Интерпретация несуществующего животного – Тест. Рисунок несуществующего животного (РНЖ)

Тест «Несуществующее животное»

Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается движением”).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству,

т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция: “Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием”.

Показатели и интерпретация

ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)

Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой

зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с

корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты

вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо

– отношение к своим действиям и поведению. Влево

– отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур

– защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа

– больше в процессе деятельности (реальной), слева

– больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).

studfiles.net

Несуществующее животное

Методика «Рисунок несуществующего животного» ( М.Б.Дукаревич)

Обследуемому выдается стандартный лист белой бумаги (кладется перед ним вертикально) и простой мягкий карандаш. Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, несуществующее(фантастическое) животное и придумайте в нему несуществующее название». Название записывается под рисунком. На листе указывается также фамилия (шифр) испытуемого.

Интерпретация

РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ

Каждый листок имеет верх, низ, левую и правую половины, середину. Когда рисунок помещен в середине, то это свидетельствует о том, что человек не стремится к изменению себя в этом жизненном пространстве, в котором он находится, оно его устраивает.

Если испытуемый нарисовал животное вверху листа, это значит, что его не устраивает положение, которое он занимает в настоящий момент жизни. И чем выше ушел рисунок, тем сильнее выражено у обследуемого недовольство своим положением.

Если рисунок расположен внизу (ниже средней горизонтальной линии), то это означает, что испытуемый хочет закрыться, спрятаться, ощущая собственные недостатки; у него, как правило, отсутствует или слабо выражена тенденция к самоутверждению.

РАЗМЕР РИСУНКА

Средний размер рисунка равен 4-5см. Но если рисунок значительно больше, то это свидетельствует о стремлении человека к самораспространению. Люди с выраженными психопатическими тенденциями рисуют, как правило, громадные рисунки.

Мелкий рисунок говорит о том, что данный человек не уверен в себе, робок, подавлен, зажат. Микрорисунки, размером 2-Змм, когда даже форма животного теряется, как правило, принадлежат людям со склонностью к шизофрении.

ВИД ЖИВОТНОГО

По внешнему виду нарисованные животные делятся на три вида, категории:

A) крупные, сильные, например, нарисован хищник с когтями или оскаленной пастью — их называют угрожающими;

Б) средние по размерам, или нейтральные, например нечто, похожее на белку или кошку;

B) маленькое, слабое, немощное животное, или угрожаемое, например, стрекоза, бабочка.

В зависимости от того. какое именно животное будет нарисовано — угрожающее, нейтральное или угрожаемое — сразу видно, как чувствует себя человек в этом мире. Фактически такой рисунок является автопортретом индивида.

СМЕЩЕНИЕ РИСУНКА ВЛЕВО ИЛИ ВПРАВО от вертикальной линии, делящей лист пополам.

У каждого рисунка есть так называемая несущая смысловая часть, чаще всего ею является голова. Если голова повернута влево от середины, то это означает, что индивид не осуществил свои планы и мысли, размещение несущей смысловой части в левой половине листа есть проявление внутренней жизни человека при внешне пассивном поведении.

Ели голова (или то. что заменяет её на рисунке) повернута вправо, то это признак человека действия. Правая рука — орудие действия, левая — средство защиты внутренней жизни от посягательства извне.

Некоторые испытуемые рисуют голову фас и в середине. Такой

рисунок, как правило, свидетельствует о развитом эгоцентризме испытуемого.

ХАРАКТЕР ОПОРЫ ДЛЯ ТЕЛА ЖИВОТНОГО Испытуемые рисуют разную опору: ноги, постамент и пр. Если тело животного поставлено на крепкие, стройные ноги, это означает, что испытуемый строит свои выводы на основательных, хорошо проверенных данных и уверен в истинности этих оснований

Если у фигуры нарисованы слабые ноги, например, типа куриных или мушиных лапок, то это свидетельствует о том, что человек не уверен в тех сведениях, которые служат основой для его размышлений и выводов, держится на ощупь, не всегда рационален, затрудняется в принятии решений, отличается повышенным самоконтролем.

Если ноги у фигуры состоят из сочленений, то это является признаком затрудненных логических построений: трудность принятия решений, если нет достаточных и ясных оснований для этих решений: рассуждения отличаются повышенным контролем, частыми перепроверками выводов.

Если ноги( или лапы) на рисунке не соединены друг с другом, то это означает , что для испытуемого характерна случайная ориентировка, его рассуждения носят аффективный, эмоциональный поверхностный характер.

Если нарисованы прямые крепкие или параллельно друг другу и одинаковой формы ноги, то это показатель того, что рассуждения ис-пьнусмого конформны, общеприняты, тривиальны.

Если нарисованы ноги разные, не похожие друг на друга, то это означает выраженные неконформность, своеобразие, яркость мышления испытуемого

Если ноги нарисованы в виде постамента, то значит, что испытуемый является ригидным человеком, ни в чем не сомневающимся, более того, пытающимся навязать свою волю и мнение другим людям.

Если ног на рисунке не видно, животное лежит на брюхе, значит испытуемый уверенный, спокойный, никому не навязывающий свои решения и взгляды, свои выводы. В данном контексте уверенность и спокойствие рассматриваются не как черта характера, а как особенность логических построений рассуждающего.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТАЛЕЙ, которыми очерчена фигура.

В норме человек рисует, как правило, столько деталей, сколько необходимо для однозначного прочтения рисунка, не больше. А именно: голова, туловище, хвост, ноги т.п.

При наличии некоторого своеобразия психики рисунок характеризуется либо обилием деталей (чешуя, шерсть, всякие отростки, выросты в самом неожиданном месте и пр.) либо, наоборот, чрезмерной скупостью, когда намечен только контур, не более.

Так, астеничные люди рисуют только контур, впечатление такое, будто им не хватает энергии, чтобы нарисовать хотя бы минимум деталей.

При высоком показателе энергии испытуемого рисунок изобилует множеством деталей, весь рисунок заполнен ими, элементов излишне много.

Имеет значение также сам характер деталей. Чем свободнее комбинация деталей рисунка, чем неожиданней их сочетание, тем больше творческих возможностей у данного испытуемого.

Некоторые люди рисуют только овал с точкой, обозначающей, вероятно, глаз животного. Как правило, это закрытые, замкнутые люди.

О наличии агрессии у испытуемого свидетельствует наличие на рисунке ОСТРЫХ УГЛОВ: рога в виде острых углов, чешуя и т.п.

Рисунок с мягкими очертаниями без острых углов говорит о том, что у испытуемого в данный момент нет агрессии. Если много острых углов, надо определить, куда они направлены.

Если острые углы сосредоточены на голове (зубы, рога), то это признак наличия у испытуемого защитной агрессии на случай нападения: острые губы и нос животного свидетельствуют о выраженной у испытуемого защитной агрессии в вербальной и грубой форме; если во рту животного на рисунке нет острых углов, а только рога на голове, это показатель присущей испытуемому вербальной агрессии нападающего задиристого характера.

Если острые углы нарисованы прямо по туловищу, т.е. внутри фигуры, то это означает, что у данного испытуемого достаточный запас агрессии и готовности ее проявить.

Если агрессивные линии, т.е. острые углы, нарисованы так, что они обращены в правую сторону листка, то это значит что у данного испытуемого агрессия появляется и проявляется во взаимодействии с другими, вне взаимодействия агрессии нет. Такими деталями являются, например, нога с острым копытом на правой стороне и т.д.

Если острые углы нарисованы внизу и направлены вниз, то: агрессия носится к оценкам, которые выносятся испытуемым, у него всегда есть готовность осудить другого, найти недостатки, оценить чуть ли не любого плохо, подумать о другом человеке плохо.

Если острые углы нарисованы на спине и направлены вверх, то агрессия испытуемого направлена против сильных, стоящих «вверху», против тех, кто имеет власть над испытуемым, может принудить его, запретить что-либо, имеет возможность ему помешать. В этом случае агрессия может быть как защитной, так и нападающей.

Если для изображения кожного покрова, например, меха, шерсти используются мелкие легкие линии, то это является свидетельством тревоги. Стремления отретушировать весь рисунок так, что не остается

чистого места на рисунке, тоже свидетельствует о наличии тревоги у испытуемого.

Глаза или глаз с хорошо прорисованной радужкой — признак наличия страха у испытуемого. Свой страх человек изображает на рисунке несуществующего животного в виде открытых глаз. Если глаз на рисунке закрыт и к тому же нарисованы ресницы, это означает, что у испытуемого страха нет.

ВЕРХНЯЯ ЛИНИЯ РИСУНКА

У рисунка всегда есть воображаемая верхняя линия. Здесь имеет значение, что именно поднимается над ней: функциональные части (уши, рога, крылья, лапы) на спине или украшающие животное перья на спине, бантики, ленты (даже рисуют цветы). Если провести пунктиром эту воображаемую линию и окажется, что над ней выступают не функциональные части, то это признак демонстративной личности испытуемого. Чем выше все эти бантики и т.п., тем более выражен де-монстратизм у данного испытуемого. Сюда не относится манера рисовать животных в одежде: штанах, валенках, шляпе, перчатках и т.п. Это скорее свидетельствует об инфантильности испытуемого.

ОСОБЕННОСТИ ПРОРИСОВКИ УШЕЙ, НОСА, РТА

Хорошо прорисованные уши животного — признак того, что человек хочет быть хорошо информированным относительно того, как к нему относятся окружающие. Данный индивид сильно зависит от окружающих, постоянно имеет ввиду, что они скажут или подумают.

Хорошо прорисованные губы свидетельствуют о чувственности либо о склонности к разговорчивости, особенно при нарисованном открытом рте с зубками. Это означает, что испытуемый любит не просто много поговорить, но и посплетничать.

Если рот нарисован в виде сплошной линии, когда нет ни зубов, ни губ. Это признак человека молчаливого, затрудненно реагирующего на ситуации, требующие его участия в контактах с людьми.

Чем больше изображаемое животное похоже на человека, тем более выражена у данного испытуемого инфантильность.

Бывают рисунки с вмонтированными в изображение животного механическими частями (лампочки, рукоятки, проволоки, движущие механизмы и т.п.), это признак склонности испытуемого к шизоидности.

ХАРАКТЕР ЛИНИИ

В норме — линия рисунка сплошная, без прерывистости, без повторяющихся частей. Прерывистая линия рисунка свидетельствует о наличии невротичности у испытуемого. Если линия вдобавок еще и как бы мохнатая, то это свидетельствует о выраженной невротичности испытуемого, беспокойстве, готовности к страху.

Если линии нахлестываются друг на друга, образуя нечто вроде уголков, то это признак легкого возникновения напряженности испытуемого. Если в местах соединения, например, соединения головы с туловищем или хвоста с туловищем, линии разорваны и как бы висят, это значит, что интеллектуальная деятельность субъекта подвержена дезорганизации со стороны эмоций — при волнении эффективность его деятельности резко снижается.

НАЖИМ ЛИНИИ

Чем резче нажим, тем больше в период рисования тревожность испытуемого. Иногда настолько сильный нажим, что карандаш продавливает бумагу, рвет её, это свидетельство очень высокого тонуса мышц руки испытуемого.

Иногда нажим бывает только в нескольких частях рисунка. В таком случае надо обращать внимание, где именно: на несущей смысловой части рисунка или нет. Если на несущей части — значит именно здесь и кроется источник тревожности.

Легкие паутинообразные линии — признак астении, утомления, депрессии испытуемого.

Если линии как бы падают вниз, например, во время рисования ног животного, то это признак депрессии. Об этом же свидетельствует опущенный вниз хвост животного. Но чтобы это увидеть, надо наблюдать за процессом рисования испытуемого.

Если ноги или хвост животного рисуется линиями, направленными вверх, это является показателем высокой энергии испытуемого.

Линии вниз и сильным нажимом — показатель наличия у испытуемого депрессии напряжения. Подчеркивание на рисунке гениталий животного — свидетельство неразрешенной сексуальной проблемы испытуемого.

Некоторые испытуемые много внимания уделяют изображению фона : рисуют траву, речку, пейзаж, что истолковывается двояко : с одной стороны, повышенное любопытство, выраженный интерес, страсть к новизне; с другой стороны, это может свидетельствовать о гиперкомпенсации, когда выход в мир затруднен неумением контактировать или другими проблемами и выходить в этот мир не хочется, тогда испытуемый изображает этот самый мир в виде рисунка.

Если нарисован хвост, надо обратить внимание на то, куда он направлен: вверх, вниз, направо, налево. Если хвост трубой и вправо вверх, значит человек доволен собой и своей деятельностью. Если хвост вниз и направо, то это признак сожаления испытуемого о том, что что-то сделал не так, как надо. Если хвост (или хвосты)направлен влево, это признак оценки испытуемым собственных возможностей и способностей : вверх и влево -высокая самооценка, вниз и влево — низкая.

НАЗВАНИЕ РИСУНКА

У людей мыслительного типа все детали рисунка соединены общим названием «свинорыба», «слонобегемот», «летающий заяц» и т.п. Есть названия типа «оть-оть-оть», «та-то-тя», «му-зю-ля» и т.п. Эти повторяющиеся слоги или похожие на имена названия животных говорят об инфантильности и отсутствии самоконтроля у испытуемого. Очень длинные названия, иногда в целую строку, например, «эпоминосандроверихбог» свидетельствуют об усложненности мышления, въедливости, педантизме, испытуемого. Иногда придумывают наукообразные названия с латинскими окончаниями: «запятрус», «кринкулюс» и т.п. — это показатель демонстративных личностей, которые показывают своим названием свои внутренние возможности, свою образованность. Есть названия, в которых прослеживается тенденция к эстетической оценке составляющих его звуков: например, «золиана», что свидетельствует о выраженной эстетической меркой испытуемого, с которой он подходит ко всему.

studfiles.net

Несуществующие животное

ТЕСТ

«НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» ОПИСАНИЕ

Несуществующее животное — проективная методика исследования личности; предложена М. 3. Друкаревич.

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других — одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не

существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест «Несуществующее животное» направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Показана удовлетворительная валидность конвергентная методики путем установления связи между результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методик на материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД (П. В. Янынин, 1988, 1990). Валидность также подтверждена при дифференциации больных неврозами и здоровых (Т. И. Краско, 1995). Несуществующее животное — одна из наиболее популярных рисуночных методик и широко используется психологами СНГ при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.

Рисунки следует делать на стандартном листе бумаги (формат А-4). Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, не глянцевый. Никаких указаний или пояснений по поводу как расположить лист не дается. Во время рисования человек не должен иметь возможности наблюдать за созданием чужого проективного рисунка. Во-первых, могут быть попытки копирования и заимствования, во-вторых, нечего отвлекаться во время испытания.

Рисовать следует простым или цветными карандашами. Шариковая ручка

или фломастер не позволят оценить нажим и наклон линии.

Когда животное нарисовано, его название подписывается на этом же листе.

Вопросы по рисунку уточняют детали —

«Это третья нога или хвост?»,

«Что означают эти точки на морде?»

«Чем питается это животное?»,

«Зачем ему эти шипы на ногах?»

После завершения тестирования испытуемый (испытуемые) могут попросить раскрыть им информацию, которую Вы извлекли из их рисунка. Никогда не проводите никаких групповых психологических шоу! Интерпретация рисунка — дело исключительно индивидуальное и должно происходить с глазу на глаз. В процессе рассказа о том, что Вы почерпнули из рисунка следует сосредоточится на «положительной» окраске информации. Образовательная и воспитательная суть этой процедуры, да и всего процесса тестирования, заключается в том, чтобы пробудить у ученика интерес и

уважение к собственным мыслям и чувствам. Если у Вас нет времени и сил на это благое дело, то хотя бы восхищенно почмокайте губами. ИНСТРУКЦИЯ: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

ПОКАЗАТЕЛИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Расположение самого листа

Если автор не меняет положения листа, и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать о ригидности, нежелании ничего менять. Если он меняет расположение листа в зависимости от рисунка (например, дерево чаще рисуют на вертикальном листе, а несуществующее животное и людей на горизонтальном), это значит человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции.

Размер

Интерпретация размера изображенного животного обычно базируется на пространственной метафоре «больший размер — больше силы, больше энергии». Чем больше рисунок, тем более энергичен, возбудим, уверен в себе его автор. Соответственно малый размер говорит о неуверенности, закрепощенное™ и т.д. Однако, если рисунок так велик, что не умещается на лист, то это так же проявление закрепощенности и внешнего давления на автора.

Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Ось «Верх-Низ»

Расположение рисунка относительно оси «верх-низ» листа может быть расшифровано при помощи следующих ориентационных метафор: Счастье — вверх; грусть — низ. (Грусть и уныние гнетут человека, и он опускает голову, а положительные эмоции распрямляют его.) Сознание ориентирует вверх; бессознательное состояние — вниз. Человек спит лежа, а, просыпаясь встает.

Здоровье и жизнь ориентируют вверх; болезнь и смерть вниз. (Серьезная болезнь заставляет лежать. Мертвый падает вниз).

Обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение власти или силе — вниз. (Победитель в борьбе обычно находится вверху). Рациональное ориентировано вверх; эмоциональное вниз. (В нашей культуре люди считают, что они способны к контролю над животными, растениями и окружающей средой, именно эта уникальная особенность ставит человека над животными и обеспечивает связь над ними).

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к

самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. Ось «Лево-право»

При интерпретации расположения рисунка относительно оси «Лево-право» необходимо учитывать две традиции, присущие нашей культуре: Традиция чтения слева направо. Соответственно левая сторона находится сзади, правая спереди.

Будущее в западных культурах находится справа, прошлое слева. На основании этих традиций расположение рисунка слева интерпретируется как направленность на прошлые впечатления, расположение справа — направленность в будущее, экстраверсия. Очевидно, на основании тех же традиций интерпретируется центральная смысловая часть фигуры — голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо — устойчивая направленность на действительность. Почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к реализации своих желаний. Голова влево — тенденция к рефлексии, размышлениям: лишь незначительная часть действий реализуется. Увеличение по соотношению с фигурой головы говорит о том, что автор рисунка ценит рациональное начало, а, возможно, эрудицию в себе и окружающих.

Цвет

Цвет исторически выполняет сигнальную, коммуникационную призывную функции в мире растений, животных и человека (Gudin L. 1992). В различных человеческих культурах сложились различные традиции использования цветов. «Так же точно как люди давно научились путем внешних впечатлений выражать свои внутренние состояния, так же точно и образы фантазии служат внутренним выражениям для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость — белым, спокойствие голубым, восстание — красным». (Л.С.Выготский) Использование рисующим определенного цвета или цветовой гаммы интерпретируется как выражение неактуализированная эмоциональная потребность. Для определения этой потребности может быть использованы методы применяемые при интерпретации основного набора цветов теста Люшера.

Форма рисунка

Форма может интерпретироваться в соответствии с фрейдистской традицией, когда всем вытянутым предметам присваивалось мужское начало, а округлым — женское. Соответственно, при интерпретации рисунка вытянутая форма характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере (мужественность, активность). Сжатая, округлая форма характеризует женственность, пассивность.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.

Фигура круга, особенно незаполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание подвергаться тестированию.

Подчеркнутая человекообразность или фигуры «несуществующего животного» рассматривается как проявление неудовлетворенной потребности в общении. У подростков это явление почти нормальное: им положено иметь настолько высокую потребность в общении, что она почти никогда не бывает удовлетворена. Уподобление животного человеку, любые признаки антропоморфизации свидетельствуют об инфантильности, эмоциональной незрелости.

Машинообразность фигуры говорит о нарушениях шизоидного круга: в норме животному «не положено» иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус. Симметричность-ассиметричность Ассиметричность рисунка интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность. Симметричность связывается с пассивностью, статичесностью, инертностью.

Сложность конструкции

Сложность, избыточность конструкции характеризует общую энергию. Чем больше деталей, тем энергичнее человек. Соответственно, чем экономнее рисунок, тем ярче выражено стремление к экономии своих сил. Это может быть связано с застенчивостью, соматическими заболеваниями.

Способы конструирования

Способы конструирования несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход автора рисунка к творческой задаче. Выделяются три основных способа конструирования, не считая нулевого уровня, когда рисуется просто реальное животное. В первом случае новое существо собирается из деталей реальных животных. Этот способ характерен для рационалистического подхода к творческой задаче. Во втором случае по образу и подобию существующих животных создается целостный образ нового, несуществующего животного, хотя оно может отдаленно напоминать дракона, слонопотама и т.п. Этот тип характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. В третьем случае, при собственно творческом складе воображения, создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ конструирования встречается при любом складе воображения — и рациональном, и художественном, если у человека есть реальные творческие возможности. Разница между вторым и третьим способами конструирования состоит в том, что второй строится по стандартной схеме живого существа: голова с глазами, туловище, конечности… Поэтому оно всегда несколько похоже на что-то существующее.

Для каждого способа конструирования выделяются уровни, соотносимые с уровнями общеинтеллектуального развития. Для рационалистического способа конструирования существенна степень отклонения от реального образца. Например, если скомбинированы элементы пяти животных, это более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Для определения уровня «художественного» способа конструирования выразительным критерием является степень своеобразия: несуществующее животное всегда что-то напоминает, и чем больше оно похоже на что-то существующее, тем ниже уровень исполнения. Уровень собственно творческого способа конструирования определяет степень естественности. Если изобретение слишком вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, сколько об оригинальничаний: не о подлинных возможностях творчества, а о демонстративных тенденциях. Творческие возможности выражены обычно числом сочетающихся элементов. Отсутствие творческого начала — к готовой форме существующего животного приделываются такие же готовые детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не из целых заготовок.

Центральная часть фигуры (голова, или замещающая ее деталь) Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется — осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций. Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно). Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Необычно большое количество глаз, ушей — разных органов чувств, призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы — сигнализируют об остром чувстве тревоги. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с

зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность). Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц.

Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры

Несущая, опорная часть фигуры: ноги, лапы, постамент.

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей

фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразив в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность, непостоянство, небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.

Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные

ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей. Перья — их наличие выдает тенденцию к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности

цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т. д.).

Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты

Выражают отношение к собственным Действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево.

Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.

Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры (рисунка)

Контур рисунка интерпретируется как отношения с окружающим миром, окружающими людьми.

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена.

Направленность такой защиты — соответствует пространственному расположению:

  • верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей;

  • нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия

авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения;

— боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к

самозащите любого порядка и в разных ситуациях.

О той же готовности к неясной угрозе свидетельствуют элементы защиты, расположение не по контуру, а внутри его на корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждения, вкусов.

Сплошные линии характеризуют людей последовательных уверенных в себе, не испытывающих колебаний, сомнений. Прерывистые линии могут быть связаны с неуверенностью, колебаниями, сомнениями. Линии с обводкой, исправление собственных линий, штриховки внутри контура изображения свидетельствуют о фиксации на определенных деталях. В этом случае необходимо уделить внимание интерпретации значения выделенных деталей. Штриховки тесно связаны с тревожностью, беспокойством, озабоченностью. Иногда по характеру линии рисунка можно судить об органических изменениях. Тремор, либо несоединение линий, либо пересечение — нарушение сенсорной координации. Эпилепсия в графических движениях проявляется достаточно редко. Гораздо ярче она проявляется в содержании рисунка. Как правило, на эпилепсию может указывать большое количество одинаковых, часто повторяемых деталей.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.):с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание ШЖ ttuT0> Щйй ЩШ, ШШ ЗДШВОД ШВДЛВДН таким образом (т. е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии

Обращают внимание на дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение

частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси,

стереотипности линии и т. а.

Слабые, паутинообразные линии связываются со слабостью, стремлением к экономии сил. Линии с сильным нажимом сигнализируют о тревожности. При этом важно обратить внимание, какая деталь выполнена с повышенным нажимом, чтобы понять, с чем связана тревога.

Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оторванность рисунка.

Тематически

Животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего. Несоответствие размера рисунка с размерами животного свидетельствует о внутреннем конфликте. Например, слоноподобное животное размером в 1/6 часть листа, или мухообразик во весь лист. Положение в фас трактуется как эгоцентризм.

Внешний вид животного

Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны для различения прямой и защитной агрессии. По внешнему виду можно судить о том, нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Любые очевидные аксессуары нападения, нарисованные, но не объявленные таковыми — это проявление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии. Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. Сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе автор сообщает, что его животное «выше Останкинской башни». Присвоение животному больших размеров может являться «простым и незамаскированным исполнением желания быть большим». Если у Вас возникает предположение о боязни агрессии, а ребенок сам ничего не говорит о размерах своего существа, то нужно специально об этом спросить. Боязнь агрессии может проявиться в подчеркнуто выразительной агрессивности изображенного животного. В этом случае автор идентифицируется не с нарисованным животным, а с самой опасностью, страхом. Как правило это встречается лишь в случае истинного невроза.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в «сложение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их

характеров в сказках, притчах и т. п. Агрессивность

studfiles.net

«Несуществующее животное» методика Обзор

Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других — одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Показана удовлетворительная конвергентная валидность методики путем установления связи между результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методика материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД (П.В.Яньшин, 1988, 1990). Валидность также подтверждена при дифференциации больных неврозами и здоровых (Т. И. Краско, 1995).

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Инструкция

Инструкция:

«Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

 

Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант):

«Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.

В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.

Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).

Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п.

Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное.

Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.

Желаем Вам творческих успехов!»

Анализ

Интерпретация.

Общие замечания.

Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.

Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

studfiles.net

«Несуществующее животное» методика Обзор

Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других — одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Показана удовлетворительная конвергентная валидность методики путем установления связи между результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методика материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД (П.В.Яньшин, 1988, 1990). Валидность также подтверждена при дифференциации больных неврозами и здоровых (Т. И. Краско, 1995).

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Инструкция

Инструкция:

«Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

 

Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант):

«Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.

В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.

Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).

Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п.

Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное.

Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.

Желаем Вам творческих успехов!»

Анализ

Интерпретация.

Общие замечания.

Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.

Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

studfiles.net

Ключи к тесту «Несуществующее животное». Тип.

Главная страница » Анализ рисунка » Ключи к тесту «Несуществующее животное». » Ключи к тесту «Несуществующее животное». Тип.

Ключи к интерпретации теста «Несуществующее животное».
Тип несуществующего животного.

Тип несуществующего животного – это идентификация  человека себя по значимости в мире.

По характеру несуществующие животные могут быть:

  • угрожающие
  • нейтральные
  • слабые или беззащитные, которым угрожают другие

По этим данным оценивается положение человека в обществе.

По типу построения несуществующее животное может быть:

♦ реальное

В ключах к тесту трактуется как нарушение интеллектуального или эмоционального характера, острая тревога, иногда указание на психическое заболевание (с 7-летнего возраста). Некорректно.

Если под видом несуществующего животного изображается какое-то реальное домашнее, оно интерпретируется в зависимости от тех потребностей, которые человек может удовлетворить во взаимодействии с данным животным и не может – с окружающими людьми.

Если человек в качестве несуществующего рисует домашнее животное – это  свидетельствует о его склонности “подчинять” себе свою жизненную энергию.

Если нарисована собака – человек склонен к зависимости и подчинению (ассоциация с верностью и служением).

Изображение кошки – человек нуждается в тактильном контакте (физических прикосновениях), самоизоляции, предпочитает невербальное взаимодействие вербальному.

Если в качестве несуществующего животного изображена птица в клетке и или рыба в аквариуме (или похожие на них животные) – человек стремится к самоподавлению, пытается подчинить себе свои жизненные проявления, часто при этом присутствует самолюбование.

Корова или другое «полезное» животное, которое  служит источником питания  – человек  отождествляет себя с кормильцем в семье; стремится давать больше, чем получать, при этом  оставляя окружающих,  часто неосознанно, в роли должников.

Если изображено вьючное животное – возможно 2 варианта интерпретации в зависимости от того, как человек относится к этому животному: позитивно или негативно (выясняется в опросе).

  • Если отношение негативное – человек считает, что на нем  «все ездят”, склонен к обвинению окружающих, маскируя  невозможность принять ответственность за свою жизнь и предоставляя другим право решать за себя проблемы с последующим предъявлением к ним претензий.
  • Если отношение позитивное – человек воспринимает свои жизненные и телесные проявления как источник энергии и силы.

При изображении несуществующего животного могут быть использованы образы диких животных.

Если использован образ голубя – человек хочет показать свою доброту. Также возможно, что он отказывается от изучения своих проблем.

Если использован образ презираемых, подземных или ночных животных (мышь, крыса, червь, паук) – это говорит о том, что человек негативно относится к своим жизненным проявлениям или даже отрицает их в себе.

В том случае, когда для изображения несуществующего животного используется образ опасных животных (скорпион, волк и др.)  – человек склонен к самоподавлению. Такой образ символизирует угрозу для жизни человека. Он воспринимает свои жизненные проявления как непредсказуемые и угрожающие.

Если при изображении несуществующего животного используется образ, символизирующий силу, власть или особые способности (слон, лев, орел и др.) – человек воспринимает свои жизненные проявления как источник позитивной энергии, силы или особых ресурсов.

♦ существовавшее раньше (например, динозавр)

В ключах говорится о бедности воображения, низком общекультурном уровне, иногда о педагогической запущенности (с семилетнего возраста).

♦ существующее в культуре (дракон, Чебурашка, Винни-Пух)

Интерпретация та же, что и в случае с существовавшим ранее животным.

Если вместо несуществующего животного человек рисует персонажа книги или мультфильма – это интерпретируется в соответствии с исполняемой им ролью или как отказ человека от анализа своих проблем.

♦ составленное из частей разных животных, но в целом соответствующее стандартной схеме

Рационалистический подход к выполнению задачи, не предполагающий творческого процесса.

♦ несуществующее животное, построенное по стандартной схеме (есть голова, туловище и конечности)

В целом человек подходит к выполнению задачи стандартно, но может привнести и что-то свое.

♦ несуществующее животное , сконструированное по оригинальной схеме (не напоминающее реальных животных)

Человек творчески подходит к выполнению задачи, обладает  низкой конформностью (не стремится  быть «таким как все», менять свое мнение под влиянием других людей;  податливость человека реальному или воображаемому давлению).

♦ сверхоригинальное, вычурное несуществующее животное

Демонстративность,  шизоидность.

Если несуществующее животное имеет необычное строение – это указывает на творческость натуры, живое воображение, возможно, демонстративность.

Если оно действительно оригинальное – свидетельство высокой креативности.

♦ человекообразное несуществующее животное

Если человек рисует несуществующее животное в положении прямохождения, в человеческой одежде, с мордой, похожей на лицо, лапами, похожими на руки и ноги – это свидетельствует об инфантилизме, эмоциональной незрелости или высокой неудовлетворенной потребности в общении, характерной для подростков.

♦ машинообразное несуществующее животное (механическое или включающее в себя отдельные механические детали) Интровертность или аутизация, иногда шизоидность. Некорректно.

♦ несуществующее животное в виде круга или состоящее из окружностей, практически ничем не заполненных

Тенденция к замкнутости или сокрытию своего внутреннего мира, нежелание давать информацию о себе окружающим или вообще подвергаться тестированию.

♦ несуществующее животное в виде замкнутой фигуры (если есть конечности, они направлены к телу)

Интровертность.

Не «зацикливайтесь» особо на интерпретации типа несуществующего животного по стандартным ключам. Они не очень корректны. Конечно, кое-что можно взять для себя. Например, оригинальность животного действительно может указывать на демонстративность человека, стремление показаться оригинальным. Опирайтесь на свое ощущение. И не забывайте о нюансах, указанных в вводной статье к этой серии статей.

detskiefantazii.ru

Психологический рисуночный тест «Несуществующее животное»

 

Применение теста «Несуществующее животное» в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций – у детей от пяти-шести лет и взрослых.

В отличие от большинства других рисуночных тестов, этот является одной из самых информативных рисуночных методик и может широко применяться для психологического обследования.

На заметку:

Существуют модификации теста, которые являются дополнительными к тесту «Несуществующее животное» и применяются с целью уточнения эмоционального состояния рисующего. Это такие тесты как «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».

Тест «Злое животное» позволяет выявить скрытое агрессивное и депрессивное состояние; «Счастливое животное» расскажет о ценностях и стремлениях испытуемого; «Несчастливое животное» показывает степень устойчивости к стрессам разного рода.

Задание

Для выполнения теста понадобится лист бумаги, карандаш, ластик. Попросите тестируемого нарисовать животное, которого никогда не было в природе. Когда рисунок будет готов, задайте следующие вопросы: где живет это животное, чем питается, что больше всего любит, чего больше всего боится?

Интерпретация теста «Несуществующее животное»

Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

Слабый нажим – астения; пассивность; иногда депрессивное состояние.
Сильный нажим – эмоциональная напряженность; ригидность[1]; импульсивность.
Сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу)– конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность, острое возбуждение.

Особенности линий
Штриховые линии – тревожность как черта личности.
Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.
Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.
Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку,– импульсивность; органическое поражение мозга.
Линии, не доведенные до конца,– астения, иногда импульсивность.
Искажение формы линий – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание.

Размер рисунка и его расположение

Увеличенный размер – тревога, стрессовое состояние.
Уменьшенный размер – депрессия, низкая самооценка.
Рисунок смещен вверх или расположен в верхней половине листа, но не в углу – иногда завышенная самооценка; стремление к высоким достижениям.
Рисунок смещен вниз – иногда сниженная самооценка.
Рисунок смещен вбок – иногда органическое поражение мозга.
Рисунок выходит за край листа – импульсивность; острая тревога.
Рисунок помещен в углу – депрессия.

Тип животного

По типологии изображений несуществующих животных можно отметить самые распространенные из них.

1.Испытуемый изображает реально существующее животное и называет реальным именем, а описание его образа жизни соответствует действительности. Например, рисуется кошка и описывается образ жизни кошки. Такое изображение можно считать нормой для пяти-шестилетнего ребенка, но для подростков и взрослых это может свидетельствовать о низком уровне воображения.

2.Рисуется вымершее животное, когда-то существовавшее, например динозавр, мамонт и т.п.

3.Рисуется изображение существующего в культуре, но не существующего в природе животного, например дракона, русалки и т.п. Рисунки с изображением вымерших животных, так же как и рисунки с изображением существующих в культуре, являются нормой для детей 8–9 лет. Для взрослых такой рисунок животного указывает на его низкий общекультурный уровень и бедность воображения.

4.Рисунок несуществующего животного обычно строится из частей разных реальных животных: тело крокодила, конечности обезьяны, голова зайца и т.п. Такое животное при этом может иметь, например, имя Крокозай. Такое изображение животного свойственно скорее рационалистам, а не творческим натурам.

5.Иногда изображение животных имеет человекообразный облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам – 13-17-летним.

6.Изображенное животное состоит из разных механических частей. Такое животное обычно изображают люди с нестандартным мышлением и подходом к жизни.

7.Замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, образ которого имеет не составную, а целостную структуру, с трудно устанавливающимся или не устанавливающимся сходством с каким-либо реально существующим (существовавшим) животным, свойственно человеку с хорошо развитым, богатым творческим воображением.

Составные части животного

Глаза
Глаза отсутствуют – астения.
Глаза пустые, без зрачков и радужки – астения, страхи.
Глаза с зачерненной радужкой – страхи.
Глаза с ресницами – демонстративная манера поведения, значимость мнения о себе.
Глаза с прорисованными кровеносными сосудами – ипохондрия, невротическое состояние.
Форма глаз искажена – невротическое состояние.

Уши
Большие уши – заинтересованность в информации, в некоторых случаях подозрительность, тревожность.
Отсутствие ушей – замкнутость, нежелание вступать в контакт с другими, слышать чужое мнение.

Рот
Рот, приоткрытый в сочетании с языком: без прорисовки губ – большая речевая активность, с прорисовкой губ – чувственность.
Рот открытый зачерненный – легкость возникновения опасений и страхов, в некоторых случаях недоверие, тревожность.
Рот с зубами или клыками – вербальная агрессия, в некоторых случаях защитная.

Голова
Голова, увеличенная в размере,– оценка эрудиции своей и окружающих.
Голова отсутствует – импульсивность, в некоторых случаях психическое заболевание.
Две или более головы – противоречивые желания, внутренний конфликт.
Форма головы искажена – органическое поражение мозга, в некоторых случаях психическое заболевание.

Дополнительные детали на голове
Перья – тенденция к приукрашиванию и самооправданию.
Рога – защита, агрессия.
Грива, подобие прически – чувственность, в некоторых случаях подчеркивание своей половой принадлежности.

Фигура
Множество составных частей и элементов – мощная энергия.
Малое количество составных частей и элементов – экономия энергии, астения.
Фигура, состоящая из острых углов,– агрессивность. Кругообразная фигура – скрытность, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира.

Дополнительные детали и части фигуры
Чешуя, панцирь – потребность в защите.
Шипы, иглы – защитная агрессия.
Тело, покрытое густыми волосами,– значимость сексуальной сферы.
Узор на шкуре – демонстративность.
Раны, шрамы – невротическое состояние.
Вмонтированные механические части – интровертированность, трудности в общении.
Оружие режущее, колющее или рубящее – агрессивность.
Крылья – романтичность, мечтательность, склонность к компенсаторному фантазированию.
Внутренние органы, кровеносные сосуды – ипохондрия, невротическое состояние, в некоторых случаях психическое заболевание.
Половые органы, женская грудь, вымя – высокая значимость сексуальной сферы.

Хвост
Хвост, повернутый вправо,– отношение к своим действиям и поведению.
Хвост, повернутый влево,– отношение к своим мыслям, решениям.
Хвост, поднятый вверх,– положительная, уверенная окраска к этим отношениям.
Хвост, опущенный вниз,– отрицательная окраска к отношениям.
Хвост толстый – значимость сексуальной сферы.
Хвост толстый, покрытый шерстью,– очень высокая значимость сексуальной сферы.
Красивый хвост, например, павлиний – демонстративность.

Ноги
Отсутствие ног, их недостаточное количество – пассивность или неумелость в социальных отношениях.
Избыточное количество ног – потребность в опоре.
Толстые, большие ноги – ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях, потребность в опоре.

Характер соединения ног с фигурой (корпусом)
Прорисовано тщательно – умение контролировать свои рассуждения, выводы, решения.
Прорисовано небрежно, слабо или совсем нет соединения ног с фигурой – отсутствие контроля.

Описание образа жизни

Соответствует рисунку – развито логическое мышление.

Не соответствует рисунку – в некоторых случаях нарушение логического мышления.
С идеализацией и приукрашиванием – склонность к компенсаторному фантазированию.

Место жизни животного

За границей, острова, субтропики (остров Бали, Кипр)– демонстративность.
Изолированное (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и т.п.)– чувство одиночества.
Трудно достижимое место (непроходимый лес, густая чаща деревьев и т.п.)– потребность в защите, в некоторых случаях боязнь агрессии.
Эмоционально неприятное (болото, тина, грязь и т.п.)– невротическое состояние.

Питание

Ничем не питается или питается воздухом, новостями, энергией – интровертность.
Ест все подряд – импульсивность.
Питается несъедобными вещами (гвоздями, палками, камнями и т.п.)– нарушения общения.
Питается эмоционально неприятной пищей (слизью, трухой, тараканами и т.п.)– невротическое состояние.
Питается кровью и органами живых существ (желудок, мозг и т.п.)– невротическая агрессия.
Питается людьми – негативизм, агрессивность.

Занятия, игры

Ломает что-либо (забор, деревья и т.п.)– агрессивность, негативизм, в некоторых случаях психическое заболевание.
Любит много спать – астеническое состояние, накопившаяся усталость.
Играет, гуляет, развлекается – проекция своих желаний.
Занято поисками пищи – ощущение трудностей в жизни.
Не любит сидеть без дела – импульсивность.
Ходит вверх ногами – символ нарушения заведенного порядка, выход за рамки обыденных стандартов или желание такового.




infopedia.su

Добавить комментарий