Интересные психологические: 24 классных факта о психологии человека

Интересные психологические эксперименты | психолог Оксана Королович

В основе психологии, как и любой другой науки, лежат наблюдения и эксперименты. Все знания, теории и концепции были созданы не одномоментно, а путем многолетнего сбора эмпирических данных, анализа, долгих исследований, предположений и ошибок в выводах. В этой статье я собрала наиболее яркие психологические эксперименты, результаты которых стали прорывом в науке.

Эксперимент Милгрэма (1963г)

Эксперимент Милгрема был разработан с целью узнать, как указания авторитетного лица действуют на поведение «подчиненного» в рабочей среде. Подопытным же озвучивали иную цель эксперимента – узнать как боль влияет на память.

Испытуемых якобы разделили на «учителей» и «учеников». В роли «ученика» был специально инструктированный экспериментатором актер. На самом деле, испытывали только «учителей».

Задачей «учителя» было задавать «ученику» простые вопросы и, в случае его ошибки, давать разряд током. «Ученик» находился в другой комнате, якобы подключенный к датчикам, по которым должен проходить разряд, увеличивающийся с каждой ошибкой. Предварительно «учитель» и «ученик» получали демонстрационный разряд током в 45В, после начинался сам эксперимент.

В ходе опыта «ученик» после ряда ошибок и якобы получающий разряды тока, умолял остановить эксперимент из-за боли.

Экспериментатор просил «учителя» продолжать и… большинство подчинялись, зная, какие страдания приносят другому человеку.

Результаты эксперимента демонстрируют, что большинство людей под влиянием авторитета способны совершать действия, идущие вразрез с гуманностью и внутренними моральными убеждениями.
 

Стенфордский эксперимент (1971г, Стенфорд)

Эксперимент проводил Филипп Зимбардо с целью исследовать, как навязанная социальная роль влияет на поведение человека. Для опыта отобрали мужчин, разделили на «охранников» и «заключенных» и поместили в условия ограничения свободы.

С первых дней в поведении подопытных отмечались резкие перемены – «охранники» вели себя агрессивно и подавляюще, а «заключенные» чувствовали страх, насилие и бесправие. Ситуации складывались опасные, поэтому эксперимент прекратили досрочно. Мужчины из обеих групп ощущали последствия эксперимента на протяжении всей жизни, многим «заключенным» так и не удалось справиться с психологической травмой.

Результаты опыта свидетельствуют о том, что социальная роль, поддерживаемая «высшей инстанцией» (государством, организацией, общиной) может стать антигуманной и травмирующей. Когда есть возможность проявить власть и остаться безнаказанным, человек становится агрессивным…
 

Мальчик, которого воспитали как девочку (1965 – 2004 гг)

Этот эксперимент стал одним из самых трагических в истории психологии. Его проводил доктор Мани, к которому обратилась одна семья за помощью. У родителей было двое мальчиков-близнецов, одному из них сделали неудачное обрезание, вследствие чего половой орган был поврежден и «восстановлению» не подлежал.

Психотерапевт Мани был убежден, что гендерная самоидентификация личности зависит не от природы, а от научения и условий среды, где воспитывается ребенок. То есть, мужчинами и женщинами не рождаются, ими становятся. И именно воспитание детей играет главную роль.

Родители поверили в эту страшную теорию, прислушались к Мани и сделали ребенку несколько операций по смене пола. Так, маленький Брюс стал постепенно превращаться в девочку Джоан, проходившей психотерапию у Мани и принимавшей «женские» гормоны.

Несмотря на то, что мальчика воспитывали как девочку, тот демонстрировал исключительно мужское поведение: дрался с ребятами, играл не в куклы, а машинки, мочился стоя. Перед последней операцией по «созданию искусственной вагины» отец рассказал сыну правду и тот отказался ее делать.

Брюс-Джоан решил вернуть себе мужественность, сделал несколько операций, сменил имя на Дэвид и стал вести обычную жизнь. Женился и усыновил троих детей. К сожалению, так и не смог пережить многолетний стресс и покончил жизнь самоубийством в возрасте 38 лет. Это была четвертая попытка суицида…

Результат эксперимента доказывает, что гендерная предрасположенность – врожденное качество, которое «перевоспитанию» не подлежит.
 

Чудовищный эксперимент (1939 г)

Эксперимент назван чудовищным не зря, потому что таковы его последствия. Психологи Уэнделл Джонсон и Мэри Тюдор решили проверить, насколько дети подвержены внушению. Опыт проводили на 22 детях-сиротах, а его проведение хранили в тайне.

Детей разделили на две группы. Первой ежедневно говорили о том, как они славно говорят, как много слов знают и всячески хвалили. Вторая группа детей терпела буллинг: «Ваша речь скудная!», «Вы не умеете разговаривать!», «Заики!»

Вследствие постоянного внушения, дети из второй группы действительно начали хуже разговаривать, заикаться, бояться выразить мысль и тревожиться. При этом дефекты речи сохранились на всю жизнь…

Результат эксперимента доказывает теорию о том, что ребенку можно внушить что угодно, независимо от того, правда это или ложь. Убеждения останутся с ним как правдивые до конца жизни.  
 

Маленький Альберт (1920 г)

Этот эксперимент проводил Джон Уотсон с целью узнать, каким образом формируются страх на объекты, которые ранее его не вызывали.

Для этого опыта привлекли маленького девятимесячного мальчика Альберта. Некоторое время ему показывали предметы белого цвета – игрушки, вату и белую крысу. Потом разрешили с этими предметами играть и мальчик очень быстро привязался к крысе.

Когда Альберт начинал играть с животным, Уотсон вдруг ударил молотком по железу. Теперь каждый раз, когда крыса появлялась в поле зрения ребенка, он слышал отвратительный звук. Вскоре мальчик отказался играть с крысой и при виде белого предмета начинал плакать. Повзрослев, так и не смог избавиться от страха белых крыс.

Результат эксперимента доказывает, что страхи формируются в раннем детстве и остаются с нами до конца жизни.
 
Психологические эксперименты – палка о двух концах. С одной стороны, результаты исследований помогают понять человеческую природу и обогатить науку новыми открытиями. С другой… ценой этих знаний являются жизни людей.

Интересные психологические эксперименты🙌 | invme

Психологические эксперименты стали активно проводить в конце XIX века. Главным импульсом к этому стало открытие Института экспериментальной психологии в Лейпциге в 1879-м году. С тех пор феномены психологии человека исследуют специалисты всего мира.

О самых интересных и показательных экспериментах мы расскажем в этой статье. Некоторые из них вызвали бурное обсуждение и шквал критики, но их результаты заставят задуматься.

В мире есть сотни занятий, радость которых приятнее и полезнее разделить с кем-то еще. Сервис invme поможет вам найти компаньонов для самых безумных идей. Но и просто собеседников, новых друзей и знакомых вы здесь тоже найдете.

Психологические эксперименты стали активно проводить в конце XIX века

Эксперимент Аша

Это один из первых в мировой истории экспериментов, в результате которого удалось доказать влияние мнения большинства на точку зрения отдельно взятого человека. В 1951-м году исследование инициировал Соломон Аш.

Студентов приглашали на проверку зрения. Процесс проходил в аудитории, где одновременно заседала группа людей. Все, кроме одного человека в этой группе, были актерами. Задача “подставных” участников — сбить единственного испытуемого с толку, отвечая неправильно на, казалось бы, очевидные вопросы.

Студентам показывали карточки с вертикальными линиями. Все вопросы так или иначе касались задачи сопоставления размеров линий: испытуемые должны были отыскать одинаковые по длине отрезки. Если в первых, простейших вопросах вся группа отвечала верно, то, начиная с третьего вопроса, все подставные участники эксперимента давали заведомо неверный ответ. Настоящий испытуемый отвечал на вопрос последним.

Всего Соломон Аш провел 18 тестов. В результате эксперимента три четверти испытуемых пошли на поводу у мнения группы: хотя бы раз каждый из них дал неверный, но соответствующий остальным ответ. При этом сложность задач не была высокой и вовсе не зависела от остроты зрения: приглашение на “проверку зрения” было лишь маскировкой истинного мотива организаторов.

Более трети полученных в ходе эксперимента ответов оказались неверными. Непоколебимым оставался лишь один участник из контрольной группы в 35 человек — он допустил только одну ошибку во время опроса.

Любопытно, что именно единогласное решение подставных участников заставляло испытуемого менять точку зрения. Если же в группе одновременно находилось двое “подопытных”, верные ответы с их стороны звучали в четыре раза чаще. Больше полагаться на собственное мнение испытуемых заставляло и несовпадение ответов подставных студентов, даже когда их ответы были неверны.

“Я и другие”

Это название фильма в научно-популярном жанре, снятого в Киеве в 1971-м году. В нем показывают ряд социально психологических экспериментов. Сюжеты демонстрируют тот же феномен, что и исследование Аша: люди часто меняют точку зрения под давлением мнения “толпы”.

В одном из тестов испытуемые видели 5 портретов людей пожилого возраста. Подставные участники утверждали, что на двух фотографиях видят одного и того же человека: в первом случае это был мужчина, а во втором — тот же мужчина, переодетый в женщину. Единственный настоящий испытуемый в этом эксперименте сначала видел 5 разных людей на этих портретах. Но потом, выслушав точку зрения других студентов, менял свой ответ, соглашаясь с коллегами. Эта ситуация повторялась несколько раз.

Эксперимент “Я и другие”

Самые удивительные результаты получились в итоге эксперимента с пирамидками. Принцип тот же: одного испытуемого помещали в группу с семью актерами. Перед людьми на стол поставили две пирамидки — черную и белую. Участников спросили — какого цвета фигуры они видят перед собой? Подставные участники в один голос заявляли — обе пирамидки белые. Настоящий испытуемый, отвечавший в последнюю очередь, повторял их ответ, отрицая очевидное.

Подтвердил феномен внушаемости и еще один эксперимент. Студентам (на этот раз подставных участников в аудитории не было) показывали портрет пожилого мужчины и говорили, что это опасный рецидивист. Испытуемым нужно было описать характер человека. Студенты говорили, что видят хитрого, сурового, замкнутого, скрытного мужчину с жестокими глазами и, вероятно, садистскими наклонностями. Другой группе студентов показывали тот же портрет, но представляли мужчину на нем, как великого ученого. В этот раз испытуемые находили в лице того же человека совершенно другие черты, называя его добродушным, приятным, добрым, вдумчивым и мудрым.

Тюремный эксперимент в Стэнфорде

Возможно, самый нашумевший эксперимент в психологии. Полвека назад ученый-психолог Филипп Зимбардо согласился на предложение из военно-морского флота США. Там хотели понять причину ожесточенных конфликтов между заключенными служащими и надсмотрщиками.

Для проведения эксперимента Зимбардо набрал чуть более двадцати добровольцев и разделил их на две равные группы: охранники и узники. Участникам предстояло перевоплощение, но условия способствовали тому, чтобы каждый по-настоящему прочувствовал свою роль. Так, тюремщикам выдали форму, максимально схожую с настоящей, темные очки и дубинки, а заключенные получили неудобную обувь и шлепанцы, а также цепочки, напоминающие каждому узнику о его аресте.

При “задержании” арестантам зачитывали права, снимали отпечатки пальцев, тщательно досматривали. И вообще, не церемонились. Охранники же имели право работать посменно (хоть часто и выходили на “работу” сверхурочно), а еще получали по 15$ в день, что для 1971-го года было неплохой зарплатой.

На второй день эксперимента события начали выходить из-под контроля. Арестанты инициировали бунт, заблокировали вход в камеру и оскорбляли тюремщиков. Охранники в долгу не остались: применили против бунтарей огнетушители, особо буйных укладывали спать на голый бетон и отправляли на унизительные исправительные работы в уборную. Тюремщики явно перегибали палку, но не чувствовали этого, считая наказания справедливыми. Некоторых заключенных пришлось досрочно вывести из эксперимента, а пришедший им на замену парень был в шоке от увиденного.

Любопытно, что наблюдатели (а их было около полусотни) тоже были увлечены происходящим. Эксперимент завершился досрочно (на шестой день) лишь по той причине, что на этом настояла возлюбленная Филиппа Зимбардо, посетившая “Стэнфордскую тюрьму” в разгар эксперимента. Кстати, ранее мы уже писали о таком направлении психологии, как «Треугольник Карпмана». Направление описывает групповое и индивидуальное поведение человека, основываясь на его личностных характеристиках.

Эксперимент Милгрэма

Этот случай напоминает Стэнфордский эксперимент как социальным эффектом, так и большим объемом информации к размышлению о моральных качествах человека. Психолог Стэнли Милгрэм провел свое исследование еще в 1961-м году.

Привлеченным к опыту добровольцам предлагали примерить роль учителя. Учеником же выступал приглашенный актер. Ученик должен был безукоризненно повторять заученный материал (ассоциации, слова из списка и т. д.), а за каждую ошибку доброволец-учитель должен был наказать подопечного электрическим разрядом. Якобы, прорабатывали один из методов развития памяти.

На глазах у добровольца-учителя актера-ученика приглашали в специальное кресло и подключали к электродам. На самом деле ток не подавали, но эффект был убедительным. Учитель вместе с надзирателем, коим выступал организатор опыта, находились в отдельной комнате и могли лишь слышать ученика, но не видели его. В ходе опыта ученик-актер намеренно допускал ошибки в ответах, а надзиратель настойчиво предлагал учителю не только не прекращать наказания, но и постепенно повышать напряжение разряда.

Эксперимент Милгрэма

После каждого удара током актер за стеной имитировал реакцию на потрясение, но учитель продолжал послушно выполнять рекомендации надзирателя. Иногда даже полная тишина за стеной после мощного удара током или истошные вопли и просьбы не продолжать не останавливали добровольца. При этом надзиратель не заставлял и не угрожал учителю, а лишь мягко убеждал его, что тот все делает верно.

Две трети добровольцев выполнили все указания надзирателя и не прислушались к реакции ученика за стеной. И только 12,5% проявили сочувствие, отказавшись давать разряд уже после первой жалобы ученика.

Подобные примеры и виды психологического эксперимента в явной форме демонстрируют, что человек легко идет на поводу у более авторитетной особи. Этот эффект легко заглушает внутренний голос разума и совести. В подобной ситуации даже взрослые, высоко моральные и воспитанные люди могут зайти далеко, переступив через дискомфорт и закрыв глаза на внутренний конфликт.

Кстати, на проведение эксперимента Милгрэма сподвигли показания заключенных на Нюрнбергском процессе. Там многие жители Германии оправдывали карательные действия в лагерях тем, что действовали по уставу и не могли ослушаться приказа начальства.

Эксперимент Рингельмана

Впервые об этом феномене стало известно еще в 1913 году, а спустя 14 лет автор теории, француз Максимилиан Рингельман, доказал ее на практике. Опыт вошел в историю как эксперимент Рингельмана.

Рингельман пригласил группу людей, которым предложил выполнить некоторую физическую работу. В первом случае нужно было поднять тяжелый груз, а во втором — перетянуть канат. В обоих исследованиях менялось лишь число участников. Условия эксперимента не менялись.

Эксперимент Рингельмана

В результате Рингельман выяснил, что чем меньше людей работает в группе, тем больше усилий для достижения результата каждый из них прикладывает. Так, один человек смог поднять вес в 50 кг, а пара испытуемых (схожих физических параметров) совместно справилась лишь с 93 кг. В случае с перетягиванием каната выявили тот же эффект: чем больше людей включала группа, тем меньший процент эффективности каждый из них демонстрировал.

Чем больше людей участвует в работе, тем больше ответственности человек перекладывает со своих плеч на чужие. Он не чувствует, что его вклад в успех решающий. Вместо этого приходит понимание того, что его часть работы обязательно кто-то возьмет на себя. Поэтому среди руководителей и менеджеров популярны специальные программы мотивации, способные включить каждого участника рабочей группы на максимум.

Эксперимент Розенхана

Этот случай интересен тем, что исследовали в нем не простых добровольцев, набранных по объявлению, а практикующих психиатров. Инициировал эксперимент Дэвид Розенхан в начале 70-х годов.

Розенхан пытался определить, насколько хорошо врачи различают здоровых и действительно больных людей. Он попросил своих совершенно здоровых знакомых отправиться в психиатрическую клинику и пожаловаться на некий голос, который они периодически слышат. Розенхан объяснил, как избежать терапии предложенной врачами, понимая, что любого посетителя могут поместить в стационар без всякого выяснения деталей. Так и оказалось: всем добровольцам, кроме одного, врачи поставили диагноз “шизофрения”. Позже их выписали из больницы с заключением о ремиссии.

Позже Розенхан провел второй этап эксперимента. Он обсудил результаты первого исследования с руководством клиники, после чего договорился с ними о том, что в течение ближайших дней он будет отправлять в клинику новых симулянтов. Задача персонала — выявить здоровых пациентов. Это помогло бы специалистам клиники восстановить репутацию.

Из 193 новых пациентов психиатры отсеяли 41, а еще столько же получили статус “подозреваемого” в симуляции. Но загвоздка была в том, что Розенхан не послал за все это время в клинику ни единого симулянта. Все 193 пациента были настоящими.

Публикация результатов эксперимента вызвала настоящий фурор. Психиатрическое сообщество набросилось на Розенхана с критикой, что было ожидаемо. В частности, его упрекали в неразглашении названия клиники и, соответственно, невозможности получить комментарии от персонала.

При этом эксперимент Розенхана положительно повлиял на развитие психиатрии, а именно, на улучшение методов диагностики заболеваний. Так, американский психиатр Роберт Спитцер проработал новую систему диагностики шизофрении. В 1980-м году она вошла в обновленный справочник психиатрических заболеваний. А если вам интересно как видят этот мир люди с психическими заболеваниями, рекомендуем посмотреть подборку картин, нарисованных психически нездоровыми людьми.

Эксперимент Джейн Эллиотт

После смерти борца за права людей Мартина Лютера Кинга вопрос дискриминации в обществе стал еще более актуальным. Учительница младших классов Джейн Эллиотт провела исследование с учениками своего класса с целью показать, как предубеждения влияют на жизнь человека.

Она разделила детей на две группы. В одну входили ученики с голубым и другими светлыми оттенками глаз, а в другую — ученики с темными и карими глазами. Первая группа получила ряд привилегий над второй: больше времени на переменах, места за первыми партами, время в комнате для игр и вкусная добавка к обеду в столовой. Учительница деликатно подчеркивала превосходство голубоглазых над кареглазыми в успеваемости, а также просила детей общаться на время эксперимента только в рамках своей группы. На следующий день привилегии получила другая группа детей.

Эксперимент не только наглядно продемонстрировал детям суть такого явления, как дискриминация, но и выявил ряд особенностей. Дети, получившие привилегии над другими, проявляли больше инициативы и упорства в учебе, в то время как группа “притесняемых” детей испытывала дискомфорт, за ними наблюдалось снижение успеваемости. Эксперимент вошел в учебники по психологии под названием “Голубые глаза — карие глаза”.

Мы собрали для вас самые интересные психологические эксперименты. Но интересно узнать ваше мнение. Какие социальные исследования из истории психологии вы считаете наиболее показательными или теми, что оказали наибольшее влияние на человечество? Ждем ваши ответы в комментариях.

4 увлекательные психологические теории, объясняющие всю вашу жизнь

Добро пожаловать, дорогие читатели, в головокружительное приключение в лабиринтах человеческой психики. Мы собираемся отправиться в одиссею по катакомбам познания, джунглям подсознания и дикой поездке в безграничные глубины человеческого поведения — с четырьмя психологическими теориями в качестве нашего проводника.

Потому что психология — это не просто набор сухих академических теорий, запертых в каком-то пыльном учебнике, предназначенном для профессоров в очках в башнях из слоновой кости. Это исследование загадочной работы нашего разума, попытка разгадать наши мысли, эмоции и поведение. Речь идет о понимании секретов, которые заставляют нас работать, и, что более важно, об открытии того, что делает нас людьми.

Вот четыре психологические теории, которые помогают нам в этом. Пристегнитесь, потому что это первое не просто завораживает, но и в некотором роде пугает.

Содержание
  • Теория управления террором
  • Теория посттравматического роста
  • Теория истории жизни
  • Теория привязанности

Теория управления террором

Теория управления терроризмом, вкратце, представляет собой психологическую теорию, утверждающую, что осознание нашей собственной смертности является одним из фундаментальных факторов человеческого поведения. 1

Видите ли, в отличие от собак, обезьян или крыс, люди уникальны тем, что обладают когнитивной способностью понимать, что мы умрем когда-нибудь . И давайте будем честными, это довольно пугающая мысль.

Итак, что нам делать, чтобы справиться с этим ужасающим осознанием? Мы создаем культурные системы значений и ценностей, которые помогают нам чувствовать себя частью чего-то большего, чем мы сами.

Эти культурные системы могут принимать различные формы, такие как религия, 2 политические идеологии и социальные нормы. Они дают нам ощущение цели и значимости, и они помогают нам верить, что наша жизнь имеет смысл помимо нашего собственного индивидуального существования.

Но вот в чем дело: когда эти культурные системы находятся под угрозой или им бросают вызов, это может вызвать глубокое чувство экзистенциального ужаса.

Внезапно хрупкая оболочка смысла, которую мы построили, чтобы защитить себя от реальности нашей смертности, рушится, и мы вынуждены признать тот факт, что наша жизнь конечна и, возможно, бессмысленна.

Здесь все может стать очень интересным (или очень тревожным, в зависимости от того, как на это посмотреть). Чтобы справиться с этим террором, люди часто прибегают к различным защитным стратегиям, таким как укрепление своих убеждений, 3 очернение тех, кто не разделяет их убеждений, или даже обращение к насилию, чтобы защитить свою культуру. мировоззрение.

Другими словами, когда наше чувство смысла и цели находится под угрозой, мы становимся гораздо более негибкими в своем мышлении и поведении. Мы становимся менее терпимыми к различиям и более склонными к агрессии и насилию.

Теперь, прежде чем вы поднимете руки и заявите, что все люди — всего лишь кучка нигилистических, жестоких монстров, стоит отметить, что существует множество положительных способов справиться с осознанием нашей смертности. 4 Например, многие люди считают, что развитие чувства благодарности и признательности за настоящий момент может помочь им почувствовать большую связь с окружающим миром. Другие могут найти утешение в том, что их действия могут оказать положительное влияние на будущие поколения.

Суть в следующем: теория управления терроризмом может показаться темной и удручающей темой, но на самом деле она может пролить много света на то, как мы, люди, пытаемся найти смысл и цель в мире, который иногда может казаться мрачным. и бессмысленно.

Понимая, как мы справляемся со своей смертностью, мы можем начать разрабатывать более позитивные и жизнеутверждающие стратегии борьбы с экзистенциальным ужасом, который является неизбежной частью человеческого опыта.

На самом деле простое применение стоической концепции memento mori, или «помните, что вы умрете» может помочь нам развить хорошие отношения с нашей смертностью. Часто, когда мы сидим и сознательно размышляем о собственной смерти, мы можем взглянуть на вещи в перспективе для себя.

112 человек совершили прорыв на прошлой неделе. На этой неделе одним из них будете вы?

Присоединяйтесь к миллионам читателей и подпишитесь на информационный бюллетень The Breakthrough. Введите свой адрес электронной почты ниже, чтобы получать новые идеи и упражнения, которые могут изменить вашу жизнь каждую неделю.

Ваша информация защищена, и я никогда не спамлю. Вы можете ознакомиться с моей политикой конфиденциальности здесь.

Теория посттравматического роста

Все мы знаем, что травма — отстой. Это болезненно, неприятно и может оставить глубокие шрамы на всю жизнь. Но вот в чем дело: не всегда все так плохо. На самом деле, некоторые люди действительно переживают личностный рост и трансформацию после травматического события.

Это может показаться нелогичным, но это подтверждается растущим числом психологических исследований. Теория посттравматического роста предполагает, что люди, пережившие травму, на самом деле могут стать сильнее и устойчивее, чем раньше. У них может развиться более высокая оценка жизни, более глубокое чувство цели и смысла, а также более сильное чувство связи с другими. 5

Теперь давайте проясним: это не означает, что травма — это то, что мы должны искать, или что это как-то хорошо для нас. Но это означает, что даже в самые мрачные моменты жизни есть потенциал для роста и трансформации.

Итак, как это работает? Ну, это не совсем простой процесс. На самом деле, это может быть грязно, непредсказуемо, а иногда и болезненно. Но вот несколько ключевых ингредиентов, которые могут способствовать посттравматическому росту:

  • Во-первых, есть понятие «разрушение». Травма может выбить нас из самодовольства и заставить переоценить наши приоритеты и убеждения. Это может быть тревожным звонком, который заставляет нас признать реальность нашей смертности и переоценить то, что действительно важно в жизни. 6
  • Во-вторых, это идея «создания смысла». Люди, которые переживают посттравматический рост, часто находят способы осмыслить свой опыт и интегрировать его в свое личное повествование. Они могут найти новые источники смысла и цели в жизни, или они могут почувствовать обновленное чувство связи с другими. 7
  • Наконец, существует понятие «устойчивости». Люди, пережившие посттравматический рост, часто способны оправиться от невзгод и использовать свой опыт как источник силы и стойкости. У них может развиться большее чувство собственной эффективности и вера в свою способность преодолевать трудности. 8

Стоит отметить, что посттравматический рост не является гарантией. Не каждый, кто пережил травму, в результате испытает рост и трансформацию.

Но это напоминание о том, что даже в самые темные моменты жизни есть потенциал для света и роста. Это свидетельство силы человеческого духа преодолевать невзгоды и находить смысл и цель даже перед лицом глубокой боли и страданий.

Итак, всем вам, кто пережил травму: знайте, что вы не одиноки, и что с другой стороны есть потенциал для роста и трансформации. Это будет непросто, но возможно. И за это, друзья мои, стоит держаться.

Теория истории жизни

Согласно теории истории жизни, все организмы имеют в своем распоряжении ограниченные ресурсы, и им необходимо распределять эти ресурсы таким образом, чтобы максимизировать их репродуктивный успех. 9

Другими словами, им нужно выяснить, как иметь как можно больше детей, а также гарантировать, что эти дети выживут, чтобы воспроизвести себя.

Здесь все становится интереснее: у разных организмов разные стратегии распределения ресурсов. Некоторые организмы, такие как деревья или черепахи, вкладывают значительные средства в рост и развитие в начале жизни, а затем замедляют и сохраняют свои ресурсы позже. Другие организмы, такие как кролики или мыши, вкладывают меньше средств в рост и развитие на раннем этапе, а затем рано и часто размножаются.

Итак, какое место во всем этом занимают люди? Что ж, согласно Теории истории жизни, люди — это вид, известный как «изменчивая стратегия истории жизни». Другими словами, мы довольно гибки в том, как мы распределяем наши ресурсы с течением времени.

Некоторые люди могут следовать стратегии медленной истории жизни, вкладывая значительные средства в образование, карьеру и личное развитие, прежде чем остепениться и завести детей. Другие могут следовать стратегии быстрой истории жизни, рано и часто заводить детей и меньше сосредотачиваться на долгосрочном планировании и отложенном удовлетворении.

Все это может показаться немного абстрактным, но здесь все становится по-настоящему интересным. Теория истории жизни может помочь объяснить весь спектр человеческого поведения и черт, от склонности к риску до выбора партнера и социализации.

Например, люди, которые следуют стратегии быстрой истории жизни, могут с большей вероятностью участвовать в рискованном поведении, таком как употребление наркотиков или безрассудное вождение, потому что им меньше терять в долгосрочной перспективе. Они также могут с большей вероятностью выбирать партнеров на основе физической привлекательности, поскольку это является признаком репродуктивной пригодности.

С другой стороны, люди, которые следуют медленной стратегии жизненного цикла, могут с большей вероятностью выбирать партнеров на основе интеллекта или амбиций, поскольку эти черты с большей вероятностью будут способствовать долгосрочному репродуктивному успеху. Они также могут быть менее склонны к риску и менее склонны к опасному поведению, поскольку в долгосрочной перспективе им есть что терять.

Стоит отметить, что теория истории жизни не является универсальным объяснением человеческого поведения, в отличие от психологической теории. Это сложная и нюансированная теория, которая до сих пор исследуется и обсуждается эволюционными психологами.

Но это напоминание о том, что человеческое поведение — это не просто продукт нашего индивидуального выбора или обстоятельств. Он сформирован нашей эволюционной историей и стратегиями, которые мы разработали с течением времени, чтобы максимизировать наш репродуктивный успех.

Теория истории жизни, возможно, не самая приятная тема, но она может помочь пролить свет на некоторые из наиболее фундаментальных аспектов человеческого поведения. И на это, друзья мои, стоит обратить внимание.

Теория привязанности

Если вы хоть немного знакомы с моей работой, то знаете, что я в значительной степени опираюсь на теорию привязанности, чтобы объяснить, как работают отношения — или не работают.

Теория привязанности посвящена одному из самых фундаментальных человеческих переживаний: нашей потребности в эмоциональной связи.

По своей сути теория привязанности касается связей, которые формируются между младенцами и их опекунами. Согласно теории привязанности, эти связи имеют решающее значение для эмоционального и социального развития ребенка. Младенцы, у которых есть надежная привязанность к своим опекунам, с большей вероятностью будут чувствовать себя в безопасности, уверенно и способно в своих отношениях с другими людьми на протяжении всей своей жизни.

А вот здесь все становится по-настоящему интересным. Теория привязанности применима не только к младенцам и их опекунам. Это также может помочь нам понять динамику отношений взрослых и почему некоторые люди более успешны в создании и поддержании здоровых, приносящих удовлетворение партнерских отношений, чем другие. 10

В соответствии с теорией привязанности, взрослые, придерживающиеся безопасного стиля привязанности, чувствуют себя комфортно в интимной близости и способны формировать прочные эмоциональные связи с другими людьми. Они уверены в своей способности сообщать о своих потребностях и чувствах, и они верят, что их партнеры будут рядом, когда им понадобится поддержка.

С другой стороны, взрослые с ненадежным стилем привязанности могут бороться с близостью и испытывать трудности с формированием прочных эмоциональных связей. Они могут сомневаться в том, чтобы доверять другим, и им может быть трудно сообщать о своих потребностях и чувствах здоровым способом.

Теперь все становится по-настоящему интересным. Стиль привязанности — это не просто то, что заложено в нас с рождения. Он также может быть сформирован нашим жизненным опытом, 11 , особенно нашим ранним опытом общения с лицами, осуществляющими уход. 12

Например, если опекун ребенка всегда отзывчив и внимателен к его потребностям, у него больше шансов развить безопасный стиль привязанности во взрослом возрасте. Но если опекун ребенка непоследователен или небрежен, у него может развиться ненадежный стиль привязанности.

Хорошая новость заключается в том, что стиль привязанности не высечен на камне. Благодаря терапии и другим формам работы над собой можно выработать более безопасный стиль привязанности и сформировать более здоровые и полноценные отношения.

Если вы хотите узнать больше о своем стиле привязанности, вы можете подписаться на мой бесплатный курс по электронной почте о привязанности и отношениях.

Вот и все — четыре психологические теории, о которых вы, возможно, не слышали раньше, но которые могут многое рассказать вам о вашей собственной жизни. Хотя, как и любая модель, эти теории неизбежно являются упрощением сложной реальности, они могут дать вам понимание, необходимое для позитивных изменений в вашей жизни. Пожалуйста.

Сноски

  1. Гринберг, Дж., и Арндт, Дж. (2011). Теория управления террором. Справочник по теориям социальной психологии , 1 , 398–415.↵
  2. Вейл, К. Э., Ротшильд, З. К., Вейз, Д. Р., Соломон, С., Пыщинский, Т. , и Гринберг, Дж. (2010) . Анализ управления терроризмом психологических функций религии. Обзор личности и социальной психологии , 14 (1), 84–94.↵
  3. Джонас, Э., и Фишер, П. (2006). Управление террором и религия: свидетельство того, что внутренняя религиозность смягчает защиту мировоззрения после заметности смертности. Journal of Personality and Social Psychology , 91 (3), 553.↵
  4. Гринберг, Дж., и Арндт, Дж. (2011). Теория управления террором. Справочник по теориям социальной психологии , 1 , 398–415.↵
  5. Калхун, Л. Г., и Тедески, Р. Г. (2014). Справочник по посттравматическому росту: Исследования и практика . Routledge.↵
  6. Хефферон, К., Грили, М., и Матри, Н. (2009). Посттравматический рост и угрожающие жизни физические заболевания: систематический обзор качественной литературы. British Journal of Health Psychology , 14 (2), 343–378.↵
  7. Morrill, E. F., Brewer, N.T., O’Neill, S.C., Lillie, S.E., Dees, E.C., Carey, L.A., & Rimer , БК (2008). Взаимодействие посттравматического роста и симптомов посттравматического стресса в прогнозировании депрессивных симптомов и качества жизни. Psycho-Oncology , 17 (9), 948–953.↵
  8. Woodward, C., & Joseph, S. (2003). Процессы позитивных изменений и посттравматический рост у людей, подвергшихся жестокому обращению в детстве: понимание механизмов изменений. Психология и психотерапия: теория, исследования и практика , 76 (3), 267–283.↵
  9. Figueredo, A.J., et al. (2006). Теория совести и истории жизни: от генов к мозгу и к репродуктивной стратегии. Developmental Review, 26(2), 243–275.↵
  10. Аллен, Дж. Г., Штейн, Х., Фонаги, П., Фульц, Дж., и Таргет, М. (2005). Переосмысление привязанности взрослых: исследование консенсуса экспертов. Бюллетень клиники Меннингера , 69 (1), 59–80.↵
  11. Киркпатрик, Л. А., и Хазан, К. (1994). Стили привязанности и близкие отношения: четырехлетнее проспективное исследование. Личные отношения , 1 (2), 123–142.↵
  12. Fraley, RC, & Heffernan, ME (2013). Привязанность и развод родителей: проверка гипотез диффузионного и сенситивного периодов. Бюллетень личности и социальной психологии , 39 (9), 1199–1213.↵

Интересные психологические факты о человеческом поведении

В этой статье я поделюсь некоторыми захватывающими наблюдениями о человеческом поведении. Мы погрузимся в психологию и рассмотрим десять когнитивных искажений, которые влияют на нашу повседневную жизнь, принятие решений и взаимодействие с другими людьми. Поняв эти психологические феномены, вы сможете лучше осознавать свои мыслительные процессы и, в конечном счете, принимать более правильные решения. Эти когнитивные искажения подобны программам, работающим подсознательно, что приводит к принятию неверных решений в бизнесе, инвестировании, трейдинге, отношениях и жизни. Знание этих моделей психологического поведения человека может помочь нам избежать этих ловушек разума. Давайте рассмотрим их.

Отвращение к потерям

Боль от потери психологически примерно в два раза более болезненна, чем удовольствие от прибыли. Это создает неприятие потерь. Представьте себе: вам предлагают сыграть с равными шансами выиграть 100 долларов или проиграть 100 долларов. Большинство людей уклонятся от такой ставки, несмотря на равные шансы. Большинство людей по-прежнему отклоняют ставку, даже если у них есть небольшое преимущество, например, 60% выигрыша или выигрыш в 125 долларов против проигрыша в 100 долларов. Это нежелание проистекает из неприязни к потерям, принципа, согласно которому мы чувствуем больше боли от потери, чем радости от приобретения. Эта тенденция может повлиять на принятие нами решений во многих аспектах жизни, включая выбор карьеры и финансовые решения. Не рисковать чем-либо может быть самым значительным риском, потому что вы также исключаете возможность вознаграждения. Люди ненавидят проигрывать, что мешает большинству выиграть. Подумайте о соотношении риска и вознаграждения и о том, стоит ли риск потенциального вознаграждения. Принимайте потери как часть игры на победу.

Предвзятость подтверждения

Вы когда-нибудь замечали, что, сформировав мнение, вы ищете доказательства, подтверждающие его, и игнорируете доказательства, которые ему противоречат? Эта тенденция называется предвзятостью подтверждения. Например, если вы считаете, что определенное мировоззрение всегда верно, вы можете читать только те новостные статьи, которые подтверждают вашу точку зрения, еще больше укрепляя ваши убеждения. Знание предвзятости подтверждения может помочь вам принимать более взвешенные и взвешенные решения. Откройте свой разум для новой информации и всегда используйте критическое мышление. Изучите обе стороны любого спора или проблемы.

Эффект привязки

Представьте, что вы покупаете новый смартфон, и первый, который вы видите, стоит 800 долларов. Продолжая просматривать, вы находите другой телефон за 600 долларов. Даже если вы не знаете реальную рыночную стоимость этих телефонов, вы воспринимаете второй телефон как выгодную сделку из-за первоначального ценового якоря. Эффект привязки может влиять на переговоры, решения о покупке и даже на наши суждения о людях.

Излишняя самоуверенность

Вера в себя важна, но излишняя самоуверенность может быть вредной. Излишняя самоуверенность часто приводит к тому, что люди недооценивают риски или предполагают, что они контролируют ситуацию лучше, чем на самом деле. Например, предприниматель может запустить стартап, не изучив рынок, будучи уверенным, что его идея уникальна и обречена на успех. Признание возможности неудачи и рассмотрение альтернативных точек зрения может помочь противодействовать чрезмерной самоуверенности.

Эффект ореола

Эффект ореола возникает, когда наше общее впечатление от кого-то или чего-то влияет на нашу оценку его качеств. Представьте себе известного актера, рекламирующего продукт. Их обаяние и популярность могут заставить вас поверить в высокое качество продукта, даже если у вас нет доказательств, подтверждающих это. Осведомленность об эффекте ореола может помочь вам сделать более объективную оценку.

Топ-5 удивительных фактов о психологии

Пожалуйста, включите JavaScript

Топ-5 удивительных фактов о психологии

Стадный менталитет

Вы когда-нибудь испытывали желание следовать за толпой, даже если это идет вразрез с вашим здравым смыслом? Это явление, известное как стадный менталитет, может побуждать людей принимать решения, основываясь на действиях других, а не на их анализе. Например, вы можете инвестировать в модные акции просто потому, что все остальные делают это, не принимая во внимание их базовую стоимость, бизнес или риск.

Ошибка необратимых затрат

Представьте, что вы потратили много времени и денег на проект, который идет не по плану. Вместо того, чтобы переоценивать его ценность, вы продолжаете вкладывать ресурсы, чтобы оправдать свое первоначальное обязательство. Такое поведение, известное как заблуждение о невозвратных издержках, может заманивать людей в ловушку непродуктивных ситуаций, не позволяя им сократить свои потери и перейти к лучшим возможностям. Люди не хотят принимать свои первоначальные инвестиции как убыток, поэтому они продолжают вкладывать больше денег, пытаясь вернуть их даже при общем увеличении стоимости. Обычно это приводит только к удвоению проигрыша и существенному общему убытку.

Эвристика доступности

Принимая решения, люди часто полагаются на информацию, которая быстро приходит в голову, вместо того, чтобы искать все необходимые данные. Этот когнитивный ярлык, эвристика доступности, может привести к суждениям, основанным на недавних событиях, личном опыте или ярких анекдотах, а не на всестороннем анализе. Чтобы противостоять этому предубеждению, попробуйте поискать различные источники информации, прежде чем принимать решение.

Когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс возникает, когда мы придерживаемся противоречивых убеждений или взглядов, вызывающих дискомфорт. Мы можем рационализировать наши действия, изменить наши убеждения или игнорировать непоследовательность, чтобы разрешить этот внутренний конфликт. Например, кто-то, кто ценит охрану окружающей среды, может оправдывать свой потребительство, убеждая себя в своих потребностях или преуменьшая важность своих ценностей. Распознавание когнитивного диссонанса может помочь вам разрешить внутренние конфликты и привести свои действия в соответствие с вашими ценностями.

Эффект владения

Вам когда-нибудь было трудно отказаться от имущества или идеи просто потому, что они ваши? Эта привязанность, известная как эффект владения, заставляет людей ценить вещи, которыми они владеют или имеют личную связь с ними, выше, чем аналогичные вещи, которыми они не владеют. Например, коллекционер может не захотеть продавать редкий предмет по его справедливой рыночной стоимости, полагая, что он стоит гораздо больше из-за его привязанности. Знание об эффекте владения может помочь вам сделать более объективные оценки.

Ключевые выводы

  • Неприятие потерь: Наша чувствительность к потерям часто перевешивает нашу оценку прибылей.
  • Предвзятость подтверждения: Мы склонны отдавать предпочтение информации, которая поддерживает наши существующие убеждения.
  • Эффект привязки: исходная информация может непропорционально повлиять на наши решения.
  • Излишняя самоуверенность: Излишняя самоуверенность может привести к рискованному выбору и недооценке проблем.
  • Эффект ореола: наше общее впечатление от кого-то или чего-то может повлиять на нашу оценку конкретных черт.
  • Стадный менталитет: следование за толпой иногда может преобладать над нашим анализом и суждениями.
  • Ошибка необратимых затрат: мы можем продолжать инвестировать в проект или решение, основываясь на уже вложенной сумме, а не на ее текущей и будущей стоимости.
  • Эвристика доступности: Быстрая и доступная информация может неправомерно повлиять на принятие нами решений.

Добавить комментарий