Интеллект определение в психологии: ИНТЕЛЛЕКТ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Интеллект | Понятия и категории

ИНТЕЛЛЕКТ (INTELLIGENCE). Большая или меньшая способность решать проблемы, иначе говоря, способность понимать новое и сложное.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 223

 

КУБИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА (от лат. structures — взаиморасположение и intellectus — ум). Теория структуры интеллекта, разработанная Дж. Гилфордом (Guilford J. P., Hopfner R. Analysis of Intelligence. N. Y., 1971) и построенная на основе факторных исследований. В отличие от теории K. Терстоуна, в которой факторный анализ был средством выявления первичных способностей, в теории Дж.

Tags: 

Психология

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellects — ум, рассудок, разум). Система когнитивных процессов, которые имеют индивидуальную выраженность. Характеризуется способностью к познанию и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Исследования. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций.

Tags: 

Психология

ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus — ум, рассудок, разум) — в общем смысле способность мыслить; в гносеологии — способность к опосредованному, абстрактному познанию, включающая в себя такие функции, как сравнение, абстрагирование, образование понятий, суждение, умозаключение; противостоит непосредственным видам познания — чувственному и интуитивному; в психологии — рациональное, подчиненное законам логики мышление; противостоит нерациональным сферам психики — эмоциям, воображению, воле и т. д. В истории философии понятие «интеллект» совершило длительную эволюцию.

Tags: 

Философия

ИНТЕЛЛЕКТ ЖИВОТНЫХ — высшая форма психической деятельности животных (обезьян и ряда др. высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта.

Tags: 

Психология

ИНТЕЛЛЕКТ — система психологических механизмов, обусловливающих возможность строить внутри индивида адекватную модель (картину) окружающего мира и оптимально организовывать своё поведение и деятельность в нём, создавая порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальные потребности с объективными требованиями реальности. Таково самое общее определение понятия интеллект, которое разными авторами определяется по-разному. Обратимся к западноевропейской тестологии, которой в течение столетия принадлежала монополия в изучении интеллекта. Прежде всего предоставим слово В.

Tags: 

Психология

АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — в схоластике высшая и низшая способности (части, стороны или функции) познающего человеческого разума: пассивный разум работает с чувственными данными от отдельных вещей, упорядочивает их, систематизирует, но не может выявить общие идеи (универсалии) в глубине опытных данных; активный разум своим  естественным светом освещает образы вещей и извлекает из них универсальное содержание.

По Фоме Аквинскому, активный интеллект необходим для понимания подобно тому, как свет необходим для того, чтобы видеть.

Tags: 

Философия

ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ — 1) условное обозначение кибернетических систем и их логико-математического обеспечения, предназначенных для решения некоторых задач, обычно требующих использования интеллектуальных способностей человека; 2) совокупность функциональных возможностей электронно-вычислительной машины (компьютера) решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека. Этот термин нужно рассматривать как метафору. Фактическое содержание теории искусственного интеллекта составляют теория программирования, включая иногда теорию самих компьютеров…

Tags: 

Философия

Информатика

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека. Иное понятие И. определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и т. д. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности. Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется: 1) с системой умственных операций; 2) со стилем и стратегией решения проблем; 3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности; 4) с когнитивным стилем…

Tags: 

Психология

Философия

УМ, или ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellects — разумение, понимание, познание, рассудок) — особая функция психической деятельности организмов с высокоразвитым и сложно дифференцированным мозгом; способность получать, хранить, преобразовывать и выдавать информацию, вырабатывать новые знания, принимать рационально обоснованные решения, формулировать цели и контролировать деятельность по их достижению, оценивать ситуации, возникающие в окружающем мире.

Важнейший источник информации, перерабатываемой и преобразуемой умом, и объект приложения выработанных им знаний, решений и целей — объективный мир.

Tags: 

Психология

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — психическая способность к сознаваемому нестереотипному поиску и узрению адекватных содержанию форм мышления и целесообразных способов поведения, основанных на опыте и знаниях и в то же время имеющих тенденцию к опережению событий и опыта. И. проявляется как конкретная форма единства рациональных созидательных способностей и орудий интеллектуальной деятельности, к которым относятся: память и интеллектуальные орудия труда (технические и информационные средства, методики, научные теории и др.). И.

Tags: 

Психология

Философия

Интеллект в психологии: структура, проблемы, виды, исследование

Интеллект в психологии — комплекс способностей, с помощью которых человек может понимать, учиться, решать разные сложные вопросы и проблемы, находить выгодные пути преодоления преград.

Он свойственен людям, и животным. Уровень интеллекта у разных людей отличается.

Понятие и суть

Интеллект — умственная способность человека, которая проявляется в возможности решать разные задачи, преодолевать сложности, справляться с проблемами. С помощью интеллекта человек может приспосабливаться к изменяющимся условиям, постоянно развиваться.

История изучения

Вопрос об изучении интеллектуальных способностей особо остро встал перед учеными в XIX веке. К 1905 году французские ученые Т. Симон и А. Бине смоги разработать первые тесты, которые были предназначены для оценки уровня умственных способностей у детей в возрасте 3–13 лет. Сами создатели текстов рассматривали интеллект как уровень развития психического здоровья, присущий определенному возрасту. Оценка выставлялась по количеству правильных ответов, их соотношению с ошибками.

Следующий прорыв в данной области произошел в 1912 году. Тогда немецкий психолог В. Штерн предложил делать оценки уровня умственного развития с помощью вычисления коэффициента интеллекта. Их он называл отношением хронологического и умственного возраста ребенка.

Учения В. Штерна продолжил Л. Термен. Он адаптировал предложенный коэффициент для жителей США, подвел его под шкалу Бине-Симона, для которой придумал некоторые изменения, чтобы модифицировать ее. Благодаря работам Л. Термена, была разработана новая шкала оценки интеллекта.

Первый полноценный тест на определение IQ был предложен Д. Векслер. Он предложил развернутую классификацию уровней развития умственных способностей, которая основывалась на частоте встречаемости показателя:

  • интеллектуальное снижение — до 69;
  • пограничный уровень — от 70 до 79;
  • пониженная норма — от 80 до 89;
  • средний уровень — от 90 до 109;
  • хороший показатель — от 110 до 119;
  • высокий уровень — от 120 до 129;
  • очень высокий уровень — свыше 130.

Со временем шкала была доработана, изменена зависимо от действующих реалий. Под нее составили более информативные тесты.

Виды и функции

Ученые с начала XX века пытались составить точную классификацию видов интеллекта, но это был сложный процесс. Самая популярная классификация, которую признали большинство ученых, была составлена Говардом Гарднером. Он выделил 8 видов интеллекта:

  1. Вербально-лингвистический. Подразумевает развитое умение принимать, передавать информацию с помощью грамотно поставленной речи. Такой вид интеллекта предполагает присутствие определенных качеств у индивида — умение осмысленно воспринимать и анализировать звуки речи, их комбинацию, составлять полноценные предложения зависимо от языковых требований, писать логические тексты в разных стилях.
  2. Логико-математический. Подразумевает развитые математические способности, логическое мышление. Характеризуется рядом качеств — умение упорядочивать мысли, выстраивать структуры понятий по иерархии значимости, работать с разными базами данных, оперировать цифрами, структурировать, систематизировать данные.
  3. Натуралистический. Характеризуется умением анализировать разные события, происходящие в окружающем мире, делать соответствующие выводы. С помощью этого интеллекта человек смог эволюционировать, адаптироваться к новым условиям существования.
  4. Визуально-пространственный. Характеризуется развитым умением ориентироваться в пространстве, воспринимать точную форму окружающих объектов, их расположение относительно других объектов, возможностью точно угадывать расстояние между отдельными предметами. Основные проявления — развитое воображение, умение создавать, обрабатывать, сохранять разные образы, способность переносить придуманные образы в рисунки, музыку, тексты.
  5. Межличностный. Подразумевает развитие коммуникационных навыков с другими людьми. Качества — способность подчиняться, работать в команде, руководить другими, владение разными методами вербальной, невербальной коммуникации, наличие организаторских способностей.
  6. Кинестетический. Его называют телесным или тактильным. Подразумевает результативное познание мира через движения, прикосновения, ощущения. Для людей с развитым кинестетическим интеллектом характерны достижения в кузнечном и столярном деле, изготовлении скульптур.
  7. Музыкально-ритмический. Человек имеет развитые умственные способности в определении разных звуков, нот, тонов, чувства ритма, понимании мелодий. Люди с высоким уровнем интеллекта становятся выдающимися музыкантами.
  8. Внутриличностный. Характеризуется сильной связью самосознания с умственными способностями. Для этого вида интеллекта характерны — готовность к одиночеству, склонность к рефлексии, самоанализу. Такие индивиды умеют, любят погружаться в свой внутренний мир, уходя от окружающих проблем.

Отдельный вид интеллекта, который не входит в классификацию, — эмоциональный. О его важности ученые начали говорить только к концу XX века. Он характеризуется способностями человека к эмоциональному познанию окружающего мира, других людей.

Функции:

  1. Помощь в занятии определенного положения в обществе.
  2. Получение знаний, осваивание навыков, развитие существующих умений.
  3. Проявление талантов, достижение успеха в разных сферах деятельности.
  4. Самоутверждение, самореализация.

Интеллект помогает человеку выжить в разных реалиях окружающего мира, приспособиться к изменяющимся условиям.

Уровни

Уровни:

  1. Стимульно-продуктивный. Умственная деятельность индивида зависит от проявлений внешних факторов. На этом уровне интеллектуальная деятельность ограничивается первоначально найденным или заданным кем-то путем. Человек может решать задачи, но они не связаны.
  2. Эвристический уровень. Спонтанная познавательная деятельность, с помощью которой происходят открытие разных закономерностей. На этом уровне человек может составлять единую картину из разрозненных проблем, явлений, находить в них общее, чтобы выявлять неизвестные закономерности.
  3. Креативный. Это высший уровень интеллектуальной деятельности. Поиск связи в разных явлениях становится большой проблемой, которая требуется глубокого анализа для установления сути вещей.

Какие факторы влияют на умственные способности?

У всех людей разный уровень интеллекта. Среди нас есть глупые индивиды, люди со средними интеллектуальными способностями, интеллектуалы. Отдельная группа людей — умственно отсталые индивиды с разными заболеваниями, дефектами развития.

Факторы, которые влияют на развитие интеллекта:

  1. Генетика.
  2. Воздействие внешней среды. Это собирательное определение, которое включает социальный уровень жизни семьи, характер, способы воспитания, уровень образования родителей, доступность образования в государственных учреждениях (детских садах, школах).
  3. Питание. Для активной работы и развития головному мозгу нужно постоянно получать определенное количество питательных элементов.
  4. Влияние сверстников, друзей.

При проведении исследований ученые выявили и другие факторы — взаимоотношение родителей, размеры дома, его стоимость, зарплата каждого члена семьи, доход за 1 год.

Гендерные и возрастные различия

Уровень интеллекта зависит не только от воздействия внешних факторов или генетики, но и от возраста, половой принадлежности.

Ученые смогли установить интересную закономерность. Если ребенок в 5–10 лет отличался повышенной сообразительностью, умом, в 20, 30, 40 лет он будет обладать развитыми умственными способностями. Данная закономерность срабатывает не во всех случаях.

Чтобы понять, как возраст влияет на умственные способности, нужно изучить особенности соотношения этих двух показателей:

  1. Коэффициент интеллекта растет до 18 лет, замедляясь в переходные периоды. Головной мозг занят решением других вопросов.
  2. С 20 лет развитие умственных способностей постепенно замедляется.
  3. Аналитический, логический и арифметический потенциал раскрывается только к 30 годам.
  4. Медицинские познания усваиваются в промежутке с 40 до 45 лет. Психологические учения осознаются после 50 лет.

Также нужно уделить внимание искусству. Оно хорошо развивается в любом возрасте. Ограничений относительно этого ученые выявить не смогли.

В мире постоянно идут споры относительно того, кто умнее — женщины или мужчины. Проведя большое количество исследований, ученые не смогли выявить большой разницы относительно взаимосвязи уровня интеллекта и гендерной принадлежности, но все же небольшая разница есть. Она заметна в некоторых аспектах:

  1. Развитие физических, умственных характеристик у девочек до 15 лет происходит быстрее, чем у мальчиков.
  2. Женщины лучше развиваются в гуманитарных науках, а мужчины в точных.

Женщины отличаются нестандартным мышлением. Мужчины склонны мыслить логически.

Коэффициент и способы его определения

Коэффициентом интеллекта называется IQ. С его помощью ученые определяют степень развитости умственных способностей человека. В редких ситуациях тесты на IQ применяются для сравнения интеллекта между людьми и животными. Исследователи смогли определить коэффициент IQ даже у дождевого червя.

Показатель IQ определяется путем проведения узкоспециализированных тестов. С их помощью можно узнать разные факторы:

  1. Отсутствие или наличие умственных нарушений, патологий.
  2. Высчитать «интеллектуальный возраст» личности, который сравнивается с биологическим возрастом.
  3. Уровень развития умственных способностей.

Составить тест на определение IQ сложно. Обычно этим занимается команда опытных психологов вместе с учеными из других областей.

Методы развития

Развить интеллект можно, но для этого нужно регулярно стараться, не останавливаться на достигнутых результатах, заниматься самосовершенствованием. Существуют разные методы развития интеллекта у детей и взрослых.

У детей

В развитии интеллектуальных способностей помогут:

  1. Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  2. Формирование четкого распорядка дня, в котором будет достаточно время для сна, отдыха, обучения, активных игр.
  3. Совместное чтение, которое лучше выполнять перед сном.
  4. Отсутствие жесткой психики, разработка системы похвал за достижения.
  5. Постановка ежедневных задач, их распределение по значимости.

Развитие интеллектуальных способностей ребенка зависит от воспитания родителей, учителей в школе. При применении методик обучения нужно сводить их к игре. Так легче заинтересовать ребенка, сделать процесс обучения простым и веселым. В противном случае можно развить у него ненависть к образовательному процессу, что в будущем приведет к проблемам.

У взрослых

Для развития интеллекта нужно:

  1. Играть в шахматы, шашки, решать кроссворды, логические задачи.
  2. Каждый день читать. Необязательно выбирать научную литературу. Лучше, чтобы это были художественные произведения, которые при прочтении вызывают приятные чувства.
  3. Спать не менее 8 часов за сутки. Правильно питаться. Отказаться от вредных привычек.
  4. Развивать познания в интересующих сферах деятельности.
  5. Каждый день тренировать память. Необходимо запоминать имена и фамилии знакомых, их мобильные номера. Можно каждую неделю заучивать по одному стиху наизусть.
  6. Проводить время в размышлении над сложными вопросами, жизненными ситуациями. Стараться придумать разные способы решения проблемы.
  7. Регулярно заниматься математикой.
  8. Выделить свободное время для обучения игре на музыкальном инструменте.
  9. Учиться мыслить нестандартно. В разных жизненных ситуациях не нужно смотреть на других. Рекомендуется разрабатывать собственные подходы.
  10. Заняться изучением иностранных языков. Это поможет развить умственные способности, пригодится в карьере.
  11. Сочинять разные истории. Лучше записывать их на лист бумаги.

Нельзя забывать про здоровый образ жизни. Рекомендуется заняться спортом, а если это невозможно, делать ежедневную зарядку, а по вечерам гулять по улице.

Интеллект — возможность использования собственного потенциала для адаптации, выживания, развития в условиях окружающего мира. На уровень умственных способностей влияют разные факторы. Если он остался на низкой отметке, его можно развить до нормального уровня и даже выше. Важно подобрать подходящие методики, не останавливаться в саморазвитии.

Что такое интеллект? Определение и противоречие

Вы умны?

Прежде чем вы начнете искать старые результаты IQ-тестов, давайте поговорим. Определение «интеллект», как он измеряется и что на самом деле означает быть «интеллектуальным», может на самом деле стать неожиданностью. Даже самые важные теории интеллекта, в том числе девять типов интеллекта Гарденера, оспаривались мировыми знаменитостями в области психологии.

У каждого свое определение интеллекта, но что говорят психологи? Как они измеряют интеллект? Ответ не так прост. Давайте коснемся основ того, что такое интеллект, как он определялся в последние годы и куда движутся теории интеллекта.

Что такое интеллект?

Можно ли измерить интеллект? Тесты IQ и интеллект

Жидкость Против. Кристаллизованный интеллект

Практический интеллект и триархическая теория

Девять типов интеллекта Гарденера

Что такое интеллект?

Два определения интеллекта являются корнем споров о том, как измерять и идентифицировать интеллект. Первое определение звучит так: «Интеллект — это способность приобретать и применять знания и навыки». Другое определение более сложное: «Разведка — это сбор информации военного или политического значения».

Второе определение предполагает, что интеллект является мерой потенциального успеха в сообществе. Именно такое использование интеллекта привело психологов к разработке теста IQ.

Можно ли измерить интеллект? Тесты на IQ и интеллект

В начале 1900-х годов французский психолог Альфред Бине помог разработать первый тип тестов на коэффициент интеллекта, или IQ-тестов. Французское правительство хотело использовать тест, чтобы определить, какие дети с большей вероятностью преуспеют в школе, а какие дети нуждаются в дополнительной помощи.

Оригинальный тест Бине измерял «умственный возраст» детей на основе среднего возраста и навыков группы учащихся. Он признал, что тест имеет ограничения и что одного числа недостаточно, чтобы точно описать все факторы, влияющие на интеллект.

Тем не менее, тест был адаптирован для американских школ и до сих пор используется для измерения интеллекта. Высокий IQ по-прежнему связан с общей производительностью труда и жизненным «успехом». IQ может меняться в течение жизни человека. Хотя снизить IQ человека очень легко, наука все еще ищет способы «увеличить» баллы IQ человека.

Разногласия с тестами на IQ: интеллект и скорость

К сожалению, несмотря на многие изменения стандартных тестов на IQ, в конструкции теста все еще есть недостатки. Давайте просто посмотрим на один прямо сейчас.

Интеллект тесно связан со «скоростью». Если я поставлю перед вами сложную задачу по IQ-тесту, вам может понадобиться несколько минут, чтобы решить ее, или месяц, чтобы решить ее. В обоих случаях у вас есть возможность решить проблему, но тот, кто сможет решить проблему быстрее, получит более высокий показатель IQ.

Но что, если вы научились решать тест раньше? Тест IQ действительно учитывает ваш фактический возраст, но другие факторы (включая ваше образование) не обязательно учитываются. Помните, что в обоих случаях человек в конце концов научился решать проблему, и когда его попросили решить проблему снова, он, вероятно, мог увеличить свою скорость. Точно ли тест IQ показывает, как часто людям приходилось решать связанные проблемы до того, как был проведен тест IQ?

Жидкость против. Кристаллизованный интеллект

Эти вопросы побудили людей исследовать различные типы интеллекта. Как мы можем распознать людей, которым требуется немного больше времени, чтобы чему-то научиться, но которые все же могут это сделать? Как мы классифицируем людей, которым просто нужно использовать прошлый опыт для решения проблем и повторения изученных фактов?

Один из способов, которым мы проводим эти различия, заключается в отождествлении жидкого и кристаллизованного разума. Теория этих типов интеллекта была разработана Рэймондом Кеттеллом, психологом, также известным своими работами в области психологии черт.

Он предположил, что существует два типа интеллекта: подвижный и кристаллизованный.

Подвижный интеллект — это способность собирать, хранить и систематизировать факты. Кристаллизованный интеллект — это фактическое знание. Люди могут обрести кристаллизованный интеллект по мере того, как они запоминают новые факты и получают новые знания. С другой стороны, подвижный интеллект — это способность к обучению, и с возрастом она снижается. Однако оба типа интеллекта дают вам возможность добиться успеха.

Практический интеллект и триархическая теория

Другим популярным способом классификации интеллекта является триархическая теория, разработанная Робертом Дж. Штернбергом. Вместо того, чтобы смотреть на то, как вы получаете и храните знания, триархическая теория рассматривает различные способы, которыми люди применяют знания.

Забавные факты о животных или способность решить логическую головоломку могут не помочь вам, когда вы пытаетесь прочитать карту или сеть, но все эти навыки могут помочь вам добиться успеха в определенных ситуациях. Именно это и пытается признать триархическая теория.

Они делят интеллект на три категории.

Аналитический интеллект — тип интеллекта, который мы обсуждали. Это способность мозга интерпретировать информацию и использовать эту информацию для решения проблем. Это тот тип знаний, который необходим для получения высокого показателя IQ, но триархическая теория утверждает, что интеллект — это нечто большее, чем просто решение математической задачи. Многие люди называют этот тип интеллекта «книжным умом».

Практический интеллект — это «основанное на опыте накопление навыков и явных знаний, а также способность применять эти знания для решения повседневных проблем». Это тот тип интеллекта, который вам нужен для решения проблем окружающего мира. Чтобы получить практический интеллект, вам нужно знать местность, культуру, историю, список можно продолжать и продолжать.

Математика не поможет вам решить спор между двумя соседями или уладить спор о том, как решить городские транспортные проблемы. Оба они являются отличными примерами практического интеллекта.

Этот тип интеллекта в высшей степени присущ великим лидерам. На самом деле, как сказал Роберт Штернберг,   определение практического интеллекта состоит в том, чтобы найти наилучшее соответствие между сильными сторонами вашей личности и окружающей средой t.

Творческий интеллект — последний тип интеллекта в Триархической теории. Он описывает способность адаптировать свои знания и собирать соответствующие знания, которые помогут вам адаптироваться к новым ситуациям. Хотя практический интеллект часто называют «уличным умом», я бы сказал, что этот тип интеллекта больше подходит для того, чтобы называться «уличным умом». Если вас бросили посреди незнакомой улицы в незнакомой культуре, вам понадобится творческий интеллект, чтобы добраться туда, куда вам нужно, и адаптироваться к новой ситуации.

Охватывает ли это все типы интеллекта? Не в соответствии с последней теорией, которую мы собираемся рассмотреть. Мы завершим это видео информацией о девяти типах интеллекта.

Девять типов интеллекта садовника

Вы, наверное, думали, что это будет видео о различных типах интеллекта: музыкальном, кинестетическом, лингвистическом… верно?

«Девять типов интеллекта» описывает теорию, созданную Говардом Гарденером. Говард Гарденер — американский психолог, изучавший различные типы интеллекта во второй половине 20 века. Он считал, что тесты IQ и традиционные способы измерения интеллекта касаются только лингвистического и математического интеллекта. Есть много умных людей, которые, хотя и не справляются с тестом по математике или заданием по чтению, демонстрируют глубокое понимание и знания в других областях.

Он объяснил семь различных типов интеллекта в своей книге 1983 года « Структуры разума: теория множественного интеллекта». За прошедшие годы он добавил еще два типа интеллекта. Хотя эта теория полностью отделена от теорий Колба о разных стилях обучения, мы можем соединить их и исследовать, как учатся люди с разными типами интеллекта.

Девять типов интеллекта садовника включают:

  • Музыкально-ритмический
  • Визуально-пространственный
  • Лингвистическая
  • Математический
  • Межличностное общение
  • Внутриличностный
  • Экзистенциальный
  • Натуралистический
  • Кинестетика тела

Противоречие с девятью типами интеллекта

Девять типов интеллекта потрясли мир педагогической психологии. В последние годы эта теория оспаривается. Джордан Петерсон, возможно, один из самых известных психологов в современном мире, называет девять типов теории интеллекта «чушью». Он утверждает, что девять типов «интеллекта» — это всего лишь девять типов талантов.

Эти критические замечания и аргументы все еще находятся в разработке. Будет интересно посмотреть, как изменится мир педагогической психологии и измерения интеллекта в ближайшие несколько десятилетий. Следите за новыми разработками и помните: даже если вы никогда не набирали высокие баллы в тесте на IQ, все равно есть большая вероятность, что вы обладаете каким-то типом интеллекта, который поможет вам добиться успеха.

Интеллект | Подростковая психология

Интеллект

Почти столетие педагоги и психологи спорят о природе интеллекта и, в частности, о том, является ли интеллект всего лишь одной широкой способностью или может принимать более одной формы. Многие классические определения понятия имеют тенденцию определять интеллект  как единая широкая способность, которая позволяет человеку решать или выполнять многие виды задач или, по крайней мере, многие академические задачи, такие как чтение, знание словарного запаса и решение логических задач (Garlick, 2002). Другие психологи считают, что интеллект представляет собой не один фактор, а совокупность различных способностей. Тем не менее, другие психологи считают, что интеллект следует определять в более практических терминах. Мы рассмотрим три точки зрения на интеллект: g Спирмена, триархическую теорию интеллекта Штернберга и структуру мышления Гарднера. Понимание теорий интеллекта поможет нам понять различия в интеллектуальных способностях учащихся.

Британский психолог Чарльз Спирмен считал, что интеллект состоит из одного общего фактора, называемого g , который можно измерить и сравнить между отдельными людьми. Спирмен сосредоточился на общих чертах различных интеллектуальных способностей и приуменьшил значение того, что делало каждую из них уникальной. Имеются исследования, подтверждающие наличие такой глобальной способности, и идея общего интеллекта часто совпадает с повседневными представлениями общества об интеллекте. Отчасти по этим причинам вокруг публикации тестов интеллекта, академических способностей и успеваемости выросла целая мини-индустрия. Поскольку эти тесты влияют на работу учителей, я вернусь к их обсуждению позже в этой книге.

Видео 6.6.1. Интеллект объясняет различные определения интеллекта и споры о природе/воспитании в контексте интеллекта.

Измерение интеллекта: стандартизация и коэффициент интеллекта

Целью большинства тестов интеллекта является измерение « г », общего коэффициента интеллекта. Хорошие тесты интеллекта надежны, это означает, что они постоянны во времени, а также демонстрируют достоверность, означает, что они на самом деле измеряют интеллект, а не что-то еще. Поскольку интеллект является таким важным параметром индивидуальных различий, психологи приложили значительные усилия для создания и улучшения показателей интеллекта, и эти тесты теперь считаются наиболее точными из всех психологических тестов. На самом деле способность точно оценивать интеллект — один из самых важных вкладов психологии в повседневную общественную жизнь.

Интеллект меняется с возрастом. 3-летний ребенок, который мог точно умножить 183 на 39.безусловно, был бы умным, но 25-летний, который не мог этого сделать, считался бы неразумным. Таким образом, понимание интеллекта требует, чтобы мы знали нормы или стандарты в данной популяции людей в данном возрасте. Стандартизация теста включает его предоставление большому количеству людей разного возраста и вычисление среднего балла по тесту на каждом возрастном уровне.

Важно, чтобы тесты интеллекта стандартизировались на регулярной основе, поскольку общий уровень интеллекта в популяции может меняться со временем. Эффект Флинна относится к наблюдению, согласно которому результаты тестов интеллекта во всем мире значительно увеличились за последние десятилетия (Flynn, 1999). Хотя прирост несколько варьируется от страны к стране, средний прирост IQ составляет примерно 3 балла каждые десять лет. Есть много объяснений эффекта Флинна, в том числе лучшее питание, более широкий доступ к информации и более широкое знакомство с тестами с множественным выбором (Neisser, 1998). Но спорно, действительно ли люди становятся умнее (Нейссер, 19 лет).97).

Когда стандартизация завершена, у нас есть картина средних способностей людей в разном возрасте, и мы можем рассчитать умственный возраст человека , то есть возраст, в котором человек проявляет интеллектуальные способности. Если мы сравним умственный возраст человека с хронологическим возрастом человека, результатом будет коэффициент интеллекта (IQ), мера интеллекта, скорректированная с учетом возраста. Простой способ рассчитать IQ — использовать следующую формулу:

IQ = умственный возраст ÷ хронологический возраст × 100.

Таким образом, 10-летний ребенок, который не уступает среднему 10-летнему ребенку, имеет IQ 100 (10 ÷ 10 × 100), тогда как IQ 8-летнего ребенка, соответствующего среднему 10-летнему ребенку, составляет 125 (10 ÷ 8 × 100). Большинство современных тестов интеллекта основаны на относительном положении оценки человека среди людей того же возраста, а не на основе этой формулы, но идея «отношения» или «частного» интеллекта дает хорошее описание оценки. значение.

Рисунок 6.6.1. Примеры типов предметов, которые вы можете увидеть на тесте интеллекта.

Шкала Векслера

Шкала интеллекта взрослых Векслера (WAIS) является наиболее широко используемым тестом интеллекта для взрослых (Watkins, Campbell, Nieberding, & Hallmark, 1995). Текущая версия WAIS, WAIS-IV, была стандартизирована для 2200 человек в возрасте от 16 до 90 лет. Он состоит из 15 различных заданий, каждое из которых предназначено для оценки интеллекта, включая рабочую память, арифметические способности, пространственные способности и общие знания о мире. WAIS-IV дает оценки по четырем областям: вербальная, перцептивная, рабочая память и скорость обработки. Достоверность теста высокая (более 0,95), и это показывает существенную конструктную валидность. WAIS-IV сильно коррелирует с другими тестами IQ, такими как Стэнфорд-Бине, а также с критериями академического и жизненного успеха, включая оценки в колледже, показатели производительности труда и профессиональный уровень. Он также показывает значительную корреляцию с показателями повседневного функционирования среди людей с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Видео 6. 1.2. Brain vs. Bias содержит обзор тестов WAIS и WISC, стандартизации и достоверности, а также показателей IQ.

Шкала Векслера также была адаптирована для детей дошкольного возраста в форме шкалы интеллекта Векслера для начальных и дошкольных учреждений четвертого издания (WPPSI-IV) и для детей старшего возраста и подростков в форме шкалы интеллекта Векслера для детское пятое издание (WISC-V) .

Предвзятость при тестировании интеллекта

Тесты интеллекта и психологические определения интеллекта подвергались резкой критике с XIX века.70-х за предвзятость в пользу англо-американских респондентов из среднего класса и за неадекватность инструментов для измерения неакадемических типов интеллекта или таланта. Интеллект меняется с опытом, и коэффициенты или баллы интеллекта не отражают эту способность меняться. То, что считается умным, также зависит от культуры, и большинство тестов интеллекта не принимают во внимание эти различия. Например, на Западе ум ассоциируется с быстротой. Человек, который быстрее всего отвечает на вопрос, считается самым умным, но в некоторых культурах быть умным означает тщательно обдумать идею, прежде чем дать ответ. Хорошо продуманный, созерцательный ответ — лучший ответ.

посмотреть

Видео 6.1.3. Посмотрите это видео, чтобы узнать больше об истории тестирования интеллекта.

Теории интеллекта

Психологи давно спорят о том, как лучше всего концептуализировать и измерять интеллект (Sternberg, 2003). Эти вопросы включают в себя количество типов интеллекта, роль природы и воспитания в интеллекте, как интеллект представлен в мозгу и значение групповых различий в интеллекте.

Видео 6. 6.4. Теории интеллекта обзор нескольких различных теоретических взглядов на интеллект.

Коэффициент общего интеллекта («

g »)

В 1904–1905 годах французский психолог Альфред Бине (1857–1914) и его коллега Теодор Симон (1872–1961) начали работать по поручению французского правительства над разработкой мера, которая позволит выявить детей, которые не будут успешны в обычной школьной программе. Цель состояла в том, чтобы помочь учителям лучше обучать этих учеников (Айкен, 19 лет).94). Бине и Саймон разработали то, что сегодня большинство психологов называют первым тестом на интеллект, который состоял из широкого круга вопросов, включавших способность называть объекты, определять слова, рисовать картинки, составлять предложения, сравнивать предметы и строить предложения.

Бине и Саймон (Binet, Simon, & Town, 1915; Siegler, 1992) считали, что все вопросы, которые они задавали детям, оценивали базовые способности понимать, рассуждать и выносить суждения. Оказалось, что корреляции между этими различными типами показателей на самом деле были положительными; то есть учащиеся, правильно ответившие на один вопрос, с большей вероятностью ответят правильно и на другие вопросы, хотя сами вопросы были совсем другими.

Основываясь на этих результатах, психолог Чарльз Спирмен (1863–1945) выдвинул гипотезу о том, что должна существовать одна лежащая в основе конструкция, которую измеряют все эти элементы. Он назвал конструкцию, согласно которой различные способности и навыки, измеренные с помощью тестов интеллекта, имеют общее значение фактора общего интеллекта ( g ). Практически все психологи в настоящее время считают, что существует фактор обобщенного интеллекта «g», относящийся к абстрактному мышлению и включающий в себя способности приобретать знания, рассуждать абстрактно, адаптироваться к новым ситуациям и извлекать пользу из обучения и опыта. Готтфредсон, 19 лет97; Штернберг, 2003). Люди с более высоким общим интеллектом учатся быстрее.

Вскоре после того, как Бине и Саймон представили свой тест, американский психолог Льюис Терман из Стэнфордского университета (1877–1956) разработал американскую версию теста Бине, которая стала известна как тест интеллекта Стэнфорд-Бине . Стэнфорд-Бине — это показатель общего интеллекта, состоящий из широкого круга задач, включая словарный запас, память на картинки, называние знакомых объектов, повторение предложений и выполнение команд.

Триархическая теория Штернберга

Хотя психологи в целом согласны с тем, что «g» существует, существуют также доказательства специфического интеллекта «s», меры специфических навыков в узких областях . Один эмпирический результат в поддержку идеи «s» исходит из самих тестов интеллекта. Хотя разные типы вопросов действительно коррелируют друг с другом, некоторые элементы коррелируют друг с другом в большей степени, чем другие элементы; они образуют кластеры или сгустки интеллекта.

Одним из сторонников теории множественного интеллекта является психолог Роберт Штернберг. Штернберг предложил триархическую (трехчастную) теорию интеллекта , которая предполагает, что людей могут проявлять более или менее аналитический интеллект, творческий интеллект и практический интеллект . Штернберг (1985, 2003) утверждал, что традиционные тесты интеллекта оценивают аналитический интеллект , решение академических задач и выполнение расчетов , но они обычно не оценивают творческий интеллект , способность адаптироваться к новым ситуациям и создавать новые идеи и/или практический интеллект , способность демонстрировать здравый смысл и уличную смекалку.

Как предположил Штернберг, исследования показали, что креативность не сильно коррелирует с аналитическим интеллектом (Furnham & Bakhtiar, 2008), и исключительно творческие ученые, художники, математики и инженеры не имеют более высоких показателей интеллекта, чем их менее творческие сверстники. (Саймонтон, 2000). Кроме того, области мозга, связанные с конвергентное мышление , мышление , направленное на поиск правильного ответа на поставленную задачу , отличаются от связанных с дивергентным мышлением , способностью генерировать множество различных идей или решений одной задачи (Тарасова, Вольф, Разумникова, 2010). С другой стороны, творчество часто требует некоторых базовых способностей, измеряемых «g», включая способность учиться на собственном опыте, запоминать информацию и мыслить абстрактно (bink & marsh, 2000). Эрикссон (1998), Weisberg (2006), Hennessey and Amabile (2010) и Simonton (1992) изучали творческих людей и определили как минимум пять компонентов, которые могут быть важны для творчества, как указано в таблице ниже.

Таблица 6.6.1. Важные компоненты для творчества

Компонент Описание
Экспертиза Творческие люди изучили и узнали тему
Образное мышление Творческие люди смотрят на проблемы по-новому и по-новому
Готовность к риску Творческие люди используют новые, но потенциально рискованные подходы
Внутренний интерес Творческие люди берутся за проекты ради интереса, а не денег
Работа в творческой среде  Наиболее творческие люди получают поддержку, помощь и бросают вызов другим людям, работающим над аналогичными проектами

Последний аспект триархической модели, практический интеллект, относится прежде всего к интеллекту, который нельзя получить из книг или формального обучения. Практический интеллект представляет собой тип «уличной смекалки» или «здравого смысла», который извлекается из жизненного опыта. Хотя для измерения практического интеллекта был разработан ряд тестов (Штернберг, Вагнер и Оказаки, 1993; Вагнер и Штернберг, 1985), исследования не нашли убедительных доказательств того, что практический интеллект отличается от «g» или что он предсказывает успеха в решении любых конкретных задач (Gottfredson, 2003). Практический интеллект может включать в себя, по крайней мере частично, определенные способности, которые помогают людям хорошо справляться с определенной работой, и эти способности не всегда могут быть сильно коррелированы с общим интеллектом (Sternberg et al., 19).93).

Структура мышления Гарднера

Теория множественного интеллекта: еще одним сторонником идеи конкретных типов интеллекта, а не одного общего интеллекта, является психолог Говард Гарднер (1983, 1999). Гарднер утверждал, что для разных людей было бы эволюционно полезно иметь разные таланты и навыки, и предположил, что существует восемь видов интеллекта, которые можно отличить друг от друга. Потенциальный девятый интеллект, экзистенциальный интеллект, все еще нуждается в эмпирической поддержке. Гарднер исследовал интеллект, сосредоточив внимание на детях, которые были талантливы в одной или нескольких областях, и на взрослых, которые пострадали от инсульта, который поставил под угрозу одни способности, но не другие. Гарднер также отметил, что некоторые доказательства множественного интеллекта исходят из способностей аутичные ученые , люди с низкими результатами тестов интеллекта в целом, но которые, тем не менее, могут обладать исключительными навыками в данной области , например, в математике, музыке, искусстве или в способности перечислить статистику в данном виде спорта (Trefert & Wallace , 2004). В дополнение к повреждению мозга и наличию ученых Гарднер определил эти 8 видов интеллекта на основе других критериев, включая установленную историю развития и психометрические данные. См. в таблице 5.4 список восьми особых интеллектов Гарднера.

Таблица 6. 6.2. Восемь конкретных интеллектов Говарда Гарднера

Интеллект Описание
Лингвистика Умение хорошо говорить и писать
Логико-математический Способность использовать логические и математические навыки для решения задач
Пространственный Способность думать и рассуждать об объектах в трех измерениях
Музыкальный Способность исполнять музыку и наслаждаться ею
Кинестетика (тело) Способность двигаться во время занятий спортом, танцами или другой физической деятельностью
Межличностное общение Способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими
Внутриличностно Способность заглянуть в себя
Натуралистический Способность распознавать, идентифицировать и понимать животных, растения и другие живые существа
Источник : адаптировано из Gardner, H. (1999). Интеллект в рамке: Множественный интеллект для 21 века . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.

Идея множественного интеллекта оказала влияние на сферу образования, и учителя использовали эти идеи, пытаясь обучать разных учеников по-разному. Например, чтобы обучать математическим задачам учеников с особенно хорошим кинестетическим интеллектом, учитель может побуждать учеников двигать телом или руками в соответствии с числами. С другой стороны, некоторые утверждают, что эти «интеллекты» иногда кажутся скорее «способностями» или «талантами», чем настоящим интеллектом. Нет четкого вывода о том, сколько существует интеллекта. Наше чувство юмора, художественные способности, драматические способности и т. д. также разделяют интеллект? Кроме того, снова демонстрируя скрытую силу одного интеллекта, множество различных интеллектов на самом деле коррелируют и, таким образом, частично представляют «g» (Brody, 2003).

Крайние значения интеллекта: умственная отсталость и одаренность

Результаты исследований по оценке измерения интеллекта показывают, что IQ распределяется в популяции в виде нормального распределения (или кривой нормального распределения), где является структура баллов, обычно наблюдаемая в переменной, которая группируется вокруг ее среднего значения . При нормальном распределении большая часть оценок приходится на середину, а на крайние точки приходится гораздо меньшее количество оценок. Нормальное распределение интеллекта показывает, что по тестам IQ, как и по большинству других показателей, большинство людей группируются вокруг среднего уровня (в данном случае IQ = 100), и меньшее количество людей либо очень умны, либо очень тупы (см. 5.10). Поскольку стандартное отклонение теста IQ составляет около 15, это означает, что около 2% людей набирают IQ выше 130, что часто считается порогом одаренности, и примерно такой же процент людей набирает IQ ниже 70, что часто считается порогом одаренности. порог умственной отсталости.

Рисунок 6.6.2. Распределение показателей IQ в общей популяции Нормальное распределение показателей IQ в общей популяции показывает, что большинство людей обладают примерно средним интеллектом, и очень немногие обладают чрезвычайно высоким или крайне низким интеллектом.

Люди с очень низким IQ определяют один конец распределения показателей интеллекта. Умственная отсталость (или нарушение умственного развития ) оценивается на основе когнитивных способностей (IQ) и адаптивного функционирования. Тяжесть инвалидности зависит от адаптивного функционирования или от того, насколько хорошо человек справляется с повседневными жизненными задачами. Около 1% населения Соединенных Штатов, большинство из них мужчины, соответствуют критериям нарушения интеллектуального развития, но некоторые дети, которым поставлен этот диагноз, теряют классификацию по мере того, как они становятся старше и лучше учатся функционировать в обществе. Особая уязвимость людей с низким IQ заключается в том, что ими могут воспользоваться другие, и это важный аспект определения нарушения интеллектуального развития (Greenspan, Loughlin, & Black, 2001).

Одаренность относится к тем, у кого IQ 130 или выше (Lally & Valentine-French, 2015). Чрезвычайно высокий IQ, безусловно, является меньшей проблемой, чем чрезвычайно низкий IQ, но также могут быть проблемы с тем, чтобы быть особенно умным. Часто предполагается, что школьники, которых называют «одаренными», могут иметь проблемы с адаптацией, которые затрудняют им создание социальных отношений. Для изучения одаренных детей Льюис Терман и его коллеги (Терман и Оден, 1959) отобрал около 1500 старшеклассников, которые входили в 1% лучших по тесту Стэнфорда-Бине и аналогичным тестам IQ (т. как «термиты» и изучаются до сих пор). Это исследование показало, что эти студенты не были нездоровы или плохо приспособлены, а скорее имели физическое здоровье выше среднего и были выше и тяжелее, чем люди в общей популяции. Студенты также имели социальные отношения выше среднего и были менее склонны к разводу, чем средний человек (Сигоу, 19 лет).75).

Исследование Термана также показало, что многие из этих студентов достигли высокого уровня образования и занялись престижными профессиями, включая медицину, юриспруденцию и науку. Из выборки 7% получили докторские степени, 4% — медицинские степени и 6% — юридические степени. Все эти цифры значительно выше, чем можно было бы ожидать от населения в целом.

Добавить комментарий