это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества.

Вторичная социализация

Вторичная социализация, как уже было сказано, охватывает в большей степени зрелость и старческий период. Период зрелости характеризуется большим, по сравнению с предыдущим периодом, количеством друзей у молодых людей, состоящих в браке. В среднем, их число составляет семь человек, они подбираются по сходству вкусов, взглядов на мир, интересов и по географическому удобству общения. Деятельность в расцвете зрелости направлена на достижение поставленных жизненных целей, это не позволяет много времени уделять друзьям. Поддерживаются лишь самые прочные связи.

С приходом старости и теми драматическими событиями, что сопровождают этот период, жизнь человека переворачивается. Теряются дружеские связи. Но социализация личности на этом не заканчивается, ведь этот процесс длится всю жизнь, хотя и несколько меняет свое направление по сравнению с предыдущими этапами.

Доктор Орвиль Г. Брим приводил различия между социализацией взрослого и ребенка: социализация взрослого в большой степени направлена на изменение своего внешнего поведения, а детская – корректирует базовые ценностные ориентации; взрослые оценивают нормы, дети в большинстве случаев могут их только усваивать; социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыкам, социализация же детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

То есть детям в их большинстве свойственно в основном усвоение получаемых данных и принятие их такими, какие они есть, без возможности обсуждать мнение взрослых, предположим, родителей. Взрослые люди вынуждены устанавливать себе приоритеты в сложных ситуациях, которые часто не совпадает с мнением их родителей или противоречит каким-то нормам.

Институты вторичной социализации

Как и в первичной социализации, во вторичной, или продолженной, есть свои агенты социализации. Первичные агенты социализации тоже играют здесь роль и могут также выступать как агенты вторичной. Агенты вторичной социализации – представители школы, университета, предприятия, армии и т.д., то есть все те, кто является представителем официальных структур и влияет на социальную деятельность человека. Термин «вторичная» обозначает тех, кто стоит во втором «эшелоне влияния», оказывает менее важное влияние, так как личность человека уже почти сформирована. И их воздействие обычно менее глубокое, чем у первичных. Вторичными в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. И именно они относятся к институтам социализации. Вторичные агенты выполняют одну или две функции и, в отличие от первичных, их влияние довольно ограниченно. Агенты не могут заменять друг друга, так как они выполняют различные функции и имеют узконаправленную специальность. Например, судья не может заменить бригадира или учителя.

Еще одно различие между агентами первичной и вторичной социализации – агенты вторичной социализации получают за свою деятельность материальное вознаграждение.

Теории социализации

Большинство концепций, которые разбирают основные этапы социализации, ограничиваются рассмотрением первичной социализации.

Кули – Мид

Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром.

Огромное значение в социализации индивида, по мнению Ч. Кули, играют первичные группы (семья, друзья, и т. д.). Мнения родителей, друзей, соседей становятся для ребенка настолько важными, что под их влиянием у него развивается способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я», которое Ч. Кули назвал «зеркальным Я». Другие люди – это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид и формирует своё собственное «Я» как некую сумму зеркальных «Я», отражающих личностный мир других. Таким образом, человеческое «Я» оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих.

«Зеркальное Я» становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому, у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей, вырабатывается чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С возрастом у детей вырабатывается чувство самоконтроля под влиянием требования окружающих. Они все в большей степени учитывают нормы и ценности социального окружения.

6 лучших агентств социализации | Поведение

Эта статья проливает свет на основные и второстепенные факторы социализации: — 1. Дом или семья 2. Соседство и сообщество 3. Группа сверстников 4. Социальный класс 5. Религия 6. Культура.

Агентство № 1. Дом или семья :

Каждый ребенок рождается в семье. Дом или семья — это первое социальное учреждение, с которым ребенок вступает в контакт. Взаимодействие с другими членами семьи, родителями, братьями и сестрами и другими людьми оказывает длительное влияние на личность ребенка и его социальное поведение.

Роль семьи, особенно родителей, в формировании модели социального поведения ребенка была впервые подчеркнута Фрейдом. Несомненно, сходство в поведении родителей и детей было замечено гораздо раньше. Но очень часто предполагалось, что это связано с генетическими или наследственными факторами. Именно Фрейд впервые проанализировал это явление и показал, что генетические и наследственные факторы не ответственны за это явление.

Используя формулировки психоаналитической теории, Фрейд попытался объяснить влияние родительского поведения, родительского отношения и опыта раннего детства на развитие личности и социального поведения ребенка. «Семья — это общество в миниатюре», — заметил Фрейд. Приведенное выше утверждение подчеркивает решающую роль семьи в процессе социализации.

Человеческий ребенок по сравнению с молодым животным намного больше зависит от семьи и в течение гораздо более длительного времени.Этот факт в значительной степени определяет непреходящую и важную роль дома в процессе социализации. Психоаналитическая теория развития личности попыталась выявить, как даже такие базовые и явно несоциальные взаимодействия, как кормление, приучение к туалету и другие формы воспитания детей, могут очень сильно влиять на стиль и манеру социального поведения ребенка.

Первоначальные открытия Фрейда в этом отношении были основаны на клиническом опыте.Впоследствии было проведено несколько исследований практики воспитания детей в различных сообществах и обществах с целью понимания взаимосвязи между распространенными методами воспитания детей и характером взрослого человека.

Исследования проводились по разным каналам. С одной стороны, психологи и психоаналитики проводили исследования, чтобы показать, что различные типы психических расстройств могут быть связаны с ранним детством и детским опытом, а также с практикой воспитания детей.Рене Шпиц ввел термин «шизофреногенные матери» для объяснения этиологии шизофрении. Утверждалось, что матери, которые чрезмерно снисходительны и чрезмерно покровительственны, склонны заранее предрасполагать детей к развитию шизофреников.

Исследования нормальных детей, проведенные Сирсом, Болдуином и другими, предоставили доказательства того, что крайние оттенки взглядов и обычаев родителей в отношении воспитания детей имеют определенное влияние на формирование социального поведения детей. Некоторые из поведенческих паттернов, которые были исследованы в этом направлении, — это авторитаризм, агрессивность и зависимость.

Было обнаружено, что агрессивное социальное поведение некоторых людей определенно связано с определенными специфическими моделями воспитания детей. Точно так же зависимость — это еще одна социальная поведенческая характеристика, которая широко исследовалась.

Человек, который чрезмерно агрессивен в своем поведении, часто бывает так, потому что он сам подвергался воздействию, будучи ребенком очень агрессивной и доминирующей матери. Часто говорят, что «невестка, с которой плохо обращаются, становится жестокой свекровью».Психологи также изучали явление, называемое «выученной беспомощностью».

Люди, которые в высшей степени беспомощны и зависимы, очень часто бывают такими, потому что они были либо чрезмерно защищены, либо чрезмерно балованы и, как следствие, не научились быть независимыми и брать на себя ответственность, либо потому что; они были отвергнуты, о них не заботились, они не получали ни внимания, ни тепла во время практики выращивания.

Исследования в этом контексте, возможно, не смогли установить последовательный набор взаимосвязей между методами воспитания детей и другим социальным поведением.Тем не менее, есть достаточно доказательств, чтобы показать, что процесс социализации дома в раннем детстве оставляет неизгладимое впечатление и влияет на социальное поведение ребенка во взрослом возрасте.

Агентство № 2. Район и сообщество :

Каждая семья живет в сообществе. Это дает человеку основу для расширения социальных отношений и взаимодействия за узкие рамки дома. Это особенно верно в отношении деревень, где существует гораздо больше взаимодействия между различными семьями.Ввиду этого вполне естественно, что сообщество должно играть важную роль во влиянии на процесс социализации. Соседские дяди и тети — источник социального обучения.

Больше, если члены общины долгое время проживают вместе семьями. В некотором смысле, районное сообщество можно рассматривать как первичный агент социализации, следующий по важности после дома. Помимо собственных родителей, на формирование социального поведения растущего ребенка влияют и взрослые, живущие по соседству.

Агентство № 3. Группа равных :

Термин группа равных означает группу равных, с которыми взаимодействует ребенок. Это может быть игровая группа, классная группа или любая группа людей более или менее одного возраста и уровня роста. Роль группы сверстников в процессе социализации весьма значительна. Влияние группы сверстников достигает наивысшего уровня в подростковом возрасте.

Фрейд заметил, что в течение этого периода, названного им «латентным периодом», процесс социализации идет очень быстро и очень интенсивно.Салливан назвал этот этап «юношеской эрой». По словам Салливана, в этот период процесс социализации протекает с максимальной интенсивностью.

Некоторые люди также называют эту эпоху «эпохой банд». Влияние группы сверстников проявляется в развитии интересов, ценностей, стилей общения и т. Д. Точно так же совместное поведение и чувство «правильного и неправильного» — это области, в которых чувствуется влияние группы сверстников.

Влияние группы сверстников также может быть отрицательным. Очень часто в результате влияния группы сверстников у детей развивается негативистское отношение и девиантные модели поведения.Установлено, что малолетние правонарушители очень часто действуют как банды. Важность влияния группы сверстников можно легко увидеть, если сравнить социальное поведение студентов, которые останавливались в общежитиях, и тех, кто не останавливался в общежитиях.

Агентство № 4. Социальный класс :

Социальный класс или то, что мы можем назвать «социально-экономическим классом», является еще одним фактором, который играет решающую роль в процессе социализации. Это естественно, потому что привычки воспитания детей, принятые родителями, различаются в зависимости от социального класса.

Кроме того, характер жизни дома также различается в зависимости от социального класса. Ребенок из дома, принадлежащего к более высокому социальному классу, получает больше доступа к средствам массовой информации, таким как газеты, журналы и телевидение, и поэтому более открыт для вторичной социализации.

Это не относится к детям, происходящим из семей, принадлежащих к группам с более низким доходом. Кроме того, типы людей, с которыми взаимодействуют члены конкретной семьи, также зависят от социального класса. Дети из семей высших слоев общества больше путешествуют, больше читают, посещают вечеринки с родителями и посещают клубы чаще, чем дети из групп с более низким доходом.

Все эти факторы способствуют различиям в процессе социализации и в конечном итоге приводят к различным типам социального поведения. Торстейн Веблен выдвинул теорию, которую он называет теорией «праздного класса».

По его словам, «в современном мире люди из групп с более высокими доходами придают большое значение« демонстративному потреблению и демонстративному отдыху ». Люди с более высокими доходами не только потребляют больше, но и хотят, чтобы это заметили другие.

Психологи также обсуждали «синдром среднего класса». Было замечено, что культура среднего класса является гораздо более пуританской с упором на твердую приверженность традиционным принципам морали. Их также называют более амбициозными, предприимчивыми и ориентированными на рост.

Исследования также показали, что дети из низших классов приобретают чувство независимости и самостоятельности намного быстрее, чем дети из групп с более высокими доходами. Дети из групп с более высоким доходом часто оказываются более зависимыми.Таким образом, можно видеть, что социальный класс, к которому принадлежит ребенок, имеет большое влияние на управление процессом социализации и, в конечном итоге, на социальное поведение человека. В то же время видно, что именно средний класс с готовностью отказывается от ценностей.

Агентство № 5. Религия :

Религия — еще одно агентство, которое участвует в процессе социализации, особенно в развитии ценностей и отношений.Читатель мог встретить термин «протестантская этика», используемый для описания ценностей, взглядов и ориентации определенных групп людей, которые придерживаются веры протестантов. Таким образом, ценности, взгляды и ориентации людей в США обычно описываются как отражающие «протестантскую этику».

Agency # 6. Культура :

Читатель может вспомнить, что при обсуждении возникновения кросс-культурной перспективы упоминалось о важности культуры в формировании поведения.Культура определяется как искусственная часть нашей окружающей среды. Важность культуры в формировании личности и социального поведения человека сначала подчеркнули антропологи, а затем психоаналитики.

Культура — очень широкий термин. Люди, принадлежащие к разным религиям, могут иметь одну и ту же культуру; таким образом, мы говорим о восточной культуре, семитской культуре, тевтонской культуре и т. д. или, возможно, в этом отношении даже об арийской культуре. У людей, живущих на Востоке, есть много общего, несмотря на различия между ними, и что отличает их от жителей Запада.

У людей Индии много общего, будь то индуисты, мусульмане, христиане, парсы или сикхи. Культура играет очень важную роль в обеспечении основы для процесса социализации, а также в обеспечении сходства личности и социального поведения.

Абрам Кардинер предложил концепцию «базовой структуры личности». Термин базовая структура личности подразумевает, что в любой культуре люди склонны развивать базовую общую систему ценностей, установок, мотиваций и т. Д., несмотря на различия. Культура формирует основной характер личности.

Семья, школа, группы сверстников и СМИ

Агентства социализации: семья, школа, группы сверстников и СМИ!

В целом можно сказать, что все общество является агентом социализации и что каждый человек, с которым человек вступает в контакт и взаимодействует, в некотором роде является агентом социализации. Социализация присутствует во всех взаимодействиях, но наиболее влиятельное взаимодействие происходит в определенных группах, которые называются агентствами социализации.

Незаметное начало процесса для новорожденного ребенка — это его ближайшая семейная группа, но вскоре это распространяется и на многие другие группы. Помимо семьи, наиболее важными являются школы, группы сверстников (кружки друзей) и средства массовой информации.

Семья :

Первый мир ребенка — это мир его семьи. Это сам по себе мир, в котором ребенок учится жить, двигаться и существовать. В нем решаются не только биологические задачи, связанные с рождением, защитой и кормлением, но и развиваются те первые и интимные ассоциации с людьми разного возраста и пола, которые составляют основу развития личности ребенка.

Семья — это главное средство социализации. Именно здесь у ребенка развивается первоначальное чувство собственного достоинства и выработка привычки — еда, сон и т. Д. В очень большой степени идеологическая обработка ребенка, будь то в примитивном или современном сложном обществе, происходит в кругу основной семьи. группа. Первые человеческие отношения ребенка складываются с ближайшими членами его семьи — матерью или медсестрой, братьями и сестрами, отцом и другими близкими родственниками.

Здесь он испытывает любовь, сотрудничество, авторитет, руководство и защиту.Язык (особый диалект) также изучается в детстве в семье. Восприятие людьми поведения, соответствующего их полу, является результатом социализации, и большая часть этого усваивается в семье.

Как основные агенты социализации детства, родители играют решающую роль в наставлении детей в их гендерные роли, которые считаются уместными в обществе. Они продолжают обучать гендерному ролевому поведению сознательно или бессознательно на протяжении всего детства. Семьи также учат детей ценностям, которых они будут придерживаться на протяжении всей жизни.Они часто перенимают отношение своих родителей не только к работе, но и к важности образования, патриотизма и религии.

Школа :

После семьи ответственность за социализацию берет на себя учебное заведение. В некоторых обществах (простых обществах без грамотности) социализация почти полностью происходит в семье, но в очень сложных обществах дети также социализируются системой образования. Школы не только обучают чтению, письму и другим базовым навыкам, они также учат студентов развивать себя, дисциплинировать себя, сотрудничать с другими, подчиняться правилам и проверять свои достижения на соревнованиях.

Школы изучают набор ожиданий в отношении работы, профессии или занятий, которым они будут следовать, когда станут зрелыми. Школы несут формальную ответственность за передачу знаний по тем дисциплинам, которые являются наиболее важными для функционирования взрослых в нашем обществе. Было сказано, что обучение дома находится на личном, эмоциональном уровне, тогда как обучение в школе в основном интеллектуальное.

Группа аналогов :

Помимо мира семьи и одноклассников, группа сверстников (люди их возраста и аналогичного социального статуса) и товарищи по играм сильно влияют на процесс социализации.В группе сверстников маленький ребенок учится подтверждать принятые в группе методы и ценить тот факт, что социальная жизнь основана на правилах. Группа сверстников становится значимыми другими в терминологии Г. Медовуха для маленького ребенка. Социализация в группе сверстников в наши дни увеличивается день ото дня.

Сегодня молодые люди проводят много времени друг с другом вне дома и семьи. Молодые люди, живущие в городах или пригородах и имеющие доступ к автомобилям, проводят много времени вместе вдали от своих семей.Исследования показывают, что они создают свои собственные уникальные субкультуры — культуру университетского городка, культуру наркотиков, культы мотоциклистов, культуру спортивных групп и т. Д. Группы сверстников выполняют ценную функцию, помогая переходу к взрослым обязанностям.

Подростки отчасти подражают своим друзьям, потому что группа сверстников поддерживает значимую систему поощрений и наказаний. Группа может побудить молодого человека заниматься делами, которые общество считает достойными восхищения.

С другой стороны, группа может побуждать кого-то к нарушению норм и ценностей культуры, безрассудно управляя автомобилем, кража в магазинах, угоня автомобили, совершая акты вандализма и тому подобное.Некоторые исследования девиантного поведения показывают, что влияние группы сверстников на формирование моделей поведения больше, чем просто семья.

Почему некоторые молодые люди выбирают группы сверстников, которые в целом поддерживают социально одобренные ценности взрослых, в то время как другие выбирают группы сверстников, которые находятся в состоянии войны со взрослым обществом? Кажется, что выбор связан с самооценкой. Возможно, это изречение работает — «видеть — значит вести себя». Как мы себя видим — это то, как мы себя ведем.

Обычный преступник считает себя нелюбимым, недостойным, неспособным, неприемлемым и недооцененным.Он объединяется с другими такими обездоленными молодыми людьми в группу сверстников-правонарушителей, которая усиливает и наказывает его обиженное и агрессивное поведение. Законопослушный юноша считает себя любимым, достойным, способным, принятым и оцененным. Он объединяется с другими такими молодыми людьми в соответствующую группу сверстников, которая укрепляет социально одобренное поведение.

СМИ :

От ранних форм печати до электронных коммуникаций (радио, телевидение и т. Д.) СМИ играют центральную роль в формировании личности людей.С прошлого века технологические инновации, такие как радио, кино, музыкальные записи и телевидение, стали важными факторами социализации.

Телевидение, в частности, играет решающую роль в социализации детей почти во всем новом мире. Согласно исследованию, проведенному в Америке, средний молодой человек (в возрасте от 6 до 18 лет) тратит больше времени на просмотр «трубки» (от 15 000 до 16 000 часов), чем на учебу в школе. Помимо сна, просмотр телевизора — самое трудоемкое занятие молодых людей.

По сравнению с другими агентами социализации, рассмотренными выше, такими как семья, группа сверстников и школа, телевидение имеет определенные отличительные характеристики. Это разрешает имитацию и ролевые игры, но не поощряет более сложные формы обучения. Смотреть телевизор — это пассивное занятие. Психолог Ури Бронфенбреннер (1970) выразил озабоченность по поводу «коварного влияния» телевидения, побуждающего детей отказаться от человеческого общения в пользу пассивного просмотра.

Рабочее место :

Фундаментальный аспект человеческой социализации включает обучение правильному поведению в рамках занятия.Профессиональная социализация не может быть отделена от опыта социализации, который происходит в детстве и юности. Мы в основном сталкиваемся с профессиональными ролями, наблюдая за работой наших родителей, людей, с которыми мы встречаемся, когда они выполняют свои обязанности, и людей, которых изображают в средствах массовой информации.

Государство :

Социологи все больше осознают важность государства как агента социализации из-за его растущего влияния на жизненный цикл.Защитные функции, которые ранее выполнялись членами семьи, постепенно перешли к другим учреждениям, таким как больницы, поликлиники и страховые компании. Таким образом, государство стало поставщиком услуг по уходу за детьми, что дает ему новую и прямую роль в социализации младенцев и маленьких детей.

Не только это, жизнь человека как гражданина сильно зависит от национальных интересов. Например, профсоюзы и политические партии служат посредниками между человеком и государством.Регулируя до некоторой степени жизненный цикл, государство формирует процесс станции, влияя на наши представления о надлежащем поведении в определенном возрасте.

Агент социализации — обзор

Введение

Как заставить детей делать то, что их просят, является серьезной проблемой для многих, если не для большинства родителей. Конечно, большинство детей не подчиняются всем просьбам родителей, и существуют различия в том, сколько случаев несоблюдения родители готовы терпеть.Тем не менее чрезмерное раннее несоблюдение требований является предвестником более поздних проблем с правонарушением и антиобщественным поведением. Соответственно, исследователи обнаружили, что маленькие дети, которые демонстрируют высокий уровень несоблюдения указаний родителей и учителей, испытывают трудности с регулированием своего собственного поведения и по мере взросления проявляют все большую агрессию по отношению к своим родителям и сверстникам, а также демонстрируют плохо в академической среде. Часто этих детей направляют на терапевтическое вмешательство, причем эти вмешательства в значительной степени сосредоточены на обучении родителей, чтобы они научились поощрять более высокий уровень соблюдения.Это не означает, что несоблюдение требований является единственным источником проблемного развития. Например, моделирование является мощной силой социализации, поскольку подверженность агрессивному, импульсивному поведению способствует тем же действиям у наблюдателей. Однако в этой статье основное внимание уделяется отказам детей следовать внушениям, командам и указаниям, а также реакциям агентов социализации на эти отказы.

Следует отметить, что несоблюдение требований не является полностью нежелательным. Его первоначальное появление у маленьких детей считается вехой в развитии — проявлением их растущих физических и когнитивных способностей и их желания вести себя автономно или независимо.Подобно тому, как нам некомфортно с детьми, которые проявляют большое несоблюдение, нам также некомфортно с теми, кто слишком уступчивы. Фактически, определенно в западном индустриальном или так называемом индивидуалистическом культурном контексте, одна из основных целей воспитания детей состоит в том, чтобы побудить их принимать независимые решения и использовать собственное суждение (хотя часть родительского воспитания, конечно, включает в себя помощь им. делать мудрые суждения). Однако, когда поощряется неподчинение или независимость мысли, важна ее форма.Гневное, злобное, вызывающее несоблюдение более указывает на будущие трудности, чем несоблюдение, сопровождаемое спокойным обменом мнениями и объяснениями. Однако даже аргументированное несоблюдение требований не ценится всеми. Это менее приемлемо, например, в культурах, которые уделяют больше внимания семейной гармонии и групповой взаимозависимости, так называемых «коллективистских» культурах. Однако даже в этих культурных группах данные свидетельствуют о том, что чувство автономии и свободно выбранное действие, даже если это свободно выбранное действие предполагает подчинение авторитету и выполнение требований авторитетного лица, важны для позитивного психологического функционирования.

Признавая, что некоторая степень и некоторые формы несоблюдения являются положительными чертами социально-эмоционального развития детей, психологи, занимающиеся вопросами развития, уделили значительно больше времени попыткам понять условия, в которых дети, скорее всего, будут подчиняться желаниям своих родителей. Исследования показали, что существует ряд таких условий. Например, было показано, что родители, чутко реагирующие на потребности своих детей в безопасности и защите, имеют более послушных детей: по крайней мере, отчасти причиной их послушания может быть то, что эти дети доверяют своим родителям делать запросы, которые в их силах. интересы.Исследователи также показали, что родители, которые откликаются на просьбы своих детей, будут иметь детей, которые, в свою очередь, с большей вероятностью будут выполнять их просьбы. Эта тенденция отвечать взаимностью является основной частью человеческой натуры и особенностью детей, которую можно использовать с пользой для воспитания склонности к послушанию и сотрудничеству: это будет кратко обсуждено в конце этой статьи. Однако путь к комплаенсу, который получил наибольшее внимание со стороны психологов развития, включает дисциплинарные стратегии, которые используются родителями в ответ на неподчинение их детям.Роль дисциплины в развитии у детей послушания будет, следовательно, в центре внимания этой статьи.

На протяжении всей статьи упор делается на родителей как на воспитателей. Конечно, другие люди, ответственные за социализацию детей, также используют дисциплину — это ясно видно в школьной системе. Однако, по крайней мере, в западных странах большая часть дисциплины возлагается на родителей. Школы ограничены в видах дисциплины, которые они могут налагать, и люди, не являющиеся родственниками или учителями, редко применяют дисциплинарные меры, поскольку такие действия будут негативно восприняты как родителями, так и детьми, которых они дисциплинируют.Таким образом, дисциплина в значительной степени является важной частью отношений между родителями и детьми.

Ошибка разрыва связи

    Приборная панель

    SOC-101-300-173

    Перейти к содержанию Приборная панель
    • Авторизоваться

    • Приборная панель

    • Календарь

    • Входящие

    • История

    • Помощь

    Закрывать