Интеллектуальные умения: § 20. Интеллектуальные умения

§ 20. Интеллектуальные умения

Интеллектуальными мы называем умения (и обслуживающие их навыки), связанные с хранением и переработкой инфор¬мации: мнемические, мыслительные, имажинитивные.

Обобщенность, как специфическое свойство умений, еще более выражена в умениях интеллектуальных. Именно в силу своей обобщенности умение отличается вариабельностью, позво¬ляющей использовать правильные приемы и способы действия в новых или радикально измененных условиях деятельности. А формирование этих свойств умения эффективнее осуществля¬ется в проблемных ситуациях, ставящих обучаемых в положе¬ние исследователя, экспериментатора, творчески владеющего рациональными приемами применения знаний на практике, успешно преодолевающего трудности, которые возникают при решении постепенно усложняющихся задач.

С. Л. Рубинштейн показывает, что при повторении действия в процессе упражнения перестраивается структура уже имею¬щихся связей. Первоначальные «поисковые» приемы действий, способы решения задач уточняются, совершенствуются, и в кон¬це концов закрепляются лишь те ходы мысли, те двигательные реакции, которые наиболее прямым и эффективным путем ведут к решению задач или к выполнению действия.

В результате задачи, которые когда-то были для учащегося проблемными, решаются сразу, без развернутой цепи суждений и умозаклю¬чений [90, с. 462].

Автоматизация умственных действий не означает сведения мышления к навыку. В той мере, в какой решаемые задачи тре¬буют применения знаний в новой обстановке, к измененному материалу, мышление вновь приобретает развернутую форму, возвращается на путь анализа материала, дифференциации зна¬ний и системных обобщений. Интеллектуальные навыки, как и всякие другие, являются в этом случае лишь компонентами творческой мыслительной деятельности, облегчающими решение новых задач и использования тренажеров является вопрос о степени подобия тренажера реальному объекту. Важный принцип теории трена¬жеров заключается в том, что деятельность на тренажере дол¬жна не имитироваться, а моделироваться. Ее следует строить не на подражании, а на психологическом соответствии реальной трудовой деятельности в преднамеренно упрощенных условиях. Поскольку тренажер не может полностью имитировать все условия деятельности, при его использовании приходится иметь дело с большим или меньшим вычленением части из целостной трудовой деятельности.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Весь вопрос заключается в том, чтобы это вычленение делать сознательно и обоснованно [78].Для успешного формирования интеллектуальных умений и навыков необходимо создание базы отработанных сенсорных и аттенционных навыков, на основе которых только и возможно формирование интеллектуальных умений и навыков. Процесс решения проблемных задач в любой деятельности всегда стро¬ится на переработке поступающей информации. Эта информация носит сложный, многоэлементный характер, поступает по раз¬личным каналам, по-разному закодирована.

Учебная информационная модель может быть значительно упрощена: можно, например, не требовать выделения релевант¬ного сигнала из шумового фона, различения сигналов малой интенсивности и решения других сенсорных задач, возникающих в реальной деятельности. Однако условия учебной задачи, фор¬мирующей мыслительные, имажинитивные или мнемические умения и навыки, неизбежно должны даваться в виде тех или иных сенсорных сигналов.

Появление ошибок сенсорного характера отвлекает внимание обучаемого от основной цели учебной деятельности, что может удлинить процесс овладения интеллектуальными навыками. Автоматизация сенсорных действий, достигнутая до начала про¬цесса формирования интеллектуальных навыков, способствует направленности сознания обучаемого на решение более сложных задач.

Все сказанное относится в равной степени к навыкам распре¬деления, переключения, сохранения устойчивости внимания. Этап формирования сенсорных и аттенционных навьжов должен предшествовать этапу формирования интеллектуальных на¬выков.

Процесс редукции связей, свертывания умственных действий, характерный для интеллектуального навыка, может быть уско¬рен, если его специально направлять. Для этого следует изучить сокращенные способы решения тех или иных задач, используе¬мые опытными специалистами, сформулировать принципы редук¬ции и помочь обучаемым уяснить эти принципы. Сама цель — найти совращенные способы решения задачи,— будучи постав¬лена перед обучаемым, должна способствовать более успешной редукции.

Для того чтобы можно было обобщить ряд автоматизированнах навыков, необходима постановка более общей цели, вынесен¬ной за пределы обобщаемых навыков. Такое вынесение цели за пределы действия обеспечивает его полную автоматизацию. Оно становится способам выполнения нового действия, соответствую¬щего новой цели. Это общее положение относится и к интеллек¬туальным навыкам, формирование которых может считаться законченным только после включения их в более широкий кон¬текст.

СУЩНОСТЬ, ОЦЕНКА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКОЙ

||||||

ИСТОЧНИК:   Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК).
Тамбов: Грамота, 2018. № 3. С. 5-9.
РАЗДЕЛ:   Педагогические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-3.1

Акопян Лусинэ Хачатуровна
Московский городской педагогический университет

Дата поступления рукописи в редакцию: 12. 06.2018

Аннотация. В данной статье обоснована целесообразность развития интеллектуальных умений у современных школьников во время занятий на уроках фортепиано. Показано, что интеллектуальные умения представляют собой многокомпонентное явление, выступающее в качестве структурной составляющей компонентов мышления и умственного развития. Приведены результаты исследования интеллектуальной активности, проведенного в Детской музыкальной школе г. Дубны, показавшие как высокий уровень интеллекта у учащихся музыкальной школы, так и уверенное падение мотивации к познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет с увеличением возраста. Обосновано предположение, что развитие интеллектуальных умений в сфере музыкального исполнительства может давать положительные результаты для развития общеучебных умений. Идеи, изложенные в данной работе, могут быть использованы в организации учебного процесса в образовательных учреждениях различных типов и рекомендованы для обучения школьников, воспринимающих информацию комплексно, в виде клиповых кластеров, плохо усваивающих алгоритмы и слабо различающих детали.

Ключевые слова и фразы: интеллектуальные умения, мышление, развитие, когнитивные способности, вариативность образования, intellectual skills, thinking, development, cognitive abilities, variability of education

Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Акопян Л. Х. Некоторые методы развития интеллектуальных умений в музыкальной педагогике // Педагогика искусства. 2016. № 4. С. 121-125.
  3. Акопян Л. Х., Кабкова Е. П. Интеллектуальные умения: системность и полимодальность // Инициативы XXI века. 2017. № 1-2. С. 34-37.
  4. Акопян Л. Х., Стукалова О. В. Возможности развития интеллектуальных умений младших школьников на занятиях искусством // Педагогика искусства. 2018. № 1. С. 74-78.
  5. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
  6. Генезис сенсорных способностей / под ред. Л. А. Венгера; Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1976. 256 с.
  7. Григорьева А. В. Формирование интеллектуальных умений личности как фактор ее становления [Электронный ресурс]. URL: http://pglu.ru/upload/iblock/41e/uch_2008_xi_00018.pdf (дата обращения: 12.10.2018).
  8. Денисенкова М. В. Физиологические и психологические аспекты формирования интеллектуальных умений личности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskie-i-psihologicheskie-aspekty-formirovaniya-intellektualnyh-umeniy-lichnosti (дата обращения: 12. 10.2018).
  9. Кабкова Е. П. Интегрированное обучение и полихудожественное воспитание // Инициативы XXI века. 2009. № 1. С. 46-51.
  10. Кабкова Е. П. Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства: дисс. … д. пед. н. М., 2005. 306 с.
  11. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты — XXI век, 2004. 496 с.
  12. Кудаев М. Р., Богус М. Б., Кятова М. К. Развитие вербально-логического мышления обучаемых в процессе формирования когнитивного понимания текста (на материале гуманитарных дисциплин). Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. 150 с.
  13. Лагутина О. А. Педагогические условия развития учебно-интеллектуальных умений у младших школьников в процессе обучения: метод. пособие / Федеральное агентство по образованию; Омский государственный педагогический университет. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. 42 с.
  14. Нуриханова Н. К. Формирование интеллектуальных умений у младших школьников в образовательном процессе: дисс. … к. пед. н. Уфа, 2006. 207 с.
  15. Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и принципиальные вопросы психологической теории // Тезисы докладов на I съезде Общества психологов. М., 1959. Вып. 3. С. 47-60.
  16. Intellectual skills assessment and closing the loop [Электронный ресурс]. URL: https://csumb.edu/tla/intellectual-skills-assessment-and-closing-loop (дата обращения: 12.10.2018).
  17. Kwan А. Learning to play an instrument can help your child fine-tune her ear and enhance skills needed for education and social interaction [Электронный ресурс] // 6 Benefits of Music Lessons. URL: https://www.parents.com/kids/development/ intellectual/6-benefits-of-music-lessons (дата обращения: 12.10.2018).

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav. ru

Интеллектуальные способности — PubMed

. 2020;173:109-120.

doi: 10.1016/B978-0-444-64150-2.00012-5.

Роберто Колом 1

принадлежность

  • 1 Кафедра биологической психологии и психологии здоровья, Мадридский автономный университет, Мадрид, Испания. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 32958167
  • DOI: 10.1016/В978-0-444-64150-2.00012-5

Роберто Колом. Handb Clin Neurol. 2020.

. 2020;173:109-120.

дои: 10.1016/B978-0-444-64150-2.00012-5.

Автор

Роберто Колом 1

принадлежность

  • 1 Кафедра биологической психологии и психологии здоровья, Мадридский автономный университет, Мадрид, Испания. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 32958167
  • DOI: 10.1016/В978-0-444-64150-2.00012-5

Абстрактный

Интеллект является важнейшей психологической конструкцией для понимания различий в поведении людей. Эта конструкция основана на одном из наиболее часто повторяемых открытий в психологии (положительное многообразие): людей можно надежно упорядочить в соответствии с их когнитивными способностями. Те, кто показывает высокие уровни способности X, с большей вероятностью продемонстрируют высокие уровни остальных способностей, в то время как те, у кого низкие уровни способности X, с большей вероятностью продемонстрируют низкие уровни остальных способностей. Интеллект характеризуется как общая когнитивная способность, объединяющая более 80 различимых, но связанных способностей. Общепринятое определение гласит, что интеллект — это общая умственная способность к рассуждениям, планированию, решению проблем, абстрактному мышлению, пониманию сложных идей и обучению. Интеллектуальные способности измеряются стандартизированными тестами, показывающими очень надежные и достоверные показатели. Интеллект — очень стабильная психологическая черта, но разные способности меняются в соответствии с разными тенденциями на протяжении всей жизни. Эти средние тенденции, однако, (а) скрывают широкий диапазон индивидуальных различий в скорости изменений и (б) согласуются с тем фактом, что способности демонстрируют управляемые изменения, что согласуется с положительным многообразием. В этой главе представлены примеры традиционной парадигмы тестирования, а также последние разработки, основанные на когнитивной психологии и когнитивной нейронауке.

Ключевые слова: Когнитивная неврология; Когнитивная психология; Интеллектуальные способности; Интеллект; психометрические модели; Стандартизированные тесты.

Copyright © 2020 Elsevier B.V. Все права защищены.

Похожие статьи

  • [Оценка уровня преморбидного интеллекта франкоговорящих].

    Маккиннон А., Маллиган Р. Маккиннон А. и др. Энцефал. 2005 г., январь-февраль; 31 (1 часть 1): 31–43. doi: 10.1016/s0013-7006(05)82370-x. Энцефал. 2005. PMID: 15971638 Французский.

  • Задачи Пиаже и психометрический интеллект: разные или похожие конструкции?

    Риндерманн Х., Лаура Акерманн А. Риндерманн Х. и соавт. Psychol Rep. 2021 Dec;124(6):2795-2821. дои: 10.1177/0033294120965876. Epub 2020 20 октября. Psychol Rep. 2021. PMID: 33076765

  • [Роль имплицитных теорий интеллекта в учебных ситуациях].

    Да Фонсека Д., Кюри Ф., Байи Д., Руфо М. Да Фонсека Д. и др. Энцефал. 2004 г., сен-октябрь; 30(5):456-63. doi: 10.1016/s0013-7006(04)95460-7. Энцефал. 2004. PMID: 15627050 Обзор. Французский.

  • Ковариация способностей к обучению и «рассуждению» у мышей: эволюционное сохранение операций интеллекта.

    Васс С., Денман-Брайс А., Риос С., Лайт К.Р., Колата С., Смит А.М., Матцель Л.Д. Васс С и др. J Exp Psychol Anim Behav Process. 2012 апр; 38(2):109-24. DOI: 10.1037/a0027355. Epub 2012 19 марта. J Exp Psychol Anim Behav Process. 2012. PMID: 22428547

  • Веретена сна и интеллектуальные способности: эпифеномен или прямая связь?

    Фанг З., Сергеева В., Рэй Л.Б., Вичко Дж., Оуэн А.М., Фогель С.М. Фан Зи и др. J Cogn Neurosci. 2017 Январь; 29 (1): 167-182. дои: 10.1162/jocn_a_01034. Epub 2016 14 сентября. J Cogn Neurosci. 2017. PMID: 27626227

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Структурные параметры мозга коррелируют с результатами университетского отборочного теста у выпускников чилийских средних школ.

    Иванович Д., Саморано Ф., Сото-Икаса П., Рохас Т., Ларраин К., Сильва К., Альмагиа А., Бустаманте К., Арансибия В., Виллагран Ф., Валенсуэла Р., Баррера К., Биллеке П. Иванович Д. и соавт. Научный представитель 2022 29 ноября; 12 (1): 20562. doi: 10.1038/s41598-022-24958-0. Научный представитель 2022. PMID: 36446926 Бесплатная статья ЧВК.

термины MeSH

словосочетание интеллектуальных навыков | значение и примеры использования

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или, см. другие словосочетания с умением.

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Сила воли может быть важнее мускульной силы, а интеллектуальное умение и опыт могут быть важнее всего.

Из архива

Hansard

Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0

.