Понятие интеллекта в психологии
Определение интеллекта
Интеллект (от лат. – разумение, понимание, постижение) в психологии понимают в качестве общей способности к познанию и решению проблем, которая оказывает влияние на достижение успеха в любом виде деятельности и является основанием для других способностей.
Интеллект не является синонимом мышлению, хоть, конечно, мыслительные способности и выступают в качестве его основы. Интеллект выступает системой всех познавательных возможностей человека: ощущений, восприятия, памяти, представлений, воображения и мышления. Понятие интеллекта в качестве умственной способности используется как обобщение поведенческих характеристик, которые связаны с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Измерения интеллекта
В XIX в. наиболее важным вопросом в психологии стал вопрос о способах оценки и измерения интеллекта. В 1905 г. французскими учеными А. Бине и Т. Симоном была создана первая тестовая батарея для оценки интеллектуального развития детей от 3 до 13 лет. Создателями теста интеллект рассматривался как полученный к определенному возрасту уровень психического развития, проявляющийся в сформированности познавательных функций и в уровне усвоения умственных навыков и знаний. Количество правильно выполненных заданий теста является характеристикой умственного возраста ребенка.
В 1912 г. немецким психологом В. Штерном было предложено оценивать уровень интеллектуального развития при помощи вычисления коэффициента интеллекта, выражающегося отношением умственного возраста к хронологическому возрасту ребенка.
Л. Термен был взят за основу выдвинутый В. Штерном коэффициент интеллекта и адаптированная в США шкалы Бине-Симона, которая была модифицирована. Разработкой новой версии теста в Стэнфордском университете руководил Л. Термен. Новая шкала интеллекта была названа шкалой Стэнфорд-Бине. На сегодняшний день она является наиболее широко используемой методикой для оценки интеллектуального развития детей.
Первый вариант теста для измерения интеллекта в 1937 г. предложил Д. Векслер. Им была создана шкала для оценки интеллекта не только у детей, но и у взрослых. Шкалу интеллекта Векслера для детей перевели на русский язык, адаптировалии широко используют в нашей стране. Она имеет существенные отличия от шкалы Стэнфорд-Бине, и прежде всего это то, что задания, предлагаемые испытуемым, одинаковые для всех возрастов. Оценка складывается из числа правильных ответов, которое даёт испытуемый. После этого оно сравнивается со средним числом ответов для испытуемых конкретной возрастной группы. Такая процедура значимо упрощает подсчёт.
Д. Векслер предложил качественную классификацию уровней развития интеллекта, которая основана на частоте встречаемости показателя.
- 69 и ниже – интеллектуальное снижение;
- 70-79 – пограничный уровень интеллекта;
- 80-89 – низкая норма интеллекта;
- 90-109 – средний уровень интеллекта;
- 110-119 – хорошая норма;
- 120-129 – высокий интеллект;
- 130 и выше – очень высокий интеллект.
Проблемы измерения интеллекта
В наше время стали меньше интересоваться тестами интеллекта. Это связано в основном с низкой прогностической ценностью таких методов: испытуемые, которые имеют высокие отметки по тестам интеллекта, не всегда добиваются больших успехов в жизни и наоборот. Из-за этого в психологию ввели термин «хороший интеллект», который означает, что интеллектуальные способности, находящие воплощение в реальной жизни человека, оказывают влияние на его высокие социальные достижения.
Появление тестов на интеллект послужило появлением некоторых исследовательских проблем. Одной из них является структура интеллектуальных способностей. В психологии существует два главных направления исследований в данной области. К первому направлению относятся авторы, рассматривающие интеллект в качестве набора довольно независимых умственных способностей. Так, Л. Терстоуном была разработана мультифакторная модель интеллекта, которой указывает на существование ряда относительно независимых умственных способностей.
Но наиболее известной является факторная модель Дж. Гилфорда, выделившего три измерения интеллекта:
- умственные операции;
- полученный интеллектуальный продукт.
В сочетании эти элементы («куб» Гилфорда) дают 120 интеллектуальных факторов. Некоторые из них удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Главным достижением Гилфорда является то, что он выделял социальный интеллекта в качестве совокупности интеллектуальных способностей, которые определяют успешность оценки и прогноза поведения людей.
Для второго направления основной идеей является наличие общего фактора интеллекта, который определяет его специфику и продуктивность всей интеллектуальной деятельности человека. Основоположник этого подхода –Ч. Спирмен. Им выдвинута концепция генерального фактора – G («general factor»). Он рассматривал интеллект в качестве общей умственной энергии, уровень которой является определяющим в успешности и продуктивности всей интеллектуальной деятельности.
Дж. Равен является сторонником Спирмена и продолжателем его идей. Им был разработан собственный тест прогрессивных матриц, который на данный момент является лучшим методом «чистого» измерения интеллекта, главный показатель которого – способность к научению на основании обобщения своего опыта.
К числу наиболее широко используемых относится также концепция Р. Кеттела о двух видах интеллекта, которые соответствуют двум выделенным им факторам: «текучем» (fluid) и «кристаллизованном» (crystallized). Эта концепция находится между взглядами на интеллект в качестве единой общей способности и представлениями о нём в качестве множественности умственных способностей.
Согласно Р. Кеттелу, «текучий» интеллект проявляется в задачах, для решения которых необходимо приспособиться к новым ситуациям; он зависим от воздействия фактора наследственности.
Кроме двух общих факторов, Р. Кеттелом были выделены парциальные факторы, которые связаны с активностью отдельных анализаторов (особенно, фактор визуализации), а также факторы-операции, которые соответствуют по содержанию специальным факторам Спирмена. При исследовании интеллекта у людей пожилого возраста, была подтверждена модель Р. Кеттела: после 40-50 лет начинают снижаться показатели «текучего» интеллекта, а показатели «кристаллизованного» остаются почти неизменными.
Современные исследования интеллекта
В наше время продолжаются исследования по попыткам выделения всё новых элементарных интеллектуальных способностей, однако большее количество исследователей настаивают на том, что общий интеллект является универсальной психической способностью. Как считает Г. Айзенк, в основе интеллекта находится свойство нервной системы, определяемое генетически, от которого зависит скорость и точность переработки информации.
По причине успехов в развитии кибернетики, теории систем, теории информации, сформировалась тенденция к пониманию интеллекта в качестве познавательной деятельности всех сложных систем, которые имеют способность к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. В результате психогенетических исследований был выявлен высокий уровень генетической обусловленности интеллекта. Больше всего эту зависимость можно проследить у вербального интеллекта, в немного меньшей – у невербального. Невербальный интеллект является более тренируемым.
Индивидуальный уровень развития интеллекта зависит также от средовых влияний. Это может быть интеллектуальный климат в семье, порядок рождения ребенка, профессия родителей, широта социальных контактов в раннем детстве. в результате исследований было доказано, что существует взаимосвязь между порядком рождения ребенка в семье и степенью его интеллектуальной активности. Данные указывают на то, что старшие дети чаще бывают более интеллектуально одаренными, чем младшие дети.
Р. Стернбергом было отмечено, что высокие баллы, которые были получены по интеллектуальным тестам, и академическая успеваемость в учебных заведениях имеют невысокую взаимосвязь с дальнейшими успехами на работе и общим уровнем жизненной успешности. Для того, чтобы избавиться от несогласованности, он выделил два типа интеллекта, являющиеся довольно независимыми друг от друга: академический и практический. Их выделение определяется решаемыми человеком задачами.
Академические задачи чаще всего формулируются кем-то другим, они хорошо определяются, про них имеется полная информация, в этом случае имеется только одно правильное решение и только одним способом (в некоторых случаях – несколькими, но их количество ограничено и также заранее определено). Такие проблемы не связаны теми, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни.
Практические проблемы и задачи являются не сформулированными и не определёнными, они относятся к повседневному опыту, их можно решить многими способами, каждый из которых является ценным. Важные конструкты, которые одновременно определяют практический интеллект и характеризуют его результативность, – это интуиция и мудрость.
Интеллект — разные понимания — Психологос
Интеллект [лат. intellectus — разумение, понимание, постижение] — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.).
ИНТЕЛЛЕКТ [лат. — intellectus, гр. — noo] – это рассудок, разум, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно [Enc.Britannica, 2009]; способности к творчеству, фантазии, эвристическому мышлению (от анализа информации к ее синтезу), прогнозу.
Интеллект — система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.
В настоящее время под интеллектом понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Данная способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способность познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.
Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.
Согласно Линде Готтфредсон, интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учится на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.
В начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирман ввёл «фактор
Православные отцы церкви термин νους — «ум» (греч.), близкий по значению к интеллекту, иногда заменяли словом «дух» — πνευμα.
7.6 Источник интеллекта – психология 2e
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Описывать, как генетика и окружающая среда влияют на интеллект
- Объясните взаимосвязь между показателями IQ и социально-экономическим статусом
- Опишите разницу между нарушением обучаемости и нарушением развития
Маленькая девочка, рожденная родителями-подростками, живет со своей бабушкой в сельской местности Миссисипи. У них очень низкий доход, но они изо всех сил стараются обходиться тем, что имеют. Она научилась читать, когда ей всего 3 года. Становясь старше, она мечтает жить со своей матерью, которая сейчас проживает в Висконсине. Она переезжает туда в возрасте 6 лет. В 9лет, она изнасилована. В течение следующих нескольких лет к ней неоднократно приставали несколько разных родственников-мужчин. Ее жизнь распутывается. Она обращается к наркотикам и сексу, чтобы заполнить глубокую одинокую пустоту внутри себя. Затем ее мать отправляет ее в Нэшвилл, чтобы жить с отцом, который налагает на нее строгие поведенческие требования, и со временем ее дикая жизнь снова налаживается. Она начинает добиваться успехов в школе и в 19 лет становится самой молодой и первой афроамериканской ведущей новостей («Даты и события», nd). Женщина — Опра Уинфри — становится медиа-гигантом, известным как своим интеллектом, так и своим сочувствием.
Высокий интеллект: природа или воспитание?
Откуда берется высокий интеллект? Некоторые исследователи считают, что интеллект — это черта, унаследованная от родителей. Ученые, изучающие эту тему, обычно используют исследования близнецов для определения наследуемости интеллекта. Миннесотское исследование близнецов, выращенных отдельно, является одним из самых известных исследований близнецов. В этом исследовании исследователи обнаружили, что однояйцевые близнецы, воспитанные вместе, и однояйцевые близнецы, воспитанные порознь, демонстрируют более высокую корреляцию между своими показателями IQ, чем братья и сестры или разнояйцевые близнецы, воспитанные вместе (Bouchard, Lykken, McGue, Segal, & Tellegen, 19). 90). Результаты этого исследования выявили генетический компонент интеллекта (рис. 7.16). В то же время другие психологи считают, что интеллект формируется средой развития ребенка. Если бы родители обеспечивали своих детей интеллектуальными стимулами еще до их рождения, вполне вероятно, что они восприняли бы преимущества этой стимуляции, и это отразилось бы на уровне интеллекта.
Рисунок 7.16 Корреляции IQ неродственных и родственных людей, воспитанных отдельно или вместе, предполагают генетический компонент интеллекта.
Реальность такова, что аспекты каждой идеи, вероятно, верны. Фактически, одно исследование предполагает, что, хотя генетика, по-видимому, контролирует уровень интеллекта, влияние окружающей среды обеспечивает как стабильность, так и изменения, вызывающие проявление когнитивных способностей (Bartels, Rietveld, Van Baal, & Boomsma, 2002). Конечно, есть модели поведения, способствующие развитию интеллекта, но нельзя игнорировать генетический компонент высокого интеллекта. Однако, как и в случае со всеми наследственными чертами, не всегда возможно выделить, как и когда высокий интеллект передается следующему поколению.
Range of Reaction — это теория, согласно которой каждый человек реагирует на окружающую среду уникальным образом, основанным на его генетическом составе. Согласно этой идее, ваш генетический потенциал является фиксированной величиной, но то, достигнете ли вы своего полного интеллектуального потенциала, зависит от стимуляции окружающей среды, которую вы испытываете, особенно в детстве. Подумайте о таком сценарии: пара усыновляет ребенка со средним генетическим интеллектуальным потенциалом. Они воспитывают ее в чрезвычайно стимулирующей среде. Что будет с новой дочерью пары? Вполне вероятно, что стимулирующая среда улучшит ее интеллектуальные результаты на протяжении всей ее жизни. Но что произойдет, если этот эксперимент повернуть вспять? Если ребенка с чрезвычайно сильным генетическим фоном поместить в среду, которая его не стимулирует: что происходит? Интересно, что, согласно лонгитюдному исследованию высокоодаренных людей, было обнаружено, что «две крайности оптимального и патологического опыта обе непропорционально представлены на фоне творческих личностей»; однако те, кто находился в благоприятной семейной среде, с большей вероятностью сообщали о том, что они счастливы (Csikszentmihalyi & Csikszentmihalyi, 19 лет). 93, с. 187).
Еще одна проблема, связанная с определением происхождения высокого интеллекта, заключается в смешанной природе наших человеческих социальных структур. Вызывает тревогу тот факт, что некоторые этнические группы показывают лучшие результаты в тестах на IQ, чем другие, и вполне вероятно, что результаты не имеют большого отношения к качеству интеллекта каждой этнической группы. То же самое относится и к социально-экономическому статусу. Дети, живущие в бедности, испытывают более всеобъемлющий ежедневный стресс, чем дети, которые не беспокоятся об основных потребностях в безопасности, жилье и еде. Эти опасения могут негативно сказаться на функционировании и развитии мозга, вызывая падение показателей IQ. Марк Кисияма и его коллеги определили, что дети, живущие в бедности, демонстрируют сниженную активность префронтальной коры, сравнимую с детьми с повреждением латеральной префронтальной коры (Kishiyama, Boyce, Jimenez, Perry, & Knight, 2009).).
Дебаты вокруг основ и факторов, влияющих на интеллект, вспыхнули в 1969 году, когда педагог-психолог по имени Артур Дженсен опубликовал статью «Насколько мы можем повысить I. Q. и достижения» в Harvard Educational Review . Дженсен проводил тесты IQ для различных групп студентов, и его результаты привели его к выводу, что IQ определяется генетикой. Он также утверждал, что интеллект состоит из двух типов способностей: уровня I и уровня II. В его теории уровень I отвечает за механическое запоминание, тогда как уровень II отвечает за концептуальные и аналитические способности. Согласно его выводам, уровень I оставался постоянным среди людей. Уровень II, однако, демонстрировал различия между этническими группами (Modgil & Routledge, 19).87). Наиболее спорным выводом Дженсена было то, что интеллект второго уровня преобладает у азиатов, затем у белых, а затем у чернокожих. Роберт Уильямс был среди тех, кто указал на расовую предвзятость в результатах Дженсена (Williams, 1970).
Очевидно, интерпретация Дженсеном собственных данных вызвала бурную реакцию в стране, которая продолжала бороться с последствиями расизма (Fox, 2012). В то время как даже те, кто не согласился с выводами Дженсена, указали, что они не обнаружили явного расизма в его работе, сам Дженсен сделал ряд расистских заявлений во время интервью белому националистическому изданию 9.0029 Американский ренессанс . Он выразил свою убежденность в том, что многие чернокожие «не поддаются образованию до уровня, на который существует какой-либо экономический спрос», а также имеют более высокий уровень рождаемости, чем другие группы, что приведет к перемещению населения и ухудшению состояния нации ( Тейлор, 1992). Однако идеи Дженсена не были единичными или уникальными; скорее, они представляли собой один из многих примеров психологов, утверждающих расовые различия в IQ и когнитивных способностях. На самом деле Раштон и Дженсен (2005) проанализировали результаты трех десятилетий исследований взаимосвязи между расой и когнитивными способностями. В основе его выводов лежала вера Дженсена в наследственную природу интеллекта и в достоверность теста IQ как наилучшей меры интеллекта.
В связанной истории родители афроамериканских учащихся подали иск против штата Калифорния в 1979 году, поскольку они считали, что метод тестирования, используемый для выявления учащихся с ограниченными возможностями обучения, был культурно несправедливым, поскольку тесты были нормированы и стандартизированы с использованием белых детей ( Ларри П. против Райлза ). Метод тестирования, используемый государством, несоразмерно идентифицировал афроамериканских детей как «умственно отсталых», в результате чего многие учащиеся были неправильно классифицированы. Согласно краткому изложению дела, Ларри П. против Райлза :
В нарушение Раздела VI Закона о гражданских правах 1964 г., Закона о реабилитации 1973 г. и Закона об образовании для всех детей-инвалидов 1975 г. ответчики использовали стандартные тесты интеллекта, которые предвзято относятся к расовому и культурному признаку и оказывают дискриминационное воздействие на чернокожих. детей, и не были утверждены с целью практически постоянного помещения чернокожих детей в образовательные тупиковые, изолированные и стигматизирующие классы для так называемых обучаемых умственно отсталых. Кроме того, эти федеральные законы были нарушены общим использованием обвиняемыми механизмов размещения, которые в совокупности не были подтверждены и привели к чрезмерному представительству чернокожих детей в специальных учреждениях E.M.R. классы. ( Ларри П. против Райлза , пар. 6)
В очередной раз выявились ограничения тестирования интеллекта.
Что такое нарушения обучаемости?
Нарушения обучаемости — это когнитивные расстройства, затрагивающие различные области познания, в частности язык или чтение. Следует отметить, что трудности в обучении — это не то же самое, что умственная отсталость. Нарушения обучаемости считаются специфическими неврологическими нарушениями, а не глобальными интеллектуальными нарушениями или отклонениями в развитии. Человек с нарушением речи испытывает трудности с пониманием или использованием разговорной речи, в то время как человек с нарушениями чтения, такими как дислексия, испытывает трудности с обработкой того, что они читают.
Часто неспособность к обучению не распознается до тех пор, пока ребенок не достигнет школьного возраста. Один сбивающий с толку аспект нарушений обучаемости заключается в том, что они чаще всего поражают детей со средним или выше среднего интеллектом. Другими словами, инвалидность специфична для конкретной области, а не является показателем общих интеллектуальных способностей. В то же время нарушения обучаемости, как правило, сочетаются с другими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Где-то от 30 до 70% людей с диагностированными случаями СДВГ также имеют какую-либо неспособность к обучению (Riccio, Gonzales, & Hynd, 19).94). Давайте рассмотрим три примера распространенных нарушений обучаемости: дисграфию, дислексию и дискалькулию.
Дисграфия
Дети с дисграфией имеют проблемы с обучаемостью, из-за чего им трудно писать разборчиво. Физическая задача письма ручкой и бумагой чрезвычайно сложна для человека. Этим детям часто очень трудно изложить свои мысли на бумаге (Smits-Engelsman & Van Galen, 1997). Эта трудность несовместима с IQ человека. То есть, исходя из IQ ребенка и/или способностей в других областях, ребенок с дисграфией должен уметь писать, но не может. У детей с дисграфией также могут быть проблемы с пространственными способностями.
Учащиеся с дисграфией нуждаются в академических условиях, чтобы помочь им добиться успеха в школе. Эти приспособления могут предоставить учащимся альтернативные возможности оценки, чтобы продемонстрировать свои знания (Barton, 2003). Например, учащемуся с дисграфией может быть разрешено сдать устный экзамен, а не традиционный бумажно-карандашный тест. Лечение обычно проводится эрготерапевтом, хотя возникает вопрос, насколько эффективно такое лечение (Zwicker, 2005).
Дислексия
Дислексия — наиболее распространенная неспособность к обучению у детей. Человек с дислексией проявляет неспособность правильно обрабатывать буквы. Неврологический механизм обработки звука не работает должным образом у человека с дислексией. В результате дети-дислектики могут не понимать буквенно-звукового соответствия. Ребенок с дислексией может путать буквы в словах и предложениях (перестановка букв, как показано на рис. 7.17, является отличительной чертой этой неспособности к обучению) или пропускать целые слова при чтении. У ребенка с дислексией могут возникнуть трудности с правильным написанием слов при письме. Из-за беспорядочной обработки мозгом букв и звуков обучение чтению вызывает разочарование. Некоторые люди с дислексией справляются с этим, запоминая формы большинства слов, но на самом деле они никогда не учатся читать (Бернингер, 2008).
Рисунок 7.17 Эти написанные слова показывают вариации слова «чайник», написанные людьми с дислексией.
Дискалькулия
Дискалькулия – это трудности в изучении или понимании арифметики. Эта неспособность к обучению часто впервые проявляется, когда детям трудно определить, сколько предметов находится в небольшой группе, не считая их. Другие симптомы могут включать трудности с запоминанием математических фактов, организацией чисел или полным различением цифр, математических символов и письменных чисел (таких как «3» и «три»).
Интеллект в популярной психологии — IResearchNet
Что такое интеллект? Трудно сказать. Кажется, это очень сильно зависит от того, кого спрашивают. Тема привлекала мыслителей, по крайней мере, столько же, сколько люди записывают свои мысли, а возможно, и намного дольше. Термины, связанные с интеллектом, используются постоянно. Если кто-то упомянет, например, друга, который очень умен, слушатель наверняка будет иметь некоторое общее представление о том, что имеется в виду. Концепция глупости столь же интуитивна. Однако прийти к реальному соглашению по всем различным вещам, которые влечет за собой, может оказаться гораздо сложнее. Разве быть умным означает знать много фактов? Означает ли это способность быстро решать математические задачи? Важно ли быстрое время реакции? Гарантирует ли высокий показатель IQ выживание в течение недели в джунглях с одним лишь копьем? Большинство вводных учебников по психологии пытаются дать краткое теоретическое определение. Вот любимая фраза: интеллект — это «способность понимать мир и находчивость, чтобы справляться с его трудностями».
В психологии очень важно дать операциональное определение конструкта до его эмпирического изучения. Операционально определить что-то (или операционализировать это) означает определить это таким образом, который позволит его измерить. Этот принцип позволил психологам обойти все липкие философские аргументы о природе интеллекта, определив его следующим образом: интеллект — это то, что измеряют тесты интеллекта. Во всяком случае, это определение используется в большинстве исследований интеллекта, которые на самом деле связаны с измерением. Однако это привносит в аргумент как элегантную простоту, так и приводящую в бешенство замкнутость. Рассмотрим следующий логический вопрос: что измеряют тесты интеллекта? Интеллект, конечно. Что еще за интеллект? И так далее.
Очевидно, что необходим лучший ответ на вопрос: что на самом деле измеряют тесты интеллекта? Чтобы ответить на него, может сначала потребоваться отступление о психологических тестах и о том, как они работают. Основное определение: психологический тест — это объективная, стандартизированная мера образца поведения. Каждая часть этого определения важна, если мы хотим правильно понять тесты интеллекта.
Во-первых, термин стандартизированный: стандартизированная мера — это процедура, которая выполняется точно таким же образом каждый раз, когда кто-то проходит тест. Это означает, что данные инструкции должны быть одинаковыми, а все другие условия испытаний, такие как ограничение по времени и тип места, а также такие тонкости, как температура окружающей среды и освещение, должны оставаться постоянными, насколько это возможно.
Сказать, что это объективно, означает, что оценка так же стандартизирована, как и остальные условия теста. Нельзя позволять личным мнениям и чувствам человека, оценивающего тест, влиять на выставляемый балл. Это означает, что в руководстве по проведению теста должно быть очень конкретно указано, какие ответы являются правильными, а какие — нет, поэтому не требуется никакого личного суждения.
Третья часть определения, вероятно, самая важная и о ней чаще всего забывают: результат теста — это просто образец поведения. Другими словами, это не мера общих способностей человека во всех вещах, а скорее просто мера того, как этот человек был способен действовать в определенном случае, в определенном месте и в определенное время. Любой, кто когда-либо сдавал экзамен, не выспавшись или в очень шумной обстановке, знает, что тест не всегда может дать истинную оценку способностей человека.
Учитывая это определение, кажется, что разработать психологический тест несложно; люди постоянно пытаются. Шкала интеллекта детей Векслера, четвертое издание (WISC-IV), отличается от опросника журнала Cosmopolitan «Какой вы любовник?». викторина однако. В дополнение к критериям, описанным выше, чтобы квалифицироваться как хороший психологический тест, инструмент оценки должен устанавливать надежность, валидность и адекватные нормы.
Надежность тестов на самом деле означает почти то же самое, что и с людьми, — постоянство или надежность. Если человек проходит тест сегодня, который показывает, что он хорошо приспособлен и нормален, а тот же тест через неделю показывает, что этот человек, вероятно, является серийным убийцей, возникает проблема надежности. Надежность повторного тестирования — наиболее распространенная мера, и это именно то, на что это похоже. Это математическая корреляция между результатами теста, проведенного группой испытуемых в два разных времени. Если между двумя наборами оценок существует сильная положительная связь, это означает, что люди оба раза поступали примерно одинаково, и, следовательно, тест надежен. Иногда вместо этого надежность устанавливается с использованием альтернативных форм: создаются две разные, но эквивалентные версии теста, и затем испытуемые проходят оба теста. Если они работают примерно одинаково на обоих, тест надежен. На самом деле его довольно сложно использовать, поскольку он требует разработки двух версий теста, которые действительно похожи друг на друга. Широко используется еще один вид меры надежности: половинная надежность. Это измеряется путем деления теста пополам после его прохождения людьми и сравнения результатов первой половины вопросов с результатами второй половины. Его также очень сложно использовать, и он полезен только с тестами, которые пытаются измерить только одну вещь, иначе было бы много разных и неэквивалентных способов разделить тест на два набора элементов.
Еще одним важным показателем полезности теста является достоверность. Это часто определяется как степень, в которой тест измеряет то, что он должен измерять. Несколько более сложное, но гораздо более точное определение содержится в Стандартах образовательного и психологического тестирования (совместное предприятие Американской психологической ассоциации, Американской ассоциации исследований в области образования и Национального совета по измерению в образовании): «Тест действителен. в той мере, в какой выводы, сделанные на его основе, уместны, значимы и полезны». Это определение важно, потому что основная цель психологических тестов, особенно тестов интеллекта, состоит в том, чтобы делать выводы о людях.
Для тестов интеллекта важны несколько различных видов достоверности. Прогностическая валидность относится к степени, в которой тест может предсказать будущее поведение. Это измеряется путем изучения корреляции между тестом и будущим критерием; например, результаты SAT используются для прогнозирования средних баллов в колледже. Это также иногда называют валидностью, связанной с критерием, и используемый критерий часто является результатом другого теста той же конструкции. Новый тест IQ, например, не будет восприниматься всерьез, если не будет показано, что результаты в новом тесте сильно коррелируют с результатами в более зарекомендовавших себя тестах, таких как WISC или Стэнфорд-Бине. Валидность содержания — это степень, в которой тест адекватно отбирает измеряемое поведение. Рассмотрим урок математики, на котором основное внимание уделялось умножению и делению. Будет ли общий выпускной экзамен, который охватывает только вычитание, действительным показателем того, усвоили ли учащиеся материал?
Наконец, валидность конструкции относится к степени, в которой баллы в тесте действительно представляют желаемую теоретическую конструкцию. Конструкт — это просто широкое, расплывчатое психологическое понятие, такое как способность к лидерству или интеллект; вообще говоря, что-то слишком сложное, чтобы его можно было измерить одним числом. Конструктивная валидность может быть установлена различными способами, включая исследования, чтобы определить, влияют ли эффекты вмешательства или изменения развития на результаты тестов, которые согласуются с теорией. Например, если есть новый показатель депрессии и группа людей с депрессией проходит тест как до, так и после лечения, эффективность которого уже хорошо известна, то показатели депрессии в тесте должны снизиться. Если оценки этого не делают, значит, он явно не измеряет то, что должен был измерять. Точно так же в каждом крупном тесте на IQ есть подтест по словарному запасу. Если один и тот же тест дается группе второклассников и группе шестиклассников, то старшие дети обязательно должны получить более высокие баллы. Если они этого не делают, очевидно, что измеряется нечто иное, чем словарный запас.
Теперь предположим, что человек только что прошел новый тест на интеллект и получил 50 баллов. Что это значит? Пока не будет доступна дополнительная информация о тесте, это вообще ничего не значит. Единственный способ узнать, что означает число 50, — это протестировать большое количество людей и составить частотное распределение, чтобы увидеть, как у большинства людей. Если среднее (среднее) значение теста равно 30, то человек, набравший 50 баллов, справился очень хорошо. Если среднее значение равно 70, у этого человека дела обстоят довольно плохо. Результаты проведения теста большим количеством людей для придания значения баллам называются нормами. Согласно нормам, средний балл по обоим основным тестам интеллекта для детей составляет 100 баллов, и все остальные баллы оцениваются соответственно.
Тесты интеллекта существуют уже около века. Альфред Бине (1857–1911) создал первый современный тест интеллекта в 1905 году вместе с Гербертом Саймоном. Важно знать причину, по которой он это сделал: парижская школьная система хотела выявить учеников, которым требовались коррекционные занятия. В то время специальное образование (на самом деле, сама идея умственной отсталости) была очень новой, и Франция была гораздо более активной в стремлении помочь этим детям, чем Соединенные Штаты в тот же период. Поскольку французское законодательство стало требовать, чтобы дети, нуждающиеся в особой помощи, получали ее, стало ясно, что необходим объективный способ выявления этих детей (по крайней мере, более объективный, чем просьба к учителям отобрать детей и перевести их в другое учреждение). класс). Грубо говоря, тест был разработан для выявления людей с низким интеллектом, а не для выявления людей с нормальным или высоким интеллектом.
Однако к 1916 году появилась американская версия Стэнфорда-Бине, написанная Льюисом Терманом. От первоначальной версии до настоящего времени тест всегда давал единую оценку, которая считается мерой того, что иногда называют г, или общим интеллектом. Это знаменитый IQ, и он означает коэффициент интеллекта. Раньше это действительно было отношением: умственный возраст к хронологическому возрасту. Например, пятилетний ребенок с умственным возрастом пяти лет будет иметь IQ 5/5, или 1. Пятилетний ребенок с умственным возрастом трех лет будет иметь IQ 3/5, или 0,6. . Чтобы убрать надоедливые десятичные дроби и упростить работу с числами, стало стандартной практикой умножать результат на 100, так что два приведенных выше примера будут иметь IQ 100 и 60 соответственно. Стэнфорд-Бине больше не оценивает умственный возраст, но термин IQ все еще широко используется, несмотря на то, что он очень неточен. Кроме того, современный тест дает более одного балла.
Тест Стэнфорда-Бине находится в пятой редакции и следует довольно сложной модели интеллекта. Тест структурирован для измерения пяти отдельных факторов интеллекта как в вербальной, так и в невербальной областях, что составляет в общей сложности десять подтестов. Пять факторов таковы: подвижное мышление, знания, количественное мышление, визуально-пространственная обработка и рабочая память. Таким образом, в дополнение к десяти баллам подтеста тест предоставляет пять баллов по факторам и знакомую полную шкалу IQ, а также отдельные баллы вербального и невербального IQ. В то время как первоначальный тест был предназначен для детей, текущий тест Стэнфорда-Бине нормируется на выборке от двухлетних детей до восьмидесятипятилетних взрослых.
Тест Стэнфорда-Бине является современным потомком первоначального теста, но из всех психологических тестов чаще всего используется его главный конкурент, WAIS-III (Шкала интеллекта взрослых Векслера, третье издание). WAIS возникла из убеждения Дэвида Векслера, что тест Стэнфорд-Бине, разработанный для детей, не является лучшим тестом для взрослых. Векслер работал со взрослыми психиатрическими пациентами в больнице Бельвью и быстро понял, что система подсчета баллов для теста Бине (и ранний Стэнфорд-Бине) просто не имеет смысла для взрослого населения. Хотя может иметь смысл сказать, что семилетний человек имеет умственный возраст пяти лет, например, было бы бессмысленно говорить, что у тридцативосьмилетнего пациента умственный возраст всего тридцать пять. Поэтому Векслер опубликовал свой собственный тест в 1919 г.39, предназначенный для взрослых и оцениваемый с использованием того, что он назвал отклонением IQ, а не расчетным умственным/хронологическим соотношением.
Баллы сравнивались с набором норм для возраста человека, и баллы присваивались в соответствии с положением этого человека по сравнению с другими взрослыми его или ее возраста. WAIS нормируется для выборки в возрасте от шестнадцати до восьмидесяти девяти лет. Это подходит для возраста от шестнадцати до семидесяти двух лет. Его одиннадцать субтестов организованы в две шкалы: вербальную и исполнительскую. Когда он оценивается, он дает в дополнение к полномасштабному IQ вербальный IQ и IQ производительности.
После успеха WAIS Векслер также разработал свои собственные детские тесты, выпустив WISC (Шкалы интеллекта Векслера для детей, теперь в четвертом издании) и WPPSI (Шкалы интеллекта Векслера для дошкольных и начальных классов, теперь пересмотренные и известные). как WPPSI-R). WISC-IV предназначен для детей в возрасте от шести до шестнадцати лет, а WPPSI охватывает возрастной диапазон от трех до семи лет. Как WISC-IV, так и WPPSI-R структурно очень похожи на WAIS, с некоторыми различиями между подтестами, отражающими различия в способностях между возрастными группами; и они дают один и тот же образец оценок IQ: полномасштабный, вербальный и исполнительный.
В дополнение к тестам Стэнфорда-Бине и Векслера существует множество других тестов, но они используются лишь в несколько раз реже, чем эти два теста в год. Некоторые довольно надежные тесты интеллекта оценивают младенцев, лучшим из которых, вероятно, является шкала развития младенцев Бейли-II. Бейли можно использовать с очень маленькими детьми, с таблицами норм, которые начинаются с возраста одного месяца и варьируются до сорока двух месяцев. Это оригинальный тест, который в основном состоит из вовлечения ребенка в игру, соответствующую его возрасту, и тщательного наблюдения за ним на различных этапах развития. На самом деле IQ довольно нестабилен в первые несколько лет жизни, и хотя высокие баллы по шкале Бейли ничего не гарантируют, необычно низкие баллы могут точно предсказать последующие результаты тестов или успеваемость в школе; например, тест отлично справляется с выявлением детей, которые в более позднем возрасте будут тестироваться с умственно отсталым диапазоном показателей IQ.
Хотя все эти тесты явно основаны на конкретном теоретическом понятии интеллекта, включающем множество факторов, они по-прежнему в первую очередь служат для получения одного числа, обычно все еще называемого IQ, которое предназначено для обеспечения глобальной оценки общих способностей. Таким образом, они в значительной степени не в состоянии, по крайней мере в том, как используются оценки, отразить широкое разнообразие мнений, наблюдаемое в работах различных теоретиков интеллекта на протяжении многих лет. Однако они отражают взгляды одного влиятельного мыслителя, Чарльза Спирмена, который предположил, что интеллект состоит в основном из одной основной общей способности, которую он назвал g. Помимо влиятельной точки зрения Спирмена, существует множество других точек зрения.
Самые первые попытки измерить интеллект, предшествовавшие Бине, были предприняты в конце девятнадцатого века, в период, который иногда называют эрой медных духовых инструментов в психологии, названной так из-за серьезных навыков механического цеха, необходимых психологам, которым приходилось создавать все свои собственные аппараты. а не покупать продукты, которых еще не существовало. Это был также период, когда сэр Фрэнсис Гальтон и его американский ученик Джеймс Маккин Кеттелл считали, что для интеллекта требуются острые сенсорные способности и быстрое время реакции, и они стремились измерить интеллект косвенно, проводя различные физические измерения, особенно время реакции.
Этот сенсорный подход к интеллекту в значительной степени вымер примерно в то время, когда Бине опубликовал свой первый тест, но у него все еще есть некоторые современные приверженцы, такие как Артур Дженсен, который использует устройство, называемое временем реакции/временем движения (RT-MT). ) в своих попытках культурно-редуцированного исследования интеллекта. Устройство состоит из набора небольших кнопок с индикаторами рядом с ними, расположенных в форме веера на консоли, с единственной кнопкой в основании вентилятора. Субъект кладет руку на кнопку внизу и ждет. Когда загорается свет, испытуемый двигает этой рукой, чтобы как можно быстрее нажать на кнопку, расположенную рядом с источником света. Прибор измеряет как время реакции (сколько времени требуется испытуемому, чтобы убрать руку с первой кнопки), так и время движения (интервал между снятием руки с первой кнопки и нажатием второй). Дженсен заявляет о довольно высокой корреляции между этими измерениями и традиционными показателями интеллекта, но этот метод не получил широкого распространения.
Рэймонд Кеттелл в 1940-х годах разработал влиятельную теорию интеллекта, предположив, что существует не один фактор перегрузки, а два основных вида интеллекта, которые он назвал текучим и кристаллизованным интеллектом. Подвижный интеллект является невербальным и довольно невосприимчивым к культурным предубеждениям, состоящим в основном из присущей человеку способности учиться и решать проблемы. Это тот тип интеллекта, который требуется, когда задача требует адаптации к новой ситуации. Кристаллизованный интеллект состоит из того, чему человек научился, и, таким образом, состоит из знаний, а не из навыков решения проблем (хотя для увеличения кристаллизованного интеллекта требуется подвижный интеллект). Большая часть исследований, вдохновленных теорией Кеттелла, связана с предполагаемым снижением интеллекта в пожилом возрасте. Большое количество исследований предполагает, что подвижный интеллект может снижаться с возрастом, а кристаллизованный — нет.
Русский психолог А. Р. Лурия предложил совершенно иную теорию, которая также основывалась на концепции двух разных видов мыслительной обработки. Основываясь на своих исследованиях солдат с травмами головного мозга, он решил, что в тестах интеллекта отражаются два разных вида умственной деятельности: одновременная и последовательная обработка. Одновременная обработка — это то, что происходит, когда задача требует выполнения нескольких различных мыслительных операций одновременно. Хорошим примером являются пространственные задачи. При рисовании человек должен понимать общую форму того, что рисуется, а также рисовать его компоненты по отдельности. Последовательная обработка, при которой одновременно выполняется только одна умственная операция, имеет смысл для решения математических задач, но была бы катастрофой при рисовании даже такой простой формы, как треугольник. Человек должен был бы провести линии заданной длины под определенным углом друг к другу и просто надеяться, что они совпадут.
Однако некоторые теории несколько сложнее. В 1930-х Терстон предложил набор из семи первичных умственных способностей (ПМС), а Гилфорд в конце 1960-х предложил свою модель структуры интеллекта, которая может включать до 150 различных факторов. Теории, предлагающие множественные типы интеллекта для замены подхода с одним общим фактором, пережили своего рода ренессанс в последние годы благодаря триархической модели интеллекта Роберта Штернберга. Триархическая модель предполагает существование трех независимых видов интеллекта: аналитического, творческого и практического. Аналитический интеллект — это то, что проверяется стандартными тестами IQ, которые ставят четко определенные задачи с единственным приемлемым «правильным» ответом. Творческий интеллект касается того, реагирует ли человек адаптивно в новых ситуациях и генерирует новые идеи. Штернберг раскритиковал стандартные тесты за то, что они вообще не смогли это проверить. Практический интеллект, другая область, которой пренебрегают обычные тесты, — это интеллект, используемый при решении повседневных проблем, которые часто не имеют единственного правильного ответа; а скорее множество возможных решений, некоторые лучше, чем другие.