§ 20. Интеллектуальные умения
Интеллектуальными мы называем умения (и обслуживающие их навыки), связанные с хранением и переработкой инфор¬мации: мнемические, мыслительные, имажинитивные.
Обобщенность, как специфическое свойство умений, еще более выражена в умениях интеллектуальных. Именно в силу своей обобщенности умение отличается вариабельностью, позво¬ляющей использовать правильные приемы и способы действия в новых или радикально измененных условиях деятельности. А формирование этих свойств умения эффективнее осуществля¬ется в проблемных ситуациях, ставящих обучаемых в положе¬ние исследователя, экспериментатора, творчески владеющего рациональными приемами применения знаний на практике, успешно преодолевающего трудности, которые возникают при решении постепенно усложняющихся задач.
С. Л. Рубинштейн показывает, что при повторении действия в процессе упражнения перестраивается структура уже имею¬щихся связей. Первоначальные «поисковые» приемы действий, способы решения задач уточняются, совершенствуются, и в кон¬це концов закрепляются лишь те ходы мысли, те двигательные реакции, которые наиболее прямым и эффективным путем ведут к решению задач или к выполнению действия.
Автоматизация умственных действий не означает сведения мышления к навыку. В той мере, в какой решаемые задачи тре¬буют применения знаний в новой обстановке, к измененному материалу, мышление вновь приобретает развернутую форму, возвращается на путь анализа материала, дифференциации зна¬ний и системных обобщений. Интеллектуальные навыки, как и всякие другие, являются в этом случае лишь компонентами творческой мыслительной деятельности, облегчающими решение новых задач и использования тренажеров является вопрос о степени подобия тренажера реальному объекту. Важный принцип теории трена¬жеров заключается в том, что деятельность на тренажере дол¬жна не имитироваться, а моделироваться. Ее следует строить не на подражании, а на психологическом соответствии реальной трудовой деятельности в преднамеренно упрощенных условиях. Поскольку тренажер не может полностью имитировать все условия деятельности, при его использовании приходится иметь дело с большим или меньшим вычленением части из целостной трудовой деятельности.
Учебная информационная модель может быть значительно упрощена: можно, например, не требовать выделения релевант¬ного сигнала из шумового фона, различения сигналов малой интенсивности и решения других сенсорных задач, возникающих в реальной деятельности. Однако условия учебной задачи, фор¬мирующей мыслительные, имажинитивные или мнемические умения и навыки, неизбежно должны даваться в виде тех или иных сенсорных сигналов.
Появление ошибок сенсорного характера отвлекает внимание обучаемого от основной цели учебной деятельности, что может удлинить процесс овладения интеллектуальными навыками. Автоматизация сенсорных действий, достигнутая до начала про¬цесса формирования интеллектуальных навыков, способствует направленности сознания обучаемого на решение более сложных задач.
Все сказанное относится в равной степени к навыкам распре¬деления, переключения, сохранения устойчивости внимания. Этап формирования сенсорных и аттенционных навьжов должен предшествовать этапу формирования интеллектуальных на¬выков.
Процесс редукции связей, свертывания умственных действий, характерный для интеллектуального навыка, может быть уско¬рен, если его специально направлять. Для этого следует изучить сокращенные способы решения тех или иных задач, используе¬мые опытными специалистами, сформулировать принципы редук¬ции и помочь обучаемым уяснить эти принципы. Сама цель — найти совращенные способы решения задачи,— будучи постав¬лена перед обучаемым, должна способствовать более успешной редукции.
Для того чтобы можно было обобщить ряд автоматизированнах навыков, необходима постановка более общей цели, вынесен¬ной за пределы обобщаемых навыков. Такое вынесение цели за пределы действия обеспечивает его полную автоматизацию. Оно становится способам выполнения нового действия, соответствую¬щего новой цели. Это общее положение относится и к интеллек¬туальным навыкам, формирование которых может считаться законченным только после включения их в более широкий кон¬текст.
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav. ru |
Интеллектуальные способности — PubMed
. 2020;173:109-120.
doi: 10.1016/B978-0-444-64150-2.00012-5.
Роберто Колом 1
принадлежность
- 1 Кафедра биологической психологии и психологии здоровья, Мадридский автономный университет, Мадрид, Испания. Электронный адрес: [email protected].
- PMID: 32958167
- DOI: 10.1016/В978-0-444-64150-2.00012-5
Роберто Колом. Handb Clin Neurol. 2020.
. 2020;173:109-120.
дои: 10.1016/B978-0-444-64150-2.00012-5.
Автор
Роберто Колом 1
принадлежность
- 1 Кафедра биологической психологии и психологии здоровья, Мадридский автономный университет, Мадрид, Испания. Электронный адрес: [email protected].
- PMID: 32958167
- DOI: 10.1016/В978-0-444-64150-2.00012-5
Абстрактный
Интеллект является важнейшей психологической конструкцией для понимания различий в поведении людей. Эта конструкция основана на одном из наиболее часто повторяемых открытий в психологии (положительное многообразие): людей можно надежно упорядочить в соответствии с их когнитивными способностями. Те, кто показывает высокие уровни способности X, с большей вероятностью продемонстрируют высокие уровни остальных способностей, в то время как те, у кого низкие уровни способности X, с большей вероятностью продемонстрируют низкие уровни остальных способностей. Интеллект характеризуется как общая когнитивная способность, объединяющая более 80 различимых, но связанных способностей. Общепринятое определение гласит, что интеллект — это общая умственная способность к рассуждениям, планированию, решению проблем, абстрактному мышлению, пониманию сложных идей и обучению. Интеллектуальные способности измеряются стандартизированными тестами, показывающими очень надежные и достоверные показатели. Интеллект — очень стабильная психологическая черта, но разные способности меняются в соответствии с разными тенденциями на протяжении всей жизни. Эти средние тенденции, однако, (а) скрывают широкий диапазон индивидуальных различий в скорости изменений и (б) согласуются с тем фактом, что способности демонстрируют управляемые изменения, что согласуется с положительным многообразием. В этой главе представлены примеры традиционной парадигмы тестирования, а также последние разработки, основанные на когнитивной психологии и когнитивной нейронауке.
Ключевые слова: Когнитивная неврология; Когнитивная психология; Интеллектуальные способности; Интеллект; психометрические модели; Стандартизированные тесты.
Copyright © 2020 Elsevier B.V. Все права защищены.
Похожие статьи
[Оценка уровня преморбидного интеллекта франкоговорящих].
Маккиннон А., Маллиган Р. Маккиннон А. и др. Энцефал. 2005 г., январь-февраль; 31 (1 часть 1): 31–43. doi: 10.1016/s0013-7006(05)82370-x. Энцефал. 2005. PMID: 15971638 Французский.
Задачи Пиаже и психометрический интеллект: разные или похожие конструкции?
Риндерманн Х., Лаура Акерманн А. Риндерманн Х. и соавт. Psychol Rep. 2021 Dec;124(6):2795-2821. дои: 10.1177/0033294120965876. Epub 2020 20 октября. Psychol Rep. 2021. PMID: 33076765
[Роль имплицитных теорий интеллекта в учебных ситуациях].
Да Фонсека Д., Кюри Ф., Байи Д., Руфо М. Да Фонсека Д. и др. Энцефал. 2004 г., сен-октябрь; 30(5):456-63. doi: 10.1016/s0013-7006(04)95460-7. Энцефал. 2004. PMID: 15627050 Обзор. Французский.
Ковариация способностей к обучению и «рассуждению» у мышей: эволюционное сохранение операций интеллекта.
Васс С., Денман-Брайс А., Риос С., Лайт К.Р., Колата С., Смит А.М., Матцель Л.Д. Васс С и др. J Exp Psychol Anim Behav Process. 2012 апр; 38(2):109-24. DOI: 10.1037/a0027355. Epub 2012 19 марта. J Exp Psychol Anim Behav Process. 2012. PMID: 22428547
Веретена сна и интеллектуальные способности: эпифеномен или прямая связь?
Фанг З., Сергеева В., Рэй Л.Б., Вичко Дж., Оуэн А.М., Фогель С.М. Фан Зи и др. J Cogn Neurosci. 2017 Январь; 29 (1): 167-182. дои: 10.1162/jocn_a_01034. Epub 2016 14 сентября. J Cogn Neurosci. 2017. PMID: 27626227
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Структурные параметры мозга коррелируют с результатами университетского отборочного теста у выпускников чилийских средних школ.
Иванович Д., Саморано Ф., Сото-Икаса П., Рохас Т., Ларраин К., Сильва К., Альмагиа А., Бустаманте К., Арансибия В., Виллагран Ф., Валенсуэла Р., Баррера К., Биллеке П. Иванович Д. и соавт. Научный представитель 2022 29 ноября; 12 (1): 20562. doi: 10.1038/s41598-022-24958-0. Научный представитель 2022. PMID: 36446926 Бесплатная статья ЧВК.
термины MeSH
словосочетание интеллектуальных навыков | значение и примеры использования
Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или, см. другие словосочетания с умением.
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Сила воли может быть важнее мускульной силы, а интеллектуальное умение и опыт могут быть важнее всего.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Очевидно, что чистое тестирование памяти не обязательно является тестированием интеллектуальных умение .
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Он сказал, что они, очевидно, были написаны в первую очередь для денег и не отображают литературных и интеллектуальных навыков, очевидных в его более ранних работах.
От
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Эти фестивали дают возможность подрастающим поколениям и деревенским стойким продемонстрировать свои интеллектуальные способности и физические силы.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Он определял интеллектуалов как членов социальной группы, которая в большей степени, чем какая-либо другая, занимается интеллектуальными задачами и наделена интеллектуальными способностями.
Из Кембриджского корпуса английского языка
То, что творчество в коллективной среде может способствовать социальному и личному развитию, концентрации внимания, интеллектуальным навыкам, самоуважению и укреплению социальной сплоченности, самоочевидно.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Возникает вопрос, могут ли первенцы отличаться от младших детей своими достижениями из-за различий в интеллектуальных способностях, а не из-за различий в характере.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Хотя можно было бы ожидать, что люди с превосходными интеллектуальными способностями часто будут применять лучшие стратегии принятия решений, это кажется неадекватным критерием рациональности.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Язык усваивается в ходе обычных событий детьми с различными интеллектуальными навыками, взращиваемыми или забытыми, и подвергается воздействию любого набора языковых стимулов в окружающей среде.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В то время как декларативное знание связано с фактами и вещами, процедурное знание — это знание, ведущее к действию, фундаментальное различие, имеющее значение для обучения интеллектуальным навыкам и продукции.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Все исследования увеличивают не только знания, но и интеллектуальные навыки анализа и понимания.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Ожидается, что они будут сочетать хорошие базовые интеллектуальные навыки с сильными личными качествами.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Люди с практическими навыками так же важны для нашей экономики, как и люди с академическими или интеллектуальными способностями.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
Большинство бизнесменов скажут, что одних интеллектуальных навыков недостаточно для успеха.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Они осознают, что должны конкурировать, используя навыки своих людей и, в большей степени, свои интеллектуальные способности.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Но в тех случаях, когда люди продолжают переносить, даже повторяющиеся, острые эпизоды, часто наблюдается серьезное снижение социальных и интеллектуальных навыков.
Из архива
Hansard
Пример из архива Хансарда. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Мы знаем, что в мировой экономике все больше внимания уделяется интеллектуальным навыкам.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Мы считаем, что для обогащения нашей цивилизации и нашей страны мы должны использовать интеллектуальные способности нашего народа.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Он приложит к этой задаче свои значительные политические и интеллектуальные навыки.