Интерпретация рисунка несуществующего животного – Тест. Рисунок несуществующего животного (РНЖ)

Содержание

Интерпретация рисунка несуществующего животного — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

По материалам древнего проекта лабораториии Учком Обмани своего школьного психолога

Основополагающий вопрос: насколько мы можем управлять своим поведением

Уголок психолога

Введение

В основе данного руководства лежит понимание необходимости введения в учебный процесс средств, облегчающих воспитание вдумчивости, рефлексии. Эта проблема, по мнению известного психолога Дж. Брунера, является одной из величайших, среди возникающих перед составителями учебных программ. Естественно вести поиск таких средств среди психологических дисциплин, которые дают нам несколько способов мышления о человеке, позволяют человеку отвлечься от своих непосредственных интересов и личных предпочтений, взглянуть на себя со стороны.

В качестве метода предлагается использовать интерпретацию рисунка «Несуществующее животное». Методы тестирования, основанные на проективных рисунках, базируются на глубоких культурных традициях. Человеческая мысль с самого начала своего развития решала проблему структурирования и классификации не только окружающего мира, но и того, что представлено в человеческих чувствах. Разнообразие окружающего растительного и животного мира использовалось для систематизации психического и социального. Эта традиция и поныне существует в искусстве и социальной сфере, когда психическое содержание выражается в рисунках при помощи символов. Смысловое обоснование интерпретаций этих символов базируется на идеях З. Фрейда.

Кроме того, в проективных методах анализируется индивидуальный человеческих опыт. Отдельные части тела могут приобретать для данного человека индивидуальное значение. и могут стать выражением эмоций, значимой сферы, «осью адаптации». Часто, по мнению Хоментаускаса, это наблюдается у людей с физическими дефектами, невротическими состояниями. Точки, соответствующие значимым переживаниям, в процессе рисования подвергаются влиянию прошлых эмоциональных состояний. На языке психофизиологии это объясняется нейрофизиологическим обеспечением процесса рисования. Явный или скрытый физический дефект человека всегда имеет свое представительство в коре головного мозга. Это вызывает нарушения в кровообращении либо обменных процессах в данном участке мозга. Поэтому, изображая какую-то часть тела (или предмет, вызывающий сходную по семантике ассоциацию), человек невольно искажает ту область графического изображения, которая соответствует «поврежденной зоне» в функциональной системе, обеспечивающей процесс рисования.

Интерпретация проективных рисунков имеет тесную связь с классификацией и таксономией, которые лежат в основе и науки и искусства. Используя интерпретацию проективных рисунков в своей учебной практике мы стремимся обеспечить учеников и учителей набором средств облегчающих анализ собственного внутреннего мира, наглядно показать им, что эволюция их внутреннего мира продолжается постоянно, и, в первую очередь, внушить ученикам уважения к их собственному разуму, понимание уникальности каждого человека. Эта идея уникальности, бережного внимательного отношения к личному миру каждого человека облечена Леви-Стросом в формулу «моноиндивидуального»:

Рассмотренные под биологическим углом зрения люди, происходящие от одной и той же расы, сопоставимы с отдельными цветками… Однако социальная жизнь производит в этой системе трансформацию, ибо она побуждает каждого биологического индивида развивать свою личность — понятие вызывающее представление о типе разновидности или вида, не существующем в природе и который можно назвать «моноиндивидуальным». То, что исчезает со смертью личности, состоит в синтезе идей и поступков, столь же исключительном и незаменимом, как и синтез, производимый растительным видом, начиная с простых элементов используемых всеми видами. Последстия утраты близкого человека будут ощущаться нами так же, как невосполнимая потеря рецепта прекрасных духов, как если бы вымерла Rosa centifolia. (Леви-Строс)

Мы надеемся, что данное руководство будет интересно школьным преподавателям психологии и биологии и послужит основой для организации новых образовательных проектов.

Правила проведения тестирования

  • Перед тестированием необходимо рассказать человеку о процедуре, ее смысле, информации, которую вы планируете извлечь из рисунка. Если человек откажется от рисования, то и вам придется отказаться от тестирования. Нельзя тестировать человека не рассказав ему предварительно о том, что вы собираетесь провести тестирование и не получив его согласия на это. Распоряжение «а теперь все быстренько нарисовали несуществующее животное», совершенно не этично. Более того, тестирование без уведомления и согласия может рассматривается как принуждение человека к соверешению действий против его воли, что запрещено Декларацией Прав Человека.
  • Рисунки следует делать на стандартном листе бумаги (формат A-4). Вам будет значительно проще накопить опыт по интерпретации пространственной информации, если вы каждый раз будете иметь дело с одним и тем же форматом. Никаких указаний или пояснений по поводу как расположить лист не дается.
  • Инструкция к рисующему в общем случае звучит так «На этом листе нарисуйте, пожалуйста, несуществующее животное. Это животное не должно иметь природного аналога. После того как Вы нарисуете, я задам Вам несколько вопросов, чтобы уточнить детали рисунка».
  • Во время рисования человек не должен иметь возможности наблюдать за созданием чужого проективного рисунка. Во-первых, могут быть попытки копирования и заимствования, во-вторых, нечего отвлекаться во время испытания.
  • Рисовать следует простым или цветными карандашами. Шариковая ручка или фломастер не позволят оценить нажим и наклон линии.
  • Когда животное нарисовано, его название подписывается на этом же листе снизу.
  • Вопросы по рисунку уточняют детали —
    • «Это третья нога или хвост?»,
    • «Что означают эти точки на морде
    • «Чем питается это животное?»,
    • «Зачем ему эти шипы на ногах?»
  • После завершения тестирования испытуемый (испытуемые) могут попросить раскрыть им информацию, которую Вы извлекли из их рисунка. Никогда не проводите никаких групповых психологических шоу! Интерпретация рисунка — дело исключительно индивидуальное и должно происходить с глазу на глаз. В процессе рассказа о том, что Вы почерпнули из рисунка следует сосредоточится на «положительной» окраске информации. Образовательная и воспитательная суть этой процедуры, да и всего процесса тестирования, заключается в том, чтобы пробудить у ученика интерес и уважение к собственным мыслям и чувствам. Если у Вас нет времени и сил на это благое дело, то хотя бы восхищенно почмокайте губами.

Размер

Интерпретация размера изображенного животного обычно базируется на пространственной метафоре «больший размер — больше силы, больше энергии». Чем больше рисунок тем более энергичен, возбудим, уверен в себе его автор. Соответственно малый размер говорит о неуверенности, закрепощенности и т.д. Однако, если рисунок так велик, что не умещается на лист, то это так же проявление закрепощенности и внешнего давления на автора.

Расположение рисунка на листе

Ось «Верх — Низ»

Расположение рисунка относительно оси «верх — низ» листа может быть расшифровано при помощи следующих ориентационных метафор:

  1. Счастье — вверх; грусть — низ. (Грусть и уныние гнетут человека, и он опускает голову, а положительные эмоции распрямлют его.)
  2. Сознание ориентирует вверх; бессознательное состояние — вниз. Человек спит лежа, а, просыпаясь встает.
  3. Здоровье и жизнь ориентируют вверх; болезнь и смерть вниз. (Серьезная болезнь заставляет лежать. Мертвый падает вниз).
  4. Обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение власти или силе — вниз. (Победитель в борьбе обычно находится вверху).
  5. Рациональное ориентировано вверх; эмоциональное вниз. (В нашей культуре люди считают, что они способны к контролю над животными, растениями и окружающей средой, именно эта уникальная особенность ставит человека над животными и обеспечивает связь над ними).

Ось «Левое — правое»

При интерпретации расположения рисунка относительно оси «Левое — правое» необходимо учитывать две традиции, присущие нашей культуре:

  1. Традиция чтения слева направо. Соответственно левая сторона находится сзади, правая спереди.
  2. Будущее в западных культурах находится справа, прошлое слева.

На основании этих традиций расположение рисунка слева интерпретируеется как направленность на прошлые впечатления, расположение справа — направленность в будущее, экстраверсия. Очевидно, на основании тех же традиций интерпретируется центральная смысловая часть фигуры — голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо — устойчивая направленность на действительность. Почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к реализации своих желаний. Голова влево — тенденция к рефлексии, размышлениям: лишь незначительная часть действий реализуется. Увеличение по соотношению с фигурой головы говорит о том, что автор рисунка ценит рациональное начало, а, возможно, эрудицию в себе и окружающих.

Расположение самого листа

Если автор не меняет положения листа, и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать о ригидности, нежелании ничего менять. Если он меняет расположение листа в зависимости от рисунка (например, дерево чаще рисуют на вертикальном листе, а несуществующее животное и людей на горизонтальном), это значит человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции.

Форма рисунка

Форма может интерпретироваться в соответствии с фрейдистской традицией, когда всем вытянутым предметам присваивалось мужское начало, а округлым — женское. Соответсвтвенно, при интерпретации рисунка вытянутая форма характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере (мужественность, активность). Сжатая, округлая форма характеризует женственность, пассивность.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.

Фигура круга, особенно незаполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание подврегаться тестированию.

Подчеркнутая человекообразность или фигуры «несуществующего животного» рассматривается как проявление неудовлетворенной потребности в общении. У подростков это явление почти нормальное: им положено иметь настолько высокую потребность в общении, что она почти никогда не бывает удовлетворена. Уподобление животного человеку, любые признаки антропоморфизации свидетельствуют об инфантильности, эмоциональной незрелости.

Машинообразность фигуры говорит о нарушениях шизоидного круга: в норме животному «не положено» иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус. Симметричность-ассиметричность

Ассиметричность рисунка интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность. Симметричность связывается с пассивностью, статичесностью, инертностью.

Контур рисунка

Контур рисунка интерпретируется как отношения с окружающим миром, окружающими людьми. Верхний контур — против вышестоящих людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничения. Нижний — против подчиненных, или зависимых. Боковые — недифференцированная опасность и готовность к защите любого порядка и в любой ситуации. О той же готовности к неясной угрозе свидетельствуют элементы защиты, расположение не по контуру, а внутри его на корпусе. Острые углы на контуре фигуры говорят об агрессивной защите. Затемнения, запачкивания контурной линии свидетельствуют о страхе и тревоге. Заслоны, щиты, удвоенные линии связаны с опасением и подозрительностью.

Характер линий и графических движений

Сплошные линии характеризуют людей последовательных уверенных в себе, не испытывающих колебаний, сомнений. Прерывистые линии могут быть связаны с неуверенностью, колебаниями, сомнениями. Линии с обводкой, исправление собственных линий, штриховки внутри контура изображения свидетельствуют о фиксации на определенных деталях. В этом случае необходимо уделить внимание интерпретации значения выделенных деталей. Штриховки тесно связаны с тервожностью, беспокойством, озабоченностью. Иногда по характеру линии рисунка можно судить об органических изменениях. Тремор, либо несоединение линий, либо пересечение — нарушение сенсорной координации. Эпилепсия в графических движениях проявляется достаточно редко. Гораздо ярче она проявляется в в содержании рисунка. Как правило, на эпилепсию может указывать большое количество одинаковых, часто повторяемых деталей.

Цвет

Цвет исторически выполняет сигнальную, коммуникационную призывную функции в мире растений, животных и человека (Gudin L. 1992). В различных человеческих культурах сложились различные традиции использования цветов. «Так же точно как люди давно научились путем внешних впечатлений выражать свои внутренние состояния, так же точно и образы фантазии служат внутренним выражениям для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость — белым, спокойствие голубым, восстание — красным». (Л.С. Выготский) Использование рисующим определенного цвета или цветовой гаммы интерпретируется как выражение неактуализированная эмоциональная потребность. Для определения этой потребности может быть использованы методы применяемые при интерпретации основного набора цветов теста Люшера.

Способы конструирования

Способы конструирования несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход автора рисунка к творческой задаче. Выделяются три основных способа конструирования, не считая нулевого уровня, когда рисуется просто реальное животное. В первом случае новое существо собирается из деталей реальных животных. Этот способ характерен для рационалистического подхода к творческой задаче. Во втором случае по образу и подобию существующих животных создается целостный образ нового, несуществующего животного, хотя оно может отдаленно напоминать дракона, слонопотама и т.п. Этот тип характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. В третьем случае, при собственно творческом складе воображения, создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ конструирования встречается при любом складе воображения — и рациональном, и художественном, если у человека есть реальные творческие возможности. Разница между вторым и третьим способами конструирования состоит в том, что второй строится по стандартной схеме живого существа: голова с глазами, туловище, конечности… Поэтому оно всегда несколько похоже на что-то существующее. Для каждого способа конструирования выделяются уровни, соотносимые с уровнями общеинтеллектуального развития. Для рационалистического способа конструирования существенна степень отклонения от реального образца. Например, если скомбинированы элементы пяти животных. это более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Для определения уровня «художественного» способа конструирования выразительным критерием является степень своеобразия: несуществующее животное всегда что-то напоминает, и чем больше оно похоже на что-то существующее, тем ниже уровень исполнения. Уровень собственно творческого способа конструирования определяет степень естественности. Если изобретение слишком вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, сколько об оригинальничании: не о подлинных возможностях творчества, а о демонстративных тенденциях. Творческие возможности выражены обычно числом сочетающихся элементов. Отсутствие творческого начала — к готовой форме существущего животного приделываются такие же готовые детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не из целых заготовок.

Сложность конструкции

Сложность, избыточность конструкции характеризует общую энергию. Чем больше деталей, тем энергичнее человек. Соответственно, чем экономнее рисунок, тем ярче выражено стремление к экомии своих сил. Это может быть связано с застенчивостью, соматическими заболеваниями.

Содержание рисунка

Тематически животные делятся на угрожающие и нейтральные. Это отношение к своему «я», представление о своем положении в мире. Несоответствие размера рисунка с размерами животного свидетельствует о внутреннем конфликте. Например, слоноподобное животное размером в 1/6 часть листа, или мухообразик во весь лист. Положение в фас трактуется как эгоцентризм.

Внешний вид животного

Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны для различения прямой и защитной агрессии. По внешнему виду можно судить о том, нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Любые очевидные аксессуары нападения, нарисованные, но не объявленные таковыми — это проявление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии. Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. Сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе автор сообщает, что его животное «выше Останкинской башни». Присвоение животному больших размеров может являться «простым и незамаскированным исполнением желания быть большим». Если у Вас возникает предположение о боязни агрессии, а ребенок сам ничего не говорит о размерах своего существа, то нужно специально об этом спросить. Боязнь агрессии может проявиться в подчеркнуто выразительной агрессивности изображенного животного. В этом случае автор идентифицируется не с нарисованным животным, а с самой опасностью, страхом. Как правило это встречается лишь в случае истинного невроза.

Детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза

Глаза

Глаза — символ человеческого страха. Это значение особенно подчеркивается прорисовкой радужки. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения для женщин; для мужчин — женственные черты характера, а также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Уши

Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимой для окружающих.Необычно большое количество глаз, ушей — разных органов чувств, призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы — сигнализуруют об остром чувстве тревоги.

Рот

Приоткрытый рот с прорисовкой губ — большая речевая активность в сочетании с чувственностью.Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный — легкость возникновенимя страхов, опасений недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, обычно защитная. Для детей и подростков зачерчение рта округлой формы говорит о боязливости и тревожности. ПокровыРога -Рога являются символом защиты и агрессии.

Опорная часть фигуры

Несущая, опорная часть фигуры: ноги, лапы, постамент. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размерам всей фигуры и форма. Основательность — обдуманность, рациональность при принятии решений, опора на существенную, значимую информацию, существенные положения. Следует обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точное, тщательное или слабое, небрежное, не соединено совсем. Это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, любых элементов опорной части это — свительство стабильности и конформизма в суждениях и установках. Соответственно, обратное (разнообразие в форме и расположении несущих частей тела) свидетельствует о самостоятельности и непостоянстве.

Части над фигурой

Функциональные части, возвышающиеся над уровнем фигуры, интерпретируются как показатели энергии, охвата разных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, стремление руководить, доминировать над окружающими. Украшающие части, возвышающиеся над уровнем фигуры, свидетельствуют о демонстративности, склонности к обращению на себя внимания, манерности.

Перья

Наличие перьев выдает тенденцию к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически=

Грива, шерть, волосяной покров интерперетируются как чувственность, подчеркивание своего пола, а иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Хвост

Хвосты выражают отношение рисующего к собственным действиям и результатам своей деятельности. Оценка их обозначена направлением хвоста. Движение вверх, (хвост трубой или морковкой) — уверенность в своих действиях и их результатах. Движение вниз (поджатый хвост) — недовольство собой, подавленность, сожаление о содеянном.Если хвост направлен вправо, то чувство вызвано недовольством по поводу своих действий. Если хвост направлен влево, то испытывается неудовлетвореность в связи со своими мыслями, пропущенным моментом, собственной нерешительностью.

Характер линий

Слабые, паутинообразные линии связываются с слабостью, стремлением к экономии сил. Линии с сильным нажимом сигнализируют о тревожности. При этом Важно обратить внимание, какая деталь выполнена с повышенным нажимом, чтобы понять, с чем связана тревога.

Название несуществующего животного

Название животного используется для определения типа мышления. Названия, составленные из нескольких названий или частей названий других животных, говорят о рациональном, научном подходе. Название по звучанию, состоящее из нескольких слогов или звуков, которые сами по себе смысла не имеют, характеризуют художественный тип мышления. Кроме того название несуществующего животного может говорить о способе представления себя другим людям перед процессом взаимодействия:

  • Псевдонаучные — с латинскими окончаниями это -демонстрация своей образованности и значительности своего интеллектуального уровня.
  • Названия с повторяющимся слогом — инфантильность.
  • Название с ироническим звучанием — ироническое отношение к людям и ситуации тестирования.
  • Название, не имеющее никакой связи с рисунком- несерьезность, поверхностность.

Все описанные в руководстве признаки и их характеристики могут быть сведены в единую таблицу.

Уровни интерпретации

В зависимости от глубины поставленной задачи, опыта и квалификации специалиста можно выделить несколько уровней интерпретации одного и того же проективного рисунка. На самом поверхностном уровне в соответствии с таблицей интерпретатора выделяется список особенностей личности. При этом специалист не заботится о составлении целостного портрета. Более глубокий уровень предполагает установление связей между определенными чертами рисунка, первичную иерархизацию выделенных черт. При таком подходе значимыми признаками рассматриваются только симптомокомплексы — свойства, подтверждаемые разными элементами рисунка. Таким образом, незначимые элементы впрямую не интерпретируются. Например, наличие глаза средней величины при отсутствии каких-либо признаков агрессии или защиты, демонстративности и т.п. может не интерпретироваться как страх). Этот уровень позволяет дать характеристику отличительных особенностей личности. Следующий уровень анализа рисунка позволяет нарисовать динамическую картину личности с точки зрения ее основной проблематики. На этом уровне специалист способен выделить основные проблемы, которые формируют характер личности, стиль поведения и проявления в различных ситуациях.

Заключение

Проективные методы дают человеку возможность самому спроецировать реальность и по-своему интерпретировать ее. Поэтому, естественно, что полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувства, особенностей представления, отношения. Чем больше практики у специалиста, тем квалифицированнее диагностика. Поэтому используйте все случайные возможности для интерпретации рисунков. Использование проективного рисунка в качестве салонного развлечения ничуть не умаляет его возможностей как тонкого профессионального инструмента. Как правило, в диагностике проективный рисунок используется в контексте более широкого взаимодействия с клиентом. Не стоит пугаться ситуации, когда рисующий животное знаком с правилами интерпретации графических символов и сознательно стремится ввести вас в заблуждение. Основные графемы не корректируются сознательно, так что в целом рисунок при всем желании автора сохранит свою проблематику.

Попробуйте после прочтения данного руководства нарисовать картинку на тему «Испугай своего домашнего психоаналитика» и Вы поймете, как это на самом деле непросто.

Если испытуемый будет стремиться создать социально одобряемый образ — не стоит ему мешать. Желание нарисовать «улучшенное животное» может нести психотерапевтический эффект. Известны техники коррекции детского поведения, когда аутичных детей просят нарисовать картину без использования черного цвета.

Этот же подход используется в семейной терапии, когда автора рисунка семьи после обсуждения отраженных на рисунке проблем, просят изобразить семью так, как автор хотел бы ее видеть. В приведенных случаях рисунок не только отражает динамику психики, но и побуждает ее к конструктивным изменениям. Так что с точки зрения психокоррекции ситуация «введения консультанта в приятное заблуждение» полезна прежде всего автору рисунка.

Анализ проективного рисунка «Несуществующего животного» используется чаще всего как диагностический инструмент в работе специалистов в области клинической психологии и психокоррекции. Мы предполагаем, что этот метод может быть эффективно использован в работе педагогов-психологов для более глубокого знакомства с особенностями личности ученика, и как элемент развивающей или корректирующей программы. Надеемся, что данное руководство послужит для школьных преподавателей биологии и психологии в качестве основы для совместных образовательных проектов.

  • Размер рисунка
    • Энергия, возбудимость, уверенность
  • Расположение рисунка (верх-низ)
    • Рациональность, власть, уверенность, здоровье
  • Расположение рисунка (правое-левое)
    • Будущее — настоящее
  • Способы конструирования
    • Решение творческой задачи
  • Сложность конструкции
    • Общая энергия
  • Форма рисунка
    • Мужское — женское, агрессивность
  • Цвет
    • Эмоциональная потребность
  • Характер линий и графических движений
    • Уверенность, тревожность
  • Контур рисунка
    • Отношения с миром
  • Симметричность-ассиметричность
    • Зкстравертированность-интровертированность
  • Содержание рисунка
    • Отношение к своему «Я»
  • Внешний вид животного
    • Прямая и защитная агрессия
  • Голова
    • Рациональное начало
  • Глаза
  • Ресницы
    • Женственные черты, истероидность
  • Рот
    • Речевая активность
  • Уши
    • Заинтересованность в информации
  • Опорная часть фигуры
    • Основательность в принятии решений, контроль
  • Части над фигурой
    • Энергичность, стремление доминировать
  • Рога
    • Защита, агрессия
  • Перья
    • Стремление к самоукрашению
  • Грива, шерсть, подобие прически
    • Чувственность
  • Хвосты
    • Отношение к своим действиям
  • Расположение самого листа
    • Ригидность, приспосабливаемость
  • Название
    • Тип мышления, выбор представления

Литература

  1. Брунер Дж., «Развитие сознания». в сборнике Дж. Брунер «Психология познания. За пределами непосредственной информации.» М. Прогресс, 1977.
  2. Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. М. «Просвещение» 1991.
  3. Диагностика школьной дизадаптации /ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Д.Ф.Кумариной, 1993.
  4. Либин А.В., Либин В.В., Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках, М., 1994
  5. Лакофф Дж., Джонсон М., Метафоры, которыми мы живем. В сборнике «Теория метафоры. М. Прогресс, 1990
  6. Леви-Строс К. Неприрученная мысль, в сборнике «Леви-Строс. Первобытное мышление.» М., Республика, 1994.
  7. Романова, О.Ф.Потемкина Графические методы в психологической диагностике, М. Дидакт, 1991
  8. Словарь по психодиагностике, Ред. Бурлачук, Киев, 1990
  9. Психологический словарь, ред. Петровский: М., 1990.
  10. Фрейд З. «О сновидении». в сборнике Фрейд З. «Психология бессознательного», М. Просвещение, 1989.
  11. Хаментаускас С., Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. Вопросы психологии 1986, N 1.
  12. Хаментаускас С., Семья глазами ребенка, М.,1989.
  13. Gudin C. Les voies de la couleur ne sont pas impenetrables. Art Cognition. CYPRES/ECOLE D’ART-EN-PROVENCE, 1992, pp. 67 — 72.

letopisi.org

Пример анализа теста «несуществующее животное», расшифровка

 

В прошлый раз мы разбирали проективный тест «несуществующее животное» , его интерпретацию, и я обещала привести пример анализа, его подробный разбор. На картинке вы можете видеть рисунок несуществующего животного, сделанный взрослым человеком 40 лет.

В принципе в тесте особо не важны художественные способности испытуемого, мы больше обращаем внимание на другие подробности.

Анализ рисуночного теста «несуществующее животное» по деталям

Итак, что же можно сказать об этом человеке по рисуночному проективному тесту «несуществующее животное»?

По положению фигуры на листе мы заключаем, что с самооценкой у испытуемого все в порядке. Рисунок находится чуть выше срединной линии листа, что говорит о некотором недовольстве своим положением. Голова направлена вправо и мы заключаем, что это больше человек действия, ориентированный на практическую деятельность, а не на абстрактные сентенции.

Обращаем внимание на глаза, точнее, один глаз, так как рисунок выполнен в профиль животного. Страхи данного субъекта присутствуют, но не очень большие, потому как не сильно прорисована радужка, скорее только намечена.

По детали «уши» можно сказать, что испытуемый заинтересован в получении информации, он ценит ее и стремится получать. Ухо довольно большое и явно хорошо воспринимающее, так к ему уделено достаточно времени и внимания. Слегка приоткрытый рот свидетельствует о малой степени недоверчивости. Довольно большая голова по отношению к телу в целом говорит о приоритете разума, эрудиции, ценности ума для субъекта.

Прорисовка ног (нижних конечностей) нервна, есть многократные повторения, что говорит о тревоге, связанной с опорой на окружение. За счет количества конечностей можно сказать, что испытуемому необходимо больше уверенности в том, что его поддержат.

Ноги соединены с телом слабо, прерывистой линией, что говорит о неполном контроле над своими рассуждениями и выводы, получаемые в процессе обдумывания, не всегда обоснованны.

Контур фигуры больше заштрихован снизу, поэтому можно сказать, что имеет место боязнь осуждения, тревога по поводу непризнания равных или нижестоящих. Бумага почти не продавлена, что говорит о спокойном состоянии в момент проведения теста.

Энергия человека колеблется в средних пределах, так как присутствуют не только необходимые, но и некоторое количество украшающих рисунок элементов.

Животное скорее нейтральное, ни признаков агрессии, и страхов жертвы выявлено не было.

Название несуществующего животного «корнеполь» говорит о приоритете разума, книжно-научное окончание указывает на демонстрацию ума субъектом, показа своей эрудиции.

 

Еще психологические тесты можно посмотреть здесь.

japsix.ru

Тест «Несуществующее животное»: описание, проведение и интерпретация

Для кого-то рисование – искусство, для кого-то – развлечение, у кого-то – повод для зависти. А психологи знают, что рисунок – прекрасный способ узнать много интересного о личности его создателя.

Рисуночных или графических тестов в психодиагностике много. Обычно люди, не слишком хорошо знакомые с психологией, относятся к ним скептически. А зря. Эти тесты относятся к проективным методикам, и с помощью их можно очень точно определить и настроение, и личностные характеристики человека.

Рисунок как отражение психического состояния

Проективные методы в психологии основаны на том факте, что все внутренние психические процессы, а также особенности характера проецируются вовне, отражаются на поведении человека.

С изменением настроения меняется не только выражение лица, но и характер движений. Например, у рассерженного, раздраженного человека движения резкие, угловатые, часто плохо скоординированные. Его мышцы сильно напряжены – достаточно вспомнить сжатые в гневе кулаки или желваки на скулах из-за того, что слишком плотно, до скрежета сжимаются зубы.

Если такому человеку дать в руки карандаш и попросить что-то нарисовать, то его состояние отобразится на листе бумаги. Линии рисунка будут такими же напряженными и резкими, угловатыми и колючими, как и движения. А из-за мускульного напряжения появляется такой сильный нажим, что карандаш даже может рвать бумагу. Да и рисовать в этом настроении человек будет, скорее, какого-нибудь злобного зубастого монстра, а не маленькую пушистую киску.

А вот когда мы находимся в добром, благодушном настроении, расслаблены и довольны, то и движения у нас плавные, округлые, неторопливые, аккуратные. И такие же округлые, плавные и аккуратные линии появятся на листе бумаги, если мы захотим что-то нарисовать. И даже страшный дракон на рисунке окажется милой, улыбающейся зверушкой.

В рисунках отражается не только ситуативное настроение, но и устойчивые черты и особенности психики:

  • состояние волевой сферы;
  • особенности эмоций;
  • черты темперамента;
  • отношения человека к миру и к самому себе;
  • общительность или замкнутость, болтливость или молчаливость;
  • уровень агрессии;
  • уровень интеллекта и креативности.

Один из самых интересных и показательных рисуночных тестов – «Несуществующее животное». Его можно провести самостоятельно, а потом посмотреть интерпретацию, расшифровку. Конечно, более глубоко и детально разобраться в особенностях вашего характера и эмоциональной сферы сможет только психолог.

Проведение теста «Несуществующее животное»

Для того чтобы провести этот тест, вам понадобится лист бумаги (желательно формата А4, но можно и тетрадный лист), а также карандаш. Шариковая ручка меньше подходит, потому что у нее не так заметен нажим.

Положите лист вертикально и нарисуйте на нем несуществующее животное. Постарайтесь, чтобы это был не образ, подсмотренный вами в кинофильме или в мультфильме, а самостоятельно придуманное существо. Включите свою фантазию, можно комбинировать в изображении элементы разных существ, украшать вашего зверя на свое усмотрение клыками и шипами или бантиками и цветами. Никаких ограничений не накладывается – рисуйте что хотите.

При выполнении этого теста у человека может возникнуть одна проблема – неумение рисовать. Люди часто теряются, когда получают такое задание. Как нарисовать какое-то животное, да еще и фантастическое, если я простой домик с трубой не нарисую? Это не должно вас смущать и останавливать. Никто ваши художественные дарования оценивать не станет. Любой ваш рисунок будет правильным. Растерянность нужно преодолеть и нарисовать то, что придет в голову, и так, как получится.

После того как вы посчитаете, что рисунок полностью завершен, назовите вашу зверушку. Так как животное у вас несуществующее, то и название надо придумать соответствующее.

Несуществующее животное

Интерпретация рисунка

Итак, после того как животное нарисовано и названо, можно в соответствии с «ключом» расшифровать значения его элементов.

Расположение на листе

Рисунок может располагаться по центру, в верхней или нижней части листа, а также ближе к правому или левому (от рисующего) краю.

Расположение изображения ближе в верхней половине говорит о завышенной самооценке, в нижней – о заниженной. Ближе к правому краю размещают рисунок люди, живущие будущим, а к левому, ориентированные на прошлое, ностальгирующие.

Характер линий

Этот показатель едва ли не самый главный в рисуночных тестах. По характеру линий можно определить и общий уровень энергии, и настроение человека.

  • Слабые, тонкие линии говорят о низком уровне жизненной энергии, о робости и нерешительности.
  • Линии прерывистые, дрожащие – свидетельство тревоги, страха и неуверенности в себе.
  • Четкие, непрерывные линии с хорошим нажимом – это показатель хорошей жизненной энергии устойчивого позитивного настроения, уверенности и адекватной самооценки.
  • Жирные линии с сильным нажимом, нередко с резкими, острыми углами – показатель состояния повышенного возбуждения, чаще всего раздражения, неудовольствия, гнева. Такие линии также характерны для самоуверенных людей с завышенной самооценкой.

Правда, следует учитывать, что неуверенные линии могут быть и из-за того, что человеку приходится выполнять непривычное задание – рисовать.

А вы знаете, что означают непроизвольные рисунки?

Основная часть фигуры: голова

Голова – это очень важная деталь, рисунок ее может много сказать о человеке, потому, что и сами люди,  в первую очередь, обращают внимание на голову и лицо своих партнеров по общению.

Если голова изображенного существа повернута вправо, то это показатель того, что автор рисунка ориентирован на деятельность. Это человек дела, который быстро от планирования переходит к реализации планов.

Повернутая влево голова означает склонность к рефлексии, к размышлениям. Автор этого рисунка любит планировать, но боится переходить к активным действиям.

Голова анфас – признак эгоцентризма и даже эгоизма.

Детали головы

Основное внимание при интерпретации результатов теста уделяется глазам и рту нарисованного зверя.

Большие глаза, занимающие значительную часть морды животного – признак страха, тревоги, беспокойства.

Тщательная прорисовка глаз: ресничек, радужки – свидетельство склонности к демонстративным манерам. У мужчин – проявление женственности, у женщин – кокетства, заинтересованности в восхищении окружающих.

Рот животного характеризует особенности общения, взаимодействия с окружающими.

Большой рот, особенно открытый и с высунутым языком – склонность к болтливости, несдержанности в разговоре. И, напротив, маленький, почти незаметный ротик животного свидетельствует, что его нарисовал человек неразговорчивый.

Зубы и клыки – показатель вербальной агрессии, но, преимущественно, защитной. Об агрессивности говорят и такие детали на голове, как рога, шипы, острый гребень. А вот изображение украшающих голову перьев, пышной гривы, подобия прически свидетельствует о склонности автора рисунка к самоукрашению и демонстративности.

Туловище животного

Чем более основательно, солидно по отношению к голове смотрится тело, тем более рационально и прагматично склонен поступать человек. Если же тело животного хилое, неустойчивое, а то и вовсе витающее в облаках, то и автор этого рисунка не любит принимать продуманные решения. Поступки его часто спонтанны. импульсивны и часто легкомысленны.

Детали за пределами основной фигуры

К таким деталям относятся шипы, гребень, перья, крылья, бантики, детали панциря или торчащая шерсть.

Количество этих «украшающих» фигуру деталей в целом говорит об уровне энергии, и о наличие (или отсутствии) фантазии, воображения. Но сами детали могут носить разный характер.

Если несуществующий зверь буквально ощетинился разнообразными колюче-кусачими элементами, то это говорит об агрессии его автора, как правило, защитной. Если иглы, шипы, жало на хвосте направлены вверх, то человек испытывает потребность защититься от тех, кто выше его по статусу – начальства, родителей, преподавателей. Если же вниз – то агрессия направлена против нижестоящих – подчиненных, детей и т. д.

Уровень интеллекта и креативности

Рисование способствует развитию мышления, а эти характеристики тесно связаны с количеством и сочетаемостью деталей, продуманностью изображения, наличием у животного «индивидуальности». Дело не только в наличие необычных, оригинальных деталей, но и в их сочетании с другими элементами и функциональности.

Название изображенного существа тоже имеет значение. Слишком примитивные названия, такие как, например, «бегемотокот» или «летающая собака» — свидетельство стандартного мышления и не слишком развитой фантазии. Названия из произвольных звукосочетаний, несвязанных с характером изображения (лыдник, фурында и т. д.), чаще говорят о легкомысленности. А соединение частей русских и иностранных слов – об эрудиции и о желании ее продемонстрировать.

***

Представленная здесь интерпретация может произвести впечатление, что человек, создавая образ «несуществующего животного», как бы рисовал автопортрет. Только изображал не внешнее сходство, а внутренние особенности личности. Так вот, это впечатление абсолютно верное. Действительно, та странная зверушка, которую вы нарисовали – это своеобразная проекция вашего внутреннего мира.

  • Вам нравится? Это прекрасно. Человек, довольный собой, не склонен к конфликтам и открыт миру.
  • Вам не нравится ваш образ? Ну, что же, значит, пора задуматься о том, как изменить свой внутренний мир.

Автор – Марина Голубева

Может быть интересно

evio-club.com

Основы интерпретации рисунка «Несуществующее животное»

Введение

Методы тестирования,
основанные на проективных рисунках,
базируются на глубоких культурных
традициях. Человеческая мысль с самого
начала своего развития решала проблему
структурирования и классификации не
только окружающего мира, но и того, что
представлено в человеческих чувствах.

Разнообразие
окружающего растительного и животного
мира использовалось для систематизации
психического и социального. Эта традиция
и поныне существует в искусстве и
социальной сфере, когда психическое
содержание выражается в рисунках при
помощи символов. Смысловое обоснование
интерпретаций этих символов базируется
на идеях З.Фрейда.

Кроме того, в
проективных методах анализируется
индивидуальный человеческий опыт.
Отдельные части тела могут приобретать
для данного человека индивидуальное
значение и могут стать выражением
эмоций, значимой сферы, «осью адаптации».
Часто это наблюдается у людей с физическими
дефектами, невротическими состояниями.
Точки, соответствующие значимым
переживаниям, в процессе рисования
подвергаются влиянию прошлых эмоциональных
состояний. На языке психофизиологии
это объясняется нейрофизиологическим
обеспечением процесса рисования. Явный
или скрытый физический дефект человека
всегда имеет свое представительство в
коре головного мозга. Это вызывает
нарушения в кровообращении либо обменных
процессах в данном участке мозга.
Поэтому, изображая какую-то часть тела
(или предмет, вызывающий сходную по
семантике ассоциацию), человек невольно
искажает ту область графического
изображения, которая соответствует
«поврежденной зоне» в функциональной
системе, обеспечивающей процесс
рисования.

Интерпретация
проективных рисунков имеет тесную связь
с классификацией и таксономией, которые
лежат в основе и науки и искусства.
Используя интерпретацию проективных
рисунков на практике, мы обеспечиваем
набор средств, облегчающих анализ
собственного внутреннего мира, наглядно
показываем, что эволюция внутреннего
мира продолжается постоянно, и, в первую
очередь, внушаем людям уважение к их
собственному разуму, понимание
уникальности каждого человека.
Рассмотренные под биологическим углом
зрения люди, происходящие от одной и
той же расы, сопоставимы с отдельными
цветками. Однако социальная жизнь
производит в этой системе трансформацию,
ибо она побуждает каждого биологического
индивида развивать свою личность –
понятие, вызывающее представление о
типе разновидности или вида, не
существующем в природе, который можно
назвать «моноиндивидуальным». То,
что исчезает со смертью личности, состоит
в синтезе идей и поступков, столь же
исключительном и незаменимом, как и
синтез, производимый растительным
видом, начиная с простых элементов
используемых всеми видами.

Правила проведения тестирования

  • Перед тестированием
    необходимо рассказать человеку о
    процедуре, ее смысле, информации, которую
    вы планируете извлечь из рисунка. Если
    человек откажется от рисования, то и
    вам придется отказаться от тестирования.
    Нельзя тестировать человека не рассказав
    ему предварительно о том, что вы
    собираетесь провести тестирование и
    не получив его согласия на это.
    Распоряжение «а теперь все быстренько
    нарисовали несуществующее животное»,
    совершенно не этично. Более того,
    тестирование без уведомления и согласия
    может рассматривается как принуждение
    человека к соверешению действий против
    его воли, что запрещено Декларацией
    Прав Человека.

  • Рисунки следует
    делать на стандартном листе бумаги
    (формат A-4). Вам будет значительно проще
    накопить опыт по интерпретации
    пространственной информации, если вы
    каждый раз будете иметь дело с одним и
    тем же форматом. Никаких указаний или
    пояснений по поводу «как расположить
    лист» не дается.

  • Инструкция
    рисующему в общем случае звучит так
    «На этом листе нарисуйте, пожалуйста,
    несуществующее животное. Это животное
    не должно иметь природного аналога.
    После того как Вы нарисуете, я задам
    Вам несколько вопросов, чтобы уточнить
    детали рисунка».

  • Во время рисования
    человек не должен иметь возможности
    наблюдать за созданием чужого проективного
    рисунка. Во-первых, могут быть попытки
    копирования и заимствования, во-вторых,
    нечего отвлекаться во время испытания.

  • Рисовать следует
    простым или цветными карандашами.
    Шариковая ручка или фломастер не
    позволят оценить нажим и наклон линии.

  • Когда животное
    нарисовано, его название подписывается
    на этом же листе снизу.

  • Вопросы по рисунку
    уточняют детали — «Это третья нога
    или хвост?», «Что означают эти точки
    на морде?» «Чем питается это
    животное?», «Зачем ему эти шипы на
    ногах?»

  • После завершения
    тестирования испытуемый (испытуемые)
    могут попросить раскрыть им информацию,
    которую Вы извлекли из их рисунка.
    Никогда не проводите никаких групповых
    психологических шоу! Интерпретация
    рисунка — дело исключительно индивидуальное
    и должно происходить с глазу на глаз.
    В процессе рассказа о том, что Вы
    почерпнули из рисунка, следует
    сосредоточиться на «положительной»
    окраске информации. Образовательная
    и воспитательная суть этой процедуры,
    да и всего процесса тестирования,
    заключается в том, чтобы пробудить у
    ученика интерес и уважение к собственным
    мыслям и чувствам. Если у Вас нет времени
    и сил на это благое дело, то хотя бы
    восхищенно почмокайте губами.

Размер

Интерпретация
размера изображенного животного обычно
базируется на пространственной метафоре
«больший размер — больше силы, больше
энергии». Чем больше рисунок, тем
более энергичен, возбудим, уверен в себе
его автор. Соответственно малый размер
говорит о неуверенности, закрепощенности
и т.д. Однако, если рисунок так велик,
что не умещается на лист, то это также
проявление закрепощенности и внешнего
давления на автора.

studfiles.net

Методика “рисунок несуществующего животного”

14

Методика “Рисунок несуществующего
животного” (РНЖ) относится к разряду
проективных. Предполагается, что в
малоструктурированной ситуации
содержание фантазийной продукции в
основном определяется имплицитными
структурами индивидуального опыта
испытуемого, опосредующими процесс
рисования.

Исследования подтверждают, что в
коммуникативной ситуации, характризующейся
неформальным контактом между испытуемым
и экспериментатором и возникающей на
основе открытого сотрудничества,
порождаемый образ фантазии связан с
Я-образом субъекта. Несмотря на то, что
процесс проекции протекает без
достаточного контроля сознания, он
подчинен и сознательным установкам.

Рисунок правомерно отнести к области
невербальной (в данном случае графической)
коммуникации. Это подтверждается
известной зависимостью достоверности
и валидности получаемой посредством
проективной техники информации от
условий коммуникативной ситуации, в
которой проекция проявляется.

В проективном рисовании главным
посредником в познании личности
испытуемого является образ его фантазии.
Исходя из сказанного, РНЖ следует отнести
к разряду специфических методов,
валидизация которых основана не столько
на стандартизации, сколько на учете
закономерностей функционирования
канала невербальной коммуникации.

Важной характеристикой невербального
канала коммуникации является его тесная
связь с эмоциями, играющими определяющую
роль в формировании образов фантазии.
Психологу необходимо развить в себе
способность вжиться в рисунок, входить
с ним в эмоциональный контакт, развить
рефлексию вызываемых им чувств.

Методика РНЖ сконструирована аналогично
известным рисуночным методам (“Рисунок
человека”, “Дом — Дерево — Человек” и
т.д.), проверенным многолетним опытом
применения. Не все аспекты интерпретации
в равной мере валидизированы, т.к. при
обосновании преобладал поиск наиболее
общего подхода к доказательству
диагностической ценности методики,
нежели скрупулезный перебор всех
возможных сочетаний признаков.

На сегодняшний день можно считать
достаточно обоснованными положения о
существовании разнообразных связей
образа несуществующего животного с
Я-образом испытуемого, опосредованности
фантазии опытом и о наличии разнообразных
связей между уровнем притязаний (высотой
оценки качеств собственной личности,
обладать которыми стремится испытуемый:
идеальный Я-образ), самооценкой,
установками реагирования в конфликтных
ситуациях и расположением рисунка на
листе бумаги и его ориентацией.

Методика РНЖ валидизировалась в основном
на клиническом контингенте в ситуации
достаточно неформального и заинтересованного
отношения со стороны испытуемых.

Цель:РНЖ может быть включен
либо в клиническое обследование, либо
как вспомогательный диагностический
прием в процесс групповой психокоррекции.
Он может быть использован как материал
для живого обсуждения в группе пациентов
либо в диалоге исследователь — испытуемый
с целью выяснения и уточнения черт
личности, проблем и социальных установок.
В плане индивидуального консультирования
РНЖ может использоваться в качестве
эвристической опоры для направления
беседы.

РНЖ требует объединения с другими
методами или тестами. Рекомендуется
также проводить эту методику в одном
сеансе с монотонными вербальными
тестами-опросниками, используя ее как
средство, повышающее живой интерес
испытуемого к работе.

Использование РНЖ в ситуации принудительной
экспертизы с целью отбора кадров
значительно снижает, а в большинстве
случаев полностью сводит на нет
эффективность методики.

Чтобы взрослый захотел выполнять РНЖ,
необходимо соблюдать два правила: 1) его
рисование не должно оцениваться, тогда
не будет стремления использовать
стереотипы; 2) рисование для взрослого
должно иметь смысл.

Материал:1) простой карандаш
средней твердости, неостро отточенный
(ручкой, фломастером рисовать нельзя),
т.к. только карандаш передает моторику
руки (нажим, дрожание, прерывистость и
т.д.), что очень важно при анализе; 2) лист
бумаги стандартный, белый или кремовый,
но не глянцевый. Бумага должна быть
ориентирована вертикально.

Инструкция:“Придумайте и
нарисуйте несуществующее животное и
назовите его несуществующим названием.”
Далее можно уточнить, что нежелательно
брать животное из мультфильмов, т.к. оно
уже кем-то придумано; вымершие животные
тоже не подходят.

Некоторые общие замечания к
интерпретации РНЖ:
важной
характеристикой является связь рисунка
с метафорами речи. Одним из опорных
положений при интерпретации является
семантический параллелизм
образно-графического и вербально-метафорического
рядов. В самом общем виде процесс
интерпретации состоит в следующем: то,
что содержится в рисунке (местоположение,
детали и их взаимоотношения), буквально
переносится на личность рисовавшего
в качестве его метафорического описания.
Суждение о личности, как правило,
формируется в результате перевода с
языка метафорического описания на
привычный профессиональный жаргон.
Пример: шипы — “личность с шипами” —
склонность к защитной агрессии; большие
уши — “человек с большими ушами” —
повышенная заинтересованность в
информации о себе.

Основной трудностью при истолковании
рисунка является многозначность
отдельных деталей и признаков. Например,
величина рисунка, в зависимости от
характера контура, графики, эмоционального
фона и т.д., может говорить либо о
тенденциях к самораспространению, о
преобладании эгоцентрических установок,
либо о нарушении контроля над интенсивностью
аффективных проявлений или гипертимии
(гипомании) и т.д.

Кроме обязательного подчинения толкования
отдельных деталей общему впечатлению,
важным способом сузить значение символа
является сознательный выбор надлежащего
контекста интерпретации. Например, при
наличии в рисунке панциря, шипов, чешуи
и т.п. при интерпретации естественно на
первый план выступает контекст самозащиты,
задаваемый оппозицией “уязвимость —
защищенность”, а, например, не характер
уровня притязаний, связанный с
расположением по вертикали. Эвристической
опорой в обоих примерах служит
употребимость указанных аспектов
рисунка в повседневной речевой метафорике
(например, “высокая самооценка”,
“высокие цели” или “человек в панцире”).

Правильный выбор контекста является
важным приемом в работе с рисунком,
позволяющим расширить содержательно
его интерпретацию. Количество возможных
интерпретационных контекстов зависит
от фантазии и внутренней подвижности
экспериментатора. Однако здесь же
кроется и опасность “обратной проекции”
собственных личностных черт на материал
рисунка.

studfiles.net

Методика «Несуществующее животное»

Предложена
М.З.Друкаревич (по Бурлачук Л. Ф., Морозов
С. М., 2000). Опубликована в кн. Практическая
психодиагностика. Методики и тесты.
Учебное пособие. – Самара, Издательский
дом «БАХРАХ», 1998. – С. 110-117.

Для изучения
личности ребенка от 7 лет и старше можно
использовать проективный тест
«Несуществующее животное» Для работы
потребуется лист бумаги, простой мягкий
карандаш и резинка. Лист бумаги лучше
брать белый. Не следует использовать
карандаш средней мягкости, простую
ручку и фломастер.

Инструкция:
Придумайте и нарисуйте несуществующее
животное и назовите его несуществующим
именем.

Показатели и
интерпретация

Положение рисунка на листе

Положение рисунка
ближе к верхнему краю листа (чем больше,
тем выраженное) трактуется как высокая
самооценка, недовольство собственным
положением в социуме и недостаточность
признания со стороны окружающих;
претензия на продвижение, тенденция к
самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка
в нижней части — обратные показатели:
неуверенность в себе, низкая самооценка,
подавленность, нерешительность,
неуверенность, незаинтересованность
в своем социальном положении, признании,
отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная
смысловая часть фигуры

(голова
или
заменяющие ее детали). Голова, повернутая
вправо, — устойчивая тенденция к
деятельности — почти все, что задумывается
или планируется, осуществляется или,
по крайней мере, начинает осу­ществляться,
если даже не доводится до конца (человек
активно переходит к реализации своих
планов, наклонностей).

Голова, повернутая
влево, — тенденция к рефлексии,
размышлению. Испытуемый «не человек
действия», лишь незначительная часть
замыслов реализуется или начинает
реализовываться. Нередки нерешительность,
страх, боязнь перед активным действием
(что именно, надо выяснить дополнительно).

Положение в фас,
т.е. голова, направленная на рисующего,
трактуется как эгоцентризм. На голове
расположены детали, соответствующие
органам чувств, — уши, рот, глаза.

Глазам придается
особое значение. Это символ присущего
человеку страха (японский рисунок после
Хиросимы). Это значение особенно
подчеркивается резкой подрисовкой
радужки. Обратите внимание на наличие
или отсутствие ресниц. Ресницы —
показатель истероидно-демонстративных
манер. Для мужчин — женственные черты
характера с подрисовкой радужки или
зрачка совпадают редко. Ресницы — это
также заинтересованность в восхищении
окружающих внешней красотой и манерой
одеваться, придание этому большого
значения. Значение детали «уши» прямое:
заинтересованность в информации,
значимость мнения окружающих для себя
(дополнительно по другим показателям,
по их сочетанию определяется, предпринимает
ли испытуемый что-либо для положительной
оценки или только дает соответствующие
реакции на окружающих: радость, гордость,
обида, огорчение, не изменяя при этом
своего положения).

Деталь «Рот» можно
оценивать следующим образом. Приоткрытый
рот в сочетании с языком — болтливость,
в сочетании с подрисовкой губ трактуется
как чувственность. Иногда и то, и другое
вместе. Открытый рот без подрисовки губ
и языка, особенно зачерченный, трактуется
как легкость возникновения страхов и
опасений, недоверия. Рот с зубами —
вербальная агрессия, в большинстве
случаев защитная: огрызается, защищается,
грубит в ответ на осуждение или порицание.
Для детей и подростков значение рта
округлой формы означает боязливость и
тревогу. Увеличенный (по отношению с
фигурой в целом) размер головы говорит
о том, что испытуемый ценит рациональное
начало, а, возможно, и эрудицию в себе и
окружающих.

На голове часто
расположены дополнительные детали:
рога — защита, агрессия (определить в
сочетании с другими признаками агрессии
— ногтями, щетиной, иглами). Характер
этой агрессии — спонтанный или
защитно-ответный.

Перья — тенденция
к самоукрашению или к самооправданию
и демонстративности.

Грива, шерсть,
подобие прически — чувственность,
подчеркивание своего пола, иногда
ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая
часть фигуры

(опорная — ноги, лапы, постаменты).
Рассматривается основательность этой
части фигуры по отношению к размеру
всей фигуры и по форме — основатель­ность,
обдуманность, рациональность принятия
решений, опора на существенную и значимую
информацию, на существенные положения.
В противном случае — поверхностность
и неосновательность суждений,
легкомысленность выводов, иногда
импульсивность принятия решений —
особенно при полном или частичном
отсутствии ног. Обратить внимание на
характер соединения ног с корпусом:
соединены точно, тщательно или небрежно,
слабо, или не соединенные совсем. Это
характер контроля за своими рассуждениями,
выводами, решениями. Однотипность и
однонаправленность, а также повторяемость
формы ног любых элементов в одной части
— конформность суждений и установок в
принятии решений, стационарность,
банальность. Разнообразие в положении
этих деталей говорит о своеобразии
установок и суждений, самостоятельности,
небанальности соответственно необычности
формы, даже о твор­ческом начале в
норме или инакомыслии (ближе к патологии).

Части,
возвышающиеся над уровнем фигуры
,
могут быть функциональные или украшающие.
Крылья, дополнительные ноги, щупальца,
детали панциря, перья, бантик, что-то
вроде завитушек, кудрей, цветков. Первые
— это энергия, охват разных областей
человеческой действительности,
уверенность в себе, самораспространение
с неделикатными, неразборчивыми
утешениями окружающих, либо любознательность,
«соучастие» как можно в большем количестве
мероприятий, завоевание себе места под
солнцем, увлеченность своей деятельностью,
смелостью мероприятий — соответственно
значению символа (щупальца, крылья и
т.д.). Вторые — демонстративность,
склонность к обращению на себя внимания,
манерность.

Хвосты — выражают
отношение к собственным действиям или
поступкам, или решениям, размышлениям,
вербальной продукции — по тому, повернут
ли хвост вправо (+) на листе или влево
(-), судят об окраске этого отношения,
которая выражена в направлении хвоста.
Вверх — уверенно, положительно, бодро,
хвост же, падающий вниз, показывает
недовольство собой, подавленность,
сожаление, раскаяние и т.д. Особое
внимание следует обратить на хвосты,
состоящие из нескольких, иногда
повторяющихся звеньев Особенно на
пышные, длинные, разветвленные. Их
направленность также имеет значение,
вправо — по поводу своих действий или
поведения, влево — по поводу своих
мыслей, решений, пропущенного момента,
собственной нерешительности.

Контур
фигуры
.
Важно наличие или отсутствие выступов
(типа шипов, панциря, игл, прорисовки
или затемнения линий контура). Это защита
от окружающих. Агрессивная защита, если
рисунок выполнен в острых углах, страх
или тревога, если есть затемнение
контурной линии, опасение и подозрительность,
если поставлены щиты, «заслоны»,
направленные вверх — против лю­дей,
реально имеющих возможность наложить
запрет, ограничение, осуществить
принуждение, т.е. против старших во
возрасту, родителей, учителей, начальников,
руководителей. Направленность защиты
вниз — против насмешек, непризнания,
отсутствия авторитетов у нижестоящих
подчиненных, боязнь осуждения. Боковые
— недифференцированная опасливость,
готовность к защите и самозащите любого
порядка и в разных ситуациях. То же самое
— элементы защиты, расположенные не по
контуру, внутри контура, на самом корпусе
животного. Справа — больше в процессе
деятельности (реальной), а слева — защита
своих мнений, убеждений.

Общая
энергия

оценивается количеством изображенных
деталей только ли необходимое, чтобы
дать представление о животном (тело,
голова, конечности и т.д.) с заполнением
контуров без штриховки и дополнительных
линий или же имеет место щедрое изображение
не только необходимых, но и усложняющих
конструкцию деталей (дополнительных)
Соответственно, чем выше энергия, тем
больше деталей, и, наоборот, отсутствие
таковых — экономия энергии, астеничность,
органика, хроническое соматическое
заболевание. То же подтверждается
характером линий при астении — слабая,
паутинообразная. Обратный же характер
линии не является полярным (жирная с
нажимом), это не энергия, а тревожность
Особенно обратите внимание на резко
продавленные линии, видимые даже с
обратной стороны (судорожный, высокий
тонус мышц рисующей руки — резкая
тревожность). Обратить внимание также
на то, какая деталь, какой символ выполнен
подобным образом, к чему привязана
тревожность.

Тематически
животные делятся на угрожающих, угрожаемых
и нейтральных. Это отношение испытуемого
к своему «Я», представление о своем
положении в мире, об идентификации себя
по значению с животными В данном случае,
рисуемое животное — представитель
самого рисующего

Уподобление
животного человеку
,
начиная с поста­новки животного в
положение прямохождения (две лапы,
вместо четырех и т д.), кончая одеванием
животного в человеческую одежду, включая
похожесть морды на лицо, ног и лап на
руки — свидетельствуют об инфантилизме,
эмоциональной незрелости. Механизм
сходен с аллегорическим значением
животных и их характеров в сказках,
притчах Фигура круга, особенно ничем
не заполненного, символизирует тенденцию
к сокрытию, замкнутости своего внутреннего
мира, нежелание давать сведения о себе
окружающим, на­конец, нежелание
подвергаться тестированию. Обратить
внимание на акцент сексуальных признаков
— вымени, сосков, груди при человеческой
фигуре. Это отношение к полу, вплоть до
фиксации на проблемах секса. Редко и
очень необычно обращает на себя внимание
вмонтировка механических частей в живую
часть животного — постановка на
постамент, танковые или транспортные
гусеницы, треножник, прикрепление к
голове пропеллера, винта, проводов,
вмонтирование в глаза электроламп,
проводов в тело или конечности, рукояток
и клавиш, антенн и т.д. Это наблюдается,
главным образом, у больных шизофренией
и редко у глубоких шизоидов

Творческие
возможности

выражены обычно количеством сочетающихся
в фигуре элементов. Банальность,
отсутствие творческого начала принимает
форму готового, существующего животного

Название
может выражать рациональное соединение
смысловых частей («Летающий заяц»,
«Бегемот»). Другие варианты словообразования
с книжно-научным, иногда латинским
суффиксом или
окончанием («Реболетиус», «Воплиолярис»).
Первое — рациональность, направленная
установка на определенную ориентацию.
Второе — демонстративность (разума,
эрудиции). Встречаются на­звания
поверхностно-звуковые без всякого
осмысления («Гряктер», «Лелые»),
знаменующие легкомыслие.

Наблюдаются и
ироническо-юмористические названия
(«Рипочурка», «Давашпор», «Пузыриес»),
характеризующие соответствующее
отношение к окружающему. Инфантильные
названия имеют обычно повторяющиеся
элементы («Трутру»). Склонность к
фантазированию (чаще всего защитного
порядка) выражается непомерно длинным
названием.

studfiles.net

Ключи к тесту «Несуществующее животное». Опрос.

Главная страница » Анализ рисунка » Ключи к тесту «Несуществующее животное». » Ключи к тесту «Несуществующее животное». Опрос.

Ключи к анализу теста «Несуществующее животное».
Пострисуночный опрос.

Внимательно изучите ответы пострисуночного опроса, они могут дать очень много информации. Конечно, в стандартных «ключах» она неполная, но пока мы изучаем только их.

Вопрос:  Где живет несуществующее животное?

Если место обитания несуществующего животного изолированное (например, пещера или другая планета) – человек испытывает недостаток общения или чувство одиночества.

Если говорится о том, что к месту обитания несуществующего животного трудно добраться (например, он живет в непроходимой чаще или в горах, где нет дороги) — человек нуждается в защите, боится агрессии со стороны окружающего мира.

Если место обитания несуществующего животного какое-то экзотическое (например, остров Мадагаскар или заколдованный лес) — это указывает на демонстративность человека.

Если среда обитания несуществующего животного эмоционально неприятная для человека (например, болото или грязь) — это может быть признаком невротического состояния, низкой социализированности или даже указанием на психическое заболевание.

Вопрос:  Чем питается несуществующее животное?

Если продуктами питания несуществующего животного являются явно несъедобные вещи для человека (например, камни, стекло, металл) — это указание на низкую социализированность или нарушение общения.

Если в пищу несуществующее животное употребляет особо крупные объекты (например, горы, деревья, дома) или «ест все» — это говорит об импульсивности человека или его низкой социализированности.

Если несуществующее животное питается людьми — это указание на негативизм (склонность к противостоянию и противоречию другим людям), асоциальность (безразличие к обществу) или антисоциальность (причинение вреда обществу ради своего интереса), а также агрессивность человека.

Если в ответе на этот вопрос подробно описывается процесс поедания жертв — это говорит об агрессивности человека.

Если несуществующее животное употребляет эмоционально неприятную для нас пищу (например, червей, грязь, слизь) — это может указывать на невротическое состояние или даже психическое заболевание человека.

Если несуществующее животное употребляет в пищу кровь или отдельные органы и части живых организмов (например, сердце или мозг) — это говорит о присутствии у человека невротической агрессии (ответная реакция на неблагоприятную внешнюю ситуацию).

Если несуществующее животное питается воздухом или энергией или вообще не питается ничем — это говорит об интровертности человека или, возможно, о его шизоидности.

Вопрос:  Чем обычно занимается несуществующее животное? Какое его любимое занятие?

Если занятие обычное (например, оно играет, гуляет, развлекается) — это прямая проекция своих желаний.

Если несуществующее животное постоянно занято поисками пищи — человек ощущает трудность, однообразие и нестабильность жизни.

Если несуществующее животное что-то ломает или топчет в процессе своей жизнедеятельности — это указывает на асоциальность или антисоциальность человека, негативизм, агрессивность или даже психическое заболевание.

Если несуществующее животное много спит — это признак усталости или астенического состояния человека.

Если любимое занятие несуществующего животного с крыльями парить в облаках – значит, в реальной жизни эти люди обычно пассивны и несколько инфантильны.

Вопрос:  У несуществующего животного есть друзья?

Если друзья отсутствуют — человек испытывает чувство одиночества.

Если друзьями несуществующего животного являются все окружающие, без конкретизации — это показатель высокой неудовлетворенной потребности в общении.

Если друзьями несуществующего животного являются злые, агрессивные персонажи (например, акулы, крокодилы, драконы) — это указание на негативизм, агрессивность, асоциальность или антисоциальность (объяснялось выше).

Вопрос:  У несуществующего животного есть враги?

Если врагов очень много или они отсутствуют вообще — это указание на боязнь агрессии.

Если человек не назвал конкретных врагов несуществующего животного, то, скорее всего, дело не в конкретных опасениях и страхах, а вообще в боязни общения и конфликтов, то есть в повышенной застенчивости.

Если врагами несуществующего животного являются все окружающие — это признак негативизма,  асоциальности или антисоциальности.

Вопрос:  Несуществующее животное умеет защищаться? Как оно защищается?

Если человек подробно описывает способы защиты от опасности или говорит о ее гигантском размере— это указывает на его тревожность и боязнь агрессии.

Вопрос:  Несуществующее животное чего-нибудь боится?

Если в ответе на этот вопрос перечисляется слишком много страхов или страхи, которые нетипичны для животных (например, темнота, смерть, насекомые) — это говорит о невротическом состоянии или наличии страхов.

Вопрос:  Какого размера несуществующее животное?

Если размер животного, заявленный в пострисуночном опросе, не соответствует размеру самого рисунка, это свидетельствует о внутреннем конфликте человека. Например, животное огромного размера (в опросе), а нарисовано совсем крошечным. Или наоборот, нарисовано несуществующее животное на весь лист, а в опросе выяснилось, что оно размером с букашку.

Вопрос:  3 желания несуществующего животного.

Если несуществующее животное хочет иметь друзей — человек испытывает недостаток общения.

Если несуществующее животное пожелало не иметь врагов — это боязнь агрессии, а в некоторых случаях –  настороженность и подозрительность.

Если несуществующее животное  пожелало, чтобы его не боялись — это также боязнь агрессии.

Если несуществующее животное  захотело стать обычным животным или  человеком — это значит, что человек испытывает эмоциональный дискомфорт, который связан с ощущением им своего отличия от окружающих (шизоидный склад личности: ощущение своей отстраненности, своей необычности, несходства с окружающими, сниженная эмоциональность).

Если несуществующее животное хочет стать больше по размеру — человек нуждается в защите, испытывает боязнь агрессии или ощущает свою малую значимость в окружающем мире.

Если несуществующее животное большое, но хочет стать еще больше – это указание на состояние тревоги.

Если несуществующее животное хочет летать и посмотреть на мир – это говорит о любознательности и познавательной направленности человека.

Дополнительные сведения в пострисуночном опросе.

Если во время обсуждения рисунка человек затрагивает тему размножения — это говорит о значимости для него сексуальной сферы. При этом, если идет указание на бесполые формы размножения — человек относится к сексуальной сфере напряженно в результате внутреннего конфликта.

Если несуществующее животное может передвигаться любыми способами (например, и бегать, и плавать, и летать) – человек легко приспосабливается к ситуации.

Вы можете дополнить свой бланк пострисуночного опроса таким пунктом, если в практической работе он окажется вам полезным.

Если несуществующее животное ходит вверх ногами – это свидетельствует о том, что человек выходит за рамки общепринятых понятий, нарушает заведенный порядок вещей.

Если глаза несуществующего животного вынесены далеко вперед и способны вращаться в любую сторону – это указывает на осторожность и высокую избирательность в контактах.

Если хвост несуществующему животному нужен для того, чтобы за ним прятаться, и рога для защиты от врагов – это боязнь агрессии.

Если в пострисуночном опросе человек очень подробно описывает свое несуществующее животное, возводя его в ранг идеального, исключительного или особо красивого — это признаки демонстративности и склонности к компенсаторному фантазированию.

Соответствие рисунка несуществующего животного и пострисуночного опроса к нему.

Если человек говорит, что его несуществующее животное ходит, но при этом в рисунке животного отсутствуют ноги или они слишком тонкие и неустойчивые – это указывает на поверхностность и легкомыслие.

Если несуществующее животное имеет крылья, но в пострисуночном опросе выяснилось, что они нужны ему не для того, чтобы парить в облаках, а чтобы летать и на все смотреть – то это показатель высокой познавательной направленности, а не склонности к защитному фантазированию.

Посмотрите, какой у несуществующего животного характер (учитывайте и свое впечатление от рисунка, и пострисуночный опрос) — он показывает представление человека об отношении к собственному „я”.

Отметьте для себя, каких деталей больше в рисунке несуществующего животного — добрых (например, радостная улыбка) или агрессивных (чешуя, иглы), и как они соотносятся с пострисуночным опросом.

На этом мы закончим изучение стандартных «ключей» к тесту «Несуществующее животное». В следующей статье будет для вас интересное практическое задание.

detskiefantazii.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о