63.Понятие интеллекта, его структура, виды, методыисследования
Понятие интеллекта, его структура, виды, методы исследования
Интеллект — общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Векслер: Интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Существуют три трактовки понятия интеллекта:
— Биологическая трактовка, «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».
— Педагогическая трактовка «способность к обучению, обучаемость».
Разными авторами выделяются различные структуры интеллекта.
Стренберг выделяет:
· Вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное)
· Способность решать проблемы
· Практический интеллект (умение добиваться поставленных целей).
Мультифакторная модель Л. Терстоуна. Исследовал различные стороны общего интеллекта, которые называл первичными умственными потенциями. Выделил семь таких потенций:
Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим)
Спирмен выделяет «генеральный» фактор интеллекта — фактор G, рассматривая интеллект как общую умственную энергию, уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. Наряду с фактором G, вводит фактор S, служащий показателем специфических способностей.
Йенсен.
Конкретный интеллект (практический) помогает решать повседневные проблемы и ориентироваться во взаимоотношениях с различными предметами.
Абстрактный интеллект, с помощью которого проходят операции со словами и понятиями, относится ко второму уровню интеллекта — уровню когнитивных способностей.
Несмотря на попытки выделить «элементарные интеллектуальные способности» большинство исследователей сходятся на том, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность. По мнению Айзенка в его основе лежит генетически детерминированное свойство нервной системы, определяющее скорость и точность переработки информации.
Тесты для оценки интеллекта появились ещё в начале прошлого века (1905г). Приблизительно к этому же времени относится появление понятия IQ (коэффициента интеллектуальности). Штерн предложил некоторый показатель, отражающий связь между умственным и хронологическим возрастом.
Позднее тест Бине — Симона, созданный по заказу французского правительства был адаптирован в США и получил название Стенфорд — Бине.
В 1939 году Векслер создаёт шкалу интеллекта для взрослых, а в 1949 шкалу интеллекта для детей. И в одной и в другой шкале присутствуют и вербальные и невербальные задания.
Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы.
Структура интеллекта
Маловероятно, что каждый из нас задумывался над тем, что такое структура интеллекта. А зря, ведь в повседневной жизни каждый его элемент оказывает на нас неоценимое влияние, помогая лучше справляться с жизненными трудностями, явлениями и прочим.
Структура интеллекта в психологии
Сам интеллект психологи давно назвали системой психических процессов, благодаря которым каждый человек применяет свои способности не только для того, чтобы оценить и проанализировать ситуацию, но и с целью принятия рациональных решений и организации собственного поведения.
Если говорить о его структуре, то следует выделить следующие составляющие:
- Общий интеллект. Благодаря ему любая деятельность имеет успех или же порой не имеет. С его помощью личность адаптируется к окружающей среде, способна быстро перерабатывать получаемую информацию.
- Специальный. Здесь все намного уже. Психические процессы, которые являются основой этого интеллекта, направлены на решение каких-то конкретных задач в определенном виде деятельности. К примеру, он задействован во время разрешения межличностных проблем.
- Потенциальный. Здесь сосредоточено рассуждение и абстрагирование. А, если говорить о различных взглядах на структуру интеллекта, то известный ученый Кеттел считал, что этот интеллект формируется лишь к 20 годам и не ранее.
- Кристаллический. Он возникает лишь после того, как человек накопит достаточное для этого количество умений, навыков и знаний.
Структура эмоционального интеллекта
Интересно, что он отличается от привычного тем, что помогает человеку интуитивно истолковывать обстановку и влиять на нее. В его структуре выделяют: восприятие эмоций, их использование для стимулирования мышления, понимание эмоций, а также их управление.
Похожие статьи
В какой стране лучше жить? Планируя переезд в другую страну, необходимо хорошо изучить условия проживания в ней, экономические показатели, климатические условия, оценить уровень образования и медицины. В целом есть немало стран как в Европе, так и Азии, отвечающих этим требованиям. |
Сильные стороны человека Сильный характер является важной составляющей успеха. Благодаря качествам характера, которые делают человека сильным, он получает возможность добиться желаемых результатов и преуспеть. |
Кто такой циник? Циники были во все времена и как тогда, так и сейчас они попирают нормы морали и нравственности, высмеивают идеалы. Цинизм характерен для подростков, растущих в атмосфере вседозволенности, а также тех, кто под такой маской скрывает свои истинные чувства. | Кто такие пранкеры? Они появляются неожиданно к радости, в интернете – они звезды, а в тишине своего дома замышляют очередные выходки. Кто же такие пранкеры, чем они занимаются и по какому принципу работают – тема этой статьи. |
Читайте также:
Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии?
Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии, признаки завышенного или заниженного этого качества у человека, где встречается данная аббревиатура – это знают все подростки, а взрослые, к сожалению, не всегда успевают за развитием современного сленга.
Что такое кринж – старое значение нового понятия и примеры употребления
Что такое кринж, происхождение этого слова, его значение, синонимы и примеры в молодежном сленге, анимациях, рекламе – это часто известно подросткам, но непонятно взрослым людям. Между тем, это явление понятно всем, только привычные названия у него другие.
Финансовый менеджмент – основные концепции и функции управления финансами
Финансовый менеджмент, его функции, цели, методы, задачи, виды, оценка качества – это важные понятия не только для успешно зарабатывающих предпринимателей, но и для грамотных людей, которые хотят без проблем ориентироваться в сфере финансов.
Все, что нужно знать профессионалам в области электронного обучения
Приглашенный блоггер Кристофер Паппас / @cpappas
Все ваши онлайн-учащиеся обладают уникальными способностями, навыками и опытом, которые составляют основу их интеллекта. Задача состоит в том, чтобы создать курсы электронного обучения, которые удовлетворят все их потребности, несмотря на бесчисленное множество комбинаций талантов и качеств. В этой статье я поделюсь всем, что вам нужно знать обо всех «измерениях» структуры интеллекта, которые играют важную роль в человеческом интеллекте.
Все, что нужно знать профессионалам электронного обучения о структуре интеллектаСтруктура интеллекта была впервые представлена Джой Пол Гилфорд [1], известным психологом и психометристом. Теория человеческого интеллекта «Структура интеллекта» состоит из трех основных компонентов: операций, содержания и продуктов, которые известны как «измерения». Каждый из этих аспектов играет решающую роль в определении интеллектуальных способностей ваших 90 009 онлайн-учеников 9.0010 . Вместе они образуют до 150 различных типов интеллекта или талантов. Мэри Н. Микер продолжила применять Структуру интеллекта в образовательных учреждениях, сделав ее ценным инструментом оценки для специалистов по электронному обучению. . Вот основные принципы, которым вы должны следовать при создании курсов электронного обучения и оценок:
- Способность рассуждать и решать проблемы включает 30 интеллектуальных способностей (из 150). Сюда входят как сходящихся , так и расходящихся операций. Это число рассчитывается путем умножения 6 продуктов на 5 содержимого.
- Операции памяти составляют 30 различных интеллектуальных способностей или навыков.
- Языковые навыки, которые относятся к категории когнитивных операций, включают в себя 30 различных способностей.
- Принятие решений или операции по оценке составляют 30 интеллектуальных способностей.
Согласно теории структуры интеллекта, существует 5 различных операций, связанных с интеллектом учащегося. Измерение «операции» составляет 1/3 их интеллектуальных способностей:
1. ПознаниеПонимание новой информации и открытие новых идей и концепций . Это также напрямую связано с их уровнем понимания и тем, насколько хорошо они могут самостоятельно находить информацию.
2. ПамятьПолучение и усвоение новой информации, также известное как кодирование, а также сохранение и воспроизведение этой информации.
3. Конвергентное производствоСледование правилам и решение проблем. Онлайн-учащиеся должны иметь возможность изучить проблему, а затем прийти к единому решению.
4. Дивергентное производствоВывод различных решений проблемы. Это также относится к творчеству .
5. ОценкаОпределение правильности, неправильности или актуальности информации. Онлайн-учащиеся должны иметь возможность использовать свои знания и ресурсы, чтобы оценить, является ли информация точной и уместной в конкретной ситуации.
Структура содержания интеллектаТеория структуры интеллекта также утверждает, что существует 5 типов содержания, которые человеческий разум использует для выполнения вышеупомянутых операций:
1. СимволическийИнформация, которая появляется в виде знаков или изображений, которые являются символическими. Римские цифры, музыкальные ноты и фирменные значки — все это примеры символов.
2. СемантическаяВоспринимаемое значение словесной информации. Есть две основные области семантики: логическая и лексическая. Логический имеет дело со ссылками и последствиями, а лексический относится к отношениям между словами и их предполагаемому значению.
3. Фигуральные: ВизуальныеЧасть «фигурной» категории, которая относится к информации реального мира и вещам, которые появляются в окружении учащегося. Визуальная информация воспринимается нашим зрением. Сюда входят изображений , диаграммы и видео , и это лишь некоторые из них.
4. Фигуральный: СлуховойЕще один аспект «фигурной» категории. Слуховая информация улавливается нашим слухом. В том числе музыка, рассказы и другие аудиоэлементы.
5. ПоведенческиеНа самом деле это дополнительная категория контента, которая не является частью окончательной теории человеческого интеллекта Гилфорда. Однако некоторые разработчики электронного обучения до сих пор считают его неотъемлемой частью Структуры Интеллекта. Он имеет дело с восприятием действий других и их значением. Например, изучение новой концепции или идеи путем наблюдения за другим человеком. Если информация получена в результате собственных действий онлайн-учащегося, это считается кинестетик , относящийся к категории «фигурных».
Структура интеллектуальных продуктовИсходя из структуры интеллектуальных продуктов, существует всего 6 продуктов. Онлайн-учащиеся применяют операции к содержимому для получения результатов или «продуктов»:
1. Единицы: Единая часть знаний.
Это самый простой продукт, так как он не способствует широкомасштабному изменению ментальной схемы . Например, люди, изучающие новое слово или простое понятие, приобретают единицу знаний.
2. Классы: совокупность единиц, имеющих сходные атрибуты или общий знаменатель.Набор правил или политик компании может быть примером «классов». Эта информация не обязательно связана с уже существующими знаниями.
3. Отношения: единицы, которые так или иначе связаны.Это могут быть последовательности, противоположности или сравнения. В этом случае онлайн-учащийся понимает, что между единицами существует связь, и может сгруппировать их вместе в своей ментальной схеме.
4. Системы: взаимосвязанная информация.Эти единицы образуют сеть взаимосвязанных концепций и идей. Это очень сложная структура, которая может опираться на ранее существовавшие знания.
5. Преобразования: знание изменено.Она может быть преобразована в новую информацию, или учащийся онлайн может полностью изменить ее на основе новых идей или убеждений. Они не только усваивают единицы, но и манипулируют информацией.
6. Последствия: Учащиеся могут предвидеть последствия получения информации.Например, они могут предсказывать результат или делать выводы о том, как он соотносится с существующими знаниями. Они также могут определить возможные последствия, негативные или позитивные.
Теория структуры интеллекта Гилфорда дает вам возможность оценить способности ваших онлайн-учащихся, чтобы создать значимые и актуальные курсы электронного обучения. От принятия решений до языковых навыков, вы можете определить их сильные стороны и области для улучшения, прежде чем начать процесс разработки электронного обучения.
Множественный интеллект — еще одна популярная теория обучения, которая исследует идею интеллектуальных комбинаций. Прочтите статью Множественный интеллект в электронном обучении: теория и ее влияние , чтобы узнать, как применить ее в разработке курса электронного обучения и какое влияние она может оказать на вашу аудиторию.
Критика теории структуры интеллекта ГилфордаТеория Гилфорда подвергается критике двумя основными способами. Во-первых, исследования и статистический подход ненадежны. Во-вторых, теория всего часть более комплексной стратегии оценки. Давайте рассмотрим обе проблемы более подробно:
Исследования и статистический анализБольшая часть теории Гилфорда основана на психометрических тестах, которые он использовал для прогнозирования и измерения способностей SI. Гилфорд ранее заявлял, что g-фактор (фактор общего интеллекта) недопустим [3]. На самом деле теория SI основана на идее, что интеллект состоит из множества факторов. Таким образом, это не могло быть представлено одним числом. Артур Дженсен, известный профессор педагогической психологии, предположил, что на убеждения Гилфорда повлияло когнитивное тестирование ВВС США. Дженсен заявил, что Гилфорд не наблюдал никаких прямых корреляций, которые значительно отличались бы от нуля. Поэтому он предположил, что g-фактор неустойчив [3]. После повторного анализа исследователи пришли к выводу, что на рассматриваемые когнитивные тесты могли повлиять «артефакты и методологические ошибки».
Дальнейшие исследования, в которых использовались более строгие методы, показали, что данные Гилфорда являются «положительными», в то время как другое предположило, что случайные модели так же достоверны, как и теория СИ. Таким образом, многие критики предполагают, что исследования SI и статистические методы являются просто «исследовательскими», поскольку они не полностью надежны. Тем не менее, его все еще можно использовать для разработки оценок обучения. В некоторых случаях она может служить основой для других теорий и гипотез о признаках интеллекта.
Важно отметить, что Гилфорд сам совершенствовал теорию в течение многих лет. Первоначально теория была опубликована в 1955 году и состояла из 120 компонентов. Затем он был расширен до 150 интеллектуальных способностей. Позже, когда Гилфорд создал отдельную категорию для функций памяти, их стало 180 компонентов.
Ограниченный охватНекоторые критики предполагают, что психометрические тесты, используемые для оценки интеллекта, ошибочны и что они ограничивают применение. Например, тесты учитывают только определенные факторы и не учитывают другие важные вопросы. Кроме того, многие считают, что критерии измерения имеют ограниченную область применения. Он может дать общее представление об интеллекте человека, но не может дать детальную картину. Например, он не раскрывает уровень контекстуального интеллекта. Гилфорд и другие исследователи даже разработали серию творческих тестов, расширяющих теорию SI [2]. Эти оценки помогают определить конкретную категорию интеллекта.
Таким образом, многие критики считают, что теорию SI следует использовать в сочетании с другими методами оценки и оценки. Если педагогические дизайнеры решат использовать этот подход, им следует сочетать его с другими методами диагностики, чтобы определить точную категорию и широту интеллекта.
Теория SI основана на всесторонних испытаниях. Таким образом, существует множество других способствующих факторов, которые профессионалы в области электронного обучения должны учитывать. Например, среда тестирования, эмоциональное состояние учащегося и его личный опыт. Все эти проблемы играют важную роль в процессе оценки, поскольку они могут повлиять на результаты теста учащегося. Даже формат тестирования может повлиять на психометрические показатели учащегося.
Теория СИ расширялась, пересматривалась и трансформировалась на протяжении многих лет. Однако, несмотря на критику, теория Гилфорда действительно послужила трамплином для других теорий интеллекта. Во многих отношениях он был первопроходцем в мире педагогической психологии. Он рассматривал интеллект как многогранное понятие, которое нельзя представить одним числом. На самом деле теория СИ до сих пор используется некоторыми для измерения творческого интеллекта. Кроме того, Гилфорду следует отдать должное за его идеологию и дальновидность. Многие из принципов и методологий SI составляют основу тестов интеллекта, которые используются сегодня.
Ссылки:
1. Guilford, J.P. (1967). Природа человеческого интеллекта.
2. Четыре способа измерения креативности
3. Дженсен, А. Р. (1998). Фактор g: наука об умственных способностях. Вестпорт, Коннектикут: Прегер.
Поделитесь этим блогом с твитом ниже!
НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ ОТПРАВИТЬ Твит: Структура #Intellect: все, что нужно знать профессионалам в области электронного обучения http://hubs.ly/H04HCbD0 #aiblog
Intelligence: its Structure, Growth and Action, Volume 35
Выберите страну/регионСоединенные Штаты АмерикиВеликобританияАфганистанАландские островаАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАвстралияАвстрияАзербайджанБагамыБахрейнБангладешБарбадосБельгияБелизБенинБермуды БутанБоливияБонэйр, Синт-Эстатиус и СабаБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБританская территория в Индийском океанеБританские Виргинские островаБрунейБолгарияБуркина-ФасоБурундиКамерунКанадаКанарские островаКанарыКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (Килинг)КолумбияКоморские островаКонгоОстрова КукаКоста РикаХорватияКубаКюрасаоКипрЧехияДемократическая Республика КонгоДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФедеративные Штаты МикронезииФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияГабонГамбияГрузияНемецкий yГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БиссауГайанаГаитиГондурасГонконгВенгрияИсландияИндияИндонезияИранИракИрландияОстров МэнИзраильИталияЯмайкаЯпонияДжерсиИорданияКазахстанКенияКирибатиКувейтКыргызстанЛаосЛатвияLe сотоЛиберияЛивияЛихтенштейнЛюксембургМакаоМакедонияМадагаскарМалавиМалайзияМальдивыМалиМальтаМаршалловы островаМартиникаМавританияМаврикийМайоттаМексикаМолдоваМонакоМонголияЧерногорияМонтсерратМароккоМозамбикМьянмаНамибияНепалНидерландыНовая КаледонияНовая ЗеландияНикарагуаНигерНиуэ Остров Норфолк Северная КореяСеверные Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРуандаСен-БартельмиСент-ХеленаСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСент-Мартен (французская часть)Сен-Пьер и МикелонСен Винсент и ГренадиныСамоаСан-МариноСао-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСинт-Мартен (голландская часть)СловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮжная АфрикаЮжная Грузия и Южные Сандвичевы островаЮжная КореяЮжный СуданИспанияШри-ЛанкаСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенСвазилендШвецияШвейцарияSy РиаТайваньТаджикистанТанзанияТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыУругвайВиргинские острова СШАУзбекистанВануатуВатиканВенесуэлаВьетнамУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве
Варианты покупкиЭлектронная книга $72,95
Налог с продаж рассчитывается при оформлении заказа
Бесплатная доставка по всему миру
Без минимального заказа Способности, их структура, рост и действие , этот новый том отражает события последующих лет.
Содержание
- Научные цели исследования способностей. Принципы и методы исследования общего интеллекта. Природа первичных способностей. Принципы составления карты способностей. Открытие жидкого и кристаллизованного общего разума. Структура способностей высших слоев и «инвестиционная теория» интеллекта. Естественная история способностей: распределение и связь с полом и возрастом. Физиологические и неврологические основы интеллекта. Сверхчеловеческий интеллект: иллюминация эволюции животных и машин. Дебаты о наследственности и окружающей среде: способности по отношению к расе и культуре. Триадическая теория способностей, связанная с развитием, связанная со структурной теорией обучения. Взаимодействие личности и способностей и прогнозирование достижений. Гений и процессы творческой мысли. Интеллект и общество. Глоссарий. Использованная литература. Индекс.
Информация о продукте
- Количество страниц: 693
- Язык: английский
- Авторские права: © North Holland 1987
- Опубликовано: 1 июля 1987 г.