Интеллект что такое: ИНТЕЛЛЕКТ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Эмоциональный интеллект: что это такое, как развить свой EQ

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность личности осознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. Как развить эмоциональный интеллект, по каким признакам можно определить уровень EQ, что относится к его составляющим и как научиться контролировать свои эмоции — в материале Forbes Life

Как наука определяет понятие эмоционального интеллекта

Эмоциональным интеллектом современная психология называет умение человека распознавать, понимать и управлять собственными эмоциями, а также его способность считывать, понимать и влиять на эмоции другого человека. В практическом смысле это совокупность навыков, благодаря которым человек понимает, что его эмоции могут управлять его поведением и влиять на окружающих — причем не только позитивно, но и негативно.

Умение контролировать и сдерживать собственные чувства и не давать им брать верх над тем, как человек ведет себя и какое влияние он оказывает на близких, важно во многих случаях — при обычном общении, нехватке ресурсов, трудностях или успехах в работе, планировании перемен в жизни и не только. В английском языке для обозначения эмоционального интеллекта по аналогии с IQ используется аббревиатура EQ — «emotional quotient», или «эмоциональный коэффициент», а также сокращение EI — «emotional intelligence». 

Впервые об этом навыке в психологическом сообществе заговорили в начале ХХ века. «Эмоциональный интеллект появился в концепции «социального интеллекта» Эдварда Ли Торндайка в 1920 году. Затем эту идею развивал психолог Говард Гарднер, который в 1983 году подробно разрабатывал теорию множественного интеллекта, утверждая, что интеллект включает в себя восемь различных форм», — поясняет психолог, специалист сети клиник доказательной медицины DocMed и DocDeti Никита Прилепский.

 

Вклад в развитие теории эмоционального интеллекта в начале девяностых внесли и исследователи Питер Саловей и Джон Майер — согласно их определению, эмоциональный интеллект представляет собой «форму социального интеллекта, которая включает в себя способность отслеживать свои и чужие эмоции и чувства, различать их и использовать знания о них для того, чтобы управлять своим мышлением и действиями». Изучая это явление, Саловей и Майер также провели эксперимент и показали группе людей трогательный фильм: те зрители, кто умел определять и корректно называть свои эмоции, оправился после его просмотра быстрее тех, у кого таких навыков не было. Таким образом, исследователи подтвердили выдвинутую ими гипотезу, согласно которой люди, способные различать психологические ощущения, в сравнении с остальными более приспособлены к управлению собственными эмоциями.  

Позднее к изучению нового понятия подключился и американский психолог и научный журналист Дэниел Гоулман, выпустивший в 1995 году книгу «Эмоциональный интеллект». В ней он выдвинул радикальное предположение: успеху в карьере человека способствует в большей степени не столько набор знаний, полученных благодаря высшим учебным заведениям, и общая образованность, сколько развитость именно эмоционального интеллекта и умение различать свои эмоции.

Материал по теме

От импульсивности к контролю: из чего состоит эмоциональный интеллект

По мнению психолога Никиты Прилепского, в современной доказательной медицине эмоциональный интеллект корректно разбивать на девять составных компонентов, которые выделили исследователи Атанасиос Дригас и Кара Папуци. «Эта модель в виде пирамиды из девяти уровней приводит к эмоциональному единству в своей вершине: человек пытается достичь последнего уровня пирамиды, потому что на каждой ступени он культивирует значительные эмоциональные, когнитивные и метакогнитивные навыки.

Все они являются важными ресурсами для успеха в личной и профессиональной сферах, межличностных отношениях и в жизни в целом», — комментирует психолог.

Согласно теории, основа эмоционального интеллекта — это эмоциональные стимулы. «Каждый день мы получаем много информации — стимулов из окружающей нас среды, ее событий или явлений. Нам нужно включить эту информацию и различные стимулы в категории, потому что они помогают нам лучше понять мир и людей, которые нас окружают, — объясняет Прилепский. — Когда происходит то или иное событие, наше сознание получает сенсорный стимул. Мысли обрабатывают его и производят отдельные эмоциональные стимулы для каждой из эмоций, которые будут затронуты. Эмоциональные стимулы обрабатываются мыслительным механизмом, который определяет, какие эмоции чувствовать, и вызывает эмоциональную реакцию, которая может повлиять на наше поведение. Эмоциональные стимулы, как правило, приоритезируются в восприятии, обнаруживаются быстрее и получают доступ к сознательному пониманию».

Следующая ступень — распознавание эмоций, нередко даже нескольких и выраженных одновременно. «Распознавание эмоций — это способность точно расшифровывать выражения чужих чувств, обычно передаваемых по невербальным каналам — мимикой, движениями тела. Этот навык связан с социальными способностями и взаимодействием, так как невербальное поведение является надежным источником информации об эмоциональных состояниях других. Способность выражать и распознавать эмоции в других является важной частью ежедневного человеческого взаимодействия и межличностных отношений, поскольку она представляет собой критический компонент социально-когнитивных способностей человека», — поясняет психолог. 

Третью ступенью исследователи считают самосознание — четкое восприятие вашей личности, включая ее сильные и слабые стороны, мысли, убеждения, мотивы и чувства. Чем выше уровень самосознания, тем сильнее способность человека корректировать собственные мысли, эмоции и, следовательно, свое поведение.

Вслед за самосознанием идет самоуправление — то есть умение контролировать свои реакции так, чтобы они не были импульсивными и внезапными. «Самоуправление помогает человеку стать более гибким, экстравертным, восприимчивым и в то же время — менее критическим к ситуациям и менее реакционным на отношение людей, — говорит Прилепский. — Когда вы узнали свои чувства и приняли их, вы сможете лучше управлять ими, использовать их продуктивно для вас самих. Это не означает, что вы должны сдерживать негативные эмоции, но если вы их осознаете, вы можете изменить свое поведение и внести изменения в то, как вы реагируете и управляете своими чувствами, даже если последние негативны». 

Пятой частью эмоционального интеллекта исследователи считают социальную осведомленность — то есть понимание человеком, как он реагирует на различные социальные ситуации, и его способность эффективно менять свое взаимодействие с другими людьми, чтобы достичь наилучших результатов.

Такого рода осведомленность невозможна без эмпатии, благодаря которой мы можем ставить себя на место окружающих, понимать другого человека как личность, распознавать его чувства и эмоции.

«С сочувствием мы можем ментально воспринимать других с их собственной точки зрения и играть активную роль в их проблемах. Конечным результатом социальной осведомленности является постоянное развитие социальных навыков и процесс постоянного совершенствования личности», — рассказывает психолог. Он добавляет: «После развития социальной осведомленности следующим уровнем в пирамиде эмоционального интеллекта является уровень социальных навыков. Эти способности варьируются от возможности настроиться на чувства другого человека и понять, как он себя чувствует и думает о вещах, быть отличным сотрудником и командным игроком до опыта в эмоциях других и на переговорах. Все дело в способности получать лучшее от других, вдохновлять и влиять на них, общаться и строить связи с ними, а также помогать им меняться, расти, развиваться и разрешать конфликты».

Социальные навыки в области эмоционального интеллекта могут включать влияние, лидерство, развитие других, коммуникацию, катализатор изменений, управление конфликтами, построение связей, командную работу и сотрудничество. Опыт в эмоциях можно охарактеризовать как способность повышать чувствительность к эмоциональным параметрам и способность не только точно определять актуальность эмоциональной динамики для переговоров, но и способность стратегически разоблачать эмоции человека и реагировать на эмоции, исходящие от других.

«Как только все шесть из этих уровней были достигнуты, человек готов к самореализации — осуществлению личного потенциала. Важно отметить, что самореализация — это непрерывный процесс становления, а не совершенное состояние, которого человек достигает и останавливается», — говорит Прилепский. Он также отмечает: самореализация — одно из важнейших элементов EQ. «Это мера вашего чувства, что у вас есть существенная личная приверженность жизни и что вы предлагаете миру что-то такое, что очень важно для вас», — поясняет психолог. Именно самореализация, в свою очередь, становится стартом следующего, восьмого уровня пирамиды — трансцендентности, которая подразумевает способность человека помочь другим самореализоваться и найти способы для этого. «Трансцендентность, или самопревосхождение, тесно связана с самооценкой, эмоциональным благополучием и глобальным сопереживанием. Самопревосхождение — это опыт видеть себя и мир таким образом, чтобы не препятствовать границам идентичности эго. Это включает в себя повышенное чувство смысла и актуальности для других и для мира», — разъясняет специалист. Самопревосхождение может быть выражено различными способами, поведением и перспективами, такими как обмен мудростью и эмоциями с другими, интеграция физических/естественных изменений старения, принятие смерти как части жизни, заинтересованность в том, чтобы помогать другим узнавать о мире, способность оставить потери позади и поиск духовного значения в жизни.

Вершиной же этой пирамиды компонентов эмоционального интеллекта, по версии исследователей, является эмоциональное единство. «Это намеренно позитивно ориентированная динамика в том смысле, что она направлена на достижение и сохранение доминирования эмоций, которые информируют субъекта о том, что он или она контролирует ситуацию или обстановку в общепринятой форме», — рассказывает Прилепский. «Эмоциональное единство — это внутренняя гармония. В эмоциональном единстве человек чувствует сильную радость, мир, процветание и сознание высшей истины и единства всего. В симбиотическом мире то, что вы делаете для себя, вы в конечном итоге делаете для другого. Все начинается с нашей любви к себе, чтобы мы могли направить это важное чувство на все, что существует вокруг нас», — поясняет психолог. 

Материал по теме

Как развить свой EQ: способы, подсказки и советы 

Понять, насколько развит ваш эмоциональный интеллект, помогает рефлексия его компонентов: чем большее их число вам знакомо и освоено на практике, тем выше уровень EQ. «Совершенствование эмоционального интеллекта может принести много положительных преимуществ жизни людей, которые занимаются его развитием. Когда дело доходит до счастья и успеха в жизни, эмоциональный интеллект имеет такое же значение, как и интеллектуальные способности, или IQ», — объясняет Прилепский. «С помощью EQ вы признаете, принимаете и контролируете свои эмоции и эмоциональные реакции, а также понимаете эмоции других людей. Вы больше узнаете о себе и переходите к пониманию себя в глазах других людей, учитесь сосуществовать с окружающими», — добавляет специалист. Эмоциональный интеллект, по его словам, учит человека контролировать свои импульсы, выживать, несмотря на невзгоды и трудности, надеяться и испытывать сопереживание. Эмоциональный интеллект включает в себя еще и когнитивные функции, такие как внимание, память, регулирование, рассуждения, осведомленность, мониторинг и принятие решений, — и развитие каждого из них способствует в том числе и совершенствованию самого EQ.

Чтобы развить собственный эмоциональный интеллект, психологи рекомендуют чаще заниматься самоанализом. Определить уровень развития EQ, по словам экспертов, можно благодаря онлайн-тестам, однако забывать о необходимости его повышения все равно не рекомендуется. Специалисты медицинского портала MindTools советуют чаще прибегать к следующим практикам, помогающим лучше осознать свою эмоциональность и научиться распознавать собственные психоэмоциональные состояния:

  1. Наблюдайте за своей реакцией на окружающих: проанализируйте, какие эмоции у вас возникают от коммуникации с ними, попробуйте поставить себя на место другого человека и понять, какие эмоции он испытывает, что чувствует и каких целей пытается достигнуть;
  2. Проследите, как вы реагируете на стрессовые ситуации. Старайтесь сдерживать свои эмоции или, по крайней мере, не давать им брать верх над вами и толкать к импульсивным поступкам. Анализируйте, что именно у вас вызывает то или иное чувство и почему;
  3. Принимайте ответственность за свои действия. Учитесь понимать, что ваши поступки могут оказывать влияние на окружающих, и, если они приносят отрицательный эффект, постарайтесь честно признаться в собственной ошибке. Для того чтобы это случалось реже, попробуйте поставить себя на место другого человека и предугадать, какое значение будет иметь для него то или иное ваше действие.

Академической диагностикой эмоционального интеллекта занимаются и специалисты Гарвардского университета: согласно их исследованиям, людей с низким уровнем EQ отличают неуверенность в себе, склонность расстраиваться или быть ведомыми собственными эмоциями, а также постоянное ощущение, что их не понимают окружающие. Тех, у кого EQ развит на высоком уровне, выделяет понимание связи своих эмоций и поступков, умение оставаться «в трезвом уме» при стрессовых ситуациях, способность влиять на других ради достижения цели и навык находить общий язык с «трудными» людьми. Исследователи также предлагают три способа, которые могут помочь развить эмоциональный интеллект самостоятельно:

  1. Распознавайте свои эмоции и обозначайте их. Проследите, какие чувства у вас возникают при стрессе, к каким действиям они приводят, насколько эффективны эти действия и как их можно изменить так, чтобы они принесли положительный результат;
  2. Не бойтесь спрашивать мнения окружающих. Коллеги, друзья или родственники могут подсказать вам, как со стороны выглядит ваши действия и как на них влияет ваша эмоциональность, насколько вы эмпатичны, как ведете себя во время конфликтов. Их оценка позволит посмотреть вам на себя извне и лучше понять, как вы выстраиваете отношения с людьми вокруг вас;
  3. Читайте произведения, персонажи которых отличаются многогранным и неоднозначным характером. Такой метод позволяет вам увидеть мир глазами другого человека, изучить его ментальность, понять его мысли и мотивации и развить вашу собственную эмпатию в реальной жизни. 

Материал по теме

Как помочь ребенку повысить его эмоциональный интеллект

Если взрослые могут «прокачать» собственный EQ самостоятельно, то детям в развитии эмоционального интеллекта не обойтись без помощи родителей. Начинать развивать эмоциональный интеллект ребенка можно еще с дошкольного возраста, так как главное в этом вопросе — доверие между ним и родителями. Специалисты американского Института Готтмана, который занимается исследованием семейных отношений, предлагают следующие шаги, которые могут помочь взрослым развить эмоциональный интеллект детей и научить их управлению собственными чувствами:

  1. Рассматривайте эмоции свои детей как возможность коммуникации с ними. Наблюдайте за их чувствами и попробуйте вместе обсуждать их;
  2. Слушайте и валидируйте эмоции детей. Говорите, что вы понимаете их чувства, проявляйте поддержку;
  3. Помогайте детям выражать свои эмоции словесно: внимательно выслушайте, что описывает ребенок, дайте ему подсказку в том, как охарактеризовать его чувства, объясните, что это такое и как может проявляться;
  4. Помните, что любые эмоции допустимы, но не каждое поведение должно быть приемлемым. Помогите ребенку справляться с его чувствами самостоятельно, научите его вести себя таким образом, чтобы он не навредил себе или окружающим — например, используя ограничения и заранее обговорив, что можно делать при ощущении определенного чувства, а что — нельзя. 

Специалисты напоминают: когда эмоции «зашкаливают», взрослые могут делать то, чего обычно себе не позволяют. В случае же с ребенком пик эмоций не так обязателен — даже не переживая сильного стресса, он может вести себя так, как не хотели бы взрослые. Уже с четырех лет они могут затыкать уши, когда слышат гром, или закрывать глаза, если им страшно, — такое поведение нормально для детей, но странно для взрослых. Именно поэтому уже в этом, дошкольном возрасте взрослым важно выстраивать с детьми коммуникацию таким образом, чтобы они учились не давать эмоциональности брать верх над своим поведением и выражать свои чувства так, чтобы решать какую-либо проблему или ее источник, а не убегать от него.  

Все об искусственном интеллекте | Cloud

Главная

Искусственный интеллект

Искусственный интеллект (ИИ) — технология, позволяющая системе, машине или компьютеру выполнять задачи, требующие разумного мышления, то есть имитировать поведение человека для постепенного обучения с использованием полученной информации и решения конкретных вопросов.

Интеграция ИИ в механизмы и системы позволяет автоматизировать рутинные, трудоемкие или сложные процессы, в том числе повысить их точность и производительность. Поэтому, эта технология — важный бизнес-ресурс.

Примечание: По данным Statista к 2025 году мировой рынок программного обеспечения (ПО) для искусственного интеллекта будет оцениваться в $22.6 млрд.

Преимущества внедрения ИИ

Использование искусственного интеллекта и решений на его базе обеспечивает бизнесу ряд преимуществ.

  1. Исключение человеческого фактора. Использование программируемых, самообучающихся алгоритмов исключает фактор человеческой ошибки и позволяет находить даже неочевидные для человека решения.
  2. Снижение рисков. Машины с ИИ могут применяться в ситуациях, связанных с риском для человека. Например, роботы с ИИ могут заменить человека на отдельных производственных участках или при работе в условиях стихийных бедствий.
  3. Круглосуточная доступность. Интеллектуальные машины можно использовать без перерывов, выходных, они не реагируют на отвлекающие факторы.
  4. Адаптируемость. В рамках установленных условий применение ИИ-решений позволяет находить быстрые решения. Например, ИИ в чат-ботах помогает лучше понимать «живой» язык клиентов, находить ответы на сложно сформулированные вопросы, справляться с большим потоком одновременных обращений и вопросов.
  5. Быстрое принятие решений. Приложения, машины, приборы и другие инструменты на базе ИИ принимают решения быстрее людей, что может использоваться в производственных процессах, в процессе аналитики данных, создании прогностических моделей, расчетах и других задачах.

Проблемы внедрения ИИ

Есть несколько причин, замедляющих внедрение и использование искусственного интеллекта.

  1. Для контролируемого обучения (с учителем) нейросетей нужно размечать (маркировать) наборы данных вручную. На это требуется много времени.
  2. Для обучения моделей нужен большой объем данных, которые нужно предварительно собрать из разных источников, структурировать, очистить от ненужной информации и привести к общему формату. Для такой работы нужна выстроенная система и штат специалистов.
  3. Результат, полученный в результате работы алгоритмов ИИ сложно трактовать и понять с точки зрения логики принятия решений.
  4. Модели ориентированы на решение определенных задач. Например, если алгоритм ИИ используется для обнаружения мошенничества конкретного вида, другие варианты мошенничества он распознавать не будет — для каждой задачи и каждых условий нужна своя модель.
  5. Если исходный набор данных для обучения искажен или недостаточен, результаты работы ИИ могут быть искажены. Например, если в выборке для обучения используются только объекты красного цвета, при появлении синего объекта в процессе самообучения могут возникнуть ошибки или разногласия.
  6. Для работы с ИИ и разработки проектов на его базе важно иметь достаточную компетенцию, позволяющую оценивать риски и принимать решения на каждом этапе внедрения алгоритмов.

Персональный менеджер

Преимущества

Поддержка для каждого клиента

Личный менеджер грамотно проконсультирует, окажет поддержку при запуске новых продуктов и сэкономит ваше рабочее время.

Круглосуточная техническая поддержка

Мы готовы решать ваши вопросы и оказывать поддержку 24/7.

Сферы применения искусственного интеллекта

Технологии ИИ используются в разных областях.

В информационных системах связи. Для распознавания голосовых запросов, поиска релевантных ответов и их озвучивания с помощью сгенерированного человеческого голоса.

В транспорте и логистике. Для создания беспилотных автомобилей и дронов для автоматизированной доставки товаров и посылок в удаленные районы.

В финансовом секторе. Для прогнозирования рисков, распознавания мошеннических действий, оценки платежеспособности клиентов, фиксации и блокировки атак злоумышленников. Например, к 2023 году 90% заявок на получение кредитов в Сбербанке будет рассматривать ИИ.

В медицине. Для диагностики заболеваний, обнаружения нарушений на ранних стадиях, долгосрочного прогнозирования состояния пациента.

В военной промышленности. Для разработки новых видов вооружений, средств индивидуальной защиты и приборов для распознавания противников в сложных условиях.

В бизнесе. Для проведения аналитики, сегментации клиентов, разработки персональных предложений, оптимизации рутинных рабочих процессов, выявления рисков и мошенничества. По данным 2019 года 42% российских ритейлеров использовали технологии ИИ, а еще 35% планировали их внедрить для проведения цифровой трансформации в течение пяти лет.

Примечание: Согласно результатам совместного исследования TAdviser, Huawei и «Техносерв», к концу 2020 года 68% российских компаний использовали решения на базе ИИ, а 24% — планировали интегрировать их в бизнес-процессы в течение следующих двух лет.

Типы ИИ

Выделяют три вида искусственного интеллекта:

Слабый ИИ (Narrow AI). Единственный доступный сейчас тип ИИ, применяемый в голосовых помощниках, системах виртуальной реальности, рекомендательных механизмах и других решениях.

По прогнозам экспертов, сильный ИИ будет окончательно сформирован и доступен для использования не раньше 2075 года.

Супер ИИ (Super AI). ИИ с полным самосознанием и сформированным мышлением, превосходящим человеческое. Предположительно Super AI сможет самостоятельно перепрограммироваться, создавать системы нового направления и алгоритмы без вмешательства человека.

Методы обучения искусственного интеллекта

Чтобы ИИ мог выполнять поставленные задачи, он должен быть предварительно обучен на реальных или схожих к ним задачах. Для этого используется два метода:

  • машинное обучение;
  • глубокое обучение.

Машинное обучение — способ обучения системы или машины программирования и строгого контроля.

Машинное обучение делится три типа:

  • контролируемое — обучение на наборах размеченных данных с очевидными закономерностями;
  • неконтролируемое — обучение на наборах неразмеченных данных без явных закономерностей;
  • обучение с подкреплением — последовательное обучение на размеченных и неразмеченных наборах данных.

Для машинного обучения достаточно небольшого объема данных. Процесс обучения разделяется на небольшие этапы, результаты каждого из которых объединяются в блок выходных данных. Признаки должны быть точно определены и созданы пользователем. Выходные данные представляются в виде числа: оценки или классификации.

Глубокое обучение — разновидность машинного обучения с использованием нейронных сетей. Процесс обучения разделен на несколько этапов и имеет структуру с несколькими вводными, скрытыми и выходными слоями.

Модель учится не на исходном наборе данных, а на результатах обучения, полученных на предыдущем этапе — то есть каждый завершенный цикл использует в качестве учителя.

Глубокое обучение отличается от машинного алгоритмом — часть процесса скрыта и не имеет очевидной логики, а пользователь получает результат, который может быть представлен в любом формате: текст, аудио, число.

Для глубокого обучения нужен большой объем размеченных исходных данных и мощное вычислительное оборудование.

Примечание: SberCloud предлагает набор сервисов и инструментов для машинного обучения и искусственного интеллекта, в том числе платформу для совместной разработки ML Space, сервис распознавания и синтеза речи SmartSpeech, услугу Data Science as a Service и другие.

Связанные материалы

  1. Машинное обучение
  2. Data Science
  3. Нейронные сети

Q&A – Что такое интеллект?

Автор: Анника Ведер 05. 10.2020

Опубликовано в Fundamentals October 2020

Хотя маловероятно, что у нас появятся сверхинтеллектуальные компьютеры или роботы, подобные тем, что показаны в таких фильмах, как Терминатор 0 или Я, робот 900  в ближайшее время Дэёль Ли считает, что изучение различий между человеческим и искусственным интеллектом может помочь нам лучше понять будущее технологий и наши отношения с ними.

«Со временем люди смогут создать искусственную жизнь, которая сможет физически воспроизводиться сама по себе, и только тогда мы создадим настоящий искусственный интеллект», — говорит Ли. «До тех пор машины всегда будут лишь суррогатами человеческого интеллекта, что, к сожалению, все еще оставляет открытой возможность злоупотреблений со стороны людей, контролирующих ИИ».

В своей новой книге Birth of Intelligence  (Oxford University Press, 2020) Ли прослеживает развитие мозга и интеллекта от самовоспроизводящихся РНК до различных видов животных, людей и даже компьютеров, чтобы ответить на фундаментальные вопросы. о происхождении, развитии и ограничениях интеллекта.

Ли — почетный профессор нейроэкономики Bloomberg, работающий в Школе искусств и наук Кригера и Школе медицины. Как и большая часть его работ, Рождение интеллекта  носит междисциплинарный характер, применяя и объединяя знания и инструменты из ряда областей, включая нейробиологию, экономику, психологию, эволюционную биологию и искусственный интеллект. Hub связался с Ли, чтобы обсудить его новую книгу и нейронные механизмы принятия решений, обучения и познания.

Как и почему развивался интеллект?

Интеллект можно определить как способность решать сложные проблемы или принимать решения, результаты которых приносят пользу действующему лицу, и он развился в формах жизни, чтобы адаптироваться к различным средам для их выживания и воспроизводства. Для животных решение проблем и принятие решений являются функциями их нервной системы, включая мозг, поэтому интеллект тесно связан с нервной системой.

Ваша книга, как и большинство ваших исследований в целом, использует очень междисциплинарный подход.
Как эволюционная перспектива помогает нам понять интеллект?

Интеллект трудно определить, и для разных людей он может означать разные вещи. Однако стоит нам рассмотреть происхождение и функции интеллекта с эволюционной точки зрения, как выявляется несколько важных принципов. Например, разные формы жизни могут иметь очень разные типы интеллекта, потому что они имеют разные эволюционные корни и адаптировались к разным условиям. Вводит в заблуждение и бессмысленно пытаться упорядочить разные виды животных по линейной шкале интеллекта, например, пытаясь судить, какая порода собак самая умная или кошки умнее собак. Более важно понять, как у каждого вида развилась та или иная форма интеллекта и как это отражается на их анатомии и физиологии.

Точно так же вы используете теории и концепции, вытекающие из экономики. Чем они полезны для понимания интеллекта?

Поскольку у интеллекта так много аспектов, действительно очень полезно объединить идеи и инструменты из разных дисциплин, чтобы получить более полную картину того, что такое интеллект на самом деле, и понять, чем искусственный интеллект может отличаться от человеческого. Например, экономисты разработали точные математические модели принятия решений, такие как теория полезности, которая предсказывает принятие решений на основе полезности — ценности или желательности — варианта или действия. Эти модели позволяют объяснить сложное поведение, такое как поведение рынка, с помощью лишь нескольких допущений. Наличие таких экономных моделей принятия решений полезно для понимания интеллекта, поскольку принятие решений является ключевым компонентом интеллекта. Другие очень полезные примеры включают теорию принципала-агента, которая применительно к эволюции интеллекта может объяснить, почему обучение появляется как решение для разрешения конфликта интересов между мозгом и генами, и теорию игр, которая играет решающую роль. роль в объяснении того, почему принятие правильных решений в социальной среде может быть таким сложным.

Сможет ли когда-нибудь искусственный интеллект превзойти человеческий интеллект, или в человеческом интеллекте есть что-то настолько уникальное, что невозможно воспроизвести? Существуют ли определенные ограничения человеческого интеллекта, которыми не ограничены компьютеры?

Искусственный интеллект неуклонно превосходит человеческий во многих отдельных областях, включая игры в го и покер. Этот успех побудил некоторых исследователей размышлять о скором появлении искусственного интеллекта, который превосходит человеческий интеллект во всех областях, гипотетическом событии, названном «технологической сингулярностью». Такой искусственный интеллект часто называют искусственным общим интеллектом или сверхразумом. Никто точно не знает, когда люди создадут ОИИ или сверхразум. Однако, на мой взгляд, истинный разум требует жизни, которую можно определить как процесс самовоспроизведения. Поэтому я считаю, что сверхразум либо невозможен, либо что-то в очень отдаленном будущем. Настоящий интеллект должен способствовать, а не мешать репликации генов, ответственных за его создание, включая необходимое оборудование, такое как мозг. Без этого ограничения не существует объективных критериев для определения разумности того или иного решения. Возможно, со временем люди смогут создать искусственную жизнь, которая сможет физически воспроизводиться сама по себе, и только тогда мы создадим настоящий искусственный интеллект, но вряд ли это произойдет в ближайшее время. До тех пор машины всегда будут лишь суррогатами человеческого интеллекта, что, к сожалению, все еще оставляет открытой возможность злоупотреблений со стороны людей, контролирующих ИИ.

Помимо самовоспроизведения, почему так сложно создать ИИ, который будет умнее человека?

Настоящий интеллект должен решать множество различных проблем, с которыми сталкивается форма жизни в самых разных средах, используя энергию и другие доступные в них физические ресурсы. Что действительно удивительно в интеллекте людей и многих других животных, так это не только то, что они могут идентифицировать сложные объекты и проявлять гибкое поведение, но и то, что они могут делать это самыми разными способами в самых разных средах. Мы до сих пор очень мало знаем о том, как именно люди и животные могут это делать. Учитывая, что развитию современной технологии искусственного интеллекта способствовали достижения в исследованиях в области нейробиологии за последнее столетие, для создания более совершенного искусственного интеллекта может потребоваться гораздо более глубокое понимание того, как человеческий мозг справляется с такими сложными задачами.

Узнаем ли мы вообще, что это произошло?

Хотя я не верю, что это произойдет в ближайшее время, думаю, мы узнаем, произойдет ли это и когда. Мы начали бы видеть машины, подобные Терминаторам, потому что машины со сверхразумом превзошли бы людей в получении энергии и других ресурсов, которые им нужны для ремонта и воспроизводства.

Как ИИ может повлиять на отношения между людьми и машинами или на человеческую цивилизацию в целом?

Все более мощный искусственный интеллект и машины, оснащенные таким ИИ, будут продолжать развиваться, несомненно повышая производительность людей, управляющих такими инструментами. Хотя повышение производительности — это хорошо, этот процесс будет развиваться неравномерно во всем обществе, усиливая уже существующее имущественное неравенство. Я думаю, что это то, что мы видели много раз на протяжении всей истории. Справедливое распределение преимуществ технического прогресса между всеми членами общества всегда было гораздо более сложной задачей, чем разработка самой технологии, и нам часто не удавалось найти хорошее решение для всех. Чтобы по-настоящему извлечь максимальную пользу из технологических достижений, нам также необходимо знать об их ограничениях и возможностях злоупотребления. Размышление о них и о том, как мы их разрешаем, может даже дать нам возможность лучше понять человеческую природу, поскольку разрыв между нашим интеллектом и искусственным интеллектом продолжает сокращаться.

Что такое интеллект? » Sustensis

К сожалению, это не тот термин, который можно однозначно определить. Интеллект может означать многое для разных людей. Научное сообщество обсуждает это как минимум с конца 19 века. Не вдаваясь в длинные рассуждения, интеллект определяется в популярном смысле как общая умственная способность учиться и применять знания, чтобы наиболее эффективно для разумного агента, в нашем случае – человека, изменять окружающую среду. Недавно некоторые ученые отвергли идею единого интеллекта и вместо этого предположили, что интеллект является результатом нескольких независимых способностей, которые в сочетании способствуют общей производительности человека. Сюда входят и другие «интеллектуальные способности», такие как:

  1. способность оценивать и судить
  2. способность рассуждать и иметь абстрактные мысли
  3. способность быстро учиться, а также учиться на собственном опыте
  4. способность понимать сложные идеи
  5. способность к оригинальному и продуктивному мышлению
Компоненты человеческого интеллекта (кредит: iStock)

Роберт Стернберг, психолог, предполагает, что существуют три основных аспекта интеллекта: аналитический, практический и творческий. Он считает, что традиционные тесты интеллекта сосредоточены только на одном аспекте — аналитическом — и не учитывают необходимый баланс между двумя другими аспектами.

Как измерить интеллект? Текущий «золотой стандарт» измерения интеллекта — Коэффициент интеллекта ( IQ ). Википедия определяет это как: «…общая оценка, полученная из нескольких стандартизированных тестов, предназначенных для оценки человеческого интеллекта. Исторически сложилось так, что IQ — это оценка, полученная путем деления оценки умственного возраста человека, полученной путем проведения теста интеллекта, на хронологический возраст человека, выраженный в годах и месяцах. Полученную дробь умножают на 100, чтобы получить показатель IQ. Когда разрабатывались текущие тесты IQ, медианный необработанный балл нормирующей выборки определялся как IQ 100, а баллы со стандартным отклонением (SD) в большую или меньшую сторону определялись как IQ на 15 баллов больше или меньше. По этому определению примерно две трети населения имеют IQ от 85 до 115. Около 5 процентов населения имеют баллы выше 125 и 5 процентов ниже 75».

Теория множественного интеллекта психолога Говарда Гарднера утверждает, что интеллект можно разбить на 8 отдельных компонентов: логический, пространственный, лингвистический, межличностный, натуралистический, кинестетический, музыкальный и внутриличностный. Таким образом, он считает, что стандартные тесты IQ и психометрические тесты фокусируются на определенных компонентах, таких как логический и лингвистический, полностью игнорируя другие компоненты, которые могут быть столь же важными. Эти критические комментарии делают тесты IQ не совсем надежными для оценки человеческого интеллекта. Тем не менее, тесты IQ де-факто являются единственным стандартом, который широко используется и, несмотря на свои недостатки, позволяет сделать некоторые ценные выводы об интеллекте и возможностях миллионов людей. Возможно, нам потребуется улучшить эти тесты, но пока они уже применяются к интеллектуальным помощникам, таким как Siri или персональный помощник Goggle.

3 октября 2017 года тремя китайскими исследователями: Фэн Лю, Юн Ши и Ин Лю был организован тест для нескольких помощников по искусственному интеллекту, в основном на основе экзаменов, проведенных в 2016 году. ниже IQ шестилетнего человека в 55,5. Тем не менее, он более чем в два раза превышает IQ Siri, равный 23,9. Siri также отстает от Microsoft Bing или Baidu, IQ которых составляет 31,98 и 32,92 соответственно. IQ всех ИИ значительно ниже, чем средний показатель для 18-летних, который составляет 9 баллов.7.

Исследователи говорят, что: «Результаты на данный момент показывают, что системы искусственного интеллекта, созданные Google, Baidu и другими компаниями, значительно улучшились за последние два года, но все еще имеют определенные пробелы по сравнению даже с шестилетней историей.

Добавить комментарий