Рисуночный тест дж бука дом дерево человек: Методика «Дом — Дерево — Человек» Дж. Бука

О психометрии интеллекта рисуночными тестами в практике психолога

О психометрии интеллекта рисуночными тестами в практике психолога
Лекции и практикум по психологии — Общая психология

Зотова В. А студентка IV курса; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, кафедра клинической психологии, психолого-педагогический факультет; воспитатель-психолог, ГОУ школа № 468; Санкт-Петербург, Россия

О ПСИХОМЕТРИИ ИНТЕЛЛЕКТА РИСУНОЧНЫМИ ТЕСТАМИ


В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА

Измерение интеллекта является одним из актуальных, часто изучаемых и в тоже время наиболее спорных вопросов в психологии. Научное исследование интеллекта началось с теории Френсиса Гальтона об индивидуальных различиях. Задачу собственно измерения интеллекта ставил перед собой Альфред Бине, который считал, «что для изучения индивидуальных различий в интеллекте, необходимо обратиться к более сложным психическим процессам» [2, стр. 19] и «рекомендовал, в первую очередь, применять такие психологические тесты, которые определяли бы способность к суждению, памяти, воображению» [2, стр. 21].

В отличие от тестов Гальтона, измерявших сенсорно-перцептивные различия, шкала Бине 1905 года (шкала Бине — Симона, 1908 года) изучала более сложные психические процессы. Френсис Гальтон полагал, что интеллект действительно можно измерять по низшим когнитивным способностям, так он предполагал, что уже уровень пороговой чувствительности может соотноситься с умственными способностями. Альфред Бине, в свою очередь решил, что нужно ссылаться на более сложные психические процессы, которые отвечают за внечувственное познание.
Взаимосвязь между уровнем умственного развития и развитием детского рисунка обнаружилась при анализе развития изобразительной деятельности [7]. Онтогенез изобразительной деятельности соответствует поэтапному становлению высших психических функций. Возникает мысль о том, что анализ графической деятельности может служить диагностическим инструментом для определения уровня интеллектуального развития ребёнка [8].

Л.С. Выготский называл рисование графической речью, и сейчас считается, что детское рисование — это один из видов аналитико-синтетического мышления, своеобразный аналог речи [8].
Флоренс Лаура Гудинаф впервые в 1926 году предложила стандартизованный метод рисуночного теста «Тест рисования человека», в котором определение интеллектуального уровня ребёнка осуществлялось с помощью полученных им оценок за завершенность рисунка, точность и моторную координацию. Данная методика открыла новый путь в измерении не только интеллекта, но и личностных характеристик человека. Отныне рисуночные тесты применяются в двух различных целях — для изучения личностных характеристик (проективный подход), и для изучении интеллекта (психометрический подход), в данном случае обсуждается психометрия интеллекта. Первоначальная стандартизация методики Ф. Гудинаф была осуществлена в 1926 году. С 1926 года по 1963 год тест использовался без существенных изменений и приобрел за это время широкую популярность. С целью обновления тестовых норм ученик Ф.
Гудинаф Д. Харрис провел рестандартизацию метода, результаты которой опубликовал в 1963 году. С этого времени тест «Нарисуй человека» известен как тест Гудинаф – Харриса. Как и в первом варианте, детальность изображения выступает основным показателем уровня интеллектуального развития ребенка. В статистических исследованиях, на достаточно объемных выборках, показатели методики «Нарисуй человека» имеют высокие корреляции с данными арифметических тестов, а также с некоторыми заданиями, выявляющими уровень развития операционального интеллекта [8]. Данные исследования захватывают широкий диапазон выборки от «проблемных» детей, до детей с очень высоким интеллектом. В исследованиях, затрагивающих узкий диапазон детей (например, дети только с низким интеллектом), возникают проблемы, связанные с недостаточной надежностью рисуночного теста для определения интеллекта. Также по опыту практиков в индивидуальной диагностике данный тест не является достаточно надежным. Следовательно, данное средство следует использовать в совокупности с другими психометрическими методиками, например с методикой Д.
Векслера [6].
Методологическим основанием для применения изобразительной деятельности как невербального теста является суждение о том, что невербальный интеллект по методике Д. Векслера даёт «природный» интеллект, отражает генетический потенциал, показывает природные психофизические
возможности. Вербальные тесты отражают приобретенные индивидуумом способности, измеряют «связанный» интеллект (по Кетеллу) или кристаллизованный (по Айзенку) [3], а невербальные тесты показывают общее развитие «третичных», ассоциативных зон коры и измеряют «текучий», флюидный интеллект. Операции мышления есть результат обучения, социализации индивидуума, а природные способности, которые проявляются спонтанно, можно проследить в изобразительной деятельности. Таким образом, возникает научное основание для диагностики уровня интеллекта путем анализа графической деятельности.
Однако, чрезмерная дробность признаков, в совокупности измеряющих уровень интеллекта, вызывают неудобство в применении теста Гудинаф – Харриса, кроме того, этот тест направлен на рисование только человека. Рисунок одного человека оказался недостаточным, так как стала выявляться диагностическая значимость умения изобразить перспективу, а она может проявляться в рисунке дома. С целью более объемного исследования интеллекта, а также сокращения числа признаков, измеряющих интеллектуальное развитие, А.Н. Корнев произвел модификацию рисуночной методики Дж. Бука «Дом, дерево, человек» (1948 год). В данную методику включены, помимо человека, дерево и дом. При этом, при правильном соблюдении инструкции, возможна оценка рисунка человека в масштабе.
Впервые модификация рисуночного теста «Дом, дерево, человек» была предложена А.Н. Корневым для раннего выявления дислексии [4]. Данная методика была разработана специально для диагностики низкого интеллекта. Позже для исследования «предпосылок интеллекта» автор предлагает расширенную инструкцию данного теста с полным описанием методики. Данная методика является адекватной для детей 5 лет и старше. Интерпретация производится как с позиции оценки степени зрелости графического символизма в рисунке (насыщенность существенными деталями, композиционная
сложность), так и в плане оценки сформированности графомоторных навыков и формообразующих движений, способности передать пространственные признаки предметов и их пропорции. Бедность детализации и примитивная структурная организация рисунка обычно свидетельствуют о незрелости наглядно-образного мышления и способности к символообразованию. Каждый элемент предметного изображения оценивается в один балл по наличию или отсутствию значимых признаков, а затем полученные оценки суммируются. При наличии тех или иных погрешностей определенное число баллов вычитается из полученной суммы [5].
В данном исследовании предполагалось проверить эффективность двух рисуночных тестов, сопоставляя их с уровнем интеллекта по методике Д. Векслера WISC.
Как независимая объективная оценка интеллекта был принят показатель методики Д. Векслера [1]. Данный тест наиболее надежен по сравнению с другими методиками (множество разнообразных заданий, методика проверена кросскультурально [9]), однако стоит заметить, что только реальная эффективность в учебной деятельности (в процессе учебы) является независимым показателем. Но так как данное исследование срезовое, то используется методика Д.
Векслера.
В раннем возрасте, до учебы, определить учебную эффективность невозможно, таким образом, для определения уровня интеллекта следует пользоваться проверенной и наиболее надежной методикой, к примеру, тестом Д. Векслера.
В данном исследовании зависимыми переменными являлись показатели методик, эффективность которых предстояло оценить. Использовались следующие рисуночные тесты: методика Гудинаф – Харриса «Нарисуй человека», методика «Дом, дерево, человек» в модификации А.Н. Корнева.
Экспериментальным материалом послужили учащиеся первых классов средней общеобразовательной школы № 468 города Санкт-Петербурга. Общее количество испытуемых – 40 человек, из них 21 девочка (52,5%) и 19 мальчиков (47,5%). Возраст варьирует от 6.5 лет до 8.5 лет, средний возраст – 7 лет.
По результатам теста Д. Векслера испытуемые были разбиты на три условные группы по показателям интеллекта, результаты представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Группы интеллекта по набранным баллам

 


Условный
уровень интеллекта

Методика
WISC (коэффиц)

Методика «Дом, дерево,
человек» (кол-во
баллов)

Методика
«Нарисуй человека» (кол-во баллов)

7 лет

8 лет

Условно низкий

71-107

Менее 9

Менее 9

Менее 10

Условно средний

108-124

10-27

9-22

10-26

Условно высокий

124-138

27

22-23

26

В исследовании подсчитывалось количество показателей уровня интеллекта по рисуночным тестам, при попадании в группу (низкого, среднего, или высокого интеллекта), в сравнении с методикой WISC, результаты представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Сравнение показателей рисуночных методик в сопоставлении с тестом WISC


Уровень интеллекта

Количество
человек, по
методике
WISC

Совпадение по
методике «Дом, дерево,
человек» (n, %)

Совпадение по
методике «Нарисуй
человека»
(n, %)

Низкий

15 (100%)

3 (20%)

3 (20%)

Средний

16 (100%)

15 (93,75%)

12 (75%)

Высокий

9 (100%)

4 (44,4%)

2 (22,2%)


По методике «Нарисуй человека» 1 человек (11%) имеет низкий интеллект, а по методике WISC высокий, данная ошибка отрицательно влияет на положение ребёнка, так как преподаватели считают, что данный ученик слабый (однако, интеллект у него высокий), формируются негативные ожидания, а у ученика понижается мотивация. Также по методике «Нарисуй человека» у 1 человека (6,7%) был диагностирован высокий интеллект, реально (по WISC) низкий интеллект, данная ошибка не столь драматична, так как, приписывая высокий интеллект ребёнку с невысоким его уровнем (если, конечно, это не
патология), повышается учебная мотивация, а требования к ребёнку ужесточаются. По методике «Дом, дерево, человек» подобных ошибок не обнаружено. Т.е. эффективность методики А.Н. Корнева всё же выше.
Процент ошибочного показателя высокого интеллекта по рисунку (по WISC средний уровень) – 6,3% в обеих методиках, данный факт не драматичен, дети учатся в обычной школе, и только учеба покажет их реальную эффективность.
Полученные результаты ставят под сомнение адекватность оценки интеллекта с помощью методик Гудинаф – Харриса и А.Н. Корнева.
Несоответствие между показателями WISC и показателями методик «Нарисуй человека» и «Дом, дерево, человек» составляет 57,5% и 45% соответственно. И по данному показателю методика А. Н. Корнева оказалась эффективнее. Эти результаты свидетельствуют о том, что для более полного и точного результата,
особенно, в индивидуальной диагностике, необходимо использовать рисуночный тест в совокупности с другими психометрическими диагностическими средствами. Важно отметить, что и в научных исследованиях данные методики нельзя использовать для исследования уровня общего интеллекта.
В исследовании обнаружен 1 ребёнок с IQ=71(2,5%), при IQ=80 и ниже – проблемная зона, и детям с таким интеллектом необходимо специализированное обследование [1]. У испытуемого с IQ=71, по обеим методикам также диагностирован низкий интеллект, следовательно, для выявления «особых проблем» можно использовать рисуночный тест, но окончательно рисунок не решает задачу определения инфериорного интеллекта, и, следовательно, нужна методика WISC, а также качественные критерии.
Таким образом, исследование показало, для тонкой и точной диагностики необходима методика WISC, а использование рисуночных тестов возможно в массовых исследованиях для выявления инфериорного интеллекта, но далее в любом случае необходима проверка по методике WISC.

Список литературы
1. Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта. Психометрическая и клинико-психологическая оценка уровня развития интеллекта в клинической и судебно-психологической экспертной практике. Методическое пособие. – Спб.: Речь, 2003. – 128 с.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов/ Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003 – 352 с.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 368 с.
4. Корнев. А.Н. Методика раннего выявления дислексии у детей. С-Петербург, 1991. – 14 с.
5. Корнев. А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.
6. Психология, педагогика, управление, социальная работа в инновационных условиях современного высшего образования: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции ив рамках внедрения инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – С. 63-64
7. Семёнова З.Ф., Семёнова С.В. «Нарисуй человека». Методические рекомендации по применению методики «Нарисуй человека» для оценки умственного развития детей. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2005. – 47 с.
8. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста – Москва.: МИП «NB Магистр», 1994. – 61 с.
9. Филимоненко Ю.И. Тест Векслера. Диагностика уровня развития интеллекта (детский вариант): методическое руководство/ Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев. – СПб.: Иматон, 2006. – 112 с.

Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с.

 

Образ дерева, как символическая проекция отношения к себе

© Слабинский В. Ю. Образ дерева, как символическая проекция отношения к себе, 2011
© Слабинский Владимир Юрьевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Северо-Западного Государственного Медицинского Университета им.И.И.Мечникова

Владимир Николаевич Мясищев предлагал понимать личность, как систему отношений. Основные характеристики отношения: осознанность, избирательность, целостность, потенциальность, актуальность. В многообразии отношений по праву можно выделить кластер отношений «к себе» – базис всей системы отношений личности.

В методологии Позитивной Динамической Психотерапии для исследования и описания отношения «к себе» используется модель «Идентификации». В кластере отношений личности «к себе» ведущим является принцип «Динамики», а принципы «Надежды» и «Гармонии» – вспомогательными. Динамика развития личности вызвана одновременными процессами отождествления и разотождествления. Новая идентичность укореняется в сфере «Я» и в дальнейшем реализуется в сферах «Ты», «Мы» и «Пра-Мы».

Для исследования системы отношений, помимо прочего, используется авторская методика В.Ю.Слабинского «Проективный тест отношений». Платформой для разработки этого теста послужили теория отношений (личности) В.Н.Мясищева (1930-1950) и проективный тест Дж.Бука «Дом – Дерево – Человек» (1948).

Для диагностики отношения «к себе» в методике «Проективный тест отношений» применяется рисуночный субтест «Дерево». Правила интерпретации можно прочесть в моей книге — Слабинский В.Ю. «Семейная позитивная динамическая психотерапия» (СПб, 2009).

Любая психодиагностическая методика, по сути, искусственно повторяет некие объективные реалии – моделирует ситуации и психологические переживания. В культуре различных народов можно обнаружить схожие и взаимодополняющие архетипические образы Древа. Античные мифы сохранили память о похищении Гераклом золотых яблок из сада Гесперид. В русских сказках добыча молодильных яблочек — достаточно распространенный сюжет. Саги рассказывают, что Северный бог Один с целью постичь руны, принес себя самого в жертву, 9 суток провисев на стволе Мирового древа – ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьем. Согласно библейскому мифу, история человечества началась с того, что Ева отведала яблоко с Древа познания Добра и Зла. Обратим внимание, что все приведенные сюжеты являются описанием обрядов перехода, целью которых было обретение новой идентичности.

27 декабря 1973 года в своем последнем интервью Юлиус Эвола сказал, что в условиях современной культуры самоинициация возможна в двух случаях, первый вариант — это переживание экзистенциальной травмы, второй — «вмешательство фактора, трансцендентного по отношению к индивиду, что лишь в крайне редких случаях может произойти самопроизвольно: такую инициацию можно было бы назвать дикой, подобно тому, как Рембо называли мистиком в диком состоянии.

По нашей гипотезе, одним из четких маркеров определенной («дикой» в терминологии Эволы) самоинициации является спонтанное переживание архетипа «Древа» в сновидениях или фантазиях.

В качестве первой иллюстрации используем материал самонаблюдения, отображенный в стихотворении, написанном в возрасте 17 лет после переезда в другой город, начала учебы в институте и начала самостоятельной жизни в студенческом общежитии.

Владимир Слабинский «Скажите мне», 1985

Скажите мне, когда деревьям больно –
они, подобно людям, плачут?
Быть может, листья, роняемые на землю, –
слезы, а их топчут?
Скажите мне, может, ветви – руки
ласкают птиц и тянутся к солнцу,
трепещут пальцы, а их рубят?
Скажите мне, а, может, деревья любят,
когда не видят друг друга – скучают?
Может, им снятся полеты и море,
может, они нас пухом целуют,
а их топором на дрова убивают…

Иллюстрация № 2. Данный пример самоинициации взят из жизнеописания великого европейского мистика, одного из родоначальников немецкой философии – Якоба Бёме.

В возрасте 21 года Бёме пережил инсайт, который описал через 12 лет в книге «Утренняя заря в восхождения» (Aurora / Die Morgenröte im Aufgang, 1612):

Я уподобляю всю философию, астрологию и теологию, вместе с матерью их, драгоценному дереву, растущему в прекрасном саду.

2. Земля же, на которой стоит дерево, непрерывно дает ему сок, откуда дерево имеет свое качество жизни; а дерево растет в себе самом от сока земли, и становится большим, и широко раскидывает ветви свои.

3. И как земля силою своею трудится над деревом, чтобы оно росло и возрастало, так и дерево со всеми ветвями своими непрестанно трудится изо всей своей мощи, чтобы всегда приносить много добрых плодов.

4. Если же дерево приносит мало плодов, к тому же совсем мелких, червивых и дряблых, то вина не в воле дерева, что оно желало умышленно приносить худые плоды, ибо оно – драгоценное дерево доброго качества; но в том вина, что часто нападают на него великая стужа, зной, медвяная роса, гусеницы и тля, ибо качество в глубине, извергаемое звездами, повреждает его, так что оно приносит мало добрых плодов.

5. Дерево это имеет то свойство, что чем становится больше и старше, тем сладчайшие приносит плоды: в юности своей приносит оно мало плодов, чему виною суровый и дикий род почвы и чрезмерная влага в дереве; и хотя оно хорошо цветет, однако яблоки его большею частью отпадают во время роста, разве только если оно стоит на очень хорошей почве.

6. Дерево же это имеет в себе и доброе, сладкое качество; но также и три других, противных тому, как-то: горькое, кислое и терпкое. Каково дерево, такими бывают и его плоды, пока солнце не подействует на них и не сделает их сладкими, так что они получат приятный вкус; и плоды его должны устоять в дождь, ветер и непогоду.

7. Когда же дерево становится старым, так что ветви его засыхают и сок не может больше подниматься в вышину, то внизу, вкруг ствола, вырастает много зеленых веточек, под конец также и на корне, и они прославляют старое дерево, так как оно тоже было прекрасной зеленой веточкой и деревцем и теперь состарилось. Ибо природа, или сок, обороняется, пока ствол совсем не засохнет; тогда его срубают и сжигают в огне.

Напомним, что Инсайт (англ. insight — понимание) — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

В результате инсайта или, как он сам называл, мистического видения, Якоб Бёме переосмыслил и библейский миф, и женский образ в целом. Русскими последователями Бёме были философы Владимир Соловьёв, Павел Флоренский, Сергей Булгаков, Семён Франк, Николай Лосский, разрабатывавшие учение о Премудрости Божией – Софии. Гомер и Аристотель понимали «Софию» (греч. Σοφία) как знание, мастерство, разумное умение в творчестве; «знание о сущности», о «причинах и источниках». Русские космисты делали акцент на «целостности» – «…единство истинное, не противополагающее себя множественности, не исключающее ее, но… всё в себе заключающее» (Вл. Соловьев).

На одной из средневековых гравюр изображен увиденный Якобом Бёме «космический человек». Внутри «космического человека» находится Мировое древо, причем корни этого дерева проецируются на «солнечное сплетение», ствол – на «трахею и бронхи» (бронхиальное дерево), а крона – на голову.

Рис.1 Космический человек Якоба Бёме

Вид спереди иллюстрирует возрождение божественных принципов в человеке. Дерево коренится в сердце, где находится зеркало, отражающее божественный свет – истинное знание. Корни дерева – чувства и желания человека, могущие напитать Ствол – дух человека, тянущийся к своему отцу – Богу. Ветви – индивидуальность человека, заключающаяся в божественной конституции, а листья – это плод усилий самого человека – его личность.

Вид сзади показывает ночные состояния души. Сферы астрального ума и чувств заполнены звездами, что символизирует зависимость человека от расположения небесных созвездий. В сфере разума низшее и высшее соединяются, так как разум обычного человека содержит в себе и одно, и другое, чем отличается от «просвещенного понимания» или истинного знания духовного человека – Адама. Кроме этого, можно заметить, что на гравюре Беме проекция «Мирового древа» соответствует расположению на теле человека четырех верхних чакр в аюрведической традиции и совпадает с расположением «духовных органов», описанных античными авторами.

Иллюстрация № 3. Сергей Есенин, 25 лет. Все от Древа — вот религия мысли нашего народа… То, что музыка и эпос родились вместе через знак древа, заставляет нас думать об этом как не о случайном факте мифического утверждения, а как о строгом вымеренном представлении наших далеких предков. Свидетельство тому наш не поясненный и не разгаданный никем бытовой орнамент. Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья. Это — великая значная эпопея исходу мира и назначению человека… Вглядитесь в цветное узорочье наших простынь и наволочек. Здесь с какой-то торжественностью музыки переплетаются кресты, цветы, ветви. Древо на полотенце — значение нам уже известное, оно ни на чем не вышивается, кроме полотенца, и опять-таки мы должны указать, что в этом скрыт весьма и весьма глубокий смысл. Древо — жизнь. Каждое утро, встав от сна, мы омываем лицо свое водою. Вода есть символ очищения и крещения во имя нового дня. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного древа, и, прибегая под покров его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель. Цветы на постельном и тельном белье относятся к кругу восприятия красоты. Означают они царство сада или отдых отдавшего дань труду на плодах своих. Они являются как бы апофеозом как трудового дня, так и вообще жизненного смысла крестьянина. Таким образом разобрав весь, казалось бы, внешне непривлекательный обиход, мы наталкиваемся на весьма сложную и весьма глубокую орнаментичную эпопею с чудесным переплетением духа и знаков. И «отселе», выражаясь пушкинским языком, нам видно «потоков рожденье. — Сергей Есенин «Ключи Марии».
http://feb-web.ru/feb/esenin/texts/e75/e75-186-.htm

Иллюстрация № 4. Многие знания – многие печали. Переживание целостности мира, интуитивное понимание всей совокупности сложнейших причинно-следственных связей может порождать болезненное ощущение хрупкости мироздания. Порой предчувствие катастрофы оказывается предвидением. Так, в возрасте 29 лет русский поэт Николай Клюев накануне Первой Мировой Войны в 1913 году написал стихотворение «Осинушка».

Ах, кому судьбинушка
Ворожит беду:
Горькая осинушка
Ронит лист-руду.

Полымем разубрана,
Вся красным-красна,
Может быть, подрублена
Топором она.

Может, червоточина
Гложет сердце ей,
Черная проточина
Въелась меж корней.

Облака по просини
Крутятся в кольцо,
От судины-осени
Вянет деревцо.

Ой, заря-осинушка,
Златоцветный лёт,
У тебя детинушка
Разума займет!

Чтобы сны стожарные
В явь оборотить,
Думы — листья зарные —
По ветру пустить.

Иллюстрация № 5. Часто встреча с архетипическими образами случается в сновидениях. Одним из маркеров таких сновидений являются сильные чувства.

Сновидение мужчины 30 лет.

Мир вокруг был какой-то стертый, трудно сказать были краски или нет. Я возле огромного дерева, на котором находится какая-то православная икона. Вдруг я вижу, что у изображения на иконе появляется нос-шишка. Я удивляюсь этому, хочу рассмотреть поближе, но тут дерево оживает и икона превращается в его лицо. Дерево подмигивает мне и неожиданно я понимаю, что дерево – это я. Какой-то странный сон, пугающий и радостный одновременно.

О том, что славяне поклоняются деревьям в священных рощах сообщал Козьма Пражский в Чешской хронике (XII век). Аналогичное наблюдение сделал немецкий хронист Гельмгольд (XII век), описывая быт и нравы полабских славян. О почитании деревьев упоминается и в «Житии Константина Муромского», а Иоанн Златоуст приводит факт существования у русских язычников молитвы «в дрова».

Ярор (клён) — в пpеданиях западных славян деpево, в котоpое пpевpащен («заклят») человек — «явоp от человека пошел». Кленовое деpево не использyют на дpова, листья клёна не подкладывают под хлеб в печи (в листе клена видят ладонь с пятью пальцами). Из клёна нельзя делать гpоб — «гpешно гноить в земле живого человека» и т.д. Пpевpащение человека в явоp — один из попyляpных мотивов славянских баллад.

У восточных славян существует пpичитание матеpи над yмеpшим сыном: «Ай, мой сыночек, мой же ты явоpочек». Согласно сеpбсвим повеpьям, если сyхой клён обнимет неповинно осyжденный человек, клён зазеленеет; если же к зеленеющемyт весной явору пpикоснется несчастливый или обиженный человек — дерево высохнет. Почитание явора сохранилось и в христианстве — на Тpоицy, в день Божьего Тела и в дpyгие пpаздники ветками клёна yкpашали дома, воpота.

Рис. 2. Обряд поминания предков

Иллюстрация № 6. Женщина, 30 лет Из диалогов
— Я о сих пор вспоминаю сосну, которая послала мне прекрасный сон о себе.
Вы не могли бы написать свой сон про сосну? Очень интересно.
Ну это был не совсем сон, это было внутреннее ощущение сосны во сне 🙂 Ее жизни. Ближе всего по образу это походило на такой зеленый энергетический поток в «Крадущемся тигре..», если Вы видели этот фильм. А по ощущениям что-то теплое, струящееся, как будто солнечный луч на лицо упал. Для меня это выглядело так, как будто я почувствовала как сосну питает сок — ее «психические» представления об этом. Не знаю как правильно сформулировать 🙂
А сколько вам было лет в момент переживания встречи с сосной?
Это было несколько лет назад, мне было около 30, я думаю. Не могу сказать, что я какой-то особый любитель природы. Но в том месте прекрасный сосновый лес, и в одну ночь, когда я уснула под сосной, мне приснился этот сон. Для меня сосна в этом ощущении — Другой. Это были ее чувства, ее образы, просто переданные мне (конечно же я увидела их как-то по-своему, как могла) Это и близко не было похоже на «отношение к себе», кроме того, я вообще не испытывала ничего подобного ни до ни после, хотя лес этот люблю и бывала в нем еще несколько раз. Это ощущение мало походило на человеческое, настолько оно необычное.

Источник http://airiswolf.livejournal.com/538763.html?view=4093323#t4093323

Иллюстрация № 7 В романе «Война и Мир» Лев Толстой так иллюстрирует метаморфозу Андрея Болконского (31 год):

На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз стар­ше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанны­ми суками и корой, заросшей старыми болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел под­чиниться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

Этот дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, выросшие из спины, из боков — где попало. Как вы­росли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хму­рый, неподвижный, уродливый и упорный, стоял посреди них.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Ан­дрей. — Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот об­ман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Целый ряд мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом воз­ник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же успо­коительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая. ..

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот ста­рый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» — подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его.

Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром соч­ной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и не­доверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все луч­шие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и Пьер на пароме, и девоч­ка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — все это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окон­чательно и бесповоротно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, что­бы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отра­жалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Иллюстрация №8. Переживания образа «Древа» вновь и вновь повторяются до завершения самоинициации – внутренняя работа может проявляться вовне посредством некоего неожиданного хобби.

Евгения Сергеевна Удовиченко (32 года):

– На это дерево я тратила около часа каждый день в течение месяца.

Рис.3 «Дерево», автор Е.С.Удовиченко, из коллекции Санкт-Петербургского института Позитивной Динамической Психотерапии и Психологии Отношений

Иллюстрация № 9. Великий испанский поэт-символист, лауреат Нобелевской премии в области литературы за 1956 год Хуан Рамон Хименес (1881-1958) в 36 лет написал:


Я знаю, наверно,-

я вечности древо

и кровью моею

накормлены звезды,

а птицы в листве —

мои сны и мечты.

И если паду я,

подрубленный смертью,-

обрушится небо.
(1916-1917)

Иллюстрация № 10. Однако чаще новое понимание, возникшее при встрече с Софией, воплощается в метафору, совет, рекомендацию – мудрость.

Ольга Викторовна Бермант-Полякова (38 лет):

Можно по-разному о себе думать. Например, прежний – новый, незрелый – зрелый. Было – стало. Я предлагаю вам подумать о себе как о дереве, которое выросло, – а в саду из саженца вырастает огромное дерево за десять лет, – и каждый следующий год этому выросшему дереву добавляет не высоты, а толщины, больше годовых колец на стволе становится. Были годы, когда прирастали тоненькие, истощённые борьбой за выживание, годовые кольца, были годы как годы. Настало и благодатное время, когда можно развернуться во всю мощь, брать из земли соки и поворачивать к солнцу молодые листья, время не выживать, а жить.

Есть изречение, «узнают дерево по плодам». Плоды своих трудов вы видите, это сыновний долг, который вы с честью выполнили, это научные работы, это устройство своего быта и дома. Не пилите себя, чтобы разглядеть срез ствола какие годовые кольца худые. Живите на земле под солнцем и радуйте плодами своих трудов других людей. http://m-d-n.livejournal.com/312943.html

Иллюстрация № 11. В завершение приведем замечательное высказывание Стефана Хёллера (58 лет) из книги «Юнг и утерянные евангелия» (2011):

У людей есть два пути, при помощи которых они могут расширить магический круг своей индивидуальности: один из них направлен наружу, другой – внутрь. Экстраверсия психической энергии обращает внимание личности на внешний мир ощущений с сопутствующими ему чувствами и мыслями. Но в области глубокого внутреннего понимания и психической проницаемости имеет место другой вид расширения. Вдруг наступает миг [интроверсии – В.С.] – и мы уже не маленькие люди, пойманные в ловушку в сером тумане понятий и образов; скорее, <…> мы становимся деревом, которое внезапно узнает, что его корни, глубоко внизу, тянутся из подземного мира власти, смысла и трепетного волнения, и мы готовы признать, что именно эта подземная сфера дает жизнь нашим ветвям, простирающимся ввысь, в мир дневного света сознательного эго.

Вывод. Таким образом, из приведенных иллюстраций следует, что отождествление с архетипическим образом дерева переживается личностью в ключевые моменты жизненной истории. Речь идет не о конкретном возрасте, который как раз может довольно сильно разниться, а о самоинициации – принятии новой структурной идентичности на линии: ребенок – взрослый – прародитель.

Болезни деревьев, создающие опасность

Крайне важно, чтобы лесоводы, ландшафтные дизайнеры и обслуживающий персонал распознавали признаки того, что конкретное дерево может представлять реальную опасность.

Грибы в большинстве случаев вызывают заболевания деревьев, в результате которых дерево становится опасным. Активность этих грибов часто протекает по следующей схеме:

  1. Ранение происходит при обрезке, ветровом повреждении, повреждении газонокосилкой, раскопках зданий, бордюров или тротуаров, рытье траншей для водопровода и газопровода, а также при другой деятельности человека .
  2. Грибок попадает в рану и вызывает изменение цвета древесины. Или же грибок начинает гнить корни прямо, не требуя раны для проникновения.
  3. Ферменты, вырабатываемые грибком, разлагают древесину, высвобождая питательные вещества для грибка, что значительно ослабляет древесные волокна.
  4. Древесина внутренних частей туловища или конечностей теряет прочность. Или корневая структура настолько ослаблена, что физическая поддержка значительно снижается. Ветви отмирают, придавая кроне дерева асимметричную форму. Мелкие веточки и ветки могут засорять землю под деревом.
  5. Гриб начинает размножаться, образуя грибовидную, конусообразную или полкообразную структуру (плодовую структуру, в которой образуются споры) непосредственно на ветвях, стволе, комле, корневых раструбах или на корнях на некотором расстоянии от основания дерева .
  6. Более крупные конечности отмирают и могут упасть. В случае корневой гнили все дерево может упасть во время урагана.

Симптомы и лечение

Дерево с замедленным ростом, отмиранием ветвей, более мелкими, чем обычно, листьями или иголками, чрезмерным набором шишек или семян, преждевременной окраской осенних листьев или сильным зимним отмиранием веток может проявлять ранние симптомы болезни, при которой грибов, отмеченных ниже. Ничего нельзя сделать для дерева, когда оно заражено. Также маловероятно, что грибок можно будет полностью удалить из почвы или общей территории вокруг дерева после того, как дерево будет удалено.

Дерево с грибковыми плодовыми структурами на нескольких ветвях, стволе, комле или корнях должно быть удалено немедленно, если оно находится в месте, где может произойти повреждение имущества или люди или домашние животные могут быть поражены падающими ветвями или падающим деревом. Если большая часть дерева выглядит здоровой, любые отдельные ветки с грибковыми плодами следует немедленно удалить, независимо от наличия грибка.

Часто поражаемые грибы*

Armillaria

Грибы, принадлежащие к этому роду, вызывают корневую гниль Armillaria или корневую гниль узкого ряда хвойных и лиственных пород. Плодовая структура представляет собой мясистый, твердый гриб медового цвета, образующийся ежегодно осенью группами от нескольких до 100 и более штук в грозди. Шляпка гриба имеет диаметр от 1,5 до 6 дюймов со слегка вдавленным центром и может иметь коричневые чешуйчатые пятна. Хотя кепка обычно сухая, после дождя она может быть слизистой. Его стебель имеет толщину от 0,5 до 1 дюйма и длину от 2 до 6 дюймов.

Споры образуются на плоских пластинчатых структурах (жабрах), которые расходятся от стебля к краю шляпки. Белый веер грибкового роста часто находится прямо под корой у основания зараженного дерева. Темно-коричневые ризоморфы (очень грубые нити, похожие на шнурки) могут быть обнаружены под корой или на поверхности корней или ствола лиственных пород, но редко на хвойных. Лиственные и хвойные наиболее подвержены стрессу от многолетней дефолиации насекомыми (личинки непарного шелкопряда, листовертки и др.), засухи, механических повреждений или неправильной посадки (J-укоренение хвойных и др.). Недавно пересаженный материал очень восприимчив. Гриб съедобен, но только эксперт, уверенный в его идентификации, должен попытаться собрать и употребить его.


Armillaria плодовые структуры.


Ризоморфы, вытащенные из основания дерева.

Fomes fomentarius

Плоды этого гриба твердые, серые сверху, копытовидные, диаметром от 6 до 8 дюймов. Эта структура постоянно увеличивается. Нижняя сторона «копыта» белая с миллионами крошечных пор, в которых образуются споры. В то время как вишня, гикори, яблоня, клен и другие восприимчивы, чаще всего заражаются бук и береза.

Ganoderma lucidum

Этот гриб вызывает корневую гниль и образует на древесине характерную структуру, напоминающую полку. Плодовые структуры, образующиеся ежегодно, встречаются поодиночке или в перекрывающихся гроздьях, имеют цвет от коричневого до красновато-коричневого сверху с краем от кремового до белого и могут достигать 14 дюймов в поперечнике. Верхняя поверхность может показаться покрытой лаком. Восприимчивы яблоня, ясень, европейский бук, береза, вишня, вяз, эвкалипт, гикори, акация, клен, дуб, редбуд, сассафрас, ива и другие.

Ganoderma applanatum (ранее Fomes applanatus )

Комлевая гниль, вызываемая этим грибком, на яблоне, липе, буке, березе, вишне, вязе, эвкалипте, конском каштане, акации, клене, дубе, тополе, ели , болиголов , платану и иве может потребоваться несколько лет, чтобы убить дерево, но это делает дерево очень восприимчивым к ветру. На древесине у линии почвы или рядом с ней образуются очень характерные плодовые структуры, похожие на полки. Он имеет цвет от коричневого до красновато-коричневого сверху с кремово-белым краем. Коричневая часть выглядит сухой и не покрыта лаком. Полка растет постоянно в течение 5–10 лет и может достигать 8–12 дюймов в поперечнике. Нижняя сторона полки светлая, с миллионами крошечных пор, в которых образуются споры. Нижняя сторона становится коричневой там, где царапается, и образует интересную поверхность для рисования, отсюда и общее название «Конк художника». Зараженные деревья замедляют темпы роста, у них отмирают ветви, а листья становятся мелкими и пожелтевшими. Хотя для того, чтобы дерево погибло, может потребоваться несколько лет, зараженное дерево представляет опасность.


Новые структуры плодоношения.

Inonotus dryadeus (ранее Polyporus dryadeus )

Этот гриб может вызывать корневую и комловую гниль, особенно на дубах. Деревья могут упасть до того, как будут отмечены какие-либо очевидные симптомы. Зараженные деревья часто имеют отмирание ветвей и меньшее количество пожелтевших листьев, чем нормальные. Хотя корневая гниль начинается далеко за пределами корневой системы, грибок в конечном итоге достигает комля дерева, где он образует большие, жесткие, неправильной формы от светло-коричневого до темно-коричневого цвета выступы на уровне или чуть выше уровня почвы. С возрастом они становятся очень грубыми и от темно-коричневого до черного. При разрезании полки обнаруживается красновато-коричневый центр. Нижняя сторона шельфа коричневая с миллионами крошечных пор, в которых образуются споры. Верным признаком сильного повреждения дерева является наличие плодовых структур. Зараженные деревья должны быть немедленно удалены.


Старые плодовые структуры

Laetiporusulfureus (ранее Polyporusulfureus )

Этот гриб образует массивные скопления от ярких, серно-желтых до лососевых до ярких оранжевые полочные плодовые структуры, которые с возрастом белеют. Первоначально они образуются летом или осенью на древесине дерева, но опадают зимой. Нижняя сторона плодовой структуры имеет миллионы крошечных пор, в которых образуются споры. На следующее лето и осень на древесине образуются новые. Края молодых плодовых структур съедобны, но их должны собирать и употреблять только специалисты, уверенные в их идентификации. Кора, на которой формируется плодоносящая структура, слегка вдавлена ​​и потрескалась. Плодоношение происходит спустя много времени после того, как большая часть повреждений уже нанесена. Зараженные деревья очень склонны к поломке ветром еще до того, как грибок начнет формировать плодовые структуры, и их следует удалять при первых признаках заражения. Восприимчивы ясень, бук, вишня, орех и грецкий орех, вяз, сосна, ель, клен, дуб и акация.

*Многие другие грибы можно найти на мертвых и умирающих деревьях. Обратите внимание, что формирование структуры плодоношения гриба, независимо от вида гриба, является последним шагом в процессе, который приводит к структурному ослаблению дерева.

Ссылки

  • Бланшар, Р. О. и Т. А. Таттар. 1981. Полевой и лабораторный справочник по патологии деревьев. Академик Пресс, Нью-Йорк. 285 стр.
  • Бойс, Дж. С. 1961. Лесная патология. Третье изд. Макгроу-Хилл, Нью-Йорк. 572 стр.
  • Как обнаруживать, оценивать и устранять опасные деревья в зонах отдыха. 1993. Департамент природных ресурсов и лесного хозяйства Миннесоты. Сент-Пол, Миннесота 55155
  • Матени, Н. П., и Кларк, Дж. Р. 1994. Фотографический справочник по оценке опасных деревьев в городских районах. Международное общество лесоводства, Савойя, Иллинойс. 85 стр.
  • Миллер, О.К. 1977. Грибы Северной Америки. EP Dutton Division, Sequoia-Elsevier Publishing Co., Inc., Нью-Йорк. 368 стр.
  • Sinclair, WA, HH Lyon и WT Johnson. 1987. Болезни деревьев и кустарников. Издательство Корнельского университета, Итака, Нью-Йорк. 574 стр.
  • Как распознать опасные дефекты деревьев, Лесная служба США

Подготовлено Гэри В. Мурманом, профессором патологии растений

Колледж Вассар Главная | Колледж Вассар

Выпускники

Реюньон был полон радости и смеха для классов, заканчивающихся на 3 и 8; а в 1973 году исполнилось 50 лет! Подробнее
Фото: Карл Рабе

Выпускники

Ассоциация выпускников Колледжа Вассар (AAVC) выбрала пятерых выпускников, чтобы отметить их вклад в Колледж, их сообщества и мир в целом. Подробнее

Инициатива кампуса

Разрабатываются планы строительства нового Центра приема и профессионального образования Деде Томпсона Бартлетта Вассара. Подробнее

Администрация

Т. Бартон Тербер получает награду Датчесс за заслуги Леба перед обществом от Роберта Дойла. Подробнее
Фото: Лукас Поллет

Предыдущий Следующий

Представлено администратором вт, 20.06.2023 — 14:01

Квасцы получают стипендию для докторской диссертации по растениям и изменению климата

Представленный mebrow в ср, 31. 05.2023 — 11:45

Вассар благодарит и прощается с тремя уходящим на пенсию попечителем

Представленный chsilverman в пн, 22.05.2023 — 13:38

Несмотря на перерывы, вызванные пандемией, выпуск 2023 года сохранился

Представленный kschaye в ср, 21.06.2023 — 11:58

Университет Говарда назначает юриста по гражданским правам и ученого Шеррилин Ифилл 84 года на первую кафедру гражданских прав Вернона Джордана.

Представленный kschaye в ср, 21.06.2023 — 15:07

Дрэг-исполнительница Саша Велюр ’09 объясняет, что для нее значит этот вид искусства, в программе PBS NewsHour .

Представленный kschaye в пн, 12. 06.2023 — 10:33

Беовульф Боритт ’93 получает премию Тони 2023 года за лучший сценический дизайн мюзикла, как отмечает BroadwayWorld.com и многие другие средства массовой информации.

Представленный kschaye чт, 08.06.2023 — 08:29

Дрэг-художник Саша Велюр ’09 — обложка журнала New Yorker за эту неделю.

Представленный kschaye чт, 08.06.2023 — 08:38

Исполнительный директор CNN Эми Энтелис ’71 снова была задействована для управления сетью после ухода генерального директора Криса Лихта.

Академический и преподавательский состав

Выберите один из 48 факультетов и программ, 50 специальностей, а также независимую программу (междисциплинарная специальность «Создай свой собственный»).

Факультет Вассара представляет собой разнообразное сообщество ученых, художников, писателей, ученых, музыкантов и мыслителей. Узнайте больше о преподавателях, их преподавании и научных интересах.

Отделы и программы | Специальности | Факультет

Узнать больше

Прием и финансовая помощь

Обучение в Вассар открывает умы и двери.

Подать заявку на финансовую помощь 

Это Вассар

Вассар подпитывается обильной энергией, творческой силой, любознательным духом, который побуждает нас к занятиям, увлечениям, учебе и творчеству. Подпитываясь энергией друг друга, мы еще сильнее разжигаем собственные увлечения. Мы можем быть необычайно мотивированы и страстно вдохновлены. Мы также можем расслабиться, но мы никогда не являемся чем-то одним. Мы эксцентрики и интроверты, замкнутые люди и откровенные. И независимо от того, кто мы, как мы себя чувствуем или что мы делаем, мы разделяем эту универсальную искру, которая освещает мир вокруг нас. Приходите посмотреть.

Выпускники

Известный соул-коуч Ра Богиня ’89 выступила с программной речью на девятом ежегодном мероприятии Sophomore Career Connections. Подробнее

Фото: Karl Rabe

Alums

Джон Рид ’09, сопродюсер оскароносного фильма «Все везде и сразу» , был показан в сюжете Daily Voice . Подробнее

Фото: Предоставлено A24

Квасцы

Доктор Джун Джексон Рождество 45-44 года было названо «подарком психическому здоровью чернокожих» в Черный профиль Wall Street Times . Подробнее

Фото: Karl Rabe

Alums

Альфонсо Лопес, член палаты делегатов 49-го округа в Генеральной Ассамблее штата Вирджиния, 92 года, рассказал на MSNBC Morning Joe о двухпартийном законодательстве о безопасности оружия, которое он спонсировал.

Добавить комментарий