Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
Н.Я.ИВАНОВ
А.Е.ЛИЧКО
Методическое пособие
Серия: Выпуск 10. М.: «Фолиум», 1995, 64 с., 2–е изд.
АНОНС
Патохарактерологический Диагностический Опросник (ПДО) для подростков разработан в отделении подростковой психиатрии Психоневрологического Института им. В.М.Бехтерева.
Предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуаций характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.)
Рекомендуется психиатрам, психологам и педагогам, получившим подготовку по психологии.
Коротко об авторах
Иванов Николай Яковлевич— научный сотрудник отделения подростковой психиатрии Психоневрологического института им.
Личко Андрей Евгеньевич— заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. Автор руководств «Подростковая психиатрия» и «Подростковая наркология», а также нескольких монографий по подростковой психиатрии. Основное направление научных исследований: диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте, патохарактерологическая диагностика.
Возможности использования опросника в медицине и педагогике
У подростков от типа акцентуации характера зависит многое — особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к его соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фактор преморбидного фона при эндогенных психических заболеваниях и как фактор предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.
Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
В педагогике данный метод может быть использован для воспитательской работы. Исследование можно проводить сразу с группой подростков при условии, чтобы они не могли подглядывать номера выборов друг у друга и советоваться друг с другом. Подросткам объясняется, что предлагаемый метод позволяет определить тип характера. После обработки результатов проводится специальное занятие. На нем каждый подросток получает карточку с обозначением номера установленного у него типа (названия типов во избежание недоразумений лучше не сообщать). Далее проводивший исследование психолог или педагог рассказывает группе подростков особенности всех типов в доступной для них форме, специально указывая на слабые и сильные стороны каждого типа — подобные занятия оказывают определенное коррекционное влияние на подростков.
Наконец, без знания характера подростка трудно бывает решать семейные проблемы, роль которых в развитии нарушений у подростков чрезвычайно велика. При психопатиях и акцентуациях характера у подростков их родители нередко имеют весьма неточное представление об особенностях характера своего сына или дочери, следствием чего бывает неправильное к ним отношение, неадекватные требования, а отсюда взаимное непонимание и конфликты.
Определение типа характера у подростка может способствовать поэтому успеху семейной терапии, психологической коррекции внутрисемейных отношений.
Другой важной задачей патохарактерологического обследования подростка является диагностика типов патологических девиаций характера: типов конституциональных психопатий, психопатических развитий (патохарактерологических формирований) и иных психопатоподобных нарушений. Типы здесь, по сути дела те же, что и при акцентуациях характера, но крайне заострившиеся, приобретшие патологическую форму, т.
Данные патохарактерологического исследования могут дать сведения, важные для дифференциального диагноза между психопатиями и преходящими психопатоподобными нарушениями поведения, возникшими на фоне акцентуаций характера. Однако окончательное заключение здесь делается психиатром на основе всей совокупности сведений, которыми он располагает.
Все сказанное делает достаточно актуальным патохарактерологическое обследование подростка с целью определения типа акцентуации характера или типа психопатии.
Кроме того, обследование позволяет дать оценку некоторым другим личностным особенностям подростка — психологической склонности к алкоголизации, к делинквентному поведению, к диссимуляции черт своего характера и системы своих личностных отношений, к повышенной откровенности, а также оценить соотношение черт мужественности-женственности в системе личностных отношений.
Эти показатели включены в основной код оценки результатов, т.
Специальные дополнительные шкалы предназначены для оценки склонности к депрессиям, риска социальной дезадаптации, возможности формирования психопатий (расстройства личности), риска злоупотребления наркотиками и другими дурманящими средствами, риска ранней половой жизни у девочек и для дифференциальной диагностики истинных и демонстративных попыток самоубийства у подростков.
📖 Психопатии и акцентуации характера у подростков. Личко А. Е. Читать онлайн
Читайте еще:
библиография
115. Мамардашвили, М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания / М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. — 1994. — № 1. — С. 73–84.
Интеллигенция на пепелище родной страныКара-Мурза Сергей
Введение. Интеллигенция — двигатель новой революции.
Десять лет перестройки и реформы обнаружили небывалый отрыв интеллигенции от основного тела народа во взглядах и установках по множеству важных вопросов. Думаю, это отщепление никем не ожидалось и поразило тех, кто вник в его суть и масштабы. Сегодня завершен этап реформы «верхнего…
Словарь по психоанализуЛапланш Жан
OHO
3) Границы между этой новой инстанцией и другими инстанциями, а также областью биологии определяются иначе, причем в целом менее строго, чем в первой топике
Стратегии гениев. Том 2. Альберт ЭйнштейнДилтс Роберт
8. ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИИ ЭЙНШТЕЙНА
Чтобы найти новое предположение, объединяющее обе конфликтующие части, я попросил клиентку выйти на уровень “миссии” – подумать, какой высшей цели, несущей благополучие, ей как личности могли бы служить оба найденных намерения.
Творческое саморазвитие, или Как написать романБасов Николай
ЧАСТЬ III. ЛИТЕРАТУРНАЯ ОДАРЁННОСТЬ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ РОМАНА И ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ
Почти в такой же мере это совмещённое состояние персонажей чрезвычайно плодотворно также и для разных отношений неглавных персонажей между собой. Они как бы гальванизируют друг друга, придавая партнёрам по сцене одушевлённость.
Никомахова этикаАристотель
8 (VIII).
Следовательно, добродетельному надлежит быть себялюбом (ведь, совершая прекрасные поступки, он и сам получит пользу и окажет услуги другим), а испорченному не [должно быть себялюбом], ибо, следуя дурным страстям, он принесет вред и себе, и окружающим. Действительно, у испорченного [человека] не…
Диагноз по чернильным кляксамБелый Борис
Таблицы роршаха.
При обследовании тестом Роршаха более 200 больных шизофренией отмечена отчетливая зависимость между формой заболевания и способами интерпретации пятен. Самым необычным оказалось их восприятие при острых состояниях, характерных для особой формы шизофрении. У этих больных на фоне депрессии или…
Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященныхБернштейн Эрик
Часть 3. Методы лечения.
Примером такого рода «психиатрической школы» может служить собственный опыт автора, обучавшего анализу взаимодействий неподготовленную публику. В 1962 году десять администраторов предприятия прослушали восемь еженедельных часовых лекций по этому курсу. Теперь это число возросло до тридцати пяти…
Непобедимый интровертЛэйни Марти
— развитое абстрактное мышление и умение решать поставленные
Я всегда чувствую себя неудобно с терминами «одарённый» или «талантливый», потому что все дети по-своему одарены и талантливы. Тем не менее я буду обсуждать эту тему потому что многие интроверты — дети и взрослые — не понимают ценности своих способностей и ума. Хотя исследования показывают, что…
Верь в себя!Бахтиозина Татьяна
Глава 9. ВЫ РОЖДЕНЫ ДЛЯ СЧАСТЬЯ
Однажды я зашла в картинную галерею, мимо которой проходила каждый день(!) на протяжении нескольких лет. «Ну что я могу увидеть там необычного?» — рассуждала я. И вправду, я увидела картины с изображением самых обычных цветов, но которые произвели на меня неизгладимое впечатление.
Божия коровкаШатов Эдуард
Часть третья. СТРАННОЕ
О.: А если неизлечимо больному предложат вылечиться с помощью темных сил? Он ведь может и согласиться?
Элементарный психоанализРешетников Михаил
Главные фигуры детства
В рамках этой концепции Фрейд также уточняет, что симптомы истерии, оговорки, случаи забываний и содержание сновидений нередко являются эквивалентами скрытых или неосознаваемых желаний человека. И это очень важное и тысячекратно подтвержденное практикой одно из ключевых звеньев открытия Фрейда.
Пора вашему подростку пройти тест личности
Когда я небрежно спрашиваю свою дочь Зенобию, кем она хочет стать, когда вырастет, она быстро отвечает.
«Социальный предприниматель», — самоуверенно отвечает она. «Я хочу создавать и продавать красивые вещи, а затем жертвовать большую часть прибыли, чтобы помогать девочкам получать образование по всему миру».
Это благородный план, я признаю, но действительно ли это будущее ждет моего семиклассника, который, кажется, гораздо больше заинтересован в том, чтобы читать рэп вместе с Гамильтоном и смотреть Анатомия страсти , чем делать что-либо или помогать кому-либо где угодно, особенно по дому? Действительно ли моя дочь в душе творческий гуманитарий? Интересно, что на это скажут Майерс-Бриггс и Холланд?
Полное раскрытие, я использую свою более податливую дочь-семиклассницу, чтобы проверить предложение, предназначенное для моей старшей дочери, которая находится в режиме подготовки к колледжу. Некоторые эксперты рекомендуют девятиклассникам проходить личностные тесты, чтобы попытаться сосредоточиться на профессиях и специальностях колледжей, которые могут их заинтересовать. Кодексы являются основой современного консультирования по вопросам карьеры.
«Хотите пройти несколько забавных онлайн-тестов?» — спрашиваю Зенобию. Простое решение для моего интернет-зависимого ребенка. Сначала я предлагаю ей пройти бесплатные онлайн-версии Индикатора типов Майерс-Бриггс (MBTI), теста личности, который классифицирует людей по 16 типам личности, и теста, вдохновленного Голландскими профессиональными темами, который группирует людей по шести типам личности. На прохождение обоих тестов у нее уходит 25 минут, и по результатам каждого теста она получает список конкретных профессий, совместимых с ее профилем.
Венкатес Сваминатан, основатель LifeLaunchr.com, который предлагает виртуальное планирование колледжа и коучинг для подростков и их родителей (он также является бывшим руководителем отдела развития бизнеса GreatSchools), говорит, что бесплатные онлайн-тесты личности — это забавный и интересный способ помочь подростки начинают думать о колледжах и специальностях, которые бы им подошли. Измеряя такие вещи, как то, нравится ли вашему ребенку работать в группе или в одиночку, в помещении или на улице, и склонны ли они больше к лидерству, инструктированию, созданию или ремонту, эти тесты являются хорошей отправной точкой для разговоров с родителями о том, какие специальности выбрать. и, соответственно, в какие колледжи подавать документы. Дополнительным бонусом в нашем сложном мире подготовки к колледжу является то, что эти тесты не требуют подготовки и действительно интересны.
Согласно тесту Майерс-Бриггс, мой младший — ENFP (экстравертный, интуитивный, чувствующий, проницательный) — «Чемпион» — категория личности общительных, творческих идеалистов, преданных делу помощи другим. Джоан Баэз, Мартин Лютер Кинг-младший и Элизабет Кэди Стэнтон тоже были чемпионами. Хотя результаты теста Холланд представлены по-разному, выводы и предложения схожи — создание и убеждение — две ее высшие категории. Моя дочь подходит для творческого решения проблем и сбора средств, а лучше всего — для своего собственного босса. Вау, я думаю, это невероятно соответствует ее самооценке.
Я еще больше убедился в дальновидности этих тестов, когда моя 16-летняя дочь Таллула вернулась домой из дискуссионного клуба. Она неохотно соглашается пройти тест Майерс-Бриггс. Она ENTP (экстравертная, интуитивная, думающая, воспринимающая) — также известная как «Спорщик» — сварливый тип личности, которому нравится играть адвоката дьявола. Это она к тройнику. Конечно, она не соглашается, не обращая внимания на иронию.
«Короткий, глупый тест ничего не может выявить! Это мошенничество», — заявляет она. Я предполагаю, что ее поведение доказывает правдивость результатов, но она продолжает ссориться. «Посмотрите, какую карьеру он предлагает! Они такие разные, и большинство из них неинтересны!» Я отмечаю, что ее основная страсть — наука об окружающей среде — считается высокопоставленной профессией ENTP, наряду с двумя другими карьерами, которые ей интересны: архитектор и археолог. Она хмурится и утверждает, что это «просто совпадение».
Таллула пренебрежительно, но я чувствую просветление. Наука об окружающей среде? Архитектура? Калифорнийский политехнический университет Сан-Луис-Обиспо преуспевает в обоих направлениях, и мы рассматриваем возможность посещения в январе. Археология? Университет штата Аризона и Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе являются первоклассными в этой серьезной специальности, и эти две школы также находятся в ее списке.
Инструмент, неподвластный времени
В нашем быстро меняющемся будущем дети поколения моих дочерей, по прогнозам, будут менять профессию четыре раза к тому времени, когда им исполнится 32 года.
В свете этого идея выбора одной карьеры — особенно в 16 или 18 лет — кажется немного подозрительным. Но исследования показывают, что личности на самом деле не сильно меняются после первого класса, что делает подобные тесты еще более полезными в качестве инструментов, помогающих старшеклассникам определить свои сильные стороны и интересы. Понимание того, что дается им легко и естественно, и хорошее представление о том, что их интересует в профессиональном плане, будет иметь неоценимое значение в гиг-экономике будущего, отмечает Кэтрин Рейнс, работающая в компании, публикующей MBTI. Профессии, которыми занимается ваш ребенок, могут меняться, но основные качества, которые делают их подходящими для вашего ребенка, скорее всего, останутся в некоторой степени неизменными.
Тестовые обсуждения на данный момент завершены, Таллула топает, чтобы работать над эссе, в котором утверждается, что главный герой «Великого Гэтсби» — аморальный идиот. Зенобия плюхается на диван и напевает песню Гамильтона: «Я еще не сделала миллион вещей, подождите…»
5 бесплатных онлайн-тестов личности
Предложите подростку пройти один из этих тестов и обсудить результаты с тобой.
- Truity предлагает бесплатные тесты, основанные на системе Майерс-Бриггс и тесте Holland Code Career Test. Эти тесты являются одними из наиболее подробных и трудоемких среди бесплатных онлайн-предложений. Результаты включают ссылку на соответствующие карьеры. А если вы хотите пойти еще глубже, вы можете заплатить 29 долларов.и пройти множество более длинных, более профессиональных тестов.
- Human Metrics предлагает личностный тест из 65 вопросов, основанный на системе Майерс-Бриггс, который говорит вам, например, в какой степени вы интроверт по сравнению с экстравертом, и предоставляет список связанных профессий.
- 16 личностей У есть бесплатный тест личности, который занимает менее 12 минут и дает как четырехбуквенные типы личности на основе системы Майерс-Бриггс, так и список интригующих профессий.
- PsychCentral предлагает бесплатный личностный тест, похожий на тест Майерс-Бриггс, но занимающий всего семь минут и измеряющий пять личностных черт или предпочтений и ваши отношения с каждым из них.
- Личностные тесты имеет личностный тест Большой пятерки, основанный на профессиональных темах Голландии.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ – АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТИ
Выпуск
Том. 7 № 6 (2019): ноябрь
Авторы сохраняют за собой авторские права без ограничений на опубликованные материалы в этом журнале. HSSR является зеленым журналом SHERPA ROMEO.
Лицензия на публикацию
Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях
https://doi.org/10.18510/hssr.2019.76149
Elena N. Tkach
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Psychology, Pacific National University, Khabarovsk, Russia
Elena V. Ситникова
кандидат психологических наук, декан факультета психологии и гуманитарных технологий Тихоокеанского национального университета, Хабаровск, Россия
Автор, ответственный за переписку: Ткач Елена Николаевна
Гуманитарные и социальные науки Обзоры ,
Том. 7 № 6 (2019): ноябрь
- Аннотация
- Укажите
- Каталожные номера
- Сведения об авторах
Abstract
Цель исследования: Выявить и описать отличительные черты личности современных подростков, активных пользователей социальных сетей.
Методика: Основными методами исследования исследуемой проблемы были интервью и тестирование, которые позволили выявить и изучить исследуемые психолого-педагогические явления.
Основные выводы: Выявлено, что современные подростки, активно использующие социальные сети, имеют склонность к подчинению, отказу от ответственности и лидерства, характеризуют себя как эгоистичных, эгоцентричных, имеющих склонность к соперничеству и доминированию, в то время как их ровесники воспринимают себя более дружелюбными и менее склонными к доминированию. В статье объясняется, что активное использование социальных сетей подростками сегодня обусловлено их потребностью в общении, высоким уровнем тревожности и решимостью сохранить свою индивидуальность. Подростки, активно пользующиеся социальными сетями, чувствительны, импульсивны и экспрессивны, обладают низким самоконтролем, могут быть конфронтационными, склонны к снисходительности и поиску выгоды в различных жизненных ситуациях. Активное использование социальных сетей связано с ярко выраженной тягой подростков к общению при низкой мотивации к духовной самореализации в сфере общественной деятельности.
Направления исследования: Направления применения полученных результатов в психолого-педагогической практике работы с подростками, их родителями и педагогами, а также для профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов и психологов.
Новизна/Оригинальность данного исследования: Новизна данного исследования заключается в том, что оно позволяет провести глубокий психологический анализ детерминант и предикторов проблем и трудностей, с которыми сталкиваются современные подростки.
Ключевые слова
Подростки Отличительные черты личности Интернет Социальные медиа Сообщение
Н. Ткач, Е., и В. Ситникова, Е. (2019). ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ – АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТИ. Обзоры гуманитарных и социальных наук , 7 (6), 1008-1015. https://doi.org/10.18510/hssr.2019.76149
Скачать цитату
Сноска/Zotero/Mendeley (RIS)
БибТекс
Список литературы
Подробнее
Список литературы
Айвазова А.Е. (2003). Психологические аспекты зависимости. СПб.: Реч.
Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. (2009). От We-Media к I-Media: трансформация идентичности в виртуальном мире. Вопросы психологии, 3, 3–16. https://doi.org/10.11621/pir.2009.0006 DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2009.0006
Аверин В.А. (1998). Психология детей и подростков. Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А..
Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. (2000). Интернет: влияние на личность. В гуманитарных исследованиях в Интернете (стр. 11–39). Москва: Изд-во «Терра Можайск».
Баева И.А. (2001). Проблемы общения со сверстниками: риск и перспективы риска. Наш проблемный подросток: как понять и договориться (с. 127–147). СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена
Балин В.Д., Гайда В.К. Горбачевский В.К. (2000). Практические занятия по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер.
Баранова Ю.М. (2012). К вопросу об информационно-психологической безопасности детей и подростков в сети Интернет. Социальная психология и общество, 4, 122–129.
Барцалкина В.В. (2012). Созависимость родителей как фактор риска развития зависимостей у детей. Психологическая наука и образование, 4, 18–25.
Барцалкина В.В. (2010). Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде. В Психолого-педагогическом сопровождении Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (с. 116–127). Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет.
Башкуева, М.Д. (2007). Игры, которые тебя губят. Москва: Вече.
Бехтер А.А., Филатова О.А. (2018). Субъектная активность в копинг-поведении личности. Акмеология, 65(1), 21–26.
Бендер, Х.Л., Аллен, Дж.П., Макэлхани, К.Б., Антонишак, Дж., Мур, К.М., О’Бейрн Келли, Х., и Дэвис, С.М. (2007). Использование жесткой дисциплины и результаты развития в подростковом возрасте. Развитие и психопатология, 19, 227–242. https://doi.org/10.1017/S0954579407070125 DOI: https://doi.org/10.1017/S0954579407070125
Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. (2001). Психология наркомании и созависимости. Москва: МПА.
Бурлаков И.В. (2000).Homo Gamer: Психология компьютерных игр. Москва: Независимая фирма «Класс».
Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. (2007). Возрастной психологический подход в консультировании детей и подростков. Москва: Академия.
Чатсуорт, Дж. Д., Пайен, Л. А., Шарп, Э. Х., и Феррер-Вредер, Л. (2006). Самоопределяющая деятельность, экспрессивная идентичность и здоровье подростков. Прикладная наука о развитии, 10 (3), 157–170. https://doi.org/10.1207/s1532480xads1003_5 DOI: https://doi.org/10.1207/s1532480xads1003_5
Чигишева О. (2018). Функциональная грамотность: терминологическая неоднозначность в мировом образовательном контексте. Astra Salvensis, 6, 963-970.
Доля А.А. (2010).Социально-психологические аспекты жизненных перспектив безнадзорных подростков с разной ценностно-смысловой ориентацией: Дис. Москва.
Доулинг, С. (2000). Психология и терапия зависимого поведения. Москва: Независимая фирма «Класс».
Егоров А.Ю. (2007). Нехимические зависимости. СПб.: Реч.
Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А. (2005). Особенности личности подростков с интернет-зависимостью/ Особенности личности подростков с интернет-зависимостью. Вопросы психического здоровья детей и подростков, 5(2), 20–27.
Гоголева А.В. (2003). Аддиктивное поведение и его профилактика. Москва: Изд-во «Модек».
Иванов М.С., Авилов Г.М. (2002). Психологическая характеристика ролевой компьютерной игры как особой деятельности. В «Сибирской психологии сегодня» (стр. 41–55). Кемерово: Кузбассвузиздат.
Капустина А.Н. (2001). Многофакторное измерение личности Кеттла. СПб.: Реч.
Колябин С.В. (2004). Особенности мотивационно-смысловой сферы личности подростков с акцентуациями характера: Дис. Москва.
Кондрашкин А.В. (2014). Влияние Интернета на развитие современных подростков. Психологическая наука и образование, 2, 114–134.
Ковалев А.Е. (2000). Личностная мотивация в условиях кризиса. В Психологии XXI века (стр. 88–90). СПб.: Изд-во СПбГУ.
Краснова С.В., Казарян С.В., Тундалева В.С., Быковская Е.В., Чапова О.Е., Носатова М.О. (2008). Как побороть компьютерную зависимость. Москва: Эксмо.
Лоскутова В.А. (2004). Интернет-зависимость как форма нехимического аддиктивного расстройства: дис. Новосибирск.
Максимова Н.Ю. (1996).О склонности подростков к аддиктивному поведению. Психологический журнал, 17 (3), 149–153.